Герб и флаг чем они отличаются. Флаг и герб России. Какой в них заложен смысл? Это когда были решения приняты

Флаг и герб являются важными символами, принадлежащими той или иной общности. Каждый из них имеет собственные характеристики и назначение. Выясним, чем отличается герб от флага.

Определение

Гербом называется специальная эмблема. Она представляет собой совокупность элементов, имеющих символическое значение.

Герб

Флаг – полотнище, преимущественно прямоугольное, с нанесенным на него особым изображением.


Изображение на флаге

Сравнение

Прежде всего следует сказать о содержании каждого из этих символов. В чем состоит отличие герба от флага? В том, что герб является более информативным. Он часто заключает в себе сложный рисунок со множеством деталей. На гербе могут быть изображены какой-либо сюжет или ключевые характеристики определенной местности. Большинству гербов присущ оттенок торжественности. Этот символ нередко выражает величие того образования, которому он принадлежит.

Гербом может называться только знак, выполненный в соответствии с правилами геральдики. Согласно им, в герб должны быть включены специальные элементы. В зависимости от того, в какой мере они используются, определяется ранг герба. Малый герб из обязательных элементов содержит щит с короной или только щит. Большой – включает в себя все предусмотренные детали. Средний – это герб, в котором заложено несколько основных компонентов.

Герб, являясь опознавательным знаком, кратко рассказывает о своем владельце (стране, городе, сословии и т. д.) и выражает некую идею. Флаг – это тоже опознавательный знак. Но в плане содержания он не настолько детализирован по сравнению с гербом. Это связано с тем, что функция флага имеет более практическую направленность. Он часто информирует о каких-либо действиях или указывает на местоположение объектов особой значимости. Кроме того, существуют сигнальные флаги, используемые для передачи сообщений.

В связи с такими возлагаемыми на флаг задачами важно, чтобы он был хорошо заметен издалека. В чем разница между гербом и флагом? Пожалуй, в том, что флаг – это прежде всего функциональный предмет. Поэтому он выполняется в виде способного развеваться полотнища, закрепленного на специальном стержне – флагштоке. Герб ценен в первую очередь своим смысловым содержанием. Он размещается на разных основах, например на дереве или металле. Иногда изображению герба отводится место и на флаге.

Готовится к изданию книга «Эмблематический гербовник», автор-составитель М. Пашков | 17.12.2019
В 1-й половине 2020 г. планируется к выходу в свет уникальная книга – «Эмблематический гербовник. Определитель гербов дворянских родов Российской империи и Царства Польского», автор-составитель Марк Михайлович Пашков.

Впервые в отечественной геральдической литературе будут даны изображения и указатель гербов дворянских родов Российской империи и Царства Польского в эмблематическом порядке.

Всего в гербовник войдёт около 5 100 гербов . Это практически все официально утвержденные в Российской империи и Царстве Польском гербы, за исключением около 36 % так называемых «дипломных гербов», чьи изображения хранятся в РГИА и доступны лишь ограниченному кругу исследователей. Единственный существовавший до сих пор «Эмблематический гербовник» такого типа, составленный в 1885 г. В. Горном, также хранится в РГИА и практически недоступен исследователям. Помимо официально утвержденных гербов даются самобытные гербы из «Малороссийского гербовника» В.К. Лукомского и В.Л. Модзалевского, что позволяет учесть в атрибуционных целях значительный пласт украинской родовой геральдики.

Гербовник будет состоять из двух частей: «Однопольные гербы» и «Многопольные гербы».

Данная работа является уникальной и может служить ценным пособием для определения тех или иных гербов на предметах для геральдистов, антикваров, работников музеев, библиотек, архивов и других работников науки и культуры, сталкивающихся в своей практической деятельности с необходимостью атрибуции дворянских гербов.

Также возможно оформление предварительного заказа на книгу с возможностью её получения сразу после издания.

Геральдика.ру оказывает информационную и прочую поддержку изданию.

От слов «геральдика» и «герольдмейстер» словно веет глубоким средневековьем. Между тем в современном российском государстве есть геральдическая служба, возглавляемая государственным герольдмейстером. Зачем это нужно в XXI веке, рассказывает читателям «Новые Знания» Георгий Вадимович Вилинбахов, один из самых авторитетных в мире специалистов по геральдике.

Беседу вел Юрий Светов

Председатель Геральдического Совета при Президенте России – государственный герольдмейстер. Родился 13 апреля 1949 года. Окончил исторический факультет Ле-нинградского университета. Доктор исторических наук. Автор более 100 публикаций по истории и геральдике.С 1969 года работает в Государственном Эрмитаже хранителем коллекции знамен и военной графики, заместителем директора. В 1992 году назначен руководителем Государственной геральдической службы России. С декабря 1992 по 1994 год начальник Управления геральдики Росархива, затем руководитель Государственной герольдии при Президенте РФ. С 1999 года – председатель Геральдического совета при Президенте РФ. Член исполкома Международной ассоциации военных музеев и музеев оружия. Действительный член Международной академии геральдики. Член Санкт-Петербургского Английского собрания. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени и Почета, «За заслуги перед Итальянской Республикой».
Женат, имеет сына.
Из справочника «Кто есть кто в Санкт-Петербурге»

– Георгий Владимирович, в чем значение вашей должности? – Дело не в должности, а в геральдической службе России, воссозданной 20 февраля 1992 года. Продиктовано это было задачами, вставшими перед Российской Федерацией, когда распался Советский Союз. Любое независимое государство обладает комплексом геральдических символов, и для новой России необходимо было создать цельное геральдическое обеспечение её государственности. Естественно, не с нуля, а с учетом всей нашей истории. Должность государственного герольдмейстера составная часть этой работы, она и появилась позже, в 1994 году.

– Вы защитили докторскую диссертацию «Государственная геральдика в России. Практика и наука». Так что же такое геральдика?

– У этого термина несколько смыслов. Геральдика (от латинского heraldus глашатай) – система знаков, призванных обозначить социальное положение отдельных людей или групп, служить их внешним отличием. Это также практика создания, утверждения и использования геральдических символов. Данным термином обозначают и вспомогательную историческую дисциплину, изучающую геральдические знаки.

– У каждого государства есть флаг, зачем нужен еще такой символ как герб?

– С давних времен флаг и герб символы взаимосвязанные и взаимозаменяемые. И то, и другое обозначают государство. Можно иметь только флаг, но это полотнище, прикрепленное к древку. Тогда что изображать, к примеру, на государственной печати? Геральдика государства развивается исторически. В средневековье изначально широко использовались гербы и одновременно флаги гербовых цветов. В некоторых странах герб изображается на флаге. А в Германии цвета государственного флага соответствуют цветам герба. Когда в середине 19 века в России проводилась реформа государственной геральдики, сотрудник императорского Эрмитажа известный геральдист Б.В.Кёне усмотрел своим «германским» глазом несоответствие между гербом (черный орел на желтом фоне) и бело-сине-красным флагом. Был введен флаг гербовых цветов: черно-желто-белый, Александр II поименовал его национальным, при этом продолжали использовать бело-сине-красные флаги. Александр III флаг гербовых цветов отменил, они остались фамильными цветами Романовых и были воспроизведены на ленточках медали к 300-летию их дома.

– В чем отличие – национальный флаг либо государственный?

Национальный флаг может использовать в быту любой гражданин. Государственный флаг – на нем герб государства – используется только государственными учреждениями.

– Как можно коротко определить – что такое герб?

– Герб (от немецкого Erbe – наследство) это визуальный отличительный знак, служащий для обозначения государства, территории, города, социальной группы или индивидуума. Государственный герб – официальная эмблема государства, изображаемая на денежных знаках, печатях и т.п.

– Зачем в царской России нужны были Большой и Малый государственные гербы?

– Это уже геральдические изыски, которые должны были законодательно закрепить разные уровни использования государственного печати. Так, на пуговицах военных мундиров было удобнее изображать только двуглавого орла. Сейчас российский герб изображен на щите, но допускается использование только орла.

– Изначальный смысл геральдических знаков – способствовать различению социумов и людей. Нормальное свойство человечества – мифологизировать знаки, придавать им определенное толкование. Есть популярное представление, что каждый элемент герба можно прочитать со смыслом. Бывает, можно, бывает, нет. Расскажу такую историю. В русско-турецкую войну в одном из сражений участвовал бриг «Меркурий». Был он тихоходным, реальной стала угроза захвата врагом. Тогда офицеры договорились. что последний оставшийся в живых спустится в трюм, где на бочке с порохом лежал пистолет, и взорвет корабль. Однако отбились. И тогда всем офицерам пожаловали дворянские гербы с изображением пистолета. Чаще же элементам давно существовавшего родового герба потомки подыскивали подходящее объяснение.

– Сейчас все равны, нет сословий, идет глобализация – к чему эти различительные знаки?

Несмотря на нивелирование в обществе, существуют социальные группы, которые не могут обойтись без таких знаков: армия, силовые структуры и т.д. Например, спасатели, которых нужно сразу отличать в чрезвычайных ситуациях. Если на железной дороге ее служащие не будут обозначены особым образом, через 5 минут начнется хаос.

– Прежде существовала государственная, земельная и дворянская родовая геральдика. А сейчас?

– Государственная, территориальная, ведомственная. И как реликт, родовая геральдика дворянских гербов, пожалованных государем. Живущие ныне представители тех родов, что имели право на гербы, могут их использовать. Прежде это означало, что владелец принадлежит к сословию, имеющему определенные привилегии, сейчас просто фамильную историю. *(Для людей герб – знаковая, визуальная форма обозначения индивидуума. Как фамилия – вербальная форма. Гражданские гербы знак принадлежности не к сословию, а к семье, роду. Есть и личные гербы частных лиц, зарегистрированные в общественных организациях. В ряде стран существует определенная система их государственного учета. Её вполне можно создать и в России, хотя на сей счет существуют разные мнения).

– С чего следует начинать человеку, желающему обзавестись личным гербом?

– Обратиться к специалистам. Либо самому почитать литературу, чтобы учесть традиции и правила геральдики.

– Как утверждают специалисты, прежде по составу дополнительных фигур городового герба можно было судить о статусе и значимости города. В нынешних городских гербах это предусмотрено?

– Да, гербы губерний и столиц были увенчаны императорской короной, гербы древних русских городов – царской шапкой наподобие Мономаховой, уездных городов – серебряной башенной короной с тремя зубцами. Другие символы отражали политическое значение города и его экономическое положение. Гербовые щиты губернских городов обрамлялись дубовыми листьями с Андреевской лентой. У приморских городов герб украшался Александровской лентой с двумя золотыми якорями. Сейчас разработана система ранговых корон для гербов муниципальных образований, субъектов Федерации. По системе дополнительных фигур можно будет судить об их статусе.

– Чем российская геральдика отличается от европейской?

– Если европейскую геральдику сравнить с языком, то российская – его диалект. Есть еще японская геральдика, но она отлична также, как иероглифы отличаются от латинского алфавита. Европейская система строится на общих правилах, общих графических знаках, которые российская использует с учетом нашей специфичности. Как известно, Петр I переодел россиян в европейскую одежду, но это не означает, будто до него у нас не было костюма. Так и геральдическая практика, геральдические знаки существовали у нас задолго до Петра, но европейский вид обрели в его эпоху.

– Кто из российских императоров больше всего занимался геральдикой?

– Каждый по-своему. Петр основал российскую геральдическую службы, учредил Герольдмейстерскую контору и ввел должность герольдмейстера. При Екатерине II много внимания уделялось земельной геральдике. С Павлом I связана регламентация и наведение порядка в дворянских гербах, попытка создания Большого государственного герба. При Александре II прошла реформа государственной и земельной геральдики, созданы гербы членов императорской фамилии.

– А в Советском Союзе геральдика отсутствовала?

– Конечно, присутствовала, но была принципиально отличной от предшествовавшей. Форма одежды, знаки различия, знамена в армии и флоте стали иными, однако это была геральдическая система, правда, весьма специфичная. Но ведь если в Советской России говорили не так, как при императорском дворе, это не означало, что русский язык не существовал. Утверждать, будто с 1917 по 91 год геральдики в стране не было, все равно, что сказать об исчезновении на это время русского языка.

– Что входит в обязанности государственного герольдмейстера?

– Руководство работой Геральдического совета. Можно ли, к примеру, строго определить, что входит в обязанности директора Государственного Эрмитажа? Правильный ответ будет – общее руководство музеем. За мной осуществление общего руководства проведением государственной политики в области геральдики.

– Вы подчиняетесь непосредственно Президенту России?

– Да, поскольку Геральдический совет при Президенте. А также руководителю Администрации Президента, в нее входят штатные сотрудники совета. Из-за того, что большинство тех, кто создавал геральдическую службу России, работали в Петербурге, наш Совет расположен на «брегах Невы». А заседания проходят поочередно здесь и в Москве.

– Можно ли сравнить геральдическую службу России и других стран?

– У всех разная история и разные задачи, у них традиция не прерывалась, в отличие от нас. Можно сравнить с геральдической службой США – там это Институт геральдики Министерства обороны, занимается государственной и ведомственной геральдикой. А территориальная – в ведении штатов.

Как рождаются гербы для городов и субъектов Федерации?

– Обсуждение и утверждение региональной геральдики в ведении субъектов Федерации.Первичный проект обычно разрабатывается на местах, кроме тех случаев, когда сразу к нам обращаются с заказом. Герб проходит экспертизу в Геральдическом совете, отправляется, если требуется, на доработку. Затем включается в Государственный геральдический регистр.

– А геральдика для ведомств?

– В силовых структурах есть геральдические службы, они тесно с нами сотрудничают. В принципе, все, кто разрабатывает ведомственную геральдику, стремятся проконсультироваться с Геральдическим советом

– Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи в 21 частях включает 3184 герба. Значит, вопрос закрыт, других дворянских гербов России быть не может?

– Нет. Существовало немало родов, принадлежность которых к дворянству не оспаривалась. Но они, по разным причинам, пользовались неутвержденными гербами. Их много изучал известный специалист по геральдике В.К.Лукомский.

– Елизавета Петровна пожаловала дворянство сразу 347 гренадерам Преображенского полка, помогавшим ей взойти на престол. Были ли в нашей истории еще столь массовые пожалования?

– Единственный случай.

– Кто имеет право использовать гербы, существовавшие в императорской России?

Специального законодательства на этот счет не существует. Так что представители семей, имевших гербы, могут ими пользоваться. Только сфера их применения иная, чем прежде.

– Где-то читал, будто самым последним утвержденным дворянским гербом был герб Михаила Эйзенштейна, отца знаменитого кинорежиссера. И произошло это 29 ноября 1917 года.

– Занимавшееся утверждениями Гербовое отделение продолжало по инерции работать и после революции, пока не разогнали.

– Когда Россия 1917 года стала республикой, титулы были отменены. Почему сейчас есть люди, именующие себя графами и князьями, вдобавок какие-то общества вновь присваивают титулы. Разве это законно?

– По исторической традиции титулы может жаловать только монарх. Впрочем, живет нынче представитель княжеского рода Голицыных, именует себя князем, это его право. Общественные организации учреждают и жалуют свои ордена и титулы. Это не нарушение, т.к. государство наше не сословное и на такие решения вето не накладывает. Принимать либо не принимать подобные титулы – дело вкуса, дурного или хорошего.

– Императорский титул включал перечисление разных земель, государем которых он был. Вытекают ли отсюда какие-то правовые последствия для современной России?

– Никаких, это история и не более того.

– В императорской России были люди, по заслугам награжденные орденами и медалями, революция эти награды отменила. Такая же ситуация произошла с советскими наградами. Ведь это несправедливо?

– Сравнение не вполне корректное. Революция действительно отменила царские награды, можно было пострадать не то что за их ношение, даже за хранение. Советские ордена и медали учреждались в СССР, награждал Президиум Верховного совета. Не стало ни этого государства, ни его высшего органа. Есть Россия, которая ввела свои награды, но никто не запрещает носить советские. Их не отменили, ими перестали награждать.

– Кто придумывал награды современной России?

– Специальная комиссия по государственным наградам из специалистов в области наградного дела, художников была создана уже в 1991 году, но активно действовать начала в 92-м. Работа шла очень интересно.

– Вам не кажется, что снова, как в брежневские времена, происходит девальвация наград. Стране всего-то два десятилетия, а у некоторых людей уже по 3-4 ордена?

– Нет ни одной страны, чтобы в практике награждения не происходили какие-то казусы. В 18 веке женским орденом Екатерины наградили сына Меньшикова. Только в 19 веке установился порядок награждения орденами по восходящим степеням. Насколько могу судить по орденским планкам наших генералов и адмиралов, то у них скромные награды.

– Расскажите о Музее геральдики, созданном Эрмитажем.

– Музей находится в Константиновском дворце в Стрельне, это единственная в стране экспозиция по геральдике. Начинается с античности, есть арабская, японская, показано развитие европейской геральдике и подробно – государственная, земельная и личная геральдика России.

– При императоре Николае I и генеральном секретаре Иосифе Сталине почти поголовно люди были одеты в разнообразные мундиры. Сейчас тоже есть склонность к этому?

– Тут дело не в прихоти императора или генсека, а в потребностях государства. В первой половине 90-х годов ходили идеи как о демилитаризации всех служб, вплоть до того, чтобы пограничники ходили в гражданской одежде, так и о введении формы для всех российских чиновников. Для многих ведомств форма облегчает исполнение функциональных обязанностей.

– Правда ли, что ваше увлечение геральдикой началось с оловянных солдатиков?

– В общем да. Начинал с игры, потом сам мастерил – отливал, раскрашивал. Для этого рылся в книгах, искал изображения мундиров, знамен, оружия, собирал военные фотографии. Дед был коллекционером экслибрисов, имел много книг по геральдике, по дворянским гербам, их я читал. Потом был исторический факультет университета, работа в коллекции знамен и военной графики Эрмитажа.

– Вы хорошо знаете историю своего рода?

– Неплохо. У нас сохранились родословная и гербовые печати. На нашем гербе всадник с саблей противостоит льву, а на небе изображение звезды. По семейному преданию эта символика связана с участием кого-то из предков в крестовых походах. Германская часть истории рода прослеживается до конца 13-го века, в России Вилинбаховы (Виленбаховы) с 16 века, почти все служили в армии. Я двенадцатый в своем роду, сын тринадцатый, внук, стало быть, четырнадцатый.

Москва - столица огромного государства, город с многовековой историей имеющий федеральное значение. Это политический, деловой и культурный центр России. Здесь находятся органы государственной власти Российской Федерации. Москва имеет свои официальные государственные символы - флаг, герб и гимн.

Флаг Москвы

Флаг столицы России представляет собой прямоугольное полотнище темно-красного цвета, с соотношением ширины и длины 2:3. В центре развернутого флага изображен основной элемент - Святой Георгий Победоносец верхом на коне, с копьем в руке, которым он поражает Змия. Изображение Георгия Победоносца двустороннее и выполнено в цвете. Серебряные доспехи, голубая мантия, серебряный конь, золотое копье и Черный Змий. Согласно Закону, ширина габаритного изображения составляет 2/5 всей длины полотнища.

29.09.1994 года распоряжением мэра города был утвержден первый флаг столицы РФ.

01.02.1995 года вступил в действие Закон № 4-12 «О гербе и флаге города Москвы», в котором было изменено первоначальное описание флага столицы.

11.06.2003 года был принят новый закон №38 «О флаге города Москвы», а 30.07.2003 предыдущий закон утратил силу, а новый вступил в действие. В данном законе были внесены незначительные изменения в описание одного из главных государственных символов столицы.

Флаг столицы должен в обязательном порядке вывешиваться во время праздников на зданиях организаций, а также на жилых домах. Флаг всегда поднят на зданиях правительства, городской думы, городского и арбитражного судов, районных управ, префектур административных округов, а также представительств города Москвы в субъектах Российской Федерации, а также за рубежом.

Согласно закону флаг Москвы можно размещать одновременно с флагами, ранг которых ниже, но при условии, что флаг столицы будет расположен слева от других флагов, если стоять лицом к ним. Флаг города не может быть меньше размером, чем флаги, низшие по рангу, а также не может располагаться ниже них.

Герб Москвы

В 1993 году постановлением Московской городской думы и распоряжением мэра столицы, был утвержден один из официальных государственных символов - герб Москвы, в основу которого был взят образец первого официального герба города, утвержденного в 1781 г. В 1993 и 2003 году нынешний герб повторно был утвержден законами города Москвы.

Герб города Москвы - это геральдический щит темно-красного цвета, четырехугольной формы, заостренный в оконечности. Нижние углы щита закруглены. На нем изображен Георгий Победоносец в голубом плаще и серебряных доспехах, он восседает верхом на серебряном коне, поражающим черного Змия золотым копьем.

Еще во времена Дмитрия Донского Святой Георгий становится покровителем и патроном города Москвы. В ХIV-XV ст. образ всадника-змееборца на Руси приобретает особое значение, он символизирует образ народного защитника и борца с иноземными завоевателями.

Историческая справка

Первый официальный герб Москвы был «высочайше утвержден» указом 20.12.1781 года вместе с другими гербами городов, относящимся к Московской губернии. К тому же, отмечалось, что герб «старый», а это указывает на то, что эмблема была известна и раньше. Всадник, который поражает своим копьем змия, использовался и ранее, только на печатях и монетах, так как тогда еще не существовало такого понятия, как герб.

В таком виде символ просуществовал до середины 19 столетия. Однако указом Николая I во время проведения ним реформ в геральдике, герб был существенно изменен.

В 1957 году открывается специальное Гербовое отделение, которое занимается изготовлением гербов. Его управляющим становится барон Б.В. Кене, который и вносит предложение изменить художественную форму не только герба Москвы, но и многих других гербов России. Он вносит изменения в личные гербы императора и членов его семьи, а также государственной печати, которые император утвердил 11.04.1857 года.

16.03.1883 года был утвержден герб Москвы, который разительно отличался от своего предшественника.

В измененном виде он представлял собой червленый щит, на котором изображен Святой мученик Георгий Победоносец, в голубой приволоке, верхом на серебряном коне, покрытым багряной тканью с бахромою цвета золота. В руках его копье с осьмиконечным крестом сверху, которым он поражает золотого (не черного) дракона с зелеными крыльями. Причем всадник смотрит в противоположную сторону, от того, который был изображен на предыдущем гербе. Сверху щит украшает императорская корона, а за ним 2 золотые скипетра, которые скрещены по диагонали сверху вниз и соединены голубою Андреевскою лентой. В таком виде он просуществовал до 1917 года.

Революции вносит свои коррективы и Москва, первый город, который получает герб, составленный в соответствии с новой пролетарской символикой. Новый герб был утвержден 22.09.1924 года Президиумом Московского Совета, но продержался он не очень долго.

Герб того времени состоял из ниже описанных элементов.

В центре щита овальной формы вписан победный символ Красной Армии - пятиконечная звезда.

На фоне звезды изображен обелиск - первый революционный монумент, установленный впереди здания Моссовета в память Октябрьской революции. Он символизирует твердость власти Советов.

На гербе также изображены символы - Серп и Молот, которые являются символами власти рабочих и крестьян.

Зубчатое колесо и ржаные колосья, символизируют единение города и деревни, где колосья символ сельского хозяйства, а колесо символизирует промышленность. На колесе имеется надпись "РСФСР".

С обеих сторон внизу, вписаны эмблемы, которые характеризуют более развитую промышленность, на то время в Московской губернии. Справа челнок - эмблема текстильного производства, слева наковальня - символ металлообрабатывающего производства.

Внизу на ленте имеется надпись "МОСКОВСКИЙ СОВЕТ РАБ. (Рабочих) КР. (Крестьянских) И КР. (Красноармейских) ДЕП. (Депутатов)". Еще ниже изображен электромотор "динама", который является эмблемой электрификации.

Таким образом, герб 1924 года символизирует деятельность Моссовета.

В 1993 году Москве был возвращён исторический герб.

Любой символ обязательно что-то значит. Наша держава, Российская Федерация, тоже имеет свои символы – герб и флаг. Известно ли нам их значение? Исследования, проведённые по этой теме, показали полное сокрытие всей информации…

Закон и мораль требуют почтительного отношения к символам государства, по крайней мере, уважения. В противном случае, дело пахнет судом. Разумеется, общество должно знать символы своей державы, и, конечно, понимать их значение. Если у нас нет объяснения собственной символики, то мы становимся похожими на неграмотную толпу, которая свято чтит незнамо чего . Осознав эту простую истину, я срочно решил заполнить пробел в образовании. У меня и мысли не было, что наша символика может и вовсе не иметь толкования.

Ещё недавно был Советский Союз со своим рабоче-крестьянским молоткастым и серпастым гербом, и флагом цвета крови, пролитой за свободу угнетённых. Каждый советский человек хотя бы приблизительно знал их толкование. В народе даже ходила такая шутка: «Справа молот, слева серп. Это наш Советский герб. Хочешь жни, а хочешь куй. Всё равно получишь…» ну и т.д. Вроде побасенка, но она показывает, насколько широко в народе было распространено знание символики своей страны. А особо любопытные могли догадаться и о значении земного шара, изображённого на советском гербе. Это нам напоминание о претензиях интернационала на мировую революцию .

Тогда мы знали, что почитаем, ну, а что сегодня?

Одним из самых авторитетных и насыщенных информацией источников по данной теме оказался сайт Геральдического совета при Президенте РФ. Там своим мнением поделился Михаил Медведев, Соучредитель и Председатель Гильдии геральдических художников, член Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, государственный советник Российской Федерации III класса, член-корреспондент Международной академии геральдики (AIH). В общем, не последний человек. Его статья «Российский герб (личное мнение профессионала)» производит впечатление. В начале автор даёт нам понять, что в геральдике ничего не изображают просто так :

«Для того, чтобы вчитаться в герб, недостаточно здравого смысла. Надо ориентироваться в нормах геральдики, существующей уже восемь с половиной веков… Герб – это не только упорядоченность цветов и форм, это не только мир взаимосвязанных образов, это и совершенно особенный строй понятий о предназначении эмблем… Использование земельного герба выражает и идею права, и идею служения. Эти основы государственной геральдики не стареют; поэтому не стареет и она сама…».

Вот, оказывается, как всё непросто и глубокомысленно. Сейчас-то нам и откроется смысл нашей государственной символики. Но вот что мы читаем дальше о гербе РФ:

«Вопрос о том, хорош ли двуглавый орёл для новой России, уже решался в 1917 году комиссией Временного правительства под председательством Горького; участвовали самые разные люди, от серьёзных гербоведов (Тройницкого, Лукомского, Нарбута) до Рериха. Тогда пришли к выводу: ни монархического, ни династического подтекста символика орла не содержит ; раз он не виноват, незачем его и упразднять: на то и есть презумпция невиновности… В 1990 году снова собралось совещание при правительстве – представительный круглый стол, Ноев ковчег мнений. Честно искали альтернативу орлу – не нашли. Честно выясняли, почему неприемлем орёл; и снова оказалось, что приемлем…»

То есть двуглавый орёл стал символом Российской Федерации не в ознаменовании чего-то, не для выражения каких-то идей и устремлений, а потому что другого на ум не пришло – просто так, для геральдической «галочки». Раз оно и раньше тут было, раз никому не мешает, то пусть и дальше стоит. Михаил Медведев признался и в том, что при серьёзном изучении вопроса, значение этого символа и в прошлом выглядит весьма спорным :

«Что же касается двух голов орла, то о них спорят мало; все или почти все знают, что вторая голова появилась у римского орла при разделении Римской империи в 395 году на Восточную и Западную… Между тем, это далеко не так. Римский двуглавый орёл появился лишь через несколько веков после разделения. В XII веке германские монархи Священной Римской империи приняли герб с чёрным одноглавым орлом в золотом поле (подражая орлу Юпитера – знаку древнеримских легионов и высших чинов). Почти сразу появилась идея подчеркнуть всеохватные полномочия императора (формально стоявшего во главе крещёного мира), придав орлу исключительную особенность телосложения – второй клюв на затылке или вторую голову. Окончательно и официально императорский гербовый орёл стал двуглавым лишь при Сигизмунде I Люксембургском около 1400 года…»

Получается, что самое распространённое толкование двухголовости орла – чистой воды липа . Тут же сам автор проговаривается, что двухголовая птица это гораздо более древний символ, и германские монархи здесь ничего нового не открыли:

«Воспоминания о древнеримском орле сохранились и в Византии, а в XIII веке в константинопольском придворном обиходе стало появляться изображение орла с двумя головами (вероятно, заимствованное не от западных соседей, а из Передней Азии, где двуглавая птица издревле служила священным символом)… Так или иначе, гербом Византийской империи орёл отнюдь не был…»

Теперь уже становится понятным, что не только народ не в курсе значения двуглавого орла, но и главный геральдист страны. Спрашивать надо у древних персов или ассирийцев, которые, кстати, нам родня. Ну, а как же это чудо появилось в России:

«Разные правители использовали орла на свой лад, по временам подчиняя его геральдическим нормам. В XV веке этот процесс затронул и Россию: двуглавый царь птиц появился на московских и тверских монетах, а в конце столетия – на печати Иоанна III, Государя «Всея Руси». Обычно это связывают с тем, что жена Иоанна III была наследницей византийского престола, и с концепцией Москвы – «третьего Рима».

Эта версия звучит по любому удобному случаю, но на самом деле всё не так очевидно:

«В действительности вторая жена Иоанна III Зоя (Софья) Палеолог наследницей не была, права на престол принадлежали её старшему брату, дважды посещавшему Россию… Сама Зоя-Софья, отрочество которой прошло в Италии, среди оживлённой геральдической практики, вполне могла считать орла своим девичьим гербом, но это не подразумевало передачу герба супругу… Иоанн действительно претендовал на титул царя, но не в знак династического преемства по отношению к императорам Византии, а в знак собственного полного суверенитета (ибо в те времена предполагалось, что любой правитель хотя бы формально зависит от императора). Что же до концепции «третьего Рима» – она была сформулирована уже после смерти Иоанна III и опять-таки апеллировала не к его браку с Зоей, а к значению московского государства в православном мире…»

И опять оказывается, что нас всех ввели в заблуждение . Причина существования двухголового орла в символике Московского княжества 15 века неизвестна. Гипотеза о правах наследования символики из Византии, надумана. Это вовсе не значит, что использование двухголовой птицы на Руси было случайным. Просто нам, как, по-видимому, и ведущим геральдистам, неизвестны истинные причины.

Всадник на груди орла действительно не Георгий Победоносец . Вот что об этом говорится в статье:

«Множество пересудов вызвал всадник на груди орла. Прежде всего, необходимо учесть, что это – не Святой Георгий. … Нимба вокруг головы ездец не имел. Со Святым Георгием его путали иностранцы…»

Тогда кто он? Согласно высокоучёной традиции, считающей князей и царей прошлого исключительно моральными уродами, сегодня полагают, что таким образом Иван III увековечил себя любимого (аллегорически). То есть опять тупик , про всадника официально ничего не известно. Хотя по многочисленным свидетельствам можно судить, что это один из древнейших символов Руси. Про три короны над головами орла Михаил Медведев пишет следующее:

«Короны в гербах символизируют не монархию (хотя многие по невежеству убеждены в этом), а суверенитет и высокое достоинство. Лишив орла традиционных корон, мы заявили бы о зависимости и унижении России…»

О значении корон на гербах, «по невежеству» не знают также геральдисты США и Румынии, поскольку на их гербах нет корон, и они всё-таки считают себя независимыми. А вот в Германии, в республиканские времена корона (именно как символ монархии) навсегда исчезла из герба. Это говорит, как минимум, о больших разночтениях в геральдических традициях. Странно, что наши специалисты не подравнялись на западных коллег. Уж что-что, а традиции рыцарства в Германии есть.

Красное (червлёное) поле герба в геральдике обозначает кровь, пролитую за сюзерена (правителя) или за идею. Кровушки нашей пролито немало, но за какую идею, или какого правителя? О чём вопиёт залитое кровью поле Российского герба? По мнению Медведева цвета выбраны случайно : «Причина была проста: в придворном византийском быту орёл обычно появлялся вышитым золотыми нитями на алой ткани, то есть попросту роскошным материалом и на роскошном материале…»

Это просто отговорка , чтобы не искать истинный смысл.

С флагом всё намного проще. Там даже удовлетворительной гипотезы нет. Во всех официальных документах значится, что официальной трактовки цветов Российского флага нет . Это моё личное мнение, но если цвета флага безсмысленны (нет трактовки), то они подобны цифровому коду. Например, код России мог быть 6-5-2, а код Франции 2-5-6. И, тем не менее, согласно статье 329 Уголовного кодекса России, надругательство над Государственным флагом Российской Федерации карается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Тут бы надо определиться – или дойти до полного маразма, и начать сажать за надругательство над цифрами, или всё-таки углубить значимость (в буквальном смысле) государственной символики для общества. Желательно перестать утаивать её значение , если таковое есть. Если сегодня значение забыто, то вспомнить, каким оно было. А на худой конец, придумать заново, сообразно сегодняшним реалиям.

Однако самым правильным, на мой взгляд, было бы восстановить преемственность с богатейшим миром образов и символов Руси. Тем более, что и ездец, и, похоже, двуглавый орёл, родом именно оттуда. Почему до сих пор этого не произошло? Потому что те, кому поручено этим заниматься, не любят свою страну, свой народ и его прошлое. Вот, что по этому поводу пишет член Геральдического совета при Президенте Российской Федерации Медведев :

«Можно было бы противопоставить геральдике собственную эмблематическую систему – дошедшую через века, цельную и тщательно разработанную (как это сделала Япония). В России такой системы нет. А на фоне безупречно-рыцарских щитов в гербах Сингапура, Нигерии и Барбадоса очередная неграмотная виньетка смотрелась бы как признание в собственном варварстве…»



Поделиться