Я а коменский цель воспитания. Биографии, истории, факты, фотографии. Педагогическая система Я. А. Коменского

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Биография, философские воззрения и педагогическое учение Я.А. Коменского. Структура и содержание "Великой дидактики". Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества. Методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2010

    Исследование биографии и творческого пути чешского педагога Яна Амоса Коменского. Анализ проблем развития способностей и одаренности в его педагогической теории. Изучение основных педагогических идей и требований к обучению, дидактических принципов.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2013

    Воспитание, школа и педагогическая мысль в рабовладельческом обществе, в Древней Греции и Риме, в средние века в Западной Европе. Изучение педагогических теорий Яна Амоса Коменского. Взгляды английских и французских просветителей и материалистов XVIII в.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2013

    Вклад Я.А. Коменского в развитие педагогической теории, дидактики. Категории и принципы педагогики. Разработка целостной системы школ в соответствии с возрастной периодизацией. Обоснование классно-урочной системы. Воспитательный процесс, работа учителя.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2016

    Биография Яна Амоса Коменского: детство, школьные годы, семья. Его представления о системе обучения, содержании образования. Отрывки из произведений (о развитии природных дарований, законы для учителей, организованной школы). Основные труды педагога.

    реферат , добавлен 06.03.2011

    Отличительная черта педагогических воззрений Коменского, провозглашение принципа умеренной и разумной дисциплины. Обязанности родителей по воспитанию в первые шесть лет жизни детей. Описание педагогом значения правильного питания, вскармливания ребенка.

    презентация , добавлен 07.05.2016

    Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского, взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, человеческое общество. Основная идея пансофии Коменского, его оценка назначения и роли учителей, необходимые качества личности.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Краткая биографическая справка Я.А. Коменского. Основные положения педагогической теории. Дидактические взгляды. Семейное воспитание в наследии Я.А. Коменского. Сенсуалистическая философия. Образ материнской школы. Значение педагогического наследия.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2008

Ян Амос Коменский – выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный деятель. Появился на свет в протестантской семье, входившей в Общину чешских братьев (с ней будет связана вся его дальнейшая биография). Произошло это в чешском городке Нивница 28 марта 1592 г. Эпидемия чумы рано сделала мальчика круглым сиротой.

Первоначальное образование Ян получал в принадлежавшей братству школе, затем, с 1608 по 1610 г., - в латинской. Чрезвычайно скучный процесс обучения пробудил в старшекласснике первые мысли о необходимости реформ в этой сфере. Следующими учебными заведения для молодого Коменского стали Герборнская академия, с 1613 г. – Гейдельбергский университет, где он изучал богословие. В 1612 г. он берется за фундаментальную работу по составлению полного словаря чешского языка, чтобы посвятить «Сокровищнице чешского языка» 44 года жизни. После окончания университета он ненадолго отправляется в путешествие по Нидерландам, а по возвращении в Чехию, в г. Пшеров, устраивается в братскую школу учителем, преподавая латынь по собственной методике.

В 1616 г. Коменский становится священником семейной Общины чешских братьев, затем управляющим Советом братской Общины, учителем-проповедником, и через несколько лет становится одним из видных руководителей братства. В биографии этого великого человека немаловажную роль играло вмешательство внешних враждебных обстоятельств, не раз ему приходилось терять самое ценное, что у него было, скитаться за пределами Чехии из-за войн, религиозно-политического преследования. Так, его первая супруга и двое маленьких сыновей стали жертвою чумы. Из-за гонений протестантов Коменский был вынужден в 1628 г. эмигрировать в польский город Лешно.

Там он работал в гимназии, был ректором национальной школы, параллельно работая над сочинениями, которые впоследствии принесли ему известность и огромный авторитет. Одно из них – «Дидактика» на чешском языке, которую он позднее перепишет на латыни под названием «Великая дидактика». В этот же период им был написан ряд учебников, а также «Материнская школа» (1632) - руководство по семейному воспитанию, ставшее первым в истории.

С 1650 по 1654 г. Ян Амос Коменский по приглашению князя Сигизмунда Ракоци живет в Венгрии, где занимается реформированием школьного образования, преподает в г. Шарош-Патак по новой системе, после чего снова возвращается в Лешно. В апреле 1656 г. польский город разрушают, предавая огню, шведы. Все, что было нажито Коменским за почти три десятка лет, включая дом и большую часть рукописей, сгорело, а сам он вынужден был после начавшегося истребления протестантов в очередной раз бежать.

В качестве нового места жительства Ян Амос Коменский выбрал среди многочисленных предложений Амстердам, куда его пригласил сенат, где и жил с 1657 г. до смерти. Там его материально поддерживал сын давнишнего покровителя, благодаря чему педагог-мыслитель мог спокойно работать над написанием и изданием трудов. В 1657-1658 гг. публикуются давно написанные 4 тома «Великой дидактики», которые произвели настоящий фурор. В 1658 г. увидел свет «Мир чувственных вещей в картинках», который стал первым в истории учебником, снабженным иллюстрациями.

Я.А. Коменский не прекращал научной деятельности почти до смерти, последние сочинения писались уже под его диктовку. Педагогическое наследие ученого в значительной степени повлияло на мировую педагогику и практику работы школ; в современной теории обучения можно найти немало его дидактических постулатов. 15 ноября 1670 г. Ян Амос Коменский скончался.

Ян Амос Коменский (Komensky, Comenius) - чешский мыслитель, педагог, общественный деятель.

Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 гг. учился в латинской школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском университете (1611-14), куда был направлен общиной для подготовки к проповеднической деятельности.

В 1614-20 гг. преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).

Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всём мире».

Философские взгляды Коменского сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона, Вивеса. Философия Коменского (пансофия - обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 веке.

В творчестве Коменского получает развитие предшествующая традиция чешской реформации и гуманизма, связанная с гуситским движением, а затем с общиной Чешских братьев.

Ещё в период учёбы Коменский собрал огромный языковой материал к книге «Клад чешского языка» (рукопись сгорела в 1656 году), пытался создать своего рода универсальную энциклопедию «Театр всевозможного» («Theatrum universitatis rerum»), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чешского стихосложения.

Коменский - ведущий представитель чешской реформаторской церкви, в ходе 30-летней войны он вынужден был скрываться в Чехии и Моравии. В этот период Коменский написал ряд исторических работ и литературно-философский трактат «Лабиринт света и рай сердца» («Labirint sveta a raj srdce», 1623), в котором отразилась общественно-критическая позиция Коменского. Острая обществ, сатира в «Лабиринте...» дополняется оптимистичной картиной гармоничного общества («Рай сердца»).

Под влиянием неоплатонизма Коменский пришёл к убеждению, что устранить недостатки общества можно лишь исходя из общих проблем мироустройства. Один из путей исправления мира Коменский видел в совершенствовании системы воспитания и образования людей. Теорию всеобщего универсального образования он изложил в «Дидактике» на чешском языке (1628-30, опубликована в 1849 г.), в которой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование , по Коменскому, должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни .

Широкая трактовка проблемы и требование образования для всех детей и молодёжи обусловили отрицательное отношение к «Дидактике».

В 1631-32 годах Коменский переработал «Дидактику», назвав её «Рай церкви или рай чешский», и сделал составной частью первого проекта реформы образования и воспитания в Чехии. Он предполагал также в дополнение к «Дидактике» создать учебники и методическую литературу. Закончил Коменский лишь «Информаторий материнской школы», ставший первой теорией дошкольного воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребёнка, соотношение физического и нравственного воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравственным и религиозным воспитанием, умственного развития и формирования речи ребёнка. Отмечая многообразное значение детских игр, Коменский подчёркивал и необходимость систематического, соразмерного с возрастом ребёнка, ненасильственного ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире.

В городе Лешно (Польша), занимаясь только педагогической деятельностью, Коменский в 1633-38 гг. переработал, расширил и перевёл на латинский язык «Дидактику». Так возникла «Великая дидактика» («Didactica magna»), ставшая основной теоретической базой средней (латинской) ступени образования.

Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру - от дошкольного воспитания до высшего образования . От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, Священное Писание).

Коменский считал, что в «школе родного языка» необходимо знакомить детей с ремёслами.

На следующей ступени обучения - в латинской школе или гимназии (с 12 до 18 лет) Коменский вводит, наряду с традиционными семью свободными искусствами, естествознание, историю, географию.

Высшее образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии.

Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания .

Вначале Коменский отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, обществ, устройстве и духовной области является учебник «Открытая дверь языков» («Janua linguarum reserata», 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тыс. лат. слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности.

В 1640-х гг. Коменский по предложению шведского правительства занялся в Эльблонге подготовкой реформы школ для Швеции и разработкой методики преподавания латинского языка. После Вестфальского мира (1648) Коменский возвратился в Лешно, где по заказу Швеции подготовил учебники: «Преддверие латинского языка» («Vestibuluai latinae linguae»), «Зал латинизма» («Atrium linguae latinae», 1643-49, опубликован в 1649 г.), а также «Новейший метод языков» («Linguarum methodus novissima», 1649).

В 1650 году Коменский был приглашён для организации школ в Венгрию, где в Шарошпатаке пытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651). Коменский предложил также решение проблемы взаимоотноше­ния факторов, участвующих в образовательном процессе (например, лиц, участвующих в обучении, места, времени, методов обучения). Уделял большое внимание роли воспитателя, учителя (а также родителей), особенно его моральному облику.

Конфликт между планами создания пансофической школы и реальным положением необразованного большинства народа в Венгрии побуждал Коменского к дальнейшей разработке проблемы лёгкого, быстрого, радостного и глубокого учения. Написанный им иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» («Orbis sensualium pictus», 1658), упрощённый вариант книги «Открытая дверь языков», был первой успешной попыткой создания учебной книги на основе психологических принципов. Этот учебник в несколько переработанном виде использовался в некоторых странах Европы до 2-й половины 19 века. Стремясь сделать учение для школьников более интересным, Коменский составил учебную книгу «Школа - игра» («Schola - ludus», 1656), которая представляла собой драматизацию содержания «Открытой двери языков» и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.

В 1654 году Коменский вновь вернулся в Лешно.

С 1657 года жил в Амстердаме. Здесь он подготовил четырёхтомное собрание своих латинских педагогических сочинений «Opera didactica omnia», среди которых впервые увидела свет и «Великая дидактика». В Амстердаме Коменский работал также над начатым в 1644 трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» («De rerum humanarum emendatione consultatio catholica»), который явился итогом его философско-педагогических и общественных планов по исправлению общества. «Всеобщий совет...» включает несколько частей. «Всеобщее пробуждение» («Панегерсия») призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей; «Всеобщее просвещение» («Панавгия») анализирует основные методы по исправлению; «Всеобщая мудрость» («Пансофия»), называется также «Всеобщее устройство» («Пантаксия»), содержит философское ядро «Всеобщего совета» - собрание общих и конкретных сведений о мире в целом. Опираясь на свою философию природы и развития человека и человечества, Коменский в рамках неоплатонизма дал концепцию структуры и развития космического процесса. Главное место в ней занимает человек - творец, от активности которого зависит, в какой мере это развитие будет означать как совершенствование мира, так и материальное и духовное воспроизведение человечества. Для этого всех людей следует обучать и воспитывать. «Всеобщее воспитание» («Панпедия») содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К первоначальным ступеням обучения и воспитания Коменский присоединяет и другие «школы жизни», которые, в свою очередь, делит на этапы развития- «классы». Таким образом, система всеобщего воспитания Коменского включает «школу рождения», подготовку к супружеству, пренатальный этап (рождение детей), «школу раннего детства» (дошкольное воспитание), «школу детства» (элементарное школьное обучение на родном языке), «подростковую школу» (средняя ступень), «школу молодости» (высшее образование). На следующем этапе - в «школе старости» - должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр. Уважение к жизни, забота о её сохранении и совершенствовании - апофеоз труда Коменского.

Для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами Коменский предлагал создать универсальный язык, на котором будет развиваться национальная культура, - «Всеобщий язык» («Панглотия»), «Всеобщее исправление» («Панортосия») завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека (философии, политики, религии). При этом Коменский подчёркивал связь между самоисправлением каждого отдельного человека и исправлением главных социальных институтов (семьи, школы, церкви, государства), требовал соблюдения правильного соотношения между свободой и порядком. Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: междунарная организация учёных для сотрудничества в области науки и воспитания, международная консистория (некий всемирный совет церквей) и международный суд для мирного решения спорных политических вопросов. Заключительная часть «Всеобщего Совета» - «Всеобщее поощрение» («Паннутесия») призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление. Коменскому удалось издать лишь вступительную часть своего труда-утопии, ряд глав рукописи не были завершены (в полном объёме издана в 1966 г. в Праге).

Творчество Коменского оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики . Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, общественной системы образования и естественного, постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. д.

Цель воспитания , по Коменскому, - подготовка человека к вечной жизни . Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей - Богу. Таким образом, Коменский выделял три составные части воспитания - научное образование, нравственное воспитание и религиозное воспитание . Понимание Коменским задач воспитания являлось выражением его гуманистического стремления к всестороннему развитию личности. Согласно Коменскому, человек - дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Идея универсального параллелизма, т. е. признания общности главных принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнит, метода, который использовал Коменский в своей педагогической системе.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Он призывал к широкому (универсальному) образованию на основе родного, а затем и латинского языка -языка науки и культуры того времени. Основные требования к обучению: раннее начало обучения, соответствие учебного материала возрасту ребёнка. Коменский считал, что разум человека способен охватить всё при последовательном и постепенном продвижении вперёд, следуя от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от целого к частному. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы. Признавая 3 источника познания - чувства, разум и веру, главное значение Коменский придавал чувственному восприятию, которое должно подкрепляться затем разъяснением .

Цель воспитания Коменский видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств , из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность.

Стремление Коменского выработать интегрированную систему познания, позже развитую Лейбницем и др. мыслителями, наметить основную линию эволюции человека и общества определило важное направление в развитии европейской культуры.

Сочинения в русском переводе :

Избранные педагогические сочинения, т. 1- 2, М., 1982.

Литература :

Красновский А.А., Я. А. Коменский, М., 1953; Материалы науч. сессии АПН РСФСР, посв. 300-летию опубликова­ния Собр. дидактич. трудов Я. А. Коменского, М., 1959; Джибладзе Г. Н., Филосо­фия Коменского, М., 1982; Кратохвил М. В., Жизнь Яна Амоса Коменского, пер. с чеш., М., 1991; Р о р е 1 о v a J., Коmenskeho cesta k vsenaprave, Praha, 1958; Blekastad M., Comenius, Praha - Oslo, 1969; Capkova D., Nektere zakladni principy pedagogickeho mysleni" J. A. Komenskeho, Praha, 1977; Otazky soucasne komeni-logie, Praha, 1981; Sympozium Comenianum 1982, Uhersky Brod, Comenius Institute od Education Praha, Comenius Muzeum in Uher­sky Brod, 1984; Acta comeniana, Praha, 1940.

Д. Чапкова. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Издательство «БРЭ», 1993, с. 454-455

Свой главный педагогический труд «Великая дидактика» Я.А. Коменский начал писать в Чехии и закончил в Польше. Первоначально написан на чешском языке, затем в 1638 г. переведён Я. А. Коменским на латинский язык и издан в Амстердаме в 1657 г. В настоящей книге печатается по изданию: Коменский Я. А. Избр. пед. соч. В 2 т. М., 1982. Начиная с 60-х гг. XIX в. трактат неоднократно издавался на русском языке.

Я. А. Коменский рассматривал дидактику как педагогику в целом -- в трактате рассматриваются вопросы не только обучения, но и воспитания (умственного, нравственного, физического, эстетического), школоведения, педагогической психологии.

«Великая дидактика» -- своеобразный сплав педагогических идей времени. Но трактат отнюдь не компендиум, он вносит в педагогику новые идеи, кардинально пересматривая старые. Я. А. Коменский выявляет законы педагогической науки, выводя их из закономерностей природы. Согласно своей философской теории эволюции, он считает, что в природе, а следовательно, и в воспитании не может быть скачков. «Всё происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей», -- гласит надпись на фронтисписе «Великой дидактики».

Знание закономерностей педагогического процесса Я. А. Коменский ставил на службу педагогической практике, призванной обеспечить быстрое и основательное обучение, в результате которого личность оказывается носителем знаний и умений, способной к духовному и нравственному совершенствованию. Но для Я. А. Коменского образованность не была самоцелью. Он подчёркивал, что знания, умения, навыки приобретаются «не как часть образования или учёности, но... для того, чтобы... сообщать их другим».

Дидактикой называется искусство обучения. Правильная постановка дидактики согласно Коменского важна:

«1. Для родителей, которые до сих пор большей частью были не осведомлены, чего им ждать от своих детей. Они нанимали учителей, обращались к ним с просьбами, задабривали их подарками, даже меняли их часто так же напрасно, как и с некоторой пользой. Но если метод воспитания доведён до безошибочной верности, то результат, на который не всегда надеются, не может, с божией помощью, не воспоследовать.

2. Для учителей, большинство которых совершенно не знало дидактики и вследствие этого, желая выполнить свой долг, мучило себя и истощало свои силы трудолюбием и старательностью; стремясь достигнуть успеха то тем, то другим способом, они меняли метод не без тягостной потери времени и трудов.

3. Для учеников, чтобы можно было довести их до вершин наук без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя.

4. Для школ, которые при правильном методе не только можно будет сохранить в цветущем состоянии, но и без конца умножить. Ведь они будут поистине местами игр, домами наслаждения и удовольствий. И когда (вследствие непогрешимости метода) из какого угодно ученика выйдет учёный (в большей или меньшей степени), никогда не будет недостатка в хороших начальниках школ и научные занятия всегда будут процветать.

5. Для государств - по приведённому ранее свидетельству Цицерона (Сноска: Имеется в виду следующая цитата из Цицерона: «Какой больший и лучший дар мы можем предложить государству, как не тот, чтобы учить и образовывать юношество, особенно при настоящих нравах и в наше время, когда юношество так испорчено, что его нужно обуздывать и сдерживать общими силами»). С этим согласно знаменитое выражение Диогена-пифагорейца (у Стобея): «Что составляет основу всего государства? - Воспитание юношей».

Ян Амос писал, что Господь создал два превосходнейших творения -- рай и человека. В своем научном труде он опирался прежде всего на церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы.

Его педагогическая система представляет собой прежде всего христианское учение, и направлено оно на образование детей в христианском духе, а в дальнейшем через соответственно воспитанных детей планировалось и восстановление авторитета церкви. Педагог определял сверхзадачу своей дидактики так: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учили, больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха… »

Труд Коменского начинается с утверждения, что «…жизнь на земле является только приготовлением к вечной жизни». Педагог неоднократно повторял мысль о том, что все лучшие чувства заложены в человеке от Творца, но тем не менее Коменский настаивал, что данные чувства и знания нужно постоянно развивать.

В следующих главах говорится об общих принципах обучения -- обучение должно быть коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным.

Автор пишет, что в воспитании и образовании юношества нельзя применять суровый метод, нельзя допускать, чтобы «школы превращались в пугало для детей и в места истязания умов». Коменский полагал, что «точный порядок для школы следует заимствовать у природы». В своих книгах он освещал реформы схоластической школы, предлагал требования к обучению, выдвигал свои основы и методы обучения.

Заключительную главу Ян Амос Коменский отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность, считал педагог, является одним из общественных дел и должна всемерно поддерживаться как родителями, так и общественными организациями или общинами, финансирующими деятельность школы.

Заканчивается книга проникновенной молитвой Господу: «Господи, Боже наш! Все, что мы совершаем в честь имени Твоего, все это от Твоих рук!»

По Коменскому, роль образования должна сводиться к гармоничному развитию человека и к совершенствованию общества. Всю задачу обучения педагог часто сводит не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает ее), сколько к пользе, прежде всего государства. «Если ты присмотришься к порядку, господствующему в духовных общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там все идет, как часы… У варваров же все похоже на развязанный сноп или песок без цемента», -- писал Коменский в трактате «О развитии природных дарований».

Коменский считал, что образование нужно всем, что именно образование развивает человека душевно, способствуя дальнейшему духовному развитию. Педагог считал, что школы должны стремиться к тому, чтобы:

· при посредстве наук и искусств развивались природные дарования;

· совершенствовались языки;

· развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности, согласно со всеми нравственными устоями.

Коменский неоднократно давал определение термину «правильное образование», вкладывая в него христологическое содержание.

В истории мировой педагогики множество педагогических систем, каждая из них считает именно свою точку зрения правильной. Но единственным критерием правильной деятельности той или иной формы воспитания и обучения может служить лишь уровень воспитанности и качество знаний выпускников. В этом смысле деятельность школ, построенных по системе Коменского, до сих пор выдерживает испытание временем. Ян Амос Коменский говорил в «Великой дидактике» и о разных ступенях образования, и об устройстве школ. Педагог не только стоял у истоков системы привычного нам образования. Он выделял несколько возрастных периодов учащегося:

· детство -- от рождения до 6 лет включительно,

· отрочество -- от 6 до 12 лет,

· юность -- от 12 до 18 лет,

· возмужалость -- от 18 до 24 лет.

Основываясь на многолетнем опыте, педагог отмечает такие шестилетние периоды, основываясь на возрастных физиологических особенностях. Для каждого из приводимых возрастов Коменский отводил особую ступень образования, включенную в общую систему единого образования.

Педагог был противником сословного образования, считая его «тупиковым».

«Для детей до 6 лет включительно он предлагал материнскую школу, под которой он подразумевал дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т. е. для детей от 6 до 12 лет) предназначалась шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении. Для юношей (от 12 до18 лет) должны были быть латинские школы, или гимназии. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области -- академии».

Целесообразность данной системы заключалась не только в ее здравой возрастной спецификации, но и в ряде особенностей: каждая возрастная ступень имела определенное содержание обучения. Должна была учитываться потребность общества в том или ином виде образования; оплата педагогов зависела от «глубины и высоты» преподаваемого материала.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика». Этот фундаментальный труд, в том числе, содержит общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться.

Основоположение 1

Образования человека надо начинать в весну жизни, т.е. в детстве.

Утренние часы для занятий наиболее удобны.

Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста - так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.

Основоположение 2

Подготовка материала: книг и др. учебных пособий - заранее.

Развивать ум ранее языка.

Реальные учебные предметы предпосылать формальным.

Примеры предпосылать правилам.

Основоположение 4

В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

Основоположение 6

С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).

Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.

Основоположение 7

Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы - так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.

Время должно быть распределено с величайшей точностью - так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.

Материнская школа оплачивалась семьей, школа родного языка -- местной общиной, гимназия -- центральным органом власти, академия -- государством. Таким образом, каждая ступень образования, по Коменскому, в той или иной степени являлась заботой всех и каждого.

Ребенок в детстве получал элементарные навыки труда и ведения хозяйства, знакомился с предметами домашнего обихода, их употреблением, учился самостоятельно ухаживать за собой. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал Коменский, должно было заключаться в выработке у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости, а главное, -- любви к Богу и к людям.

Также в своем труде Ян Амос Коменский выделяет семь возрастов человека, он называет каждый из них и дает ему краткую характеристику. Здесь педагог проводит очень важную мысль о том, как необходимо человеку соответствовать своему возрасту:

1. Человек бывает сначала младенцем,

2. затем дитятей,

3. потом отроком,

4. затем юношей,

5. после этого мужем,

6. затем старцем и, наконец,

7. дряхлым стариком (Как и другого пола).

Тот же процесс роста, пишет Коменский, происходит и у нашего внутреннего человека, за исключением 6 и 7 пунктов. В духовном возрастании не должно быть «стариков» и «дряхлых стариков», которым уже не под силу «твердая пища» и которые не способны двигаться вперед и живут одними воспоминаниями. Следующим очень важным принципом работы школы Коменский считал систематичность обучения. Необходимо доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению его отдельных сторон.

Обучение, вне всякого сомнения, по мнению педагога, должно быть всегда посильным, а усвоение материала прочным. Как этого достигнуть? Над этим вопросом бьется современная педагогика, изобретая все новые методы и технологии обучения.

Постоянные упражнения и повторение в школе Коменского были основными методами обучения языку и многим другим предметам. И в выполнении этих упражнений педагог соблюдал диалектический принцип: вначале ученики осваивали «инструмент», с которым предстояло работать, затем выполняли отдельные элементы («сначала буквы и слоги, затем слова, наконец, фразы»), и лишь только на конечном этапе брались за целую работу.

В развитии педагогики как науки Ян Амос Коменский видное место уделял роли учителя в процессе воспитания и обучения. Во времена Коменского авторитет учителя был ничтожно мал. Педагог считал, что процесс воспитания и обучения не сдвинется с места до тех пор, пока население не начнет с должным образом (т. е. с уважением) относиться к учителю, а с другой стороны, сам учитель должен понимать, какую важную функцию он выполняет в обществе.

«Учитель, -- писал Коменский, -- должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес у учащихся к знаниям. Одновременно учитель должен быть и проповедником, человеком, который знакомит учеников с Откровением Господним».

Слова Коменского, обращенные к учителям, звучат и по сей день свежо и актуально:

«Тщетно стремиться к улучшению методов, если не удается изгнать из школы косность…»

«…Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде -- образцом простоты, в деятельности -- примером бодрости и трудолюбия, в поведении -- скромности и благонравия, в речах -- искусства разговора и молчания, словом, -- быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни».

С точки зрения Коменского, учительство является не столько профессией, сколько призванием. Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-нибудь полезному. По этому поводу выдающийся педагог говорил примерно так:

«Я готов стать учителем учителей, если можно чему-нибудь их научить, и я готов стать учеником учеников, если только можно у них чему-либо научиться».

В качестве одного из полезных наставлений Коменский советует учителям не забывать четко ставить цели и задачи в ходе обучения и представлять, что должно быть достигнуто. Вместе с целью прямого обучения тем или иным предметам, Коменский ставил задачу нравственного воспитания, как самого важного в человеческой жизни. Управление человеком собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием, -- так считал выдающийся педагог.

Необходимо отметить, что точка зрения Коменского на школьное нравственное образование отличается от ныне принятой в России. Здесь, для сокращения расходов на школу, личности учителя и воспитателя являются объединенными. Коменский же показывал их различие, вводя понятие «педагогиуса» (учителя) и «педагога» (воспитателя). Тщательно изучив в университетской молодости труды Платона, Аристотеля, Плутарха и Сенеки, Коменский вслед за ними объявляет главными добродетелями воспитанного человека мудрость (начало мудрости -- страх Господень), умеренность, мужество и справедливость. Он советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие. «Из числа нравственных добродетелей особенно настойчиво должен педагог рекомендовать и внедрять путем упражнений способность переносить труды, больше того, стремление к ним; ибо, достигнув этого, воспитанники будут иметь великое сокровище для жизни».

Для каждой ступени педагог разработал и особое содержание обучения.

В материнской школе ребенок должен был получить образные представления об окружающем мире.

Основные науки, начатки которых развивались в тот период в ребенке -- это естествознание, астрономия, география.

Эти знания не должны были носить характер зубрежки, они вырабатывались в ходе каждодневного общения с окружающим миром.

(1592-1670), чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель, общественный деятель. Принято считать, что именно с него современная педагогика берет отсчет, так как он первый, кто пытался отыскать и привести в систему закономер-ности обучения и воспитания.

Для Коменского характерна глубокая вера в просвещение, с помощью которого, по его мнению, можно добиться полного благоденствия народов, устранить войны, улучшить нравы, из-жить рознь между имущими и неимущими. В развитии просвещения отводил решающую роль школе, где дело воспитания юношества должно быть поручено «мужам муд-рым, благочестивым и почетным».

Целью же воспитания считал подготовку человека к вечной жизни. Путь к вечной жизни лежит в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой.

Выделял три составные части воспитания:

Научное образование (умственное воспитание);

Нравственное воспитание (управление собой);

Религиозное воспитание (стремление к Богу).

Давая высокую оценку воспитанию, Коменский подчерки-вал: «Человек делается человеком только благодаря воспитанию, которое лучше начинать в детстве».

Исходя из природы человека, предложил возрастную перио-дизацию, выделив четыре периода по 6 лет. Для каждого возрас-тного периода определил типы учебных заведений и разработал содержание образования в них (табл. 2.1).

Таблица 2.1 Система образования, предложенная Я.А. Коменским

От рождения до б лет дети воспитываются в семье (т.н. мате-ринская школа). Мать — первая воспитательница ребенка. Жела-тельно, чтобы в этом возрасте ребенка обучали небольшим стихо-творениям, преимущественно морального характера, знакомили с окружающими явлениями (дождь, вода, снег, земля), давали первоначальные сведения из географии (гора, река, долина, го-род, селение). Коменский советовал в раннем возрасте приучатьдетей к труду, воспитывать трудолюбие, опрятность, послушание, почитание старших, правдивость. Свои рекомендации по воспи-танию детей Коменский изложил в первом в мире руководстве по дошкольному воспитанию «Материнская школа».


Вторая ступень обучения (элементарная школа) охватывает период с 6 до 12 лет. Коменский считал, что все дети должны по-сещать начальную школу, где в основу обучения должен быть положен родной язык. В те времена начальная школа имела 2—3-летний срок обучения. Ее программа ограничивалась заучи-ванием молитв, обучением счету, чтению и письму.

Коменский предложил увеличить срок обучения до 8 лет, расширив программу обучения за счет сведений из географии, геометрии, естествознания. Коменский был сторонником обуче-ния на родном языке. Не случайно начальная школа в его рабо-тах носит название «школа родного языка».

Третья ступень обучения (гимназия или латинская школа) охватывает возраст с 12 до 18 лет. Наряду с традиционными семью сво-бодными искусствами вводится изучение физики (дающей понима-ние строения мира, металлов), географии (раскрывающей очертания земного шара, морей, рек), истории (повествующей о главных собы-тиях минувшего). Коменский предложил ввести шесть классов (грамматический, физический, математический, моральный, диа-лектический, риторический) и тем самым установил последователь-ность изучения наук в таком порядке: грамматика, естествознание, математика, философия (этика , диалектика , риторика).

Четвертая ступень обучения (18-24 года) предполагает обуче-ние в академии, состоящей из трех факультетов: богословского, медицинского и юридического.

Я.А. Коменский внес крупный вклад в развитие дидактики , теоретически обосновал и подробно раскрыл принципы обуче-ния. Им сформулировано «золотое правило дидактики»: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а имен-но: видимое для восприятия зрением, слышимое — слухом, запа-хи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осяза-нию — путем осязания. Если какие-либо предметы можно вос-принимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Характерно, что наглядность в обуче-нии применялась и до Коменского, однако он дал ей более широ-кую трактовку, подразумевая под наглядностью привлечение ор-ганов чувств к лучшему и ясному восприятию явлений и вещей.Коменский дает ясные толкования принципам сознательности, последовательности и систематичности обучения, настаивает на том, что ничего не следует заставлять заучивать наизусть, кроме того, что хорошо понятно рассудком. На каждом предмете необ-ходимо останавливаться до тех пор, пока он не будет понят. Зна-ния важно давать в системе. В обучении — идти от простого к сложному, от общего к частному, от конкретного к абстрактно-му. Прочность обучения достигается за счет повторения.

Заслугой Я.А. Коменского является теоретическое обоснова-ние классно-урочной системы. В конце XVI — начале XVII в. преобладала индивидуальная и индивидуально-групповая форма обучения. При индивидуально-групповом обучении учитель за-нимался с группой детей (10 человек), имевших различный уро-вень подготовки. Хотя учащиеся сидели вместе, каждый продви-гался в обучении индивидуальным темпом. Учитель поочередно спрашивал у каждого "ученика пройденное, каждому в отдельно-сти объяснял новый материал, давал задания. Такая организация учебного процесса позволяла ученикам приходить в школу в лю-бое время года и в любое время дня.

Ни индивидуальная, ни индивидуально-групповая формы обучения не обеспечивали охвата большого числа учащихся. На смену им пришла более совершенная форма обучения — клас-сно-урочная система. В XVI в. она распространяется в иезуит-ских школах Европы, в начальных школах Чехии, Венгрии, Польши, братских школах Беларуси и Украины. При классно-урочной системе учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Учитель ведет за-нятия со всем классом одновременно.

Я.А. Коменский предложил производить прием в школу один раз в году, учебный год разделить на четверти и ввести каникулы, определил продолжительность учебного дня: 4 часа в начальной школе и 6 часов в средней.

Основная форма обучения — урок. Уроки проводятся по твердо-му расписанию. Я.А. Коменский дал указания, как планировать и вести урок: часть урока посвятить опросу, часть объяснению нового. Каждый урок должен иметь цель и определенную тему. Учи-тель ведет уроки и следит за порядком и дисциплиной.

Я.А. Коменский был не только крупнейшим педагогом-прак-тиком, но и автором фундаментальных работ в области образова-ния и воспитания. Его перу принадлежат руководства по воспитанию детей, педагогические трактаты, учебники, философско-педагогические труды, энциклопедии.

В 1632 г. им была написана «Великая дидактика», ставшая теоре-тической базой средней ступени образования. Коменский подгото-вил ряд учебников по физике, геометрии, географии, астрономии. В учении он отводил большую роль книге, считая, что хороший учебник должен быть кратким, доступным, не перегруженным лиш-ними деталями, знания о мире должны систематизироваться.

При-мер такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве — учебник «Открытая дверь» (1631) — пособие нового типа, где вместо традиционного догматического пути изучения грамматики и синтаксиса предлагался новый метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Это пособие содержало 8 тысяч латинских слов, из которых были со-ставлены простые предложения, сгруппированные в небольшие рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей жизни.

В 1658 г. выходит иллюстрированный учебник-энциклопедия «Мир чувственных вещей в картинках», где в 150 статьях в доступ-ной форме детям давались сведения из географии, ботаники, об-щественной жизни и деятельности человека (ремесла, сельское хозяйство, транспорт, культура и т.д.). Его популярность бьыа так велика, что он использовался в переработанном виде в Евро-пе до второй половины XIX в.

Своеобразным итогом философских и педагогических взгля-дов Я.А. Коменского стал семитомный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», где изложены планы по исправле-нию общества. Одна из частей этого труда называется «Всеобщее воспитание» («Панпедия») и содержит теорию универсального образования и воспитания людей в течение жизни.

Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики. Он не только обогатил педагогическую мысль новыми идеями, но и заложил фундамент развития педа-гогики на века вперед. Именно поэтому он считается отцом со-временной педагогики.

Дж. Локк

Джон Локк (1632-1704) — известный английский философ и педагог, оставил заметный след в развитии идей воспитания и образования. В своем основном философском труде «Опыт о человеческом разуме» (1690) разработал эмпирическую теорию познания, исходный пункт которой — принципиальный отказ от концепции существования врожденных идей и обоснование опытного происхождения человеческого знания. Отсюда выте-кала идея о решающей роли воспитания в формировании лично-сти человека и о значении среды в процессе воспитания. По мысли Локка, душа человека — белая бумага, «без всяких знаков и идей», заполнить которую надлежит воспитанием.

Педагогическая система Локка изложена в двух педагогиче-ских трактатах: «Некоторые мысли о воспитании» (1693) и поль-зовании разумом» (1706). Локк предложил программу воспитания «джентльмена», «делового человека» буржуазного общества. Данная программа органически сочетает несколько аспектов:

физическое воспитание, воспитание души (нравственное воспи-тание) и образование (табл. 2.2).

Таблица 2.2 Программа воспитания «джентльмена» по Дж. Локку

Содержание Цели воспитания Пути и средства воспитания
Физическое воспитание Укрепление здоровья ребенка Закалка, режим дня, культу-ра питания, занятия спортом
Нравственное воспитание Выработка представления о доб-родетели, воспитание характера, воли, дисциплинированности, ус-тойчивых положительных привы-чек Положительный пример, ок-ружающая среда
Умственное воспитание Развитие самостоятельности мышления, изучение основ наук Практико-ориентированный характер обучения
Трудовое воспитание Освоение отдельных ремесел, необходимых для делового че-ловека, получение навыков для ведения хозяйственных дел Ручной труд, бухгалтерия, стенография, счетоводство и др.

В отличие от Средневековья , где цель воспитания — подго-товка к загробной жизни, Локк провозглашает конкретную цель воспитания — воспитание предприимчивого буржуа, «умеющего вести свои дела толково и предусмотрительной. Поскольку по Локку цель жизни заключается в обеспечении счастья индивида, т.е. такого его состояния, которое может быть выражено формулой «здоровый дух в здоровом теле», начинать формирование личности следует с заботы об укреплении его здоровья.

С раннего детства необходимо закалять тело, чтобы ребенок легко мог переносить усталость, невзгоды. Локк дает практиче-ские рекомендации — как соблюдать режим дня, закаливаться, заниматься спортом, питаться, вырабатывать выносливость.

Основу нравственного воспитания Локк видел в выработке правильного представления о добродетели. Он ассоциировал добродетель с полезностью, давая ей утилитарную и индивидуа-листическую трактовку. По Локку, добродетелен тот джентль-мен, кто умело и предупредительно ведет свои дела, сочетает стремление к личному счастью с аналогичным стремлением дру-гих индивидов, умеет в необходимых случаях отказаться от удов-летворения своих желании и страстей.

Важная задача нравственного воспитания — выработка ха-рактера, развитие воли, нравственной дисциплинированности.

Главными воспитательными средствами являются не рассуж-дения, а положительный пример, среда, окружение ребенка. Локк по этому поводу писал: «Примите за несомненную истину, что какие бы наставления вы не давали ребенку и какими бы мудрыми советами не пичкали его ежедневно, наибольшее влия-ние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в кото-рой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним».

Особое место в нравственном воспитании Локк отводил формированию устойчивых нравственных привычек поведения. Воспитание привычек необходимо начинать с детства, не следует прививать несколько привычек одновременно. Здесь важна по-следовательность. Следует сначала сформировать и закрепить одну привычку, а затем приступать к воспитанию другой. В вос-питании следует избегать как наказаний, так и особых поощре-ний и наград: в первом случае существует опасность рабского по-слушания, в другом у воспитанника поощряется стремление к наградам, а не к тому, за что они даются. Если воспитанник де-монстрирует упрямство и неповиновение, Локк допускал приме-нение физических наказаний — с тем, чтобы сломить сопротив-ление ребенка.

Задачам нравственного воспитания подчинена образователь-ная программа Локка, цель которой — развитие у учащихся спо-собностей к самостоятельному мышлению, сообщение началь-ных сведений по различным дисциплинам, что позволило бы им со временем более основательно заняться любой областью зна-ний по собственному выбору. Нельзя не отметить, что в своей педагогической системе умственное воспитание Локк ставит по-сле физического и нравственного. В его представлении физиче-ски здоровый, добродетельный, разумный, искусный в ведении своих дел человек предпочтительнее великого ученого.

Локк предлагает достаточно обширную программу обучения, делая акцент на дисциплины практической направленности: чте-ние, письмо, родной язык, французский язык, латынь, геогра-фия, геометрия, рисование, сельское хозяйство, астрономия, бухгалтерия, танцы, верховая езда и др. Он исходил из того, что существует множество отраслей знания, и человек не в состоя-нии овладеть всеми. Поэтому детям важно дать знания по осно-вам наук, чтобы впоследствии, когда придет время выбора, они были способны выбрать любую. Будущий джентльмен наряду со светским воспитанием должен освоить ремесла, особенно те, ко-торые связаны с ручным трудом на открытом воздухе.

Дилемму, где должен получить образование воспитанник, Локк решал в пользу семьи. Истинный джентльмен должен вос-питываться дома под присмотром добропорядочных и хорошо подобранных воспитателей. Семейное воспитание исключало возможность дурного влияния среды, случайных товарищей, плохих учителей. По убеждению Локка, школа не может дать правильного воспитания, а семейное воспитание позволяет соз-дать упорядоченную «нравственную» среду и сформировать та-ких индивидов, которые в сумме и составят идеальное общество.

К.А. Гельвеций

XVIII в. вошел в историю как век Просвещения. Наиболее ярко сущность и идеи Просвещения пустили корни во Франции. Французские просветители возлагали большие надежды на обра-зование и воспитание, признавая их решающую роль в становле-нии личности.

К.А. Гельвеций (1715-1771)— французский философ, деятель Просвещения, идеолог революционной буржуазии, в книге «О че-ловеке, его умственных способностях и его воспитании» термин «воспитание» трактовал широко, подразумевая под ним совокуп-ность всех условий жизни индивида. У людей одинаковые способности, считал Гельвеций. Воспитание делает нас разными.

Разли-чия в способностях людей — следствие различий в условиях вос-питания. Гельвеций подробно рассматривает воспитание ребенка в семье, подростка в школе, юноши в широком социальном окру-жении. Анализируя роль случая в воспитании, пытается раскрыть механизм внутреннего воспитательного воздействия и открыть, таким образом, возможность его сознательного применения.

Во взглядах Гельвеция выделяются четыре основные идеи:

Врожденное равенство всех людей;

Личный интерес — движущая сила индивидуального разви-тия и решающее начало в деятельности людей;

Воспитание — направляющая сила в развитии интересов;

Политическая система определяет характер воспитания.

По мысли Гельвеция, нет врожденных идей, человек — про-дукт среды, от рождения он ни глуп, ни умен, ни зол, ни добр. Он лишь невежествен и невоспитан. Благосостояние любого обще-ства зависит от талантов и добродетелей его граждан, которые, в свою очередь, зависят от воспитания. Общество может управлять формированием талантов и добродетелей и, таким образом, само определять свое благополучие в настоящем и будущем. Идеал че-ловека по Гельвецию — атеист, свободный от предрассудков, умеющий соединять личное счастье с благоденствием нации.

Д. Дидро

Д. Дидро (1713-1784) — представитель французского Просве-щения, философ, писатель. Критиковал современную ему систе-му образования, решительно настаивал на принципе доступности, обязательности и бесплатности школьного образования.

Признавая огромную роль воспитания в жизни общества, оговаривал, что «воспитание развивает лишь то, что дала приро-да: развивает добрые задатки, заглушает плохие». Несправедли-вое общественное устройство заглушает самые прекрасные за-датки в человеке.

Дидро был сторонником реального образования, полагая, что в школе необходимо расширять объем преподавания математи-ки, физики, астрономии, химии за счет сокращения преподава-ния древних языков. В распространении и углублении естес-твенно-научных знаний он видел залог развития производства.В эпоху, когда государственное образование во Франции было делом Церкви, Дидро проектировал государственную си-стему народного образования, построенную на принципе бессо-словности. Он бьы убежден в том, что дети бедняков, привык-шие с ранних лет к труду, учатся серьезнее и прилежнее, чем дети богатых. Чтобы сделать школу доступнее, Дидро считал необходи-мым помогать малообеспеченным детям материально (выдавать бесплатные учебники, стипендии, питание в школе и т.п.).

Дидро много размышлял над тем, какой должна быть совре-менная система образования. Им было предложено три типа учебных заведений: начальная школа — средняя школа — уни-верситет. По просьбе Екатерины II Дидро разработал «План уни-верситета для Российского правительства» (1775), подразумевая под университетом всю систему образования. Во время пребыва-ния в Петербурге им был написан ряд заметок: «О школе для мо-лодых девиц», «О публичных школах» и др., в которых он затраги-вает различные аспекты обучения и воспитания.

Дидро высоко ценил основательность знаний. Он писал:

«Лучше знать немногое, но хорошо, и даже вовсе не знать чего-либо, чем знать плохо». Большое значение придавал хоро-шим учебникам, к написанию которых предлагал привлекать крупных ученых. В целях повышения уровня знаний учащихся рекомендовал 4 раза в году устраивать в школе публичные экза-мены с приглашением родителей и почетных гостей.

Французские просветители особую роль в воспитании моло-дого поколения отводили учителю и предъявляли к нему высо-кие требования. Дидро был убежден, что учитель помимо знания своего предмета должен обладать высокими нравственными ка-чествами. Задача учителя — сделать из каждого воспитанника че-стного человека, внушить ему такие качества, как твердость, справедливость, развить ум, кругозор, привить вкус ко всему «истинному, прекрасному, великому, доброму» (14, с. 271).

Ж.Ж. Руссо

Ж.Ж. Руссо (1712-1778) — один из ярких представителей французского Просвещения, теоретик свободного воспитания. Не получивший систематического образования, благодаря труду и по-стоянному самообразованию, Руссо стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Из множества написанных им произведений выделяют три, образующие единое целое и в кон-центрированном виде представляющие его философско-педаго-гические взгляды. Это работы: «Рассуждение о науках и искусст-вах (1762),«Эмиль, или О воспитании» (1762) и «Рассуждение о начале ц основаниях неравенства между людьми» (1755).

По Руссо, первой стадией человечества было «состояние есте-ственное», когда люди жили свободно, разобщенно и в согласии с природой. Частная собственность, неравенство, пороки были им неведомы. Рост потребностей заставил людей объединиться с со-братьями и заключить общественный договор, положивший нача-ло возникновению частной собственности, законов, имуществен-ного неравенства, угнетения и пороков. Отступив от своего есте-ственного состояния, люди оказались подвержены нездоровым страстям: алчности, честолюбию, стяжательству и др.

Чем дальше развивается человеческая цивилизация, тем стремительнее уходит человек от своего естественного состояния, в котором он был сча-стлив. Люди могут воссоздать подобие естественного порядка, если установят равноправие, откажутся от роскоши, поселятся на природе. Изменить общественный уклад можно либо путем рево-люции, либо через просвещение. Воспитание является опорой любой формы правления. От верного воспитания зависит благо-получие государства и отдельного индивида.

Задачу воспитания Руссо видел в воспитании человека, в этом заключается коренное отличие трактовки Руссо цели воспитания от старого воспитания, ставившего своей целью подготовку че-ловека к конкретной профессии, к определенному положению в обществе. По убеждению Руссо, «необходимо воспитывать прежде всего человека, а не чиновника, не солдата, не судью, не ученого». Взгляд французского мыслителя на воспитание как об-щечеловеческое дело был, безусловно, прогрессивен, но в совре-менных ему условиях реализация этой идеи была неосуществи-ма.

Руссо дал портрет совершенного человека, который должен обладать разумом мудреца, силой атлета, трудолюбием, невос-приимчивостью к соблазнам цивилизации и дурным влияниям, умением владеть собой, соразмерять свои желания и возможно-сти. С детских лет ребенка нужно учить жизни, умениям выно-сить удары судьбы. Руссо в связи с этим писал: «Жить — не зна-чит дышать, а значит действовать, пользоваться нашими органа-ми, чувствами, способностями. Не тот человек больше жил, которому больше лет, а тот, кто больше чувствовал жизнь». По утверждению Руссо, человек получает воспитание под воздействием трех сил: природы, вещей и людей. Природа наде-ляет индивида способностями. Окружающий мир влияет на соз-нание через ощущения и опыт. Люди помогают или препятству-ют раскрытию природных задатков ребенка.

Руссо критиковал современную ему систему воспитания, считая, что она не содействует развитию детей, а портит их. Вме-сто традиционной системы воспитания он предложил альтерна-тиву: воспитание ребенка на лоне природы вдали от общества, от культуры с ее искусственностью. Характерно, что предложенная Руссо система воспитания не распространялась на детей бедня-ков, которых, по его мнению, не надо воспитывать, ибо они вос-питаны самой жизнью.

В педагогическом трактате «Эмиль, или О воспитании» представ-лена программа воспитания ребенка из богатой семьи. Эмиль — сирота. Воспитатель увозит его из города и долгие годы живет с ним, проводя своего воспитанника через основные периоды жизни: младенчество, детство, отрочество, юность. В трактате пять частей, первые четыре содержат описание этапов развития Эмиля, в пятой речь идет о Софи — спутнице его жизни. Уже в самой композиции трактата раскрывается основная мысль ав-тора: ребенок — развивающееся существо и его жизнь — смена возрастных этапов. Для каждого возрастного этапа предусмотре-ны особые задачи и средства воспитания (табл. 2.3).

Таблица 2.3 Возрастная периодизация и система воспитания по Ж.Ж. Руссо

В младенчестве (до 2 лет) поведением ребенка движут ин-стинкты, он зависит от окружающих людей, ему необходимы их внимание, помощь и забота. На первый план выходит физиче-ское воспитание ребенка.

В детстве (с 2 до 12 лет) ребенок начинает осознавать себя как личность, он физически крепок, относительно самостоятелен и в состоянии осмысленно познавать окружающий его мир. Же-лательно, чтобы воспитаннику не преподносились знания, а он сам учился добывать их. Воспитателю важно так организовать среду и вещи в ней, чтобы его воспитанник мог собрать как мож-но больше фактов путем наблюдения за природой и из своего личного опыта. Несложно заметить, что при таком обучении по-лучаемые знания малочисленны, фрагментарны, ученик не в со-стоянии усвоить их в системе. Любопытен подход Руссо к про-блеме наказаний. Отвергая наказания, он выдвинул метод «есте-ственных последствий». Если ребенок сломал стул, не сердитесь и не спешите заменить его на новый, пусть он почувствует все неудобства отсутствия стула.

В отрочестве (12-15 лет) наступает пора для умственного и трудового воспитания. Руссо — сторонник практически ориен-тированного обучения. Он считал, что детей необходимо обучать предметам, имеющим практическую ценность для жизни. Осо-бое значение в воспитании Эмиля придавалось труду. Эмиль знакомится с различными ремеслами, живет жизнью ремеслен-ника, ест заработанный им самим хлеб. В трудовом воспитании, по мысли Руссо, важно давать детям самостоятельность, возмож-ность самим изобретать и создавать.

На четвертом этапе (15-22 года) настает черед нравственного воспитания. Подростка, которого ранее берегли от общества, надо подготовить к соприкосновению со средой, в которой он будет жить. Если в предшествующие этапы основной акцент в воспитании делался на общение с природой, окружающими явлениями, то в этом возрасте важно научить его разбираться в людях, общественной жизни. Здесь особая роль принадлежит ис-тории, которая рассказывает о событиях минувшего, показывает деяния великих людей, их ошибки и заблуждения. На примерах, почерпнутых из истории, воспитываются такие качества, как че-ловеколюбие, патриотизм, стремление к славе, чувство долга.

Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания: вос-питание добрых чувств, суждений и воли. В возрасте 15-17 лет, размышляя над явлениями природы, устройстве мироздания и общества, молодой человек сам прихо-дит к идее Бога, постижению божественного начала. До этого возраста лучше не знакомить ребенка с религией, ибо он просто не готов к этому и может получить грубые представления о Боге, которые останутся с ним на всю жизнь. Естественным путем че-ловек сам придет к Богу. Ведь «естественная религия» индивиду-альна, она у каждого человека своя в зависимости от его душев-ного склада, наклонностей. «Настоящая религия — это религия сердца», — убежден Руссо.

К 22 годам воспитание молодого человека закончено, он на-чинает самостоятельную жизнь, обзаводится семьей. В трактате излагаются взгляды на воспитание женщины. Поскольку назна-чение женщины иное, чем мужчины, она должна воспитываться иначе. Ее удел — семья, дом, призвание — быть добродетельной женой и хорошей матерью. Женщине не нужны знания, она не должна заниматься ни наукой, ни общественной деятельностью.

Модель естественного воспитания, предложенная Руссо, во многом утопична. Она основывалась не на конкретном педагоги-ческом опыте, а на философской концепции французского мыс-лителя. Он стремился изобразить идеал, к которому следует стре-миться. Тем не менее педагогическая теория Руссо оказала огром-ное влияние на системы воспитания конца XVIII — начала XIX в.

И.Г. Песталоцци

Известный швейцарский педагог Песталоцци Иоганн Генрих (1746-1827) оставил яркий след в истории образования. С юных лет Песталоцци проникся желанием облегчить участь крестьян-ских детей, лишенных возможности полноценного обучения. Общение со свободолюбивой молодежью, лекции прогрессив-ных профессоров, внушавших слушателям патриотические идеи и развивавших мысли о воспитании как основном средстве пере-устройства общества, труды французских просветителей, глав-ным образом Ж.Ж. Руссо, — таковы истоки формирования ми-ровоззрения Песталоцци. Мысли о бедственном положении на-рода не покидали его в течение всей жизни. Он признавался в одном из своих произведений: «Я пристрастен в пользу наро-да» всем сердцем стою за права народа и лелею надежду, что народ не вечно будет в подчинении». Всю свою жизнь Песталоцци посвятил делу народного образования.

Песталоцци — не только теоретик, автор многочисленных трудов, получивших мировую известность, — «Лингардт и Гер-труда» (1787), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебеди-ная песня», но и практик, создавший приюты для сирот в Станце (1798-1799), интернаты в Бургдорфе (1800-1804) и Ивердоне (1805-1825).

Избавление от социального неравенства педагог видел не в революционном изменении общественных отношений, а в пра-вильной организации общественного воспитания. Он считал, что воспитание должно дать детям из народа трудовую подготов-ку, развить духовные и физические силы, что в дальнейшем из-бавит их от нужды.

Песталоцци разработал теорию элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с са-мых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному (табл. 2.4).

Таблица 2.4 Теория элементарного образования по И.Г. Песталоцци

Содержание элементарного образования Задачи воспитания Пути и средства
Физическое воспитание Физическое развитие ребенка, подготовка к труду Естественная домашняя гимнасти-ка, игры, строевые занятия, похо-ды, экскурсии
Трудовое воспитание Овладение основными приемами и культурой труда Работа в поле, на прядильных и ткацких станках, «азбука умений»
Нравственное воспитание Развитие нравственных чувств, выработка навы-ков поведения и нравст-венного сознания Любовь к ближнему и доброта к окружающим
Умственное воспитание Развитие познавательных способностей, умения логически мыслить Овладение чтением, счетом, пись-мом, сообщение сведений из гео-графии, истории, естествознания

Основой физического воспитания является стремление ре-бенка к движению. Физическое воспитание должно начинаться в семье с раннего возраста, когда мать учит ребенка делать пер-вые шаги; упражнения суставов положены в основу создания «естественной домашней гимнастики». По мысли Песталоцци, система физических упражнений не только развивает ребенка в физическом отношении, но и готовит его к труду, формирует трудовые умения.

Большое место в физическом воспитании отводилось играм, военным упражнениям. В интернатах, где работал Песталоцци, детские игры чередовались со строевыми занятиями, экскурсия-ми, походами. Физическое воспитание осуществлялось в нераз-рывной связи с трудовым и нравственным воспитанием.

Песталоцци предпринял попытку соединить обучение с про-изводительным трудом. Воспитанники работали в поле, под руко-водством ремесленников -- на прядильных и ткацких станках. Одновременно детей обучали грамоте, счету. Хотя это было ско-рее механическое, а не органическое соединение обучения с про-изводительным трудом, сама по себе идея, высказанная и реали-зованная педагогом, была прогрессивной.

Песталоцци в своих трудах неоднократно критиковал совре-менную ему профессиональную подготовку молодежи. Он пола-гал, что молодежь должна овладеть основными приемами и об-щей культурой труда. По его мнению, правильно организованный труд способствует воспитанию таких качеств, как трудолюбие, точность, содействует развитию ума и нравственных сил ребен-ка, формирует правильные взаимоотношения как внутри детско-го коллектива, так и между детьми и взрослыми.

Песталоцци высказал мысль о создании «азбуки умений», ос-воение которой помогло бы ребенку развить свои физические силы и овладеть необходимыми в жизни трудовыми умениями. В «азбуку умений» входили физические упражнения: бить, тол-кать, бросать, бороться, носить и др.

В нравственном воспитании великий швейцарский педагог выделял три основные задачи:

Развитие у детей высоких моральньк качеств и нравствен-ных наклонностей;

Выработку у детей нравственных навыков через участие в добрых и полезных делах;

Формирование у молодого поколения нравственного соз-нания и убеждений.

Простейшим элементом нравственного воспитания является любовь ребенка к матери, которая постепенно распространяется на отца, братьев, сестер, учителя, друзей, все человечество. Боль-шое значение в воспитании нравственности занимает школа, от-ношения в которой должны строиться на началах искренней любви учителя к детям. Нравственное воспитание тесно связа-но с религиозным воспитанием. Критикуя обрядовую религию, Песталоцци был сторонником естественной религии, понимая под ней развитие высоких нравственных чувств.

Учение Песталоцци об умственном воспитании чрезвычайно содержательно и разносторонне. Ему принадлежит заслуга вы-движения идеи воспитывающего обучения, которую К.Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци».

Основная цель обучения — «возбуждение ума» детей к актив-ной деятельности, развитие их познавательньк способностей, выработка умения логически мыслить, кратко выражать словами сущность усвоенньк понятий. Критикуя современную ему шко-лу за книжность, отрыв от жизни, Песталоцци предлагал постро-ить процесс обучения в соответствии с естественным путем позна-ния у ребенка. Исходный момент познания у детей — чувственное восприятие вещей и явлений окружающего мира. Отсюда — огром-ное значение наглядности как средства развития у детей наблю-дательности, внимания, умений сравнивать, сопоставлять. Пес-талоцци в отличие от своих предшественников предлагает рас-ширенную трактовку наглядности, признав ее основой обучения и дав ей глубокое психологическое обоснование.

С точки зрения Песталоцци, существуют простейшие эле-менты всякого знания о вещах и предметах, усваивая которые человек познает мир. Эти элементы — исходные для любого обу-чения: число (единица), форма (прямая линия), слово (звук). Та-ким образом, элементарное обучение означало умение считать, измерять, владеть речью Песталоцци расширил содержание на-чального образования, включив в него арифметику с начатками геометрии, чтение, письмо, географию, историю, естествозна-ние, рисование, гимнастику.

Большая заслуга Песталоцци в том, что он разработал основы частных методик начального обучения. Обучение счету он пред-лагал начинать не с заучивания правил, а сочетаний единичных предметов и формирования на этой основе представлений о свойстве чисел. Учить письму он советовал через упражнения в написании элементов букв. Большое внимание отводил орфо-графии. Столь же планомерно и последовательно должно идтии развитие речи ребенка, начиная от звуков, их сочетаний в сло-вах, через освоение различных речевых форм. Швейцарский пе-дагог стремился упростить методику начального обучения, сде-лать ее доступной как для учителя, так и для любого родителя.

Сформулированные Песталоцци педагогические идеи дали толчок дальнейшему развитию дидактики начального обучения и педагогики XIX в.

И.О. Гербарт

Крупный вклад в развитие педагогики Нового времени внесли немецкие педагоги. Один из выдающихся педагогов XIX в. — И.Ф. Гербарт (1778-1841) — считал педагогику самостоятельной наукой, которая с помощью философии определяет педагогические цели, а при содействии психологии — пути их осуществления.

В своих работах «Общая педагогика, выведенная из целей воспи-тания» (1806) и «Первые лекции по педагогике» (1835) он неизмен-но отстаивал тезис о суверенности педагогики как научной дисци-плины: «Было бы лучше, если бы педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной об-ласти мышления и не быть на задворках других наук».

Гербарт внес значительный вклад в развитие дидактики — разработал учение о ступенях обучения; выделил универсальную схему процесса обучения.

На первой ступени («ясность») осуществляется первоначаль-ное ознакомление учащихся с новым материалом, основанное на широком использовании наглядности.

На второй ступени («ассоциация») происходит установление связи новых представлений с уже имеющимися в процессе сво-бодной беседы.

На третьей ступени («система») в новом материале выделяют-ся главные положения, формулируются правила и законы.

На четвертой ступени («метод») у учащихся в процессе выполне-ния упражнений вырабатываются навыки. В этой схеме получили отражение стороны учебного процесса. Однако ее абсолютизация последователями Гербарта вела к формализму в организации урока.

Немецкий педагог был сторонником классического образо-вания, полагая, что изучение классических языков, математи-ки, античной истории лучше всего развивает мышление. По его мнению, ребенок в своем развитии повторяет путь человечест-ва. Поэтому учащимся ближе и понятнее жизнь древних наро-дов, чем современность. В связи с этим до 14 лет в школах необ-ходимо обучать в основном древним языкам, математике, ан-тичной истории и литературе. Эта идея Гербарта была положена в основу обучения в классических учебных заведениях Европы в XIX в.

Гербарт активно разрабатывал теорию воспитывающего обу-чения. Он не только впервые ввел данный термин в педагогику, но и попытался обосновать его. По мысли педагога, «обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравст-венное образование без обучения есть цель, лишенная средств».

Основную задачу воспитывающего обучения видел в развитии раз-ностороннего интереса, который имеет шесть видов: эмпириче-ский — к окружающему миру; спекулятивный или умозритель-ный — к причинам вещей и явлений; эстетический — к пре-красному; симпатический — к близким людям (семье, друзьям, знакомым); социальный — ко всему человечеству; религиоз-ный — к Богу. Основой интереса выступает внимание, поэтому важнейшей дидактической задачей является возбуждение и под-держание апперцептивного внимания и развитие произвольного внимания.

Гербарт предложил систему нравственного воспитания, цель которой — воспитание нравственного человека (табл. 2.5). Нрав-ственное воспитание, по его мнению, строится на пяти нравст-венных идеях: идея внутренней свободы, делающая человека цельным; идея совершенства, дающая внутреннюю гармонию; идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей; идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль; идея справедливо-сти, служащая руководством при наказании или поощрении ин-дивида. Человек, впитавший эти идеи и руководствующийся ими в жизни, никогда не будет вступать в конфликт с окружающим миром.

Важная роль в нравственном воспитании принадлежит рели-гии. Гербарт рекомендовал пробуждать у детей религиозный инте-рес как можно раньше. Религия необходима человеку, поскольку является сдерживающим началом. Она проповедует смирение и внушает индивиду чувство зависимости от «высших» сил.

Таблица 15 Воспитательная система, предложенная И.Ф. Гербартом

К нравственному воспитанию тесно примыкает управление, задачу которого Гербарт видел в том, чтобы приучать детей к по-рядку и дисциплине. В качестве основных средств управления он выделил угрозу, надзор, приказ, запрет, наказания (включая и телесные), включение детей в деятельность. Педагогом разра-ботаны рекомендации по нравственному воспитанию, где он указывает необходимость опоры на положительное в ребенке, учета индивидуальных способностей в процессе воспитания.

Педагогическая теория Гербарта во многом определила даль-нейшее развитие западной школы и педагогики, его идеи интер-претировались и развивались многочисленными учениками и по-следователями.



Поделиться