Это предписание - повеление Аллаха, ниспосланное вам. А кто боится Аллаха, исполняя Его повеления и предписания, тому Аллах простит дурные деяния и увеличит награду. Анвар хазрат Салеев. Пятничная проповедь: «Что дает человеку Богобоязненность? Ип ''алани

с сестрами поискали аяты о богобоязненности и разделили их на разделы. Тафсир взят из Са’ди. Не судите о работе строго.

Богобоязненность – تقوى

Награда богобоязненным в этом мире:

1) Выход из трудных положений

{«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает».} (65 Сура «Развод»; 2-3 аяты)

2) Любовь Аллаха

{«О нет! Если кто выполняет обязательство и боится Аллаха, то ведь Аллах любит богобоязненных».} (3 Сура «Семейство Имрана»; 76 аят)

О нет! Их слова бесконечно далеки от истины, потому что богобоязненным праведником является только тот, кто исправно выполняет свои обязанности перед Аллахом и перед Его рабами, и только такой человек заслуживает Его любовь. Если же человек поступает иначе, не выполняет своих обязательств перед людьми и не исповедует богобоязненность должным образом, то он удостаивается ненависти Аллаха и заслуживает самое мучительное наказание.

{«самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный».} (49 Сура «Комнаты»; 13аят)

Господь сообщил, что все потомки Адама имеют единое происхождение. И ни многочисленная родня, ни принадлежность к великому народу, ни знатное происхождение не помогут человеку заслужить уважение и милость Аллаха, ибо самые уважаемые Аллахом среди людей – это наиболее благочестивые и богобоязненные, которые во всем повинуются Аллаху и остерегаются грехов. Аллаху все известно о Своих рабах. Он знает, кто из них делает вид, что страшится Его, а кто богобоязнен на самом деле, и каждому человеку Он воздаст тем, что он заслужил. Из этого аята следует, что каждый человек должен знать свое происхождение и свою родословную, ведь Аллах сотворил людей народами и племенами именно ради этого.

{«Его угодниками являются только богобоязненные, но большинство их не ведает об этом».} (8 Сура «Трофеи; 34 аят)

3) Защита Аллаха

{«Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда».} (3 Сура «Семейство Имрана»; 120 аят)

Аллах обещал мусульманам, что если они будут бояться Его, то никто не сможет навредить им, и они не должны сомневаться в этом обещании.

{«Конечно, да! Если же вы будете терпеливы и богобоязненны, и если враги нападут на вас прямо сейчас, то ваш Господь поможет вам пятью тысячами меченых ангелов».} (3 Сура «Семейство Имрана»;125 аят)

{«Аллах является Покровителем богобоязненных».} (45 Сура «Коленопреклоненные»; 19 аят)

{«Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах - с богобоязненными».} (2 Сура «Корова»; 194 аят)

{«Воистину, Аллах - с теми, кто богобоязнен и кто творит добро».} (16 Сура «Пчелы»; 128 аят)

{«Если с вами случается доброе, это огорчает их; если же вас постигает несчастье, они радуются. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда. Воистину, Аллах объемлет все, что они совершают.»} (3 Сура «Имран»; 120 аят)

4) Принятие поклонения

{«Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных ».} (5 Сура «Трапеза»; 27 аят)

праведные деяния принимаются от тех, кто совершает их со страхом перед Аллахом, поступая искренне ради Него и в соответствии с предписаниями Его посланника.

5) Стойкость в религии

{«Тот ли, кто заложил основание своего строения на страхе перед Аллахом и стремлении к Его довольству, лучше или же тот, кто заложил его на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалился вместе с ним в огонь Геенны? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей».} (9 Сура «Покаяние»; 109 аят)

{«Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от дьявола, то они поминают назидание и прозревают».} (7 Сура; 201 аят)

6) Благодать с небес и земли

{«Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли. Но они сочли это ложью, и Мы схватили их за то, что они приобретали».} (7 Сура «Ограды»; 96 аят)

После упоминания о том, что невзгоды, которые постигали неверующих, отвергавших Божьих посланников, были увещеванием и предостережением, а радости, которые выпадали на их долю, были всего лишь обольщением и Божьей хитростью, Всевышний Аллах сообщил, что если бы жители этих поселений искренне уверовали всем сердцем и подтвердили свою веру праведными деяниями, если бы они исповедовали богобоязненность душой и телом и перестали совершать грехи, то Аллах раскрыл бы перед ними врата благодати на небесах и земле, и тогда небеса одаряли бы их обильными дождями, а земля взрастила бы для них растения, служащие едой для людей и кормом для скотины. Они могли вести безбедную жизнь и получать щедрые дары, не изнуряя себя трудом и работой. Однако они отказались уверовать и устрашиться своего Господа, и тогда Аллах подверг их наказанию, наслал на них несчастья и лишил их земной благодати. Но это было лишь частью того, что они заслужили своими деяниями, но если бы Аллах стал наказывать людей за все совершенные ими злодеяния, то на поверхности Земли не осталось бы ни единого живого существа.

7) Спасение и милость Аллаха

{«Моя милость объемлет всякую вещь. Я предпишу ее для тех, которые будут богобоязненны, станут выплачивать закят и уверуют в Наши знамения».} (7 Сура «Ограды»; 156 аят)

{«Это - благословенное Писание, которое Мы ниспослали. Следуйте же ему и будьте богобоязненны, - быть может, вы будете помилованы».} (6 Сура «Скот»;155 аят)

{«Неужели вы удивляетесь тому, что напоминание от вашего Господа явилось к вам через мужчину из вашей среды, чтобы он мог предостеречь вас и чтобы вы стали богобоязненны? Быть может, тогда вы будете помилованы».} (7 Сура «Ограды»; 63 аят)

{ «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха».} (33 Сура « Союзники»; 70-71 аяты)

Аллах сообщил, что Он благоустроит дела мусульман, которые страшатся своего Господа и говорят только правдивые речи. Благодаря этим двум качествам поступки правоверных мусульман будут искренни и праведны и будут приняты Всевышним Аллахом. Всевышний сказал: وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ ابْنَيْ آدَمَ بِالْحَقِّ إِذْ قَرَّبَا قُرْبَانًا فَتُقُبِّلَ مِن أَحَدِهِمَا وَلَمْ يُتَقَبَّلْ مِنَ الآخَرِ قَالَ لَأَقْتُلَنَّكَ قَالَ إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных» (5:27). Таким людям Аллах помогает вершить добрые дела, оберегает их деяния и поступки от зла, заботится об их вознаграждении и умножает это вознаграждение во много раз, а также прощает им грехи, которые обрекают других людей на погибель. Таким образом, богобоязненность позволяет верующим встать на прямой путь и уберечься от неприятных последствий грехов. В то же время деяния грешников, которые не испытывают страха перед Господом, извращены и испорчены. Эти деяния не будут приняты Аллахом и не помогут людям обрести милость Всевышнего Господа.

{«Те, которые повинуются Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха и исповедуют богобоязненность, обрели успех».}(212:52)

{«А тех, которые уверовали и были богобоязненны, Мы спасли».} (27:53)

{«Аллах спасет богобоязненных, и они обретут успех (или по причине их успеха). Зло не коснется их, и они не будут опечалены».} (39:61)

8) Благой конец

{«…благой конец уготован богобоязненным».} (7 Сура «Ограды»; 128 аят)

{«Будь же терпелив, ибо добрый исход уготован богобоязненным».} (11 Сура «Худ»; 49 аят)

{«Добрый исход уготован только для богобоязненных».} (28 Сура «Рассказ»; 83 аят)

{«А добрый исход - за богобоязненностью».} (20 Сура «Та ха»; 132 аят)

9) Способность различать истину и ложь

{«О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас. Воистину, Аллах обладает великой милостью».} (8 Сура «Трофеи»; 29 аят)

Богобоязненность раба является залогом его счастья и преуспеяния. Аллах сообщил, что благодаря богобоязненности человек может приобрести многочисленные блага как при жизни на земле, так и после смерти. В обсуждаемомо нами откровении Аллах поведал о том, что богобоязненный раб приобретает четыре преимущества, каждое из которых превосходит земной мир вместе со всеми его благами.

Первое преимущество – это способность различать истину от лжи. Под этим подразумеваются полезные знания и верное руководство, благодаря которым человек отличает прямой путь от заблуждения, истину от лжи, дозволенное от запретного, счастливых праведников от несчастных грешников.

Второе и третье преимущества – это отпущение прегрешений и прощение грехов. Эти два преимущества взаимосвязаны, независимо от того, упоминаются они вместе или раздельно. Толкователи считают, что отпущение прегрешений относится к малым грехам, а прощение распространяется на тяжкие грехи.

Четвертое преимущество – это великое вознаграждение и щедрая награда, уготованная для богобоязненных праведников, которые отдавали предпочтение довольству Аллаха перед собственными желаниями.

10) Облегчение дел

{«Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела». (65 Сура «Развод»; 4 аят)}

11) Прямой путь

{«Тому, кто отдавал должное (или раздавал милостыню) и был богобоязнен, кто признавал наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к легчайшему (к праведным деяниям)».}

(92 Сура «Ночь»; 5-7 аяты)

Награда богобоязненным в Следующей жизни:

1) Радостная весть

«Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены. Они уверовали и были богобоязненны. Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни. Слова Аллаха не подлежат отмене. Это - великое преуспеяние». (10: 62-64)

«О сыны Адама! Если к вам придут посланники из вашей среды, читая вам Мои аяты, то всякий, кто станет богобоязненным и исправит свои деяния, не познает страха и не будет опечален». (7 Сура «Ограды»; 35 аят)

Выведя потомков Адама из рая, Аллах стал отправлять к ним посланников и ниспосылать им писания для того, чтобы подвергнуть их испытанию. Посланникам было велено читать людям Божьи откровения и разъясняли им религиозные предписания. После упоминания об этом Аллах сообщил о превосходстве тех, кто ответил на призыв Божьих посланников, и убытке тех, кто отказался ответить на их призыв.

Кто избегает многобожия, тяжких грехов и мелких прегрешений, а также остерегается всего, что запретил Аллах, кто душой и телом совершает праведные поступки, тот не будет опасаться зловещих событий, которых будут страшиться остальные люди, и не будет опечален тем, что он совершил в прошлом. И если человек защищен от страха и печали, то он обретает совершенное спокойствие, счастье и вечное преуспеяние.

А грешники, которые надменно отрицают Божьи знамения, отказываются уверовать в них сердцем и повиноваться им телом, непременно окажутся мучениками ада, в котором они останутся навечно. Они пренебрегли знамениями своего Господа и продолжали настойчиво отвергать их, и поэтому они будут преданы забвению и подвергнуты вечному наказанию.

2) Превосходство над неверующими в Судный День

«Мирская жизнь кажется неверующим прекрасной. Они глумятся над теми, кто уверовал. Но в День воскресения богобоязненные окажутся выше них. Аллах дарует удел без расчета, кому пожелает». (2:212)

3) Нахождение возле Всемогущего Властелина

«Воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах и среди рек на седалище истины возле Всемогущего Властелина». (54:54-55)

4) Отдаление от Огня

«Я предостерег вас от пылающего Огня. Войдет в него только самый несчастный, который считает истину ложью и отворачивается. Отдален от него будет самый богобоязненный» (92:14-17)

Богобоязненный человек стремится очистить свою душу от грехов и скверны ради Всевышнего Аллаха и сумеет спастись от сурового возмездия.

5) Райские сады

«Воистину, богобоязненные пребудут в безопасном месте» (44:51)

«Воистину, богобоязненных ожидает место спасения, Райские сады и виноградники» (78:31-32)

«А богобоязненные, воистину, пребудут среди сеней и источников и плодов, каких только пожелают. Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершали!» (77:41-43)

«Вот описание Рая, обещанного богобоязненным. Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень. Таков конец богобоязненных, а концом неверующих будет Огонь». (13:35)

«Они войдут в сады Эдема, в которых текут реки. Они получат там все, чего пожелают. Так Аллах воздает богобоязненным». (16:31)

«Таков Рай, который Мы отдадим в наследство тем из Наших рабов, которые были богобоязненны». (19:63)

«Вот описание Рая, обещанного богобоязненным! В нем текут реки из воды, которая не застаивается, реки из молока, вкус которого не изменяется, реки из вина, дарующего наслаждение пьющим, и реки из очищенного меда. В нем для них уготованы любые фрукты и прощение от их Господа. Неужели они подобны тем, которые вечно пребывают в Огне и которых поят кипящей водой, разрывающей их кишки?» (47:15)

«Уверуйте же в Аллаха и Его посланников, ведь если вы уверуете и будете богобоязненны, то получите великую награду». (3:179)

«Мирская жизнь - всего лишь игра и потеха. Если вы уверуете и будете богобоязненны, Он дарует вам вашу награду и не попросит у вас вашего имущества». (47:36)

6) Довольство Аллаха

«Скажи: «Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха». (3:15)

Как достичь богобоязненности:

1) Чтение Корана

«Неужели Мы уравняем тех, кто уверовал и совершал праведные деяния, с теми, кто распространял нечестие на земле? Или же Мы уравняем богобоязненных с грешниками? Это - благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание». (38:28-29)

«Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (47:24)

2) Хидаят

«Тем, кто следует прямым путем, Он увеличивает их приверженность прямому пути и дарует им богобоязненность». (47:17)

«Это есть разъяснение людям, верное руководство и увещевание для богобоязненных». (3:138)

3) Пост

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы устрашитесь». (2:183)

4) Терпение

«Скажи: «Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха». Аллах видит рабов, которые говорят: «Господь наш! Воистину, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от мучений в Огне». Они терпеливы, правдивы, смиренны, делают пожертвования и просят прощения перед рассветом». (3:15-17)

5) Правдивость

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные». (2:177)

6) Расходование на пути Аллаха (3:15-17)

«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро». (3:133-134)

7) Прошение прощения (3:15-17)

«Воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах и среди источников, получая то, что даровал им их Господь. До этого они были творящими добро. Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении». (51:15-18)

9) Сдерживание гнева, прощение людей

«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро». (3:133-134

10) Верить в скрытое и боятся отчета Судного дня

Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание, аяты которого сходны и повторяются. У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха. Это – верное руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем того, кого пожелает. А кого Аллах введет в заблуждение, тому не будет наставника. (Сура «Зумар»; 23 аят)

11) Благие поступки

Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом! (Сура «Бакара» 197 аят)

Теги:

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

Хвала Аллаху, обладателю самых наилучших Имен и Сыфатов. Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник, господин всех сыновей Адама.

Таква (богобоязненность) - качество, которое является отличительной чертой истинно верующего человека.

Благочестивый Анас (радыяллаху анху) рассказывал о том, как однажды к Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) подошел один сподвижник и спросил: «О, Пророк Аллаха, кто относится к семье, представителям дома Мухаммада?» Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Семья Мухаммада, его близкие - все богобоязненные, то есть все живущие в состоянии таква» .

Богобоязненность – это лучшее средство для достижения довольства нашего Создателя Всевышнего Аллаха.

Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), находясь в кругу своих сподвижников, указывая на сердце, сказал: «Богобоязненность - таква исходит отсюда» (Муслим, «Бирр», 32).

Что дает таква?

Всевышний сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (Коран 65: 2-3).

Аллах говорит:«Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела. Таково повеление Аллаха, которое Он ниспослал вам. Тому, кто боится Аллаха, Он простит прегрешения и увеличит награду» (Коран 65: 4-5).

Аллах обещает, что облегчит дела тем, кто страшится Его, а также простит грехи и умножит награду за те праведные дела, что они делают.

Аллах (Велик Он и Славен) сказал: «О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас. Воистину, Аллах обладает великой милостью» (Коран 8: 29).

Всевышний Аллах обещает верующим, что если они будут богобоязненными, то Он даст им способность различать (отличать дозволенное от запретного, истину от лжи), а также простит их грехи и ошибки.

Также в Коране сказано (смысл): «… для тех, кто боится Господа своего, уготованы райские сады, в которых текут ручьи. Вечно они там пребудут, вознесенные под сень Аллаха. А то, что у Аллаха, - наилучшее для праведных» (Сура «Али Имран», 3/ 198).

Давайте рассмотрим и этот аят (смысл): «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения. И наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (Ат-Таляк:2-3)

По мнению Абдуллаха ибн Аббаса смысл аята: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения», - заключается в том, что Всевышний Аллах оградит своего раба от всякой печали как в этой жизни, так и в следующей.

Раби ибн Хайсам сказал: «Аллах оградит человека от сомнительного при жизни и от мучений в момент смерти».
Абдуллах ибн Масуд и Масрук сказали: « Следует знать, что все случается по Воле Аллаха и все в Его власти. Он дает если пожелает и не дает, если не пожелает. И в этих словах облегчение для верующих».

Даххак и Икрима сказали: «Кто из страха перед Аллахом разведет свою жену в соответствии с Его указом, не использовав все три права на таляк за один раз — тому Аллах укажет путь к ее возврату и таким образом будет найден выход».

По мнению Судди в вышеупомянутом аяте имеется в виду развод и возврат жены согласно сунне.

Смысл же заключительной части и причина ниспослания следующего аята связана с историей, произошедшей с сыном Ауфа бин Малика аль Ашджаи, который попал в плен и его отец с этим печальным известием обратился к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), на что посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал ему проявлять терпение и ожидать от Аллаха разрешения положения. Впоследствии его сыну удалось сбежать из плена, о чем упомянуто в некоторых хадисах.

«И наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело» (сура 65, «Развод», аят 3).

Тому, кто будет бояться Аллаха, Он пошлет рызк оттуда, откуда верующий никогда бы не надеялся и не ожидал получить его. Достаточно Аллаха тому, кто уповает на Него. Аллах непременно исполнит Свое обещание. (Ахмад, аль-Хаким и ат-Тирмизи).

Что же такое «богобоязненность» (таква)?

Если мы хотим узнать, что же такое «богобоязненность» (таква), которая дает такие прекрасные плоды и содержит в себе столько пользы, то богобоязненность – это пребывание со Всевышним. Это труд в этом мире, дабы пребывать в вечной жизни в Раю.

Таква - это наполнение сердца любовью, наполнение сердца особым трепетом перед величием Всевышнего из боязни лишиться Его благосклонности.

Богобоязненность, это когда Аллах становится для нас настолько значимым, что мы боимся потерять любовь, близость и покровительство Всевышнего.

Это когда, преклоняя голову в саджда, поднимая руки в дуа, читая Коран, мы испытываем радость и восторг. Наше сердце переполняется благодарностью Аллаху за эту особую милость и близость, которой Он одарил нас. Но вместе с тем это страх лишиться этой милости и отдалиться от Возлюбленного. Мы боимся отдалиться от Аллаха после того, как Аллах почтил нас и показал нам Свое могущество. Мы боимся не оправдать оказанное нам доверие.

Как достигается таква?

Богобоязненность достигается путём твёрдого намерения выполнять свои религиозные обязанности и отказаться от всего запретного и недозволенного, соблюдать права Всевышнего Аллаха и права Его творений, приближаясь тем самым к Аллаху, Господу миров.

Стараться выполнять установления и законы Ислама самым безупречным образом, при этом всегда помня о том, что Аллах видит наше сердце.

Бережно и трепетно относится к своим молитвам, закят у, посту хаджу, почитать своих родителей, поддерживать родственные узы, оказывать благодеяние соседям, помогать бедным. Быть честным в своих отношениях с людьми, свободным от высокомерия, злобы, ожесточённости и зависти, наполнять сердце искренностью и желанием блага для всех людей.

Качества богобоязненного человека

Аллах охарактеризовал личность богобоязненного человека так: «Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит благодетельных.

Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние творящих добро!» (Коран 3: 133-136).

  1. Не упорствовать в грехе.

Мы все совершаем грехи, но упрямо совершать какой-то грех - это не качество богобоязненного человека.

Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от сатаны, то они поминают назидание и прозревают. (7:201)

  1. Смелость и уверенность.

Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах сказал: «Однажды, когда я сидел верхом позади посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: “О мальчик, я научу тебя нескольким словам: помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Если (захочешь) попросить (о чём-либо), проси Аллаха, если (захочешь) обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху, и знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы высохли».

В качестве примера можно привести историю о колдунах Фараона, уверовавших, когда им стала ясна истина. Деспот Фараон пригрозил им страшным наказанием и сказал: «Я отрублю вам руки и ноги накрест и распну вас на пальмовых стволах. Вот тогда вы узнаете, чье наказание суровее и долговечнее» (сура 20 «Та ха», аят 71). Но они проявили редкостное мужество и без колебаний ответили: «Мы не отдадим тебе предпочтения перед ясными знамениями, которые явились нам, и перед нашим Творцом. Выноси же свой приговор! Поистине, ты выносишь приговор только в мирской жизни» (сура 20 «Та ха», аят 72).

Посланник Аллаха сказал: «Всё трепещет перед человеком, страшащимся Аллаха, тогда как всё внушает страх человеку, боящемуся кого-то другого, но не Аллаха».

  1. Расходовать и в радости, и в горе. Сдерживать гнев. Прощать людям и делать добро.

«…Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, а кто прощает грехи, кроме Аллаха? И не упорствовали в том, что они совершили, будучи знающими…» (3:133-135).

  1. Правдивость.

Аллах Субханаху ва Тагаля говорит (смысл): «Но тот, кто явился с правдой, и тот, кто признал ее истинность, действительно являются богобоязненными». (39:33)

  1. Склонность к прощению, а не к наказанию.

Аллах Субханаху ва Тагаля говорит(смысл):

«А если вы извините, то это - ближе к богобоязненности. И не забывайте благости между собою, - ведь Аллах видит то, что вы делаете!» (2:237)

Однажды, когда Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) был занят важным делом, к нему пришел человек и пожаловался на какую-то мелкую обиду и попросил его наказать виновного. Умар ударил его плетью по плечу и сказал: «Когда я сижу и жду вас именно для этого, вы не приходите ко мне, но когда я занят другим важным делом, вы являетесь со своими обидами и отвлекаете меня».

Когда этот человек ушел, Умар послал за ним, вручил ему свой кнут и сказал: «Теперь ты ударь меня, чтобы расквитаться со мной». Тот человек ответил: «Я простил тебя ради Аллаха». Умар пошел домой, полный раскаяния, совершил молитву в два ракаата и принялся ругать самого себя: «О Умар! Ты был низок, но Всевышний Аллах возвысил тебя. Ты был заблудшим, но Всевышний Аллах вывел тебя на истинный путь. Ты был безвестен, но Всевышний Аллах облагородил тебя и сделал повелителем над Своими рабами. Теперь один из них приходит к тебе и просит наказать его обидчиков, а ты бьешь его? Что ты ответишь, когда предстанешь перед Всевышним Аллахом?», Так он еще долго продолжал укорять себя.

  1. Справедливость.

Аллах Субханаху ва Тагаля говорит (смысл): «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» . (5:8)

Таков был пример судьи, к которому однажды обратился за судом Али ибн Абу Талиб. Он отстаивал свое право на кольчугу, которая сначала была им потеряна, а затем он увидел ее у иудея. Судья хотел отказать Али по причине отсутствия доказательств. Тогда Али предложил в качестве свидетелей своих сыновей, Хасана и Хусейна. Судья ответил, что свидетельство сына в пользу отца не принимается. На что Али возразил: «Они же господа молодежи в Раю?!» А судья ответил: «Это в Раю», и отказался принимать их свидетельства. Иудей, обвиненный в присвоении кольчуги, изумленно наблюдал за тем, как судья вынес окончательное решение против своего правителя, отказавшись принять показания его прославленных сыновей. Пораженный происходящим он сказал: «О, вождь правоверных! Я свидетельствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) – Его посланник». Затем он признался, что эта кольчуга принадлежит Али и что он (иудей) подобрал ее, когда она выпала у Али. Так, благодаря справедливости и богобоязненности судьи иудей принял Ислам.

  1. Уважение обрядов Аллаха Субханаху ва Тагаля.

Аллах Субханаху ва Таааля говорит (смысл): «Вот так! И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах». (22:32)

Уважение обрядов - это признак богобоязненности и уважения к Аллаху. Это показывает, насколько ты готов подчиняться Аллаху.

Когда речь идет о религиозных обрядах, надо делать не так, как ты хочешь и считаешь нужным, а как приказал наш Господь Аллах.

Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если бы религия была по нашей логике, нужно было бы сделать масих (обтирание кожаных сапожек) снизу, а не сверху». А мы делаем масих сверху, а не на подошве, где грязь.

В религиозных обрядах главное - проявление подчинения Всевышнему.

Рассказывают, что Умар, иногда во время добровольной ночной молитвы (тахаджжуд) падал ниц и безутешно рыдал. Так боялся Всевышнего Аллаха Умар, одно только упоминание имени которого вселяло ужас в сердца самых могущественных монархов того времени.

Однажды Абдуллах ибн Умар зашел на рынок. И тут он увидел, что с наступлением времени молитвы все позакрывали свои лавки и направились в мечеть. Он заметил: «Это люди, про которых Всевышний Аллах сказал (смысл): «Люди, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, выстаивания молитвы и выплаты закята, и которые страшатся Дня, когда сердца, и взоры станут колебаться» (сура «ан-Нур», аят 37)».

  1. Знание.

Шибли, известный шейх, сказал: «Каждый раз, когда я чувствовал в себе благоговейный страх перед Аллахом, я находил новую дверь знания и мудрость открывалась мне».

  1. Ответсвенность.

Повелитель правоверных Умар лично обходил предместья Медины, следя за порядком.

В одну из таких ночей он увидел палатку из верблюжьей шерсти, разбитую прямо на открытом месте. Он никогда раньше не видел такую палатку. Возле нее сидел человек, а изнутри доносился чей-то стон. Умар поприветствовал чужака и сел рядом с ним. Умар спросил его: «Откуда ты, брат?» Он ответил: «Я живу в пустыне, и эти места мне незнакомы. Я прибыл сюда, чтобы попросить повелителя правоверных помочь мне в моей нужде».

Умар снова спросил: «А кто там так стонет внутри палатки?» Человек ответил: «Прошу, займись своим делом». Но Умар настаивал: «Скажи мне, может я смогу тебе чем-то помочь». Тогда он сказал: «Если тебе так надо знать, то это моя жена мучается родами». Умар спросил: «А есть ли рядом с ней кто-нибудь еще, чтобы помочь ей?» Человек ответил: «Никого».

Умар встал и поспешил домой. Он сказал своей жене Умме Кульсум: «Аллах дает тебе возможность заслужить Его великое благоволение!» Она спросила: «О чем ты, повелитель правоверных?» Умар сказал: «Там бедная бедуинка мучается родами, и ей некому помочь». Она ответила: «Я готова ей помочь, если позволишь».

Умм Кульсум была дочерью Фатимы и внучкой Посланника Аллаха. Умар сказал: «Поторопись же! И еще, возьми котелок, немного масла, продукты и все необходимое для принятия родов». Умм Кульсум сделала все, как ей велел Умар, и отправилась к палатке. Умар следовал за ней. Она прошла в палатку, а Умар разжег огонь и занялся приготовлением еды для этих людей. Через некоторое время из палатки раздался голос Уммы Кульсум: «Повелитель правоверных! Поздравь своего друга с рождением сына!»

Услышав титул «повелитель правоверных» и поняв, кто ему помогал, бедуин пришел в смятение. Но Умар успокоил его, сказав: «Все в порядке, тебе не о чем беспокоиться». Затем он положил котелок с едой возле палатки и попросил свою жену накормить роженицу. Умм Кульсум накормила ее и вынесла котелок обратно. После этого Умар предложил бедуину поесть, зная, что он не спал всю ночь. Так Умар помог этим людям, а, уходя, сказал: «Приходи завтра, и я посмотрю, что можно для тебя сделать».

Найдется ли в наше время такой правитель, или хотя бы небольшой начальник, или даже простой человек, который в глухую ночь повел бы свою жену в пустыню, чтобы принять роды у посторонней бедной женщины, а сам с удовольствием разжег бы огонь и приготовил бы для неё еду?

Три уровня таквы

В Коране указывается на три уровня таквы.

Первый уровень таквы - это обретение веры , освобождение от неверия и ширка. Тот, кто вступил на путь веры - значит, уже вступил и на территорию таквы. Укрепляя веру и избегая ширка, человек сможет защитить свою будущую жизнь от несчастья попадания в Ад.

Второй уровень таквы - выполнение всего предписанного Всевышним, избегание совершения больших и малых грехов.

Третий уровень таквы - это защита сердца от всего, что может отдалять человека от Аллаха, Таква - значит всем существом обратиться к Всевышнему. На этом уровне человек осознает, что находится под постоянной опекой и заботой Всевышнего, что сердце в зависимости от своей чистоты, может отражать на себе прекрасные Имена Аллаха.

Один из духовных наследников Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) отмечал , что проявление богобоязненности в душе - это ощущение ответственности перед Аллахом за все свои действия.

Поклонение строится на трех столпах: это любовь, страх и надежда.

Наши учёные говорят: «Кто поклоняется Аллаху только с надеждой, тот – мурджиит, кто поклоняется только со страхом, то он харурит [Харурит – представитель общины, считающей людей, совершающих грехи, неверующими], кто же поклоняется только с любовью, тот безбожник, а тот, кто поклоняется с надеждой, страхом, любовью и есть верующий единобожник».

Поэтому необходимо поклоняться Аллаху этими тремя чувствами: страхом, надеждой и любовью. Если лишиться хотя бы одного из них, то вера будет не полной.

Плоды богобоязненности

К огда сердце наполняется Богобоязненностью, то человек сверх обязательных выполняет и дополнительные (нафиля) виды поклонения, отказываясь от совершения не только грехов, но и всего того, что не является благопристойным.
Богобоязненность - это завещание пророка Мухаммада (да благославит его Аллах и приветствует). Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Я завещаю вам быть богобоязненными и слушаться» .

Пророк Мухаммад (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми» .

Признаки богобоязненности

1) Человек, боящийся Аллаhа, оберегает свой язык от лжи, клеветы, злословия и праздных разговоров. А вместо этого занимает его зикром, чтением Кyр`ана и обсуждением вопросов знания.

2) Второй признак выражается сердцем. Богобоязненный человек не станет испытывать в сердце злобу, ненависть и зависть.

3) Третий признак выражается глазами. Богобоязненный человек никогда не станет смотреть на запретное. И будет смотреть на мир не взглядом потребителя, а взглядом созидателя.

4) Четвертый признак выражается животом. Человек, страшащийся Аллаhа, никогда не проглотит запретного. Так как поедание харама, является большим грехом.

5) Четвертый признак выражается руками. Богобоязненный человек не станет протягивать руки к хараму, а станет а станет стараться зарабатывать дозволенным путем обретая довольство Аллаhа.

6) Богобоязненный человек будет всегда совершать свое поклонение и благодеяния только ради довольства Аллаhа, избегая лицемерия и показухи.

В хадисе говорится: «Всевышний Аллах сказал: «Я не возлагаю страха на своих рабов дважды. Если они не будут бояться Меня в этом мире, Я наделю их страхом в мире следующем. Если же они будут бояться Меня в этом мире, то Я уберегу их от всякого страха в мире следующем».

В периоды тяжких кризисов люди обычно впадают в уныние, чувствуют себя в растерянности; паника, нервозность, стрессы становятся обычным явлением, особо эмоциональные личности склоняются к суициду. Коллапс экономики сопровождается пиком эпидемии самоубийств, тяжелых инфарктов и инсультов. Все это, конечно, результат наущений сатаны, люди расплачиваются за свои ошибочные мировоззрения, за отказ от правильного и надёжного руководства. Панические настроения овладевают даже мусульманами со слабой верой. Отсутствие знаний, забывчивость, пренебрежение заповедями Всевышнего Творца приводит к печальным последствиям. Милостивый же Создатель не оставляет человека в беде, периоды суровых испытаний заканчиваются облегчением. В суре «Аль-Инширах» Всевышний Аллах сообщает об этом (смысл): «Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение. За каждой тягостью наступает облегчение » (94:5-6).

В своём верном руководстве Создатель ясно даёт нам понять, что удел и пропитание человека и всех живых существ зависит только от Аллаха и больше ни от кого. В ряде аятов Священного Корана Всевышний напоминает людям об этом, напутствует их и увещевает (смысл): «О, люди! Помните о благодеянии Аллаха вам! Есть ли какой-нибудь творец, кроме Аллаха, который давал бы вам пропитание с неба и земли? Нет бога, кроме Него! До чего вы отвращены (от признания Его единственным богом и поклонения Ему)! » (35:3). «Кто может наделить вас уделом, если Он перестанет наделять вас Своим уделом? Но они продолжают ослушаться и убегать ». (67:21). Это великий призыв к таухиду, ибо только Всемогущий Благодетель заслуживает того, чтобы Ему поклонялись. Человеку следует более внимательно прислушиваться к этому призыву, стараться вникнуть в суть слов Всевышнего, предостеречь себя от любых проявлений ширка (многобожия), так как Ар-Раззак (Дающий блага и пропитание), Аль-Басит (Дающий средства к существованию и продлевающий жизнь), Аль-Кавий (Всесильный), Аль-Кайюм (Дающий существование всему созданному), Ад-Дарр (Лишающий Своих благ тех, кого пожелает) может и увеличить пропитание и лишить его, подвергать испытанию потомка Адама в этом мире и сурово наказать в будущей жизни.

Экономический кризис, в преддверии которого находится наше общество и который обещает быть долгим и тяжким - это событие, сотворённое по Его знанию и по Его Воле - одновременно и испытание, и наказание. В сердцах тех, кто забыл об этом, зарождаются тяжелейшие переживания, сатана склоняет их к мошенничеству, к наживе имущества преступным путём, сеет в человеческих душах смуту: бунты, забастовки, требования к правителям, насильственные перевороты становятся обыденными явлениями. Результатом же всех этих социальных катаклизмов и потрясений является ещё большее ухудшение экономического положения, а свергаемую власть, как правило, завоёвывают наихудшие представители бунтующего народа. Общеизвестно: революцию делают романтики, а её плодами пользуются проходимцы.

Целью же истинно верующего является довольство Всевышнего Аллаха, и он понимает, что истинно Дарующий – Аллах, а творения – лишь причины (асбаб), посредники. И потому ищет путей достижения дозволенного имущества, руководствуясь назиданиями Творца, твёрдо веруя в Его обещания, ибо: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием » (11:6).

Единобожие наполняет сердце человека спокойствием, в особо тяжкие периоды жизни он получает облегчение поминанием Аллаха, с мольбами и просьбами обращается только к Нему. Этому нас учат и аяты Корана, и Сунна Пророка (мир ему и благословение). Передают со слов Ибн Мас"уда, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Никогда не избавиться от нужды тому, кто, испытывая её, станет обращаться за помощью к людям, тому же, кто обратится к Аллаху, Он рано или поздно пошлёт (его) удел » (Абу Дауд и ат-Тирмизи). То есть нужно понимать, что уделом наделяет Аллах, и помощь в добывании пропитания или в делах только от Всевышнего, а люди и всё другое лишь то, посредством чего Своему рабу Аллах помогает.

Очень важный метод достижения душевного равновесия и спокойствия раскрывает нам следующий хадис. Со слов Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, чьим основным намерением является мир этот, того дела Аллах разделит и поместит его нищету прямо меж его глаз, и он не получит из мирского ничего, кроме того, что предписано ему. А тот, чьим намерением был мир иной, того дела Аллах соберёт воедино, сделает его богатство в его сердце и придёт к нему мир этот сам, против своей воли ».

Целью истинно верующего является не комфортная сытая жизнь, материальные богатства для него это только средства для жизни, дающие возможность быть свободным от нужды в творениях, поэтому он ищет дозволенные пути достижения материальных благ, ни на минуту не забывая, что дающий удел - это Всевышний Аллах. Не нужно бояться бед, которые падают на наши головы, а надо страшиться того, кто их посылает. Боязнь перед мирскими трудностями, перед нищетой становится источником душевных мук, непрекращающегося стресса, тяжелой депрессии, человека начинает преследовать неудача за неудачей, а богобоязненность же ведёт человека к успеху, причём к успеху одновременно в этом мире и в ином мире. Это тоже великое обещание Всевышнего Творца, а мы знаем, что обещал Создатель, то непременно сбудется. Аллах говорит (смысл): «Тому, кто боится Аллаха, Он создаёт выход из положения и посылает удел оттуда, откуда он даже не предполагает... Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела » (сура 65 «ат-Талак», аят 2-4). Богобоязненность (таква) даёт прекрасные плоды, у сердец наполненных таухидом, самые искренние намерения, они боятся ослушаться Всевышнего, соблюдают права Всевышнего Аллаха и права Его творений. Страх перед сотворённым ведёт человека к ширку (многобожию), а ширк же делает напрасными все усилия, предпринятые потомком Адама (мир ему), подвергая его к нескончаемым душевным мукам. Даже изобилие имущества или непревзойдённое здоровье не спасают от постоянных тяжёлых переживаний, это гарантированный убыток в ином мире. Потому мусульманину очень важно научиться управлять своими чувствами, страхи направлять в нужное русло, увеличивать в сердце богобоязненность. Таухид и таква - единственные ключи к благому успеху, причём успеху гарантированному. Очень важная составляющая часть этого успеха - при соблюдении всех требовании Создателя - блага этого мира приходят без особых усилий, ибо «...Аллах дарует удел без расчета, кому пожелает » (2:212).

Очень метко и точно сказал по этому поводу имам Аль-Газали: «Бедный потомок Адама! Если бы он боялся Ада так же, как он боится бедности, он спасся бы от них обоих! Если бы он стремился к Раю так же, как он стремится к богатству, он приобрел бы их обоих. Если бы он в сердце боялся Аллаха так же, как он опасается людей в своём поведении, он был бы счастлив и в этом мире, и в последней жизни ».

1. Таква (богобоязненность)

«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи »(65:2-3).

«Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли. Но они сочли это ложью, и Мы схватили их за то, что они приобретали» (7:96).

2. Стремление к прощению и покаяние

«Я говорил: «Просите у вашего Господа прощения, ведь Он - Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки» (71:10-12).

«О мой народ! Просите прощения у вашего Господа, а затем покайтесь перед Ним. Он ниспошлет вам с неба обильный дождь и приумножит вашу силу. Посему не отворачивайтесь, будучи грешниками» (11:52).

«Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним, чтобы Он наделил вас прекрасными благами до определенного срока и одарил Своей милостью каждого милостивого» (11:3).

3. Tаваккуль (упование на Всевышнего)

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поистине, если вы будете уповать на Аллаха истинным упованием, непременно будете наделены уделом, подобно птице, которая ранним утром улетает с пустым желудком, а возвращается уже вечером с полным желудком».

«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи» (65:2-3).

«Лучше бы они довольствовались тем, что дали им Аллах и Его посланник, и сказали: «Нам достаточно Аллаха. Аллах одарит нас из Своей милости, а также Его посланник. Воистину, мы устремляемся к Аллаху!» (9:59).

4. Постоянное поклонение Аллаху

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Аллах сказал: «О, сын Адама! Посвяти себя поклонению Мне, и (тогда) Я наполню твою грудь чувством достатка и закрою твою бедность, в ином же случае, Я наполню твои руки занятостью и не закрою твою бедность».

5. Благодарность Всевышнему

Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (14:7).

6. Совершение хаджа и умры

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Чередуйте хадж с умрой, ибо, поистине, они изгоняют бедность и грехи подобно тому, как кузнечный мех выдувает окалину из железа, золота и серебра, а за безупречный хадж единственным воздаянием будет только Рай».

7. Укрепление родственных уз

В хадисе сказано: «Кто хочет, чтобы раскрылся перед ним удел этой жизни, и продлились его годы, то пусть соединяет родственные узы».

8. Тратить на пути Аллаха

«Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он - Наилучший из дарующих удел» (34:39).

В другом хадисе-кудси сказано: «О сын Адама, расходуй из своего добра, и Я буду расходовать на тебя».

9. Переселение на пути Аллаха

«Кто совершает переселение на пути Аллаха, тот найдет на земле много пристанищ и изобилие. Если же кто-либо покидает свой дом, переселяясь к Аллаху и Его посланнику, после чего его настигает смерть, то его награда ложится на Аллаха. Аллах - Прощающий, Милосердный» (4:100).

10. Никах

«Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах - Объемлющий, Знающий» (24:32).

11. Поддержка

При жизни Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, (в Медине) жили два брата, один из которых постоянно приходил к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, а другой зарабатывал на жизнь своим ремеслом. (Однажды) тот, кто зарабатывал, пожаловался Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, на своего брата, а он сказал: «Возможно, что удел твой даруется тебе благодаря ему».

12. Доброта по отношению к бедным

В хадисе сказано: «Не прекратит Аллах помогать рабу в его нужде до тех пор, пока сам раб не перестанет помогать в нужде своему брату».

13. Честность

В хадисе сказано: «Продавец и покупатель имеют право удержать или вернуть товар до тех пор, пока они не разошлись или не разойдутся; и если обе стороны говорили правду и раскрывали недостатки и качества (товара), то тогда они будут благословлены в своей сделке, а если они лгали или что-то скрыли, то блага этой сделки будут утеряны».

14. Помнить об Ахирате

В хадисе сказано: «Если человек сделает своей целью ахират, то Аллах сделает богатым его сердце, и этот мир будет ходить за ним униженным. Но, если человек сделает своей целью этот мир, то он будет погружен в беспокойства. И в этой жизни никто не получает больше того, что было ему предписано».

15. Стремление к истинному

«Читайте же из него то, что необременительно для вас, совершайте намаз, раздавайте закят и одолжите Аллаху прекрасный заем. Какое бы добро вы ни приготовили для себя заранее, вы найдете его у Аллаха в виде лучшего и большего вознаграждения. «Просите же у Аллаха прощения, ведь Аллах - Прощающий, Милосердный» (73:20).

«Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем. А потом Мы предоставим ему Геенну, где он будет гореть презренным и отверженным. А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены. Каждого из тех и других Мы наделяем дарами твоего Господа, и дары Его не являются запрещенными» (17:18-20).

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُوا ذَوَيْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُوا الشَّهَادَةَ لِلَّهِ ذَلِكُمْ يُوعَظُ بِهِ مَن كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَمَن يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجًا Транслит Fa"idh ā Balagh na "Ajalahunn a Fa"am sikūhunn a Bima`rū fin "Aw Fār iqūhunn a Bima`rū fin Wa "Ash /hidū Dh away `Ad lin Min kum Wa "Aqīmū A sh -Sh ahādata Lillahi ۚ Dh ālikum Yū`ažu Bihi Man Kā na Yu"uminu Bil-Lahi Wa A l-Yawmi A l-"Ā kh ir i ۚ Wa Man Yattaqi A l-Laha Yaj `al Lahu Makh rajāan Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и будьте свидетелями ради Аллаха. Таково увещевание для тех, кто верует в Аллаха и в Последний день. Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения А когда они [разведенные женщины] достигнут своего предела [когда приблизится срок завершения их ‘идды], то удерживайте их (о, мужья) [возвращайте до истечения срока ‘идды] согласно принятому [добрым образом и с намерением соблюдать их права по шариату и как принято среди людей] или расставайтесь с ними [позвольте, чтобы вышел срок их ‘идды] согласно принятому [не причиняя им вреда]. И (для возврата разводимой жены или же окончательного расставания с ней) призовите в свидетели двух справедливых (мужчин) из числа вас [верующих] и (о, свидетели) исполняйте свидетельство (только) ради Аллаха (а не для чего-либо другого) . Этим [тем, что Аллах повелел] увещается тот, кто верует в Аллаха и в Последний день [в День Суда]. А кто будет остерегаться (наказания) Аллаха [исполнять Его повеления и отстраняться от Его запретов], тому Он сделает выход (из любого затруднительного положения) Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и будьте свидетелями ради Аллаха. Таково увещевание для тех, кто верует в Аллаха и в Последний день. Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения Ибн Касир

Всевышний Аллах говорит, что когда срок «"идда» подходит к концу, но еще не совсем истек, муж должен решить: либо оставить свою жену у себя, т.е. вернуть ее и продолжать супружеские отношения (بِمَعْرُوفٍ ) «по-хорошему», а именно: по-доброму обращаться с ней, или отпустить ее (بِمَعْرُوفٍ ) «по-хорошему», т.е. без скандалов, обвинений и оскорблений. В таком случае он должен развестись с ней достойным образом.

Слова Аллаха: «Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас», т.е. если решите вернуть свою жену. Однажды "Имрана ибн Хусейна спросили о мужчине, который развелся со своей женой, а затем вступил с ней в половую близость, но он не призвал свидетелей засвидетельствовать его развод и возврат жены. "Имран сказал: «Ты развелся не в соответствии с Сунной и вернул не в соответствии с Сунной! Когда хочешь разводиться, то разводись при свидетелях и возвращай при свидетелях, и больше так не делай!» (передали Абу Дауд и ибн Маджа) .

Ибн Джурайдж сообщил, что "Атаа а словах Аллаха: (وَأَشْهِدُواْ ذَوَى عَدْلٍ مِّنكُمْ ) «Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас», сказал: «Не допустим брак, развод и возврат разведенной жены без двух справедливых свидетелей, как сказал Всемогущий и Великий Аллах, без уважительной причины».

Аллах сказал: (ذَٰلِكُمْ يُوعَظُ بِهِ مَن كَانَ يُؤْمِنُ بِٱللَّهِ وَٱلْيَوْمِ ٱلآخِرِ ) «Таково увещевание для тех, кто верует в Аллаха и в Последний день». Другими словами: «Наш приказ призывать свидетелей в таких случаях и составлять свидетельство исполняют те, кто верует в Аллаха и в Последний день и кто боится наказания Аллаха в следующей жизни».

Слова Аллаха: (وَمَن يَتَّقِ ٱللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجاً وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لاَ يَحْتَسِبُ ) «А тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» - т.е. тому, кто остерегаясь (наказания) Аллаха выполняет Его предписания и избегает Его запретов, Аллах создаст выход из его трудностей и наделит его уделом, откуда он и не думал. "Абдулла ибн Мас"уд сказал: «Самый объемный по своему значению аят в Коране - это: (إِنَّ ٱللَّهَ يَأْمُرُ بِٱلْعَدْلِ وَٱلإْحْسَانِ ) "Воистину Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро" (16:90) . Самый великий аят Корана, содержащий утешение: (وَمَن يَتَّقِ ٱللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجاً ) "Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения" (



Поделиться