Маньчжурия город – торговый центр. Маньчжурия — самый русский город Китая

Туристы должны быть готовы к уникальному менталитету чужой страны.

Китай - одно из самых близких к нам государств, имеет самую длительную протяженность границ с Россией. На сегодняшний день Китай - активно развивающаяся мощная держава. С восточным соседом нас связывают не только тесные экономические отношения, культурные линии, но и давняя дружба. Поднебесная ввиду своего близкого расположения к Сибири очень привлекательна для туристов.

Маньчжурия - город, о котором мы хотим вам сегодня рассказать, - находится на севере Китая, его население 270 тыс. человек. Маньчжурия находится на границе с Россией (переход в поселок Забайкальск, Читинская область), является крупнейшей сухопутной транспортной артерией Китая и одним из центров российского шопинг-туризма в Китае. Иркутянин Павел Ясницкий 3 месяца жил и работал в городе Маньчжурии. Он согласился рассказать нашей газете о своих наблюдениях за китайским народом и впечатлениях от жизни в КНР.

Разгадка тайны экономического чуда

Одно из первых ощущений, которое испытал Павел, попав в Китай, - это страх за наше соседство с такой мощной армией китайского народа. Именно армией, так как китайцев много, они прекрасно организованы и дисциплинированны, трудятся много и регулярно. Эта гигантская масса точно следует указаниям центра. Когда воочию ежедневно наблюдаешь это явление повсеместно в ресторанах, на улице, в офисах, государственных органах, понимаешь, какая внутренняя сила единения народа кроется за улыбками этих доброжелательных людей. Подобная организованность китайцев раскрывает тайну "китайского экономического чуда".

Вообще китайцы - очень закаленный народ, они не позволяют себе расслабляться и жаловаться на жизнь, обсуждать проблемы своей страны, что, к сожалению, характерно для нас, русских. Жители Поднебесной порицают нас за постоянную неудовлетворенность жизнью, лень и склонность к нытью и пьянству.

Блеск и нищета

Уникальность китайского национального характера заключается прежде всего в таких качествах, как трудолюбие и удивительная, порой доходящая до абсурда неприхотливость, - говорит Павел. - Китаец готов работать за крошечное вознаграждение. Говорят, что в Иркутске много китайцев, что живут они в нечеловеческих условиях, однако возвращаться на родину почему-то не торопятся. Это легко объяснимо - в Китае большая безработица и мощная конкуренция трудовых ресурсов (население Китая 1 млрд 350 млн человек).

Маньчжурия - удивительно чистый, быстро отстраивающийся, красивый город. Но в нем все же можно найти места, которые поражают своей нищетой. А если отъехать от Маньчжурии и достичь ближайшего населенного пункта, особенно видно, в каких ужасных, неблагоустроенных условиях живут простые люди. Контрасты проявляются в том, что наряду с высотными современными застройками нередко встречаются убогие жилища, кричащие о бедности или заброшенности.

Еще одна особенность китайских городов действует на обоняние приезжего - запахи. Повсеместные и всепроникающие. Нельзя сказать наверняка, какого они происхождения. Это запахи жизнедеятельности. Отчасти их возникновение можно объяснить антисанитарией, царящей на кухне некоторых жилых домов и ресторанов.

"Корефана", "друга", "капитана"

Как уже говорилось выше, Маньчжурия - город, граничащий с нашей страной. Русскую речь в можно услышать пусть не на каждом шагу, но довольно часто. Читинская область граничит с восточной границей Китая, читинцы облюбовали близкую Маньчжурию не только для отдыха, но и для совершения покупок. Нельзя сказать, что китайцы в восторге от русских приезжих. Жители Поднебесной порой бывают возмущены хамским поведением русских в чужой стране.

Китайцы признаются, что у многих наших соотечественников дурные манеры: не зная китайских обычаев и культуры, ведут себя в высшей мере непочтительно, злоупотребляют спиртным и сквернословят.

Присутствие большого числа русских туристов объясняет некоторую русификацию Маньчжурии. Здесь можно встретить рестораны русской кухни, магазины с русскоговорящими продавцами и дискотеки, где играет русская попса. Несмотря ни на что, русских в Китае все же уважают и ценят. Сказывается многолетняя дружба наших народов: "Русский с китайцем братья навек".

У жителей Маньчжурии даже принято своеобразное обращение к нашим соотечественникам: "капитана", "друга" и "корефана". Это устоявшийся китайский вариант произношения соответствующих русских слов. "Капитана" - особо уважительное обращение, подчеркивающее высокий статус лица, к которому обращаются; "друга" или "корефана" - обращение ко всем остальным русским туристам.

По словам Павла, в Маньчжурии очень активно развиты услуги такси. Причем, что удивительно, за рулем автомобиля с шашечками довольно часто сидят женщины. Современные китайские женщины становятся все более самостоятельными, деловыми и инициативными. Не нужно быть жертвой предубеждения и бояться за свою жизнь и здоровье в автомобиле, которым управляет женщина. Гораздо опасней могут быть водители-мужчины.

В Маньчжурии бывают случаи нападений на людей, пользующихся такси, - отмечает Павел. - Их отвозят в укромное место и беззастенчиво грабят. Несмотря на то что в целом Маньчжурия очень безопасный город, следует быть осторожным.

Эксперименты с восточной экзотикой не всегда приятны

Не зря родиной массажа принято считать Китай. Русские туристы непременно хотят испробовать на собственном теле экзотическую процедуру, тем более что удовольствие это совсем недорогое. Наиболее искушенный турист игнорирует классические виды массажа, мечтая попробовать что-нибудь из ряда вон выходящее.

Китайский массажист предложил мне процедуру, в которой используется солевой гель, - рассказывает Павел. - Только потом я узнал, что этот массаж называется "Огонь". Впрочем, о названии я мог бы и сам догадаться с первых минут массажа. Ощущения такие, словно со спины снимают кожу, - дикое жжение. После сеанса на спине около двух недель были видны красные полосы - два иероглифа, "огонь" и "индустрия". Интересно, что сразу после массажа и в дальнейшем никаких неприятных ощущений не было. Но все же экспериментировать с экзотикой нужно осмотрительней.

31 декабря мой друг и соотечественник вместе со своим китайским другом решили выпить спиртного, - вспоминает Павел. - Вернулся мой друг уже первого числа нового года осунувшийся, растерянный и совершенно без денег. Оказалось, что, подвыпив, китайский друг предложил ему отправиться "по девочкам". Единственное, что запомнил мой товарищ после этого приключения, так это то, что девушек было две и что жрицам любви пришлось заплатить восемь тысяч рублей. Это при том, что мой друг владеет китайским языком, любит и знает Китай и не теряет головы, употребляя спиртное. Сам он до сих пор не может объяснить, как могла произойти такая история. Все таки китайцы - очень хитрый народ, умеющий использовать все условия для достижения своей цели.

Павел Ясницкий. 25 лет. Родился в Иркутске. Окончил восточный факультет (специальность "Юриспруденция") Иркутского государственного технического университета. Владеет двумя иностранными языками - английским и китайским. Учится в аспирантуре, изучает правовое регулирование иностранных инвестиций в России и Китае. В конце 2005 года работал в Маньчжурии, занимался налаживанием внешнеэкономических связей предприятий Иркутской области с китайской стороной.

Памятка для тех, кто поехал в Маньчжурию в первый раз

  1. Ехать в первый раз желательно через турфирму, так как основные сложности - с дорогой и при прохождении таможни.
  2. По приезде в Китай опасайтесь "помогаев" (помощников туристов). Не берите в руки их визитки с русскими именами. Взяли - значит, приняли человека на работу, потом не отделаетесь. Такса "помогая" - приблизительно 100 юаней в день.
  3. Русские туристки часто едут в Маньчжурию с целью купить там шубу. Следует знать, что цены на самые демократичные шубы хорошего качества начинаются с 8-10 тысяч рублей.
  4. Торговаться в маньчжурских магазинах можно долго, по многу раз возвращаясь.
  5. Для таксиста в кармане желательно иметь полный карман пятерок, сдачи с 10 юаней вы не дождетесь.
  6. В гостинице у горничной всегда стоит ряд "заряженных" термосов, просите кипяток - в любое время дадут.
  7. В магазинах, которые находятся рядом с гостиницами, все дороже на порядок. Лучше идите дальше, к торговым рядам.

Маньчжурия - один из крупнейших промышленных регионов Китая, протянувшийся от горных кряжей Хингана до побережья .
Этнический состав современной Маньчжурии, как следствие сложных исторических процессов на ее территории, очень пестрый.
Древние народы, населявшие Маньчжурию, занимались охотой, разведением скота и примитивным земледелием. Они делились на кочевников-монголов, известных как кидани, и оседлые племена маньчжуров, которые и дали имя всей этой земле. В 1000 г. до н. э. на Маньчжурию с севера совершали набеги племена тунгусов, а в 200-220 гг. до н. э. с юга двинулисьханьцы (китайцы).
В старину на этих землях постоянно шли войны, создавались и распадались бесчисленные государства. Относительная стабильность наступила в начале XII в. с установлением господства чжурчжэней - тунгусских племен, основавших династию Цзинь (1115-1234 гг.), правившую вплоть до завоевания Маньчжурии монголами. Жестокое правление завоевателей заставило китайцев поднять восстание, изгнать монголов во второй половине XIV в. и установить правление императорской династии Мин (1368-1644 гг.).
Империя Мин оказалась недостаточно сильной, чтобы противостоять соседям. В конце XVI в. Айсиньгиоро Нурхаци (1559-1626 гг.) - один из предводителей чжурчжэней - собрал сильную армию чжурчжэней и монголов, отнял у империи Мин ее владения и в 1616 г. провозгласил себя императором маньчжурской империи Да Цзинь, в современном написании Цин (1644-1912 гг.). Тогда же чжурчжэни стали называть себя маньчжурами.
В 1644 г. маньчжуры отправились в поход на Пекин, перешли Великую китайскую стену, захватили город и присоединили весь Китай к своей империи Цин - последней из императорских династий, правивших Китаем вплоть до провозглашения республики и отделения Внешней Монголии в результате Синьхайской революции 1911 г.
В конце XVII в. произошло первое столкновение китайцев с русскими на северной границе Маньчжурии в ходе русско-китайской войны 1658 г. По результатам неудачной для русских войны был подписан Нерчинский договор 1689 г., по которому русско-китайская граница прошла по рекам Амуру и Аргуни.
Однако внутренние районы Маньчжурии долгое время оставались малонаселенными: здесь жили только кочевые племена монголов.
Императоры династии Цин всячески поощряли переселение китайцев в Маньчжурию, в XIX в. этот процесс стал массовым, и китайцы вскоре составляли подавляющее большинство в этих местах.

В конце XIX в. в Маньчжурии усилилось влияние Японии. Обеспокоенная за свои удаленные малозаселенные восточносибирские и дальневосточные владения Российская империя, которая также планировала присоединить к себе маньчжурские территории, спешно добавила, в дополнение к Транссибирской ж/д, новое направление - Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД) как кратчайший путь на Харбин. В 1901 г. вблизи русско-китайской границы был заложен город Маньчжурия (находится в восточной части совр. округа Внутренняя Монголия (КНР). Трения между Россией и Японией вылились в военный конфликт и повлекли за собой поражение русской армии в русско-японской войне 1904-1905 гг.
После завоевания японской Квантунской армией Маньчжурии в 1931 г. на ее территории 13 лет существовало марионеточное государство Манчжоуго. Это политико-административное образование прекратило свое существование после Второй мировой войны, когда 19 августа 1945 г. русские солдаты захватили в г. Мукдене (совр. Шэньян) последнего императора Китая и Пу И (1906-1967 гг.) отрекся от престола.
В 1949 г. была образована Китайская Народная Республика, территория Маньчжурии вошла в ее состав в виде нескольких провинций.
На современных картах Китая название Маньчжурия используется только для обозначения города вблизи от границы с РФ, а для обозначения исторической области вошло в обиход название Дунбэй - Северные Провинции, или Северо-Восток, объединяющий провинции , Гирин и Ляонин и северо-восточную часть Автономного района Внутренняя Монголия.
Маньчжурия в целом горная область, за исключением центральной и южной ее части. В центре Маньчжурии раскинулась равнина, образованная речными наносами. Горы проходят по границам Маньчжурии на северо-востоке и юго-востоке. Хребет Большой Хинган является естественной границей, отделяющей маньчжурскую часть автономного района Внутренняя Монголия от остальной его территории, лежащей западнее. Реки Маньчжурии большие и полноводные (Амур, Сунгари).
Из-за особенностей рельефа холодный воздух застаивается в межгорье и климат здесь суровый, но местные потомки кочевых народов давно свыклись с низкими температурами и пронизывающими ветрами.
Проводимая властями Китая политика китаизации национальных окраин не обошла Маньчжурию стороной. В составе КНР Маньчжурия лишилась административной идентичности и осталась лишь исторически сложившимся регионом Северо-Восточных провинций (общее название Дунбэй). В настоящее время лишь около 7 млн чел. называют себя маньчжурами при общей численности населения около 120 млн чел.
Маньчжурия - уже не тот отсталый сельскохозяйственный район, которым она была на протяжении веков.
Провинция Хэйлунцзян обладает крупнейшими в Северо-Восточном Китае запасами каменного угля. Эта же провинция, самая богатая лесом в Китае, поставляет древесину для всей страны. Здесь же находятся широко известные на российском Дальнем Востоке зоны приграничной экономической кооперации и торговли Хэйхэ, Дунъин и Суйфэньхэ. Ежегодно в эту приграничную провинцию приезжает около 1 млн туристов из России. Одна из самых известных достопримечательностей провинции Хэйлунцзян - озеро Цзинбо, или Зеркальное озеро, в горах Ваньдашань, образовавшееся после извержения вулкана. Здесь находятся несколько интересных природных объектов: пещера «Подземный лес», всемирно известный геологический парк и природная зона всекитайского значения «Первобытный кратерный лес».
Провинция Гирин занимает в основном равнину и является одним из важнейших районов выращивания злаков, в частности - риса, маиса и сорго. Однако в результате нерационального использования почвы на полях Северо-Восточного Китая за последние полвека толщина черноземного слоя уменьшилась на 50%.
Подножие гор Чанбайшань - главный район лесоразработок в Маньчжурии. Наибольшую известность провинции Гирин принесли фармацевтические предприятия, где делают лекарства на основе женьшеня и рогов оленя - важнейших элементов традиционной китайской медицины. Главные достопримечательности провинции Гирин - постройки эпохи культуры Когурё (37 г. до н. э. - 668 г.), внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: горная крепость Хвандо (3 г. н. э.), крепость Гунгнэ (3 г. н. э.), Генеральская (Восточная) пирамида (V в.). Здесь же находятся вулкан Пэктусан (Белоголовая гора) с кратерным озером Тяньчи, или Чхонджи (Небесным), древние захоронения на горе Лонгтау (VI-Х вв.) с мавзолеем принцессы Чон Хе (конец VIII в.).
Провинция Ляонин - самая экономически развитая на северо-востоке Китая, с многочисленными предприятиями нефтехимии, черной металлургии, машиностроения и средств телекоммуникации. Самые заметные достопримечательности этих мест - Мукденский дворец первых императоров Маньчжурской династии Китая - Нурхаци и Абахая (первая половина XVII в.), несколько императорских захоронений эпохи Мин и Цин, горный город Вуну с археологическими находками 4500-летней давности и Сад Нефритового Будды в городе Аньшане, где находится самая большая статуя Будды, вырезанная из нефрита, весом 260 т.

Общая информация

Местоположение: Дальний Восток. Северо-восток Китайской Народной Республики.

Административный состав: провинции Ляонин, Гирин и Хэйлунцзян, а также северо-восточная часть автономного района Внутренняя Монголия.

Административные центры: Харбин (Хэйлунцзян) - 10 635 971 чел. (2010 г.), Шэньян (Ляонин) - 8 106 171 чел. (2010 г.), Чанчунь (Гирин) - 7459 005 чел. (2010 г.), Хух-Хото (Внутренняя Монголия) - 2 866 615 чел. (2010 г.).

Языки: китайский (мандаринский, или северо-китайский), корейский, маньчжурский.

Этнический состав: китайцы (ханьцы) - больше 90%, монголы, маньчжуры, корейцы.
Религии: конфуцианство, даосизм, буддизм, шаманизм (неханьцы); формально атеизм.
Денежная единица: юань.

Крупнейшие города: Далянь (Ляонин) -6 170 000 чел. (2009 г.), Цицикар (Хэйлунцзян) - 5 367 003 чел. (2010 г.), Гирин (Гирин) - 4414 681 чел. (2010 г.), Аньшан (Ляонин) - 3 645 884 чел. (2010 г.), Фушунь (Ляонин) - 2 138 090 чел. (2010 г.).

Крупнейшие реки: Сунгари (Сунхуацзян, самая длинная), Амур (Хэйхэ), Ляохэ.

Соседние государства и территории: на востоке, севере, северо-западе - Российская Федерация, на юго-западе - китайская провинция Хэбэй, на юге - Корейская Народно-Демократическая Республика.

Важнейшие аэропорты: Чжоушуйцзы (город Далянь, Ляонин), Таосянь (город Шэньян, Ляонин).

Цифры

Площадь: 801 600 км 2 .

Население: около 120 млн чел. (2011 г.).

Плотность населения: 149,7 чел/км 2 .

Самая высокая точка: Пэктусан (Гирин), 2744 м.

Климат и погода

На побережье - умеренный муссонный, во внутренних районах - резко континентальный.
Средняя температура января: на юге -12°С, на севере -20°С.
Средняя температура июля: на юге +25°С, на севере +23°С.
Среднегодовое количество осадков: 350-600 мм.
Относительная влажность воздуха: 75%.

Экономика

Общей статистики по Маньчжурии не ведется. Существенный рост ВРП и ВРП на душу населения наблюдается после введения в 2007 г. государственной
программы возрождения экономики Северо-Востока КНР.
Наиболее развитая провинция - Ляонин: в 2010 г. доля промышленности составила 54%, сфера услуг - 37%.
ВРП Маньчжурии: 1,63 трлн юаней (2002 г.).
ВРП на душу населения: $4000 (2002 г.).

Полезные ископаемые: каменный уголь, нефть, руды (железная и алюминиевая), мрамор, базальт, графит.

Промышленность: горнодобывающая, металлургическая, деревообрабатывающая, химическая, нефтехимическая, фармацевтическая, машиностроительная, автомобилестроительная, энергетическая.

Сельское хозяйство: растениеводство (хлопководство, зерновые, соя, картофель, овощеводство), животноводство.

Рыболовство.

Достопримечательности

Провинция Хэйлунцзян : природный заповедник Чжалун, озеро вулканического происхождения Цзинбо, или Зеркальное озеро (горы Ваньдашань), пещера «Подземный лес», геологический парк, «Первобытный кратерный лес»;
■ Провинция Гирин : постройки эпохи культуры Когурё (горная крепость Хвандо (3 г. н, э.), крепость Гунгнэ (3 г. н. э.), Генеральская (Восточная) пирамида (V в.), вулкан Пэктусан (Белоголовая гора) с кратерным озером Тяньчи, или Чхонджи (священное Небесное озеро), древние захоронения на горе Лонгтау (Vl-Хвв.) и мавзолей принцессы Чон Хе (конец VIII в.);
Провинция Ляонин : горный город Вуну, Сад Нефритового Будды и самая большая статуя Будды, лесопарк Метеоритной горы;
Город Харбин (Хэйлунцзян) : Парк«Солнечный остров», гора Эрлуншань, площадь Софии, Харбинская усадьба «Волга», Центральная улица(конец XIX в.), Буддийский храм Цзилэсы (первая половина XX в.), Свято-Покровский храм (первая половина XX в.), Парк И. В. Сталина (середина XX в.), Софийский собор (начало XX в.), Башня Дракона (телебашня провинции Хэйлунцзян, начало XXI в.), Парк северо-восточных тигров, Музей свидетельств преступлений японского «Отряда 731».
Город Шэньян (Ляонин) : Фулин (Дунлин) - захоронение цинского императора Айсиньгиоро Нурхаци (1559-1626 гг.), Чжаолин (Бэйлин) - захоронение цинского императора Айсиньгиоро Абахая (1592-1643 гг.), Мукденский дворец первых императоров Манчьжурской династии Китая - Нурхаци и Абахая (первая половина XVII в.);
Город Чанчунь (Гирин) : Вэйхуангун - императорская резиденция Маньчжоуго (в 1932-1945 гг. здесь жил последний китайский император Пу И), лесной парк Наньху на озере Цзин-Юэ, чанчуньский киногородок, Драгоценная пагода эпохи династии Ляо (X-XIIвв.).

Любопытные факты

■ Башня Дракона - телебашня провинции Хэйлунцзян - одна из самых высоких в Азии; высота - 336 м. Постройка 2002 г.

■ В провинции Гирин в 1976 г. упал самый крупный каменный метеорит общей массой до 4000 кг; около 100 его осколков весят 2700 кг, наибольший осколок - называется Цзилинь - весит 1770 кг.
■ Центральная улица Харбина - самая длинная пешеходная улица Азии: длина 1450 м, ширина с тротуарами - 21,34 м.
■ Город Харбин был основан русскими в 1898 г. как железнодорожная станция Сунгари - первая станция Трансманчжурской магистрали (КВЖД). Одним из основателей города был Свиягин Николай Сергеевич (1856-1924 гг.), руководивший строительством КВЖД (после революции умер и похоронен в Харбине). Первые харбинские русские были в основном строителями и служащими и переехали в Харбин для работы на железной дороге.
■ После революции и гражданской войны в Харбине осели около 100-200 тысяч белоэмигрантов. Русское население Харбина было самым большим за пределами России.
■ В 1924 году в Пекине было подписано соглашение о правовом статусе КВЖД между Китаем и СССР. Чтобы не потерять работу, харбинские русские должны были принять советское гражданство. В 1935 г., когда СССР продало свою долю КВЖД, и тысячи русских харбинцев с советским гражданством были вывезены «на родину», где большинство из них сразу или в 1937 г. были арестованы по обвинениям в шпионаже и контрреволюционной деятельности. В 1945 г. из занятого Советской Армией Харбина в лагеря отправили почти всех остававшихся харбинских русских.

В нескольких километрах от границы с Россией в китайской степи стоит город, построенный специально для русских.

Называется этот город Манчжоули, или Маньчжурия, по названию одноименного региона. Знакомое название, не правда ли? В голове возникают военно-патриотические образы давних времен.
В 19 веке Маньчжурия как регион включала в себя территории современного Приамурья и Приморья. После демаркации Российско-Китайской границы в 1858-1860 гг, регион поделили на части.

В ходе японо-китайской войны (1894-1895) часть Маньчжурии была занята японцами, но после возвращена Китаю.

В 1901 году была построена китайско-восточная железная дорога (КВЖД), впервые связавшая между собой две страны и ставшая совместным российско-китайским предприятием. Установление прямого сообщения с такими городами как Харбин, Дальний и Порт-Артур значительно ускорило экономический рост этих территорий. Вдобавок, станция "Маньчжурия" стала местом, где останавливались поезда, потреблявшие немало угля - который в избытке добывался на локальных месторождениях. Вокруг станции начал расти небольшой поселок.

Стратегическое положение Маньчжурии было очевидным. Российское правительство рассматривало проект закрепления Маньчжурии как «Желтороссии», заселенной русскими колонистами. Поскольку на эту территорию похожие планы были и у японцев. В результате случилась русско-японская войну 1904-1905, закончившаяся поражением России. Часть южной ветви КВЖД перешла японцам.

После Октябрьской революции КВЖД вновь стала объектом спора Китая, Японии и России. В 1929 году дорога была захвачена китайскими войсками. Последующий вооруженный конфликт привел к поражению китайских войск советскими, и КВЖД вновь стала совместным предприятием России и Китая.

Уже в 1931 году Япония установила контроль над Маньчжурией, оккупировала её и создала там прояпонское государство Маньчжоу-го. После серии провокаций, СССР был вынужден продать КВЖД японцам. Только за 1938 г. чистая прибыль от эксплуатации КВДЖ составила более 142 млн иен. В результате советско-японской войны 1945 г, Маньчжурия была захвачена советскими войсками, и японцы капитулировали.

14 февраля 1950 г. в между правительствами СССР и Китайской Народной Республики было заключено соглашение о дружбе, по которому Советское правительство безвозмездно передало Китаю все свои права по совместному управлению Китайской Чаньчуньской (бывшей КВЖД) железной дорогой со всем принадлежащим ей имуществом.

С годами вокруг железнодорожной станции появились объекты инфраструктуры. Сначала - небольшой поселок, потом - скромная деревенька. Так было до тех пор, пока основной поток товаров перемещался по железной дороге со стороны СССР. Дерево, сталь, машины... На экспорт поставлялись лишь фрукты.

Все изменилось в 80-х годах, когда в Китае произошла коммерческая революция. В страну потекли иностранные инвестиции, новые производства росли как на дрожжах.
Объем экспорта разнообразных товаров в европейском направлении увеличивался с каждым годом. Объем железнодорожных перевозок между двумя странами вырос в тысячи раз. В 1992 году Маньчжурия была объявлена зоной свободной торговли.

В результате к 2010 году через Маньчжурию проходило уже 60% всего китайского экспорта, предназначенного для России и стран Восточной Европы. Увеличился и объем импорта - например, через Маньчжурию в Китай поступает 80% импортируемой из России нефти, а также другого сырья - удобрений, древесины, химической продукции.

За 110 лет своего развития, благодаря торговле с Россией Маньчжурия превратилась из крошечного поселка в голой степи по соседству со станцией КВЖД в настоящий Лас-Вегас местного значения, сверкающий огнями фонарей и витрин.

Население Манжоули составляет сегодня 300 000 человек (для сравнения, в ближайшем российском городе, Забайкальске, проживает менее 13 000 человек). Большинство жителей заняты либо обслуживанием железной дороги, либо торговлей.

Упрощенное получение виз, близость к границе, широкий ассортимент товаров по невысоким ценам, возможность въезда на собственном автомобиле - все это превратило Маньчжурию в настоящий рай для торговцев из России, приезжающих, преимущественно, из Забайкалья и Бурятии.

На центральной улице города не случайно стоит бронзовый памятник челнокам - ведь именно благодаря российским деньгам Маньчжурия так расцвела.

Большинство зданий в городе - это торговые центры и гостиницы.

В архитектурном плане, Маньчжурия стилистически напоминает «лужковское барокко» - безвкусные многоэтажные постройки с башенками, с аляповатой внутренней отделкой «а ля роскошь». Ну и что, главное, что русским нравится!

Тысячи магазинов и магазинчиков переполнены самыми разными товарами - от шуб до электроники, от детской одежды до средств увеличения потенции.

Большинство товаров, продаваемых в Маньчжурии – крайне невысокого качества, откровенный третий сорт, подделки под известные бренды.

Зато цены – более чем доступные, что позволяет продавать все это в России с большим наваром.

Вдобавок, все торговцы хорошо говорят по-русски и активно торгуются.

"Корефана, друг, б*я буду, настоясий ас-де видео!" Местный диалект русского - с легким блатным налетом. Неудивительно, ведь китайцы стараются говорить на одном языке со своими покупателями. В ходу юани, доллары, рубли

Высоким спросом пользуется не только ширпотреб, но и псевдо-русские сувениры - матрешки, шахматы, ножи, магниты, гобелены и т.д... Позже все это будет продаваться в сувенирных лавках по всей России.

«Осськи нннада?»

Шоппинг-туры в Маньчжурию - популярный способ проводить выходные у жителей Забайкалья.

Коммерсанты вывозят товар на родину на перегруженных "газелях". Для того, чтобы вывозить грузы без пошлины, используются так называемые "кэмелы" - работающие челноками жители приграничных регионов, приезжающие в Маньчжурию как туристы, и вывозящие максимально разрешенное количество товаров без пошлины, якобы для личных целей, а на самом деле - на склад коммерсанту. "Кэмелы" работают за скромный гонорар, также их привлекает возможность бесплатно отдохнуть в хорошем отеле, сходить на дискотеку, понежиться в сауне. Трансфер, еду и проживание им оплачивает наниматель.

"Да сам ты кэмел! Мы тут... работаем! " - говорит Таня из Читы.

Вывески в городе на двух языках. Доминирует русский, уже потом - китайский. Местами встречаются надписи на уйгурском, для покупателей из соседней Монголии.

В плане транспорта, монголы предпочитают выносливые "буханки".

Россияне - уже упомянутые "газели" и праворульные "японки".

Наибольшее впечатление улицы Маньчжурии производят ночью, когда они переливаются тысячами огней.

Видео с улиц Маньчжурии:

Из динамиков льется елеем: "Дорогой русский друг! Заходи в наш магазин! Только тут товары высокого качества по самым лучшим ценам!" . Как тут не вспомнить "Марс атакует": "Земляне, не убегайте, мы пришли с миром" ...

Разумеется, во всех ресторанах Маньчжурии - меню на русском языке. Рисовая водка, пародии на борщ, непривычно сладкий салат оливье, пересоленная жареная картошка. Всеми силами китайцы стараются угодить своим гостям, точнее, клиентам.

Со сцены звучит прокуренный русский блатной конферанс, под лучшие хиты «русского радио» зажигательно танцуют полуголые девушки из Забайкалья и Бурятии, выступают китайские иллюзионисты.

Например, один из фокусов, вызывающих наибольшее число одобрительных криков из-зала – музыкант выпивает залпом 2 литра пива и начинает играть на саксофоне, давясь пеной...

Чтобы русские чувствовали себя в Маньчжурии как дома, китайские друзья добавили и других родных русскому сердцу символов.

Например, на одноименной площади на окраине Маньчжурии стоит матрешка высотой 30 метров. Это самая большая в мире матрешка, что зафиксировано в книге рекордов Гиннеса. Внутри обустроены рестораны и развлекательный центр.

Той же цели - предоставлению зрелищ и хлеба - служат и уродливые постройки, стилизованные под православные храмы. Внутри - все те же торговые центры и рестораны.

Не забыли китайцы и о монументальной культуре.

По соседству с матрешкой располагается парк с уменьшенными копиями известных памятников: здесь стоят Гагарин, Пушкин, Тургенев, "Воин-победитель", "Родина-мать", "Рабочий и колхозница" и т.д.

Вечерами в парке монументов включают подсветку, звучат мелодии советской классики. «От дусы, блатан!»

Дороги в Китае отличные, и Маньчжурия - не исключение.

На китайской стороне на выезде из Маньчжурии в Россию стоит гигантский современный терминал.

При пересечении нейтральной полосы все поднимают ноги - такова местная традиция. И вот мы в России... С нашей стороны все выглядит гораздо скромнее: скучное трехэтажное здание в лучших традициях позднего СССР, да будка КПП.

После выезда с территории погранпоста, цивилизация и вовсе заканчивается (вместе с хорошим асфальтом) - словно не было и нет для нас никакой выгоды от торговли с хитрым восточным соседом.

Но это уже совсем другая история....

Понравился текст? Читайте другие отчеты из моего путешествия по Китаю:

Вы слышали когда-нибудь о Маньчжурии? Этот город, расположенный у границы Китая с Россией, часто называют как «самый русский город Поднебесной » или «центральный российско-китайский универмаг ». Город широко известен в сфере интернет-торговли, ведь каждый третий магазин Алиэкспресса или посредник Таобао имеет здесь свой склад.

Город Маньчжурия на карте Китая

Буквально два десятилетия назад Маньчжурия была маленькой нищей деревней, а в наши дни это крупнейший сухопутный пограничный пункт на китайско-российской границе и начальный пункт китайской автомагистрали общенационального значения Годао 301. Через город проходит более половины всего экспорта Китая, который следует в Россию и в страны Восточной Европы. Экономика Маньчжурии главным образом основана на шоп-турах и выходном туризме. Здесь сосредоточено большое количество частных бутиков, магазинов, крупных торговых центров, развлекательных комплексов, ресторанов и отелей.

Маньчжурия начала активно развиваться с 1992 года, когда стала городом открытой торговли. В строительство Маньчжурии были вложены огромные инвестиции. И теперь Маньчжурия в Китае — это современный город с европейской архитектурой.


Именно сюда приезжает практически вся торговая Сибирь. Шопоголики из близлежащего региона России предпочитают закупаться в Маньчжурии, а не ехать вглубь Китая. Китайские коммерсанты быстро поняли, что нужно русским, и организовали в Маньчжурии торговые точки и склады с ходовой продукцией. Теперь этот город считается одним из самых популярных среди русских покупателей из-за низких цен и огромного ассортимента продукции. В торговых центрах, магазинах, магазинчиках, лавках и на рынках можно найти самые разнообразные товары. Однако пока преобладает продукция из низкого ценового сегмента. Это связано с русским менталитетом: покупателям из России важнее цена, чем качество. Ситуация начала меняться с развитием интернет-магазинов: появляются более качественные вещи с приемлемым соотношением цена-качество, а спрос на дешевые некачественные товары становится гораздо меньше.


Профессиональные байеры уже знают, что в Маньчжурии можно купить качественные недорогие вещи, при этом цена будет намного ниже, чем в России. Однако бывалые любители шоппинга советуют ограничиться лишь покупкой одежды и обуви. Технику и электронику в Маньчжурии лучше не покупать, потому что найти настоящий (пусть даже и китайский) бренд очень сложно. Ни в коем случае ничего не покупайте у уличных разносчиков: они торгуют товаром, купленным в соседних магазинах, но при этом сильно завышают цену. И никогда не забывайте в Маньчжурии о золотом правиле: торговаться, сколько бы приемлемой ни казалась цена.


Большинство туристов едут в Маньчжурию, чтобы устроить шоппинг, однако, отдыхая от шоппинга, можно посмотреть городские достопримечательности.

Достопримечательности Маньчжурии

Государственные ворота
- Площадь мэрии
- Площадь матрешек
- Музей русского искусства
- Поющие фонтаны
- Парк миниатюр
- Парк павших героев

Город Маньчжурия - побратим г. Читы с 1999 года. Город обладает столетней историей, был основан в 1902 году. В связи с его выгодным геополитическим расположением как важного транспортного узла по пути из Европы в Азию, город славится званием «Окно Азии».

Достижения города

Г.Маньчжурия был трижды награжден почётным званием «Всекитайский культурный пункт пропуска», пять раз - «Всекитайский образцовый город, который поддерживает армию и заботится о семьях военнослужащих», «Всекитайский передовой город по работе в сфере духовной культуры», «Лучший китайский туристический город», «Всекитайский очаровательный город» и «Всекитайский культурный город».

Географическое положение

Г.Маньчжурия расположен в восточной части автономного района Внутренняя Монголия. Город граничит с Российской Федерацией и Республикой Монголией, его географические координаты: 117°12´-117°53´ восточной долготы, 49°19´- 49°41´северной широты. Общая площадь города - 730 кв.км. Подведомственные городу районы: свободная торговая зона государственного значения, район по приграничному технико-экономическому сотрудничеству, район Чжалайнор (государственная угольная база), зона сельского хозяйства «Дунху» на уровне автономного района и зона по развитию промышленности. Маньчжурский пункт пропуска находится на первом транспортном узле по пути «Европа-Азия» и имеет совершенную комплексную транспортную систему, включающую в себя железнодорожную, автомобильную и авиационную виды перевозок, что позволяет городу стать самым удобным, экономически выгодным и важным узлом для сухопутного и морского транспорта от портов Бохайского залива Китая до России, стран СНГ и Европы. Маньчжурия была включена в список сухопутных пограничных пунктов пропуска для приоритетного развития и совершенствования.

Население

Общее численность населения г.Маньчжурия - 300 тысяч человек. В городе живут более 20 национальностей: монголы, ханьцы, русские и т.д. Маньчжурия является городом - «сухопутным портом», впитывающим в себя китайско-российско-монгольские стили, где гармонично сочетается китайская и европейская культуры.

Экономика

В 2010 году общий объем ВВП составил 12,7 млрд. юаней, увеличившись на 6%; общий объем товарооборота внешней торговли составил 3,2 миллиарда; общее количество туристов - 5,511 млн. человек, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 9,4%. Объём перевозимых товаров через пункт пропуска достиг 26,11 млн. тонн.. Более 70% от объема торговли между Китаем и Россией проходит через пункт пропуска Маньчжурия, который занимает ведущую позицию среди сухопутных пунктов пропуска в Китае.

Международное сотрудничество


Г.Маньчжурия является приграничным городом, который после проведения политики открытости внешнему миру в 1988 г. в Китае, начал активно сотрудничать с сопредельными районами, городами России, Республики Монголия и другими странами и регионами Азии, Европы и Америки. В частности, 28 июня 1993 года наш город становил побратимские отношения городов с Краснокаменским районом, 18 декабря 1993 г. - с г.Улан-Удэ, 28 сентября 1999 г. с г. Чита.

В г.Маньчжурия успешно проводится ряд мероприятий, таких как китайско-российско-монгольский международный праздник льда и снега, организованный 12 раз, международный конкурс красоты - 8 раз, международный праздник туризма - 9 раз и китайско-российско-монгольская выставка по науке, технике и инновационным технологиям - 7 раз. В результате организации этих мероприятий укрепляется дружба и сотрудничество с городами других стран. Многие из этих мероприятий проводились в рамках «Национальных годов Китая и России», «Года языков», плана мероприятий китайско-российского комитета дружбы, мира и развития. Установлен эффективный механизм региональной координации и взаимодействия и регулярных встреч с сопредельными регионами России и Монголии, который стимулирует развитие в торгово-экономической, туристической и других сферах. Подписание Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009 - 2018 годы) дает множество возможностей для развития сотрудничества между г.Маньчжурия и соседними регионами России. Город Маньчжурия активно принимает участие в различных международных мероприятиях, проводимых соседними регионами России и Монголии. В 2010 году за выдающиеся достижения в международной работе город Маньчжурия был награжден премией международной дружбы и сотрудничества китайского общества дружбы с заграницей и китайской ассоциацией международных дружественных городов, притом побратимские города Маньчжурии также наградили премиями дружественного обмена и сотрудничества с Китаем в 2010 г.

Перспективы развития города


Маньчжурия является самым крупным сухопутным пунктом пропуска КНР, через который проходит
60% объема торговли Китая и России . Маньчжурия - самый удобный сухопутный транзитный узел в Россию и Европу, так же славится названием «Окно Восточной Азии», «Выход в Евразию». После утверждения за Маньчжурией в 1992 г. Госсоветом КНР статуса «приграничный открытый город», город активизировал международное сотрудничество с приграничными районами России, и стал играть активную и важную роль в развитии стратегического сотрудничества между Россией и Китаем. В июне 2010 г., г.Маньчжурия был утверждён Госсоветом в статусе «экспериментальная зона по приоритетному развитию и открытости», что дает городу значительные возможности для развития.

К настоящему времени был официально открыт авиационный пункт пропуска. В туристический сезон открывали 11 международных и отечественных рейсов, число перевезенных пассажиров превысило 180 тыс. человек. Пропускная способность железнодорожного и автодорожного пунктов пропуска составляет соответственно 120 млн. тонн и 3,5 млн. тонн. Действуют поезда-контейнеры, нацеленные на международные транзитные перевозки по маршруту Маньчжурия—Далянь. Круглосуточный режим работы на МАПП дает возможность повысить эффективность пропуска грузов.

В данный момент перед городом Маньчжурия стоит задача стимулирования развития культуры, осуществление скачка. Маньчжурия будет ускорять темп по созданию базы, направленной на развитие международной торговли, обрабатывающей промышленности и трансграничного туризма, углубления взаимодействия и стимулирования гармоничного развития. Город Маньчжурия будет образцовым городом, характеризующимся большим потенциалом развития, очарованием, энергией, оживленностью, у которого будет большое будущее.

Официальный сайт города Маньчжурия

  • 25 ноября в Чите состоялся Первый открытый международный турнир по оздоровительному цигун и тайцзицюань.

  • 12-14 октября 2018 года читинские бадминтонисты приняли участие в международном турнире по бадминтону, проходившем в городе Маньчжурия.

  • ​Ориентировщики Забайкальского края стали победителями первых международных соревнований в Китае, заняв сразу 1 и 2 место в соревнованиях по спортивному ориентированию.

  • Команда города Маньчжурия приняла участие в Международном турнире по бадминтону «Волан дружбы-2018», который прошел в Чите.

  • Представители Китая, России, Монголии собрались 5 июля 2018 года в Маньчжурии для участия в Пятнадцатой китайской северной международной научно-технической выставке.



Поделиться