СХОДСТВА |
Определяются через возможность избрать тот или иной вид поведения (например, создавать общественные объединения как право образовывать их, так и свобода граждан входить в них). Еще Ш. Монтескье писал: «свобода есть право делать все, что разрешено законом» (современная версия звучит: свобода есть право делать все, что не запрещено законом). Иногда даже употребляются формулы «право на свободу», например, в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» |
|
РАЗЛИЧИЯ |
Права - возможность получения каких-либо социальных благ |
Свобода в широком смысле - возможность избежать воздействия со стороны государства тех или иных ограничений |
Право - «закрепленное нормой с достаточной определенностью возможное поведение или набор вариантов возможного поведения субъектов» (А. Г. Мамонтов) |
«Свобода» подразумевает более высокую степень вариантности поведения субъекта права в сфере неограничиваемых и охраняемых законом общественных отношений (А. Г. Мамонтов) |
|
Осуществление прав чаще всего возможно только при наличии встречных действий, предоставления соответствующего блага, условия реализации таких прав предполагают тщательное нормативно-правовое регулирование. «Степень юридической свободы здесь резко уменьшается, а правовая определенность возрастает» |
«Свободы» - это всегда естественные права, т. е. не предоставленные гражданам государством, а вытекающие из самой природы человека. Отношения по их реализации не носят предоставительно-обязывающего характера, т. е. не требуют от государства (или кого-либо) встречных действий: «жить, свободно выражать свои мысли, трудиться человек может даже на необитаемом острове. Главная обязанность всех иных лиц в таких отношениях - не мешать» . |
Таким образом, свободы в отличие от прав представляют собой сферы, области деятельности человека, в которых человек (с большей долей вариативности поведения) проявляет независимость от государства (свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ); свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ); свобода труда (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ), избегает его ограничений, свободы не требуют встречных действий (кроме как не мешать). Если права подразумевают возможность получить какие-либо блага от государства, то свободы - избежать вмешательства государства.
Хотя все выделенные отличия выглядят весьма условными. В законодательстве же многие естественные права называются правами, а не свободами. Даже сами сторонники нетождественности понятий отмечают «условность и умозрительность выделяемых отличий» . Употребление терминов «права» и «свободы» считают данью минувшему времени, когда правовые возможности человека виделись в независимости от государства. Поэтому очень часто термины используются, если не как синонимы, то, как однородные, близкие по значению, что является более оправданным.
Другой важный вопрос относительно прав и свобод человека - это отличие от прав и свобод гражданина. Конституционно-правовая теория исходит из того, что первые «проистекают из естественного права», а вторые - «из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер» .
Права и свободы человека - исходные права и свободы, которыми люди обладают от рождения (по ч. 2 ст. 17 Конституции РФ права и свободы человека принадлежат каждому от рождения), независимо от наличия гражданства того государства, в котором они живут. Когда в конституциях или иных законах, международных актах идет речь о таких правах и свободах, применяются следующие выражения: «никто не может быть лишен...», «каждый имеет право...», «все…», «ни один человек…» и т. п. (например, в Конституции РФ: каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26), каждый имеет право на жилище (ст. 40), каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53)).
Права и свободы гражданина - права, которые закрепляются за лицом в силу его принадлежности к государству (гражданство). При этом в конституциях четко говориться: «граждане имеют право». Например, в Конституции РФ: граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36).
Но нельзя забывать, что любой гражданин того или иного государства обладает всем тем комплексом прав и свобод, которые относятся и к правам и свободам человека, а лицо, не являющееся гражданином государства (иностранцем, апатридом) - лишь правами и свободами человека.
Как отмечает Е. А. Лукашева, такой подход, как разграничение прав и свобод на права и свободы человека и права и свободы гражданина «не является традиционным для нашего конституционного регулирования, которое сводило положение человека только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получившего свои права в «дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного» . То есть лишь Конституция РФ закрепила различия между человеком и гражданином.
Преимущественно правами граждан являются по Конституции РФ политические права: право собраний, митингов, демонстрации; избирать и быть избранным; право участвовать в управлении делами государства; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Но есть и социально-экономическое право частной собственности на землю.
Не только в Конституциях государств отражены такие различия. Например, в Международном пакте о гражданских и политических правах: «каждый человек имеет право па свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9), «никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст. 11); и в тоже время в статье 5 закреплены права каждого гражданина - на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным и т. д.
В целом права человека представляют собой возможности выбора и использования человеком существенных для него благ в пределах, ограниченных правами других лиц, ограничиваясь личной ответственностью, соотносимо с активной или пассивной обязанностью других лиц. Свободы в отличие от прав представляют собой более широкие возможности выбора поведения в тех сферах, в которых человек проявляет независимость от государства, избегает его ограничений (свобода совести, свобода вероисповедания; свобода мысли и слова; свобода труда); свободы не требуют встречных действий (кроме как не мешать). Если права подразумевают возможность получить какие-либо блага от государства, то свободы - избежать вмешательства государства. Употребление терминов «права» и «свободы» как однородных, близких по значению, является более оправданным, чем употребление их как синонимов.
Права и свободы человека - исходные права и свободы, которыми люди обладают от рождения, независимо от наличия гражданства того государства, в котором они живут. Права и свободы гражданина закрепляются за лицом в силу его принадлежности к государству (гражданство). Любой гражданин обладает всем комплексом прав и свобод, которые относятся и к правам и свободам человека, а лицо, не являющееся гражданином - лишь правами и свободами человека.
1. Термин "свобода" призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания" (ст. 28); "каждому гарантируется свобода мысли и слова" (ст. 29); "каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию" (ст. 37). При наличии юридически признанной свободы количество вариантов поведения возрастает. Например, свобода мысли и слова может реализоваться в самых различных действиях; гражданин может высказывать свои мысли и письменно, и устно в самых различных формах и ситуациях; свобода предпринимательства проявляется в разных его видах.
В отличие от этого термин "право" определяет более конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). Управомоченный (носитель права) имеет возможность выбора одного из двух вариантов поведения. Он может использовать или не использовать свое право
2. Право гражданина постольку является его правом, поскольку оно зафиксировано в позитивном праве (законах) соответствующего государства. Закон является непосредственной основой права. Между тем свобода личности может существовать и без государства и права. Она не вытекает из закона.
3. Основному праву, зафиксированному в конституции, должна соответствовать позитивная, активная обязанность государства, направленная на создание условий реализации права, на саму реализацию. Если же отношения личности и государства урегулированы с помощью категории «свобода», то государство принимает на себя обязанности пассивные (негативные), не вмешивается в сферу свободы, оставленную законом. Активные действия предпринимает сам носитель свободы.
4. В случае споров с государственным органом носитель права должен привести законное обоснование своего права. В случае споров, связанных с реализацией свободы, напротив, государственный орган должен привести обоснование ограничения свободы, вытекающее из закона.
Гражданин – понятие юридическое, оно предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством.
Максимальным объемом прав и свобод на территории государства обладают его граждане.
Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Гражданство возникает по рождению, в результате приема в гражданство и по другим законным основаниям. По законодательству большинства стран никто не может быть лишен гражданства или права изменить его. РФ о гражданстве 2001 г.
Государство, гарантирует гражданину его законные права и интересы; защищает его и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин" обязан соблюдать законы другие предписания государства и выполнять установленные им обязанности.
Права человека и гражданина. Права человека - это такие права, которые принадлежат каждому, независимо от его гражданской принадлежности (право на жизнь, право собственности, право на создание семьи и др.).
Права и свободы человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах и др.
Человеку отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Реализация такого интереса осуществляется в гражданском обществе, основанном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства.
Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством - института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).
Права и свободы человека являются самыми важными среди всех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в демократических обществах.
Права человека, их генезис, назначение - одна из «вечных» проблем общественно-культурного развития всего человечества, постоянно находившаяся в центре внимания политической, правовой, философской, этической и религиозной мысли. Права человека – сложное и многомерное явление, в значительной мере связанное с генезисом правовых норм, в которых сформулированы права человека.
В своем современном виде область знаний, относящаяся к правам человека, возникла после второй мировой войны, но ее истоки четко прослеживаются уже в эпоху древности, средневековья и особенно в эпоху Просвещения.
Концепции прав человека базируется на трех основных положениях:
Каждая власть ограничена.
Каждый человек располагает своим автономным миром, вмешиваться в который не может никакая власть.
Каждый человек, защищая свои права, может предъявить претензии к государству.
Прежде чем перейти к анализу конкретных прав и свобод человека, необходимо определить смысл основных понятий, применяемых в этой области. И поэтому, не пытаясь предложить общепринятые дефиниции (впрочем, таковых и нет), постараемся разобраться в некоторых из них.
В самом общем виде права человека могут быть определены как права, присущие людям от рождения и без которых они не могут жить как человеческие существа. Права человека формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для нормального функционирования не только индивида и общества, но и государства в целом. Права человека основаны на стремлении человечества к такой жизни, в которой врожденное достоинство и ценность каждой человеческой личности будут пользоваться уважением и защитой со стороны государства. Понятие врожденного человеческого достоинства является основным для концепции прав человека. Оно вытекает из самой сути человечества, оно присуще как младенцу, который еще ничего не успел сделать, так и взрослому человеку. Достоинство есть прежде всего нравственная самооценка человеком самого себя, своего места и значения в обществе, а также признание обществом его социальной ценности, уникальности и неповторимости.
Достоинство человека - источник его прав и свобод. Только обладание правами и свободами дает человеку возможность самораскрыться и самореализоваться как личности.
В определении сущности и содержании прав человека можно выделить различные правовые доктрины и точки зрения.
Учение естественного права утверждает, что права человека являются прирожденными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми. Поскольку в их основе лежит сама природа человека, они не дарованы человеку ни богом, ни государством и не зависят от государственного усмотрения и произвола, постольку человек никому не обязан за свои права. Поэтому они получили название естественные права человека.
Целью естественно-правовой доктрины является ограничение притязаний государства по своему усмотрению определять объем прав и свобод человека, без учета необходимого для нормальной жизнедеятельности индивида набора прав, которые объективно являются независимыми от воли государства. Поэтому эти права не могут быть противопоставлены государству, которое должно брать на себя функцию не только их защиты и обеспечения, но и их законодательного формулирования.
Естественные права человека не нуждались до возникновения государства и права в каком-либо писаном, юридическом оформлении. И хотя эти права принадлежат человеку от рождения, «защищенность» им придает юридическая форма, т.е. форма закона. Эта необходимость привела к появлению писаного права, которое на первых порах вобрало в себя обычное право, моральные права и запреты, в том числе права и свободы человека, и получило название позитивное право.
Это послужило основой для возникновения позитивистско-правовой доктрины, которая противостояла естественно-правовой традиции. Согласно этому подходу, права человека, их объем и содержание определяются государством. Именно оно «дарует» эти права человеку. Главная идея этой точки зрения состояла, таким образом, в подчинении и обязанности индивида беспрекословно соблюдать право, а также в подчинении индивида государству, а не утверждении приоритета прав человека по oотношению к последнему.
Основные права и свободы человека характеризуются различными чертами. Права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В течение всей своей жизни он неразрывно связан со своими правами и свободами, они не должны быть никем и никаким образом отняты у него.
Прaвa человека носят все общий, универсальный характер. Всеобщность и универсальность прав и свобод человека проявляется в следующих параметрах.
Все люди без какой-либо дискриминации имеют основные права и свободы. Международные стандарты и законодательства демократических государств гарантируют равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, языка, национальности, происхождения и других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам расовой, языковой, национальной, социальной или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, равенство всех перед законом, право на гражданство, право свободного передвижения, право на свободу убеждений - это наиболее общие права и свободы всех людей независимо от политического режима, формы государственного устройства и формы правления, общественного строя страны, к которой человек принадлежит.
Всеобщность прав и свобод человека находит свое выражение и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он ни переехал, - в любом месте он обладает основными естественными правами и свободами. И это обладание не зависит от того, является ли эта территория независимой или несамоуправляющейся, или каким-либо другим образом ограниченной в своем суверенитете.
Наконец, проблема прав человека - это всеобщая проблема, решать которую необходимо с точки зрения концепции межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Она основывается на следующих посылках:
Все права человека неделимы и одинаково важны. Необходимо избегать противопоставления одной группы прав другим группам, поскольку стремление добиться осуществления одной из этих групп прав может быть использовано для ущемления других прав.
Принцип уважения прав человека не противоречит другим принципам современного международного права. Поэтому никакие оправдания на необходимость защиты основных прав и свобод человека не могут быть использованы для нарушения таких принципов, как уважение государственного суверенитета, невмешательство государств во внутренние дела друг друга и т.д.
Под нарушением принципа уважения прав человека понимается общая политическая и правовая ситуация, которая свидетельствует об игнорировании данным государством своего обязательства уважать права человека и о массовом нарушении последних.
Права и свободы человека: сходство и различия. Язык международных документов и национальные законодательства применяют понятия «права человека» и «свободы человека». Возникает вопрос: являются ли эти понятия тождественными или между ними существуют различия?
Если коснуться проблемы юридической природы и нормативного закрепления прав и свобод в правовых актах (международные документы, конституции и др.), то провести между ними четкую границу достаточно трудно. В этой плоскости они идентичны. Свободы - это те же права. Но относительно проблемы правомочий в отношении «человек – государство» они отличаются друг от друга. И эти различия сводятся к следующему.
Свободы человека - это области деятельности человека, в которые государство по должно вмешиваться. Оно может лишь очертить с помощью правовых норм границы, в рамках которых человек действует по своему выбору и усмотрению. Государство не только само должно воздержаться от интервенции в свободы человека, по и обязано обеспечить защиту границ этих свобод, ос вмешательства других лиц. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход его за пределы дозволенных свобод. Например, демократическому государству нет никакого дела до религиозных убеждений конкретного человека, оно не должно влиять на его предпочтение какому-либо вероисповеданию или устанавливать ту или иную религию в качестве обязательной - это свободы, принадлежащие конкретным людям. Однако государство вправе ввести законы, ограничивающие свободу совести исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетворения справедливых требований морали и общественного порядка в демократическом обществе.
Права человека - это установленные и гарантируемые государством правомочия и потенции действий человека в конкретной сфере. Причем государство обязуется обеспечить и защитить правомерные действия человека в указанной законом области. Здесь уже не предлагается возможности выбора, варианта действия внутри данного права. Им можно либо воспользоваться и реализовать его, либо не реализовать. Но подчеркнем еще раз, что с точки зрения права понятия права и свободы человека идентичны.
Говоря о юридических характеристиках прав человека, необходимо различать «права и свободы человека» в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле права и свободы человека - это система международных и национальных правовых норм, которые устанавливают правовой статус личности, закрепляют ее положение, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности и государства. В субъективном смысле права и свободы человека - это принадлежащее конкретному лицу правомочие того или иного действия, поступка, предусмотренного правовой нормой и защищаемого государством.
Классификация прав . В правовой литературе и в исследованиях по международному праву можно встретить различные подходы и точки зрения относительно классификации, группировки прав и свобод человека.
Чаще всего выделяют в особую группу естественные права человека, акцентируя внимание на первичности их существования, догосударственности, дополитичности. К ним относятся такие права, как право на жизнь, свобода выражения мнений, физическая и психическая неприкосновенность, свобода вероисповедания и другие.
Существует несколько уровней классификации прав человека:
Первый уровень прав ориентирован на выявление их статусного состояния в системе прав человека. В соответствии с этим они делятся на две группы: негативные и позитивные. Под негативными понимаются те права, по отношению к которым государство должно воздерживаться от вмешательства в их реализацию и от ограничений, нарушающих свободу личности. Свобода слова или свобода совести - это запрет вмешательства государственной власти в данные вопросы. Под позитивными правами, наоборот, понимаются права, требующие обязательств и гарантий государства по обеспечению выполнения этих нрав.
Второй уровень определяет собой сферы реализации прав человека. В соответствии с ним происходит подразделение прав на гражданские, коллективные, экономические, социальные, политические и культурные. Причем под гражданскими понимаются личные или индивидуальные права.
В Уставе ООН и Международном билле о правах, включающем Всеобщую Декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативные протоколы к нему, выделяются пять основных групп прав: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Остановимся кратко на их характеристике.
Гражданские права - это мрака естественного характера, т.e. такие, которыми человек наделен от рождения. Они призваны гарантировать индивидуальную свободу человека, защищать личность от произвола со стороны государства и его органов. К ним относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести, достоинства, деловой репутации, на справедливый, независимый публичный суд и ряд других.
Политические права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. Важнейшие из них: право избирать и быть избранным в paзличные органы власти, свобода союзов и ассоциаций, партий, демонстраций и собраний, свобода слова, мнений, печати, совести.
Экономические права призваны обеспечить экономическую свободу и достойный жизненный уровень человека. Они включают: право на труд, на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на частную собственность, запрет на принудительный труд за некоторыми исключениями, право на социальное вознаграждение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости и т.
Социальные права обеспечивают человеку минимум экономической безопасности, без которого было бы трудно предъявлять свои права достойным образом. Они содержат: право на труд, отдых, досуг, социальное обеспечение, т.е. происходит дублирование некоторых экономических прав. Поэтому зачастую их объединяют в социально-экономические права.
Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека: право на свободу убеждений и свободное их выражение, право на образование, право на участие в культурной жизни общества, право на защиту моральных и материальных интересов.
Американская традиция, идущая от Билля о правах (первых десяти поправках к Конституции 1787 г.), под правами человека имеет в виду своеобразно понимаемые права и свободы. Их содержание отличается от формулировок Устава ООН и Международного билля о правах. США в силу разных причин не признают существование социально-экономических, социальных и культурных прав.
В Европе - родине теории естественного права и естественных прав человека - сегодня законодательно признаны все группы прав: гражданские, политические, экономические, социальные и права в области культуры. Они закреплены в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и в дополнительных протоколах к ней, в Европейской Социальной Хартии и других документах.
Поколения прав. Права человека, если исходить из их классификации, относятся к различным сферам жизнедеятельности. Но это не единственное различие между ними, поскольку они различаются и по времени возникновения. Развитие знаний о правах человека привело к выводу о складывании исторически-последовательных больших групп прав, которые получили название «поколения прав человека». Начиная с 80-х годов, утвердилось разделение прав на три поколения.
Первое поколение прав включает традиционные ценности, в частности, гражданские и политические права: право на свободу мысли, совести и религии, право каждого гражданина на ведение государственных дел, право на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное и справедливое рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других.
Второе поколение включает социальные, экономические и культурные права. Их признание явилось результатом идеологического, правового компромисса между бывшими социалистическими и капиталистическими государствами. Так, в Конституции СССР 1936 г. был закреплен широкий набор прав второго поколения. И, хотя социальная защищенность советских граждан практически оказалась минимальной, тем не менее, она существовала и оказывала определенное воздействие на мировое общественное сознание, на идею формирования прав второго поколения.
В Европе на признание таких прав, по всей вероятности, повлияла также и. растущая социальная ориентация стран, которые имели возможности не только для провозглашения этих прав, но и для обеспечения гарантий их реализации. В послевоенные годы конституции ФРГ, Франции, Италии и других стран характеризовали свои государства как социальные, закрепляя различные социальные, экономические и культурные права. Это привело к оформлению таких международных документов, как Европейская Социальная Хартия, принятая в 1961 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).
Третье поколение включает, в отличие от первых двух, коллективные права, права меньшинств, права народов. В этом заключается их своеобразие. Они ocуществляются целым коллективом, общностью людей. Естественно, отдельная личность принимает участие в реализации этих прав, но только как член какой-либо общности, т.е. реализация этих прав связана напрямую не с его личным, а с коллективным статусом. В 80-е годы ООН разработала документы о правах меньшинств, правах народов, а затем были приняты региональные международные нормы.
Между поколениями прав существуют различия. В частности, различия между первым и вторым поколениями прав связаны с позицией государства по отношению к ним. Права первого поколения нуждаются в защите от какого-либо вмешательства , индивидуального или государственного, в их осуществление. Для осуществления прав второго поколения, наоборот, необходимы гарантии и обязательства государства по их претворению в жизнь.
Различия между двумя первыми и третьим поколениями прав сводятся к следующему:
Права первого и второго поколения являются правами индивидуальными, а права третьего поколения - коллективными. Они неразрывно связаны между собой. Их взаимоотношения строятся на принципе, согласно которому осуществление коллективных прав не должно ущемлять права и свободы индивида.
Они различны также и по своей природе. Права личности - это естественное право, присущее человеку от рождения. Права коллектива не являются естественными, поскольку формируются по мере становления интересов той или иной общности. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность. Это качественно иные права, определяемые целями и интересами коллективного образования. Они не должны игнорировать права человека, противоречить им или подавлять их (исключением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации). Коллективные права не могут ранжироваться выше индивидуальных прав, а должны находиться с ними в гармонии.
Такой подход является единственно правильным, однако его реализация весьма затруднительна. Поэтому постоянно возникающие противоречия между правами человека, правами государства, народа, национальных меньшинств, малых народов являются одной из причин участившихся межнациональных конфликтов. В этих конфликтах каждая из сторон выдвигает свои доводы правоты, справедливости, правомерности, отстаивает свое право на суверенитет, свои притязания на пересмотр границ. При этом игнорируются права любого другого человека, не принадлежащего к этой общности. Следовательно, на передний план выдвигаются коллективные права нации, народа, которые они стремятся реализовать любой ценой, даже ценой массового истребления своего и чужих народов, а также в ущерб правам индивидуальным. Таким образом, в самом общем виде выше были рассмотрены основные понятия концепции прав и свобод человека, отраженные в международно-правовых нормах, политико-правовых и философских доктринах. Конечно, они не представляют собой нечто абсолютное, застывшее, а будут постоянно развиваться и совершенствоваться вместе с развитием мирового сообщества.
Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является свободное развитие личности (ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»),
В древних памятниках XI и XII веков встречается лишь наречие в смысле прилагательного: свободъ, например, в Остромировом Евангелии первичного извода: въ истину свободъ будете.
Свобода - идея, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной, и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами.
Некоторые определяют свободу как господство над обстоятельствами со знанием дела, а другие, как Шеллинг, утверждают, что свобода - это способность делать выбор на основе различения добра и зла. Существует множество других определений свободы .
В праве свобода - это закрепленная в конституции или ином правовом акте возможность определенного поведения человека (например, свобода образования, слова, вероисповедания и т.д.). Категория свободы близка к понятию права в субъективном смысле, она включает юридический механизм для реализации и соответствующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие. В «Декларации прав человека и гражданина» (Франция, 1789 год) свобода человека трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».
Свобода человека - это возможность активной деятельности в соответствии со своими потребностями, намерениями, интересами, в результате которой человек достигает своих целей. Противоположной категорией свободе является несвобода (рабство). По данным «Российской газеты», в рабство были проданы один миллион женщин и детей, из них 250 тысяч - в Юго-Восточной Азии по 10 тысяч долларов за человека (Российская газета. 06.05.2000).
Рабство - система общественных отношений, при которой допускается нахождение раба в собственности у другого человека: господина, рабовладельца, хозяина или государства. Прежде в рабы брали пленников, преступников и должников, позже и лиц, которых принуждали работать на своего хозяина. Рабство было широко распространено до XX века, а в некоторых арабских и африканских странах вплоть до его конца. В таких странах, как Судан, Нигер и Мавритания, рабство распространено и поныне.
В Дигестах Юстиниана (Corpus iuris civilis ) рабство определяется как «установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владычеству вопреки природе» (Digest. 1.5.4.1).
Конвенция «О рабстве», принятая Лигой Наций в 1926 году дала определения рабства и работорговли:
- 1. Под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности.
- 2. Под работорговлей понимаются все действия: связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; по продаже или обмену лица, приобретённого с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов.
Рабство осуждено договором Лиги Наций в 1926 году и во от 1948 года, а также в других основных документах, касающихся прав человека.
В 4 пункте Всеобщей декларации прав человека ООН расширила понятие раб до любого лица, которое не может по своей воле отказаться от работы. В Европе рабство запрещает Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Международная организация труда определяет рабское положение работника по следующему списку признаков: выполнение работы вопреки собственному желанию; нарушение законных трудовых прав; отсутствие возможности уволиться; ограничение физической свободы; наличие на рабочем месте надсмотрщиков; применение к работнику физического насилия.
На протяжении последних 5000 лет рабство существовало почти повсюду. В российской литературе существовала традиция отождествлять крепостных крестьян с рабами, однако, несмотря на целый ряд сходных черт, у рабства и крепостничества были некоторые различия(И. Супоницкая, Раб и крепостной http://his.lSeptember. ru/2006/15/4.htm).
По данным МОТ, общий доход, получаемый от незаконного использования принудительного труда, составляет не менее $ 150,2 млрд в год. Наибольшие доходы, порядка $99 млрд, приходятся на использование рабского труда в секс-индустрии. Около $34 млрд в год приносят рабы, занятые в строительстве, промышленности и на добыче полезных ископаемых, $9 млрд в год - сельскохозяйственные рабы, $8 млрд - домашняя прислуга.
Наибольший доход приносит рабство в Азиатско-Тихоокеанском регионе - $51,8 млрд. В пересчете на одного раба доход составляет $5 тыс. в год. В европейских странах и США ежегодная прибыль с каждого раба выше в 6-7 раз, что даёт в совокупности $46,9 млрд в год (https://ru.wikipedia.org/wiki/Pa6cTBo).
Свобода человека в образовательных отношениях в период раннего детства осуществляется им самим, но в большей степени ее осуществляют родители, законные представители с учетом интересов ребенка. Родители имеют право выбирать форму обучения, образовательного учреждения, защищают законные интересы и права ребенка, принимают участие в управлении образовательными организациями.
Обучающиеся приобретают право на самостоятельный выбор образовательной организации и формы образования только по достижении совершеннолетия, которое, согласно ст. 60 Конституции РФ, наступает в 18 лет. С этого возраста гражданин России может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности. В то же время право самостоятельно поступать на работу возникает у человека с 16 лет (ст. 63 ТК РФ). Важнейшим вопросом образовательного права является вопрос о динамике дееспособности обучающегося. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право в соответствии со ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:
- 1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
- 2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации и т.д.
Согласно ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования по согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.
У ребенка в процессе образования формируется понятие свободы человека. Человек был свободен полностью только тогда, когда он жил самостоятельно, свободно не в государстве или какой-то другой общности. Когда человек приобретает гражданство государства, он передает ему часть своих прав, т.е. ограничивает свою свободу. Государство ограничивает свободу человека, устанавливая запреты поведения, защищающие свободу личности, и устанавливает ответственность за их нарушения.
Самые блестящие умы ищут пути, как сделать этот мир лучше. Но результат нередко расходится с целями, и иногда вместо свободы и процветания надвигается рабство и нищета. По словам Иммануила Канта и Вольтера, «человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, но закону».
Цель общества или государства дать каждому человеку свободу, возможности, а он должен развивать присущие ему дарования. Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: 1) право как свобода (идея права);
- 2) право как определенная ступень и форма свободы (особое право);
- 3) право как закон (позитивное право). Таким образом, право на об- разоваание можно рассматривать: 1) как вид свободы; 2) как ступень образования; 3) как закон об образовании. Понятие «свобода» используется в Федеральном законе об образовании 45 раз.
- http://ru.wikipedia.org/.
Настоятельно рекомендуем ознакомиться на нашем сайте "Веб-клуб Космополит" с современными концепциями Андрея Булатова о связи психики человека с его нервной системой.
Просим дать ссылку на таламопсихологию в учебные заведения и в научные организации!
Будущий мир
- представления развития мира в свете современных информационных технологий.
P.S. Не пропустите новости о новых теориях будущего мира и таламической психологии, которые не перестают и никогда не перестанут развиваться - подпишитесь здесь: Рассылка-ЖМИ
Чем права отличаются от свободы
Одинокому человеку на необитаемом острове права не нужны, так как у него там исключительно только одни свободы. Может он делать все, что захочет.
Права появляются в обществе в ответ на ограничение отдельных индивидуальных свобод. В обществе необходимо одеваться определенным образом и следить за собственным поведением, нести трудовую повинность. Прав становится больше, если больше ограничиваешь себя и больше служишь людям. Люди предоставляют тебе право распоряжаться их свободами, если поведешь их к всеобщему благу.
Общество предоставляет права, забирая некоторые свободы. На основе этих прав появляются новые правовые свободы, которые гораздо больше дают возможностей индивидууму, чем возможности одинокого человека.
Право есть доля от общественных благ, за которую следует платить своей свободой. Но можно и чужой свободой расплатиться. А лучше платить идеями и инновациями, которые сокращают индивидуальный вклад в общественном производстве благ.
Права предоставляют государственные органы власти, международные правозащитные организации. Необходимо приложить усилия, чтобы реализовать свои права и воспользоваться ими.
Государство дает право, принуждает к праву. Свободу же дает сам Господь Бог.
И если человек живет без Бога, не является он сам по себе свободным, то и никакое право ему не поможет обрести в жизни радость и счастье.