Атмосферный воздух как объект правового регулирования. Атмосферный воздух как объект правовой охраны Атмосферный воздух как объект гражданских прав

Атмосферный воздух (от греч. atmos - пар и spharia - воздух) является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Жизненная важность а.в. состоит в том, что без него невозможно существование не только человека, но и других живых и растительных организмов. Ежедневно человек потребляет 15-16 кг воздуха, т.е. во много раз больше, чем воды и пищи. А.в. представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений (Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"). Основными газами а.в. являются: азот - 78,09%, кислород - 20,95%, аргон - 0,93%, углекислый газ - 0,3%. Содержание остальных газов - неона, гелия, метана, ксеона, водорода, озона, йода - незначительный процент. Нормальное соотношение этих газов в атмосфере является оптимальным для жизнедеятельности человека и животного мира. Уменьшение содержания какого-либо компонента воздуха, так же как и его увеличение, губительно сказывается на здоровье людей. Из тысячеметровой глубины атмосферы наиболее благоприятный для жизнедеятельности человека состав воздуха находится в слое до 18 км.

А.в. является специфичным природным объектом прежде всего потому, что его нельзя индивидуализировать в силу его естественной подвижности, в связи с этим в теории экологического права проблема правового статуса атмосферного воздуха как объекта правовой охраны всегда являлась острой, и она до сих пор не решена. Кроме понятия "атмосферный воздух" встречаются такие понятия, как "атмосфера" и "воздушное пространство". Различие в указанных понятиях заключается в следующем: а.в. в законодательстве рассматривается и охраняется как природный, материальный объект; а речь об атмосфере и воздушном пространстве идет как о пространственно-территориальном явлении - пространстве, находящемся над конкретной территорией: Российской Федерации, субъекта РФ, отдельного предприятия и т.д.

А.в. подвергается наиболее интенсивному загрязнению в связи с тем, что он используется для удаления вредных веществ, образующихся в процессе хозяйственной деятельности. Загрязнение а.в. - это поступление в а.в. или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества а.в. Ухудшение качества а.в. влечет рост заболеваемости и смертности населения. Из-за загрязнения а.в. в России погибает около 30 тыс. человек в год, Госкомстат России прогнозирует, что к 2016 г. численность населения страны уменьшиться на 11,5 млн человек. В целях улучшения качества а.в. и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду в Российской Федерации осуществляется охрана а.в., основными направлениями которой являются: нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух; установление нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух; государственная регистрация вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ и т.д.

Объектом регулирования в рамках права окружающей среды является не воздух вообще, а атмосферный воздух.

Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

К атмосферному воздуху не относится также воздух, находящийся в компрессорах, баллонах и т.п. Отношения по поводу воздуха помещений и находящегося в емкостях регулируются санитарным, в том числе гражданским, жилищным законодательством. Критерием разграничения атмосферного воздуха и иного воздуха служит естественная связь первого с природной средой.

Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов природы. Прежде всего, он служит незаменимым источником кислорода, необходимого для существования всего живого на Земле. При характеристике особой важности воздуха в жизни человека подчеркивается, что человек может прожить без воздуха лишь несколько минут.

У атмосферного воздуха и атмосферы в целом множество других экологически и социально полезных свойств. Он является проводником энергии Солнца, служит защитой от губительных космических излучений, образует основу климатических и погодных условий на Земле. В экономической деятельности общества атмосфера интенсивно эксплуатируется как транспортная коммуникация. Наконец, атмосфера - это среда для удаления газообразных и пылевидных отходов человеческой деятельности.

Особенностью правового режима атмосферного воздуха является то, что в силу физических свойств он не может быть объектом права собственности, поскольку к нему не применимы традиционные полномочия собственника. Он не может быть индивидуализирован для того, чтобы стать объектом права собственности.

Не являясь собственником атмосферного воздуха, находящегося в конкретный момент над территорией государства, оно имеет на него суверенные права. Эти права вытекают из принадлежности государству его естественной природной среды. Любое государство в пределах своего воздушного пространства пользуется всеми правами территориального верховенства, государственного суверенитета, исключительным правом на использование атмосферы. В соответствии с Воздушным кодексом РФ, принятым 19 марта 1997 г., Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства РФ. Под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Какова пространственная сфера действия законодательства об охране атмосферного воздуха? Она определяется пределами государственного суверенитета России над своим воздушным пространством. Охрана атмосферного воздуха должна обеспечиваться в пределах практически возможного использования воздушного пространства или практического воздействия на состояние атмосферы. В определенной мере граница действия законодательства определяется возможным высотным пределом, который достигают самолеты или иные летающие устройства. Однако известно, что вредное воздействие на состояние озонового слоя Земли оказывается при эксплуатации озоноразрушающих веществ на объектах, расположенных на земле.

Как никакой другой природный ресурс, атмосферный воздух, "не признающий" никаких политических границ, образует единую в глобальном масштабе среду жизни.

Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Является неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Качество атмосферного воздуха - совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха

Атмосферный воздух как объект правоотношений . Право собственности: атмосферный воздух и воздушное пространство не рассматриваются как объекты собственности. Однако любое государство обладает суверенитетом на высоту 100 +– 10 км, ограничивается проекцией государственной границы. Применительно к атмосферному воздуху можно говорить о правах субъектов в области охраны атмосферного воздуха.

Охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.

Права (в соответствии со статьёй 29): 1. Граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на:

информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него;

участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха;

обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.

2. Граждане и общественные объединения имеют право предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей природной среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха.

3. Представители общественных объединений имеют право доступа на территории объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются гражданским законодательством (статья 2, пункт 3).

Обязанности (согласно статье 30): 1. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;

внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

обеспечивать соблюдение режима санитарно - защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;

обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья.

2. Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.

Государственное управление (статья 3) в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:

приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды;

обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом;

обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется (статья 4) Правительством Российской Федерации непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется посредством мониторинга атмосферного воздуха (статья 23), который осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, его территориальными органами и другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Билет № 22

"

атмосферный воздух

(от греч. atmos пар и spharia воздух) является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Жизненная важность а.в. состоит в том, что без него невозможно существование не только человека, но и других живых и растительных организмов. Ежедневно человек потребляет 15-16 кг воздуха, т.е. во много раз больше, чем воды и пищи. А.в. представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений (Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"). "Основными газами а.в. являются: азот 78,09%, кислород 20,95%, аргон 0,93%, углекислый газ 0,3%. Содержание остальных газов неона, гелия, метана, ксеона, водорода, озона, йода незначительный процент. Нормальное соотношение этих газов в атмосфере является оптимальным для жизнедеятельности человека и животного мира. Уменьшение содержания какого-либо компонента воздуха, так же как и его увеличение, губительно сказывается на здоровье людей. Из тысячеметровой глубины атмосферы наиболее благоприятный для жизнедеятельности человека состав воздуха находится в слое до 18 км" (см.: Габитов Р.X. Правовая охрана атмосферы: учеб. пособие. Уфа, 1996. С. 10-11).

А.в. является специфичным природным объектом прежде всего потому, что его нельзя индивидуализировать в силу его естественной подвижности, в связи с этим в теории экологического права проблема правового статуса атмосферного воздуха как объекта правовой охраны всегда являлась острой, и она до сих пор не решена. Кроме понятия "атмосферный воздух" встречаются такие понятия, как "атмосфера" и "воздушное пространство" . Различие в указанных понятиях заключается в следующем: а.в. в законодательстве рассматривается и охраняется как природный, материальный объект; а речь об атмосфере и воздушном пространстве идет как о пространственно-территориальном явлении пространстве, находящемся над конкретной территорией: Российской Федерации, субъекта РФ, отдельного предприятия и т.д.

А.в. подвергается наиболее интенсивному загрязнению в связи с тем, что он используется для удаления вредных веществ, образующихся в процессе хозяйственной деятельности. Загрязнение а.в. это поступление в а.в. или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества а.в. Ухудшение качества а.в. влечет рост заболеваемости и смертности населения. Из-за загрязнения а.в. в России погибает около 30 тыс. человек в год, Госкомстат России прогнозирует, что к 2016 г. численность населения страны уменьшиться на 11,5 млн человек. В целях улучшения качества а.в. и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду в Российской Федерации осуществляется охрана а.в., основными направлениями которой являются: нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух; установление нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух; государственная регистрация вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ и т.д.

Понятие атмосферного воздуха в качестве объекта природы дается в преамбуле Федерального закона РФ от 4 мая 1999г. «Об охране атмосферного воздуха»1. В ней атмосферный воздух определяется как жизненно важный компонент окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Физическое состояние атмосферного воздуха представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений (ст.1 Закона).

Атмосфера – тонкая газовая оболочка, окружающая Землю и разделенная на несколько сферических слоев. Около 95 % массы воздуха приходится на внутренний слой - тропосферу, простирающуюся вверх над поверхностью Земли примерно на 17км.

Если Землю сравнивать с яблоком, то обеспечивающая нашу жизнь воздушная оболочка соответствует толщине его кожуры. Около 99 % объема чистого сухого воздуха в тропосфере состоит из двух газов: азота (78%) и кислорода (21%). Оставшийся объем воздуха в тропосфере содержит небольшое количество аргона (менее 1%) и около 0,35% диоксида углерода. Атмосферный воздух в тропосфере содержит также водяные пары в количестве, меняющемся от 0,01% у холодных полюсов до 5% - во влажных тропиках.2 Воздух, находящийся в тропосфере, подлежит регулированию по использованию и охране. Воздух, находящийся в различных помещениях, установках, компрессорах, баллонах и т.д., изъятый из природной среды, является объектом гражданского, трудового, административного законодательства.

Правовому регулированию не подлежат: климат местности, зоны ветров и магнитные бури. Говоря о роли атмосферного воздуха, необходимо напомнить, что рост загрязнения атмосферы увеличивается с каждым годом. Так, наблюдение за составом атмосферного воздуха показывает, что происходит постоянный рост содержания углекислого газа в атмосфере. Концентрация его сто лет назад, т. е. до начала бурного промышленного развития, была на уровне 0,029%, сейчас она достигает 0,032%, а в перспективе может привести к серьезным необратимым изменениям биосферы.

Охрана атмосферного воздуха приобретает особую актуальность в условиях интенсивного развития промышленности и сельского хозяйства, роста городов и увеличения количества транспортных средств; расширение исследований космического пространства также усиливает отрицательные антропогенные воздействия на атмосферу. Атмосферный воздух выступает своего рода посредником загрязнения всех других объектов природы, он способствует распространению больших масс загрязнения на значительное расстояние.

Промышленными выбросами, переносимыми по воздуху, загрязняется мировой океан, окисляется почва и вода. Так, на территорию Российской Федерации вместе с воздушными массами ежегодно поступает 2 млн. тонн двуокиси серы и около 10 тонн сульфатов. С осадками на сельскохозяйственные угодья центральных областей европейской части страны выпадает около 1 млн. тонн серной кислоты. Для ее нейтрализации необходимо 1,5 млн. тонн технической извести, стоимость которой составляет миллионы рублей.

Увеличивается количество выбрасываемых в атмосферу тяжелых металлов – таких как свинец, медь, хром, бериллий, мышьяк, кобальт и другие. Опасность их для человека заключается в том, что в процессе эволюции организм не выработал защитных механизмов к этим веществам. По этим причинам, возможно, их отрицательное воздействие на здоровье человека. Вызывает беспокойство увеличивающаяся концентрация в воздухе канцерогенных соединений. Так, пробы льда на станции Пионерская в Антарктиде показали, что концентрация соединений бензопирена в три раза выше, чем 600 лет назад.

Это объясняется переносом на большие расстояния продуктов деятельности человека, усиливающейся за последние сто лет. К канцерогенным веществам, загрязняющим атмосферный воздух, относятся некоторые соединения полициклических углеводородов, которые выбрасываются в атмосферу стационарными источниками (90%), а оставшиеся 10% приходятся на выбросы автотранспортных средств. Из общего количества полициклических углеводородов, находящихся в отработавших газах автомобилей, примерно 20 – 30 % составляют канцерогенные вещества.

К загрязнителям атмосферы относятся и вредные физические воздействия на нее. Одним из них является шум, сопровождающий нас в быту. Он может оказывать вредное воздействие на человеческий слух. Диапазон звуков, воспринимаемых человеком, простирается от порога слышимости до порога болевых ощущений, равного 130 ДБ. При уровне звукового давления более 140 ДБ возможен разрыв барабанной перепонки.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах остается недопустимо высоким. В отечественной системе учет выбросов по ряду веществ не существует, но они составляют заметную величину, сравнимую с антропогенными выбросами (например, леса являются достаточно мощным источником выделения метана и окислов азота). Так, заболоченные земли и озера являются источником выделения метана. Вулканы и лесные пожары являются заметными источниками диоксидов серы и азота, оксида углерода и др. В настоящее время действуют два перечня методик исчисления: 1) перечень методик измерения концентраций загрязняющих веществ в промышленных выбросах; 2) перечень технических средств контроля промышленных выбросов.

Правовая охрана атмосферного воздуха заключается в установленной законодательством совокупности государственных и общественных мероприятий направленных на сохранение воздушного бассейна от загрязнения, истощения его кислородных запасов, рациональное использование воздуха в хозяйственных целях, воспроизводство его запасов в интересах оздоровления и улучшения

окружающей человека среды, животного мира, жизни и здоровья настоящего и будущих поколений. Основные законодательные акты об охране атмосферного воздуха в РФ составляют достаточно большой массив. Сюда относятся и международно-правовые акты (к примеру, Венская конвенция об охране озонового слоя 1985г.; Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1987г; Рамочная конвенция об изменении климата 1992г., Киотский протокол и другие). Центральным законом, регулирующим охрану атмосферного воздуха, озонового слоя и климата, является Федеральный закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г.2 Существует также ряд постановлений Правительства РФ, такие как постановление Правительства РФ «Об усилении мер государственного регулирования ввоза в РФ и вывоза из РФ озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» от 9 декабря 1999 г., а также постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха» от 15 января 2001г., ряд ведомственных актов Росгидромета, Минздрава РФ и другие.

Таким образом, российское законодательство соответствует международным требованиям в области охраны атмосферного воздуха и основывается на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни труда и отдыха, недопущения вредных воздействий на атмосферный воздух, обеспечения гласности, полноты, достоверности информации о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнения и другие.

Охрана атмосферного воздуха осуществляется различными способами: биологическими (проведением работ по воспроизводству природных ресурсов, их охране и защите от истощения), технологическими (совершенствованием технологических процессов, систем очистки, организацией безотходных

производств), экономическими (планированием охраны, материально –техническим обеспечением, развитием материального стимулирования за выполнение природоохранительных мероприятий), санитарными (принятием мер по оздоровлению окружающей среды), организационными (организацией

рационального использования воздушного бассейна и контроля за его состоянием и охраной), идеологическими (проведение эколого–воспитательной работы, улучшением экологической подготовки кадров и т.п.), правовыми. Однако, говоря о современном законодательстве в области регулирования охраны атмосферного воздуха, следует отметить, что оно далеко не совершенно. Недостатки его

заключаются в том, что в нем присутствует нечеткость и неопределенность понятия атмосферного воздуха и его охраны.

Кроме того, в нем отсутствует инструмент, реализующий механизм воздухоохранной деятельности. Большинство норм Федерального закона носят декларативный характер, они, как правило, не обеспечены подзаконными актами по процедурам нормирования воздействия на него, информирования населения и хозяйствующих субъектов о качестве воздуха и прогнозов его изменения и т. д.



Поделиться