Чем казахские рода отличаются друг от друга

Жуза казахов .

Родовой состав

  • Алип
    • курак
    • жабал
    • аташал
    • даулеткельды
    • кызылкурт
    • кенжебай
  • Жогы
    • молдас
    • айдар
    • шагыр
    • козей
    • есенабыз
    • суттыабыз
    • куттыабыз

Тамга и Уран (родовой клич)

  • Уран «Қарабура»
  • Тамга 30px кос алип, 30px тарак, 30px шылбыр.

Анализ Y-DNA

По последним данным казахского ДНК-проекта известны гаплотипы 5 представителей рода тама, 4 являются носителями гаплогруппы C и 1 носитель гаплогруппы R1a .

Антропологически - представители южносибирской расы (ск. диа. - 147 мм, рост бороды - 2.12 бал., эпикантус - 15 % мужчин, дл. тела - 166,5 см.) .

Говорят, главным образом, на западных говорах казахского языка.

Этноним

Этноним «тама» распространен среди немногих народов. Исследователи казахов, зафиксировавшие у них этноним «тама», отождествляют его с названием племени тума, которое упоминается Рашид-ад-Дином в составе монгольских племен . По одной из версий этимоном этнонима тама является термин «тама», обозначающий монгольские войска, направляемые на постоянное проживание в завоеванных областях для охраны границ и поддержания порядка . В «Сборнике летописей» неоднократно встречается упоминание войск «тама» и воинская должность «ляшкар-тама» (командир войск тама). О. И. Смирнова и А. А. Семенов указывают войска «тама» как корпуса, исключенные от основных владений и расквартированные в завоеванных областях для постоянного проживания и несения гарнизонной службы . В то же время И. П. Петрушевский указывает, что в «таму» брали «здоровую мужскую молодежь» покоренных территорий . Узбекский этнограф и историк К. Ш. Шаниязов относит их к «отюреченным монгольским элементам» . Данный этноним встречается у ногайцев и узбеков этнографической группы курама .

Этническая история

В ХIV-ХVI вв. род тама во главе с героем Чурой Нарыковым играл большую роль в жизни Ногайской орды и Казанского ханства . Ногайская легенда о Чора батыре из рода тама была широко известна у крымских татар .

Территория расселения

Многочисленные представители рода тама проживают в бассейне реки Урал и его притоков (Западно-Казахстанская и Актюбинская обл., южные районы Оренбургской области РФ). Отдельные группы встречаются в верховьях реки Сырдарьи и реки Чу. Численность по данным 1898-1910 гг. от 53 до 70 тыс. человек, составляя 30,6 % казахского населения Актюбинского уезда, 12,8 % Уральского и 3,4 % Чимкентского. В Оренбургской области РФ по оценке 1926 года проживало около 8 тыс. представителей рода тама, что составляет 37 % казахского населения области

МЫ решили узнать, в чем заключаются уникальные особенности того или иного казахского рода и чем они отличаются друг от друга.

Издревле все казахи делились на рода, которые в свою очередь входили в три жуза: Младший, Средний и Старший.

СТАРШИЙ ЖУЗ:

Сары-уйсун
Шапырашты

Сиргели
Шанышкылы

СРЕДНИЙ ЖУЗ:

Каракесек

МЛАДШИЙ ЖУЗ:

Торткара

Карасакал

Жагалбайлы

Байбакты

Кызылкурт

Есентемир

Так повелось, что с ходом истории некоторые рода обретали свои характерные черты, и некоторые из них дошли и до наших дней. МЫ решили узнать, чем же сегодня отличаются казахские рода и какие отличительные черты они имеют.

МАКСАТ САРСЕНБЕКОВ , 53 года
директор общественного фонда «Доминанта», правообладатель международного фестиваля авторской песни «Астана»

Я представитель рода Аргын. Мой род имеет удивительную склонность к музыкальным и творческим профессиям. Если вспомнить всех отечественных популярных музыкантов, то наверняка в их родословной найдутся Аргыны. Если проводить параллели в мире, то аналогами Аргынов в Казахстане, наверное, могут стать цыгане или афроамериканцы, у которых музыка в крови. В целом эта особенность казахов помнить своих предков замечательна.

БАТЫРБЕК МУСИН , 57 лет
директор филиала ТОО «КаР-Тел», ТМ Beeline

Некоторые особенности принадлежали не отдельному роду, а целому жузу, в которые они объединялись. Например, представители Среднего жуза были лучше приспособлены к гуманитарной и творческой работе. Из этого жуза вышло много биев и акынов. Также их отличает терпимость и спокойствие. Младший жуз — это воители. У них быстрее реакция на чрезвычайные ситуации и яркий темперамент. Выходцы Старшего жуза известны своей рассудительностью, оттуда пришло много правителей. У них хорошо было развито гостеприимство, оно даже иногда граничило с самопожертвованием. Кстати, с этим и связывают большую русифицированность севера, так как Младший жуз с трудом шел на компромиссы с соседями, а Средний жуз лучше шел на контакт с Российской империей.

ОЛЖАС МАКАТОВ , 43 года
аудитор, АО «Кедентранссервис»

Когда Абылай хан хотел объединить весь казахский народ, он надеялся, что все мы забудем о границах, которые есть между нами, так как они разобщают людей. Поэтому выделение каких-то особенностей могут вызвать конфликты и недопонимания. Рода и жузы нужны только для того, чтобы случайно не выйти замуж или не жениться на своем родственнике. А в общем во всех родах есть и отрицательные, и положительные черты.

МАРАТ НУРГУАТОВ , 50 лет
заместитель директора палаты предпринимателей западно-казахстанской области

В составе Младшего жуза есть род под названием Берiш. Махамбет Отемисов и Исатай Тайманов были знаменитыми его представителями. В средневековье они входили в составы дружин, которые обороняли свои территории. В связи с этим у них было крупное телосложение. Эта особенность сохранилась и по сей день, и если вы сейчас встретите кого-то из этого рода, то вы узнаете их по крепкому телосложению.

Также в Западном Казахстане есть род Байбақты, который сейчас шуточно называют «ворами». Даже есть притча о двух братьях из этого рода, которые в очередной раз собрались воровать скот. Но вскоре стало ясно, что у них ничего не получится. Тогда один из братьев незаметно вскрыл ножом сапог другого брата и своровал у него стельку. У Байбақты было поверье, что если удача вдруг отворачивается и наживы не предвидится, то нужно принести с собой хоть что-нибудь, чтобы удача не отвернулась окончательно.

ЖАЙСАН АКБАЙ , 89 лет
писатель, публицист

Конечно, все существенные различия между родами остались в прошлом. Например, род Берiш отличается воинственностью, Шеркеш из Младшего жуза — это род правителей. Род Курмангазы — это Қызылқурт, из него вышло много композиторов и музыкантов. Ысық из Младшего жуза — род храбрецов и богачей. Некоторые из этих черт в измененном виде можно проследить в представителях этих родов и сейчас.

Всем привет! Канал "Суть Вещей" Казаки-мусульмане: как такое возможно? Принято считать, что казаками были исключительно православные христиане. Это не так. В среде казачества всегда было много представителей разных конфессий, в том числе мусульман. Существует даже версия, что первыми казаками стали именно мусульмане. Тюркские наследники Распад Золотой Орды вызвал интенсивное брожение народов, которые кочевали с места на место в поисках наиболее надежного пристанища. Среди них были и те, кого принято считать предтечей казачества – бродники, ногайцы, черкасы, торки. В 1492 году крымский хан Менгли I Гирей сообщал Ивану III, что его войско, возвращавшееся из-под Киева с богатой добычей, было атаковано «ордынскими казаками». Об «ордынских» или «азовских» казаках повествуют многие летописи эпохи Ивана III. Например, в донесении послов пограничных воевод великому князю читаем: «Поле не чисто от азовских казаков». При этом татарские казаки, как русские и малороссийские, хоть и поступали на государеву службу, однако никакой власти над собой не желали. О тюркском происхождении казачества могут свидетельствовать такие имена атаманов, как Кара Бука, Бакай–ага, Джарлы-ага, Бакай-ата. Было немало казаков с татарскими корнями и в отряде атамана Ермака – Окул (на тюркском означает «посажёный отец») или Корчига («ястреб-тетеревятник»). Напомним, что казак Мамай, имеющий явно тюркскую родословную, считался олицетворением запорожского казачества. Однако многие тюрки после вступления в казаки принимали православие и брали русские имена. В архивах Уральского и Оренбургского войск есть сведения, что казаки при крещении указывали свое происхождение, например, «происхожу из рода кипчак», или тама, или алим, или «из рода ногайских мурз». Приток казаков из рода чингизидов (прямых потомков Чингисхана) и казахских племен наблюдался в XVI-XVIII вв. Наиболее грамотные из них повышали свое образование в учебных заведениях Москвы. Академик Иван Миллер считал, что слово «казак» – это самоназвание группы тюркских племен, представителей которой называли киргиз-кайсаками. «Мы одного корня с киргиз-кайсаками, они состоят в родственной связи со всем казацким миром», – указывал потомственный казак генерал Исаак Бакадоров. Исследователь запорожского казачества Дмитрий Яворницкий в своих работах приводит имена первых казаков, встречающиеся в летописных источниках, – Аллаберды, Аличембей, Акмолла-ага, Бассанали, Чабан-ага. Их тюркская этимология не вызывает сомнения. Лингвист А.И. Назаров, проведя подробный анализ уральских казачьих фамилий, выявил, что по меньшей мере 300 из них имеют тюрко-мусульманское происхождение: к примеру, Абдрашитов Вагапов, Исмаилов, Кенжебеков, Нигматуллин, Сеитов, Юсупов и многие другие. Казачий хорунжий Леонтий Масянов так писал об уральцах: «Были также полноправными казаками татары, калмыки, и были они великолепными казаками». Казаки-иноверцы Николай Горбунов, полковник Астраханского казачьего войска, обращает внимание на то, что среди казаков, помимо православных, были представители различных вероисповеданий: мусульмане, буддисты, католики, лютеране. Многие ученые при изучении феномена казачьей веротерпимости отмечают, что она была обусловлена желанием выжить в окружении иноверцев. Длительное совместное проживание непременно приводило к ассимиляции. В 1840 году было разрешено служить в казаках и занимать командные должности представителям мусульманской аристократии. Политолог Сергей Маркедонов по этому поводу замечает: «Было бы неверно представлять, что переход в казаки непременно сопровождался отказом от ислама, веры предков». Исследования, проводимые в 1862 году в среде уральских казаков, дали следующую картину: число русских, включая белорусов и украинцев, составляло 70 331 человек (85,8%), башкир - 6 095 (7,4%), татар - 4 168 (5,1%), калмыков - 1 184 (1,4%), остальных, преимущественно тюрков, – 220 (0,3%). Таким образом, процент мусульман в Уральском войске в середине ХIХ века равнялся 12,8. Добровольные переходы мусульман Северного Кавказа, Казахстана или Туркменистана в казачество, согласно источникам XIX века, были не таким редким явлением. К примеру, количество терских казаков станицы Луковской с 1856 по 1866 год увеличилось почти вдвое. А статистика 1875 года показала, что в Луковской, помимо русских, проживали 772 черкеса и 182 осетина. Казачья служба выходцев с Северного Кавказа берет начало с 1733 года, когда кабардинскому князю Эльмурзе Бековичу-Черкасскому было поручено зазывать горцев в казаки. Каждому поступившему на службу было обещано по 15 и более рублей годового жалования. До нас дошли имена кавказской знати, командовавшей казачьими отрядами, среди них Куденек Камбулатов и Сунчалей Янглычев. Мусульмане проходили службу преимущественно в Горско-Моздокском и Кизляро-Гребенском полках Терского войска. Известно, что на апрель 1913 года в Терском казачьем войске служили 338 офицеров, из них русских было 256, остальные - представители кавказских народов, в первую очередь ингуши и осетины. При Николае I из мусульман Кавказа и Крыма сформировали Кавказско-Горский и Крымско-Татарский эскадроны по образцу лейб-гвардейских казачьих частей. Они стали полноправной составляющей Собственного Его Императорского Величества Конвоя. В это же время по российскому образцу было создано Персидское казачье войско. Его численность в 1920 году превышала 8 тыс. человек, в том числе в него входили 122 российских офицера, преимущественно осетины. Они прекрасно владели персидским языком, родственным их родному осетинскому. Интересно, что в персидских казаках начинал службу офицер Реза-хан, который впоследствии стал предпоследним иранским шахом под именем Реза Пехлеви. Прижились не все Российские власти всегда старались отвечать на духовные запросы мусульман-казаков. Для них, к примеру, строились мечети. В соответствии с российским законодательством для создания одного прихода требовалось наличие не менее 200 мусульман мужского пола. По данным за 1853 год, казаки-магометане имели возможность посещать 114 мечетей, в которых служили 169 духовных лиц. В последние дни царствования Николая I был подготовлен специальный документ «Правила устройства духовной жизни магометан казачьего сословия», законодательно регулировавший религиозный быт казаков-мусульман. Согласно данным «Правила», на февраль 1855 года в штате Донского, Черноморского, Кавказского, Уральского, Оренбургского, Сибирского казачьих войск и Тобольского конного казачьего полка состояли 18 599 мусульман. Следует признать, что властям было непросто контролировать уклад жизни воинов- мусульман. Особенно сложная ситуация сложилась в годы Крымской войны (1853-1856 гг.), где главным противником России была мусульманская Турция. В 1860 году был зафиксирован случай, когда татары-казаки подали на имя наказного атамана Хомутова прошение отпустить их в Турцию. Хомутов внимательно отнесся к прошению и велел войсковым старшинам провести своеобразный опрос, по результатам которого выяснилось, что одной из основных проблем для казаков-магометан была невозможность вступать в брак с женщинами-христианками, а при недостатке женщин их роду грозило истребление. Разрешение на эмиграцию было дано, однако далеко не все мусульмане решились оставить свои курени. С прицелом на будущее Казаки-мусульмане и сегодня довольно распространенное явление. Так, в Пермской области в 2004-2005 годах была сформирована первая в России мусульманская казачья сотня. Муфтий Пермской области Мухаммедгали Хузин тогда подписал соглашение с Прикамским отдельным казачьим округом. «Мы хотим показать пример того, как можно служить Отечеству, не нарушая духовных традиций своих предков», - заявил муфтий. Ничто не может помешать казакам-мусульманам совершать намазы и готовить халяльную еду, а в период Рамадана держать пост. Они, как и прочие казаки, регулярно организовывают летние подростковые лагеря и ведут воспитательно-патриотическую работу с подрастающим поколением, помогают правоохранительным органам обеспечивать порядок, в частности, борются с распространением наркомании. В декабре 2005 года Оренбургское городское казачье общество в канун своей 14-й годовщины пополнилось еще одной организацией – хуторским казачьим обществом «Яицкое», главой которого был избран Наиль Якупов. Особенностью «Яицкого» является то, что его состав включает равное количество казаков-христиан и -мусульман. В наши дни тенденция к возрождению мусульманского казачества наблюдается также на Северном Кавказе.

Родовые подразделения: курак, жабал, аташал, даулеткельды, кызылкурт, кенжебай, молдас, айдар, шагыр, козей, есенабыз, суттыабыз, куттыабыз.

Тамга и Уран (родовой клич)

Анализ Y-DNA

По последним данным казахского ДНК-проекта известны гаплотипы 5 представителей рода тама, 4 являются носителями гаплогруппы C и 1 носитель гаплогруппы R1a .

Антропологически - представители южносибирской расы (ск. диа. - 147 мм, рост бороды - 2.12 бал., эпикантус - 15 % мужчин, дл. тела - 166,5 см.) .

Говорят, главным образом, на западных говорах казахского языка.

Этноним

Этноним «тама» распространен среди немногих народов. Исследователи казахов, зафиксировавшие у них этноним «тама», отождествляют его с названием племени тума, которое упоминается Рашид-ад-Дином в составе монгольских племен . По одной из версий этимоном этнонима тама является термин «тама», обозначающий монгольские войска, направляемые на постоянное проживание в завоеванных областях для охраны границ и поддержания порядка . В «Сборнике летописей» неоднократно встречается упоминание войск «тама» и воинская должность «ляшкар-тама» (командир войск тама). О. И. Смирнова и А. А. Семенов указывают войска «тама» как корпуса, исключенные от основных владений и расквартированные в завоеванных областях для постоянного проживания и несения гарнизонной службы . В то же время И. П. Петрушевский указывает, что в «таму» брали «здоровую мужскую молодежь» покоренных территорий . Узбекский этнограф и историк К. Ш. Шаниязов относит их к «отюреченным монгольским элементам» . Данный этноним встречается у ногайцев и узбеков этнографической группы курама .

Этническая история

В ХIV-ХVI вв. род тама во главе с героем Чурой Нарыковым играл большую роль в жизни Ногайской орды и Казанского ханства . Ногайская легенда о Чора батыре из рода тама была широко известна у крымских татар .

Территория расселения

Многочисленные представители рода тама проживают в бассейне реки Урал и его притоков (Западно-Казахстанская и Актюбинская обл., южные районы Оренбургской области РФ). Отдельные группы встречаются в верховьях реки Сырдарьи и реки Чу. Численность по данным 1898-1910 гг. от 53 до 70 тыс. человек, составляя 30,6 % казахского населения Актюбинского уезда, 12,8 % Уральского и 3,4 % Чимкентского. В Оренбургской области РФ по оценке 1926 года проживало около 8 тыс. представителей рода тама, что составляет 37 % казахского населения области .

Напишите отзыв о статье "Тама (казахский род)"

Примечания

  1. Аширбеков Е. Е., Аширбекова А. Е., Айсина Д. Е., Ботбаев Д. М., Белкожаев А. М., Хансеитова А. К., Балмуханов Т. С., Айтхожина Н. А. Микросателлитная вариабельность Y-хромосомы гаплогруппы C у казахов // Доклады НАН РК. - 2014. - № 6 . - С. 83-92 .
  2. . www.academia.edu. Проверено 15 июня 2016.
  3. Евстигнеев Ю. А. Россия: коренные народы и зарубежные диаспоры. - СПб. , 2008.
  4. Керейтов P. X. Ногайцы. Особенности этнической истории и бытовой культуры. - Ставрополь: Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований, 2009. - 464 с.
  5. Козин С. А. Сокровенное Сказание. Монгольская хроника 1240 г. - М.; Л., 1941. - Т. 1. - С. 131, 604.
  6. Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Пер. с персидского О. И. Смирновой, редакция проф. А. А. Семенова. - М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1952. - С. Кн. 1. - С. 99; Кн. 2. - С. 54.
  7. Смирнова О. И., Семенов А. А. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. - М.; Л.: изд-во Академии наук СССР, 1952. - Т. 1, кн. 2..
  8. Верховский Ю. П., Петрушевский И. П. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. - М.; Л.: изд-во Академии наук СССР, 1960. - Т. 2.
  9. Шаниязов К. Ш. К этнической истории узбекского народа. - Ташкент, 1974. - С. 156.
  10. Востров В. В., Муканов М. С. Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX - начало XX в.). - Алма-Ата: Наука, 1968. - С. 100. - 255 с.
  11. Маркевич А. И. Географическая номенклатура Крыма, как исторический материал: топонимические данные крымских архивов (Памяти А. Л. Бертье-Делагарда). - Симферополь: Отд. отт. из ИТОИАЭ (Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии) Т. 2 (59), 1928. - С. 28.
  12. Востров В. В., Муканов М. С. Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX - начало XX в.). - Алма-Ата: Наука, 1968. - 255 с.

Отрывок, характеризующий Тама (казахский род)

– Нельзя не сознаться, – продолжал князь Андрей, – Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать.
Князь Андрей, видимо желавший смягчить неловкость речи Пьера, приподнялся, сбираясь ехать и подавая знак жене.

Вдруг князь Ипполит поднялся и, знаками рук останавливая всех и прося присесть, заговорил:
– Ah! aujourd"hui on m"a raconte une anecdote moscovite, charmante: il faut que je vous en regale. Vous m"excusez, vicomte, il faut que je raconte en russe. Autrement on ne sentira pas le sel de l"histoire. [Сегодня мне рассказали прелестный московский анекдот; надо вас им поподчивать. Извините, виконт, я буду рассказывать по русски, иначе пропадет вся соль анекдота.]
И князь Ипполит начал говорить по русски таким выговором, каким говорят французы, пробывшие с год в России. Все приостановились: так оживленно, настоятельно требовал князь Ипполит внимания к своей истории.
– В Moscou есть одна барыня, une dame. И она очень скупа. Ей нужно было иметь два valets de pied [лакея] за карета. И очень большой ростом. Это было ее вкусу. И она имела une femme de chambre [горничную], еще большой росту. Она сказала…
Тут князь Ипполит задумался, видимо с трудом соображая.
– Она сказала… да, она сказала: «девушка (a la femme de chambre), надень livree [ливрею] и поедем со мной, за карета, faire des visites». [делать визиты.]
Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей, что произвело невыгодное для рассказчика впечатление. Однако многие, и в том числе пожилая дама и Анна Павловна, улыбнулись.
– Она поехала. Незапно сделался сильный ветер. Девушка потеряла шляпа, и длинны волоса расчесались…
Тут он не мог уже более держаться и стал отрывисто смеяться и сквозь этот смех проговорил:
– И весь свет узнал…
Тем анекдот и кончился. Хотя и непонятно было, для чего он его рассказывает и для чего его надо было рассказать непременно по русски, однако Анна Павловна и другие оценили светскую любезность князя Ипполита, так приятно закончившего неприятную и нелюбезную выходку мсье Пьера. Разговор после анекдота рассыпался на мелкие, незначительные толки о будущем и прошедшем бале, спектакле, о том, когда и где кто увидится.

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, [очаровательный вечер,] гости стали расходиться.
Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала:
– Надеюсь увидать вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, – сказала она.
Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все, и Анна Павловна невольно почувствовали это.
Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет.
– Идите, Annette, вы простудитесь, – говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. – C"est arrete, [Решено,] – прибавила она тихо.
Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини.
– Я надеюсь на вас, милый друг, – сказала Анна Павловна тоже тихо, – вы напишете к ней и скажете мне, comment le pere envisagera la chose. Au revoir, [Как отец посмотрит на дело. До свидания,] – и она ушла из передней.
Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушопотом что то говорить ей.
Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им, французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь.
– Я очень рад, что не поехал к посланнику, – говорил князь Ипполит: – скука… Прекрасный вечер, не правда ли, прекрасный?
– Говорят, что бал будет очень хорош, – отвечала княгиня, вздергивая с усиками губку. – Все красивые женщины общества будут там.
– Не все, потому что вас там не будет; не все, – сказал князь Ипполит, радостно смеясь, и, схватив шаль у лакея, даже толкнул его и стал надевать ее на княгиню.
От неловкости или умышленно (никто бы не мог разобрать этого) он долго не опускал рук, когда шаль уже была надета, и как будто обнимал молодую женщину.
Она грациозно, но всё улыбаясь, отстранилась, повернулась и взглянула на мужа. У князя Андрея глаза были закрыты: так он казался усталым и сонным.
– Вы готовы? – спросил он жену, обходя ее взглядом.
Князь Ипполит торопливо надел свой редингот, который у него, по новому, был длиннее пяток, и, путаясь в нем, побежал на крыльцо за княгиней, которую лакей подсаживал в карету.
– Рrincesse, au revoir, [Княгиня, до свиданья,] – кричал он, путаясь языком так же, как и ногами.



Поделиться