Типы карет. Повозки или позабытая история транспорта. Делаем кузов кареты из фанеры своими руками

Со времен Петра Великого и до XIX века основным и, пожалуй, единственным видом транспорта были кареты. Именно на них жители Европы перемещались из города в город, меняя лошадей на постоялых дворах. До начала XVII века, когда в России появились первые кареты, люди перемещались либо верхом на лошадях, либо в запряженных телегах или санях (конечно же, только в зимний период). А начиная с XVII века, кареты активно стали использовать не только представители высших слоев общества, но и простые горожане.

В октябре 1721 года состоялось венчание на престол Петра I в титуле императора. Несколько позже, в 1724 году, его супруга Екатерина I венчалась на трон. Именно для этого торжества Петром I и была заказана большая коронационная карета. Работу выполняли французы – мануфактура Гобеленов. Карета была выполнена из дерева, украшена резьбой и росписью. Однако доставить такую красавицу из Парижа в только строящуюся столицу на Неве оказалось очень непросто из-за отсутствия дорог. Либо их вообще не было, либо они были непригодны. По этой причине карету доставили с некоторыми поломками, которые, впрочем, быстро устранили. Таким образом, Петр Великий основал новую традицию, и торжественные события, посвященные коронации всех представителей династии Романовых, проходили с участием этой кареты.

Теперь несколько слов о том, как выглядела эта чудо-карета. Корпус был изготовлен из дерева, покрытого толстым слоем позолоты. Его расписал известный французский живописец Франсуа Буше. Кроме этого на карете было много резных украшений. Внутренняя ее часть обита плюшем и бархатом с вышивкой. В салоне есть восемь окон, каждое из которых занавешивается плотной занавеской. Для его оформления использовался конский волос и несколько видов кожи. Кроме этого салон украсили резьбой и росписью маслом. Как и полагается, царская карета была увенчана золотой короной, расположенной на крыше. Колеса крепились на железные ободья, причем передние были практически в два раза меньше задних, что значительно уменьшало тряску при движении и придавало конструкции маневренность.

Помимо внешнего вида, карета выделялась еще и своими нестандартными размерами. Как известно рост Петра I составлял 2,03 м, поэтому ее нужно было сделать достаточно высокой, чтобы император не испытывал неудобства при посадке. Несколько позже, по приказу Екатерины II заднюю часть кареты дополнительно украсили коронами с изображенными на них ангелами.

Большую коронационную карету можно видеть на снимках, сделанных по случаю коронации Николая II – последнего российского императора. На них императрица Мария Федоровна вместе с Николаем Александровичем в нее садятся. Сегодня коронационная карета находится в Эрмитаже, однако попала она туда лишь в 1929 году. До этого времени ее хранили в Московском музее игрушек. Во время Великой Отечественной войны она была повреждена, когда в крышу здания Эрмитажа попал немецкий снаряд. После войны началась масштабная реставрация кареты. Ее проводили совместно лучшие советские и американские специалисты. Кроме этого привлекались мастера по резьбе и по работе с позолотой, кузнецы, литейщики по бронзе, художники, чеканщики. Большую коронационную карету дома Романовых имели возможность видеть в Японии и в Соединенных штатах, где она выставлялась.

В любое время года Экскурсии от Moscowwalks
Подарочные сертификаты Прогулок по Москве
Подарите друзьям совершенно новый город

10 августа, суббота
13:00 Преображенка: Петровская Москва
Место встречи: м. «Преображенская площадь», последний вагон из центра, налево до конца а потом направо, у входа в стеклянный бизнес-центр
11 августа, воскресенье
13:00 Новая Басманная
Место встречи: м. «Красные ворота», около памятника Лермонтову
Экскурсию проводит Александр Иванов

Четверг, марта 29, 2012

Когда мы читаем книги о Москве, постоянно видим упоминаемых там извозчиков – ванек, лихачей. Кого они из себя представляли? Кроме того, множество средств передвижения – коляски, брички, дрожки, калиберы, пролётки и так далее. Чем все они отличались друг от друга? Попробуем разобраться в этом и проследить историю частного извоза в дореволюционной Москве.

Городской транспорт России прошлых веков был в руках извозчиков. Извозчик — возчик, работающий по найму. Когда-то заработок его был выгодным и, по сравнению с другими профессиями, довольно значительным. Но мало-помалу трамвай, автомобиль и автобус вытеснили его из города. В Москве в 1645 г. их было около 2 тыс., в 1775 г. — 5 тыс., в 1838 г. — 8 тыс., в 1895 г. — 19 тыс., в 1914 г. — 16 тыс., в 1928 г. — 5 тыс., в 1939 г. — 60 тыс.(!).

Как правило, извозчиками становились выходцы из низших сословий — в основном бывшие крестьяне, подавшиеся в город на заработки, но так и не нашедшие себе места на фабриках, заводах, торговых предприятиях, отставные солдаты и т.д.
Спрос на них был большой, поэтому потребовалось вводить, стоянки, номерные знаки, систему организации заказов и тарифы. Как раз единых тарифов на оплату услуг извозчиков не было, и каждый просил с пассажира столько, сколько захочет и затем уже они торговались.

Для всех извозчиков были прописаны правила, за нарушение которых применяли штрафные санкции:
— Извозчик должен был иметь свой номерной знак.
— Номерной знак должен был быть прибит в соответствующем месте.
— Остановка только в определенных местах.
— Экипаж должен был быть чистый и неразбитый.
— Кафтан извозчика должен был быть в приличном виде.
Кроме того, им приходилось проходить в полиции осмотр экипажа, после которого, если все в порядке ставили определенные пломбы.
Существовали и ограничения по возрасту для извозчиков- от 18 до 65 лет. Специальной строкой означалось, что извозчик должен отличаться трезвым поведением. Это требование не выполнялось повсеместно, особенно зимой.


Б. Кустодиев. «Извозчик (лихач)»

Типы извозчиков
Городские извозчики разделялись на ванек, лихачей и нечто промежуточное - живейных. Ванькой назывался полунищий крестьянин, приехавший на заработки в город, обычно зимой, по выражению Некрасова, на «ободранной и заморенной кляче» и с соответствующей повозкой и сбруей. У лихача, наоборот, была хорошая, резвая лошадь и щегольской экипаж.

Ванька
«Ваньки» были самыми бесправными, желающих поживиться за их счет всегда хватало. «Традиции» современной ГИБДД возникли не на пустом месте. Бытописатель московской жизни Евгений Иванов в книге «Меткое московское слово» приводит горестное восклицание извозчика-«ваньки»: «Кажинный день на городового расход. Вот статуй еще небесный!». Значительную часть дохода «ваньки» ежедневно сдавали хозяину извоза, у которого стояли на постое. Причем, сумма обычно была фиксированной. Недоимка записывалась за извозчиком, и зачастую он возвращался в родную деревню не с прибытком, а с долгами.

Лихач
На другом полюсе извозчичьей иерархии находились «лихачи». У них были хорошие, ухоженные лошади, лакированные коляски, зачастую на шинах-дутиках. Лихачи, как правило, работали на себя, рассчитывая на богатых клиентов. На «лихачах» ездили офицеры, кавалеры с дамами, богатые купцы и т.д. Нанимали их и различные авантюристы и проходимцы, которым надо было «пустить пыль в глаза» или быстро откуда-нибудь уехать. «Лихачи» появлялись на улицах к обеду, но трудились всю ночь. Театры, рестораны, гостиницы – вот основные точки, где они ждали своих клиентов. За поездку «с ветерком» «лихач» просил не меньше 3 рублей, тогда как «ванька» брал за поездку 30-70 копеек. «Лихач» мог себе позволить выбирать седока, но и заработок у него был значительным, богатые господа, уезжающие после театра кутить с актрисами, не скупились, да и нанимали коляску часто на всю ночь. Ценились экипажи с откидным верхом, в них подвыпившие господа с дамами могли не бояться нескромных взглядов. Среди извозчиков своеобразной аристократией считались «голубчики» или «голуби со звоном», которые имели на своих экипажах мелодичные поддужные колокольчики. А название их произошло от знаменитого кучерского выкрика: «Эх, голуби!».

Одежда и форма извозчиков

Костюмы извозчиков устанавливались распоряжениями городской управы. Они носили неуклюжий кафтан «на фантах», т. е. на двух сборках сзади, подпоясанный наборным поясом, и поярковую шляпу с пряжкой, доставшуюся им от старых цеховых фасонов начала девятнадцатого века. Лихачи любили франтить, отделывая свою форму выпушками из дорогого лисьего меха и наряжаясь в зимнее время взамен обычной для профессии барашковой шапки в настоящую «бобровую».
Ломовые имели летом русские рубахи, жилеты, большие фартуки и картузы, а зимой те же шапки и «спинжаки», или ватные пиджаки. Самый старый костюм был кафтан, но с неимоверно набитым пенькой и «простланным» пушными продольными бороздами задом. От такого наряда дошедший с козел извозчик представлял собой какой-то феномен готтентотского сложения.
Номерной знак носили ранее на спине, возле ворота, и только позднее стали прибивать к облучку и задку экипажа.


Б.Кустодиев «Извозчики», 1920.

Виды экипажей
Экипажи использовались различных форм: коляски и пролетки нескольких видов, брички, дрожки, линейки и т.д. В Москве даже ввели распоряжением генерал-губернатора Д.В. Голицына определенный образец экипажа, так называемый «калибер». Но широкого применения это нововведение не получило.

Коляски
Довольно простыми и легкими экипажами были коляски. В отличие от карет кузов у них был открытый, но с откидным верхом. Коляски обычно запрягались парой или тройкой лошадей, однако очень богатые люди, вроде Троекурова в «Дубровском», Андрея Болконского в «Войне и мире» или губернаторской дочки в «Мертвых душах», ездили в коляске шестериком.
Известен рассказ Гоголя «Коляска», в котором гости обнаруживают спрятавшегося от них хозяина в его новой коляске. В рассказе Чехова «Враги» различие кареты и коляски служит важной характеристикой социального и нравственного различия персонажей. Богатый помещик заезжает за доктором в коляске. Когда выясняется, что вызов был ложным и ненужным, доктор, у которого только что умер сын, высказывает свое негодование помещику, после чего тот приказывает лакею: «Пошел, скажи, чтобы этому господину подали коляску, а для меня вели заложить карету». Карета подчеркивала материальное превосходство помещика над доктором.


Коляска

Разновидностями щегольских городских колясок с открывающимся верхом были фаэтон и ландо.
Ландо́ (через фр. landau от нем. Landau(er)) - лёгкая четырёхместная повозка со складывающейся вперёд и назад крышей. Название образовалось от названия города Ландау в Германии, где повозки этого типа были изобретены в XVIII веке.
Комфортабельные ландо на рессорах и иногда пневматических шинах всегда считались роскошными, «дамскими», экипажами. До сих пор используются как фиакры и в парадных случаях.
Пассажирские сиденья расположены в два ряда лицом друг к другу.
Конструкция ландо не позволяла пассажирам управлять лошадью и потому требовался кучер.
Использовались как мягкие поворотные крыши, так и жёсткие съемные элементы.


Ладно с разложенной и сложенной крышей.

Брички
Бри́чка- известная с XVII века лёгкая четырёхколёсная повозка для перевозки пассажиров. Кузов мог быть как открытым, так и закрытым и крепился на двух эллиптических рессорах. Верх делали кожаным, плетёным или деревянным, иногда его утепляли; были модели и без верха.
Хоть бричка была довольно лёгкой, она вполне выдерживала дальние поездки - так можно судить по той бричке, на которой разъезжал по Руси Чичиков. В чичиковской бричке верх кузова, то есть своего рода шатер над седоком, был «от дождя задернут кожаными занавесками с двумя круглыми окошечками, определенными на рассматривание дорожных видов». На козлах рядом с кучером Селифаном сидел лакей Петрушка. Бричка эта была «довольно красивая, рессорная».


Бричка.

В бричку запрягали одну или пару лошадей. Кучер мог сидеть на козлах или рядом с пассажиром.
Долго не исчезали допотопные безрессорные брички - в такой едет мальчик Егорушка в чеховской «Степи».
В наше время бричкой называют простую одноконную легкую повозку.

Дрожки
Дрожки получили свое название от описанных выше дрог - длинных брусьев, соединяющих обе оси. Первоначально это была совсем примитивная повозка: на доску, положенную сверху, приходилось садиться верхом или боком. Подобного рода дрожки иногда называли трясучками. Позднее дрожки усовершенствовались, обрели рессоры и кузов. Такие дрожки иногда получали название коляски, по сходству. Но ни старые, ни более совершенные дрожки для езды на особо длинные расстояния не использовались. Это был преимущественно городской экипаж. Городничий в «Ревизоре» едет в гостиницу на дрожках, Бобчинский готов петушком бежать за ним, любопытствуя посмотреть на ревизора. В следующем действии городничий едет на дрожках с Хлестаковым, а не хватает места Добчинскому… У гоголевских старосветских помещиков были дрожки с огромным кожаным фартуком, от которых воздух наполнялся странными звуками.


Дрожки.

Пролётки
Городские извозчичьи дрожки назывались пролётными и вскоре сократили свое название до слова «ПРОЛЕТКА». Такой легкий двухместный экипаж с рессорами и поднимающимся верхом можно было видеть в городах СССР еще в 1940-х годах. Выражение «ехать на извозчике» означало «ехать на извозчичьей пролетке», зимой же - на извозчичьих санках сходной конструкции.


Извозчик на пролётке. 1898 год.


Одни из последних пролёток, 1920-е годы.

Калиберы
Рессорные пролетки появились только в 1840-х годах. До того у извозчиков были калиберные дрожки, или просто калибер. На таких дорожках мужчины ездили верхом, женщины садились боком, поскольку это была простая доска, положенная на обе оси, с четырьмя примитивными круглыми рессорами. Одноместный калибер назывался гитарой - по сходству формы сидения. Извозчики ожидали седоков на биржах - особо выделенных платных стоянках. Описывая в «Евгении Онегине» петербургское утро, Пушкин не упускает и такую деталь: «…На биржу тянется извозчик…»


Одноместный калибер.

Линейки
Линейкой первоначально назывались простые длинные дрожки с доской для сидения боком или верхом, а если доска была достаточно широка - по обе стороны спиной друг к другу. Такой же одноконный экипаж называется в «Пошехонской старине» Салтыкова-Щедрина долгушей-трясучкой, а у Л. Толстого в «Анне Карениной» - катками, на нем гости Левина едут на охоту.
Позднее линейкой стал именоваться городской или пригородный многоместный экипаж со скамьями по обе стороны, разделенные перегородкой пассажиры сидели боком по направлению движения, спиной друг к другу. Рейсовые городские линейки снабжались навесом от дождя.


Линейка в Москве. 1890-е годы.

По количеству лошадей городских извозчиков повозки можно разделить на управляемые одной лошадью, двойки и тройки. Четвёрки, шестёрки и восьмёрки использовались в основном за городом.

Тройка
Тройка - старинная русская запряжка лошадей. Тройка была придумана для быстрой езды на длинные расстояния.

Это единственная в мире разноаллюрная запряжка. Коренник - центральная лошадь - должен идти быстрой чёткой рысью, а пристяжные - лошади сбоку - должны скакать галопом. При этом развивается очень высокая скорость 45-50 км/ч.


Механизм тройки заключается в том, что идущего широкой, размашистой рысью коренника, как бы «несут» на себе скачущие галопом пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками. Благодаря этому все три лошади медленнее устают, но поддерживают высокую скорость.

Тройка появилась и получила своё нынешнее название около 200 лет назад. По существовавшим тогда правилам при перевозке пассажиров в почтовых кибитках можно было впрягать трёх лошадей только если людей оказывалось трое. Двое или один должны были ехать на паре лошадей. Бубенцы и колокольчики разрешалось вешать только на почтовые тройки и курьерские, перевозившие важные государственные депеши. В царские времена на тройках, помимо важных господ, ездили почтальоны (почтовая тройка), пожарные и все, кому нужна была быстрая скорость на длительный период времени. Часто тройки запрягались в дни свадеб и других праздничных торжеств, когда кучера могли «полихачить» и выпустить в галоп даже коренника.
Обычными лошадьми для тройки были некрупные и неказистые, но очень выносливые вятские лошади. Люди побогаче заводили тройку статных и крупных орловских рысаков. Лучшая тройка - это тройка, где все лошади подобраны в масть, а коренник заметно крупнее ростом и статью пристяжных.

А теперь, в заключение – интересные истории из газетных хроник, различные происшествия с извозчиками, происходившие в начале ХХ века.

03 января (21 декабря) 1902 года:
Московские извозчики, биржа которых по вечерам находится на Дмитровке, на днях отпраздновали, и как говорят с большой «помпой», юбилей своего коллеги Ефима Быстрякова. Оригинальному юбиляру 74 года и проездил он по московским улицам без всякого перерыва 60 лет. Много знаменательной особенностью почтенного возницы является то обстоятельство, что он в течение своей многолетней извозчичьей работы не выпил ни одной рюмки водки. Быстряков сколотил себе небольшое состояньице, в виде небольшого именьица под Москвой, которое около 30 л. назад было приобретено за 1 500р., а теперь ценится в 15 000 рублей.

07 июня (25 мая) 1911 года 07 июня (25 мая) 1911 года. Из-под Москвы.
Царицынские извозчики, сговорившись между собой, назначают крайне высокие цены за проезд от станции на дачи. Дачники обратились с жалобой в местное общество благоустройства. Последнее же возбудило ходатайство перед уездной земской управой, прося ее установить таксу для разнуздавшихся извозчиков. Ходатайство это встретило сочувствие. Помимо Царицына, управа предполагает ввести такую же таксу и в других дачных местностях.

Убийство часовым извозчика. 17 (04) января 1911 года
В 3 часу утра на 1 января в Кремле, у главного подъезда Кремлевского Дворца, гренадером 10-й роты 4-го Гренадерского Несвижского полка Василием Хлаповым, стоявшим там на часах, выстрелом из винтовки совершено убийство легкового извозчика, кр. Михайловского у., Ивана Семенова Киселева. 28 л., при следующих обстоятельствах. Последний, проезжая по Дворцовому проезду, остановился у главного подъезда, сошел с саней и, будучи в нетрезвом виде, стал просить у часового денег на водку. Часовой предложил извозчику от него отойти, предупредив, что будет стрелять. Киселев не исполнил требования и стал отнимать у часового винтовку. Последний во время борьбы начал давать сигнальные свистки, вызывая на помощь, но они не были услышаны. Видя, что от пьяного извозчика никак не избавишься, Хлапов еще три раза предупредил, что будет стрелять, и когда Киселев продолжил нападение и борьбу, намереваясь схватить за винтовку, Хлапов произвел выстрелил и убил извозчика наповал.

Ограбленный извозчиком. 06 января (24 декабря) 1911 года
22 декабря, в 7 часу вечера, приезжавший из провинции в Москву за товаром, Подольский мещ. Степан Федотов на извозчике задремал и очнулся уже близ Анненгофской рощи, где оказалось, что извозчик вытащил у него бумажник с 600 руб., паспортом и разными счетами, столкнул сонного Федотова с саней и скрылся.

«Образцовые» уличные заграждения. 09 апреля (27 марта) 1910 года
25 марта, в 10 часу вечера, легковой извозчик кр. Ивлев, проезжая с Е.Н.Опочининым по Долгоруковскому пер., наехал на деревянный ящик, которым была прикрыта большая яма, образовавшаяся вследствие обвала. Ящик отлетел в сторону, лошадь рухнула в яму, пролетка опрокинулась на вылетевшего из нее г.Опочинина и придавила Ивлева. С тяжкими ушибами тела, оба пострадавшие отправлены в приемный покой Тверской части.

Извозчик-мститель. 01 июля (18 июня) 1909 года.

Вчера, в 5 ч. дня на углу Тверской и Леонтьевского пер., случайные прохожие были свидетелями не совсем обыкновенного происшествия: вопреки установившейся практике не автомобиль налетел на извозчика, а извозчик на автомобиль, сворачивавший с Тверской в Леонтьевский пер.
Удар лихого извозчика был настолько силен, что в автомобиле вдребезги разлетелись стекла и повреждены шины. Извозчик отделался благополучно, ни сам, ни пролетка не пострадали.
К месту происшествия собралась толпа любопытных, По адресу злополучного автомобиля раздались остроты и шутки.
В неожиданный восторг пришел извозчик:
— Не все вам нашего брата давить!
Кто-то из толпы изрек:
— Извозчик-мститель!
К месту происшествия спешили городовые:
— Господа, расходитесь! Пожалуйста, не останавливайтесь!
Господа расходились и полиция записала №№ извозчика и автомобиля. Последний запыхтел и двинулся под смех прохожих.

31 (18) марта 1909 года
Шестилетний мальчик Сергей Сурков, играя по Бабьегородскому пер., вздумал «покататься». Мимо проезжал извозчик. Мальчик уцепился за заднюю ось пролетки. На повороте раздался неистовый крик Суркова.
Извозчик остановился. Несчастного мальчика сняли с пролетки со сломанной ногой.
Для лечения он отправлен в Морозовскую больницу.

Текст и подборка старых материалов: Александр Иванов

КОННЫЕ ЭКИПАЖИ - повозки, в которые обычно запрягают лошадей. П. к. бывают легковые и грузовые; колёсные (запрягают лошадей, волов, мулов, верблюдов и др.) и полозные (сани) (запрягают лошадей, оленей, собак); одноосные (двухколёсные) и двухосные (четырехколёсные); безрессорные, полурессорные и рессорные; оглобельные и дышловые. В Средней Азии и странах Ближнего Востока для перевозки грузов по полям, пересечённым арыками (канавами), используют двухколёсные арбы с диаметром колёс до 2 м. Наиболее современны усовершенствованные безрессорные грузовые повозки на колёсах с шарикоподшипниками и пневматическими шинами. В СССР такие П. к. производили трёх типов: самосвалы - одноосные грузоподъёмностью 0,75 т, двухосные - 1,5 т несаморазгружающиеся - на 2 т. Эти повозки снабжены ёмкими кузовами, бесшумны, отличаются высокой проходимостью по грунтовым дорогам и бездорожью, обеспечивают при перевозке лучшую сохранность грузов (молока, яиц, фруктов, овощей и др.).
БСЭ

А
автокачка
- полок на пневмошинах
автопоилка - поилка, вода в которую поступает при надавливании животного мордой на специальный клапан
адаптация - приспособление организма животного к условиям окружающей среды (климату, условиям содержания и др.)
аллюр (франц. allure, букв. - походка) - способ поступательного движения лошади: естественным аллюром (шагом, рысью, иноходью, галопом) лошадь движется без предварительного обучения. Искусственный аллюр (главным образом элементы высшей школы верховой езды - пиаффе, пассаж, школьные или испанские шаг и рысь, галоп на трех ногах, пируэт и т.п.) вырабатывают у лошади специальной тренировкой.
американка - старое название качалки (см. качалка)
амуничник - помещение в конюшне для хранения конского снаряжения
андроны - телега с жердями для перевозки сена
арба - 2-х (4-х) колесный экипаж, без рессор, колеса большого диаметра
аркан - 1. Веревка с петлей, затягивающейся на конце, для ловли табунных лошадей и скота. 2. Недлинная веревка для увязывания и переноски сена и соломы (фуражный аркан). 3. Веревка с петлей, обшитой войлоком, для привязывания лошади при транспортировке.
арчак - деревянная основа седла

Б
багги - спортивный экипаж
баланс (франц. balance - букв. весы) - 1. У рысистой лошади уравновешенность, обеспечивающая проявление максимальной резвости на правильном ходу. 2. У верховой лошади при выездке - восстановленное природное равновесие молодой лошади, нарушенной массой всадника.
балансе (франц. balancer - раскачивать, качаться) - введенное в 1880 г Д. Филлисом упражнение высшей школы верховой езды.
балл (франц. balle - шар) - цифровая оценка результатов в некоторых видах кон. спорта (в отдел. конкурах, выездке, вольтижировке, кон. играх).
банкет (англ. banket - земляной вал) - искусств. препятствие, на которое лошадь должна вспрыгнуть, а затем соскочить с него.
бега - разговорное название испытаний рысистых лошадей, а также ипподрома, где они проводятся.
беговой круг - дорожка для тренинга и испытаний рысаков.
беззубые края - края челюстей лошади от последнего резца до первого ложнокоренного зуба.
берейтор (нем. Bereiter) - 1. Наездник, специалист по выездке верховых лошадей. 2. Помощник дрессировщика лошадей в цирке.
берлина - разновидность кареты
бестарка - повозка для перевозки сыпучих грузов без тары
бига - 2-х колесная боевая колесница в Древнем Риме
бидарка (бедарка) - 4-х колесный безрессорный экипаж
бич - длинный кнут для тренировок в манеже
бокс - изолированное помещение в конюшне
болочок - сани с крытым верхом
бочение - нарушение прямолинейности движения. Лошадь идет задними ногами не по следам передних, а несколько вбок.
брек - 4-х колесный рессорный для охоты
бриджи (англ. breeches) - брюки для верховой езды спец. покроя (широкие в бедрах и узкие, плотно облегающие ногу в голени).
бричка - 2-х колесная легкая дорожная повозка; 4-х колесная грузовая повозка
брыкание - удары копытами главным образом задних ног лошади.

В
вальтрап
(итал. qualdrappa) - 1. Покрывало из сукна или бархата, надеваемое на спину лошади под или на седло. 2. Полотняный номерной потничек (со стартовым номером), применяемый на скачках.
венчик - верхний край копыта, от которого вниз отрастает роговая стенка.
верховая лошадь - лошадь, используемая под седлом.
взнуздывание - вкладывание в рот лошади удил при надевании на нее узды. Взнуздывание может быть на трензель и мундштук или на один трензель.
вожжи - длинные поводья, средство управления упряжной лошадью.
возок - крытые сани
воловий постав глаз - большие, круглые, прямо поставленные глаза.
волчки - см. дрожки
вольт (франц. vlote - поворот) - фигура манежной езды, движение по кругу диаметром б м.
вольтижировка (франц. voltiger - порхать) - вид конного спорта, гимнастические упражнения на лошади, двигающейся рысью или галопом по кругу диаметром 12 - 15 м.
всадник - человек, едущий верхом на лошади или на др. животном.
выводка - показ, кратковременная выставка лошади, на специально оборудованной площадке перед комиссией, покупателями, зрителями.
выводной круг - ровная площадка, оборудованная для выводки лошадей.
выездка - обучение молодой лошади, выработка у нее условных рефлексов (двигательного стереотипа).
выжеребка - роды у кобылы.
выкормок - 1. Лошадь, откормленная наскоро месивом для продажи. 2. Жеребенок, выросший до времени от излишнего кормления.
вьючное седло - специальное седло для перевозки вьюков.

Г
галифе - брюки для верховой езды, названные по фамилии французского кавалерийского генерала Галифе.
галоп - самый быстрый скачкообразный аллюр лошади в 3 такта с фазой свободного подвисания.
ганаши - углы нижней челюсти лошади.
гарцевать (от польск. garcowac) - ехать на лошади верхом, красуясь, показывая ловкость.
гиг - легкая двуколка
гитара (калибер) - в дореволюционной Москве: длинные дрожки
гладкие скачки - испытание работоспособности племенных верховых лошадей.
гречка - мелкие темные пятнышки на шерсти старых светло-серых лошадей.
грива - длинные защитные волосы, растущие на верхне-заднем краю (гребне) шеи.
грудина - продолговатая кость, к которой крепятся нижние концы передних семи-восьми пар ребер. Задние пять пар ребер называются ложными, так как они прикреплены не к грудине, а к предыдущей паре ребер. Последняя (13-я) пара ребер свободно заканчивается хрящом в мышцах брюшной стенки.
грум (англ. groom) - конюх, коновод, сопровождающий всадника.
груминг - уход за шерстью.
грызло - часть мундштука, которая лежит во рту лошади на беззубом крае нижней челюсти.
гуж - петля на хомуте, который применяют в дуговой упряжи.
гужевой транспорт - перевозка пассажиров и грузов на повозках и в санях, запряженных лошадьми и др. упряжными животными.

Д
двуколка - 2-х колесная рессорная повозка для 2-х человек
денник - полностью закрытое помещение в конюшне для индивидуального содержания лошади.
дерби (англ. Derby) - главный приз, который разыгрывают с 1780 г. на Эпсомском ипподроме в Англии для 3-летних жеребцов и кобыл чистокровной верховой породы.
дербистка - качалка с рессорой
джигитовка (тюрк. джигит - искусный и отважный всадник) - скачка, во время которой всадник соскакивает с лошади и вновь садится на нее, поднимает с земли различные предметы и выполняет ряд др. гимнаст. упражнений и акробат. трюков.
дилижанс - 4-х колесный экипаж для перевозки пассажиров, почты
дорожка (проф.) - разговорное название бегового и скакового круга.
дог - 2-х колесный, открытый
догкарт - 4-х колесный экипаж для перевозки охотничьих собак
долгуша (долгушка) - 4-х колесный экипаж на длинных дрогах
дормез - карета для сна в пути
драгуны (франц. dragon - дракон) - вид кавалерии, существовавший в армиях ряда стран.
дрессировка - последовательное направленное приучение животных к совершению ими в определенных условиях сложных разнообразных действий, необходимых для несения службы, на охоте и т.д.
дровни - деревянные сани
дроги - передок и задок повозки, связанные дрожинами (длинная телега) без кузова.
дрожки - волочки, 4-х колесная безрессорная повозка; короткие дроги для езды в городе.
дуга - часть русской запряжки, скрепляющая хомут (с помощью гужей) с оглоблями и смягчающая воздействие на лошадь толчков повозки.
дыбы - подъем лошади в вертикальное положение на задних ногах.
дышло - парокон. упряжное устройство, прочная жердь, соединенная с серединой передка повозки, экипажа.

Е
ездовый
- в армии солдат, управляющий лошадьми, запряженными в тачанку, повозку или артиллерийское орудие.

Ж
жгут - свитый пучок соломы или сена, применяют для растирания спин ы и конечностей лошади после работы, а также для удаления грязи, присохшей к волосам, перед чисткой лошади щеткой или пылесосом.
жеребенок - детеныш лошади до отъема называется сосуном, после отъема - отъемышем, затем годовиком, полуторником и двухлетком.
жеребность - беременность лошади.
жокей (англ. jockey) - специалист, проф. занимающийся тренингом и скаковыми испытаниями лошадей верховых пород.
жокейка - головной убор жокея, цветная круглая шапочка с козырьком, плотно облегающая голову.

З
заезд - 1. Испытание рысаков, соревнующихся в беге в качалках или под седлом по общей дорожке на установленную дистанцию. 2. Изменение направления движения в манеже без остановки.
заездка - первоначальный период приучения лошади к хождению в упряжи или под седлом, подчинение ее воле всадника или ездока.
закидка - 1. Произвольное движение лошади не в ту сторону, куда ее посылает всадник. 2. Остановка или осаживание лошади во время спорт. соревнования перед препятствием.
заковка - повреждение чувствительных тканей копыта неправильно забитым подковным гвоздем.
закрутка
закрутка - петля из веревки или сыромятного ремня на деревянной рукоятке для фиксации неспокойных лошадей во время ветеринарной обработки, ковки и т.п.
зацепы - 1. Два передних резца на верхней и нижней челюстях лошади. 2. Передняя часть конского копыта (называют также зацепной частью).

И
извозчик - кучер наемного экипажа для перевозки пассажиров.
индексы - числовые величины, характеризующие телосложение животного. Для вычисления того или иного индекса нужно брать анатомически связанные промеры, например, для вычисления индекса формата - длину туловища и высоту в холке и т.д.
империал - второй этаж в омнибусах
иноходец - лошадь которой по природе свойственно бежать не рысью, а иноходью.
иноходь - быстрый симметричный аллюр лошади с двухкопытным боковым опиранием и фазой свободного полета.
ипподром (греч. hippos - лошадь и dromos - бег, место для бега) - комплекс сооружений для проведения испытаний лошадей и конноспортивных соревнований, выставок и выводок лошадей.

К
кабриолет - 2-х колесный экипаж без козел
кавалергарды (франц. cavalier - всадник и garde - охрана) - привилегированный полк тяжелой гвардейской кавалерии, составляющий в торжеств. случаях почетную охрану лиц императоров, фамилии. В составе русской гвардии существовал с 1799 по 1917. Конский состав К. комплектовался массивными крупными лошадьми.
кавалерия (франц. cavalerie) - конница, один из основных видов сухопутных войск с глубокой древности до второй мировой войны.
кавалетти (итал. cavaletti) - клавиши, препятствие в виде жерди высотой 15- 20 см с крестовинами на концах.
камзол (нем. Kamisol) - форменная одежда наездников и жокеев для ипподромных испытаний лошадей, обычно куртка или рубашка яркой расцветки.
калеша - разновидность кареты
капсюль - капсуль, приспособление, не позволяющее лошади широко раскрывать рот. Дисциплинирует лошадь, облегчает управление ею. Входит в комплект оголовья для верховых лошадей и узды для рысаков.
карета - закрытый комфортный экипаж
карьер - самый быстрый из всех видов аллюра, характеризующийся рядом прыжкообразных движений при одновременном резком сгибании туловища в пояснице и выносе задних конечностей впереди передних. На скачках чистокровные верховые лошади проходят карьером 1 км быстрее, чем за 1 мин (мировой рекорд - 53,6 с).
качалка - легкая колесная тележка для тренинга и ипподромных испытаний рысаков, основной вид беговых экипажей, вытеснивший беговые дрожки.
катафалк - погребальная повозка
качалка - 2-х колесная легкая спортивная тележка
капор - aнгл. hood "капюшон, капор, верх экипажа, хохолок птицы, крышка, чехол, колпак, капот двигателя", превратившееся в обозначение металлической поверхности, прикрывающей механизм автомобиля сверху…
квадрига - 2-х колесная боевая колесница в Древнем Риме
кеб (кэб) - 2-х колесный крытый экипаж
кентер - укороченный полевой галоп, основной тренировочный аллюр скаковых лошадей.
кибитка - 4-х колесная повозка с верхом на каркасе из прутьев
ковбой (англ. cowboy, от cow - корова, boy - парень) - кон. пастух, стерегущий стада крупного рогатого скота и в совершенстве владеющий спец. приемами верховой езды.
ковка - прикрепление подковы к копыту лошади и др. раб. животных.
козлы - сидение для кучера на санях или повозке.
колесница - 2-х колесная боевая и спортивная повозка
колики (греч. kolike - кишечная болезнь) - приступы болей в области живота с характерными внешними проявлениями.
колымага - 4-х колесный открытый экипаж
коляска - 4-х колесный комфортный экипаж
коневод - 1. Человек, занятый разведением лошадей. 2. С 1980 официальное название должности конюха.
конина - конское мясо.
конкур - конкуриппик (франц. Concours Hippique - кон. состязания) - в широком понимании всякое конно-спортивное соревнование. В нашей стране - соревнования по преодолению разнообразных препятствий.
конка - рельсовый вагон на конном ходу
конкурное поле - площадка для соревнований по преодолению препятствий.
конник - 1. Человек, работающий с лошадьми или занимающийся кон. спортом, всадник. 2. Кавалерист.
коновал - ветеринар-ремесленник, занимающийся главным образом кастрацией жеребцов и самцов др. сельскохозяйственных животных.
коновод - 1. Боец-кавалерист, принимающий лошадей от др. военнослужащих при спешивании. 2. Рядовой военнослужащий, которому поручен уход за лошадью командира.
контргалоп - движение, при котором всадник ведет лошадь галопом с наружной (проф.) ноги, например, с правой при выполнении вольта налево.
конь - 1. Синоним слова лошадь, имеющий отчасти торжеств. оттенок. 2. В кавалерии К. употреблялось вместо слова мерин.
конюх - рабочий, занятый уходом за лошадьми, их кормлением и водопоем, а также конюшенными работами. Под руководством тренера участвует в заездке и тренинге молодняка.
конюшня - помещение для содержания рабочих и племенных лошадей. Чаще всего имеет двухрядную внутреннюю планировку.
копыто - твердый кожный наконечник пальца лошади, соответствующий когтю хищных животных.
коренник, коренная лошадь 1. В троечной запряжке средняя лошадь, запряженная в оглобли, как правило, рысак. По обе стороны К. скачут пристяжные. 2. В парной запряжке с пристяжной — л., запряженная в оглобли. 3. В тачаночной запряжке (четверкой в ряд) — л. сред. пары, идущая у дышла. 4. В многокон. запряжке цугом — л., идущая одна или в паре непосредственно перед экипажем за уносной. Обычно в кач-ве К. используют более сильных и массивных л., чем пристяжные и уносные.
кормушка - устройство для дачи корма.
косяк - в табун. коневодстве группа из 20 - 25 кобыл и жеребцов, выпущенная на пастбище.
краги - 1. Съемные твердые голенища с застежками, применявшиеся раньше при верховой езде. 2. Раструбы у перчаток, используемых наездниками на бегах (иногда К. неверно называют полностью перчатки с раструбами).
крипторх - нутрец, жеребец, у которого 1 или 2 семенника не опущены в мошонку, а задержались в полости тела или паховом канале.
кросс (англ. cross - пересекать, переходить) - скачка с препятствиями по пересеченной местности.
круп - часть свода спины от поясницы до основания хвоста; образован тремя сросшимися крестовыми позвонками, костями таза и одевающей их мускулатурой.
крэк (англ. Crack) - лучшая скаковая или рысистая лошадь в конюшне, а также во время скачки или заезда.
кумыс - напиток из молока кобыл, получаемый в результате смешанного спиртово-молочнокислого брожения.
купе - 4-х колесный закрытый рессорный экипаж

Л
ландо
- 4-х колесная карета с откидным верхом
ландолет - облегченное ландо
лассо (франц. lasso) - аркан ковбоев, веревка длиной до 30 м со скользящей петлей.
левада - огороженное искусств. пастбище для л. площадью 2 - 4 га, являющееся технологич. звеном соврем. культурного конезаводства.
леи (проф.) - накладки из мягкой кожи или кожезаменителя, которые нашивают на брюки для верховой езды в местах наибольшего трения: на седалище, внутренних поверхностях бедер и колен.
лейцы (проф.) - два разъединенных повода длиной ококо 6 м, которые используют при заездке молодняка, при работе с жеребцами-производителями и пробниками, а также при выводке строгил л. Каждый из выводчиков держит один повод и при необходимости отпускает его на такую длину, чтобы повернувшаяся задом лошадь не могла ударить его копытом.
ленчик - основа (каркас) седла из дерева и металла, на которой крепят остальные его части.
лидер (англ. leader - ведущий, руководитель) - участник ипподромных испытаний, возглавляющий скачку.
линейка - 4-х колесный многоместный экипаж
лира - качалка-рекордистка
лошак - гибрид, полученный от скрещивания ослицы и жеребца.
лука - дужка, соединяющая правую и левую лавки седла.

М
мажара - большая телега
мальпост - почтовая карета
манеж (франц. manege) - открытая или закрытая площадка для верховой езды.
мартингал - доп. повод, не позволяющий лошади задирать голову во время движения.
масть - один из главных опозновательных признаков лошади. Точное определение масти наряду с описанием пример позволяет отличать одну лошадь от другой. Масть является наследственным признаком лошади и определяется цветом покровных волос головы, шеи, корпуса и конечностей и защитных волос гривы, хвоста и щеток.
матка - кобыла, используемая для воспроизводства. Матка бывает жеребая - беременная, подсосная - выкармливающая жеребенка-сосунка и холостая - нежеребая.
мах - 1. Законченный цикл движений лошади на галопе, состоящий из 3 циклов. 2. Название широкой свободной рыси, которую применяют при тренинге рысаков.
менка ног (проф.) - сокращенное название упражнения перемена ног на галопе.
мерин - кастрированный жеребец. Меринов широко используют в качестве рабочих лошадей.
многоборье - комплекс. соревнование, в котором участники состязаются в нескольких (2 - 3 и более) видах спорта. В конном спорте самый распространенный вид многоборья - троеборье, которое проводят по полной или сокращенной программе. Если полевые испытания проводить невозможно (напр. зимой), в закрытом помещении организуют двоеборье, включающую манежную езду и преодоление препятствий.
моклок - бугор в переднебоковой части крупа лошади, костную основу которого образует утолщенный угол крыла подвздошной кости.
мокрец - подсед, обиходное название воспаления кожи (дерматита) на задней и боковой поверхности пута лошади.
молодняк - лошади не достигшие полного развития организма: отъемыши, годовики, полуторники, двухлетки, трехлетки и четырехлетки. лошадей - всего 0,6 - 0,7 л.с. Ценным рабочим качеством лошадей является их способность к кратковременному значительному увеличению мощности. Тяжеловозы развивают максимальную мощность за счет увеличения силы тяги при медленном движении, а рысаки - за счет большой резвости при малой силе тяги.
мул (лат. mulus) - гибрид, рожденный от домашнего осла и кобылы.
мундштук (нем. Mundstuck) - специальное удило с боковыми щечками, оказывающее усиленное воздействие на рот лошади.
мундштучное оголовье - уздечка, предназначенная для пользования мундштуком. В отличие от трензельного оголовья, имеет суголовный ремень, к которому крепят мундштук, и второй, мундштучный повод.
мустанг (англ. mustang) - одичавшие потомки домашних лошадей, завезенных в Америку европейскими колонизаторами в конце 15 и последующие столетия.
мызгание - посыл лошади специфичным губным звуком - громким причмокиванием.
мышастая масть - волосы на туловище лошади мышиного или пепельного цвета, на голове, нижних частях ног темнее, челка, грива и хвост, а также ремень, пятна на лопатках и полосы на ногах темные.

Н
нарты - легкие длинные сани (в них могут впрягать и собак и оленей)
навоз - твердые и жидкие выделения животных, в т.ч. смешанные с подстилкой.
нагайка - первоначально - нагайская, т.е. татарская плеть, короткая толстая плеть из ремней, которую применяют для посыла лошади при верховой езде без шпор, в частности казаки.
наглазники - шоры, щитки различных конструкции на оголовье (полузакрытые, закрытые, блиндеры), ограничивающие поле зрения лошади.
наездник - специалист по тренингу и испытаниям рысистых лошадей.
намет - казачье название галопа.
наушники - специальные колпачки, которые надевают на уши нервным, пугливым рысакам и верховым лошадям при ипподромных испытаниях.
недоуздок - узда без удил, предмет конюшенного обихода, предназначенный для содержания лошади на привязи (при помощи чумбура).
ногавки - защитные приспособления, предотвращающие эксплуатационные травмы нижней части конечностей лошади, т.н. защитная обувь.

О
оглобли - однокон. упряжное устройство в виде 2 прямых или изогнутых прочных жердей, соединенных с концами передней оси повозки или передком саней. Запрягаемую лошадь ставят между оглоблями.
оголовье - основная часть конского снаряжения, надеваемая на голову лошади и позволяющая управлять ею, то же, что узда.
одер - ироническое название старой худой малосильной лошади.
одноколка - 2-х колесный легкий экипаж опой - обиходное название ревматичное воспаления копыт.
одр (одер) - старинное название повозок осаживание - движение лошади назад, одно из манежных упражнений, применяемых при выездке и входящих в программы соревнований.
олонецкая люлька - конные носилки без колесосел (Equus asinus) - подрод лошадиных, включающий диких и домашних животных.
омнибус - 4-х колесный маршрутный экипаж
отава - трава, отросшая после скашивания или стравливания.

П
пассаж (франц. passage, букв. - проход, переход) - один из основных элементов высшей школы верховой езды, укороченная, очень собранная и ритмичная рысь.
пиаффе (от франц. piaffer - приплясывать, бить копытом землю) - одно из основных упражнений высшей школы верховой езды, крайне укороченная, собранная, высокая и ритмичная рысь на месте.
пируэт (франц. piroutte) - упражнение, включаемое в программы соревнований по выездке; выполняемый в 2 следа круг, радиусом, равным длине корпуса л. При этом передние и наружная задняя нога двигаются вокруг внутренней задней, являющейся как бы осью поворота.
повод - поводья, ремень, пристегнутый концами к кольцам трензеля или мундштука, одно из основных средств управления лошадью, направления и регулирования ее движения.
повозка - 4-х колесное транспортное средство
подвода - грузовая повозка
подковы - металлические пластинки, прикрепляемые гвоздями к копытам лошади для предохранения рога от стирания и обламывания.
подпруга - часть конского снаряжения, широкий прочный ремень из кожи или др. материала. Охватывает корпус лошади снизу и с обоих боков и удерживает на ней седло (у упряжных лошадей - седелку). Некоторые виды седел имеют по 2-3 П.
подстилка - солома, торф или опилки, которыми покрывают пол в деннике или стойле (станке) при содержании лошадей в конюшне.
полок - грузовая повозка с платформообразным кузовом
полувольт - полукруг, который всадник описывает, выполняя заезды направо или налево назад. См. также ВОЛЬТ.
породистость - чистокровность.
портшез конный - конные носилки, без колес
посыл - побуждающие действия на лошадь, заставляющие ее увеличить резвость скачки или бега (например, при борьбе на финише).
потник - часть седла и хомута, прилегающая к телу лошади и изготовленная из войлока. Смягчает давление на кожу и впитывает пот.
пошевни - широкие крестьянские сани
прикуска - одна из дурных привычек, когда лошадь с громким характерным звуком заглатывает воздух, опираясь при этом верхними резцами на край кормушки, выступ стены, цимбалину и т.п., как бы прикусывая их.
приструга - часть казачьего и спортивного седла, привязанный к арчаку короткий (около 30 см) ремень, к которому пристегивают подпругу.
проводка - ведение лошади к поводу. Поводку разными аллюрами делают, чтобы продемонстрировать качество движений лошади специалистам и покупателям, ее оценивающим, а также выявить хромоту, нарушение дыхания и работы сердца при обследовании лошади ветврачом.
пролетка - 4-х колесный открытый 2-х местный экипаж
проточина - отметина в виде полосы белой шерсти, проходящей по переносью лошади.
путо - бабка, нижняя часть конечности лошади, первая фаланга пальца.
путы - веревка, которой связывают (путают) бабки передних ног лошади.

Р
рутлище - часть седла, ремень, на котором подвешено стремя.
развязка - веревка, ремень или цепь, предназначенный для фиксации лошади в проходе конюшни для чистки, ковки и т.п., а также во время уборки денника.
развязки - вспомогательные поводья, верхними концами застегнутые за кольца трензеля, а нижними закрепленные на седле или гурте.
размашка - вид тренировочной ипподромной рыси, близкой по темпу и последовательности перемещения ног лошади к маху и резвой рыси.
расчистка копыт - 1. Удаление копытным ножом, клещами и рашпилем излишне отросшего копытного рога и придание копыту правил. формы. 2. Очистка копыт от налипшей грязи и навоза крючком или деревянным ножом при ежедневной уборке лошади.
реприз (франц. repeise - повторение), при тренинге лошади часть занятия, во время которого лошадь движется определенным аллюром, например реприз прибавленного шага - 3 мин, Р. средней рыси - 10 мин и т.п.
родео (исп. rodeo). 1. Соревнования ковбоев, включающие езду на необъезженных полудиких лошадях, действия с лассо, например, накидывание его на бегущего бычка и т.п. 2. Представления, которые дают п


Колесные повозки существовали уже во времена доисторические; о них упоминается в самых древних источниках как о предметах общеизвестных. Так, в одном из древнейших стихов Вед употреблено сравнение: "как за конем катится колесо, так оба мира за тобой".
В Азии повозки употреблялись издавна, одновременно с верховыми и вьючными животными. Греки во времена Гомера пользовались колесницами. Подробности конструкции древних повозок остаются неизвестными; только внешняя форма боевых двухколесных колесниц хорошо изображена на многих сохранившихся барельефах и других изображениях.

UNGEWITTER, HUGO (1869-c.1944)
A Noblewoman Alighting her Carriage, signed and dated 1906.

Нет сомнения ввиду многих мест древних авторов, что и для перевозки грузов издавна употреблялись колесные повозки. Так, Гомер повествует, что Навзикая просила у отца повозку, чтобы везти с подругами на берег моря мыть одежды. Повозки этого рода бывали двух- и четырехколесные: их изобретение Плиний приписывает фригийцам. Колеса такого "plaustrum" были крепко насажены на оси, которые вертелись вместе с ними, как у наших железнодорожных вагонов, в подшипниках, неподвижно прикрепленных к кузову. Такие повозки, очень неповоротливые, и теперь существуют на о-ве Формозе.



TSERETELLI, ZURAB (B. 1934).

У древних персов существовала правильно организованная почтовая гоньба; царские гонцы быстро развозили повеления и в других древних государствах, но о правильно организованной перевозке пассажиров на лошадях известно подробнее лишь со времен римлян. Извоз этого рода содержали частные люди (экипаж; "cisium") был двухколесный, с дышлом, наподобие кабриолета, но без рессор, с сиденьем, подвешенным на ремнях. В него влезали со стороны лошадей, а не сзади, как в колесницах; изображения цизиума встречаются уже на этрусских вазах. В таких экипажах ездили очень скоро: по свидетельству Светония, император проезжал в легких "meritoria vehicula" расстояния до 150 в. в сутки.


В.Серов. Одиссей и Навсикая

Гораздо больше сведений мы имеем о парадных экипажах римлян. У древних вообще пользование парадными колесницами было привилегий высокопоставленных лиц и жрецов; изображения богов во время процессий тоже возили в особых колесницах. Частные лица присвоили себе это право только во времена упадка нравов, а при империи украшали свои экипажи со всею возможной роскошью. Самый древний тип - "arcera", о нем упоминается в законах двенадцати таблиц; это была четырехколесная открытая тележка; для женщин ее делали на двух колесах. Столь же древни и носилки, которым впоследствии стали придавать такое роскошное устройство, что Цезарь счел нужным издать закон, ограничивающий эту роскошь.


Гравюра с изображением почтового дилижанса в чёрно-красных цветах почтового ведомства в окрестностях Ньюмаркета (Саффолк) в 1827 году. Сзади виден охранник.

Несколько позднее был придуман "саrреntum", двухколесный экипаж с полуцилиндрической крышкой, и "carruca", родоначальница современных карет, четырехколесная повозка с покрытым кузовом, приподнятым над ходом на четырех столбиках; сзади было сиденье для двух лиц, а возница сидел спереди, ниже господ, или шел рядом. От галлов римляне заимствовали таратайку с кузовом, плетенным из ивы - "sirpea", а от жителей северного побережья Европы - колесницу "essedum", в которую входили спереди; она служила и для мирных, и для военных целей.


Сальвадор Дали - Призрачная повозка

В эпоху переселения народов и в начале средних веков пользование экипажем считалось признаком изнеженности; совершались переезды на коне, а духовные и женщины ездили на ослах. Летописцы этой эпохи лишь весьма редко упоминают об экипажах. Так, Эгингард повествует, что меровингский король Хильперик всюду ездил в римском "саrреntum", запряженном быками; английский епископ св. Эркенвальд в VII в. ездил и проповедовал в колесной повозке, так как был стар и немощен. Только после крестовых походов мода на экипажи начинает возрождаться, но их допускают лишь для торжественных случаев, для высокопоставленных лиц, а обывателям запрещают ими пользоваться.


«Прибытие почтовой кареты» Буальи Луи-Леопольд

Повозка - наиболее общее собирательное название различных транспортных средств, приводимых в движение мускульной силой животных, вне зависимости от особенностей конструкции, области и целей применения.

По области применения повозки делят на пассажирские и грузовые (ранее существовали также военные повозки), по количеству колёс - на двухколёсные (одноосные) и четырёхколёсные (двуосные), а также без колёс - на полозьях.


Willem de Zwart (1862-1931) - Carriages Waiting (Unknown Year)

Грузоподъёмность повозки может доходить до 750 кг (для одноосных) и до двух тонн (для двухосных).

Современные повозки нередко оснащаются пневматическими шинами, а иногда также пневматическими либо гидравлическими тормозами.

ПАССАЖИРСКИЕ ПОВОЗКИ.

Типы экипажей.

Карета - закрытая пассажирская повозка с рессорами. Первоначально кузов подвешивался на ремнях, потом для подрессоривания стали использовать пружины (с начала XVIII века), а с начала XIX века стали использовать рессоры. Наиболее часто использовались для личного пользования,хотя с позднего средневековья в Европе начали использоваться в том числе и в качестве общественного транспорта. Пример - дилижанс, омнибус и шарабан. Самым распространненым видом дилижанса можно считать почтовую карету.

Слово «карета» пришло в Россию вместе с немецкими каретами, когда, с середины XVII века, они стали в массовом порядке завозиться германскими купцами и становились все популярнее среди московской знати. Наиболее вероятно, что слово употреблялось и ранее наряду с другими распространнеными в то время словами (например «колымага»), к тому же слово использовалось в украинском, старославянском и польском языках.

(Заимствовано в середине XVII века из польского языка, где kareta < итал. caretta, суф. производного от carro «воз» (из лат. carrus «повозка на четырех колесах»)). Переход с коня (для мужчин) и колымаги (для женщин) на карету для обоих полов символизировал допетровскую европеизацию русского дворянства.

Дормез - большая карета для дальних поездок со спальными местами.
ДОРМЕЗОМ (в переводе с французского «спальная») называлась просторная карета со спальными местами, предназначенная для дальних поездок. Такая карета, унаследованная от родителей, была у Л.Н. Толстого, как вспоминал его старший сын, ее везли шесть лошадей. У дорожных экипажей наверху были ВАЖИ, или ВАШИ, – ящики для поклажи, а сзади ГОРБОК, тоже служивший для помещения багажа.


Паннемакер Адольф. «Пыль взвилась из-под дормеза и малютку скрыла»: Ил. к стихотворению Т.Г. Шевченко «Кобзарь» (перевод Н.В. Гербеля). Гравюра с рис. Н.Н. Каразина. 19 в.

Дилижанс - большая многоместная пассажирская или почтовая повозка, широко используемая в XIX веке.

Повозки военные* - придаются полевым войскам для перевозки боевых припасов, запасных вещей и инструментов, необходимых для содержания в исправности материальной части на походе и в бою, провианта, фуража, канцелярских дел, денежной казны, больных, раненых.
В главных чертах, они состоят из хода, на котором устанавливается кузов или короб повозки; ход образуется из основной рамы, составленной из нескольких продольных грядок, связанных между собою поперечными подушками; к последним прикрепляются оси с колесами.
Повозки военные* для перевозки предметов первой необходимости следуют вместе с войсками, составляя обоз 1-го разряда; сюда относятся: 1) зарядные ящики, одноконные снарядные и парные патронные двуколки (боевые припасы), 2) инструментальная Повозки военные* (походная кузница, инструменты в подковы), 3) аптечная двуколка; 4) лазаретная линейка и 5) офицерская двуколка.


Зимний возок

Этот великолепный многоместный экипаж в форме вагона на длинных полозьях был сделан мастером Жаном Мишелем в Москве в 1732 году. Предназначался он для поездок на большие расстояния в зимнее время. Именно на нем в феврале 1742 года дочь Петра I Елизавета спешила в Москву из Петербурга на свою коронацию. Роскошный возок был украшен золоченой резьбой и скульптурными деталями, крыша увенчана балясинами, а стенки декорированы росписью с двуглавыми орлами и другими атрибутами государственной власти. Удобный и красивый возок был выполнен поистине царской роскошью. До сих пор он впечатляет пышностью декора и изяществом форм.
Высота - 185 мм., длина - 450 мм.

Летняя «потешная» каретка

Миниатюрная летняя каретка, сделанная в Москве в 1690-1692 годах, с тонким золотым узором по нежно-голубому фону выглядит как изящная игрушка. «Потешной» называли экипажи, которые предназначались для развлечения. Согласно «Описи царской Конюшенной казны» каретка принадлежала двухлетнему царевичу Алексею – сыну Петра I. Несмотря на свою принадлежность к игрушкам, каретка выполнена по всем правилам и со всеми тонкостями сложного технического решения. У нее имеется приспособление для поворота – «лебяжья шейка» - и поворотный круг. «Потешная» каретка по изысканности формы и тонкости декора ничуть не уступает настоящим каретам, что подчеркивает высокое социальное положение ее маленького владельца.

Карета типа «BERLINE»

Элегантная четырехместная «берлина» использовалась для важных торжественных выездов Екатерины II. Выполнена она известным петербургским мастером немецкого происхождения Иоганном Конрадом Букендалем в 1769 году и оснащена новейшими по тому времени конструктивно-техническими деталями – вертикальными и горизонтальными листовыми рессорами. Резной золоченый декор украшает карниз, спуски и наличники. Окна и верхняя половина дверей закрыты зеркальным стеклом. На передней и задней части стана и на колесах золоченая резьба почти полностью скрывает конструктивные детали. Неслучайно именно эта карета служила для парадных выездов императрицы и двора.

Колымага

Колымага – широко распространенный в России и Запанной Европы с XVI века тип экипажей, с почти четырехугольным кузовом на высокой оси. Эта четырехместная колымага выполнена мастерами в 1640-е годы, что нашло свое отражение и в форме, и в убранстве. Национальное своеобразие особенно ярко отразилось в декоре колымаги. Кузов строгого силуэта обтянут малиновым бархатом и украшен заполняющим всю поверхность узором из квадратов, выложенных медными золочеными гвоздиками с выпуклыми шляпками. В центре каждого квадрата характерный только для русских экипажей того времени орнамент в форме восьмиконечной звезды из серебряного галуна. Сочетание малинового бархата с серебром и золотом создает удивительно гармоничный и праздничный облик экипажа, который дополняют слюдяные оконца, украшенные ажурными накладками в виде звездочек и двуглавых орлов.

Внутреннее убранство не уступает в своей роскоши внешнему – обивка стен и сидений выполнена из дорогого турецкого золотого бархата, который на Руси любили за необычайную пышность узора. Первыми владельцем экипажа был брянский староста, подданный Российского государства Франциск Лесновольский. По всей вероятности он получил его в качестве награды «по именному Великого государя указу». Другим владельцем колымаги являлся боярин Никита Иванович Романов, игравший значительную роль при дворе царя Михаила Федоровича.

Зимний «потешный» возок

Зимний потешный возок – уникальный экипаж, созданный в Москве в 1689-1692 гг., подобных которому нет ни в одном музее мира. Возок представляет собой «комнатку» с маленькими окошечками и довольно широкими дверцами на полозьях для удобства передвижения по снегу. «Потешный» возок служил для игр и забав малолетних детей царя Ивана Алексеевича – брата и соправителя Петра I. Форма кузова сохраняет древнюю традиционную форму – строгий и четкий силуэт и прямоугольные очертания. Однако украшен он весьма живописно в соответствии с модным в то время стилем барокко. Кожаная обивка была выполнена мастерами Московского Кремля. Тисненый золоченый рельефный узор из цветов, плодов, покрывает всю поверхность стенок и дверей. Нарядный экипаж отлично подходил для зимних забав царских детей и в то же время соответствовал высокому статусу владельцев, что подчеркивалось изысканностью дорогой отделки и высоким мастерством исполнения.

Публикации раздела Литература

Энциклопедия безавтомобильной жизни в русской литературе

Д о изобретения автомобилей и повсеместного железнодорожного сообщения путешествия на дальние (и не очень) дистанции в России чаще всего совершали на конных экипажах. Энциклопедию русского безмоторного транспорта в литературе составила Софья Багдасарова.

Владимир Соллогуб в повести «Сережа» писал: «Вот мчится телега ― буйная молодость русских дорог; вот переваливается бричка, как саратовский помещик после обеда; вот гордо выступает широкая карета, как какой-нибудь богатый откупщик; вот дормез, вот коляска, а за ними толстый купец-дилижанс, выпив четырнадцать чашек чаю на почтовом дворе» . В России в самом деле существовало множество типов конных экипажей, которые к тому же в разных регионах изготавливали по-своему. Также они различались по назначению, конструкции и статусу владельца.

Б - Бричка

Это слово польского происхождения, оно обозначает легкую четырехколесную дорожную повозку, иногда без рессор. Кузов у брички мог быть как открытым, так и закрытым: кожаным, плетеным или деревянным.

Именно в бричке путешествовал главный герой «Мертвых душ» Николая Гоголя - Павел Иванович Чичиков. Его бричка была «довольно красивая, рессорная», да еще и с удобствами: верх кузова был «от дождя задернут кожаными занавесками с двумя круглыми окошечками, определенными на рассматривание дорожных видов». Это был вполне приличный дорожный экипаж для такого чиновника, как Чичиков, подобающий его рангу, пусть и, как сегодня сказали бы, «не представительского класса».

Возможно, поэтому многие русские классики описывали бричку как крайне шумный транспорт. Бричка Льва Толстого подпрыгивала, у Шолохова она гремела или громыхала, а Александр Серафимович писал, что «за ней покатилось нетерпимо знойно-звенящее дребезжание». Давид Бурлюк, посвящая стихи некой птичке с невыносимым голосом, сравнивал ее со старой разломанной бричкой.

В - Возок

Сергей Иванов. Холопы боярские. 1909. Коллекция Ростроповича и Вишневской

Термин употреблялся для зимнего вида транспорта - крытой повозки на полозьях. Возок хвалят за тепло, в нем комфортно, можно ехать лежа - «валясь в возок под меховые попоны» (Амфитеатров). Он «наполнен перинами, подушками и пр.» (Виктор Шомпулев). По окнам его могли обивать медвежьим мехом, чтобы не дуло, а изнутри отделывать красным сукном или даже бархатом.

У Федора Кони был водевиль «Карета, или По платью встречают, по уму провожают» о важности транспорта для престижа.

К - Кибитка

Николай Сверчков. Застигнутые бурей. ГРМ

Словом, заимствованным у кочевников, в России называли крытую повозку. Часто верх у нее был на дугах и мог откидываться - напоминая «бабушкин чепчик» (Николай Телешов). Хорошая кибитка - значит, «с просторным волчком и двойным рогожным навесом» (Иван Лажечников) или «с кожаным верхом и наглухо застегнутым фартуком» (Павел Мельников-Печерский).

Именно в трясучей кибитке ехал Радищев: «Лежа в кибитке, мысли мои обращены были в неизмеримость мира. Отделялся душевно от земли, казалося мне, что удары кибиточные были для меня легче».

Вяземский посвятил ей целое стихотворение, весьма злобное: «А подвижной сей каземат, / А подвижная эта пытка, / Которую зовут: кибитка». Пушкин более жизнерадостен: «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая». С другой стороны, в своих «Дорожных жалобах» он стенает: «Долго ль мне гулять на свете / То в коляске, то верхом, / То в кибитке, то в карете, / То в телеге, то пешком?»

К - Коляска

Николай Сверчков. Катание в коляске (Александр II с детьми). Ярославский художественный музей

В России под «колясками» понимали множество видов рессорных открытых экипажей. Например, разновидностями городской коляски были ландо и фаэтон. В Европе же, напротив, «коляской» назвали конкретный вид модного экипажа.

Коляска стала героиней одноименной повести Гоголя: владелец там хвастается, что она легка как перышко, а рессоры такие, будто «нянька вас в люльке качала». В итоге оказывается, что хвастовство пустое. Одноименное стихотворение ей посвятил Вяземский: «Несется легкая коляска, / И с ней легко несется ум». Красивая коляска - вопрос престижа: Долли Облонская и ее кучер стесняются своего старого, залатанного экипажа во время визита в деревню Вронского.

Л и д и я (глядя в окно). Погодите! Что это за коляска? Кружева! Неужели это maman взяла для меня? Какая прелесть, какая роскошь! Ай! Я упаду в обморок. Это не коляска, это мечта. Можно задохнуться от счастья сидеть в этой коляске. Что со мною?

Александр Островский . «Бешеные деньги»

Заканчивается все это с техническим прогрессом: «Элегантная коляска, в электрическом биеньи, / Эластично шелестела по шоссейному песку» (Игорь Северянин).

Л - Ландо

Коляска, названная в честь немецкого города, была четырехместной, с поднимающимся верхом, который по желанию превращал ее в карету. Жуковский в «Поездке на маневры» рассказывает, как крыша как-то отказалась раскрыться: «Туда, сюда, ландо упрям; / Он всех переупрямил дам, / Принудил их переселиться / Без церемонии в другой, / А сам отправился пустой».

Красивое иностранное слово обозначало модный вид транспорта, обязательный для человека из общества. Герою Мамина-Сибиряка нужно именно ландо, чтобы «показать им всем, что и я могу ездить, как они все».

У Григоровича читаем: «Cколько расходов, боже мой, сколько расходов! Пришлось нанять новых лошадей и обменять нашу карету на ландо; людям известного положения неловко иначе показываться по вечерам на музыке; так уж принято в Петергофе» («Город и деревня»).

С - Сани

Иван Пелевин. Дети в санях. 1870. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижний Тагил, Свердловская область

Еще одно средство передвижения, надолго прописавшееся в поэзии. «И растопорщивши оглобли, сани ждут, / Когда их запрягут» (Жуковский); «К городу Рязани / Катят трое сани, / Сани развальные / Дуги расписные» (Мей) и т. п. В отличие от дровней, в санях можно заметить не только крестьян. Дворяне владеют собственными санями и ездят в них, улегшись поудобнее и закутавшись в теплые полсти и одеяла.



Поделиться