На какой природный ресурс нет права собственности. Право собственности на природные ресурсы в российской федерации. Право собственности на природные объекты и ресурсы

Отношения собственности занимают главенствующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом. Возникнув на ранних этапах развития человечества (присвоение древними людьми своей добычи), собственность представляет основу, становой хребет любого общественного строя и общества. С одной стороны, обладание собственностью связывается с обладанием властью, в том числе государственной. С другой - собственность ассоциируется с достатком, богатством его обладателя.

Россия не обделена природными ресурсами и по объемам разведанных запасов минерального сырья занимает одно из ведущих мест в мире. По данным бывшего Министра природных ресурсов Б.А. Яцкевича (см. Природно-ресурсные ведомости от 03.03.2000 г.) при численности населения в России в 3% и площади территории в 10% от планетарной доля разведанных запасов нефти составляет 10 %, газа - 30 %, железной руды - 27 %, меди - 11 %, полезных ископаемых металлоплатиновой группы - более 40 %, угля - 12 %, значительная часть запасов алмазов, цветных и редких металлов. Необыкновенно богата Россия также водными ресурсами, лесами, ресурсами животного мира.

Ресурсодобывающие отрасти экономики обеспечивают порядка 30 % валового внутреннего продукта страны, более 50% ее валютной выручки. С учетом налогов и косвенных отчислений они обеспечивают также порядка 50% доходов в бюджет. Стоимость сырья, извлекаемого из недр, составляет ежегодно от 95 до 105 млрд. долларов США. Из них около 80 % приходится на энергетические ресурсы (газ, нефть, уголь, уран). Значительная часть добываемых в России природных ресурсов уходит на экспорт. Так, в настоящее время, Россия экспортирует в ближнее и дальнее зарубежье более 40% добываемой нефти и более трети продуктов ее переработки.

Совершенно очевидно, что правовой режим использования природной среды должен быть особенным, отличным от режима использования материальных объектов социальной среды.

1.6.1. Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы

Понятие собственности вообще является фундаментальным наряду с понятиями жизни, здоровья, свободы и др.

Собственность рассматривают в двух основных аспектах: как экономическую категорию и юридический институт - право собственности.

Как экономическая категория собственность - это отношения между людьми по поводу материальных благ, обусловленные принадлежностью данных благ одним лицам (или их коллективам) и отчужденностью от них всех других лиц (1) .

Собственность в юридическом смысле (право собственности) представляет собой комплексный, многоотраслевой институт, охватывающий правовые нормы, регулирующие владение, пользование и распоряжение материальными благами.

По мнению Б.В Ерофеева (2) собственность - это отношения между людьми (группами людей) по поводу присвоения вещей, через эти вещи.

О.И. Крассов считает (3) , что сущность этих отношений заключается в том, что какое либо имущество присваивается конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие лица должны не препятствовать этому. Отношения собственности включают в себя также и отношения лица к присвоенному имуществу (вещи) как к собственному (ибо к своему имуществу обычный человек относится иначе, чем к чужому).

Таким образом, можно определить право собственности на природные ресурсы как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области владения, пользования и распоряжения природными ресурсами.

Необходимо иметь ввиду, что природные объекты в отличие социальных объектов занимают двойственное положение: с одной стороны, совокупность природных объектов представляет собой естественную среду обитания и жизни человека и других живых организмов (экологический аспект), с другой стороны - природные объекты являются объектами хозяйствования людей (экономический аспект).

Двойственность положения природных объектов предопределила, по мнению В.В. Петрова (4) , и эколого-экономическую сущность института права собственности на природные ресурсы.

Эта двойственность нашла отражение и в законодательстве. Так, согласно ст. 9 ч.1 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории" (экологический аспект). В то же время, согласно ч.2 ст.9 Конституции земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (экономический аспект).

Согласно ч.1 ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. В то же время, согласно ч.2 ст. 36 владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

(1) Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. - ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - с. 183-184.

(2) Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник для высших учебных заведений. - М., ООО "Профобразование", 2003. - с. 194-195.

(3) Крассов О.И. право частной собственности на землю. М.: Юристъ, 2000. - с. 12.

(4) Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. - М.: Изд. БЕК, 1995. - с. 122-123.

Право собственности, в том числе и на природные ресурсы рассматривается в двух аспектах:

Как правовой институт (право собственности в объективном смысле);

Как совокупность правомочий конкретного собственника (право собственности в субъективном смысле).

Право собственности на природные ресурсы в объективном смысле представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы и содержащихся в различных отраслях российского права (конституционного, гражданского, уголовного, экологического права и др.).

Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий конкретного собственника по владению, пользованию и распоряжению определенным природным объектом (ресурсом) или его частью: земельным участком, обособленным водным объектом, участком леса и т.д.

Право собственности на природные ресурсы включает три правомочия: владение, пользование и распоряжение.

Правомочие владения означает установленную законом фактическую принадлежность материальных ценностей, в том числе природных ресурсов конкретному лицу. Владение - это фактическое обладание вещью.

Правомочие пользования - это основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств и доходов с целью удовлетворения производственных и личных нужд.

Наконец, правомочие распоряжения выражается в предоставлении собственнику возможности изменять (определять) юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей, например - земельного участка.

Классическая триада правомочий, предусмотренных гражданским законодательством, которыми обладает собственник имущества, не имеет никаких отличий от правомочий собственника природных объектов (ресурсов).

В то же время, содержание правомочий собственника на землю или иные природные ресурсы, выражающееся в их правах и обязанностях, имеет очевидную специфику, которая нашла отражение в законодательстве (например, ст. 31 Водного кодекса РФ, ст. 18 Лесного кодекса РФ и др.) и заключается в более жестком законодательном закреплении прав и обязанностей собственников природных ресурсов.

Право собственности на природные ресурсы не является абсолютным и ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с ст. 36 Конституции РФ собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Кроме того, согласно ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданские права, в том числе право собственности могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право собственности на природные объекты и ресурсы имеет ряд характерных признаков, отличающих его от права собственности на иные объекты гражданского оборота и которые заключаются в следующем (1) .

1. Признак овеществленности , согласно которому выделяют группу природных объектов, которые, являясь неотделимой составной частью природной среды, не могут по своим объективным свойствам быть предметами обращения в собственность. Например, атмосферный воздух, околоземное космическое пространство, озоновый слой атмосферы климатические ресурсы и иные природные явления не могут выступать как объекты права собственности - использование и охрана таких объектов либо находятся в исключительном ведении государства, либо регулируются нормами международного права.

2. Признак неотделимости объектов природы и собственности от природной среды, согласно которому отграничивают природные объекты (ресурсы) от социальных. Природный объект остается одновременно объектом природы и объектом права собственности. Потеря экологической связи (или отделение природного объекта от естественной среды его нахождения) ведет к прекращению права собственности на природные ресурсы и возникновению права собственности на товарно-материальные ценности. Например, нефть, находящаяся в недрах, является природным ресурсом и ее использование и охрана регулируются экологическим правом. Нефть, извлеченная из недр при наличии законных оснований и находящаяся, например, в железнодорожной цистерне, представляет собой не природный объект, а товарно-материальную ценность, оборот которой регулируется прежде всего гражданским правом.


3. Признак отсутствия стоимости объектов природы как совокупности затрат общественно-необходимого труда - этот признак подчеркивает естественный эволюционный характер происхождения большинства природных объектов. Нельзя рассчитать себестоимость объекта природы по методикам, используемых для расчета себестоимости социальных объектов. В то же время, отсутствие стоимости природных объектов не снимает вопросов их денежной оценки, что находит свое выражение в платности природопользования.

(1) Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. - М.: Изд. БЕК, 1995. - с. 123-124.

Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ (ст. 8, 9, 35, 36, 71, 72, 130, 132). Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ (в частности, глава 17 и ряд статей в др. главах). Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются также и природоресурсным законодательством РФ (лесное, водное, земельное и др. законодательство).

Что касается форм права собственности на ресурсы, то они предусмотрены в законодательстве, и прежде всего в Конституции РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Статья 212 Гражданского кодекса РФ, также говорит о том, что в России признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Выделяют также публичную собственность на природные ресурсы (государственная и муниципальная) и частную собственность (1) .

1.6.2. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы

В гражданском праве объектом вещного права (в том числе и права собственности) является индивидуально определенное имущество (вещи).

Гражданский кодекс РФ относит природные объекты (ресурсы) к "недвижимому имуществу". В ст.130 к недвижимым вещам прямо отнесены земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, а также все то, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса и многолетние насаждения.

В то же время, Гражданский кодекс РФ не отождествляет режим простого имущества и природных объектов. В п.п. 1, 2, 4 ст. 209 кодекса предусмотрены права собственника имущества, а в п. 3 этой же статьи отдельно говорится о правах собственников природных ресурсов, т.е. п. 3 следует рассматривать как специальное правило.

(1) Крассов О.И. Земельное право современной России: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2003. - с. 91.

В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на следующие природные ресурсы и объекты:

- земля (земельные участки) - ст.ст. 15-19 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 г.);

Недра (участки недр) - ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395- I (в ред. от 29.05.2002 г.) "О недрах";

Водные объекты - ст.ст. 31, 32 Водного кодекса РФ от 16.11.95 г. № 167-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 г.);

Лесной фонд, леса, не входящие в лесной фонд, древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке - ст.ст.18-20 Лесного кодекса РФ от 29.01.97 г. № 22-ФЗ (в ред. от 10.12.2003 г.);

Животный мир (объекты животного мира) - Федеральный закон от 24.04.96 г. № 52-ФЗ (в ред. от 11.11.2003 г.) "О животном мире".

К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории (Федеральный закон от 14.03.95 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях") и природные лечебные ресурсы (Федеральный закон от 23.02.95 г. № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах") .

Что касается атмосферного воздуха, то по мнению большинства юристов-экологов он не может являться объектом права собственности в силу своего физического состояния (1) . В отличие от земли, недр, леса, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного турбулентного движения и не может быть индивидуализирован, значит - им невозможно владеть. А владение - одно из важнейших правомочий собственника. Федеральный закон от 04.05.99 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха также не устанавливает права собственности на воздух.

Субъектами права собственности на природные ресурсы в соответствии с действующим законодательством являются: физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования.

В соответствии со ст. 114 (пункт Г) Конституции России управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ. Под управлением в данном случае понимается и распоряжение природными ресурсами. Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ "От имени РФ и субъектов РФ могут своим действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде специально уполномоченные органы государства в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов".

(1) Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: Юристъ, 1998. - с. 174-175.

Таким образом, от имени государства права собственника на природные ресурсы могут осуществлять Правительство РФ, органы власти субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы

Субъектами муниципальной собственности в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 28.08.95 г. (в ред. от 06.12.2003 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" являются города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и другие муниципальные образования. Необходимо отметить, что с 01.01.2006 года вступает в силу новый Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому муниципальными образованиями могут выступать: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Для того, чтобы физические и юридические лица могли выступать как субъекты права собственности на природные ресурсы, они должны обладать правосубъектностью.

Правосубъектность физического лица включает в себя правоспособность и дееспособность

В гражданском праве под правоспособностью понимается способность индивида иметь права и обязанности. Правоспособность физического лица возникает с рождения. Дееспособность же - это способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности и она прежде всего связана с психическими и возрастными свойствами индивида.

Выделяют следующиевиды дееспособности физических лиц:

Полную (возникает с 18 лет);

Частичную (с 14 до 18 лет);

Дееспособность малолетних (с 6 до 14 лет).

Правосубъектность юридического лица возникает с момента государственной регистрации его учредительных документов. Помимо общей правосубъектности юридического лица выделяют специальную правосубъектность, которая возникает с момента получения юридическим лицом разрешения на тот или иной вид деятельности (например, лицензии).

Что касается иностранцев и лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц, то в соответствии со ст. 62 Конституции РФ (ч. 3) иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ. Другими словами, их правовой статус, как правило, не отличается от правового статуса граждан РФ. В то же время, существуют и определенные ограничения, установленные законодательством РФ. Так, согласно ст. 15 (п. 3) Земельного кодекса РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Определенные ограничения для указанной категории лиц установлены и в Федеральном законе от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ст. 3): иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц составляет более чем 50 %, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

1.6.3. Право государственной собственности на природные ресурсы

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в среди других форм собственности на природные ресурсы.

Право государственной собственности - это одна из форм собственности, при которой правомочиями пользования, владения и распоряжения природными объектами и ресурсами обладает государство (Российская Федерация или субъекты РФ) в лице уполномоченных на то органов власти.

Право государственной собственности установлено на все без исключения природные объекты и ресурсы: землю, водные объекты, недра, леса, животный мир, особо охраняемые природные территории, природные лечебные ресурсы.

В соответствии с ст. 214 (п.2.) Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы являются государственной собственностью в том случае, если они не находятся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

Как уже упоминалось, в соответствии со ст. 72 Конституции России (п.п. В и Г) разграничение права государственной собственности, а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, т.е. государственная собственность подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов РФ.

Разграничение государственной собственности на природные ресурсы происходит двумя основными путями:

Когда на уровне федерального законодательства (федеральные законы или нормативные акты Президента РФ) прямо указываются виды природных объектов (ресурсов), находящихся в собственности Российской Федерации либо (что реже) в собственности субъектов РФ;

Путем подписания соглашений между соответствующими федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, в том числе и в области использования природных ресурсов.

Одной из первых попыток установить механизм разграничения государственной собственности между Российской Федерацией и субъектами РФ стал Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2144 "О федеральных природных ресурсах" (ныне утратил силу), в котором содержались некоторые критерии отнесения природных ресурсов к федеральной собственности исходя из принципа их общегосударственного значения.

Согласно Указа, к федеральным природным ресурсам относятся:

Земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;

Земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

Земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;

Виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

Виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;

Месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;

Водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты;

- иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с п. "н" ст. 71 Конституции РФ определение статуса, т.е. решение вопросов права собственности, управления и использования природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Положения данной статьи Основного закона нашли развитие в ряде федеральных законов.

Так, согласно ст. 5 Федерального закона от 30.11.95 г. № 187-ФЗ (в ред. от 11.11.2003 г.) "О континентальном шельфе Российской Федерации", Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:

1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации;

2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

3) исключительное право создавать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений;

4) юрисдикцию в отношении: морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов.

Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Под природными ресурсами континентального шельфа, согласно Закона, понимают минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр (далее - минеральные ресурсы), а также живые организмы, относящиеся к "сидячим видам", то есть организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (далее - живые ресурсы).

Перечень видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа устанавливается специально уполномоченным на то федеральным органом по рыболовству.

Аналогичные нормы содержатся и в Федеральном законе от 17.12.98 г. № 191-ФЗ (в ред. от 11.11.2003 г.) "Об исключительной экономической зоне РФ". В частности, согласно ст.5 Закона, в исключительной экономической зоне Российская Федерация осуществляет:

1) суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны;

2) суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к "сидячим видам" морского дна и его недр.

Геологическое изучение, поиск, разведка и разработка минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, а также промысел живых организмов, относящихся к "сидячим видам", производятся в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации", другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне и деятельности в ней;

3) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей.

Исключительная экономическая зона Российской Федерации представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Под природными ресурсами исключительной экономической зоны понимают живые и неживые ресурсы, находящиеся в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах.

Живые ресурсы исключительной экономической зоны - все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных, а также другие водные биологические ресурсы, за исключением живых организмов "сидячих видов" морского дна и его недр, использование которых регулируется Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации".

Неживые ресурсы исключительной экономической зоны - минеральные ресурсы вод, покрывающих морское дно, включая содержащиеся в морской воде химические элементы и их соединения, энергия приливов, течений и ветра, другие возможные виды неживых ресурсов (ст.1 Закона).

Таким образом, говоря о природных ресурсах континентального шельфа и исключительной экономической зоны, необходимо помнить, что РФ осуществляет не право собственности, а суверенные права и юрисдикцию.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 31.07.98 г. № 155-ФЗ (в ред. от 11.11. 2003 г.) "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ" на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20 Закона допускается исследование, разведка, добыча и охрана водных биологических ресурсов и других природных ресурсов и окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря, а также обеспечение экологической безопасности, деятельность на особо охраняемых природных территориях и охрана памятников истории и культуры субъектами РФ, территория которых примыкает к внутренним морским водам и территориальному морю, но только на основании соглашения между федеральными органами исполнительной власти и соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов.

Внутренние морские воды Российской Федерации - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ. К ним относятся: порты РФ; заливы, бухты, губы и лиманы, берега которых полностью принадлежат РФ; заливы, бухты, губы и лиманы морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории РФ (ст.1 Закона).

Территориальное море Российской Федерациипредставляет собойпримыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от специальных исходных линий, определяемых на основе норм международного права.

В соответствии с Законом РФ от 14.07.92 г. № 3297-1 (в ред. от 31.07.98 г.) "О закрытом административно-территориальном образовании" к федеральной собственности относятся земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, находящимися на соответствующей территории (ст. 6 Закона). Необходимо отметить, что закрытым административно - территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Федеральный закон от 14.03.95 г. № 33-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 г.) "Об особо охраняемых природных территориях" установил исключительную федеральную собственность на такие виды особо охраняемых природных территорий как государственные природные заповедники и национальные парки. В федеральной собственности, так же как и в собственности субъектов РФ, могут находиться государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, а также лечебно-оздоровительные местности и курорты. В то же время, в собственности субъектов РФ находятся природные парки.

В государственной собственности находятся природные лечебные ресурсы , к которым относятся минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха (Федеральный закон от 23.02.95 г. № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" ). Эти ресурсы могут принадлежать на праве собственности как Российской Федерации, так и субъектам РФ.

Согласно ст. 1.2. Закона РФ от 21.02.92 г. № 2359-1 "О недрах" (в ред. от 29.05.2002 г.) недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью (не путать с федеральной собственностью). В федеральной собственности могут находиться отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, необходимые для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации. Причем статус федеральных такие участки получают на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 2", ст. 3, ст. 4 указанного Закона).

В свою очередь, часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений. Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами.

В Водном кодексе РФ (далее - ВК РФ) от 16.11.95 г. № 167-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 г.) также решены вопросы разграничения государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность. В соответствии со ст. 36 ВК в федеральной собственности находятся:

- поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов РФ;

- подземные водные объекты, расположенные на территориях двухи более субъектов РФ;

- водные объекты, расположенные на территории одного субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;

- водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных (т.е. нагуливающихся в море, а нерестящихся в реках) и катадромных (т.е. нагуливающихся в реках, а нерестящихся в морях) видов рыб;

- трансграничные (пограничные) водные объекты;

- внутренние морские воды;

- территориальное море Российской Федерации;

- водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

- водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

- иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

Необходимо отметить, что под водным объектом законодатель понимает сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 1 ВК РФ). В соответствии со ст. 7 ВК РФ поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект, который и является объектом права собственности.


Водные объекты, являющиеся государственной собственностью, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам (ст. 35 ВК РФ). Водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власть соответствующих субъектов Российской Федерации.

В собственности же субъектов РФ (ст.37 ВК РФ) могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности. Водные объекты признаются собственностью субъектов РФ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Что касается лесов, то они, в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ от 29.01.97 г. № 22-ФЗ (в ред. от 10.12.2003 г.), находятся в федеральной собственности, однако при этом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

Федеральный закон от 24.04.95 г. № 52-ФЗ (в ред. от 11.11.2003 г.) "О животном мире" устанавливает государственную собственность на животный мир в пределах территории РФ (ст. 4). В Законе определены объекты права федеральной собственности на животный мир:

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную Книгу РФ;

Обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

Населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;

Подпадающие под действие международных договоров РФ;

Отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

Естественно мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ.

Российское законодательство, как уже упоминалось, не устанавливает права собственности на атмосферный воздух. В соответствии со ст. 1 Воздушного кодекса РФ от 19.03.97 г. № 60-ФЗ (в ред. от 08.07.99 г.) Россия обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении своего воздушного пространства,под которым понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе над внутренними водами и территориальным морем.


1.6.4. Право частной собственности на природные ресурсы

Право частной собственности является одной из форм права собственности, при которой правомочиями пользования, владения и распоряжения обладают юридические и физические лица.

Институт права частной собственности, в том числе и на природные ресурсы получил мощное развитие в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия в связи с переходом экономики страны на рыночные отношения.

В статье 36 Конституции РФ прямо закреплено право граждан и их объединений (юридических лиц) иметь в частной собственности землю. Данное положение получило дальнейшее развитие в Земельном кодексе РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (глава III ).

Согласно ст.ст. 34 и 40 Водного кодекса РФ, водные объекты также могут принадлежать на праве собственности гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством, причем в частной собственности могут находиться лишь обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) , которые представляют собой небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами (ст. 40).

Лесной кодекс РФ (ст. 20) в незначительной мере предусматривает право частной собственности на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке. Граждане и юридические лица вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ и законодательства РФ о растительном мире. Причем древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.

Как уже упоминалось, законодательство о недрах не предусматривает нахождения участков недр в собственности физических или юридических лиц. В то же время, добытые из недр полезные ископаемые могут находиться в частной собственности.

Законодательство о животном мире также не допускает нахождения объектов животного мира в частной собственности, за исключением случаев, когда такие объекты изъяты из среды их обитания в установленном порядке (зоопарк, животноводческая ферма).

Наконец, согласно ст. 261 Гражданского кодекса РФ право собственности на земельный участок распространяется на находящийся в границах этого участка поверхностный (почвенный слой), замкнутые водоемы, а также находящиеся на нем лес и растения. В то же время, право собственности на недра, расположенные под земельным участком, к его собственнику не переходят.

1.6.5. Право муниципальной собственности на природные ресурсы

Право муниципальной собственности - это одна из форм собственности, при которой правом пользования, владения и распоряжения обладают органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе вопроса владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Право муниципальной собственности на природные ресурсы в общем виде установлено ст. 9 Конституции РФ и рядом федеральных законов, основным из которых является Федеральный закон 28.08.95 г. (в ред. от 06.12.2003 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данный Закон в ст. 29 прямо устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.

Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления. Они в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Земельный кодекс РФ (ст. 19) устанавливает, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. Кроме того, в муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю". В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Право муниципальной собственности на водные объекты установлено Водным кодексом РФ. Согласно ст. 39 Кодекса, муниципальной собственностью являются обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В муниципальной собственности находятся обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд.

Что касается леса, то Лесной кодекс РФ не устанавливает права муниципальной собственности на леса, однако в нем дается отсылка к специальному федеральному закону, который может установить формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений (ст. 19).

Наконец, в муниципальной собственности могут находиться особо охраняемые природные территории местного значения. К такого рода территориям Согласно ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" такими территориями являются лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение права собственности на природные ресурсы.

2. Какие формы собственности на природные ресурсы установлены законодательством РФ?

3. Какие природные объекты (компоненты природной среды) не могут выступать в качестве объектов права собственности?

4. Какие природные ресурсы могут находиться в частной собственности?

5. Назовите виды государственной собственности на природные ресурсы.

Контрольная работа.

ВАРИАНТ III.

Право собственности на природные ресурсы.

I. Прежде всего, собственность является экономической категорией и представляет собой действия по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Право собственности, в том числе и на природные ресурсы, принято рассматривать в двух аспектах - объективном и субъективном.

В объективном смысле право собственности понимается как совокупность норм, регулирующих данный вид общественных отношений, которые закреплены в различных нормативных актах. Так, например, Конституция РФ в ч.2 ст. 9 определяет, что земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Т.е. право собственности в объективном смысле - это установленные законодателем правовые нормы, определяющие рамки (границы) возможных действий лиц по присвоению, владению и пользованию всей совокупностью вещей, которые не исключены из гражданского оборота.

В субъективном смысле право собственности понимается как совокупность правомочий конкретного собственника по владению и распоряжению собственностью по своему усмотрению в тех рамках, которые установил законодатель. Право собственности является наиболее абсолютным правом - собственнику противостоит множество несобственников, которые обязаны не препятствовать собственнику в осуществлении своего права собственности при условии, что он не нарушает права и законные интересы других лиц (владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Ч.2 ст.36 Конституции РФ).

Право собственности на природные ресурсы имеет свою определенную специфику. Конституция, закрепляя различные формы собственности на природные ресурсы, дает определение природным ресурсам как основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст.9). Естественно, что для данного объекта требуется дополнительная правовая защита. Исходя из необходимости такой защиты законодатель возлагает на собственника дополнительные обязанности по использованию природных ресурсов, в том числе рациональное использование, ограничение либо особый порядок совершения различных сделок вплоть до полного изъятия из оборота. Следует также учитывать, что для включения в гражданский оборот природного объекта он должен обладать определенными свойствами. Объектом гражданского оборота могут быть только овеществленные природные ресурсы, т.е. имеющие вещественное воплощение. наиболее типичным примером природного объекта, который в силу своего качества не может быть включен в гражданский оборот, и соответственно стать объектом права собственности, является атмосферный воздух. К тому же, для отнесения объекта к природным ресурсам он должен находится во взаимосвязи со всей экологической системой, являться ее неотъемлемой частью. Так, например не может быть природным объектом земля (почвенный слой), которая продается в пакетах в цветочных магазинах.

Для придания правового статуса различным природным объектам они объединены по своим свойствам в группы (фонды). В настоящее время выделяются несколько фондов: земельный фонд, водный фонд, лесной фонд, горный фонд (недра), животный мир. Фонды, в свою очередь, подразделяются на подфонды. Так земельный фонд делится по категориям земель, водный - по видам водных объектов, лесной по группам и видам лесов и т.д.

Деление природных ресурсов на фонды позволяет законодателю более детально регулировать правоотношения, возникающие в связи с использованием какого либо природного объекта. так земельные правоотношения должны регулироваться Земельным Кодексом*, правоотношения, возникающие в отношении водных объектов - Водным кодексом, использование лесных угодий - лесным и т.п.

II. Новый для России, капиталистический путь развития потребовал коренных изменений законодательстве в части, касающейся использования природных объектов. Произошел отказ государства от монополии на природные объекты, что потребовало принятие принципиально новых законодательных актов. Данная тенденция продолжается до сих пор.

* К сожалению, в настоящее время, данное регулирование затруднено в связи с тем, что старый Земельный кодекс устарел и во многом не соответствует современным реалиям, а новый еще не принят, что создает многочисленные трудности в данной области

Одна из самых сложных ситуаций в данной области развивается вокруг вопроса о собственности на землю, а также включения земли как природного объекта в свободный гражданский оборот. Принятая в 1993 г. всенародным голосованием Конституция РФ декларирует многообразие различных форм собственности на землю (ч.2 ст.9), в том числе и право собственности на землю граждан и их объединений (ч.1 ст.36), однако действующий в настоящее время Земельный кодекс не предусматривает такой формы собственности на землю как частная. Данный пробел в законодательстве несколько заполняют Указы Президента РФ “О неотложных мерах по проведению земельной реформы в РСФСР” от 27 декабря 1991 г. №323, “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” от 27 октября 1993 г. № 1767 (в ред. от 24 декабря 1993 г.) и “О реализации конституционных прав граждан на землю” от 7 марта 1996 г. № 337. Данные указы предусматривают не только частную форму собственности на землю, но и (что самое важное и это предусмотрено указом 1996 г.) свободное обращение земли в гражданском обороте. * Т.е. земля, являясь основным средством производства в сельском хозяйстве и территориальным базисом для всех остальных отраслей народного хозяйства, приобретает качество товара. Как показывает практика в развитых странах данное свойство земли при создании цивилизованного рынка земельных угодий создает конкурентную среду и как следствие развитие производства.

Многие субъекты Российской Федерации также пошли по пути рыночного развития земельных отношений и принимают свои законы регулирующие товарооборот земель, однако этого недостаточно для создания нормального, цивилизованного рынка земли, что порождает различные злоупотребления в этой области и как следствие ущемление конституционного права на землю некоторых групп населения.

Как уже было сказано выше, правоотношения, возникающие по поводу использования водного фонда регулируются Водным кодексом РФ, принятым Государственной Думой 18 октября 1995 г. В соответствии с данным нормативным документом водное законодательство Российской Федерации состоит из указанного

_______________________________________________________

* Новый Гражданский Кодекс (гл. 17) также признает многообразие форм собственности на землю и включает земельные угодья в свободный гражданский оборот. К великому сожалению данная глава в настоящее время не действует вплоть до принятия нового Земельного кодекса.

Кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральныхзаконов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст.2), причем Кодекс имеет верховенство.

В соответствии со ст.31 Кодекса понятие владения не применимо во всей полноте к водным объектам, поскольку сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Отсюда следует, что право собственности на водный объект воплощает в себе не владение водой как природным ресурсом, но владение водным объектом как сосредоточением воды на поверхности суши или в ее недрах.

Водное законодательство РФ отдает приоритет государственному праву собственности на водные объекты, хотя и предусматривает муниципальную и частную собственность, но только на обособленные водные объекты. Обособленным водным объектом признается замкнутый водоем, небольшой по площади и непрочный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными объектами. Все остальные водные объекты, а также обособленные водные, не находящиеся в муниципальной или частной собственности, являются государственной собственностью.

Из данного положения явствует, что водные объекты представляют исключительную важность для народного хозяйства страны. Закрепляя преимущество государственной собственности на водные объекты законодательство стремиться оградить их от недобросовестного использования, а также гарантирует свободный доступ к воде как одному из основных жизненно важных ресурсов.

Государственная собственность на водные объекты подразделяется на Федеральную собственность и собственность субъектов Федерации (ст.ст.36,37 Водного Кодекса).

В собственности Российской Федерации (федеральной собственности) находятся:

поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;

водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

трансграничные (пограничные) водные объекты;

внутренние морские воды;

территориальное море Российской Федерации;

водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;

иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

Собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах:

  • как правовой институт;
  • как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность , регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права - конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле .

Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности. Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. В законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации полномочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д.
Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии со ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему полномочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Имеет ряд характерных признаков , отличающих его от права собственности на иные объекты гражданского оборота:

  1. признак овеществленности;
  2. признак неотделимости объектов природы и собственности от природной среды;
  3. признак отсутствия стоимости объектов природы как совокупности затрат общественно необходимого труда.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит задача обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы


Общие основания приобретения права собственности установлены Гражданским кодексом РФ.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника (что вполне относится к природным ресурсам), может быть приобретено другим лицом на основании , мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законодательством о природных ресурсах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, частным лицам.

Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность в случаях:

  • обращения взыскания на имущество по обязательствам;
  • изъятия для государственных нужд путем выкупа;
  • изъятия объекта, используемого с нарушением требований законодательства;
  • перехода наследства государству;
  • реквизиции (изъятия у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества);
  • конфискации (безвозмездного изъятия у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения имущества в случаях, предусмотренных законом. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке);
  • национализации (обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности

Страница 1 из 5

6. Право собственности на природные ресурсы

Отношения собственности занимают главенствующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом. Возникнув на ранних этапах развития человечества (присвоение древними людьми своей добычи), собственность представляет основу, становой хребет любого общественного строя и общества. С одной стороны, обладание собственностью связывается с обладанием властью, в том числе государственной. С другой - собственность ассоциируется с достатком, богатством его обладателя.
Россия не обделена природными ресурсами и по объемам разведанных запасов минерального сырья занимает одно из ведущих мест в мире. По данным бывшего Министра природных ресурсов Б.А. Яцкевича (см. Природно-ресурсные ведомости от 03.03.2000 г.), при численности населения в России в 3 % и площади территории в 10 % от планетарной доля разведанных запасов нефти составляет 10 %, газа - 30 %, железной руды - 27 %, меди - 11 %, полезных ископаемых металлоплатиновой группы - более 40 %, угля - 12 %; значительна также доля запасов алмазов, цветных и редких металлов. Необыкновенно богата Россия и водными ресурсами, лесами, ресурсами животного мира. Ресурсодобывающие отрасли экономики обеспечивают порядка 30 % валового внутреннего продукта страны, более 50 % ее валютной выручки. С учетом налогов и косвенных отчислений они обеспечивают также порядка 50 % доходов в бюджет. Стоимость сырья, извлекаемого из недр, составляет ежегодно от 95 до 105 млрд. долларов США. Из них около 80 % приходится на энергетические ресурсы (газ, нефть, уголь, уран). Значительная часть добываемых в России природных ресурсов уходит на экспорт. Так, в настоящее время Россия экспортирует в ближнее и дальнее зарубежье более 40 % добываемой нефти и более трети продуктов ее переработки.
Совершенно очевидно, что правовой режим использования природной среды должен быть особенным, отличным от режима использования материальных объектов социальной среды.

6.1. Понятие, содержание и форма права собственности на природные ресурсы
6.2. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы
6.3. Право государственной собственности на природные ресурсы
6.4. Право частной собственности на природные ресурсы
6.5. Право муниципальной собственности на природные ресурсы

6.1. Понятие, содержание и форма права собственности на природные ресурсы

Понятие собственности вообще является фундаментальным наряду с понятиями жизни, здоровья, свободы и др.
Собственность рассматривают в двух основных аспектах: как экономическую категорию и юридический институт - право собственности.
Как экономическая категория собственность - это отношения между людьми по поводу материальных благ, обусловленные принадлежностью данных благ одним лицам (или их коллективам) и отчужденностью от них всех других лиц.
Собственность в юридическом смысле (право собственности) представляет собой комплексный, многоотраслевой институт, охватывающий правовые нормы, регулирующие владение, пользование и распоряжение материальными благами.
По мнению Б.В Ерофеева, собственность - это отношения между людьми (группами людей) по поводу присвоения вещей, через эти вещи.
О.И. Крассов считает, что сущность этих отношений заключается в том, что какое- либо имущество присваивается конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие лица должны не препятствовать этому. Отношения собственности включают в себя также и отношения лица к присвоенному имуществу (вещи) как к собственному (ибо к своему имуществу обычный человек относится иначе, чем к чужому).
Таким образом, можно определить право собственности на природные ресурсы как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области владения, пользования и распоряжения природными ресурсами.
Необходимо иметь в виду, что природные объекты в отличие социальных объектов занимают двойственное положение: с одной стороны, совокупность природных объектов представляет собой естественную среду обитания и жизни человека и других живых организмов (экологический аспект), с другой стороны - природные объекты являются объектами хозяйствования людей (экономический аспект).
Двойственность положения природных объектов предопределила, по мнению В.В. Петрова4, и эколого-экономическую сущность института права собственности на природные ресурсы.
Эта двойственность нашла отражение и в законодательстве. Так, согласно ст. 9 ч.1 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (экологический аспект). В то же время, согласно ч. 2 ст. 9 Конституции земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (экономический аспект).
Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. В то же время, согласно ч. 2 ст. 36, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Право собственности, в том числе и на природные ресурсы, рассматривается в двух аспектах:
- как правовой институт (право собственности в объективном смысле);
- как совокупность правомочий конкретного собственника (право собственности в субъективном смысле).
Право собственности на природные ресурсы в объективном смысле представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы и содержащихся в различных отраслях российского права (конституционного, гражданского, уголовного, экологического права и др.).
Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий конкретного собственника по владению, пользованию и распоряжению определенным природным объектом (ресурсом) или его частью: земельным участком, обособленным водным объектом, участком леса и т.д.
Право собственности на природные ресурсы включает три правомочия: владение, пользование и распоряжение.
Правомочие владения означает установленную законом фактическую принадлежность материальных ценностей, в том числе природных ресурсов конкретному лицу. Владение - это фактическое обладание вещью.
Правомочие пользования - это основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств и доходов с целью удовлетворения производственных и личных нужд.
Наконец, правомочие распоряжения выражается в предоставлении собственнику возможности изменять (определять) юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей, например - земельного участка.
Классическая триада правомочий, предусмотренных гражданским законодательством, которыми обладает собственник имущества, не имеет никаких отличий от правомочий собственника природных объектов (ресурсов).
В то же время, содержание правомочий собственника на землю или иные природные ресурсы, выражающееся в их правах и обязанностях, имеет очевидную специфику, которая нашла отражение в законодательстве (например, ст. 31 Водного кодекса РФ, ст. 18 Лесного кодекса РФ и др.) и заключается в более жестком законодательном закреплении прав и обязанностей собственников природных ресурсов.
Право собственности на природные ресурсы не является абсолютным и ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с ст. 36 Конституции РФ, собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Кроме того, согласно ст. 1 Гражданского кодекса РФ, гражданские права, в том числе право собственности, могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Право собственности на природные объекты и ресурсы имеет ряд характерных признаков, отличающих его от права собственности на иные объекты гражданского оборота и заключающихся в следующем.
1. Признак овеществленности, согласно которому выделяют группу природных объектов, которые, являясь неотделимой составной частью природной среды, не могут по своим объективным свойствам быть предметами обращения в собственность. Например, атмосферный воздух, околоземное космическое пространство, озоновый слой атмосферы климатические ресурсы и иные природные явления не могут выступать как объекты права собственности - использование и охрана таких объектов либо находятся в исключительном ведении государства, либо регулируются нормами международного права.
2. Признак неотделимости объектов природы и собственности от природной среды, согласно которому отграничивают природные объекты (ресурсы) от социальных. Природный объект остается одновременно объектом природы и объектом права собственно-сти. Потеря экологической связи (или отделение природного объекта от естественной среды его нахождения) ведет к прекращению права собственности на природные ресурсы и возникновению права собственности на товарно-материальные ценности. Например, нефть, находящаяся в недрах, является природным ресурсом, и ее использование и охрана регулируются экологическим правом. Нефть, извлеченная из недр при наличии законных оснований и находящаяся, например, в железнодорожной цистерне, представляет собой не природный объект, а товарно-материальную ценность, оборот которой регулируется, прежде всего, гражданским правом.
3. Признак отсутствия стоимости объектов природы как совокупности затрат общественно необходимого труда - этот признак подчеркивает естественный эволюционный характер происхождения большинства природных объектов. Нельзя рассчитать себестоимость объекта природы по методикам, используемым для расчета себестоимости социальных объектов. В то же время, отсутствие стоимости природных объектов не снимает вопросов их денежной оценки, что находит свое выражение в платности природопользования. Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ (ст. 8, 9, 35, 36, 71, 72, 130, 132). Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ (в частности, глава 17 и ряд статей в др. главах). Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются также и природоресурсным законодательством РФ (лесное, водное, земельное и др. законодательство).
Что касается форм права собственности на ресурсы, то они предусмотрены в законодательстве, и прежде всего в Конституции РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Статья 212 Гражданского кодекса РФ также говорит о том, что в России признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Выделяют также публичную собственность на природные ресурсы (государственная и муниципальная) и частную собственность.

9. Понятие права собственности на природные ресурсы, его виды

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, которые проживают на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Земли, которые не находятся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, представляют собой государственную собственность.

Собственник земли и других природных ресурсов владеет, пользуется и распоряжается ими свободно при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Однако основные правомочия собственника на природные объекты и ресурсы могут быть ограничены в силу их особой значимости для общества. Прежде всего это обусловлено социальными и экологическими причинами.

Право собственности на природные ресурсы – возможность владения, пользования и распоряжения данными природными ресурсами.

В объективном смысле право собственности охватывает правовые нормы, которые закрепляют, регулируют и охраняют состояние принадлежности материальных ценностей определенным физическим и юридическим лицам.

Правомочие владения установленная законом фактическая принадлежность материальных ценностей конкретному лицу.

Правомочие пользования – основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения производственных и личных нужд.

Правомочие распоряжения – предоставленная собственнику законом возможность изменять юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей.

Все три перечисленные правомочия должны быть в наличии у собственника одновременно. Это необходимо для права собственности.

Собственник несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов экологических отношений.

Собственник вправе получать доходы от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

Законодательством выделены следующие виды права собственности на природные объекты и ресурсы:

1) право частной собственности;

2) право государственной собственности:

а) федеральная собственность;

б) собственность субъектов Федерации;

3) право муниципальной собственности.

Приватизация природных объектов – это один из способов приобретения права собственности на них. Иными словами, приватизация – это переход природных объектов и ресурсов, которые находятся в государственной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Из книги Гражданское право автора Шевчук Денис Александрович

§ 2. Формы и виды права собственности по российскому законодательству Формы права собственности. Вопрос, к которому мы сейчас обратимся, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В зависимости от того, к какой форме и к какому виду относится право

Из книги Правоведение автора Шалагина Марина Александровна

§ 1. Понятие права собственности граждан Собственность граждан как социально-экономическая категория. Чтобы жить, каждый человек должен хотя бы в минимальной степени удовлетворять свои материальные и духовные потребности – в пище, одежде, жилище, получении образования,

Из книги Римское право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

§ 1. Понятие и виды права общей собственности Понятие права общей собственности. В предшествующих главах раздела «Вещное право» речь шла преимущественно об односубъектной собственности, т. е. о собственности, субъектом которой является какое-то одно лицо, будь то

Из книги Уголовное право (Общая и Особенная части): Шпаргалка автора Автор неизвестен

32. Понятие и содержание права собственности Принято различать право собственности в объективном и субъективном смысле. Право собственности в объективном смысле – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по присвоению материальных благ и

Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна

19. Понятие и содержание права собственности. Виды собственности Право собственности – наиболее полное господство над вещью (plena in re potestas), наиболее широкое вещное право, по общему правилу для римлян это господство было неограниченным.Право собственности рассматривается

Из книги Римское право. Шпаргалка автора Левина Л Н

80. Понятие и виды преступлений против собственности Преступления против собственности – виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные гл. 21 УК РФ, нарушающие права собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом и тем самым

Из книги Шпаргалка по гражданскому праву. Общая часть автора Степанова Ольга Николаевна

48. Понятие и содержание права собственности. Виды собственности Собственность в римском праве - правовое господство лица над вещью. Элементы права собственности:- dominium - право на законное правомерное господство лица над телесным объектом;- proprietas - право,

Из книги Римское право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

31. Понятие и содержание права собственности. Виды собственности Собственность - полное и неограниченное господство над вещью.Право собственности включало в себя:1) пользование вещью (jus utendi);2) извлечение из вещи полезных свойств (jus fruendi);3) распоряжение вещью (jus

Из книги Экзамен на адвоката автора

28. Право собственности: понятие, формы, виды. Содержание права собственности. Способы приобретения. Прекращение права собственности В объективном смысле право собственности - система норм права, закрепляющих и охраняющих отношения в обществе по присвоению продуктов

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

31. Право общей собственности: понятие и виды В случаях, когда имущество принадлежит на праве собственности не одному, а двум и более лицам, можно говорить об общей собственности.Общая собственность может возникать по различным основаниям: совместная покупка, состояние в

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

54. Виды приобретения права собственности Способами приобретения права собственности являются факты, с наступлением которых лицо приобретает право собственности. Титулом приобретения называются юридические факты (в частности, разного рода сделки), служащие основанием

Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна

Вопрос 85. Понятие и содержание права собственности. Момент возникновения права собственности у приобретателя имущества по договору и риск случайной гибели (случайной порчи) имущества. Законодательство не содержит легального понятия права собственности. Право

Из книги автора

Вопрос 87. Право общей собственности. Понятие, виды, основания возникновения и прекращения. Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности (ст. 244 ГК). Под субъективным правом общей собственности понимают

Из книги автора

Понятие вещного права. Право собственности. Ограниченные вещные права и их особенности Вещное право – разновидность имущественного права, объектом которого является конкретная вещь. Под вещным правом подразумеваются и права собственников, и права лиц, ими не

Из книги автора

47. Понятие и содержание права собственности Вещное право является важной частью гражданского законодательства, составляет основу экономических отношений субъектов правоотношений страны.Право собственности представляет собой первоначальное право среди иных вещных

Из книги автора

Глава IV Право природопользования. Виды прав на природные объекты и ресурсы Право природопользования – это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей,



Поделиться