Урок мужества "высшая ценность - отчизне служение". Великие о родине Пожертвовать своей жизнью отстаивая свое отечество

09:01 24.04.2010 В катынском деле найдены факты в защиту НКВД
В пятницу, 23 апреля, депутат Госдумы РФ, заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному строительству Виктор Илюхин направил президенту Дмитрию Медведеву официальное письмо с просьбой возобновить расследования уголовного дела о расстреле польских офицеров, а также дать судебно-правовую оценку имеющимся в нем доказательствам. Кроме того, в письме содержится просьба не допускать в будущем проведения официальных польских мероприятий в мемориальном комплексе в Катыни, если они будут носить явную антироссийскую направленность. Текст письма приводит сайт «Правда о Катыни».

Илюхин отмечает противоречие исторических фактов версии о расстреле польских офицеров НКВД СССР. В частности, установлено, что поляки были расстреляны из немецкого оружия. Не оспаривается и то, что у многих жертв руки связаны бумажным шпагатом, производство которого на момент расстрела не было известно в СССР. Кроме того, найдены паспорта, иных документов, удостоверяющих личность убитых, что, по словам Илюхина, «в данной ситуации абсолютно невозможно».

Еще одним аргументов в защиту НКВД СССР станут архивные документы. В 3-м номере журнала «Наш современник» за 2010 год (стр. 286-288) опубликовано открытое письмо действительного государственного советника В. Шведа директору Государственного архива РФ Мироненко С.В. В письме автор раскрывает информацию, которая подтверждает непричастность войск НКВД к расстрелу польских офицеров в Катыни.

Швед напоминает, что в «закрытом пакете № 1» были обнаружены несколько документов, которые якобы подтверждают единоличную вину довоенного советского руководства за расстрел польских военнопленных и граждан. Среди документов записка Берии Сталину № 794/Б от «_» марта 1940 г. о польских военнопленных и арестованных гражданах, выписка с решением Политбюро ЦК ВКП (б) № П13/144 от 5 марта 1940 г. по «Вопросу НКВД СССР» (два экземпляра), листы № 9, 10 из протоколов Политбюро ЦК ВКП (б) за март 1940 г. с решениями и рукописная записка Шелепина Хрущёву № 632-ш от 3 марта 1959 г. с проектом постановления Президиума ЦК КПСС об уничтожении учетных дел расстрелянных польских военнопленных.

Ключевым документом в пакете считается записка наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии Сталину за № 794/Б от «_» марта 1940 г., в которой предлагалось расстрелять 25 700 пленных и арестованных польских граждан как «заклятых врагов советской власти».

Однако, по словам Шведа, в записке Берии присутствует немало несуразностей и ошибок. Так, в резолютивной части записки предлагается расстрелять на 36 военнопленных поляков меньше и на 315 арестованных поляков больше, нежели указано в пояснительной части. Зная скрупулёзное отношение Сталина и его помощника Поскрёбышева к точности количественных данных, невозможно представить, чтобы Берия рискнул отправить в Кремль документ с такими ошибками. Также установлено, что отдельные страницы небольшой по объёму записки перепечатывались, причём на разных машинках. Подобное для документов такого уровня недопустимо, как тогда, так и сейчас.

Ключевой ошибкой записки является отсутствие на ней конкретной даты. Само по себе это не является чем-то исключительным. Известны записки НКВД, в которых дата проставлена рукой Берии. Однако, согласно официальной регистрации в секретариате НКВД СССР, Сталину была направлена записка № 794/Б от 29 февраля 1940 года. Фактически он, как утверждается, «получил» записку № 794/Б, датированную и отправленную в марте 1940 г., без указания конкретного числа.

Ни один нотариус, ни один суд не признают записку Берии, зарегистрированную февралем, а датируемую мартом, достоверной и сочтут её по формальным основаниям подложной. В сталинский период подобное расценивалось как вредительство.

Кроме того, отмечает Швед, с серьёзными нарушениями оформлены два экземпляра выписки с решением Политбюро ЦК ВКП (б) от 5 марта 1940 г. ода. На выписке, предназначенной для направления Берии, отсутствует печать Центрального Комитета и оттиск факсимиле Сталина. Фактически это не документ, а простая информационная копия. Направление исполнителю (Берии) незаверенной выписки противоречило элементарным правилам работы партийного аппарата.

Также остаются вопросы и после ознакомления с выпиской из протокола заседания Политбюро ЦК ВКП (б) от 5 марта 1940 г., направленной в феврале 1959 г. Председателю КГБ Александру Шелепину. Этот экземпляр также был отпечатан в марте 1940 г. Но в 1959 г. с него удалили дату «5 марта 1940 г.» и фамилию старого адресата, после чего впечатали новую дату 27 февраля 1959 г. и фамилию Шелепина.

По словам Шведа, выписка из протокола заседания Политбюро ЦК ВКП (б) от 27 февраля 1959 года не может считаться документом, так как в феврале 1959 года вместо ВКП (б) была КПСС, а высшим партийным органом был Президиум ЦК КПСС. Помимо этого согласно правилам партийного делопроизводства, дата и фамилия адресата указывались только в сопроводительном письме к архивному документу, но ни в коем случае не на самом документе.

Однако в обеих выписках из решения Политбюро от 5 марта 1940 г. фамилия «Кобулов», которую Сталин якобы лично вписал в записку Берии, ошибочно напечатана через «а» - «Кабулов». Сомнительно, что машинистка осмелилась бы «поправить» вождя?

Швед также ставит под сомнение объективность информации в записке, которая считается важнейшим подтверждением факта расстрела сотрудниками НКВД в 1940 г. 21 857 польских граждан. Это записка Председателя КГБ Александра Шелепина Первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущёву за № 632-ш от 3 марта 1959 г. Её подлинность не вызывает сомнений. Однако вряд ли автор записки (Шелепин не был автором, он её лишь подписал) обладал объективной и достоверной информацией относительно реальных обстоятельств расстрела польских военнопленных и граждан. Этот вывод можно сделать из того, что документ содержит многочисленные неточности и явные ошибки о местах расстрела поляков, составе расстрелянных, о международном признании выводов комиссии Бурденко и т. п. В записке ни слова не сказано о причинах невыполнения в полном объеме (расстрелять 25 700 человек) решения Политбюро.

Швед также обращает внимание на то, что до сих пор засекречены акты об экспертизах катынских документов. Он предполагает, что в актах просто-напросто отсутствует анализ и объяснение всех вышеперечисленных ошибок и несуразностей, так как сама экспертиза свелась к визуальному осмотру документов.

Швед также напоминает о заявлении сопредседателя Группы по сложным вопросам российско-польских отношений, ректора МГИМО, академика РАН Анатолия Торкунова о том, что из военного архива ему прислали материалы, которые «не отрицают, что польские офицеры стали жертвами сталинских репрессий, но говорят о том, что, возможно, какая-то часть офицеров была уничтожена немцами».

В конце ноября 2009 года катынское дело перешло под международную юрисдикцию. Европейский суд принял к рассмотрению иски семей польских военнопленных офицеров, расстрелянных в Катыни.

Европейский суд обратился к России с рядом вопросов. В частности, о сокрытии постановления о прекращении следствия по катынскому преступлению, об эффективности, а точнее - о справедливом и надлежащем разбирательстве по делу, о том, были ли родственники допущены к ознакомлению с имеющимися материалами и т. д. Учитывая невероятную поспешность, с которой Европейский суд начал рассматривать иски поляков, весьма вероятно, что оглашение вердикта по этим искам будет приурочено к 65-й годовщине Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.

В заключение Швед высказывает мнение, кощунственно утверждать, что историки и исследователи, не согласные с официальной версией катынского преступления и защищающие доброе имя России, пытаются обелить сталинские репрессии.

Главная > Сочинение

МОУ Евлановская основная общеобразовательная школа Должанского района Орловской области

На конкурс

Сочинение

на тему:

«Честь и Слава Державы»

ученицы 8 класса

Евлановской основной общеобразовательной школы

Мальцевой Кристины Геннадиевны.

«Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и своё Отечество, или даже просто отстаивая интересы своего Отечества…»

Ф.М. Достоевский.

Каждое государство нуждается в армии, чтобы защищать свои границы. Регулярные войска России стали создаваться при Петре первом. Менялись времена, военноначаль-ники, вооружение – армия становилась крепче и организованнее. Царская армия занималась расширением границ в Сибири, на Кавказе, участвовала, иногда совместно с союзниками, во многих войнах: в тысяча восемьсот двенадцатом году с Наполеоном, русско-японской, русско-турецкой, первой мировой. Русская армия – одна из самых современных в мире со старыми давно сложившимися традициями. Много имён военноначальников и солдат на устах людей: Кутузов, Александр Невский, Ушаков, Нахимов, Суворов, Соболев, Жуков, Рокоссовский и другие. Было много побед, прославивших эти имена: Ледовое побоище, Бородино, переход через Альпы, Брусиловский прорыв, Сталинградская битва. Были и поражения, но и в этих сражениях проявился героизм русского солдата, недаром все помнят историю гибели корабля «Варяг». Первая мировая война – большое потрясение в истории России. Началась победоносно для нашей армии, но в итоге привела к гибели империи. Но армия не умерла, после революции тысяча девятьсот семнадцатого года она реформировалась в Красную армию. И многие традиции были сохранены, привлекались для службы офицеры царской армии. Много пословиц и поговорок сложил русский народ о воинском братстве: «Солдатское братство рождается в бою», «Винтовку нам отцы оставили, а мы её в боях прославили», «Воюй не на жизнь, а на смерть», «Война ничего не спишет, она только припишет: одним – славу, другим – позор», «Чем сильнее враг, тем крепче держи кулак», «Большая заслуга – выручить в бою друга», «Не всем солдатам командирами быть, но всем честно родине служить», «Кто честно служит, с тем слава дружит». В своём сочинении хочу затронуть тему Великой Отечественной войны. Нелёгкой ценой досталась победа. Советский народ много дней шёл военными дорогами, чтобы спасти свою Родину и всё человечество от фашизма. Она началась в тысяча девятьсот сорок первом году. Фашисты огромными силами обрушились на нашу страну. Но наша армия решительно преградила путь врагам. Сплотившись, народ бросился на защиту своей свободы. Мы не видели войны, но мы знаем о ней. Мы должны помнить, какой ценой было завоевано наше счастье. Людям было очень сложно. На фронтах гибли солдаты, в тылу и в оккупации умирали женщины, дети, старики. Но, не смотря на это, продолжали проявлять чудеса героизма, каждый человек внёс свой вклад в победу. В тылу работали по двадцать часов в сутки, производя оружие для фронта. Солдаты «Не щадя живота своего» каждый день шли на смерть. На оккупированной территории создавались отряды сопротивления. Мы должны обязательно помнить о тех пяти девчонках из повести Васильева «А зори здесь тихие», которые защищали свою Родину. Молодые, красивые женщины надели на себя тяжёлые сапоги, шинель и ушли воевать, до конца не сознав, что они могут погибнуть и не вернуться. Им было очень страшно, но они пошли на встречу фашистам, выполняя свой долг перед Родиной. Особенно меня восхищает подвиг Жени Камельковой. Чтобы дать возможность оказать Рите помощь, она уводит немцев от того места, где лежит её подруга. Она сражается с фашистами до последнего. Всё-таки война была жестокой, она забрали этих девушек. Это вымышленные герои, но их образ подсказали поступки людей, попавших в сложные военные будни. Они уходили красиво и достойно. Очень много людей совершали такие подвиги. Они умирали, но не сдавались. Ведь ещё Александру Суворову принадлежат слова: «Горжусь, что я – россиянин. Мы – русские и поэтому победим». Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. В школьном музее хранятся воспоминания о земляках – бойцах Великой Отечественной. Иванилов Дмитрий Кириллович, Ефанов Илья Петрович, животов Иван Митрофанович дошли до Берлина. Ревякин Пётр Гаврилович закончил войну на границе Маньчжурии. К сожалению, у нас не осталось в живых земляков – ветеранов. Но герои и их дела никогда не умирают и никогда про них не забывают. В бою солдатам часто приходилось проявлять свою находчивость, сноровку. Ещё адмирал Нахимов говорил: «Жизнь каждого принадлежит Отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит ему пользу» Правило номер один среди воинов: «Сам погибай, а товарища выручай» действовало в русской армии много веков. Против фашизма поднялись не только народы Европы, но и Америки. Советская армия, сражаясь с союзниками, приняла на себя основной удар. На фронте бок о бок стояли народы бывших республик Советского Союза: русские, латыши, белорусы, украинцы, казахи, грузины.… Все понимали друг друга, оказывали помощь, стремились к общей цели – победа над фашизмом. Каждому человеку дорог праздник Победы. Этот день помнят все и не забывают, хотя уже прошло более 60 лет. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Но жестокость войны проявляется ещё и в том, что от ран через много месяцев, лет умирали солдаты. До сих пор на полях сражений находят снаряды, которые, взрываясь от неосторожных действий человека, уносят новые жизни. В некоторых странах начали обвинять наших солдат в том, что они сами несли зло и насилие, забывая о том, сколько жизней было спасено. Русский солдат- освободитель стал «оккупантом». Забыты лагеря смерти, как угоняли молодёжь на работу в Германию, уничтожались целые деревни. Наша задача не только не забыть о вкладе людей, вставших на борьбу с фашизмом, но и не дать исковеркать историю – очернить судьбы людей, сражавшихся на полях Великой Отечественной войны. Современная армия имеет самое мощное вооружение, но не стремиться ввязываться в новые конфликты. Нам нужны профессиональные военные, грамотные и физически здоровые солдаты, способные проявить себя, как в военное, так и в мирное время: для поиска пропавших людей, помощь при стихийных бедствиях, выполнение миротворческих акций по всему миру. В горячих точках ещё иногда гибнут бойцы, выполняя свой профессиональный долг. Служба в армии должна быть почётной обязанностью каждого гражданина. К сожалению, в данный момент не все так думают. Нужно возрождать традиции русского воинства, поднимать её авторитет, уважать её историю. Слава и доблесть русской армии в том, что, не смотря на смену поколений, она остаётся всегда в хорошей боеготовности, готовая прийти на помощь любой стране мира. Революционные потрясения ослабляют её, но она опять поднимается вместе со всей страной. Наша армия, выстоявшая в кровопролитных сражениях и продолжающая с честью охранять границы нашей страны, - Честь и Слава Державы.

Кстати, насчет войны и военных слухов. У меня есть один знакомый парадоксалист. Я его давно знаю. Это человек совер­шенно никому неизвестный и характер странный: он мечтатель. Об нем я непременно поговорю подробнее. Но теперь мне припомнилось, как однажды, впрочем уже несколько лет тому, он раз заспорил со мной о войне. Оп защищал войну вообще и, может быть, единственно из игры в парадоксы. Замечу, что он "статский” и самый мирный и незлобивый человек, какой только может быть на свете и у нас в городе.
– Дикая мысль, – говорил он, между прочим, – что война есть бич для человечества. Напротив, самая полезная вещь. Один только вид войны ненавистен и действительно пагубен: это война междоусобная, братоубийственная. Она мертвит и разлагает госу­дарство, продолжается всегда слишком долго и озверяет народ на целые столетия. Но политическая, международная война при­носит лишь одну пользу, во всех отношениях, а потому совершенно необходима.
– Помилуйте, народ идет на народ, люди идут убивать друг друга, что тут необходимого?
– Всё и в высшей степени. Но, во-первых, ложь, что люди идут убивать друг друга: никогда этого не бывает на первом пла­не, а напротив, идут жертвовать собственною жизнью – вот что должно стоять на первом плане. Это же совсем другое! Нет выше идеи, как пожертвовать собственною жизнию, отстаивая своих братьев и свое отечество или даже просто отстаивая интересы своего отечества. Без великодушных идей человечество жить не может, и я даже подозреваю, что человечество именно потому и любит войну, чтоб участвовать в великодушной идее. Тут потребность.
– Да разве человечество любит войну?
– А как же? Кто унывает во время войны? Напротив, все тотчас же ободряются, у всех поднят дух, и не слышно об обык­новенной апатии или скуке, как в мирное время. А потом, когда война кончится, как любят вспоминать о ней, даже в случае поражения! И не верьте, когда в войну все, встречаясь, говорят друг другу, качая головами: "Вот несчастье, вот дожили!” Это лишь одно приличие. Напротив, у всякого праздник в душе. Знаете, ужасно трудно признаваться в иных идеях - скажут: зверь, ретроград, - осудят; этого боятся. Хвалить войну никто не решится.
– Но вы говорите о великодушных идеях, об очеловечении. Разве не найдется великодушных идей без войны? Напротив, во время мира им еще удобнее развиться.
– Совершенно напротив, совершенно обратно. Великодушие гибнет в периоды долгого мира, а вместо него являются цинизм, равнодушие, скука и много–много что злобная насмешка, да и то почти для праздной забавы, а не для дела. Положительно можно сказать, что долгий мир ожесточает людей. В долгий мир социальный перевес всегда переходит на сторону всего, что есть дурного и грубого в человечестве, – главное к богатству и капиталу. Честь, человеколюбие, самопожертвование еще уважаются, еще ценятся, стоят высоко сейчас после войны, но чем дольше продолжается мир – все эти прекрасные великодушные вещи бледнеют, засыхают, мертвеют, а богатство, стяжание захваты­вают всё. Остается под конец лишь одно лицемерие – лицемерие чести, самопожертвования, долга, так что, пожалуй, их еще и будут продолжать уважать, несмотря на весь цинизм, но только лишь на красных словах для формы. Настоящей чести не будет, а останутся формулы. Формулы чести – это смерть чести. Долгий мир производит апатию, низменность мысли, разврат, притуп­ляет чувства. Наслаждения не утончаются, а грубеют. Грубое бо­гатство не может наслаждаться великодушием, а требует наслаж­дений более скоромных, более близких к делу, то есть к прямей­шему удовлетворению плоти. Наслаждения становятся плотояд­ными. Сластолюбие вызывает сладострастие, а сладострастие всегда жестокость. Вы никак не можете всего этого отрицать, по­тому что нельзя отрицать главного факта: что социальный перевес во время долгого мира всегда под конец переходит к грубому богатству.
– Но наука, искусства – разве в продолжение войны они мо­гут развиваться? А великие и великодушные идеи?
– Тут-то я вас и ловлю. Наука и искусства именно развива­ются всегда в первый период после войны. Война их обновляет, освежает, вызывает, крепит мысли и дает толчок. Напротив, в долгий мир и наука глохнет. Без сомнения, занятие наукой требует великодушия, даже самоотвержения. Но многие ли из ученых устоят перед язвой мира? Ложная честь, самолюбие, сластолюбие захватят и их. Справьтесь, например, с такою страстью, как зависть: она груба и пошла, но она проникнет и в самую благородную душу ученого. Захочется и ему участвовать во всеоб­щей пышности, в блеске! Что значит перед торжеством богатства торжество какого-нибудь научного открытия, если только оно не будет так эффектно, как, например, открытие планеты Нептун? Много ли останется истинных тружеников, как вы думаете? На­против, захочется славы, вот и явится в науке шарлатанство, гоньба за эффектом, а пуще всего утилитаризм, потому что за­хочется и богатства. В искусстве то же самое: такая же погоня за эффектом, за какою-нибудь утонченностью! Простые, ясные, великодушные и здоровые идеи будут уже не в моде: понадо­бится что-нибудь гораздо поскоромнее, понадобится искусствен­ность страстей. Мало-помалу утратится чувство меры и гармонии; явятся искривления чувств и страстей, так называемые утончен­ности чувства, которые в сущности только их огрубелость. Вот этому-то всему подчиняется всегда искусство в конце долгого мира. Если б не было на свете войны, искусство бы заглохло окончательно. Все лучшие идеи искусства даны войной, борьбой. Подите в трагедию, смотрите на статуи: вот Гораций Корнеля, Аполлон Бельведерский, поражающий чудовище...
– А Мадонна? А Христианство?
– Христианство само признает факт войны и пророчествует, что меч не прейдет до кончины Мира: это очень замечательно и поражает! О, без сомнения, в высшем, в нравственном смысле оно отвергает войны и требует братолюбия. Я сам первый воз­радуюсь, когда раскуют Мечи на Орала! Но вопрос: когда это мо­жет случиться? И стоит ли расковывать теперь Мечи на Орала? Теперешний мир всегда и везде хуже войны, до того хуже, что даже безнравственно становиться под конец его поддерживать: нечего ценить, совсем нечего сохранять, совестно и пошло сохра­нять. Богатство, грубость наслаждений порождают лень, а лень порождает рабов. Чтоб удержать рабов в рабском состоянии, надо отнять от них свободную волю и возможность просвещения! Замечу еще, что в период мира укореняется трусливость и бесчестность. Человек по при­роде своей страшно наклонен к трусливости и бесстыдству и отлично про себя это знает; вот почему, может быть, он так и жаждет войны, и так любит войну: он чувствует в ней лекарство. Война развивает братолюбие и соединяет народы.
– Как соединяет народы?
– Заставляя их взаимно уважать друг друга. Война освежает людей. Человеколюбие всего более развивается лишь на поле битвы. Это даже странный факт, что война менее обозляет, чем мир. В самом деле, какая-нибудь политическая обида в мирное время, какой-нибудь нахальный договор, политическое давление, высокомерный запрос – вроде как делала нам Европа не раз… А про материальные бедст­вия войны я и говорить не стану: кто не знает закона, по кото­рому после войны всё как бы воскресает силами. Экономические силы страны возбуждаются в десять раз, как-будто грозовая туча пролилась обильным дождем над иссохшею почвой. Пострадав­шим от войны сейчас же и все помогают, тогда как во время мира целые области могут вымирать с голоду, прежде чем мы по­чешемся или дадим три целковых.
– Но разве народ не страдает в войну больше всех, не несет разорения и тягостей, неминуемых и несравненно больших, чем высшие слои общества?
– Может быть, но временно; а зато выигрывает гораздо больше, чем теряет. Именно для народа война оставляет самые лучшие и высшие последствия. Как хотите, будьте самым гуман­ным человеком, но вы все-таки считаете себя выше простолю­дина. Кто меряет в наше время душу на душу, христианской мер­кой? Меряют карманом, властью, силой, – и простолюдин это отлично знает всей своей массой. Тут не то что зависть – тут яв­ляется какое-то невыносимое чувство нравственного неравенства, слишком язвительного для простонародия. Как ни освобождайте и какие ни пишите законы, неравенство людей не уничтожится в теперешйем обществе. Единственное лекарство – война. Пальятивное, моментальное, но отрадное для народа. Война подни­мает дух народа и его сознание собственного достоинства. Война равняет всех во время боя и мирит господина и раба в самом высшем проявлении человеческого достоинства – в жертве жизнию за общее дело, за всех, за Отечество. Неужели вы думаете, что масса, самая даже темная масса мужиков и нищих, не нуж­дается в потребности деятельного проявления великодушных чувств? А во время мира чем масса может заявить свое великодушие и человеческое достоинство? Мы и на единичные-то прояв­ления великодушия в простонародье смотрим, едва удостоивая замечать их, иногда с улыбкою недоверчивости, иногда просто не веря, а иногда так и подозрительно. Когда же поверим героизму какой-нибудь единицы, то тотчас же наделаем шуму, как перед чем-то необыкновенным; и что же выходит: наше удивление и наши похвалы похожи на презрение. Во время войны всё это исчезает само собой, и наступает полное равенство героизма. Пролитая кровь важная вещь. Взаимный подвиг великодушия порождает самую твердую связь неравенств и сословий. Война есть повод массе уважать себя, а потому народ и любит войну: он слагает про войну песни, он долго потом заслушивается легенд и рассказов о ней... пролитая кровь важная вещь! Нет, война в наше время необходима; без войны провалился бы мир или, по крайней мере, обратился бы в какую-то слизь, в какую-то под­лую слякоть, зараженную гнилыми ранами. . .
Я, конечно, перестал спорить. С мечтателями спорить нельзя. Но есть, однако же, престранный факт: теперь начинают спорить и подымают рассуждения о таких вещах, которые, каза­лось бы, давным-давно решены и сданы в архив. Теперь это всё выкапывается опять. Главное в том, что это повсеместно...

1873 г.

Регистрационный номер 0256039 выдан для произведения: Кстати, насчет войны и военных слухов. У меня есть один знакомый парадоксалист. Я его давно знаю. Это человек совер­шенно никому не известный и характер странный: он мечтатель. Об нем я непременно поговорю подробнее. Но теперь мне припомнилось, как однажды, впрочем уже несколько лет тому, он раз заспорил со мной о войне. Оп защищал войну вообще и, может быть, единственно из игры в парадоксы. Замечу, что он “статский” и самый мирный и незлобивый человек, какой только может быть на свете и у нас в городе. – Дикая мысль, – говорил он, между прочим, – что война есть бич для человечества. Напротив, самая полезная вещь. Один только вид войны ненавистен и действительно пагубен: это война междоусобная, братоубийственная. Она мертвит и разлагает госу­дарство, продолжается всегда слишком долго и озверяет народ на целые столетия. Но политическая, международная война при­носит лишь одну пользу, во всех отношениях, а потому совершенно необходима. – Помилуйте, народ идет на народ, люди идут убивать друг друга, что тут необходимого? – Всё и в высшей степени. Но, во-первых, ложь, что люди идут убивать друг друга: никогда этого не бывает на первом пла­не, а напротив, идут жертвовать собственною жизнью – вот что должно стоять на первом плане. Это же совсем другое! Нет выше идеи, как пожертвовать собственною жизнию, отстаивая своих братьев и свое отечество или даже просто отстаивая интересы своего отечества. Без великодушных идей человечество жить не может, и я даже подозреваю, что человечество именно потому и любит войну, чтоб участвовать в великодушной идее. Тут потребность. – Да разве человечество любит войну? – А как же? Кто унывает во время войны? Напротив, все тотчас же ободряются, у всех поднят дух, и не слышно об обык­новенной апатии или скуке, как в мирное время. А потом, когда война кончится, как любят вспоминать о ней, даже в случае поражения! И не верьте, когда в войну все, встречаясь, говорят друг другу, качая головами: “Вот несчастье, вот дожили!” Это лишь одно приличие. Напротив, у всякого праздник в душе. Знаете, ужасно трудно признаваться в иных идеях - скажут: зверь, ретроград, - осудят; этого боятся. Хвалить войну никто не решится. – Но вы говорите о великодушных идеях, об очеловечении. Разве не найдется великодушных идей без войны? Напротив, во время мира им еще удобнее развиться. – Совершенно напротив, совершенно обратно. Великодушие гибнет в периоды долгого мира, а вместо него являются цинизм, равнодушие, скука и много–много что злобная насмешка, да и то почти для праздной забавы, а не для дела. Положительно можно сказать, что долгий мир ожесточает людей. В долгий мир социальный перевес всегда переходит на сторону всего, что есть дурного и грубого в человечестве, – главное к богатству и капиталу. Честь, человеколюбие, самопожертвование еще уважаются, еще ценятся, стоят высоко сейчас после войны, но чем дольше продолжается мир – все эти прекрасные великодушные вещи бледнеют, засыхают, мертвеют, а богатство, стяжание захваты­вают всё. Остается под конец лишь одно лицемерие – лицемерие чести, самопожертвования, долга, так что, пожалуй, их еще и будут продолжать уважать, несмотря на весь цинизм, но только лишь на красных словах для формы. Настоящей чести не будет, а останутся формулы. Формулы чести – это смерть чести. Долгий мир производит апатию, низменность мысли, разврат, притуп­ляет чувства. Наслаждения не утончаются, а грубеют. Грубое бо­гатство не может наслаждаться великодушием, а требует наслаж­дений более скоромных, более близких к делу, то есть к прямей­шему удовлетворению плоти. Наслаждения становятся плотояд­ными. Сластолюбие вызывает сладострастие, а сладострастие всегда жестокость. Вы никак не можете всего этого отрицать, по­тому что нельзя отрицать главного факта: что социальный перевес во время долгого мира всегда под конец переходит к грубому богатству. – Но наука, искусства – разве в продолжение войны они мо­гут развиваться? А великие и великодушные идеи? – Тут-то я вас и ловлю. Наука и искусства именно развива­ются всегда в первый период после войны. Война их обновляет, освежает, вызывает, крепит мысли и дает толчок. Напротив, в долгий мир и наука глохнет. Без сомнения, занятие наукой требует великодушия, даже самоотвержения. Но многие ли из ученых устоят перед язвой мира? Ложная честь, самолюбие, сластолюбие захватят и их. Справьтесь, например, с такою страстью, как зависть: она груба и пошла, но она проникнет и в самую благородную душу ученого. Захочется и ему участвовать во всеоб­щей пышности, в блеске! Что значит перед торжеством богатства торжество какого-нибудь научного открытия, если только оно не будет так эффектно, как, например, открытие планеты Нептун? Много ли останется истинных тружеников, как вы думаете? На­против, захочется славы, вот и явится в науке шарлатанство, гоньба за эффектом, а пуще всего утилитаризм, потому что за­хочется и богатства. В искусстве то же самое: такая же погоня за эффектом, за какою-нибудь утонченностью! Простые, ясные, великодушные и здоровые идеи будут уже не в моде: понадо­бится что-нибудь гораздо поскоромнее, понадобится искусствен­ность страстей. Мало-помалу утратится чувство меры и гармонии; явятся искривления чувств и страстей, так называемые утончен­ности чувства, которые в сущности только их огрубелость. Вот этому-то всему подчиняется всегда искусство в конце долгого мира. Если б не было на свете войны, искусство бы заглохло окончательно. Все лучшие идеи искусства даны войной, борьбой. Подите в трагедию, смотрите на статуи: вот Гораций Корнеля, Аполлон Бельведерский, поражающий чудовище... – А Мадонна? А Христианство? – Христианство само признает факт войны и пророчествует, что меч не прейдет до кончины Мира: это очень замечательно и поражает! О, без сомнения, в высшем, в нравственном смысле оно отвергает войны и требует братолюбия. Я сам первый воз­радуюсь, когда раскуют Мечи на Орала! Но вопрос: когда это мо­жет случиться? И стоит ли расковывать теперь Мечи на Орала? Теперешний мир всегда и везде хуже войны, до того хуже, что даже безнравственно становиться под конец его поддерживать: нечего ценить, совсем нечего сохранять, совестно и пошло сохра­нять. Богатство, грубость наслаждений порождают лень, а лень порождает рабов. Чтоб удержать рабов в рабском состоянии, надо отнять от них свободную волю и возможность просвещения! Замечу еще, что в период мира укореняется трусливость и бесчестность. Человек по при­роде своей страшно наклонен к трусливости и бесстыдству и отлично про себя это знает; вот почему, может быть, он так и жаждет войны, и так любит войну: он чувствует в ней лекарство. Война развивает братолюбие и соединяет народы. – Как соединяет народы? – Заставляя их взаимно уважать друг друга. Война освежает людей. Человеколюбие всего более развивается лишь на поле битвы. Это даже странный факт, что война менее обозляет, чем мир. В самом деле, какая-нибудь политическая обида в мирное время, какой-нибудь нахальный договор, политическое давление, высокомерный запрос – вроде как делала нам Европа не раз… А про материальные бедст­вия войны я и говорить не стану: кто не знает закона, по кото­рому после войны всё как бы воскресает силами. Экономические силы страны возбуждаются в десять раз, как-будто грозовая туча пролилась обильным дождем над иссохшею почвой. Пострадав­шим от войны сейчас же и все помогают, тогда как во время мира целые области могут вымирать с голоду, прежде чем мы по­чешемся или дадим три целковых. – Но разве народ не страдает в войну больше всех, не несет разорения и тягостей, неминуемых и несравненно больших, чем высшие слои общества? – Может быть, но временно; а зато выигрывает гораздо больше, чем теряет. Именно для народа война оставляет самые лучшие и высшие последствия. Как хотите, будьте самым гуман­ным человеком, но вы все-таки считаете себя выше простолю­дина. Кто меряет в наше время душу на душу, христианской мер­кой? Меряют карманом, властью, силой, – и простолюдин это отлично знает всей своей массой. Тут не то что зависть – тут яв­ляется какое-то невыносимое чувство нравственного неравенства, слишком язвительного для простонародия. Как ни освобождайте и какие ни пишите законы, неравенство людей не уничтожится в теперешйем обществе. Единственное лекарство – война. Пальятивное, моментальное, но отрадное для народа. Война подни­мает дух народа и его сознание собственного достоинства. Война равняет всех во время боя и мирит господина и раба в самом высшем проявлении человеческого достоинства – в жертве жизнию за общее дело, за всех, за Отечество. Неужели вы думаете, что масса, самая даже темная масса мужиков и нищих, не нуж­дается в потребности деятельного проявления великодушных чувств? А во время мира чем масса может заявить свое великодушие и человеческое достоинство? Мы и на единичные-то прояв­ления великодушия в простонародье смотрим, едва удостоивая замечать их, иногда с улыбкою недоверчивости, иногда просто не веря, а иногда так и подозрительно. Когда же поверим героизму какой-нибудь единицы, то тотчас же наделаем шуму, как перед чем-то необыкновенным; и что же выходит: наше удивление и наши похвалы похожи на презрение. Во время войны всё это исчезает само собой, и наступает полное равенство героизма. Пролитая кровь важная вещь. Взаимный подвиг великодушия порождает самую твердую связь неравенств и сословий. Война есть повод массе уважать себя, а потому народ и любит войну: он слагает про войну песни, он долго потом заслушивается легенд и рассказов о ней... пролитая кровь важная вещь! Нет, война в наше время необходима; без войны провалился бы мир или, по крайней мере, обратился бы в какую-то слизь, в какую-то под­лую слякоть, зараженную гнилыми ранами. . . Я, конечно, перестал спорить. С мечтателями спорить нельзя. Но есть, однако же, престранный факт: теперь начинают спорить и подымают рассуждения о таких вещах, которые, каза­лось бы, давным-давно решены и сданы в архив. Теперь это всё выкапывается опять. Главное в том, что это повсеместно... 1873 г.

Почти для каждого человека понятие Родина не пустой звук. Родина важна для каждого, как и свобода. Единение с родными просторами, с местами, на которых родился и вырос, единение с народом, к которому относишься, с его обычаями и бытностями. Любовь к святым родным местам, к Родине воспитывается с детства. Способность жить и работать во благо Родине, любить её и защищать, всецело развивать и улучшать качество жизни - сущность каждого из нас.

Великие поэты воспевали свою любовь к Родине в стихах, писатели посвящали ей романы. Древние мудрецы оставили своим потомкам наследствие в виде изречений, которые прошли сквозь года и дошли до наших дней и которые мы читаем сейчас...

Афоризмы про Родину

Если крикнет Рать святая" "Кинь ты русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая. Дайте Родину мою." (Сергей Есенин)

Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество... (Федор Михайлович Достоевский)

Патриотизм, как капитал: он есть или его нет. (Константин Кушнер)

Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. (Василий Александрович Сухомлинский)

Для измены родине нужна чрезвычайная низость души. (Николай Гаврилович Чернышевский)

Любовь к родине начинается с семьи. (Фрэнсис Бэкон)

Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя. (Луций Анней Сенека (младший))

Вселенский опыт говорит,

что погибают царства

не оттого, что тяжек быт

или страшны мытарства.

А погибают оттого

(и тем больней, чем дольше),

что люди царства своего

не уважают больше. (Булат Окуджава)

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы! (Александр Сергеевич Пушкин)

Многие склонны путать два понятия: "Отечество" и "Ваше превосходительство". (Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин)

Даже цветы на родине пахнут по-иному. (Александр Иванович Куприн)

Только одно отечество заключает в себе то, что дорого всем. (Марк Туллий Цицерон)

Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов. (Шарль Луи Монтескье)

Для отечества сделано недостаточно, если не сделано все. (Максимильен Робеспьер)

Изгнания воздух горький Как отравленное вино. (Анна Андреевна Ахматова)

Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество или даже просто отстаивая интересы своего отечества…
Ф. М. Достоевский.

Вызывающие оскомину персонажи около светских тусовок, звездуны и звездульки, клонированные в шоу лабораториях — инкубаторах, заполонили собой отечественные телеэкраны и страницы печатных изданий. За всей этой глянцевой мишурой, к сожалению, остается все меньше места для рассказа о настоящих героях современной России, без которых были бы немыслимы безопасность и стабильное развитие государства, мирная и спокойная жизнь его рядовых граждан.
Один из таких героев командир разведывательной роты спецназа внутренних войск МВД РФ майор Амирарсланов Джамбулат Магамедович — должен навечно остаться в памяти всех благодарных российских соотечественников. Прошел год, а боль осталась как будто это было вчера…

Взрывная волна

«Молитесь, в «Домодедово» взорвали бомбу» это первое сообщение в Twitter шокировало 24 января 2011 г. все мировое интернет сообщество. Один из крупнейших в истории террористических актов унес тогда жизни 37 человек, более 170 находившихся в зале международных прилетов аэропорта пассажиров и их встречающих получили серьезные ранения.
Террорист-смертник погиб, но остались его многочисленные сообщники и, главное, заказчики и вдохновители этого чудовищного преступления. А это означало возможность новых и более крупных террористических атак, гибель десятков, сотен и даже тысяч ни в чем неповинных мирных людей. Руководством страны перед всеми силовыми структурами была поставлена жесткая оперативная задача найти и ликвидировать всех участников этого варварского акта.
К поиску были подключены подразделения милиции, внутренних войск и ФСБ одновременно в десятках российских регионов.
…В конце марта 2011 года была получена важная оперативная информация в одном из домовладений населенного пункта Назрань скрываются два участника незаконных вооруженных формирований, причастные к проведению теракта в аэропорту «Домодедово». Поскольку не были выявлены все участники банды, брать террористов предстояло живьем, и это значительно усложняло задачу. Поэтому группу специального реагирования возглавил Джамбулат Амирарсланов офицер-разведчик с большим боевым опытом.
Группа приступила к выполнению основного задания…
Когда в далеком 1981 году в небольшом селении Чишили Дахадаевского района Республики Дагестан в многодетной рабочей семье появился на свет еще один мальчик с гордым именем Джамбулат, его родители вряд ли могли предположить, что их сын спустя десятилетия навеки войдет в Пантеон Героев России.
Доходная профессия автомеханика после окончания Зеленокумского профессионального училища и диплом юридического факультета Махачкалинского института финансов и права казались всем окружающим гарантией неплохой гражданской карьеры для волевого и способного дагестанского парня. Но только не ему самому, не желающему просиживать штаны, влившись в аморфную среду офисного планктона.
Срочная служба в 22-й отдельной бригаде оперативного назначения внутренних войск МВД России окончательно укрепила Джамбулата Амирарсланова в выборе будущей почетной профессии. Начальники и сослуживцы не раз отмечали воинскую смекалку и организаторский талант командира отделения.
В 2004 году Джамбулат, еще обучаясь на последнем курсе юрфака, принял для себя бесповоротное решение посвятить свою жизнь армейскому спецназу.

Командование 17-го отряда специального назначения, дислоцирующегося в Ставропольском крае, оценив решительность и целеустремленность молодого контрактника, умение в экстремальных ситуациях принимать целесообразные решения, способность самостоятельно решать сложные, требующие высокой профессиональной подготовки задачи, постоянную работу над совершенствованием профессионального уровня и служебного мастерства, представило его к званию лейтенанта и назначило на должность командира взвода группы специального назначения.
Казалось, судьба благоволит достойному офицеру. Пройдет немного времени до назначения Амирарсланова командиром группы специального назначения и самых счастливых в его жизни событий Джамбулат вместе со своей женой Айшат зарегистрируют свой брак, в котором родятся две замечательные дочери Жаннет и Рамина.
…Блокировав в неприступном здании террористов, Джамбулат Амирарсланов довел до бандитов свой безоговорочный ультиматум: немедленно выйти и сложить оружие. В ответ беспорядочные автоматные очереди.
Для реализации поставленной задачи и с целью пресечения путей возможного отхода боевиков командир группы отдал приказ на штурм здания. Грамотно рассредоточенная группа прикрытия открыла шквальный огонь по находившимся в доме бандитам. В это же время группа захвата в сопровождении бронированной техники снесла массивные ворота и проникла во двор жилого дома.
Но и в блокированном здании засели хорошо обученные террористы. Доскональное знание местности позволило одному из них прорваться сквозь автоматный огонь спецназовцев и выставленное оцепление к подвалу стоящего напротив жилого дома. Джамбулат, мгновенно просчитав действия боевика, принял единственно правильное для опытного разведчика решение взять бандита. Тут же последовал приказ подчиненным отвлечь огонь противника, и командир бросился в свою очередную смертельную схватку…
2009 год еще одна важная веха в боевой биографии Джамбулата Амирарсланова, когда его, старшего лейтенанта спецназа, назначили командиром разведывательной роты 242-го отдельного разведывательного батальона. С этим подразделением будут связаны все последние годы его биографии. За скупыми строками личного дела непосредственное участие более чем в 70 специальных операциях по поиску и уничтожению бандгрупп в населенных пунктах Назрань, Малкобек, Экажево, Аршты, Плиево, Карабулак, Сурхахи, Сагопши, Орджоникидзевская, Али-Юрт, Троицкая, Верхний Алкун, Долаково.
Указом Президента Российской Федерации в 2010 году Джамбулат Амирарсланов за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при выполнении специальной операции, был награжден медалью Суворова.
…Какой-то десяток шагов… Одно неверное движение и бандит стреляет в упор. Но не об этом думал офицер-разведчик в эти минуты. Уйдет террорист оборвется нить его преступных связей со всем террористическим подпольем. В итоге новые взрывы жилых домов, станций метро, автобусных остановок. Гибель детей, женщин, стариков.
Он сделал почти невозможное. Настиг оскалившегося фанатика, заученными годами практики приемами боевого самбо сбил его с ног, выбил оружие и «стреножил» потерявшего былой пыл, но пригодного для дальнейших следственных действий беснующегося зверя.

Благодаря профессиональным действиям группы специального реагирования и личному мужеству Джамбулата Амирарсланова практически сразу были задержаны находящиеся в федеральном розыске активные участники незаконных вооруженных формирований, причастные к проведению теракта в аэропорту «Домодедово», граждане Республики Ингушетия братья Ислам и Илес Яндиевы. По версии следствия, именно эти негодяи встретили и привезли к месту преступления террориста Магомеда Евлоева.
В указанной «языком» горно-лесистой местности была незамедлительно проведена операция по ликвидации одной из баз подготовки боевиков, которая, по данным ФСБ, активно использовалась для подготовки террористов-смертников. Согласно сообщениям информированных источников обнаруженную базу атаковали сразу с двух вертолетов точечными ракетными ударами, в результате которых было уничтожено 17 бандитов. Спецназ, блокирующий район, обнаружил на базе оружие, радиостанции, мобильные телефоны, взрывчатку и гранаты, а также другие неопровержимые улики причастности исламских экстремистов к теракту в московском аэропорту.

На линии огня

11 января 2012 года в населенном пункте Чермен Республики Северная Осетия Алания проводилась очередная адресная проверка. Незадолго до этого были получены оперативные данные сотрудников УФСБ по Республике Ингушетия о том, что на территории поселка скрывается активный член северокавказского террористического подполья.
Джамбулат Амирарсланов командовал боевой группой, которая первая блокировала логово экстремиста. На предложение самостоятельно покинуть убежище и добровольно сдаться властям бандит ответил прицельной пистолетной стрельбой и в ходе завязавшейся перестрелки попытался скрыться на крыше соседнего недостроенного здания. Опергруппа, плотно оцепив сектор, приступила к захвату преступника…
Из характеристики на командира разведывательной роты спецназа внутренних войск МВД Джамбулата Амирарсланова:
«Ближе всех находился к солдатам и сержантам, профессиональное умение обучать и воспитывать подчиненных стало залогом успешного выполнения ими задач по обезвреживанию террористов.
Совершенствуя военные навыки и тактическое мастерство личного состава, проводил боевые занятия в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке.
Уважал честь и достоинство солдата. Был для них строгим и заботливым старшим товарищем, не только армейским командиром, но и жизненным наставником.
Всегда отдавал приоритет сохранению жизни и здоровья своих подчиненных, обеспечению безопасности военной службы.
Никогда не забывал говорить спасибо и поощрять отличившихся».
…Боевик, притаившись на крыше, внимательно наблюдал за рассредоточением группы блокирования под стенами своего временного пристанища. Бойцы Джамбулата перекрыли все возможные пути отхода загнанного в угол преступника. Стрелки из группы прикрытия постоянно держали на мушке наиболее вероятные сектора его возможного появления.
Крысиным чутьем оценив свое безысходное положение, опытный террорист принял неожиданное решение. Сгруппировавшись, он прыгнул с крыши на одного из бойцов, пытаясь завладеть его автоматическим оружием. Находящийся поблизости Джамбулат бросился на бандита, сбил его с ног и дал возможность своим разведчикам уйти с линии огня разъяренно отстреливающегося преступника. Лишь обеспечив безопасный сектор для работы снайперов, командир последним покинул зону обстрела.

Благодаря грамотным действиям и мужеству группы Амирарсланова прицельным огнем был уничтожен находящийся в федеральном розыске активный участник бандподполья.
В 2013 году за особые личные заслуги в обучении и воспитании личного состава, а также при выполнении служебно-боевых задач в условиях, сопряженных с риском для жизни, Джамбулату Амирарсланову было досрочно присвоено воинское звание «майор».

Последний штурм

При проведении специальной операции на территории Республики Ингушетия в селении Долаково 8 апреля 2013 года оборвалась жизнь майора Джамбулата Магамедовича Амирарсланова.
За скупыми строками оперативной сводки скрываются не только обстоятельства того рокового боя, но и прерванный путь героя-разведчика, его последние минуты и его последний подвиг.
В тот по-весеннему теплый день майор Амирарсланов выполнял служебно — боевую задачу по проверке домовладения в населенном пункте Назрановского района. По ранее полученной информации там скрывалась особо опасная банда недобитого террористического подполья.
Джамбулат командовал первой боевой группой, которая блокировала въездные ворота частного дома, где засели преступники. Было предпринято несколько попыток провести мирные переговоры и разрешить ситуацию без потерь, однако боевики отказались сложить оружие.

Группа из четырех вооруженных головорезов оказала ожесточенное сопротивление сотрудникам правоохранительных органов.
По домовладению был открыт ответный огонь из стрелкового оружия и гранатометов, в результате чего там вспыхнул сильный пожар. Местность заволокло густым дымом. Именно в этот момент двое боевиков выскочили из окна подвального помещения и предприняли попытку прорваться из окружения.
Через плотное и едкое марево лишь с позиции Джамбулата было видно, как террористы стремительно приближаются к противоположному рубежу блокирования. Расположенные там спецназовцы из-за зависшего прямо над ними непроницаемого смога могли во-время не заметить надвигающихся бандитов. И майор поднялся в свой последний и решительный бой.
Вызвав огонь на себя и при этом ранив одного из преступников, он предупредил своих боевых товарищей об опасности и дал им время занять выгодные огневые позиции.
Шквальным прицельным огнем разведчики отсекли от рубежа блокирования и полностью уничтожили террористическую банду.
Майор Амирарсланов Джамбулат Магамедович получил в этом бою смертельное огнестрельное ранение…

Память

На фасаде школы в селе Чишили республики Дагестан 2 сентября 2013 года установлена мемориальная доска в память о выпускнике — офицере внутренних войск майоре Джамбулате Амирарсланове, погибшем при выполнении боевой задачи в 2013 году.

Решением Совета Краповых беретов посмертно майору Джабулату Амирарсланову вручен символ спецназа — краповый берет.
Общее офицерское собрание единогласно приняло решение о зачислении майора Джамбулата Амирарсланова навечно в списки личного состава ставшей для него родной воинской части.

Людмила ЛЫСЕНКО


Поделиться