Философия: определение, возникновение, развитие. Статус, роль и функции философии в современной культуре. Статус и роль философии в современной культуре. Функции философии

Мировоззрение, его общественно-историческая природа. Структура мировоззрения.

Философия играет большую роль в решении мировоззренческих проблем. Мировоззрение (М) зародилось несколько десятков тысячелетий назад. М- совокупность взглядов, представлений и понятий о мире окружающем человека, а также о самом чел. М включакт вся несколько уровней: мироощущение(эмоционально психологическая сторона М.), миропонимание(познавательно интеллектуальная сторона М.), мироосвоение(связь М. с практикой). Существует много типов мироощущений: эмоц. настроение складывается из обстоятельств жизни (писимист /оптимист) и т.п. В состав миропонимания входят знания. Они могут быть жизненно-повседневными, профессиональными, научными. Существует жизненно-повседневная философия. Она включает в себя умонастроение широких слоёв общ-ва. Житейское миропонимание носит стихийный характер, не отличается глубиной проникновения. Здесь не удерживается логика. Мироосвоение включает убеждение, нравственно-политические принципы. Убеждения- взгляды активно принимаемые людьми соответственно всему складу их сознания. Сомнения- положения принимаемые с меньшей уверенностью. Скептицизм- неверие во что-либо. Мировоззрение и философия имеют единый объект отражения(мир в целом), однако каждая из них имеет свой специфический статус. Философия рассматривает на теоретическом уровне, а мировоззрение на практическом.

Исторический тип мировоззрения.

Статус и роль философии в современной культуре. Функции философии

Философия является одним из наиболее древних областей человеческих знаний духовной культуры. Возникла более 2,5 тыс. лет назад. Первые философские учения появились в Египте, Индии, Китае, Греции. Философия с греч. «любовь к мудрости». Впервые это слово употребил Пифагор. Философия возникла благодаря отделению умственного труда от физического, создание материальных предпосылок для умственной деятельности. Сначала философией наз. Всё совокупное знание древних людей. Внимание многих философов на протяжении многих веков была природа. Философия начала интересоваться общественной жизнью людей, политич, правового гос-ва. В центре внимания-человек. Т.о. предметом философии рассуждений стали природа и общественный мир. Аристотель- первая попытка выделить философию как теоретическое знание Ф-ции философии: выявляет наиболее общие идеи и представления на которых основывается та или иная к-ра.Эти идеи наз. Критериями.Философия систематизирует все результаты чел. Опыта.

Материализм и идеализм.

Философия- теоретическое формулирование мировоззрения,система общих теоретических взглядов на мир.Философия- вопрос по соотношению материального и духовного. Этот вопрос имеет 2 аспекта онтологический и гносиологический. Онтологический т.е. что первично в мире материя или сознание в зависимости от того что признается первичным в философии выделяют два течения материализм и идеализм. Выделяют несколько форм материи стихийнонаивный(давая представление о мире не подкреплялись конкретными науками), механистический(объяснял природу и общество зауконами лишь механической формы движения материи), диалектический(способствовало развитию многих наук, прежде всего таких как геология, физика,химия, биология). Идеализм подразделяется на объективный(считают, первичное какое-то абстрактное духовное начало, Платон, Гегель) и субъективный(первоначало всего- сознание отдельного индивида, Беркли, Юле). Различия между идеализмом и религией:1 абстрактные, 2 олицетворение-по форме духа, 1 основывается на логике, 2 на вере, 1 рациональное воздействие,2 эмоциональьное.Дуализм- идеалистические и материалистические решения верны. Основной вопрос, что первично в процессе познания материя и сознание. Рационализм- истинное знание может быть выведено только из разума(Декарт). Эмпиризм-первичным явл.

Материя.(Бекон).Иррацмонализм-отрицание познания мира.(Шопенгауэр)Философия вуключает 3 раздела онтология(о бытии), праксиология(о деятельности), гносиология(о познании), аксиология(о ценности), антропология(о человеке).

Философия древней Индии.

Характерная черта древне – индийского государства в распадении его на 4 касты (варны): брахманы (белый), кшатрии (красный), вайшьи (жёлтый цвет) и шудры (чёрный). Каждая Варна имела свой цвет. Варна – замкнутая группа людей, занимавшая определённое место в обществе. Для каждой Варны была определённая профессия. Брахманы – умственный труд (жрецы), кшатрии – военное дело, вайшьи – земледелие и торговля, а шудры занимались самым тяжёлым трудом. Первые три Варны – арийский – привилегированные. Мужчины первых 3 варн проходили спец обряд посвящения, приобщаясь к знаниям, поэтому их называли дважды рождёнными. Женщины и шудры не могли прикасаться даже к ведам, они ничем не отличались от животных перед законом. Мифология происхождения мира связывалась со сверхъестественным человеком. Из его рта брахманы, кшатрии из рук, вайшьи из бёдер, шудры из ступней. Основной древнеиндийский источник – веды, в них гимны богам, в них мировоззрение др индийцев, здесь были элементы религии и магии. Читать и толковать их могут только брахманы. Более 3000 богов. Прародитель – Ману Вайбасвата. Различие между человеком, животными и растениями не принципиальное. Т.к у них всех есть душа, тело смертно, а душа вечна. После смерти душа переселяется. Не обязательно в др человека, может и в растение и в камень и в любое животное.(Сансара – странствие души, не имевшее конца). Если человек жил по законам своей Варны, приносил жертвы богам, то его душевные скитания могут, в конце концов прекратиться, наступает мокша, или освобождение. Если же он был нерадив в исполнении законов. Его душа переселялась в более низкую касту либо в любое другое сущее на Земле. К 7 - 6 в до н.э формируются основные философские школы. Всего 9, 6 из них ортодоксальные, 3 нет. Это Джайнизм, Буддизм, Чарвака.

Основатель Джайнизма Махавира. Сюда входят и мужчины и женщины. Жили обнажёнными в лесах. Своим ученикам Махавира оставил 14 книг. В 30 лет ушёл в лес без одежды и практически без еды. Прожил в лесу 12 лет. Он учитель Будды. Джайнизм учит: мир материален, никем не создан и существует вечно в непрерывном процессе изменения. Считают, что во всём живом есть душа, дают обет невреждения. Им нельзя охотиться, рыбачить. 2 направления: крайние джайнисты и умеренные. Крайние должны пройти 3 ступени аскетизма: 1. предполагает, что человек должен оставить свою семью, остричь волосы и жить возле храма на подаянии. 2. аскет носит только набедренную повязку и ест рис с ладони 1 раз в день. 3. аскет полностью обнажён и ест рис через день, завершающая стадия – полный отказ от пищи и добровольная смерть. Это высший нравственный подвиг. Умеренные джайнисты носят только белую одежду, завязывают рот белой повязкой. Им запрещается ходить по темноте. Сейчас около 5% в Индии. 2 школа – буддизм. Учение возникло на рубеже 6 – 5 вв до н.э. Основатель Сидхарта Гаудама (563 – 483 г до н.э). После отшельничества получил имя Будда - «просветленный». Возник как антибрахманское этическое течение, Будда избегал вопросов о мироздании, о душе и её взаимодействии с телом. Считал, что это всё равно, что рассуждать, из чего сделана отравленная стрела, вместо того, чтобы вынуть её из тела. Буддисты считали, что любая жизнь – страдание. Человек обречён на болезни, страдания, старость, смерть. Высшая цель буддистов – достижение нирваны и полное прекращение перерождений. 4 истины к этому пути: 1. всякое существование – страдание. 2. причина страданий в самом человеке – жажда жизни, наслаждений… 3. чел должен освободиться от от желаний, подавить их. 4. восьмеричный путь. ведущий к освоб от страданий – правдедность. В средние века – одна из мировых религий. 3 школа – Чарваки. Основатель этой школы Брихаспати. Материалистическое течение. Чарваки были атеистами, отрицали существование души после смерти. Существует только реальный мир и реальная жизнь. Назначение человека в том, чтобы хорошо жить на Земле. Смысл жизни в счастье, в наслаждении, отрицали сверхъестественное знание, всё знание выводили из чувств – сенсуализм. Высоко ценили чувства. Поскольку благодаря ним чел получает разл наслаждения. Выделяют около 500 наслаждений. Напр музыка, философия. Поэзия.

Филосфия Др. Китая

Древнее китайское гос-во представляет собой восточно иерархичную диспатию. Во главе гос-ва стоял наследственный монарх.Он же был и жрец и единственный землевладелец. Закона в Китае не было т никто не был защищен от произвола вышестоящего.Все отношения между китайцами были подчинены сложному ритуалу имеющему мировоззренческое значение. Для психологии китайцев было характерно чувство покорности. Даже в семье младшие дети беспрекословно подчинялись старшим. В Китае был развит культ предков(манизм).Вся жизнь живых проходила как отчет перед духами предков которым приносили жертвы. В жертву приносили военнопленных, первенцев.Др. Китайская философия была связана с древними книгами. У них было их пять: книга песен, обрядов, перемен, истории, летопись Чуньцю(весна-осень).Это Пятикнижие составляет основу мировоззрения.Уже в начале периода своей истории китайцы умели считать до 30 тыс. Однако науки были развиты слабо, в частности матем. Была лишена доказательств. И она так и достигла уровня дедуктивной науки.Это сказалось на уровне китайской философии. В Китае зарождаются главные школы:конфуцианство,даосизм,закона. В большинстве школ преобладало практическая философия связанная с проблемами житейской мудрости.В центре внимания человек и общество.С философией была тесно связана политика.Философы занимали высшие посты в гос-ве. Родоначальник философии Конфуций. Он происходил из знатного но бедного рода. Свою школу он основал в 50 лет, у него было много учеников,они записывали мыслиучители, так появилось сочинение ЛуньЮнь(беседы и высказывания)Это был сборник нравственных поучений.Эту книгу всякий образованный китаец учил в детстве наизусть.В центре внимания Конфуция проблемы взаимоотношения людей.Мэн Цзи разработал учение о прирождении доброте человеку.Всем людям от природы свойственны такие чувства как сострадание,стыд,правда. Цюнь цзы утверждал что человек от природы зол, что он рождается с желанием наживы.Он написал трактат о злой природе человека. Вторая школа-тосизм.Основатель-Лао-Цзи. Это направление всесторонне. Основное понятие школы ДАО-первооснова выглядит так первично небытие пораждает бытие.ДАО лучший правитель тот о котором народ знает лишь то что он существует. Школа закона Фа-цзя.Гос-во считало представителей этой школы бездушным механизмом.Сила правителя в наказании поэтому должно быть упразднено искусство и т.п.Земледелие и война вот что должно быть.Шань Янь сделал рограмму пресечения беспорядков: много наказаний, карать за всё,разобщать людей слежкой,доносом.Программа была реализована в империи Цинь.Он многое сделал для объединения Китая.Во время его правительства была проведена культурная революция.Большинство книг было сожжено.Потом был Мауцзедун он провел вторую культурную революцию под лозунгом книги в огонь учёных в яму.

Поскольку философия - это особенный тип мировоззрения, то ей присущи все мировоззренческие функции: познавательная, ориентирующая, воспитательная (идеологическая) и даже коммуникационная (правда, в особенном ракурсе, о чем, к примеру, писал немецкий экзистенциалист Карл Ясперс).

О возможности философии, быть утехой человеческого духа писали и в средние века - Боэций (V в. н. е., трактат "Утешение философией"), и в Новое время - Маркс (1842 год: "занятия философией успокаивают"), и в ХХ в. Но философии как особому типу мировоззрения в культуре общества присущи только ей единственной функции, которых не имеют ни миф, ни религия, ни научный кругозор. (А по отношению к науке философия традиционно играет роль методологии познания, метатеории).

Во-первых, философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом. Эти общие идеи, являющиеся граничными основами культуры, называют универсалиями культуры. Они выражены на философском языке в категориях - интеллектуальных или ценностно-оценочных (морально-эмоциональных); в первом случае, например, категории детерминизма - причины и последствия, случайность и необходимость; в другом случае, к примеру, категории добра и зла, добродетели и порока. Следовательно, функция экспликации универсалий культуры выполняется именно философией.

Во-вторых, философия переводит в логичную, понятную форму суммарные результаты человеческого опыта. Она является их теоретическим выражением на конечном уровне абстракции (что связанно с уровнем духовного освоения мира), то есть выполняет функцию рационализации и систематизации социокультурного опыта, который она обобщает.

Третья функция философии также связанная с особенностью философского освоения мира - с ее рефлективной природой: философия освобождает мышление от его внутренних ловушек, от скрытых в нем преград к адекватному восприятию мира, то есть выполняет в культуре критическую функцию, поддавая все сомнению, требуя аргументации и отсека положения, которые не выдержали проверки критической рефлексией.

Будучи своеобразным мировоззренческим ситом, философия таким образом выступает аккумулятором мировоззренческого опыта и формой его трансляции - это четвертая функция философии в культуре.

Поэтому современному человеку не обязательно каждый раз снова изобретать велосипед в осмыслении мировоззренческих вопросов (хотя, действительно, формирование мировоззренческой картины мира - особенный индивидуальный творческий процесс), - можно обратиться к истории духовной культуры, прежде всего - к истории философии, чтобы узнать, какие способы решения проблем бытия, сознания, человеческого Я и т.п. предлагались в разные эпохи разными мыслителями, на этом основании некоторые варианты были признаны ошибочными, в итоге, представление об Истине, Добре, Красоте является современными. Чтобы общественная жизнь была сбалансирована, целостна (большое искушение сказать "гармонична"!), необходимо, чтобы, культура находила способы согласования всех форм опыта - практического, познавательного, ценностного. Таким способом, который позволяет осмыслить и, следовательно, сопоставить одно с другим, согласовать в какое-то качественное обозначение, которое называют социальным организмом, все формы человеческого опыта, является философия - самосознание культурной эпохи, теоретический уровень мировоззрения, мышления, направленного на самого себя. То есть философии свойственна интегративная функция, и, возможно, сама она является наиболее значимой среди функций в культуре.

Обозначенные функции философии позволяют подойти к философскому осмыслению мира, бытия, человека как к важной и необходимой составной духовной жизни общества и человека; но обычное сознание нелегко признает эту важность и необходимость"... Наше общество связывает со словом философия и философ часто сильно невыгодное представление...

Пусть будут специалисты-философы, но для чего ставить философию среди предметов, которые имеют всеобщее значение? Дело в том, что философия, и только она одна, вносит смысл и человеческое значение всюду, куда она входит. Мы осмысливаем нашу деятельность настолько, насколько вносим в нее элемент философии. Насколько человек должен осознавать каждое свое слово, свое мнение, чувства действия, настолько он обязан философствовать. Не уважение философии есть перекручивание в себе человеческой сущности.

Потребность в осознанной философии равнозначна потребности человека в развитии... Требование от человека осознания и развития является моральной аксиомой, которую доказать нельзя, если ее кто-то отрицает. А есть люди, которые отрицают это начало, есть люди, которые готовы сказать: сознание, развитие, размышления являются злом для человека. Против подобных оппонентов полемизировать невозможно, потому что они имеют иное обоснование, разговаривают на другом языке. Убеждать их тщетно, потому что сам процесс убеждения им не доступен. Они не нуждаются в философии, потому, что не нуждаются в мнении. Их идеал - сон без сновидений. Оставляя их в стороне, мы должны взять себе за аксиому - человек обязанный осознавать каждое свое слово, каждое мнение, каждое чувство и действие. При этом мы должны сознавать то, какое значение имеет философский элемент в людской деятельности...

Философия есть понимание всего сущего как единого и внедрением этого понимания в художественный образ и моральное действие. Она является процессом отождествления мнения, образа и действия. Философия, отличаясь от остальной деятельности человеческого духа, оживляет их всех, наделяет их человеческими качествами, осмысливает их для человека. Без нее наука - собрание фактов, искусство - вопрос техники, жизнь - механизм.

Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:

  • 1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира. Эта картина мира заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок. Философия выступает как методологическая основа мировоззрения, т.е. это система взглядов и знаний, дающая целостное понимание мира и места человека в нем. При этом она опирается на науку и сама оказывает на нее активное влияние. Естественно, что чем более научный, философичный характер носит мировоззрение, тем сильнее и увереннее чувствует себя человек, тем богаче его взаимоотношения с миром, тем легче ему ориентироваться в нем, правильно понимать и оценивать события.
  • 2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
  • 3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
  • 4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
  • 5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов. Она исследует духовные ценности и их соотношение с миром реальности. Что именно человек или общество понимает под духовными ценностями, как они формируются, изменяются, от чего зависят системы ценностей, какое влияние они оказывают на поведение человека, на отношения в обществе - эти вопросы по-разному решают разные философские теории. Их задавали люди с тех пор, как только почувствовали себя существами разумными, но именно философский анализ этих проблем сыграл огромную роль в том, что общечеловеческие ценности, а не классовые, клановые или национальные все чаще приобретают первостепенное значение не только в сознании людей, но и во политике государств.
  • 6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
  • 7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

Специалисты в области науки, изучающие всевозможные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его «устройства», общих закономерностях и т.д., однако сами они таких представлений не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальные категории, принципы, различные методы познания. Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. В этом случае общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии. Философское мировоззрение выполняет в этом случае несколько познавательных функций , родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение , интеграция , синтез всевозможных знаний , открытие наиболее общих закономерностей , связей , взаимодействий основных подсистем бытия , теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также функции прогноза , формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

Философия.

Понятие мировоззрения, его структура и функции.

Мировоззрение - это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Различают мировоззрение в широком и узком смыслах слова. Первый смысл обозначает разнообразную систему взглядов: философских, религиозных, научных, этичес­ких, эстетических и т.д. Второй - задан предметной направленнос­тью той или иной формы культуры (мифологией, религией, наукой и т.д.). Для мировоззрения характерны следующие черты: активная форма знания, определяющая жизненную позицию и программы деятельности человека; целостность, увязывающая три базовых элемента: человек - мир - отношения между ними; всеобщность - у любого человека в процессе его жизнеде­ятельности формируется тот или иной тип мировоззрения под вли­янием повседневного мира и общекультурного материала (прессы, религиозной проповеди, художественной литературы, научной ин­формации и т.п.).

ос­новные функции: 1) аксиологической (ценностной) - задает в сис­теме деятельности исходные ценности и отвечает на ряд вопросов: Во имя чего осуществляется эта деятельность? Какие цели пре­следуются? Какими мотивами руководствуются?; 2) ориентационной - определяет стратегию движения к цели и выясняет, каким путем ее можно достичь.
2. Исторические типы мировоззрения, их содержательные и функциональные особенности.
Термин "мировоззрение" появился в философии в конце XVIII в., а широкое распространение получил лишь в XIX в. Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм - мифологии и религии. Таким образом, к основным историческим типам мировоззрения можно отнести мифологию, религию, философию. - мифологическое мировоззрение (фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств);



- религиозное мировоззрение (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания): мир удвоен (имеются в виду, прежде всего, христианские посю- и потусторонний миры), Бог духовен, Он творец вне мира, Священное Писание – источник знаний, иерархия по нисходящей от Бога;

- философское мировоззрение (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум.

Генезис философии.

Как, в силу каких причин и откуда произошла философия? Ответ на этот вопрос пытаются предоставить различные концепции генезиса философии:

мифогенная (философия возникает из мифологии путем ее внутреннего развития),

гносеогенная (как простое обобщение знаний), эклектическая (философия возникает не как таковая, а как ее направления - материализм и идеализм),

мифогносеогенная (стремится учесть и роль мифологии, и роль знания, и роль связанного со знанием мышления).

Речь, разумеется, идет не о формировании самостоятельной научной дисциплины - социальной философии, а только о ее генезисе. Вообще наука изначально могла возникнуть только в нерасчлененном, синкретном виде, без деления, скажем, на физику, химию, биологию, социологию и т. д., не говоря уже о более дробной дифференциации. Причины такой цельности понятны: знаний о мире было накоплено еще сравнительно мало, да к тому же и проникновение в сущность явлений было довольно поверхностным. В этих исторических условиях наука включала в себя всю совокупность знаний о мире, в том числе и социально-философские представления. Наука и философия были до того слитны, что с таким же полным правом можно говорить о включении первоначальной философией в себя всей совокупности научных знаний, в том числе обществоведческих.

Специфика и основные типы философского мировоззрения.

Личностное начало в философии. Учитывая органическую причастность философии к различным сферам духовного творчества (к религии, искусству, науке), историческое варьирование ее теоретических тем и ценностных пристрастий, а также исключительную широту (практически бесконечность) ее предметных интересов (от внутренних переживаний человека до проблемы божественного бытия), не следует изумляться исключительному разнообразию типов философских мировоззрений, по-разному, подчас диаметрально противоположным образом, решающих и ее вечные проблемы. По отношению к научному знанию можно выделить натурфилософский и позитивистский типы мировоззрения. Может быть религиозная, а может быть и светская, атеистическая философия в зависимости от того, как решается в той или иной философской системе вопрос о божественном бытии. Возможны варианты художественного философствования , подчас со зримыми проявлениями иррационализма, как это было свойственно, скажем Ф.Ницше, и, наоборот, подчеркнуто рационалистические доктрины типа гегелевской философской системы. В русле онтологических исканий можно выделить идеалистические и материалистические философские системы в зависимости от природы начала, полагаемого в фундамент бытия.

Соотношение мифологии, религии и философии.

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Мифология – система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.

Миф – образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантастическому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека. Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

Религия – мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности – мифологическое миродействие и миропонимание.Свобода религиозных убеждений – одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога – это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия – сознание массовое, а философия – сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия – всегда работа мысли.

Философия как социокультурный феномен. Статус и роль философии в современной культуре.

Если верить Диогену Лаэрцию, первым, кто назвал себя философом, был Пи­фагор. Он не считал себя «софистом» (мудрецом), а лишь чело­веком, любящим мудрость и испытывающим влечение к ней. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги, то уделом фи­лософа провозглашалась любовь к ней. Таким образом, возник­новение философии в социокультурном пространстве древней Греции было связано с формированием убеждения, что муд­рость есть высший идеал знания и поведения. Отсюда и этимо­логия самого термина «философия», что в переводе с древнегре­ческого означает любовь к мудрости (phileo - люблю, Sophia - мудрость). Сейчас в мире идет поиск новых путей развития, новых человеческих ценностей и ми­ровоззренческих ориентиров, который осуществляется в различ­ных областях человеческой культуры - в науке, искусстве, рели­гии. Существенную роль в этом процессе призвана сыграть филосо­фия, поскольку речь идет об изменениях в сфере глубинных осно­ваний человеческого бытия, о новых идеалах и ценностях разви­тия, которые призваны обеспечить стратегию выживания челове­чества и дальнейшего его самосовершенствования. В современной философии разрабатываются принципиально но­вые интерпретации природного и социального мира, обосновывают­ся новые цели и идеалы человеческой деятельности и общения, раз­рабатываются новые перспективы самого человека.


Аргентинский философ Марио Бунге, отвергая капитализм и социализм (в том его виде, в каком он был осуществлен в бывшем Советском Союзе и других странах так называемого социалистического лагеря), предлагает в качестве третьей альтернативы то, что он называет «холотехнодемократией» или иначе – «интегральной технодемократией». Для построения справедливого общества политическая и экономическая демократии, как он отмечает, являются недостаточными, хотя они, конечно, и необходимы. Дело в том, что первая из них касается лишь политики, а вторая – лишь экономики, между тем как «общество состоит из трех соединяющихся искусствен`ных систем, встроенных в природу – именно экономики, культуры и политики…». Вот, собственно, почему «мы должны бороться за интегральную демократию, соединенную с технической экспертизой и заботящуюся об окружающей среде».

На фоне этого «холотехнодемократия» предстает перед нами как «общественный строй, который позволяет, более того, поощряет равный доступ к богатству, культуре и политической власти». Она «есть равенство посредством кооперативной собственности, самоуправления, политической демократии и технической экспертизы». Однако это не значит, что она утверждает некую уравниловку, т.е. равенство в буквальном смысле слова. Как раз наоборот, «холотехнодемократия» устанавливает так называемое «квалифицированное равенство», т.е. некую комбинацию «элитарности и меритократии». Подобное равенство есть результат «соединения трех принципов:

а) социалистической максимы «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям»;

б) локковского принципа законного владения плодами своего труда;

в) принципа Роулса, согласно которому единственно справедливо то неравенство в распределении товаров и услуг, которое скорее всего удовлетворяет каждого, а именно: вознаграждение заслуг и исправление оплошности».

Поэтому неудивительно, что «холотехнодемократия подразумевает соединение кооперациии и конкуренции…». «Интегральная технодемократия» характеризуется также потребностью в как можно более малом и слабом государстве, так как «хорошо устроенное общество не нуждается в большом правительстве». Вместе с тем она «предполагает создания федерации и государств» вплоть до «мирового правительства», поскольку «эффективное управление системами большего масштаба требует центральной координации их составляющих единиц».

И, наконец, при ней свобода и контракт, которые были весьма ограничены в классовом обществе, должны получить полное развитие и «расцвести». Так, М.Бунгле обозначает главные моменты своей футурологической концепции, возможную утопичность которой он, в отличие от А.Тоффлера, признает, а не отрицает.

Различные модификации «теории постиндустриального общества» дают отдельным исследователям некоторое основание говорить о наступлении вместе с формированием этого общества новой эры в истории человечества, или новой цивилизации («информационной» или «глобальной»).

Контуры этой новой «глобальной» или «информационной» цивилизации в первом приближении начинают вырисовываться вместе с появлением триединства – космического (или, точнее сказать, коммуникационного) спутника, кабельного телевидения и персонального компьютера – и распространением «железных воротничков» (т.е. роботов). Глобальная информационная цивилизация, таким образом, характеризуется созданием и установлением единого общепланетарного информационного пространства – глобальной информационной сети, представляющей собой некий синтез телевидения, компьютерной службы и энергетики, т.е. то, что Дж.Пелтон называет «телекомпьютерэнергетикой».

Следует отметить, что хотя «информационное общество» и «глобальная цивилизация» в том их конкретном виде, о котором говорилось выше, должны были бы, по прогнозам некоторых из их теоретиков, уже сложиться и реально существовать, мы их, однако, нигде реально не наблюдаем. Что же касается процессов информатизации и глобализации, которые действительно происходят в современном мире, то они, вопреки всем оптимистическим ожиданиям и прогнозам, ничуть не снимают и даже не смягчают, а как раз наоборот, еще больше обостряют социальную напряженность и усиливают социальное противостояние в современном обществе.

Следует также обратить внимание и на то обстоятельство, что в современном западном обществе, которое, якобы, уже вступило в «информационную» полосу или фазу своего развития нигде не происходит ничего такого, что свидетельствовало бы о «сдаче» трудом и капиталом своих позиций в качестве решающих факторов общественно-экономического развития современного общества или предвещало бы их вытеснение и замену их информацией и знанием, как это пророчествовали теоретики «информационного общества». Реалии сегодняшнего дня говорят как раз об обратном. Они, в частности, свидетельствуют о том, что информация и знание в данном обществе по-прежнему являются товаром и что они, следовательно, остаются простыми выражениями и воплощениями труда и капитала.

В действительности сегодня можно утверждать, что «информационное общество» далеко не является новой, посткапиталистической, общественной формацией, а в лучшем случае представляет собой лишь более развитую форму самого капитализма и что так называемая «информационная цивилизация» есть на самом деле только более сложная и глобальная форма западной технической (или техногенной) цивилизации, но отнюдь не принципиально новый по сравнению с ней тип человеческой цивилизации.

Философия: определение, возникновение, развитие. Статус, роль и функции философии в современной культуре.

Философия, как особая форма мировоззрения и духовной культуры, зародилась лишь с возникновением рабовладельческого общества. Ее первоначальные формы появились в VII - VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае.

Слово "философ" впервые ввел в обращение древнегреческий мыслитель Пифагор, называвший так людей, стремящихся к высокой мудрости, правильному образу жизни, познанию "единого во всем".
Возникновение философии связано с глубинным поворотом в духовной истории человечества, происходившим в период между VIII и II веками до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал этот уникальный период во всемирной истории "осевым временем".

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня остающихся наиболее влиятельными. Именно в это время человек осознает свое бытие в целом, начинает ощущать себя как личность перед лицом беспредельного мира. Во всех направлениях совершался переход от замкнутости к универсальности, заставивший многих пересмотреть прежние, бессознательно утвердившиеся воззрения и обычаи. Перемены, осуществившиеся в эпоху "осевого времени", имели огромное значение для последующего духовного развития человечества. Произошел резкий поворот в истории, означавший появление человека такого типа, какой сохранился по настоящее время. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991. с. 32-33.

Философия, возникшая как закономерный ответ на новые потребности духовного развития общества в эпоху "осевого времени", отличается от мифологии и религии следующими качествами:
рациональным характером объяснения действительности(базиро-ванием на универсальных научных понятиях, опорой на данные науки, логичностью и доказательностью);

* рефлексивностью, т.е. постоянным самоанализом, возвращением к своим исходным предпосылкам, "вечным" проблемам, критическим переосмыслением их на каждом новом этапе. Философия является рефлексивным "зеркалом" не только для себя самой, но и для науки, культуры, общества в целом. Она выступает как их самоотражение, самосознание;

*свободомыслием и критичностью, направленными против предрассудков, сковывающего догматизма, слепой веры в “абсолютные” авторитеты. Критический дух философии, выраженный в древнем изречении: "подвергай все сомнению", является одним из ее стержневых идеалов Философия не стояла на месте, а постоянно развивалась.

История мировой философии делится на:

1. Возникновение мировой философской мысли. Философия древних цивилизаций. VII-VI века до нашей эры.

2. Античная философия. VI век до н.э. - V век нашей эры

3. Средневековая философия V век н. э. - XIV век н.э.

4. Возрождение XIV век н.э.- XVI век н.э.

5. Философия Нового времени (буржуазная классическая философия) XVII век н.э. - сер. XIX века н.э.

6. Неклассическая современная философия сер. XIX века н.э. - современное время
Приведем краткую характеристику основных этапов философии, основные идеи, высказываемые философами того времени.

1.Философия возникает сразу в нескольких очагах, наибольшего развития она получает в Индии, Китае и Древней Греции. На этом этапе наибольший интерес философов был направлен на попытку открытия основ мироздания, рассматривались вопросы смерти и бессмертия, впервые развивался интерес к человеку.

Статус и роль философии в современной культуре. Функции философии

Исходя из понимания культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, способов их создания, умений использовать для поддержания стабильности и развития определенного человеческого сообщества и передавать от поколения к поколению, можно утверждать, что философия непосредственно или опосредованно связана с каждым ее компонентом. Наблюдается тесная связь философии с такими формами духовной культуры как наука, искусство, религия, мораль.

Особо нужно остановиться на соотношении философии и науки. Можно утверждать, философия по своему содержанию и целям выступает как мировоззрение, а по характеру формирования этого мировоззрения как наука. Как уже отмечалось, характер формирования этого мировоззрения базируется на методах рационально-логического обоснования его содержания (доказательство, обоснование и проверка на истинность приобретенных знаний), что сближает философию и науку. Однако содержание философского мировоззрения, как бы ни велика была в нем доля научных представлений, интегрируется в целостное духовное образование не под их воздействием, а исходя из понимания соотношения сознания и бытия, места человека в этом мире, его возможностей познавать и изменять мир, смысла человеческой жизни, смерти и бессмертия. Удовлетворительных ответов на эти вопросы нельзя найти, пользуясь исключительно средствами науки, поэтому существовали и существуют варианты философских мировоззренческих построений, по-разному соотносящиеся с научными представлениями, в том числе и прямо отрицающие мировоззренческую ценность науки. Кроме того, что есть и что будет (отличие философии).

На основе указания специфики предмета философии можно сформулировать одну из основных функций философии в системе культуры - это выявление универсалий (наиболее общих представлений) культуры и выражение их содержания в системе философских категорий, т.е. поиск общего в культуре, прежде всего в духовной культуре. Наиболее общие представления культуры зафиксированы в религии, науке, искусстве, морали, посредством образов, норм-эталонов, законов, принципов, картин мира не всегда в логически стройной и информационно емкой форме. Философия выражает содержание универсалий культуры преимущественно системой категорий, т.е. в форме, обладающей перечисленными свойствами, что расширяет ее возможности в духовном воспроизведении реальности.

Среди других функций философии нужно отметить следующие:

мировоззренческая функция состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности;

функция интеграции и систематизации системы духовной культуры заключается в обеспечении единства культуры, придания ей системного характера;

методологическая функция связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики или коммуникации;

гносеологическая функция выполняется в рамках учения о познании, его формах, путях и критериях истинности полученных знаний;

аксиологическая функция предполагает выработку средствами философии критериев оценки значимости явлений природной, социальной или духовной реальности для человека, социальной группы или общества в целом;

праксеологическая функция связана с выявлением в русле философии основных направлений, целей, средств и методов человеческой деятельности;

критическая функция состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления и практической деятельности;

прогностическая функция охватывает совокупность представлений, выработанных в рамках философии, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Философия является особым видом духовной деятельности человечества. Она способствует формированию человеческой культуры, активно влияя на общественно-историческую практику людей, выполняя многообразные функции. Можно выделить две большие группы функций философии:

1) Мировоззренческая функция, которая подразделяется на:

а) гуманистическую , т.е. относящуюся к острым для каждого человека вопросам, например, вопросам жизни и смерти, свободы и др.;

б) социально-аксиологическую функцию. Основная цель этой функции – разработка представлений о ценностях (аксио) человечества, уяснение принципов нравственности и эстетики, анализ их изменчивости и жизнеспособности, а также адаптация данных представлений к конкретной исторической ситуации. Социально-аксиологическая функция, в свою очередь, расчленяется на подфункции;

Конструктивно-ценностную;

Интерпретаторскую;

Критическую.

в) культурно-воспитательную функцию, призванную включать человека в процессе общественных отношений;

г) объяснительно-информационную , которая корректирует мировоззрение человека, приводя его в соответствие с уровнем современного научного понимания мира.

2) Методологическая функция философии, которая делится на:

а) эвристическую – направленную на приобретение новых знаний об окружающем мире и являющуюся фундаментом для будущих новых научных открытий;

б) координирующую – способствующую координации (сопоставлению, соотнесению) различных научных исследований между собой;

в) интегрирующую функцию, направленную на сведение знаний различных наук в русло общечеловеческого знания. Значение данной функции дает общую эпистемологическую (episteme – знание) окраску научному познанию человечества и тем самым стимулирует рост в культуре вообще знания о мире;

г) логико-гносеологическую (gnosis – познание) функцию философии, которая предлагает пути логического понимания мира.

Перечисленные функции философии направлены на поиск истины как главной ценности всякого научного знания. В данном случае не имеет значения, идет ли речь об истине происхождения мира или истинности существования человека, его бытия. Важно, чтобы при поиске истины присутствовали наиболее ценные составляющие всякого научного знания. Этими составляющими являются систематичность, доказательность и применимость на практике получаемого знания. Долгое время длятся дискуссии на тему, является ли философия наукой. Отвечая на этот вопрос, необходимо помнить об основных функциях философии, предлагающих доказательную базу в определении всякого философского знания. Эти же функции позволяют включить новое знание в систему взаимосвязанных научных теорий, подвергая новое знание практической проверке. Поскольку философия в поисках истины руководствуется теми же важными составляющими, что и всякое знание, то очевидно, что она является одной из ветвей науки.

История философии насчитывает уже более 2,5 тыс.лет. За это время появлялось и исчезало множество философских течений, решающих проблемы онтологического и гносеологического свойства, а также дающие ответы на экзистенциональные (ex(s)istentia – существование) вопросы. Каждая теория в философском течении, каждая вновь возникшая проблема «продвигала» человечество в направлении позитивного, взвешенного понимания окружающего мира. При этом всякое знание представляло собой звено общей картины мира. Каждое такое звено, каждое философское течение, включенное в общий процесс накопления человечеством знаний, должно быть всесторонне исследовано. Опыт этих течений послужит основой для последующих философских направлений.

Что же такое история философии? Г.В.Ф.Гегель вывел три ценностные составляющие историко-философского процесса:

1) Историко-философский процесс есть закономерное поступательное развитие, в котором все философские системы оказываются внутренним образом связанными между собой.

2) Каждая философская система является самосознанием исторически конкретной эпохи, отсюда существует связь между философией и историей человечества, с одной стороны, и историей отдельного общества или государства, с другой.

3) Философские системы прошлого не умирают и не игнорируются последующими философскими направлениями, а входят в их основу.

На основании предложенных Гегелем составляющих можно дать определение тому, что же такое история философии.

Можно вывести следующие исторические типы философии:

  • философия Древнего Востока (древнеиндийская и древнекитайская);
  • античная философия;
  • философия Средних веков;
  • философия эпохи Возрождения;
  • философия Нового времени;
  • современная философия;
  • русская философия.

Каждый из этих типов отличался рядом особенностей, связанных с условиями общественно-исторического развития человечества. Поэтому каждый тип представляет собой веху человеческой мысли на определенном рубеже истории.



Поделиться