Пао одк умпо как расшифровывается. Производство авиадвигателей. уфимское моторостроительное производственное объединение (умпо)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «УМПО»

Организационно-экономическая характеристика ОАО «УМПО»

ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» - крупнейший производитель авиационных двигателей в РФ.

Предприятие основано в 1925 году, входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОАО «УК «ОДК») - 100% специализированной дочерней компании ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» по управлению двигателестроительными активами.

Основные виды деятельности ОАО «УМПО» :

  • 1) производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей для истребителей и штурмовиков марки «Су»;
  • 2) производство и ремонт узлов вертолетной техники;
  • 3) выпуск и ремонт оборудования для газовой и энергетической отраслей.

Открытое акционерное общество "Уфимское моторостроительное производственное объединение" - одно из крупнейших в России двигателестроительных предприятий, удостоенное свыше 30 правительственных наград, в т.ч. двумя орденами Ленина и орденом Боевого Красного Знамени, 6 международных и 23 российской, общественной конкурсной и выставочной награды, занимает неизменно высокие позиции в рейтинге крупнейших предприятий России при положительной динамике товарного выпуска продукции.

ОАО "УМПО" расположено на трёх изолированных производственных площадках, на территориях Калининского района г. Уфы и Благовещенского района Республики Башкортостан, в его составе 2 специализированных производства - авиационное и инструментальное, где работает свыше 19 тыс. рабочих, специалистов и служащих.

Вся история ОАО "УМПО" свидетельствует о том, что основной задачей предприятия был и остается выпуск современной качественной авиационной техники. За время существования предприятием выпущено более 50 базовых и модифицированных авиационных двигателей, которые устанавливались на 170 типах и модификациях самолетов. Для ракет различного класса выпущено более 25 моделей и модификаций жидкостно-ракетных двигателей. На самолетах с уфимскими двигателями поставлено более 100 мировых авиационных рекордов. Важное направление - внешнеэкономическая деятельность. ОАО "УМПО" впервые вышло со своей продукцией на внешний рынок в 1952 году. 49 стран мира эксплуатируют произведенную нами технику. Имеется опыт не только поставок готовой продукции на экспорт, но и организации за рубежом лицензионного производства.

ОАО "УМПО" обладает полным технологическим циклом производства авиадвигателей. Освоенные технологические процессы, в т.ч. уникальные, набор оборудования, квалификация персонала позволяют объединению изготавливать самую современную наукоемкую продукцию.

УМПО обеспечивает полный комплекс услуг по техническому сопровождению своих изделий: послепродажное гарантийное обслуживание, ремонт модулей, узлов и двигателей с восстановлением всех эксплуатационных характеристик, обучение персонала, модернизация ранее выпущенной техники.

Новое направление производственной деятельности - изготовление газотурбинных двигателей индустриального применения. На базе АЛ-31Ф освоено производство газотурбинного привода АЛ-31СТ, применяющегося в составе газоперекачивающих агрегатов мощностью 16 МВт и АЛ-31СТЭ для блочно-модульных электростанций на 20 МВт.

Значительную долю составляет выпуск высокотехнологичной гражданской продукции, наукоемких изделий бытового назначения и товаров повседневного спроса. Объединением изготовлено свыше 8 млн. автомобильных двигателей, свыше 140 тыс. комбайновых моторов, более 3 млн. малолитражных бензиновых двигателей, более 146 тыс. мотоблоков,

около 13,5 тыс. снегоходов.

ОАО "УМПО" обладает пакетом лицензий и сертификатов как для производства и ремонта авиационной техники, так и проектирования и изготовление газоэнергетического и нефтяного оборудования.

Государство всячески оказывает поддержку ОАО «УМПО». Более 83% акций компании контролируется государством через ОАО «ОПК «Оборонпром». ОАО «УМПО» входит в список стратегических предприятий. Как крупнейший экспортер промышленной продукции, предприятие получает возмещение большой части затрат на уплату процентов по кредитам. Инвестиционная программа компании финансируется в основном государством через ОАО «ОПК «Оборонпром», Федеральные целевые программы, а также прочие статьи бюджета.

ОАО «УМПО» имеет высокий уровень долговой нагрузки, что объясняется в основном потребностями финансирования оборотного капитала в связи с длительным бизнес циклом и сложившейся практикой расчета с поставщиками и заказчиками.

Действующая система менеджмента качества соответствует требованиям международных стандартов серии ISO 9001-2008. По результатам сертификации, которая проходила в ОАО «УМПО» в конце 2010 года, ОАО «УМПО» выдан сертификат Bureau Veritas(Англия), подтверждающий соответствие системы менеджмента качества предприятия требованиям международного аэрокосмического стандарта AS/EN 9100. В 2012 году по результатам проведенного в объединении сертификационного аудита Bureau Veritas (Англия) ОАО«УМПО» включено в перечень сертифицированных поставщиков, размещенный в международной базе данных OASIS IAQG (Международная группа по вопросам качества аэрокосмической промышленности).

С 1981 г. УМПО выпускает двигатели четвертого поколения АЛ-31Ф для истребителя Су-27. В 2002г. освоено производство модификации базового двигателя поколения 4+ АЛ-31ФП, оснащенного системой управления вектором тяги и предназначенного для сверхманевренных истребителей Су-30 и его модификаций. В 2012 г. продолжилась работа по изготовлению авиационных двигателей семейства 117 (АЛ-41Ф-1) для боевых самолетов, обладающих уникальными тактико-техническими характеристиками. Значительный объем работ выполнен объединением в рамках исполнения государственных контрактов и договоров на поставку военной техники для Министерства обороны РФ.

В 2012 году в составе ОАО «УК «ОДК» создан дивизион «Двигатели для боевой авиации», головным предприятием которого определено ОАО «УМПО». Дивизион возглавил управляющий директор ОАО «УМПО» А.В. Артюхов. В перечень основных продуктовых программ новой структуры включены перспективный двигатель для ПАК ФА двигатели первого этапа для ПАК ФА (изделия 117/117С), семейства двигателей АЛ-31 и РД-33, двигатель АЛ-55И, а также ремонт двигателей для боевой авиации ОАО «УМПО» участвует в Программе ОАО «УК «ОДК» по организации серийного производства вертолетных двигателей типа ТВ3-117 и ВК-2500,в том числе серийного производства деталей и сборочных единиц ремонтного группового комплекта (ДСЕ РГК) двигателей типа ТВ3-117 и ВК-2500, а также перспективных вертолетных двигателей.

ОАО «УМПО» в кооперации с ОАО «Авиадвигатель» и ОАО «УК «ОДК» участвует в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проектам «Разработка, освоение и сертификация новых технологических процессов для создания конкурентоспособных авиационных двигателей» (ПД-14) и «Подготовка серийного производства семейства двигателей ПД 9-18».

Низкий по сравнению с другими предприятиями отрасли уровень производственных затрат ОАО «УМПО» обеспечивает работа по реструктуризации производственного процесса и оптимизации затрат, работа по принципам бережливого производства, удачное, с точки зрения логистики, географическое положение предприятия, развитая региональная система подготовки кадров и приемлемый размер средней заработной платы в регионе.

Продукция ОАО «УМПО» в 2012 году экспортировалась в восемь стран мира, доля экспорта за 2012год занимает 72% от общего объема производимой продукции (включая поставки через авиастроительные компании). 49 стран эксплуатируют технику производства УМПО.

ОАО "УМПО" имеет две производственные площадки с общей площадью территорий в 2.14 млн. м2, расположенные на территории г. Уфы Республики Башкортостан. Производственные активы Компании включают:

  • 1) 1 млн. м2 производственных площадей корпусов;
  • 2) более 50 цехов основного и вспомогательного производства;
  • 3) более 14 тыс. ед. технологического оборудования (из них 1 520 ед. - станки с числовым программным управлением).

Объединение имеет исключительную лицензию на производство двигателей АЛ-31Ф и АЛ-31ФП сроком пользования 20 лет, а также долю в праве собственности на разработку привода АЛ-31СТ.

Таблица 2.1 - Основные достижения и неудачи организации

Достижения

Наращивание объемов выпуска оборонной продукции

Незащищенность продукции от подделок вследствие чего очень высок процент подделок произведенных в Китае и Индии (патентная незащищенность)

Расширение круга заказчиков на изготовление и обслуживание изделий оборонного назначения

Модернизации станочного парка и закупка новых станков с ЧПУ

Возможный рост долговой нагрузки в случае увеличения портфеля заказов, что негативно скажется на кредитных рейтингах компании

Расширение производства газотранспортного и газоэнергетического оборудования, УМПО имеет резерв увеличения объемов производства.

Высокая зависимость от поставщиков комплектующих

Стратегический альянс с конкурентом «НПО «Сатурн»

Структура собственности группы УМПО и компании представляется довольно сложной и непрозрачной

Модернизация авиадвигателей, производство авиационных двигателей для самолетов гражданского назначения

Отсутствие ведения отчетности по стандартам МСФО не позволяет получить компании высокие кредитные рейтинги

Основные технико-экономические показатели ОАО «УМПО» представлены в таблице 2.2

На основе материалов таблицы 2.2 можно сделать вывод о том, что за анализируемый период основные показатели деятельности предприятия ОАО «УМПО» имеют положительную динамику.

Таблица 2.2 - Основные технико-экономические показатели ОАО «УМПО» за 2012-2014 гг.

Наименование показателя

Сумма (тыс.руб.)

Изменения (+,-), тыс.руб.

Темп роста

2014 г. к 2012 г.

Выручка (нетто) от продажи товаров, тыс.руб.

Себестоимость проданных товаров, тыс.руб.

Валовая прибыль

Коммерческие и управленческие расходы

Прибыль от продаж, тыс.руб.

Среднесписочная численность сотрудников, чел.

Среднегодовая сумма активов, тыс.руб.

Фондоотдача, руб.

Рентабельность продаж, %

Производительность труда, тыс. руб./чел.

Фондоемкость

Фондовооруженность

Основные производственные фонды

Как видно из таблицы 2.2, наиболее успешным был для предприятия 2014 год. Выручка от продаж за 3 года возросла в 1,83 раза, себестоимость - в 1,82. В результате прибыль повысилась в 2,72 раза: с 2393534 до 6514576 млрд. руб.

За 2012-2014 гг. наблюдается существенный рост рентабельности продаж на 1,491 за счет опережающего роста прибыли по сравнению с ростом выручки.

Рост себестоимости обусловлен ростом заработной платы и увеличением стоимости закупочных материалов для производства готовой продукции. Данное изменение связано с увеличением объемов продаж в 2014 году. Выручка выросла на 17,1 млрд. руб., себестоимость выросла на 11,4 млрд.руб., соответственно прибыль выросла на 5,7 млрд.руб.

Среднесписочная численность персонала увеличилась в 2014 году, т.е. в 1,149, что свидетельствует об увеличении масштабов деятельности, при этом выручка возросла на 17,1 млрд. руб., производительность труда также увеличивается на 130,7 .

Производительность труда увеличилась с 2012г. по 2014г. на 130,7. за счет опережения роста выручки по сравнению с ростом численности персонала. Темп роста в 2014 году составил 1,066.

Основные производственные фонды увеличились с 2012 г. по 2014г. на 4153930. Темп роста в 2014 году составил 2,66.

Показатель фондоотдачи за 2012-13 гг. снизился на 0,736, что свидетельствует об увеличении выручки и эффективном использовании основных фондов.

Показатель фондоемкости - показатель, обратный фондоотдаче; характеризует стоимость производственных основных фондов, приходящуюся на 1 руб. продукции. Уменьшился показатель в 2014 г. по отношению к 2012г. и составил 1,352, за счет увеличения основных средств и выручки от продаж, что свидетельствует о положительной динамике.

Фондовооруженность - показатель оснащенности основными производственными фондами (размер основных производственных фондов в расчете на одного работника или рабочего предприятия). По отношению 2014 г. к 2012 г фондовооруженность увеличилась на 261,2 и темп роста увеличился и составил 2,161 %.

Улучшение экономических показателей: выручка возросла, наблюдается увеличение прибыли.

Улучшение показателей эффективности: рентабельность, фондоотдача, производительность труда.

Открытое акционерное общество "Уфимское моторостроительное производственное объединение" – крупнейшее в России двигателестроительное предприятие, основанное в 1925 году. УМПО удостоено свыше 30 правительственных наград, в том числе двух орденов Ленина и ордена Красного Знамени, 6 международных и 23 российских наград, занимает неизменно высокие позиции в рейтингах крупнейших предприятий России.

ОАО "УМПО" расположено на двух производственных площадках на территории г. Уфы Республики Башкортостан, в его составе 2 специализированных производства - авиационное и инструментальное, где трудится около 15 тысяч рабочих, специалистов и служащих.

Основной задачей предприятия был и остается выпуск современной качественной авиационной техники. За время существования предприятием выпущено более 50 базовых и модифицированных авиационных двигателей, которые устанавливались на 170 типах и модификациях самолетов. Для ракет различного класса выпущено более 25 моделей и модификаций жидкостно-ракетных двигателей. На самолетах с уфимскими двигателями поставлено более 100 мировых авиационных рекордов. Премьер-министр В.В. Путин назвал изготавливаемые объединением авиационные двигатели безусловной гордостью России. Президент РБ Рустэм Хамитов, в свою очередь, заявил, что ОАО "УМПО" использует самые передовые технологии.

В настоящее время УМПО производит турбореактивные двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для самолетов Су-27, Су-30 со всеми их модификациями, Р95Ш и Р195 для семейства самолетов Су-25, колонки несущих винтов на вертолеты Ка-27, Ка-28, Ка-32, трансмиссии для вертолетов Ми-26. С 2010 года объединение начало поставлять на завод ОАО «Компания «Сухой» в Комсомольске-на-Амуре двигатели АЛ-41Ф-1С (изделие 117С) для Су-35С, истребителя поколения 4++, в котором использованы технологии пятого поколения.

Важное направление - внешнеэкономическая деятельность. ОАО "УМПО" впервые вышло со своей продукцией на внешний рынок в 1952 году. 49 стран мира эксплуатируют технику производства УМПО; основным торговым партнером является Индия, для которой предприятие также изготавливает двигатели АЛ-55И, устанавливаемые на учебно-тренировочные самолеты HJT-36. Объединение активно поддерживает зарубежных партнеров, организуя лицензионное производство двигателей, обеспечивая их ремонт и обучая специалистов из этих стран.



ОАО "УМПО" обладает полным технологическим циклом производства авиадвигателей. Освоенные технологические процессы, в т.ч. уникальные, набор оборудования, квалификация персонала позволяют объединению изготавливать самую современную наукоемкую продукцию.

УМПО обеспечивает полный комплекс услуг по техническому сопровождению своих изделий: послепродажное гарантийное обслуживание, ремонт модулей, узлов и двигателей с восстановлением всех эксплуатационных характеристик, обучение персонала, модернизация ранее выпущенной техники.

Наряду c авиационными объединение выпускает газотурбинные двигатели наземного индустриального применения. На базе АЛ-31Ф освоено производство газотурбинного привода АЛ-31СТ, применяющегося в составе газоперекачивающих агрегатов мощностью 16 МВт и АЛ-31СТЭ для блочно-модульных электростанций на 20 МВт. УМПО может предложить потенциальным заказчикам целую гамму продукции в различной компоновке, включая сдачу "под ключ" целых станций.

Действующая система менеджмента качества соответствует требованиям международных стандартов серии ISO-9001-2001, что подтверждено сертификатом соответствия NBP 02.112.0495-2004 в системе добровольной сертификации "Военный регистр". В 2010 году объединение получило сертификат соответствия системы менеджмента качества аэрокосмическому стандарту AS 9100. Сертификат по AS 9100 повышает конкурентоспособность ОАО "УМПО" при работе с российскими заказчиками и свидетельствует о создании в объединении условий для выпуска высококачественной продукции.

ОАО "УМПО" обладает пакетом лицензий и сертификатов как для производства и ремонта авиационной техники, так и проектирования и изготовления газоэнергетического и нефтяного оборудования.

Девиз объединения: "Надежность и качество - всегда и во всем".

ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" – крупнейшее в России двигателестроительное предприятие, основанное в 1925 году.

ОАО "УМПО" расположено на двух производственных площадках на территории г. Уфы Республики Башкортостан, в его составе 2 специализированных производства - авиационное и инструментальное, где трудится около 15 тысяч рабочих, специалистов и служащих.

Основной задачей предприятия был и остается выпуск современной качественной авиационной техники. За время существования предприятием выпущено более 50 базовых и модифицированных авиационных двигателей, которые устанавливались на 170 типах и модификациях самолетов. Для ракет различного класса выпущено более 25 моделей и модификаций жидкостно-ракетных двигателей. На самолетах с уфимскими двигателями поставлено более 100 мировых авиационных рекордов.

В настоящее время УМПО производит турбореактивные двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для самолетов Су-27, Су-30 со всеми их модификациями, Р95Ш и Р195 для семейства самолетов Су-25, колонки несущих винтов на вертолеты Ка-27, Ка-28, Ка-32, трансмиссии для вертолетов Ми-26. С 2010 года объединение начало поставлять на завод ОАО "Компания "Сухой" в Комсомольске-на-Амуре двигатели АЛ-41Ф-1С (изделие 117С) для Су-35С, истребителя поколения 4++, в котором использованы технологии пятого поколения.

ОАО "УМПО" впервые вышло со своей продукцией на внешний рынок в 1952 году. 49 стран мира эксплуатируют технику производства УМПО; основным торговым партнером является Индия, для которой предприятие также изготавливает двигатели АЛ-55И, устанавливаемые на учебно-тренировочные самолеты HJT-36. Объединение активно поддерживает зарубежных партнеров, организуя лицензионное производство двигателей, обеспечивая их ремонт и обучая специалистов из этих стран.

ОАО "УМПО" обладает полным технологическим циклом производства авиадвигателей. Освоенные технологические процессы, в т.ч. уникальные, набор оборудования, квалификация персонала позволяют объединению изготавливать самую современную наукоемкую продукцию. УМПО обеспечивает полный комплекс услуг по техническому сопровождению своих изделий: послепродажное гарантийное обслуживание, ремонт модулей, узлов и двигателей с восстановлением всех эксплуатационных характеристик, обучение персонала, модернизация ранее выпущенной техники.

Наряду c авиационными объединение выпускает газотурбинные двигатели наземного индустриального применения. На базе АЛ-31Ф освоено производство газотурбинного привода АЛ-31СТ, применяющегося в составе газоперекачивающих агрегатов мощностью 16 МВт и АЛ-31СТЭ для блочно-модульных электростанций на 20 МВт. УМПО может предложить потенциальным заказчикам целую гамму продукции в различной компоновке, включая сдачу "под ключ" целых станций.

Действующая система менеджмента качества соответствует требованиям международных стандартов серии ISO-9001-2001, что подтверждено сертификатом соответствия NBP 02.112.0495-2004 в системе добровольной сертификации "Военный регистр". В 2010 году объединение получило сертификат соответствия системы менеджмента качества аэрокосмическому стандарту AS 9100. Сертификат по AS 9100 повышает конкурентоспособность ОАО "УМПО" при работе с российскими заказчиками и свидетельствует о создании в объединении условий для выпуска высококачественной продукции.

ОАО "УМПО" обладает пакетом лицензий и сертификатов как для производства и ремонта авиационной техники, так и проектирования и изготовления газоэнергетического и нефтяного оборудования.

ОАО "УМПО" входит в состав "Объединенной двигателестроительной корпорации" - 100 % специализированной дочерней компании ОАО ОПК "Оборонпром" по управлению двигателестроительными активами.

ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО) - крупнейший разработчик и производитель авиационных двигателей в России. Серийно выпускает турбореактивные двигатели для самолетов семейства Су-35С (Изделие 117 С), Су-27 (АЛ-31Ф), семейства Су-30 (двигатель АЛ-31Ф и АЛ-31ФП), семейства Су-25 (Р-95Ш и Р-195), узлы вертолетной техники на вертолеты «Ка» и «Ми».


Дата рождения предприятия считается 17 июля 1925 года, в этот день Совет Труда и Обороны принял решение о строительстве, на базе мелких авторемонтных мастерских бывшего АО «Русский Рено» в Рыбинске завода по производству авиационных двигателей. 14 января 1928 года завод вступил в строй действующих предприятий авиационной промышленности под номером 26. В 1931 году в Уфе началось строительство завода комбайновых моторов, в 1935 году собраны первые 10 двигателей. К 1940 году Уфимский моторный завод имел всё необходимое для выхода производства на полную мощность, но был передан в Наркомат авиационной промышленности с присвоением ему номера 384. В этом же году УМЗ становится дублером Рыбинского завода по производству авиационных моторов М-105 (до начала Великой Отечественной войны завод успел выпустить 675 штук М-105).

В начале войны на площади Уфимского завода эвакуирован ряд моторных заводов, в том числе и из Рыбинска. 17 декабря 1941 года Рыбинский моторный завод номер 26, два ленинградских завода-дублера (234-й и 451-й), частично 219-й из Москвы, проектное бюро ЦИАМ (Москва), конструкторское бюро В. А. Добрынина (Воронеж) и два уфимских завода, — моторный (384-й) и дизельный (336-й) объединены в единое целое. Новое предприятие стало правопреемником объединённых заводов и получило номер головного — 26-й. В 1943 году на завод передали задачу создания центрифуги для обогащения урана по проекту Ф. Ф. Ланге, необходимого для атомного проекта СССР.

В дальнейшем оно переименовано в Уфимский моторостроительный завод, на базе которого в 1978 году создано Уфимское моторостроительное производственное объединение, в 1993 году ставшее открытым акционерным обществом «Уфимское моторостроительное производственное объединение».

В августе 2011 года объединение определено головным предприятием в стране по выпуску двигателей для боевой авиации.



Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами [email protected] и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже около 250 предприятий открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире:

ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ:

«Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»:

Лучшие Корпоративные музеи России и другие промрепортажи:

100+ моих промрепортажей 2016 года!:

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:



UFA ENGINE INDUSTRIAL ASSOCIATION (UMPO)


УФИМСКОЕ МОТОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (УМПО)

Открытое акционерное общество «Уфимское моторостроительное производственное объединение» – крупнейшее в России двигателестроительное предприятие. История объединения насчитывает почти девять десятилетий. Сегодня ОАО «УМПО» располагается на двух производственных площадках на территории города Уфы Республики Башкортостан. Здесь трудится около 19000 человек – рабочих, специалистов и служащих.
В 2011 году УМПО стало головным предприятием дивизиона «Двигатели для боевой авиации» в рамках Объединенной двигателестроительной корпорации (ОАО «УК «ОДК»). Дивизион создан в целях объединения научного и производственного потенциала предприятий двигателестроительной отрасли в работе по развитию боевой авиации России. Одним из результатов формирования структуры стало появление у ОАО «УМПО» в 2012 году двух филиалов: «Опытно-конструкторское бюро имени А. Люльки» (г. Москва) и «Лыткаринский машиностроительный завод» (г. Лыткарино).
Основные направления деятельности ОАО «УМПО»:
– разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей для истребителей и штурмовиков марки «Су»;
– производство и ремонт узлов вертолетной техники;
– выпуск и ремонт оборудования для газовой и энергетической отраслей.
Основная задача предприятия – выпуск современной качественной авиационной техники. Вся история ОАО «УМПО» связана с авиастроением. За годы существования выпущено более 50 базовых и модифицированных авиационных двигателей, которые устанавливались на 170 типах и модификациях самолетов. Для ракет различного класса выпущено более 25 моделей и модификаций жидкостно-ракетных двигателей. Значительный объем работ выполняется в рамках исполнения государственных контрактов и договоров на поставку военной техники для Министерства обороны РФ. Производственные мощности позволяют выпускать более 300 двигателей в год.
Наряду с авиационными объединение выпускает широкий ассортимент продукции в области газотурбинной энергетики и продолжает освоение новых перспективных авиационных изделий с локализацией производства на собственных площадях, а также узлов авиационной техники в рамках кооперации с российскими и зарубежными производителями.
Продукция объединения востребована на мировом рынке. ОАО «УМПО» экспортирует технику с 1952 года. Сегодня в числе партнеров объединения предприятия из 8 стран мира. Вопросам международной кооперации уделяется первостепенное значение. Объединение активно поддерживает зарубежных партнеров, организуя лицензионное производство двигателей, обеспечивая их ремонт и обучая специалистов из этих стран.
ОАО «УМПО» обладает пакетом лицензий и сертификатов как для производства и ремонта авиационной техники, так и для проектирования и изготовления газоэнергетического и нефтяного оборудования.
Действующая система менеджмента качества соответствует требованиям международных стандартов серии ISO 9001-2008.
Благодаря реструктуризации производственного процесса и оптимизации затрат, внедрению принципов бережливого производства и развитой региональной системе подготовки кадров в ОАО «УМПО» обеспечен низкий по сравнению с другими предприятиями отрасли уровень производственных затрат.
Предприятие имеет свой гимн, флаг, фирменный товарный знак. Девиз ОАО «УМПО»:«Надежность и качество – всегда и во всем».

ОСНОВНАЯ ПРОДУКЦИЯ:
АЛ-31Ф Турбореактивный двухконтурный двигатель с общей форсажной камерой
АЛ-31ФП Турбореактивный двухконтурный двигатель с общей форсажной камерой и поворотным реактивным соплом
Р195 Турбореактивный двигатель
Д436ТП, Д436Т1 Турбореактивные двухконтурные двигатели
Р95Ш Турбореактивный двигатель
Р25 – 300 Турбореактивный двигатель с форсажной камерой
Р29Б-300; Р29БС-300 Турбореактивный двигатель с форсажной камерой
Р13 – 300 Турбореактивный двигатель с форсажной камерой
Колонка Д2Б для вертолетов Ка-32
Узлы вертолета Ми-26
ОАО «УМПО» осуществляет техническое обслуживание:
- авиадвигателей Р25-300, Р13-300, Р195, Р95Ш, АЛ-31Ф, АЛ-31ФП;
- узлов вертолёта МИ-26;
- колонок для вертолётов Ка-27, Ка-28, Ка-29, Ка-31, Ка-32.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» более полувека экспортирует военную авиационную технику. Двигатели производства ОАО «УМПО» нашли широкое признание как надежные и качественные во многих странах мира. Основу экспортной программы объединения составляют двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для самолетов семейства Су-27 и Су-30. Доля УМПО в общероссийском объеме поставок авиадвигателей серии АЛ-31Ф и АЛ-31ФП в 2012 году составила 60% и 100% соответственно.
Стратегическим партнером ОАО «УМПО» является Индия. На протяжении многих лет объединение осуществляло поставки в эту страну различных типов двигателей (Р11Ф-300, Р13-300, Р25-300, Р29Б-300, АЛ-31Ф, АЛ-31ФП), а также оказывало техническое содействие в организации лицензионного производства двигателей Р25-300, Р29Б-300, АЛ-31ФП. С началом поставок АЛ-31ФП для самолётов Су-30МКИ сотрудничество УМПО с индийскими партнерами вышло на новый уровень. В 2001 году в рамках контракта на лицензионное производство многофункциональных истребителей Су-30МКИ Уфимское моторостроительное производственное объединение было определено головным предприятием по оказанию корпорации Hindustan Aeronauticus Limited технического содействия в производстве двигателя АЛ-31ФП. Индийской стороне были поставлены технологические комплекты двигателей, нестандартизированное оборудование, средства технологического оснащения и техническая документация. При непосредственном участии специалистов объединения в Индии выполнены монтаж оборудования и пусконаладочные работы на объектах заказчика, проведено обучение специалистов.
В 2012 году СТЦ по обслуживанию двигателей АЛ-31ФП был развернут в Малайзии. Подобный центр уже имеется в Индии (г. Пуна). В финальной стадии обсуждения проекты контрактов на развертывание СТЦ еще на двух базах ВВС Индии, а также в Венесуэле и Алжире.
В октябре 2012 года заключен контракт с Индией на поставку в эту страну 920 двигателей АЛ-31ФП производства ОАО «УМПО» через ОАО «Рособоронэкспорт». Это крупнейший в постсоветской истории единичный контракт с инозаказчиком. Право приобрести данное количество изделий по опциону индийская сторона получила в 2000 г. согласно условиям генерального контракта на организацию лицензионного производства самолетов Су-30МКИ и двигателей АЛ-31ФП.
В соответствии с подписанным контрактом в 2007 году в УМПО прошла первая сборка двигателя АЛ-55И для учебно-тренировочного самолета HJT-36 индийских ВВС. В Индии будет организовано их серийное производство.
Значимые партнеры ОАО «УМПО» – страны Северной Африки и Латинской Америки, в том числе Алжир и Венесуэла.
Сотрудничество УМПО – КНР, зародившееся еще в середине ХХ века, продолжает оставаться прочным и надежным. ОАО «УМПО» оказывало техническую помощь корпорации «Limin» (г. Шеньян) в организации серийного производства, а также выпуска и ремонта различных типов авиадвигателей. В настоящее время это крупнейшее моторостроительное предприятие Китая освоило ремонт двигателей АЛ-31Ф, которые ОАО «УМПО» поставляло ВВС КНР.
В августе 2012 года подписаны контрактные документы на поставку в Китайскую Народную Республику 169 авиационных двигателей АЛ-31Ф производства ОАО «УМПО» через ОАО «Рособоронэкспорт». В соответствии с согласованным графиком реализация контракта начнется в четвертом квартале 2013 года с завершением в 2015 году.
В период с 2008 по 2010 г. объединение принимает участие в качестве соисполнителя в осуществлении внешнеторгового контракта на поставку вертолетов марки «Камов» в Китай – изготавливает колонки Д2Б для вертолетов Ка-28 и Ка-31.
В рамках заключенного долгосрочного контракта между ОАО «УМПО» и корпорацией Pratt & Whitney, Canada в 2012 году стартовал серийный выпуск комплектующих авиадвигателей семейства PW300, PW200 для корпорации P&WC. Номенклатура производства включает 8 деталей типа «кольцо привода». На сегодняшний день УМПО является официальным аттестованным поставщиком Pratt & Whitney Canada Corp.
Важным направлением деятельности компании остается обеспечение благоприятных условий для внешних инвестиций, расширение взаимовыгодного сотрудничества и кооперационных связей с ведущими зарубежными компаниями в развитии производства газотурбинного оборудования, вертолетной техники и освоении критических технологий.

ИСТОРИЯ
«Как все начиналось»
Дата рождения предприятия – 17 июля 1925 года. В этот день Совет Труда и Обороны принял решение о строительстве, на базе мелких авторемонтных мастерских бывшего «Русского Рено» в Рыбинске, завода по производству авиационных двигателей. 14 января 1928 года завод вступил в строй действующих предприятий авиационной промышленности под номером 26.
В 1931-м в Уфе началось строительство завода комбайновых моторов, в 1935-м был собран первый двигатель из уфимских деталей.
К 1940-му году УМЗ имел все необходимое для выхода производства на полную мощность, но был передан в Наркомат авиационной промышленности с присвоением ему номера 384. В этом же году УМЗ становится дублером рыбинского завода № 26 по производству авиационных моторов М-105 (до начала Великой Отечественной войны завод успел выпустить 675 штук М-105).
В начале войны на площади уфимского завода эвакуирован ряд моторных заводов, в том числе и из Рыбинска. 17 декабря 1941 года рыбинский моторный завод № 26, два ленинградских завода-дублера (234-й и 451-й), частично 219-й из Москвы и два уфимских завода: моторный (384-й) и дизельный (338-й) – объединены в единое целое. Новое предприятие стало правопреемником объединенных заводов и получило номер головного – 26-й. В дальнейшем оно переименовано в Уфимский моторостроительный завод, на базе которого в 1978 году создано Уфимское моторостроительное производственное объединение, в 1993 году ставшее открытым акционерным обществом «УМПО».
Первым мотором, выпущенным в Рыбинске, стал поршневой М-17. Дальнейшее его совершенствование и разработка различных модификаций осуществлялась заводским СКБ под руководством А.П. Ро. Моторы этого типа, выпускавшиеся в течение 11 лет, устанавливались на 23 типах и модификациях самолетов, в том числе на 18 серийных. Помимо самолетов, М-17 применялся на танках.
«Один из первых – для Победы»
В 1936 году завод впервые награжден орденом Ленина за выдающиеся заслуги по укреплению обороноспособности страны и освоение новой техники.
В этом же году началось серийное производство мотора М-100, положившего начало целой серии: М-103, М-105, М-106, М-107 и других, предназначенных для 58 типов и модификаций самолетов. Если мощность М-17 и его модификаций составляла от 500 до 730 л.с., то в семействе «сотых» впервые были достигнуты показатели от 750 до 1850 л.с.. Индекс «М» впоследствии заменен на «ВК» – по инициалам руководителя ОКБ Владимира Яковлевича Климова. Семейство «сотых» изготавливалось заводом 10 лет, в том числе и в Великую Отечественную войну.
За годы войны завод выпустил более 51 тысячи моторов для истребителей и бомбардировщиков конструкторов А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, В.М. Петлякова и других. На каждом третьем боевом самолете стоял уфимский двигатель. Самолет Як-9У с мотором ВК-107А признан самым быстрым истребителем Второй мировой.
В 1945 уфимский завод награжден орденом Красного Знамени за выполнение заданий правительства по производству авиационных двигателей.
«Шаг в сторону реактивности»
В первый послевоенный год – год коренного перелома в области авиастроения и начала эры реактивной авиации – предприятие одним из первых в отрасли приступило к производству реактивных двигателей РД-10А, применявшихся на истребителях Як и Ла. Производство этого двигателя и его модификации – РД-10Ф – было завершено в 1949 году.
Годом раньше завод приступил к выпуску принципиально новых турбореактивных двигателей с центробежным компрессором – РД-45Ф, а затем и его модификации – ВК-1 и ВК-1Ф. Они устанавливались на истребители МиГ-15 и Миг-17, Су-15, Як-50, Ла-176 и Ла-200, бомбардировщики Ту-14, Ту-82 и Ил-28.
С 1954 года завод серийно изготавливает турбореактивные двигатели РД-9Б конструкции А.А. Микулина с осевым компрессором – для истребителей семейства МиГ-19. В историю отечественной авиации этот самолет вошел как первая серийная машина со сверхзвуковой скоростью полета. Одна из модификаций двигателя – РД-9Ф ставилась на истребитель-перехватчик Як-27. Двигатель РД-9Б и его модификации изготавливались на заводе вплоть до 1974 года.
С 1954 года УМПО известно как изготовитель трансмиссий и агрегатов управления к вертолетам, в том числе к Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ка-27, Ка-32, Ми-6, Ми-10, Ми-26.
Впервые УМПО вышло со своей продукцией на внешний рынок в 1952 году. С тех пор 49 стран эксплуатируют уфимские двигатели. Помимо поставок экспортной продукции, УМПО имеет опыт организации лицензионного производства за рубежом.
Для самолетов-мишеней, беспилотных самолетов-разведчиков, крылатых ракет и ракет-мишеней с конца 1950 года на протяжении более чем 30 лет предприятие изготавливало короткоресурсные реактивные двигатели разработки С.А. Гаврилова – РД-9БК, РД-9БКР и семейства Р11-К – модификации двигателей типа РД-9Б и Р11-300, в эксплуатации выработавших полный срок службы.
В 1961 году для ВМФ начат выпуск турбореактивных двигателей КР-7-300 конструкции С.К. Туманского для крылатых ракет.
В начале 80-х годов освоен выпуск семейства турбореактивных двигателей разработки С.А. Гаврилова КР-17 для беспилотного самолета-разведчика «Стриж» и КР21-300 для крылатых ракет.
С 1958 по 1990 годы выпускались жидкостные ракетные двигатели более 25 моделей и модификаций: С2.720, С2.720М, С2.722В, С5.44, С5.83 и другие, которые устанавливались на зенитных управляемых ракетах класса «земля-воздух», морских ракетах класса «вода-вода», стартующих с корабля, ракетах «воздух-земля», сбрасываемых с бомбардировщиков и штурмовиков.
С 1962 года и на протяжении 25 лет Уфимский моторостроительный завод производил двигатели для семейства одного из самых массовых истребителей мира – МиГ-21: Р11Ф-300, Р13-300, Р-25300 и их модификации разработок С.К. Туманского, Н.Г. Мецхваришвили, К.Р. Хачатурова, С.А. Гаврилова обеспечивали высокие летно-технические характеристики самолетов Су-15 и МиГ-21.
В 1974 году заводом освоен выпуск турбореактивного двигателя с форсажной камерой Р29Б-300 конструкции К.Р. Хачатурова для истребителя-бомбардировщика МиГ-27, а годом позже – Р29-БС-300 для истребителя-перехватчика Су-22. Производство этих двигателей осуществлялось до конца восьмидесятых годов.
С 1980 года объединение производит бесфорсажный турбореактивный двигатель Р95Ш разработки С.А. Гаврилова для войскового самолета-штурмовика Су-25. Усовершенствованный вариант – Р195 – обладает низким уровнем инфракрасного излучения. Этот двигатель выпускается объединением с 1988 года и стоит на Су-25 и восьми его модификациях. Штурмовики семейства Су-25 с двигателями Р95Ш и Р195 показали боевую живучесть и устойчивость в случаях серьезных повреждений, а двигатели признаны самыми надежными в своем классе, их наработка на отказ в 5-10 раз превышает аналогичный показатель подобных изделий.
Также объединение принимало участие в изготовлении деталей и узлов двигателей НК-25 и НК-32 разработки Н.Д. Кузнецова для дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М и стратегического ракетоносца Ту-160.
«Покоряя небо звуком»
С 1981 года УМПО выпускает двигатели четвертого поколения АЛ-31Ф для одного из лучших истребителей мира – многоцелевого Су-27. Последняя модификация этого двигателя – АЛ-31ФП оснащена системой управления вектором тяги. Это качественно другой двигатель переходного поколения, предназначенный для сверхманевренных истребителей Су-30. УМПО является одним из ведущих производителем подобного двигателя в серийном исполнении.
В 2000 году освоено серийное производство турбореактивного двухконтурного двигателя Д-436ТП конструкции Ф.М. Муравченко для многопрофильного, многоцелевого реактивного самолета-амфибии Бе-200, а двигатель Д-436Т1 предназначен для самолета Ту-334.
Постановлением Правительства Российской Федерации ОАО «УМПО» включено в состав предприятий, задействованных в производстве авиадвигателя пятого поколения.
В 2006 году в объединении осваивается серийное производство двигателя АЛ-55 для учебно-тренировочного самолета HJT-36.
В 2010 году в воздух поднялся российский истребитель 5-го поколения ПАК ФА (Т-50) с двигателями, в создании которых принимает участие объединение. Знаменательно, что первый полет этот самолет совершил в том же году, когда УМПО отмечает свое 85-летие.



Поделиться