Исаенко, Вячеслав Николаевич - Правоохранительные органы: курс лекций. Правоохранительные органы (конспект лекций) Приблизительный поиск слова

О совершенствовании законодательного обеспечения правоохранительной деятельности
On the improvement of legislative guarantees of law-enforcement activities

DOI: 10.17803/1994-1471.2015.58.9.162-166

    В статье рассматриваются вопросы, связанные с недостатками законодательного обе- спечения правоохранительной деятельности, вносится предложение о разработке и принятии соот- ветствующего Федерального закона, в котором нашли бы закрепление определения понятий «право- охранительная деятельность» и «правоохранительные органы», были бы определены цели, задачи, на- правления (виды) этой деятельности. Выказана позиция автора относительно места судов в государ- ственной правоохранительной системе.

    The article concerns the issues regarding the shortcomings of the legislative guarantees of law-enforcement activities, the author then makes a proposal for the development and adoption of the relevant Federal Law, which would provide the definitions of «law-enforcement activities», «law-enforcement bodies», defining goals, purposes, directions (types) of these activities. The author also expresses his position regarding the role of courts within the public law-enforcement system.

    Открыть во весь экран

    1. Правоохранительная деятельность, правоохранительные органы, формы правоохра- нительной деятельности, судебная деятельность.

      Law-enforcement activity, law-enforcement bodies, forms of law-enforcement activities, judicial activity

      1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 9-е изд., изм. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2011. 784 с. 2. Гулягин А.Ю. Основы правоохранительной деятельности органов административной юрисдикции: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2014. 62 с. 3. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: учебник. 4-е изд. М.: КноРус, 2015. 368 с. 4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2014. 578 с. 5. Кучин В.В., Усачев А.А. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность: учеб. пособие. М.: РПА Минюста России, 2011. 49 с. 6. Правоохранительные органы: учебник для вузов / под ред. В.П. Божьева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. 367 с. 7. Степаненко Ю.В. Правоохранительная деятельность: эволюция взглядов // Современный юрист. 2013. № 3. С. 60–87. 8. Судебная власть / под ред. И.Л. Петрухина. М.: ТК Велби, 2003. 720 с. 9. Шагиева Р.В., Шагиев Б.В. Правоохранительная деятельность: проблемы теоретического обоснования // Ад- министративное и муниципальное право. 2014. № 6. С. 538–549.

      1. Baglaj M.V. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii: uchebnik. 9-e izd., izm. i dop. M.: Norma: Infra-M, 2011. 784 s. 2. Guljagin A.Ju. Osnovy pravoohranitel’noj dejatel’nosti organov administrativnoj jurisdikcii: avtoref. dis. … d-ra jurid. nauk. M., 2014. 62 s. 3. Gucenko K.F. Pravoohranitel’nye organy: uchebnik. 4-e izd. M.: KnoRus, 2015. 368 s. 4. Kozlova E.I., Kutafin O.E. Konstitucionnoe pravo Rossii: uchebnik. 5-e izd., pererab. i dop. M.: Prospekt, 2014. 578 s. 5. Kuchin V.V., Usachev A.A. Pravoohranitel’nye organy i pravoohranitel’naja dejatel’nost’: ucheb. posobie. M.: RPA Minjusta Rossii, 2011. 49 s. 6. Pravoohranitel’nye organy: uchebnik dlja vuzov / pod red. V.P. Bozh’eva. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Jurajt, 2012. 367 s. 7. Stepanenko Ju.V. Pravoohranitel’naja dejatel’nost’: jevoljucija vzgljadov // Sovremennyj jurist. 2013. № 3. S. 60–87. 8. Sudebnaja vlast’ / pod red. I.L. Petruhina. M.: TK Velbi, 2003. 720 s. 9. Shagieva R.V., Shagiev B.V. Pravoohranitel’naja dejatel’nost’: problemy teoreticheskogo obosnovanija // Administrativnoe i municipal’noe pravo. 2014. № 6. S. 538–549.

      Исаенко В.Н. О совершенствовании законодательного обеспечения правоохранительной деятельности // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 9. – С. 162-166

      Isaenko, V.N. On the improvement of legislative guarantees of law-enforcement activities // Actual problems of Russian law. – 2015. – № 9. – P. 162-166

Данное издание учебника по курсу "Правоохранительные органы" является восьмым. Потребность в нем возникла в связи с тем, что предыдущие его издания к настоящему времени существенно устарели и ни одно из них не может быть рекомендовано безоговорочно для использования в учебном процессе. Это обусловлено прежде всего тем, что в течение всего указанного периода времени шел и продолжает непрерывно идти процесс обновления российского законодательства, в том числе имеющего принципиальное значение для организации и основ деятельности правоохранительных органов.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических ВУЗов и факультетов, учебные планы которых рассчитаны на подготовку юристов широкого профиля. Для всех, кто интересуется построением и полномочиями правоохранительных органов.

Основные направления (функции) правоохранительной деятельности.
По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии конкретных направлений (функций), из которых она слагается. К числу таких направлений (функций) следовало бы относить:
- конституционный контроль;
- правосудие;
- организационное обеспечение деятельности судов;
- прокурорский надзор;
- выявление и расследование преступлений;
- оказание юридической помощи.

Каждое из этих направлений нацелено на достижение определенных результатов: устранение нарушений предписаний Конституции РФ; разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях; создание условий для нормальной деятельности судов; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде; предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности, а равно оказание других юридических услуг. Достижение таких конкретных результатов в конечном счете обеспечивает выполнение упомянутых выше общих задач правоохранительной деятельности.

Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ 1
Г л а в а I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ДИСЦИПЛИНЫ "ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ" 5
§ 1. Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи 5
§ 2. Основные направления (функции) правоохранительной деятельности 11
§ 3 Правоохранительные органы: общая характеристика и система 13
§ 4. Учебная дисциплина "Правоохранительные органы": предмет, наименование, система и содержание 21
§ 5. Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими дисциплинами 25
Рекомендуемые правовые источники 27
Контрольные вопросы 28
Г л а в а II. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ 29
§ 1. Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах 29
§ 2. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию 30
§ 3. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению 38
Рекомендуемые правовые источники 43
Контрольные вопросы 43
Глава III. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И СИСТЕМА ОРГАНОВ, ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ 44
§ 1. Судебная власть, ее понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти 44
§ 2. Суд как орган судебной власти 53
§ 3. Судебная система 55
Рекомендуемые правовые источники 64
Контрольные вопросы 65
Г л а в а IV. ПРАВОСУДИЕ И ЕГО ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (ПРИНЦИПЫ) 66
§ 1. Отличительные признаки и понятие правосудия 66
§ 2. Демократические основы (принципы) правосудия; их понятие, истоки и значение 71
§ 3. Законность 72
§ 4. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия 75
§ 5. Осуществление правосудия только судом 78
§ 6. Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда 80
§ 7. Самостоятельность судов, независимость судей и заседателей 84
§ 8. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом 86
§ 9. Обеспечение права граждан на судебную защиту 89
§ 10. Состязательность и равноправие сторон 91
§11. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту 93
§ 12. Презумпция невиновности 94
§ 13. Открытое разбирательство дел во всех судах 95
§ 14. Обеспечение возможности пользования в суде родным языком 96
§ 15. Участие граждан в отправлении правосудия 98
Рекомендуемые правовые источники 100
Контрольные вопросы 102
Г л а в а V. ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ 104
§ 1. Районный суд - основное звено федеральных судов общей юрисдикции 104
§ 2. Этапы развития районного суда 105
§ 3. Полномочия районного суда 108
§ 4. Основные права и обязанности судей 114
§ 5. Председатель (судья) районного суда 115
§ 6. Организация работы в районном суде 116
Рекомендуемые правовые источники 119
Контрольные вопросы 120
Г л а в а VI. СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ 121
§ 1. Суды среднего звена, их полномочия и место в системе федеральных судов общей юрисдикции 121
§ 2. Основные этапы развития судов среднего звена 123
§ 3. Состав и структура суда среднего звена, полномочия структурных подразделений судов этого звена 126
§ 4. Организация работы в судах среднего звена 128
Рекомендуемые правовые источники 132
Контрольные вопросы 132
Глава VII. ВОЕННЫЕ СУДЫ 134
§ 1. Задачи военных судов и их место в российской судебной системе 134
§ 2. Этапы развития военных судов 137
§ 3. Подведомственность военных судов 140
§ 4. Основы организации и подсудности военных судов 146
Рекомендуемые правовые источники 151
Контрольные вопросы 153
Глава VIII. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 154
§ 1. Верховный Суд РФ - высший судебный орган судов общей юрисдикции 154
§ 2. Основные этапы истории Верховного Суда РФ 156
§ 3. Судебные полномочия Верховного Суда РФ 158
§ 4. Порядок формирования Верховного Суда РФ, его состав и структура 160
§ 5. Организация работы в Верховном Суде РФ 167
Рекомендуемые правовые источники 170
Контрольные вопросы 170
Г л а в а IX. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ И ИНЫЕ АРБИТРАЖНЫЕ ОРГАНЫ 172
§ 1. Арбитражные суды, их роль и основные задачи 172
§ 2. Этапы развития арбитражных органов 174
§ 3. Арбитражные суды основного звена, их состав и полномочия 177
§ 4. Арбитражные апелляционные суды, их состав и полномочия 182
§ 5. Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды): порядок образования, состав и полномочия 185
§ 6. Высший Арбитражный Суд РФ, его состав, структура и полномочия 188
§ 7. Иные арбитражные органы 196
Рекомендуемые правовые источники 201
Контрольные вопросы 202
Глава Х. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 203
§ 1. Конституционный контроль, его понятие и истоки 203
§ 2. Конституционный Суд РФ: полномочия
и основы организации 208
§ 3. Решения Конституционного Суда РФ, их виды,
содержание, форма и юридическое значение 218
Рекомендуемые правовые источники 222
Контрольные вопросы 223
Г л а в а XI. СУДЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 224
§ 1. Конституционные (уставные) суды 224
§ 2. Мировые судьи 226
Рекомендуемые правовые источники 232
Контрольные вопросы 232
Глава XII. СТАТУС СУДЕЙ, ПРИСЯЖНЫХ И АРБИТРАЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ 233
§ 1. Судейский корпус (судейское сообщество) и статус судей: понятие и общая характеристика 233
§ 2. Порядок формирования судейского корпуса 237
§ 3. Гарантии независимости судей 244
§ 4. Судейское сообщество и его органы 257
§ 5. Квалификационные коллегии и аттестация судей 259
§ 6. Статус присяжных и арбитражных заседателей 262
Рекомендуемые правовые источники 267
Контрольные вопросы 268
Глава XIII. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 269
§ 1. Становление российских судов как учреждений, обособленных от других государственных органов (дореформенные суды) 269
§ 2. Судебная реформа 1864 г. и ее основные итоги 272
§ 3. Становление и развитие судов в послеоктябрьский период: от 1917 г. до наших дней 282
1. Период от октября 1917 г. до 1922-1924 гг 282
2. Период от 1925 г. до начала 30-х годов 284
3. Период от начала 30-х годов до 1953 гг 285
4. Период от 1953 г. до середины 80-х годов 285
5. Современная судебно-правовая реформа, ее предпосылки и основные результаты 287
Рекомендуемые источники 289
Контрольные вопросы 290
Глава XIV. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ И ОРГАНЫ, ЕГО ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ 291
§ 1. Понятие и содержание организационного обеспечения деятельности судов 291
§ 2. Эволюция организационного обеспечения деятельности судов 294
§ 3. Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов 301
§ 4. Судебный департамент при Верховном Суде РФ 306
§ 5. Администраторы судов 309
§ 6. Министерство юстиции РФ и его органы: основные функции и организация 311
§ 7. Федеральная служба судебных приставов 320
Рекомендуемые правовые источники 323
Контрольные вопросы 325
Г л а в а XV. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ 326
§ 1. Прокурорский надзор и направления прокурорской деятельности 326
§ 2. Основные этапы развития прокуратуры 334
§ 3. Система, структура и порядок образования органов прокуратуры 338
§ 4. Кадры органов прокуратуры 341
Рекомендуемые правовые источники 344
Контрольные вопросы 345
Глава XVI. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 346
§ 1. Выявление и расследование преступлений: 346
1. Понятие 346
2. Этапы развития 350
§ 2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их компетенция 356
§ 3. Органы дознания, их компетенция 358
§ 4. Органы предварительного следствия, их компетенция 362
Рекомендуемые правовые источники 366
Контрольные вопросы 367
Глава XVII. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ 368
§ 1. Юридическая помощь: содержание и значение 368
§ 2. Адвокатура: 369
1. Адвокатура и адвокатская деятельность 369
2. Становление и эволюция российской адвокатуры 373
3. Статус адвоката 378
4. Формы организации адвокатской деятельности 381
5. Адвокатская палата субъекта РФ 383
6. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации 386
§ 3. Нотариат: функции, организация и руководство его деятельностью 388
Рекомендуемые правовые источники 393
Контрольные вопросы 394
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
"ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ" 395
АЛФАВИТНО-ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 405.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.Н. Исаенко*

О совершенствовании законодательного обеспечения правоохранительной деятельности

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с недостатками законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, вносится предложение о разработке и принятии соответствующего Федерального закона, в котором нашли бы закрепление определения понятий «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы», были бы определены цели, задачи, направления (виды) этой деятельности. Выказана позиция автора относительно места судов в государственной правоохранительной системе.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, правоохранительные органы, формы правоохранительной деятельности, судебная деятельность.

Правоохранительная деятельность обоснованно рассматривается как социально ориентированная государственная функция, значение которой невозможно переоценить. Вместе с тем обращает на себя внимание отсутствие в федеральном законодательстве определения понятия этой деятельности, не названы ее цели, задачи, принципы и общее содержание. Представляется, что в определенной мере это обусловлено распространенным мнением, согласно которому «понятие правоохранительной деятельности считается как бы само собой разумеющимся»1.

Наряду с этим оно содержится и раскрывается во многих научных и учебных изданиях, словарях и т.д. К.Ф. Гуценко определяет правоохранительную деятельность как «такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка»2.

B.Н. Кучин и А.А. Усачев в качестве правоохранительной рассматривают «вид государственной деятельности, которая осуществляется специально уполномоченными органами в установленном законом порядке, при наличии конкретных оснований, в строгом соответствии с правилами и процедурами, закрепленными в правовых актах, обычно сопровождается применением мер юридического воздействия и направлена на охрану правопорядка»3.

C.Л. Лонь считает, что «правоохранительная деятельность - это такая предусмотренная действующим законодательством государственная или санкционированная государством деятельность, направленная на охрану и защиту прав граждан, юридических лиц и государства и обеспечение выполнения ими своих обязанностей, осуществляемая, как правило, в определенном процессуальном порядке специально уполномоченными на то лицами и связанная с применением законных мер государственного принуждения»4. Анализируя различ-

1 Шагиева Р.В., Шагиев Б.В. Правоохранительная деятельность: проблемы теоретического обоснования // Административное и муниципальное право. 2014. № 6. С. 539.

2 Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: учебник. 4-е изд. М.: КноРус, 2015. С. 19.

3 Кучин В.В., Усачев А.А. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность: учеб. пособие М.: РПА Минюста России, 2011. С. 13.

4 Правоохранительные органы: учебник для вузов / под ред. В.П. Божьева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. С. 24.

© Исаенко В.Н., 2015

* Исаенко Вячеслав Николаевич - доктор юридических наук, профессор кафедры организации правоохранительной деятельности Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9. DOI: 10.17803/1994-1471.2015.58.9.162-166

ные взгляды ученых на цели и задачи рассматриваемой деятельности, Ю.В. Степаненко обоснованно констатирует: «Термин "правоохранительная деятельность"... сегодня прочно вошел в тезаурус российского законодательства и юридической науки»5.

Не имеет законодательного определения и понятие «правоохранительные органы», хотя оно содержится в федеральных законах и других нормативных правовых актах (например, в ст. 8 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (с изм.), в Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденном Указом Президента РФ от 18.04.1996 № 567 (с изм.), и в других документах.

В Большой юридической энциклопедии правоохранительные органы рассматриваются как «совокупность органов, функция которых - защищать правопорядок, права и свободы граждан, борьба с преступностью»6. В Большом юридическом словаре в качестве правоохранительных названы «государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью»7.

Несмотря на устоявшуюся в целом в науке точку зрения на сущность и содержание правоохранительной деятельности, все же полагаем целесообразным разработку и принятие Федерального закона «О правоохранительной деятельности», с закреплением в нем соответствующего понятия, а также понятия «правоохранительные органы». Это имеет значение в первую очередь для определения сущности, целей, задач, принципов, направлений (видов) правоохранительной деятельности, а также общих вопросов организации и деятельности осуществляющих ее правоохранительных органов. В отраслевых федеральных законах, а также в положениях, утвержденных указами Президента РФ, содержатся нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и других правоохранительных структур. Поэтому представляется, что в Федеральный закон «О правоохранительной деятельности» нецелесообразно включать нормы, определяющие частные задачи, а также организационные аспекты деятельности названных и других правоохранительных органов. В нем в первую очередь должны содержаться: а) определения понятий правоохранительной деятельности и правоохранительных органов; б) цели и задачи правоохранительной деятельности;

5 Степаненко Ю.В. Правоохранительная деятельность: эволюция взглядов // Современный юрист. 2013. № 3. С. 63.

6 Большая юридическая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2010. С. 439.

7 Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева,

В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 1999. С. 526.

в) правовые основы правоохранительной деятельности; г) принципы ее осуществления (включая принципы комплексного подхода к решению ее задач и взаимодействия осуществляющих ее правоохранительных органов), вытекающие из положений Конституции РФ, а также ратифицированных Российской Федерацией международных актов, не противоречащих российскому законодательству; д) перечень видов (направлений) правоохранительной деятельности; е) формы взаимодействия правоохранительных органов с органами государственной власти и органами местного самоуправления, с другими государственными органами, другими государственными и негосударственными институтами, общественными объединениями. На наш взгляд, это может обеспечить четкое определение роли правоохранительной деятельности в числе других функций государства, а также места правоохранительных органов в государственной системе РФ.

В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537, в качестве сил ее обеспечения названы в том числе органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена правоохранительная служба. Очевидно, что в данном случае речь идет о Федеральном законе от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ», в ст. 7 которого «Правоохранительная служба» дается определение соответствующего понятия. В соответствии с ней правоохранительная служба - это федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина8.

С одной стороны, из содержания приведенной законодательной формулировки можно сделать вывод, что правоохранительной является деятельность должностных лиц государственных органов, непосредственно задействованных в сфере практического решения соответствующих задач. Их характер вытекает из содержания ст. 2 и других статей Конституции РФ, других законов, устанавливающих перечень преступлений и иных правонарушений, а равно порядок деятельности соответствующих государственных структур по их выявлению, пресечению, расследованию, предупреждению, привлечению виновных к определенным видам ответственности либо иному разрешению правовых конфликтов. С другой стороны, указание в ст. 7 Закона о системе государственной службы на защиту прав и свобод человека как на одну из задач органов, сотрудники которых несут правоохранительную

Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

службу, может создать ошибочное представление о том, что данная служба исполняется не только сотрудниками органов внутренних дел, органов федеральной безопасности, органов прокуратуры и т.д., но также сотрудниками иных государственных органов, выполняющих эту конституционную задачу. Необходимо учесть также, что отдельные виды правоохранительной деятельности выполняются органами, в которых законом предусмотрена военная служба. Полагаем, что разработка и принятие Федерального закона «О правоохранительной деятельности» обеспечат устранение этих противоречий.

В п. 106 Стратегии предусмотрено осуществление мер нормативной правовой поддержки ее реализации на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, других законов и иных нормативных актов. Предлагаемая мера законодательного характера может явиться существенным вкладом в нормативно-правовое обеспечение национальной безопасности.

Представляется несомненным и ее способствование формированию единства во взглядах на то, что представляет собой правоохранительная деятельность, на каких принципах, по каким направлениям и какими органами она осуществляется. При этом учитываем, что законодательное разрешение данных вопросов целесообразно не только для практических работников и ученых, но также для студентов юридических вузов. В частности, в настоящее время продолжает оставаться дискуссионным вопрос о том, является ли правоохранительной судебная деятельность. В целом ряде работ это поставлено под сомнение. Например, А.Ю. Гулягин, формулируя определение понятия правоохранительной деятельности, пишет: «Под ней следует понимать основанную на законе деятельность государства, осуществляемую через уполномоченные им несудебные органы, наделенные полномочиями применения принудительных мер воздействия в отношении субъектов права, не состоящих в отношении подчинения, направленную на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и исследование правонарушений в публично-правовой сфере и привлечение к ответственности виновных лиц, их совершивших, в установленном законом порядке. При этом критериями отделения правоохранительной деятельности государства является властная юридическая природа их деятельности, обусловленная невозможностью человека и гражданина, а также различных организаций самостоятельными действиями восстановить свои права, а следовательно, в таких условиях властное вмешательство уполномоченного государственного органа неизбежно»9.

По нашему мнению, данное определение характеризуется определенными внутренними противоречиями, в силу которых окончательное мнение автора об исключении суда из системы правоохранительных органов представляется не имеющим достаточно убедительного обоснования.

Правоохранительная деятельность - многоэтапна. Каждый составляющий ее этап характеризуется не только свойственным лишь ему содержанием, подчиненным достижению общей цели, но также неразрывными взаимосвязями и взаимобусловленностью с другими этапами. Достижение целей правоохранительной деятельности невозможно без применения установленных законом мер воздействия к субъекту преступления или иного правонарушения. В противном случае сложно говорить о социальном значении и социальной направленности правоохранительной деятельности. Реальная защита и восстановление прав и законных интересов лиц и организаций, пострадавших от преступлений и иных правонарушений, не осуществляются органами, их выявляющими, пресекающими и расследующими. Окончательное решение данного вопроса принадлежит исключительно суду. Не лишне напомнить и о том, что широкий круг следственных и иных процессуальных действий, оперативно-розыскных мероприятий в досудебном производстве по уголовным делам может осуществляться исключительно на основании решения суда. Академик О.Е. Кутафин и профессор Е.И. Козлова обоснованно отмечают: «Правосудие - главная, но не единственная функция судебной власти. Наряду с правосудием судебная власть осуществляет судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.п.)»10. Суд решает вопрос о применении к подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога. В соответствии с нормами гл. 41 УПК РФ, уголовные дела частного обвинения считаются возбужденными в связи с принятием мировым судьей заявления потерпевшего или его законного представителя о принятии уголовного дела к производству. При рассмотрении этих дел при необходимости мировой судья решает вопросы о применении мер процессуального принуждения. Характерно также, что, в соответствии с п. 15, 28 Типового положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденного приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ, ФСКН РФ от 29.12.2005 № 39/1070/1021/253/780/353/399

9 Гулягин А.Ю. Основы правоохранительной деятельности органов административной юрисдикции: автореф. дис... д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 16-17.

10 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. С. 518.

«О едином учете преступлений», обвинительные приговоры мировых судей, а также районных судов (в случае принятия им заявлений по составам частного обвинения) являются основаниями для регистрации преступлений.

Представляют несомненный интерес и точки зрения видных ученых по этому вопросу.

Профессор И.Л. Петрухин пишет: «Судебная власть учреждена для защиты общества от противоправного поведения отдельных лиц и организаций. Она удовлетворяет потребности общества в справедливости, равноправии и защите граждан от противоправных посягательств. Само существование судебной власти способствует достижению этих целей. Но если необходимо, судебная власть действует и методом принуждения, применения санкций к правонарушителям»11.

Бывший Председатель Конституционного Суда РФ М.В. Баглай обоснованно констатирует: «Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью само по себе не могут предотвратить. конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, то есть обеспечить правопорядок. Эту задачу решают правоохранительные органы, и прежде всего суды - независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость»12.

Нельзя не учитывать и позицию органов государственной власти по рассматриваемому вопросу.

В Концепции судебной реформы в РСФСР 1991 г. говорится следующее: «Итак, у суда два преимущества: объективность и способность воплощать потребности гражданского общества, а

Библиография:

не только политическую волю, выраженную в законе. Эти качества позволяют ему лидировать в системе правоохранительных органов, привнося в их деятельность не узковедомственный интерес и субъективизм, а общечеловеческие ценности. Поэтому суд должен занять центральное место в системе правоохранительных органов, осуществляя как прямой, так и косвенный контроль за несудебным (досудебным) производством»13.

В Концепции Федеральной целевой программы развития судебной системы на 2013-2020 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20.12.2012 № 1735р, подчеркивается: «Судебная система как механизм государственной защиты имеет большое значение в любом правовом государстве. Исполняя роль общественного арбитра, она защищает одновременно все сферы деятельности, регулируемые правом. Система судебных органов обеспечивает незыблемость основ конституционного строя, охраняя правопорядок, единство экономического пространства, имущественные и неимущественные права граждан и юридических лиц, а также гарантирует свободу экономической деятельности»14.

На наш взгляд, изложенное в достаточной мере свидетельствует о спорности мнения об исключении судов из числа органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.

В заключение отметим, что в Федеральном законе «О правоохранительной деятельности» целесообразно определить взаимоотношения правоохранительных органов с адвокатурой и нотариальными органами, отнесение которых к правоохранительным органам в «чистом» виде, конечно же, нецелесообразно, однако их содействие достижению целей правоохранительной деятельности не подлежит сомнению.

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 9-е изд., изм. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2011. 784 с.

2. Гулягин А.Ю. Основы правоохранительной деятельности органов административной юрисдикции: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. 62 с.

3. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: учебник. 4-е изд. М.: КноРус, 2015. 368 с.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2014. 578 с.

5. Кучин В.В., Усачев А.А. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность: учеб. пособие. М.: РПА Минюста России, 2011. 49 с.

6. Правоохранительные органы: учебник для вузов / под ред. В.П. Божьева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. 367 с.

7. Степаненко Ю.В. Правоохранительная деятельность: эволюция взглядов // Современный юрист. 2013. № 3. С. 60-87.

8. Судебная власть / под ред. И.Л. Петрухина. М.: ТК Велби, 2003. 720 с.

9. Шагаева Р.В., Шагаев Б.В. Правоохранительная деятельность: проблемы теоретического обоснования // Административное и муниципальное право. 2014. № 6. С. 538-549.

11 Судебная власть / под ред. И.Л. Петрухина. М.: ТК Велби,

12 Баглай М.В. Конституционное право Российской Феде- 13 Ведомости Съезда народных путают и Верх°внот°

рации: учебник. 9-е изд., изм. и доп. М.: Норма: Инфра-М, Совета рСфСр. 1991. № 44. Ст. 1435.

2011. С. 637. 14 Собрание законодательства РФ. 2012. № 40. Ст. 5474.

References (transliteration):

1. Baglaj M.V Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii: uchebnik. 9-e izd., izm. i dop. M.: Norma: Infra-M, 2011. 784 s.

2. Guljagin AJu. Osnovy pravoohranitel"noj dejatel"nosti organov administrativnoj jurisdikcii: avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk. M., 2014. 62 s.

3. Gucenko K.F. Pravoohranitel"nye organy: uchebnik. 4-e izd. M.: KnoRus, 2015. 368 s.

4. Kozlova E.I., Kutafin O.E. Konstitucionnoe pravo Rossii: uchebnik. 5-e izd., pererab. i dop. M.: Prospekt, 2014. 578 s.

5. Kuchin V.V., Usachev A.A. Pravoohranitel"nye organy i pravoohranitel"naja dejatel"nost": ucheb. posobie. M.: RPA Minjusta Rossii, 2011. 49 s.

6. Pravoohranitel"nye organy: uchebnik dlja vuzov / pod red. VP. Bozh"eva. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Jurajt, 2012. 367 s.

7. Stepanenko Ju.V. Pravoohranitel"naja dejatel"nost": jevoljucija vzgljadov // Sovremennyj jurist. 2013. № 3. S. 60-87.

8. Sudebnaja vlast" / pod red. I.L. Petruhina. M.: TK Velbi, 2003. 720 s.

9. Shagieva R.V., Shagiev B.V. Pravoohranitel"naja dejatel"nost": problemy teoreticheskogo obosnovanija // Administra-tivnoe i municipal"noe pravo. 2014. № 6. S. 538-549.

On the improvement of legislative guarantees of law-enforcement activities

ISAENKO, Vyacheslav Nikolaevich - Doctor of Law, Professor of the Department of Organization of the Law-

Enforcement Activities of the Kutafin Moscow State Law University/

123995, Russia, Moskva, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9.

Review. The article concerns the issues regarding the shortcomings of the legislative guarantees of law-enforcement activities, the author then makes a proposal for the development and adoption of the relevant Federal Law, which would provide the definitions of «law-enforcement activities», «law-enforcement bodies», defining goals, purposes, directions (types) of these activities. The author also expresses his position regarding the role of courts within the public law-enforcement system.

Keywords: law-enforcement activity, law-enforcement bodies, forms of law-enforcement activities, judicial activity.

Правоохранительные органы (конспект лекций) КНИГИ;НАУКА и УЧЕБА Автор: Беленков Роман АлександровичИздательство: Приор-издатГод издания: 2003Страниц: 128ISBN: 5-94909-156-6Язык: русскийРазмер: 0.15 mb Книга создана на основе конспектов лекций студентов юридических факультетов и вузов г. Москвы. Материал приведен в соответствие с учебной программой курса "Правоохранительные органы".Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы.Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов. Оглавление § Аннотация § Содержание § Глава I. Основные понятия дисциплины "Правоохранительные органы"§ Вопрос 1. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы§ Вопрос 2. Дисциплина "Правоохранительные органы"§ Вопрос 3. Законодательство о правоохранительных органах § Глава II. Понятие и принципы правосудия§ Вопрос 4. Значение принципов правосудия§ Вопрос 5. Характеристика отдельных принципов правосудия § Глава III. Судебная власть и судебная система§ Вопрос 6. Понятие и отличительные черты судебной власти§ Вопрос 7. Суд и судебная система§ Вопрос 8. Характеристика районного суда и его полномочия§ Вопрос 9. Права и обязанности судей и народных заседателей. Председатель районного суда§ Вопрос 10. Организация работы в районном суде§ Вопрос 11.Полномочия судов общей юрисдикции среднего звена§ Вопрос 12.Структура суда общей юрисдикции среднего звена§ Вопрос 13.Организация работы в судах общей юрисдикции среднего звена§ Вопрос 14.Военные суды в судебной системе российской Федерации§ Вопрос 15. Подсудность и организация военных судов§ Вопрос 16. Общая характеристика и полномочия Верховного Суда РФ§ Вопрос 17. Состав и структура Верховного Суда РФ§ Вопрос 18.Организация работы в Верховном Суде РФ§ Вопрос 19. Общая характеристика арбитражных судов РФ арбитражных судов РФ§ Вопрос 20. Арбитражные суды основного звена§ Вопрос 21.Арбитражные суды среднего звена§ Вопрос 22. Высший Арбитражный Суд РФ§ Вопрос 23.Третейские суды§ Вопрос 24.Конституционный Суд РФ§ Вопрос 25.Решения Конституционного Суда РФ§ Вопрос 26.Судейское сообщество и статус судей§ Вопрос 27.Порядок формирования судейского корпуса§ Вопрос 28.Гарантии независимости судей§ Вопрос 29.Квалификационные коллегии судей§ Вопрос 30.Статус народных, присяжных и арбитражных заседателей § Глава IV. Организационное обеспечение деятельности судов§ Вопрос 31. Понятие, принципы и основные направления организационного обеспечения деятельности судов§ Вопрос 32. Организационное обеспечение деятельности отдельных подсистем судов § Глава V. Министерство юстиции РФ§ Вопрос 33. Министерство юстиции РФ§ Вопрос 34. Служба судебных приставов § Глава VI. Прокуратура и прокурорский надзор§ Вопрос 35. Прокурорский надзор и другие функции органов прокуратуры§ Вопрос 36.Органы прокуратуры РФ § Глава VII. Выявление и расследование преступлений§ Вопрос 37.Общие положения организации выявления и расследования преступлений§ Вопрос 38.Оперативно-розыскная деятельность§ Вопрос 39. Милиция и другие органы дознания§ Вопрос 40. Предварительное следствие § Глава VIII. Организация оказания юридической помощи§ Вопрос 41.Адвокатская деятельность§ Вопрос 42.Нотариатuploading.com hotfile.comifolder.ru 17



Поделиться