Нуриев премьера в большом. «Спектакль, которого не будет»: что случилось с балетом «Нуреев. Рудольф Нуреев: талантливый танцор и неординарная личность

Премьера «Нуреева» должна была состояться еще минувшим летом. Но за несколько дней до первого показа ее отменили. Директор ГАБТа Владимир Урин тогда заявил, что причиной стала «неготовность» спектакля к показу. Такой была официальная версия. Но отмена «Нуреева» происходила на фоне уголовного дела, заведенного против «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова по обвинению в растрате средств.

Новую дату премьеры — 9-10 декабря — назвали в конце сентября. Перед началом продажи билетов к кассам Большого с ночи выстроилась очередь из желающих попасть на нашумевшую постановку. Правда, на каждый показ в наличии было всего по 500 билетов. Оба премьерных показа «Нуреева» собрали почти всю светскую Москву, политиков и представителей бизнеса. Не было в зале лишь Кирилла Серебренникова, находящегося под домашним арестом. Не разрешили режиссеру постановки и посетить репетицию. Некоторые участники труппы в день премьеры вышли на поклон в майках с изображением Серебренникова.

«РБК Стиль» собрал мнения тех, кому первым удалось увидеть новую работу режиссера.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков посетил первый показ «Нуреева» . После премьеры чиновник отметил, что не увидел «ничего провокационного» в постановке.

«Есть какие-то моменты спорные, но в целом, наверное, с точки зрения творческого поиска и такой творческой феерии, это событие, мировое событие», — ответил Песков на вопрос ТАСС .

Александр Щербак / ТАСС

Ксения Собчак, журналист, кандидат в президенты России

«Премьера запрещенного Нуреева в Большом . Весь бомонд, чиновники, бизнесмены... Все кричат "браво". Ставят хэштеги и чекинятся. Посохов, артисты и постановщики выходят в майках с портретами Кирилла. И все это очень хорошо, но безумно грустно. Потому что мы все так мало можем сделать и так бессильны перед этой несправедливостью.... А в балете, я так и не поняла, что такого запретного? Голый танец во время фотосессии Аведону на стуле? Трансвеститы? Красно-кровавая подпись Кирилла под черным граффити? :((((», — написала Ксения Собчак на своей странице в Instagram .

Шон Уокер, журналист The Guardian

«"Нуреев" в Большом театре . Поразительные таланты на сцене, половина элиты в зале, а режиссер — под домашним арестом. Россия как она есть», — отметил журналист в своем Instagram .

Илья Демуцкий, композитор балета «Нуреев»

«У меня самолет в Чикаго через несколько минут. Я не умею говорить. Но не сказать не могу. Спасибо вам, прекрасные, что подарили нам это выстраданное чудо. Всем без исключения. От потрясающих людей в яме, натерпевшихся моих нот, настоящих героев, не сходящих со сцены, до каждого-каждого, работающего для спектакля за кулисами. Мы очень вас любим, искренне восхищаемся, счастливы творить с вами. Я пишу эти слова не только от себя... Пожелаю долгой счастливой жизни спектаклю! Вдохновляйте, друзья! Вы — красота и счастье! Ура!», — написал композитор в Instagram .

Алексей Кудрин, руководитель Центра стратегических разработок

«В @BolshoiOfficial долгожданная премьера о Нурееве. Актуальный, настоящий современный балет. Талантливо о великом таланте. Несправедливо, что Кирилл Серебренников не был на своей премьере», — подчеркнул экс-министр финансов на своей странице в Twitter .

Константин Ремчуков, главный редактор «Независимой газеты»

«Посмотрел прекрасную постановку Кирилла Серебренникова "Нуреев" в Большом театре . Триумф русского искусства: композитор, режиссер, хореограф и артисты-русские. И мировая премьера! Все атрибуты величия русского балета в ХХI веке. Тем более хотелось бы,чтобы спектакль шел постоянно!», —

Перенос премьеры балета «Нуреев» в постановке Кирилла Серебренникова в Большом театре стал одной из самых обсуждаемых тем в начале июля. Руководство театра уверяет, что артисты не готовы к выступлению, однако публика считает, что отмена премьеры «Нуреева» может быть последствием дела о финансовых махинациях в «Седьмой студии», по которому Серебренников проходит как свидетель. Позже ТАСС сообщил, что спектакль отменили за пропаганду гомосексуализма по личному распоряжению министра культуры Владимира Мединского, однако директор Большого театра назвал подобные заявления провокацией.

В субботу, 8 июля, на сайте Большого театра сообщили, что премьера балета «Нуреев» 11 июля не состоится. На исторической сцене с 11 по 14 июля вместо него покажут «Дон Кихот».

Постановкой о великом советском танцовщике занимались режиссер Кирилл Серебренников, хореограф Юрий Посохов и композитор Илья Демуцкий. В позапрошлом сезоне их творческая группа создала в Большом спектакль «Герой нашего времени», который был признан лучшим в сезоне и получил «Золотую маску».

Кирилл Серебренников заявил «Ведомостям» , что решение об отмене премьеры приняли представители Большого театра.

Я не хочу комментировать. Это решение театра. Вот так они решили

Кирилл Серебренников.

Выступая на закрытии сезона в возглавляемом им «Гоголь-центре», Серебренников заявил, что спектакль все равно состоится.

Как встречают артистов на сцене - лучшее тому подтверждение. Жертвам так не хлопают. Хлопают так только победителям. Поэтому это надо очень четко понимать

Кирилл Серебренников.

Директор Большого театра Владимир Урин рассказал, что причиной для переноса премьеры стала неготовность артистов, сообщило РИА «Новости» . По его словам, изначально спектакль должен был выйти в сезоне 2018/2019, однако из-за изменений в расписании артисты приступили к срочной подготовке «Нуреева» к 11 июля 2017 года.

Владимир Урин.

Директор театра также подчеркнул, что речь идет не об отмене, а о переносе балета, а премьера состоится в мае следующего года. Присутствовать на ней Кирилл Серебрянников не сможет, поскольку в это время будет занят работой в Мюнхене.

ТАСС со ссылкой на осведомленный источник сообщил, что приказ об отмене спектакля дал лично министр культуры Владимир Мединский. По словам источника, министр посчитал постановку пропагандой гомосексуализма.

В беседе с РБК Урин опроверг, что от Мединского поступал какой-либо приказ и назвал подобные сообщения провокацией.

Я своей профессиональной деятельностью клянусь, что такого звонка [от Владимира Мединского] не было, никаких указаний не давалось. Кто пускает такие провокации, мне трудно сказать

Владимир Урин.

Директор Большого театра также опроверг мнение, что перенос премьеры имеет политическую подоплеку. По его словам, руководство театра понимало неоднозначность фигуры Нуриева и присутствие «соответствующей темы, которая может вызвать неприятие ряда людей».

Также Урин опроверг слухи о том, что спектакль хочет купить Роман Абрамович. Бизнесмен присутствовал на прогоне балета, и он ему понравился.

Спектакль, который создан на государственные деньги, даже по закону не имею права (продавать)

Владимир Урин.

Гендиректор радиостанции «Говорит Москва» Владимир Мамонтов опубликовал в своем Facebook фрагмент репетиции спектакля. В нем часть танцоров-мужчин выступают на каблуках.

В спектакле «Нуреев» танцоры должны выступать в сопровождении оперных певцов. Также в спектакле есть текстовые элементы и, по данным источника «Ведомостей», нецензурные высказывания на английском.

Центральная линия спектакля посвящена отношениям Рудольфа Нуреева, который в 1961 году попросил политического убежища в Париже и стал первым советским «невозращенцем», и датского танцовщика Эрика Бруна. Часть танцоров должны были выступать в образах трансвеститов. По словам продюсера Дмитрия Изотова, который присутствовал на прогоне спектакля, все прошло успешно.

В комментариях на Facebook многие сожалеют, что премьера не состоялась и опасаются, что ее так никогда и не будет.

Но директор Большого театра уже объявил дату премьеры - выход спектакля «Нуриев» запланирован на 4−5 мая 2018 года.

Мировая премьера балета "Нуреев", режиссером которой является Кирилл Серебренников, состоялась на Исторической сцене Большого театра в субботу, 9 декабря. Сам Серебренников не присутствовал на премьере: режиссер находится под домашним арестом.

Контекст

Балет "Нуреев" посвящен судьбе легендарного танцовщика Рудольфа Нуреева, который стал одним из самых известных "невозвращенцев" в Советском Союзе. Над балетом работала творческая команда, в которую входил автор либретто, режиссер и сценограф Кирилл Серебренников, хореограф-постановщик Юрий Посохов и композитор Илья Демуцкий. Изначально планировалось, что премьерный показ состоится в июле нынешнего года, однако его перенесли

Песков не увидел в балете ничего провокационного

Среди прочих, премьерный показ посетил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Он заявил, что не увидел в балете "ничего провокационного". "Есть какие-то моменты спорные, но в целом, наверное, с точки зрения творческого поиска и такой творческой феерии, это событие, мировое событие", - сообщил Песков в интервью агентству "ТАСС".

После спектакля на поклон несколько членов труппы вышли в футболках с призывом освободить Кирилла Серебренникова. Фотографию вышедших на сцену опубликовал у себя в Twitter бывший министр финансов Алексей Кудрин.

Ранее гендиректор Большого театра Владимир Урин заявил журналистам, что только лишь премьерными показами история балета не ограничится. "Это не единственные показы, планируются спектакли в мае месяце", приводит его слова агентство "Интерфакс"

Кирилл Серебренников находится под домашним арестом с августа нынешнего года. Он обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере. Следствие полагает, что он организовал хищение как минимум 68 млн рублей, выделенных из бюджетных средств в 2011-2014 годах на реализацию проекта "Платформа".

Смотрите также:

  • Запретное искусство России

    "Тангейзер" против системы

    В 2015 году против режиссера Тимофея Кулябина было возбуждено административное дело из-за "умышленного публичного осквернения религиозных символов" в постановке оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер". В современной интерпретации Вагнера суд не нашел ничего преступного, однако спустя несколько дней Борис Мездрич, директор Новосибирского театра оперы и балета, где была поставлена опера, был уволен.

  • Запретное искусство России

    "Родина" с третьего раза

    В 2012 году бывший директор Пермского музея современного искусства Марат Гельман привез в Новосибирск выставку "Родина". Работы художников критиковали политиков и негативный образ стран бывшего СССР. Открытие переносили дважды - Минкульт запретил проводить выставку в здании государственного музея, а потом ее и вовсе отложили на неопределенный срок. В итоге площадка для "Родины" все-таки нашлась.

    Запретное искусство России

    "Матильда" под давлением

    До начала проката "Матильда" Алексея Учителя оказалась в центре скандала. В феврале 2017 года трейлер к фильму вызвал недовольство у представителей РПЦ и депутата Госдумы Натальи Поклонской. Она направила несколько запросов в прокуратуру с просьбой провести проверку и не утверждала, что создатели могут быть привлечены к уголовной ответственности. Прокатное удостоверение "Матильда" все же получила.

    Запретное искусство России

    "Нуреев" перенесен

    В июле 2017 года руководство Большого театра за несколько дней до премьеры перенесло балет "Нуреев" Кирилла Серебренникова якобы из-за "неготовности" спектакля. Настоящей причиной считают то, что в спектакле идет речь и о гомосексуальности Нуреева. Постановщик сейчас находится под домашним арестом из-за обвинений в "мошенничестве", связанном с его театром "Гоголь-центр".

    Запретное искусство России

    Позор для России?

    "Синие Носы" – скандальная арт-группа, созданная в 1999 году. Ее участников Александра Шабурова и Вячеслав Мизина неоднократно задерживала таможня, против выставок с их работами возбуждали уголовные дела, а в 2007 году Александр Соколов, на тот момент - министр культуры РФ, назвал картину "Эра милосердия" "позором для России". "Синие Носы" именуют себя "самыми запрещенными художниками страны".

    Запретное искусство России

    "Война" в Италии

    Участники арт-группы "Война" Олег Воротников и Леонид Николаев (на фото) находились в 2010 году в СИЗО из-за перформансов, носящих "дерзкий и циничный характер выражения протеста против власти". Действия художников были провокационными – они целовали милиционеров, переворачивали машины, блокировали работу ДПС. Лидеры сбежали в Италию, опасаясь преследования со стороны российских властей.

    Запретное искусство России

    Узницы совести

    Панк-группа, исполнившая молебен с призывом "Богородица, Путина прогони!" в Храме Христа Спасителя. В 2012 году Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич приговорили к двум годам лишения свободы за хулиганство. Дело получило широкий общественный резонанс, за девушек заступились известные музыканты – Мадонна, Пол Маккартни, Стинг и правозащитная организация Amnesty International.

    Запретное искусство России

    Псалмы против искусства

    Организаторы выставки "Запретное искусство – 2006" выплатили штрафы в 150 и 200 тысяч рублей за "разжигание религиозной розни". Уголовное дело против Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова (на фото) было возбуждено по инициативе православного движения "Народный собор". В день оглашения приговора во дворе суда поборники религии пели псалмы, а арт-группа "Война" в знак протеста выпустила 3000 тараканов.

    Запретное искусство России

    Обвинение за "Свободу"

    Петра Павленского неоднократно задерживали сотрудники полиции во время его перформансов: художник зашивал рот в поддержку Pussy Riot, обматывался колючей проволокой в знак протеста против "репрессивной законодательной системы и государственной машины", прибивал себя за гениталии на Красной площади. Петербургский художник обвинен в вандализме из-за акции "Свобода" в поддержку киевского Майдана.

    Запретное искусство России

    Карнавала не будет

    Новосибирский художник и создатель шествия "Монстрация" был арестован на десять суток после акции 1 мая 2015 года. Организаторы впервые за 12 лет не сумели согласовать маршрут ежегодного карнавала с местными властями, однако Артем Лоскутов призвал новосибирцев поддержать событие и направиться к администрации, скандируя "Не мужик!" в адрес мэра Анатолия Локтя.


Владислав Лантратов.


Самая громкая премьера сезона неожиданно оказалась одной из самых гармоничных.

Большую историю танцовщика, в 1961 г. сиганувшего через барьеры в аэропорту Ле-Бурже и ставшего мировой звездой, режиссер Кирилл Серебренников и хореограф Юрий Посохов вставили в рамку аукционных торгов.

После смерти Нуреева все его имущество было продано на аукционе - и вот при открытии занавеса мы видим зал, заполненный потенциальными покупателями. Ряды стульев, витрины с лотами, аукционист, быстро проговаривающий названия предметов и их особые характеристики («на рубашке - автограф Нуреева»).

Продается все - от школьного дневника (предположительно подаренного танцовщику в его последний, постсоветский визит в Петербург) до острова (где он жил незадолго до смерти). Меж этими аукционными объявлениями, что делает Игорь Верник, возникают фрагменты биографии.
Премьера балетного спектакля «Нуреев» зачтётся Большому театру судом публики по особой, репутационной статье. Можно расценивать это событие как победу искусства над обстоятельствами, как победу Большого театра, который этими обстоятельствами был поначалу обескуражен, но смог их преодолеть.

Это, правда, исключительный случай - правоохранительные органы на вполне законных основаниях разлучили создателя и его детище. К счастью, Кирилл Серебренников успел сделать почти всё для спектакля. И потом, он не единственный его создатель. Хореограф-постановщик Юрий Посохов, композитор Илья Демуцкий, художник по костюмам Елена Зайцева, дирижёр Антон Гришанин, артисты балета Большого театра благополучно довели спектакль до премьеры. Спектакль о том, кого в училище считали деревенщиной, а позже называли богом танца и порока.

«На премьере Нуреева в Большом - вся театральная Москва. Интерес подогревают срыв летней премьеры, Серебренников, который руководит дистанционно постановкой из-за своего домашнего ареста, и, конечно, сама личность Нуреева - скандального балетного эмигранта, бросившего вызов советской системе», - отмечает Елена Ворошилова.
Разгоревшиеся страсти вокруг балета подогрели любопытство. На премьеру в Большой пришли артисты, режиссеры, галеристы. Хореограф Юрий Посохов в напряжении. Никаких интервью. Ни до, ни после. Илья Демуцкий, написавший музыку, более разговорчив.

«Меня вдохновляли мои соавторы, которые чётким словом, либретто, просто самой идеей вдохновляли на правильную музыкальную мысль» , - поделился композитор Илья Демуцкий.
Команда постановщиков воплотила все идеи Кирилла Серебренникова - автора либретто и сценографии. Личность Нуреева, показанная через призму времени, придала спектаклю многомерность, вывела за рамки балетного жанра.
«У целого ряда людей были высказывания по поводу того, что эту тему и об этом танцовщике не надо делать спектакль сегодня, я уже это слышал, причём неоднократно. И с экрана телевизора, и в прессе. Поэтому такие мнения будут, безусловно, я ничего в этом плохого не вижу. Только одна единственная просьба, вы посмотрите спектакль, а потом давайте цивилизованно дискутировать», - попросил генеральный директор Большого театра Владимир Урин.


На сцене артисты балета, хор, певцы и даже рабочие сцены, которые делают перестановки на глазах у зрителей. Мультижанровость - новая форма для Большого, который рискнул дважды войти в одну и ту же реку.

«Я очень рад, что мы сегодня показали этот спектакль в том качестве, на том уровне, на котором мы и хотели, поэтому успех огромен, чему я безумно рад», - отметил руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев.
За два с половиной часа проходят главные моменты жизни Нуреева. Учеба в Вагановке, гастроли, после которых он остался в Париже, его легендарный прыжок из нищеты к свободе и славе, встреча с Марго Фонтейн, аукцион Christie"s, на котором вещи танцовщика ушли с молотка.

Доносы, написанные на Нуреева, контрастируют с письмами Натальи Макаровой, Аллы Осипенко, Лорана Илера, Шарля Жюда - звезд мирового балета. Их читает Игорь Верник. Слово и танец создают ткань спектакля, в котором только один главный герой - Рудольф Нуреев.

«Поучиться можно только работоспособности, жажде творчества. Он никогда не останавливался, он всё время рвался в зал, всё время рвался репетировать, всё время рвался создавать новые спектакли», - признался премьер балетной труппы Большого театра Владислав Лантратов.

Ради «Нуреева», Большой перенес на лето постановку «Коппелии». Юрий Посохов с ноября не выходил из репетиционного зала. Артисты по-настоящему ждали эту премьеру. Такого балета никогда не было в репертуаре театра. Откровение для труппы и для зрителей. «Нуреев» и в этот раз поднял зал, теперь уже Большого театра. Возможно, единственного, где он никогда не танцевал. Постановку называют спектаклем XXI века. «Нуреева» уже сейчас хотят видеть на многих фестивалях.

Новости культуры

Спектакль сконструирован неэлементарно - кроме чистой хроники в него встроены два «письма». То есть в спектакле есть линейный перечень событий, где первое знакомство с вольными нравами Парижа, обозначенное танцами трансвеститов на каблуках (надо сказать, они покажутся весьма скромными тем, кто регулярно смотрит нашу эстраду), встреча и роман с датским танцовщиком Эриком Бруном (отличная роль Дениса Савина - создано не портретное сходство со знаменитым артистом, но сходство движения), сотрудничество с английской примой Марго Фонтейн (Мария Александрова).
А посреди этого перечня - танцевальные послания Ученика и Дивы. Верник читает настоящие письма тех артистов, что танцевали в Парижской опере в момент, когда ею правил Нуреев, - Мануэля Легри, Шарля Жюда, Лорана Илера, а на сцене в почтительном соло позирует собирательный Ученик (Вячеслав Лопатин); звучат записки Аллы Осипенко и Натальи Макаровой - и одетая под Макарову Светлана Захарова предстает безупречно классической и совсем чуть-чуть манерной Дивой.

В первый день, когда на показе присутствовали бизнесмены, политики и даже высокопоставленные чиновники, хореограф Юрий Посохов и композитор Илья Демуцкий вышли на сцену в футболках с портретом режиссера Кирилла Серебренникова. Так они напомнили, что постановщик «Нуреева» сейчас находится под домашним арестом по уголовному делу. Администрация театра не приветствует такого проявления солидарности, — сказал «Эху Москвы» генеральный директор Большого Владимир Урин. Он добавил, что никакого наказания для авторов спектакля от администрации Большого не последует.



Вчера в Большом Театре состоялась премьера балета "Нуреев". По всей видимости, под восторженные отзывы представителей элиты о "новаторстве в искусстве" была продавлена очередная мерзость. Многие вероятно даже не знают, что это вообще за история - в России умеют замалчивать неудобные темы. Тем не менее событие важное, как минимум оно является очень симтоматичным. Обсудить это стоит!

Автору этой скромной заметки периодически доводится бывать в местах, которые обычно обозначаются словосочетанием "современный театр". Эта активность совершенно не кажется на сто процентов мрачной. Бывает так, когда деятели на сцене не изображают психодел или нечто с претензией на интеллектуализм (на что они чаще всего заведомо неспособны), а просто рассказывают некую историю и это получается неплохо. Не шедеврально, но неплохо! Тем не менее, чтобы они не показывали на выходе доминирует всегда одно и то же: восторг. "Понравилось!", "Это великолепно!", "Это шедевр!" и т.д., один раз даже доводилось слышать "Я словил оргазм" в исполнении некого молодого человека. А вот чего нет, так это хоть сколько-то содержательного разговора об увиденном. Не порождает это "искусство" дискуссии.

И вот незадача! Вроде в Большом было продемонстрировано нечто на несколько уровней выше, а на выходе то же самое: восторг без сколь угодно развернутых критических статей.

Сообщения СМИ по поводу премьеры в основном связанны или с восторженным комментарием Пескова, или с выходом на сцену в футболках с призывом освободить Серебренникова (который является режиссером). Встречаются подборки коротких и восторженных комментариев некоторых деятелей культуры. Много всхлипов на тему того, что Серебренников из-за домашнего ареста (обвиняется в хищении гос.средств) не смог посетить премьеру. В числе прочих вздыхали и известные телевизионные "патриоты".

Кто еще "вздыхал"? Например Ксения Собчак...

Премьера запрещенного Нуреева в Большом. Весь бомонд,чиновники,бизнесмены... Все кричат «браво». Ставят хэштеги и чекинятся. Посохов, Артисты и постановщики выходит в майках с портретами Кирилла. И все это очень хорошо,но безумно грустно. Потому,что мы все так мало можем сделать и так бессильны перед этой несправедливостью.... А в балете я так и не поняла,что такого запретного? Голый танец во время фотосессии Аведону на стуле? Трансвеститы? Красно-кровавая подпись Кирилла под черным граффити?:((((


Стоит привести и перевод статуса в инстаграме корреспондента The Guardian Шон Уокер...

"Нуреев" в Большом театре. Поразительные таланты на сцене, половина элиты в зале, а режиссер - под домашним арестом. Россия как она есть.


Правда классно? Дело даже не в этих "всхлипах" о "притеснении творца" (иногда в исполнении борцов с жуликами и ворами). Больше обращает на себя внимание это вот "половина элиты в зале". И вроде как все в восторге. Возникает, однако, ряд естественных вопросов. Если половина элиты в восторге от подобного, то кто те "сатрапы" и "мракобесы", которые сопоставимы по политическому весу с половиной элиты и чуть постановку не срезали? Почему эти "мракобесы" и "сатрапы" не ведут полемику в СМИ? Может они сплошь тупые и два слова связать не могут? Но почему тогда и развернутых положительных отзывов нет? Если, как говорит Песков, это событие мирового масштаба, а мерзкого там ничего нет, почему не рассказать об увиденном массам?

В чем тут дело? Дело тут в назревшем противоречии между тем, что уважает население, и тем, чего жаждет элита.

Зайдем несколько издалека. В чем основное содержание перестройки и 90х годов? В продаже первородства за чечевичную похлебку, это находящееся за гранью разумного желание влезть в "цивилизованный мир". В чем основное содержание путинской эпохи? Путин не отказался от этого, в конечном счете губительного для страны, похода на Запад. Он попытался придать этому процессу человеческое лицо. Действовал и отчасти продолжает действовать консенсус: элите поход на Запад, населению прекращение ада 90х. Вроде как и "с колен вставали", и совсем уж стремные в идейном плане вещи с политической поверхности убрали, и на Запад при этом шли. Тем более, что во многих отношениях с колен действительно вставали! После событий 2014 года, чем дальше тем больше, становится очевидно, что поход на Запад с человеческим лицом и на приличных условиях невозможен. Тут или человеческое лицо с приличиями, или поход на Запад. Чем дальше, тем более острым будет становиться это противоречие.

Штука в том, что та часть элиты, которая типа мракобесы, и та часть, которая от постановки типа в восторге - это одно и тоже. Летом, как сообщал со ссылкой на закрытые источники ТАСС, запретили постановку после звонка Мединского. Минкульт конечно причастность Мединского к "мракобесию" опроверг, но кто-то тем не менее запрет организовал. А потом тот же Мединский присутствовал на генеральной репетиции и никаких признаков недовольства не продемонстрировал. Да и как тут недовольство покажешь, эдак действительно можно стать в глазах "цивилизованного мира" и "сатрапом", и "мракобесом". Тем более, что и так отношения с Западом более чем напряженные.

Публикация развернутых положительных отзывов представителями власти тоже нежелательна. Тот же Песков хорошо понимает, что если он расскажет об увиденном, то это вряд ли оценит подавляющая часть электората его шефа. Вот и получается, что развернутых статей нет. Есть только скупые и восторженные отзывы, которые толком не тиражируются и которые, несмотря на важность произошедшего, не обсуждаются.

Почему развернуто не высказывается публика, изображающая оппозиционность? Может быть потому, что там просто нет содержания, которое способно породить дискуссию? Или может быть, как и в случае некоторых зрителей, упомянутых в начале заметки, они ходят для поддержания статуса, не будучи при этом способными вникнуть в происходящее на сцене, если там вдруг окажется нечто имеющее нетривиальное содержание?

Россия, в условиях серьезной конфронтации с Западом, оказалась в очень опасной ситуации, когда позиция подавляющей части элиты находится в противоречии с позицией подавляющей части граждан. Элита живет в одном мире, граждане в другом. И чем дальше тем меньше эти миры пересекаются. Ровно это показала премьера балета "Нуреев" в Большом театре.



Поделиться