Расчет по инкассо с иностранным элементом. Инкассо в международных расчетах. Международные расчеты в форме банковского перевода

Стандартные международные правила, регулирующие функции и обязательства банков при реализации инкассовых операций, были впервые разработаны Международной торговой палатой в 1936 г., после чего неоднократно дополнялись. С 1 января 1996 г. вступила в силу последняя редакция Унифицированных правил по инкассо. (Почти все банки мира придерживаются данных правил, за исключением случаев, когда правила вступают в противоречие с национальными и местными законами или взаимными договоренностями между покупателем и продавцом. В ст.2 Унифицированных правил по инкассо содержится собственно определение инкассо:

Биржа Forex позволяет каждому желающему получать доход на колебаниях курсов валют любых мировых валют легально, круглосуточно, не выходя из дома и даже не имея специального образования!

"...Инкассо означает операции, осуществляемые банками на основании полученных инструкций с документами в целях:

* получения акцепта и/или платежа;

* выдачи коммерческих документов против акцепта и/или против платежа;

* документов на других условиях.

Документы, с которыми производятся операции по инкассо, разделяются на две группы:

* финансовые документы (переводные и простые векселя, чеки, платежные расписки, и другие документы для получения денежного платежа);

* коммерческие документы, представляющие собой счет-фактуру, отгрузочные документы, страховые полисы, сертификаты происхождения и качества, спецификации, свидетельства, определяющие количество и качество товара.

Таким образом, инкассо - это инкассирование, включающее либо:

* финансовые и коммерческие документы - документарное инкассо;

* только финансовые документы - чистое инкассо.

Участниками инкассирования являются следующие лица:

* Доверитель - это клиент, который доверяет проведение инкассирования своему банку.

* Банк-ремитент. Это банк, которому доверитель поручает осуществление инкассирования.

* Инкассирующий банк. Это любой банк, за исключением банка-ремитента, участвующий в процессе обработки инкассового поручения.

* Представляющий банк. Это инкассирующий банк, который выполняет представление трассату.

* Трассат определен как тот, кому должно быть сделано представление к платежу согласно инкассовому поручению.

В зависимости от срока оплаты можно разделить:

1. Инкассо с платежом по предъявлении. В данном случае исполняющий банк должен сделать представление к платежу немедленно по получении инкассового поручения. В инкассовом поручении принципал должен дать точные указания об условиях, при которых переданные банку документы могут быть выданы плательщику. Выполняя поручения клиента, банк руководствуется только содержащимися в таком инкассовом поручении инструкциями. В случае отказа плательщика от платежа (или акцепта платежа) на исполняющем банке лежит также обязанность незамедлительно известить об этом банк-ремитент, который доводит эту информацию до сведения принципала, самостоятельно принимающего решение в связи с неполучением платежа. В частности, он может отозвать документы и предъявить требования о взыскании задолженности по оплате плательщику в исковом порядке. В этом случае требования указанного принципала (являющегося одновременно продавцом товаров по договору купли-продажи) будут вытекать не из инкассового поручения, а из контракта, на основании которого должны были производиться расчеты по инкассо.

2. Инкассо с отсрочкой платежа, при котором исполняющий банк должен для получения акцепта плательщика представить документы к акцепту немедленно по получении инкассового поручения, а требование платежа должно быть сделано не позднее дня наступления указанного в документе срока платежа.

В зависимости от способа зачисления денежных средств на счет продавца выделяют:

1) почтовое инкассо;

2) телеграфное инкассо;

3) электронное инкассо.

Смысл телеграфного инкассо состоит в уведомлении импортера (одновременно с отсылкой документов иностранному банку) посредством телеграфного извещения о высылке документов с перечислением основных реквизитов инкассового поручения. Возможен и другой вариант телеграфного инкассо, когда банк экспортера высылает документы иностранному банку лишь по получении от него извещения о зачислении средств, необходимых для обеспечения платежа. При электронном же инкассо предъявление документов к платежу или акцепту и платеж и акцепт осуществляются с помощью электронных коммуникаций (SWIFT и т.п.).

Инкассовая операция - это форма расчетов, при которой банк-ремитент (банк продавца-экспортера), выполняющий инструкции своего клиента (доверителя), принимает на себя обязательство осуществить действия с представленными доверителем документами в целях получения от плательщика (импортера) платежа и (или) акцепта, либо выдачи коммерческих документов против акцепта и (или) платежа, либо выдачи документов на других условиях.
Определение инкассо (с теми или иными вариациями) дано во всех редакциях Унифицированных правил по инкассо (Uniform Rules for Collections; далее - Правила) Международной торговой палаты (МТП). Причем впервые эти Правила были опубликованы МТП еще в 1936 г. Затем они трижды подвергались переработке - в 1967, 1978 и 1995 гг. В настоящее время действует последняя по времени публикация Правил (URC 522), вступившая в силу в январе 1996 г. В Советском Союзе Правила (публикация МТП 1978 г. N 322) были, в частности, изданы для служебного пользования в качестве Приложения к внутренней Инструкции Банка для внешней торговли СССР "О порядке совершения операций по международным расчетам".
В зависимости от документов, представляемых на инкассо, Правила выделяют два вида инкассо :
- чистое инкассо , т.е. инкассо финансовых документов (переводные векселя, простые векселя, чеки и т.п.), не сопровождаемых коммерческими документами;
- документарное инкассо , то есть инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами (счета-фактуры, транспортные документы, товарораспорядительные документы и т.п.), или инкассо коммерческих документов, не сопровождаемых финансовыми.
В данной статье мы будем говорить о документарном инкассо (Documentary Collections).
Следует отметить, что данная используется и в операциях между российскими хозяйствующими субъектами, обладая определенной спецификой, но в то же время сохраняя основные черты, присущие международной практике (см. Положение Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации").
Инкассовая форма расчетов применяется, как правило, в тех случаях, когда продавец и покупатель имеют долговременные коммерческие отношения и у них нет оснований сомневаться как в надежности поставок, так и в получении платежа. В отличие от безотзывного аккредитива инкассовая форма расчетов не подразумевает безусловного обязательства платежа со стороны банка-эмитента (в данном случае это банк-ремитент, представляющий поставщика, а не покупателя) или представляющего банка. Однако у этой формы есть несколько преимуществ по сравнению с аккредитивной формой, которыми и пользуются добропорядочные внешнеторговые партнеры, а именно: меньшая формализованность и низкий уровень банковских комиссий и других накладных расходов, гораздо меньшая степень ответственности со стороны банков-участников. С точки зрения интересов покупателя инкассовая форма расчетов является наиболее предпочтительной по сравнению с аккредитивной, а в советское время она, в частности, активно рекомендовалась Банком для внешней торговли СССР внешнеторговым организациям - импортерам товаров народного потребления в качестве условия расчетов с иностранными контрагентами. Что касается операционных рисков, то они, безусловно, также имеют место при осуществлении инкассовых операций, однако их уровень значительно ниже по сравнению с аккредитивами.

В соответствии с принятой в Правилах терминологией в инкассовой операции участвуют следующие стороны:
- доверитель - сторона, которая поручает банку обработку инкассо;
- банк-ремитент - банк, которому доверитель поручил обработку инкассо;
- инкассирующий банк - любой банк, не являющийся банком-ремитентом и участвующий в процессе обработки инкассового поручения;
- представляющий банк - инкассирующий банк, делающий представление плательщику;
- плательщик - лицо, которому должно быть сделано представление в соответствии с инкассовым поручением.
Представляющий банк, как правило, является и инкассирующим банком.
Как внешнеторговая операция сделка с использованием документарного инкассо выглядит достаточно просто. Продавец товара - экспортер заключает контракт с покупателем-импортером, предусматривая в качестве платежных условий инкассовую форму расчетов. Затем одновременно с отгрузкой товара в адрес покупателя продавец, выступая в качестве доверителя, направляет в банк-ремитент инкассовое поручение со всеми коммерческими документами, относящимися к данному контракту. Банк-ремитент, в свою очередь, направляет эти документы с необходимыми инструкциями в инкассирующий банк. Этот банк, выступая одновременно как представляющий банк, информирует покупателя о получении документов и ставит его в известность об условиях их передачи. Плательщик осуществляет платеж или акцептует вексель (если таковы условия), а в ответ получает документы. После этого представляющий банк переводит инкассированную сумму банку-ремитенту, который кредитует полученной выручкой счет экспортера.
В Правилах, которые в настоящее время признаны в качестве основополагающего документа всем международным банковским сообществом, устанавливаются права и обязанности банков и обязательства, которые они принимают на себя, получая инкассовое поручение.

Ответственность банков

Банк-ремитент, действующий на территории Российской Федерации, обязан не только в соответствии с Правилами, но и на основании ГК РФ обеспечить передачу инструкций продавца-экспортера в инкассирующий банк. Следует оговориться, что ГК РФ, конечно, не регулирует правоотношения международного делового оборота, однако он, безусловно, вобрал в себя ряд общепризнанных, применяемых на практике норм, в том числе в сфере международных расчетов. Поэтому нелишним будет напомнить, что расчетам в форме инкассо посвящены три статьи ГК РФ - ст. ст. 874 - 876 (часть вторая, разд. IV, гл. 46 "Расчеты"). Пункт 3 ст. 874 прямо говорит: "В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк-эмитент несет перед ним ответственность по основаниям и в размере, которые предусмотрены главой 25 настоящего Кодекса" (Имеется в виду гл. 25 "Ответственность за нарушение обязательств" ГК РФ). Несмотря на расхождение в терминологии (клиент вместо доверителя, банк-эмитент вместо банка-ремитента), и ГК РФ, и Правила вопросам ответственности отводят существенное место. Далее в этом же пункте говорится, что, "если неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента имело место в связи с нарушением правил совершения расчетных операций исполняющим банком, ответственность перед клиентом может быть возложена на этот банк".

В Правилах вопросам ответственности участвующих в инкассовой операции сторон отведен отдельный раздел, в котором содержатся определения условий освобождения сторон от ответственности (раздел D, ст. ст. 9 - 15). Следует отметить, что в предыдущих редакциях Правил этим вопросам было уделено значительно меньше внимания, что говорит о необходимости обобщить большой практический опыт. Учитывая значение этих вопросов в межбанковских отношениях и последствия их недооценки, следует особо перечислить эти статьи.
Статья 9 кратко формулирует основную мысль Правил о том, что банки, участвующие в инкассовой операции, будут действовать добросовестно и проявлять разумную тщательность. Статья 10 посвящена действиям банков в тех случаях, когда продавец отправляет товар непосредственно в их адрес или на консигнацию без полученного от них согласия. Банки в таких случаях практически освобождаются от какой-либо ответственности, а их вынужденные расходы, связанные с хранением товара, подлежат безусловному возмещению банком-ремитентом.
Далее, ст. 11 "Освобождение от ответственности за действия инструктируемой стороны" говорит, что, во-первых, "банки, использующие услуги другого банка или других банков для целей выполнения инструкций доверителя, делают это за счет и риск такого доверителя" и, во-вторых, "банки не несут никакой ответственности или обязательств в случае, если передаваемые ими инструкции не будут выполнены, даже если они сами взяли на себя инициативу в выборе такого другого банка(ов)".
Статья 12 "Освобождение от ответственности за полученные документы" устанавливает, что банки проверяют соответствие полученных документов перечисленным в самом инкассовом поручении и незамедлительно извещают банк-ремитент об отсутствии каких-либо из них либо наличии иных документов. Но при этом банки не имеют каких-либо обязательств в этом отношении. В этой статье еще раз говорится о том, что банки представляют документы в том виде, в каком они были получены, без последующей проверки.
Статья 13 "Освобождение от ответственности за юридическую силу документов" содержит положение о том, что банки освобождаются от ответственности за форму, содержание, подлинность либо юридическую силу какого-либо представляемого документа, а также в равной степени за добросовестность, действия и (или) упущения сторон, платежеспособность, финансовое состояние грузоотправителей, перевозчиков, грузополучателей или страховщиков товара либо любых других лиц, участвующих в коммерческой операции.
Статья 14 "Освобождение от ответственности за задержки, утерю в пути и перевод" определяет, что банки не несут никаких обязательств или ответственности за последствия, возникающие в результате задержки и (или) утери в пути какого-либо сообщения, письма или документа, или за задержку, искажение или другую ошибку, возникающие при передаче какого-либо сообщения, или за ошибки в переводе и (или) толковании технических терминов.

Условия платежа

Условия платежа при инкассовой форме расчетов предусматривают два варианта передачи (представления) документов плательщику: документы против платежа и документы против акцепта тратты (переводного векселя) с платежом через определенный период времени (обычно 60 дней) после представления.
При наличии условия "документы против платежа " (D/P ) представляющий банк передает документы плательщику только на условиях их немедленной оплаты. Понятие "немедленности" следует трактовать в том смысле, что платеж должен быть произведен сразу после прибытия товара к месту назначения. Если экспортер стремится получить платеж до прибытия товара, то и в контракт, и в счет включается условие о немедленной передаче документов плательщику сразу по их получении представляющим банком, а в инкассовое поручение включается условие о платеже при "первом представлении документов".
При условии "документы против акцепта " (D/A ) представляющий банк передает документы импортеру против акцепта им переводного векселя (тратты), предусматривающего оплату через 30 - 180 дней после даты представления или в конкретную дату в будущем. Обычный вексель в такой операции не применяется. Таким образом, фактически речь идет о предоставлении продавцом покупателю рассрочки платежа или товарного кредита, так как он имеет возможность получить товар ранее его оплаты (продав товар на местном рынке, импортер получает необходимые средства для платежа экспортеру).
Правила особо оговаривают, что в том случае, если инкассо содержит переводной вексель, подлежащий оплате на будущую дату, в инкассовом поручении должно указываться, подлежат ли документы выдаче плательщику против акцепта или против платежа. При отсутствии такого указания документы будут выдаваться только против платежа и инкассирующий банк не будет нести ответственность за какие-либо последствия, вызванные какой-либо задержкой с выдачей документов (ст. 7).

Инкассовое поручение

Все документы, посылаемые на инкассо, должны сопровождаться инкассовым поручением , указывающим, что инкассо подчиняется Правилам, и содержащим полные и точные инструкции. При этом Правила содержат указание о том, что банки не должны изучать сами документы в целях получения каких-либо инструкций.
Таким образом, для работников банка вся полнота и точность инструкций содержится в единственном документе - инкассовом поручении.
В этом документе согласно Правилам в обязательном порядке должна содержаться следующая информация:
- реквизиты банка, от которого было получено инкассо (почтовый адрес, код SWIFT, номера других средств связи и референс);
- реквизиты доверителя (полное наименование, почтовый адрес или домицилий, номера средств связи);
- реквизиты плательщика (полное наименование, почтовый адрес или домицилий, номера средств связи);
- реквизиты представляющего банка (полное наименование, почтовый адрес, номера средств связи);
- сумма и валюта, которая должна быть инкассирована;
- список прилагаемых документов и порядковый номер каждого из них (финансовые и коммерческие документы, обычно применяемые во внешнеторговых операциях);
- условия, на которых должен быть получен платеж и (или) акцепт;
- условия выдачи документов против платежа и (или) акцепта либо другие условия;
- комиссия, которая должна быть взыскана, с указанием того, допускается ли отказ от права взимания комиссии;
- процент, который должен быть взыскан, если он применяется, с указанием, допускается ли отказ от права взимания процента (ставка процента, период начисления, база исчисления);
- метод платежа и форма извещения о платеже;
- инструкции на случай неплатежа, неакцепта и (или) несоответствия другим инструкциям (возможность протеста).
В инкассовых поручениях должен быть приведен полный и точный адрес плательщика либо домицилий, по которому должно быть сделано представление. На инкассирующий банк Правила возлагают обязанность установить точный адрес плательщика в том случае, если у него отсутствуют точные данные, без какой-либо ответственности и обязательств с его стороны. При этом Правила специально оговаривают, что инкассирующий банк не несет никакой ответственности за любую задержку, последовавшую в результате получения им неполного или неточного адреса.

Действия сторон

Банк-ремитент не обязан осуществлять проверку документов, передаваемых доверителем на инкассо, это является обязанностью самого экспортера. Обязанностью банка-ремитента является только направление документов в инкассирующий банк и обеспечение правильного исполнения инкассового поручения (ошибки работников при отсылке документов также представляют собой операционный риск!).
После получения документов от банка-ремитента инкассирующий банк, который, как правило, является и представляющим банком, передает документы непосредственно покупателю. Правила содержат указания в отношении действий представляющего банка при получении документов (ст. 6). Если документы подлежат оплате по предъявлении, представляющий банк должен сделать представление к платежу без задержки (ст. 16). Если документы подлежат оплате в срок иной, чем по предъявлении, представляющий банк должен, когда запрошен акцепт, сделать представление к акцепту без задержки, а когда запрошен платеж в этот срок, сделать представление к платежу.
Следует отметить, что Правила отдельно оговаривают действия представляющего банка при осуществлении платежей в местной валюте, иностранной валюте и частичных платежей. В первых двух случаях документы выдаются плательщику в соответствии с инструкциями инкассового поручения, если там не содержится иных указаний. Это же условие относится и к частичным платежам (разрешены или нет), а если такого разрешения в инкассовом поручении нет, то документы будут переданы покупателю только при полной оплате.
В последнюю редакцию Правил включена отдельная статья "Процент" (ст. 20). В статье устанавливается порядок действий представляющего банка в том случае, если при наличии указания о взимании процента плательщик отказывается его уплатить. В таком случае представляющий банк может выдать документы против платежа или акцепта без взимания процента, если только в инкассовом поручении прямо не указано, что отказ от права взимания процента не допускается. Тогда представляющий банк не будет выдавать документы и не будет нести ответственность за какие-либо последствия, вызванные задержкой выдачи документов. Об отказе в уплате процентов представляющий банк должен незамедлительно проинформировать банк-ремитент.
Согласно международной практике информирование покупателя о полученных документах содержит одновременно всю необходимую информацию в отношении отгруженного товара, достаточную для оформления его получения через таможню. Однако до получения ясно выраженного разрешения экспортера покупатель не получит разрешения представляющего банка на предварительную проверку отгруженного товара.
При расчетах на условиях "документы против платежа" представляющий банк сразу направляет инкассируемую сумму банку-ремитенту. При расчетах на условиях "документы против акцепта" акцептованный вексель либо остается в инкассирующем банке, либо направляется банку-ремитенту, в зависимости от инструкций продавца. Во втором случае банк-ремитент передает вексель экспортеру, который, в свою очередь, может либо дисконтировать (учесть) его, либо предъявить его к оплате в установленный срок (в целях пополнения своей ликвидности он также может его продать или использовать в качестве обеспечения банковской ссуды).

Банковские комиссии

Оба участвующих в инкассовой операции банка - банк-ремитент и инкассирующий банк - взимают с клиентов комиссии за обслуживание и возмещают другие накладные расходы. К основным комиссиям относятся: комиссия за отправку документов, комиссия за инкассирование акцептованного векселя, комиссия за освобождение товаров, направленных в адрес банка или транспортной компании и оставленных в распоряжении банка. Могут применяться и другие комиссии, например за возврат документов, протест, продление срока векселя. Возмещаются также почтовые и прочие накладные расходы. Однако, как уже отмечалось выше, клиенту инкассовая операция обходится значительно дешевле по сравнению с аккредитивом.
О порядке оплаты банковских комиссий и расходов при инкассовой операции весьма подробно говорит ст. 21 Правил. С учетом важности этого вопроса для всех участников операции на этом следует остановиться подробнее. Если в инкассовом поручении указано, что комиссия и (или) расходы по инкассо относятся на счет плательщика, а плательщик отказывается оплатить их, то представляющий банк может выдать документы против платежа или акцепта либо на других условиях без взимания комиссии и (или) оплаты расходов, если только в инкассовом поручении прямо не указывается, что отказ от права взимания комиссии и (или) оплаты расходов не допускается. В таком случае представляющий банк не будет выдавать документы и не будет нести ответственность за какие-либо последствия, вызванные задержкой выдачи документов. О таком случае представляющий банк должен незамедлительно проинформировать банк-ремитент. Далее говорится, что во всех случаях, когда по условиям, приведенным в инкассовом поручении, все издержки и комиссии по инкассовой операции возложены на доверителя, инкассирующий банк имеет право на возмещение затрат от того банка, от которого он получил инкассовое поручение, а банк-ремитент имеет право на возмещение от доверителя любой суммы, выплаченной им таким образом наряду с его собственными издержками и комиссией. При этом банки оставляют за собой право требовать от стороны, от которой они получили инкассовое поручение, авансовой оплаты комиссии и (или) расходов для покрытия издержек, связанных с их действиями по выполнению каких-либо инструкций, и имеют право не выполнять какие-либо инструкции до получения такого платежа.
Также важной представляется и ст. 24 "Протест", которая предусматривает наличие специальной инструкции в отношении протеста в случае неплатежа или неакцепта непосредственно в самом инкассовом поручении. При отсутствии такой специальной инструкции банки, участвующие в инкассовой операции, не обязаны опротестовывать документы или совершать иное юридическое действие.

Отслеживание исполнения операции

Отдельная статья Правил, а именно ст. 26, посвящена порядку обмена извещениями между банками - участниками инкассовой операции. Инкассирующий банк должен направлять извещения, содержащие полный референс обслуживаемой операции, о платеже, акцепте либо о неплатеже и (или) неакцепте в банк, от которого поступило инкассовое поручение, или банк-ремитент. В случае неплатежа/неакцепта банк-ремитент должен дать необходимые инструкции в отношении направленных документов. Если такие инструкции не будут получены представляющим банком в течение 60 дней (ранее Правила устанавливали срок 90 дней) от даты его извещения о неплатеже и (или) неакцепте, то документы могут быть возвращены банку, от которого было получено инкассовое поручение, без какой-либо ответственности со стороны представляющего банка.

3.4.1. Понятие инкассо

Одной из наиболее сбалансированных форм расчетов, как для покупателя, так и для поставщика являются расчеты по инкассо. Инкассо представляет собой поручение экспортера своему банку получить от импортера (непосредственно или через другой банк) определенную сумму или подтверждение (акцепт), что эта сумма будет выплачена в установленный срок. Инкассо используется в расчетах как при условиях платежа наличными, так и с использованием коммерческого кредита.

При инкассовых операциях банки и их клиенты руководствуются Унифицированными правилами по инкассо . Унифицированные правила по инкассо - основной международный нормативный документ, регулирующий эту форму расчетов.

Унифицированные правила определяют виды инкассо, порядок предоставления документов к платежу и совершения платежа, акцепта, порядок извещения о совершении платежа, акцепта или о неплатеже (неакцепте), определяют обязанности и ответственность сторон, дают единообразное толкование различных терминов и решают другие вопросы.

Согласно Унифицированных правил, инкассо - это операция, осуществляемая банками на основе полученных инструкций с документами в целях:

Получения акцепта и/или платежа;

Выдачи коммерческих документов против акцепта и/или платежа;

Выдачи документов на других условиях.

В зависимости от видов документов, с которыми производится инкассовая операция, различают два вида инкассо:

Чистое инкассо, т.е. инкассо финансовых документов, к которым относятся чеки, векселя, платежные расписки и другие документы, используемые для получения платежа деньгами;

Документарное инкассо, т.е. инкассо коммерческих документов, которые могут сопровождаться или не сопровождаться финансовыми документами.

Участниками инкассовой операции являются:

Доверитель - клиент, который доверяет операцию по инкассированию своему банку;

Банк-ремитент - банк, которому доверитель поручает операцию по инкассированию;

Инкассирующий банк - любой банк, не являющийся банком-ремитентом, участвующий в операции по выполнению инкассового поручения;

Представляющий банк - банк, непосредственно получающий платеж или акцепт, делающий представление документов плательщику;

Плательщик - лицо, которому должны быть представлены документы в соответствии с инкассовым поручением.

Рис. 3.5. Схема расчетов по инкассо

Расчеты в форме инкассо строятся следующим образом: после заключения контракта (1), в котором стороны оговаривают, через какие банки, в соответствии с условиями заключенного контракта, будут производиться расчеты, экспортер отгружает товар (2). Получив от транспортной организации транспортные документы (3), экспортер подготавливает комплект документов, который включает коммерческие, а также, возможно, и финансовый документы, и представляет его своему банку (банку-ремитенту) при инкассовом поручении (4). Получив от доверителя документы, банк-ремитент осуществляет их проверку по внешним признакам, которые указаны в инкассовом поручении, и далее действует в соответствии с инструкциями доверителя, содержащимися в этом поручении, и Унифицированными правилами.

Банк-ремитент представляет документы инкассирующему банку (5), которым является, как правило, банк страны-импортера (5), который представляет их своему клиенту. В случае акцепта (7) банк импортера перечисляет деньги (8) отсылает документы. Банк-ремитент делает соответствующую выписку своему клиенту.

Стоит отметить, что расчеты по инкассо, осуществляемые согласно Унифицированных правил, выгодны как для банков, так и для сторон по сделке. У банков при выполнении распоряжений клиентов не возникает необходимости открывать дополнительный счет или аккумулировать денежные средства иным путем (например, аккредитив). Покупатель может быть уверен, что после оплаты расчетных документов он получит право на товар, а также отгрузочные и товарораспорядительные документы. Поставщик будет уверен, что до момента получения денег его товар будет находиться в его распоряжении.

Однако, наряду с преимуществами, расчеты по инкассо обладают и рядом недостатков. В частности:

1. между отгрузкой товара, передачей документов в банк и получением платежа имеет место большой разрыв во времени, что замедляет оборачиваемость средств экспортера;

2. ко времени поступления документов в банк импортера он может отказаться от их оплаты или оказаться неплатежеспособным;

3. доставка товара может опередить поступление документов в банк и получение товаросопроводительных документов импортером, что увеличивает риск экспортера от неоплаты товаров импортером.

Избежать подобных ситуаций можно путем применения телеграфного инкассо, когда:

Либо импортер уведомляется телеграфным извещением о высылке документов, содержащих основные реквизиты инкассового поручения;

Либо банк экспортера высылает документы иностранному банку лишь по получении от него извещения о зачислении средств, обеспечивающих платеж.

Следует отметить, что инкассо редко применяется на территории нашей страны, не говоря уже о применении в расчетах с иностранными партнерами. Игнорирование явных преимуществ расчетов по инкассо происходит, в основном вследствие запутанности и несовершенства отечественного законодательства, регулирующего данные отношения, а также низкой правовой культурой российских предпринимателей в сфере как международного, так и российского законодательства. Зачастую проблемы в выборе форм расчетов между российскими предпринимателями и их зарубежными партнерами возникают из-за элементарного незнания нормативной базы.


Публикация Международной торговой палаты №522, вступили в силу в новой редакции 1 января 1996 года

Инкассо - банковская расчетная операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает на основании расчетных документов причитающиеся клиенту денежные средства от плательщика за отгруженные в адрес плательщика товарно-материальные ценности и оказанные услуги и зачисляет эти средства на счет клиента в банке.

При инкассовых операциях банки и их клиенты руководствуются Унифицированными правилами по инкассо (Публикация Международной торговой палаты № 522, вступили в силу в новой редакции 01.01.1996) - основным международным нормативным документом, регулирующим эту форму расчетов.

Унифицированные правила определяют виды инкассо, порядок предоставления документов к платежу и совершения платежа, акцепта, порядок извещения о совершении платежа, акцепта или о неплатеже (неакцепте), определяют обязанности и ответственность сторон, дают единообразное толкование различных терминов и решают другие вопросы.

В инкассовой форме расчетов участвуют: продавец (экспортер), поручающий инкассовую операцию своему банку; банк продавца (банк-ремитент), которому продавец поручает операцию по инкассированию; банк покупателя (представляющий банк), представляющий документы импортеру-плателыцику; покупатель (импортер); транспортная компания (перевозчик).

Различают инкассо:

О простое (чистое) - взыскание платежа по финансовым документам, не сопровождаемым коммерческими документами;

О документарное (коммерческое) - инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами, либо только коммерческих документов. При этом банки не несут каких-либо обязательств по оплате документов.

Схема расчетов в форме инкассо представлена на рис. 3.1.

Р и с. 3.1. Схема расчетов по инкассо

После заключения контракта (шаг 7), в котором стороны оговаривают, через какие банки будут производиться расчеты, экспортер отгружает товар (шаг 2) в соответствии с условиями заключенного контракта. Получив от транспортной организации транспортные документы (шаг 3), экспортер подготавливает комплект документов, который включает коммерческие, а также, возможно, и финансовые документы, и представляет его своему банку (банку-ремитенту) при инкассовом поручении (шаг 4).

Получив от доверителя документы, банк-ремитент осуществляет их проверку по внешним признакам, которые указаны в инкассовом поручении, и далее действует в соответствии с инструкциями экспортера (продавца), содержащимися в этом поручении, и Унифицированными правилами. Банк-ремитент отсылает документы представляющему банку (шаг 5), которым является, как правило, банк страны-импортера. Банк покупателя предоставляет документы покупателю (плательщику). Документы выдаются покупателю против платежа (шаг 6). Покупатель (плательщик) получает документы против осуществления платежа (шаг 7).

Банк покупателя осуществляет перевод средств покупателя (импортера) в пользу банка продавца (шаг 8). Продавец получает денежные средства (шаг 9).

Имеются две основные разновидности инкассового поручения, когда документы выдаются плательщику:

  • а) против платежа (Д/П);
  • б) против акцепта (Д/А).

Иногда практикуется выдача документов импортеру без оплаты против его письменного обязательства произвести платеж в установленный период времени. Используя такие условия, импортер имеет возможность продать купленный товар, получить выручку и затем оплатить инкассо экспортеру. Чтобы ускорить получение валютной выручки экспортером, банк может учесть тратты или предоставить кредит под коммерческие документы. Таким образом, инкассовая форма расчетов связана с кредитными отношениями.

Инкассо является основной формой расчетов по контрактам на условиях коммерческого кредита. При этом экспортер выставляет тратту на инкассо для акцепта плательщиком, как правило, против вручения ему коммерческих документов (документарное инкассо), при наступлении срока платежа акцептованные векселя отсылаются для оплаты на инкассо (чистое инкассо).

Расчеты в форме инкассо дают определенные преимущества импортеру, основное обязательство которого состоит в осуществлении платежа против товарных документов, дающих ему право на товар. При этом нет необходимости заранее отвлекать средства из своего оборота. Однако экспортер продолжает сохранять юридически право распоряжения товаром до оплаты импортером, если не практикуется пересылка непосредственно покупателю одного из оригиналов коносамента для ускорения получения товара.

Однако инкассовая форма расчетов имеет существенные недостатки для экспортера. Во-первых, экспортер несет риск, связанный с возможным отказом импортера от платежа, например из-за ухудшения конъюнктуры рынка или финансового положения плательщика. Поэтому условием инкассовой формы расчетов является доверие экспортера к платежеспособности импортера и его добросовестности. Во-вторых, существует значительный разрыв во времени между поступлением валютной выручки по инкассо и отгрузкой товара, особенно при длительном транспортировании груза. Для устранения этих недостатков инкассо на практике применяются дополнительные условия:

О импортер производит оплату против телеграммы банка экспортера о приеме и отсылке на инкассо товарных документов (телеграфное инкассо). Этот вид инкассо не получил широкого распространения;

О по поручению импортера банк выдает в пользу экспортера платежную гарантию, принимая на себя обязательство перед экспортером оплатить сумму инкассо при неплатеже импортера. Дополнительная гарантия платежа обычно применяется при расчетах по коммерческому кредиту, так как при отсрочке оплаты возрастает риск неоплаты импортером документов в связи с возможным изменением финансового положения плательщика. Иногда банк импортера авалирует вексель. Банк-авалист принимает ответственность за платеж, ставя подпись обычно на лицевой стороне векселя с оговоркой, за кого конкретно выдана гарантия платежа; иначе считается, что аваль выдан за векселедателя переводного векселя (экспортера);

О экспортер прибегает к банковскому кредиту для покрытия иммобилизованных ресурсов.

  • Аваль (гарантия платежа) - вексельное поручительство.

Книга: Международное частное право: теоретические и прикладные аспекты / Юлдашев А. Х.

10.3. ИНКАССО В МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТАХ

При исполнении договоров международной торговли с расчетами с помощью международных кредитных переводов всегда существует риск неплатежа со стороны покупателя или риск непоставки товаров со стороны продавца (при предварительной оплате товаров). Для предотвращения такого риска в международной практике достаточно широко используется такая форма расчетов, как инкассо (англ. сollections).

Международное инкассо (итал. incaso - выручка, выручка) - форма международных безналичных расчетов, которая означает обязательство банка одной страны получить по поручению экспортера от импортера сумму платежа по контракту против передачи документов (финансовых, коммерческих) и перечислить ее экспортеру.

В отличие от международных кредитных переводов, что не регулируются актами международного торгового права, практика расчетов с помо-

щью инкассо систематизированы Международной торговой палатой публикации "Унифицированных правил по инкассо". Последняя редакция Унифицированных правил является публикацией МТП № 522, изданной в 1995 г. (предыдущую редакцию было издано в 1978 г., публикация МТП № 322). Рекомендации МТП действуют тогда, если стороны прямо указывают, что подчиняют свои отношения этой рекомендации. В то же время Унифицированные правила широко применяются в международной банковской практике. На основании Унифицированных правил и других обычаев международной торговли можно дать определение расчетов по инкассо.

Расчеты по инкассо осуществляются в соответствии с договором, по которому лицо, которое имеет право требовать осуществления платежа (доверитель), поручает банку, в котором она имеет счет (банк-ремитент), передать лицу, обязывающей произвести платеж или акцепт переказно-го векселя (плательщик), передать через банк плательщика (представляющий банк) документы при условии получения платежа или акцепта переводного векселя. Банк-ремитент, получивший инкассовое поручение, вправе привлекать для его выполнения кроме представляющего банка также другие банки (інкасуючі). Согласно Унифицированных правил, банк вправе отказаться от инкассового поручения по любой причине, он должен немедленно уведомить об этом банк, от которого получено такое поручение.

По инкассо доверитель в случае, если это будет указано в договоре с банком, вправе отправить товар на адрес представляющего банка вместе с инструкциями и держать товар в исключительном распоряжении банка до совершения платежа или акцепта плательщиком переводного векселя. Если товары отправлены непосредственно в адрес представляющего банка для выдачи их плательщику против платежа или акцепта переводного векселя без предварительного согласия со стороны этого банка, банк не обязан принимать поставку товара, риск и ответственность за который продолжает нести доверитель (ст. 10 Унифицированных правил).

Участниками международных расчетов с использованием инкассо являются:

доверитель (англ. - principal) - лицо, которое дает поручение по инкассо своему банку. Как правило, доверителем является продавец товара (подрядчик, исполнитель при выполнении работ или оказании услуг);

банк0ремітент (англ. - remiting bank) - банк, которому доверитель поручает операцию по инкассо;

инкассирующий банк (англ. - collecting bank) - любой банк, не являющийся банком-ремитентом, участвующий в операции по инкассо;

представляющий банк (англ. - presenting bank) - банк, инкассирует, осуществляющий представление плательщику;

плательщик (англ. - drawee) - лицо, которое должно произвести платеж или акцептовать переводной вексель против представленных документов. Как правило, плательщиком является покупатель товара (заказчик работ или услуг).

Виды инкассо. Согласно Унифицированных правил и сложившейся практики расчеты по инкассо осуществляются в виде чистого или документарного инкассо.

Чистое инкассо (англ. - clean collections) - инкассо, при котором платеж или акцепт переводного векселя осуществляются при предоставлении перевод-ных векселей, простых векселей, чеков или других финансовых документов, используемые для получения денежного платежа; при этом транспортные и другие коммерческие документы не предоставляются.

Документарное инкассо - инкассо, при котором платеж или акцепт переводного векселя осуществляются при предоставлении счетов, отгрузочных документов, документов о праве собственности или других документов, подтверждающих основание платежа или акцепта векселя (коммерческие документы); при предоставлении указанных документов и выписанных на их основании переводных векселей или других финансовых документов.

Формы инкассо. Инкассо осуществляется в следующих формах:

Получение платежа - предоставление простого или переводного векселя,

чека, платежной расписки или других финансовых документов для

получения платежа деньгами;

Акцепт переводного векселя - предоставление переводного векселя для

его акцепта плательщиком;

Выдача коммерческих документов против платежа (англ. - docu0

ments against payment - D/P). - представляющий банк выдает ко

мерційні документы (которые могут сопровождаться финансовыми

документами) плательщику только при условии осуществления платежа

деньгами;

Выдача коммерческих документов против акцепта переводного век

селя (англ. - documents against accept - D/A) - представляющий

банк выдает коммерческие документы плательщику только при условии ак

цепту переводного векселя;

Выдача документов на других условиях - представляющий банк вы

дает документы плательщику только при выполнении условий, указанных

в инкассовом поручении.

Согласно ст. 7 Унифицированных правил при отсутствии указаний при документарном инкассо о выдаче коммерческих документов против акцепта (D/A) или против платежа (D/P) считается, что они должны быть выданы только против платежа деньгами.

Этапы расчетов по инкассо:

1) выдача инкассового поручения доверителем банку-ремитенту;

2) выдача инкассового поручения банком-ремитентом инкассирующему

банка, в том числе представляючому банка;

3) выполнение представляющим банком инкассового поручения;

4) перевод денег или передача акцептованного векселя доверия

Выдача инкассового поручения доверителем банку0ремітенту. Этот этап в отношении документарного инкассо начинается после передачи товара перевозчику и получения документов от транспортной организации. Выдача инкассового поручения осуществляется доверителем путем предоставления банку-ремитенту согласованных с плательщиком коммерческих и (или) иных документов и инструкций по их представление плательщику. При этом инкассовое поручение должно содержать исчерпывающие сведения для выполнения поручения, в том числе полный адрес плательщика. Принимая инкассовое поручение, банк-ремитент обязан удостовериться в том, что полученные коммерческие и другие документы по внешним признакам соответствуют инструкции доверителя. Банк-ремитент должен немедленно известить доверителя об отсутствии какого-либо документа или несоответствии документов предоставленной инструкции. Этап завершается принятием к исполнению инкассового поручения банком-ремитентом.

Выдача инкассового поручения банком0ремітентом инкассирующему (представляючому) банка. При принятии инструкции и предоставленных документов банк-ремитент направляет полученные от доверителя коммерческие и (или) другие документы и инструкцию доверителя инкассирующему банку, который может выполнять также функции представляющего банка.

Согласно ст. 5 Унифицированных правил инкассирующий (представляющий) банк определяется банком-ремитентом в соответствии с указаниями доверителя, а при отсутствии таких указаний - по собственной инициативе. Однако в обоих случаях банк-ремитент не отвечает за действия інкасуючого банка. При осуществлении інкасуючим (представляющим) банком отдельных действий по инкассовому поручению в соответствии с поручением банка-

ремитента на инкассирующий (представляющий) банк возложены те же обязанности, что и на банк-ремитент.

Выполнение представляющим банком инкассового поручения. Принимая инкассовое поручение, представляющий банк должен удостовериться в том, что полученные коммерческие и (или) другие документы по внешним признакам соответствуют инструкции доверителя. Представляющий банк должен немедленно известить банк-ремитент и банк, от которого получено инкассовое поручение, об отсутствии какого-либо документа или несоответствии документов представленной инструкции. Но это не препятствует ему в представлении документов к исполнению.

Если представляющий банк не может по какой-то причине выполнить инструкции, содержащиеся в инкассовом поручении, он должен немедленно известить об этом банк, от которого получил инкассовое поручение. При отсутствии расхождений в полученной инструкции и переданных документах, а также других препятствий для исполнения инкассового поручения представляющий банк уведомляет плательщика о полученных документы и условия, на которых их можно получить.

Документы передаются только в случае осуществления платежа или акцепта переводного векселя. Согласно ст. 19 Унифицированных правил частичный платеж по чистому инкассо может быть принят, если это разрешено законодательством места платежа. Однако и в этом случае документы передаются плательщику только после получения полного платежа. За документарного инкассо частичный платеж может быть принят лишь при наличии специального разрешения в инкассовом поручении. Если доверитель не указал иное, документы передаются плательщику только после полного платежа. При этом, согласно ст. 17 и 18 Унифицированных правил, инкассовое поручение должно быть выполнено исключительно в валюте, указанной в инкассовом поручении.

Перевод денег или передача акцептованного векселя довірите0 леви. После получения платежа представляющий банк обязан немедленно перечислить инкассированные суммы, за вычетом комиссии и (или) расходов, банка, от которого было получено инкассовое поручение, для последующего зачисления на счет доверителя. В случае акцепта векселя плательщиком представляющий банк обязан немедленно передать его банку, от которого происходит инкассовое поручение, для передачи его доверителю.

Отказ от платежа или акцепта переводного векселя. Если платеж и (или) акцепт переводного векселя не были получены от плат-

ника, представляющий банк обязан немедленно известить об этом банк-ремитент с указанием причин неплатежа и (или) отказа от акцепта переводного векселя. Банк-ремитент должен немедленно информировать об этом доверителя с требованием от него распоряжения относительно дальнейших действий. Как правило, инкассовое поручение должно содержать специальные указания о том, как должен поступить представляющий банк в случае отказа от платежа или акцепта. При отсутствии таких указаний банк не обязан предъявлять документы для протеста или совершения иного юридического действия (ст. 24 Унифицированных правил).

Доверитель вправе также в инкассовом поручении указать лицо, которое выступает поверенным (агентом) доверителя при отсутствии акцепта или платежа. При этом в инкассовом поручении должны быть точно указаны полномочия такого лица (ст. 25 Унифицированных правил). При отсутствии этого банки не обязаны принимать указания от представителя (агента) доверителя. Как правило, представитель назначается из лиц, имеющих постоянное место пребывания на территории государства-плательщика.

При отсутствии инструкции или в соответствии неполучение указаний о дальнейших действиях представляющий банк вправе возвратить документы банку, от которого было получено поручение.

Изменение и отзыв инкассового поручения. Эти действия не регламентируются Унифицированными правилами. Но согласно сложившейся практики, инкассовое поручение может быть изменено или отозвано доверителем или банком-ремитентом лишь в том случае, если соответственно банк-ремитент или представляющий банк получат указания об изменении или отзыве инкассового поручения до его фактического исполнения.

При получении указания об изменении инкассового поручения банк-ремитент или представляющий банк выполняют его в соответствии с этими изменениями. При получении указания об отзыве инкассового поручения банк-ремитент, или банк, представляет, обязаны вернуть переданные документы в соответствии доверителю или банка-реми-тента.

Следует иметь в виду, что согласно ст. 4 Унифицированных правил банки не вправе придерживаться каких-либо указаний, полученных ими от любого лица, кроме той, что предоставила им инкассовое поручение (если иное не указано в инкассовом поручении). То есть доверитель имеет право давать какие-либо указания инкассирующему банку только через банк-ремитент.

Ответственность банков при исполнении инкассового поручения. За ненадлежащее исполнение банками обязанностей в отношении инкассового поручения банк-ремитент, инкассирующий банк и представляющий банк возмещают в соответствии доверителю или банку-ремитенту понесенные убытки. При этом, согласно ст. 14 Унифицированных правил банки не несут никакой ответственности за задержку или расходы, связанные с отправкой сообщений, писем, документов, искажения или ошибки в текстах сообщений или ошибки в переводе или толковании технических терминов. Банки также не отвечают за форму, подлинность, фальсификацию, оригинальность или правовую силу любого переданного ими документа (ст. 13 Унифицированных правил). Кроме того, представляющий банк не отвечает за подлинность подписи под акцептом переводного векселя (иного документа) или за наличие у лица, подписавшего акцепт (иной документ), полномочий на такое подписание (ст. 22 и 23 Унифицированных правил).

Оплата расходов, связанных с исполнением инкассового поручения. По общему правилу все расходы, связанные с исполнением инкассового поручения (в том числе оплату услуг інкасуючих и представляющих банков), несет доверитель. Но в инкассовом поручении может быть указано, что расходы, связанные с его исполнением, возлагаются на плательщика. В этом случае представляющий банк при передаче документов взыскивает понесенные расходы (в том числе расходы банка-ремитента и інкасуючого банка) с плательщика. Если плательщик отказывается покрывать расходы по инкассо, то представляющий банк вправе передать документы против платежа или акцепта переводного векселя, как указано в инкассовом поручении, и потребовать возмещения расходов с банка, от которого он получил инкассовое поручение, или, если передача документа осуществлялось против получения платежа, ут-ри-иметь сумму своих расходов и комиссии с полученной суммы платежа. Однако, если в инкассовом поручении прямо указано, что доверитель не несет никаких расходов по выполнению инкассового поручения, представляющий банк вправе не передавать плательщику никакие документы до тех пор, пока плательщик не оплатит расходы банка.

Риски доверителя и плательщика при международных расчетах с помощью документарного инкассо. Международные расчеты по документарным инкассо является более безопасной форме, чем с помощью международных кредитных переводов. Но и за этой формы расчетов имеющиеся

риски, приведенные выше, относительно международных кредитных переводов (за исключением риска неплатежа и риска непоставки товара).

В то же время при использовании такой формы документарного инкассо, как предоставление документов против акцепта переводного векселя, сохраняется риск продавца с неуплаты векселя покупателем. В этом случае риск можно уменьшить путем получения аваля со стороны представляющего банка. Возможен также риск потери или порчи товара, если он поступит раньше, чем коммерческие документы на него. Подобном риска можно предотвратить передачей товара на сохранение представляючому банка и страхованием этого товара.

В случае отказа от платежа или акцепта переводного векселя у продавца могут возникнуть проблемы с распоряжением относительно уже отправленного товара. Но если он имеет представителя в стране назначения товара, этот представитель может достаточно быстро распорядиться этим товаром.

1. Международное частное право: теоретические и прикладные аспекты / Юлдашев А. Х.
2. 1.2. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ \"ПРАВО\"
3. 1.3. ГНОСЕОЛОГИЯ ЧАСТНОГО ПРАВА И КЛАССИФИКАЦИИ В НЕМ
4. 1.4. ОТРИЦАНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧАСТНОГО ПРАВА В БЫВШЕМ СССР
5. 1.5. РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРАВА В УКРАИНЕ
6. 1.6. ПРОБЛЕМЫ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ПРАВА И МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕШЕНИЯ
7. 1.7. МЕТОДОЛОГИЯ ЧАСТНОГО ПРАВА
8. 2.1. ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
9. 2.2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
10. 2.3. СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОЛЛИЗИЙ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ЧАСТНЫМ ПРАВОМ
11.
12. 3.1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В УКРАИНЕ
13. 3.2. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
14. 3.3. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
15. 4.1. СУЩНОСТЬ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
16. 4.2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В УКРАИНЕ
17. 5.1. ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИЙ
18. 5.2. ВИДЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
19. 5.3. РЕГИСТРАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
20. 5.4. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ
21. 5.5. ИНВЕСТИРОВАНИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ УКРАИНЫ
22. 5.6. ЗАЩИТА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
23. 6.1. СУЩНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
24. 6.2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
25. 6.3. ФОРМЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
26. 6.4. ПРОЦЕДУРА РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА ТОРГОВЫЕ МАРКИ
27. 6.5. ЗАЩИТА ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
28. 6.6. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ
29. 6.7. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ УСТАВНЫХ ФОНДОВ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ
30. 7.1. ПОНЯТИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ИХ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
31. 7.2. РЕГУЛЯТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ФОНДОВОГО РЫНКА
32. 7.3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОМИССИЙ ПО ЦЕННЫМ БУМАГАМ И ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
33. 7.4. СТАНДАРТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В ЕВРОПЕЙСКОМ СООБЩЕСТВЕ
34. 7.5. АДАПТАЦИЯ УКРАИНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА
35. 8.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
36. 8.2. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДОГОВОРА ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
37.


Поделиться