Понятие деления. Структура деления. Виды деления. Правила деления и возможные ошибки. Разделение понятий Деление должно происходить на одной основе

Проверочная работа включает в себя 18 заданий. На выполнение работы по физике отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы сталкивались в курсе физики.

Полёт самолёта, ампер, таяние льда, ньютон, электромагнитная волна, фарад.

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Выберите два верных утверждения о физических величинах или понятиях. Обведите их номера.

1. В лифте, движущемся вниз равноускорено из состояния покоя, стоит ящик. Модуль веса ящика равен модулю силы тяжести.

2. Ускорение - физическая величина, определяющая быстроту изменения скорости тела.

3. Сила трения скольжения зависит от площади соприкосновения бруска и поверхности.

4. Закон всемирного тяготения справедлив только для материальных точек.

5. Энергия связи ядра определяется величиной той работы, которую нужно совершить, чтобы расщепить ядро на составляющие его нуклоны без придания им кинетической энергии.

Показать ответ

Ракетка прогибается от удара по теннисному мячу. Под действием какой силы прогибается ракетка?

Показать ответ

Сила упругости

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:

уменьшается

увеличивается

не изменяется

Слова в ответе могут повторяться.

Ракета стартует с земли и, разгоняясь, поднимается на небольшую высоту над земной поверхностью. Во время полёта кинетическая энергия ракеты __________. В это же время потенциальная энергия ракеты __________. Можно сделать вывод, что при старте ракеты её полная механическая энергия __________.

Показать ответ

увеличивается, увеличивается, увеличивается

Воздух в герметичном сосуде поместили в сосуд с водой и начали увеличивать объем. Как изменится масса воздуха, температура и давление в сосуде? Для каждой величины определите характер изменения и поставьте знак «V» в нужной клетке таблицы.


Показать ответ

Связанная система элементарных частиц содержит 8 электронов, 8 нейтронов и 8 протонов. Используя фрагмент Периодической системы элементов Д.И. Менделеева, определите ионом или нейтральным атомом какого элемента является эта система?

Показать ответ

Атом кислорода

На рисунках приведены спектры излучения атомарных паров водорода (1), гелия (2), натрия (3), смесь вещества (4). Содержится ли в смеси вещества водород, гелий, натрий? Ответ поясните.

Показать ответ

водорода (1), гелия (2), натрия (3) содержится в смеси вещества

Сколько времени потребуется нагревателю, сопротивление которого 10 Ом, чтобы произвести 250 кДж теплоты, если через него течёт электрический ток силой 10 А?

Запишите формулы и сделайте расчёты.

Показать ответ

Возможный ответ

Верно записана формула закона Джоуля - Ленца Q = I 2 Rt и получена формула для расчё­та времени t = Q/(I 2 R) = 250 000 Дж/(10 2 А 2 * 10 Ом) = 250 с.

Расположите виды электромагнитных волн в порядке возрастания их частоты. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

1) Ɣ-излучение

2) радиоволны

3) тепловое излучение

Ответ: _____ → _____ → _____

Показать ответ

С помощью вольтметра проводились измерения электрического напряжения. Шкала вольтметра проградуирована в В, Погрешность измерений напряжения равна 0,5 цены деления шкалы вольтметра. Запишите в ответ показания вольтметра в В с учётом погрешности измерений.

Показать ответ

Учащийся исследовал зависимость длины пружины L от массы грузов, лежащих в чашке пружинных весов. Какое значение коэффициента жесткости пружины он получил с учетом погрешностей измерений (\bigtriangleup m = ±1г \bigtriangleup L = ±0.2 см)?

Запишите в ответ показания барометра в кПа с учётом погрешности измерений.

Показать ответ

Вам необходимо исследовать, как зависит показатель преломления света от вещества, в котором наблюдается явление преломления света. Имеется следующее оборудование:

Лист бумаги;

Лазерная указка;

Полукруглые пластинки из стекла, полистирола и горного хрусталя;

Транспортир.

В ответе:

1. Опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

Показать ответ

1. Используется установка, изображённая на рисунке. Угол падения и угол преломления измеряются при помощи транспортира.

2. Проводятся два-три опыта, в которых луч лазерной указки направляют на пластинки из разных материалов (стекло, полистирол, горный хрусталь). Угол падения луча на плоскую грань пластинки оставляют неизменным, а угол преломления измеряют.

3. По формуле \frac{sin\alpha}{cos\beta}=n находят показатели преломления и сравнивают.

Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые этими примерами иллюстрируются. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

А) Лыжник, скатившийся с горки на горизонтальный участок, останавливается.

Б) Быстродвижущийся автомобиль не может сразу остановиться.

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

1) При скольжении одного тела по поверхности другого возникает сила трения скольжения.

2) Инертность тел.

3) При трении друг о друга двух тел происходит их электризация.

4) Сила тяжести всегда направлена к центру Земли.

Показать ответ

Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.

Принцип электрического нагревателя воздуха

Электрические нагреватели воздуха бывают четырёх основных типов: электрические конвекторы, инфракрасные обогреватели, масляные обогреватели и тепловентиляторы.

Мы поговорим только об одном из них - об электрическом конвекторе. Конвектор снабжён электрическим нагревательным элементом. Если специально подогревать воздух снизу, то он становится тёплым и перемещается наверх. На его место приходит порция холодного воздуха, который тоже нагревается и поднимается вверх. Это явление называется конвекцией. Его суть заключается в непрерывном перемещении воздушных масс из-за неравномерного нагрева различных слоев. Плотность воздуха зависит от температуры: чем теплее воздух, тем он легче. А по закону Архимеда все менее плотные тела в жидкости или газе всплывают наверх. Поэтому тёплый воздух всегда под потолком, а холодный - над полом. И так происходит до тех пор, пока весь воздух в помещении не станет примерно одинаковой температуры.

Установить нужную температуру воздуха в помещении можно с помощью рукоятки терморегулятора, установив её в положение, соответствующее определённой температуре.

Что же происходит дальше? Чтобы происходил нагрев, электрическая цепь конвектора должна быть замкнута. Терморегулятор должен размыкать её, если температура воздуха стала слишком высокой. Но при понижении температуры воздуха он должен автоматически замкнуть её снова, чтобы воздух продолжал нагреваться. Для этого терморегулятор оснащают подвижным элементом. Поворачивая ручку, мы меняем угол наклона этого элемента.

Датчик температуры конвектора имеет пластинку, выполненную из материала с высоким коэффициентом температурного расширения. Чем сильнее пластинка нагревается, тем сильнее она изгибается. Пока воздух холодный, пластинка контактирует с подвижным элементом терморегулятора. Пластинка меняет своё положение в зависимости от степени нагрева воздуха. Чем жарче, тем сильнее она отклоняется. И отклоняться она будет до тех пор, пока не разомкнёт цепь. Причём это произойдёт быстрее, если установить более низкую температуру.

При разомкнутой цепи нагрев не идёт, поэтому воздух охлаждается. Пластинка на термодатчике тоже охлаждается и возвращается в исходное положение - к элементу терморегулятора, угол наклона которого задаёт пользователь. Цепь снова замыкается, и воздух нагревается.

Какое физическое явление лежит в основе действия электрического конвектора?

Показать ответ

Явление теплой конвекции

Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.

Понятия. Если А - делимое понятие, то членами деления будут

Два понятия: В и не-В. Например, все современные государства можно

Разделить на демократические и недемократические, всех граждан -

на совершеннолетних и несовершеннолетних (схема 12).

Дихотомическое деление не всегда заканчивается установлением

Двух противоречащих понятий. Иногда отрицательное понятие вновь

Делится на два понятия, что помогает выделить из большого круга

Предметов группу предметов, интересующих нас в каком-либо отношении.

В этом случае дихотомическое деление может быть представлено

Схемой 13.

Сх ема 12 Схема 13

Например, при определении меры наказания важно установить

Возраст обвиняемых. С этой целью лица, совершившие преступление,

Могут быть разделены на совершеннолетних (В) и несовершеннолетних

(не-В). В отношении последних закон устанавливает дополни55

Тельные гарантии прав и законных интересов. Несовершеннолетних,

В свою очередь, можно разделить на лиц, достигших 16 лет (С) и не достигших

Этого возраста (не-С). Известно, что лица, совершившие

Преступление в возрасте от 14 до 16 лет, привлекаются к уголовной ответственности

Лишь за некоторые виды преступлений. В отношении

Лиц моложе 16 лет следует установить, исполнилось или не исполнилось

Им 14 лет (D и не-D), так как лица, не достигшие этого возраста,

К уголовной ответственности не привлекаются.

Однако такое «многоступенчатое» деление имеет недостатки. Во-

Первых, отрицательное понятие оказывается слишком широким по

Объему и неопределенным по содержанию (например, при делении

Юристов на судей и несудей). Во-вторых, строгим и последовательным

Является, по существу, лишь деление на два первых противоречащих

Понятия; при дальнейшем делении эта строгость и последовательность

Нарушаются. Так, продолжив деление, мы делим несудей



На адвокатов и неадвокатов, но в этом случае в последнюю группу

Попадают, за исключением адвокатов, все юристы, в том числе -

Судьи. Поэтому дихотомическое деление обычно сводится к делению

Первого понятия. Рефлексы делят на условные и безусловные, человеческие

Общества - на классовые и бесклассовые, общественно опасные

Деяния - на действия и бездействия.

Правила деления

В процессе деления понятия необходимо соблюдать четыре основных

Правила, которые обеспечивают четкость и полноту деления.

1. Соразмерность деления. Деление должно быть соразмерным.

Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды

Делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен

В своей сумме объему делимого понятия. Если, например, при делении

Преступлений в зависимости от характера и степени общественной

Опасности выделить преступления небольшой тяжести, средней

Тяжести и тяжкие преступления, то правило соразмерности деления

Будет нарушено, так как не указан еще один член деления: особо тяжкие

Преступления.

Такое деление называется неполным.

Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут

Указаны лишние члены деления, т. е. понятия, не являющиеся видами

Данного рода. Такая ошибка будет иметь место, если, например, при

Делении понятия «уголовное наказание», кроме всех видов наказания,

Указывается предупреждение, которое не входит в перечень мер наказания

В уголовном законодательстве, а является видом административного

Взыскания.

Такое деление называется делением с лишними членами.

2. Единство основания. Деление должно производиться только по одному

основанию;

В процессе деления избранный признак должен оставаться одним

И тем же и не подменяться другим признаком. Например, граждан

России в зависимости от поставленной задачи можно разделить по их

Социальному положению или национальности, профессии или полу.

Но нельзя смешивать эти признаки и делить граждан России на рабочих,

Русских, шахтеров и женщин.

Члены деления должны исключать друг друга.

Это правило вытекает из предыдущего. Если выбрано не одно

Основание, то члены деления - видовые понятия - будут находиться

В отношении частичного совпадения, как в приведенном выше примере.

Подобный же результат получим при делении преступлений на

Умышленные, неосторожные и воинские. Деление всех студентов института

На заочников, первокурсников и спортсменов также приведет

К нарушению данного правила.

Непрерывность деления. Деление должно быть непрерывным.

В процессе деления родового понятия нужно переходить к ближайшим

Видам, не пропуская их. Например, понятие «преступление»

Можно разделить в соответствии с Уголовным кодексом Российской

Федерации на преступления против личности, в сфере экономики,

Против общественной безопасности и общественного порядка, против

Военной службы и др. Каждый из этих видов, в свою очередь, может

Быть разделен на виды. Но нельзя переходить от деления на виды

Одного порядка к делению на виды другого порядка, например,

Делить преступления на преступления против личности, в сфере экономики

И утрату военного имущества. Такое деление лишено последовательности,

Оно называется скачком в делении.

Что касается дихотомического деления, то по сравнению с делением

По видоизменению признака оно имеет ряд преимуществ. В дихотомии

Не надо перечислять все виды делимого рода: мы выделяем

Один вид, а затем образуем противоречащее понятие, в которое включаются

Все другие виды. Членами дихотомического деления являются

Два противоречащих понятия, исчерпывающих весь объем делимого

Понятия. Поэтому деление всегда соразмерно. Деление производится

Только по одному основанию - в зависимости от наличия или отсутствия

У предметов некоторого признака. Члены дихотомического

Деления всегда исключают друг друга; любой предмет может мыслиться

Только в одном из противоречащих понятий.

Классификация

Особым видом деления является классификация, представляющая

Собой распределение предметов по группам (классам), при котором

Каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.

Целью классификации является систематизация знаний, поэтому

От деления она отличается относительно устойчивым характером

И сохраняется более или менее длительное время. Кроме того, классификация

Образует развернутую систему, где каждый член деления

Вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов,

закрепляемых обычно в таблицах, схемах, кодексах и т. п.

Такова, например, классификация животных в биологии, охватывающая

До 1,5 млн. различных видов, растений в ботанике, включающая

Тыс. видов. Классификация дает возможность рассмотреть

Это многообразие в определенной системе, выделить интересующие

Нас виды растений или животных.

Широко применяется классификация в правовых науках. Примером

    Объем понятия и способы его установления……………………………….3

    Правила и ошибки деления понятий………………………………….……..6

Упражнение 1……………………………………………………………..………9

Упражнение 2……………………………………………………………..……..12

  1. Объем понятия и способы его установления

Всякое понятие имеет содержание и объем.

Объём понятия (в логике) - совокупность охватываемых понятием предметов. Вместе с содержанием понятия составляют основную характеристику понятия, являясь обратно пропорциональными его параметрами (увеличение объёма приводит к уменьшению содержания и наоборот). Изменение понятия предполагает изменение его объёма .

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Объем в структуре понятия обозначает совокупность предметов мысли, обладающих одним содержанием, т. е. одними и теми же отличительными признаками или их ещё называют классами или множествами. Объем выступает количественным параметром понятия. Аналогично тому, как род состоит из видов, класс или множество состоит из подмножеств или подклассов. Элементом множества называется класс, состоящий из одного предмета. Универсальным множеством называется класс, включающий все предметы исследуемой области. Пустое множество, или нулевой класс – это множество предметов мысли, не имеющих реальных прообразов в действительности.

По объему понятия делятся на следующие:

1) нулевые: объем = 0 («король Беларуси», «Циклоп»);

2) единичные: объем = 1 («основатель кибернетики», «создатель дизеля»);

3) общие: объем > 1 («станция», «космонавт») .

Кроме того, по характеру элементов, образующих объем, можно различать собирательные и несобирательные понятия. Они различаются типом отношений между отдельными элементами класса и всем классом элементов. Главная особенность собирательных понятий заключается в том, что в их содержании есть признаки, отсутствующие у отдельных элементов класса. Напротив, признаки, содержащиеся в несобирательных понятиях, относятся как к классу предметов, так и к его отдельным элементам.

Предметы окружающего мира связаны между собой различными отношениями – сходства, тождества, различия. Логика выражает эти взаимосвязи через различные отношения между понятиями.

1. Объемы несравнимых понятий исключают друг друга:

2. Сравнимые понятия по объему разделяются на совместимые и несовместимые.

Сравнимые совместимые понятия по объему могут:

Совпадать (такое отношение объемов возникает у тождественных понятий):

Пересекаться (в отношении пересечения находятся понятия, объемы которых частично совпадают):

Включаться (включение - характеристика отношений между подчиненными понятиями).

Сравнимые понятия могут оказаться и несовместимыми.

Такими понятиями являются:

Контрадикторные (противоречивые) понятия (в отношении логического противоречия находятся такие понятия, одно из которых утверждает наличие определенных признаков (А), а другое - отрицает их (не-А), например, понятие А - это «вторник», а понятие не-А - «не вторник», взятые одновременно, они полностью исчерпывают объем родового понятия).

Поскольку противоречивые понятия исчерпывают объем универсального множества, к ним применим закон исключенного третьего;

Контрарные (противоположные, противные) понятия (контрарные, или противные, понятия содержат противопо¬ложные признаки в пределах одного рода .

К контрарным понятиям закон исключенного третьего не применим. За разными словами русского языка стоит разный логический смысл. Понимание логической разницы между противоречием и противоположностью является условием правильного мышления ;

Если понятия являются тождественными, сходными или подчиненными по смыслу, то их объемы соответственно совпадают, пересекаются или включаются один в другой. Противоречивые, противоположные и соподчиненные по содержанию понятия образуют по объему дополнение, частное исключение или совместное включение.

Логическая операция, посредством которой устанавливается объём понятия, называется делением. Данная операция относится к числу базовых интеллектуальных действий. Наш ум стремится к системности, упорядоченности. Он постоянно классифицирует предметы, распределяет их по видам, группам, степеням. В основе всех этих практических действий лежит операция деления.

Деление имеет свою структуру: делимое - это исходное понятие, объем которого необходимо установить, основание деления - признак (или группа признаков), по которому производится деление понятий. Важно помнить, что предметы обладают множеством признаков и поэтому один и тот же класс предметов (родовое понятие) можно разделить по разным основаниям. Члены (результаты) деления - это виды делимого понятия, полученные в ходе операции деления понятия по определенному принципу. Операция деления понятия применяется тогда, когда надо установить, из каких видов состоит родовое понятие. От деления следует отличать мысленное расчленение целого на части .

К основным видам деления относятся:

Деление по видоизменению признака. Это самый распространенный вид деления, широко используемый в человеческой практике. Делимое понятие рассматривается в качестве родового и делится на ряд видовых по определенному признаку.

Дихотомическое деление (от греч, dicha и tome - рассечение на две части) «рассекает» исходное понятие на два противоречивых подвида (А и не-А). Дихотомическое деление удобно и наглядно. Оно часто используется как в обыденной практике, так и в естественных науках, с него начинаются юридические и медицинские классификации .

Логические операции предполагают уяснение отношений между понятиями не только по содержанию, но и по объему. Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением. Ее сущность заключается в расчленении известного класса предметов, охваченных данным понятием, на более мелкие классы.

Деление это такая логическая операция, в которой общее и отличительное, как две стороны каждой вещи, находят свое раздельное проявление - в подчинении видовых понятий общему роду и в соподчинении их между собой.

От логического деления понятий следует отличать расчленение предмета на отдельные части. Например, цельное представление самолета можно расчленить на фюзеляж, двигатель и крылья, а в результате логического деления понятия "самолет" получим его виды - гражданские и военные самолеты. Причем эти виды самолетов далее можно делить по их назначению, техническим характеристикам и т.д. Приведем другой пример. Так, дерево можно расчленить на ствол, ветки, корни и т.д. Однако это не есть операция деления на классы. В действительности же деление понятия "дерево" образует новые подклассы: хвойные и лиственные деревья.

Необходимо иметь в виду, что процесс логического деления понятий опирается на конкретные категории. Так, тот объем понятия, который подлежит делению, называется делимым понятием, а полученные видовые понятия носят названия членов деления. Существенный признак, по которому производится деление объема родового понятия на виды, называется основанием деления. Так, понятие "преступление" (делимое понятие) делится на такие понятия, как "умышленное преступление" и "неосторожное преступление". Они и составляют члены деления. А основанием в рассмотренном примере выступает такой существенный признак, как вина. В логике выделяют ряд видов деления понятий:

дихотомия (т.е. деление на две части)

трихотомия (т.е. деление на три части)

политомия (т.е. многочисленное деление)

Частным случаем деления понятия по видоизменению признака является классификация. Это распределение предметов по группам (классам), где каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. От обычного деления она отличается относительно устойчивым характером. Классификация сохраняется весьма длительное время, если она имеет научный характер. Например, в зоологии и ботанике члены деления животного и растительного мира закреплены на постоянные места в виды системы: тип - класс - отряд - семейство - род - вид.

Построенная на научной основе классификация имеет большое значение, служит важным средством обнаружения закономерностей в определенной области естественных и социальных явлений. Обоснованная классификация может сыграть важную роль в развитии наших знаний, помочь предвидеть зарождение новых научных направлений.

В процессе деления понятия необходимо соблюдать ряд правил, которые обеспечивают четкость и полноту деления.

Правило первое . Деление должно быть соразмерным. Это означает, что общий объем членов деления должен равняться объему делимого родового понятия, т.е. В+С=А. Например, в утверждении "звуки делятся на согласные и гласные" это правило учтено. Данное правило гарантирует от двух ошибок: а) неполного (с остатком) деления. Так, деление понятия "право" на государственное, административное, гражданское, уголовное будет неполным, с остатком; б) обширного (с избытком) деления. Например, утверждение "По значению имена существительные делятся на собственные, нарицательные и одушевленные" будет широким, с избытком. В этом предложении понятие "одушевленные" явно лишнее.

Правило второе . Деление должно производиться по одному основанию. Хотя объем одного и того же понятия можно разделить по-разному в зависимости от избранного основания, однако при однократном делении нельзя наряду с видами, соответствующими основанию деления, называть виды, ему не соответствующие. Ошибка, возникающая при нарушении этого правила, носит название "подмена основания" Ошибочно, например, любимое обращение деда Щукаря из романа "Поднятая целина" М. Шолохова к односельчанам: "Уважаемые граждане и старушки!" Здесь смешаны два основания - обращение к людям, являющимся гражданами страны, и обращение к женщинам пожилого возраста.

Правило третье . Деление должно быть последовательным. Это означает, что делимое понятие должно представлять ближайший род для членов деления, а члены деления должны быть непосредственными видами делимого понятия. Нельзя переходить к подвидам, минуя непосредственно видовые понятия. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке "скачок в делении". Такую ошибку совершают, когда говорят: "Средства массовой информации делятся на государственные, коммерческие, местные, независимые и военные". Это неверно, так как средства массовой информации делятся на государственные и коммерческие, а те, в свою очередь, подразделяются на ряд подвидов.

Правило четвертое . Члены деления должны взаимно исключать друг друга. Согласно этому правилу, члены деления должны быть соподчиненными понятиями, их объемы не должны перекрещиваться. Нарушение этого правила связано с потерей основания деления. Например, при осуществлении классификации войн говорят: "Войны бывают справедливые, несправедливые, захватнические". Здесь допущена логическая ошибка. Захватнические войны относятся к числу несправедливых войн, и поэтому члены деления "несправедливые войны" и "захватнические войны" не исключают друг друга.

1 Ограничение - логическая операция перехода от родового понятия к видовому (например, “поэт”, “великий поэт”, “вели­кий английский поэт”, “великий английский поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон”). При ограничении мы переходим от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Пределом ограничения является единичное понятие (в данном примере это “великий английский поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон”).

Обобщение - логическая операция, обратная ограничению, когда осуществляется переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания от первого его видообразующего признака или признаков. Пример обобщения: “Опера П. И. Чайковского “Евгений Онегин”, “опера П. И. Чайковского”, “опера русского композитора XIX в.”, “опера русского композитора”, “опера”, “произведение музыкального искусства”, “произведение искус­ства”. При обобщении мы переходим от понятия с меньшим объ­емом к понятию с большим объемом. Обобщение применяется во всех определениях понятий, которые даются через род и ви­довое отличие. Пределом обобщения являются категории (фи­лософские, общенаучные, категории конкретных наук). С помо­щью кругов Эйлера (см. § 2. Отношения между понятиями) изобразим графически обобщение и ограничение понятий.

Обобщение и ограничение понятий схематически можно изо­бразить так:

Рис. 8 Рис. 9

При обобщении отбрасываются признаки, при этом содержа­ние уменьшается, а объем увеличивается. При ограничении, на­оборот, к родовому понятию А добавляются все новые и новые видовые признаки (а, b, с и т. д.), поэтому объем уменьшается, а содержание увеличивается.

Произведем обобщение и ограничение понятий: “волк” и “река” (второе понятие обобщали и ограничивали учащиеся де­сятого класса педагогического колледжа на уроке логики).

В педучилищах, педколледжах логическая операция обобщения понятия применяется буквально во всех случаях, когда даются те или иные определения через род и видовое отличие. Например: “Имя существительное - это часть речи...”; “Натрий - это химический элемент” или лучше (через ближайший род) “Натрий-это металл...”

Приведем примеры из русского языка. Ограничением поня­тия “предложение” будут следующие понятия: “простое пред­ложение”, “односоставное предложение”, “односоставное пред­ложение с главным членом сказуемым”, “безличное предложе­ние”. На этом примере видна некоторая взаимосвязь операции ограничения с операцией классификации понятия “предложение”.

Операции обобщения и ограничения понятий следует отли­чать от отношений целого к части (и наоборот). Например, не­правильно обобщать понятие “городская улица” до понятия “го­род” или ограничивать понятие “педагогический институт” до понятия “факультет педагогического института”, так как в обо­их случаях речь идет не об отношении рода и вида, а об отноше­нии части и целого.

8) Существует несколько логических правил определения. Нарушение хотя бы одного из них приводит к тому, что содержание понятия не раскрывается, и определение не достигает своей цели, являясь неверным. Рассмотрим эти правила и ошибки, возникающие при их нарушении.

Определение не должно быть широким, т.е. определение не должно превышать своим объемом определяемое понятие. Например, определение «Солнце - это небесное тело» является широким: определение - «небесное тело» - по объему намного больше определяемого понятия - «Солнце».

Определение не должно быть узким, т.е. определение не должно быть по своему объему меньше определяемого понятия. Например, определение «Геометрия - это наука о треугольниках» является узким. Геометрия действительно наука о треугольниках, но не только о них, а в нашем примере она сведена только к треугольникам, т.е. определение получилось по объему меньше определяемого понятия, в результате чего из приведенного определения не совсем понятно, что такое геометрия, содержание понятия в данном случае не раскрывается

В определении не должно быть круга, т.е. в определении нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми. Например, в определении «Клеветник - это человек, который занимается клеветой» присутствует круг, поскольку понятие «клеветник» определяется через понятие «клевета», т.е. фактически - через самое себя.

Определение не должно быть двусмысленным, т.е. в нем нельзя употреблять термины в переносном значении. Вспомним всем хорошо знакомое с детства определение «Лев - это царь зверей». В данном определении термин «царь» используется в переносном смысле, но кроме этого, у него есть еще и прямой смысл.

Определение не должно быть сложным и непонятным, или оно должно быть коммуникабельным. Рассмотрим следующее определение: «Энтропия - это термодинамическая функция, характеризующая часть внутренней энергии замкнутой системы, которая не может быть преобразована в механическую работу».

Деление понятия - это логическая операция, которая раскрывает его объем. Деление понятия состоит из трех частей: 1) делимое понятие; 2) результаты деления; 3) основание деления (признак, по которому производится деление). Например, в следующем делении: «Люди бывают мужчинами и женщинами» (или, что то же самое: «Люди делятся на мужчин и женщин») делимым является понятие «люди», результаты деления - это понятия «мужчины и женщины», а основание данного деления - пол, т.к. люди в нем разделены по половому признаку.

В зависимости от основания деление может быть различным. Например: «Люди бывают высокими, низкими и среднего роста» (основание деления - рост); «Люди бывают монголоидами, европеоидами и негроидами» (основание деления - раса); «Люди бывают учителями, врачами, инженерами и т.д.» (основание деления - профессия). Существует несколько логических правил деления понятия. Нарушение хотя бы одного из них приводит к тому, что объем понятия не раскрывается, и деление не достигает своей цели, являясь неверным.

Например, в делении «Люди бывают мужчинами, женщинами и учителями» используются два разных основания - пол и профессия, что недопустимо. Ошибка, возникающая при нарушении этого правила, называется подменой основания. В делении с подменой основания могут использоваться не только два разных основания, как в приведенном выше примере, но и больше.

Например, в делении «Люди бывают мужчинами, женщинами, китайцами и блондинами», как видим, используются три различных основания - пол, национальность и цвет волос, что, конечно же, тоже является ошибкой. Деление должно быть полным, т.е. надо перечислить все возможные результаты деления (суммарный объем всех результатов деления должен быть равен объему исходного делимого понятия). Например, деление «Учебные заведения бывают начальными и средними» является неполным. Здесь неполнота основания, т.к. не указан еще один результат деления - «высшие учебные заведения». Но как быть, если надо перечислять не два или три, а десятки или сотни результатов деления. В этом случае можно употреблять понятия: «и другие», «и прочие», «и так далее», «и тому подобное», которые будут включать в себя не перечисленные результаты деления. Например: «Люди бывают русскими, немцами, китайцами, японцами и представителями других национальностей».

Деление должно быть последовательным, т.е. не допускающим пропусков и скачков. Рассмотрим следующее деление: «Леса бывают хвойными, лиственными, смешанными и сосновыми». Явно лишним здесь выглядит понятие «сосновые леса», в силу чего допущенная в делении ошибка напоминает подмену основания (см. первое правило). Однако основание в данном случае не менялось: деление было проведено по одному и тому же основанию - тип древесных листьев. Подмена основания присутствует в таком, например, делении: «Леса бывают хвойными, лиственными, смешанными, подмосковными и таежными». Деление проведено по двум разным основаниям - тип древесных листьев и географическое местонахождение леса. Вернемся к нашему первому примеру. Правильно было бы разделить леса на хвойные, лиственные и смешанные, а потом произвести второе деление - разделить хвойные леса на сосновые и еловые. Таким образом, надо было совершить два последовательных деления, а в приведенном примере второе деление пропущено, через него как бы перескочили, в результате чего два деления смешались в одно. Такая ошибка называется скачком в делении.

10) Обобщить понятие - значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Например, обобщая понятие «Минис­терство юстиции Российской Федерации», мы переходим к понятию «министерство юстиции». Продолжая операцию обобщения, можно последовательно обра­зовывать понятия«министерство», «орган государственного управ­ления».

Из приведенного примера видно, что для образования какого-либо нового понятия путем обобщения нужно уменьшить содержа­ние исходного понятия, т.е. исключить видовые (или индивидуаль­ные) признаки.

Обобщение понятия не может быть беспредельным. Наиболее общими являются понятия с предельно широким объемом -кате­гории, например «материя», «сознание», «движение», «свойство», «отношение» и т.п. Категории не имеют родового понятия, обоб­щить их нельзя.

Ограничение понятия представляет собой операцию, противопо­ложенную операции обобщения.Ограничить понятие - значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием. Чтобы, например, ограничить понятие «юрист», мы переходим к понятию «следователь», которое в свою очередь можем ограничить, образо­вав понятие «следователь прокуратуры». Пределом ограничения по­нятия являетсяединичное понятие (например, «следователь проку­ратуры Иванов»).

11
Классифика́ция (классифицирование) - процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. В результате разработанной классификации создаётся классифицированная система (часто называемая так же, как и процесс - классификацией).
Правила деления понятий в логике

1. Деление должно быть соразмерным.

Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия. Если, например, при делении преступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности выделить преступления небольшой тяжести, средней тяжести и тяжкие преступления, то правило соразмерности деления будет нарушено, так как не указан еще один член деления: особо тяжкие преступления.

Такое деление называется неполным.

Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут указаны лишние члены деления, т.е. понятия, не являющиеся видами данного рода. Такая ошибка будет иметь место, если, напри­мер, при делении понятия «уголовное наказание» кроме всех видов наказания указывается предупреждение, которое не входит в пере­чень мер наказания в уголовном законодательстве, а является видом административного взыскания.

Такое деление называется делением с лишними членами.

2. Деление должно производиться только по одному основанию.

В процессе деления избранный нами признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком. Например, граждан какой-либо страны в зависимости от поставленной задачи можно разделить по их социальному положению или национальнос­ти, профессии или полу. Но нельзя смешивать эти признаки и де­лить, скажем, граждан России на рабочих, русских, шахтеров и жен­щин.

3 Члены деления должны исключать друг друга.

Это правило вытекает из предыдущего. Если выбрано не одно основание, то члены деления - видовые понятия - будут находить­ся в отношении частичного совпадения, как в приведенном выше примере. Подобный же результат получим при делении преступле­ний на умышленные, неосторожные и воинские. Деление всех сту­дентов института на заочников, первокурсников и спортсменов также приведет к нарушению данного правила.

4. Деление должно быть непрерывным.

В процессе деления родового понятия нужно переходить к бли­жайшим видам, не пропуская их. Например, понятие «преступле­ние» можно разделить в соответствии с Уголовным кодексом Рос­сийской Федерации на преступления против личности, в сфере эко­номики, против общественной безопасности и общественного по­рядка, против военной службы и др. Каждый из этих видов в свою очередь может быть разделен на виды. Так, понятие «преступление против воинской службы» можно разделить на неисполнение прика­за, сопротивление начальнику, самовольное оставление части или места службы, нарушение уставных правил караульной службы, ут­рата военного имущества и т.д. Но нельзя переходить от деления на виды одного порядка к делению на виды другого порядка, например делить преступления на преступления против личности, в сфере экономики, и утрату военного имущества. Такое деление лишено последовательности, оно называется скачком в делении.

Виды классификаций- существует много видов классификаций, оно все деляться по каким либо признакам, то есть по признакам присущих только этой классификции, напиример отели по количеству звезд,..

§ Классификация автомобилей

§ Классификация товаров

§ Классификация документов

§ Классификация животных

§ Классификация минералов

§ Классификация ценных бумаг

§ Анатомо-терапевтическо-химическая классификация

§ Генеалогическая классификация языков

§ Генетическая классификация языков

§ Спектральная классификация звёзд

§ Библиотечно-библиографическая классификация

§ Универсальная десятичная классификация

§ Геохимические классификации элементов

§ Фасетная классификация

§ Международная классификация болезней

§ Биологическая классификация

§ Психологические типологии

Разделите приведенные понятия на четыре группы. Закон, правопорядок, добро, грех, справедливость, молитва, договор, зло, собственность, свобода совести, доверие, благодарность, референдум, раскаяние, совесть, преступление,стыд, любовь, причастие, дееспособность, суеверие, устав, свобода слова, покаяние. Правовая сфера. Морально-нравственная сфера. Религиозная сфера. Одновременно несколько сфер.

Картинка 23 из презентации «Роль права в жизни общества» к урокам права на тему «Право в жизни»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока права, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Роль права в жизни общества.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 215 КБ.

Скачать презентацию

Право в жизни

«Право в жизни общества» - Экономическая сфера. Вопросы для закрепления. Определение программ развития общества. Жизнь современного общества. Место, которое в нашей жизни занимает право. Социальная сфера. Эпиграф урока. Значение права в различных сферах жизни. Роль права в различных сферах общественной жизни. Духовная сфера. Четыре сферы общества.

«Реализация норм права» - По субъектам издания. Применение права. Легальное. Праворегулятивные. Наличие объективных (прежде всего – экономических) условий. В сфере правореализации. По широте распространенности. Гражданский процесс. Правовая процедура. Историко-политический (телеологический). Виды толкования по субъектам. Факторы реализации (или нереализации) норм права:

«Право и его роль в жизни общества» - Социальное партнёрство. Преступления против личности. Прием на работу. Правоотношения. Общество. Судебная система в РФ. Минюст РФ. Признаки. Классификация отраслей права. Увольнение в период нетрудоспособности. Производственный кооператив. Реализация и применение норм права. Виды мер принуждения. Юридическая ответственность.

«Роль права в жизни» - Теории возникновения права. Функции права. Система права. Практическое значение права. Социальность. Состав нормы права. Норма права. Конспект. Роль права в жизни человека. Естественное право. Признаки права. Виды законов.

«Роль права в жизни общества» - Формирование понимания необходимости получения правовых знаний. Преподаватель. Закон и власть. Для регуляции жизни людей в обществе. Запомните определение. Правовое государство. Закончи фразу. Государство. Поведение людей. Проанализируйте ситуацию. Право. Обыграйте ситуацию. Ученик. Нормы. Власть. Система общепринятых обязательных норм.

«Право в жизни человека» - Тексты законов пишут юристы. Приобретая в магазине дорогостоящую вещь, чек аккуратно выбрасывайте в мусорную корзину. Право и законы Правоспособность и дееспособность Виды прав Ответственность. Исторический факт (стр. 63 второй). Публикуется в СМИ. Право выражается в разных источниках, например в законах.

Всего в теме 7 презентаций



Поделиться