Ограничение отдельных прав и свобод возможны. Ограничение прав и свобод личности. Признаки конституционных ограничений

Поскольку права и свободы реализуются в обществе, что нередко требует сотрудничества людей, то это обстоятельство обусловливает неизбежность определенных ограничений прав и свобод. Ограничения диктуются прежде всего необходимостью уважения таких же прав и свобод других граждан, недопущения произвольного обращения с ними, а также необходимостью нормального функционирования общества и государства. Это согласуется с рядом важнейших международных документов. Всеобщая Декларация прав человека говорит о том, что какие бы то ни были ограничения прав и свобод отдельной личности могут быть "установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".

Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах (1984 г.) определяют, что такие ограничения и отступления государства-участники могут применять только в случаях исключительной и действительной или неминуемой опасности, которая угрожает жизни нации, и только тогда, когда существуют достаточные гарантии и эффективные средства правовой защиты против злоупотреблений. На национальную безопасность нельзя ссылаться в качестве причины, когда речь идет о предотвращении только местной или относительно изолированной угрозы закону или порядку.

Ограничения прав человека – это установленные государством пределы, в рамках которых человек может реализовать свои права и свободы.

На конституционном уровне устанавливается запрет на издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны. Данная конституционная гарантия устанавливает исчерпывающий перечень оснований для ограничения прав и свобод. Как справедливо заметил исследователь правовых ограничений А. В. Малько: "Эти ограничения, которые можно назвать конституционными, выступают специфическим индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности. Именно комплекс конкретно установленных в Конституции ограничений в наибольшей мере характеризует собой взаимоотношения между государством и человеком, представляет специфическое “лезвие бритвы” между законностью и произволом, во многом предопределяет общую концепцию Основного Закона" .

Однако не следует забывать, что само государство, как это показывает история, может ограничивать права и свободы граждан и при этом избегать ответственности за причиненный вред, становясь источником произвола, нарушения элементарных нрав человека и гражданина. Принятие в 1934 г. высшими властями СССР печально известного постановления, имевшего силу закона, о борьбе с "врагами народа" стало юридической основой для массовых репрессий второй половины 30-х гг. прошлого столетия. Этим постановлением подсудимый лишался права на защиту и обжалование приговора, была ликвидирована открытость судебного разбирательства.

Представляется, что главным в решении вопроса об ограничениях прав человека является расширение сферы ответственности государства за издание неправовых законов, а также органов государственной власти и их должностных лиц – за незаконные действия (или бездействие) в сфере реализации нормативных правовых актов. Высокая правовая культура граждан противодействует стремлению государства стать выше права и закона. Она является одной из важнейших гарантий прав и интересов граждан.

В зависимости от вероятности влияния человека ограничения могут быть стихийными и прогнозируемыми. Стихийные ограничения связаны с обстоятельствами, которые не зависят от воли человека (бедствия, катастрофы, войны). Прогнозируемые ограничения прав человека связаны с просчитываемыми возможными негативными последствиями ограничения прав человека, которые тем не менее реализуются, так как позволяют избежать более опасных последствий.

В международной практике считается общепризнанным ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного и военного положения, которые можно отнести к особым государственно-правовым режимам функционирования государства.

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № З-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам закон относит:

  • – попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовку и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Здесь учтены события как зависящие от людей, так и происходящие помимо их воли. Именно при наступлении данных событий и возникает чрезвычайное положение. По общепризнанному определению, под чрезвычайным положением понимается конституционно установленное положение, при наличии которого осуществление государственной власти происходит в чрезвычайном конституционном порядке.

В связи с тем, что введение чрезвычайного положения повлечет за собой ограничения прав и свобод человека, подходить к его введению нужно осмотрительно.

В большинстве стран мира право вводить чрезвычайное положение предоставлено главе государства. В России в соответствии с законом оно вводится специальным указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Госдуме.

Утверждение указа Президента РФ о чрезвычайном положении производится Советом Федерации незамедлительно, в срок нс более 72 часов после его обнародования. Гарантией законности такого указа является возможность неутверждения Советом Федерации, после чего он утрачивает силу по истечении 72 часов с момента обнародования, о чем оповещается население.

В период введения чрезвычайного положения Президент РФ обладает существенными полномочиями: он вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления на территории, на которой введено чрезвычайное положение; назначает коменданта такой территории; создает штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения; вводит особое управление территорией, на которой введено чрезвычайное положение; привлекает воинские формирования для обеспечения режима чрезвычайного положения.

По распоряжению Президента РФ для обеспечения порядка и безопасности могут быть привлечены и внутренние войска в целях оказания содействия органам внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения. Как показывает практика, использование внутренних войск служит одной из самых надежных мер обеспечения порядка и безопасности, особенно в отдельных местностях РФ, где вводилось чрезвычайное положение.

Принимая все эти дозволенные законом меры, Президент РФ не должен посягать на основы конституционного строя, на неотъемлемые права и свободы граждан, на единство власти в федеративном государстве, на международные обязательства РФ, вытекающие из норм международного права и международных договоров.

Национальное конституционное законодательство всех стран разрешает Президенту РФ временно ограничить или приостановить реализацию ряда политических и гражданских прав и свобод для целей восстановления конституционного правопорядка. Однако и Конституция РФ, и международные договоры с участием Российской Федерации запрещают в любых ситуациях посягать на ряд специально указанных прав и свобод. Так, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и дополнительные протоколы к ней не только устанавливают систему прав человека, но и закрепляют механизм международного контроля за их соблюдением.

В частности, ст. 56 Конституции РФ допускает, что "в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия". В то же время ч. 3 этой же статьи Конституции запрещает в любых ситуациях, в том числе в условиях чрезвычайного положения, ограничивать права и свободы, предусмотренные ст. 20 (право на жизнь), ст. 21 (право на сохранение достоинства личности), ст. 23, 24 (право на неприкосновенность частной жизни и право доступа к документам и материалам, затрагивающим права и свободы личности), ст. 28 (свобода совести и вероисповедания). В условиях чрезвычайного положения ни Президент РФ, ни любой другой орган государства не могут посягать на такие права, как право на судебную защиту; право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46) и ряд иных прав, направленных на защиту личности обвиняемого (ст. 47–50).

Некоторые права и свободы при введении режима чрезвычайного положения тем не менее могут ограничиваться, о чем должно быть специальное упоминание в указе Президента РФ: свобода передвижений, включая установление ограничений на въезд и пребывание на данной территории иностранцев; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; свобода митингов, собраний, забастовок и иных массовых мероприятий; неприкосновенность жилища и транспортных средств. Все данные ограничения оправданы необходимостью скорейшей ликвидации причин и последствий чрезвычайной ситуации.

Еще большему риску подвергаются права и свободы человека в период войны. Конкретизация порядка введения данного вида особого положения содержится в Федеральном конституционном законе от 30.01.2002 № 1-ФКЗ "О военном положении", а также в Федеральном законе от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне".

В Федеральном конституционном законе "О военном положении" под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом России в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии (ст. 1).

Актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

  • 1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию РФ, любая военная оккупация территории РФ, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ или ее части с применением вооруженной силы;
  • 2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории РФ или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;
  • 3) блокада портов или берегов РФ вооруженными силами иностранного государства (группы государств);
  • 4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные силы РФ или другие войска независимо от места их дислокации;
  • 5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;
  • 6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Данный подход к определению агрессии согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Применительно к правам человека Федеральный закон "Об обороне" определяет военное положение как особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающего ограничения прав и свобод граждан. Так же как и чрезвычайное положение, военное положение вводится указом Президента РФ. Вопрос об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа.

Как показывает анализ зарубежной практики, ограничения прав и свобод в период военного положения должны отвечать определенным требованиям. Они, как правило, не распространяются на основные права граждан, носят ограниченный по объему и времени действия характер, применяются только на основании соответствующего законодательного акта .

Риск ограничения прав человека в период военного положения многократно возрастает. Ограничению подлежат очень многие права и свободы: свобода передвижений, свобода любых публичных мероприятий, свобода слова, право собственности, право на объединение, свобода труда и ряд других. Так, например, устанавливается запрет на нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток (комендантский час). Создаются специальные органы цензуры, которые занимаются военной цензурой за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контролем за телефонными переговорами. Органы исполнительной власти, а также органы военного управления получают право осуществлять при необходимости проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, задерживать граждан и транспортные средства на срок до 30 суток. В этот период законным будет даже изъятие у организаций и граждан необходимого для нужд обороны имущества с последующей выплатой государством его стоимости.

Кроме ограничений прав человека, в период военного положения на граждан могут быть наложены дополнительные обязанности: выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам; участвовать в выполнении работ для нужд обороны, в ликвидации последствий применения противником оружия, в восстановлении поврежденных объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования. Причем в соответствии со ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ не является принудительным трудом работа, выполняемая в случаях объявления военного положения.

Данные ограничения отдельных прав граждан на время военного положения, а также дополнительные обязанности оборонного характера граждан допускаются только в той мере, в какой это необходимо для нужд обороны страны и обеспечения безопасности государства, а также при условии, что они не затрагивают основополагающих прав и свобод граждан.

Во исполнение международно-правовых обязательств в Федеральном конституционном законе "О военном положении" содержится норма, касающаяся обязанности Президента РФ в случае введения военного положения в Российской Федерации принять меры по оповещению Генерального секретаря ООН (а через него государств – участников ООН) и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлениях Российской Федерации от своих обязательств по международным договорам, связанным с ограничением отдельных прав и свобод граждан (ст. 22).

Резюмируя изложенное, следует подчеркнуть, что правовой режим военного положения имеет свои характерные черты и специфические особенности. Они заключаются в том, что органами, обеспечивающими режим военного положения, по основаниям, установленным федеральным законодательством, и в пределах предоставленных им полномочий могут быть ограничены отдельные права и свободы граждан и других лиц. Но эти временные ограничения отдельных прав граждан на период военного положения должны соответствовать международным обязательствам РФ, вытекающим из международных договоров РФ в области нрав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признаку иола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

Одним из главных признаков режимов военного и чрезвычайного положения является временный характер их существования. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении" если оно вводится на всей территории России, то срок его действия не должен превышать 30 суток, а в отдельных местностях – 60 суток. После устранения причин, вызвавших необходимость во введении чрезвычайного или военного положения, они отменяются также указом Президента РФ. Ограничения прав и свобод в особых условиях – это вынужденная мера, имеющая временный характер, которая прекращается при отмене режимов чрезвычайного и военного положения, а права и свободы человека, которые были ограничены, восстанавливаются в полном объеме.

Статья 56 Конституции РФ допускает, что в условиях чрезвы­чайного положения для обеспечения безопасности граждан и защи­ты конституционного строя в соответствии с федеральным консти­туционным законом устанавливаются отдельные ограничения прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия.

Конституционные права и свободы человека должны быть за­щищены от нарушения со стороны всех ветвей государственной власти. B ст. 56 Конституции РФ установлен порядок введения ог­раничений некоторых прав и свобод человека и гражданина. Часть 3 этой статьи содержит перечень прав и свобод, которые не подле­жат ограничению. К ним относятся права и свободы, предусмот­ренные ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46-54.

Цель ограничения прав и свобод - защита основ конституци­онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интере­сов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Конституция в ст. 56 и 88 предусматривает возможность в усло­виях чрезвычайного положения, вводимого Президентом РФ в соот­ветствии с федеральным конституционным законом, устанавливать отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в гл. VI) предусмот­рены гарантии прав граждан и ответственность граждан и должно­стных лиц в условиях чрезвычайного положения. Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие изменение (огра­ничение) установленных Конституцией РФ, федеральными закона­ми и иными нормативными правовыми актами полномочий феде­ральных органов исполнительной власти, законодательных (предста­вительных) и исполнительных органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, прав организаций и обществен­ных объединений, прав и свобод человека и гражданина, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавше­гося положения (ст. 28).

Эти меры должны соответствовать международным обязательствам России, вытекающим из международных договоров нашей страны в области прав человека, и не должны повлечь какую-либо дискри­минацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, от­ношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» устанавливает правовое положе­ние граждан в период действия военного положения. Согласно ст. 18 граждане пользуются всеми установленными Конституцией РФ правами и свободами человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено федеральным консти­туционным законом и другими федеральными законами. При этом они обязаны:

Выполнять требования Федерального конституционного зако­на «О военном положении», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам военного по­ложения;

Выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим воен­ного положения, и их должностных лиц и оказывать содейст­вие таким органам и лицам;

Являться по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы военного управления, обеспечивающие режим воен­ного положения, а также в военные комиссариаты районов, городов без районного деления, иных муниципальных (адми­нистративно-территориальных) образований, на территориях которых граждане проживают;

Выполнять требования, изложенные в полученных ими пред­писаниях, повестках и распоряжениях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъ­ектов Федерации, органов военного управления, обеспечиваю­щих режим военного положения, и их должностных лиц;

Участвовать в порядке, установленном Правительством РФ, в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации послед­ствий применения противником оружия, восстановлении по­врежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жиз­необеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожа­рами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования;

Предоставлять в соответствии с федеральными законами необ­ходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их соб­ственности, с последующей выплатой государством стоимости этого имущества.

Ряд ограничений прав и свобод человека и гражданина пре­дусмотрен также федеральными законами от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутрен­них дел Российской Федерации», Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции» и др.

Еще по теме Ограничение прав и свобод личности:

  1. Комплекс психолого-педагогических задач профилактического и исправительного воздействия на личность

Права и свободы, предоставленные каждому Конституцией РФ и международно-правовыми актами, не беспредельны. Права человека, являющиеся общечеловеческим достоянием, не должны ограничиваться, однако, в случаях, когда это необходимо, государство должно устанавливать четкое обоснование, конкретные пределы введения ограничений прав и цели возможных отступлений от тех прав, которые защищены международными соглашениями.

Ограничения основных прав и свобод образуют определенную систему и включают:

  • а) ограничения общего характера. Они касаются общего конституционно-правового статуса и определяют допустимые пределы изъятий из основных прав и свобод и цели, которым такие изъятия должны быть соразмерны (ст. 55, 13, 19, 29 и др. Конституции РФ);
  • б) ограничения основных прав в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции РФ, законодательство о чрезвычайном положении).

Одновременно Конституция определяет пределы усмотрения законодателя, следовательно, исполнительной и судебной власти, перечисляя права и свободы, которые не подлежат ограничению (ч. 3 ст. 56);

в) ограничения основных прав и свобод, обусловленные особенностями правового статуса отдельных категорий граждан (должностные лица, военнослужащие, лица, отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы и т.п.) и их отношений с государством. В последнем случае пределы возможных ограничений, как правило, Конституцией не определены. Они могут устанавливаться законодателем и должны быть оправданы природой этих отношений, а судом проверяются с учетом единства Конституции и ее распространения на всех граждан, необходимости соблюдения законодателем принципа соразмерности ограничений специальному статусу данных категорий граждан.

Международные договоры о правах человека разрешают государствам-участникам вводить правовые нормы, ограничивающие применение некоторых прав, а также в случае возникновения на их территории чрезвычайных обстоятельств отступать от выполнения взятых на себя международных обязательств по защите прав человека и основных свобод и приостанавливать действие национального законодательства в этой области.

Такие меры принимаются только в той степени, в какой это необходимо государству в интересах его безопасности.

Нормы, позволяющие ограничить действие некоторых прав человека, вводятся с целью установить равновесие между правами отдельных лиц и интересами общества и государства в целом, а также в том случае, когда между ними могут возникать противоречия.

Хотя ограничительные нормы по правам человека должны вводиться согласно Конституции федеральными законами, законодательство некоторых субъектов Федерации содержит нормы, ограничивающие права человека.

Наибольшее число противоречий и несоответствий в региональных законодательствах касается таких прав как:

  • - равенство всех перед законом в пользовании правами и свободами (например, наличие неодинакового правового статуса, дающее преимущество гражданам, которые относятся к «титульной» для субъекта Федерации национальности, по отношению к другим гражданам в предпринимательской деятельности, при регистрации приобретенной собственности и в других вопросах или лишение определенных преимуществ, которыми пользуются жители субъекта Федерации, для граждан страны, находящихся на территории этого субъекта, но не имеющих постоянной прописки);
  • - право на свободные выборы (в ряде республик допускаются ограничения для кандидатов на пост главы республики и в депутаты ее законодательного органа в виде ценза республиканского гражданства, срока обязательного проживания, знания языка «титульной нации» и других требований);
  • - право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах РФ (установление дополнительных по сравнению с федеральным законодательством ограничений прописки и регистрации в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге, а также в других крупных городах страны, в ряде регионов, ставших центрами миграции: Ставропольском, Краснодарском крае и др.) и некоторых других прав.

Ограничения прав человека

Проблема прав человека во многом является проблемой ограничений прав человека .

Достаточно легко договориться о признаваемом всеми перечне прав, значительно труднее определить границы допустимого для общества вмешательства власти в права человека.

Имеются права человека, которые не должны ограничиваться ни при каких обстоятельствах. Их немного:

— свобода от пыток,

— свобода от рабства,

— свобода мысли,

— право на справедливый суд и ряд процедурных прав.

Для большей части прав и свобод ограничения допускаются. Однако власть не должна ограничивать права человека по своему произволу .

Власть может ограничивать права человека только в следующих случаях .

Ø Во-первых , если вмешательство власти в права человека соответствует нормам закона. Это означает, что любое ограничение прав человека должно четко прописываться в законе. Если в законе отсутствует точное указание на возможность конкретного ограничения, то введение его будет нарушением прав человека, независимо от лица или органа, распорядившегося о введении ограничения, его общественной пользы и т.д. Таким образом, вне закона любое ограничение неправомерно.

Ø Во-вторых , власть может ограничивать права человека только для защиты этих общественных интересов и только в случае защиты четко определенного общественного интереса .

В качестве общепринятых общественных интересов, для соблюдения которых допустимы ограничения прав человека, могут выступать национальная безопасность, экономическое благосостояние страны, общественный порядок, жизнь и здоровье людей, общественное здоровье и нравственность.

Важно понимать, что совокупность общественных интересов, оправдывающих вмешательство власти, для каждого из прав человека различна. Например, мы может согласиться, что ради экономического благосостояния страны общество может позволить государству в определенных случаях нарушать тайну переписки. Но вряд ли мы можем позволить власти нарушать свободу вероисповедания, руководствуясь теми же интересами: невозможно рационально объяснить каким образом реализация свободу вероисповедания может причинить ущерб экономическому благосостоянию страны.

Ø В-третьих , вводимые властью ограничения прав человека должны быть допустимы в демократическом обществе .

Мы можем представить, что вмешательство власти в права и свободы допускается законом, что оно способствует защите общественного интереса, но при этом вводимое ограничение несоразмерно, оно ведет к фактическому умалению ограничиваемого права. Например, можно представить, что закон о митингах и демонстрациях допускает введение некоторых ограничений на их проведение, что рационально обосновывается интересами государственной безопасности, охраны общественного порядка, защитой жизни, здоровья, нравственности, прав и интересов других лиц. Можно представить, что в число вводимых ограничений законодатели включат запрет на митинги вблизи зданий, занимаемых органами государственной власти. В этом случае налицо будет и закон, и обоснование ограничения защитой общественных интересов. Однако свобода митингов будет сведена на нет: свое недовольство органом власти граждане смогут выразить далеко от места пребывания тех, кто вынес не устроившее их решение. Для диктатуры подобный запрет логичен, для демократического общества недопустим.

Определение границ допустимого для демократического общества вмешательства власти в права человека – одна из самых сложных проблем в сфере прав человека. В качестве важнейшего ориентира для их решения часто используются прецеденты по рассмотрению жалоб Европейским судом по правам человека и комитетов ООН по правам человека. По существу, эти международные органы в своих решениях вырабатывают правовые стандарты , которые определяют содержание прав человека.

Проблема определения границ допустимого чрезвычайно сложна. Тем более, она еще усложнилась в современное время, когда человечество столкнулось с такими вызовами, как терроризм и т.д. Разговор об этом будет продолжен в соответствующих темах.

Нарушения прав человека

Если мы понимаем права человека как комплекс морально-правовых норм, защищающих достоинство человека в его взаимоотношениях с представителями государственной и иной власти, то из этого понимания следует, что нарушителем прав человека могут быть лица, действующие в официальном качестве, или властные структуры. Имеющие равные правомочия не могут стать ни жертвами, ни нарушителями прав человека; они могут быть правонарушителями или жертвами нарушения позитивного права. При этом и сточником нарушения прав человека может быть отдельная личность, определенная группа лиц, или государственная структура.

Степень общественной опасности нарушений прав человека определяется тем, насколько высоко расположено должностное лицо или орган, допускающий своим бездействием или санкционирующий нарушения прав человека.

Нарушения прав человека можно классифицировать по следующим основаниям.

  1. Диапазон . По степени серьезности (какие права нарушены).
  2. Интенсивность. По частоте нарушений (количественный критерий).
  3. Масштаб (количество пострадавшего населения).

К наиболее серьезным, грубым нарушениям прав человека относятся:

Геноцид,

Рабство и сходная с рабством практика;

Массовые или произвольные казни;

Исчезновения людей, произвольное и продолжительное задержание;

Систематическая дискриминация.

Вряд ли можно найти более серьезное, ужасное и отвратительное нарушение прав человека, чем геноцид. Международное сообщество достаточно давно охарактеризовало его как преступление против человечества.

Термин является производным от «генос » — род и «цид » – убивать. Геноцидом признается убийство членов определенной группы; причинение серьезных телесных повреждений или психических расстройств членам этой группы; умышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в группе; насильственная передача детей из одной группы в другую.

Имеется еще одно схожее понятие: политицид – убийство членов определенной политической группы. Геноцид от политицида отличается объектом: как правило, это определенная этническая, религиозная, сексуальная группы.

Наиболее ярким проявление геноцида в истории человечества является систематическое преследование и истребление нацистами евреев в 1930-40-е гг. (Холокост). Всего за несколько лет в фашистской Германии был пройден путь от бойкота еврейских магазинов до массового уничтожения евреев в лагерях смерти. В результате погибло более 6 млн. человек (70% проживавших в Европе евреев).

Впервые в истории человечества виновные в геноциде предстали перед Нюрнбергским трибуналом. В дальнейшем ООН приняла еще несколько документов, осуждающих геноцид. В их числе Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.), Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968 г.) и другие.

К сожалению, в современном мире геноцид остается серьезной проблемой. В числе наиболее известных современных проявлений геноцида следует назвать войны в Югославии в 90-е годы ХХ столетия и массовые убийства в Руанде и соседних государствах в 1994 г. Для расследования геноцида и военных преступлений в ходе этих событий ООН были созданы Международный трибунал по бывшей Югославии (1993 г.) и Международный уголовный трибунал по Руанде (1994 г.).

F Прочитайте предложенные в хрестоматии тексты. Выполните тесты для самоконтроля.

Хрестоматия:

Конституция РФ. Ст. 55, 56.

Европейская конвенция прав человека и основных свобод. Ст. 5, 7-11.

Экштайн К. Основные права и свободы. Учебное пособие для вузов. М., 2004. С.60-70, (разделы «Ограничение основных прав и свобод»).

Права человека: Учебник для вузов. М., 1999. С.102-105 (Глава III, § 3 «Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина»).

Азаров А.Я. Введение в теорию прав человека // Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека: Международные и российские механизмы защиты. М.: Московская школа прав человека, 2003. С.21-22 (глава «Ограничения прав и свобод»).

Дополнительная литература:

Интернет ресурсы:

Мектепбаева С.К. К проблеме целей ограничения прав человека. — См.:

  • 2. Основы теории конституционализма
  • 2.1. Понятие, сущность и функции конституции
  • 2.2. Предмет конституционного регулирования и структура конституций
  • 2.3. Основные черты и юридические свойства конституции
  • 2.4. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
  • Заключение
  • 3. Основы конституционного строя и его элементы
  • 3.1. Понятие и содержание конституционного строя России и его основ
  • 3.2. Конституционный строй и развитие общества и государства
  • Заключение
  • 4. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации
  • 4.1. Понятие народовластия, механизм реализации полновластия народа
  • 4.2. Конституционные формы осуществления власти народа в Российской Федерации
  • Проведение публичных мероприятий.
  • 5. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
  • 5.1. Концепция прав человека в конституционном законодательстве России
  • 5.2. Понятие основ конституционно-правового статуса личности
  • 5. 3. Конституционные принципы правового положения личности
  • Заключение
  • 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • Три поколения прав человека и гражданина
  • 6.2. Понятие и конституционные принципы основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 6.3. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
  • 6.4. Ограничение прав и свобод человека и гражданина
  • 6.5. Содержание личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина Система основных личных прав и свобод российских граждан
  • Система основных политических прав и свобод российских граждан
  • 6.6. Обязанности граждан Российской Федерации
  • 7. Конституционные гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации
  • 7.1. Конституционные гарантии прав и свобод
  • 7.2. Государственная защита прав и свобод граждан
  • 7.3. Конституционное право граждан на самозащиту
  • Статьей 14 гпк Российской Федерации предусмотрена самозащита гражданских прав:
  • 7. 4. Конституционные гарантии правосудия
  • 7.5. Конституционные гарантии правосудия
  • Заключение
  • 8. Гражданство Российской Федерации
  • 8.1. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации
  • 8. 2. Понятие гражданства Российской Федерации
  • 8.3. Принципы гражданства
  • 8.4. Основания, и порядок приобретения гражданства
  • Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке (Ст. 13).
  • Восстановление в гражданстве Российской Федерации (ст. 15).
  • На защиту интересов детей направлены, и положения За­кона на случай изменения родителями своего гражданства. Гражданство детей (ст. 9).
  • 8.5. Государственные органы по делам гражданства
  • 8.6. Прекращение гражданства Российской Федерации
  • Заключение
  • 9.Особенности конституционно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
  • 9.1. Понятие и особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 9.2. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • Часть 1 статьи 63 Конституции рф предусматривает предоставление в России политического убежища.
  • 9.4. Обеспечение правил пребывания в России иностранных граждан
  • Заключение
  • 10. Основы федеративного устройства России
  • 10.2. Становление и развитие Российской Федерации
  • 10.3. Предметы ведения Российской Федерации
  • 10.4. Проблемы совершенствования законодательства в сфере федеративных отношений
  • Заключение
  • 11. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
  • 11.1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации
  • 11.2. Конституционный статус субъектов Российской Федерации
  • 11.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
  • 12. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации
  • 12.1. Понятие и классификация органов государственной власти
  • 1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • Конституционный статус Правительства рф.
  • 12.2. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти в рф
  • Заключение
  • 10 См. Сз рф. 1995. № 49. Ст.4868
  • 6.4. Ограничение прав и свобод человека и гражданина

    Проблема установления конституционных ограничений это проблема пределов свободы человека в обществе. Известно, что свобо­да не может существовать без ограничений, ибо каждый должен счи­таться с такими же правами и свободами других лиц, обязан содействовать нормальному функцио­нированию конкретного коллектива, общества и государства.

    Конституционные ограничения выступают специфическим индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности. Именно комплекс конкретных зафиксированных в Консти­туции ограничений в наибольшей мере характеризует собой взаимо­отношения между государством и человеком, представляет своеобраз­ное лезвие бритвы между законностью и произволом, во многом пред­определяет общую концепцию Основного Закона.

    Конституционные ограничения это установленные в Конститу­ции границы, в пределах которых субъекты должны действовать, ис­пользовать свои права и свободы.

    Подобные границы возводятся в основном с помощью обязаннос­тей и запретов, приостановлении и ответственности.

    Признаки конституционных ограничений:

    1) они связаны с неблагоприятными условиями (угрозой или лише­нием определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны правоотношения и общественных интересов в охране и защите (интересов правопоряд­ка);

    2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит и прав личности, сводят разнообразие в поведении индивида до определенного «предельного» состояния,

    3) отличаются от ущемлений, которые также являются специфи­ческими ограничениями, но противоправными, противозаконными, произвольными, т.е. уже правонарушениями (конституционные же ограничения - законные, правомерные средства).

    Развитие гражданского общества неизбежно рождает ситуации, требующие от государства ограничить гражданс­кие права и свободы. Вопрос, однако, заключается в том, кто, на каком основании, на какое время и в каких пределах, может или должен это делать. В таком сложном деле волюнтаризм, а тем более злоупотребле­ния недопустимы. Конституции многих стран мира, допуская ограничения прав, устанавливают строгие основания и порядок их осуществления. Поскольку главная опасность необоснованных ограничений исходит от исполнительной власти, конституции обычно предусматривают возможность ограниче­ний основных прав только законом или на основании зако­на, т. е. актами, в принятии которых исполнительная власть прямо не участвует.

    В Российской федерации конституционное регулирование вопроса об ограничении прав и свобод начинается с установле­ния незыблемости этих прав. Часть 2 ст. 55 гласит "В Российс­кой Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". Это общее правило, которое указывает на невозможность приня­тия законов, попирающих права и свободы без всяких основа­ний.

    Но, следуя ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. Права и свобо­ды могут ограничиваться в целях защиты основ конституци­онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безо­пасности государства.

    Этих оснований всего шесть - защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    В мировой конституционной теории и практике общепризнано, что ограничения гражданских прав и свобод пра­вомерны также в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, мас­совые беспорядки и др.). Это признается Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), кото­рый, однако, требует, чтобы чрезвычайное положение го­сударством-участником было официально объявлено и об этом сообщено другим государствам.

    Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) чрезвычайное положение может повлечь за собой отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, но в соответствии с федеральным конституционным законом и для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя.

    При этом не подлежат ограничению некоторые права и свободы, предусмотренные специально отмеченными в ч. 3 ст. 56 статья­ми Конституции. Эти статьи закрепляют право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность част­ной жизни, гарантии против сбора информации о частной жизни, свободу совести, свободу пред­принимательства, право на жилище (это так называемые абсолютные права и свободы), а также всю сумму прав, связанных с судебной защитой. Набор этих прав, повторяю­щий аналогичные положения Международного пакта о граж­данских и политических правах, отражает стремление за­щитить те права и свободы, реализация которых никак не может помешать достижению целей властей в связи с объяв­лением чрезвычайного положения и которые должны со­блюдаться при любых обстоятельствах.

    В Конституции есть еще одна важная гарантия Соглас­но ч. 3 ст. 118 "создание чрезвычайных судов не допускает­ся". Следовательно, даже в условиях чрезвычайного поло­жения продолжают действовать суды общей юрисдикции, что гарантирует защиту граждан от незаконных или дискриминационных действий.

    В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный конституционный закон «О чрезвы­чайном положении" от 30 мая 2001 г., в котором, в частно­сти, установлен исчерпывающий перечень конкретных ограничений прав и свобод на время чрезвычайного положе­ния. Он включает особый режим въезда и выезда, ограниче­ние свободы передвижения по территории, на которой вве­дено чрезвычайное положение, запрещение проведения со­браний, митингов, уличных шествий, забастовок, ограни­чение движения транспортных средств.

    В наиболее опасных случаях, при попытках насильственного изменения консти­туционного строя, массовых беспорядках и других действиях, угрожающих жизни и безопасности граждан или нор­мальной деятельности государственных институтов, допус­каются введение комендантского часа, ограничение свобо­ды печати, приостановление деятельности политических партий и общественных организаций, ограничение или зап­рещение продажи оружия, спиртных напитков, выдворе­ние нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их проживания или за пределы территории, на которой введено чрезвычайное по­ложение, за их счет.

    Данный Закон предусматривает, что неправомочное применение силы сотрудниками правоохранительных орга­нов, как и превышение должностными лицами своих полно­мочий, включая нарушение гарантий прав граждан, влечет за собой соответствующую ответственность.

    Ограничения прав и свобод граждан в целях, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусмотрены в ряде других федеральных законов. Эти ограничения чаще всего выступают как необходимые условия для деятельности правоох­ранительных органов, призванных охранять права и свобо­ды всех граждан. Такие законы, абсолютно необходимые в интересах большинства граждан, одновременно таят опас­ность злоупотреблений ими, что заставляет законодателя тщательно фиксировать пределы прав соответствующих ор­ганов и условия применения ими принуждения по отноше­нию к гражданам. Среди такого рода законов, принятых в Российской Федерации, особенно важны законы об органах Федеральной службы безопасности, о внутренних войсках МВД, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности о государственной охране и т. д.

    Ограничения прав и свобод граждан всегда сбалансиро­ваны правом на обжалование действий должностных лиц соответствующих государственных органов, закрепленным в Конституции РФ (ст. 46.) в Уголовно-процессуальном ко­дексе, в законах о прокуратуре, об обжаловании в суд действий и решении, нарушающих права и свободы граждан.

    Перечисленные в ч. 3 ст. 55 основания для ограничения прав и свобод явно предусмотрены для непредсказуемых обстоятельств, которые могут потребовать усиления защи­ты одних прав за счет ограничения других прав человека. Федеральному Собранию в каждом случае принятия закона об ограничении прав и свобод придется конкретно и взве­шенно подходить к определению меры и необходимости ог­раничения каждого конституционного права, придания огра­ничительным нормам закона постоянного или временного характера.

    Из сказанного можно сделать вывод, что конституционные ограничения прав и свобод весьма многообраз­ны; их можно классифицировать по следующим основаниям:

    1) в зависимости от прав и свобод, которые ограничиваются - на ограничения гражданских и политических прав (ограничения свобо­ды передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (ограничения в ис­пользовании права собственности на землю);

    2) в зависимости от времени действия - на постоянные (кото­рые установлены в Конституции РФ и законах) и временные (кото­рые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном поло­жении и которые связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приоста­новлением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установле­нием комендантского часа и другими ограничениями прав и свобод граждан);

    3) в зависимости от широты охвата - на общие (распространяются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдельные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права - неприкосновенности жилища);

    4) в зависимости от сферы использования - на государственные (федеральные, республиканские, краевые, областные) и муниципаль­ные;

    5) в зависимости от содержания - на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.);

    6) в зависимости от способов их осуществления - на запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности и т.д.



    Поделиться