Загадка в мечети сидело трое. Фургон врезался в толпу у мечети на севере Лондона: один погибший. Пятничный намаз по мазхабу имама абу ханифы

Вся хвала Аллаху.

Существует случаи в которых разрешено проводить вторую совместную молитву и случаи когда ее нельзя проводить.
К запрещенным относится случай, когда люди заранее договариваются придти в мечеть, после того как имам совершит первую совместную молитву. Также запрещено, когда вторая молитва в мечети превращается в нечто постоянное, систематическое, как например когда устанавливается, что первая совместная молитва будет в определенное время, а вторая в другое время.
Это однозначно запрещено, потому что это приводит к разобщению среди мусульман и люди перестают стремиться к первой молитве.

Но если вторая совместная молитва совершается в мечети не преднамеренно, без какой либо договоренности, как например, когда группа людей заходит в мечеть после того как имам закончил молится и они молятся совместно, то относительно этого имеются различные мнения. Правильным является мнение, что это разрешено и мустахаб, потому что приносит награду за совместную молитву.

Шейх ибн Усеймин (рахимахуллАх) сказал, описывая случай второй молитвы в мечети: Что касается первого сценария, когда в мечети постоянно совершается две совместные молиты, то это несомненно макрух, если не харам, потому что это бида (нововведение) и не было известно от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников.
Другим примером является al-Masjid al-Haraam, до тех пор пока Саудовское правительство не изменило ее, в ней было четыре джамаата у каждой из которых был имам: Ханбалитский имам руководил молитвой для Ханбалитов, Шафитский имам руководил Шафиитами, Маликитский имам руководил Маликитами и Ханафитский имам руководил Ханафитами. Он говорили: Это место Шафи, это место Малики, это место Ханафи и это место Ханбали.
Но король Абдуль Азиз вошел в Мекку и сказал: «Это разделяет умму, т.е. мусульманская умма разделяется в одной мечети, и это не дозволено. Поэтому он объединил всех за одним имамом. И это было одним из его благих и достойных дел (да проявит Аллах над ним милость)
Разделение уммы запрещено.
Более того, это ведет к лени, потому что люди могут сказать: Если есть вторая совместная молитва, то мы подождем, когда придет вторая группа и люди перестанут стремиться к участию в первой совместной молитве за имамом.»

Затем он упомянул о втором случае и сказал:
«Что касается второго случая, когда это происходит без предварительного сговора, т.е. в мечети есть постоянный имам, но иногда двое или трое людей опаздывают по уважительной причине, то в этом вопросе ученые разделились.
Некоторые ученые сказали, что совместная молитва не должна повторяться, т.е. следует делать каждому по отдельности.
Во первых: хадис Убай ибн Кааба, согласно которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человеку молится с другим лучше, чем молиться одному, и молится с двумя людьми лучше чем молится с одним человеком. Чем больше людей, тем милее это Аллаху» Передан Абу Даудом (554) и ан Насаи (843). Здесь ясно указывается на то, что лучше молится с другим человеком, чем одному. Если мы скажем, что не должно быть второй совместной молитвы, то это значит, что мы предпочли менее предпочтительный выбор, а это противоречит тексту.
Во вторых: Однажды, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сидел вместе с сподвижниками, и пришел один мужчина после того, как они завершили совместную молитву. Он (Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)) спросил: «Кто даст милостыню этому человеку и помолится с ним?» Один из людей встал и помолился с человеком» Тирмизи (220). Это ясно показывает на то, что совместная молитва может быть совершена после постоянной совместной молитвы, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) потворствовал тому, что кто-нибудь совершил молитву с этим мужчиной. Если кто-нибудь скажет, что это милостыня, а когда двое мужчин опаздывают и совершают вторую совместную молитву в мечети, то они совершают то, что они обязаны сделать, то на это можно ответить, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал совершить этот акт благодеяния и помолиться с тем мужчиной, тому кто уже совершил молитву, то разве не является предписанным человеку, который еще не совершил молитву, молится с этим мужчиной?
Третий сценарий, когда мечеть находится на рынке или на дороге и т.п. Если это мечеть на рынке, где люди приходят и уходят, и двое или трое или десять мужчин собираются, молятся, а затем уходят, как происходит в мечетях на рынках, то повторить совместную молитву не является макрухом. Один из ученых сказал: По этому поводу имеется консенсус и нет различий во мнениях, потому что это мечеть, куда приходят и уходят разные группы, и нет постоянного имама за которым люди могли бы объедениться. al-Sharh al-Mumti’ (4/227-231).
Мы можем посоветовать нашим братьям примириться и стараться объединиться и покончить с разногласиями и разобщенностью и эгоизмом. Следует стараться придерживаться единства и гармонии; разве это может быть причиной для разделения и ссор?
У нас есть пример Абдуллах ибн Мусуда (радиа ллаху анху) который критиковал Османа (радиа ллаху анху) за то, что тот совершил полную молитву в Мине, но несмотря на это, он также совершил полную молитву. Когда его спросили обо этом, то он сказал: «Разделение - зло» Абу Дауд (1960).
Среди указаний на важность единства, то что большое количество ученых сказали, что дозволено имаму упускать некоторые виды сунны, для того чтобы объединить людей, как Шейх уль Ислам ибн Теймия сказал:

«Если имам думает, что какое либо действие является мустахабом, но люди молящиеся за ним не считают это мустахабом, и он пропускает это ради единства и гармонии, то это лучше. Примером этого является намаз витр, в отношении которого имеется три мнения:
1. Витр может совершаться только в три раката, подобно Магрибу, и это мнение людей из Ирака
2. Витр может совершаться только в один отдельный ракат, это мнение многих людей из Хиджаза
3. Оба мнения приемлемы, это мнение Шафи, Ахмада и других и это правильное мнение, не смотря на то, что они предпочитали один отдельный ракат.
Если имам считает, что его следует выполнять отдельно, а люди за ним считают, что витр следует совершать как Магриб, и он соглашается с ними для того чтобы объеденить, то это лучше, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Аише: «Если бы твои люди не избавились от джахилии так недавно, я бы разрушил Каабу и построил бы ее на уровне с землей и с двумя дверьми, одна для входа другая для выхода». Но от отказался от того, что было по его мнению лучшим, для того чтобы не отчуждать людей. Если человек считает, что чтение басмалы в слух правильно, но за ним стоят люди которые так не считают, или наоборот, то если он согласится с ними, то это лучше»
al-Fataawa al-Kubra (2/118).

Мы просим Аллаха наставить нас на правильный путь.

В сентябре в Минске торжественно откроют единственную в столице мечеть. «Комсомолка» узнала историю ее строительства из уст главного муфтия Беларуси Абу-Бекира Шабановича.

На месте первой минской мечети построили ресторан

Первые мусульмане появились в Минске в XV веке, говорят историки. Это были бывшие плененные крымские татары, участвовавшие в набегах на литвинские земли и разбитые в 1506 году под Клецком войсками князя Михаила Глинского . Они проживали в районе Немиги, где сейчас гостиница «Планета», тот край называли Татарским предместьем. Там, где сейчас гостиница «Юбилейная», около 1599 года появилась первая в Минске мечеть, она была деревянной.

Молились там почти три века, а в 1900 году решили на ее месте построить новую, каменную. Возвели быстро - 25 октября 1902 года состоялось освящение.

Красивое каменное здание с большим центральным куполом и высоким многоэтажным минаретом, выстроенное в византийском стиле, отличается изяществом и скромностью архитектуры, по своему внешнему виду является одним из лучших сооружений в Минске, - писала тогда газета «Минский листок».


Каменная мечеть, начало ХХ века. Теперь на этом месте - ресторан гостиницы "Юбилейная".

Мечеть не разрушили 30-е годы, но в 1936 году передали конторе «Гастроном», и в ней хранили овощи и бакалею. Во время немецкой оккупации мечеть пустовала, после освобождения там снова стали проводить богослужения.

Но уже в 1949 году решением горисполкома мусульманскую общину Минска распустили, а здание передали ДОСААФу . Потом начали строить Парковую магистраль (сейчас - проспект Победителей) и гостиницу «Юбилейная» рядом с мечетью. В 1964 году ее взорвали, а на том месте построили гостиничный ресторан - сейчас там казино.


Перед строящимся зданием гостиницы "Юбилейная" видна старая минская мечеть. Фото: из книги В.Кириченко "Минск. Десятилетний путь столицы. 1960-1969".

В 70-х сравняли с землей и старое татарское кладбище - из него сделали сквер (сейчас он между улицами Игнатенко , Татарской и Грибоедова ).

Решение о завершении строительства принимал лично Эрдоган

Возрождение мусульманских религиозных объединений в Беларуси началось после перестройки, в 90-х. Под строительство мечети власти выделили землю возле бывшего татарского кладбища - того самого, которое превратили в сквер.

Первый камень строительства заложили в 1997 году,- во время празднования 600-летия поселения татар на землях Беларуси. Работы должен был финансировать фонд «Всемирная исламская лига» («Рабита»), выделив 2,05 миллиона долларов.

В сметах не была учтена отделка здания и различная инфраструктура, - рассказал «КП » главный муфтий Беларуси Абу-Бекир Шабанович. - Позже финансирование прекратилось, и стройка остановилась на уровне середины первого этажа.


По словам муфтия, между партнерами случились разногласия - счета саудитов оказались заморожены из-за западных санкций. Шли годы, недостроенное здание застыло за деревьями бывшего татарского кладбища.

Второй шаг к строительству был сделан в 2013 году.

Мы составили новую смету и вместе с описанием передали нашим братьям-туркам, - продолжает Абу-Бекир. - Им все очень понравилось, документы легли на стол президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану . И он решил - стройку мечети в Минске нужно продолжить. Три года понадобилось на завершение работ. Спонсором выступило Управление религиозными делами Турции. По моим предварительным прикидкам, на окончание строительства под ключ потратили не меньше 4 миллионов долларов.

Муэдзин не созывает с башни верующих на молитву

Торжественно открыть мечеть собирались 29 июля, планировалось участие президента Эрдогана... Но визит сорвался - после попытки государственного переворота в Турции ввели военное положение, ситуация остается напряженной и сейчас . По данным «Комсомолки», открытие мечети и приезд Эрдогана запланировали на сентябрь.

А пока прогуляемся по самой мечети.

Это здание построено по образу и подобию минской каменной мечети, построенной 115 лет назад, только объемы увеличены в несколько раз, - проводит экскурсию Абу-Бекир. - На цокольном этаже откроем музей - здесь будет показана 600-летняя жизнь мусульман в Беларуси. Есть много других помещений: актовый зал на 250 мест, библиотека и учебные классы, комната охраны с мониторами видеонаблюдения.

Отдельно муфтий заводит нас в помещение теплоузла - это большой зал с множеством труб, насосов и другого оборудования.

Поскольку мусульмане молятся, сидя на полу, на всех трех уровнях полы мечети оборудованы подогревом, - поясняет он. - Санитарно-гигиенический блок тоже имеет свои особенности: в мужской и женской половине располагаются по 32 места для омовения ног - это обязательная процедура перед началом молитвы.

Уровнем выше находится самое большое и самое главное помещение мечети - молитвенный зал. Вся его площадь устлана специальным ковролином - он не вытаптывается.

В торце зала находится деревянный балдахин - это сооружение, куда поднимается имам (духовное лицо, которое проводит проповедь). Ярусом выше - большой полукруглый балкон, на нем тоже могут располагаться молящиеся.

Молитвенный зал украшает огромная люстра, а своды - медальоны различных мусульманских народов. Люстра висит под куполом, который снаружи покрыт специальной медью немецкого производства - обещают, что за 50 лет покрытие не окислится и не поблекнет.

А рядом у внешней стены построен минарет - это башня, с которой муэдзин (помощник имама) призывает верующих на молитву.

Впрочем, от этой практики мы в Минске отказались - я лично принял такое решение после обращений жителей соседских домов, - объяснил Абу-Бекир.

БУДЬ В КУРСЕ!

Сколько в Беларуси мусульман и мечетей?

Минская соборная мечеть может одновременно принять до 2 тысяч верующих.

Сегодня в Беларуси живет около 30 тысяч мусульман - это люди 32 народностей, - рассказал главный муфтий Беларуси. - В Минске примерно 10 тысяч мусульман. Двери нашей мечети всегда открыты для всех.

Что касается количества мечетей в Беларуси - данные разнятся.

Я в этом плане разделяю мечети и молитвенные дома - это немного разные вещи, - говорит Абу-Бекир. - Мечетей в Беларуси семь: самая старая - в Ивье, также есть мечеть в Смиловичах, Новогрудке, Ловчицах, Слониме и Ошмянах. В Видзах , Молодечно , Клецке, Бресте , Могилеве и Гомеле - молитвенные дома.

Мусульманская мечеть в Минске. Павел МАРТИНЧИК

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption В район инцидента в Финсбери-парк прибыли вооруженные полицейские

На севере Лондона в районе Финсбери-парк фургон врезался в толпу прихожан местной мечети, возвращавшихся с вечерней молитвы. Полиция сообщает, что один человек умер на месте от полученных травм, 10 человек пострадали. Водитель фургона арестован.

Премьер-министр Тереза Мэй сказала, что полиция рассматривает случившееся как потенциальный теракт. В связи с этим Мэй проведет экстренное совещание правительственного чрезвычайного комитета КОБРА.

Глава Совета мусульман Великобритании Харун Рашид Хан написал в "Твиттере", что водитель преднамеренно наехал на людей, которые выходили из мечети после вечерней молитвы в священный для мусульман месяц Рамадан.

  • В центре Лондона на мосту фургон наехал на пешеходов
  • Нападение в Лондоне: что известно о погибших и раненых
  • Нападения в Лондоне: как люди спасались сами и спасали других

Он также сообщил, что наезд произошел не возле самой мечети, а рядом с мусульманским центром социальной помощи, в нескольких десятках метров от мечети.

Сообщается, что арестован 48-летний водитель фургона. Улицу в районе места происшествия перекрыла полиция, прибыли машины скорой помощи. В небе над Финсбери-парк летает вертолет.

В качестве меры предосторожности на место были сразу же .

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption К месту происшествия приехали машины скорой помощи Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption В результате инцидента есть пострадавшие

Очевидцы рассказывают, что полицейские прибыли на место первыми и стали оказывать первую помощь пострадавшим еще до прибытия машин скорой помощи.

"Не меньше трех-четырех человек были на тротуаре, им помогала полиция. Я видела не меньше двух человек на земле. Это все выглядело не очень хорошо, я видела, что полицейские делали одному из них массаж сердца, пока не приехала скорая... так что это все выглядело очень скверно, я надеюсь, что они в порядке", - рассказала Би-би-си женщина, оказавшаяся на месте происшествия.

Инцидент в Финсбери-парк произошел в конце месяца Рамадан - девятого в мусульманском календаре. Он считается священным для мусульман. В течение всего месяца мусульмане в дневное время соблюдают пост - отказываются от еды, питья, курения и развлечений. Есть и пить можно начинать только после наступления темноты.

Тереза Мэй заявила, что все ее мысли - о пострадавших в "ужасном инциденте", а лидер оппозиционной Лейбористской партии Джереми Корбин сказал, что он "абсолютно шокирован" произошедшим.

Правообладатель иллюстрации PA Image caption Мусульмане молятся у мечети в Финсбери-парк, где произошел инцидент

Знаменитая мечеть

Мечеть в Финсбери-парк, расположенная неподалеку от места происшествия, долгое время была знаменита тем, что к ней имели отношение разные экстремисты .

В частности, ее посещал Ричард Рид, пытавшийся взорвать авиалайнер при помощи бомбы в своей обуви, и Закариас Муссауи, против которого выдвинуты обвинения в оказании помощи исполнителям терактов 11 сентября.

Самым знаменитым человеком, связанным с мечетью, стал проповедовавший в ней радикальный имам Абу Хамза аль-Масри. Он провел семь лет в британской тюрьме по обвинению в подстрекательстве к убийствам и религиозной нетерпимости. В 2012-м году он был экстрадирован в США, где .

Суд признал его виновным в пособничестве терроризму. В частности, Абу Хамзу признали виновным в оказании помощи "Аль-Каиде" и ряду других организаций, признанных экстремистскими.

Мечеть была закрыта в 2003 году, однако в 2005-м ее открыли вновь с новым руководством, которое было назначено Мусульманским советом Великобритании.

В последние годы в мечети проповедовали веротерпимость, она была открыта для посещения всем желающим.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Район инцидента в Финсбери-парк оцеплен вооруженной полицией Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Полиция расследует, был ли наезд преднамеренным или случайным Правообладатель иллюстрации PA Image caption Полиция в районе происшествия

3 июня на мосту в центре Лондона фургон, двигавшийся на высокой скорости, наехал на тротуар и сбил нескольких пешеходов. Фургон после этого проехал по Лондонскому мосту и остановился недалеко от расположенного рядом с мостом рынка Боро-маркет. Выскочившие из него мужчины напали с ножами на прохожих.

Нападавших было трое, все они были убиты прибывшими на место происшествия полицейскими.

В результате нападения на Лондонском мосту погибли семь человек, десятки получили ранения.

"Он приходит в мечеть только ради Всевышнего Аллаха, он является гостем Аллаха, пока не выйдет из мечети"

Передано, что Аузага (р.г.) сказал: «Совершение следующих пяти деяний является следованием Посланнику Аллаха (с.г.в.) и благочестивости: совершение коллективной молитвы, следование сунне Пророка (с.г.в.), строительство мечети, чтение Корана и борьба на пути Всевышнего Аллаха».

Передано, что Хасан бин Гали сказал: «Трое являются соседями Аллаха Тааля. Первый - человек, пришедший в мечеть. Он приходит в мечеть только ради Всевышнего Аллаха, он является гостем Аллаха, пока не выйдет из мечети. Второй - человек, посетивший своего брата-мусульманина. Он посещает своего брата-мусульманина только ради Всевышнего Аллаха и является посетителем Аллаха, пока не покинет своего брата- мусульманина. Третий - человек, вышедший в путь с наме­рением совершить обязательный хадж или хадж-умра. Он выходит в путь только ради Всевышнего Аллаха и является одним из послов Аллаха, пока не возвратится к своей семье».

Также было сказано: «У верующего три крепости. Первая - мечеть. Вторая - поминание Всевышнего Аллаха и третья крепость - чтение Корана. Если верующий находится в одной из этих крепостей, то он сохранен от шайтана».

Хасан Басри (р.г.) сказал: «Махром райских гурий яв­ляется уборка мечетей и их строительство».

Гумар бин Хаттаб сказал: «Мечети в этом мире - дома Аллаха Тааля. Человек, совершающий намаз в мечети, идет в мечеть, чтобы увидеть Аллаха».

Факих сказал: «Уважение к мечетям состоит из пятнадцати пунктов. Первый пункт: после вхождения в мечеть приветствовать сидящих там людей. Если же там никого нет или те, кто есть будут совершать намаз, то нужно сказать: «Ассаляму галяйна мир-раббин ва галя гибади-Лляхис-салихин». Второй: прежде чем сесть, совершить намаз в два ракаата, потому что, поистине, Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Для каждой вещи есть сана (восхваление). Сана мечети - намаз в два ракаата».

Третий: не покупать и не продавать в мечети. Четвертый: не очищать в мечети меч от крови. Пятый: не искать потерянную вещь. Шестой: в мечети не поднимать голос, кроме поминания Всевышнего Аллаха. Седьмой: не разговаривать о мирском.

Восьмой: не переступать через головы людей. Девятый: не спорить о месте в мечети. Десятый: в рядах никого не притеснять. Одиннадцатый: не проходить впереди молящегося. Двенадцатый: не плеваться в мечети. Тринадцатый: не щелкать пальцами. Четырнадцатый: очищать мечети от нечистот. Пятнадцатый: увеличивать поминание Всевышнего Аллаха».

Хасан передал, что, поистине, наш Пророк (с.г.в.) сказал: «Настанет для моей уммы такое время, когда в мечетях люди будут разговаривать о мирских делах, не будет у них дела до Аллаха и не будьте их собеседниками».

Зухри передал от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что, поистине, Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Поки­нувших свою родину четыре: Коран в сердце несправедливого (жестокого), мечеть среди людей, не совершающих молитву, Коран в доме, в котором его не читают, и добрый (благочестивый) человек со злым народом».

Также Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «мечети подни­мутся. Они будут подобны верблюдам с белыми горбами. Ноги этих верблюдов будут из амбры, их шеи из шафрана, а их головы из ароматного мускуса. Поводы этих верблюдов будут из зелёного изумруда. Руководителями этих верблюдов будут муэдзины.

Имамы будут следовать за ними. Они вместе с верблюдами пересекут площадь Кыямата как молния. Люди Кыямата скажут: «Это близкие к Аллаху ангелы, пророки и пос­ланники». Им объявят: «О люди Кыямата, они не ангелы, не пророки и не посланники, но они община Мухаммеда (с.г.в.), сохранявшая намаз с джамаатом (коллективную молитву)».

Вахб бин Мунаббих (р.г.) сказал: «В Судный день приведут мечети. Они будут похожи на одеяния тканые из жемчуга и яхонта. А затем эти мечети будут заступаться за свой народ».

Из книги "Танбихуль гафилин"



Поделиться