Упражнения для коррекции навыка чтения. Коррекция несовершенного навыка чтения у детей

Причины ошибок и коррекционные упражнения

1. Ошибки при чтении из-за стремления читать как можно быстрее. При работе с такими учениками лучше останавливать их в момент ошибки.

2. Считывание случайно попадающих в поле их зрения букв. Глаз ребенка, привыкший в дошкольном детстве совершать при рисовании и рассматривании картинок хаотичные движения, с трудом удерживает книжную строку, читаемое слово, нужную букву.

Для тренировки учащихся в удержании порядка следования букв есть специальные задания.

Игра «Телевизор». Ребенок выкладывает целый рисунок из приложения к игре «Мозаика» на специальной прямоугольной пластине.

Инструкция: «Подобно тому, как электронный луч в телевизоре чертит изображение, пробегая слева направо и сверху вниз, так и ты выкладывай рисунок по строчкам, начиная с верхней. При этом бери из коробки всегда только одну фишку нужного цвета. Закончив одну строку, переходи к следующей».

На завершающем этапе ребенок «читает» тексты из цветных точек. Ошибки при назывании данной последовательности цветов фиксируются и исправляются. Такие занятия приводят к снижению числа ошибок при чтении.

3. Низкий уровень скорости распознавания букв.

Необходимы тренировки по увеличению скорости распознавания букв с опорой на знание алфавита. Алфавит печатается в виде специальных табличек:

а б в г д е а б в г д е ѐ а б в г д е ѐ ж

ѐ ж з и й к ж з и й к л м з и й к л м н о

л м н о п р н о п р с т у п р с т у ф х ц

с т у ф х ц ф х ц ч ш щ ъ ч ш щ ъ ы ь э ю

ч ш щ ъ ы ь ы ьэ ю я я

Ребенок сначала называет буквы по строчкам, затем по столбикам. При назывании букв по столбикам увеличивается число ошибок в опознании букв.

Если ребенок ошибается, забывает буквы в столбике, он должен обратиться к алфавитному порядку и самостоятельно «вспомнить» букву.

4. Затруднение в чтении слов с редко встречающейся комбинацией букв со стечением согласных.

Необходимы тренировки в чтении слогов различной структуры.

Учащимся предлагаются карточки с отпечатанными в столбик словами и слогами (С – буква согласного, Г – буква гласного, Ь – мягкий знак):

Чтобы избежать простого выучивания столбиков, для каждого типа слов-слогов заготавливаются несколько карточек, различающихся порядком следования слов. Для придания интереса занятиям карточки различаются и по цвету, что позволяет значительно снизить эффект насыщения при многоразовом повторении одних и тех же слов.

На первом этапе перед учащимися ставится задача читать столбики без ошибок. Количество верно прочитанных слов фиксируется. Слова, в которых ученик ошибался, отрабатываются особо.

На втором этапе необходимо добиться чтения столбиков с определенной скоростью: прочитать данные десять слов за 10, 9, 8, 7 с.

Третий этап тренировки строится как чтение различных текстов, распечатанных по слогам. Например: «В на-шей стра-не Восьмо-е мар-та – боль-шой празд-ник».

Такая работа приводит к росту скорости и качества чтения учащихся, уменьшению сбоев ритма чтения перед словами со стечением согласных.

Упражнения для коррекции навыка чтения

1. Использование скороговорок и чистоговорок. Упражнения проводятся с целью выработки четкости артикуляции звуков при любом темпе речи.

2. Поиск лишней буквы. ЛЁРД, СМОРОЗ, МЁЛКА, ФВЬЮГА, МЕТВЕЛЬ, СТУРЖА, ТУЧАП, ЛИСТОРПАД, ЛУЖМА, СТАДЯ.

3. Составление новых слов по первым слогам записанных слов: ДОМА РОЩА ГАЗЕТА; БЕРЕГ РЁВА ЗАМОК; БУРЯ МАЛИНА ГАРАЖ

4. Найди в квадрате слова (Филворд). Например:

5. Поиск слова в слове. БЕДА, КРОТ, КОСА, ЩЕЛЬ, ГРОЗА, РЫБАК, ШУТКА, БАБОЧКА, УДОЧКА, ЛИСТОЧКИ.

6. Чтение слов справа налево. ОНКО, АННАВ, ЛУТС, ЛАНЕП, АКСОД, АКЧУР КИНЕЧУ, АДОВ, АБЫР, АТРАП, РАШ, АКМУС.

7. Работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда и т.д.

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х

Ж Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т С Т К Л

М Н Д Г М К Т Ф Т Р М Г Н Ж З

В Д Ф Х Ф Г М Н Б С К Т Ф М Н

П Т К З Р М В Д Г Б Ф К З Р Ч

З С Ч К Т Ф Т Щ Д М Л Х В Д М

Д Г Р Ш К Т Б С Т Ц Т Р С Ч Ш

Т Р Г Х Л Д К В Ч Т Б Л М Н З

8. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.

9. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке.

10. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот.

11. Чтение “зашумленных” слов: ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы.

12. Чтение пунктирно написанных слов: предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а пунктирной линией. Степень разрушения букв может постепенно увеличиваться.

13. Чтение наложенных друг на друга слов: слова на карточках написаны так, что одно слово нагромождается на другое, пересекается с ним. Количество смешанных слов и плотность их наложения может увеличиваться.

14. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны.

15. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной: упражнение аналогично первому, только прикрывается верхняя часть строчки.

16. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем – на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

17. Чтение перевернутого текста: страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

18. Восполнение пропусков букв в словах: предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

19. Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.

20. Нахождение заданных букв среди строчек с разным шрифтом, размером и цветом: ребенку предлагается стимульный материал с рядами напечатанных букв. Буквы на карточках различного цвета, шрифта и размера. Ребенку задают найти в строчках 1-3 буквы и подчеркнуть их.

21. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21

Психокоррекция детей. Коррекция несовершенного навыка чтения у детей. Приемы формирования навыков чтения зависят от того, на каком этапе овладения чтением находится конкретный ребенок. Для определения этого используются диагностические методы, описанные в гл. 4.

При наиболее тяжелом варианте дислексии, когда слабо усвоены даже звуко-буквенные связи, рекомендуются следующие приемы:

1. Одновременно с развитием речевых предпосылок чтения необходимо формировать стабильный графический образ буквы (графемы) на полианализаторной основе. Для этого широко используются такие упражнения, как обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв, дермолексия (педагог «рисует» на ладони ребенка букву, а тот должен опознать ее), тактильное опознание «наждачных» букв и т. п. Дополнительная опора на кинестетический анализатор облегчает дифференциацию букв.

2. Группировка стилизованных букв. Ребенку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.

3. Автоматизация чтения слогов с уже усвоенными буквами. Предлагаемый прием позволяет одновременно автоматизировать чтение слогов и упрочить звуко-буквенные связи. Как отмечалось выше, в коррекции дислексии первостепенное значение принадлежит выработке навыков слогослияния. Не владея этим, дети пытаются угадывать нужный слог, опираясь на смысловой и звуковой контекст. Это порождает большое количество ошибок и тормозит перестройку навыка чтения. Чтобы избежать этого и усилить развивающий эффект занятий, мы считаем целесообразным на начальных этапах коррекции использовать преимущественно слоговой материал. При этом угадывание невозможно. Ребенок вынужден опираться при выполнении задания только на навык слогослияния. В этом случае наглядно виден реальный эффект коррекции. На занятиях используются слоговые таблицы, аналогичные нижеприведенным.

БА СО АП ЕЛ

ME АШ РИ AM КУ ЛЕ

ЛЕ ИЛ СА ПУ

ОП СУ BE СИ ОК ПИ

БУ ЛИ БЕ 30

ТУ ОР ИМ ЛЯ УС ДО

ОС БИ ПА АС

ШИ УК РУ BE ИП ЧУ

ХА ДИ ИК ЛИ ИР СО

СЕ ПО ША РО МИ УТ

Коррекция несовершенного навыка чтения у детей. Педагог в случайном порядке называет слоги таблицы и предлагает ребенку максимально быстро указать соответствующий слог в таблице и прочитать его. При этом слитное прочтение найденного слога облегчается предшествующим называнием его преподавателем. Требование быстро найти слог понуждает ребенка к глобальному опознанию слога, что намного ускоряет поиск по сравнению с побуквенным прочтением каждого слога. На начальном этапе для облегчения поиска используются 9-клеточные таблицы, позднее – 16- и 36-клеточные. В каждой таблице должны присутствовать как прямые, так и обратные слоги того же буквенного состава (например, МО и ОМ). Обратные слоги со звонкими согласными следует исключить, так как при произнесении они оглушаются. В ту же таблицу должны включаться твердые и мягкие слоги (например, ЛА и ЛЯ). Подобные упражнения дают хороший эффект при регулярном применении (5-6 раз в неделю) и частой смене таблиц. Как только ребенок начинает справляться с очередной таблицей достаточно быстро и без ошибок, следует переходить к следующей с новым составом слогов. Постепенно ребенок не только усваивает технику слогослияния, но и накапливает зрительный «словарь» слогов. На этом этапе коррекции материал для чтения лучше составлять из слов простой слоговой структуры типа:

СГСГ (например, «ВОДА», «СЕЛО», «РУКА», или ГССГ (например, «АРКА», «ОКНО», «ЕЛКА»).

4. На начальном этапе овладения чтением дети с дислексией затрудняются не только в слогослиянии, но и в делении читаемых слов на слоги. Это создает дополнительные трудности в чтении:

а) для преодоления этого препятствия можно использовать цветовую маркировку слогов. Например:

Наступила зима. Валя и Саша лепят снеговика (на карточке выделенные слоги обозначаются другим цветом, например, красным);

б) целесообразно включать в занятия упражнения по делению слов текста на слоги. Ребенку дается текст и предлагается вертикальными черточками разделить все слова на слоги.

5. Формируя навыки фонематического анализа и синтеза, следует делать акцент на операциях со слогами. Могут быть использованы следующие упражнения:

а) отхлопывание слоговой структуры слов;

б) игра «Телеграф»: педагог отстукивает слоговую структуру слова, и дети должны догадаться, какое это могло бы быть слово (например, чье имя из присутствующих отстучал педагог?);

в) игра «Магнитофон»: учитель поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово;

г) синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:

д) игра «Помоги Незнайке!»: «Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему составить слово!»: КА, МУ («мука»), ДА, ВО («вода»), ЛО, МО, КО («молоко») и т. п.

5. Для тренировки навыка синтеза слов из слогов при чтении необходимо развивать способность к запоминанию последовательных серий слогов и операции последующего синтеза их в симультанный (одновременный) комплекс. Для этого может быть рекомендовано следующее упражнение: ребенку последовательно демонстрируются поодиночке карточки со слогами, из которых он мысленно должен составить слово. Начинать следует с двусложных слов, постепенно их удлиняя.

В тех случаях, когда алфавит усвоен, основные усилия сосредоточиваются на формировании и автоматизации навыков слогослияния или чтения целыми словами.

Коррекция несовершенного навыка чтения у детей. Коррекционную работу начинают со следующего по сложности уровня:

1. Если звуко-буквенные связи автоматизированы, а слияние открытых слогов – нет, то работу начинают с этого типа слогов. Сначала используется прием 3, описанный выше. После того как отыскивание и называние вслед за педагогом перестало вызывать затруднения, переходят к другому приему автоматизации. Используются аналогичные вышеприведенным таблицы. Перед ребенком ставится задача: как можно быстрее отыскивать и молча показывать названные учителем слоги. Фиксируется время, затраченное на работу с одной таблицей (36-клеточной). Слоги диктуются по заранее составленному списку из 40 слогов, входящих в таблицу (некоторые повторяются дважды). Слоги в этом списке расположены в случайной последовательности. Контроль выработки автоматизации осуществляется по сокращению времени, затраченного на одну таблицу. Обычно через несколько дней работы с одной и той же таблицей время поиска постепенно сокращается, а затем стабилизируется. Например: первый день – 5 мин, третий день – 4 мин 20 с, пятый день – 4 мин, шестой день – 3,5 мин, седьмой день – 3 мин, восьмой день – 3 мин. С девятого дня уже пора переходить к новой таблице аналогичной сложности, но другого слогового состава. Таблицы одного и того же уровня сложности (в данном примере – с открытыми слогами) даются на занятиях до тех пор, пока уже в первый день работы с новой таблицей время поиска не оказывается близким к 3 мин (для 36-клеточной таблицы). Это будет означать, что данный тип слогов автоматизирован и можно перейти к тренировке более комплексных слогов. В нашем примере вводятся таблицы с закрытыми слогами:

2. Если при первичном обследовании выяснилось, что открытые слоги у ребенка автоматизированы, коррекция начинается с автоматизации слияния закрытых слогов.

Принципы и тактика работы те же, что и в варианте, описанном в п. 1. Далее последовательно отрабатываются открытые слоги со стечением согласных и слова со стечением согласных. Таблица со словами используется так же.

Однако в этом случае менять таблицы приходится чаще, так как ребенок быстро их выучивает наизусть и тренировочный эффект пропадает.

3. В процессе работы над автоматизацией слогослияния необходимо усложнять тексты для чтения по слоговой структуре. Обязателен контроль понимания прочитанного путем пересказа или подбора сюжетных картинок, соответствующих фрагменту текста или предложению.

4. Упражнения со слоговыми таблицами в большей мере способствуют формированию навыка чтения «про себя». В конечном счете этот вид чтения и является главной целью обучения. Однако первые 3 года учебы в школе детям часто приходится читать вслух. Поэтому этот вид чтения развивать тоже необходимо, хотя он и является лишь промежуточной стадией в процессе овладения беглым автоматизированным чтением. Уместно включать в общий комплекс занятий упражнения с тахистоскопом. С помощью этого аппарата материал для чтения предъявляется на экране на очень короткое время. Чтобы успеть при этом прочитать слово или слог, ребенок вынужден пытаться опознавать слоги или слова целиком, глобально. Поскольку в розничной продаже тахистоскопы практически не бывают, их можно заменить комбинацией диапроектора и фотоаппарата со снятыми объективом и задней крышкой. Через диапроектор слоги или слова на слайдах проецируются на экран, а фотоаппарат дает возможность регулировать время экспозиции. В процессе тренировки следует выбирать минимальную экспозицию, при которой ребенок еще в состоянии опознать слог. Упражнения с тахистоскопом используются одновременно с таблицами, но материал для слайдов должен быть на порядок сложнее, чем в таблицах. Например, если на определенном этапе ребенок работает с таблицами открытых слогов, то слайды должны содержать закрытые слоги. Слайды не обязательно изготавливать фотоспособом. Легче делать это с помощью пишущей машинки на прозрачном целлофане, закрепляя отпечаток прозрачным лаком для волос. По мере освоения навыка чтения переходят к чтению таким способом слов и фраз.

5. В ряде случаев дети с дислексией во время чтения теряют строку, пропускают слоги (читают последующий слог, не прочитав предыдущий), затрудняются в выделении слогов в напечатанном слове, возвращаются взглядом к уже прочитанной части слова и повторяют ее. Для преодоления таких трудностей полезен прием чтения с «окошечком» (Matejcek Z., 1972). Существуют три модификации данного приема: а) листком бумаги с вырезанным в нем прямоугольным отверстием размером в слог прикрывается читаемая строка. Ребенок (на начальных этапах это делает учитель) передвигает лист по строке и последовательно читает слоги, появляющиеся в «окошечке»; б) второй вариант заключается в использовании «окошечка», открытого влево, и позволяет оградить ребенка от интерферирующего влияния непрочитанной части слова. Этот прием оставляет ребенку возможность при необходимости вернуться к прочитанной части слова; в) третий вариант «окошечка», открытого вправо, исключает возможность возврата к уже прочитанному, тем самым стимулируя удержание этого в памяти и ускоряя темп чтения. Обычно в процессе коррекции эти приемы последовательно сменяют друг друга: сначала (а), затем (б) и после этого (в).

6. В коррекционном курсе необходимо предусмотреть упражнения, развивающие выразительность чтения и правильную постановку ударения. Для этого уместно использовать чтение – инсценировку рассказов или сказок с распределением ролей между детьми. Этому способствуют и некоторые специальные упражнения:

а) чтение слов, объединенных в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением:

б) чтение, дифференциация и объяснение смысла слов, различающихся только ударением (слов-омографов):

в) чтение и исправление предложений, где нужное слово ошибочно заменено на слово-омограф:

В мешок была насыпана мука Саша и Андрей пили молоко. Сережа на уроке математики вычитал из одного числа другое.

И. Н. Садовникова (1983) в своей книге приводит еще ряд упражнений, рассчитанных на постановку выразительного чтения.

Практические приёмы коррекции нарушения чтения у младших школьников на логопедических занятиях

Проблема выявления и коррекции нарушения чтения (дислексии) у детей тревожит и педагогов, и родителей. Но больше всего от дислексии страдает сам ребёнок. Подобные трудности являются причиной школьной дезадаптации и снижения учебной мотивации.

Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

То есть нарушения письма и чтения могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, но у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, препятствующих овладению чтением и письмом.

Следует обратить внимание, что на начальных этапах обучения грамоте ошибки чтения встречаются у многих детей. Это не показатель дислексии. На начальных этапах обучения навыки чтения только формируются. Со временем у большинства детей ошибки исчезают. У детей с дислексией ошибки остаются и носят стойкий специфический характер.

Виды дислексии.

1. Фонематическая дислексия - этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников. Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (например, твердость - мягкость; звонкость - глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы - козы; дом - том - ком) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла.
Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
Отмечается также: побуквенное чтение; звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)

2. Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).

3. Аграмматическая дислексия. Чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи.

При этой форме дислексии наблюдается:

изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);
неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»);
изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.
4. Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).

5. Мнестическая дислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок.

1. Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (Х-Ж: П-Н, 3-В и др.).

2. Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочередно, ("бухштабируются", нанизываются одна на другую (Р, А, М, А).

3. Искажения звука-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлениях звуков, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов и др.

4.Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдается расстройства технической стороны

5.Процесса чтения.

6.Аграмматизмы при чтении. Эта группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.

У детей, страдающих дислексией, наблюдаются нарушения звукопроизношения, бедность словаря, неточность употребления слов. Они неправильно оформляют свою речь, ошибаются в употреблении слов, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, у них наблюдаются инверсии.

Причины дислексии.

1. Нейробиологические причины связаны с недоразвитием или поражением головного мозга в разные периоды развития ребенка (период беременности, родов и после родовой период). В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе чтения.
2. Наследственность как выяснилось, дислексия является синдромом с наследственной обусловленностью. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70%. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии.
3. Социально-психологическиепричины. К таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность.
Подобные нарушения создают трудности в усвоении ребёнком школьной программы.

Диагностика чтения у учащихся начальных классов является частью комплексного обследования состояния письменной речи. Для обследования чтения учитель-логопед подбирает текст в соответствии с возрастными особенностями. Если ребенок, читая материал, испытывает большие трудно-сти, можно предложить текст более легкий и в процессе коррекционной работы постепенно усложнять речевой материал.

При обследовании навыка чтения обращается внимание на следующие компоненты:

Способ чтения;
-правильность;
-выразительность;
-осознанность;
-темп.
Задача логопеда и родителей - организовать занятия с ребенком, насыщенные упражнениями и игровыми заданиями по коррекции дислексии.

Формирующая работа с детьми с нарушением чтения должна проводиться комплексно педагогом класса, логопедом с активным привлечением родителей в коррекционный процесс.

Основные методы логопедической работы с детьми с дислексией:

1. Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.

2. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

3. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.

4. Зеркально-симметричное рисование обеими руками.

5. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко.

6. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.

7. Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».

8. Метод «озвученного» чтения.

9. Метод словесных анаграмм.

10. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Предлагаю задания и игры, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

При фонематической дислексии:

Задания при фонематической дислексии подбираются по трем направлениям:

Развитие звукового анализа и синтеза;
-развитие слогового анализа и синтеза;
-развитие языкового анализа и синтеза на уровне определения количества, последовательности и места слов в предложении.
упражнения:

Придумать слова, начинающиеся на определенный звук, например: [Р]: радость, робот, радуга (звук в середине слова - корка, парта, пирог; звук в конце слова - комар, помидор);
-придумать слова с тремя, четырьмя или пятью звуками;
-поднять цифру с количеством звуков в слове;
-придумать цепочку слов, в котором слово начинается на тот звук, которым заканчивалось предыдущее слово (кот - тапки - ириска - ананас - сон - носок - корона…);
-распределить картинки в зависимости от количества слогов в слове;
-составить слово из первых слогов слов на предлагаемых картинках, например: из слов «дорога», «машина» — «дома»;
-придумать предложение с определенным количеством слов;
-определить, какое по счету место занимает названное слово в предложении.
При семантической дислексии:

Слитно произнести слова, представленные в виде последовательно произнесенных отдельно звуков, например: К, О, Т - кот, Р, А, М, А - рама;
-слитно произнести слова, предъявленные по слогам, например: ко-ро-ва, о-го-род-ник;
-слитно произнести предложение, которое взрослый произносит по слогам: ко-ро-ва па-сет-ся на лу-гу;
-определить, какое предложение правильное, например: кот поймал мышку» или «мышка поймала кота»;
-прочесть слово, словосочетание, предложение и выбрать подходящую картинку;
-прочесть предложение и повторить его, затем записать (начинать с коротких, 2-3 словных предложений).
При аграмматической дислексии:

Составить предложение по картинке и выложить фишками схему предложения под картинкой;
-игры на формирование функций словоизменения, например: «один-много» — стул - стулья, «назови ласково» — капля — капелька, «чья картинка» — кошка моя, солнышко мое, варежки мои, компьютер - мой; «без чего нарисовал художник картинку» — стол без ножки, чайник без ручки и т.п.;
-игры на формирование функций словообразования, например: «профессии» -воспитывает детей воспитатель; «образуй действие» - красный - краснеть.
При мнестической дислексии:

Графические и слуховые диктанты, когда по памяти ребенок должен воспроизвести ряд букв, слов, предложений либо запомнив на слух, либо предъявленных письменно;
-упражнения на звуко-буквенный анализ и синтез с упором на чтение.
При оптической дислексии:

Назвать контурные изображения предметов, узнать перечеркнутые изображения, назвать наложенные друг на друга изображения предметов;

Найти букву среди ряда других букв, найти букву среди перечеркнутых букв, выделить, наложенные друг на друга буквы, определить неправильно расположенные буквы;
-запомнить последовательно ряд из 8-10 картинок (букв, цифр);
-определить пространственное положение предмета, буквы, цифры, например: «положи книгу слева от себя, а карандаш справа от книги»;
-найти фигуру, букву в ряду сходных;
-реконструировать букву, добавляя элемент: [Л - А, К - Ж, Г - Б, Р - В].
- буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках;
-предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв;
можно использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария;
-возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».

Упражнения для развития техники чтения:

1. «Догонялки» (учитель или быстро читающий ученик читает вслух, остальные шёпотом стараются его обогнать, можно ведущему замолчать и читать про себя, через некоторое время опять начать читать вслух, сверится с детьми, кто обогнал, кто отстал);

2. «Наступи на пятку» (чтение в паре либо учитель - класс через слово в быстром темпе);

3. Чтение в парах или группах по одному предложению (чья пара (группа) быстрее закончит чтение; чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся);

4. Чтение в паре с линейкой (быстро читающий ученик закрывает линейкой прочитанную строчку, его сосед старается за ним успеть прочитать);

5. Динамическое чтение (на доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах);

6. Бинарное чтение (один текст читают два ученика одновременно);

7. «Очередь» (сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст);

8. «Буксир»:

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения; ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель;

9. «Ловушка» (учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами; ученики ищут замену);

10. «Прыжки» (чтение через слово);

11. «Голова и хвост» (учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро находят его и дочитывают все вместе);

12. «Первый и последний» (чтение первой и последней буквы в слове; первого или последнего слова в предложении);

13. «Прятки» (нахождение в тексте слова с определённым признаком: начинается на букву а, состоит из двух слогов, с ударением в конце слова и др.);

14. Круговое чтение (небольшой текст читают друг за другом несколько раз);

15. «Кто быстрее?» (на доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты; по сигналу учителя ученики ищут в текстах данное предложение);

16. «Фотоглаз»:

а) на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время; слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру;

17. «Угадай»:

а) антиципация слов, предложений, пословиц;

б) чтение текста через решётку;

18. «Найди меня» (на листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их нужно найти);

19. «Счёт слов» (на максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова; перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они должны ответить после окончания работы);

20. «Сканирование» (за 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации).

Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие.

При устранении дислексии необходимо учитывать, что дислексия не является изолированным нарушением. Механизмы, вызывающие ее, обуславливают нарушения как устной, так и письменной речи. Поэтому преодоление этого недостатка может быть успешным при комплексном воздействии на весь комплекс речевых и психических нарушений. Работу с ребенком должны вести в комплексе логопеды, психологи, учителя, медицинские работники и родители.

При подборе заданий необходимо учитывать следующие принципы: поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений, доводимые вырабатываемые временные связи у ребенка до полной автоматизации. Также учитываются обще дидактические принципы: индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности.

Дислексия - в некоторой степени дар, который дается не каждому (приблизительно 5% из них Эйнштейн, Уолт Дисней, Квентин Тарантино)

Дети-дислексики обладают нестандартным мышлением, что позволяет им подойти к решению возникающих проблем креативно. У них отлично развита интуиция, они любознательны и имеют богатое воображение. Дети, сумевшие преодолеть свой недостаток, могут стать весьма преуспевающими взрослыми.

Сколиоз очень опасное заболевание и запускать его очень опасно. Поэтому, чтобы не прибегать к хирургическому вмешательству, стоит пытаться решить эту проблему физическими упражнениями.

Благодаря удлинению спины позвоночник и ребра выравниваются, напряжение из мышц спины уходит.

1. Поза Кошки — поза Коровы
Если вы только приступили к занятиям, необходимо освободить позвоночник. Встаньте на четвереньки, установив ладони под плечевыми, а колени — под тазобедренными суставами. На вдохе поднимите голову и копчик, прогибая поясницу. На выдохе втяните копчик, округлите спину и отпустите шею. Повторите переход из Кошки в Корову 10 раз.

2. Адхо Мукха Вирасана (поза Поклона героя)
На выдохе вытяните руки перед собой. Сделайте глубокий вдох, направляя его в спину, в область сколиоза — где ребра сжимаются. На выдохе подайте ягодицы назад к пяткам и остановитесь на полпути. На вдохе растяните руки и таз в противоположные стороны. Направьте вдохи в корпус, чувствуя, как вытягиваются межреберные мышцы, удлиняются позвоночник и мышцы спины. Чтобы вытянуть ребра с вогнутой стороны позвоночника, переместите вес рук на противоположную (выпуклую) сторону. Держите ладони на ширине плеч. Направляйте дыхание в корпус и выполняйте позу таким образом в течение 1 мин. Затем опустите таз на пятки, а руки — по обеим сторонам от тела. Полностью расслабьтесь.

3. Трехчастное вытяжение у перекладины
1. Эту позу нужно выполнять у перекладины, крюков, балконных перил или раковины. Возьмитесь за перекладину и расставьте ладони на ширину плеч.
Не отпуская опору, отходите назад. Пусть позвоночник окажется в положении, параллельном полу, а стопы — прямо под тазобедренными суставами. Теперь продвиньте пятки вперед и поставьте их там, где до этого были пальцы. Вытянитесь назад, уведите ягодицы от перекладины. Выровняйте шею на линии позвоночника, не задирайте подбородок. Ощутите, как благодаря тяге рук позвоночник вытягивается по всей длине.
2. Продвиньте стопы ближе к перекладине и согните ноги в коленях так, чтобы бедра оказались параллельны полу, а колени — прямо над пятками. Потяните ягодицы вниз. Средняя часть спины при этом вытягивается вниз и расширяется в стороны от лопаток.
3. Продвиньте стопы еще на несколько сантиметров вперед. Глубоко присядьте. Вытянитесь назад, ощущая, как вытягивается нижний отдел позвоночника.

4. Уттхита Триконасана (поза Вытянутого треугольника)
В позе Треугольника ноги расставлены широко в стороны, а корпус наклоняется вбок. Из-за сколиоза вытяжение вправо и влево неравномерно (4а — неправильная версия). Вытягиваясь в ту сторону, с которой позвоночник вогнут, следует сделать акцент на его удлинении, не позволяя ребрам выступать наружу с противоположной стороны. Для этого используйте вариацию со стулом (4б — правильный вариант). Вытягиваясь в ту сторону, где позвоночник выпуклый, сделайте акцент на скручивании, выравнивая правую и левую стороны.

Предположим, у вас правосторонний грудной сколиоз. Наклоняясь влево, вы должны удлинять позвоночник. Расставьте стопы на расстояние 120 см. Разверните левую стопу наружу под прямым углом, а правую заверните внутрь на 45°. Потянитесь корпусом влево, сгибаясь в области паха. Руки при этом вытянуты в стороны. Опустите левую ладонь на спинку стула — так вам удастся расправить область ребер с вогнутой стороны позвоночника. Втяните правые ребра внутрь к позвоночнику так, чтобы обе половины тела стали параллельны полу. Обратите внимание, как при этом ребра в сжатом участке с противоположной стороны расправляются. Чтобы обеспечить себе устойчивость, прижмите наружный край правой пятки к стене. Если вы занимаетесь в классе, в котором есть настенные веревки, можно оплести одной правое бедро — это прекрасная вариация при поясничном сколиозе, в которой устойчивость возникает без лишних усилий. Вытягиваясь в противоположную сторону, нужно уменьшить выпуклость в спине (вариант 4в). Прижмите наружный край левой пятки к стене или используйте веревку вокруг левого бедра. Удлиняйтесь от тазобедренного сустава. Опустите правую ладонь на ногу, а основание левой ладони прижмите к крестцу. На вдохе опустите основание правой лопатки вниз, уводя ее от ушей, и втяните ее внутрь, раскрывая тем самым грудную клетку. На выдохе скрутитесь от области пупка, отводя левый локоть назад, выравнивая плечи на одной линии.

5. Вирабхадрасана I (поза Героя I)
В этой позе укрепляются не только ноги, но и поясничные мышцы. При сколиозе позу удобно выполнять в дверном проеме, опираясь о косяк — так вы сможете выровнять корпус и таз. Встаньте в дверном проеме так, чтобы пах задней ноги прижался к косяку. Пятка передней ноги располагается спереди, в 60 см от проема. Прижмите внутреннее бедро к косяку. Пальцы задней ноги находятся сзади в 60 см от таза. Выровняйте тазобедренные суставы параллельно друг другу, направьте копчик к полу. На вдохе вытяните руки над головой. Тянитесь вверх от верхней части спины, удлиняя ребра и позвоночник, удаляя их от таза. На выдохе согните правую ногу в колене под прямым углом — так, чтобы бедро было параллельно полу, а голень перпендикулярна. При этом колено правой ноги должно располагаться строго над правой пяткой. Левая нога полностью разгибается, левая пятка опускается к полу. Подтягивая позвоночник вверх, одновременно вытолкните заднюю ногу к полу. Если вам не удается опустить пятку на пол, положите под нее опору — кирпич или мешок с песком. Прижимая пятку вниз и выталкивая ее назад, вы включаете в работу глубокую поясничную мышцу.

Дополнительно о позах стоя вы можете узнать из книги Б. К. С. Айенгара "Прояснение йоги". Выполняя Уттхита Паршваконасану (позу Бокового угла), Ардха Чандрасану (позу Полумесяца), Паригхасану (позу Засова), помните о принципе бокового вытяжения при сколиозе. Паривритта Триконасана (поза Скрученного треугольника) и Паривритта Паршваконасана (поза Скрученного бокового угла) — это два скручивания в положении стоя, которые мы рекомендуем ученикам со средним уровнем практики.

Перевернутые позы
Даже при здоровом позвоночнике сила тяжести сдавливает межпозвоночные диски и в некоторых случаях может привести к грыже или ущемлению нерва. При сколиозе эта проблема наиболее выражена. Человек постоянно ощущает неравномерность силы тяжести. Перевернутые позы освобождают тело, в них можно выровняться без обычных искажений, которые привносит в позу сила тяжести. Перевернутые позы также укрепляют руки и спину, улучшают кровообращение позвоночника, головного мозга и внутренних органов. Они способствуют циркуляции лимфы и венозному оттоку.

6. Ардха Адхо Мукха Врикшасана (половинная Стойка на руках)
Стойка на руках — одна из первых перевернутых поз, которую осваивают в классах йоги. Она укрепляет руки по всей длине, создавая основу для Стойки на голове. Подтягиваясь вверх в Стойке на руках, вы учитесь удлинять позвоночник вопреки силе тяжести — а это особенно важно при сколиозе. Если вы не знакомы с полной Стойкой и пока не готовы ее освоить, попробуйте Ардха Адхо Мукха Врикшасану — она укрепит тело и внушит уверенность в себе. Чтобы разогреться, выполните позу 6а — Адхо Мукха Шванасану (позу Собаки мордой вниз), прижав пятки к стене. Поднимите правую ногу и вытяните пятку от себя, прижимая подушки под пальцами к стене. Опустите правую ногу вниз и поднимите левую. Эта работа укрепляет верхнюю часть спины, которая часто ослаблена при сколиозе. Она также учит равномерно удлинять обе стороны тела. Отдохните в позе Ребенка. Вернитесь к Адхо Мукха Шванасане. Затем поднимите обе ноги на стену в половинную Стойку на руках — 6б. Расставьте их на ширину бедер параллельно друг другу. Стопы должны быть на одной линии с тазобедренными суставами, не выше, а руки и корпус — выровнены по всей длине. Энергично прижмите пятки к стене. Расправьте лопатки, уводя их в стороны друг от друга и от ушей. Оттолкнитесь ладонями от пола, втяните локти. Если вам трудно, воспользуйтесь ремнем, обвязав им участок рук прямо над локтями.

7. Саламба Сарвангасана (Стойка на плечах)
Стойка на плечах избавляет от хронического напряжения в шее и плечах, которое столь распространено при сколиозе. Если вы новичок, воспользуйтесь дополнительными материалами, чтобы раскрыть грудную клетку и не дать весу сместиться на шею и плечи. Начните с вариации со стулом, валиком и стеной — 7а. Поставьте стул спинкой к стене на расстоянии примерно 30 см. Положите на сиденье коврик и одеяло. Перекиньте другое одеяло через спинку. Положите на пол перед стулом валик. Сядьте на стул лицом к стене и медленно отклоняйтесь назад, входя в позу. Опустите плечи на валик, а голову — на пол. Возьмитесь за задние ножки стула и поднимите ноги, прижимая стопы к стене. Расслабьте глаза, направляя взгляд в сторону грудной клетки. Находитесь в позе 5-10 мин. Чтобы выйти из асаны, медленно соскользните со стула и опустите ягодицы на пол.
По мере освоения позы переходите к вариации у стены без стула — 7б. Положите четыре сложенных одеяла на пол у стены, лягте на них, приблизив ягодицы к стене. Расположите плечи на краю одеял, поднимите ноги вверх и прижмите их к стене. Согните ноги в коленях, поднимите ягодицы и переместите вес на плечи. Сцепите пальцы рук в замок, но не сгибайте руки в локтях. Разверните плечи. Опустите ладони на спину и, поддерживая себя, вытянитесь вверх. Поочередно выпрямите ноги (со временем вы сможете выпрямлять их одновременно). Балансируйте. Если вы устали, опустите ноги на стену, продолжая вытягивать их. Поначалу выполняйте позу в течение 1 мин., постепенно увеличивая время пребывания до 5-10 мин. Чтобы выйти из позы, опустите спину на одеяла и, продолжая выталкивать пятки, опускайтесь до тех пор, пока копчик не прижмется к стене.

По мере освоения этих асан можно попробовать Пинча Маюрасану (Баланс на предплечьях). Как только руки и спина укрепятся, вы сможете приступить к Саламба Ширшасане (Стойке на голове).

Прогибы назад
Лично для меня прогибы назад оказались наиболее полезным классом поз. Они не только укрепили спину, но и избавили ее от напряжения. Благодаря им тело стало более свободным и подвижным, в частности с "выпуклой" правой стороны.

8. Пассивный прогиб на валике
При сколиозе часто возникают судороги мышц. И хотя прогибы при этом оказывают существенную помощь, их следует выполнять мягко, без усилий. Чтобы раскрыться, нужно научиться расслаблять мышцы спины. Пассивные прогибы всячески этому способствуют.
Сверните плотное одеяло в рулон или воспользуйтесь валиком. Лягте на опору так, чтобы лопатки оказались на краю, а голова и плечи — на полу. Вытяните ноги, выталкивая пятки от себя — это не позволит пояснице сжаться. Поднимите грудину. Опустите подбородок к грудной клетке и удлините сзади шею. Вытяните руки за головой и по возможности опустите их на пол. Ощутите, как в процессе дыхания грудная клетка равномерно поднимается и опускается. Направляйте вдохи внутрь корпуса, расширяя сжатые участки грудной клетки, раскрывая ее. Если с выпуклой стороны спина давит в опору сильнее, поместите под этот участок небольшое сложенное вчетверо полотенце — спина должна равномерно прижиматься к опоре. Этот же пассивный прогиб можно выполнять, свешиваясь с края кровати.

9. Шалабхасана (поза Саранчи)
Шалабхасана крайне необходима при сколиозе, поскольку эта поза укрепляет мышцу, выпрямляющую позвоночник, а также заднюю поверхность бедер, что обеспечивает необходимую опору для позвоночного столба в прогибах назад.
Лягте на живот и вытяните руки в стороны на уровне плеч. На выдохе оторвите от пола голову и грудную клетку. Не расслабляйте ягодицы и плотно прижимайте бедра к полу. Удлините руки в стороны так, чтобы лопатки удалялись от позвоночника.
При этом ладони находятся ниже уровня лопаток.
На выдохе опуститесь вниз. Повторите 3-5 раз.
Вытяните руки перед собой и почувствуйте, как мышцы спины удлиняются. Поднимите руки и опустите ладони на сиденье стула, предварительно поставленного перед собой. Еще раз вытяните руки и отодвиньте стул подальше от себя, удлиняя позвоночник. Мягко поднимите живот и плавающие ребра. Плотно прижимайте ладони к сиденью стула, а бедра — к полу, поднимая позвоночник еще выше. На выдохе опуститесь вниз. Выполните позу 3-5 раз. Одновременно с руками можно поднимать вверх ноги.

По мере освоения прогибов переходите к более сложным позам — Дханурасане (позе Лука), Уштрасане (позе Верблюда) и Урдхва Дханурасане (позе Перевернутого лука).

Скручивания
Развороты корпуса вбок помогают раскрутить позвоночник, а потому обязательны, если у вас сколиоз. Перед скручиваниями необходимо удлинить позвоночник.

10. Бхарадваджасана со стулом (поза Мудреца Бхарадваджи, вариация)
Сядьте на стул правым боком и возьмитесь руками за спинку. Плотно прижмите стопы к полу, соединив колени и лодыжки. На вдохе удлините позвоночник, на выдохе мягко развернитесь от области пупка, вытягивая ребра в противоположную сторону от таза. Чтобы скрутиться глубже, отталкивайтесь правой рукой от спинки стула, а левой притягивайте себя к стулу, уводя левую лопатку в сторону от позвоночника. Направляйте вдохи в корпус во время скручивания. С каждым выдохом скручивайтесь глубже.
На выдохе медленно выйдите из позы. При правостороннем грудном сколиозе вы должны сделать акцент на скручивании вправо. Выполните скручивание дважды в обе стороны, но вправо задержитесь в нем подольше.

Со временем добавьте другие скручивания в положении сидя — Маричиасану (позу Мудреца Маричи), Ардха Матсиендрасану (половинную позу Царя рыб).

Наклоны вперед
Наклоны вперед позволяют ослабить глубокое напряжение в спине и плечах. Чем дольше вы находитесь в этих позах, тем глубже расслабление.

11. Джану Ширшасана (Наклон головы к колену)
Сядьте на самый край сложенного одеяла. Вытяните ноги перед собой. Отведите плоть ягодиц в стороны от седалищных костей. Согните правую ногу в колене и приведите пятку к правому паху. Мягко опустите колено в сторону. Наклонитесь вперед к левой ноге, совершая это движение от тазобедренных суставов. Поднимите позвоночник, опустите лопатки, уводя их от ушей, и втяните их внутрь, раскрывая грудную клетку. Такая работа помогает справиться с сутулостью, которая часто встречается у людей со сколиозом. Чтобы как следует раскрыть грудную клетку, мягко оттолкнитесь от стула. Положите мешок с песком (или пакет с гречкой) на выступающую сторону позвоночника. Если можете наклониться глубже, положите валик или одеяло поперек выпрямленной ноги и опустите лоб на эту опору. Выполните позу в другую сторону.
В том же духе можно выполнять Пашчимоттан-асану (Наклон вперед из положения сидя) и другие наклоны. Не пренебрегайте дополнительными материалами: используйте стул, мешок с песком, валик.

Завершать практику необходимо Шавасаной (позой Мертвеца) и наблюдением за дыханием.
Для страдающих от сколиоза расслабление — дело довольно сложное из-за зажатых мышц, поддерживающих неровный позвоночник. Б. К. С. Айенгар советует в Шавасане подкладывать под западающую часть спины сложенное полотенце, чтобы выровнять тело и заполнить пустоту. В позе необходимо ощущать позвоночник, равномерно расширяя обе стороны грудной клетки. Перемещать внимание по всему телу, отслеживая участки напряжения и расслабляя их. В позе желательно оставаться по меньшей мере 10 мин.
По мере расслабления в Шавасане ум становится спокойным, и именно в этот момент может начаться настоящее исцеление. Исцеление — это не физический акт, оно затрагивает глубокие слои ума и духа. В течение жизни мы сталкиваемся с трудностями, которые, как и наш искривленный позвоночник, могут стать болезненными помехами. Учась ответственности за исцеление своей спины и относясь к ней внимательно и чутко, мы также учимся правильно реагировать на полученные эмоциональные и физические травмы. Благодаря йоге мы обнаруживаем, что искривленному позвоночнику присуща мудрость. И сила в том, чтобы мы учились проживать свои жизни чутко, благородно и уравновешенно.

Формирование умения учиться – задача всех ступеней школьного образования, она не может быть полностью решена в рамках начальной школы, однако если в начальной школе не заложить основы этого умения, то в старшей школе юноши и девушки, умеющие учиться, будут не правилом, а счастливым исключением.

Узнаваемыми приметами умения младшего школьника учиться, то есть искать способы расширения собственной компетентности, является прежде всего умение читать.

В младшем школьном возрасте “весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью,… которая имеет большое значение для умственного развития ребенка” (С.Л. Рубинштейн). На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи).

Актуальность рассматриваемого вопроса состоит в том, что в каждом классе есть учащиеся, которые не овладеют навыками чтения на уровне требования школьной программы в установленные ею сроки. Обучаясь во втором, третьем и более старших классах, дети не умеют читать правильно, бегло, осознанно, выразительно. А поскольку навык чтения является базовым умением для формирования остальных надпредметных знаний, то очевидно, что с такими учащимися должна специально проводиться коррекционная работа.

Распространенность нарушений чтения среди детей довольно велика. В европейских странах отмечается, по данным различных авторов, до 10% детей с нарушением чтения. По данным Р. Беккер нарушения чтения наблюдается у 3% детей начальных классов массовой школы.

Виды ошибок чтения достаточно разнообразны. А если учитывать ещё и индивидуальные различия в проявлении этих ошибок, то при выборе способов коррекции можно оказаться в весьма затруднительном положении.

В современной логопедии существует довольно много способов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение чтения. Но одни из них недостаточно эффективны, другие требуют затрат большого количества времени.

С целью отбора наиболее эффективных методов коррекции чтения мною была проведена экспериментальная работа по применению методов, предложенных А. Н. Корневым, Б. Н. Боденко, отобраны наиболее приемлемые и интересные.

Направления коррекционной работы

Хорошим показателем устойчивости формирующегося навыка чтения может служить отношение верно прочитанных слов к числу ошибок при первичном чтении незнакомого текста. Разделив число верно прочитанных слов на число ошибок, получим среднюю длину участка чтения без ошибок. Для примера можно взять ученика 2 класса Сашу У.. При первом измерении был следующий результат: 7 слов от ошибки до ошибки. Второе измерение (после ряда коррекционных занятий, занявших по времени 3 недели) – 15 слов, третье – 32 слова от ошибки до ошибки при первичном чтении незнакомого текста.

Показатель устойчивости навыка чтения

Показатель “длина участка чтения без ошибок” позволяет логопеду или учителю обоснованно выбирать объем вводимого текста для первичного чтения, искусственно поддерживать процент качества на уровне, не вызывающем отрицательных эмоций на ученика.

Для того, чтобы требования, предъявляемые ученику в период коррекционной работы, соответствовали его максимальным возможностям и в то же время принимались самим учащимся как реалистические, логопед или учитель должен выяснить для себя и показать ученику его скрытые возможности.

Сделать это можно разными способами.

Первый способ состоит в предъявлении учащемуся для чтения ряда слов через самодельный электрический тахистоскоп: через реле времени на 3, 4 или 5 секунд вспыхивает лампа и освещает предъявленный ученику ряд слов. Количество слов, которое ученик успевает прочитать, делится на затраченное время и умножается на 60. Таким образом, получают расчетную скорость чтения для данного учащегося в минуту. Однако, практический опыт показывает, что такая расчетная скорость выше реальной и может служить основанием для предъявления к ученику повышенных требований.

После изготовления такого аппарата мною был проведён эксперимент. Так, один ученик 2 класса читал связный текст со скоростью 16 слов в минуту. При чтении через тахистоскоп он успевал прочитать 2 слова за 4 секунды. Его расчетная скорость равнялась, таким образом, 30 слов в минуту. Перед учеником была поставлена задача: достичь такой же скорости при обычном чтении. После 2х месяцев коррекционных занятий его техника чтения составляла 30 слов в минуту.

Второй способ является упрощением первого. Ученика просят прочитать как можно быстрее 5 – 10 знакомых ему слов. Измеряется затраченное время и рассчитывается скорость чтения, как если бы ученик в течение всей минуты сохранял начальный темп. Как правило, результаты расчетов превышают реальные показатели обычного чтения и могут задаваться как уровень, которого необходимо достичь.

Методы коррекции чтения

Особая проблема возникает при работе с учащимися, допускающими ошибки при чтении из–за стремления читать как можно быстрее: они упрямо не желают снижать скорость чтения. При работе с такими учениками лучше останавливать их в момент ошибки, а время, затраченное на её исправление, всё равно учитывать. При сравнении показателей скорости при относительно медленном, но безошибочном чтении и при чтении быстром, но с ошибками, ученик убеждается в необходимости снизить скорость чтения и принять рекомендуемую ему установку на безошибочность чтения.

В начальный период обучения чтению дети допускают много ошибок из-за считывания случайно попадающих в поле их зрения букв. Глаз ребёнка, привыкший в дошкольном возрасте совершать при рисовании и рассматривании картинок хаотичные движения, с трудом удерживает книжную строку, читаемое слово, нужную букву. У слабочитающих учеников эти трудности сохраняются и в дальнейшем. У них с трудом формируется навык следования доминирующему направлению чтения – слева направо.

Можно предложить слабочитающему ученику следующее задание “прочитать” цветные точки, расположенные в 4 строки по 14 штук в каждой на листе белой бумаги. Предварительно нужно убедиться, что цвета ребёнок различает хорошо. Он может ошибиться при назывании этих своеобразных “букв” – поменяет их местами, пропустит, перепутает названия цветов (даже на уровне 5 класса).

Для тренировки учащихся в удержании порядка следования букв есть специальные задания.

Ребёнок получает карточку, на которой наклеены 4 точки из цветной бумаги. Он должен выложить по порядку фишки того же цвета и в той же последовательности на карточке белого цвета. Разрешается брать из кучки только одну фишку нужного цвета. Когда ребёнок перестаёт ошибаться в заполнении пяти таких карточек подряд, он должен выкладывать 4 фишки, уже не глядя на образец, по памяти. Для не справляющихся длина строки уменьшается до 3 фишек. После ряда таких тренировок учащиеся начинают упражняться и выкладывают уже большее количество фишек с опорой на образец.

Следующий этап работы – “Телевизор”. Ребёнок выкладывает целый рисунок из мозаики по образцу. Инструкция: “Подобно тому, как электронный луч в телевизоре чертит изображение, пробегая слева направо и сверху вниз, так и ты выкладывай рисунок по строчкам, начиная с верхней. При этом бери одну фишку нужного цвета. Закончив одну строку, переходи к другой”.

На завершающем этапе ребёнок “читает” тексты из цветных точек. Ошибки при назывании данной последовательности цветов фиксируются и исправляются.

Такие занятия приводят к снижению числа ошибок при чтении. Ученик реже захватывает ненужные буквы, начинает замечать и сам исправлять пропуски и перестановки букв и слов в читаемом им текст.

В ряде случаев дети с дислексией во время чтения теряют строку, пропускают слоги, затрудняются в выделении слогов в напечатанном слове, возвращаются взглядом к уже прочитанной части слова и повторяют её. Для преодоления таких трудностей полезен прием чтения с “окошечком”. Существуют три модификации данного приема, которые используются последовательно: а) листком бумаги с вырезанным в нем окошечком размером в слог прикрывается читаемая строка. Ребенок (на начальных этапах это делает учитель) передвигает лист по строке и последовательно читает слоги, появляющиеся в окошечке, при этом темп чтения несколько замедляется, но исчезают ошибки, связанные с трудностями определения границ слога, и те, которые являются результатом попыток угадывания слога; б) второй вариант заключается в использовании “окошечка”, открытого влево, и позволяет оградить ребенка от интерферирующего влияния непрочитанной части слова. По данным Т. Г. Егорова данный прием существенно улучшает понимание прочитанного; в) третий вариант “окошечка”, открытого вправо, исключает возможность возврата к уже прочитанному, тем самым стимулируя удержание этого в памяти. При некотором форсировании перемещения “окошечка” по строке можно стимулировать ускорение темпа чтения. Обычно в процессе коррекции эти приемы последовательно сменяют друг друга: сначала (а), затем (б) и после этого (в).

Добившись правильного и скоростного чтения, необходимо приступить к работе над смысловой стороной речи , особенно у учащихся с общим недоразвитием речи.

Понимание читаемого текста требует от человека удержания в памяти значения прочитанных слов до конца смыслового отрезка. Плохо читающие дети часто успевают забывать значение даже правильно прочитанного слова в процессе последующего чтения других слов. Поэтому они не могут ухватить смысл читаемой фразы. Возникает задача тренировки слабочитающих учащихся в умении удерживать в памяти значение прочитанного слова, значение прочитанной фразы. Содержание такой тренировки – увеличение промежутка времени между моментом восприятия слова и моментом правильного воспроизведения его значения, увеличение времени его удержания в памяти.

Ребенок получает набор маленьких карточек с напечатанными на них названиями различных животных. Взяв одну карточку и прочитав напечатанное на ней слово, ребенок должен найти изображение этого животного на лежащей перед ним карте с двенадцатью изображениями. Играя в такое своеобразное лото, ребенок удерживает в памяти значение слова во время всего поиска. Для детей, которые не справляются с этой задачей, забывают, что они ищут, число изображений уменьшается до 6 или даже до 3. Таким способом уменьшается количество помех и сокращается время поиска. В дальнейшем количество изображений, среди которых нужно найти одно, постепенно наращивается. Аналогичная работа проводится с изображениями различных предметов.

Следующий этап тренировки – выполнение практического действия по письменным инструкциям. Начать нужно с простейших инструкций типа: “Подними правую руку”, “Положи книгу на стол” и т.п. В дальнейшем можно переходить к действиям с различными предметами. Используются разноцветные стаканчики, коробки разных размеров, цветные шарики, фишки, геометрические фигуры и др. Ученик вытягивает из лежащего перед ним набора карточек - инструкций одно задание, например такое: “Положи красный шарик в белый стаканчик”. Выполнив это задание, ученик берет следующую карточку. Постепенно задания усложняются за счет длинных фраз и изменения их структуры. Например: “Возьми один белый шарик из красной коробочки и переложи его в тот стаканчик, где лежит красный треугольник”. Усложнение заданий идет и за счет увеличения количества инструкций в одной карточке. Например:

  1. положи треугольник на синий квадрат;
  2. поменяй местами стаканчики;
  3. освободи самую большую коробку.

В случае ошибки ученик перечитывает инструкцию ещё раз. Учащийся имеет право отказаться от выполнения той или иной инструкции. Наличие трудных и лёгких задач позволяет держать ученика на уровне успешного их выполнения, создать у него положительный настрой на занятия.

Наконец, подходим к тренировке учащихся в реконструкции связного текста. Отпечатанный текст разрезается на отдельные предложения. Ученик читает связный текст, а затем собирает его из отдельных предложений. Фиксируется правильность реконструкции и затраченное время. Постепенно увеличивается количество предложений в тексте, предлагавшемся для реконструкции.

Соблюдение постепенности поддерживает веру ученика в свои возможности. Реконструкция одного и того же текста предлагается неоднократно на разных занятиях одному и тому же учащемуся, при этом текст повторно может и не читаться. Таким образом, тренируют учащихся удерживать в памяти содержание того или иного текста в течение длительного времени.

Описанные приёмы были апробированы в МОУ “СОШ “ 42” г. Норильска и качественный анализ результатов проводимой коррекционной работы показал, что набор методов по коррекции чтения достаточно надежен и эффективен.



Поделиться