4 5 дать характеристику опасным производственным объектам. Классификация опасных производственных объектов

Итак, вступили в силу: Приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» и Приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495 «Об утверждении требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов».

Идентификация ОПО

Перед началом регистрации проводится идентификация ОПО, то есть эксплуатирующая (или приглашенная экспертная) организация, ориентируясь на приложение № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. решает, относится ли объект к категории опасных производственных, выявляет все возможные признаки опасности объекта с учетом их количественных и качественных характеристик, проверяет, учтены ли все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности.

В ходе указанных выше действий владелец ОПО анализирует (п. 8 Требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО):
проектную документации (документацию) объекта;

  • обоснование безопасности ОПО (в случае его разработки);
  • декларацию промышленной безопасности (в случае ее разработки);
  • технологические регламенты;
  • генеральный план расположения зданий и сооружений;
  • сведения о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
  • спецификации установленного оборудования;
  • документацию (паспорта, руководства по эксплуатации и т.д.) на технические устройства, используемые на объекте;
  • данные о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте.

На основании данных идентификации владелец объекта (или приглашенная экспертная организация) заполняет сведения, характеризующие ОПО. При подаче документов на регистрацию Ростехнадзор проверяет правильность проведенной идентификации, а также присвоение наименования и класса опасности ОПО.

Регистрация ОПО

Согласно п. 14 требований, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495, владелец ОПО (эксплуатирующая организация) не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации объекта подает в Ростехнадзор документы на его регистрацию.

Пакет документов может включать в себя (п. 19-21 Административного регламента, утв. Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494):

  • заявление о регистрации ОПО;
  • сведения, характеризующие каждый ОПО (в двух экземплярах) по форме приложения № 4 к Административному регламенту, утв. Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494;
  • копии документов, подтверждающих право владения ОПО (в том числе земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, на (в) которых размещаются ОПО);
  • обоснование безопасности ОПО с указанием реквизитов положительного заключения ЭПБ (в случаях, установленных п. 4 ст. 3 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 г.);
  • текстовую часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы).

Обратите внимание! Документы, указанные в п. 1-3 списка, являются обязательными для всех категорий ОПО.

С 14.02.2017 г. документы на регистрацию ОПО подаются только в управление Ростехнадзора по юридическому адресу владельца объекта, независимо от места нахождения ОПО.

Территориальный орган Ростехнадзора (по юр. адресу) теперь сам согласовывает сведения, характеризующие ОПО, с управлением ФСЭТАН, на территории которого расположен объект и которое осуществляет надзор за ним.

В свою очередь надзирающее управление Ростехнадзора в течение 10 рабочих дней передает в регистрирующий орган ФСЭТАН заключение о полноте и правильности проведения идентификации ОПО. То есть, по сути, согласовывает (или не согласовывает) сведения, характеризующие ОПО.

Если Ростехнадзор сомневается в правильности проведенной идентификации или качестве (полноте) представленных сведений, он может дополнительно запросить у владельца ОПО следующую информацию:

  1. Уставные документы организации, в том числе сведения об ее структуре.
  2. Генеральный план, экспликацию зданий и сооружений.
  3. Данные:
  4. Сведения о размерах и границах территории, санитарно-защитных и/или охранных зонах ОПО.
  5. Сведения о применяемых технологиях на основных и вспомогательных производствах, эксплуатируемых технических устройствах.
  6. Документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию ОПО (разрешение на ввод в эксплуатацию, акт ввода в эксплуатацию/пуска в работу и т.д.)

С 14.02.2017 г. изменился не только состав, но и формы документов, которые подаются на регистрацию ОПО. Поэтому считаем важным рассмотреть некоторые из них более подробно.

Форма заявления на регистрацию ОПО и рекомендации по ее заполнению даны в приложении № 3 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494.
Шаблон этого документа также можно скачать на сайте вашего территориального управления Ростехнадзора.
Заявление на регистрацию ОПО включает в себя:
- сведения о заявителе (подробные реквизиты);
- краткую информацию об ОПО (согласно «2» п. 20 Административного регламента).
Ниже представлен образец заполненного заявления на примере ОПО «Участок транспортный».

Обратите внимание! В заявлении не допускается:
- исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства;
- двусторонняя печать на бумажном носителе;
- скрепление листов, приводящее к порче бумажного носителя.

Сведения, характеризующие ОПО

Форма сведений, характеризующих ОПО, и рекомендации по ее заполнению даны в приложении № 4 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494.
Сведения оформляются на каждый ОПО, который хочет зарегистрировать заявитель. Документ должен содержать следующую информацию:

  • наименование и место нахождения ОПО;
  • признаки опасности ОПО;
  • класс опасности ОПО;
  • классификация ОПО по типам, указанным в приложении № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. (п. 3-9 и п. 11);
  • виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации ОПО;
  • информация о заявителе (владельце ОПО);
  • реквизиты ОПО и регистрирующего органа;
  • сведения о составе ОПО (как раньше) - перечень площадок, технических устройств и т.д.

Обратите внимание! С 14.02.2017 г. карты учета ОПО отменены.

Сведения заполняются по материалам проведенной идентификации, а также анализа документов, указанных в п. 8 требований, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495.

Ниже представлены сведения, характеризующие ОПО, на примере объекта «Участок транспортный».



Документы, подтверждающие право владения ОПО

Документы должны подтверждать основание и/или право, по которому заявитель (организация, которая подает документы на регистрацию ОПО) владеет опасным производственным объектом (его составными частями). Ими могут быть:

  1. Свидетельство о праве собственности/договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на земельные участки, производственные площадки, здания, строения и сооружения, на (в) которых размещаются ОПО.
  2. Договор купли-продажи и/или ПТС (например, для мобильных подъемных сооружений - автокраны, манипуляторы, автоподъемники, вышки и т.д.).
  3. Договор на эксплуатацию объекта, заключенный с владельцем ОПО и проч.

Добавим конкретики. Например, для сетей газопотребления документами на право владения станут:

  • Свидетельство о праве собственности либо договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на здание котельной, а также вспомогательные строения и сооружения.
  • Свидетельство о собственности на внешний (надземный или подземный) газопровод, который входит в состав ОПО и числится у вас на балансе. В этом случае Ростехнадзор может запросить документ о праве владения земельным участком, по которому пролегает газопровод.
  • Договор на эксплуатацию объекта (либо договор оперативного управления объектом), заключенный с владельцем ОПО, если речь идет об эксплуатирующей организации. В этом случае Ростехнадзор в любом случае запросит документы, указанные выше, которые есть у собственника ОПО.

Для стационарно установленных ГПМ подойдут:

  • свидетельство о праве собственности либо договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на площадку с установленным ГПМ (стройплощадка, цех и т.д.);
  • договор купли-продажи ГПМ;
  • договор подряда (или иной договор о выполнении работ/оказании услуг с использованием ГПМ) с непосредственным владельцем/арендатором площадки, на которой ведутся работы с применением ГПМ.

В случае с мобильными ПС (краны и подъемники на автомобильном шасси), а также передвижными цистернами (сосудами) право владения подтверждают:

  • договор купли-продажи (лизинга) и/или ПТС;
  • документ на право владения (собственность, аренда, оперативное управление, хоз. ведение) площадкой, на которой объекты будут базироваться (куда будут возвращаться после выполнения работ), проходить техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт.

Заявление на регистрацию ОПО

Отдельные разделы проектной документации

Текстовая часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) предоставляется для регистрации ОПО, в состав которых входят объекты капитального строительства.

Это могут быть, к примеру, сети газопотребления, которые включают в себя здание котельной или склад (склады) хранения опасных веществ:

  1. Проектная документация на строительство, реконструкцию, капительный ремонт ОПО подлежит экспертизе (государственной или негосударственной) в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
  2. Проектная документация на техническое перевооружение (а также консервацию и ликвидацию) ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности (ст. 8 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г.).

Подавая в Ростехнадзор часть проекта при регистрации ОПО, нужно указать реквизиты положительного заключения соответствующей экспертизы.

Если объект капитального строительства уже был в эксплуатации, и проект на него утерян, то заменой документу может стать заключение экспертизы промышленной безопасности, зарегистрированное в Ростехнадзоре.

Результаты регистрации ОПО

Если вы правильно провели идентификацию ОПО, верно заполнили заявление и сведения, предоставили полный пакет документов, сообщили Ростехнадзору корректную и достоверную информацию, то максимум через 20 рабочих дней вы получите:

  1. Свидетельство о регистрации ОПО.
  2. Сведения, характеризующие ОПО, которые согласованы Ростехнадзором.

Вашему объекту (объектам) будет присвоен класс опасности, а также регистрационный номер из трех групп знаков, разделенных тире (дефисом), в формате XXX-XXXXX-XXXX, который является идентификатором регистрирующего органа, эксплуатирующей организации и самого ОПО.

После регистрации ОПО можно приступать к разработке нормативно-технических документов (ППК, ПМЛА и т.д.), а также к получению лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию вашего объекта (для ОПО I-III классов опасности).

В соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" все опасные производственные объекты, в зависимости от степени опасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды, делятся на 4 класса опасности ОПО :

I класс опасности - объекты чрезвычайно высокой опасности;

II класс опасности - объекты высокой опасности;

III класс опасности - объекты средней опасности;

IV класс опасности - объекты низкой опасности.

Все ОПО (вне зависимости от класса опасности) подлежат обязательной . При эксплуатации ОПО I, II, III классов опасности необходимо получать лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.


Классификация опасных производственных объектов

Параметры классификации ОПО приведены в 116-ФЗ (т аблицы №1 и №2 Приложения №2).

Для объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные и высокотоксичные вещества, класс опасности определяется исходя из количества таких опасных веществ, которые единовременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте (таблицы №1 и №2 Приложения №2 №116-ФЗ от 21.07.1997 г.) . Количество вещества, обращаемого на ОПО, берется из , раздела "Технологические решения". Этот раздел проекта эксплуатирующая организация также обязана предоставить при регистрации ОПО в реестре опасных производственных объектов.
В случае, если ОПО находятся на расстоянии менее 500 метров друг от друга (даже если у них разные эксплуатирующие организации), количество веществ одного вида суммируется.

Для иных объектов класс опасности устанавливается в соответствии с признаками, указанными ниже:


Вид ОПО Класс опасности Признаки опасности ОПО
Химически опасные объекты I - объекты хранения и уничтожения химического оружия, объекты спецхимии
Объекты добычи нефти и газа, включая бурение II - выброс продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6% объема такой продукции
III - выброс продукции с содержанием сернистого водорода 1-6% объема такой продукции
IV - выброс продукции с содержанием сернистого водорода менее 1%
Газораспределительные сети и сети газопотребления II

Транспортировка природного газа под давлением свыше 1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 МПа;

III - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно (с 1 сентября 2016 года)

Объекты котлонадзора

ВАЖНО! В качестве ОПО регистрируются только те объекты, на которых применяется оборудование, подлежащее учету в Ростехнадзоре.

III

Для объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 МПа и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более;

IV - применение оборудования, работающего под давлением от 0,07 до 1,6 Мпа и температуре рабочей среды от 115 до 250 гр.С
Подъемные сооружения и механизмы III

для подвесных канатных дорог

IV иные стационарные подъемные сооружения
Металлургия II

используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава 10 тонн (10 000 кг) и более

III используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава от 0,5 тонн (500 кг) до 10 тонн (10 000 кг)
Объекты угольной и горнорудном промышленности I

для шахт угольной промышленности, а также иных объектов ведения подземных горных работ на участках недр, где могут произойти:
- взрывы газа и (или) пыли;
- внезапные выбросы породы, газа и (или) пыли;
- горные удары;
- прорывы воды в подземные горные выработки

II

Для объектов ведения подземных горных работ,не указанных в подпункте 1 настоящего пункта;
- для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет 1 млн куб.м в год и более;
- для объектов переработки угля (горючих сланцев)

III

Для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет от 100 тыс. до 1 млн. ку.м в год;
– для объектов, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых, за исключением объектов переработки угля (горючих сланцев)

IV

Для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет менее чем 100 тыс. куб.м в год

Объекты хранения и переработки растительного сырья III

Для элеваторов,
- для объектов мукомольного, крупяного и комбикормового производства

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон № 116-ФЗ, установлены классы опасности опасных производственных объектов. Классы опасности опасных производственных объектов устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 6.1 и 6.2.

Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности, приведены в табл. 6.1 и 6.2.

Предельные количества опасных веществ

Таблица 6.1

Наименование опасного вещества

Предельное

количество

опасного

вещества, т

Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация ниграга аммония превышает 90 процентов массы)

Нитрат аммония в форме удобрений (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием)

Акрилонитрил

Оксид этилена

Цианистый водород

Фтористый водород

Сернистый водород

Диоксид серы

Триоксид серы

Метилизоцианат

Предельные количества видов опасных веществ

Таблица 6.2

Продолжение табл. 6.2

Примечания : 1. Для опасных веществ, не указанных в табл. 6.1, применять данные табл. 6.2. 2. В случае, если расстояние между опасными производственными объектами менее пятисот метров, учитывается суммарное количество опасного вещества. 3. Если применяется несколько видов опасных веществ одной и той же категории, то их суммарное пороговое количество определяется

условием:

> 1, где т(1) - количество применяемого вещества; М(7) - по

роговое количество того же вещества для всех г от 1 до п.

В частности, введена классификация опасных производственных объектов (далее - ОПО), учитывающая степень риска возникновения аварий и масштабы их возможных последствий. Все ОПО разделены на 4 класса:

I класс - объекты чрезвычайно высокой опасности;

II класс - объекты высокой опасности;

III класс - объекты средней опасности;

IV класс - объекты низкой опасности.

Класс опасности присваивается ОПО при его регистрации в госреестре. В зависимости от класса к опасным производственным объектам будут применимы различные требования промышленной безопасности. В отношении ОПО I класса опасности установлен режим постоянного госнадзора. Плановые проверки организаций и ИП, эксплуатирующих ОПО 1 и II классов опасности, должны проводиться не чаще 1 раза в год, III класса - 1 раза в 3 года. ОПО IV класса опасности планово не проверяются. Организации, эксплуатирующие ОПО I и II классов опасности, обязаны создавать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование. Сфера обязательного декларирования промышленной безопасности ограничена ОПО I и II классов.

Для опасных производственных объектов устанавливаются следующие классы опасности.

I класс опасности:

  • - для шахт угольной промышленности, а также иных объектов ведения подземных горных работ на участках недр, где могут произойти:
  • - взрывы газа и (или) пыли;
  • - внезапные выбросы породы, газа и (или) пыли;
  • - горные удары;
  • - прорывы воды в подземные горные выработки.

Для объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия и опасных производственных объектов спецхимии устанавливается I класс опасности.

II класс опасности:

  • - для объектов ведения подземных горных работ, для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет 1 млн. кубических метров в год и более, для объектов переработки угля (горючих сланцев);
  • - для опасных производственных объектов, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6 процентов объема такой продукции;
  • - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля (МПа) или сжиженного углеводородного газа иод давлением свыше 1,6 МПа;
  • - для опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава 10000 килограммов и более.

III класс опасности:

  • - для опасных производственных объектов, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода от 1 процента до 6 процентов объема такой продукции;
  • - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 МПа и более или при температуре рабочей среды 250 °С и более;
  • - для подвесных канатных дорог;
  • - для опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава от 500 до 10000 килограммов;
  • - для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет от 100 тыс. до 1 млн. кубических метров в год, а также объектов, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых (за исключением объектов переработки угля (горючих сланцев);
  • - для элеваторов, опасных производственных объектов мукомольного, крупяного и комбикормового производства.

IV класс опасности - для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет менее чем 100 тыс. кубических метров в год.

В случае, если для опасного производственного объекта могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности.

Установлены количественные критерии класса опасности опасного производственного объекта (см. табл. 6.3 и 6.4).

Таблица 6.3

по опасным веществам

Наименование

опасного вещества

опасности

опасности

опасности

опасности

5000 и более

500 и более, но менее 5000

50 и более, но менее 500

10 и более, но менее 50

Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси

аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата аммония превышает 90 процентов массы)

25000 и более

  • 2500 и более, но менее
  • 25 000

250 и более, но менее 2500

50 и более, но менее 250

Нитрат аммония в форме удобрений к простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и(или)калием)

100000 и более

  • 10000 и более, но менее
  • 100000

1000 и более,

  • 200 и более, но менее

Акрилонитрил

2000 и более

200 и более, но мснсс 2000

20 и более, но менее 200

4 и более, но менее 20

250 и более

25 и более, но менее 250

2,5 и более, но менее 25

0,5 и более, но менее 2,5

Оксид этилена

500 и более

50 и более, но менее 500

5 и более, но менее 50

1 и более, но менее 5

Цианистый водород

200 и более

20 и более, но менее 200

2 и более, но менее 20

0,4 и более, но менее 2

Продолжение табл. 6.3

Наименование

опасного вещества

Количество опасного вещества, т

опасности

опасности

опасности

опасности

Фтористый водород

500 и более

50 и более, но менее 500

5 и более, но менее 50

1 и более, но менее 5

Сернистый водород

500 и более

50 и более, но менее 500

5 и более, но менее 50

1 и более, но менее 5

Диоксид серы

2500 и более

250 и более, но менее 2500

25 и более, но менее 250

5 и более, но менее 25

Триоксид серы

750 и более

75 и более, но менее 750

7,5 и более, но менее 75

1,5 и более, но менее 7,5

Алкилы свинца

500 и более

50 и более, но менее 500

5 и более, но менее 50

1 и более, но менее 5

7,5 и более

0,75 и более, но менее 7,5

0,075 и более, но менее 0,75

0,015 и более, но менее 0,075

Метилизоцианат

1,5 и более

0,15 и более, но менее 1,5

0,015 и более, но менее 0,15

0,003 и более, но менее 0,015

Таблица 6.4

Критерии классификации опасных производственных объектов

по видам опасных веществ

Виды опасных веществ

Количество опасных веществ, т

опасности

опасности

опасности

опасности

Воспламеняющиеся и горючие газы

2000 и более

200 и более, но менее 2000

20 и более, но менее 200

1 и более, но менее 20

Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и

500 000 и более

  • 50 000 и более, но менее
  • 500 000
  • 1000 и более, но менее
  • 50 000

Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе

или транспортируемые

по магистральному трубопроводу

2000 и более

200 и более, но менее 2000

  • 20 и более, но менее

1 и более, но менее 20

Токсичные вещества

2000 и более

200 и более, но менее 2000

20 и более, но менее200

1 и более, но менее 20

Продолжение табл. 6.4

Виды опасных

Количество опасных веществ, т

опасности

опасности

опасности

опасности

Высокотоксичные

вещества

200 и более

  • 20 и более, но менее

и более, но менее 20

0,1 и более, но менее 2

Окисляющие вещества

2000 и более

200 и более, но менее 2000

20 и более, но менее 200

1 и более, но менее 20

Взрывчатые вещества

500 и более

50 и более, но менее 500

Вещества, представляющие опасность для окружающей среды

2000 и более

200 и более, но менее 2000

20 и более, но менее200

1 и более, но менее 20

Примечания : 1. Для опасных веществ, не указанных в таблице 6.3, применяются данные, содержащиеся в таблице 6.4. 2. При наличии различных опасных веществ одного вида их количества суммируются. 3. В случае, если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем пятьсот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида.

С 15 марта 2013 года для промышленных объектов вводится новая классификация опасных производственных объектов на основании Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Закон существенным образом изменяет требования к опасным производственным объектам: значительно усиливается государственный контроль в отношении наиболее опасных объектов и ослаблен госконтроль за наименее опасными производственными объектами.

В основном Закон вступил в силу с 15 марта 2013 года, но часть его положений начала действовать с 1 июля 2013 года, а часть вступила в законную силу с 1 января 2014 года.

Новая классификация опасных производственных объектов

Наиболее существенным изменением в законе № 22-ФЗ является принятая новая классификация опасных производственных объектов. Согласно пункту 3 статьи 2 законаопасные производственные объекты подразделяются в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества на следующие четыре класса опасности производст-венных объектов:

I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;

II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;

III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;

IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.

В соответствии со статьей 2 все производственные объекты, признаваемыеопасными в соответствии с Приложением 1 данного Федерального закона, подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Присвоение класса опасности опасному производственному объекту производится при его регистрации в государственном реестре. При этом сама процедура регистрации остается неизменной.

Перерегистрация ОПО с присвоением класса опасности объекта

Обращаем Ваше особое внимание на следующее:

  • для организаций, объекты которых были зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов до вступления в силу Закона № 22-ФЗ, установлена обязанность провести перерегистрацию таких объектов с присвоением соответствующего класса опасности объекта до 1 января 2014 года;
  • в случае, если организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, не прошли перерегистрацию с присвоением класса опасности ОПО в указанные сроки, то плановые проверки Ростехнадзора у них будут проводиться с периодичностью 1 раз в год;
  • в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2013 № 22-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" руководители всех организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представляемых для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Классы опасности производственных объектов устанавливается в зависимости от следующих критериев:

  • от оборудования, используемого на объекте;
  • от количества опасных веществ, находящихся на нем.

Дифференцированный государственный контроль над промышленными объектами в зависимости от класса опасности

Несмотря на то, что сам перечень опасных производственных объектов указанный в Приложении 1 к Закону о промышленной безопасности незначительно изменился, законом № 22-ФЗ теперь установлен дифференцированный государственный контроль над промышленными объектами в зависимости от присвоенного класса опасности объекта.

Наиболее жесткие требования государственного контроля применяются, начиная с 01.01.2014г. в отношении объектов I класса опасности ОПО. Для таких объектов в соответствии с новым законом устанавливается режим постоянного государственного надзора, порядок осуществления которого определяется Правительством Российской Федерации.

Для I и II классов опасности опасных производст-венных объектов, на которых опасные вещества получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются, сохраняется обязанность по разработке деклараций промышленной безопасности, для которых в Ростехнадзоре будет вестись отдельный реестр. Расширится перечень случаев, когда будет требоваться повторная разработка декларации промышленной безопасности:

  • в случае истечения десяти лет со дня ее внесения в реестр деклараций;
  • в случае выявления Ростехнадзором фактов несоответствия сведений, заявленным в декларации промышленной безопасности данным, полученным в ходе государственного надзора в области промышленной безопасности;
  • в случае изменения требований к промышленной безопасности;
  • в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на 20 процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте.

Кроме того, организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты I или II классов опасности объекта, начиная с 1 января 2014 г. вменено в обязанность создание систем управления промышленной безопасностью и обеспечение их работоспособности. Причем, под системой управления промышленной безопасностью в Законе понимается комплекс организационных и технических мероприятий проводимых для предупреждения рисков аварий и самих аварий на опасных производственных объектах, а также их локализации и ликвидации последствий.

Закон № 22-ФЗ изменяет периодичность проведения плановых проверок для производственных объектов III и IV класса опасности. Так для ОПО 4 класса опасности , которые являются наименее опасными по новой классификации опасных производственных объектов, установлены минимальные требования госконтроля: для них не будет проводиться плановых проверок.

Плановые проверки для 3 класса опасности ОПО будут проводиться не чаще одного раза в три года.

Неизменной останется периодичность плановых проверок для объектов I и II класса опасности опасных производст-венных объектов.Они будут проводиться не чаще одного раза в год.

И, наконец, для предприятий, которым присвоен I класс опасности объекта устанавливается режим постоянного государственного надзора.

Порядок присвоения классов опасности производст-венных объектов

Для присвоения классов опасности производст-венных объектов необходимо осуществление следующих мероприятий:

  • Пройти первичную регистрацию компании в государственном реестре опасных производственных объектов;
  • Если имели место изменения состава объекта или данных организации произвести перерегистрацию опасного производственного объекта.
  • Осуществить перерегистрацию опасного производственного объекта для присвоения класса опасности ОПО, в случае, если объект был зарегистрирован до вступления в силу Закона № 22-ФЗ.

Обращаем Ваше внимание на то, что отмена плановых проверок не исключает проведение внеплановых проверок, регламент проведения которых прописан в пункте 7-10 статьи 16 ФЗ-116.

Мы рекомендуем Вам обращаться к профессионалам в области оценки класса опасности и экспертизы опасных промышленных объектов, так как руководители всех организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, несут ответственность за полноту и достоверность сведений, представляемых для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, а, следовательно, и за правильность отнесения объекта к тому или иному классу опасности опасных производст-венных объектов.

В нашей компании работают высококвалифицированные специалисты, которые проведут объективную оценку степени опасности производственных объектов, качественно и оперативно выполнят работы, связанные с оформлением документации для присвоениякласса опасности объекта.

Срок для присвоения класса опасности ОПО: до 14 дней

Для заказа проведения мероприятий по присвоению классов опасности ОПО обращайтесь по телефонам.



Поделиться