Запрет сотрудникам дпс останавливать пьяных судей. Движение по закону: сотрудникам ДПС запретили отстранять пьяных судей от вождения. На дороге все равны

Илья Соколов, Марианна Чурсина

Сотрудники ДПС больше не могут привлекать нетрезвых судей к ответственности и составлять на них протоколы. Такие изменения содержатся в новом приказе МВД. Отныне правоохранители должны подготовить рапорт и направить его руководству, после чего эти материалы будут переданы в соответствующие надзорные органы. По мнению экспертов, нововведение позволит разбираться с высокопоставленными нарушителями «наверху, на равных». Об инициативе Министерства внутренних дел - в материале RT.

  • РИА Новости
  • Евгений Биятов

Инспекторам ДПС запретили составлять протоколы на нетрезвых судей и привлекать их к административной ответственности. Соответствующие изменения содержатся в новом приказе МВД.

В прежней редакции судья приравнивался к рядовому водителю — его могли отстранить от управления автомобилем и направить на медицинское освидетельствование. Однако теперь к судье применяются такие же меры, как и к прокурору.

«При наличии достаточных оснований полагать, что судья или прокурор, управляя транспортным средством, находится в состоянии опьянения, сотрудник в целях обеспечения безопасности других лиц принимает меры к прекращению дальнейшего движения транспортного средства до устранения условий, препятствующих дальнейшему движению транспортного средства», — говорится в новой редакции документа.

В случае выявления нарушения сотрудник ГИБДД может составить рапорт и передать его своему руководству. В дальнейшем эти материалы направляются в надзорное ведомство.

«У судей должна быть безупречная репутация»

Судей трудно привлечь к дисциплинарной или какой-либо другой ответственности, отметил автоюрист Владимир Титов. «Естественно, сотрудники ГИБДД будут докладывать рапортами вышестоящему руководству, и уже там будут принимать какие-то меры», — пояснил он.

Титов подчеркнул, что у судей должна быть безупречная репутация, они в принципе не должны ездить пьяными и нарушать правила дорожного движения. «Я думаю, что любое нарушение судьи будет разбираться в квалификационной коллегии судей», — предположил эксперт.

  • РИА Новости
  • Евгений Одиноков

Сейчас в случаях, связанных с нарушениями правил дорожного движения высокопоставленными лицами, пострадавшими оказываются сотрудники ДПС, считает руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль.

«Нововведение позволяет просто зафиксировать нарушение и доложить об этом наверх. С чиновниками высокого ранга, с прокурорами, с судьями должны разбираться наверху, на равных», — заявил эксперт.

По его словам, к указанным лицам должны применяться более серьёзные меры.

«И тогда прокурор или судья будет более ответственно относиться (к управлению автомобилем. — RT )... У чиновника, которому захочется пьяным сесть за руль, сразу же возникнет мысль, что овчинка выделки не стоит. А инспекторам надо дать более полные и понятные инструкции, как себя вести в такой ситуации, чтобы не забыть доложить об инциденте, а по определённой форме высылать информацию наверх. И пусть там уже разбираются», — заключил Крохмаль.

Другие изменения

В новой версии приказа также уточнён порядок заполнения документов.

«Процессуальные документы должны заполняться чернилами чёрного, синего или фиолетового цвета от руки либо с использованием печатающего устройства. Текст процессуального документа, выполненный от руки, должен быть разборчивым», — говорится в приказе.

Из текста убрали уточнение, что документы должны заполняться шариковой ручкой, поскольку они, как ранее отметили в МВД, перестают работать на морозе.

Кроме того, в новой редакции документа изменена ответственность за отказ предоставить сотруднику ГИБДД транспортное средство. За невыполнение этого требования водитель должен будет заплатить 500 рублей — такой штраф предусмотрен ст. 12.25 КоАП РФ.

Также, согласно новой версии приказа, сведения, дающие основания подозревать водителя в совершении административного правонарушения, более не являются поводом для остановки. Однако инспектор по-прежнему может проверить документы в случае «выявления признаков нарушения» или при наличии «повода к возбуждению дела об административном правонарушении».

Вежливый инспектор

В октябре 2017 года новый административный регламент ГИБДД. Сотрудникам ДПС, в частности, разрешили останавливать машины для проверки документов не только на постах ДПС, но и в любом месте дороги.

Также был существенно инспектора с водителем. Например, автолюбителям запретили передавать документы с «удерживающими устройствами». В то же время сотрудник ДПС теперь должен избегать высказываний «дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений». С его стороны недопустимы «грубость, пренебрежительный тон, заносчивость, предвзятые замечания, предъявление незаслуженных обвинений, оскорбительные выражения или реплики».

Кроме того, инспекторов обязали возвращать водителей к месту остановки после медицинского освидетельствования, пройденного с помощью алкометра. Ранее сотрудники ГИБДД везли водителей только после осмотра в больнице.

Вступивший в силу документ также отменил справки о ДТП, которые страховые компании требовали для урегулирования вопросов об убытках и последующих выплатах.

МОСКВА, 8 фев — РИА Новости. Инспекторам ГИБДД запретили составлять протоколы на судей. Таким образом, сотрудники Госавтоинспекции больше не могут общаться с ними как с рядовыми водителями.

Согласно предыдущей редакции регламента, инспектор мог составить на нарушителя протокол, отправить его на медицинское освидетельствование или отстранить от управления автомобилем.

Новые поправки это запрещают. Теперь инспектор должен действовать так же, как ранее: в случае нарушения, совершенного прокурором, составить рапорт, описать суть нарушения и направить его руководителю. Соответствующий приказ опубликован на интернет-портале правовой информации.

В Мосгорсуде заверили, что все поступившие о судьях рапорты будут проверяться.

"Если будет иметь место выявление признаков состава административного правонарушения в действиях судьи, то, разумеется, мы будем соблюдать порядок проверки выявленных признаков и порядок привлечения к тому или иному предусмотренному законом виду ответственности", — сказала пресс-секретарь Мосгорсуда Ульяна Солопова.

Между тем в правоохранительных органах РИА Новости пояснили, что новая редакция лишь закрепила и без того существующий порядок. Из-за судейской неприкосновенности их нельзя, например, обыскать, а на любое привлечение к ответственности необходимо получить разрешение квалификационной коллегии.

Неоднозначное решение

Однако, по мнению адвоката, кандидата юридических наук Игоря Носкова, введенный запрет означает, что легальных способов привлечь их к ответственности за управление автомобилем в нетрезвом состоянии, фактически, нет.

"Ведь чтобы доказать такой факт, надо провести медицинское освидетельствование. А пока рапорт сотрудника ДПС дойдет до уполномоченного органа — а это иногда не одна неделя — то проводить проверку в отношении судьи уже станет бессмысленно, поскольку все признаки алкогольного опьянения естественным образом пройдут", — объяснил Носков РИА Новости.

Даже если у сотрудника ДПС будет видеозапись, на которой слышно заплетающуюся речь судьи, "это не будет достаточным доводом для привлечения к административной ответственности", отметил он.

Впрочем, и раньше сотрудники ДПС зачастую неохотно связывались с такими делами, отметил собеседник агентства.

По его мнению, такая ситуация объясняется, в первую очередь, нежеланием сотрудников ДПС вступать в конфликт с "людьми столь высокого статуса".

Виток старого спора

Вице-председатель межрегиональной общественной организации защиты прав потребителей "Комитет по защите прав автовладельцев" Александр Холодов отметил в свою очередь, что запрет МВД отстранять от управления машиной судей сотрудниками дорожно-постовой службы — лишь очередной виток старого спора о том, как автоинспекторам вести себя со спецсубъектами.

"Постоянно то возвращают возможность их отстранять, то вновь отбирают. Так что ничего нового. Просто очередной виток этого противостояния", — считает эксперт.

Он рассказал, что понимает обе стороны вопроса: ГИБДД право в том, что нельзя допускать за руль очевидно пьяного водителя, однако определенные автоинспекторы таким образом могут попытаться надавить на судью, останавливая его каждый день и пытаясь доказать несуществующие нарушения.

"Так что я думаю, что тут требуется золотая середина. Например, если спецсубъект действительно пьян, то его можно отстранить от управления, но только под средствами видеофиксации, которые докажут правоту инспектора. Такой вариант был бы самым компромиссным", —объяснил Холодов.

На дороге все равны

Однако не все отнеслись к нововведениям лояльно. Так, участник Оргкомитета Общероссийского гражданского форума Петр Шкуматов назвал запрет на отстранение судей от управления автомобилем и проверку на алкогольное опьянение абсурдным.

"На дорогах должны быть все равны. И такого не должно быть, когда у кого-то есть иммунитет и возможность ездить в пьяном виде", — сказал он РИА Новости.

С помощью которого ведомство внесло коррективы в новый административный регламент ГИБДД, заработавший в октябре 2017 года.

документ, который полностью регламентирует деятельность сотрудников Госавтоинспекции, потребовал ряда корректировок, которые и были внесены с помощью данных поправок.

Главное новшество вступившего в силу 3 феврая документа заключается в новых правилах взаимоотношений на дороге полицейских и судей. Последние получили теперь значительно больше привилегий.

Новый административный регламент ГИБДД предполагал, что на дороге сотрудники ДПС должны обращаться с судьями, как с обычными водителями: если судья пьяный, его могли отстранить от управления транспортным средством, направить на медосвидетельствование, применить другие меры — «Газета.Ru» регулярно рассказывает о подобных инцидентах на дорогах. Однако в решили скорректировать документ.

Теперь ничего из этого с судьями сделать нельзя — на них вообще теперь запрещено составлять административные протоколы. Аналогичная схема действует уже давно в отношении сотрудников .

«Если мы хотим иметь независимое правосудие, мы должны сделать так, чтобы судья был огражден законом от любых возможных злоупотреблений со стороны тех, в отношении кого он судьей выступает. Возможность составить протокол на судью и отправить его на медицинское освидетельствование, а еще просто указать на то, что он отказался от этого освидетельствования — допустим, нет видеозаписи — это возможность на судью надавить. Судей отбирают очень и очень тщательно. Другой вопрос, что за судьями должен быть контроль иной, чем организован сейчас. Но это не дело постового милиционера — контролировать судью», — заявил «Известиям» полномочный представитель в высших судебных инстанциях .

По его мнению, в «в данном случае судейский иммунитет превыше всего».

Еще одним важным новшеством стала новая трактовка ситуации, когда сотруднику правоохранительных органов в экстренном порядке понадобился автомобиль гражданина, например, для пресечения преступления или задержания преступника.

В случае отказа водителю, согласно действовавшему положению административного регламента, грозил арест до 15 суток по статье 19.3 КоАП РФ (неподчинение законному требованию сотрудника полиции). После вступления в силу нового приказа МВД водителю теперь грозит лишь штраф в 500 рублей.

Кроме того, в МВД уточнили правила заполнения инспекторами процессуальных документов. В регламенте ГИБДД говорилось, что делать это необходимо «разборчиво, шариковой ручкой с наполнителем черного, синего или фиолетового цвета либо с использованием печатающего устройства». В обновленной версии упоминание шариковой ручки исчезло, как и требование к цвету чернил. Изменения были внесены в связи с тем, что на сильном морозе шариковые ручки плохо пишут, и гораздо удобнее в этом случае использовать гелевые. Теперь это разрешено на официальном уровне.

Изменились и основания для проверки документов у водителя. В новом регламенте оговаривается, что это можно делать где угодно, а не только на стационарных постах. И если раньше поводом для остановки могли быть «ориентировки либо данные, дающие основания подозревать водителя в совершении административного правонарушения или преступления», то в приказе МВД использовать в качестве повода подозрения в совершении правонарушения больше нельзя. Однако инспекторам оставили право остановить машину в случае «выявления признаков нарушения», а также при «наличии повода к возбуждению дела о правонарушении».

Напомним, что с 1 января, согласно указу президента, штатная . Все они пришлись на Госавтоинспекцию. Кого именно сокращать, решается на уровне регионов. Помимо «кабинетных должностей», во многих регионах «под нож» пустили и сотрудников, которые работают на дороге.

Я читала, что судьям теперь можно ездить за рулем пьяными. Якобы гаишники не имеют права им ничего сделать - так постановило МВД . Это правда? Как теперь ездить обычным людям? Если у меня есть удостоверение судьи, мне можно быть пьяной за рулем?

Валентина Александровна

Валентина Александровна, это неправда. СМИ и блогеры не разобрались в вопросе и подняли шумиху из ничего. Такие вещи еще называют «фейк ньюз» - ложными новостями. Вот как обстоят дела на самом деле.

Екатерина Мирошкина

следит за законами
и судебной практикой

Государство и общество предъявляют к судье высокие требования. Он должен быть самостоятельным и беспристрастным, не зависеть от чужого мнения и влияния. Еще работа судьи связана с профессиональным риском: он выносит приговоры, в том числе и опасным преступникам. От его решения зависят судьбы людей, которые могут быть представителями силовых структур, очень богатыми людьми или высокопоставленными чиновниками. Иногда перед судьей целая банда, а некоторые ее члены еще на свободе. В ответ государство должно обеспечить ему гарантии.

Неприкосновенность судьи - это не личная привилегия человека, а гарантия интересов правосудия.

Любой гражданин должен быть уверен, что если он столкнется с судом, то его будут судить независимо от давления со стороны других представителей власти или начальства. Нельзя, чтобы на судью мог повлиять сотрудник ГИБДД , как бы кому-то этого ни хотелось. Может быть, это не всегда справедливо, но так обеспечивается принцип разделения власти.

Не только судьи обладают неприкосновенностью: она есть

Согласно приказу МВД за номером 948, который уже вступил в силу, сотрудники ДПС теперь не вправе задерживать находящихся за рулем нетрезвых судей и отправлять их на медицинское освидетельствование. Кроме того, теперь инспекторы не могут добиваться в суде наказания водителей, отказавшихся по требованию сотрудника полиции предоставить свое авто.

find_in_page Статьи по теме

(кликните, чтобы открыть)

Раньше полицейские могли обращаться с пьяным судьей точно так же, как и с любым другим выпившим водителем: вытащить из кабины, отправить на медэкспертизу, а машину - на штрафстоянку и пр. Теперь, если за рулем сидит пьяный судья, на него даже протокол о правонарушении нельзя оформить. Отныне нетрезвые судьи на дороге уравнены в правах с пьяными работниками прокуратуры, которые стали неподвластными закону еще раньше. Офицер имеет право только написать рапорт и передать его своему начальнику, который потом отправит этот документ в соответствующие надзорные органы.

В самой прокуратуре, кстати, отмечают, что через рапорты гаишников они очень эффективно наказывают своих проштрафившихся коллег.

Другое важное изменение касается отказов водителей предоставить свое ТС для нужд полицейских, например, когда они преследуют преступника и пр. Ранее за это полагался административный арест. Теперь - лишь штраф в размере пятисот рублей согласно статье 12.25 КоАП РФ.

Ранее водителя для проверки документов на любом участке трассы. Поводом для этого могли стать подозрения в том, что водитель совершил преступление или правонарушение. Теперь, в измененном приказом регламенте, этого повода нет. Но остановить автомобиль гаишники все равно могут, если ими «выявлены признаки нарушения» или у них «есть повод возбудить дело о правонарушении».

Депутат В.Лысаков считает, что от «дорожного иммунитета» судей и прокуроров все равно есть шансы избавить. Два года назад он уже выносил на рассмотрение Госдумы законопроект, позволяющий дорожной полиции «высаживать» пьяных следователей и судей из машины. Но документ этот подвергся критике и был снят с обсуждения.

Но сегодня случаи, когда «спецсубъекты» садятся нетрезвыми за руль участились. Инспекторы с такими «клиентами» ничего сделать, по сути, не могут, и это нарушает нормы федерального закона «О полиции». Где сказано, что полицейский обязан стоять на защите прав, здоровья и жизни граждан. Какая же это защита, если крепко заложивший за воротник судья или прокурор остаются за рулем автомобиля, источника повышенной опасности?

Депутат видит в этом существенное противоречие между нормами ведомственного регламента и федеральным законом. Которое собирается устранить очередным законопроектом. Вот только удастся ли это сделать? Помня о прежнем опыте, вряд ли.



Поделиться