Выбор способа закупки осуществляет. Неторговые способы закупки: достоинства и особенности. Конкурс в электронной форме

Предлагаем вашему вниманию названия 30 уникальных способов закупок по Закону № 223-ФЗ, которые когда-либо заказчики прописывали в своих положениях о закупках (по данным ЕИС).

Объем объявленных закупок по Закону № 223-ФЗ в 2015 г. составил 23,1 трлн руб. Это почти в 4 раза больше, чем в рамках контрактной системы. Однако экономия при корпоративных закупках без малого в 5 раз меньше по сравнению с Законом № 44-ФЗ. Это 1,6% против 7,5. Одна из причин — отсутствие исчерпывающего перечня конкурентных способов закупок. Зато сколько нового смогли придумать заказчики!


Чтобы понять, сколько в среднем способов используют компании с госучастием, мы проанализировали положения о закупках 10 крупных корпоративных заказчиков: Роснефть, РЖД, Уралвагонзавод, Ростех, Газпром, Роснано, Почта России, компания «Сухой», Росморпорт, Транснефть. В итоге оказалось, что каждая из этих организаций применяет от 6 до 13 способов, а все вместе — 27 различных видов. .

Чрезмерное количество вариантов обусловлено демократичностью нормы, прописанной в ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Она позволяет .

Безусловно, среди этих «иных» видов есть традиционные и понятные способы, такие как, например, запрос предложений или запрос котировок. Но в большинстве случаев это незнакомые и даже странные способы. Чего стоят, к примеру, такие названия, как «приглашение к сотрудничеству в электронной форме», «закупки на основе устойчивых хозяйственных связей» или «основной»! Остается только порадоваться за креативность должностных лиц, которые придумывали эти способы .

Примеры 30 используемых способов закупок по Закону № 223-ФЗ в ЕИС.

Название

Комиссионный отбор

Конкурс на бумажном носителе

Приглашение делать предложение

Конкурентный лист

Мелкая закупка

Конкурс покупателя

Электронный редукцион

Нерегламентированная закупка

Без размещения заказа

Процедура аккредитации не в электронной форме

Безальтернативный выбор

Упрощенная закупка

Закупки на основе устойчивых хозяйственных связей

Оперативная закупка

Запрос оферт

Закупки путем проведения анализа рынка

Прямая закупка

Неконкурентные закупки

Проведение отбора поставщиков

Закупки по результатам переговоров

Котировочная сессия

Приглашение к сотрудничеству в электронной форме

Маркетинговые исследования

Конъюнктурный анализ

Прямой поиск

Дополнительный отбор

Короткая закупка

Иной способ

Основной

Реальность, увы, более прозаична. Под этим заказчики маскируют закупки у аффилированных структур. Поставщики вряд ли смогут понять их суть, и это нивелирует заложенные в законе принципы конкуренции.

Хочется верить, что в поправках к Закону № 223-ФЗ, которые скоро вступят в силу, такие способы будут регламентированы. Безусловно, тогда их количество сократится и они станут понятными для участников сферы госзакупок, а экономия при корпоративных закупках увеличится.

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Закупки по 223-ФЗ в обязательном порядке публикуются на официальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru). Извещения и вся документация по закупкам доступны бесплатно, без регистрации и в полном объеме.

Открытый конкурс по 223-ФЗ

Что такое иные способы закупки по 223-ФЗ

Выше мы отмечали, что 223-ФЗ предоставляет заказчикам много свободы. И они могут злоупотребить этим сверх меры. Заказчики могут устанавливать в своих положениях иные способы закупки, кроме конкурса и аукциона и определять их порядок.

Изобретены тысячи различных способов закупок, точное количество которых не может подсчитать даже Антимонопольная служба (по оценкам ФАС свыше 3500).

Некоторые из видов закупок, напрямую не предусмотренных в 223-ФЗ:

  • Запрос цен
  • Запрос предложений
  • Запрос котировок
  • Конкурентные переговоры
  • Двух и трехэтапные конкурсы с предварительной квалификацией или без нее, переторжкой и т.д.

Такое изобилие видов закупок представляет собой питательную среду для злоупотреблений.

Приоритет российских товаров по 223-ФЗ

С 1 января 2017 вступило в силу Постановление Правительства №925, о приоритете товаров, работ и услуг российского происхождения .

Планы закупок по 223-ФЗ

Заказчики обязаны разместить планы закупок на текущий год в единой информационной системе. Запрещается осуществлять закупки, не включенные в планы-графики. Вы можете ознакомиться с планами закупок по 223-ФЗ по ссылке .

Помощь по 223-ФЗ

Если вы испытываете затруднения с применением 223-ФЗ или пока не владеете положениями данного закона, вы можете обратиться к нашим специалистам. Мы с радостью

Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” предусматривает несколько видов и способов проведения закупки.

Виды закупок

Статья 3 вышеуказанного закона предусматривает и неконкурентные закупки.

К конкурентным видам относятся следующие способы закупки:

  • конкурсы ( , закрытый, в электронной форме);
  • аукционы (открытый, закрытый, в электронной форме);
  • /цен
  • (закрытый и в электронной форме);
  • иные способы , такие, как конкурентные переговоры.

Торги – это способ определения стороны договора путем выбора лучшего предложения условий заключения договора или цены. Содержание торгов отражено в статьях 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации. Торги могут быть закрытыми или открытыми, в открытых торгах могут участвовать любые заинтересованные лица, в закрытых – только специально приглашенные лица.

Условия договора должны быть изложены в сообщении о проведении торгов. К торгам относятся аукционы и конкурсы, а также с 1 июля 2018 года запросы котировок и предложений.

Аукцион

Аукцион – это способ закупки, по результатам которого победителем признается лицо, предложившее более выгодную цену. не устанавливает случаи и условия проведения аукциона, данные нормы должны быть отражены в Положении о закупке. Чаще всего аукционы проводятся, когда характеристики закупаемого товара, работы или услуги определены и теперь необходимо получить их по наименьшей цене.

В срок, определенный в Положении о закупках, организатор должен разместить о проведении аукциона, чаще всего он составляет не менее 20 дней. Далее следуют торги, на которых участники торгуются, предлагая свой вариант цены. Снижение цены должно происходить с учетом шага аукциона – денежного интервала, на величину которого предыдущее предложение отличается от настоящего.

Закрытые закупки реализуются в следующих ситуациях:

Закрытые закупки могут проводиться в электронной и иной формах.

Закупка у единственного поставщика

Федеральным законом 223-ФЗ предусмотрен такой вид закупки, как закупка у . Данный способ закупки может быть предусмотрен в Положении о закупке.

Единственный поставщик – это лицо, с которым заказчик готов заключить договор без проведения процедуры конкурентных видов закупки.

Для закупки у единственного поставщика заказчиком должны быть определены условия, когда может применяться подобный вид закупки, например, пределы цены договора.


С 1 июля этого года закупки по 223-ФЗ станут проходить по новым правилам. Порядок проведения торгов с участием естественных монополий, публично-правовых и госкомпаний, ГУП и МУП был изменен Законом от 31.12.17 № 505-ФЗ.

Итак, основные новеллы законодательства о закупках:
  1. Введен термин «неконкурентная закупка». Это любая закупка, способы осуществления которой устанавливаются положением о закупке и отличаются от порядка проведения конкурентных закупок.
    В свою очередь, конкурентная закупка – это закупка, проходящая с одновременным соблюдением следующих условий:
    • Информация о закупке вместе с извещением о ее проведении и приложением необходимой документации либо размещается в открытом доступе в ЕИС, либо направляется не менее 2-м потенциальным участникам с приглашением к участию;
    • Организаторы торгов гарантируют конкурентную борьбу их участникам;
    • При описании предмета торгов указываются основные его технические и качественные характеристики. При этом не допускается предъявление к участникам требований о наличии определенных товарных знаков и иных средств индивидуализации, если их наличие сокращает круг потенциальных участников торгов и не влияет на исполнение ими своих обязательств по итогам закупочных процедур.

  2. Конкретизированы способы осуществления закупок. Это конкурсы, аукционы, запросы предложений либо котировок, которые могут проходить в открытой, закрытой либо электронной форме. При этом установлено, что иные способы закупки могут быть определены положением о ее проведении.

  3. Введено «типовое положение о закупке». Оно содержит сведения, которые не могут быть изменены при разработке конкурсной документации. А именно:
    • Требования к подготовке и проведению торгов;
    • Способы закупочных процедур, порядок и особенности их применения;
    • Время, отведенное на заключение договора по итогам торгов.
    Такое положение утверждает госорган, наделенный полномочиями учредителя бюджетного, автономного учреждения и выполняющий его функции. А также госорган или организация, имеющие право на управление от имени Российской Федерации имуществом унитарного предприятия. В пятнадцатидневный срок с даты утверждения типовое положение о закупке публикуется в ЕИС.

  4. Определена процедура работы электронной площадки для проведения конкурентных закупок, в том числе с участием среднего и малого бизнеса.

  5. Уточнены критерии отнесения закупок к числу закрытых торгов. Это закупки, сведения о которых являются гостайной либо их закрытый статус установлен Правительством РФ.

  6. Расширен перечень правоотношений, действие 223-ФЗ на которые не распространяется. В их число включены закупки работ, товаров, услуг иностранной компанией при условии, что такая компания участвует в торгах в целях ведения своей деятельности на территории страны регистрации.

  7. Дополнен перечень сведений, которые не размещаются в ЕИС. В него вошли сведения о закупке, предметом которой являются договоры продажи, аренды либо субаренды, доверительного управления муниципальным или госимуществом, иные договоры, закрепляющие переход прав пользования или владения недвижимостью.

  8. Закреплен приоритет информации о закупках, размещенной в ЕИС, перед информацией о торгах, содержащейся в корпоративных информационных системах в сфере закупок, а также в муниципальных, региональных информационных системах.

  9. Установлен контроль ведомств за осуществлением закупок госучреждениями, права собственника имущества которых им принадлежит.

Следует подчеркнуть, что контроль за проведением всех закупок осуществляет антимонопольное ведомство в соответствии с нормами Закона о защите конкуренции и 223-ФЗ. ФАС России разъясняет, что любой участник торгов вправе обжаловать неправомерные действия их организаторов.

Так, например, с жалобой в ФАС России можно обратиться в случае:
  1. Нарушения при организации и проведении торгов норм 223-ФЗ, а также нарушения положений о закупке;

  2. Отсутствия в ЕИС всех данных о закупке: положения о ней, внесенных в него изменений, документов, информации по ее результатам;

  3. Предъявления к участникам торгов противоречащих условиям конкурсной документации требований;

  4. Проведения торгов без положения о закупке, размещенного в ЕИС.

Также в ФАС России можно обжаловать порядок размещения сведений о проведении торгов, процедуру направления заявок на участие в них. При этом сделать это могут как участники закупки, так и лица, ими не являющиеся, при условии, что жалобу они подают до истечения срока на подачу заявок на участие. Срок же обращения с жалобами участников торгов не ограничен.

Поступившие в антимонопольное ведомство жалобы рассматриваются комиссией ФАС России в рамках изложенных в них доводов. По итогам комиссия решает признать жалобу обоснованной или нет. Если при рассмотрении жалобы комиссия устанавливает иные, не обозначенные в жалобе нарушения в действиях заказчика, она принимает решение с учетом всех фактических обстоятельств дела. При необходимости выдает предписание об устранении выявленных нарушений.

З аказчик, который работает по Закону № 223-ФЗ, должен прописать в своем положении о закупке порядок подготовки и проведения процедур, включая способы закупки и условия их применения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

В положении о закупке можно предусмотреть иные (помимо конкурса или аукциона) способы. Заказчик обязан установить порядок закупки с помощью таких способов (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). А затем сведения о способе закупки отразить в извещении.

Заказчик, который стал субъектом разбирательства в решении ФАС от 13.11.2014 по делу № 223 ФЗ-134/14, сделал это, но недобросовестно. Разберем подробно решение антимонопольной службы и отметим ошибки заказчика.

Суть дела

Заказчик провел открытые конкурентные переговоры в электронной форме на выполнение работ по завершению строительства ТЭЦ.

Один из участников закупки обратился в ФАС с жалобой. Признав ее необоснованной, антимонопольная служба все же нашла нарушение в другом: в выборе заказчиком способа закупки - конкурентных переговоров в электронной форме.

Заказчик этот выбор способа закупки обосновал тем, что отдал предпочтение такому специфическому упрощенному способу, потому что у него не было времени проводить другую процедуру- двухэтапный (многоэтапный) конкурс или запрос предложений. Но ФАС доказала, что это не так.

Что заказчик написал в своем положении о закупке

В своем положении о закупке заказчик написал, что конкурентные переговоры можно проводить при закупках сложной продукции, когда необходимо провести переговоры с участниками закупки. При этом использовать процедуру двухэтапного (многоэтапного) конкурса или запроса предложений с учетом затрат времени или по иным причинам нецелесообразно.

Он также отметил, что извещение о проведении конкурса размещается в ЕИС не менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Исходя из требований положения о закупке, рассмотрение заявок на участие в конкурсе должно проходить в срок не более 30 дней со дня вскрытия конвертов с ними, если иной срок не предусмотрен в конкурсной документации.

Уведомление о подаче предложений на участие в запросе предложений размещается в ЕИС не менее чем за 10 дней до истечения срока подачи предложений.

Предложения на участие в запросе предложений рассматриваются в срок не более 30 дней со дня вскрытия конвертов с предложениями, если иной срок не предусмотрен в конкурсной документации.

Организаторы закупки в срок не более 30 дней со дня вскрытия конвертов с предложениями участников закупки рассматривают открытые предложения, чтобы определить соответствие каждого участника и его предложение закупки требованиям закупочной документацией.

По результатам рассмотрения предложений закупочная комиссия принимается решение о признании участника закупки участником запроса предложений.

Логика заказчика

На заседании Комиссии ФАС России представители заказчика пояснили, что при выборе способа закупки заказчик руководствовался особенностями предмета закупки и необходимостью провести переговоры с участниками закупочной процедуры. Кроме того, они отметили, что у заказчика просто отсутствовало время, чтобы провести двухэтапный (многоэтапный) конкурс или запрос предложений.

Выводы Комиссии ФАС

Согласно извещению дата подведения итогов конкурентных переговоров - 26.12.2014.

В техническом задании на проведение закупки установлены сроки выполнения работ - предмета конкурентных переговоров: начало работ - февраль 2015 года, окончание работ - апрель 2017 года. Следовательно, заказчик располагал временем, достаточным для проведения конкурса либо запроса предложений. Именно в том порядке, который предусмотрен у него в положении о закупке. А значит, выбор такого способа закупки, как конкурентные переговоры, в этих конкретных обстоятельствах противоречит требованиям положения о закупке.

Итоговое решение ФАС

Антимонопольная служба постановила, что в отношении неправомерного выбора способа закупки заказчик нарушил ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, а также нашла другие нарушения, а именно - п. 4 ч. 1 ст. 3, пп. , ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ (неизмеряемые требования к участникам закупки и др.). В итоге заказчику выдали предписание об аннулировании открытых конкурентных переговоров в электронной форме.

Кроме того, его оштрафовали по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Эта статья подразумевает штраф на должностных лиц - от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб.



Поделиться