Когда жил цицерон. Цицерон – краткая биография. Борьба с Катилиной


ru.wikipedia.org

Биография

Происхождение и воспитание

Цицерон родился в семье, принадлежавшей к сословию всадников, в небольшом городке Арпине. Когда будущему оратору исполнилось 15 лет, его отец переехал в Рим, чтобы дать своим сыновьям хорошее образование.

Одну из первых своих речей, дошедших до наших дней, «В защиту Росция», Цицерон произнёс в порицание вольноотпущенника и любимца диктатора Суллы, что было рискованным шагом во время, когда Сулла широко использовал проскрипционные казни с целью избавления от неугодных. Опасаясь мести диктатора, выигравший процесс Цицерон отправился в Афины, где продолжил изучать философию и риторику.

После смерти Суллы он вернулся в Рим, где начал выступать защитником в суде.

Начало политической деятельности

В 75 году до н. э. Цицерон был избран квестором и получил назначение на Сицилию, где руководил вывозом зерна в период нехватки хлеба в Риме. Своей справедливостью и честностью он заслужил уважение сицилийцев, однако в Риме его успехи были практически не замечены. Плутарх следующим образом описывает его возвращение в столицу:

В Кампании ему встретился один видный римлянин, которого он считал своим другом, и Цицерон, в уверенности, что Рим полон славою его имени и деяний, спросил, как судят граждане об его поступках. «Погоди-ка, Цицерон, а где же ты был в последнее время?» - услыхал он в ответ, и сразу же совершенно пал духом, ибо понял, что молва о нём потерялась в городе, словно канула в безбрежное море, так ничего и не прибавив к прежней его известности.

Более широкую известность Цицерон приобрел после дела Верреса, бывшего наместника Сицилии. В 70 году до н. э., подавая против Верреса иск о вымогательстве, сицилийцы обратились к Цицерону за помощью, помня о его ораторских талантах. Преторы, подкупленные Верресом, так затянули разбирательство, что не оставили Цицерону времени для произнесения обвинительной речи до начала праздников, однако он настолько умело представил судьям доказательства и показания свидетелей, обвинявших наместника во взяточничестве, вымогательствах, прямом грабеже и убийствах сицилийцев и даже римских граждан, что его выступление решило дело, и Веррес был вынужден отправиться в изгнание. В 69 году до н. э. Цицерон избирается курульным эдилом, а в 66 году до н. э. - претором.

Заговор Катилины

В 63 году до н. э. Цицерон был избран на должность консула, будучи первым за предыдущие 30 лет «новым человеком», достигшим этого поста. Его избранию способствовало то, что его соперник, Катилина, открыто говорил о своей готовности к революционным преобразованиям в случае получения должности консула. Это сильно обеспокоило римлян, и предпочтение было в итоге отдано Цицерону.



После поражения на выборах, Катилина начал готовить заговор с целью захвата власти, который Цицерону удалось раскрыть. Четырьмя сенатскими речами против Катилины, считающимися образцами ораторского искусства, Цицерон вынудил Катилину бежать из Рима в Этрурию. В последовавшем заседании Сената, которым он руководил, было решено арестовать и казнить без суда тех заговорщиков, которые остались в Риме, так как они представляли собой слишком большую угрозу государству, и обычные в таких случаях меры - домашний арест или ссылка - были бы недостаточно эффективны. Юлий Цезарь, присутствовавший на заседании, выступал против казни, однако Катон своей речью, не только обличавшей вину заговорщиков, но также перечислявшей подозрения, падавшие на самого Цезаря, убедил сенаторов в необходимости смертного приговора.

В этот период слава и влияние Цицерона достигли своего пика; восхваляя его решительные действия, Катон назвал его «отцом отечества». Однако, в это же время, Плутарх пишет: многие прониклись к нему неприязнью и даже ненавистью - не за какой-нибудь дурной поступок, но лишь потому, что он без конца восхвалял самого себя. Ни сенату, ни народу, ни судьям не удавалось собраться и разойтись, не выслушав ещё раз старой песни про Катилину … он наводнил похвальбами свои книги и сочинения, а его речи, всегда такие благозвучные и чарующие, сделались мукою для слушателей

Изгнание

В 60 году до н. э. Юлий Цезарь, Помпей и Красс объединили силы с целью захвата власти, образовав Первый Триумвират. Признавая таланты и популярность Цицерона, они сделали несколько попыток привлечь его на свою сторону. Цицерон, поколебавшись, отказался, предпочтя остаться верным сенату и идеалам Республики. Однако это оставило его открытым для нападок оппонентов, в числе которых был трибун Клодий, невзлюбивший Цицерона с тех пор, как оратор дал против него показания на судебном процессе.

Клодий добивался принятия закона, осуждавшего Цицерона на изгнание, как человека, казнившего римских граждан без суда и следствия. Цицерон обратился за поддержкой к Помпею и другим влиятельным лицам, однако не получил её; кроме того, он подвергся физическим преследованиям со стороны приверженцев Клодия. В апреле 58 года до н. э. он был вынужден уйти в добровольное изгнание. В его отсутствие закон был принят, его имущество конфисковано, а дома сожжены.

В сентябре 57 года до н. э. Помпей занял более жесткую позицию по отношению к Клодию (причиной тому послужили нападки трибуна). Помпей прогнал его с форума и добился возвращения Цицерона из ссылки.

В 51 году до н. э. он был назначен по жребию наместником Киликии, где успешно правил, пресек мятеж каппадокийцев, не прибегая к оружию, а также нанёс поражение разбойничьим племенам Амана, за что получил титул «императора».

Вернувшись в Рим, Цицерон застал усугубившееся после смерти Красса противостояние между Цезарем и Помпеем. В ходе гражданской войны Цицерон после долгих колебаний принял сторону Помпея, однако понимал, что на данном этапе вопрос уже не в том, будет ли Рим республикой или империей, а в том, кто - Цезарь или Помпей - будет императором, и считал оба варианта плачевными для государства.

После битвы при Фарсале (48 год до н. э.) Цицерон отказался от предложенного ему командования войском Помпея, и после стычки с Помпеем Младшим и другими военачальниками, обвинявшими его в предательстве, перебрался в Брундизий. Там он встретился с Цезарем и был им прощен. Во время правления Цезаря он ушёл с политической сцены Рима, так и не сумев примириться с диктаторством, и занялся сочинением и переводом философских трактатов.

Оппозиция Марку Антонию и смерть

После убийства Цезаря в 44 году до н. э. Цицерон вернулся к политике, решив, что со смертью диктатора республика может быть восстановлена. В борьбе за власть между Марком Антонием и молодым Октавианом, наследником Цезаря, он принял сторону последнего, считая, что сможет манипулировать юношей и с его помощью добиться власти. С целью ослабления позиции Антония, он произнес 14 направленных против него речей, которые он назвал «филиппиками» по аналогии с речами Демосфена, в которых он обличал Филиппа Македонского. Однако, когда Октавиан, благодаря поддержке, оказанной ему Цицероном, пришёл к власти, он заключил союз с Антонием и Лепидом, образовав Второй Триумвират. Антоний добился того, чтобы имя Цицерона вошло в проскрипционные списки «врагов народа», которые триумвиры обнародовали немедленно после образования союза.

Цицерон был убит при попытке к бегству 7 декабря 43 года до н. э. Когда Цицерон заметил догоняющих его убийц, он приказал рабам, несущим его: «Поставьте тут же паланкин», а потом, высунув голову из-за занавеси, подставил шею под нож убийцы. Его отрубленные голова и правая рука были доставлены Антонию и затем помещены на ораторской трибуне форума.

Политические взгляды

Цицерон был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики», основанной на «заветах предков». Свои основные труды он назвал «О республике» (De republica; чаще переводится «О государстве») и «О законах»; оба произведения написаны в форме диалогов. «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

Главные достоинства определения понятия «государство», являются:
Народ - это особая общность людей;
Народ рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных едиными представлениями о праве и общими интересами;
Право рассматривается как основа объединения народа, «достоянием» которого является государство.

Цицерон пишет о смешанном государственном устройстве как о наиболее стабильном и прочном, т.к. монархия, аристократия и демократия легко трансформируются в свои противоположности. Прочность государства также зависит и от незыблемости законов. «Закон есть решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего - природой, с которой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных». Справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости.

Творчество

Речи

Марк Туллий Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству многие поколения юристов, изучавшие, в частности, и такие приемы Цицерона, как ламентация. Также сохранились более 800 писем Цицерона, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики.

Трактаты

Его философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени: стоиков, академиков и эпикурейцев.

Работы Цицерона оказали сильное влияние на религиозных мыслителей, в частности, Св. Августина, представителей возрождения и гуманизма (Петрарку, Эразма Роттердамского, Боккаччо), французских просветителей (Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье) и многих других.

Биография

МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН (106-43 гг. до н. э.). У истоков повествовательной римской прозы стояло имя оратора, писателя и государственного деятеля Цицерона. Судьба то возносила его высоко - он был консулом в Риме, подавил заговор против республики аристократа Каталины, стал проконсулом Киликии, достиг своими защитительными и обвинительными речами и литературными трактатами колоссальной популярности, оставил большое эпистолярное наследие,- то отворачивалась от него, и тогда он постигал горечь изгнания, становился жертвой жестоких преследований.

Страстный приверженец свободы и республики, Цицерон защищал свои идеалы в обличительных речах, которые в литературе принято называть жанром «хулы» или «поношения».

В 70 г. до н. э. каскад его речей против Гая Верреса, наместника Сицилии, поднял такую волну возмущения, что посрамленный правитель вынужден был еще до окончания суда отправиться в изгнание. Цицерон создал одиозный портрет жестокого и алчного человека, не гнушавшегося грабежом ценных произведений искусства, безнаказанно притеснявшего рядовых граждан, и вместе с тем показал печальную картину нравов своего времени, когда римская республика оказалась на грани катастрофы.

Речи против Луция Сергия Каталины, произнесенные в 63 г. до н. э. и позже литературно обработанные автором, привели, по словам самого Цицерона, к «спасению государства», содействовали подавлению заговора, предотвращению поджога Рима и резни.

В судебной речи, произнесенной в 61 г. до н. э. в защиту греческого поэта Авла Лициния Архия, которого хотели незаконно лишить гражданских прав, Цицерон подчеркнул нравственно-социальное значение художественного творчества для облагораживания человека: «Эти занятия воспитывают юность, веселят старость, при счастливых обстоятельствах служат украшением, при несчастливых - прибежищем и утешением, радуют на радость, не обременяют на чужбине, бодрствуют вместе с нами по ночам, странствуют с нами и живут с нами в деревне». Этот отточенный словесный оборот обличии прозвучал в видоизмененном у русского просветителя М. Ломоносова:

Науки юношей питают, ртраду старцам подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут.

Каждая речь Цицерона - завершенный памфлет с острым сюжетом, синхронным тому событию, которое явилось предметом страстной критики или защиты, с анекдотами о знаменитых людях, новеллами, примерами аналогичных случаев, живыми бытовыми картинами, яркими портретами - характеристиками лиц, причастных к данному делу, вымышленными диалогами, цитатами или изречениями, шутками и насмешками. Отвлекался он и на другие жанры, написал своеобразное подражание платоновской утопии также в форме диалога «О государстве» (51 г. до н. э.), дополнением к которому стал незавершенный диалог «О законах».

«Идеальный» порядок, по Цицерону, достигается благодаря принципу «справедливости», «разума» и «согласия» между сенатом и народом, устанавливаемому «первым среди равных» - особым деятелем с обширными знаниями, владеющим искусством оратора. Этому мастерству посвящен особый трактат «Об ораторе» (55 г. до. н. э.).

Нравственной проблематике посвящены Цицероном сочинения «О старости», «О дружбе» и «Об обязанностях» (44 г. до н. э.). В последнем из них в форме наставлений сыну Марку Цицерон продолжает свою социально-политическую утопию и создает образ идеального гражданина. Уподобив единоличную власть государственной измене, «отвратительнейшему и омерзительнейшему отцеубийству отечества», «тягчайшему из всех преступлений» против человечности, Цицерон пишет, имея в виду Цезаря: «Если кто-нибудь скажет, что это страстное желание прекрасно в нравственном отношении, то он безумен».

По словам Вольтера, «„Рассуждение об обязанностях" - лучшее сочинение по нравственной философии, которое когда-либо было или будет написано».

В 44 г. до н. э. Цицерон создал философскую повесть-диалог «Тускуланские беседы», посвященную Марку Юнию Бруту - будущему убийце Цезаря, человеку, близкому автору по увлечению философией. Это в основном моральные размышления в диалогах о том, что более всего беспокоит человека в его жизни, делает его уязвимым, о презрении к смерти, преодолении боли, утешении в горе, страстях, добродетели.

После убийства Цезаря в 44 г. до н. э. Цицерон, следуя традиции древнегреческого оратора IV в. до н. э. Демосфена, чьи речи против македонского царя Филиппа II были названы филиппиками, выступил со своими филиппиками против консула Марка Антония. В 14 памфлетах (44-43 гг.) Цицерон объявил своего противника наглецом, негодяем, глупцом и трусом, носителем мерзких человеческих пороков и грозил ему судьбой Каталины и объявлением гражданской войны.

Цицерон стал жертвой начавшихся преследований и был зверски убит в 43 г. до н. э., а его голова оказалась выставленной на форуме, где ранее он клеймил социальное зло и отстаивал справедливость.

К творчеству Цицерона - его патетическому красноречию - было обращено внимание эпохи Великой французской революции в лице Мирабо и Робеспьера. В борьбе Цицерона против деспотизма А. И. Радищев и русские декабристы видели символ «духа вольности».

Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до ХХ в.: Популярная библиографическая энциклопедия.-М.: Книжная палата, 1991. - 576с.

Секреты Цицерона

Самый древний из дошедших до нас методов эффективного запоминания - метод Цицерона. Этот метод назван так в честь одного из самых блестящих ораторов в мировой истории, государственного деятеля Римской Республики. Его имя Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.). Прославился он и тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен.

Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой Римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям - он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем.

Прежде чем начать учиться применять этот метод, вам необходимо договориться с самим собой о последовательности обхода комнаты, другими словами, о последовательности мест, на которых вы будете размещать свою информацию, то есть - подготовить опорный список мест. Расхаживать по дому, как это делал Цицерон, не обязательно, достаточно представлять комнату мысленно (комната, конечно, должна быть очень хорошо знакомой).

Начните со своей комнаты (кабинета) как с самой знакомой. Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т.д. по часовой стрелке. Когда у вас будет достаточно опыта в применении метода Цицерона, вы сможете задействовать все больше и больше предметов в комнате, то есть у вас будет больше мест для размещения элементов списка, а пока ограничьтесь самыми заметными предметами в комнате. Используйте последовательно все предметы, которые, в вашей комнате всегда имеют одно и то же место: замок, диван, картина, бра, софа, карниз, шторы, подоконник, книжные полки, стол. Кроме последовательности слева направо соблюдайте последовательность сверху вниз (если два предмета находятся один под другим).

Для запоминания списков различных элементов можно использовать и всю квартиру и хорошо знакомые квартиры друзей и родственников, и рабочий кабинет, и даже хорошо изученные маршруты или участки пути на улице: от дома до остановки, до метро, до ближайшего магазина, любимую дорожку парка и т.п.

Связывать элементы запоминаемого ряда с предметами комнаты надо при помощи ассоциаций (пример ниже). На первых порах вы даже можете составить себе список элементов комнаты (получится ряд слов), другими словами список своеобразных крючков, за которые вы будете прицеплять запоминаемые элементы.

Посмотрите, как можно запомнить список предметов в определенном порядке. Вот ряд слов: сыр, щенок, пластилин, линейка, градусник, письмо, лужа, лес.

Я буду размещать их последовательно, согласно своей схеме квартиры, начав с коридора. И, конечно, постараюсь использовать необычные связи для того, чтобы иметь возможность воспроизвести этот ряд даже спустя долгое время. Сыром я затыкаю щель в замке, щенка сажаю около двери в левый угол, но чтобы не забыть эту стандартную связь, представляю, как он начинает грызть плинтус, а я пытаюсь ему запретить это делать. Пластилин я приклеиваю к зеркалу, причем залепляю им почти его все, так, чтобы не видно было отражения. Линейку прикрепляю к дверцам шкафа, теперь она не дает им открыться. Градусник ввинчиваю вместо лампочки в люстру. Теперь на моем пути дверь в комнату. Я вставляю письмо в промежуток между дверью и косяком (можно было бы расстелить его вместо коврика). Слева в комнате у стены стоит маленький диванчик, я представляю что он стоит в луже и его ножки вот-вот размокнут. Осталось связать книжные полки и слово "лес". Я представляю, как перед книжными полками вырастает лес, ветки деревьев проходят между книгами, а самих книжных полок почти не видно.

Главное перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать ли очередной элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим. Если вы будете поступать таким образом, то при воспроизведении можете допустить ошибки.

Вообще же метод Цицерона целесообразней применять для более серьезных вещей, чем запоминание примитивного ряда слов (эти слова были приведены лишь для того, чтобы показать, как им пользоваться). Он хорошо себя зарекомендовал при запоминании текстов, распорядка дня, запоминания порядка телефонных звонков и т.д. При этом, когда информация хоть как-то тематически связана (а не просто бессмысленные ряды слов или цифр), то одно и тоже помещение можно использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую "опорную" комнату. Запоминаемые ряды элементов не смешаются, и вы воспроизведете элементы нужной вам темы.

Для овладения методом Цицерона достаточно 2-3 тренировки, в этом его большое преимущество по сравнению со многими другими техниками. Еще одно его преимущество в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, в котором вы находитесь, при этом само место - аудитория, музей, кабинет начальника могут послужить вам "опорной" комнатой. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании "обыкновенного" метода связанных ассоциаций или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций, достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь. Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату (помещение), расставляя по очереди ключевые слова запоминаемого материала, а когда будет необходимо его воспроизвести, вам надо будет вспомнить обстановку помещения (что значительно легче и привычнее, чем, например, вспоминание содержания доклада или лекции), и вы сами удивитесь тому как легко усвоилась одновременно с обстановкой необходимая информация.

Хочу подчеркнуть, что метод Цицерона - это лишь один из десятков существующих способов запоминания, и для того чтобы применять его с большей отдачей, важно освоить и некоторые другие "хитрости" и нюансы. Познакомиться со всем многообразием техник, приемов и методов эффективного восприятия и усвоения информации можно в Центре "ЭВИУС".

Татьяна Никитина, нейропсихолог, Центр "ЭВИУС" (эффективное восприятие и усвоение), [email protected].

Биография


Политическая деятельность Цицерона

Начало карьеры

В возрасте 15 лет Цицерон вместе со своими братьями приехал в Рим, чтобы получить хорошее образование. Его семья, принадлежавшая к сословию всадников, обладала достаточным материальным достатком, чтобы позволить юношам обучаться у лучших греческих философов (стоик Диодот, академик Филон из Лариссы, эпикуреец Федр) и правоведов (Квинт Муций Сцевола). Прекрасное образование и ораторские способности позволили Цицерону уже в 81 - 80 до н.э. выступить в качестве адвоката в суде и выиграть несколько процессов. Хотя угрозы его жизни не существовало, он все же, опасаясь мести Луция Корнелия Суллы и стремясь улучшить свое образование, на 2 года уехал в Грецию и Малую Азию. Цицерон возвратился в Рим уже после смерти диктатора, чтобы занять должность квестора и отправиться на Сицилию для организации бесперебойного снабжения столицы хлебом. Деятельность Цицерона на этом посту была настолько успешной, что слава о его мирных подвигах перешагнула границы острова. Вернувшись в Рим, Цицерон вошел в состав Сената и вскоре приобрел репутацию выдающегося оратора. В 69 до н.э он блестяще выступил с обвинением против бывшего наместника Сицилии Гая Верреса, который в течении 3-х лет грабил и притеснял жителей острова с неслыханной наглостью и жестокостью. Раздавленный тяжестью улик и свидетельских показаний, Веррес добровольно удалился в изгнание и должен был заплатить огромный штраф. Выигрыш процесса превратил Цицерона в самого модного и популярного адвоката в Риме: в 70 - 67 до н.э. он неоднократно выступал в качестве защитника. В 68 до н.э он стал претором, а в 63 до н.э консулом.

Цицерон - консул Республики

Самыми известными выступлениями в этот период стали речи против Луция Сергия Катилины, предпринявшего осенью 63 до н.э. попытку политического переворота. Специальный доклад консула убедил Сенат в необходимости чрезвычайных мер и в январе 62 до н.э. мятежники были разбиты, а сам Катилина пал на поле битвы .

В 60 до н.э., когда три крупнейших политических фигуры Рима - Помпей, Цезарь и Марк Лициний Красс, заключили союз ("первый триумвират"), направленный против сенатской олигархии, Цицерон, пользовавшийся высоким авторитетом у самых разных слоев италийского населения, оказался в опасности. Триумвиры способствовали избранию в трибуны злейшего врага Цицерона - Гая Клодия Пульхра, который внес направленный против бывшего консула закон о превышении полномочий. Не дожидаясь утверждения законопроекта, Цицерон отправился в добровольное изгнание, но уже в 58 до н.э. был возвращен Сенатом обратно в Рим, где ситуация с каждым годом все более осложнялась. Республика стояла на грани гражданской войны, первый триумвират оказался непрочным.

Цицерон в эпоху гражданских войн

Когда 12 января 49 до н.э. Цезарь с войском перешел реку Рубикон и устремился к Риму, Цицерон, считая что победа одного из соперников неминуемо приведет к тирании, уехал к Помпею . Разгром Помпея в битве при Фарсале и его скорая смерть в Египте в 48 до н.э. вынудили Цицерона вернуться обратно в Италию и оставаться в Брундизии в ожидании, пока Цезарь решит его участь. Знаменитому оратору даровали прощение, но его репутация оказалось подмоченной: цезарианцы больше не доверяли ему, помпеянцы - презирали.

Политическое бездействие и личные неурядицы заставили Цицерона искать утешения в философии, и в течение двух лет он написал свои лучшие философские и риторические труды. После убийства Цезаря в марте 44 до н.э. ситуация вновь изменилась, и Цицерон, наблюдая стремительное восхождение консула Марка Антония, желавшего занять место единоличного правителя Рима, вернулся к ораторской деятельности. С осени 44 до н.э. по апрель 43 до н.э. он произнес в Сенате свои знаменитые 14 "Филиппик" (Philippicae лат.) против Марка Антония .

Но надежды Цицерона на восстановление республики не оправдались - былые противники Марк Антоний, Октавиан и Марк Эмилий Лепид заключили новый союз ("второй триумвират"), и Антоний выговорил себе условие расправиться с врагами. По его приказу Цицерон был схвачен наемными убийцами и обезглавлен 7 декабря 43 до н.э.

Сочинения Цицерона

Литературное наследие Цицерона охватывает риторические, философские сочиения, речи и письма, многие из которых были изданы еще при жизни оратора его другом Титом Помпонием Аттиком и вольноотпущенником Марком Туллием Тироном. Из речей Цицерона 57 сохранилось полностью и примерно столько же утрачено. Из его риторических сочинений большое значение имеют три книги: "Об ораторе" (55 до н.э.), "Брут" (46 до н.э.) и "Оратор" (46 до н.э.), где разрабатывались проблемы идеального оратора-философа и теоретические вопросы наилучшего стиля. В трудах по философии: "О государстве" и "О законах" Цицерон обращался к теме образцового государства, осуществленного в римской конституции: сочетание консулата, сената, народного собрания. В более поздних сочинениях 46 - 44 до н.э. ("О пределах добра и зла", "Тускуланские беседы", "О природе богов", "Об обязанностях") оратор попытался изложить проблемы греческой философии на латинском языке. Из обширной корреспонденции Цицерона сохранилось 4 собрания писем, систематизированных по адресатам, что позволяет представить себе литературный круг оратора.

Значение Цицерона

Благодаря своим речам и риторическим и философским произведениям Цицерон стал создателм классической латинской художественной прозы, которая в последующие века считалась образцовой. Через 120 лет после смерти Цицерона Марк Фабий Квинтилиан уже сравнивал оратора с Демосфеном, и это сопоставление становится позже таким же традиционным, как и сопоставление Вергилия с Гомером. Его философские сочинения знакомили с греческой философией не только современников, но и потомков в эпоху Средневековья и Нового времени. Глубоко убежденный в значении греческой культуры для образования человека, Цицерон употреблял слово humanitas (лат.) в смысле образования, полагая, что человеком можно стать только благодаря образованию.

- (106 43 гг. до н.э.) государственный деятель, оратор, писатель Я (…) доблестью своей освещал путь своим предкам, так что они, если и не были известны ранее, памятью о себе обязаны мне. Наши слезы высыхают быстро, особенно если мы льем их над… … Сводная энциклопедия афоризмов

- (106—43 до н. э.), римский политический деятель, оратор и писатель. Политический идеал Цицерона — «смешанное государственное устройство» (государство, сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии), образцом которого он считал …

Марк Туллий Цицерон Marcus Tullius Cicero Бюст Цицерона консул 63 до н. э … Википедия

- (лат. Marcus Tullius): Марк Туллий Декула древнеримский политик, консул 81 до н. э. Марк Туллий Цицерон (3 января 106 до н. э., Арпинум 7 декабря 43 до н. э., Формия) древнеримский политик и философ, блестящий оратор … Википедия

Цицерон, Марк Туллий - (лат. Marcus Tullius Cicero) (3.I.106 7.XII.43 до н.э.) знаменитый римский оратор, политический деятель, писатель, идеолог Рим. рабовлад. республики. Ц. происходил из всаднического сословия, вместе с родителями переселился из лат. городка… … Античный мир. Словарь-справочник.

Цицерон (Marcus Tullius Cicero) (106 43 до н. э.), римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более … Энциклопедический словарь

- (Marcus Tullius Cicero) (3 января 106 Арпинум 7 декабря 43 до н. э., близ Кайеты, ныне Гаэта), римский оратор, политический деятель, философ. Автор многочисленных философских и юридических трактатов, писем и судебных речей, по которым учились… … Большой Энциклопедический словарь

- (Cicero, Μ. Tullius). Величайший римский оратор, род. 3 го января 106 г. до Р.Х. Получив образование под руководством лучших римских учителей, он вступил на поприще оратора и скоро сделался консулом; во время его консульства обнаружился заговор… … Энциклопедия мифологии

- (Marcus Tullius Cicero) (3.1.106 до н. э., Арпинум, ≈ 7.12.43 до н. э., близ Кайеты, современная Гаэта), древнеримский политический деятель, оратор, писатель. Из сословия всадников. В политическую жизнь вошёл как «новый человек», всем обязанный… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Марк Туллий Цицерон. Мысли и высказывания , Бутромеев В.. Марк Туллий Цицерон - древнеримский политик, философ и блестящий оратор, известный своими философскими трактатами, речами и афоризмами. Дошедшие до нас труды Цицерона имеют исключительную…
  • Письма Марка Туллия Цицерона. Том 1. 68-51 годы , Марк Туллий Цицерон. Марк Туллий Цицерон является одним из важнейших деятелей античной культуры. Яркие политические события и общественные настроения его времени нашли свое отражениев его "речах", очень далеких,…

GDA/G. Dagli Orti
Цицерон Марк Туллий.

Цицерон Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (106–43 до н.э.), римский оратор и философ.

Цицерон (Cicero), Марк Туллий (106-43 до н. э.) - римский государственный деятель, оратор, теоретик риторики и философ. Учился у греческих эпикурейцев Федра, Филона из Ларисы, стоика Диодота, с которым дружил, Антиоха, эпикурейца Зенона и ритора Деметрия. Наибольшее влияние оказал на него Посидоний. В 44 г. до н. э., после убийства Цезаря, был фактически главой Рима, но в 43 г. до н. э. цезарианцы взяли верх и убили Ц. Противник эпикурейского атомизма, Ц. был сторонником стоического учения о целесообразности и провидении. Бессмертие души для него совершенно несомненно. Большое внимание Ц. уделял проблемам этики. Наперекор стоикам и скептикам Ц. отстаивал идею непосредственной достоверности и всеобщей врожденности моральных понятий. Поскольку аффекты души представляются Ц. слишком хаотическим и сумбурным явлением, он считает, что лучше избавляться от них.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 507-508.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т . Древнеримский оратор (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991 ).

Грицанов А.А. Римский политик (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998 ).

Гаспаров М.Л. Из сословия всадников (Большая советская энциклопедия ).

Баландин Р.К. Нет ничего превосходнее разума (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012 ).

Сокольская М.М. Сделал латинский язык полноправным средством выражения философских идей (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV ).

Жизнь и творчество (Энциклопедия "Мир вокруг нас" ).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Рим в I в до н.э. (хронологическая таблица).

Исторические лица Рима (все римляне) и только императоры (биографический указатель).

М.Ф. Пахомкина. Философия. Задачи, упражнения, тесты, творческие задания: учебно-практическое пособие / М.Ф. Пахомкина. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та. 2005.

А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.

Сочинения:

Cicero in 28 vol. Cambr., 1981-89 (Loeb Classical Library); почти все философские трактаты с параллельным французским текстом, вступительными статьями и комментариями имеются в изданиях «Les belles lettres». Филологически надежные издания с подробным критическим аппаратом предоставляет Bibliotheca Teubneriana; в рус. пер.: Диалоги, 2-е изд. М., 1994 («О государстве», «О законах»); О старости, О дружбе, Об обязанностях, 2-е изд. М., 1993;

Сочинения в русском переводе:

Избр. соч., М., 1975; Речи, пер, В. Горенштейна, т. 1 - 2, М., 1962; Полн. собр. речей, пер. под ред. Ф. Зелинского, т. 1, СПБ, 1901; Диалоги. О государстве. О законах, М., 1966; О старости. О дружбе. Об обязанностях, пер. В. Горенштейна, М., 1975; Письма, пер. и комментарии В. Горенштейна, т. 1 - 3, М.-Л., 1949-1951; Три трактата об ораторском искусстве, пер. под ред. М. Гаспарова, М., 1972. Три трактата об ораторском искусстве, 2-е изд. М., 1994; Философские трактаты. М, 1995 («О природе богов», «О дивинации», «О судьбе»); Опровержение эпикуреизма. Кн. 1, 2 произведения «О высшем благе и крайнем зле». Казань, 1889; Избр. соч. М., 1975 («Тускуланские беседы» и др.); О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М., 2000.

Литература:

Утченко С. Л., Цицерон и его время, М., 1972; Цицерон. Сб. статей [под ред. Ф. Петровского], М., 1958; Цицерон. 2000 лет со дня смерти. Сб. статей, М., 1959; Буассье Г., Цицерон и его друзья, пер. с франц., М., 1914; Z i е 1 i n s k i T h., Cicero im Wandel der Jahrhunderte, 3 Aufl., Lpz.-В, 1912; Kumaniecki K., Cyceron i jego wspdfczesni, , 1959; M a f f i i M., Ciceron et son drame politique, P., 1961; S m i t h R. E., Cicero the statesman, Camb., 1966.

Плутарх. Цицерон. – В кн.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 3. М., 1964 Цицерон. Диалоги. М., 1966 Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1975 Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1986 Грималь П. Цицерон. М., 1991 Цицерон. Речи, тт. 1–2. М., 1993 Цицерон. Письма, тт. 1–3. М., 1993 Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994

Покровский М. М. Лекции по Цицерону. М., 1914; Буасье Г. Цицерон и его друзья. М., 1914; Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1972; Грималь П. Цицерон. М„ 1996; Philippson, Tullius, RE, 2 Reihe, 13 Hbbd, 6/2, col. 1104-1191; Hirzel R. Untersuchungen zu philoso- phischen Schriften Ciceros, Bd. I-III. Lpz., 1877; Zielinski Th. Cicero im Wandel der Jahrhunderte, 1914; Hunt H. The humanism of Cicero. Melbourne, 1954; Fortenbaugh W. W., SteitmetzP. (ed.). Cicero"s Knowledge of the Peripatos. New Brunswick, 1989; Powell J. G. F. (ed.). Cicero the Philosopher: Twelve Papers Edited and Introduced. Oxf., 1995.

Хитрый политик, ловкий юрист, известный философ, блестящий оратор Марк Туллий Цицерон оставил глубокий след в истории. Действительно, само его имя со временем стало нарицательным. Сегодня любой оратор рад услышать в свой адрес фразу «настоящий Цицерон!» - высшую похвалу талантливо произнесенной речи.

Многие случайные высказывания Цицерона, оброненные им более двух тысяч лет назад, играют в нашей жизни роль афоризмов. И хотя в течение веков его оценивали по-разному, все же личность Марка Туллия невозможно охарактеризовать однозначно, настолько многогранной она была.

Годы учебы

Семья Цицерона не могла похвастаться знатностью. Прадед великого оратора был крестьянином и занимался огородничеством. Вероятно, тогда по роду своих занятий он получил прозвище «цицеро» (сорт гороха), которое закрепилось за его потомками.

К тому времени, когда в январе 106 г. до н. э. родился Марк Туллий, семья была уже зажиточной и принадлежала к сословию всадников. Средства позволяли отцу Цицерона дать сыновьям хорошее образование, обычное для аристократии. В Риме оно называлось эллинским и включало изучение языков, логики, философии, риторики и юриспруденции.

Уже в раннем возрасте Марк Туллий Цицерон удивлял учителей своими феноменальными способностями. Он прекрасно говорил по-гречески, отлично декламировал и обладал исключительной памятью. Особую роль в его жизни впоследствии сыграло римское право , которому его обучал Квинт Муций Сцевола, и риторика, освоенная им под руководством Красса.

Выбор карьеры

После окончания обучения Цицерон в течение года проходил обязательную для римского гражданина военную службу. За это время он убедился, что не обладает талантом военачальника, поэтому ему предстояло избрать для себя иное поприще в жизни.

Он останавливается на праве, и первое же дело, которое он провел как адвокат, принесло ему известность. Марк Туллий Цицерон взялся защищать Росция, обвиненного Хризагоном, другом диктатора Суллы. По сути, это означало смертный приговор, но 27-летний адвокат благодаря блестящей защите спас обвиняемого. Правда, самому ему пришлось бежать в Афины, спасаясь от мести Суллы.

Он много путешествовал по Греции, обучался в разных философских школах, оттачивал свое природное красноречие, слушая выдающихся ораторов. Все приобретенные в добровольном изгнании навыки вскоре ему очень пригодились.

Начало политической деятельности

Вернувшись в Рим после смерти Суллы, Цицерон женился на Теренции, происходившей из богатого и знатного рода. После свадьбы он взялся за осуществление планов, которые вынашивал во время пребывания в Греции. Речь шла о политической карьере.

Первой должностью, полученной Цицероном, была должность квестора - управляющего областью. В его случае ею стала западная Сицилия. Марк Туллий Цицерон зарекомендовал себя как разумный, а главное, честный квестор, за что сицилийцы долгое время присылали ему подарки.

Следующими ступенями его политической карьеры стали должности эдила и претора. Он становится популярным в Риме, где устраивает для жителей праздники за свой счет и борется с коррупцией. В конце концов в 63 г. до н. э. наступает пик политической карьеры Цицерона - его избирают консулом.

Убийственная сила слова

На консульской должности Цицерон прославился знаменитой речью против заговора Катилины. В эпоху поздней Римской республики подобные комплоты стали ее характерной чертой, поэтому претендентов на установление единоличного правления находилось немало.

Однако политическая концепция Марка Туллия Цицерона продолжала оставаться республиканской. Он категорически отвергал идею сильной центральной власти, продолжая отстаивать демократическое правление, уже изжившее себя в обширной Римской империи. По этой причине он так неистово обличал заговорщиков.

Четыре речи, с которыми Цицерон выступил в сенате, остались в веках. Причем масштабы заговора в них были преувеличены, а слухи о пороках Катилины представлены как факты, не требующие доказательств. Под впечатлением от красноречия Цицерона перепуганные сенаторы приняли решение об аресте заговорщиков.

Попирая республиканские нормы, суд над ними провели быстро, а казнь состоялась без ожидания приговора, утвержденного народным собранием. Таким образом, в случае с заговором Катилины Цицерон сам пренебрег теми нормами, которые так яростно отстаивал.

Великодушие тирана

Римляне восприняли казнь заговорщиков с энтузиазмом. Впрочем, не все. Юлий Цезарь, Красс и Помпей, создавшие тремя годами позднее первый триумвират, не разделяли столь яростную борьбу за республиканские идеалы, к тому же с нарушениями закона.

Поэтому Марк Туллий Цицерон, высказывания которого привели к гибели Катилины, вынужден был бежать из Рима. В эти годы он активно переписывается со своим другом Аттиком, уехавшим на север Греции подальше от политических интриг. А в самом Риме было неспокойно, город стоял на пороге гражданской войны, и сенат попросил Цицерона вернуться.

Первый триумвират, как известно, закончился диктатурой Цезаря. Цицерон, противник тирании, снова отправляется в добровольное изгнание. Однако жизнь вдали от политических событий, происходящих в Риме, кажется ему пресной. Преодолевая страх, оратор встречается с Цезарем и получает его великодушное прощение.

Роковые филиппики

Оказавшись в гуще политических событий Рима, Цицерон делает ставку на Помпея. К его великому сожалению, последний был разбит Цезарем, а сам оратор бежал из лагеря, спасая свою жизнь. С этого момента его политическим амбициям пришел конец.

Когда Юлий Цезарь был убит, Цицерон, забыв об оказанном ему ранее милосердии, радовался смерти тирана. Прямых доказательств его участия в заговоре нет, тем не менее, он, несомненно, несет косвенную ответственность за убийство Цезаря, ведь он так рьяно обличал в своих выступлениях диктатуру последнего.

Собственно, красноречие и погубило Цицерона. Свои пространные филиппики, произнесенные в сенате, он направлял теперь против Марка Антония, представляя того лжецом, трусом и просто неумным правителем. Речи эти были дополнены и опубликованы старым другом Цицерона Аттиком.

Предстояло новое бегство, на этот раз неудачное. Марк Туллий Цицерон, биография которого читается как захватывающий исторический роман, был убит по приказу Марка Антония прямо в собственных носилках.

Труды Цицерона

После смерти известного оратора осталось немало его речей, писем, а также сочинений, посвященных риторике и философским проблемам. Все труды Цицерона написаны на классической латыни, создателем которой его нередко называют.

В трактатах по риторике, например «Об ораторе», он разбирает вопросы стиля и проблему идеального философа-ритора. Отдельно следует упомянуть его известные философские труды.

Так, Марк Туллий Цицерон «О законах» посвятил теме образцового государства. По сути, в этом трактате он объединил греческую философию с римской государственной практикой.

Согласно его взглядам, задача истинной республики - гарантировать равенство всех граждан перед законом. Отвергая частные привилегии, он настаивал на единой для всех справедливости.

Непреходящее влияние

Многие из своих сочинений Цицерон написал в изгнании. Они прославили его не только при жизни. Спустя века философские трактаты древнеримского язычника оказали огромное влияние на христианских авторов.

Читая Иеронима, легко заметить, кто был его учителем - Марк Туллий Цицерон. Цитаты из его произведений часто встречаются в трудах этого Отца церкви, а некоторые философские мысли оратора он и вовсе заимствовал.

Однако самым горячим поклонником Цицерона был, безусловно, Петрарка. Именно он отыскал ряд его сочинений, в частности переписку с Титом Аттиком.

Как уже отмечалось, многие высказывания древнеримского оратора до сих пор широко употребляются. Кто из нас не слышал фразы: «бумага все стерпит», «о времена, о нравы!», «услуга за услугу», «держать в руках бразды правления».



Поделиться