Презентация "Что такое дисциплина" (7 класс) по обществознанию – проект, доклад. Презентация к открытому уроку "что такое дисциплина" Презентация о человеке который обладает внутренней дисциплиной

Обществознание, 7 класс

Урок № 9

Для чего нужна дисциплина

Д.З.: § 5, ?? (с.46), задания (с.47-48), «Вспомним» к § 6

© А.И. Колмаков


Цели урока

  • Показать социальное и личностное значение соблю­дения дисциплины.
  • Способствовать пониманию учащимися необходимо­сти руководствоваться общепринятыми нормами и прави­лами в собственной повседневной жизни.
  • Развить умение анализировать реальные социальные ситуации, связанные с нарушением дисциплины, выбирать адекватные модели поведения.
  • Способствовать развитию у учащихся заинтересован­ности не только в личном успехе, но и в улучшении раз­личных сторон жизни общества, в благополучии и процве­тании своей страны.
  • Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в сфере нравственно-этических отношений; самоконтроль и само­оценивание; умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Знать и уметь

  • Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека.
  • Характеризовать различные виды дисциплины.
  • Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины

Понятия, термины

  • Дисциплина:
  • внутренняя, внешняя;
  • общеобязательная, специальная;
  • военная, рудовая, учебная, технологическая.
  • Самоконтроль.
  • Качества дисциплинированного человека:
  • воля, самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка, самообладание.

Проверка знаний

  • Что такое долг?
  • Что такое обязанность?
  • Что общего и различного в понятиях «долг» и «обязанность»?
  • На протяжении многих веков единственным занятием мужчины считалась военная служба. Приведи несколько объяснений этого. Почему в наши дни это занятие не является главным?

Изучение нового материала

  • Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека.
  • Общеобязательная и специальная дисциплина.
  • Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.


КАКИЕ АССОЦИАЦИИ У ВАС ВОЗНИКАЮТ СО СЛОВОМ ДИСЦИПЛИНА?

дисциплина


1. Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека

Дисциплина это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.

от лат. disciplina - выдержанность, строгость

Почему дисциплина – необходимое условие нормального существования общества и человека?

Честность, порядочность, трудолюбие, выполнение поставленных задач.


2. Общеобязательная и специальная дисциплина

Общеобязательная

исполнение правил, установленных государством, всеми государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами

Специальная

обязательная только для членов определенной организации

N: воинская, трудовая, школьная


Общеобязательная дисциплина

  • Это выполнение государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами возложенных на них задач и обязанностей.
  • Это вид дисциплины, при которой все должны соблюдать правила установленные государством.

Самостоятельная работа. Стр.39-40.

Заполните таблицу и сделайте вывод о необходимости соблюдения специальной дисциплины.

Специальные дисциплины

Военная дисциплина

Трудовая дисциплина

Технологическая дисциплина


Специальные дисциплины

Особенности специальных дисциплин

Военная дисциплина

Отличается наибольшей строгостью, четким и точным выполнением требований военной присяги, воинских уставов, приказов командиров

Трудовая дисциплина

Последствия нарушения дисциплины

Предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное распоряжений администрации.

Технологическая дисциплина

Снижение боеспособности войск, отсутствие чёткости управления ими, угроза жизни многих людей

Соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном процессе

Наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом

Ведёт к аварии на производстве, в результате которых гибнут люди, возникают экологические катастрофы, наносится материальный ущерб.


Внешняя и внутренняя дисциплина

Внешняя

соблюдение установленных правил только благодаря контролю со стороны

Внутренняя

(самодисциплина)

соблюдение правил по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер


Вывод:

Басня про нарушителей дисциплины

В некоем классе учились бараны:

Шумны, вертлявы и очень упрямы.

Нету от них никакого покоя

Не педагогам ни прочим героям.

Сами не учат, другим не дают…

Всех за собою как стадо ведут.

Время идет и годы проходят.

Знания, словно сквозь пальцы уходят.

Учителей доблестный труд

Пускают на ветер. Другим не дают

Учиться с охотой, стараться, творить,

Стремиться к мечте, чтобы знающим быть.

Мораль этой басни заключается в том,

Ты станешь бараном – коль будешь глупцом!

Т. Матвийчук

Несоблюдение специальной дисциплины приводит к непоправимым последствиям, связанным с гибелью людей, угрожающим жизни всего человечества, глобальным экологическим катастрофам, суверенитету страны; наносит материальный ущерб.


С. 42-43

С какими фрагментами параграфа связаны тематически данные плакаты? Какие вопросы ставит каждый плакат? Какие ответы предлага


ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

  • Познакомьтесь с текстом в разделе «Жил на свете человек».
  • Ответь на вопросы:
  • Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А.С.Макаренко?
  • В чём «секрет» коммуны Макаренко?
  • Какие правила сегодня актуальны для нашего класса, школьного коллектива? Почему?

Антон Семёнович Макаренко (1888 – 1939 гг.), педагог, писатель


  • Воля (свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками)
  • Самостоятельность (волевое качество, которое проявляется в способности человека по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия)
  • Решительность (волевое качество, которое проявляется на начальном этапе поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия)
  • Настойчивость (волевое качество, которое проявляется в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к цели)

Качества дисциплинированного человека

5. Упорство (волевое качество, помогающее человеку добиться осуществления поставленной цели невзирая на все преграды и противодействия)

6. Выдержка (волевое качество, которое дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели)

7. Самообладание (волевое качество, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои силы)



Проверь себя

Что из перечисленного относиться к общеобязательной, а что к специальной дисциплине?

  • Переход улицы на зеленый свет
  • Выполнением солдата приказа командира
  • Запрет на курения в общественных местах
  • Соблюдение правил пожарной безопасности
  • Обязанность платить налоги
  • Соблюдение правил соревнований

Проверь себя

  • Что такое дисциплина? Зачем она нужна?
  • Какая бывает дисциплина?
  • Каковы последствия нарушения дисциплины?
  • Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает»?
  • С каким разделом параграфа связано утверждение Л. Н. Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил выиграть»?

Проверь себя

1. Объясни, почему дисциплина – необходимое условие существования общества.


Проверь себя


Проверь себя


Проверь себя


Проверь себя


Проверь себя


  • Что такое совесть?
  • Предположи, почему люди иногда поступают не по совести. Объясни.
  • Объясни мысль автора: совесть – это «обида за себя».
  • Автор пишет о том, что люди, «которые никогда не идут на компромисс с собственной совестью, не отступают от высших нравственных принципов». Кого из литературных героев, исторических деятелей, современников можно назвать таким человеком? Почему?

8. Приведи примеры самоконтроля, которые тебе известны.


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература:

  • Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / ; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016
  • Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. . - М.: Просвещение, 2016
  • Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. / Котова О.А., Лискова Т.Е. . 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016

Заполните пропуски: …, впервые поступивший на …, приводится к … перед … Российской Федерации и боевым … воинской части. Он торжественно присягает на верность своему … - Российской Федерации, даёт клятву соблюдать … Российской Федерации, строго выполнять требования воинских …, приказы … и начальников, достойно исполнять воинский …, мужественно защищать …, независимость, конституционный строй России, народ и Отечество.


Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, приводится к военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и боевым знаменем воинской части. Он торжественно присягает на верность своему Отечеству - Российской Федерации, даёт клятву соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость, конституционный строй России, народ и Отечество.






















Специальные дисциплины Особенности специальных дисциплинПоследствия нарушения дисциплины Военная дисциплина Отличается наибольшей строгостью, чётким и точным выполнением требований военной присяги, приказов командиров и начальников, воинских уставов. Снижение боеспособности войск, отсутствие чёткости управления ими, угроза жизни многих людей. Трудовая дисциплина Технологичес кая дисциплина


ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ И СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД О НЕОБХОДИМОСТИ СОБЛЮДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Специальные дисциплины Особенности специальных дисциплинПоследствия нарушения дисциплины Военная дисциплина Отличается наибольшей строгостью, чётким и точным выполнением требований военной присяги, приказов командиров и начальников, воинских уставов. Снижение боеспособности войск, отсутствие чёткости управления ими, угроза жизни многих людей. Трудовая дисциплина Своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное исполнение распоряжений администрации, сохранение наиболее высокой производительности труда Наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом. Технологичес кая дисциплина


ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ И СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД О НЕОБХОДИМОСТИ СОБЛЮДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Специальные дисциплины Особенности специальных дисциплинПоследствия нарушения дисциплины Военная дисциплина Отличается наибольшей строгостью, чётким и точным выполнением требований военной присяги, приказов командиров и начальников, воинских уставов. Снижение боеспособности войск, отсутствие чёткости управления ими, угроза жизни многих людей. Трудовая дисциплина Своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное исполнение распоряжений администрации, сохранение наиболее высокой производительности труда Наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом. Технологичес кая дисциплина Соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном процессе. Ведёт к авариям на производстве, в результате которых гибнут люди, возникают экологические катастрофы, наносится материальный ущерб.


Вывод. Несоблюдение специальной дисциплины приводит к непоправимым последствиям, связанным с гибелью людей, угрожающим жизни всего человечества, глобальным экологическим катастрофам, суверенитету страны; наносит материальный ущерб. Гибель « Титаника » Взрыв на Саяно - Шушенской ГЭС.


Подберите пары по смыслу 1. Общеобязательная дисциплина 2. Специальная дисциплина 3. Воинская дисциплина 4. Технологическая дисциплина 5. Внутренняя дисциплина 6. Внешняя дисциплина 7. Трудовая дисциплина A. Допустимое наличие примесей в бензине B. Своевременный выезд наряда милиции C. Соблюдение режима дня D. Обязательное начало уроков в 8 ч. 30 мин. E. Переход улицы на зелёный свет F. Опоздание рабочего на смену G. Выполнение приказа командира

  • Дисциплина – это определенный прядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.
  • Почему дисциплина – необходимое условие нормального существования общества и человека?
Общеобязательная дисциплина
  • - Это выполнение государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами возложенных на них задач и обязанностей.
  • - Это вид дисциплины, при которой все должны соблюдать правила установленные государством.
Самостоятельная работа. Стр.97-98.
  • Заполните таблицу и сделайте вывод о необходимости соблюдения
  • специальной дисциплины.
  • Специальные дисциплины
  • Особенности специальных дисциплин
  • Последствия нарушения дисциплины
  • Военная дисциплина
  • Отличается наибольшей строгостью, четки и точным выполнением требований военной присяги, приказов командиров, воинских уставов
  • Снижение боеспособности войск, отсутствие четкости управления ими, угроза жизни многих людей
  • Трудовая дисциплина
  • Предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное распоряжений администрации.
  • Наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом
  • Технологическая дисциплина
  • Соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном процессе
  • Ведет к аварии на производстве, в результате которых гибнут люди, возникают экологические катастрофы, наносится материальный ущерб.
Вывод:
  • Несоблюдение специальной дисциплины приводит к непоправимым последствиям, связанным с гибелью людей, угрожающим жизни всего человечества, глобальным экологическим катастрофам, суверенитету страны; наносит материальный ущерб.
Задание.
  • Что из перечисленного относиться к общеобязательной, а что к специальной дисциплине?
  • Переход улицы на зеленый свет
  • Выполнением солдата приказа командира
  • Запрет на курения в общественных местах
  • Соблюдение правил пожарной безопасности
  • Обязанность платить налоги
  • Соблюдение правил соревнований
Внешняя и внутренняя дисциплина
  • Внешняя дисциплина – это дисциплина, которая соблюдается только благодаря контролю со стороны.
  • Внутренняя дисциплина – это дисциплина, которая соблюдается по собственной воли, по своему внутреннему побуждению.
Качества дисциплинированного человека
  • Воля (свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками)
  • Самостоятельность (волевое качество, которое проявляется в способности человека по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия)
  • Решительность (волевое качество, которое проявляется на начальном этапе поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия)
  • Настойчивость (волевое качество, которое проявляется в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к цели)
  • 5.Упорство (волевое качество, помогающее человеку добиться осуществления поставленной цели невзирая на все преграды и противодействия)
  • 6.Выдержка (волевое качество, которое дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели)
  • 7.Самообладание (волевое качество, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои силы)
Как воспитывается внутренняя дисциплина?
  • Волевые качества следует проявлять во всех видах деятельности и не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневной жизни.
  • Нужно стараться ставить только достижимые цели.
  • Поставленная цель должна быть достигнута. Любое дело надо доводить до конца.
  • Не следует сразу пытаться преодолевать сравнительно большие трудности. При неудачи не следует отчаиваться.
  • Если не получается какое-либо дело - не бросай его. Исправь допущенные ошибки и начни сначала.
  • Приступая к делу, сначала спланируй его выполнение, потом предусмотри возможные трудности и способы их преодоления, подумай о результатах и последствиях своих действий.
Домашнее задание:
  • Прочитать п.9, ответить на вопросы и подумайте над заданиями
  • Подготовьтесь к самостоятельной работе

Жить по правилам Сергей Михалков ОДНА РИФМА Шел трамвай десятый номер По бульварному кольцу. В нем сидело и стояло Сто пятнадцать человек. Люди входят и выходят, Продвигаются вперед. Пионеру Николаю Ехать очень хорошо. Он сидит на лучшем месте - Возле самого окна. У него коньки под мышкой: Он собрался на каток. Вдруг на пятой остановке, Опираясь на клюку, Бабка дряхлая влезает В переполненный вагон. Люди входят и выходят, Продвигаются вперед. Николай сидит скучает, Бабка рядышком стоит. Вот вагон остановился Возле самого катка, И из этого вагона Вылезает пионер. На свободное местечко Захотелось бабке сесть, Оглянуться не успела - Место занято другим. Пионеру Валентину Ехать очень хорошо, Он сидит на лучшем месте, Возвращается с катка. Люди входят и выходят, Продвигаются вперед. Валентин сидит скучает, Бабка рядышком стоит. Этот случай про старушку Можно дальше продолжать, Но давайте скажем в рифму: - Старость нужно уважать!


Социальные нормы и санкции В мире людей существует множество правил, или социальных норм. Среди них: предписывающие, запрещающие; формальные и неформальные; нормы-правила и нормы- ожидания. За нарушение установленных правил обычно применяются санкции. Санкции обычно понимаются как меры наказания, применяемые к нарушителям установленных норм, правил.


Законы Правила, которое устанавливает государство, называется закон. Эти правила должны соблюдать все. Главный закон государства называется Конституция. Существует много других законов,например, Закон «Об образовании», «Закон о воинской обязанности», «Трудовой кодекс», «Семейный кодекс» и др.


Закон и порядок Чтобы обеспечить порядок, государство должно заботиться не только о принятии новых законов, но и добиваться соблюдения действующих, а нарушителей наказывать. Закон устанавливает порядок в обществе. Закон стремится установить справедливость. Закон устанавливает границы свободы поведения.


Дисциплина Дисциплина- необходимое условие нормального существования общества и человека. Дисциплина направлена на соблюдение определенных правил. Дисциплина- это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали. Задание: Прочитайте параграф 9 пункт 1 «Дисциплина общеобязательная и специальная», выясните и выпишите в тетрадь: что такое дисциплина? Зачем она нужна? Составьте схему, отображающую, какая бывает дисциплина.


Дисциплина Общеобязательная (исполнение правил, установленных государством) Специальная (обязательная только для членов одной организации) Воинская Обязывает военнослужащих строго соблюдать законы и точно выполнять требования Военной присяги, хранить военную тайну, соблюдать правила воинской вежливости и т.д. Трудовая Своевременный приход на работу, точное исполнение распоряжений администрации. Нарушение трудовой дисциплины в недобросовестном отношении к труду, неисполнении возложенных обязанностей. Технологиче ская Соблюдение техники безопасности Помните: нарушение дисциплины приводит к непоправимым последствиям! Школьная Совокупность обязательных правил в школе.


Внешняя и внутренняя дисциплина Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, можно говорить о внешней дисциплине. При такой дисциплине люди соблюдают правила потому, что чувствуют постоянный контроль. Если человек соблюдает правила сам, по собственной воле, по своему внутреннему побуждению, можно говорить о внутренней дисциплине. В случае несоблюдения норм поведения человек испытывает угрызения совести, чувство вины. Такая дисциплина основывается на самоконтроле. ?


Дисциплина, воля и самовоспитание В основе самовоспитания лежит соблюдение правил, установленных человеком для себя лично. Соблюдение этих правил обязательно. Преодолеть слабость помогает воля. Воля помогает победить зависимость ничего не делать или заниматься только тем, что хочется. Железная воля – не всякого доля. Много желаний, да мало воли. Не будь тороплив, но будь настойчив. Поработаем над собой? Черновик (в конце рабочей тетради) Разделите четверть листа пополам. В один столбик выпишите свои положительные качества, в другой столбик отрицательные. ? Выберите одно отрицательное качество и попробуйте избавиться от него. Для этого понадобится время. Если вам это удастся, то вы – сильный, волевой человек! Вам можно доверять, на вас можно положиться!








Законопослушные люди Людям удобно и спокойно, когда в стране порядок и справедливость. Когда это возможно? Когда соблюдаются законы. Законопослушное поведение предполагает полезную для общества деятельность. Законопослушное поведение – основа нормальной жизни общества.


Противозаконное поведение Противозаконное поведение- поведение, которое запрещено законом, которое причиняет вред людям, всему обществу. Помните: от проступка до преступления – один шаг! Какое поведение является противозаконным? Прочитайте параграф 10 пункт 3 и ответьте на поставленный вопрос.


Dura lex, sed lex. («Закон суров, но это закон») За нарушение закона следует наказание, а наказание должно быть справедливо. От чего зависит наказание? Наказание зависит от причиненного вреда. Нарушения закона Преступления Проступки Задание: прочитайте текст «Закон наказывает» и приведите примеры проступков и преступлений




Возраст ответственности по закону За все виды нарушений с 16 лет, за самые тяжкие с 14 лет. Если подросток нарушил закон, то Его вызывают в комиссию по делам несовершеннолетних. Ставят на учет в милицию. На родителей налагают штраф. При совершении серьезного преступления с 11 лет отправляют в спецшколу, с 14 - в воспитательно-трудовую колонию. Помни: закон не любит, когда его нарушают! Он строго наказывает всех нарушителей!



Поделиться