Классификация и её виды. Значение классификации в науке и практике. Виды классификации. Естественная и искусственная классификация Другие виды классификаций по

Министерство образования республики Беларусь

Учреждение образования

Белорусский государственный университет транспорта

Кафедра «Философия, история и политология»

Контрольная работа №1

по дисциплине «Логика»

Классификация и её роль в познании

Гомель 2008

План работы:

1.

2.

.

4.Логические задачи

Введение

Достаточно широкие объёмы имён имеют многоуровневую структуру, выявление которой невозможно в результате одноактного деления. Необходимость обнаружения разнопорядковых видов в структуре объёма родового имени побуждает нас прибегнуть в этих целях к многоступенчатому, последовательному делению. Сущность его состоит в выделении в объёме родового имени видов первого порядка, в объёмах которых затем выделяются виды второго порядка по отношению к исходному объёму. Последние подвергаются делению на виды третьего порядка и т. д. Такое последовательное деление называется классификацией.

В отличие от простого деления, осуществляемого произвольно, в зависимости от сиюминутных потребностей, классификации представляют собой сохраняющиеся в науке устойчивые системы распределения предметов по классам. Устойчивый характер классификации обусловлен тем, что в их основе лежат наиболее существенные с научной точки зрения признаки, в силу чего в них закрепляются результаты длительного процесса познания предметов определённой области действительности. Научные классификации в сжатой форме содержат обширный объём информации об изучаемых объектах.

Актуальность темы заключается в том, что классификация играет большую роль в научном познании и практической деятельности людей. Она позволяет нам правильно ориентироваться в окружающем мире, принимать верные решения и осуществлять эффективные (ведущие к достижению нужных нам целей) действия.

Цель работы:

1)Изучить понятие и функции классификации;

)Проанализировать правила и ошибки классификации.

1. Понятие, функции классификации

Видовые понятия, получающиеся в результате деления объёма родового понятия, в свою очередь, сами могут подвергаться делению. Например, числа можно делить на действительные и мнимые, затем действительные числа - на рациональные и иррациональные, в свою очередь, рациональные - на целые дробные и т.д. Такое деление называется последовательным. Последовательное деление лежит в основе классификации. Классификация не может считаться особым видом деления наряду с делением по видоизменению признака и дихотомией, так как в ней одновременно могут быть использованы оба эти вида деления.

Классификацией называется систематическое распределение предметов по классам на основании какого-либо общего признака, произведённое таким образом, что каждый класс занимает по отношению к другим классам строго определённое и точное фиксированное место.

Термин «классификация» означает как сам процесс распределения предметов по классам, так и результат этого процесса, закрепляемый обычно в таблицах, схемах, графиках, кодексах и т.п.

Так как классификация представляет собой определённую систему наших знаний о предметах какой-либо области, то она характеризуется специфическими особенностями, отличающими её от других видов деления.

Во-первых, основанием или принципом классификации должен быть признак, наиболее пригодный для отыскания предметов в классификационной системе или определения их свойств.

Во-вторых, в отличие от рассмотренных выше видов деления, посредством которых предметы делятся в зависимости от возникающей на каждом шагу научной или практической потребности, классификация представляет собой устойчивую, применяющуюся в науке и повседневной жизни в течение длительного времени систему распределения предметов по классам. Классификация сохраняет своё значение до тех пор, пока не будет замена новой, более совершенной.

В-третьих, если в рассмотренных нами видах деления членами деления являются только виды одного порядка, то в классификации, кроме этого, иногда указываются виды других порядков. Таким образом, в классификации деление проведено последовательно от высшего класса к низшим. Она представляет собой разветвленную систему видовых понятий.

2. Виды классификации. Естественная и искусственная классификация

Различают два вида классификации: вспомогательную и естественную (научную).

Вспомогательная классификация создаётся с целью наиболее быстрого отыскивания какого-нибудь индивидуального предмета среди классифицируемых предметов. Цель в этой классификации определяет принцип её построения. В основу вспомогательной классификации ложится какой-либо внешний несущественный признак, который, однако оказывается полезным в процессе поиска.

Примерами вспомогательной классификации могут быть распределение студентов курса в списке в алфавитном порядке или такое же распределение библиотечных карточек в алфавитном каталоге и т.п. Зная порядок букв в алфавите, мы можем легко и быстро отыскать нужную нам фамилию в списке или данные о интересующей нас книге в каталоге.

Но знание того, какое место во вспомогательной классификационной системе занимает тот или иной предмет, не даёт возможности что-либо утверждать о его свойствах. Так, например, то что студент Архипов записан списке первым, а студент Яковлев - последним, ровным счётом ничего не говорит об их способностях и чертах характера. Поэтому вспомогательная классификация не является научной.

В отличие от вспомогательной естественная классификация представляет собой распределение предметов по классам на основании их наиболее существенных признаков. Наиболее существенными являются такие признаки предмета, которые обусловливают другие его признаки. Например, наиболее существенным признаком человека является его способность к труду. Этот признак предопределяет наличие у человека таких признаков, как прямохождение, способность к общению (труд предполагает коллектив), способность к мышлению и др.

Классификация имеет связь с определением понятий. Те признаки, в соответствии с которыми производится распределение предметов по классам, должны быть отличительными видообразующими признаками. Мы уже видели, что указание на видовой отличительн6ый признак является основной задачей определения, поэтому знание классификации предметов даёт возможность определять их. Чем более существенный признак лежит в основании классификации, тем более глубокие определения можно дать предметам, входящим в классификационную систему.

Таким образом, естественная классификация в отличие от вспомогательной позволяет по месту, занимаемому в ней тем или иным предметом, определять свойства этого предмета, не прибегая к опытной проверке. В некоторых случаях естественная классификация даёт возможность обнаружить закономерность в изменении свойств классифицируемых предметов, что позволяет предвидеть существование ещё не обнаруженных предметов и предсказать их основные признаки. Например, на основании периодической системы элементов Д.И. Менделеев предсказал существование таких неизвестных в то время и открытых позже элементов, как галлий, скандий и германий. Аналогичным образом американский физик Гелл-Манн на основании своей классификации элементарных частиц предсказал существование некоторых неизвестных ему частиц и определил их свойства. Позже эти частицы были обнаружены экспериментально.

Хотя классификация играет огромную роль в познании, но эту её роль нельзя абсолютизировать. Всякая классификация имеет относительный характер. Относительность классификации обусловлена двумя факторами: во-первых, относительность наших знаний и, во-вторых, тем, что в природе нет резких границ между отдельными видами.

С развитием науки происходит уточнение и дополнение классификации, так как ум человека постигает всё более глубокую сущность вещей. Вместо одной классификации может быть создана другая, более адекватная (соответствующая) действительности.

Со временем, признания естественной, классификация может превратиться в искусственную, если окажется, что в её основание был положен несущественный, второстепенный признак. Такая классификация отбрасывается как непригодная для науки и практики. История науки знает немало подобных примеров.

Искусственной оказалась и классификация растений, созданная шведским натуралистом Карлом Линнеем. Поскольку в основу был положен несущественный признак (число тычинок и способ их прикрепления к цветкам), то в результате классификации не были соблюдены элементарные правила деления. Родственные группы растений (например, злаки) оказались в различных, крайне несходных классах. И наоборот, совершенно несходные растения (например, дуб и один вид осоки) оказались в одном и том же классе.

Относительный, приблизительный характер классификации обусловлен ещё и тем, что в природе нет резко разграничительных линий, отделяющих класс предметов от другого. Существует множество переходных форм, которые стоят на грани между различными группами классификации, сохраняя черты как одной, так и другой группы. Ф. Энгельс по этому поводу писал: «Hard and fast lines (абсолютно резкие разграничительные линии) несовместимы с теорией развития. Даже разграничительная линия между позвоночными и беспозвоночными уже более не безусловна, точно так же между рыбами и амфибиями; а граница между птицами и пресмыкающимися с каждым днём всё более и более исчезает».

Классификация всегда оперирует понятиями, как вид, род, класс, соответственно распределяя классифицируемые предметы. По словам Ф. Энгельса, и эти понятия «благодаря теории развития стали текучими и тем самым относительными». Всё это придаёт классификации относительный, приблизительный характер. Но и в этом своём относительном значении классификация продолжает оставаться серьёзным средством научного познания, так как, прежде чем исследовать развитие и изменение, необходимо знать, что изменяется и развивается. Поскольку всякая классификация строится по единому принципу, поскольку она позволяет рассматривать классифицируемые предметы в их единстве, взаимосвязи и взаимодействии, позволяет устанавливать закономерности их развития.

3. Правила и ошибки (ловушки) классификации

Классификация подчиняется всем правилам логического деления. Кроме того, она имеет свои особые правила.

1. Правило непрерывности. Классификация должна быть непрерывной. Это значит, что классифицируя предметы, нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их. Например, при классификации членов предложений правильно будет выделить сначала главные и второстепенные члены предложений, затем главные подразделить на подлежащее и сказуемое, а второстепенные - на определение, дополнение, обстоятельство, и т.д. Тем самым осуществится последовательный переход от рода к ближайшим видам, подвидам и т.д. Но условие непрерывности будет нарушено, если от понятия члена предложения сразу перейти к понятиям подлежащего, сказуемого, определения, дополнения, обстоятельства, ибо последние не являются ближайшими видами по отношению к понятию члена предложения. Нарушение этого правила будет иметь место в случае перечня: главный член предложения, определение, дополнение, обстоятельство. Классификация такого рода называется скачкообразной, а допускаемая при этом погрешность - «скачком в классификации».

В ряде случаев установление ближайшего вида - не простая задача. Особенно это характерно для научных исследований, когда познание вторгается в область неизвестного. Здесь может оказаться полезным предписание, основанное на следующем отношении: если объём имени А" Включается в объём имени А, то А - более близкий вид по отношению к роду А.

. Правило существенности основания . Классификация должна производиться по существенным признакам. Критерием существенности того или иного признака является способность обладающего им предмета служить средством решения поставленной задачи. Множественность задач, решаемых с помощью одних и тех же предметов, порождает множественность классификаций этих предметов. Каждому выпускнику средней школы знакома современная классификация (типология) живых существ. В ней т.н. таксономические единицы (виды, роды, семейства, порядки, классы) выделены так, что становится ясным вопрос о происхождении жизни. Основанием этой классификации служит объективный процесс исторического развития видов.

Но известна и иная, более ранняя классификация, принадлежащая шведскому естествоиспытателю К. Линнею (1707-1778). Перед ним как сторонником креационизма, т.е. учения о сотворении мира богом из ничего, вопрос о происхождении видов даже не возникла, но, будучи опытным и наблюдательным исследователем, он не мог не заметить множество регулярностей в царстве живых существ. Чтобы привести его в систему, удобную для пользования, Линней предложил классифицировать организмы по сходству в строении их органов размножения. Растения, в частности, классифицировались по числу тычинок в цветке и способу их прикрепления. В результате сирень оказалась в тесном соседстве с золотым колоском (у обоих из них по две тычинки), морковь - со смородиной (у них по пять тычинок), камыш был зачислен в один класс с барбарисом (шесть тычинок). Аналогично дело обстояло и в системе животных, где к классу червей Линней отнёс одноклеточных, моллюсков, иглокожих и т.д. Такой подход давал учёному возможность во многих случаях оставаться в согласии с природой, но не решал главных задач, уже тогда вставших перед биологической наукой.

Свои классификации живых существ имеют многие народы. Индейцы североамериканского племени навахо классифицируют живые существа на говорящие и неговорящие. Неговорящие существа затем подразделяются на животных и растения. Потом первые на основе очевидных воспринимаемых свойств подразделяются на бегающих, летающих и ползающих. Далее каждая группа ещё раз делится на передвигающихся днём и передвигающихся ночью. Легко видеть, что данная классификация составлена в соответствии со сходством в способах охоты на животных. Она проверена многовековой практикой живущих в определённых условиях людей и потом вполне оправдана.

классификация группировка объект признак

4. Логические задачи

1. Нарушится ли требование адекватности (соразмерности) классификации , если объём класса «люди» разделить следующим образом: славяне, китайцы, негры, женщины, мужчины, верующие?

«Люди делятся на славян, китайцев, негров, мужчин, женщин, верующих». Требование адекватности (соразмерности) - это правило логического деления, которое гласит, что каждый из объёмов А1, А2, … Аn должен быть видом объёма А (в данном случае, «люди»), а сумма А1, А2, … Аn должна исчерпывать весь объём А.

В данном примере нарушение правила соразмерности привело к ошибке «неполное деление», когда не все виды делимого рода названы и сумма объёмов членов деление меньше объёма делимого имени «люди».

Соразмерным было бы деление объёма понятия «люди» на мужчин и женщин (при этом наличие в данной классификации членов деления «славяне» приводит к нарушению правила единственности основания и ошибке «смещение основания»).

2. Установить форму и правильность следующих делений , вид логической ошибки: Логические формы делятся на высказывания и силлогизмы. Силлогизмы бывают индуктивными и неиндуктивными. Удобрения делятся на органические, фосфорные и калийные. Самолёт состоит из фюзеляжа, крыльев, управляющей системы, шасси. Культура делится на материальную, духовную и нравственную. Люди бывают как плохие, так и хорошие. Люди делятся на мужчин, женщин и детей.

1. Логические формы делятся на высказывания и силлогизмы.

2. Силлогизмы бывают индуктивными и неиндуктивными. Дихотомическое деление. Правильное по форме, но не верное по содержанию (силлогизмы бывают только дедуктивными, т.е. «неиндуктивными» умозаключениями).

3. Удобрения делятся на органические, фосфорные и калийные. Деление по видоизменению признака. Ошибка «скачок в делении» (фосфорные и калийные удобрения являются видами неорганических удобрений).

4. Самолёт состоит из фюзеляжа, крыльев, управляющей системы, шасси. Аналитическое деление, представляет собой членение целого объёма на части.

5. Культура делится на материальную, духовную и нравственную. Деление по видоизменению признака. Ошибка: «деление с лишними членами» (лишний член деления - нравственная культура).

6. Люди бывают как плохие, так и хорошие. Деление по видоизменению признака. Ошибка: «неполное деление» (есть люди, которые не являются ни плохими, ни хорошими).

7. Люди делятся на мужчин, женщин и детей. Деление по видоизменению признака. Ошибка: «деление с лишними членами» (лишний член деления «дети»).

3. Найдите сумму объёмов классов А и В (АUВ) в каждом из следующих случаев : 1) поэт (А) - прозаик (В); 2) спортивное сооружение (А) - стадион (В); 3) чётное натуральное число (А) - нечётное натуральное число (В); 4)последняя буква русского алфавита (А) - тридцать третья буква русского алфавита (В); 5) король (А) - нынешний король Польши (В).

а) Писатель, б) спортивное сооружение, в) натуральное число, г) буква «Я», д) король.

Список литературы:

1.Бартон В.И. Логика: Учеб. пособие / В.И. Бартон. - Мн.: Новое знание, 2001. - 336с. - (Социально-гуманитарное образование).

2.Бочаров В.А., Маркин В. И. Основы логики: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 1999. - 296с.

.Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. - 528с.

.Гетманова А.Д. Логика: Словарь и задачник: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -336с.

.Логика: Учеб. пособие/ В.Ф. Берков, В.И. Бартон, И.И. Дубинин и др.; Под общ. ред. проф. В.Ф. Беркова. - Мн.: Выш. шк., 1994. - 296с.

.Логика: Учебник для вузов/ В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич, В.И. Павлюкевич; Под общ. ред. проф. В.Ф. Беркова. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 416с.

.Логика. Мн.; Изд-во БГУ, 1974. - 336с.

.Сборник упражнений по логике: Для вузов. - 3 - е изд., перераб. и доп./ Под ред. А.С. Клевчени и В.И. Бартона. - Мн.: Университетское, 1990. - 288с.

Различные типы классификаций

По биологической природе возбудителя все инфекционные заболе­вания делятся на инфекиии:

На бактериальные;

  • вирусные;
  • грибковые;
  • протозойные.

По числу возбудителей, вызывающих инфекционное заболевание,

они делятся:

  • на моноинфекции;
  • смешанные (ассоциированные) - микст-инфекции.

От последних надо отличать вторичную инфекцию, при которой к основной, первоначальной, уже развившейся, присоединяет­ся другая, вызываемая новым возбудителем; хотя в некоторых случаях вторичная инфекция может превышать, и значительно, первичную инфекцию. По длительности течения инфекиионные заболевания делятся:

  • на острые;
  • хронические.

По происхождению возбудителя:

  • экзогенные - инфекции, возбудителями которых являются микроорганизмы, поступающие из окружающей среды с пи­щей, водой, воздухом, почвой, выделениями больного человека или микробоносителя;
  • эндогенные - возбудителями являются микроорганизмы - представители собственной нормальной микрофлоры человека (часто возникают на фоне иммунодефицитного состояния че­ловека); в том числе аутоинфекция - разновидность эндоген­ной инфекции, которая возникает в результате саморазмноже­ния путем переноса возбудителя из одного биотопа в другой (например, из полости рта или носа руками самого больного на раневую поверхность).

Классификация в зависимости от резервуара возбудителя

Деление инфекций в зависимости от источника, т. е. резервуа­ра возбудителя, достаточно условно, однако по этому признаку можно выделить несколько групп:

— сапронозные инфекции - заболевания, основным местом обита­ния и размножения возбудителей которых являются объекты окружающей среды, откуда и попадают в организм человека (заболевания, вызванные легионеллами, синегнойной палоч­кой и др.);

— антропонозные инфекции - заболевания, при которых единствен­ный источник возбудителя - человек (менингококковая инфекция, дизентерия, холера, дифтерия, сифилис, гепатит В, эпиде­мический сыпной тиф, эпидемический возвратный тиф и др.);

— зоонозные инфекции - заболевания, при которых единственный источник возбудителя - животные (туляремия, бруцеллез, бе­шенство);

Зооантропонозные инфекции - заболевания, при которых источ­ником являются животное и больной человек, в том числе тру­пы умерших (чума, сибирская язва, туберкулез, риккетсиозы).

Классификация по распространенности

По распространенности различают:

  • эндемические заболевания - регистрируются на строго опреде­ленных территориях); тесно связаны с ареалом (местом) обита­ния животных - хозяев и переносчиков. К ним можно отнести:
  • эндемические риккетсиозы;
  • клещевой возвратный тиф (боррелиоз);
  • клещевые вирусные энцефалиты;
  • эпидемические заболевания - распространенные на различных территориях.

Кроме того, для характеристики распространенности того или иного инфекционного заболевания (число заболевших на 100 000 жителей) существуют следующие понятия:

  • «спорадическая заболеваемость» - когда регистрируются только единичные случаи заболевания,
  • «групповые вспышки» - ограниченные небольшим числом забо­левших,
  • «эпидемия» - число заболевших измеряется несколькими сот­нями или тысячами, т. е. может охватывать большое количест­во людей на большой территории (грипп, эпидемический вши­вый сыпной тиф),
  • «пандемия» - заболевание охватывает несколько стран и даже континентов. К наиболее широко известным относятся панде­мии холеры, чумы, гриппа, которые сопровождают человечест­во на всем протяжении его истории.

По тяжести течения все инфекционные заболевания делят:

— на легкие;

средней тяжести;

— тяжелые.

Степень тяжести инфекционного заболевания имеет прямую зависимость от вирулентности микроорганизма-возбудителя и

обратную зависимость от силы защитных механизмов макроор­ганизма.

Степень тяжести инфекционного заболевания также непосред­ственно связана с локализацией возбудителя в макроорганизме - по этому критерию все инфекции делятся:

  • на очаговые, при которых микроорганизмы локализуются в ме­стном очаге и не распространяются по организму (ангина, фу­рункулез);
  • генерализованные, при которых возбудитель распространяется по организму лимфогенным или гематогенным путем (сепсис). Наиболее тяжелой формой генерализованной инфекции явля­ется сепсис, который характеризуется размножением возбуди­теля в крови, как правило, тяжелым течением заболевания, так как почти всегда развивается на фоне резкого угнетения ос­новных механизмов защиты.

Сепсис отличается от бактериемии тем, что при бактериемии кровь выполняет только транспортную роль, а размножения в ней возбудителя, как при сепсисе, не происходит. При сепсисе, как правило, происходит возникновение вторич­ных очагов гнойного воспаления в органах. Это состояние час­то называют септикопиемия.

При развитии генерализованной формы инфекции может на­ступить массовое поступление в кровь бактерий и их токсинов - как следствие, нередко развивается токсико-септический или бактериальный шок, вызывающий летальный исход в довольно короткие сроки.

Известно, что подавляющее большинство микроорганизмов не может вызвать инфекцию.

По способности вызывать инфекцию микроорганизмы делят на 3 группы:

  • сапрофиты - микроорганизмы, которые неспособны вызывать инфекцию;
  • патогенные микроорганизмы - всегда вызывают инфекцию;
  • условно патогенные микроорганизмы - способны вызывать ин­фекцию, но только при определенных условиях, и в первую очередь при снижении антимикробной резистентности макро­организма.

Патогенные и условно-патогенные микроорганизмы, в отличие от сапрофитов, обладают патогенностью, т. е. потенциальной, генетически обусловленной способностью проникать в макро-организм, размножаться в нем и вызывать ответную реакцию организма. Патогенность - это стойкий видовой признак, т. е. признак, присущий всем бактериям данного вида; качествен­ная характеристика.

Различают два вида классификации: вспомогательную и естественную (научную).

Вспомогательная классификация создаётся с целью наиболее быстрого отыскивания какого-нибудь индивидуального предмета среди классифицируемых предметов. Цель в этой классификации определяет принцип её построения. В основу вспомогательной классификации ложится какой-либо внешний несущественный признак, который, однако оказывается полезным в процессе поиска.

Примерами вспомогательной классификации могут быть распределение студентов курса в списке в алфавитном порядке или такое же распределение библиотечных карточек в алфавитном каталоге и т.п. Зная порядок букв в алфавите, мы можем легко и быстро отыскать нужную нам фамилию в списке или данные о интересующей нас книге в каталоге.

Но знание того, какое место во вспомогательной классификационной системе занимает тот или иной предмет, не даёт возможности что-либо утверждать о его свойствах. Так, например, то что студент Архипов записан списке первым, а студент Яковлев - последним, ровным счётом ничего не говорит об их способностях и чертах характера. Поэтому вспомогательная классификация не является научной.

В отличие от вспомогательной естественная классификация представляет собой распределение предметов по классам на основании их наиболее существенных признаков. Наиболее существенными являются такие признаки предмета, которые обусловливают другие его признаки. Например, наиболее существенным признаком человека является его способность к труду. Этот признак предопределяет наличие у человека таких признаков, как прямохождение, способность к общению (труд предполагает коллектив), способность к мышлению и др.

Классификация имеет связь с определением понятий. Те признаки, в соответствии с которыми производится распределение предметов по классам, должны быть отличительными видообразующими признаками. Мы уже видели, что указание на видовой отличительн6ый признак является основной задачей определения, поэтому знание классификации предметов даёт возможность определять их. Чем более существенный признак лежит в основании классификации, тем более глубокие определения можно дать предметам, входящим в классификационную систему.

Таким образом, естественная классификация в отличие от вспомогательной позволяет по месту, занимаемому в ней тем или иным предметом, определять свойства этого предмета, не прибегая к опытной проверке. В некоторых случаях естественная классификация даёт возможность обнаружить закономерность в изменении свойств классифицируемых предметов, что позволяет предвидеть существование ещё не обнаруженных предметов и предсказать их основные признаки. Например, на основании периодической системы элементов Д.И. Менделеев предсказал существование таких неизвестных в то время и открытых позже элементов, как галлий, скандий и германий. Аналогичным образом американский физик Гелл-Манн на основании своей классификации элементарных частиц предсказал существование некоторых неизвестных ему частиц и определил их свойства. Позже эти частицы были обнаружены экспериментально.

Хотя классификация играет огромную роль в познании, но эту её роль нельзя абсолютизировать. Всякая классификация имеет относительный характер. Относительность классификации обусловлена двумя факторами: во-первых, относительность наших знаний и, во-вторых, тем, что в природе нет резких границ между отдельными видами.

С развитием науки происходит уточнение и дополнение классификации, так как ум человека постигает всё более глубокую сущность вещей. Вместо одной классификации может быть создана другая, более адекватная (соответствующая) действительности.

Со временем, признания естественной, классификация может превратиться в искусственную, если окажется, что в её основание был положен несущественный, второстепенный признак. Такая классификация отбрасывается как непригодная для науки и практики. История науки знает немало подобных примеров.

Искусственной оказалась и классификация растений, созданная шведским натуралистом Карлом Линнеем. Поскольку в основу был положен несущественный признак (число тычинок и способ их прикрепления к цветкам), то в результате классификации не были соблюдены элементарные правила деления. Родственные группы растений (например, злаки) оказались в различных, крайне несходных классах. И наоборот, совершенно несходные растения (например, дуб и один вид осоки) оказались в одном и том же классе.

Относительный, приблизительный характер классификации обусловлен ещё и тем, что в природе нет резко разграничительных линий, отделяющих класс предметов от другого. Существует множество переходных форм, которые стоят на грани между различными группами классификации, сохраняя черты как одной, так и другой группы. Ф. Энгельс по этому поводу писал: "Hard and fast lines (абсолютно резкие разграничительные линии) несовместимы с теорией развития. Даже разграничительная линия между позвоночными и беспозвоночными уже более не безусловна, точно так же между рыбами и амфибиями; а граница между птицами и пресмыкающимися с каждым днём всё более и более исчезает".

Классификация всегда оперирует понятиями, как вид, род, класс, соответственно распределяя классифицируемые предметы. По словам Ф. Энгельса, и эти понятия "благодаря теории развития стали текучими и тем самым относительными". Всё это придаёт классификации относительный, приблизительный характер. Но и в этом своём относительном значении классификация продолжает оставаться серьёзным средством научного познания, так как, прежде чем исследовать развитие и изменение, необходимо знать, что изменяется и развивается. Поскольку всякая классификация строится по единому принципу, поскольку она позволяет рассматривать классифицируемые предметы в их единстве, взаимосвязи и взаимодействии, позволяет устанавливать закономерности их развития.

Классификация — одна из обычных и часто применяемых операций, средство придания нашему мышлению строгости и четкости.

Классификация всегда устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемую область объектов на группы, чтобы упорядочить эту область и сделать ее хорошо обозримой.

Классификация является частным случаем деления — логической операции над понятиями. Деление — это распределение на группы тех предметов, которые мыслятся в исходном понятии. Получаемые в результате деления группы называются членами деления. Признак, по которому производится деление, именуется основанием деления.

Классификация представляет собой многоступенчатое, разветвленное деление. Скажем, ощущения можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Затем внутри отдельных групп выделить подгруппы (например, пространственные и цветовые зрительные ощущения), сами подгруппы подвергнуть более дробному делению и т.д.

Всякая классификация преследует определенную цель, и выбор основания классификации диктуется как раз этой целью. В одном случае людей целесообразно делить по уровню образования, в другом — по возрасту, в третьем — по размеру обуви и т.д. Поскольку самых разнообразных и разнородных целей может быть очень много, одна и та же группа предметов может оказаться расклассифицированной по самым разным основаниям.

Иногда говорят, что нужно стремиться классифицировать предметы по важным, существенным признакам, избегать делений по случайным, второстепенным свойствам. Однако это пожелание, каким бы разумным оно поначалу ни казалось, вряд ли реалистично и выполнимо. Важное с одной точки зрения может оказаться менее важным и даже вообще несущественным с другой; деление, отвечающее одной цели, может препятствовать достижению другой цели.

Классификация широко используется в науке, и естественно, что наиболее сложные и совершенные классификации встречаются именно здесь. Блестящим примером научной классификации является периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Она фиксирует закономерные связи между химическими элементами и определяет место каждого из них в единой таблице.

Всеобщую известность получила в XVIII-XIX вв. классификация живых существ К.Линнея. Он поставил задачей описательного естествознания расположение объектов наблюдения — элементов живой и неживой природы — по ясным и конкретным признакам в строгий порядок. Классификация должна была бы выявить основные принципы, определяющие строение мира, и дать полное и глубокое объяснение природы.

Ведущей идеей Линнея было противопоставление естественной и искусственной классификаций. Искусственная классификация использует для упорядочения объектов несущественные их признаки, вплоть до ссылки на начальные буквы имен этих объектов (алфавитные указатели, именные каталоги в библиотеках и т.п.). В качестве основания естественной классификации берутся существенные признаки, из которых вытекают многие производные свойства упорядочиваемых объектов. Искусственная классификация дает очень скудные и неглубокие знания о своих объектах; естественная же классификация приводит их в систему, содержащую наиболее важную информацию о них.

По мысли Линнея и его последователей, всеобъемлющие естественные классификации являются высшей целью изучения природы и венцом научного ее познания.

Сейчас представления о роли классификаций в процессе познания заметно изменились. Противопоставление естественных и искусственных классификаций во многом утратило свою остроту. Далеко не всегда существенное удается ясно отделить от несущественного, особенно в живой природе. Изучаемые наукой объекты представляют собой, как правило, сложные системы взаимопереплетенных и взаимообусловленных свойств. Выделить из их числа самые существенные, оставив в стороне все остальные, чаще всего можно только в абстракции. Кроме того, существенное в одном отношении обычно оказывается гораздо менее важным, когда оно рассматривается в другом отношении. И, наконец, процесс углубления в сущность даже простого объекта бесконечен.

Все это показывает, что роль классификации, в том числе и естественной классификации, в познании природы не должна переоцениваться. Тем более ее значение не следует преувеличивать в области сложных и динамичных социальных объектов. Надежда на всеобъемлющую и в основе своей завершенную классификацию — явная утопия, даже если речь идет только о неживой природе. Живые существа, очень сложные и находящиеся в процессе постоянного изменения, крайне неохотно укладываются даже в рубрики предлагаемых ограниченных классификаций и не считаются с устанавливаемыми человеком границами.

Осознав определенную искусственность самых естественных классификаций, и отметив в них даже некоторые элементы произвола, не следует, однако, впадать в другую крайность и умалять важность таких классификаций.

Затруднения с классификацией имеют чаще всего объективную причину. Дело не в недостаточной проницательности человеческого ума, а в сложности самого окружающего нас мира, в отсутствии в нем жестких границ и ясно очерченных классов. Всеобщая изменчивость вещей, их текучесть еще более усложняет и размывает эту картину.

Именно поэтому далеко не все и не всегда удается четко классифицировать. Тот, кто постоянно нацелен на проведение ясных разграничительных линий, постоянно рискует оказаться в искусственном, им самим созданном мире, имеющем мало общего с динамичным, полным оттенков и переходов реальным миром.

Список использованной литературы

  1. Гетманова А. Д. Учебник по логике. – М., 1995.
  2. Ивин А.А. Логика. Учебное пособие. Издание 2-е. — М.: Знание, 1998.
  3. Челпанов Г. Учебник логики. – М., 1994.


Поделиться