Полномочия органов мсу в социально экономической сфере. Полномочия органов местного самоуправления. Контрольный орган муниципального образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Муниципальное право

На тему: «Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере»


Введения

1.Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере

1.1 Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования

1.2 Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры, физической культуры и спорта

1.3 Полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения и социальной защиты

Заключение

Список литературы

Введение

Общеизвестно, что местными бюджетами финансируется почти 100% расходов на среднее образование, 85 - на здравоохранение, 60% - на содержание жилья, детских садов, на коммунальные услуги. 1

В Программе социальных реформ в Российской период 1996-2000 годов 2 отмечалось, что экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов. В соответствии с Программой стратегическими целями социальной политики являются:

Достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

Обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

Гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

Переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

Нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;

Существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Целью данной работы является рассмотрение полномочий органов местного самоуправления в социально-культурной сфере. Задачами данной работы является непосредственно рассмотрение полномочий местного самоуправления в сферах образования, культуры, физической культуры и порта, здравоохранения и социальной защиты.

1. Овчинников И. И. Финансы местного самоуправления / / Гражданин и право. 2003.

2. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222 «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов.

1.Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере

1.1 Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня получает впервые.

В программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) отмечается, что одним из главных приоритетов социально-экономической политики является общедоступное и бесплатное общее образование, система профессионального образования, первоочередной целью которой является обеспечение всех секторов экономики профессиональными кадрами в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда при соблюдении конституционных гарантий доступности и равенства прав граждан в области образования.

В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

Преемственных образовательных программ и государственных образовательных

стандартов различного уровня и направленности;

Сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

Органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующе квалификации. К профессиональным относятся программы начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования; послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридически лицом. Органы местного самоуправления могут выступать в качестве учредителей образовательного учреждения.

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). К образовательным учреждениям относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6)учреждения дополнительного образования;

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8)учреждения дополнительного образования детей;

9)другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих

образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

Органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями в области образования:

Городская администрация: 1) осуществляет управление всеми находящимися в ведении города учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями, обеспечивает их материально-техническое снабжение; назначает и освобождает от должности руководителей соответствующих учреждений, если Советом не предусмотрен иной порядок; 2) планирует развитие на территории города сети учреждений народного образования; организует оказание школам методической помощи; создает городской фонд всеобуча за счет собственных и привлеченных средств; содействует организации трудового обучения и профориентации школьников.

Районная администрация : 1) осуществляет управление всеми находящимися в ведении района учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями, обеспечивает их материально-техническое снабжение; назначает и освобождает от должности руководителей соответствующих учреждений, если Советом не предусмотрен иной порядок; 2) планирует развитие на территории района сети учреждений народного образования; организует оказание школам методической помощи; создает районный фонд всеобуча за счет собственных и привлеченных средств; содействует организации трудового обучения и профориентации школьников.

1) организует и координирует с учетом национально-культурных традиций населения работу учреждений социально-культурного назначения, обеспечивает их материально-техническое снабжение; создает при школах фонд всеобуча за счет собственных и привлеченных средств; содействует организации трудового обучения и профессиональной ориентации школьников.

В сфере образования к вопросам местного значения относятся (статьи 14-16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»):

В городском округе : организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В муниципальном районе: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» органы местного самоуправления ответственны: за реализацию права граждан на получение установленного данным Законом обязательного основного общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления

образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях. К исключительной компетенции органов местного самоуправления в области образования относятся:

1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

2) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

3) обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

4) регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;

5) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

6) создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;

7) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;

8) строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

9) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;

10) использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;

11) установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования;

12) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования.

Разграничение компетенции в области образования между муниципальными образованиями, территория одного из которых является частью территории другого, регулируется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Разграничение компетенции в области образования между органами местного самоуправления регулируется в порядке, установленном уставом (положением) органов местного самоуправления. Местные (муниципальные) органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образованием.

Так в соответствии со статьей 9 Закона Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае» 3 1 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесс а, отнесенных к полномочиям администрации Алтайского края;

2) организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования;

6) опека и попечительство.

1.2 Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры, физической культуры и спорта

Органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями в области культуры, физической культуры и спорта:

Городская администрация : осуществляет охрану и организует использование расположенных на территории города памятников природы, культуры, истории; организует на территории города работу культурно просветительных учреждений с учетом национально-культурных традиций населения; создает объекты социально-культурного, физкультурно-спортивного назначения, руководит кино и видеообслуживанием населения; организует проведение общегородских мероприятий в области образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Районная администрация : осуществляет охрану и организует использование переданных в ведение района памятников природы, культуры, истории; организует на территории района работу культурно-просветительных учреждений с учетом национально-культурных традиций населения; создает объекты социально-культурного, физкультурно-спортивного назначения, руководит кино- и видеообслуживанием населения; организует проведение общерайонных мероприятий в области образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Поселковая, сельская администрация: вносит предложения в соответствующие органы об объявлении памятниками природы, истории и культуры объектов, находящихся на территории поселка, сельсовета и представляющих экологическую, историческую, культурную или научную ценность; осуществляет охрану и организует использование памятников истории и культуры, переданных в ведение поселка, сельсовета; оказывает жителям помощь в назначении пенсий.

В сфере культуры, физической культуры и спорта к вопросам местного значения относятся (статьи 14-16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»):

В городском округе: организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; сохранение, и использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении. Органы местного самоуправления поселения имеют право на создание музеев. Создание условий для массового поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.

В муниципальном районе : организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; создание условий для развития местного традиционного народного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района; обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района; организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью. Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на создание музеев муниципального района.

В поселении: организация библиотечного обслуживания населения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе; обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе. Органы местного самоуправления городского округа имеют право на создание музеев. Создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.

Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) отмечается, что на период до 2005 г. главными задачами в сфере культуры будут являться сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия страны, единого культурного пространства, обеспечение доступа к культурным ценностям и услугам в сфере культуры для всех слоев населения.

В соответствии со статьей 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 8 октября 1992 г. № 3612-12 к ведению органов местного самоуправления в области культуры относятся:

1) осуществление государственной политики в области культуры на своей территории;

2) формирование местных бюджетов и фондов развития культуры, разработка и принятие местных нормативов финансирования культуры;

3) регулирование в пределах своих полномочий и компетенции от· ношений собственности в области культуры;

4) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры, регистрация организаций культуры на подведомственной территории;

5) создание и ликвидация местных органов управления в области культуры, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей местных органов управления в области культуры;

6)назначение руководителей муниципальных организаций культуры;

7) строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территории;

8) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры.

Органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.

Государство ответственно за выявление, учет, изучение, реставрацию и охрану памятников истории и культуры. Органы местного самоуправления обязаны содействовать сохранности и использованию таких памятников, находящихся в частной и коллективной собственности, брать особо значимые из них на государственный учет. Государство обладает приоритетным правом приобретения культурных ценностей, находящихся в частном владении, законодательно регулирует права и обязанности владельцев.

Органы местного самоуправления обязаны содействовать развитию культуры посредством предоставления налоговых льгот или использования иных форм поддержки. Кроме того, в соответствии с основами законодательства о культуре органы местного самоуправления обязаны оказывать помощь подведомственным организациям культуры (если последние в ней нуждаются) в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы. Органы местного самоуправления предоставляют творческим работникам, коллективам творческих работников в пользование или аренду помещения для студий, мастерских, лабораторий и иных рабочих мест, необходимых для творческой деятельности, с установлением арендной платы в размере, не превышающем стоимости оплаты коммунальных услуг.

Национально-культурная автономия - это форма национально-культурною самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

В Федеральном законе от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ « О национально-культурной автономии» устанавливается, что национально-культурная автономия, в частности, имеет право получать поддержку со стороны органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; обращаться в органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы. При органах местного самоуправления соответствующих муниципальных образований могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий. Порядок образования, деятельности и ликвидации этих органов устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных образований. Органы местного самоуправления решают вопросы финансовой поддержки местных национально-культурных автономий в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.

Физическая культура - составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и

совершенствования его двигательной активности. Физическое воспитание педагогический процесс, направленный на формирование здоровою, физически и духовно совершенною, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека.

В статье 3 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N280-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» названы основные принципы государственной политики в области физической культуры и спорта: непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности; учет интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признание ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние; признание самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям данного Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку; создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, Олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности.

Основной задачей развития физической культуры и спорта является создание условий для занятий физической культурой и спортом различных категорий и групп населения, позволяющих улучшить здоровье населения, изменить неблагоприятные демографические тенденции, снизить нагрузку на медицинские учреждения. Развитие физической культуры и спорта в данном контексте выступает наряду со здравоохранением как важный фактор формирования человеческого капитала. Другой задачей является подготовка спортивного резерва и обеспечение достойного выступления сборных команд Российской Федерации, в первую очередь по олимпийским видам спорта, на главных международных соревнованиях.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «O физической культуре и спорте в Российской Федерации» физкультурное (физкультурно-спортивное) движение в Российской Федерации включает в себя:

1) спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;

2) детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении соответственно государственных органов в области физической культуры и спорта, образования, профессиональных союзов, других организаций;

3) образовательные учреждения и научные организации в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм;

4)общероссийские физкультурно-спортивные объединения- физкультурно-спортивные организации, общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно-техничecкиe организации;

5)Олимпийский комитет России;

6) федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, подведомственные им организации, муниципальные организации физической культуры и спорта.

Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и органы местного самоуправления взаимодействуют с физкультурно-спортивными объединениями по всем вопросам развития физической культуры и спорта, в том числе:

1) координируют в установленном законодательством порядке свою деятельность по проблемам физкультурно-спортивного и олимпийского движения, при необходимости совместно проводят спортивные соревнования, спартакиады, другие физкультурно-спортивные мероприятия, организуют пропаганду физической культуры и спорта, осуществляют профессиональную подготовку работников физкультурно-спортивных организаций и обеспечивают повышение их квалификации, обеспечивают эффективное использование спортивных сооружений и строительство новых спортивных сооружений;

2) оказывают помощь физкультурно-спортивным объединениям, содействуют выполнению ими уставных задач, заслушивают информацию по основным вопросам развития физической культуры и спорта, принимают соответствующие решения и контролируют их исполнение. Совместная деятельность осуществляется на условиях договоров;

3) осуществляют в установленном законодательством порядке сбор информации, представляем ой физкультурно-спортивными объединениями в соответствии с формами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области статистики, и дают по ним заключения и рекомендации.

1.3 Полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения и социальной защиты

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу целью государственной политики является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности качественной медицинской помощи.

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социальною, культурного, научного, медицинского, санитарно-гuгuенического и противоэпидемическою характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждою человека, поддержание ею долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3)доступность медико-социальной помощи;

4)социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав" граждан в области охраны здоровья.

В Российской Федерации существуют государственная, муниципальная ичастная системы здравоохранения. К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями в области здравоохранения и социальной защиты:

Городская администрация : разрабатывает комплексные программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания человека и условий его жизнедеятельности; назначает и выплачивает пенсии и пособия; контролирует работу органов врачебно-трудовой экспертизы; назначает и выплачивает из собственных и привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям; организует в соответствии с решениями Совета учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета; в соответствии с решениями Совета распоряжается средствами фонда социальной защиты населения и принимает меры к его пополнению, назначает за счет собственных и привлеченных средств пособия, а также доплаты к пенсиям; организует в соответствии с решениями Совета учет лиц, помощь которым оказывается за счет средств Совета; организует с целью обеспечения занятости населения общественные оплачиваемые работы по благоустройству, строительству и ремонту дорог, зданий сооружений и тому подобного за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных средств; принимает меры по улучшению жилищных и материально-бытовых условий семей, потерявших кормильца, инвалидов и престарелых граждан, нуждающихся в уходе на дому, а также меры по устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;

предоставляет в пределах своих полномочий льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей; обеспечивает устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан; решает вопросы усыновления (удочерения); содействует созданию необходимых жилищных условий для уволенных в запас военнослужащих и их семей; решает вопросы опеки и попечительства; получает от расположенных на территории города предприятий, учреждений, организаций сведения, о высвобождении работающих; заслушивает сообщения руководителей предприятий, учреждений организаций по этим вопросам.

Районная администрация: разрабатывает комплексные программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания человека и условий его жизнедеятельности; назначает и выплачивает пенсии и пособия; контролирует работу органов врачебно-трудовой экспертизы; назначает и выплачивает из собственных и привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям; организует в соответствии с решениями Совета учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета; в соответствии с решениями Совета распоряжается средствами фонда социальной защиты населения и принимает меры к его пополнению, назначает за счет собственных и привлеченных средств пособия, а также доплаты к пенсиям и т.д.

Поселковая, сельская администрация: оказывает жителям помощь в назначении пенсий; организует в соответствии с решениями Совета учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета; в соответствии с решениями Совета распоряжается средствами фонда социальной защиты населения и принимает меры к его пополнению, назначает за счет собственных и привлеченных средств пособия, а также доплаты к пенсиям и т.д.

В сфере образования к вопросам местного значения относятся:

В городском округе: организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в стационароно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, опека и попечительство; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения.

В муниципальном районе: организацияоказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; опека и попечительство; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района.

В поселении : оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа.

В соответствии со статьей 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относятся:

1) контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

3) формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения; развитие учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; создание условий для развития частной системы здравоохранения; организация первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, включая обеспечение указанных медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов и скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи, обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;

4) охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности; ликвидация последствий катастроф и стихийных бедствий;

5) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

6) санитарно-гигиеническое образование населения. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями: и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой. Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В целях социальной защиты граждан органы местного самоуправления формируют фонды социальной защиты населения.

Заключение

Подводя итог выше сказанному хочется отметить, что основной акцент предполагалось сделать на повышении эффективности использования средств, выделяемых на социальные нужды усилении адресности социальной поддержки, более широком привлечении внебюджетных финансовых источников. Для этого предстоит определить порядок взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, федеральными министерствами и ведомствами, общественными и коммерческими организациями.

В сфере образования государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня получает впервые.

В сфере культуры, органы местного самоуправления обязаны содействовать развитию культуры посредством предоставления налоговых льгот или использования иных форм поддержки. Кроме того, в соответствии с основами законодательства о культуре органы местного самоуправления обязаны оказывать помощь подведомственным организациям культуры (если последние в ней нуждаются) в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы.

Основной задачей развития физической культуры и спорта является создание условий для занятий физической культурой и спортом различных категорий и групп населения, позволяющих улучшить здоровье населения, изменить неблагоприятные демографические тенденции, снизить нагрузку на медицинские учреждения. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и органы местного самоуправления взаимодействуют с физкультурно-спортивными объединениями по всем вопросам развития физической культуры и спорта.

В сфере здравоохранения и социальной защиты целью государственной политики является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности качественной медицинской помощи, а так же в целях социальной защиты граждан органы местного самоуправления формируют фонды социальной защиты населения.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

3.Федеральный закон «Об общих принципах органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ

4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ

5. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222 «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов».

1.Овчинников И.И. Финансы местного самоуправления // Гражданин и право, 2003 г.

2. Муниципальное право: учебник / Под ред. Дмитриева Ю.А., Изд. Ирпо, 2005 г.

3. Павлушкин А.В., Игнатюк Н.А., Замотаев А.А. Муниципальное право: учебник для ВУЗов, Изд. Юстицинформ, 2005 г.

4.Шугрина Е.С. Муниципальное право РФ: учебник. – М.: Изд Проспект, 2007 г.

Швецов Е. А.

пальных образований Республики Марий Эл на 2017 год. URL: http://parlament.mari.ru/plan/plmo.html

5. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Феде-

Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере благоустройства направлена на сохранение или восстановление благоприятной среды пребывания и проживания населения муниципального образования, а также на предотвращение или уменьшение негативного воздействия на эту среду различных видов деятельности человека, в том числе хозяйственной. Необходимо разделять полномочия в сфере благоустройства на общие и специальные.

Местное самоуправление является особым институтом народовластия. Его органы действуют самостоятельно и несут ответственность перед населением местного сообщества. Известно, что для нормального функционирования и развития местного самоуправления необходимо законодательное закрепление конституционно-правового статуса муниципальных органов, важной составляющей которого выступают их полномочия.

рации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

У. А БэШШтэ

Вопрос об определении полномочий органов местного самоуправления - один из центральных в системе правового обеспечения их деятельности. Полномочия органов местного самоуправления обусловлены предметом их ведения и состоят из собственных полномочий (вопросов местного значения) и делегированных полномочий. Сфера полномочий муниципальных органов закреплена в ст. 132 Конституции России . Кроме того, в силу ч. 2 этой статьи данные органы могут наделяться и некоторыми государственными полномочиями, для реализации которых им передаются необходимые материальные и финансовые средства, а сама реализация контролируется государством.

Полномочия органов местного самоуправления определены в федеральных и региональных законах, уставах муниципальных образований. Некоторые из полномочий указаны в статье 17 базового закона

THE INTERACTION BETWEEN THE LEGISLATIVE BODY OF A CONSTITUENT ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH REPRESENTATIVE BODIES OF MUNICIPAL FORMATIONS (BY THE EXAMPLE OF MARI EL REPUBLIC)

In the article the author highlights the forms of interaction of bodies of state power of subjects of the Russian Federation and bodies of local self-government. It is highlighted the features of interaction of the State Assembly of the Mari El Republic with representative bodies of municipal formations. The author substantiates the need for a Federal law that regulates the concept and content of the forms of interaction of bodies of state power of a Russian Federation subject and local self-government.

Key words: local self-government, the legislature, representative bodies, municipalities, cooperation.

BATUKHTINA Yuliy Andreevna - Master student of the Mary State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА

Швецов Евгений Андреевич,

E-mail: [email protected]

В статье на основе анализа теоретических основ функционирования местного самоуправления формулируются выводы о необходимости усиления отдельных правовых позиций для сферы благоустройства уровня муниципалитетов.

Ключевые слова: полномочия органов местного самоуправления, благоустройство, устав муниципального образования, развитие муниципалитета, улучшение жизнедеятельности, ресурсы муниципалитета.

Студенческая трибуна

о местном самоуправлении - Федеральном законе № 131-ФЗ . Если Закон закрепляет полномочия органов местного самоуправления в целом, то в уставе муниципального образования находят отражение полномочия органов, создаваемых в данном муниципальном образовании. В региональных актах полномочия муниципальных органов конкретизируются.

Федеральный закон № 131-ФЗ к вопросам местного значения относит благоустройство и озеленение территории поселения. В условиях глобализации благоустройство - это актуальное и важное направление устойчивого развития территорий, призванное обеспечить безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека. Проведение мероприятий, связанных с благоустройством территории поселения, служит одной из приоритетных задач органов местного самоуправления , поскольку данные мероприятия способствуют повышению эффективности использования территории, а также улучшают ее внешний вид и экологическое состояние.

Полномочия в сфере благоустройства - это права и обязанности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в данной сфере. Данные полномочия по степени специфичности можно подразделить на общие и специальные.

К общим следует отнести полномочия, реализуемые применительно к любой сфере деятельности, например, связанные с управлением муниципальной собственностью, правотворческие, бюджетные и иные. Большинство общих полномочий в сфере благоустройства становятся таковыми по мере их реализации, в частности, при принятии правовых актов, направленных на благоустройство территорий, выделение бюджетного финансирования на мероприятия по благоустройству территорий и т. п. Специальные полномочия - это права и обязанности, которые возникают непосредственно при осуществлении органами местного самоуправления деятельности в сфере благоустройства.

Согласно п. 25 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории, которые устанавливают в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков. В п. 1.5 Приказа Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» приведен перечень объектов благоустройства территории муниципальных образований (дворы, кварталы и пр.).

Основные полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства можно свести к осуществлению деятельности, касающейся:

Учета, мониторинга и контроля состояния объектов благоустройства; безопасности жизни в муниципальной среде;

Сохранности архитектурно-художественного облика муниципального образования;

Постоянной доступности территорий общего пользования;

Сохранности инфраструктуры, коммуникаций и сооружений.

Для примера приведем полномочия в сфере благоустройства, которыми, как предполагается, будут наделены органы местного самоуправления в городском округе «Город Йошкар-Ола»: принятие муниципальных правовых актов в сфере благоустройства территорий; закрепление благоустройства территории муниципального образования за ответственными лицами; привлечение населения к добровольным социально значимым работам по благоустройству; утверждение расходов местного бюджета на благоустройство; определение времени и порядка проведения месячников благоустройства; разработка, утверждение правил и планов благоустройства, их согласование с объединениями граждан, общественными организациями и объединениями и дальнейшая реализация; разработка, формирование и реализация муниципальных программ; организация благоустройства и озеленения территории; принятие мер профилактики сохранения объектов благоустройства и др. .

Для реализации указанных полномочий в муниципальных образованиях создаются отделы благоустройства, исполняющие следующие функции: содействие разработке и (или) реализации планов и программ органов государственной власти в сфере благоустройства (взаимодействие с органами государственной власти); разработка технико-экономических обоснований по конкретным объектам благоустройства; координация деятельности подрядчиков, выполняющих работы по благоустройству; контроль за качеством и сроками исполнения благоустройственных работ; внутриквартальное комплексное озеленение и учет зеленых насаждений; инвентаризационный учет объектов благоустройства; организация общественных слушаний проектов благоустройства и градостроительства, касающихся муниципального образования; содействие выявлению нарушений в сфере благоустройства и участие в их оформлении (составлении протоколов об административных правонарушениях).

Муниципальным органам уставами муниципальных образований предоставлено важное право привлекать граждан к добровольному выполнению социально значимых работ. Представляется, что реализация данного полномочия значима для решения проблем в сфере благоустройства и озеленения территории, в частности, проблемы уборки прилегающих территорий.

Степанова И. А.

Таким образом, под собственными полномочиями органов местного самоуправления следует понимать определяемое уставом муниципального образования и иными правовыми актами единство прав и обязанностей, предоставляемых органам местного самоуправления для решения вопросов, входящих в предмет их ведения.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства следует толковать как определяемое уставом муниципального образования и иными правовыми актами единство прав и обязанностей, предоставляемых органам местного самоуправления для решения вопросов, связанных с устойчивым развитием территорий, в целях обеспечения безопасности и благонадежных условий жизнедеятельности населения, охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах населения муниципального образования и государства в целом.

На протяжении веков историческое развитие процессуальной формы сопровождалось ее совершенствованием, а следовательно, усложнением, однако исторически прослеживалась тенденция к сохранению простых процедур скорого правосудия, эффективных

Литература

1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

3. Михольская В. В. К вопросу о наполняемости местных бюджетов за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду // Актуальные проблемы юридический теории и практики: Межвуз. сб. науч. ст. / отв. ред. В. В. Блаткова, Т. Ю. Оленина. Петрозаводск, 2012.

4. Приказ Минрегиона РФ от 27 дек. 2011 г. № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» // Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2012. № 3.

5. Проект Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола».

и малозатратных, максимально приближающих наказание к моменту совершения преступления. Таким образом, стремление ускорить, точнее, упростить (сократить), процедуру производства по делам об очевидных и несложных с точки зрения установления

CREDENTIALS OF THE LOCAL SELF-GOVERNMENT BODYES IN THE BEAUTYFICATION

In article based on the analysis of theoretical bases of functioning of local government to draw conclusions on the need to strengthen individual legal positions in the sphere of improvement of the municipalities.

Key words: powers of local authorities, improvement, Charter of the municipal formation, the development of the municipality, improved livelihoods, resources of the municipality.

SHVETSOV Eugeny Andreevich - Master student of the Mary State University, Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Степанова Ирина Александровна,

магистрант ФГБОУ ВО «Марийский

государственный университет», г. Йошкар-Ола.

E-mail: [email protected]

В статье автором рассматриваются исторические аспекты возникновения и развития дознания в дореволюционный период развития российской государственности. Дознание в дореволюционный период по отношению к предварительному следствию играло вспомогательную и подчиненную роль, осуществлялось административными органами в отличие от предварительного следствия, осуществляемого судебными следователями - представителями судебной власти. На фоне произведенных автором исторических обобщений сделан вывод, что в дореволюционном законодательстве в понятие «дознание» вкладывался иной, отличный от сегодняшнего понимания смысл.

Ключевые слова: дознание, предварительное следствие, досудебное производство, уголовное судопроизводство, Устав уголовного судопроизводства.

Совершенствование системы местного самоуправления в России часто сопровождается изменениями в правовом регулировании предметов ведения местного самоуправления. Между тем, Федеральный закон №131-ФЗ к вопросам местного значения неизменно относит отдельные сферы градостроительства. Основные градостроительные полномочия местного самоуправления закреплены в статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Производные полномочия содержатся в иных статьях ГрК РФ. Помимо ГрК РФ и Федерального закона № 131-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления в данной сфере закреплены в ряде других законодательных актов, в т.ч. в Жилищном и Земельном кодексах Российской Федерации. При этом ГрК РФ является основным регулятором современных общественных отношений в градостроительной сфере, и не последнюю роль в этих отношениях играют исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления.

Полномочия в сфере градостроительной деятельности тесно связаны с земельными отношениями. Иногда, даже трудно точно определить границу между этими полномочиями. Поэтому рассмотрим градостроительные и связанные с ними земельные полномочия в комплексе на примере администрации городского округа город Воронеж.

Итак, согласно ст. 8 ГрК РФ, ст.11 ЗК РФ и ст. 48 Устава городского округа город Воронеж,к полномочиям администрации города Воронежа в области градостроительной деятельности относятся:

Распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в том числе: предоставление в установленном порядке на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в бессрочное (постоянное) и срочное пользование земельных участков, предоставление их в собственность и сдача в аренду, изъятие земельных участков в границах городского округа;

Ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;

Планирование использования городских земель;

Осуществление контроля за использованием земель, утверждение местных программ использования и охраны земель;

Организация подготовки генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки городского округа, организация подготовки и утверждение подготовленной на основе генерального плана городского округа документации по планировке территории, разработка местных нормативов градостроительного проектирования городского округа;

Осуществление функций заказчика на строительство и ремонт объектов социальной и производственной инфраструктуры, создаваемых за счет средств бюджета городского округа (в том числе на основе долевого участия);

Выдача разрешений на строительство, реконструкцию на территории городского округа объектов капитального строительства (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами);

Выдача в соответствии с действующим законодательством разрешений на ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных объектов капитального строительства;

Обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Полномочия местной администрации в сфере создания транспортной инфраструктуры, как правило, сводится к следующему:

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципалитета и обеспечение безопасности дорожного движения на них;

Создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест);

Осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципалитета;

Осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования.

Как правило, к полномочиям органов местного самоуправленияв сфере культуры относятся:

Организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

Создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;



Обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

Создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

Формирование архивных фондов поселения.

Полномочия органов местного самоуправления реализует, как правило, отраслевое структурное подразделение местной администрации. Называется данное структурное подразделение администрации чаще всего департамент образования (городского округа, муниципального района). В федеральном законодательстве не содержится обязательного требования по созданию такой структуры, но масштабы объема полномочий муниципальных образований в сфере образования создание такого структурного подразделения делают объективной необходимостью. Департаменты образования городских округов и муниципальных районов при осуществлении своей компетенции взаимодействуют с органами государственной власти субъектов РФ (прежде всего, с департаментом образования субъекта РФ) и образовательными учреждениями.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным образовательным программам, дополнительного образования в муниципальных образовательных организациях осуществляется на основе муниципального задания, которое формируется также и на организацию отдыха детей в каникулярное время. Муниципальное задание представляет собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству, объему, содержанию, условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг.

Органы управления образованием местной администрации разрабатывают для каждого муниципального образовательного учреждения муниципальное задание, которое определяет наименование услуги (предоставление дошкольного образования, общего образования или дополнительного образования), количество потребителей данной услуги (количество обучающихся), объем и содержание услуги (количество часов учебного плана, организация ЕГЭ, обеспечение учащихся горячим питанием и др.)

Важно отметить, что Федеральным законом № 273-ФЗ последовательно вводится принцип инклюзивного образования, т.е. обеспечения «равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Это предполагает, в том числе, организацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в одной образовательной среде с детьми, не требующими специальных условий обучения. Организация предоставления образования, конечно, не сводится только к выделению школам средств в зависимости от количества зачисленных. Муниципальные органы управления образованием организуют введение и соблюдение в муниципальных образовательных учреждениях федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Традиционной формой взаимодействия муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений является специальное совещание (проводимое, как правило, в августе-месяце), на котором определяются цели и задачи муниципальной системы образования на текущий учебный год. Органы местного самоуправления осуществляют содержание зданий и сооружений образовательных учреждений. Основная проблема кроится в нехватке средств местного бюджета на эти цели. Данная проблема часто решается путем предоставления субсидий из бюджетов субъектов РФ.

14-15 вопросы. Полномочия и система гарантий местного самоуправления. Ответственность органов и выборных должностных лиц МСУ (см. ФЗ№ 131 + Пособие Сафоновой Т.Ю. и Пастушковой Л.Н. по муниципальному праву, 2012г.)

  • Хатипова Ляйсан Ринатовна , бакалавр, студент
  • Баш­кирс­кий го­су­дарст­вен­ный аг­рар­ный уни­вер­си­тет
  • ВЛАСТЬ
  • СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  • МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
  • АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В данной статье рассмотрена деятельность органов МСУ в социально-культурной сфере жизни общества. Представлены основные аспекты.

  • Управление разграничением полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти Российской Федерации
  • Конституции Российской Федерации: права и свобода личности
  • Совершенствование форм и механизмов участия граждан в местном самоуправлении
  • Основные тенденции развития местного самоуправления в современной России

Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия на наиболее близком к гражданам уровне, в том числе имеют управленческие возможности в отношении различных социально-культурных организаций. Деятельность местных властей в данной сфере обычно ограничивается именно управленческими полномочиями: обеспечение социальных услуг, руководство муниципальными учреждениями и оказание им поддержки.

Основной обязанностью местной власти в сфере образования является предоставление бесплатного и общедоступного школьного образования, дошкольного образования. Также местные власти имеют возможность, например, поддерживать семьи, которые воспитывают детей дошкольного возраста не в детских садах, а на дому.

Всё, что связано с созданием, реорганизацией и ликвидацией образовательных структур (в том числе высших образовательных организаций) относится к ведению местных властей. В том числе организуется финансирование образовательных организаций, причём если предпринимательская деятельность образовательного учреждения вредит образовательному процессу, то местные власти вправе её приостановить.

Местная власть занимается учётом детей, подлежащих обучению, в её ведении находятся также опека и попечительство, обеспечение образования детям из неблагополучных семей и некоторые другие полномочия. [ 1 ]

В сфере здравоохранения важнейшими полномочиями органов местного самоуправления являются обеспечение правильного выполнения законодательства, контроль за соблюдением прав человека в сфере медицины и здравоохранения, но кроме этого в их обязанности входят также и административные и финансовые вопросы.

Местная власть занимается и административным управлением организаций в области здравоохранения. Так, местная власть отвечает за создание и развитие органов здравоохранения, в том числе создание необходимых условий и поддержку частных медицинских учреждений, обеспечение данных организаций необходимыми лекарственными средствами и материалами, организация ухода за беременными женщинами и донорами крови. В отношении доноров крови также действует особая возможность по дополнительному социальному обеспечению.

Кроме организации здравоохранительных учреждений местная власть несёт ответственность за обеспечение экологической безопасности и охрану окружающей среды, а также своевременное информирование населения об экологических опасностях и скорейшее их устранение.

В случае опасности распространения заразных болезней, исходящих от животных, органы местного самоуправления вправе создавать специальные комиссии для координации деятельности различных организаций, а также вводить карантин на время эпидемии. Ветеринарные организации также находятся в ведении местной власти.

В области социальной поддержки, как уже было сказано выше, муниципальные власти оказывают помощь различного рода неблагополучным и малообеспеченным семьям и иным социально незащищённым категориям граждан. В том числе детям-сиротам после совершеннолетия вне очереди предоставляется жилплощадь, как и, например, нуждающимся в жилье служащим полиции, которым в любом случае предоставляется качественное жильё с освещением и отоплением.

Также местные власти обладают правом предоставить дополнительное материальное обеспечение лицам, получающим пенсию за выслугу лет, предоставлять льготы Героям и полным кавалерам ордена Славы, а также членам их семей. Различные виды материальной поддержки также оказываются лицам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы.

Обязанности в области культуры у органов местного самоуправления заключаются в сохранении и содержании различных объектов культурного наследия и организаций, занимающихся культурным просвещением населения. В том числе местные власти занимаются финансовым обеспечением музеев, библиотек, культурных центров, их популяризацией.

За счёт бюджетных средств производится ремонт культурных сооружений, пополнение библиотечных и музейных фондов, организация досуга граждан.

В ведении местных властей находятся объекты военно-патриотического наследия, например, памятники, воинские захоронения, оборудование и оформление которых финансируется местным бюджетом. За восстановление разрушенных захоронений и памятников также ответственны органы местного самоуправления. [ 2 ]

Органы местного самоуправления - важнейший элемент системы социально-культурного обеспечения граждан, занимающийся финансированием, административным управлением, развитием различных сторон этой деятельности. Именно в этой области особенно важно качество их работы, ведь именно от образовательных, медицинских, культурных организаций наиболее сильно зависит благополучие граждан. [ 1 ]

Список литературы

  1. Государственное и муниципальное управление; Юрайт - Москва, 2012. - 625 c.
  2. Кобилев А. Г., Кирнев А. Д., Рудой В. В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве; Феникс - Москва, 2012. - 496 c.
  3. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. О правовом режиме имущества сельскохозяйственного кооператива // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Министерство образования РБ, Башкирский государственный аграрный университет, Совет молодых ученых университета. 2011. С.221-223.
  4. Кутлиярова Р.Ф. Правовой режим имущества сельскохозяйственных кооперативов в России // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина. Казань, 2008.
  5. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н., Кутлияров Д.Н. К вопросу о субсидиарной ответственности членов сельскохозяйственного кооператива // В сборнике: Традиции и перспективы социогуманитарного дискурса в Центральном Казахстане: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию факультета философии и психологии КарГУ им. академика Е.А. Букетова. 2015. С.257-262.
  6. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. Паевые взносы – основной источник формирования имущества сельскохозяйственного кооператива // В сборнике: Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Министерство образования РБ, Башкирский государственный аграрный университет, Совет молодых ученых университета. 2011. С. 218-221.
  7. Копылова Т.В., Кутлиярова Р.Ф. Современные проблемы развития местного самоуправления в РБ. В сборнике: Направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право: материалы международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор Н.Н. Понарина. 2015. С.49-51.
  8. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. Источники формирования имущества сельскохозяйственного кооператива // В сборнике: Аграрная наука в инновационном развитии АПК: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета в рамках XXV Международной специализированной выставки «Агрокомплекс–2015». Башкирский государственный аграрный университет. 2015. С.151-154.


Поделиться