Проект порошкового пожаротушения подземной автостоянки. Пожаротушение и пожарная безопасность автостоянок. Системы автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации

В №2-2016 научно-технического журнала «Пожарная безопасность »
вышла статья главного специалиста по системам пожаротушения
проектно-конструкторского отдела ООО «ТЕХНОС -М+» Сергея Макарова
«Применение установок пожаротушения тонкораспыленной
водой для защиты подземной автостоянки»

На сегодняшний день стоянка это важный инфраструктурный элемент любого объекта – крупного магазина, административно-офисное здание, многоквартирный жилой дом. От вместительности парковки и других её характеристик в большой степени зависит стоимость этих объектов. Многие застройщики, чтобы добавить своим объектам конкурентные преимущества, существенно перевыполняют требования этих нормативов. При значительной стоимости земли в городской черте такую возможность чаще всего предоставляет устройство подземной парковки.

Плюсы подземных стоянок очевидны. Во-первых, подземные гаражи экономят территорию, поскольку могут быть размещены под существующими зданиями, дорогами и озеленением. Во-вторых, подземные стоянки, по сравнению с надземными, позволяют улучшить экологическую обстановку: выброс выхлопных газов производится через вентиляцию и в приземном слое их концентрация получается ниже. В третьих, возможно добиться существенного снижения потребления энергии на поддержание комфортной температуры внутри стоянки, т.к. температура воздуха под землёй круглогодично постоянна, и составляет 8-13°С.

Без сомнения, стоимость строительства подземных гаражей в полтора – два раза дороже, чем надземных. Но если учитывать возможность максимального использования площади под основную застройку: офисную, торговую, жилую – доходность которой гораздо выше, размещение под землей автомобильной парковки уже не выглядит экономически необоснованным. Поэтому подземная стоянка очень часто является оптимальным вариантом при застройке в центральной части города. Особенно актуален, а часто это единственно возможный вариант, подземный паркинг при строительстве в исторической части города.

Увеличение количества автомобилей, это сложившаяся тенденция. Рост числа личных автомобилей непременно вызовет и рост потребности в местах для парковки.

Кроме того, вместе с постоянным увеличением автомобильного парка страны и особенно автомобилей со значительным сроком эксплуатации, возрастает и число пожаров, связанных с автомобильным транспортом. Согласно статистике, за 2012 год во время пожаров было уничтожено 6050 и повреждено 17512 единиц автотракторной техники (АТТ) На следующий год число уничтоженных единиц АТТ составило уже 7980, а поврежденных – 22703. По данным МЧС РФ в 2014 году при пожарах число уничтоженных и поврежденных автотракторной техники возросло до 8372 и 22880 единиц соответственно.

Наиболее частые причины пожаров:

  • неисправности в электрической и топливной системах (искрение, протечки горюче-смазочных материалов, короткое замыкание и т.д.) – произошли из-за указанных неисправностей более 50% пожаров (общее число пожаров 657 за период 2001-2003 гг.),;
  • неосторожное обращение с огнем (18,5 %).
  • поджоги составляют около 12 % от общего числа пожаров на АТС.

Анализируя причины пожаров в АТС можно сделать вывод, что пожары, во-первых характеризуются своей быстротечностью. Это связано с тем, что при изготовлении и эксплуатации автомобилей применяется большое количество горюче-смазочных материалов (ГСМ), резинотехнических изделий, облицовочных, обивочных и изоляционных материалов.

Самая распространенная причина воспламенения ГСМ - перегрев ГСМ поступающим извне теплом. Перегрев может возникнуть при попадании на нагретые детали двигателя и его систем, отопителей, провода, нагретые токами перегрузки или токами короткого замыкания топлива или смазочных материалов. Возможны вспышка паро-воздушной смеси от открытого пламени и воспламенение топлива при нарушении правил пользования предпусковым подогревателем, сварочных работах вблизи топливного бака или топливопроводов, пламени спички, непотушенной сигареты

Кроме повышенной насыщенности легкогорючими материалами АТС, другим фактором, способствующим быстрому развитию пожара, является отсутствие конструктивных препятствий такому характеру протекания процесса горения, т.е. отсутствие каких-либо противопожарных преград между, салоном и моторным отсеком или салоном и багажным отделением. Дополнительно, следует учитывать и то, что интенсификация горения, до быстрого полного охвата автотранспортного средства огнём, может происходить и за счет моментального распространения пламени по поверхности топлива, вытекающего при нарушении герметичности топливной системы.

При очаге возгорания в моторном отсеке легкового автомобиля, находящегося на стоянке, пламя распространяется в объем салона через 8-10 минут. Полностью салон загорается через дополнительные 1-2 минуты. Потом автомобиль горит. Затем горит вытекающее топливо, которое вытекает из-за нарушения герметичности топливной системы. При возгорании в салоне автомобиля с открытыми окнами, остекление разрушается примерно через 6 минут.

В связи с относительно небольшими размерами автомобилей, высокой динамикой развития пожаров в АТС и, в случае если не принять активные меры по ограничению и ликвидации горения в начальной стадии развитие площади возгорания может произойти лавинообразно за счет возгорания соседних автомобилей.

Поэтому необходимость установки систем обеспечения пожарной безопасности на автостоянках и паркингах вполне обоснована, поскольку речь идет о повышенной пожарной опасности объектов как для людей, так и для материальных ценностей. Нормативы по проектированию данных систем для перечисленных объектов установлены в СНиП 21-02-99, СП 5.13130.2009, СП 1.13130.2009 и ряде других документов. Обязательность же установки системы автоматического пожаротушения автостоянок закрытого типа (подземных и надземных паркингов выше 2-х этажей) обозначена в частности в Постановлении Правительства РФ «О противопожарном режиме в РФ».

Автоматическое пожаротушение, согласно требованиям СП133.13130.2012 в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать в автостоянках закрытого типа:

  • подземных независимо от этажности;
  • надземных при двух этажах и более;
  • одноэтажных надземных I, II и III степеней огнестойкости площадью 7000 м2 и более, IV степени огнестойкости класса С0 площадью 3600 м2 и более, класса С1 - 2000 м2 и более, классов С2, С3 - 1000 м2 и более; при хранении автомобилей в этих зданиях в обособленных боксах (выделенных в соответствии с 6.2.2) - при количестве боксов более 5;
  • встроенных в здания другого назначения, за исключением указанных в СП 5.13130 ;
  • в помещениях для хранения автомобилей, предназначенных для перевозки горюче-смазочных материалов;
  • расположенных под мостами;
  • механизированных автостоянках;
  • пристраиваемых к зданиям другого назначения или встраиваемых в эти здания вместимостью не более 10 машино-мест.

В зависимости от характеристик объектов пожаротушения в соответствии с СП 5.13130.2009 для системы пожаротушения может быть выбран один из приведенных ниже типов огнетушащего вещества:

  • Автостоянки открытого типа (наземные автостоянки и паркинги): газовая или порошковая система пожаротушения .
  • Автостоянки закрытого типа (подземные паркинги и наземные автостоянки) при температуре в них выше нуля – тонкораспылительные, порошковые, водные системы пожаротушения.Механизированные автостоянки: водные системы пожаротушения .

Предприятие «Технос-М+» готово предложить оборудование, собственного производства, для нескольких типов систем пожаротушения парковок:

  • модули газового пожаротушения «Атака»;
  • модули пожаротушения тонкораспыленной водой МУПТВ «Атака-4»;
  • Установка пожаротушения тонкораспыленной водой агрегатного типа УПТРВ-Н-В-Атака.

Принцип пожаротушения тонкораспыленной водой

Тонкораспыленная вода (ТРВ) это – эффективное и экономичное средство тушения пожаров. Благодаря использованию в качестве огнетушащего вещества воды, подаваемой под высоким давлением, и получению капель величиной не более 100-150 микрон создается мелкодисперсный туман, который быстро насыщает защищаемый объем помещения, сокращая при этом концентрацию кислорода, значительно увеличивая эффективность пожаротушения при использовании минимального количества воды.

Кроме того, при испарении воды в зоне горения образуется пар, который на время препятствует газообмену продуктов горения с кислородом, а также участвует в снижении концентрации кислорода вблизи зоны горения.

Водяной туман, обладая высокой теплоемкостью и большой суммарной активной площадью поверхностей капель, резко снижает температуру в зоне пожара, прекращая химическую реакцию горения. Быстрое распыление и высокий охлаждающий эффект водяного тумана позволяют эвакуировать людей, находящихся в помещении, даже во время работы системы пожаротушения. Таким образом, вода, помимо охлаждения, реализует еще два механизма тушения: изоляцию и разбавление.

Преимущества модульных систем ТРВ:

  • безопасно, в качестве ОТВ используется пресная вода
  • низкая инерционность установки;
  • высокая дымоосаждающая способность, способствующая безопасной эвакуации людей;
  • минимальный расход воды;
  • тушение без причинения ущерба объекту защиты;
  • возможность тушения оборудования под напряжением;
  • пролонгированное действие - водяной туман стоит в помещении еще несколько минут после сработки системы, предотвращая повторные возгорания;
  • автономность от водопитающих сетей

Сравнение модульных установок ТРВ и традиционных спринклерных систем

Модульные установки ТРВ

Традиционные спринклерные системы

Средний расход воды, л/с·м 2

Время работы системы, мин.

не менее 60

Удельный объём воды на единицу площади за время работы системы л/м 2

Трубопроводные системы

Подводящие и распределительные трубопроводы.

Диаметры трубопроводов от 15мм до 32мм

Магистральные, подводящие и распределительные трубопроводы. Диаметры от 20мм до 108мм и выше

Зависимость от повода воды

Отсутствует

Необходимо 2 ввода от кольца городского водоснабжения

Инерционность, с

Не более 180

Площадь, защищаемая одним распылителем, м 2

Электрическая мощность, необходимая для работы системы, кВт

Площадь станции пожаротушения, м 2

Нет необходимости предусматривать специальное помещение

от 5 и выше

Области применения пожаротушения тонкораспыленной водой:

  • Ø Жилые помещения (гостиницы, общежития, индивидуальные дома).
  • Ø Публичные помещения и объекты культуры (театры, кинотеатры, стадионы, рестораны).
  • Ø Производственные помещения.
  • Ø Складские помещения.
  • Ø Архивы.
  • Ø Подземные автостоянки и объекты транспорта.

МУПТВ не должны применяться для тушения пожаров класса Д по ГОСТ 27331, а также химически активных веществ и материалов, в том числе:

Взрывоопасных при взаимодействии с водой (алюминийорганические соединения, щелочные металлы);

Разлагающихся при взаимодействии с водой с выделением горючих газов (литийорганические соединения, азид свинца, гидриды алюминия, цинка, магния);

Взаимодействующих с водой с сильным экзотермическим эффектом (серная кислота, хлорид титана, термит);

Самовозгорающихся веществ (гидросульфат натрия).

Типовые схемы распределительных трубопроводов

Автостоянки и паркинги обязательно должны быть оснащены системами пожаротушения ввиду их повышенной пожароопасности. Нормы проектирования этих объектов представлены в Техническом регламенте (№ 123-Ф3), строительных нормах и правилах, а также сводах правил, утвержденных на государственном уровне:

  • СНиП № 21-02-99;
  • СП № 5.13130.2009;
  • СП № 1.13130.2009.

Правила противопожарного режима Российской Федерации содержат также информацию о том, что установка систем автоматического пожаротушения обязательна для закрытых автомобильных стоянок.

Как определяется пожароопасность автостоянки

Все автостоянки относят к классу Ф 5.2 по функциональной пожарной опасности (Технический регламент № 123-Ф3). Однако в каждом конкретном случае необходимо также категорирование автостоянок по пожарной опасности. Проводят специальный анализ и расчеты на основании известных параметров:

  • количество машиномест;
  • размер территории;
  • вид топлива охраняемых автомобилей (газ, бензин, дизель);
  • защищенность от факторов внешней среды (крытый или открытый паркинг);
  • наличие системы вентиляции.

В результате для каждой стоянки получают единственно верную категорию взрывопожароопасности (от А до Д).

В зависимости от установленной категории объекта, на нем проектируют определенный тип автоматической установки пожаротушения по виду и способу подачи огнетушащего вещества (ОТВ), а также исполняют другие требования, описанные в Техрегламенте.

Виды пожаротушения для автостоянок

Для автомобильных стоянок можно проектировать системы пожаротушения (ПТ) с различными ОТВ. Это будет зависеть от нескольких параметров:

  • тип автостоянки – открытый / закрытый;
  • температура в помещении;
  • наличие механизированных устройств для транспортировки авто.

Таким образом, возможна установка следующих типов пожаротушащих установок:

  1. Газовая или порошковая система – для открытых стоянок (наземных автостоянок, паркингов).
  2. Тонкораспылительные, порошковые, водные системы – для закрытых стоянок (подземных паркингов, наземных автостоянок), если температура в помещении не опускается ниже 0°С.
  3. Только водные системы ПТ проектируют для механизированных автостоянок.

Особенности организации пожаротушения на автостоянках

Автоматические установки ПТ предусматривают для всех подземных и механизированных автостоянок, а также для надземных, если они:

  • имеют больше одного этажа;
  • являются частью другого здания;
  • располагаются под мостом.

Для небольших подземных паркингов с количество машиномест менее 25 допускается не проектировать систему ПТ.

Что касается расхода ОТВ при пожаротушении, в нормативах указано, что расход должен приниматься увеличенным в 2 раза, если автостоянка имеет 2 уровня для хранения авто. Также для многоуровневых стоянок водяные оросители предусматривают для каждого уровня.

Монтаж оборудования для пожаротушения проводится после обследования объекта, в зависимости от его конструктивных решений, объема помещения, температурного режима. Важно не забывать о регулярном и качественном техническом обслуживании пожаротушащих устройств и механизмов, как залоге долгой и эффективной работы всей системы ПТ.

Мероприятия по пожарной безопасности автостоянок

Кроме системы пожаротушения для автостоянок и паркингов также предусматривают иные решения и мероприятия, обеспечивающие их пожарную безопасность:

  • установку системы оповещения и управления эвакуацией;
  • установку системы дымоудаления;
  • установку ручных извещателей;
  • огнезащиту конструкций;
  • обустройство специальных мест для курения;
  • оборудование пожарной сигнализацией, кроме случаев, когда на объекте организовано круглосуточное дежурство.

Только комплексный подход к оснащению автостоянок системами пожарной безопасности гарантирует эффективную защиту объектов от пожара.

Паркинг для автомобилей представляет определенную опасность для материальных ценностей и людей в случае возгорания. Нормативные требования к надлежащей организации противопожарной безопасности изложены в .

Типы автостоянок

Пожаротушение автостоянок зависит от вида паркинга и его назначения:

1. Открытый: парковочные места располагаются рядом со зданием или сооружением, не имеют конструкционных ограждений в виде капитальных стен. Возможна установка газового или порошкового пожаротушения.

Открытая автостоянка

2. Закрытый: парковочные места располагаются на цокольных этажах зданий и сооружений, либо имеют конструкционные ограждения (стены, крышу). Возможен монтаж водного или порошкового пожаротушения.

Закрытая автостоянка

Требования к безопасному размещению парковочных мест

Площадь паркинга необходимо рассчитывать, исходя из данных о земельном участке, условиях выезда и въезда, а также требований Санитарных правил № 2.2.1/2.1.1.1200. Если планируется строительство стоянки рядом со зданиями, то важно предусмотреть разделение их между собой с помощью противопожарных стен.
В водоохранных зонах обустройство паркинга законодательно запрещено. В целях обеспечения противопожарной безопасности важно учесть еще несколько правил:

  • запрещено организовывать закрытые стоянки для машин, работающих на сжатом или сжиженном газе, а также пристраивать их к любым зданиям и сооружениям;
  • строительство стоянок необходимо осуществлять на расстоянии от медицинских учреждений, парков, спортивно-оздоровительных комплексов и образовательных учреждений, указанном в Приложении В к Строительным правилам 113.13330.2012;
  • многоэтажные автостоянки необходимо оборудовать лифтом для перевозки пожарного подразделения.

Требования к пожаротушению закрытых парковок

Пожаротушение подземных автостоянок чаще всего проектируют водяное в соответствии со строительными правилами №10.13130 от 2009 года. Предполагается, что трубопровод для нужд пожаротушения будет установлен отдельно от системы водоснабжения и канализации помещения. Необходимость установки автоматической системы не зависит от количества этажей и машиномест на паркинге.

При проектировании предусматриваются отверстия в полу для отвода воды при ликвидации горения. Вода, поступающая в эти сливные отверстия, должна быть направлена с помощью трубопровода в ливневую канализацию.

Спринклерная система пожаротушения на закрытой стоянке

Спринклеры (распылители) оснащают термозамком, который позволит системе запуститься только при достижении критической температуры воздуха на парковке. В режиме ожидания система должна быть всегда заполнена водой под определенным давлением. При разрыве термозамка вода через спринклеры начинает поступать в зону горения, давление в системе поддерживается специальным насосом.

Необходимо предусмотреть время работы насоса в диапазоне 10-15 минут. Система самая экономичная по сравнению с другими типами пожаротушения, не наносит вред находящимся на стоянке людям, не уменьшает видимость.

Паркинги с 2 и более этажами должны быть оборудованы специальными патрубками для подключения техники пожарных машин.

Допускается установка и порошковой системы пожаротушения. Огнетушащая смесь охлаждает зону горения, уменьшает объем токсичных веществ в воздухе, преграждает путь кислорода к очагу. Помимо автоматики устанавливаются дымовые детекторы, световая индикация «Порошок. Уходи!», звуковое оповещение о начале работы системы пожаротушения.

Порошковое пожаротушение подземной автостоянки должно обеспечить задержку запуска огнетушащих модулей до тех пор, пока не будут эвакуированы люди, отключится вентиляция. Обычно время задержки устанавливают на 3-4 минуты. Срабатывание дымоудаления и порошковой системы одновременно запрещено.

Если на стоянке предполагается одновременное нахождение более 50 человек (подземная стоянка торгового центра, кинотеатра), то применять порошковое пожаротушение автостоянки не допускается, поскольку за короткое время в помещении снизится видимость из-за распыляемой смеси, а также увеличится токсичность воздуха, что может отрицательно сказаться на посетителях и персонале парковки. Тогда, когда на паркинге присутствует большое количество человек, а также установлено порошковое пожаротушение, необходимо обеспечить дистанционное управление системой для быстрой остановки срабатывания.

Требования к пожаротушению открытых парковок

Инструкция о мерах пожарной безопасности на автостоянках открытого типа допускает не монтировать систему дымоудаления и вентиляцию. Эффективны будут практически все виды пожаротушения - газовое, порошковое, водяное автоматическое и водяное ручное.

Автоматическое пожаротушение открытой автостоянки возможно только при наличии крыши и конструкционных перегородок для крепления трубопровода и огнетушащих модулей. Для дополнительной защиты требуется строительство отдельного отапливаемого помещения, где будут храниться огнетушители. Водяное автоматическое пожаротушение автостоянок предполагает строительство насосной станции, которая также должна отапливаться. Однако в холодный период года эксплуатировать в целом систему водяного пожаротушения не представляется возможным.

Ю.И. Горбань, генеральный директор -
главный конструктор;
М.В. Никончук, ГИП
ООО «Инженерный центр пожарной
робототехники «ЭФЭР»

Подземная автостоянка -это автостоянка, имеющая все этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.

Действующими нормативно-техническими документами с требованиями пожарной безопасности к объемно-планировочным, конструктивным решениям и инженерному оборудованию подземных автостоянок являются:
- СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*», дата введения 2013-01-01;
- СП 154.13130.2013 «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности», дата введения 2013-02-25.

Вот эти требования:

  • в подземных автостоянках не допускается разделение машино-мест перегородками на отдельные боксы;
  • помещения для хранения автомобилей при отсутствии расчетов следует относить к категории В1, пожарного отсека автостоянок - к категории В;
  • внутренний противопожарный водопровод следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 10.13130;
  • в подземных автостоянках с двумя этажами и более внутренний противопожарный водопровод должен выполняться отдельно от других систем внутреннего водопровода;
  • в подземных автостоянках в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать автоматическое пожаротушение независимо от этажности или вместимости в соответствии с требованиями СП5;
  • в подземных автостоянках внутренний противопожарный водопровод и автоматические установки пожаротушения должны иметь выведенные наружу патрубки с соединительными головками, оборудованные вентилями и обратными клапанами, для подключения передвижной пожарной техники;
  • в полах подземных автостоянок следует предусматривать устройства для отвода воды в случае тушения пожара. Отвод воды допускается предусматривать в сеть ливневой канализации или на рельеф без устройства локальных очистных сооружений.

Уже в этих требованиях подразумевается использование воды в качестве огнетушащего вещества.

Вода — основное огнетушащее вещество охлаждения, наиболее доступное и универсальное. Вода является наиболее широко применяемым средством тушения пожаров, связанных с горением различных веществ и материалов. Достоинствами воды являются её дешевизна и доступность, относительно высокая удельная теплоемкость, высокая скрытая теплота испарения, химическая инертность по отношению к большинству веществ и материалов.

Вода - это, главным образом, охлаждающее вещество. Хорошее охлаждающее свойство воды обусловлено её высокой теплоемкостью C = 4187 Дж/(кг.°) при нормальных условиях.
Она поглощает теплоту и охлаждает горящие материалы эффективнее любого другого из обычно применяющихся огнетушащих веществ. Вода наиболее эффективна для поглощения теплоты при температуре до 100°С. При температуре 100°С вода продолжает поглощать теплоту, превращаясь в пар, и отводит поглощенную теплоту от горящего материала. Это быстро снижает его температуру до значения ниже температуры его воспламенения, в результате чего пожар прекращается.

Превращаясь в пар, вода расширяется в 1700 раз. Возникшее большое облако пара окружает пожар, вытесняя воздух, в котором содержится кислород, необходимый для поддержания процесса горения. Таким образом, кроме охлаждающей способности, вода обладает эффектом объемного тушения.

Нормы и правила проектирования для автоматических установок пожаротушения изложены в СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

Кроме перечисленных сводов правил существует основной законодательный документ (Федеральный закон) ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в котором указано: тип установки пожаротушения, способ тушения и вид огнетушащего вещества определяются организацией-проектировщиком. При этом установка пожаротушения должна обеспечивать:

  1. 1. реализацию эффективных технологий пожаротушения, оптимальную инерционность, минимально вредное воздействие на защищаемое оборудование;
  2. 2. срабатывание в течение времени, не превышающего длительности начальной стадии развития пожара (критического времени свободного развития пожара);
  3. 3. необходимую интенсивность орошения или удельный расход огнетушащего вещества;
  4. 4. тушение пожара в целях его ликвидации или локализации в течение времени, необходимого для введения в действие оперативных сил и средств;
  5. 5. требуемую надежность функционирования.

Пользуясь правом выбора самостоятельно определять вид огнетушащего вещества, проектные организации для пожаротушения подземных парковок чаще всего используют либо порошок, либо воду.

Рассмотрим эти установки.

Автоматическая установка порошкового тушения

Огнетушащая способность порошков обусловлена действием следующих факторов:
- охлаждением зоны горения в результате затрат тепла на нагрев частиц порошка, их частичное испарение и разложение в пламени;
- разбавлением горючей среды газообразными продуктами разложения порошка или непосредственно порошковым облаком;
- эффектом огнепреграждения, достигаемым при прохождении через узкие каналы, создаваемые порошковым облаком;
- ингибирование химических реакций, обуславливающих развитие процесса горения газообразными продуктами разложения и испарения порошков или гетерогенным обрывом цепей на поверхности порошков или твёрдых продуктов их разложения.

Выбор порошка определяется условиями защищаемого объекта.

Автоматическая установка порошкового пожаротушения включает в себя:
- средства обнаружения пожара;
- модули порошкового пожаротушения;
- комплекс технических средств управления установкой пожаротушения и сигнализации.

В проекте должно быть указано, что персонал, осуществляющий периодическое посещение помещений, должен быть проинструктирован об опасных факторах для человека, возникающих при подаче порошка из модулей пожаротушения.

На защищаемом предприятии должен быть предусмотрен 100%-ный запас комплектующих, модулей (неперезаряжаемых) и порошка для замены в установке, защищающей наибольшее помещение или зону.

Установка должна обеспечивать задержку выпуска порошка на время, необходимое для эвакуации людей из защищаемого помещения, отключение вентиляции (кондиционирования и т.п.), закрытие заслонок (противопожарных клапанов и т.д.), но не менее 10 с с момента включения в помещении устройств оповещения об эвакуации.

Одновременная работа автоматических установок порошкового пожаротушения и систем противодымной вентиляции в помещении пожара не допускается.

Запрещается применение установок:
- в помещениях, которые не могут быть покинуты людьми до начала подачи огнетушащих порошков;
- в помещениях с большим количеством людей (50 человек и более).

Применение порошковых средств пожаротушения может вызвать дополнительные опасные факторы, такие как: потеря видимости, токсичность аэровзвеси огнетушащего порошка, психологический стресс при срабатывании импульсных устройств. При создании в защищаемом помещении нормативной огнетушащей концентрации порошка 200…400 г/м³ со средним размером частиц 30…50 мкм происходит снижение видимости до 20…30 см. При применении автоматических установок порошкового пожаротушения импульсного действия в помещениях с пребыванием людей возникает полная потеря видимости, что может привести к панике, резкому осложнению эвакуации людей и человеческим жертвам, как при штатном, так и при ложном срабатывании.

Принцип работы установки:
при срабатывании пожарных извещателей вскрываются запорные устройства модулей пожаротушения, и порошок поступает на очаг пожара.
При этом обязательно должны быть:
- звуковая и световая сигнализация в помещении о начале подачи порошка «Порошок-Уходи!»;
- световая сигнализация у входа в помещение о работе установки «Порошок-Не входи!»;
- световая сигнализация о блокировке автоматического пуска «Автоматика отключена».

При возможном неконтролируемом нахождении людей в защищаемой зоне должно осуществляться автоматическое отключение дистанционного пуска установки пожаротушения.

Автоматическая установка водяного пожаротушения (спринклерная)

Спринклер - составляющая системы пожаротушения, оросительная головка, вмонтированная в спринклерную установку (сеть водопроводных труб, в которых постоянно находится вода под давлением). Отверстие спринклера закрыто тепловым замком, либо термочувствительной колбой, рассчитанными на температуру 57, 68, 72, 74, 79, 93, 101, 138, 141, 182, 204, 260 и даже 343°С. Спринклер одновременно является устройством обнаружения пожара.

Автоматическая установка водяного пожаротушения (спринклерная) включает в себя:
- спринклеры;
- сети подводящих, питательных и распределительных трубопроводов;
- насосную станцию установки водяного пожаротушения;
- узлы управления (насосная станция пожаротушения);
- устройства для подключения передвижной пожарной техники;
- комплекс технических средств для управления установкой пожаротушения и сигнализации.

Принцип работы:
в дежурном режиме трубопроводы установки до узлов управления и выше заполнены водой и находятся под расчётным давлением. При возникновении пожара и повышении температуры в защищаемом помещении вскрываются один или несколько спринклерных оросителей, давление в трубопроводах над узлом управления секции падает, узел управления открывается и вода поступает на очаг пожара. Систему пожаротушения необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии. Оросители должны регулярно осматриваться на предмет отсутствия механических повреждений, коррозии, повреждения покрытия, преград орошению. Поврежденные оросители подлежат замене. Даже небольшие протечки требуют немедленной замены оросителя. Для этого следует иметь 10% запасных оросителей.
Срок службы оросителей составляет 10 лет с даты выпуска. По истечении этого срока оросители подлежат испытаниям или замене.

Роботизированная установка пожаротушения

Пожарные роботы создают компактные и распыленные струи воды. Вода, находясь под давлением, легко проходит по пожарным магистралям. При выходе из ствола с ограниченным диаметром скорость движения воды увеличивается. При наличии достаточного давления струя воды может быть подана на значительное расстояние.

Компактная струя - это с давних времен применяемый и наиболее широко распространенный способ использования воды в борьбе с пожаром. Компактная струя формируется стволом, специально спроектированным для этой цели. Выход ствола имеет конусное отверстие, уменьшающее диаметр рукава или входного отверстия ствола более чем в два раза. Такая конусность увеличивает скорость воды на выходе и дальность полета струи.

Расстояние, которое проходит компактная струя перед разрушением на капли, называется дальностью компактной струи. Дальность полета струи имеет большое значение в случаях, когда подступы к пожару затруднены. Фактически компактная струя не является прямой, на нее действуют две силы. Скорость, сообщаемая стволом, обеспечивает дальность полета по горизонтали либо вверх под углом. Вторая сила, т.е. сила тяжести, стремится отклонить струю вниз, так что полет ее заканчивается в месте соприкосновения с полом. Обычно менее 10% воды, подаваемой в виде компактной струи, поглощает теплоту, излучаемую пожаром. Это объясняется тем, что лишь очень незначительная часть поверхности воды фактически соприкасается с пожаром, а теплота поглощается только той водой, которая имеет непосредственный контакт с огнем.

Компактную струю следует направлять в очаг пожара. Это очень важно, поскольку для максимального охлаждения горящего материала вода должна соприкасаться с ним. Компактная струя, направленная на пламя, не дает эффекта. Основное назначение компактных струй состоит в том, чтобы разбивать горящий материал и проникать в очаг пожара класса A.

Распыленная струя. Ствол для подачи распыленной струи разбивает струю воды на мелкие капли, которые имеют значительно большую общую площадь поверхности, чем компактная струя. Таким образом, заданный объем воды в форме распыленной струи поглотит гораздо больше теплоты, чем тот же объем в форме компактной струи.

Способность распыленных струй поглощать большее количество теплоты очень важна в тех случаях, когда использование воды ограничено. Для поглощения такого же количества теплоты потребуется меньше воды. Кроме того, при соприкосновении распыленной струи с пожаром большее количество воды превращается в пар.

Роботизированная установка пожаротушения включает в себя:

  • средства обнаружения пожара;
  • пожарные роботы;
  • сеть магистральных трубопроводов;
  • насосную станцию установки водяного пожаротушения;
  • пожарные роботы;
  • устройства для подключения передвижной пожарной техники;
  • комплекс технических средств управления установкой пожаротушения и сигнализации.

В дежурном режиме трубопроводы установки до пожарных роботов заполнены водой и находятся под расчётным давлением.

Установка пожаротушения может работать в автоматическом режиме (от сигналов АУПС) и в автоматизированном режиме (штатные действия оператора после получения сигналов от АУПС). После получения внешнего сигнала о пожаре аппаратура управления РУП уточняет координаты очага пожара в трехмерном пространстве с помощью ИК-сканеров пожарных роботов, выбирает роботы, осуществляющие тушение, и дает команду на открытие их дисковых затворов для подачи воды. В процессе тушения очага возгорания выполняется корректировка угла возвышения ПР с целью учета баллистики струи в зависимости от давления на выходе ПР.


Рис.1. Схемы спринклерной (а) и роботизированной установок пожаротушения (б)
1 - водопитатель; 2 - ороситель; 3 - узел управления;
4 - подводящий трубопровод; 5 - защищаемый участок, S = 12 m2;
6 - задвижка с электроприводом; 7 - пожарный робот

Во время пожаротушения программа поиска очага загорания для прилегаемых зон продолжает работать, автоматически контролируя возможность распространения загорания. При изменении координат загорания производится автоматическая коррекция программы пожаротушения. Программа пожаротушения через расчетный интервал времени автоматически прекращается, и продолжается программа поиска очага загорания по всей защищаемой зоне. Программа поиска очага загорания периодически повторяется при отсутствии обнаруженного очага загорания и отключается только оператором.

Установка пожаротушения может работать в дистанционном режиме. Управление выполняется с пультов дистанционного управления из помещения дежурного персонала.

Объединяет РУП с установками порошкового пожаротушения наличие средств обнаружения пожара, а отличает использование и утилизация порошка.

Отличительными особенностями РУП (по сравнению со спринклерными и дренчерными установками) являются:

  • возможность применения для помещений высотой более 20 м;
  • отсутствие больших сетей трубопроводов (только магистральный трубопровод);
  • возможность использования для охлаждения конструкций перекрытий здания;
  • доставка воды по воздуху по всей защищаемой зоне непосредственно на очаг загорания (навесом распыленной струёй), а не на расчетную площадь. При этом соблюдается нормативная интенсивность орошения благодаря дозированной подаче на очаг загорания.

В данной статье мы рассмотрели 3 типа автоматических установок пожаротушения. Все решения не противоречат нормативной документации. Остаётся выбрать вариант, обеспечивающий тушение пожара в целях его ликвидации или локализации в течение времени, необходимого для введения в действие оперативных сил и средств, требуемую надежность функционирования и минимально вредное воздействие на людей и защищаемое оборудование.

Алгоритм безопасности| № 4, 2015

    Здание кирпичное с внутренним каркасом шага колонн 7,2х6,6 м и 7,2х 6,0 м. Ширина проездов – 6,2 м. Рампа въезда-выезда монолитная. Кладка стен выполнена кирпичом с облицовкой красным лицевым керамическим кирпичом. Класс функциональной пожароопасности – Ф5.2. Степень огнестойкости - II. Категория по взрывопожарной и пожарной опасности – В. В здании отсутствуют помещения категории А по взрывоопасной и пожарной опасности по НПБ105-03. Кроме того, в соответствии с требованиям СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализации зданий» здания оборудуются противопожарным водопроводом с сетью применения пожарных кранов. С целью повышения уровня противопожарной защиты помещений и тушения возможных очагов горения на объекте также используются первичные средства пожаротушения - огнетушители. Класс возможного пожара в этом помещениях гаражного комплекса – В1 (горение жидких веществ, нерастворимых в воде (бензин, нефтепродукты). Исходя из характеристик корпуса, вида пожарной нагрузки и особенностей развития очага горения, проектом предусмотрена защита помещения с помощью автоматической системы пожарной сигнализации и пожаротушения. Она предназначена для автоматического выявления пожароопасной ситуации, формирования сигналов пожарной опасности, выдачи информации о наличии и месте возникновения пожароопасной ситуации, локальное включение модулей порошкового пожаротушения, подачи сигнала оповещения людей о пожаре и сигнала управления автоматикой. Проектируемая АУПП построена на основе ППКОП «ЗОНД-СИ» и включает себя комплекс технических средств состоящих из: пульта контроля и управления (далее ПКУ), прибора приемно-контрольного «ЗОНД-СИ» (далее ППКОП), модулей ШС (МШС8) на 8 направлений, релейных модулей МР8 на 8 направлений, включения модулей порошкового пожаротушения Тунгус-6, бесперебойного источника питания, дымовых пожарных извещателей, тепловых пожарных извещателей и ручных пожарных извещателей. В соответствии с СНиП 21-02-99* п. 6.32 для своевременного оповещения людей проектом предусмотрено проектирование системы оповещения и управление эвакуацией СОУЭ 3-го типа на базе блока речевого оповещения «Орфей». С целью раннего обнаружения пожара все этажи корпуса оборудуются АУПП, независимо от их назначения, с обеспечением круглосуточной работы пожарных извещателей, кроме помещений с мокрыми процессами (санузлов, моек, лестничных клеток). Во всех защищаемых боксах хранения автомобилей запроектированы извещатели, реагирующие на увеличение температуры окружающего воздуха. В состав системы АУПП входят:
  • приборы приемо-контрольные пожарной и охранной сигнализации и порошкового пожаротушения «ЗОНД-СИ»;
  • модуль шлейфовый сигнальный МШС8;
  • релейный модуль МР8;
  • бесперебойный источник питания постоянного тока ББП-20;
  • извещатели пожарные дымовые ИП212-41М (U пит. = 7,0…30В; I пот.деж. = 0,05мА) ;
  • извещатели пожарные тепловые ИП103-4/1 «МАК-1» с нормально замкнутыми контактами (Т сраб. = 64…76°С; I коммут. = 150мА; U коммут. = 30,0В);
  • извещатели пожарные ручные ИПР513-2 «Агат» (U пит. = 9…28В; I пот.деж. = 0,1мА);
  • световые указатели КОП-20 (U пит. = 10 …40В; I потр.св. = 20мА);
  • блок речевого оповещения БРО «Орфей» для трансляции предварительно записанных речевых сообщений в системах пожарной сигнализации;
  • звуковые оповещатели Орфей МА исп.1 – модуль акустический настенный.


Поделиться