Возрастные кризисы. Основные характеристики возрастных кризисов в жизни человека

Если конфликт, каким бы острым или глубоким он ни был, тесно связан с некой определенной проблемой или сферой жизнедеятельности человека, то понятие кризиса более глобально. В психологии понятие кризиса относится, прежде всего, к внутреннему миру индивида. Какими бы жизненными ситуациями ни был вызван кризис, он затрагивает куда более фундаментальные, жизненно важные ценности и нужды человека.

Нормативно-возрастные психологические кризисы

Под нормативно-возрастным кризисом понимается критический период индивидуального психологического развития при переходе в последующий период возрастного развития, характеризующийся качественными психологическими преобразованиями в сферах сознания, деятельности, социального взаимодействия личности.

Исходя из данного определения, можно понять, что нормативно-возрастной кризис аллегорически представляется в форме так называемого испытания, экзамена, который очень важно сдать, чтобы индивид мог получить доступ к абсолютно новому периоду своего развития, который связан с возрастом, причем не только биологическим, но и психологическим.

Периодизация нормативно-возрастных кризисов не в последнюю очередь связана с разделением жизни на пять ступеней развития субъективности человека, на каждой из которых находятся и период становления событийности, и период становления самобытийности. И если под первым названным периодом подразумевается кризис рождения и стадия принятия, то второй - это кризис развития и стадия освоения.

Первая стадия - это оживление. Для нее характерно «становление человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов». При входе в эту стадию, как правило, присутствует «кризис рождения», когда младенец становится индивидуальным существом и по этой причине испытывает значительные трудности при качественном изменении его бытия. После разрешения кризиса (он заканчивается на третьей неделе жизни) ребенок переходит в стадию новорожденного, которая также заканчивается определенным кризисом в возрасте 3,5-7 месяцев, характеризующимся, главным образом, возникновением потребности в общении и взаимоотношениях между новорожденным и взрослым, другими словами, ребенок становится адресатом для непосредственно-эмоционального общения с взрослым. После кризиса новорожденности следует этап младенчества, который заканчивает собой стадию оживления.

Вторая стадия развития субъективности человека - это одушевление, то есть, «развитие собственных средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей». Вступление в эту стадию начинается с кризиса младенчества, причиной которого является то, что ребенок попадает в такое же четырехмерное динамичное пространство, что и взрослый, что становится причиной появления «Я сам» - феномена-спутника субъективности, которая начинает складываться к 11-18 месяцам. За кризисом младенчества далее идет раннее детство, которое завершается кризисом в 2,5-3,5 лет, первым признаком которого становится негативизм, не проявляемый ранее ребенком. Причиной этого кризиса становится противоречие внутри ребенка между потребностью действовать самому и потребностью в соответствии требованиям взрослых. Это первый кризис, полностью проходящий внутри субъективности ребенка. Если этот кризис не разрешить, а чаще всего главным инструментом в его разрешении служит игра, в которой ребенок получает роль, которую он может проецировать на взрослых, то у ребенка есть риск стать аутистом. После преодоления этого кризиса наступает период детства.

С кризиса детства (5,5-7,5 лет) вступает в действие третья ступень субъективности - персонализация, то есть «оформление личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и к другим людям». В этом же возрасте происходит потеря свойственной детям непосредственности и наивности. Дети лишаются ситуативности реакций, и их поведение становится значительно более независимым от влияний среды, намного более осознанным и произвольным. В то же самое время происходит формирование чувства собственного достоинства и потребности в уважении социума, главным образом, представленного близкими родственниками. Главным же местом кризиса является формирование самосознания ребенка.

После кризиса наступает время отрочества, кризис которого наступает уже в возрасте 11-14 лет. Максимально типичной его чертой является противоречивость поведения. Самосознание подростка производит новую потребность: потребность в обретении индивидуальности, в обладании свойствами, отличными от окружающих. В целом же сущность кризиса развития составляют противоречия внутри индивида, внутри его представления о себе, в его самосознании. После его преодоления индивид входит в юность, на которой завершается третья ступень субъективности.

Следующая ступень - это ступень индивидуализации, а именно «обретение уникального самобытия, авторства в творчески-созидательной деятельности и собственной жизни». Этот кризис приходит в период после окончания школы, когда требуется выбрать вектор своей будущей профессии и, собственно, жизни, то есть, это кризис самоопределения. В результате кризиса юности «рождается» молодость, чей кризис наступает, как правило, приблизительно в возрасте 27 лет. Этот кризис формируется в связи с осознанием того, что как таковая молодость миновала и необходима рефлексивная оценка прожитых лет. В связи с этим подведением итогов часто формируется чувство некоторого застоя и потребность в ощутимых переменах наряду со страхом перед ними. Этот глубинный анализ своей личности, равно как и ее последующий пересмотр, служат предпосылками для последующей переоценки ценностей, необходимой для осознания своего подлинного места в жизни. Итогом кризиса служит переход во взрослость, которая завершает 4 ступень субъективности.

Пятая ступень субъективности - универсализация - это ничто иное как восхождение. Вхождение в него начинается с кризиса взрослости (39-45 лет) или так называемого «кризиса среднего возраста». Связан он с тем, что физические силы индивида убывают, и продолжение активной жизни прошлых лет становится весьма затруднительной.

Все это дает очередной толчок к переоценке старых ценностей и к обретению новых ценностей, становящихся флагманом для последующих духовных изысканий, которые превалируют в периоде зрелости, следующим за кризисом взрослости, кризис которой приближается в 55 лет. Биологически этот кризис обуславливается предпенсионным возрастом, значительным снижением физических и интеллектуальных способностей и осознанием этого. Ценности, обретенные во время кризиса взрослости, уже не оспариваются, но активно и в полной мере усваиваются именно в этом возрасте. Это ведет к качественно новой переоценке личности не только в профессиональном плане, как было ранее, но и вообще. В этом возрасте духовное окончательно получает статус неизмеримо выше физического. Еще одним признаком возраста становится принятие мысли о смерти как о должном. После этого кризиса следует старость, завершаемая смертью, то есть концом физической жизни индивида.

возрастные Кризисы - обыденное и в то же время загадочное явление , о котором каждый слышал не раз. Так, пресловутый «кризис среднего возраста» неизбежно всплывает в разговорах людей постарше, а «кризис четверти жизни» стал настоящей чумой современных 20-летних. Важно понимать, что психологические проблемы, связанные с определенным возрастом, вовсе не надуманы: мы все так или иначе с ними сталкиваемся. Оказавшись в ситуации жизненного кризиса, главное - помнить, что вы не первый, кто его переживает. С большинством возрастных кризисов вполне можно справиться, в итоге превратив их в продуктивный период жизни. С помощью психотерапевта Ольги Милорадовой разбираемся, через какие экзистенциальные кризисы нам суждено пройти, почему они возникают и как их пережить.

даша татаркова


Подростковый кризис

Любой возраст, ассоциируемый с тем или иным кризисом, конечно, очень условен. Так, один из самых ярких и сложных этапов нашего взросления приходится на 14–19 лет. Это время связано с различными психологическими, физиологическими и социальными перестройками, которые сильно меняют человека. Половое созревание становится сильнейшей встряской, превращающей каждый день подростка в американские горки эмоций. Что немаловажно, именно в этот момент людям впервые приходится задумываться о том, что их ждет в ближайшем будущем, когда они формально уже будут считаться «взрослыми». Любой не понаслышке знает, как это трудно - решить в 16, 17, 18 лет, чем вы будете заниматься всю оставшуюся жизнь и ради чего трудиться не покладая рук в университетские годы.

Современные подростки большую часть времени проводят в школьной системе. Регламентированность жизни делает необходимость принятия якобы судьбоносного решения особенно трудным. Не помогает и невероятное общественное давление: в школе учителя стращают выпускными экзаменами, дома родители пугают вступительными. И лишь немногие взрослые догадываются поинтересоваться, что думает и чего хочет сам подросток, чье будущее стоит на кону. Подобное психологическое давление может привести к печальному итогу: к примеру, в Южной Корее считается, что перспективы есть лишь у выпускников трех самых престижных университетов страны. Поэтому местные подростки в стремлении поступить в нужный университет доводят себя до полного изнеможения и в школе, и на дополнительных курсах. Такая нагрузка в свою очередь приводит к беспрецедентному количеству суицидов среди молодежи.

Трезво взглянуть на свои желания и способности подросткам не позволяют зашкаливающие эмоции и обостренное восприятие мира. В противном случае любой 17-летний быстро бы осознал, что в его возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Именно подростки чаще всего бросают увлечения, которые были придуманы и навязаны им родителями еще в детстве. Отказываться от старого и искать новое - естественный процесс. Американские тинейджеры давно придумали способ пережить этот момент с умом: многие решают взять так называемый gap year после окончания школы, то есть перерыв между учебой, чтобы попутешествовать, поработать и вообще приглядеться к жизни вне привычной системы и лучше понять себя. Такой метод не обещает божественных откровений, зато помогает посмотреть на мир под новым углом.

Стремление к независимости - естественное желание подростка, которое стоит поощрять в разумных пределах

Кризис самоидентификации - это не только попытки понять, кем ты «хочешь быть, когда вырастешь». Куда важнее, что именно в этот момент происходит формирование оценки своей личности. Девушки зачастую сталкиваются с трудностями, когда дело доходит до принятия своего меняющегося тела. Культурное давление не облегчает задачу, когда со всех билбордов глядят модели Victoria’s Secret, а тебе раз в месяц надо подтягивать брекеты. Исследование собственной сексуальной ориентации до сих пор приводит к огромному количеству трагедий из-за того, что окружающие (как ровесники, так и люди старшего возраста) далеко не всегда принимают гомосексуальных подростков. Тяжело приходится и транссексуальным тинейджерам, для которых половое созревание в чужом теле может обернуться тяжелейшей психологической травмой.

Одновременно происходит социальная идентификация - поиск себя в контексте окружающего общества. Разобраться со всем этим порой непросто без психолога, коуча или даже психоаналитика, но начинать нужно с себя, в какой бы роли вы ни находились. Любящая семья, готовая принимать своего взрослеющего ребенка, а не только контролировать и одергивать, - залог успешного взросления даже с учетом подросткового бунта и отчуждения. Стремление к независимости - естественное желание подростка, которое стоит разумно поощрять, не чинить препоны, а позволить ему открыто демонстрировать свои эмоции и желания. Взросление - это билет на очень, очень долгий поезд, так что торопиться и злиться на то, что оно не происходит одномоментно, бессмысленно.

Ольга Милорадова

психотерапевт

Основные кризисы, которые выделяются психологами в жизни человека, - это кризисы детского возраста. Кризис новорожденности, раннее детство, дошкольный возраст, школьный пубертат и так далее. Если говорить о кризисе уже у более-менее взрослого человека, то у него в принципе нет четкой привязанности к возрасту - скорее к событиям. Если детские кризисы - это практически полный распад старой системы и сборка новой, то взрослые - это всегда некий выбор. Конфликт противоречий: плыть по течению или всё полностью изменить, быть как все или идти к своей цели наперекор правилам. Раз мы говорим про точку выбора, то, как мне кажется, большинство российских подростков сразу же поступают в вуз, так что переживания и момент кризиса, скорее, предшествуют моменту выбора. Когда выбор уже свершился и смена условий прошла успешно, то, в общем-то, и выбора нет: теперь надо приспосабливаться.


Кризис четверти жизни

Вы окончили университет и не знаете, что с собой делать? Успели поработать на 2–3 разных работах, но не находите себе места? Друзья женятся, разводятся, рожают детей, а вы не чувствуете себя готовым к таким переменам? Поздравляем, вы совсем не одиноки в своей проблеме - у вас просто кризис четверти жизни. За более поэтичным и детальным определением этого жизненного периода можно обратиться к поп-культуре, регулярно осмысляющей психологические проблемы тех, кому под тридцать: именно его переживают героини сериалов «Девочки» и «Брод Сити» или персонажи Греты Гервиг в фильмах «Милая Фрэнсис» и «Мисс Америка».

За последние десятилетия произошел заметный сдвиг в социально допустимом времени вступления в независимую взрослую жизнь. Множество факторов сошлись воедино: вместе с ростом продолжительности жизни постепенно изменилась и ситуация на рынке труда. Финансовые кризисы и смена приоритетов с верности одной компании на протяжении всей жизни на личностный рост и частую перемену работы привели к тому, что пересмотр своих достижений и дезориентированность, известные как «кризис тридцатилетия», у многих сдвинулся на условные двадцать пять. К этому возрасту многие уже успевают попробовать разные отношения и профессии, но всё еще не готовы остановиться на чём-то одном и только начинают определяться со своими устремлениями, чувствами и интересами. Двадцать пять - приблизительный возраст: на самом деле большинство людей, чувствующих себя одинокими, потерянными и сбитыми с пути, приближаются к своему тридцатилетию.

Родители современных 30-летних старались обеспечить им максимально комфортную жизнь. Многие «дети», привыкнув к этому, не хотят жить самостоятельно: Ричард Линклейтер подметил это в своем фильме «Бездельник » еще в далеком 1991-м. Не в пример родителям, сегодняшние 30-летние не стремятся поскорее заводить детей и не ставят во главу успеха карьерную стабильность. В то же время глобальные социальные настроения не поспевают за их взглядом на мир, а опыт отцов и матерей внушает дополнительную неуверенность в своем выборе и провоцирует чувство вины. За «нежелание вырастать» миллениалов даже прозвали поколением Питера Пэна.

На всё это еще и , появившийся в эпоху соцсетей. Нам неизменно кажется, что мы делаем что-то не так, потому что, если верить мифу, сформированному фейсбуком и инстаграмом, то только у нас есть проблемы - но не у наших друзей или коллег. Когда страх оказаться менее успешным и интересным, чем ваши друзья, не отпускает, напомните себе, что аккаунт в соцсети любого человека - это лишь выжимка лучшего из лучшего, социальный конструкт, созданный усилием мысли. Попытайтесь сосредоточиться на том, чего вы хотите и можете добиться здесь и сейчас, и приступайте к выполнению плана.

Популярные советы о том, как преодолеть и даже принять состояние неопределенности, характерное для кризиса четверти жизни, чаще всего опираются на дзен-практики. Во-первых, полезно составлять списки, но не хвататься за сто дел одновременно, а приниматься за поставленные задачи постепенно, делая по чуть-чуть каждый день. Нужно смириться с тем, что ошибки неизбежны - и не бояться их. Важно наконец честно признаться себе в том, что вам интересно и какие увлечения действительно нравятся вам, а не навязаны родными или друзьями. Главный совет, особенно полезный в свете сказанного выше о соцсетях, - это научиться не сравнивать себя с другими. Общество постепенно начинает осознавать, что путь только вверх - не единственно возможный и точно не самый лучший, так что самое время найти что-то комфортное каждому в отдельности. По дороге всегда поможет на происходящее. Кризис четверти жизни на самом деле даже полезен, он помогает вырваться из навязанных ожиданий, привести жизнь в порядок и перестроить ее на свой вкус.

Ольга Милорадова

психотерапевт

Кризис по сути своей не деструктивен - он дает возможность личностного роста. Из-за смещения взрослости сместились и рамки. Кто-то в двадцать пять только окончил университет, а у кого-то в тридцать уже 5–7 лет карьеры за плечами и наступает переоценка достижений. Другой сценарий: карьера движется, но личной жизни нет; или с точностью до наоборот - есть ребенок, но ни года карьеры. Кризис - это ощущение либо полного тупика, либо продолжительного застоя. После вуза он может наступить, если, например, человек учился не для себя, а ради «корочки», мам и пап, а сам мечтал о совершенно другом. Когда приходит понимание, что вы уделяли время совсем не тому, о чём всегда мечтали, то новые вещи начинают казаться важными и происходит перестройка жизни под новые идеалы.


Кризис среднего возраста

Если предыдущий тип кризиса был связан, по сути, со страхом за свое будущее, то этот целиком и полностью завязан на прошлое. Кризис среднего возраста подразумевает, что однажды вы просыпаетесь и на вас накатывает незваный ужас: всё, чего вы добились к настоящему моменту, как будто теряет всякий смысл. Работа, дом, партнер, дети - всё кажется унылым и бессмысленным: дело, на которое потрачена вся жизнь, не приносит удовольствия, любовь и влюбленность кажутся далекими, а дети, скорее всего, так заняты своими делами, что едва ли обращают на вас внимание. Именно в связи с этим этапом принято вспоминать клише вроде покупки дорогих машин, злоупотребления алкоголем, тяги к романам с более молодыми партнерами на стороне, неизбежного развода и всяческих попыток прикоснуться к ушедшей молодости. Такие истории мы не раз видели в «Красоте по-американски», «Гринберге», «Большом разочаровании», апатовской «Любви по-взрослому» или в новом «Пока мы молоды».

Термин «кризис среднего возраста» придумал канадский психоаналитик Эллиот Жак. Им он обозначил переходный период жизни, охватывающий время где-то между 40 и 60 годами, когда жизнь теряет краски и начинается переосмысление всего случившегося ранее. Знаменитый психоаналитик Эрик Эриксон, разработавший теорию развития личности, описывал две последние стадии человеческой жизни (зрелость и старость или стагнацию и отчаяние) очень похоже на общие положения кризиса среднего возраста. В частности, Эриксон кратко характеризовал этот жизненный этап двумя вопросами: «Как сделать так чтобы моя жизнь проходила не впустую» и «Как понять, что быть собой незазорно?».

Несмотря на то, что концепция кризиса среднего возраста прочно осела в современной культуре (есть теория , что «Бонд» - результат такого периода в жизни Яна Флеминга), однозначно описать его не легче, чем все вышеперечисленные кризисы. У разных людей он проявляется по-разному, настигает их в разном возрасте, для кого-то становясь положительным опытом, а для кого-то - началом тяжелой депрессии. Финансовое положение, состояние личной жизни и прочие социокультурные факторы сильно влияют на то, случится с человеком кризис среднего возраста или нет.

Впрочем, есть и постоянные переменные: для кризиса среднего возраста характерно давящее чувство разочарования, а также осознание человеческой смертности. В этот период жизни многие переживают смерть ближайших родственников, например родителей. Такая утрата - это не только горе, с которым тяжело справиться: она также заставляет задуматься о неизбежности своей смерти и провоцирует экзистенциальный страх. В этом же возрасте для многих наступает конец карьеры или как минимум появляются ограничения в условиях или продолжительности работы. Возраст дает о себе знать на уровне физиологии: снижается мобильность, а у женщин наступает менопауза, связанная не только с сильной гормональной, но и психологической перестройкой. Вопреки популярному мнению, мужской организм тоже переживает изменения, так называемую андропаузу, когда происходит снижение тестостерона в крови.

Психологи отмечают, что все перечисленные выше симптомы вызывают стресс, но вовсе не обязательно вводят в состояние кризиса. Даже когда они накладываются друг на друга, человек совершенно не обязательно окажется в глубокой депрессии. Кризис среднего возраста - это прежде всего время рефлексии и переосмысление жизни. То, что он чаще всего настигает тех, кому за сорок, не значит, что он не случится с вами позже или раньше при прочих равных.

С кризисом среднего возраста (как и любым другим) важно не пропустить момент, когда он переходит в клиническую депрессию. В этом случае нужно обязательно обратиться за профессиональной помощью. Во всех остальных случаях практические советы по преодолению психологических проблем можно кратко охарактеризовать как «не бойтесь перемен и не поддавайтесь панике». Физические нагрузки помогут не только чувствовать себя так же активно, как и раньше, но и естественным способом улучшат настроение. Самое сложное и самое полезное - принять перемены, постараться направить страх родительских ошибок в продуктивное русло и наладить отношения с детьми. Как бы по-капитански это ни звучало, но поиски новых недеструктивных увлечений действительно помогут облегчить экзистенциальный страх. Старение, как и взросление, неизбежная часть жизни, и его нужно принять и работать с тем, что есть.

Ольга Милорадова

психотерапевт

Если большинство кризисов, о которых ранее шла речь, являются не столько кризисами (несмотря на их названия), сколько продуктивными периодами изменения и роста, то под кризисом среднего возраста принято подразумевать действительно кризис в психологическом смысле. Он выражается в непродуктивных депрессии, обесценивании и отрицании всего достигнутого. Вызвать такое состояние может и рутина, и мысли о смерти, и синдром опустевшего гнезда. Появляется нигилистическая позиция: всё плохо просто потому, что плохо.

Классический пример: столкнувшись со смертью близкого и ощутив животный ужас, многие ищут утешения в религии и, казалось бы, находят. На самом деле большинство находит себе уютный домик, спрятавшись сразу от нескольких экзистенциальных данностей, с которыми рано или поздно сталкивается каждый и которые нужно принять, - речь о смертности и одиночестве. По сути, человек остается в неразрешенном конфликте, судорожно хватаясь за то, что есть жизнь после смерти. В итоге нет роста, нет принятия, нет следующего шага. Поэтому главное правило, которому нужно следовать независимо от того, какой жизненный кризис вас застал: нельзя прятать голову в песок - нужно попытаться переработать настигшее вас откровение во что-то продуктивное.

Содержание статьи:

Кризисные периоды в жизни - это нормальный, физиологический процесс, который обусловлен сменой жизненных ценностей и установок. Эти обязательные этапы развития личности происходят у большинства людей, но протекают у всех по-разному. Если человек готов меняться и развиваться, то проблем с психологическим состоянием быть не должно, но нередко кризисы влекут за собой развитие различных фобий, комплексов, депрессий. Часто люди загоняют себя в состояние, из которого помочь выбраться может только психолог.

Понятие и тезисы кризисного периода в жизни человека

Кризис - это всегда важный период жизни человека, связанный с принятием судьбоносного решения. В переводе с греческого языка означает «разделение дорог», поэтому это душевное состояние еще называют «поворотом судьбы».

Любой внутренний кризисный период развивается на фоне уже привычного образа жизни, когда человек привыкает к определенному укладу, размеренности и комфортным условиям. Но в один момент происходит надлом, и нестабильное психологическое состояние лишает его опоры, уверенности в том, что его жизнь - это действительно то, что ему нужно. У человека появляются новые потребности.

В эти периоды люди вступают в конфликт с окружающим миром, они недовольны всем, что их окружает. А на самом деле, как утверждают психологи, суть кризиса заключается во внутреннем конфликте и неспособности человека принять реальность, желании сделать ее идеальной. На этом фоне возникает протест, а затем начинаются поиски путей решения. Важно, чтобы они были найдены, и человек направил всю скопившуюся энергию на их реализацию.

Понятие кризисного периода включает такие основные тезисы:

  • Любой кризис - это психологически сложный период, который нужно принять и пережить.
  • Этот период ни в коем случае нельзя считать тупиком. Это накопившиеся противоречия вступают в борьбу с вашим внутренним «Я».
  • Из кризисного периода жизни всегда есть пути выхода, которые кроются в действии, реализации потребностей и желаний.
  • Пережитый кризис способствует становлению характера, развитию сильных волевых качеств.
  • После сложного этапа человек обретает уверенность, и у него появляется новая комфортная модель поведения.
Переломные моменты могут происходить по разным причинам, связанным с личной жизнью, работой или здоровьем. Это индивидуальные ситуации, а есть ряд так называемых «обязательных возрастных кризисов», через которые проходят все люди, и повлиять на их начало человек не может.

Основные причины кризисных возрастных периодов


Появление кризиса в разном возрасте - закономерность, которая свидетельствует о развитии личности. Кроме физиологических аспектов, существует еще несколько важных причин появления таких периодов.

Что приводит к появлению кризиса:

  1. Травма . Это может быть травма, которую переживает ребенок в процессе рождения, или перенесенная человеком в раннем детстве. Эти факторы влияют на протекание кризиса и его длительность.
  2. Становление личности и формирование характера . Это происходит, когда человек уже обладает определенным набором информации об окружающем мире и начинает в полной мере использовать полученные знания: манипулировать, требовать, изучать границы дозволенного.
  3. Влияние окружающих . Родители, друзья, супруг или супруга, знакомые и коллеги играют не последнюю роль в старте кризиса. Иногда толчком может послужить брошенная фраза, ссора или определенная негативная ситуация. Эти обстоятельства заставляют задуматься о жизненных приоритетах, могут привести к анализу достижений, неудовлетворенности и, как следствие, кризису.
  4. Стремление к совершенству . Человек развивается на протяжении всей жизни, но есть периоды, когда он не доволен своим внешним видом, уровнем заработной платы или состоянием жилья. Это также становится причиной для начала кризисного периода. Люди, которые ставят перед собой завышенную планку, особенно подвержены этому.
  5. Резкая смена привычного образа жизни . Это может быть переход на новую работу, переезд в другой город или в новую квартиру. На этом фоне могут появиться новые потребности и желания, у индивида будут развиваться рефлексии, внутренние переживания, которые выльются в кризис.

Обратите внимание, во время кризиса человек всегда становится перед выбором, и от того, какой выбор он сделает, зависит, насколько его жизнь будет успешной в будущем.

Главные признаки кризисного периода в жизни


Человека, который переживает переломный момент в жизни, достаточно просто выделить из толпы по визуальным симптомам - блуждающему взгляду, поникшему виду. Также есть и ряд внутренних признаков, которые характеризуют это состояние:
  • Пустой взгляд . Создается впечатление, будто человек постоянно думает о чем-то своем. Часто люди, переживающие кризис, настолько погружаются в себя, что даже не откликаются, когда к ним обращается собеседник.
  • . Человек может быть на первый взгляд совершенно спокойным и вдруг внезапно начать плакать или дико смеяться над банальной шуткой. Все зависит от возраста индивида. Например, подросткам сложно контролировать свои негативные эмоции, а люди зрелого возраста уже умеют держать себя в руках.
  • Отказ от пищи и сна . Иногда сознательно, а иногда из-за нервного напряжения человек не может нормально питаться и спать.
  • Пессимистический или излишне оптимистический настрой на будущее . Людям в эти периоды присуща излишняя эмоциональность: у них есть планы и желания, но одни люди впадают в депрессию, потому что не могут их реализовать, а другие начинают создавать эффект бурной деятельности. Эти два варианта не являются нормой в обычной жизни и считаются ярким признаком того, что человек переживает внутреннее напряжение.

Любой возрастной кризис не должен подавляться самим человеком или родителями, если речь идет о переломных моментах у детей. Только проживание этой ситуации и выход из нее с новыми моделями поведения позволят избежать психологических расстройств.

Характеристика кризисных периодов разных лет жизни

На каждом этапе взросления и изменения внутреннего мира человека поджидает определенный возрастной кризис. В детстве эти состояния проходят незаметно для ребенка, здесь очень важную роль играет поведение родителей. Впервые осознанно с кризисом человек сталкивается в подростковом возрасте. Это очень важный период, когда с одной стороны нужно дать ребенку возможность принимать решения самостоятельно, а с другой - оградить его от негативных последствий этих решений. В зрелом возрасте также есть место кризисам, главным образам они происходят из-за не способности принимать реальность и жажды новых впечатлений.

Детские кризисные периоды в жизни


Жизнь маленького человека с первых минут существования начинается со стресса. Так называемый кризис новорожденного - первый переломный момент, когда он вступает в борьбу за свою жизнь и побеждает, делая первый вздох.

Следующие детские кризисы появляются на разных стадиях развития малыша:

  1. На первом году жизни . Причиной является первое сознательное отдаление от самого близкого человека - мамы. Ребенок начинает ходить, расширяя свои горизонты. А также кроха учится говорить и уже может изъясняться с родными обрывками слов. Это приводит к эмоциональному возбуждению, острой потребности все делать самостоятельно: узнать, что это за предмет, потрогать его и даже попробовать. Родителям в это время лучше просто наблюдать за чадом, не мешая познавать мир, ликвидируя явные опасные предметы из его зоны досягаемости.
  2. На третьем году . Самый эмоционально выраженный детский кризис, который характеризуется сразу несколькими симптомами: отрицательной реакцией, связанной с отношением одного человека к другому, упрямством, желанием, чтобы с решением крохи считались, протестом против домашних порядков, стремлением к эмансипации от взрослых. По сути, в это время ребенок хочет все делать сам, рвет связи со взрослыми, у него начинается период выделения собственного «Я». В это время очень важно заложить крохе любовь к окружающему миру, показать ему, что этот мир любит его. Только дети с такой уверенностью вырастают оптимистами, не боящимися принимать решения и отвечать за свою жизнь.
  3. На седьмом году . Это «школьный кризис», который характеризуется получением новых знаний, началом мыслительного процесса, когда малыш уже может обдумать и проанализировать свои поступки. В этот период у детей наблюдается симптом «горькой конфеты»: они замыкаются в себе, делают вид, что их ничего не беспокоит, а сами могут страдать. Эмоционально они переживают большой стресс, ведь их жизнь после похода в школу кардинально меняется, начинают формироваться социальные связи. Здесь очень важна поддержка родителей, их максимальное участие в жизни первоклассника.

Кризисные периоды жизни человека в юности


Переход во взрослую жизнь также ознаменован несколькими кризисными периодами. В это время вчерашний ребенок уже должен принимать серьезные решения, отвечать за свои поступки, уметь распоряжаться финансами. Многие дети впервые отделяются от родителей, уезжая на учебу. Это сильный стресс, который либо воспитает волю у ребенка, либо станет причиной ряда безответственных поступков.

Какие кризисные возрастные периоды выделяют в юношестве:

  • В подростковом возрасте 12-16 лет . Этот возраст еще называют «переходным» и «сложным». В это время меняется тело ребенка, происходит половое созревание и появляется интерес к противоположному полу. С психологической точки зрения взрослый ребенок оценивает себя через призму восприятия другими людьми. Ему главное, что сказали о нем, его платье или сумке подруга или друг. Очень важно не навешивать ребенку ярлыков, не акцентировать внимание на его недостатках, потому что во взрослой жизни это все превратится в комплексы. Следует дать ребенку уверенность, что у него есть множество положительных качеств и достоинств - так он станет их развивать.
  • Кризис самоопределения . Он наблюдается в возрасте 18-22 лет, когда человек понимает, что юношеский максимализм не всегда работает и нельзя все делить только на «белое» и «черное». В это время перед молодежью раскрывается очень много возможностей, а выбрать один правильный вариант сложно. Поэтому часто люди делают ошибки, следуя не своим мечтам, а тому, что было навязано родителями, учителями, друзьями. В этот период важно прислушаться к себе и сделать выбор в пользу своих желаний, суметь их отстоять. А также необходимо принять и полюбить себя со всеми своими недостатками.

Кризисные периоды развития личности в зрелом возрасте


После 30 лет, когда человеком уже выбран курс движения по жизни, определены приоритеты и цели, его может беспокоить ощущение неудовлетворенности, могут одолевать мысли из серии «как могла сложиться моя жизнь, если бы…». Это первый звоночек, что на носу кризисные периоды зрелых лет.

Рассмотрим особенности кризисных периодов в зрелом возрасте:

  1. В возрасте 32-37 лет . Человек может войти в противоречия с самим собой. Видя свои ошибки, он уже не может, как в юности, легко согласиться с ними и принять факт их наличия. Напротив, он начинает внутреннюю борьбу, доказывая самому себе, что ошибок быть не может, а все его действия были правильными. Выхода из этого кризиса два: принять ошибки, скорректировать план на будущее и получить приток энергии для его реализации, или цепляться за прошлый опыт и иллюзорные идеалы, оставаясь на месте. Последний вариант может длиться несколько лет и сделает человека крайне несчастным.
  2. В возрасте 37-45 лет . Сложнейший в эмоциональном плане период жизни, когда и мужчины, и женщины склонны рвать устоявшиеся связи ради желания идти дальше, развиваться и получать желаемое. Семья, работа, быт - все это может показаться «лишним грузом», который тянет на дно. К человеку приходит четкое понимание, что жизнь одна и тратить ее на пресное существование нет никакого желания. Выход виден в прерывании обременительных связей, перераспределении обязанностей, смене сферы деятельности с целью получить больше свободного времени для реализации собственных целей.
  3. После 45-ти лет . Это время второй молодости, когда и мужчины, и женщины перестают измерять свой возраст прожитыми годами, а начинают ощущать свой внутренний потенциал на будущие годы. В этот период из-за гормональной перестройки женщины становятся похожими на подростков - у них часто меняется настроение, они обижаются по любому поводу. У мужчин развивается инстинкт самца, они снова стремятся стать завоевателями, сражаться за свое. Как говорят психологи, в этом возрасте можно либо сделать пресные супружеские отношения более острыми, либо найти нового, подходящего по темпераменту партнера.
  4. После 55-ти лет . В этот период наблюдается затяжной кризис, который предполагает принятие нескольких истин: ваше тело изменилось, вам придется выйти на пенсию, уход из жизни неминуем. Психологи считают, что самое страшное для человека в это время остаться одному, без необходимости о ком-то заботиться или ходить на любимую работу. Однако нельзя падать духом, главный неоспоримый плюс этого периода - человек получает уйму свободного времени, о котором мечтал на протяжении всей жизни. Сейчас самое время им воспользоваться, ведь зрелый возраст - это не болезнь, а момент, когда можно позволить себе попутешествовать, отдохнуть. Желательно также найти себе хобби после выхода на пенсию, чтобы заполнить уйму времени. Важно, чтобы понятие «старость» не стало синонимом пассивности. Это период радоваться результатам своей жизни, время, которое можно посвятить только себе.
Переходные этапы в жизни следует воспринимать спокойно, плавно переступая с одной ступеньки кризиса на другую, понимая, что перепрыгнуть несколько одним махом не получится. Важно из каждого кризиса выходить внутренне обогащенным, с новым стимулом для дальнейших свершений.

Как пережить кризисные периоды жизни


Любой кризис - это стресс для человека, который может стать причиной ухудшения самочувствия и работоспособности. Чтобы этого не произошло, необходимо соблюдать правила, которые помогут пережить кризисные периоды развития личности:
  • Найдите стимул вставать с постели . Даже во время кризиса каждого человека окружает множество маленьких и больших радостей. Главное их найти. Это может быть смех вашего ребенка во время игры, утренняя прогулка с собакой, чашка любимого кофе или ежедневная пробежка. Сначала все это покажется вам мелким и неважным, но проделывая эти ритуалы, вы поймете, что именно из таких радостей строится большое счастье.
  • Займитесь йогой или пилатесом . Во время сложных моментов в жизни важно научиться максимально расслабляться, выключая не только тело, но и голову. Эти практики помогут вам справиться с этим, а также будут держать мышцы в тонусе.
  • Дарите себе положительные эмоции . Во время стресса очень полезно гулять в парках, ходить на выставки, в кино на комедийные фильмы. Улыбка, смех, радость - это база, которая не даст негативным мыслям поглотить вас. Это касается и детей, переживающих кризис - дарите им больше ярких эмоций.
  • Хвалите себя . Делайте это на каждом шагу: успели на маршрутку - отлично, удалось вовремя сдать отчет - тоже ваша заслуга. Вы должны повысить чувство собственного достоинства.
  • Хотите поплакать - плачьте . Сдерживать эмоции вредно в любом возрасте, а особенно во время кризиса. Со слезами и криками выходит скопившийся внутри негатив. Человек истощается, очищается и открывается навстречу новым свершениям.
  • Не уходите в себя . Помните, возрастные кризисы - это естественный процесс, спрятаться от него или пройти мимо не получится, его важно пережить. Если вам сложно, одиноко и кажется, что самостоятельно со всеми обрушившимися мыслями не справиться, обязательно обратитесь за помощью к психологу.
Что такое кризисный период в жизни человека - смотрите на видео:


В большей степени срывам на фоне кризиса подвержены одинокие люди, те, кто недавно пережил смерть близкого человека или больные с тяжелыми диагнозами. Чтобы не допустить депрессии, помочь этим людям должны их друзья и родные своим вниманием и участием.

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь».

8 психологических кризисов

Кризис № 1

Первый важный этап в череде кризисных периодов - от 3 до 7 лет. Его еще называют периодом «укрепления корней». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен. И отношение это вырастает из того, что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится «выживать».

Как вы понимаете, имеется в виду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов.

Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен, зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое.

Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: «Я буду стараться, а мир вокруг меня поддержит». Такие дети получаются оптимистами, не боящимися самостоятельности и принятия решений. Недоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безынициативного, апатичного. Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку.

Кризис № 2

Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет. Это переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: «лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если - да, то чем именно и как это для меня - хорошо или плохо?». И самое главное: «Как я выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью?» Задача, которая стоит в этот период перед человеком - определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других.

Именно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами, которые нужно принять. Поэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников. И набивать шишки хочется только самому, без заботливых маминых рук.

Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки, окрепнувшей уверенности в собственных силах, что «я все могу сам». Если же кризис не разрешился должным образом, то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников, от любых, даже навязанных «норм» среды, от обстоятельств, наконец. «Зачем стараться, добиваться чего - то, у меня все равно ничего не получится! Я хуже всех!».

Неуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнения, от оценки окружающих - вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис, несет по всей своей дальнейшей жизни.


Кризис № 3

Третий кризисный период (от 18 до 22 лет) связан с поиском собственного места в этом сложном мире. Приходит понимание того, что черно - белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор.

На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой, страх, что «я не соответствую, я не смогу...». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире, самоидентификации, как говорят психологи.

При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана: вместо собственного пути, искать объект для подражания или «широкую спину», за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь, или, наоборот начать отрицать всяческие авторитеты, но при этом не предлагать ничего своего, ограничиться только протестом, без конструктивных решений и путей.

Именно в этот период формируется «привычка» поднимать собственную значимость путем унижения, принижения значимости других, которую мы так часто встречаем в жизни. Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким, каким ты являешься, со всеми недостатками и достоинствами, зная, что собственная индивидуальность важнее.

Кризис № 4

Следующий кризис (22 - 27 лет), при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что - то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту - это навсегда и ничего нового уже не будет.

Глобальный жизненный курс, по которому мы двигались до сих пор, почему - то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по - другому, что упущены какие - то возможности, и изменить уже ничего нельзя.

При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на «абсолютный», глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно менять, в зависимости от того, как изменяешься ты сам, не бояться экспериментировать, начинать что - то заново. Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют «коррекцией жизненных планов», «переоценкой установок».

Кризис № 5

Наступает этот кризис где - то в возрасте 32 - 37 лет, когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты.

Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений, как таковых, а с точки зрения личной удовлетворенности. «Зачем мне это? Стоило ли оно таких усилий?». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным, чем - то, чего нужно избегать, цепляясь за прошлый опыт, за иллюзорные идеалы.

Вместо того, чтобы спокойно скорректировать планы, человек говорит себе: «Я не изменю своим идеалам, буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса, я должен доказать, что был прав, не смотря ни на что!». Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь, свои планы, то выход из данного кризиса - новый приток свежих сил, открытием перспектив и возможностей. Если же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет для вас скорее разрушительным, чем конструктивным.

Кризис № 6

Один из самых сложных этапов - 37-45 лет. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном.

Карьера, семья, связи - все это не только устоялось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и обязанностей, которые приходится соблюдать, потому, что «так надо». На этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя. Приходится принимать решение, что тащить на себе и дальше, а что можно сбросить, от чего избавиться.

Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательные и обременительные.

Кризис № 7

После 45 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся «ягодками опять», но и у мужчин. По словам одного из западных психологов, мы, наконец, перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени, которое еще предстоит прожить.

Вот как психолог А.Либина описывает этот кризисный период:

«Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками. Во - первых, в их организме происходят бурные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессами. Из-за гормональных изменений в период климакса они, подобно подросткам, становятся вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаются по пустякам. Во - вторых, у них вновь обостряется чувство самости, и они опять готовы бороться за свое Я, даже при малейшей угрозе независимости. Бороться в семье - с детьми, которые уже покинули или вот-вот покинут родительское гнездо, на работе - чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров, которым " наступают на пятки " более молодые.

Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: " Кто я есть? " и " Куда я иду? ". Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее.

Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о "пустом гнезде", которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы.

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы.

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста - возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры».

Кризис № 8

После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости». Мы начинаем действовать, руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше, чем когда бы то ни было. Однако, личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов. Отсюда - горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезности и пустоты. Но страшнее всего - одиночество. Это в случае негативного развития кризиса из - за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками».

В позитивном варианте развития - человек начинает видеть для себя новые перспективы, не обесценивая прежних заслуг, ищет новые сферы приложения для своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил. Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл, не ограничивая жизненных интересов, не несет пассивности и застоя.

Многочисленные исследования показывают, что понятия «старость» и «пассивность» абсолютно не зависят одно от другого, это просто распространенный стереотип! В возрастной группе после 60 отчетливо прослеживается различие между «молодыми» и «старыми» людьми. Все зависит от того, как человек воспринимает собственное состояние: как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности, для интересной полноценной жизни.

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь», где нельзя попасть на следующую ступеньку, не постояв на предыдущей и где, споткнувшись на одной ступеньке, уже не шагнешь плавно и правильно, ровно ставя ногу, на следующую. И уж тем более, не получится перепрыгнуть через несколько ступенек: все равно когда - нибудь придется вернуться и доделать «работу над ошибками».опубликовано



Поделиться