О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей материал по праву на т

.
Это лица, которые в период до 18 лет лишились своих родителей в силу:

  • их смерти;
  • лишения родительских прав;
  • отказа от ребенка после его рождения;
  • признания пропавшими без вести;
  • признания недееспособными;
  • отбывания наказания в местах лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – это два разных термина. Последний предполагает наличие биологических родителей, которые живы, но уклоняются от исполнения своих обязанностей или не могут их выполнить в силу ряда объективных причин (например, лишение свободы).

Законы о социальных гарантиях сиротам

Основные законы, которые закрепляют за сиротами льготы и преференции – это:

  1. ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения» от 12 декабря 1996 года.

На основании этих документов сироты могут получать пенсию, ряд льгот и социальных выплат. Согласно ст. 5 ФЗ-159, все расходы, связанные с содержанием несовершеннолетних сирот, ложатся на региональный бюджет. Исключения делаются для тех, кто получают образование в учреждениях федерального значения.

Список гарантий во каждом регионе может отличаться . Он включает в себя все, указанное в федеральном законе, но на региональном уровне возможно оказание дополнительной поддержки. Все зависит от возможностей бюджета субъекта РФ.

Помощь и социальная защита данной категории граждан

Закон предусматривает всестороннюю помощь детям, которые оказались без попечения родителей. В частности, предусмотрены:

Льготы

В ФЗ-159 предусмотрено, что дети имеют право на получение льгот до момента получения ими диплома или аттестата об образовании (ст. 6 п. 3).

После этого выплаты и преференции перестают действовать . На сегодняшний день данная категория граждан имеет право на следующие льготы:

  • трудоустройство постинтернатным сопровождением;
  • право на получение дополнительного образования через службу занятости на бесплатной основе;
  • получение второго средне-специального или высшего образования;
  • бесплатный проезд в муниципальном транспорте;
  • бесплатные продукты питания во время обучения в муниципальных учреждениях;
  • сохранение стипендии при уходе в академический отпуск в результате заболевания;
  • предоставление льготных путевок в санаторно-курортные организации;
  • оплата проезда до санаториев из регионального бюджета;
  • оказание медицинской помощи бесплатно;
  • специальные условия для зачисления в образовательные учреждения;
  • иные льготы, которые регламентируются региональным законодательством.

Таким образом, существует обширный список действующих преференций. Необходимо знать о них для их использования.

Обычно органы опеки сами подают документы, но иногда сироте требуется самостоятельно или через своего законного представителя заявлять о своих правах. Это актуально для тех детей, которые живут не в интернате.

Также есть льготы для опекунов, которые решили усыновить ребенка . к ним относятся:

Оформлять эти пособия и льготы необходимо в отделе пособий и социальных выплат. Он находится в здании районной администрации.

ВАЖНО: если сирота является инвалидом, то он имеет право на получение дополнительных льгот. Для этого необходимо предоставить бумаги, подтверждающие инвалидность. Однако подтверждать такие преференции требуется каждый год, когда те, которые указаны в ФЗ-159, предоставляются до достижения совершеннолетия.

Не имеют право на государственную поддержку сироты, которые постоянно проживают не на территории РФ или у которых есть регистрация в России и в другой стране одновременно.

При выявлении данного факта все льготы, пенсии и иные пособия перестают действовать. При продолжении получения средств от государства по каким-то причинам ПФР может в судебном порядке заставить сироту вернуть полученные им деньги.

Пособия

Закон предусматривает предоставление нескольких , а именно:


В зависимости от региона , деньги могут выдаваться на покупку канцелярии, а может предоставляться компенсация. В последнем случае требуется сохранять все квитанции, счет-фактуры и чеки, свидетельствующие об оплате.

Предъявив их в отдел социальных выплат, можно получить компенсацию в установленные законом сроки. Этот способ социальной поддержки предпочтительнее, так как компенсация составляет 100%. А выплаты может не хватить на приобретение книг и канцерных принадлежностей.

Пенсии

Ребенок имеет право на получение только в том случае, если один из его родителей был официально трудоустроен. Если работают (работали) оба родителя, то выбирается тот, у кого зарплата больше. Это позволит получить большую сумму.

Также существует . Она актуальна в том случае, если родители сироты нигде официально не были трудоустроены. Ее размер устанавливается региональным правительством.

ВАЖНО: при лишении родительских прав родителей у них появляется обязательство по оплате алиментов ребенку.

При отказе платить их возможно возбуждение исполнительного производства.Тогда деньги будут списываться со счетов должника в принудительном порядке.

В период отсутствия у родителей работы и во время их нахождения на бирже труда выплаты производятся из регионального бюджета.

Предоставление жилья

Информация о правилах предоставления квадратных метров несовершеннолетним подробно описана в ФЗ-159. Жильё предоставляется . Возможны разные варианты.

Сохранение за несовершеннолетним жилой недвижимости, которая принадлежала его родителям до их смерти или до момента признания их недееспособными.

Это также актуально при лишении родительских прав или признании без вести пропавшими. Проживать сирота может совместно с опекуном.

Реализация жилья с долей сироты возможна исключительно через органы опеки. Они обязаны предоставить разрешение на сделку. Его возможно получить на основании обязательства выделить равноценную долю в новом объекте недвижимости.

На практике есть несколько способов реализации права несовершеннолетних сирот на квартиру :

  1. Предоставление застройщиками нескольких квартир в каждом выстроенном доме в социальный фонд. Их него на основании договора социального найма, дети могут получить свои квадратные метры в собственность. В дальнейшем возможно получить разрешение на приватизацию, чтобы распоряжаться объектом по своему усмотрению.
  2. Предоставление денежной выплаты на ремонт. В зависимости от региона, данная сумма может варьироваться.Жилье должно иметь стены, крышу, свет, отопление, водоснабжение и газ при необходимости.

За работой органов самоуправления следят специалисты из прокуратуры. При нарушении прав несовершеннолетнего сироты необходимо обращаться сюда. Сотрудники выполнять проверку и заставят исполнить положения ФЗ-159 в полном объеме.

Прочие меры социальной поддержки

Некоторые регионы расширили количество льгот и преференций, которые установлены ФЗ-159. Так, дети могут получить следующее:

Какие именно льготы есть в конкретно взятом регионе необходимо уточнять у специалистов отдела социальных выплат. Они всегда готовы оказать полную информационную поддержку и подсказать, какие именно документы потребуются для оформления льгот и пособий.

Полезное видео о мерах социальной поддержки сирот:

Не действует Редакция от 08.02.1998

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.96 N 159-ФЗ (ред. от 08.02.98) "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 159-ФЗ
Дата принятия 27.12.1996
Дата редакции 08.02.1998
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был.
  • (в ред. от 08.02.98 - "Собрание законодательства РФ", 23.12.96, N 52, ст. 5880,
  • "Российская газета", N 248, 27.12.96)
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.96 N 159-ФЗ (ред. от 08.02.98) "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

1. Органы государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного Фонда занятости населения Российской Федерации.

2. Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров (контрактов), регулирующих их отношения с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социального обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.

5. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

6. Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль.

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.96 N 159-ФЗ (ред. от 08.02.98) "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.96 N 159-ФЗ (ред. от 08.02.98) "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.96 N 159-ФЗ (ред. от 08.02.98) "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ регулирует отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве. Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются понятия, определенные Федеральным законом и Законом города Москвы от 4 июня 1997 года № 16 . Статья 2. Категории граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии по социальной поддержке Дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые настоящим Законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, если иное не установлено федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Статья 3. Правовая основа дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Правовую основу дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа составляют Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы, настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты города Москвы. Статья 4. Полномочия органов исполнительной в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, предоставляемые в соответствии с настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, обеспечиваются органами исполнительной . 2. Органы исполнительной в пределах своих полномочий: 1) реализуют государственную политику в сфере социальной поддержки и защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа; 2) принимают нормативные правовые акты по вопросам, касающимся социальной поддержки и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспечивают их исполнение и осуществляют контроль за исполнением указанных актов; 3) создают и осуществляют финансирование государственных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе образовательных, лечебных и реабилитационных учреждений для указанных детей, являющихся детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, в целях получения ими доступного по состоянию здоровья образования, профессионального обучения и воспитания; 4) разрабатывают, утверждают и исполняют городские целевые программы по социальной поддержке, реализации и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в соответствии с их потребностями; 5) обеспечивают поддержку негосударственных организаций, осуществляющих проведение социально-психологической адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе содействующих реализации и защите их прав и законных интересов, устройству на воспитание в семью, организации лечения и оздоровительного отдыха, профессиональной ориентации и трудоустройству, предоставляющих юридические услуги, а также оказывающих иные виды помощи и поддержки указанным категориям граждан. Статья 5. Финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1. Предусмотренные Федеральным законом и настоящим Законом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, за исключением обучающихся и (или) содержащихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами города Москвы. 2. Дополнительные меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, за исключением обучающихся и (или) содержащихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы и являются расходными обязательствами города Москвы. 3. Размеры бюджетного финансирования государственных и негосударственных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются нормативами по обеспечению детей питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, предметами хозяйственного обихода, личной гигиены, играми, игрушками, книгами, медицинскими препаратами, а также другими нормативными затратами на содержание и обслуживание указанных учреждений в соответствии с нормами, утверждаемыми . 4. Порядок и размер выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье, на патронатном воспитании, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Статья 6. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на надлежащее воспитание и развитие 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право жить и воспитываться в семье. Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется при передаче их на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание, а также при устройстве их на воспитание в семью в иных формах, предусмотренных федеральным законодательством и законами города Москвы. 2. Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является приоритетным и наилучшим образом обеспечивает интересы и потребности ребенка. Передача ребенка на воспитание в государственное или негосударственное учреждение города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, допускается только при невозможности устройства его на воспитание в семью. 3. Опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели, государственные и негосударственные учреждения города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также органы опеки и попечительства в соответствии с семейным законодательством и с учетом интересов ребенка принимают меры для сохранения его контактов с родителями и иными родственниками. 4. Приоритетным критерием оценки эффективности деятельности органов опеки и попечительства, государственных и негосударственных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются результаты их работы по устройству детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. 5. В государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны создаваться условия пребывания детей, максимально приближенные к семейным. Статья 7. Единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка На возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка в городе Москве усыновителю (одному из усыновителей) устанавливается единовременная компенсационная выплата в порядке и размере, установленных . Статья 8. Дополнительные гарантии права на образование 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, пребывающие в государственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении. 2. Нормы питания, обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, предметами хозяйственного обихода, личной гигиены, играми, игрушками, книгами, медицинскими препаратами, нормы расходов на каждого ребенка для проведения культурно-массовой работы, размер денежных средств на личные нужды детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, пребывающих в государственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядок выплаты денежных средств утверждаются и не могут быть меньше размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих федеральных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 3. Обучающиеся, воспитанники государственных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этими учреждениями одеждой и обувью по нормам, утверждаемым , а также единовременным денежным пособием в порядке и размере, устанавливаемых , но не менее размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих категорий выпускников федеральных государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 4. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Порядок и размер возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа устанавливаются . 5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования города Москвы без взимания платы. Порядок и размер возмещения расходов государственных образовательных учреждений начального профессионального образования города Москвы на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа устанавливаются . 6. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы, а также обучающиеся, студенты, потерявшие в период обучения родителей (единственного родителя), зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данных образовательных учреждений. 7. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, обучающимся в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы, помимо полного государственного обеспечения выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленным для обучающихся в данном образовательном учреждении, 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, а также ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых государственным образовательным учреждениям начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы из бюджета города Москвы. Порядок и размер увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей устанавливаются . 8. Выпускникам государственных образовательных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающим в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению совета образовательного учреждения могут предоставляться бесплатное питание и проживание на период их пребывания в данном образовательном учреждении. 9. Выпускники государственных образовательных учреждений города Москвы - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, за счет средств соответствующих государственных образовательных учреждений обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием по нормам, утверждаемым , и единовременным денежным пособием в порядке и размере, устанавливаемых , но не менее размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих категорий выпускников федеральных государственных образовательных учреждений. По желанию выпускников государственных образовательных учреждений города Москвы им может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования. Указанная денежная компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации. 10. Дополнительные гарантии, установленные в частях 1 - 3, 8 и 9 настоящей статьи, распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, направленных в негосударственные учреждения города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по решению органов опеки и попечительства города Москвы и пребывающих (пребывавших) в этих учреждениях. 11. При предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, обучающимся в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы, академического отпуска по медицинским показаниям (в том числе по уходу за ребенком) за ними сохраняется на весь период отпуска полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Государственное образовательное учреждение содействует организации их лечения. 12. На лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старше возраста 23 лет, принятых на обучение по очной форме в государственные образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования города Москвы впервые до достижения ими возраста 23 лет, распространяются дополнительные гарантии, установленные частями 6 - 9 и 11 настоящей статьи, в полном объеме до окончания ими обучения в указанных учреждениях. 13. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение бесплатного дополнительного образования в спортивных, музыкальных, художественных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования детей города Москвы. Порядок возмещения расходов, связанных с получением детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, бесплатного дополнительного образования в указанных учреждениях, определяется . 14. Дополнительные гарантии, установленные частями 3 и 9 настоящей статьи, распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, устроенных на воспитание в семью, по окончании ими обучения в государственных и негосударственных общеобразовательных учреждениях или по окончании их нахождения на воспитании в семье в связи с достижением возраста 18 лет. 15. Исключение обучающихся, студентов - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из государственных образовательных учреждений города Москвы возможно только с согласия органов опеки и попечительства города Москвы при условии дальнейшего их трудоустройства или направления на учебу в другое государственное образовательное учреждение с обязательным предоставлением жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. 16. Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, состоящим в браке с такими же лицами и имеющим детей, до окончания обучения предоставляется ежемесячная компенсационная выплата на содержание детей в порядке и размере, устанавливаемых . Данная выплата предоставляется также в случаях расторжения брака между указанными лицами, смерти одного из супругов, рождения ребенка одинокой матерью. Статья 9. Единовременная компенсационная выплата детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании их пребывания в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании нахождения в связи с достижением возраста 18 лет в приемной семье, на патронатном воспитании, при прекращении попечительства предоставляется единовременная компенсационная выплата в порядке и размере, устанавливаемых . Статья 10. Дополнительные гарантии права на льготный проезд Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пребывающие в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или находящиеся на воспитании в семье, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся, студенты государственных образовательных учреждений города Москвы обеспечиваются бесплатным проездом на городском и пригородном пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства, расположенному за пределами города Москвы, и обратно к месту учебы в порядке, установленном . Статья 11. Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание и отдых 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа предоставляются бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в лечебно-профилактических учреждениях города Москвы, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. 2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа во время обучения в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются бесплатно медицинскими препаратами по рецептам врача. 3. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа предоставляются бесплатно путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно. 4. Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, определяется . Статья 12. Гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являющимся детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на достойное и полноценное участие в жизни общества. 2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечиваются медицинской помощью, основанной на ранней диагностике, корригирующими и реабилитационными методами лечения, протезированием, находятся под наблюдением врачей-специалистов, при необходимости помещаются в установленном порядке в специализированные учреждения города Москвы. Статья 13. Дополнительные гарантии права на жилище и имущество 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, достигшим возраста 18 лет, по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, нахождения на патронатном воспитании, при прекращении попечительства, а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно, на условиях и в порядке, установленных , вне очереди однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договору безвозмездного пользования, если имеется хотя бы одно из следующих обстоятельств: 1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва; 2) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали, находятся в городе Москве; 3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье, на патронатном воспитании на основании решения органов опеки и попечительства города Москвы, при условии отсутствия у указанных граждан закрепленного жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации. 2. Возвращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в сохраненные за ними жилые помещения невозможно, если это противоречит интересам указанных граждан в связи с наличием любого из следующих обстоятельств: 1) предоставление жилых помещений, ранее занимаемых детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, другим лицам; 2) проживание по любым основаниям в таких жилых помещениях лиц: а) лишенных родительских прав; б) отстраненных в установленном порядке от выполнения обязанностей опекунов или попечителей; в) бывших усыновителей, если усыновление отменено; г) не являющихся членами семей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа; д) больных хроническим алкоголизмом, наркоманией и состоящих на учете в наркологическом диспансере; е) больных психическими заболеваниями и состоящих на учете в психоневрологическом диспансере; ж) признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности; з) страдающих туберкулезом, тяжелыми формами хронических заболеваний, которые делают совместное с такими лицами проживание невозможным по медицинским, санитарным или иным показаниям; 3) несоответствие общей площади жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении, социальной норме предоставления жилых помещений в городе Москве, в том числе если такое несоответствие появится в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа; 4) снос дома, в котором находилось сохраненное за несовершеннолетним жилое помещение, или несоответствие жилого помещения санитарным, техническим и иным требованиям, разрушение (угроза разрушения, нахождение в аварийном состоянии) или гибель жилого помещения или его части, а также несоответствие жилого помещения требованиям благоустроенности применительно к условиям города Москвы; 5) наличие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа тяжелых форм хронических заболеваний или психических отклонений, дающих им право на отдельное жилое помещение или исключающих совместное проживание с иными лицами по медицинским, санитарным или иным показаниям; 6) утрата жилого помещения, сохраняемого за несовершеннолетним на время его пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или нахождения на воспитании в семье, вследствие сделок по отчуждению или обмену жилого помещения и отсутствие исполненного судебного решения по фактическому возвращению жилого помещения; 7) иные заслуживающие внимания обстоятельства, препятствующие социальной адаптации в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа при вступлении в самостоятельную жизнь. 3. Жилые помещения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляются в виде отдельных квартир по нормам предоставления, действующим в городе Москве, с учетом состояния здоровья, семейного положения этих лиц и других заслуживающих внимания обстоятельств. 4. Если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, то на время их пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нахождения на воспитании в семье, а также на время обучения по очной форме в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования они освобождаются от расходов по оплате за пользование жилыми помещениями, за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги (за исключением случаев сдачи указанными лицами или их законными представителями жилого помещения в поднаем). 5. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в соответствии с установленным порядком осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилого помещения), так и по месту временного пребывания указанных лиц (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья, семья патронатного воспитателя). 6. Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. 7. Органы опеки и попечительства по месту нахождения жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, совместно с органами опеки и попечительства по месту выявления и первичного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их законными представителями осуществляют контроль за такими помещениями и обеспечивают их сохранность в соответствии с санитарными и техническими требованиями в порядке, установленном . 8. Органы исполнительной по месту нахождения жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, организуют проведение ремонта указанных жилых помещений, замену кухонных плит, сантехнического и иного оборудования, а также проведение других необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или нахождения на воспитании в семье. 9. Органы опеки и попечительства города Москвы при предъявлении иска о лишении родителей родительских прав или при решении вопроса о возвращении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилые помещения, откуда они были направлены в учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или на воспитание в семью, рассматривают вопрос о предъявлении иска о выселении родителей, лишенных родительских прав, из занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, невозможно. 10. Гражданам, лишенным родительских прав и выселенным из занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений в связи с невозможностью проживания с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, предоставляются по договору социального найма другие жилые помещения, размер которых соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие. Статья 14. Дополнительные гарантии права на труд 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, являющимся выпускниками государственных образовательных учреждений города Москвы или достигшим возраста 14 лет и исключенным из государственных образовательных учреждений города Москвы, а также достигшим возраста 15 лет и самостоятельно оставившим обучение, оказывается содействие в трудоустройстве. Обязанность по содействию в трудоустройстве возлагается на администрации учреждений, в которых указанные лица обучались (воспитывались). 2. Дополнительные гарантии права на труд лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляются работодателями путем трудоустройства таких лиц или путем резервирования отдельных видов работ (профессий) в порядке, устанавливаемом . 3. Условия и порядок квотирования рабочих мест для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Статья 15. Льготы, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся и студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют соответственно льготы: 1) на внеочередное устройство в дошкольные образовательные учреждения и бесплатное пользование услугами этих учреждений; 2) на бесплатное питание в общеобразовательных учреждениях; 3) на бесплатное посещение учреждений культуры и спортивных учреждений города Москвы: музеев, выставочных залов, картинных галерей, театров, кинотеатров, парков культуры и отдыха, зоопарка, культурно- массовых мероприятий, спортивных секций, спортивных соревнований (при наличии свободных мест) и других аналогичных учреждений. 2. Детям, чьи родители являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке и на льготных условиях предоставляются места в дошкольных образовательных учреждениях. Данная льгота предоставляется также в случаях расторжения брака между указанными лицами, смерти одного из родителей, рождения ребенка одинокой матерью. 3. Реализация льгот, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется в порядке, установленном . Статья 16. Ответственность за неисполнение настоящего Закона 1. За неисполнение настоящего Закона должностные лица органов государственной , органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, организаций и учреждений города Москвы несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. 2. Нормативные правовые акты органов исполнительной , принятые с нарушением настоящего Закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействующими в установленном законодательством порядке. Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года, за исключением статьи 7, частей 14 и 16 статьи 8 и статьи 9, которые вступают в силу с 1 июля 2006 года. 2. Со дня вступления в силу настоящего Закона нормативные правовые акты города Москвы, принятые до дня вступления в силу настоящего Закона, предусматривающие дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону. 3. Предложить принять нормативные правовые акты в целях реализации настоящего Закона в течение трех месяцев со дня его вступления в силу. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 30 ноября 2005 года № 61

[*.doc 70 КБ]

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ

ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ,

от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ,

от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются понятия:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке;

опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;

приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);

полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не более чем до двадцати трех лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях;

выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения;

дополнительные гарантии по социальной поддержке - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 N 172 утверждена федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Часть третья утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 5. Финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов образовательных учреждений начального профессионального образования на обучение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

4. Обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

5. Обучающимся федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и в муниципальных образовательных учреждениях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

7. Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

8. Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

9. При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

10. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образовательных учреждениях, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

(п. 10 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 7. Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

(в ред. Федерального закона от 08.02.1998 N 17-ФЗ)

Абзац второй пункта 1 статьи 8 подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

(в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

3 - 7. Утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 9. Дополнительные гарантии права на труд

1. Органы государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

3. Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров (контрактов), регулирующих их отношения с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

5. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

6. Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Статья 11. Ответственность за неисполнение настоящего Федерального закона

1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с законодательством Российской Федерации.

2. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке.

3. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных органов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заключительные положения

Статья 12. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на:

Граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации;

Граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

Постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев;

Временно проживающих на территории Российской Федерации и подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранных граждан и лиц без гражданства.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

Граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

Граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав либо ограниченных в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

Граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

Иные категории лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на которых действие настоящего Федерального закона не распространяется, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом устанавливаются следующие виды государственных пособий:

Пособие по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

Единовременное пособие женам военнослужащих срочной службы и ежемесячное пособие детям военнослужащих срочной службы;

Ежемесячное пособие на ребенка;

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет:

Средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

Средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти;

Средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых образовательным учреждениям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Средств бюджетов субъектов Российской Федерации в виде ежемесячного пособия на ребенка;

Средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке Фонду социального страхования Российской Федерации;

Субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций, образованного в составе федерального бюджета, через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

Правительством Российской Федерации также был принят ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

Этот нормативный акт устанавливает право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении второго ребёнка право на получение этих средств не оформлялось).

Основные положения:

Право на получение материнского (семейного) капитала предоставляется только один раз;

Материнский (семейный) капитал ежегодно индексируется государством (в 2007 году он составлял 250 000 рублей, а в 2014 уже 429 408,5 рублей);

Изменение размера материнского (семейного) капитала не влечет замену сертификата;

Срок обращения в Пенсионный фонд с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал после рождения (усыновления) второго (третьего или последующего ребенка) не ограничен;

Заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала (приложение 1.) может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. В случае необходимости погашения основного долга и уплаты процентов по кредитам и займам, в том числе ипотечным, на приобретение (строительство) жилья средствами материнского капитала можно воспользоваться, не дожидаясь трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;

Материнский (семейный) капитал освобождается от налога на доходы физических лиц;

Материнский (семейный) капитал предоставляется не конкретному ребенку, а родителям, семье. Соответственно, потратить эти средства можно с учетом интересов всей семьи;

Сертификат действителен только при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Действие сертификата прекращается в случае смерти владельца, лишения его родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала или совершения им в отношении ребенка (детей) умышленного преступления. В случае утраты сертификата в территориальном органе Пенсионного Фонда России можно получить его дубликат (приложение 2.);

Обратиться за получением сертификата можно в территориальный орган Пенсионного Фонда России по месту жительства, по месту пребывания или фактического проживания;

Заявление о выдаче сертификата (приложение 3.) и документы в территориальный орган Пенсионного Фонда России можно подать через доверенное лицо либо направить их по почте.

Право на получение материнского (семейного) капитала имеют:

Женщина, имеющая гражданство Российской Федерации, родившая (усыновившая) второго, третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года;

Мужчина, имеющий гражданство Российской Федерации, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

Отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления;

Несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок (дети) до достижения им (ими) 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем) в установленных Федеральным законом случаях.

В подтверждение права на получение средств материнского (семейного) капитала выдается сертификат государственного образца.

Основная цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. В этой связи Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 г. № 1270-р, предусмотрено всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности, обеспечение адресной социальной защиты семьи и создание предпосылок для повышения рождаемости, исходя из таких приоритетов, как:

Повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

Повышение воспитательного потенциала семьи;

Создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получения общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью жилищными условиями;

Обеспечение работникам, имеющим детей условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнения семейных обязанностей.

В этих целях предусмотрено реализовать первоочередные меры в области поддержки семьи, детей и молодежи, в том числе:

Совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми;

Государственное стимулирование малого, в том числе семейного, предпринимательства, различных форм самозанятости. Введение долгосрочного льготного потребительского кредитования молодых семей и семей, имеющих несовершеннолетних детей;

Развитие новых форм социальных технологий поддержки семьи, детей и молодежи, расширение перечня оказываемых ими социальных, в том числе консультативных и психотерапевтических услуг по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям;

Стимулирование развития видов добровольного страхования, особенно детей и молодежи, направленных на создание дополнительных возможностей поддержки семьи на ответственных этапах ее жизненного цикла; реализация мер по обеспечению устойчивости и надежности страховых систем в выполнении страховых обязательств;

Увеличение в федеральном бюджете целевых расходов на мероприятия по социальной поддержке семьи, женщин и детей, обеспечение защищенности финансирования важнейших мероприятий;

Повышение эффективности использования выделяемых средств, в том числе за счет объединения ранее принятых программ в этой сфере, концентрации усилий на наиболее важных и приоритетных направлений этих программ;

Создание внебюджетного фонда поддержки материнства и детства, определение источников его финансового пополнения и основных направлений расходования;

Создание благоприятных условий для более полного использования возможностей негосударственного сектора для решения проблем улучшения положения семьи, женщин, детей и молодежи;

Закрепление норм по обеспечению жизненно важных социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи в законодательных актах, регулирующих распределение полномочий органов государственной власти и взаимоотношения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

Совершенствование законодательства в области защиты прав и интересов семьи, женщин, детей и молодежи.

Государство постоянно предпринимает различные меры по оказанию поддержки молодым семьям, стимуляции демографической ситуации. В этих целях с 2006 года функционирует программа «Молодой семье доступное жилье».

Рассмотрим основные положения и условия данной программы в 2014 году.

В соответствии с Государственной программой молодым семьям, отвечающим установленным положениям и требованиям, предоставляется государственная субсидия на приобретение или строительство жилья для молодых семей, предусматривающая также помощь в погашении долга по ипотечному кредиту или по уплате первоначального взноса в жилищном накопительном кооперативе.

Условия, позволяющие принять участие в программе:

Возраст каждого из супругов не более 35 лет;

Участником программы может стать и неполная семья, состоящая только из одного родителя;

Молодая семья стоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилья;

Уровень доходов молодой семьи достаточен и соответствует требованиям о получении займа или ипотеки по расценкам, действующим на рынке;

У семьи нет квартиры, или количество имеющихся квадратных метров не соответствует установленным нормам;

Стоит учесть, что субсидия может быть выделена только один раз. Размер субсидии варьируется в зависимости от наличия или отсутствия в молодой семье детей. Субсидия для семьи без детей выделяется в размере 35% от стоимости жилья, а для семьи с детьми выделяется в размере 40% от стоимости жилья.

Помимо основной субсидии, предусмотрено предоставление дополнительной. Её выделение находится в компетенции того субъекта РФ, в котором проживает молодая семья. Размер её составляет не меньше 5 % от средней стоимости жилья.

При определении стоимости жилья показатель нормы метража умножается на установленный норматив стоимости 1 кв.м. Цены на жилье в каждом регионе отличаются. Этот фактор надо учитывать при определении стоимости жилья.

Нормой метража считаются следующие показатели:

Для семьи из двух человек - 42 кв.м;

Для семьи из 3 и более человек - по 18 кв.м на каждого из ее членов.

Федеральная программа помощи молодой семье первоначально действовала в период с 2006 по 2010 год. В 2011 году она была продлена. Программа будет действовать в 2014 году, окончание её предусмотрено в 2015. Вполне возможно, что после окончания срока действия данной программы она также будет продлена.

Право на социальные выплаты имеет молодая семья, которая признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (приложения 4;5).

Молодая семья, вставшая на учет в январе 2011 года, имеет право на реализацию субсидии при покупке квартиры только в новом доме или вступлении в долевое строительство. То есть вторичное жилье купить на эту субсидию нельзя.

Положения не исключают внесения своих дополнительных предложений и постановлений в разных субъектах федерации, которые также предусматривают меры помощи молодым семьям.

Также хотелось бы рассмотреть трудовые гарантии работникам, имеющих детей.

Трудовой Кодекс Российской Федерации предусматривает ряд гарантий женщинам, совмещающим работу и материнство, а также лицам с семейными обязанностями.

Глава 41 Трудового кодекса РФ посвящена особенностям регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, закрепляют гарантии, связанные с материнством, предоставляемые женщинам, а также лицам с семейными обязанностями.

В соответствии с Трудовым Кодексом РФ беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания, либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением прежнего заработка по прежней работе. При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы. Женщинам, имеющим детей в возрасте до 1.5 лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся на другую работу с оплатой по выполняемей работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.

Также Трудовой Кодекс РФ регулирует отпуска по беременности и родам.

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям отцом ребенка, другими родственниками или опекуном, фактически осуществляющими уход за ребенком.

Важно еще то, что во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком женщина или лицо, осуществляющее уход может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по обязательному социальному страхованию.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Нормы Трудового кодекса РФ регулируют предоставление отпуска работникам, усыновившим ребенка.

Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляется помимо перерывов для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей). Перерывы для кормления детей включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка (ст.258 ТК РФ).

С точки зрения Трудового Кодекса, женщина (или лицо, осуществляющее уход за ребенком) является достаточно защищенной.



Поделиться