Проблемы, трудности и препятствия - это стимул нашего развития. Развитие самодисциплины и самодостижения

Важной, если не главной, причиной развития свободы в процесс преодоления жизненных препятствий и трудностей. Как правило, человек не любит его, так же, как не любит умываться холодной водой, хотя знает, что это полезно. Трудности и преграды создают хлопоты и вроде тормозят успех. Организм стремится к комфорту и экономии затраты сил. Именно это и побуждает слишком активных родителей выполнять домашние задания своих детей, оберегать их от трудностей, которые создает обучения. Даже так называемые "люди действия" не всегда понимают, что препятствия не просто неизбежны, они - полезные, потому что часто обеспечивают становление в их характере таких черт, которые помогут им позже достичь больших успехов. Чадолюбивые родители и бабушки своими "стараниями", как представляется, наносят большой вред своим детям и внукам - именно в области формирования характера.

Есть в жизни много примеров, когда бесконфликтное, "гладкое" жизни делает человека бесхарактерным, безвольным. Неудачи и препятствия, трудности - это школа самопознания, закалки воли, выносливости, знания жизни. Незаслуженные успехи, подаренный комфорт, наоборот, разрушают характер, становятся источником ложной гордости, слабости и иллюзий. В определенном смысле человек должен любить преграды и трудности, потому что они ведут к возмужания, учат терпению. И если внимательно проанализировать жизнь людей, добивавшихся настоящего успеха, то обязательно убедимся, что испытывали они и многих неудач, на которые отвечали дополнительными усилиями, стойкостью и выносливостью душевных сил.

Крайней формой бесхарактерного отношение к жизненным трудностям, проявлением слабости воли является самоубийство. Этот акт основывается на фальшивой мнению, будто мы живем только для того, чтобы испытывать ежедневно счастья и наслаждения, радоваться комфортом. Это признак не только большого расстояния человека от христианства, но и отсутствие у нее реалистичного взгляда на жизнь. Погоня за счастьем и удовольствием, и только по ним, делает человека рабом и жертвой случая. Счастье - несчастье, удачи - неудачи для человека веры и чина - как правая и левая рука. Она не качается из стороны в сторону, а идет вперед к чему-то большему, безропотно. Отчаяние и самоубийство - это банкротство души и в социальном плане. Человеческая жизнь нельзя считать препятствием, при всех обстоятельствах оно остается неприкосновенным даром Божьим.

Преодоление препятствий очень часто требует от человека выносливости, чем характеризуются натуры сильные и трудно дается людям импульсивным и эмоциональным. Ежедневная деятельность, выполнение обычных обязанностей дают множество возможностей укреплять выносливость или разрушения ее, поддаваясь настроению.

Развитие самодисциплины и самодостижения

В постижении цели собственной жизнедеятельности человек опирается на свою свободу. Она действует как двигатель характера. Известный галицкий педагог 30-х годов прошлого века П. Биланюк называет свободу "мотором всего человеческого прогресса". Воля человека всегда сочетается с деятельностью и крепнет в деятельности. Волевой человек всегда видит свою цель, сама выбирает свой путь и, опираясь на волю, преодолевает неизбежные трудности. Отсутствие воли - как в человеке, так и в обществе - вещь вполне конкретная и очевидна: она приводит разочарование в собственных силах, пассивность, пессимизм, слабость духа и тела. Жизненная цель такого человека становится лишь предметом бесплодных мечтаний. Заметим попутно, что нынешняя наша реальность - яркий пример такого состояния человека и общества. Хозяйственная затруднения вызывает у нас слабость, хотя, как уже говорилось, история дает нам немало примеров, когда трудности для другого народа становились источником силы воли, движения и развития.

Как уже говорилось, воля человека имеет двойное направление - к внешней жизни, на достижение жизненных успехов и на преодоление препятствий, с одной стороны, и на жизнь внутреннее, на самодисциплину, на самоопанування - с другой. Считается, что "... характерна человек не только останавливает выходки животной натуры, но движущейся к тому, чтобы быть господином низких инстинктов" (Паращин П., 1980, с. 297).

Константин Ушинский называл волю властью души над телом. Есть здесь целый ряд "внутренних врагов", которых человек всю жизнь преодолевает и в борьбе с которыми закаляет свою волю: жизненная расхлябанность и несоблюдения точности, трата времени на мелочи, несдержанность в питании, неумение молчать, склонность к азартным играм, пьянство, лень, стремление иметь как можно больше "выходных", погоня за дешевыми сексуальными приключениями, наркомания, взяточничество и т. Знаем, следовательно, много примеров, когда человек добивается собственными усилиями значительных внешних успехов, но обнаруживает полную несостоятельность в своих интимных делах, демонстрирует здесь бесхарактерность. Часто человек деятельный способна организовать свою внутреннюю жизнь. Так появляется проблема единства воли, когда все - и внешнее, и внутреннее жизни - трактуется как одно целое, и все усилия служат одной цели. "Мир между людьми требует как необходимого условия, чтобы человек был замирена сама с собой, или чтобы она имела внутренний душевный мир, который достигается самообладанием, победой над страстями, послушанием голосу совести...", - пишет Памфил Юркевич (Юркевич П., 1993, с 227).

Высшей формой закаливания воли, гимнастикой души является самоотказ, которую в Древней Греции называли "аскезой". Она наполняла человека силой, направленной внутрь. Настоящий философ должен пройти школу аскезы. Считалось, что свободным мыслителем может быть только человек, овладевший свои страсти, способна переносить лишения и боль, умеет молчать.

Однако речь не идет о какой-то бегство от мира. Каждому человеку нужны упражнения в воздержании как средство закаливания воли. Некоторые педагоги прошлого рекомендовали молодежи несложные упражнения, "маленькие жертвы" в сдержанности и самоограничении. Такие упражнения называют тренингом свободы. Главная основа этого тренинга заключается в том, что только человек, который научился отказывать себе в чем-то разрешенном может отказать себе и в запрещенном. Аскеза - это путь формирования иммунитета против тирании момента. В контексте государственной политики такое воспитание - воспитание нравственной устойчивости и самоопанування - значило бы больше, чем вылавливать людей, которые уже стали наркоманами, проститутками или ворами.

Существуют, следовательно, две группы упражнений, ведущих к укреплению свободы и развития душевных сил: упражнения в применении энергии чина и преодоления преград и упражнения, которые воспитывают сдержанность и самодисциплину. Развитие только энергии чина часто приводит к конфликтам и внутренних срывов. В то же время развитие энергии самоопанування стоит чего-то только тогда, когда служит высшим целям создания добра.

В педагогической практике встречаемся часто со случаями общей безволия и душевной немощи, бесхарактерности. На все эти случаи есть только один счет: не пытаться сразу "закаливать, волю", а искать источник веры, какой-то предмет, к которому ребенок хочет. Им может быть какое-то предпочтения, что реализуется в работе, в усвоении определенной области знаний, в искусстве, спорте, благотворительной деятельности и тому подобное. Большое значение дисциплины в школе как фактора воспитания воли отмечал Г. Ващенко: "Она приучает ребенка к определенному порядку в жизни, к правильного чередования труда и отдыха, приучает к точности и аккуратности в исполнении до организованосте, производит способность покорять свою волю интересам общества и т. д. " (Ващенко Г., 1952, с. 33). Однако он предостерегал также, что не всякая дисциплина положительно влияет на развитие воли ученика. Это должна быть дисциплина разумная, направленная на воспитание у ребенка осознание своих обязанностей вместе с сознанием человеческого достоинства, дисциплина, отрицает страх.

Воспитание детей сопряжено с определёнными трудностями при любом возрасте ребёнка. Несмотря на то, что между возрастными периодами, о которых мы говорили выше, трудно провести чёткие границы, на каждом таком отрезке воспитателю приходится преодолевать определённые препятствия и решать определённые проблемы. Следует отметить, что трудности, о которых речь пойдёт далее, возникают не всегда, и в этой главе мы будем говорить о наиболее часто встречающихся трудностях воспитания ребёнка в каждый возрастной период.

Необходимо сказать, что проблемы, о которых мы будем говорить, в действительности представляют собой особенности ребёнка. Просто особенности, как и многие другие явления, бывают как положительными, так и отрицательными. Этот раздел посвящен негативным особенностям, присущим детям в каждый возрастной период.

Ниже перечислены трудности, с которыми наиболее часто сталкивается воспитатель в возрастной период, которому посвящена данная глава.

1. Ложь. Порой ребёнок прибегает ко лжи, чтобы добиться исполнения своих желаний или скрыть свои проступки.

Он поступает так потому, что не находит иного способа достичь желаемого, и ложь кажется ему самым простым и действенным средством. Воспитатель должен понимать это и не спешить отвергать слова взрослого человека, противоречащие рассказу его ребёнка, под предлогом того, что «дети не лгут». Дети лгут с лёгкостью как раз потому, что ещё не понимают отвратительности лжи, и они отличаются от взрослого человека, которого Шариат предостерегает от лжи.

Воспитатель должен проверить, правду ли сказал ребёнок, косвенными методами. В большинстве случаев дети врут достаточно неуклюже и обнаружить их ложь нетрудно.

Поняв, что ребёнок солгал, воспитатель должен сообщить ему об этом и объяснить, что это неправильно, и что хорошие, воспитанные дети так не поступают, и что Всевышний Аллах не любит тех, кто лжёт, а также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и он сам, то есть воспитатель, не любит тех, кто лжёт. Нужно также рассказать ребёнку какую-нибудь поучительную историю, показывающую вред, который приносит ложь, а также сказать ему, чтобы он попросил прощения у Аллаха и пообещал никогда больше не лгать. Воспитатель должен также призвать ребёнка впредь говорить только правду и сообщить ему, что Всевышний Аллах любит правдивых, а также Его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) и он сам (то есть воспитатель) любит тех, кто говорит правду. Если ребёнок говорит правду, нужно поощрять его и давать ему что-нибудь из того, что он любит.

Однако нельзя сильно пугать ребёнка, если он солгал, или подвергать его болезненному наказанию, которое не соответствует его возрасту, потому что подобное поведение может произвести обратный эффект, и ребёнок будет лгать раз за разом в отчаянном стремлении избежать очередного наказания. Также не следует постоянно упрекать его за то, что он однажды солгал, ибо это ранит его чувства и может стать причиной неадекватного поведения и закрепления вредной привычки.

Стоит также принять во внимание, что в этом возрасте ложь ребёнка бывает неумышленной. Он говорит нечто не соответствующее действительности не потому, что стремится солгать, а просто потому, что он ошибся или неправильно понял что-то. В этом возрасте детям свойственно делать неправильные выводы. Особенно когда речь идёт о происшествиях, все детали которых детям трудно понять. Кроме того, у маленьких детей весьма приблизительное представление о времени, и они часто путают прошлое с настоящим, а взрослым кажется, что они лгут. Иногда детям трудно отличить сон от реальности, и они рассказывают сон как нечто происходившее в реальности, что порой ставит воспитателя в трудное положение, особенно если ребёнок упоминает о чём-то непристойном или неприемлемом с точки зрения религии.

2. Привычка что-нибудь теребить и трогать. Любопытство и стремление познать окружающий мир присущи детям, и это позитивная возрастная особенность, которая заслуживает поощрения. Однако трудность заключается в том, что хорошее по сути качество может перерасти во вредную привычку теребить или даже ломать вещи. Это не только отвлекает ребёнка во время занятий с воспитателем. Сломавшись в руках ребёнка, вещь может поранить его или причинить иной вред, тем более когда ребёнок забавляется таким образом с вещью, об устройстве и назначении которой имеет весьма смутное представление и потому не подозревает об опасности, которую она может таить в себе. Поэтому воспитателю не следует оставлять ребёнка одного в месте, где есть подобные вещи, потому что у него может возникнуть желание поиграть с ними, особенно если он видит, что остался без присмотра.

Воспитатель должен быть внимательным и осторожным при обращении с подобными предметами в присутствии ребёнка и не давать ребёнку возможности прикасаться к этим предметам, даже если ему случится остаться одному в месте их нахождения. Можно поставить пароль, включить блокировку кнопок, поставить обычный или кодовый замок или принять иные меры, чтобы не допустить контакта ребёнка с такими предметами. И не стоит ограничиваться одними лишь предупреждениями и увещеваниями, ибо для ребёнка они значат гораздо меньше, чем для взрослого.

Также неплохо положить перед ребёнком что-нибудь такое, чем он мог бы играть без какой-либо опасности для себя и не пачкая при этом пол и окружающие предметы. Это могут быть, например, пластмассовые кубики. Такие игрушки полезны с воспитательной точки зрения и способствуют развитию воображения ребёнка, который может строить из них что-нибудь.

Если говорить о вещах, которые легко разбить или сломать, то их нужно убирать подальше от ребёнка. Причём убирать нужно не только сами предметы, но и средства, которые ребёнок может использовать, чтобы добраться до них, ибо эти средства представляют несомненную опасность для ребёнка.

3. Упрямство. Некоторым детям родители уделяют чрезмерное внимание. Это может быть старший сын, или единственный ребёнок в семье, или единственный мальчик, у которого несколько сестёр. Подобное отношение заставляет ребёнка почувствовать, что он - особенный.

А такое представление о себе нередко становится причиной упрямства и непослушания. Или же ребёнок, захотев чего-нибудь, начинает добиваться своего всеми доступными способами - плачет, кричит, молотит кулаками по двери, топает ногами или пытается что-нибудь сломать. Причём чаще всего подобные сцены разыгрываются в присутствии гостей или посторонних людей: ребёнок пытается поставить родителей в неловкое положение, чтобы заставить их выполнить его требование.

Иногда ребёнок, чувствуя слабость одного из родителей, пытается использовать его, чтобы получить желаемое. Поэтому у родителей должна быть выработана стратегия действий в подобных случаях. А иногда ребёнок обращается с той же целью к бабушке или дедушке.

Воспитатель должен проявить мудрость и стараться первым делом устранить причины упрямства, а уже потом искать лекарство от последствий. Не нужно баловать ребёнка или показывать ему, что он лучше других, и не нужно приучать его к тому, что все его требования непременно удовлетворяются. Также не следует запрещать ему то, в чём нет ничего предосудительного. Кроме того, воспитатель не должен ставить всё, что он запрещает ребёнку, в один ряд, потому что очевидно, что одни вещи оказывают лишь незначительное негативное влияние на поведение ребёнка, тогда как другие становятся непосредственной причиной выраженного изменения поведения ребёнка в худшую сторону.

Запрещая что-то, воспитатель должен твёрдо стоять на своём и не поддаваться на уловки ребёнка, который будет пробовать разные средства, чтоб добиться отмены запрета, потому что стоит ребёнку осознать, что он может оказывать влияние на воспитателя и заставлять его изменять свои решения, как он начнёт использовать эту тактику при каждом удобном случае. Этот стиль поведения может закрепиться в его сознании, и позже, в школе и даже на работе, он будет применять ту же тактику, чтобы добиться своего. Воспитатель, стремящийся правильно воспитать ребёнка, должен быть упорнее и упрямее ребёнка, которого он воспитывает…

4. Неправильное восприятие вещей. В этом возрасте мыслительные способности ребёнка ограничены, и он ещё не способен хорошо понимать абстракции, что ограничивает усвоение ребёнком полезной информации, которой воспитатель старается питать его разум и мышление. Поэтому в этом возрасте воспитатель должен по возможности избегать абстрактных понятий. Однако если без них не обойтись, воспитатель может помочь ребёнку в усвоении этих понятий, приводя разъясняющие примеры, используя понятия, близкие для ребёнка и доступные его пониманию.

Также важно помнить о том, что ребёнок в этом возрасте имеет лишь приблизительное представление о расстоянии. Поэтому многие дети без особого страха высовываются из окна поглядеть, что творится на улице, несмотря на то, что живут на верхних этажах и окно находится очень высоко от земли.

В подобных ситуациях самая большая ошибка, которую может допустить воспитатель, - резкий окрик. Испугавшись, ребёнок может задёргаться и вывалиться из окна или даже умышленно выпрыгнуть из него, стремясь избежать наказания, и произойдёт трагедия, которой воспитатель отчаянно стремился избежать.

Увидев ребёнка сидящим или стоящим на подоконнике или сильно высунувшимся из окна, воспитатель должен неслышно подойти к нему, стараясь, чтобы ребёнок не увидел его, и снять его с подоконника или оттащить от окна. Если же ребёнок всё-таки увидел воспитателя, тот должен вести себя как можно естественнее и не показывать, что имеет что-то против действия ребёнка. Напротив, он должен держаться спокойно, чтобы ребёнок не чувствовал угрозы в его поведении. Тогда он сможет приблизиться к нему и снять с опасного места. Только после этого можно начать объяснять ребёнку, что так поступать нельзя, или применять соответствующее ситуации наказание.

Кроме того, в этом возрасте дети любят выбрасывать на улицу разные предметы, в результате чего могут пострадать прохожие. Ребёнок также может выбросить ценный или нужный предмет, в результате чего он испортится или разобьётся. Учитывая эту возрастную особенность, лучше по возможности поставить решётки на окна, которые помешают ребёнку выпасть из окна, а также выбрасывать предметы на улицу. Это, разумеется, всего лишь одно из решений, и каждый воспитатель должен самостоятельно оценивать ситуацию и действовать в соответствии со своими обстоятельствами.

5. Эгоизм и нежелание делиться с другими. Стремление владеть вещами у людей врождённое, и эту особенность нужно развивать и направлять, выделяя ребёнку вещи, которые будут считаться принадлежащими ему. Давая ребёнку вещи, воспитатель должен побуждать его беречь эти вещи и заботиться о них. Нет причин бороться с инстинктом владения вещами. С чем действительно нужно бороться, так это с привычкой отбирать вещи у других. В этом возрасте дети часто не отличают своё от чужого и пытаются завладеть понравившейся вещью любым способом, в том числе и «незаконным» - например, потихоньку стащить её или попросту отобрать у другого ребёнка, а потом настаивать на том, что она принадлежит ему.

Иногда причиной подобного поведения ребёнка становится то, что родители чрезмерно балуют его. Он привык получать всё, что хочет, и потому осуществляет свои желания подобными способами. Другая причина - подражание детям, которые поступают так. То есть ребёнок просто делает то, что делают его товарищи.

В подобной ситуации простых объяснений и увещеваний может оказаться недостаточно, и абстрактные рассуждения лучше подкрепить чем-то осязаемым - например, инсценировкой. Воспитатель может спрятать одну из любимых игрушек ребёнка. Тот будет искать её и, не найдя, огорчится.

Это самое подходящее время для того, чтобы сказать ребёнку: «Тот мальчик (девочка), у которого ты утащил / отобрал игрушку, расстроился так же, как ты сейчас». Вполне возможно, что такое объяснение чувств другого в подобной ситуации окажется действеннее всяких слов.

6. Агрессивность. Ребёнок склонен к самоутверждению, и делает он это несколькими способами. Например, упрямо стоит на своём, требует предоставить ему самому выбирать то, что ему нужно, или добивается, чтобы его слово в таких вопросах имело решающее значение, или проявляет инициативу в новой для него ситуации. Само по себе это явление нельзя считать проблемой или отклонением, однако его опасность кроется в том, что некоторые дети пытаются самоутвердиться с помощью агрессивности. Это может выражаться в агрессии по отношению к другим детям или в том, что ребёнок бросает и ломает вещи, порой и принадлежащие ему самому.

Иногда ребёнок ломает что-то в гневе, ссорясь с другими детьми. А иногда он ломает вещь, потому что не может понять, как нужно обращаться с ней, или не знает её назначения. Подобное часто происходит с детьми: устав от бесплодных попыток и не в силах понять, что нужно делать с игрушкой, ребёнок, которому становится скучно, в конце концов начинает бросать и ломать её.

Мудрый воспитатель знает, что многие негативные проявления в поведении ребёнка могут казаться незначительными, пока ребёнок маленький и слабый физически, но при отсутствии должной коррекции растут вместе с ним. Поэтому в подобных случаях воспитатель должен проявлять решительность. Если говорить о рассматриваемом нами случае, то задача воспитателя - наглядно показать ребёнку, что быть агрессивным - скверное качество. И ни к чему хорошему агрессивность не приводит. Для этого можно использовать истории, повествующие о печальной участи тех, кто агрессивно относится к другим. Можно использовать и видеосюжеты и прибегнуть к помощи компьютера, подобрав подходящий материал, рассказывающий о подобных поступках и их негативных последствиях.

7. Скука и нетерпение. В этом возрасте ребёнок может сохранять сосредоточенное внимание на чём-то всего несколько минут, поэтому процесс воспитания или обучения очень скоро наскучивает ему, и он перестаёт слушать воспитателя и переключается на что-то другое - начинает теребить вещи, разговаривать с другими детьми. Проблема заключается в том, что, когда воспитатель говорит о чём-то долго, ребёнок просто перестаёт его слушать. Учитывая эту возрастную особенность, лучше не пытаться сосредоточить внимание ребёнка на чём-то одном в течение долгого времени и стараться говорить короче. Кроме того, нужно следить за тем, чтобы ребёнку было интересно, ибо это помогает ему сконцентрировать своё внимание на предмете, о котором говорит воспитатель. Также нужно по возможности исключить отвлекающие факторы и убрать подальше от ребёнка вещи, которые могут привлечь его внимание во время урока.

Также полезно менять место занятий и положение, то есть учиться иногда стоя, иногда сидя, а иногда и в движении, следя, однако, за тем, чтобы это согласовывалось с уроком. Воспитатель может также разделить урок на три-четыре части, а в перерывах предлагать детям что-нибудь интересное для них, чтобы им не становилось скучно во время обучения.

Порой воспитатель пускается в пространные объяснения или раскрывает новую для ребёнку тему, а тот вдруг задаёт ему вопрос, не имеющий никакого отношения к тому, что он говорил. Это не повод для раздражения. Вполне возможно, что косвенной причиной вопроса стали всё-таки слова воспитателя. Они напомнили ребёнку о чём-то, и он задал воспитателю соответствующий вопрос.

Подобное случается часто, и ни в коем случае нельзя ругать ребёнка и тем более наказывать его только потому, что он заговорил о чём-то таком, что, по мнению воспитателя, не имеет никакого отношения к теме урока. Также не следует игнорировать вопрос ребёнка и считать его чем-то второстепенным, неважным, не заслуживающим того, чтобы терять время на ответ. Воспитатель должен понимать: если он не удовлетворит его любопытство сейчас, то ребёнок продолжит думать о том, что его взволновало или заинтересовало, и не будет слушать воспитателя, хотя воспитатель может и не заметить этого. Более того, воспитатель должен поощрять ребёнка задавать вопросы, принимая при этом меры для того, чтобы не терять времени даром. Вне всяких сомнений, воспитатель должен оттачивать своё умение быстро реагировать на вопросы и реплики ребёнка.

Мухаммад ибн Шакир аш-Шариф. Правильное исламское воспитание с детства до совершеннолетия

Теги:

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

Застенчивость – это не приговор на всю жизнь. Существуют различные методики, приемы, упражнения, овладев которыми человек способен изменить свою жизнь. Ф. Зимбардо указывает четыре группы таких изменений:

1) изменить представление о себе и своей застенчивости;

2) изменить свое поведение;

3) изменить направление мыслей и действий других людей;

4) изменить определенные социальные факторы, способствующие застенчивости.

Застенчивость детей очень жестко связана с застенчивостью родителей. (По его данным примерно 70 % родителей передают застенчивость своим детям.) Риск особенно велик в тех семьях, где застенчивы оба родителя. Именно поэтому, желая помочь своему ребенку, родители (или один из родителей) обратили внимание на себя и попытались помочь и себе тоже.

Как правило, застенчивые – это люди с низким самоуважением. Для повышения чувства самоуважения рекомендуем воспользоваться советами Ф. Зимбардо.

Пятнадцать шагов к уверенности в самом себе

1. Осознайте ваши силы и слабости и поставьте себе достойные цели.

2. Решите, что для вас ценно, во что вы верите . Взвесьте свои возможности и решите, каким бы вам хотелось себя видеть. Сделайте инвентаризацию в хранилище ваших сценариев и соотнесите их с сегодняшним днем, с вашим нынешним психологическим состоянием так, чтобы эти сценарии не управляли вами, а помогали жить.

3. Определите, что является основой вашей личности . При помощи анализа собственного прошлого определите, какие личные связи и принятые решения заставили вас жить именно так, как вы живете. Старайтесь понять и простить тех, кто вас обидел и не помог, когда вы в этом нуждались, простите себе свои ошибки, грехи, неудачи и прошлые колебания. Постоянно хороните все негативные воспоминания, но только после того, как тщательно извлечете из них все полезное для себя. Помните – пока в вас живут плохие воспоминания, они владеют вами. Немедленно выселите их. Заселите комнату памяти прошлыми успехами, даже если их мало.

4. Вина и стыд, формируя ваше поведение, отводя вас от позитивных целей, ограничивают возможность творчества. Доверие к себе обязательно !

5. Рассмотрите причины вашего поведения в физическом, социальном, экономическом и политическом аспектах вашей нынешней ситуации, но не с точки зрения ваших личных недостатков.

6. Все относительно . Сколько людей – столько мнений. Напоминайте себе, что всегда и на все существует альтернативная точка зрения. «Реальность» никогда не была ничем иным, нежели частичным соглашением людей называть вещи одинаковыми словами, а не так, как каждому хотелось бы назвать их в соответствии с собственными представлениями. Понимание этого позволит вам быть более терпимым в интерпретации замыслов других людей и более великодушным в осмыслении мотивов чужого поведения.

7. Никогда не говорите плохо о себе , особенно остерегайтесь таких категоричных оценок, как «тупица, урод, кретин, неудачник, неисправимый человек».

8. Не позволяйте другим критиковать ваши личностные качества. Предметом обсуждения могут стать только ваши действия. Не бойтесь обратной связи – она может быть весьма конструктивной.

9. Помните, что иногда неудачи и разочарования – благо . В некоторых случаях неимоверные усилия тратятся на неверно выбранные цели, и тогда, вовремя преподав нам жизненно необходимый урок, неудачи позволяют избежать куда больших разочарований.

10. Избегайте ситуаций, в которых вы чувствуете дискомфорт и людей, с которыми вам не хочется общаться. Если вы не можете изменить положение дел или скорректировать собственную реакцию, уходите, пока в вас не начал развиваться комплекс собственной неполноценности. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить время на печали.

11. Давайте себе время, чтобы расслабиться , отдохнуть, прислушаться к себе, получить удовольствие от хобби и дел, которыми вы можете заняться в одиночестве. Таким способом вы сможете общаться с самим собой.

13. Не защищайте чересчур свое эго; оно более прочно и жизнерадостно, чем вы предполагаете. Оно гнется, но не ломается. Намного лучше время от времени чувствовать боль в душе от того, что вы действовали не лучшим образом, нежели избегать боли ценой эмоционального отупения.

14. Определите дальние цели в жизни и очень тщательно выберите ближние . Разработайте реальный план достижения ближних целей. Регулярно оценивайте свой прогресс и будьте первыми готовы «похлопать себя по плечу» или «прошептать себе предостережение». Нет нужды беспокоиться о том, что вы недостаточно скромны, если никто не услышит вашего бахвальства.

15. Вы не являетесь объектом, с которым всегда должны происходить только скверные вещи . Вы не похожи на кузнечика, вынужденного вечно прыгать, чтобы на него не наступили. Вы – венец миллионов лет эволюции нашего вида, венец мечты ваших родителей и замыслов Господних. Вы являетесь уникальным индивидуумом, активным актером на жизненных подмостках, способным оказывать непосредственное влияние на события. Вы можете изменить весь ход вашей жизни, если захотите этого. Если есть уверенность в себе, то неурядицы обернуться вызовами, брошенными вам жизнью, а вызовы – победами.

Застенчивый человек привык в жизни руководствоваться мнением какого-либо значимого другого. Это может быть родитель, учитель, друг (подруга) и т. д. Такой влиятельный другой зачастую неспособен к адекватному оцениванию, потому что для него важно за счет чужого унижения самому подняться в собственных глазах и в глазах окружающих. Наличие рядом такого человека способно лишь усилить застенчивость, поэтому столь важно обязательно освободиться от его навязчивой заботы и давления. Если это невозможно сделать физически, то отдалиться хотя бы психологически. Необходимо научиться не воспринимать столь болезненно чью-либо критику.

В случае, если застенчивость мешает общению, можно на начальных этапах работы над собой сформулировать персональную тактику поведения. Необходимо заранее подготовить определенные темы разговора, конкретные фразы и т. п. Предстоящую встречу можно проиграть мысленно, перед зеркалом, написав на бумаге, в кругу доверенных близких, только не ваших извечных критиков. Для поддержания разговора заранее запастись интересной информацией.

Еще один вариант избавления от застенчивости – это научиться общению с незнакомыми людьми .

Однако, беря на вооружение этот прием, следует помнить, что вероятность неудачи здесь особенно велика, и может быть не стоит ребенку давать таких заданий как познакомится с незнакомыми ребятами, ребенок может боятся тех же вещей, что и Вы! Ведь незнакомый человек может просто отказать вам в общении, а если эта ситуация повторится еще раз, то застенчивость лишь окрепнет. Поэтому необходимо заранее продумать, с каким вопросом можно обратиться к незнакомцу? Что Вы будете делать в случае отрицательного ответа? К какому именно прохожему сможете подойти? В данном случае запас готовых форм поведения не должен быть очень большим, но отличаться универсальностью («на все случаи жизни»). Когда вы сможете ответить на эти вопросы для себя, вы сможете помочь и своему малышу.

Очень важно застенчивому человеку, будь то взрослый или ребенок, позитивно воспринимать окружающий мир. Существуют приемы, позволяющие человеку поддерживать положительный настрой. Овладев этими несложными приемами, застенчивый человек сможет занять более активную жизненную позицию, получить энергию для достижения поставленных целей. Американский психотерапевт Элвуд Чепмэн предлагает определенную психологическую диету . Укажем некоторые моменты этой «диеты».

1. Приятное начало и конец дня. Важно, засыпая, думать о том, что утром тебя непременно ожидает что-то хорошее, приятное. Это может быть как одно и тоже, так и разное. Такая «таблетка» на ночь должна войти в привычку. Приятные события в течение дня не заменяют этих двух периодов.

2. Фиксирование положительных импульсов . Необходимо в течение дня обращать внимание на все, даже самые мельчайшие приятные события. Хорошо, если под рукой будет блокнот и ручка, чтобы плюсом отмечать те приятные события, которые с вами происходят. Такой учет полезно вести на протяжении трех месяцев. За это время выработается привычка замечать положительные моменты в жизни.

3. Соблюдение пропорции положительных и отрицательных факторов. Считается, что для жизнерадостного состояния человека необходимо соотношение положительных и отрицательных факторов в пропорции 6:1 (небольшое количество отрицательных факторов необходимо для поддержания жизненного тонуса). Для уравновешенного состояния пропорция должна быть 3:1 (на три положительных фактора один отрицательный). Если это кажется невыполнимым, то надо приложить дополнительные усилия, вплоть до заранее продуманного списка возможных удовольствий.

4. Соблюдение пропорции забот и отдыха . В течение недели хотя бы один день должен быть посвящен отдыху и расслаблению.

5. Сохранение положительной тематики разговора. Для этого:

1) старайтесь меньше затрагивать темы с отрицательными эмоциями;

2) в случае ведение неприятного разговора сразу после его окончания переключитесь на что-то приятное;

3) если кто-то повел разговор к негативном ключе, постарайтесь как можно скорее перевести разговор в положительное русло;

4) если за человеком закрепилась мнение, что он говорит только о чем плохом, то сократить общение с ним до минимума;

5) среди информации, получаемой из СМИ, слухов, книг и т. п., находить как можно больше положительного и делиться этой информацией с близкими.

6. Общее расслабление в сочетании с образным представлением. Важно в течение дня два – три раза 10–15 минут посвятить общему расслаблению. Необходимо принять удобную позу, руки положить на колени, ладонями вверх, сосредоточиться на дыхании. Считать следует так: раз, два, три (вдох) – раз, два, три (задержите дыхание) – раз, два, три, четыре (выдохните) – раз, два, три (задержите дыхание). Дыша в таком ритме, последовательно попытаться расслабить мышцы лица, шеи, плеч, рук, спины, поясницы, живота, ног.

Многие психологи советуют в тех случаях, когда большой проблемой является установление личного контакта с собеседником, начинать тренировку с опосредованного общения . Можно, например, воспользоваться телефоном и позвонить на радио или телевидение, чтобы передать поздравление или высказать свое мнение о передаче, позвонить в ближайший магазин и сделать заказ на интересующий вас товар и т. п.

Некоторые психологисоветует присмотреться к работе какого-либо незнакомого человека и заставить себя выразить ему свое одобрение, например, продавщице в магазине сказать с улыбкой: «Как ловко у вас получается резать сыр...». При этом тон вашего высказывания не должен быть покровительственным, а дружелюбным и немного завистливым, как если бы вы очень сожалели, что сами так не умеете. Когда тон выбран верно, то собеседник, как правило, ответит вам ответной улыбкой или позитивной репликой.

Следует также воспользоваться и таким советом: находясь в общественном транспорте и заметив пожилого человека или женщину с ребенком, которые вынуждены стоять в переполненном транспорте, наклониться к сидящему поблизости молодому пассажиру и негромко сказать: «Обратите внимание – его (её) надо бы посадить...». В случае, если тон был поучающим, скорее всего, последует негативный ответ.

Заводя беседу с незнакомцем в общественном транспорте, будьте внимательны к невербальным сигналам собеседника (мимика, пантомимика и т. п.), поддерживайте разговор «ага-, угу-реакциями», однословными предложениями («неужели?», «конечно», «ну а вы как?», «очень интересно!»), кивками и т. п., давая понять, что собеседник вам нравится. Если вы что-то не понимаете в теме разговора, не стесняйтесь попросить разъяснения, вам с удовольствием все объяснят.

Застенчивому человеку важно формировать умение располагать к себе других людей. Развивая такую способность, желательно использовать все, чем располагаете. Это и умение играть на музыкальных инструментах, и умение рассказывать смешные истории или анекдоты, и владение информацией об основных международных и политических событиях, новостях из мира шоу-бизнеса и т. д. Помня об этом, необходимо читать книги, газеты, слушать новости, посещать выставки, кино-премьеры. Если на все это у вас нет никакого желания и настроения, то следует вооружиться приемами саморегуляции, о которых уже шла речь выше. Уточним, что французский психотерапевт Эмиль Куз предлагал при засыпании и пробуждении по тридцать раз произносить про себя какую-нибудь позитивно-утвердительную формулу.

Предлагаем вам для поднятия самоценности личности воспользоваться «Декларацией самоценности », которая с различными модификациями используется многими авторами.

«Я – это Я. Такой (такого) как я никогда не было и никогда не будет. Есть люди, чем-то похожие на меня, но в точности такой (такого), как Я, нет. Мне принадлежит мой голос: тихий или громкий, нежный или резкий. Мне принадлежит мой рот и все слова, которые он говорит: добрые или несправедливые. Мне принадлежат мои глаза и все образы, которые они могут видеть. Это есть. Это достаточное основание для того, чтобы полюбить себя и заинтересоваться собой. Конечно, во мне есть нечто, что вызывает моё недоумение. Но теперь я могу сделать так, чтобы полезного во мне становилось все больше. Значит, во мне есть все, чтобы жить. Я – это Я, Я – это здорово».

Застенчивому человеку очень важно поднять самоуважение, научиться ценить себя. Исследователи установили, что низкое самоуважение соседствует с выраженной застенчивостью, и что застенчивость отступает при повышении самоуважения.

Ф. Зимбардо предлагает застенчивому человеку проделывать упражнение «Силы сопротивления ». Суть этого упражнения в следующем: на левой стороне листа написать список слабостей, а затем на правой стороне того же листа – противоположные качества. Например:

Слабости:

«Я никогда ничего не успеваю»

Возражение:

«То, что я делаю, выполняю очень основательно и добросовестно»

Продолжать в том же духе. Следует провести как можно больше примеров. О себе стараться думать так, как написано на правой стороне листа.

«Посадите их на горячее место»

Сделайте список всех людей, которые вызывают в вас застенчивость или подавляют вас. Затем возьмите два кресла и поставьте их друг против друга. Сядьте на одно из них и вообразите, что первый человек из вашего списка сидит напротив вас.

Поговорите с ним, покричите на него, обвините его во всех своих проблемах. Затем поменяйте кресла и отвечайте так, как, по вашим представлениям, отвечал бы ваш собеседник.

«Если бы только я не был застенчив ...»

Почувствуйте себя уютно и закройте глаза. Подумайте о человеке или ситуации, которые постоянно вызывают в вас чувство застенчивости. Обдумайте это в деталях – каждое слово, каждый жест.

Теперь вообразите, что бы вы сделали в этой же ситуации, если бы не были застенчивы. Что вы бы должны были сделать? Сказать? Что случилось бы? Думайте об этом позитивном варианте каждый день в течение недели.

В следующий раз, когда вы начнете чувствовать себя застенчивым в такой ситуации, вызовите в памяти ваш позитивный образ. Активно тренируйтесь таким образом.

«Вы знаете, что мне в вас нравится? »

Выберите друга, которому доверяете и который доверяет вам. Пусть каждый из вас составит список особенностей другого, которые вам действительно нравятся (постарайтесь сделать список из десяти пунктов). Расскажите друг другу, почему вы указали именно эти качества. Начните словами: «Почему мне это действительно нравится в вас...».

Что вы чувствуете, когда ваш друг говорит вам комплименты? Научитесь принимать комплименты (говорите «спасибо», если больше нечего сказать) и погружайтесь в положительные эмоции, которые вызываются комплиментами.

Научитесь платить вашему другу открытыми комплиментами. Пользуйтесь этим каждый день и говорите людям комплименты даже за небольшие обыкновенные поступки.

«Коллаж силы »

Каждый из нас может сделать по крайней мере что-то одно лучше, чем кто-нибудь другой. Это может быть приготовление какого-нибудь блюда, умение выслушать собеседника, связать модную вещь и т. д. Что вы умеете делать лучше всех? Многое ли вы можете делать хорошо?

Соберите пачку газет и журналов. Вырезайте заголовки, картинки, карикатуры и т. д. – все, что иллюстрирует ваши сильные стороны. Составьте из них коллаж. Повесьте коллаж на виду.

«Самоуважение – модель игры »

Вспомните кого-то, кем вы восхищаетесь. Это может быть друг, киногерой, персонаж книги, представитель шоу-бизнеса или политики. Вообразите ситуацию, когда ваш герой испытывает застенчивость. Что он делает? Говорит? Как вы можете ему помочь? В чем сила вашего героя?

Составьте список.

Если бы у вас был выбор из всех этих сильных качеств, какое вы предпочли бы? Как влияли бы эти сильные качества на вашу застенчивость? Закройте глаза и вообразите себя в нескольких ситуациях, в которых вы не испытываете застенчивости.

Для того, чтобы позитивно воспринимать окружающий мир, необходимо обладать положительной самооценкой. Уже указывалось, что самооценка застенчивого человека занижена. Для определения своих сильных сторон предлагаем ответить на следующие вопросы:

Упражнение «Как выявить свои сильные стороны».

1. Что мне нравится во мне, так это...

2. Что окружающим нравится во мне, так это...

3. Что у меня хорошо получается, так это...

4. Недавно у меня прекрасно получилось...

5. Когда я в ударе, я...

6. Я рад, что я могу...

7. Знающие меня, знают, что я могу...

8. Мне недавно сделали комплимент по поводу того, что...

9. Принцип, которому я всегда следую...

10. Примером моей заботы об окружающих является то, что...

11. Люди могут рассчитывать на меня в...

12. Говорят, у меня хорошо получилось, когда...

13. В этом году у меня лучше, чем в прошлом получается...

14. Мне удалось преодолеть...

15. Хорошим примером моей способности все устраивать в жизни является то, что...

16. У меня все великолепно получается, когда...

17. Цель, к которой я сейчас стремлюсь...

18. Недавно мне удалось преодолеть соблазн...

19. Я была приятно удивлена, когда...

20. Я думаю, у меня достаточно мозгов для того, чтобы...

21. Если бы меня попросили выделить какую-нибудь свою лучшую черту, то я бы сказал...

22. Мне удается успешно держать под контролем свои эмоции, благодаря тому, что...

23. На меня можно полностью положиться в том, что...

24. В ближайшие два месяца я должен сделать одну важную вещь...

Возьмите чистый лист бумаги, разделите пополам. В левой части листа перечислите свои собственные недостатки. В течение 10 мин. Напишите все свои отрицательные качества. Их может быть и 3, и 20. Все строго индивидуально.

После этого попробуйте каждое отрицательное качество перевести в положительное и записать в правой части. Каждый недостаток в одних ситуациях становится достоинством в других. Каждое качество личности не имеет ни отрицательного, ни положительного знака, это сами люди «навешивают» на них свои оценки в зависимости от ситуаций, в которые они попадают.

Например:

1. Вспыльчивость – энергичность . Как правило, вспыльчивыми бывают люди, имеющие холерический темперамент. Они способны быстро решать проблемы, часто общительны и открыты.

2. Недоверчивость – жизненный опыт и глубина. Люди становятся недоверчивыми, если они в своей жизни были очень открытыми. Их доверие было обмануто, и они закрылись. Такие люди часто организуют «проверки» своего партнера. Если приходят к выводу, что ему можно доверять, то, как правило, это доверие становится действительно глубоким и надежным.

3. Мнительность – тонкость, чувствительность . Люди мнительные – это люди чувствительные. Они проявляют мнительность при недостатке информации о событии или человеке. В деловых переговорах такие люди часто являются прекрасными наблюдателями, которые не пропустят никакой мелочи. У них хорошо развита интуиция и они быстрее других чувствуют опасность.

Необходимо выравнивать собственную самооценку. Если у Вас получится столько же положительных, сколько и отрицательных, то упражнение выполнено успешно.


Похожая информация.


Витальное не любит состояния безбрежности, в котором нет движения мысли. Оно требует движения, все равно какого - движения знания или неведения. Всякое безмятежное, ничем не нарушаемое состояние покоя воспринимается им как сухое и непривлекательное.

Нельзя преуспеть в садхане посредством боли, отчаяния или отсутствия энтузиазма. Лучше обойтись без них.

Необходим не только опыт переживания высшей природы, но также и трансформация природы низшей. Удовольствие, печаль, отчаяние и уныние относятся к явлениям, возникающим в результате обычной игры витального существа и препятствующим прогрессу. Нужно подняться над ними и низвести свыше в витальное и во все свое существо безбрежное единство и равновесие.

Пока желание и потворство прихотям, требованиям и фантазиям являются определяющими в жизни, витальное существо будет играть преобладающую роль. Все это будет служить ему пищей, а коль скоро вы его питаете, то почему ему не стать огромным и сильным?

Если вы вскармливаете в себе желание и проявляете нетерпение относительно результатов вашей садханы, то каким образом вы сможете пребывать в покое и тишине? Разве возможно в одно мгновение проделать гигантскую работу по трансформации человеческой природы? Оставайтесь в покое, пусть сила Матери работает в вас, тогда со временем вы всего достигнете. Если вы будете сохранять внутренний покой и поддерживать в себе внутреннюю позицию самоотдачи, то никакие препятствия и трудности не смогут вывести вас из состояния равновесия. Нетерпение и уныние, постоянные вопросы: «Почему этого не происходит? Когда это случится со мною?» - способствуют лишь усугублению трудностей. Зачем обращать так много внимания на них? Сконцентрируйтесь на Матери. Сохраняйте в себе покой и самоотреченность. Нельзя так легко избавиться от проявлений низшей природы. Бесполезно волноваться по этому поводу. Они исчезнут, когда Сила Матери заполнит все ваше существо вплоть до подсознания. И не важно, сколько уйдет на это времени. Для полной трансформации нужно время.

Вы напрасно чувствуете себя покинутым, на это нет никаких оснований. Подобные ложные идеи возникают в момент раздражения на уровне ментального и витального существ. Даже когда эго берет свое и вы переживаете полосу трудностей, не следует терять веру в Мать. Продолжайте взывать к ней и оставайтесь в покое, препятствия и проявления эго будут побеждены.

Не следует поддаваться влиянию эго или низшей природы в любой работе, какой бы вы ни занимались. Если же это происходит, то такая работа не может быть частью вашей садханы и превращается в самую обычную, заурядную деятельность. Даже работа должна выполняться «изнутри наружу» и в духе самоотреченности.

Внешнее сознание преисполнено неведения и поэтому ложным образом преломляет и искажает то, что нисходит свыше, давая нисходящему свою собственную интерпретацию и пытаясь превратить его в предмет воображаемого удовольствия или извлечь из него какой-либо поверхностный своекорыстный интерес. В этом заключается слабость человеческой натуры. Следует стремиться и желать Божественного ради Него самого, а не ради удовлетворения амбиций своего эго. Когда внутреннее психическое существо становится сильным, то недостатки внешней природы идут на убыль до тех пор, пока не наступает очищение.

Реакция обычного человека на похвалу или обвинения в чем-либо сводится к тому, что он испытывает соответственно либо чувство удовлетворения, либо чувство обиды. И в этом нет ничего странного. Но для садхака совершенно необходимо преодолеть эту слабость; он должен оставаться вне досягаемости похвал и критики, почестей или оскорблений. Достичь этого непросто, на это нужно время.

В этом заключается позиция правильного состояния сознания. Если вы сможете поддерживать ее в себе, погружаясь в глубины своего существа или поднимаясь на поверхность внешнего сознания, то все будет двигаться в нужном направлении, к божественной цели.

Ложь является огромным препятствием на пути этой йоги. Для лжи не должно быть места ни в мыслях, ни в словах, ни в действиях.

Нет никакой связи между тамасическим самоотречением и тамасическим эго. Тамасическое эго занимает следующую позицию: «Я грешен, я слаб, садхана не для меня, я не способен двигаться вперед, мне всегда не везет, Божественное меня не принимает, единственное спасение для меня - смерть, Мать любит всех, но не меня...» и тому подобное. Витальное существо любит заниматься самобичеванием, обнажая свое собственное ничтожество. Таким образом оно стремится к отрицательному удовлетворению своего эго, изображая себя в виде самого несчастного и самого недостойного, всеми гонимого и презираемого человека. Полная противоположность - это раджасическое эго, постоянно преувеличивающее свои возможности и способности.

Неведение, эго и желания - это препятствия. Если разум, жизнь и тело становятся инструментами Высшего Сознания, божественный свет может снизойти в тело.

Человеческий разум исполнен скептических фантазий, ложных идей, неверия, неведения и отчаяния. Это неведение есть причина неверия и является источником мучений. Человеческий интеллект - орудие неведения. Очень часто его посещают неправильные мысли и ложные идеи. Тем не менее он уверен, что только его идеи истинны. Разум не хочет даже предположить, что в его мыслях была допущена ошибка, и никогда не стремится понять, в чем она заключается. Когда ему указывают на ошибку, он не хочет ее признавать и впадает в ярость или в отчаяние, в то же время испытывая удовольствие от выявления чужих ошибок и промахов. Услышав критику, направленную в адрес других, он немедленно с ней соглашается, даже не задумываясь, в какой степени она может быть правомерна. Такой склад разума трудно доступен для веры. Поэтому не стоит прислушиваться к мнению обычных людей и поддаваться их влиянию. Если вы хотите узнать истину, вам следует углубиться в себя и пробудить свое психическое существо, в результате чего разум обретет истинное понимание, сердце - исполнится истинных чувств и эмоций, витальное - проникнется истинной устремленностью. Психический свет принесет вам новое видение людей, предметов, жизненных обстоятельств и всего мира. Неведение разума, ложное видение, неправильные мысли, неверие и скептицизм покинут вас навсегда.

Очевидно, существует какое-то сопротивление медитации на уровне физического тела, поэтому оно не хочет находиться в неподвижном состоянии. В то же время у многих садхана происходит автоматически. Не надо заставлять себя просиживать определенное время в медитации. Садхана продолжается независимо от того, сидите вы, ходите, лежите или даже спите.

Все это произошло, очевидно, в результате какого-то внешнего контакта. Такие витальные сбои наблюдаются сейчас время от времени у разных людей. Они распространяются от одного человека к другому подобно инфекционному заболеванию. Особенно сильно проявляется следующее настроение: «Я хочу умереть, я не желаю поддерживать жизнь этого тела, никакая йога и садхана в этом теле невозможны». Тем не менее, совершенно ошибочно было бы предполагать, что, оставив это тело, можно легко достичь реализации в другом теле. В таком случае в своем следующем рождении вы бы столкнулись с гораздо большими трудностями, при этом у вас не было бы никакой связи с Матерью. Все эти мысли - результат атаки враждебных сил, цель которых помешать вашей садхане, нанести ущерб здоровью Матери, развалить Ашрам и расстроить всю нашу работу. Вам следует сохранять бдительность. Не позволяйте враждебным силам овладеть вами.

«Меня глубоко задели и оскорбили слова моего обидчика. Я хочу умереть» - это настроение, достойное витального эго, но не садхака. Хочу предупредить вас: не давайте волю своему эго. Кто бы что бы ни говорил вам, сохраняйте внутреннее умиротворение, в котором нет места эгоизму, и единение с Матерью.

Смерть ничего не решает. Трудности, которые вы не преодолели в этой жизни, не дадут вам покоя и в следующем воплощении. Вы должны справиться с ними именно в этой жизни.

Как можете вы пережить настоящий опыт, если позволяете себе увлечься бесполезными жалобами витального? Даже если этот опыт придет, сможет ли он закрепиться и дать свои плоды? Эти причитания витального лишь затрудняют ваше продвижение.

Эти причитания и жалобы являются не чем иным, как препятствием на пути прогресса в йоге, своего рода тамасической игрой витального. Если вы отбросите их прочь и будете спокойно продолжать садхану, то достигнете быстрого прогресса.

Ваше видение было истинным, но то, что вы называете злыми силами, есть лишь обычная природа. Эта природа может толкнуть человека на все что угодно. В ходе садханы необходимо преодолеть ее влияние, но это совсем не просто. Однако с помощью твердых, целенаправленных усилий можно в конце концов полностью преодолеть ее.

Когда садхак начинает жить в истинном сознании, другие, ложные части его природы по-прежнему продолжают существовать. Лишь по мере возрастания силы истинного сознания все это постепенно ослабевает.

Что, кроме злой силы, могло заставить вас пасть так низко, вселить в вас такую слабость и неуверенность? Множество подобных сил носятся в атмосфере, потому что садхаки дают им прибежище. Если они приближаются к вам, взывайте к Матери и гоните их прочь от себя. Они не смогут ничего с вами сделать, не смогут закрепиться. От трудностей нельзя так легко избавиться. Только при помощи постоянных целенаправленных усилий по раскрытию и возвышению собственного сознания можно добиться трансформации физического сознания, после чего трудности полностью исчезают. До этого ваши трудности будут уменьшаться и концентрироваться не внутри вас, а снаружи. Вместо того чтобы расстраиваться из-за этих трудностей, нужно отстраниться от них и не отождествлять себя с ними. Не воспринимайте трудности как свои собственные, иначе вы растрачиваете свои силы.

Каждому приходится проходить через трудности, даже те, кто не работает, подвергаются их яростным нападкам.

Трудности существуют, потому что вы не расстаетесь со своей внешней природой. Они исчезнут, как только ваша внешняя природа обретет новую жизнь.

Я уже не раз говорил вам, что от трудностей нельзя избавиться в одночасье. Они есть следствие внешней природы человека, которую невозможно изменить в один-два дня, даже и для великих садхаков. Но если вы сможете полностью положиться на Мать и взывать к ней в тишине и покое, отбросив всякое беспокойство и нетерпение, то все трудности будут бессильны против вас, даже если вы с ними столкнетесь. Со временем они утратят свою силу и перестанут для вас существовать.

Все сталкиваются с подобными трудностями. Не так просто достичь постоянного самоотождествления с Матерью. Для этого нужна постоянная духовная практика.

Трудности мало что значат. Они существуют лишь во внешней природе человека. Постепенно они будут вытеснены Силой Матери. Поэтому нет повода для беспокойства или депрессии.

Всегда помните о Матери. Взывайте к ней. Тогда все трудности и препятствия исчезнут. Не бойтесь, и пусть трудности не беспокоят вас. Все время взывайте к Матери.

Какими бы бесконечными ни казались трудности, это лишь кажущееся явление, лишь демоническое наваждение. В конце концов, путь истины становится ясным.

Трудности не отступают так легко даже от самых великих йогинов. Несколько проще избавиться от проблем ментального характера, чем от витальных и физических затруднений. Нужно время, чтобы преодолеть витальные и физические трудности.

Какое это имеет значение? Даже великие садхаки сталкиваются с трудностями. Если вы живете на уровне сознания психического и поддерживаете контакт с Матерью, то трудности оставят вас.

Садхаки часто испытывают эти два вида трудностей: связанные с витальным и физическим сознанием. Если вы не отождествляете себя с ними, они убывают в силе и проходят.

С этими трудностями сталкиваются все. В противном случае можно было бы в течение нескольких дней достичь совершенства в йоге.

Как правило, человеческая натура не может всегда оставаться внутри. Но когда вы способны чувствовать Мать в любом состоянии, внутри и снаружи, эта трудность исчезает. Стремитесь достичь этого состояния.

Нечистота природы создает трудности для садхака. К нечистоте человеческой природы относятся: сексуальное влечение, неведение и тому подобное. Эта нечистота присуща всем. Когда вы сталкиваетесь с ее проявлениями, необходимо спокойно поддерживать в себе чувство отчужденности от них. Если вы будете говорить себе: «Я грешник» и тому подобные вещи, это будет прибавлять вам слабости. Вы должны сказать себе: «Это нечистая природа человека. Пока она остается частью его обычной жизни, все сохраняется по-прежнему. Я не хочу, чтобы так продолжалось. Я хочу только Божественное. Я хочу Божественную Мать. Все остальное не относится к моему истинному сознанию, и пока я буду сталкиваться с этими проявлениями, я буду твердо и решительно отбрасывать их от себя. Я не позволю им помыкать мной».

Сексуальная сила есть в каждом человеке. Этот импульс есть одно из основных средств природы, с помощью которого она управляет человеком, создает семью, нацию, мировое сообщество. Жизнь всех существ зависит от этой силы. Поэтому сексуальный импульс присущ каждому. Никто не представляет собой исключения. Даже с помощью садханы не просто от него избавиться. Он вновь и вновь будет проявляться в теле и в витальном, пока человеческая природа не будет трансформирована. Садхак должен быть всегда начеку и всякий раз отбрасывать от себя этот импульс, как только он возникает. В конце концов он исчезнет.

Спокойно продолжайте свою садхану. Постепенно все, что осталось в вас от старой природы, отойдет в небытие.

Все сталкиваются с трудностями. Нет ни одного садхака, который бы их не испытывал. Сохраняйте покой и равновесие внутри себя. Вы получите помощь даже в трудные минуты. Истинное сознание установится на всех планах вашего существа.

Для вас является большим препятствием то, что вы постоянно думаете о том, что вы плохи, вы ни на что не годны и т. д.

Единственный способ трансформации собственной природы - положиться на Мать и спокойно отбрасывать от себя проявления обычной человеческой природы, пока постепенно вы ее не победите.

Трудности не есть следствие вмешательства враждебных сил - это проявление обычной нечистой природы, присущей абсолютно всем.

Следует поддерживать в себе это ощущение и непоколебимую веру. Ибо эта вера, убежденность, в садхаке значительно облегчает действие Силы Матери.

Духовная работа должна делаться с твердым и спокойным разумом, с непоколебимой верой и доверием к Матери. Депрессии нет места в духовной работе. В случае появления депрессии ее следует решительно отвергнуть. «Я - жалкий и ничтожный человек, я ничего не могу сделать. Мать отказалась от меня, и я лучше уйду». Когда вас посещают подобные идеи, то вы должны знать, что это внушения низшей природы, противоречащие истинной йоге. Гоните прочь подобные мысли.

Почему вы испытываете печаль? Если вы во всем полагаетесь на Мать и сохраняете внутренний покой во всех обстоятельствах, то не должно быть и речи ни о какой печали. Не следует рассматривать окружающих людей как возможный источник счастья и покоя.

Как только вам удастся достичь внутреннего единения с Матерью, то вместо подобных мыслей и страха вы должны поддерживать в себе веру в Мать, доверие к Ней и убежденность в том, что Ее победа неизбежна, несмотря на многочисленные трудности, бесконечные ошибки и омраченность внешней природы.

Всегда нужно сохранять абсолютную веру в Мать, в то, что вы находитесь в ее руках и что все будет сделано с помощью ее силы. Поэтому стоящее перед вами препятствие не должно вызывать у вас страха и отчаяния.

Не беспокойтесь по этому поводу. Довольно сложно постоянно помнить о присутствии Матери. Когда все ваше существо наполнится присутствием Матери, вы будете помнить о ней автоматически и уже не сможете забыть ее.

Спокойно продолжайте свою садхану. Отчаянию и страху не будет места в вашем существе. Весь мрак, в конечном счете, рассеется.

Это случается со всеми. Очень трудно постоянно поддерживать хорошее состояние. На это уходит много времени - продолжайте медитировать. Сохраняйте покой. Все придет со временем.

Садхана предполагает ощущение Матери вокруг и внутри себя, ощущение того, что Мать делает все, и восприятие в себе всего, что дает Мать. Если вы будете поддерживать в себе это состояние во время учебы, то ничто не сможет помешать вам.

Да, подобное отчаяние может только ослабить вас. В каждый момент своей жизни, в любых условиях неуклонно и непоколебимо полагайтесь на Мать и безмолвно взывайте и стремитесь к ней. Тогда правильное состояние вернется к вам.



Поделиться