Основные подходы к решению проблемы образования детей-инвалидов с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в современной России. Основные международные документы по проблемам аномального детства

Умственно-отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди.

Умственно-отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности.

Умственно-отсталое лицо имеет право на материальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни. Оно имеет право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей.

В тех случаях, когда это возможно, умственно-отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи или с приемными родителями и участвовать в различных формах общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случаях необходимости помещения такого человека в специальное заведение, необходимо сделать так, чтобы новая среда обитания как можно меньше отличалась от условий обычной жизни.

Умственно-отсталое лицо имеет право пользоваться квалифицированными услугами опекуна в тех случаях, когда это необходимо для защиты его личного благосостояния и интересов.

Умственно-отсталое лицо имеет право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения. В случае судебного разбирательства в связи с каким-либо деянием, оно должно иметь право на должное осуществление законности, полностью учитывающее степень умственного развития.

Если вследствие серьезного характера инвалидности умственно-отсталое лицо не может надлежащим образом осуществлять все свои права, или же возникает необходимость в ограничении или в аннулировании некоторых или всех таких прав, то процедура, применяемая в целях такого ограничения или аннулирования, должна предусматривать надлежащие правовые гарантии от любых злоупотреблений. Эта процедура должна основываться на оценке квалифицированными специалистами общественно-полезных возможностей умственно-отсталого лица, а также предусматривать периодический пересмотр и право апелляции в высшие инстанции.

На рубеже 80-х - 90-х годов Россия подписала ряд международных Конвенций, гарантирующих права детей с ограниченными возможностями: на развитие, на образование, на социальное обеспечение. Больше пока, к сожалению, не сделано ничего: не подготовлены специалисты, не разработаны стандарты такого рода обучения, не создана эффективная инфраструктура. В России полностью отсутствует система социальной, психологической и педагогической помощи детям с серьезными нарушениями развития, оставшимся в семье.

Однако формальное присоединение к мировому сообществу в этой области послужило основой и дало импульс для изменения Российского законодательства. Ратифицировав международные документы, Россия признала за собой ответственность за их выполнение; тем самым реализация декларированных в них принципов приобрела силу закона и неизбежно выходит на повестку дня. Поэтому международное законодательство может оказаться авторитетным для чиновников различного уровня, а также может служить основанием для отстаивания права ребенка в суде. Ориентировка в подписанных Россией международных документах в этой области дает основу для защиты прав человека с “особыми” потребностями на протяжении всего его жизненного пути.

Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.):

Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности... и стать полезным членом общества.

Принцип 10. Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования:

(принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 г.; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 г.)

Статья 1.1. В настоящей Конвенции выражение “дискриминация” охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение..., которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства в области образования, и, в частности:

а) закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;...

Это дает основание требовать для “особого” ребенка возможности присутствия в классе или группе детского сада хотя бы на части занятий или режимных мероприятий.

D) положение, не совместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.

Статья 3. ...Государства... обязуются:

а) отменить все законодательные постановления и административные распоряжения, и прекратить административную практику дискриминационного характера в области образования;...

d) не допускать в случаях, когда государственные органы предоставляют учебным заведениям те или иные виды помощи, никаких предпочтений или ограничений, основанных исключительно на принадлежности учащихся к какой-либо определенной группе...

Статья 4. Государства... обязуются...:

С) поощрять или развивать подходящими методами образование лиц, не получивших. начального образования или не закончивших его, и продолжение их образования в соответствии со способностями каждого...

Статья 9. Никакие оговорки к настоящей Конвенции не допускаются.

7. Умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди.

2. Умственно отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности.

3. Умственно отсталое лицо имеет право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень. Оно имеет право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей.

4. В тех случаях, когда это возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи или с приемными родителями и участвовать в различных формах жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необ ходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо сделать так, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.

2. Инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его или ее семье.

3. Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной.

4. Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица; пункт 7 Декларации о правах умственно отсталых лиц применяется к любому возможному ограничению или ущемлению этих прав в отношении умственно неполноценных лиц...

6. Инвалиды имеют право на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную под-

готовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции илиреинтеграции...

10. Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации, от любых видов регламентации и обращения, носящих, дискриминационный, оскорбительный или унижающий характер.

Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.):

Статья 2.

1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Статья 23

1. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

2. Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу онем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.

3. В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется по возможности бесплатно, с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

Статья 28

1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование...

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.... Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме...

а) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия...

2. Никакая часть настоящей статьи или статьи 28 не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством...

1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха...

Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и реинтеграцця должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года:

11. Следует уделять больше внимания, проявлять заботу и оказывать поддержку детям-инвалидам, а также другим детям, находящимся в крайне трудных условиях.

Обязательства

Б. Мы будем стремиться осуществить программы, которые снизят уровень неграмотности и предоставят всем детям возможность получения образования независимо от их происхождения и пола; которые подготовят детей к трудовой деятельности и предоставят возможности для получения образования в течение всей жизни, например, путем профессиональной подготовки; и которые дадут детям возможность достичь совершеннолетия, чувствуя поддержку и в благоприятных и культурных условиях.

7. Мы будем стремиться облегчить тяжелое положение миллионов детей, ко

торые живут в особенно трудных, условиях., - таких, как... дети-инвалиды... - Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. (резолюция 48/96):

Правило 6. Образование

Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Им следует обеспечивать, чтобы образование инвалидов являлось неотъемлемой частью системы общего образования.

1. Ответственность за образование инвалидов в интегрированных структурах следует возложить на органы общего образования. Следует обеспечить, чтобы во проси, связанные с образованием инвалидов, являлись составной частью национального планирования в области образования, разработки учебных программ и организации учебного процесса.

2. Обучение в обычных школах предполагает обеспечение услуг переводчиков и других надлежащих вспомогательных услуг. Следует обеспечить адекватный до ступ и вспомогательные услуги, призванные удовлетворять нужды лиц сразличными формами инвалидности...

4. В тех государствах, где образование является обязательным, его следует обеспечивать для детей обоего пола с различными формами и степенями инвалидности, включая самые тяжелые формы.

5. Особое внимание следует уделять следующим лицам:

a) детям самого юного возраста, являющимся инвалидами;

b) детям-инвалидам дошкольного возраста...

6. Для обеспечения инвалидам возможностей в области образования в обычной школе государствам следует:

a) иметь четко сформулированную политику, понимаемую и принимаемую на уровне школ и в более широких рамках общины;

b) обеспечить гибкость учебных программ, возможность вносить в них добавление и изменение;

) предоставлять высококачественные учебные материалы, обеспечить на постоянной основе подготовку преподавателей и оказание им поддержки...

8. В случаях, когда система общего школьного образования все еще не удовлетворяет адекватным образом потребностям всех инвалидов, можно предусмотреть специальное обучение. Оно должно быть направлено на подготовку учащихся к обучению в системе общего школьного образования. Качество такого обучения должно отвечать тем же стандартам и целям, что и обучение в системе общего образования, и должно быть тесно с ним связано. Для учащихся-инвалидов следует как минимум выделять ту же долю ресурсов на образование, что и для учащихся, не являющихся инвалидами. Государствам следует стремиться к постепенной интеграции специальных учебных заведений в систему общего образования. Как известно, в настоящее время специальное обучение, возможно, является в ряде случаев наиболее приемлемой формой обучения некоторых учащихся инвалидов.

Правило 9. Семейная жизнь и свобода личности

I. Инвалидам следует обеспечивать возможность проживать совместно со своими семьями. Государствам следует содействовать тому, чтобы консультационные услуги по вопросам семьи включали соответствующие услуги, связанные с инвалидностью и ее влиянием на семейную жизнь. Семьи, имеющие инвалидов, должны иметь возможность пользоваться патронажными услугами, а также иметь дополнительные возможности для ухода за инвалидами. Государствам еле дует устранять все неоправданные препятствия для лиц, желающих обеспечить уход или усыновить ребенка-инвалида или взрослого инвалида.

Правило 15. Законодательство

2. Необходимо устранить любые положения, являющиеся дискриминационными по отношению к инвалидам. Национальное законодательство должно предусматривать принятие соответствующих санкций в случае нарушения принципов недопущения дискриминации.

До недавнего времени в России существовала практика разделения детей на «обучаемых» и «необучаемых.

Права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (ООН):

Всеобщей декларацией прав человека
 Декларацией о правах инвалидов
 Декларацией о правах умственно отсталых лиц
 Конвенцией о правах ребенка
 Конституцией Российской Федерации.

 Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.):
...Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
...Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности... и стать полезным членом общества.

1. Умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди.
2. Умственно отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности.
3. Умственно отсталое лицо имеет право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень. Оно имеет право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей.

…2. Инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его или ее семье.
3. Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной.
…6. Инвалиды имеют право на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, профессиональную ремесленную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции или реинтеграции...

 Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.):

Статья 2
1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Статья 23
1. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
2. Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.
3. В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется по возможности бесплатно, с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

Статья 28
1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:
а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование...
2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией....

… Статья 29
1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:
а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме...
б) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия...
2. Никакая часть настоящей статьи или статьи 28 не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством...

Статья 31
1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха...

Статья 39
Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной интеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и интеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.

 Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. (резолюция 48/96):

Правило 6. Образование

Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Им следует обеспечивать, чтобы образование инвалидов являлось неотъемлемой частью системы общего образования.

1. Ответственность за образование инвалидов в интегрированных структурах следует возложить на органы общего образования. Следует обеспечить, чтобы вопросы, связанные с образованием инвалидов, являлись составной частью национального планирования в области образования, разработки учебных программ и организации учебного процесса.
2. Обучение в обычных школах предполагает обеспечение услуг переводчиков и других надлежащих вспомогательных услуг. Следует обеспечить адекватный доступ и вспомогательные услуги, призванные удовлетворять нужды лиц с различными формами инвалидности...
4. В тех государствах, где образование является обязательным, его следует обеспечивать для детей обоего пола с различными формами и степенями инвалидности, включая самые тяжелые формы.
8. В случаях, когда система общего школьного образования все еще не удовлетворяет адекватным образом потребностям всех инвалидов, можно предусмотреть специальное обучение. Оно должно быть направлено на подготовку учащихся к обучению в системе общего школьного образования. Качество такого обучения должно отвечать тем же стандартам и целям, что и обучение в системе общего образования, и должно быть тесно с ним связано. Для учащихся-инвалидов следует, как минимум выделять ту же долю ресурсов на образование, что и для учащихся, не являющихся инвалидами. Государствам следует стремиться к постепенной интеграции специальных учебных заведений в систему общего образования. Как известно, в настоящее время специальное обучение, возможно, является в ряде случаев наиболее приемлемой формой обучения некоторых учащихся инвалидов.

Право «особого» ребенка на школьное обучение регламентировано Российским законодательством вполне определенно и твердо. Это право, помимо признанных Россией международных документов, определяется, прежде всего Конституцией РФ:

1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования…

Прямым гарантом права «особого» ребенка на школьное обучение выступает Закон «Об образовании».

…10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Либерализация российского общества конца 80-х - начала 90-х годов привела к коренному изменению законодательной базы в области социальной помощи детям с особенностями развития. К настоящему моменту в значительной степени подготовлены необходимые условия (законодательная основа) для постепенной интеграции детей с особенностями развития в общество. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: прогрессивные изменения законодательства оказались невостребованными и почти не коснулись практики.

А что же на самом деле?Всех ли детей обучают?Всем ли детям созданы условия? Для всех ли разработаны программы обучения? Коллеги детских домов для умственно-отсталых детей, отзовитесь!

23 сентября 2013 года Генеральной ассамблеей ООН по вопросам инвалидности была принята последняя на сегодняшний день резолюция с очень интересным названием «Путь вперед: охватывающая проблему инвалидности повестка дня в области развития на период до 2015 года и далее».

Эта резолюция призвана обеспечить инвалидам весь спектор прав , которые им гарантированы международными документами, созданными за последнее тысячелетие.

Несмотря на активную работу ООН в данной сфере, интересы инвалидов, к сожалению, нарушаются во всем мире. Количество международных документов, которые регулируют права инвалидов несколько десятков. Основными из них являются:

  • Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года;
  • Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года;
  • Международные пакты о правах человека от 26 июля 1966 года;
  • Декларация социального прогресса и развития от 11 декабря 1969 года;
  • Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 года;
  • Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 года;
  • Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Отдельно хотелось бы остановиться на Декларации о правах инвалидов от 1975 года . Это первый документ, подписанный на международном уровне, который посвещен не отдельной группе инвалидам, а охватывает все группы инвалидности.

Это сравнительно небольшой документ, состоящий всего из 13 статей. Именно этот документ лег в основу подписания в 2006 году Конвенции о правах инвалидов.

Декларация дает весьма общее определение понятию «инвалид», это “любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного”.

Позже в Конвенции данное определение было уточнено – это «лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

Смотрите обсуждение этого на видео:

Оба этих определения являются расширительными, каждая страна-участница ООН вправе давать более точное определение инвалидности с разграничением ее на группы.

В России в настоящее время существуют 3 группы инвалидности , а также отдельная категория , которая дается несовершеннолетним гражданам, имеющим любую из трех групп инвалидности.

Федеральное учреждение медико-социальной экспертизы осуществляет признание лица инвалидом.

Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидом признается человек, имеющий нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, которое обусловлено заболеваниями или последствиями травм, или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его .

Ратификация конвенции о правах инвалидов

Конвенция о правах инвалидов представляет собой непосредственно текст Конвенции и Факультативный протокол к ней, которые были подписаны ООН 13 декабря 2006 года в Нью-Йорке. 30 марта 2007 года Конвенция и Протокол были открыты для подписания странами-участницами ООН.

Страны-участницы Конвенции делятся на 4 категории:

Россия является страной, которая подписала и ратифицировала только Конвенцию без Факультативного Протокола. 3 мая 2012г. текст Конвенции распространяется на наше государство, физических и юридических лиц.

Что же такое ратификация, это выражение согласия России на обязательность для нее данной Конвенции в виде утверждения, принятия, присоединения (ст.2 ФЗ РФ от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ). Согласно Конституции РФ , любое подписанное и ратифицированное со стороны РФ международное соглашение по силе стоит выше чем любой внутринациональный закон, в том числе и выше Конституции.

К сожалению, наша страна не подписала и как следствие не ратифицировала факультативный Протокол к Конвенции, а это означает, что в случае наличия нарушения Конвенции частные лица не могут обратиться в специальный Комитет по правам инвалидов со своими жалобами после исчерпания в России всех внутренних средств защиты.

Права и льготы инвалидов в России

Может ли открыть ИП инвалид?

Базовые права и льготы для инвалидов предусмотрены главой IV ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». К ним относятся:

  • Право на получение образования;
  • Обеспечение медицинской помощи;
  • Обеспечение беспрепятственного доступа к информации;
  • Участие инвалидов по зрению в осуществлении операций с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи;
  • Обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры;
  • Обеспечение жилой площадью;
  • Обеспечение занятости инвалидов, право на труд;
  • Право на материальное обеспечение (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты, установленные законодательством РФ);
  • Право на социально-бытовое обслуживание;
  • Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Различными субъектами РФ могут быть предусмотрены дополнительные права для инвалидов и детей-инвалидов.

Частым вопросом является, может ли инвалид зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя . Специальных ограничений для инвалидов не существует, однако, имеются общие ограничения, которые препятствуют получению ИП. К ним относятся:

  1. Если инвалид ранее регистрировался в качестве ИП и данная запись не утратила силу;
  2. Если в отношении инвалида судом принято решение о его несостоятельности (банкротстве), при условии, что не истек год признания его таковым со дня принятия судом решения.
  3. Не истек срок, установленный судом, лишения инвалида права заниматься предпринимательской деятельностью.
  4. Если инвалид имеет или имел судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Более подробно о правах инвалидов 1, 2, 3 группы в России читайте в .

Права опекуна недееспособного инвалида

Опекун — совершеннолетний дееспособный гражданин, назначаемый органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке.

Не могут быть опекунами граждане, лишенные родительских прав , а также имеющие на момент установления опеки судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Заключение

Государству и обществу предстоит большая работа по организации и упрощении условий жизни для инвалидов. Нередки случаи прямой дискриминации инвалидов по внешнему признаку, что приводит к изоляции инвалидов. Вместе с тем инвалиды такие же люди, как и все, только требуют со стороны всех нас чуть большей заботы и внимания.



Поделиться