Нормативно правовое регулирование договорных отношений в вэд. Понятие и признаки внешнеэкономической деятельности. Договоры во внешнеэкономической деятельности

1. Основные формы регулирования ВЭД.. 3

2. Таможенно-правовое регулирование ВЭД.. 12

3. Правовое регулирование внешней торговли. 15

4. Правовое регулирование свободных экономических зон. 26

Список используемой литературы.. 36

1. Основные формы регулирования ВЭД

Главным источником (формой) национального материального права в области регулирования ВЭД является Конституция РФ. Согласно Конституции (ст. 71) к ведению РФ, в частности, отнесены:

– внешнеэкономические отношения РФ;

– международные договоры РФ;

– судоустройство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательства, правовое регулирование интеллектуальной собственности;

– федеральное коллизионное право.

Основными источниками гражданского права РФ являются:

– кодексы и уставы:

– Гражданский кодекс РФ, части первая и вторая;

– Основы гражданского законодательства СССР и республик 1991 г. в действующей части: интеллектуальная собственность, иностранное право, коллизионная норма;

– Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. в действующей части, как и «Основы»;

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ);

Законы РФ:

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями и дополнениями);

Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

Законы РФ «Об акционерных обществах» 1995 г. и «Об обществах с ограниченной ответственностью» 1998 г.

Согласно Конституции РФ (ст. 15 п. 4) международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора. Эта конституционная норма полностью воспроизведена в ст. 7 ГК РФ.

Ниже приводится перечень действующих международных договоров с участием РФ, относящихся к внешнеэкономической деятельности:

– Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 г.);

– Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г.;

Общие условия поставок товаров из СССР в Китайскую Народную Республику и из Китайской Народной Республики в СССР (ОУП СССР – КНР), 1990 г.;

– Общие условия поставок товаров между внешнеторговыми организациями СССР и внешнеторговыми организациями КНДР (ОУП СССР – КНДР), 1981 г.;

– соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных инвестиций (такие соглашения заключены Россией более чем с 45 странами);

– соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Россией более чем с 25 странами;

– Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттавская конвенция, 1988 г.);

– Конвенция, устанавливающая единообразный закон о переводном и простом векселе (Женевская конвенция, 1930 г.);

– Парижская конвенция по охране промышленной собственности, 1883 г. (с дополнениями);

– Мадридское соглашение о международной регистрации знаков, 1891 г. (с дополнениями);

– Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью – Йоркская конвенция, 1958 г.);

– Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (Женевская Конвенция, 1961 г.);

– Гаагская конвенция, отменяющая требования легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г. (об апостиле). Ее участниками являются 69 государств.

В соответствии со ст. 5 Гражданского кодекса РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующих отношений положениям законодательства или договору, не применяются.

Обычай очень часто используют во внешней торговле, особенно при отправках грузов через морские порты. Международная торговая палата подготовила и опубликовала для факультативного применения предпринимателями в контрактах следующие международные документы, основанные на использовании торговых обычаев:

– Международные правила толкования торговых терминов – «Инкотермс-90». Публикация МТП, 1990 г., № 460;

– Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (редакция 1993 г.). Публикация МТП № 500.

В свое время Всесоюзная торговая палата подготовила и опубликовала своды обычаев морских портов СССР и среди них «Свод обычаев морского порта Находка» (зафиксированы ВТП в 1968 г.). Обычаи не обязательно должны быть опубликованы, однако их знание очень важно при отгрузках груза через иностранные порты, в которых по-иному, чем в Инкотермс-90, могут трактоваться обязанности продавца и покупателя по ряду базисных условий. Это касается, например, отгрузок на условиях ФОБ в бельгийском порту Антверпен.

Применение торговых обычаев допускается в Конвенции ООН о договорах международной купли – продажи товаров.

Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» также допускает применение третейскими судами торговых обычаев к сделке (ст. 28 п. 3).

По общему мнению российских цивилистов, судебная практика в РФ не является источником права и решения вышестоящих судов по отношению к нижестоящим или равным не являются обязательными. Вместе с тем возникает вопрос, будут ли решения Высшего Арбитражного Суда РФ обязательными для всех арбитражных и третейских судов. Обратимся к авторитетному мнению заместителя Председателя Конституционного Суда РФ Т.Г. Морщаковой. На страницах журнала «Законодательство» ей был задан следующий вопрос: «Существует мнение о том, что решения Высшего Арбитражного Суда РФ следует рассматривать как прецеденты. А некоторые третейские судьи считают, что это просто частные мнения, не обязательные для остальных судов. Что Вы думаете об этом?» Воспроизведем ее ответ полностью: «Мы с Вами живем в государстве, где нет прецедентного права. Это значит, что решение одного суда для других судов необязательно. (Конституционный Суд РФ – исключение, он не подчиняется этому правилу. Конституционный Суд вправе выявлять конституционный смысл правовых норм и толковать Конституцию, в этом и состоит его официальное полномочие, а его толкование конституционной нормы или другого закона для всех обязательно – это закреплено в Основном законе.) Итак, нигде – ни в одном законе – не сказано, что решение одного суда обязательно для другого. Более того, в Конституции закреплен принцип, согласно которому суд подчиняется только закону. Если суд будет подчиняться решению другого суда, то тем самым он отступит от принципа подчинения только закону. Но это совершенно не затрагивает вопроса о том, какое реальное значение имеют решения высших судов для других судов, входящих в соответствующую судебную систему, будь это арбитражные суды или суды общей юрисдикции. Если Высший Арбитражный Суд принимает решение по какому-то делу, тем самым объясняя, как нужно применять определенный закон, все другие арбитражные суды должны понимать, что если они будут иначе применять этот закон, то это грозит отменой их решения Высшим Арбитражным Судом по жалобам заинтересованных сторон. И с этой точки зрения, условно говоря, можно признать, что решение высшего суда имеет значение некоего прецедента.

В принципе же суд низшей инстанции приказу не подчиняется, он рассматривает дело так, как сам считает правильным. Этого требует принцип независимости суда, и это чрезвычайно важно. Конечно, вышестоящий суд в процессуальном порядке может такое решение пересмотреть. Если к нему поступили жалобы или протест со стороны прокурора, этот вышестоящий суд может принять другое решение по делу. Но если он отменяет решение нижестоящего суда и направляет дело на новое рассмотрение, он не может обязать нижестоящий суд прийти к какому-либо определенному выводу. И нижестоящий суд может опять вынести такое же решение.

Получается некое противостояние, которое как потенциально возможное специально сохраняется в судебной системе именно для того, чтобы обеспечить независимость суда. И если вышестоящий суд видит ошибку в решении нижестоящего, у него есть только один способ ее исправить – самому разрешить дело. Конечно, в пределах, предусмотренных процессуальным законом.

Так что называть решение вышестоящего суда прецедентом, думаю, не стоит. Ведь прецедент – это то, что связывает. В нашей системе решение вышестоящего суда не связывает, а дает определенную ориентировку, без которой не обойтись. Ведь необходимо добиваться единства судебной практики. Если же она таковой не будет, если смысл законов не будет пониматься единообразно, то не будет обеспечено равенство граждан ни перед законом, ни перед судом».

Как видите, из ответа совершенно нельзя понять, являются ли решения ВАС РФ прецедентом: с одной стороны, являются, а с другой – нет, т.е. налицо полная неопределенность.

Попробуем рассмотреть этот вопрос несколько с иной точки зрения, уделив внимание не решениям вышестоящего суда (ВАС РФ) по конкретному делу, а его позиции, выраженной в иных формах, как они определены в Федеральном конституционном законе 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные понятия, теоретические концепции, причины и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. История развития регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ, структура органов власти, осуществляющих эту деятельность.

    реферат , добавлен 05.05.2015

    Понятие, основные формы, методы и правовые основы государственного регулирования экономических отношений. Характерные признаки и специфические функции социального государства. Схема структуры и компетенции органов управления хозяйственного общества.

    контрольная работа , добавлен 09.02.2009

    Понятие и функции нотариата как системы государственных органов и должностных лиц, производящих юридическое закрепление бесспорных гражданских прав и фактов. Правовые основы его деятельности в современной России, основные права и обязанности, полномочия.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2014

    Установленное Конституцией разграничение полномочий в сфере управления финансами между Российской Федерацией и ее субъектами. Функции органов государственной власти, осуществляющих финансовую деятельность. Правовые основы банковского кредитования.

    контрольная работа , добавлен 30.03.2014

    Управленческие и правовые механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Таджикистан (РТ). Создание и развитие таможенных органов, их правовой статус. Положение Министерства экономического развития и торговли РТ, его полномочия.

    презентация , добавлен 20.04.2016

    Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Необходимость становления в стране экономики открытого типа. Принципы внешнеэкономической деятельности, ее виды и субъекты, формы и методы регулирования. Правовые режимы и порядок рассмотрения споров.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2011

    Основы нормотворческой деятельности центральных органов исполнительной власти Азербайджанской Республики. Их право принимать нормативно-правовые акты с опорой на правовые основы. Анализ положений центральных органов исполнительной власти путем сравнения.

    Высшими органами, осуществляющими государственное регулирования ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия. На Министерство внешних экономический связей возложены следующие функции:

    Выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствие с международными договорами России

    Разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики

    Осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров

    Подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений

    Осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД

    Сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД

    Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку России, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса рубля к валютам других стран, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций. Весьма существенный объем операций с иностранной валютой приходится на коммерческие банки, действующие на основе хозрасчета и валютной самоокупаемости. Из негосударственных организаций наибольшее воздействие на развитие и осуществление ВЭД оказывают торгово-промышленные палаты, которые в соответствии с законом РФ «О торгово-промышленных палатах в РФ» от 7 июля 1993 г. образуются на основе добровольного объединения не менее пятнадцати учредителей на территории одного или нескольких субъектов РФ на съезде или общем собрании. Активное воздействие на регулирование ВЭД оказывают созданные при ТПП Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС), Третейский суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров. Международный коммерческий арбитражный суд рассматривает и выносит решения по спорам, возникающим при осуществлении внешней торговли, а также экономических, научных, технических отношений между фирмами, организациями разных стран. Морская арбитражная комиссия занята регулированием конфликтов, возникающих из отношений по фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждение судов. Ассоциация диспашеров определяет размеры общей аварии при кораблекрушениях или происшествиях на море. Зарубежные и российские акционерные общества и компании осуществляется страхование на основе соглашений, в которых определяется система выплаты полисов и оплаты страховых премий; характер взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая.

    Конституция РФ

    ФЗ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”

    Федеральная программа развития экспорта

    Таможенный кодекс РФ

    Закон “О таможенном тарифе”

    Закон “ О СЭЗ”

    Закон “О лизинге”

    Закона “О валютном регулировании и валютном контроле”.

    В 1996 году был разработан проект закона “О защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли”,

    40 Система государственного регулирования ВЭД в РФ

    Образование Российской Федерации как независимого государства существенно изменило подход к регулированию внешнеторговой деятельности. Усилия последних лет, связанные с созданием такого механизма сводились к либерализации ВЭД и попыткам формирования рыночных основ воздействия на данную сферу, базирующихся на преобладании экономических инструментов. С этой целью, начиная с первой половины 1992г. были осуществлены правительственные мероприятия:

    1. произведена отмена административных ограничений выхода на внешний рынок, исключая угрозы национальной безопасности

    2. началось потенциальное сокращение числа квотируемых и лицензируемых экспортных товаров и переход к тарифным методам регулирования экспорта. Одновременно с этим был введен в действие механизм конкурсной продажи экспортных квот, а также сделан переход к оплате экспортной пошлины в иностранной валюте, уплачиваемой после платежа поставки иностранным контрагентом.

    3. были приняты такие меры, как упорядочение экспорта стратегически важных сырьевых товаров, установление таможенных границ, создание инструментов сертификации и контроля за качеством импортной продукции, разработка информационной системы обслуживания ВЭД, принятие Таможенного кодекса, закона «О валютном регулировании и валютном контроле», «О таможенном тарифе», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

    Несмотря на важность принятого закона о внешнеторговом регулировании со стороны государства, он не внес стабильности в систему используемых методов и принципов преимущественного экономического характера. По-прежнему сохраняется приоритет в ползу расширения базы нетарифных ограничений, принцип непостоянства в способам воздействия на экспортно-импортные операции. Несмотря на перечисленные меры, механизм государственного регулирования еще не сформировался, до сих пор он отличается фрагментарностью, нестабильностью и противоречивостью, отсутствием единой законодательно-предпринимательской основы, опираясь в большей части на административные решения, как правило, недолговременного характера. При этом превалируют методы нетарифного ограничения. Необходимость оправдана и диктуется известными экономическими трудностями, в то же время требуется их ослабление как одно из условий вступления в ВТО. Несмотря на декларирование сужения методов нетарифных ограничений, по-прежнему главными остаются лицензирование, квотирование и контингентирование, в большей степени экспорта и в меньшей – импорта, экспортный и валютный контроль, прохождение таможенных формальностей и таможенный контроль, система льгот, сохранившихся в рамках законодательных актов. Механизм таможенного регулирования внешнеторговой деятельности в России развит гораздо в меньшей степени, чем система нетарифных ограничений, которая по существу выступает как система экспортного контроля. Самой несовершенной составной частью в механизме регулирования ВЭД выступают меры валютного воздействия и средства стимулирования экспорта, особенно по сравнению с тем широким спектром, который существует в международной практике.

    41. Понятие, сущность и виды внешнеторговых операций. Основные этапы внешнеторговой операции

    Внешнеторговые операции представляют собой комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) видов коммерческой деятельности, т.е. набор технических приемов, последовательное применение которых обеспечивает реализацию товарного обмена.

    Виды внешнеторговых операций:

    Экспортные - это продажа иностранному покупателю товара с вывозом из страны-продавца

    Импортные - это приобретение товаров у иностранного продавца с ввозом в страну покупателя для последующей реализации на внутреннем рынке

    Реэкспортные – это обратный вывоз ранее ввезенного из-за границы товара без какой-либо переработки

    Реимпортные – это ввоз ранее вывезенного товара, также не подвергавшегося переработке

    Основания для реэкспорта:

    1. вынужденный реэкспорт (возникает в процессе прерывания нормального хода внешнеторговой операции)

    2. использование традиционно сложившихся организационных форм торговли на внешнем рынке таких, как международные биржи и аукционы

    3. реэкспорт выступает составной частью внешнеторговой операции (строительство объекта за рубежом)

    4. использование реэкспорта с целью получения прибыли за счет перепродажи на различных рынках и разницы в ценах

    Транзитные: прямой транзит (перевозка товаров из одной страны в другую через территорию или воздушное пространство третьей страны); косвенный (складирование товаров в таможенные склады страны с целью их вывоза в непереработанном виде в другую страну)

    Все международные коммерческие операции подразделяются на 2 группы:

    1.группа А (основные операции) – осуществляются на возмездной основе между непосредственными участниками операции

    По обмену товарами в материальной, вещественной форме (коммерческий экспорт и импорт)

    По обмену научно-техническими знаниями (в форме торговли патентами, лицензиями, ноу-хау)

    По обмену техническими услугами (консультативный и строительный инжениринг)

    По международному туризму

    По предоставлению консультантских услуг в области информации и совершенствования управления (аудиторские услуги)

    По обмену кинофильмами и телепрограммами)

    2. группа Б (вспомогательные или обеспечивающие операции) – связаны с продвижением товара от продавца к покупателю:

    Операции по международным перевозкам грузов

    Транспортно-экспедиторские

    По страхованию грузов

    По хранению грузов при международных перевозках

    По международным расчетам

    Основные этапы:

    1.изучение конъюнктуры рынка

    3. планирование внешнеторговой операции

    Основные этапы внешнеторговой операции :

    1. изучение конъюнктуры рынка

    Цели экспортера:

    Определение существующего и перспективного спроса на конкретные виды товаров

    Выявление требований к характеристикам товаров для ориентировки производства на потребности рынка

    Оценка конкурентоспособности товара на конкретных рынках

    Определение общих коммерческих условий сбыта, включая уровень цен и тенденции его изменения, кредитную политику конкурентов и применяемые ими формы расчетов

    Выбор наиболее эффективных форм и средств рекламы

    Определение возможных форм и методов работы на рынке

    Цели импортера:

    Определение современных требований к товарам, которые планируется закупить

    Выбор возможных поставщиков с точки зрения качества товаров, технического уровня производства и их финансового положения

    Определение уровня цен и тенденций их изменения

    Определение наиболее целесообразных форм и методов закупок, включения, использования прямых переговоров, посредников, торгов, бирж, аукционов

    2. выбор форм и методов работы на рынке

    Экспортеры должны учитывать:

    Торгово-политические условия работы с точки зрения возможности иметь в стране сбыта свои представительства, смешанные фирмы, торговых посредников

    Таможенный режим страны-импортера, а также нетарифные барьеры для каждого вида товаров, планируемых к экспорту в страну

    Способы сбыта, применение в импортируемой стране конкурентами оптимальных условий платежей и сроки поставок

    Уровни развития смежных отраслей экономики импортирующей страны для определения целесообразности развития производственно-сбытовой кооперации

    Заключенные акты страны сбыта, касающиеся способов размещения импортных заказов.

    Импортер учитывает:

    Торгово-политические отношения со странами-экспортерами

    Традиционные формы торговли по определенным видам товаров

    Интересы внутренних потребителей

    Конъюнктуру рынка

    3. планирование внешнеторговой операции (это разработка взаимоувязанных по времени и содержанию коммерческих мероприятий)

    Мероприятия при планировании и экспортной операции:

    Организация системы сбыта, включая создание сбытовых филиалов и дочерних фирм, заключение сделок с посредниками, участие в ярмарках и аукционах

    Направление перспективным покупателям инициативных предложений проведение переговоров и подписание контрактов

    Установление договорных отношений с поставщиками по разработке и освоению конкурентоспособных изделий и поставке их на экспорт

    Мероприятия при планировании импортной операции:

    Разработка технических требований на закупаемые товары

    Согласование требований при условии закупки товара потребителем

    Проведение переговоров и торгов, заключение контрактов

    Выполнение контрактынх обязательств

    Участие в выставках, ярмарках, салонах

    5. подготовка к заключению внешнеторгового контракта

    6. исполнение контрактных обязательств

    42. Международная торговая сделка: способы оформления и порядок заключения

    Международная торговая сделка – договор, соглашение или контракт между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке установленного количества и качества товарных единиц или оказания услуг в соответствии с согласованными сторонами условиями.

    Способы оформления:

    1. подписание контракта сторонами сделки

    Контракт является основным коммерческим документом, определяющим взаимоотношения участников. Различают следующие виды договоров:

    2. протокол о намерении

    В нем стороны выражают свои намерения вступить в контрактные отношения и принимают подготовительные обязательства на определенный срок. Не допускается принятие в них обязательств чрезмерного характера, способных повлечь финансовые требования или претензии.

    3. предварительный контракт

    В нем формулируются основные принципы и условия предстоящего контракта и берутся обязательства по дополнительному оформлению документации (получение кредитов и т.д.)Основное отличие: может содержать ограниченные финансовые обязательства сторон с оговорками.

    5. безусловный акцепт твердой оферты

    Акцепт – принятие предложения заключить договор на условии, содержащемся в предложении без внесения каких-либо изменений. Оферта – письменное заявление продавца о желании заключить договор на поставку товаров либо оказание услуг.

    Виды оферты:

    1. твердая – письменное предложение о продаже определенной партии товаров, направленное в единственный адрес с указанием точного срока для ответа

    2. свободная оферта – делается на одну и ту же партию товара нескольким возможным покупателям без указания точного срока для ответа

    Порядок заключения:

    1. установление контакта с зарубежным партнером

    Предложение поставщика

    Ответ покупателя на размещения заказа

    Обращение покупателя о конкурентном предложении

    Вызов на торги продавца

    Ответ продавца на запрос

    Подтверждение продавцом контроферты

    Согласие на участие в торгах

    Проверка платежеспособности покупателя

    2. оформление заказа покупателем

    Принятие и подтверждение заказа продавцом

    Оформление сделки

    Указание поставки

    3. обеспечение поставки и расчетов

    Определение контрактной цены

    Определение базисных условий поставки

    Согласование условий расчета и способы платежа

    4. исполнение заказа продавцом

    Подготовка товара к отгрузке – процедура счета

    Поставка, транспортировка, страхование

    Таможенное оформление

    выставление платежного счета

    43.Экспортно-импортные операции: содержание и методы осуществления

    Под экспортно-импортными операциями понимается коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей товаров, имеющих материально-вещественную форму. При этом под экспортными операциями понимается деятельность, связанная с продажей и вывозом за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту, под импортными операциями понимается деятельность, связанная с закупкой и ввозом иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны. В международной коммерческой практике под экспортом и импортом понимается обычно только операции, осуществляемые на коммерческой основе, а именно на основе заключения и исполнения международных торговых сделок – контрактов купли-продажи. Поставки в виде помощи, даров и другие, осуществляемые на безвозмездной основе, в стоимость экспорта и импорта, как правило, не включаются, а учитываются отдельно. Экспортно-импортные операции считаются совершенными, если товар пропущен через государственную границу страны контрагента, что возможно после выполнения определенных таможенных формальностей и процедур, в числе которых представление сведений для статистического учета. Таможенный учет экспортно-импортных грузов – база статистического учета международных товарных потоков.

    В международной торговой практике используются два основных метода осуществления коммерческих операций: прямой и косвенный. Прямой метод предполагает установление прямых связей между производителем (поставщиком) и конечным потребителем: поставку товаров непосредственно конечному потребителю и закупку товаров непосредственно у самостоятельного производителя на основе договора купли-продажи. Косвенный метод предполагает покупку и продажу товаров через торгово-посредническое звено на основе заключения специального договора (соглашения) с торговым посредником, предусматривающего выполнение последним определенных обязательств в связи с реализацией товара продавца. Прямой метод используется чаще всего:

    При продажах и закупках на внешних рынках промышленного сырья на основе долгосрочных контрактов

    При экспорте крупногабаритного и дорогостоящего оборудования

    При экспорте стандартного многосерийного оборудования через собственные заграничные филиалы и дочерние компании, имеющие свою розничную сеть

    При закупках с/х товаров непосредственно у фермеров-производителей в развивающихся странах

    Прямой экспорт и импорт составляет значительную часть операций, осуществляемых государственными предприятиями и учреждениями как промышленно развитых, так и развивающихся стран

    Осуществление непосредственных коммерческих операций, в особенности экспортных, имеет ряд преимуществ: позволяет налаживать более тесные контакты с иностранными потребителями, лучше изучать условия рынка и быстрее приспосабливать свои производственные программы к требованиям иностранного рынка. Важное значение в расширении прямых экспортно-импортных операций имеет наличие государственных предприятий и учреждений преимущественно в развивающихся странах, которые свою внешнеторговую деятельность осуществляют путем организации и проведения торгов. Развитие прямых международных коммерческих связей привело к относительному уменьшению значения косвенного экспорта и импорта, хотя роль торгово-посреднического звена продолжает оставаться довольно высокой. С помощью торговых посредников реализуется более половины всех товаров, вовлекаемых в международный товарооборот. Особенно велика роль посредников при сбыте стандартного промышленного оборудования и потребительских товаров.

    44. Торгово-посреднические операции: понятие, виды, организационные формы

    Под торгово-посредническими операциями понимаются операции, связанные с куплей-продажей товаров, выполняемые по поручению производителя-экспортера независимым от него торговым посредником на основе заключаемого между ними соглашения или отдельного поручения.

    1. операции по перепродаже (осуществляются посредником от своего имени и за свой счет, т.е. торговый посредник сам выступает стороной договора как с экспортером, так и с конечным покупателем, и становится собственником товара после его оплаты)

    Операции, в которых торговый посредник по отношению к экспортеру выступает как покупатель, приобретающий товары на основе договора купли-продажи

    Операции, в которых экспортер предоставляет торговому посреднику, именуемому торговцем по договору, право продажи своих товаров на определенной территории в течение согласованного срока на основе договора о предоставлении права на продажу.

    2. комиссионные операции (состоят в совершении одной стороной, комиссионером, по поручению другой стороны, комитента, сделок от своего имени, но за счет комитента).

    Операции консигнации (одна сторона, консигнатор, обязуется по поручению другой страны, консигнанта в течение определенного времени за обусловленное вознаграждение продавать от своего имени и за счет консигнанта поставленные на склад в стране консигнатора товары)

    3. агентские операции (состоят в поручении одной стороной, принципиалом, не зависимой от нее другой стороне, агенту, совершения фактических и юридических действий, связанных с покупкой или продажей товара на оговоренной территории за счет и от имени принципала). Осуществление агентом своей деятельности от имени и за счет принципала отличает его от купца и торговца по договору, совершающих сделки от своего имени и за свой счет, а также от комиссионера, который хотя и выступает перед третьими лицами от своего имени, но совершает сделки за счет комитента. Агент лишь способствует сделке купли-продажи, но сам в ней не участвует и не покупает за свой счет товары.

    4. брокерские операции состоят в установлении через посредника-брокера контакта между продавцом и покупателем (а также между страховщиком и страхователем, между судовладельцем и фрахтователем). Брокер никогда не является стороной в договоре, а выступает исключительно с целью сведения сторон, которые берут на себя обязательства по сделке, заключенной при посредстве брокера. В отличие от агента брокер не является представителем, он не состоит в договорных отношениях ни с одной из сторон и действует на основе отдельных поручений.

    В зависимости от характера совершаемых операций различают следующие виды торгово-посреднических фирм:

    1.торговые (как правило осуществляют операции за свой счет и от своего имени. Работают в основном с постоянными поставщиками и поддерживают с ними длительные отношения)

    2. комиссионные (выполняют разовые поручения и действуют от своего имени, но за счет комитента)

    3. агентские (выступают от имени и за счет принципала. В зависимости от условий договора фирма либо сама заключает сделки от его имени, либо только посредничает при заключении сделок. Характерны представительство на длительный срок и тесный контакт с принципалом)

    4. брокерские (особый вид посреднических фирм в обязанности которых функция свести контрагентов).

    5. фэкторы (торговые посредники, выполняющие широкий круг посреднических обязанностей от имени экспортера: осуществляют экспорт продукции своего принципала, финансируют экспортные операции, производят страхование экспортных кредиторов, содействуют подбору заграничных агентов.

    45.Современные формы продвижения товаров на внешние рынки. Международные биржи, аукционы, торги.

    Международные товарные биржи – это особый вид постоянно действующего рынка, на котором совершаются сделки купли-продажи на массовые сырьевые и продовольственные товары, обладающие родовыми признаками, качественно однородные и взаимозаменяемые. Товары на бирже предъявляются без предъявления и осмотра, согласно установленным стандартам и образцам. Заключение сделок происходит на основе типовых биржевых контрактов, жестко регламентирующих качество и сроки поставки. Продавец на бирже продает покупателю не товар, а документ, подтверждающий право собственности на товар. Варрант – складское свидетельство, удостоверяющее сдачу продавцом товара на биржевой склад. На бирже заключается два основных вида сделок:

    Сделки на реальный товар (завершаются действительным переходом товара от продавца к покупателю, т.е. сдачей-приемкой реального товара на одном из биржевых складов): сделки с немедленной поставкой (на наличный товар) и сделки с поставкой в будущем (на срок)

    Срочные (фьючерсные) сделки не предусматривают обязательства сторон поставить или принять реальный товар в срок, обусловленный в контракте, а предполагают куплю-продажу прав на товар (бумажные сделки).

    Международные товарные аукционы- это специально организованные, периодически действующие в определенных местах рынки, на которых путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специально назначенном месте производится продажа предварительно осмотренных покупателем товаров, переходящих в собственность покупателя, предложившего наиболее высокую цену. На аукционах производится продажа товаров, обладающих индивидуальными свойствами. Поэтому аукционные товары до продажи на аукционе должны быть осмотрены или дегустированы покупателем.

    Виды аукционов:

    Устраиваемые в обязательном порядке (по решению суда, на основе специального законодательного акта)

    Аукционы, проводимые регулярно с нерыночными товарами (антиквариат, марки, автографы и т.д.)

    Проводимые нерегулярно с рыночными товарами (для срочного сокращения чрезмерных запасов или удовлетворения кредиторов)

    Организуемые регулярно (1-2 раза в год), на которых осуществляются оптовые сделки с рыночными товарами.

    Организационные формы аукционной торговли:

    1. специализированные фирмы (организация аукционов и продажа на них аукционных товаров как за свой счет, так и на комиссионных началах)

    2. брокерско-комиссионные (организация аукционов и продажа на них товаров по поручению клиентов)

    3. аукционные фирмы

    Международные торги – это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков разных стран и заключение контракта с тем из них, предложение которого будет наиболее выгодно организаторам торгов. Преимущества использования торгов для заказчика помимо того, что создаются условия для конкуренции между потенциальными поставщиками и выбора наиболее выгодного предложения, является то, что такая форма организации торговли позволяет ему расширить круг конкурирующих претендентов на получение контракта и привлечь те фирмы, о существовании которых заказчик не знал. Преимущество для экспортера состоит в то, что он имеет возможность получить крупный контракт обеспечивающий загрузку производственных мощностей на ряд лет вперед. Кроме того, при публичном характере торгов экспортер может узнать цены и другие коммерческие условия в предложении конкурентов, уяснить причины своего неудачного выступления и извлечь уроки на будущее.

    46. Особенности и виды договоров в МТ. Внешнеторговые контракты, их условия и особенности

    Различают следующие виды договоров:

    На срок (предусматривает поставку товаров к строго определенному сроку). В случае нарушения продавцом срока поставки договор прекращается автоматически либо по желанию покупателя

    Долгосрочный (3-5 лет) – при массовых поставках либо при длительном сроке использования документов по договору (строительство, совместное производство)

    Годовой – заключается на год с указанием в нем согласованных сумм взаимных поставок в течение года. Номенклатура и цены определяются в течение года, относительные расчеты осуществляются до конца года

    Специальные – на проектирование, поставку специальной продукции и запасных частей, монтажные работы, совместные и заказные работы

    Рамочный (рамковый) – содержит лишь согласованные условия, которые не считаются окончательными и подлежат последующему уточнению в ходе выполнения соответствующих работ, так как точно определить их объем и стоимость во время заключения сделки затруднительно

    Внешнеторговый контракт – это договор в письменной форме, фиксирующий коммерческие отношения между сторонами, фиксирующий коммерческие отношения между сторонами, являющимися субъектами различного гражданства. В контракте устанавливаются определенные права и обязанности партнеров (договорные условия, порядок их исполнения, ответственность). Контракт считается совершенным, если достигнуто согласие сторон по всем существенным условиям. Различают существенные, обычные и случайные условия. Существенные условия определяются сторонами (напр., указание предмета продажи), обычные условия вытекают из нормы закона, регулирующей данные отношения, случайными считаются условия, не входящие в перечень существенных, но включенные в контракт по требованию сторон, причем эти условия отличаются от обычных, установленных законом, но не противоречат ему.

    В международной торговле применяются типовые контракты. Типовой контракт – это примерный договор или ряд унифицированных условий, изложенных в письменной форме, сформулированных заранее с учетом торговой практики или обычаев, принятых договаривающимися сторонами после того, как они были согласованы с требованиями конкретной сделки. Типовые контракты применяются в основном при заключении сделок на поставку промышленного сырья на долгосрочной основе, а также при заключении сделок на биржах. Это обусловлено такой особенностью массовых товаров, как их однородность, что облегчает унификацию условий контрактов. Условия соответствующего типового контракта становятся обязательными для сторон только тогда, когда они воспроизведены в заключенном сторонами договоре или в нем содержится прямая отсылка к таким условиям.

    Контракт по внешнеторговым сделкам обычно содержит несколько разделов:

    Вводная часть

    Предмет контракта (наименование, характеристика, ассортимент)

    Количество, качество

    Срок и дата поставки

    Базисные условия поставки

    Упаковка и маркировка

    Порядок отгрузки

    Гарантии

    Условия, обеспечивающие выполнение договора и санкции

    Оговорка об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажор)

    Арбитраж

    Транспортные условия

    Экспортные и импортные лицензии

    Контракт купли-продажи – коммерческий документ, представляющий собой договор на поставку товара, и если необходимо, оказание сопутствующих услуг, согласованный и подписанный импортером и экспортером. Непременным условием договора купли-продажи является переход права собственности на товар от продавца к покупателю.

    47. Договор аренды (лизинга) и его особенности

    ЛИЗИНГ - долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором

    Из всех видов международной аренды наибольшее распространение приобрели лизинговые операции. В зависимости от содержания и методов осуществления лизинговые операции делятся на два вида: финансируемая аренда и текущая аренда. Финансируемая лизинговая сделка оформляется следующими документами:

    Лизинговый договор (контракт), заключаемый между лизингодателем и лизингополучателем

    Контракт купли-продажи, заключаемый поставщиком

    Протокол приемки, свидетельствующий о фактической поставке оборудования

    Лизинговый договор заключается при финансируемой аренде между лизингодателем и лизингополучателем о предоставлении лизингополучателю в пользование (для эксплуатации) объекта аренды, описание которого прилагается к лизинговому договору в качестве его неотъемлемой части. Лизингополучатель может сам выступать в качестве пользователя, тогда в контракте в качестве стороны он именуется лизингополучателем. Если он предоставляет оборудование как объект договора в субаренду или своей дочерней компании, в договоре указывается наименование фирмы-пользователя со всеми вытекающими из этого обязанностями. В лизинговом контракте содержатся также наименование фирмы-поставщика предмета лизинговой сделки, срок, к которому поставщик обязуется поставить объект сделки на указанное место его установки на предприятии фирмы-лизингополучателя. Лизинговый договор вступает в силу с даты ввода оборудования как объекта сделки в эксплуатацию и действует в течение установленного срока, который обычно совпадает с периодом амортизации оборудования, определяемым правительственными органами. Договор становится обязательным для обеих сторон, начиная с даты обоюдного уведомления о получении разрешения соответствующих органов, банков или ведомств на совершение данной лизинговой сделки. Не позднее, чем за месяц до истечения срока договора лизингодатель может предложить лизингополучателю провести переговоры о форме дальнейшего пользования объектом лизинговой сделки. По истечении срока лизингового контракта лизингодатель имеет право продлить срок действия договора на тех же или иных условиях; повторно заключить договор лизинговый договор на новых условиях; приобрести объект договора по цене, заранее обусловленной в договоре, или по остаточной стоимости.

    Лизингодатель обязан:

    Заключить договор купли-продажи с фирмой-поставщиком на согласованных между лизингополучателем и поставщиком коммерческих и технических условиях

    Направить поставщику наряд на поставку объекта сделки на согласованных заранее условиях

    Лизингодатель является владельцем и собственником объекта лизинговой сделки.

    Лизингополучатель обязан:

    При приемке объекта сделки принять на себя все права лизингодателя в отношении поставщика и освободить лизингодателя от всех связанных с этим убытков

    Произвести приемку объекта лизинговой сделки непосредственно при поставке, обеспечить все необходимые технические и правовые условия приемки, осуществит за свой счет монтаж и ввод оборудования в эксплуатацию

    Подтвердить комплектность поставки, безупречное функционирование оборудования и достижение намеченных производственных результатов в протоколе приемки

    При обнаружении недостатков их перечень указывается в протоколе приемки и сообщается лизингодателю, которые должен потребовать от поставщика их устранения либо замены объекта поставки

    В случае отказа принять объект лизинговой сделки из-за наличия исключающих нормальную эксплуатацию объекта неустраненных недостатков лизингополучатель должен в письменной форме поставить об этом в известность лизингодателя с указанием доказательств обнаруженных недостатков

    При досрочном расторж

  • 13. Российское законодательство по международному частному праву.
  • 14.Законодательство зарубежных стран по международному частному праву.
  • 3. Страны, где нормы мчп содержатся в кодифицированных актах разной отраслевой принадлежности (межотраслевая кодификация).
  • 15.Роль международных договоров в развитии международного частного права. Участие рф в договорах по международному частному праву. Роль международных договоров в развитии мчп
  • 17.Место lex mercatoria в регулировании трансграничных отношений. Участие невластных субъектов в его формировании. Международное коммерческое право (lex mercatoria)
  • 18.Унификация права в международном частном праве: понятие, признаки, результаты. Понятие унификации
  • Особенности правого механизма унификации права Особенности правого механизма унификации права
  • Виды унификации
  • Особенности применения унифицированных норм
  • 19.Правовая природа унифицированных частноправовых норм, их место в национальном праве.
  • 20. Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией. Гармонизация права: понятие, признаки, соотношение с унификацией.
  • 21. Понятие и строение коллизионной нормы. Понятие и строение коллизионной нормы
  • Структура и содержание коллизионных норм
  • 22. Виды коллизионных норм. Виды коллизионных норм
  • 23. Коллизионные принципы, их соотношение с формулой прикрепления. Основные коллизионные принципы.
  • 24. «Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве. «Гибкие» привязки и их роль в современном международном частном праве.
  • 25. Современные тенденции развития коллизионных норм. Современные тенденции развития коллизионных норм.
  • 27. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.
  • Проблемы, связанные с применением коллизионных норм Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства
  • 28. Конфликт квалификаций, способы их разрешения. «Скрытые коллизии». Конфликт квалификаций. Способы их разрешения.
  • 29. Основания и порядок применения иностранного права. Основания и порядок применения иностранного права
  • 30. Применение иностранного права с множественностью правовых систем.
  • 31. Оговорка о публичном порядке.
  • 32. Нормы непосредственного применения (императивные нормы) в международном частном праве. Императивные (сверхимперативные) нормы в мчп
  • 33. Национальный режим. Режим наибольшего благоприятствования. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования: понятие, сфера применения.
  • 34. Взаимность и реторсии в международном частном праве. Взаимность и реторсия
  • Реторсии
  • Взаимность в коллизионном праве
  • 35. Гражданская правоспособность физических лиц в международном частном праве. Гражданская правоспособность физических лиц в мчп
  • 36. Гражданская дееспособность физических лиц в международном частном праве.
  • 37. Коллизионные вопросы опеки и попечительства.
  • 38. Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершим. Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершего
  • 39. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации.
  • Теория инкорпорации
  • Теория оседлости
  • Теория центра эксплуатации
  • Теория контроля
  • «Офшорные» компании
  • 43. Допуск иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности. Представительства и филиалы.
  • 44. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации. Правовое положение иностранных юридических лиц в России
  • 45. Государство как субъект международного частного права. Государство как субъект мчп
  • 46. Иммунитет государства: понятие, виды.
  • Виды иммунитета в теории и практике государств:
  • Концепции иммунитета государства
  • 47. Международно-правовое регулирование иммунитета государства. Международно-правовое регулирование иммунитета государства.
  • 48. Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства. Законодательство Российской Федерации об иммунитете государства.
  • 49. Международные организации – субъекты международного частного права. Международные организации как субъекты мчп
  • Международные организации как субъекты международного частного права
  • 51. Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации. Коллизионно-правовое регулирование отношений собственности в Российской Федерации.
  • 52. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. Правовое регулирование иностранных инвестиций Законодательство Российской Федерации об иностранных инвестициях
  • Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.
  • 53. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.
  • 54. Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций. Международно-правовые стандарты защиты иностранных инвестиций.
  • 55. Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности (вэд)
  • 56. Трансграничная сделка и внешнеэкономическая сделка: понятие, особенности. Трансграничная (международная) коммерческая сделка: доктринальное и нормативное понятие; особенности содержания.
  • 58. Коллизионно-правовое регулирование договорных обязательств.
  • 59. Коллизионный принцип «автономии воли» и правила его применения в Российской Федерации Коллизионный принцип автономии воли (lex voluntaris)
  • 60. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
  • 61. Договор международной купли-продажи товара.
  • 62. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г
  • 63. Форма внешнеэкономического договора. Форма внешнеэкономического договора (контракта)
  • 64. Международный финансовый лизнг.
  • 65. Международный факторинг
  • 66. Обычаи международной торговли.
  • 67. Базисные условия договора международной купли продажи товаров. Инкотермс-2010
  • 68. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы унидруа)
  • Принципы международных коммерческих договоров унидруа.
  • 69. Международные денежные обязательства: понятие, содержание. Международные денежные обязательства: понятие, содержание
  • 2 Основных подхода в расчетах:
  • 70. Вексель и чек в международном частном праве. Вексель и чек в международном частном праве
  • 71. Валютные условия внешнеэкономической сделки. Валютные условия внешнеэкономической сделки
  • 72. Основные формы трансграничных денежных расчетов.
  • Основные термины и понятия
  • 73. Коллизионно-правовые вопросы брака и развода.
  • 74. Коллизонно-правовые вопросы правоотношений между супругами, между родителями и детьми.
  • 75. Правовое регулирование трансграничного усыновления.
  • 76. Вопросы семейного права в договорах об оказании правовой помощи.
  • 77. Современные тенденции развития международного деликтного права. Современные тенденции развития международного деликтного права.
  • 78. Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования. Внедоговорные обязательства в международном частном праве: виды, особенности регулирования.
  • 79. Коллизионно-правовое регулирование обязательств по возмещению вреда в Российской Федерации.
  • 80. Коллизионно-правовое регулирование обязательств по возмещению вреда, причиненного товарами, работами, услугами, недобросовестной конкуренцией, в Российской Федерации.
  • 81. Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве. Особенности интеллектуальных прав в международном частном праве
  • Понятие и особенности интеллектуальной собственности
  • 82. Международно-правовая охрана авторских прав.
  • 83. Авторские права иностранцев в Российской Федерации. Авторские права иностранцев в Российской Федерации
  • 84. Международно-правовая охрана смежных прав. Международно-правовая охрана смежных прав.
  • 85. Международно-правовая охрана промышленной собственности
  • 86. Международно-правовая охрана товарных знаков. Международно-правовая охрана товарных знаков
  • 87. Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности в рамках снг.
  • 88. Права иностранцев на промышленную собственность в Российской Федерации. Права российских граждан за рубежом. Права иностранцев на "промышленную собственность" в Российской Федерации
  • 89. Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание. Лицензионные договоры в международном торговом обороте: понятие, виды, содержание
  • 1. Простая
  • 90. Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию, наследования в зарубежных странах. Основные подходы к коллизионно-правовому регулированию. Наследования в зарубежных странах.
  • 91. Правовое регулирование трансграничного наследования в Российской Федерации. Международно-правовое регулирование наследственных отношений
  • 92. Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи. Вопросы наследственного права в договорах об оказании правовой помощи
  • 93. Трудовые отношения с участием иностранцев в Российской Федерации.
  • Правила определения норм, применяемых к конкретным трудовым правоотношениям с участием иностранных граждан
  • 94. Международно-правовое регулирование морской перевозки. Международно-правовое регулирование морской перевозки.
  • 95. Международно-правовое регулирование воздушной перевозки. Международные воздушные перевозки.
  • Международные воздушные перевозки
  • 96. Международно-правовое регулирование сухопутной перевозки. Международно-правовое регулирование воздушной перевозки.
  • 97. Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с мчп. Понятие международного гражданского процесса и его соотношение с мчп.
  • Понятие международного гражданского процесса
  • 98. Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог. Правовое положение иностранцев в гражданском процессе. Судебный залог.
  • Международная подсудность гражданских дел: понятия, виды. Пророгационные соглашения.
  • 100. Правовые основы признания и исполнения иностранных судебных решений. Способы исполнения.
  • Исполнение решений иностранных судов
  • Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда
  • Признание решений иностранных судов
  • Признание и исполнение решений иностранных третейских судов (арбитражей)
  • 101. Признание и исполнение иностранных судебных решений в Российской Федерации. Порядок признания и исполнения решений иностранных судов в Российской Федерации.
  • 102. Легализация официальных документов: понятие, способы. Легализация официальных документов: понятие, способы.
  • Легализация официальных документов: понятие и способы.
  • 103. Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способов.
  • Правовые основы исполнения иностранных судебных поручений: понятие, виды, способы.
  • 104. Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках снг. Международно-правовое регулирование оказания правовой помощи в рамках снг.
  • 105. Международный коммерческий арбитраж: правовая природа, виды, принципы деятельности.
  • Правовая природа международного коммерческого арбитража, его понятие и виды
  • Виды мка: институционный и изолированный
  • 106. Международно-правовое регулирование деятельности международного коммерческого арбитража. Единообразные регламенты и типовые законы.
  • 107. Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках снг. Международно-правовое регулирование разрешения хозяйственных споров в рамках снг
  • 108. Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации. Порядок рассмотрения трансграничных экономических споров в Российской Федерации.
  • 109. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации.
  • 60. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

    Правовое регулирование договорных обязательств занимает существенное место в гражданском праве любого государства. Нормы, регулирующие договорные обязательства, занимают важное место и в МЧП. С их помощью регулируется достаточно широкий круг гражданско-правовых отношений: международная купля-продажа, аренда, международная перевозка грузов и пассажиров, международные расчеты, отношения по использованию произведений литературы, науки и другие аналогичные отношения, осложненные иностранным элементом.

    В нормах МЧП для обозначения договорных обязательств используются два термина: сделки и договоры. Ранее в российском законодательстве использовались термины “внешнеторговая сделка” и “внешнеэкономическая сделка”, охватывая и сделки, и договоры. Новое российское законодательство использует термин внешнеэкономическая сделка” лишь однажды, определяя форму данной сделки. Во всех остальных случаях коллизионные нормы определяют применимое право к любым сделкам и договорам, в том числе и к внешнеэкономическим.

    Внешнеэкономическая сделка – это комплексное понятие, означающее деятельность субъектов МЧП в области международного обмена товарами, работами, результатами интеллектуальной деятельности, различного рода услугами, направленную на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей. В международной практике более распространен термин международная коммерческая сделка.

    Одним из главных вопросов, возникающих при регулировании подобной экономической деятельности, является проблема квалификации сделки как внешнеэкономической. Как уже отмечалось, внешний характер внешнеэкономической деятельности обусловлен наличием “иностранного элемента”. Другим отличительным признаком выступает местонахождение сторон в разных государствах. Помимо этого для целей таможенного регулирования и экспортного контроля юридически значимо перемещение товаров, услуг, финансовых средств через таможенную границу РФ и выполнение работ на территории иностранного государства.

    Сделки международного характера можно подразделить на внешнеэкономические сделки, связанные с предпринимательской деятельностью, и сделки, не имеющие предпринимательского характера. Центральное место среди международных коммерческих сделок занимает договор международной купли-продажи, что объясняется не только численностью такого рода договоров в мировых экономических связях. Помимо этого все остальные международные сделки либо напрямую связаны с куплей-продажей (например, перевозка, расчеты, страхование), либо являются разновидностью купли-продажи (договоры по предоставлению услуг), либо содержат элементы купли-продажи (международный финансовый лизинг). Следует также отметить, что именно договор международной купли-продажи наиболее разработан в международном частном праве.

    Таким образом, к международным коммерческим сделкам (или внешнеэкономическим, трансграничным сделкам) относятся сделки, опосредующие предпринимательскую деятельность в сфере международных экономических отношений, совершаемые между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств.

    Данный критерий квалификации сделки как внешнеэкономической определен рядом международных конвенций (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенцию об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге и международном факторинге 1988 г.), а также и законодательство РФ содержит подобный критерий международности, в частности Закон о международном коммерческом арбитраже.

    Наличие иностранного элемента во внешнеэкономической сделке серьезно осложняет процесс заключения и осуществления сделок, что в результате порождает целый ряд дополнительных условий, к которым можно отнести следующие:

    осложненность получения платежей, что приводит к стремлению включить в сделку условия по обеспечению платежа;

    наличие валютных условий;

    транспортировка товара через территорию двух или более государств;

    проработанность условий по поводу страховки, так перевозимый на значительные расстояния и часто перегружаемый с одного вида транспорта на другой товар подвергается повышенной опасности утраты или повреждения;

    необходимость выполнения таможенных правил каждого из государств, границы которых товары или услуги пересекают;

    наличие помимо основного договора ряда дополнительных контрактов, обеспечивающих выполнение всех обязательств по договору (договор перевозки, страхования и др.);

    повышенный риск наступления непредвиденных событий (политические перевороты, вооруженные конфликты, изменение законодательства, регулирующего данную сферу и пр.);

    необходимость включения в договор нормы о применимом праве и порядок рассмотрения споров;

    особые правила о форме и порядке подписания международных коммерческих сделок.

    Отличительными особенностями правового регулирования внешнеэкономических сделок является: взаимодействие норм международного и национального права; применение норм различной отраслевой принадлежности национального права; широкое распространение форм негосударственного регулирования (контрактных условий, обычаев международной торговли, судебная и арбитражная практика).

    МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК

    Внешнеэкономическая деятельность является одной из немногих, где проведена была достаточно серьезная унификация причем не только коллизионных, но и материальных норм. Это объясняется стремлением государств создать достаточно эффективный регулятор международных отношений.

    К международным источникам, регулирующим внешнеэкономические сделки посредством унификации материально-правовых норм, относятся Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. и Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г.

    Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров Вена, 1980 г. Структурно Венская конвенция состоит из 4-х частей:

    Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций в Российской Федерации осуществляется на основе: Гражданского кодекса РФ, Таможенного кодекса РФ, законов Российской Федерации от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 5 июля 1999 г.), от 7 июня 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже», от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» (в ред. от 4 мая 1999 г.), от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (в ред. от 10 февраля 1999 г.); указов Президента РФ от 21 ноября 1995 г. «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ», от 18 августа 1996 г. «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок», от 30 ноября 1996 г. «О таможенных льготах»; постановлений Правительства Российской Федерации; других законодательных актов, затрагивающих внешнеэкономическую деятельность, а также общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров.

    В Законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» дается определение экспорта, импорта, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Приводятся исключительные случаи введения количественных ограничений экспорта и импорта. Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются на конкурсной или аукционной основе либо в порядке фактического выполнения операций по экспорту и (или) импорту до суммарного использования квоты.

    Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 17) определяет прямое установление государственной монополии на экспорт и (или) импорт отдельных товаров. Перечни этих товаров могут формироваться только на федеральном уровне. Государственная монополия осуществляется на основе лицензирования экспортных поставок и импортных закупок. В ст. 20 Закона ужесточены требования к ввозимым в Россию товарам на предмет их соответствия техническим, фармакологическим, санитарным и другим стандартам, соблюдение которых обеспечивает безопасное их использование на территории страны. Иностранные юридические лица вправе открывать на территории России представительства для ведения внешнеторговой деятельности, но только от имени этих иностранных юридических лиц.

    Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает: таможенно-тарифное регулирование; нетарифное регулирование или количественное ограничение экспорта и импорта; валютное, финансовое и кредитное регулирование; экспортный контроль.

    Экспортный контроль действует в целях зашиты национальных интересов России при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств РФ по нераспространению оружия массового уничтожения.

    Федеральные законы определяют перечни отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых устанавливается государственная монополия. Государственная монополії на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и (или) импорту товаров. Лицензия на эту деятельность выдается федеральным органом исполнительной власти исключительно государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с законодательством РФ и общепринятыми международно-правовыми нормами обязаны совершать сделки по экспорту и (или) импорту товаров на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики.

    На отдельные виды внешнеторговой деятельности устанавливаются особые режимы. Порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории определяются Правительством РФ на основе федеральных законов и международных договоров РФ с сопредельными государствами.

    Особый режим хозяйственной деятельности на территории свободных экономических зон устанавливается федеральными законами и иными правовыми актами РФ.

    Российская Федерация участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории, без применения таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами - участницами этих союзов и странами - участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. Для стран - участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран - участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

    Таможенно-тарифное регулирование осуществляется посредством применения импортного и экспортного таможенных тарифов. Таможенный тариф РФ представляет собой ставки таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации.

    Таможенная стоимость товара определена Законом РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе». Ставки таможенных пошлин являются едиными для всех лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, и видов сделок. Кроме обычных пошлин могут применяться сезонные пошлины, устанавливаемые на срок до шести месяцев в году, предназначенные для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров, а также особые пошлины (специальные, антидемпинговые и компенсационные). Ставки особых пошлин устанавливаются Правительством РФ и определяются конкретно для каждого отдельного случая.

    Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если ввозимые товары могут нанести ущерб.отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, или как ответная мера на дискриминационные действия других государств или их союзов, ущемляющие интересы России. Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза товаров по более низким ценам, чем действуют в стране, откуда они вывозятся, если при этом нарушаются интересы отечественных производителей. Компенсационные пошлины действуют в случаях ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии.

    Правительством РФ в отношении определенных товаров могут устанавливаться тарифные льготы (тарифные преференции), предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации. Эти льготы применяются в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины либо снижения ее ставки, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

    Наряду с таможенными пошлинами уплачиваются и другие таможенные платежи:

    налог на добавленную стоимость;

    сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий;

    сборы за выдачу квалификационного аттестата специалистам по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

    таможенные сборы за таможенное оформление;

    таможенные сборы за хранение товаров;

    таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

    плата за информирование и консультирование;

    плата за принятие предварительного решения;

    плата за участие в таможенных аукционах.

    Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется путем квотирования и лицензирования внешнеторговой деятельности.

    Внешнеторговая квота - это количественное ограничение объема продукции определенного вида, которая может быть ввезена в страну или вывезена из нее.

    Установление внешнеторговых льгот нацелено на защиту национальных интересов и национального рынка от дезорганизующего импорта или экспорта. Установление экспортных квот применяется в ситуации, когда цены на определенный товар на внутреннем рынке ниже, чем на мировом, и неограниченные масштабы экспорта могут привести к нехватке данного товара на внутреннем рынке.

    В настоящее время порядок квотирования экспорта сохраняется лишь в отношении продукции, поставляемой в соответствии с международными обязательствами России.

    Лицензирование внешнеэкономической деятельности осуществляется на основании получения разрешений на проведение экспортно-импортных операций. Обязательным условием для выдачи лицензии является представление подписанного или парафированного контракта. При изменении условий контракта выданные лицензии подлежат переоформлению.

    Лицензия оформляется только на один вид товаров и представляет собой разрешение на ввоз или вывоз указанного в ней товара в установленный срок.

    Различаются генеральные и разовые лицензии.

    Генеральная лицензия выдается на один календарный год для осуществления экспорта (импорта) продукции для государственных нужд. Операции по этой лицензии могут проводиться по одной или нескольким сделкам.

    Лицензии выдаются уполномоченным МВЭС РФ Департаментом по внешнеэкономической деятельности Министерства торговли РФ на основании документов, подтверждающих вид лицензируемой продукции. Для квотируемых товаров необходим документ, свидетельствующий о поставке товаров в счет квоты, выделенной в установленном порядке, или приобретенный сертификат. Для специфических товаров (работ,-услуг) необходимо решение соответствующего министерства или ведомства России, а по особой продукции - разрешение Президента или Правительства РФ.

    Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации осуществляется на основании Закона РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», Указа Президента РФ от 21 ноября 1995 г. «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации», других нормативных актов.

    Закон определяет принципы валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями. Предусмотрена также ответственность за нарушение валютного законодательства.

    В Российской Федерации расчеты между резидентами осуществляются в национальной валюте без ограничений. Расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ совершаются в порядке, устанавливаемом Банком России.

    Согласно вышеназванному Закону к резидентам относятся:

    физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за ее пределами;

    юридические лица с местонахождением в Российской Федерации;

    предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, но созданные в соответствии с законодательством РФ и находящиеся на территории Российской Федерации;

    дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами Российской Федерации;

    филиалы и представительства резидентов, находящиеся за пределами Российской Федерации.

    К нерезидентам относятся:

    физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации;

    юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

    предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

    находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

    находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов.

    Порядок приобретения и использования нерезидентами валюты Российской Федерации устанавливается Банком России в соответствии с законами Российской Федерации.

    Вывоз и пересылка валюты из Российской Федерации, ввоз и пересылка в Российскую Федерацию валюты, а также ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Банком России совместно с Министерством финансов и Государственным таможенным комитетом РФ.

    Сделки, заключенные в нарушение указанного закона, являются недействительными.

    Виды валютных операций по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, которые могут осуществлять индивидуальные предприниматели и юридические лица-резиденты без разрешения Банка России в соответствии с заключенными ими договорами, перечислены в Положении Банка России «Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций». К таким операциям относятся:

    перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а также на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты импортируемых товаров после их ввоза в Российскую Федерацию (таможенного оформления товаров) независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления (ввоза в РФ) до даты платежа;

    перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а также перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты произведенных импортируемых работ, оказанных импортируемых услуг после приема резидентом указанных выполненных работ (соответствующего этапа работы), оказанных услуг независимо от срока, прошедшего с момента их приема до даты осуществления резидентом платежа;

    зачисление резидентом на свой валютный счет, открытый в уполномоченном банке в Российской Федерации, сумм в оплату экспортируемых им товаров (работ, услуг) до таможенного оформления этих товаров на экспорт, прием нерезидентом выполненных работ, оказанных услуг независимо от срока с даты

    получения резидентом платежа до таможенного оформления товаров, приема нерезидентом выполненных работ, оказанных услуг.

    Субъекты внешнеэкономической деятельности независимо от форм собственности обязаны продавать половину валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные бан- " ки. Порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом РФ.

    Уполномоченные банки открывают предприятиям и учреждениям два валютных счета: транзитный и текущий."Транзитный счет предназначен для зачисления всех валютных поступлений в полном объеме, включая выручку от реализации товаров, работ (и услуг за иностранную валюту на территории Российской Федерации. На текущем счете учитываются валютные средства, остающиеся в распоряжении предприятия после обязательной продажи части валютной выручки.

    Обязательную продажу части валютной выручки уполномоченные банки производят по поручению предприятий с их транзитных счетов. Обязательная продажа осуществляется от всей суммы поступлений в иностранной валюте, в том числе в виде авансов или предварительной оплаты. Оставшаяся часть валютной выручки переводится на текущие валютные счета предприятий.

    Основными направлениями валютного контроля являются:

    определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличие необходимых для этого лицензий и разрешений;

    проверка выполнения резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;

    проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

    проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

    В целях ограничения вывоза капитала из страны, который чаще всего осуществляется путем сокрытия валютной выручки за рубежом, предусматриваются следующие меры валютного контроля за импортными операциями: осуществление расчетов по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, только через счета ре- зидентов, заключивших (или от имени которых заключены) сделки с нерезидентами;

    Обязанность импортеров-резидентов, заключивших (или от имени которых заключены) сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, в течение 180 календарных дней с даты оплаты товаров (если иное не установлено Банком России).

    Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами.

    Банк России - основной орган валютного регулирования в Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчеты соответствующим органам валютного контроля. Порядок осуществления валютного контроля устанавливается Банком России.



Поделиться