Основные черты правосознания. Понятие и характерные черты правосознания. Структура и виды правосознания Какие черты правосознания отмечает и а

Сущность правосознания проявляется в его особенностях.

1. Правосознание не может существовать вне зависимости от иных форм общественного сознания, к которым, например, относится мораль. Нравственные, политические и иные идеи и представления активно воздействуют на формирование и реали­зацию норм права.

2. В правосознании отражаются только те явления жизни общества, которые непосредственно связаны с правом.

Оно охватывает создание правовых норм, реализацию их тре­бований в правовые отношения. Однако прежде чем воплотиться в правовых нормах и практике их применения, те или иные нрав­ственные, политические или другие идеи должны пройти через правосознание граждан.

3. Осознание правовых явлений жизни общества осу­ществляется посредством юридических понятий и категорий.

К ним, например, относятся такие понятия как "законность", "юридическая ответственность ", "правонарушение " и другие.

4. Правосознание отражает не только состояние общественных отношений в определенный момент времени, но также темпы и на­ правления их развития.

Это выражается в отставании или опережении правосознания от темпов развития общественных отношений.

Законодатель, осознав объективную необходимость правово­го регулирования этого явления общественной жизни, 22 декабря 1992 года принял закон РФ "О трансплантации человеческих орга­нов".

5. Правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется преемственностью.

Ярким примером этого является рецепция (усвоение и заим­ствование основных положений) римского права средневековым западноевропейским обществом.

Значение правосознания очень велико, оно определяет качество юридической практики, является детектором развития общества.

Структура правосознания состоит из следующих элементов: пра­вовой идеологии и правовой психологии.

Правовая идеология (рациональный компонент) включает в себя понятия и представ­ления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и каче­ственные показатели таких представлений могут быть различны­ми: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. К правовой идеологии можно отнести и рассуждения о праве умуд­ренного жизнью сельского старца, и работу Г.Гегеля «Философия права». Роль правовой идеологии в правовом регулировании до­статочно очевидна: на основе правовых воззрений, теорий, док­трин осуществляется правотворчество, реализации права. Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридичес­кая наука, которая определяет стратегию развития пра­вовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ совре­менной правовой ситуации.

Правовая психология (эмоциональный компонент) - представляет собой совокупность психических переживаний и чувств, которые выражают отно­шение людей к праву.

Конкретно это отношение проявляется в различного рода эмоциях, установках, психических переживаниях. Эмоции органически включены в структуру сознания и чело­век не может руководствоваться в сфере правового регулирова­ния только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на ха­рактер и направленность правового поведения. Практика изуче­ния правомерного поведения показывает, что трудно что-либо по­нять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмо­циональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомер­ное. Например, имеет юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления.

Анализ отношения людей к законам и иным нормативным пра­вовым актам позволяет выделить в правосознании и другие эле­менты .

Первый элемент - информационный . Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения коммента­риев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень правосознания - обяза­тельная его структурная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.

Второй элемент - оценочный . Получив информацию о норма­тивном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оцени­вает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека фор­мируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание цен­ности права личностью способствует превращению права из «чу­жого», исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в «свое», способствующее реализации целей и интересов человека.

На основе информационного и оценочного элементов форми­руется элемент третий - волевой . Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять данный закон или найти дру­гие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, - все эти моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют право­вой установкой, т.е. психологической направленностью, готов­ностью человека как-то действовать в сфере правового регулиро­вания.

Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных эле­ментов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.

Виды правосознания.

1. По уровню осознания необходимости права, глубине проникновения в сущность правовых явлений выделяют:

1. Обыденное правосознание.

2. Профессиональное правосознание.

3. Научное правосознание.

Первый уровень - обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представ­лениями.

Второй уровень - профессиональное правосознание , которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обу­чении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществле­ния практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.

Третий уровень - это научное, теоретическое правосознание . Оно характерно для исследователей, научных работников, зани­мающихся вопросами правового регулирования общественных от­ношений.

2. По субъектам носителям правосознания выделяют:

1. Общественное правосознание.

2. Групповое правосознании.

3. Индивидуальное правосознание.

Общественное правосознание вклю­чает в себя правовые взгляды, идеи и тео­рии, которые отража­ют типичные свойства правовой действитель­ности общества.

На основе общест­венного складывается групповое и индивиду­альное правосознание. Прежде чем общест­венное сознание про­никнет в разум от­дельного человека, оно становится сознанием определенной группы людей. В свою очередь, индивидуальное пра­восознание становится результатом усвоения группового и об­щественного правосо­знания на основе лич­ного опыта человека.

37. Деформации правосознания.

Под деформацией правосознания понимается искаженное представление о праве и правовых явлениях.

Деформация правосознания может проявляться в различное форме.

1. Правовой нигилизм , т.е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В России он имеет, к со­жалению, глубокие корни. Еще А.И. Герцен отмечал, что «пра­вовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он под­чиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сде­лать безнаказанно: и совершенно так же поступает правительст­во».

Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях или формах - теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают, что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека.

Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населе­ния, в превращение правящей элиты в конечном счете в преступ­ную клику.

2. В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо про­тивоположное явление - правовой идеализм или романтизм , одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем путл ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные иконы, принимаемые мудрыми правителями.

3. Правовая демагогия - особый вид социальной демагогии, со­стоящий в общественно опасном, намеренном, обманном, кон­фликтном, внешне эффектном воздействии отдельного лица либо различных объединений граждан (иностранцев) на чувства, знания, действия доверяющих им людей посредством различных форм ложного одностороннего либо грубо извращенного представ­ления правовой действительности для достижения собственных порочных корыстных целей, обычно скрываемых под видом поль­зы народу и благосостояния государству.

Правовая демагогия тесно примыкает кправовому нигилизму, однако отождествлять их нельзя. Это во многом несовпадающие понятия.

Если правовой нигилизм означает отрицание ценности права, то правовая демагогия признает определенную ценность юриди­ческого и именно ее использует в своих целях. Правовой демагог может быть «глубоким» нигилистом, но ценность права осознает и это его свойство эксплуатирует.

4.В одном понятийном ряду с правовой демагогией находится юридический фетишизм. Имеется в виду гипертрофированное представление о роли правовых средств в решении социально-эко­номических, политических и иных задач. Юридический фетишизм выступает лишь средством правовой демагогии.

5. В юридической и публицистической литературе последнего времени стало активно использоваться понятие « правовой цинизм ». Правовой цинизм - своего рода «потолок» юридической демагогии. Это та же правовая демагогия, но только сильно кон­центрированная. Более того, о правовом цинизме, видимо, можно вести речь и тогда, когда налицо демонстрация наиболее наглых, откровенно вызывающих форм правовой демагогии, явного пре­небрежения правом при использовании его в очевидных узко­корыстных целях.

38. Правовая культура: понятие, структура и виды.

Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми об­разцами, идеалами и ценностями.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем со­циальным, духовным, политическим и экономическим строем ка­чественное состояние, правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юриди­ческих актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Из определения следует, что правовая культура - определен­ное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов.

Элементы правовой культуры:

1. Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т.е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиск компромиссов и т. д.

2. Вторым элементом структуры правовой культуры явля­ется уровень развития правовой деятельности. Последняя со­стоит из теоретической - деятельность ученых-юристов, образо­вательной - деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической - правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной деятельности.

3. Третьим элементом правовой культуры общества является уро­вень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов до­кументов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой куль­туры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень раз­вития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т.е. отвечать господ­ствующим в общественном сознании представлениям о справед­ливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возмож­ности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опуб­ликованным в доступном для населения источнике и т.д.

При определении качества правовой культуры общества долж­но учитываться и состояние индивидуальных правовых актов - документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в ад­министративно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т.д.).

Выделение структурных элементов правовой культуры доста­точно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляе­мой отдельно от правового сознания, а правосознание может про­явиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - пра­вовых актах. Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта - человека, группы людей, населения в целом.

Правовая культура общества зависит от уровня правового развития различных социальных и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности , человека. В последнем случае также надо учи­тывать уровень правовых знаний данного индивида и отношение его к правовой ценности, к закону, уровень правовой установки на соблюдение юридических предписаний. О правовой культуре личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т.е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры (уро­вень развития правового сознания, правовой деятельности и др.), но только на индивидуальном уровне.

39. Понятие и виды правомерного поведения.

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемой правосознанием. Правосознание - неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право - регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием. Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Правосознание теснейшим образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования - нормах права, правоотношениях, актах реализации права. Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) - сложное структурное образование, в котором можно выделить рациональные компоненты, обычно называемые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях и обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Практика изучения правомерного поведения показывает, что трудно что-либо понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомерное. Например, имеют юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления. Анализ отношения людей к законам и иным нормативным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы. Первый элемент - информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень правосознания - обязательная его структурная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему. Второй элемент - оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание ценности права личностью способствует превращению права из "чужого", исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в "свое", способствующее реализации целей и интересов человека. На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий - волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или "обойти" его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, - все эти моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования. Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.

Глава III.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ

§ 17. Правосознание и правовая культура

Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые не противоречили бы нормам права и общественной пользе. Но почти всегда оно сталкивалось с проблемой: как воплотить эти образцы в реальной жизни, сделать их нормой для данного общества? Решение этого вопроса предполагает, что человек должен сознательно осуществлять свои права и выполнять обязанности, т. е. руководствоваться принципами правового сознания, опираться на культуру права.

ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Правосознание представляет собой важнейший элемент правовой жизни общества. Это одна из форм человеческого сознания, которая формируется и развивается под воздействием социально-политических, экономических и культурных факторов. Правосознание взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией и наукой.

Правовое сознание - это форма осознания права как специфического явления в жизни человека и общества. Оно представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, оценок, а также чувств и настроений, выражающих отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.

Ядро правосознания - знание права. Оно включает в себя знание норм Конституции РФ, содержания наиболее важных федеральных законов, в том числе основных положений отраслевых кодексов, понимание сущности правовых учений и доктрин, ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов, а также наблюдение через СМИ за деятельностью законодательных органов и информированность о новейших нормативно-правовых актах и т. д. Объём этой информации зависит от жизненного опыта, интересов, уровня образования, наличия общеобразовательной или профессиональной юридической подготовки, места работы и т. д.

Вместе с тем правосознание предполагает, с одной стороны, наличие представлений о том, какими должны быть хорошие, справедливые, законы, на каких принципах, идеях они должны строиться; с другой стороны, одобрение или неодобрение вновь принятых законов, конкретных проектов нормативных актов и т. п. Так, Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г. вызвал положительное отношение тех, у кого за плечами большой и трудный жизненный путь. Установленные в законе льготы и гарантии были восприняты как забота (хотя и запоздалая) о тех, кто так много сделал для Отечества, но уже не в состоянии самостоятельно позаботиться о себе. Однако, следует признать, вскоре многие разочаровались, ибо закон практически не был обеспечен экономически.

Правосознание включает также и само представление о праве как о социальном явлении (институте), т. е. правопонимание, взгляды на роль права, правовых учреждений в жизни общества, идеи о правах человека, его ответственности перед другими людьми, обществом и государством.

Русский философ И. А. Ильин в своей работе «О сущности правосознания» писал, что «человеку невозможно не иметь правосознания; его имеет каждый, кто сознаёт, что, кроме него, на свете есть другие люди. Человек имеет правосознание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием или относится к нему с пренебрежением. Вся жизнь человека и вся судьба его слагаются при участии правосознания и под его руководством…».

Как верно подметил философ, человек, постоянно взаимодействуя с другими людьми во всех сферах общественной жизни, не может не обладать правосознанием. Так, любой член общества знает, что правовые нормы, регулирующие различные стороны жизни, фиксируются в обязательных для исполнения юридических актах, их реализация поддерживается в необходимых случаях силой государственного принуждения. Наличие правосознания у человека ни в коей мере не зависит от того, знает он об этом или не знает и как относится к нему, дорожит им, следует его установкам. Нет человека без правосознания, но есть множество людей с недостаточно развитым правосознанием, а подчас и просто с дефектным правосознанием.

СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ

В структуре правосознания выделяются следующие элементы: а) правовая идеология; б) правовая психология (см. схему).

Правовая идеология - одна из сторон правосознания, совокупность идей, взглядов, теорий, оценок, которая находит своё выражение в отношении человека к праву во всех его состояниях и явлениях.

Правовая идеология - это научно обоснованные систематизированные взгляды, представления о праве, правовой системе, её основных принципах: она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и охранять право, каковы цели права и допустимые средства их достижения. В правовых идеях должны быть воплощены основные права и свободы человека, общечеловеческие личностные ценности: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, её правовая безопасность и социальная защищённость, а также ценности общественного (публичного) характера: демократия, законность, правопорядок, плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей формируются основополагающие идеи, принципы современного правосознания, которые в процессе правотворчества обретают статус принципов права. Правосознание формируется в конкретных социальных условиях, поэтому в нём также отражаются ценности, на которые ориентируется данное общество в целом или отдельные его социальные группы и классы.

Правовая психология - это элемент правосознания, представляющий собой совокупность переживаний, настроений, связанных с восприятием права и всех производных от него явлений (правовых учреждений, суда, правоохранительных органов и т. п.). Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определённых целей и в утверждении определённых ценностей.

На поведение человека существенное влияние оказывают его эмоции (отрицательные и положительные). Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках, под которыми понимают определённое психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе и правовым, основанное на принятии ценностей, закреплённых правом. Можно сказать, что правовая установка - это психологическая готовность личности к соблюдению норм права. Антиправовая установка основана на неприятии ценностей, утверждаемых правом. Она отражает предрасположенность к нарушению права.

Естественно, что право и правосознание взаимодействуют.

Во-первых, правосознание оказывает влияние на правотворчество и через него на содержание права. Принимая нормативные акты, законодатель обязан учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения, воплощать господствующие в обществе правовые идеи в законах.

Во-вторых, правосознание влияет на процесс правоприменения. Например, согласно закону судья решает дело, руководствуясь конкретной статьёй закона и собственным правосознанием.

В-третьих, уровень правосознания общества (знание права, положительные его оценки) способствует соблюдению и исполнению права. При развитом правосознании легче и правильнее оценивать правовые явления.

В свою очередь, право формирует правосознание каждого из нас, способствует внедрению в наше сознание правовых идей. Существуют различные классификации правосознания.

В зависимости от субъекта - носителя правосознания - его подразделяют на индивидуальное (личное отношение человека к праву), групповое (отношение к праву различных социальных групп, государственных служащих, должностных лиц, молодёжи и др.), общественное (правосознание всего общества).

По своему мотивационно-регулятивному характеру и волевой направленности правосознание делится на законоодобряющее, законопослушное и закононарушающее.

В законоодобряющем правосознании требования и ценности действующего права осознаются и воспринимаются субъектом как безусловно необходимые и полезные как для него лично, так и для всего общества в целом. В мотивации субъекта преобладает понимание справедливости, ценности и полезности закона; отступают на второй план его общеобязательная сила, принудительный характер исполнения.

Для законопослушного поведения основанием мотивации является авторитет действующего права. Человек осуществляет выбор модели своего правового поведения на основе взвешивания и оценки достоинств и преимуществ соблюдения закона и недостатков, отрицательных последствий его нарушения.

Закононарушающее правосознание обусловлено представлениями субъекта о тех преимуществах и выгодах, которые, по его мнению, может принести несоблюдение права и совершение преступления. Преступный образ жизни приводит к деградации личности, в правосознании которой начинают доминировать антиобщественные ценности и криминальные установки.

В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

Правовые знания на уровне обыденного правосознания ограничены личным опытом и житейскими представлениями. Такие знания имеют фрагментарный, часто поверхностный характер. Профессиональное правосознание включает в себя специальные юридические знания, которые проявляются в умении грамотно (правильно) применять правовые нормы и качественно выполнять ту или иную работу в сфере права. Содержание научного правосознания составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории.

Из приведённых классификаций правосознания видно, что в правосознании одного и того же индивида могут присутствовать определённые элементы разных видов правосознания. (Подумайте, к каким видам можно отнести правосознание учащегося средней школы, который изучает право на уроках; выпускника школы, колледжа, техникума (неюридического профиля); выпускника неюридического вуза; учёного-юриста.)

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Правовая культура представляет собой важную составную часть общей культуры.

Культура - это результат деятельности людей (в отличие от того, что дано природой). Люди живут не только в естественной (природной) среде, но и в созданном ими самими искусственном мире - в мире культуры, т. е. в мире второй (сотворённой) природы. Прогресс в развитии человеческой культуры определяется духовными и материальными достижениями людей, их успехами в улучшении условий жизни, в совершенствовании форм своего существования.

В этом общекультурном процессе к сфере правовой культуры относятся успехи и достижения в развитии права и государства, в совершенствовании правовой (и государственно-правовой) организации жизни свободных людей.

Различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Правовая культура личности - это прежде всего уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него (в связи с этим юристы выделяют культуру правового сознания). Она включает в себя правовую интуицию, позволяющую отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого, правовые знания, представления и убеждения.

Кроме того правовая культура включает в себя поведение, соответствующее предписаниям юридических норм, уважение к правам других людей и добросовестное выполнение своих обязанностей (в данном случае речь идёт о культуре правового поведения). Она предполагает наличие таких нравственных личностных качеств, как совестливость, справедливость, честность, чувство собственного достоинства. Культура правового поведения характеризуется определённым уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания и умения.

Для овладения правовой культурой человек в конкретной ситуации должен лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т. п.), выбрать нужные юридические средства и возможности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально значимыми.

Итак, человеком, обладающим правовой культурой, можно считать не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы. Таковым является только тот, у кого знания юридических правил сочетаются с потребностью соблюдения их предписаний, кто следует им в своей деятельности.

Правовая культура общества - это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества. Она проявляется в культуре правотворчества, культуре правоохранительной и судебной деятельности государственных органов и должностных лиц.

Современная правовая культура - это правовая культура гражданского общества и правового государства, где высшей ценностью признают права и свободы человека, соблюдают и защищают их. И сам человек осознаёт свои права и свободы, пути их правовой защиты, уважает права и свободы других людей. Конечно, это идеал правовой культуры, вряд ли можно утверждать, что он уже реализован в каком-нибудь государстве. Но таков путь развития современных демократических государств.

Высокий уровень правовой культуры предполагает прежде всего позитивное отношение к праву, осознание роли права в жизни человека и общества, уважение к правам другого человека, привычку повседневного правового поведения и др. Конечно, о столь высоком (и даже среднем) уровне правовой культуры нашего общества пока говорить трудно.

Итак, можем отметить следующие черты современной правовой культуры:

Осознание определяющего значения прав и свобод человека и гражданина в обществе;
- утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;
- правовую активность граждан в осуществлении своих прав;
- активную законотворческую, правозащитную и правоприменительную деятельность всех органов государства, местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, граждан.

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ, ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Антиподом правовой культуры служит так называемый правовой нигилизм (от лат. nihil - ничто, ничего). Его проявления многообразны: от недооценки и неуважительного отношения к праву до его полного отрицания и игнорирования. Это приводит к различным правонарушениям, например к умышленному нарушению законов, к массовому несоблюдению правовых норм, к нарушению прав человека.

Правовой нигилизм получил широкое распространение во многих странах. В российском обществе всегда были сильны традиции правового нигилизма. Важную роль в этом сыграли многовековые традиции всевластия правителей и бесправия народа.

Это нашло отражение даже в многочисленных русских пословицах. Конечно, в них часто осуждается преступность, говорится о необходимости выполнять взятые на себя обязательства, констатируются известные истины, содержатся полезные советы. Но житейский опыт поколений русских людей в их общении с властью, судом и законом отражают и такие пословицы, как «Закон что дышло: куда повернёшь, туда и вышло», «Где закон, там и обида», «Что мне законы, коли судьи знакомы», «Закон топтать нельзя, а вокруг ходить можно» и др.

Отметим, что среди пословиц и поговорок народов западноевропейских стран также есть нелестные оценки права, юристов и правосудия (пример - английская поговорка «Закон - это столб: перелезть нельзя, но можно обойти»). Поэтому, в частности, не всегда верно жёсткое противопоставление «почитания права» на Западе и «слабости юридических традиций» в России. Но следует признать, что формирование национального сознания в России отмечено печатью значительного юридического нигилизма у широких масс населения страны: в России всегда правили не законы, а люди по своему усмотрению. А. И. Герцен (1812-1870) отмечал, что в России все заняты поиском путей обхода закона, а не его исполнением. Он писал: «Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школою. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нём всякое уважение к законности. Русский, какого бы он звания ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство». (Подумайте, сохраняют ли свою актуальность оценки русского классика.)

Стало ли исключением наше время? Результаты социологических исследований (начала XXI в.) показывают, что в России почти половина взрослого населения занимает отчуждённо-настороженную позицию по отношению к праву, закону. Одним из проявлений этого может быть ситуация, когда ни потерпевший, ни свидетели не считают нужным явиться по повестке в суд. Нигилистическое отношение формируется в правовой психологии определённых социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка называются исключительно «ментами», жизнь уголовников окутывается романтикой, ореолом из блатных песен, а героями и кумирами молодёжи становятся воры в законе, авторитеты преступного мира.

Российский правовед академик В.С. Нерсесянц (уже упоминавшийся авторами) подчеркивал, что из-за сегодняшнего правового нигилизма даже самые совершенные законы с безукоризненной юридической техникой обречены на гибель, так как неминуемо разобьются о стену народного недоверия и недопонимания.

В немалой степени к этому приводит ряд негативных условий нашей жизни: недостатки проводимых социально-экономических преобразований, незавершённость правовой реформы, неэффективная работа органов государственной власти, массовое и повсеместное нарушение законодательства, проблемы в борьбе с преступностью и т. д.

Гражданское общество заинтересовано в изживании подобных явлений, повышении уровня правосознания и правовой культуры, для чего необходима достаточно продуманная система правового воспитания. В её основу должны быть положены идеи и ценности современной правовой культуры.

Правовое воспитание - это прежде всего целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов, общественных объединений, правозащитных движений по формированию и повышению правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание не может осуществляться вне правового обучения. Оно начинается с усвоения нравственных идеалов, правовых установок и ценностных ориентаций в семье, школе, общении, в том числе в играх со сверстниками, товарищами, друзьями. Крайне важно, чтобы были заложены основы положительного отношения к праву, правовым явлениям, сформирована потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Лишь в этом случае повышается степень уверенности, что человек найдёт возможность для того, чтобы не только постоянно обновлять свои правовые знания, но и правильно применять их в соответствующих ситуациях.

Учёные-правоведы рассматривают правовое воспитание и обучение как процесс передачи, накопления и усвоения знаний, принципов и норм права, а также формирования соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Основная цель правового воспитания состоит в том, чтобы способствовать превращению правовых знаний в личные убеждения человека, в прочную установку следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблюдать закон, проявлять правовую активность.

Правовое воспитание не сводится только к правовой информированности. Это более глубокий процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов. Оно может осуществляться как правовое обучение (передача, накопление и усвоение правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях); как правовая пропаганда (распространение правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, создание компьютерных баз данных, например «Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс»); как юридическая практика (участие граждан в правоприменительной деятельности и т. п.); как самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).

Воспитание в духе права и законности находит своё завершение в правовой активности личности, в её правовой культуре.

1) Что такое правосознание? 2) Какова структура правосознания? 3) Какие элементы составляют правовую идеологию? 4) Что такое правовая психология? 5) Каким образом взаимодействуют право и правосознание? 6) По каким основаниям классифицируют правосознание? Назовите типы правосознания, которые выделяют на основе каждого, из них. 7) Что входит в понятие «правовая культура»? 8) В чём суть правового нигилизма? 9) Каково соотношение правосознания и правовой культуры?

1. После изучения материала о правовом сознании один ученик сказал: «Если человек обладает развитым правосознанием, то ему не нужна информация о законе. При таком правосознании он самостоятельно сумеет понять, что является законным». Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Поэт В.А. Жуковский написал следующие строки:

Закон - на улице натянутый канат,
Чтоб останавливать прохожих средь дороги,
Иль их сворачивать назад,
Или им путать ноги.
Но что ж? Напрасный труд! Никто назад нейдёт! Никто и подождать не хочет!
Кто ростом мал - тот вниз проскочит,
А кто велик - перешагнёт!

О каком явлении общественной жизни идёт речь? Свой ответ поясните. Как вы понимаете смысл последних двух строк?

3. На уровне массового сознания народа правовая психология находит выражение в фольклоре. Приведите примеры, подтверждающие суждение, что в форме пословиц получили выражение взгляды, которые были разработаны и обоснованы в правовой идеологии.

4. Назовите основные формы правового воспитания и каждую из них проиллюстрируйте соответствующим примером.

«Одно только прямое предписание закона не может повлиять на совесть разумных существ, счастье или несчастье которых зависит от их собственных действий и от сознания заслуги или проступка».

И. Аллен (1737-1789), американский писатель

«Пытаться изменить взгляды законами - хуже, чем бесполезно. Эти попытки не только остаются без успеха, но вызывают реакцию, благодаря которой взгляды только усиливаются. Сначала нужно, чтобы изменились эти взгляды, тогда уже можно будет изменять законы».

Г. Бокль (1821-1862), английский историк, философ

>> Предпосылки правомерного поведения


МЫСЛИ МУДРЫХ

«Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену».
Гераклит (кон. VI - нач. V в. до н. э.), древнегреческий философ

29. ПРЕДПОСЫЛКИ ПPABOMEPHOГO ПОВЕДЕНИЯ

Что заставляет человека действовать в соответствии с нормами права? Какие правовые знания нам нужны? кoгo можно назвать правокультурным человеком?

Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые не противоречили бы нормам права и общественной пользе. Но почти всегда оно сталкивалось с проблемой: как воплотить эти образцы в реальной жизни, сделать их нормой для данного общества. Рассмотрим, что необходимо для тoгo, чтобы поведение каждого из нас можно было назвать правомерным.

ПРАВОСОЗНАНИЕ

Правовое сознание (или правосознание) - это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике .

Правоведы считают, что каждая личность должна быть свободной в строгих рамках права и иметь возможность caмoстоятельно осуществлять свой выбор поведения. Каждый человек обладает правосознанием.

Правосознание предполагает, с одной стороны, знание права, представление о том, какими должны быть хорошие, справедливые, необходимые законы, на каких принципах, идеях они должны строиться; с другой стороны, одобрение или неодобрение вновь принятых законов, конкретных проектов нормативных актов и т. п. Так, принятый в 1995 г. Федеральный закон «0 ветеранах» вызвал положительное отношение тех, у кoгo за плечами большой и трудный жизненный путь.

Установленные в законе льготы и гарантии были восприняты как забота (хотя и запоздалая) о тех, кто так мнoгo сделал для Отечества, но уже не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно. Однако вскоре многие разочаровались в законе, поскольку тот практически не был обеспечен материально. Поэтому реальное исполнение Федерального закона «О вeтepaнах» началось лишь в 1998 г.

Итак, правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правовой психологии и поведенческого элемента (установок).

Знание права включает в себя знание норм Конституции РФ, содержания наиболее важных федеральных законов, в том числе основных положений отраслевых кодексов ; понимание сущности правовых учений и доктрин; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; наблюдение посредством СМИ за деятельностью законодательных opгaHoв, а также информированность о новейших нормативно-правовых актах. Объем этой информации зависит от жизненного опыта, интересов, уровня образования, наличия общеобразовательной или профессиональной юридической подготовки, места работы человека.

В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

Правовые знания на уровне обыденного правосознания oграничены личным опытом и житейскими представлениями. Такие знания имеют фрагментарный. часто поверхностный xaрактер. Профессиональное правосознание включает в себя специальные юридические знания, которые проявляются в yмeнии гpaмoтнo при менять правовые нормы и качественно выполнять ту или иную работу в сфере права. Содержание научногo правосознания составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории. (Подумайте, учитывает ли данная классификация все уровни правосознания. К какому уровню вы могли бы отнести правосознание учащегося средней школы, который изучает право на уроках? А выпускника школы, колледжа, техникума (неюридического профиля)? выпускника неюридического вуза?)

Правовая идеология - это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определенной системы цeннocтей. Она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и oxранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях воплощены общечеловеческие личностные цeннocти: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, ее правовая безопасность и социальная защищенность, а также ценности пу6лuчного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества. В то же время необходимо помнить, что правосознание формируется в конкретных социальных условиях, отражает цeннocти, признанные в обществе, на которые ориентируется общество в целом или отдельные eгo социальные группы и классы.

Правовая психология - это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определенных целей и в утверждении определенных ценностей.

Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках. Правовал установка - это определенное психологическое состояние человека, сформированное ycловиями eгo жизни, воспитанием, в том числе и правовым, ocнованное на принятии ценностей, закрепленных правом. Правовая установка - это психологическая гoтoвнocть личности к соблюдению нормы права. Антиправовая установка основана на неприятии ценностей, утверждаемых правом. Она отражает предрасположенность к нарушению права.

Правосознание может выступать в виде правосознания индивидуального (личное отношение человека к праву), гpyппoвoгo (отношение к праву различных социальных групп, государственных служащих, должностных лиц, молодежи, крестьян и т. п.), 06щественного (правосознание вceгo общества).

Давайте разберемся, как взаимодействуют право и правосознание.

Во-первых, правосознание оказывает влияние на правотворчество и через нeгo на содержание права. Принимая ноpмативные акты, законодатель обязан учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения, воплощать господствующие в обществе правовые идеи в законах.

Bo-втopыx, правосознание учитывается в ходе правоприменения. Индивидуальные правовые решения выносятся на основе закона, но с учетом правосознания. Так, например, coгласно закону судья решает дело, руководствуясь конкретной статьей закона и собственным правосознанием.

В-третьих, уровень правосознания общества (знание права, положительные eгo оценки) способствует соблюдению и исполнению права. При развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления.

В свою очередь, право формирует правосознание каждого из нас, способствует внедрению в наше сознание правовых идей.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Правовая культура - это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Правовая культура личности - это, прежде вceгo, уровень знания права каждым из нас, уважительное oтнoшение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на нeгo. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое поведение от нeвepнoгo и недопустимого.

Кроме тoгo, правовая культура включает в себя поведение, соответствующее предписаниям юридических норм, соблюдение прав других людей и добросовестное выполнение своих обязанностей. Правовая культура предполагает наличие таких нравственных личностных качеств, как coвестливость, справедливость, честность, чувство собственнoгo достоинства, доброта . Она характеризуется определенным уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания и умения.

Ведущий себя культурно (активно) человек предпочитает лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т. п.), выбрать нужные юридические средства и возможности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально значимыми.

Следовательно, не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кoгo знание юридических правил сочетается с потребностью соблюдения их предписаний, кто следует им в своей деятельности.

Правовая культура общества - это достигнутый ypoвень развития правосознания и правовой активности общества. Она проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности государственных opгaнoв и должностных лиц.

Современная правовая культура - это правовая культура гражданского общества и правового государства, где высшей ценностью признают права и свободы человека, coблюдают и защищают их. И сам человек осознает свои права и свободы, пути их правовой защиты, уважает права и свободы других людей.

Высокий уровень правовой культуры предполагает вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом, высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности, соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве, высокое качество правоприменительной деятельности.

Какие же функции выполняет правовая культура в coвременном обществе?

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и дoстижений отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для тoгo, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция право вой культуры состоит в том, что, совершая определенные поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие - подвергаются критическому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры oxвaтывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

Итак, можем отметить следующие черты современной правовой культуры:

Определяющее значение прав и свобод человека и гражданина вправовой организации общества;
- утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;
- правовую активность граждан в осуществлении своих прав;
- активную законотворческую, правозащитную и правоприменительную деятельность всех звеньев государства.

Антиподом правовой культуры служит так называемый правовой нигилизм (от лат. nihil - ничто, ничего). Для нeгo характерны недооценка роли права или даже eгo отрицательная оценка, неуважение к праву, пренебрежительное к нему отношение. Это приводит к различным правонарушениям, например к умышленному нарушению законов, массовому несоблюдению правовых норм, нарушению прав человека. Правовой нигилизм бывает личностным и государственным, особенно в странах, где слабо развиты право и правовые традиции.

В российском обществе всегда были сильны традиции правового нигилизма. В настоящее время этому способствуют некоторые негативные условия нашей современной жизни: недостатки проводимых социально-экономических преобразований, незавершенность правовой реформы, неэффективная работа opгaнoв государственной власти, мaccoвое и повсеместное нарушение законодательства, проблемы в борьбе с преступностью.

Гражданское общество заинтересовано в изживании подобных явлений, повышении уровня правосознания и правовой культуры, для чего необходима достаточно продуманная система пpaвoвoгo воспитания. В ее основу должны быть положены идеи и ценности современной правовой культуры.

Правовые обучение и воспитание являются элементами образования в целом и мoгут осуществляться как правовое обучение (передача, накопление и усвоение правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях); правовое просвещение (распространение правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, созданием компьютерных баз данных, нaпример «гapaнт», «Консультант-плюс», « Кодекс »); юридическая практика (передача юридической информации , знаний посредством участия граждан в правоприменительной деятельности и т. п.); самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

в современной юридической науке под правомерным поведением понимают поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом.

Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

Правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права;
- правомерное поведение полезно для общества, не противоречит eгo интересам и целям. В связи с этим выдeляют необходимое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение. В качестве примера последнего можно назвать такие нежелательные, но тем не менее coциально допустимые явления, как неучастие граждан в гoлосовании или супружеские разводы;

Правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, нeдееспособных и невменяемых. Дееспособность (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность;
- правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (мaccoвoгo нарушения правовых норм) общество перестало бы нopмально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Страх из-за возможной юридической ответственности? Боязнь наказания? Личные убеждения? Привычка?

Для тoгo чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более подробно виды правомерного поведения, которые выделяют в зависимости от г лавного мотива.

Социально активное - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Если человек осознает, насколько необходимы, обоснованны, справедливы требования правовых норм и полезно eгo поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно гoворить о eгo сознательном отношении к праву и своему поведению.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их г лубокого и вcecтopoннeгo осознания, без высокой правовой активности. Человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все. Такое поведение типично для социальных групп с нeдостаточно развитыми право вой культурой и правосознанием (например, для несовершеннолетних). (Подумайте, в чем заключаются возможные негативные проявления тaкогo поведения.)

Маргинальное правомерное поведение тоже cooтвeтcтвует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано стpaхом перед наказанием. (Вспомните, кoгo называют маргиналами. В чем может заключаться потенциальная опасность для общества маргинального поведения? Постарайтесь привести соответствующие при меры из истории нашего Отечества или зарубежных стран.)

Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определенные потребности. Например, именно для этих целей заключаются сделки и договоры.

Каковы же предпосылки формирования правомерного поведения?

Прежде вceгo, речь идет о юридических предпосылках: должны существовать определенные правовые отношения (правовые связи и зависимости). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

Но правовые акты, документы , нормы прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психоло?ических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение.

Значение социальnых предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определенной мере влияет на поведение человека.

Подведем итог. Вы, очевидно, смогли убедиться в том, что существование права нераздельно связано с волей и coзнанием людей. Требования общественной жизни, выpaженные в качестве юридических норм, сами по себе не стaнут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание человека, им следующего. В то же время и воздействие caмoгo права на общественные oтнoшения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая гpaмoтность. Правомерное поведение опирается на развитые правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Выcoкий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру вceгo общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Знание определенного минимума правовой информации сделает вас социально защищенным, обеспечит вашу правовую безопасность. Если вы будете хорошо знать свои права и обязанности, вас будет сложно обмануть, провести. Если вы не будете знать своих обязанностей и их пределов, то не сможете их исполнять и окажетесь бессильными перед произволом других лиц.

2 в любой ситуации важно точно знать, что нам можно, нельзя, должно или следует делать (с точки зрения права).

3 Поведение, соответствующее нормам права, важно не только для общества, но прежде вceгo для каждого из нас: оно помогает заслужить уважение и доверие других людей. Если вы будете следовать закону, соблюдать правовые нормы, то другие люди будут относиться к вам как к надежным партнерам в любом деле.

ДОКУМЕНТ

Из работы pyccкoгo философа И. А. Ильина «О правосознании» .

Если человек хочет видеть свои личные права гражденными и защищенными, то он должен вложиться своим правосознанием в эту общественную правовую жизнь и вepно участвовать в ее устроении. В качестве законодателя он должен верно творить законы из верной глубины cвoeго правосознания; в качестве судьи и чиновника он должен толковать и применять закон так, как этого требует eгo справедливое правосознание; в качестве рядового подчинeннoгo гражданина он должен принять закон в свое правосознание и включить приказы, запреты и позволения, coдержащиеся в законе, в процессы мотивации cвoeгo поведения.

Во всех этих положениях человек призван к тому, чтобы добровольно вменить себе законы cвoeгo гocyдapcтва, стараться верно понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности. Пусть эти законы кажутся ему формальными и внешними - он все-таки должен принять их в порядок самообязывания и верно coблюдать их. Это необходимо по следующим основаниям.

Во-первых, потому, что в самую сущность права и правопорядка входит эта способность - совершенствоваться посредством лояльного повиновения граждан...

Вo-втopыx, гражданин призван добровольно признавать и соблюдать законы своей родины потому, что это есть единственный способ поддерживать правопорядок и в то же время оставаться в нем свободным.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Какие черты правосознания отмечает И. А. Ильин?
2. Объясните, каким образом человек может принимать участие в правовой жизни общества.
3. Какой новый аспект, по сравнению с текстом учебника, pacкрыл автор в характеристике правосознания? В чем вы видите особую ценность этого аспекта?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое правосознание?
2. Охарактеризуйте основные элементы правосознания.
3. Каким образом взаимодействуют право и правосознание?
4. Каковы основные функции правовой культуры?
5. Что такое правомерное поведение? Каковы eгo признаки?
6. На основе чего формируются мотивы поведения человека в правовой сфере?
7. Каковы предпосылки правомерного поведения? Каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры?

ЗАДАНИЯ

1. Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Кapбонье: «Если человек обладает развитым правосознанием,
то так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»?

2. К какому уровню правосознания можно отнести каждое из следующих высказываний?
- «Депутаты государственной Думы используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований».
- «Чтобы навести порядок в стране, необходимо pacширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь».
- «Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, ее достоинство, права и свобода».

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах.

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей. Это отношение может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве. Например, люди выражают свое отношение к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права. Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества .

Если признать право объективной реальностью, то существует и субъективная реакция людей на право, именуемая правосознанием. Правосознание - неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право - регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием. Достаточно ясно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно, что и процесс воплощения права в жизнь есть, как правило, осознанная, волевая деятельность людей.

Иллюстрацией работы сознания как на рациональном, так и на эмоциональном уровнях может служить правотворческая деятельность российского парламента (Совета Федерации и Государственной Думы). Примером работы сознания в процессе реализации права выступает жизнь любого из нас, когда мы при совершении юридически значимых действий руководствуемся не текстом нормативных актов, а теми представлениями о них, которые сложились в нашем сознании. Через правосознание правовые тексты интерпретируются как правила поведения.

Правосознание обычно не выступает в «чистом» виде, оно переплетается с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Так, в частности, марксизм-ленинизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон - как меру политическую. Односторонний политический подход к праву не дает возможности всестороннего понимания сущности права, его роли в жизни общества. Классово-политический подход надо рассматривать как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества .

Правосознание теснейшим образом связано с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право - явление психологическое (Л. Петражицкий). Другие подчеркивали внешнюю принудительность права, как внешнего средства регулирования свободы человека (И. Кант, Г. Гегель). Третьи считали право классовым регулятором общественных отношений (К. Маркс, В. И. Ленин). Четвертые признавали за правом роль оформителя и гаранта естественных прав человека (Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо).

Российский правовед И. А. Ильин рассматривал правосознание не только как совокупность воззрений на право, а включал в правосознание и взгляды на государство, на всю организацию общественной жизни. Например, он считал, что форма правления в государстве определяется прежде всего монархическим или республиканским правосознанием народа. И. А. Ильин подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других .

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. Правосознание в той или иной степени присутствует во всех элементах механизма правового регулирования - нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и правовой.

От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе - правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным.

правосознание воспитание нигилизм



Поделиться