Чрезвычайные ситуации военного характера. Чрезвычайная ситуация: сущность, структура, классификация Сущность и содержание опасных и чрезвычайных ситуаций

0

1. Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Катастрофа - событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.

Авария - повреждение системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, станка, которое может сопровождаться взрывами, пожарами, выбросом или разливом аварийных химических опасных веществ (АХОВ) и радиоактивных вещества (РВ), не повлекшее за собой значительного материального ущерба и серьезных человеческих жертв.

Характер источника ЧС может быть: природный, техногенный, биолого-социальный, военный.

Зона ЧС - территория или акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий из других районов возникла ЧС.

Все ЧС классифицируются по трем признакам:

Но сфере возникновения (природные, техногенные, экологические);

По ведомственной принадлежности (в строительстве, в промышленности, в коммунальнобытовой сфере, на транспорте, в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве);

По масштабу возможных последствий (частные, объектовые, местные, региональные и глобальные).

Частные ЧС - масштабы ЧС ограничиваются одной промышленной установкой, небольшим производством, для ликвидации последствий вполне достаточно сил и средств, имеющихся на объекте.

Объектовые ЧС - масштабы ЧС ограничиваются территорией предприятия; для ликвидации последствий привлекаются силы и средства предприятия, их достаточно, чтобы справиться с аварийной ситуацией.

Местные ЧС - масштабы ЧС ограничиваются поселком, городом, районом, отдельной областью; для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся в подчинении местной власти, комиссии по ЧС, а также на объектах экономики, расположенных на территории (иногда могут привлекаться войска ГО и подразделения МЧС).

Региональные ЧС - масштабы последствий распространяются на несколько субъектов РФ; ликвидацией последствий ЧС занимаются региональные центры МЧС, для проведения аварийноспасательных работ привлекаются, кроме формирований Гражданской обороны (ГО), войска ГО и другие подразделения МЧС, Министерства внутренних дел (МВД) и Министерства обороны (МО).

Глобальные ЧС - последствия захватывают значительные территории, в том числе и сопредельные страны. Для их ликвидации привлекаются все основные силы МЧС, части МО, МВД, Федеральной службы безопасности (ФСБ). Проведением спасательных и неотложных работ руководит специальная правительственная комиссия или лично начальник ГО страны - Председатель Правительства РФ.

ЧС природного характера делятся: на геологические (землетрясение, извержение вулкана, оползни, сели, снежные лавины),

Метеорологические (ураганы, бури, смерчи),

Гидрологические (наводнения, заторы, засоры, цунами),

Природные пожары (лесные, торфяные, степные),

Массовые заболевания (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии).

ЧС техногенного характера - это аварии разных типов:

На химически опасных объектах,

На радиационно-опасных объектах,

На пожаро - и взрывоопасных объектах,

На гидродинамических объектах,

На транспорте,

В коммунально-энергетических сетях.

Следствием ЧС экологического характера являются различные изменения:

Состояния суши (деградация почв, эрозия, опустынивание),

Свойств воздушной среды (климат, недостаток кислорода, вредные вещества, кислотные дожди, шумы, разрушение озонового слоя),

" состояния гидросферы (истощение и загрязнение водной среды),

Состояния биосферы.

2. Защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» основными задачами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) являются:

Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

Осуществление целевых научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

Подготовка населения к действиям в ЧС;

Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

Ликвидация ЧС;

Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в ликвидации ЧС;

Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Согласно утвержденному Положению от 5 ноября 1995 года № 1113 Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней подчиненности:

федеральный,

региональный,

территориальный,

объектовый.

Территориальные подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их административных границ и состоят из звеньев, соответствующих админи

стративно-территориальному делению республик и областей.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) определяются положениями об этих формированиях, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Функциональные подсистемы (ФП) РСЧС создаются Федеральными органами исполнительной власти для организации работ по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности ФП РСЧС определяются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Положение о функциональных подсистемах (ФП) РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ утверждается Правительством РФ.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления по делам ГО и ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

3. Чрезвычайные ситуации, связанные с загрязнением атмосферы и территорий

химически опасными веществами

С каждым годом значительно увеличивается количество химических препаратов, применяемых в промышленности, быту и сельском хозяйстве. Многие из них токсичны и вредны. При проливе или выбросе в окружающую природную среду они способны вызвать массовые поражения людей и животных с тяжелыми последствиями, а также приводят к загрязнению воздуха, воды, почвы и растений. Поэтому они называются химически опасными веществами (ХОВ). К ним относятся все сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ). В нормальных условиях хранения они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состояниях. Однако в большинстве случаев они являются жидкостями или газами.

При аварии емкостей, в которых находились химически опасные вещества в жидком состоянии при атмосферном давлении, происходит разлив жидкости с дальнейшим испарением, проникновением в глубокие слои почвы, подвалы, низкие участки местности, водоемы.

В случае повреждения емкостей с химически опасными веществами (в виде сжатых жидкостей, газов) эти вещества выбрасываются в атмосферу, образуя пар, газ или аэрозоли. На организм человека они воздействуют по-разному, проникая через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, кожу и слизистые оболочки.

Они могут быть разделены на следующие группы:

Преимущественно удушающего действия (хлор, фосген, хлорпикрин и др.);

Общеядовитого действия (окись углерода, цианистый водород и др.);

Удушающего и общеядовитого действия (амил, оксид азота, сернистый ангидрид, фтористый водород и др.);

Нейронного действия, то есть влияющие на генерацию, проведение и передачу нервных импульсов (сероуглерод, тетраэтиленсвинец и др.);

Удушающего и нейронного действия (аммиак, гептил, гидразин и др.);

Метаболические, то есть нарушающие обмен веществ в организме (окись этилена, дихлорэтан, диоксин и др.).

Для характеристики токсичности все химически опасные вещества, находящиеся в воздухе, подразделяются на 4 класса:

1-й класс - чрезвычайно опасные;

2-й класс - высоко опасные;

3-й класс - умеренно опасные;

4-й класс - мало опасные.

Класс опасности устанавливается в зависимости от дозы или концентрации, вызывающей хроническое, острое или смертельное действие. При этом большинство сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) относится к 1 -му и 2-му классам.

Количественно поражающее действие химически опасных веществ определяется предельно допустимой концентрацией (ПДК) и токсодозой.

Значение ПДК установлено для нормальных условий трудового процесса или жизнедеятельности, при которых человек подвергается воздействию вредных веществ (ВВ) не менее 8 часов в сутки. Вследствие этого ПДК не может использоваться для оценки опасности аварийных ситуаций с выбросом химически опасных веществ. Для условий аварии применяется оценка в виде токсодозы, то есть количества вещества, вызывающего токсический эффект.

При поступлении химически опасного вещества через органы дыхания токсодозу определяют как произведение концентрации этого вещества (С) во вдыхаемом воздухе на время воздействия (Т), мг х мин /л.

При проникновении химически опасного вещества через кожу, желудочно-кишечный тракт или кровяной поток токсодоза определяется количеством этого вещества Д, приходящегося на 1 кг массы человека, мг/кг.

Различают следующие токсодозы:

1) ЛСТ 50 - средняя смертельная, вызывающая летальный исход у 50% пострадавших;

2) ICT 50 - средняя, выводящая из строя 50% пострадавших;

3) РСТ 50 - средняя пороговая, вызывающая начальные симптомы поражения у 50% пострадавших.

По токсичности все вещества подразделяются на следующие группы:

Чрезвычайно токсичные (ICT 50 менее 1 мг х мин/л);

Высокотоксичные (ICT 50 = 1 ... 5 мг х мин/л);

Сильно токсичные (ICT 50 = 6 ... 20 мг х мин/л);

Умеренно токсичные (ICT 50 = 21 ... 160 мг х мин/л);

Практически нетоксичные (ICT 50 более 160 мг х мин/л).

Предприятие или иной объект народного хозяйства, при авариях и разрушениях которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений химически опасный веществами, называется химически опасным объектом (ХОО).

Крупными запасами химически опасных веществ располагают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностей, черной и цветной металлургии, по производству минеральных удобрений. При этом значительное количество химически опасных веществ (таких, как хлор и аммиак) сосредоточено на объектах пищевой и мясомолочной промышленности, в холодильниках хранилищ и предприятий оптовой торговли, в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В большинстве случаев при аварии и разрушении емкости с химически опасными веществами давление в ней падает до атмосферного, в результате чего жидкое вещество вскипает, преобразуется в пар, газ или аэрозоль и начинает выделяться в атмосферу.

Ядовитое облако, возникшее в момент разрушения емкости в первые 3 минуты, называется первичным облаком зараженного воздуха. Оно распределяется на определенной площади, образуя первичную зону заражения. Оставшаяся часть жидкости растекается по близлежащей поверхности

и, постепенно испаряясь, создает вторичное облако зараженного воздуха, которое накрывает значительно меньшую площадь, чем первичное.

Глубина первичной зоны заражения и зоны чрезвычайной ситуации (ЧС), проявившейся в результате аварии, зависит от концентрации химически опасных веществ, скорости ветра, температуры почвы и воздуха, воздушных вертикальных потоков, влажности воздуха и др.

Например, при скорости ветра:

1 м/с облако от места аварии удаляется на 5 ... 7 км;

2 м/с облако удаляется на 10 ... 14 км;

3 м/с облако удаляется на 16 ... 21 км.

Значительная скорость ветра (до 6 м/с и более) способствует быстрому рассеиванию облака и снижению концентрации химически опасных веществ по глубине зоны.

Продолжительность химического заражения приземного слоя воздуха парами, газами и аэрозолями химически опасных веществ при отсутствии подпитки от испарения разлившейся жидкости может колебаться от нескольких десятков минут до нескольких суток.

Продолжительность заражения местности, техники и строений химически опасными веществами в аэрозольном, капельном или жидком состоянии может составлять от нескольких часов до нескольких месяцев.

Опасные концентрации сильнодействующих ядовитых веществ в непроточных водоемах сохраняются от нескольких часов до нескольких месяцев или даже лет (например, при заражении диоксином); в реках - от 2 до 4 суток; в проточных каналах, реках, ручьях - в течение 1 часа.

Стойкость заражения химически опасными веществами тупиковых улиц, закрытых дворов, подвальных помещений в центральных частях города значительно выше, чем на периферии или открытой местности.

4. Чрезвычайные ситуации военного времени

Опасности военного времени характеризуются следующим образом:

1) они планируются, подготавливаются и реализуются человеком, его разумом и поэтому имеют более сложный и изощренный характер, чем природные и техногенные опасности;

2) в реализации опасностей военного времени меньше стихийного и случайного (оружие применяется, как правило, в самый неподходящий для жертвы агрессии момент и в самом уязвимом месте);

3) развитие средств поражения всегда опережает развитие адекватных средств защиты (в течение какого-то промежутка времени имеется превосходство средств нападения над средствами защиты);

4) для создания средств нападения всегда используются последние научные достижения, привлекаются лучшие научные силы, лучшая научно-производственная база (все это ведет к тому, что от некоторых средств нападения практически невозможно найти средств и методов защиты, например, это относится к ракетно-ядерному оружию);

5) современные и будущие войны все чаще носят террористический, антигуманный характер (мирное население воюющих стран превращается в один из объектов вооруженного воздействия с целью подрыва воли и способности противника оказывать сопротивление).

К современным видам оружия, основанного на новых физических принципах, относятся:

Лазерное оружие;

Источники некогерентного света;

СВЧ-оружие;

Инфразвуковое оружие;

Средства электромагнитного импульса;

Биотехнологическое оружие;

Средства информационной борьбы;

Высокочастотное оружие нового поколения;

Метеорологическое и геофизическое оружие;

Биологическое оружие нового поколения (включая различные психотропные средства);

Химическое оружие нового поколения.

При этом катастрофические последствия для цивилизации представляет возможность применения оружия массового поражения. Принятые за последние годы решения о сокращении ядерных потенциалов, о запрещении и уничтожении химического и биологического оружия уменьшают вероятность применения оружия массового поражения.

5. Классификация и характеристика опасных ситуаций социального характера

Исторически сложившиеся формы совместной деятельности людей, характеризующиеся определенным типом отношений, образуют общество или социум.

Социум - это особая система, некоторый организм, развивающийся по своим специфическим законам, характеризующимися чрезвычайной сложностью взаимосвязей внутри него.

Результатом этих связей является особая обстановка, создающаяся в отдельных социальных группах, которая может влиять на других людей, не входящих в данные группы.

Социальными называются опасности, получившие широкое распространение в обществе и угрожающие жизни и здоровью людей.

Особенность социальных опасностей состоит в том, что они угрожают большому числу

Социальные опасности могут быть классифицированы по определенным признакам:

1. По воздействию: а) связанные с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство и др.); б) связанные с физическим насилием (разбой, бандитизм, террор, изнасилование, заложничество); в) связанные с болезнями (СПИД, венерические заболевания и др.);г) опасности суицидов.

2. По масштабам событий: а) локальные; б) региональные; в) глобальные.

3. По половозрастному признаку различают социальные опасности, характерные для детей, молодежи, женщин, пожилых людей.

4. По происхождению социальные опасности могут быть случайными и преднамеренными.

Рассмотрим некоторые виды социальных опасностей.

Шантаж в юридической практике рассматривается как преступление, заключающееся в угрозе разоблачения, разглашения позорящих сведений с целью добиться каких-либо выгод. Шантаж как опасность оказывает отрицательное воздействие на нервную систему.

Мошенничество - преступление, заключающееся в завладении государственным, общественным или личным имуществом путем обмана или злоупотребления доверием.

Бандитизм - это организация вооруженных банд с целью нападения на государственные и общественные учреждения либо на отдельных лиц, а также участие в таких бандах и совершенных ими нападениях.

Разбой - преступление, заключающееся в нападении с целью завладения государственным, общественным или личным имуществом, соединенным с насилием (или угрозой насилия), опасным для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению.

Изнасилование - половое сношение с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшего лица. Уголовное право предусматривает самое суровое наказание за изнасилование.

Захват заложников - представляет собой форму преступления. Его суть состоит в захвате людей (нередко это дети и женщины) одними лицами с целью заставить других лиц выполнить определенные требования.

Террор - физическое насилие вплоть до физического уничтожения.

Наркомания - зависимость человека от приема наркотиков, заболевание, которое выражается в том, что жизнедеятельность организма поддерживается на определенном уровне только при условии приема наркотического вещества. Наркомания ведет к глубокому изменению физических и психических функций человека.

Алкоголизм - хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков.

Курение - вдыхание дыма некоторых тлеющих растительных продуктов.

Венерические болезни - инфекционные болезни, передающиеся в основном половым путем. При неправильном лечении эти болезни принимают длительное хроническое течение, иногда при

водящее к инвалидности.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) - болезнь, вызванная так называемым вирусом человеческого иммунодефицита. Заражение происходит при попадании даже самого малого количества крови больного человека в кровь здорового.

Суицид - самоубийство, то есть намеренное лишение себя жизни.

5. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Российское уголовное право признает субъектом преступления только физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 летнего возраста.

Однако к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, достигшие к моменту совершения преступления 14 лет, за убийство (ст. 105 УК), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), кражу (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактического характера и общественной опасности своих действий (или бездействия).

Состояние алкогольного опьянения не освобождает от уголовной ответственности и не является смягчающим вину обстоятельством.

Умышленное преступление - преступное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом, когда лицо сознает и желает наступления последствий своего преступления.

Преступление, совершенное по неосторожности, - преступное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности, когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Обычно это переоценка своих возможностей (силы, ловкости, знаний и т.д.) или обстоятельств, в которых совершается преступление (ночное время, отсутствие людей и т.д.).

Лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, должностного или социального положения, а также других обстоятельств.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

В Уголовном кодексе (УК) выделен самостоятельный раздел об уголовной ответственности несовершеннолетних. К ним относятся все лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

Несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия. За большинство преступлений уголовная ответственность наступает с 16 лет, но за преступления, перечисленные в части 2 ст. 20 УК, ответственность наступает с 14 лет.

К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст. 88):

Лишение права заниматься определенной деятельностью,

Обязательные работы,

Исправительные работы,

о лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается только при наличии у осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание.

При этом штраф назначается в размере от 10 до 500 минимальных окладов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать 2 часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет - 3 часов в день.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до 1 года.

Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, на срок от 1 до 4 месяцев.

Лишение свободы назначается несовершеннолетним, осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается:

В воспитательных колониях общего режима (если это лицо женского пола или лицо мужского пола, впервые приговоренное к лишению свободы);

В воспитательных колониях усиленного режима (если это лицо мужского пола, ранее отбывавшее наказание, связанное с лишением свободы).

Лишение свободы - самое строгое наказание, которое может назначаться несовершеннолетнему.

Для несовершеннолетних, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, может быть применено освобождение от уголовной ответственности. Это используется тогда, когда будет признано, что исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

К ним относятся:

Предупреждение;

Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо под надзор специализированного государственного органа;

Возложение обязанности загладить причиненный вред;

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома и т.п.).

Перечисленные принудительные меры воспитательного воздействия являются особой мерой государственного принуждения и отличаются от наказания тем, что не влекут за собой судимости и назначаются в целях исправления несовершеннолетних. Если несовершеннолетние не подчиняются указанным ограничениям, то материалы их дела направляют в суд.

Принудительные меры являются мягкой формой воздействия на несовершеннолетних и предполагают, что молодые люди способны сделать необходимые выводы и в дальнейшем строить свою жизнь, не повторяя ошибок юности.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Классификация чрезвычайных ситуаций.

Сущность и содержание опасных явлений и чрезвычайных ситуаций в жизнедеятельности человека.

ОПАСНОСТИ

Потоки – энергетические, информационные, массовые.

По величине потоков – допустимые, предельно допустимые, опасные, чрезвычайно опасные.

По моменту возникновения опасности – прогнозируемые и спонтанные.

По длительности воздействия – постоянные, переменные, периодические, кратковременные.

По объектам негативного воздействия – действующие на человека. На природную среду.

По количеству – личные, групповые, массовые.

По размерам зоны воздействия – локальные, региональные, межрегиональные, глобальные.

По видам зон воздействия – на территории или в помещение.

По чувствительности – ощущаемые или неощущаемые.

По виду негативного воздействия на человека – вредные, травмоопасные.

По вероятности воздействия на человека и среду обитания – потенциальные, реальные, реализованные.

По потокам информации – генерируемые, случайные.

Длительное воздействие опасностей ограниченной интенсивности, локальностью и региональностью

Второй вариант – кратковременное воздействие опасностей, локальное или региональное.

Опасности, возникающие из-за отсутствия нормативных условий деятельности, по освещенности, по содержанию вредных примесей, эдектромагнитному или радиоационному излучению.

Опасности, возникающие в селетивных (населенные) сёлах и на объектах.

Опасности, возникающие из-за недостаточной подготовленности.

Опасности, возникающие при стихийных явлениях и техногенных опасностей.

Чрезвычайные ситуации и безопасность жизнедеятельности

Сущность и содержание чрезвычайных ситуаций

Закон «О безопасности» от 28.12.10 № 390

Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 № 68

Закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.95 № 151

Закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3

Закон «О пожарной безопасности» от 21.12.94 № 69

Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116

Закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117

Закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.01 № 3

Постановление правительства «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера» от 04.09.03 № 1547

Постановление правительства «О классификации чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» от 21.05.07 № 304

В процессе своей жизнедеятельности человек постоянно связывается с опасностью. Граница от опасности до ЧС невелика. Опасности и ЧС имеют различный характер. Чаще всего в их основе лежат природные явления, которые вызывают стихийные бедствия, экологические явления, связанные с нарушением жизнедеятельности человека в окр. природной среде, техногенные явления, возникающие при авариях, катастрофах, в производственной сфере, на транспорте, в системах коммуникаций, биологические явления, которые проявляются в эпидемиях, эпизиодии, эпифитотии и социальные явления, которые связаны с противоречиями общественных отношений. Создавая условия для своего существования, человек постоянно воздействует на окр. мир, в результате чего он подвергается воздействию различных факторов. Без серьёзных последствий, пока не превышают уровень приемлемого риска. Когда процесс опасности нарастает и начинает выходит их под контроля, то возникает экстремальная ситуация, под которой понимается ситуация, вышедшая за пределы обычной, когда возникает реальная угроза жизни человека или социуму в целом и среде их обитания. Ситуация различаемая значительными масштабами распространения опасности и тяжестью последствий, характеризуется как чрезвычайная ситуация. Анализ позволяет говорить, что опасные, экстремальные и чрезвычайные ситуации выступают звеньями одной цепи, отличаются масштабами и тяжестью последствий.


Опасность – понятие, фиксирующее в жизни человека таких противоречий, дальнейшее противоречие которых может привести к гибели. Опасность – совокупность условий и факторов, вызывающий нарушения нормального функционирования и развития человека и его сообществ. Опасность может выступать в различных формах. Одной из её форм является чрезвычайная ситуация. Источником формирования ЧС является многообразие внутренних и внешних противоречий, развития явлений и процессов окр. действительности в разных сферах жизнедеятельности. Защита от ЧС и их последствий одна из важнейший функций государственной и общественных структур. Функция заключена прежде всего в профилактических мероприятиях, направленных на их ликвидацию. Кроме того требуется соответствующая подготовка человека, которая позволяет адекватно действовать в ЧС – психологическая, юридическая, силовая. ЧС – центральное понятие БДЖ. В федеральном законе дано следующее определение. ЧС – обстановка на определённой территории, акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, стихийного бедствия, катастрофы, которые могут повлечь или уже повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окр. природной среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей. Основные разновидности опасностей – аварии, катастрофы, природные явления, стихийные бедствия.

Авария – происшествия без серьёзных человеческих жертв, и значительного материального ущерба, причина которого связана с повреждением или не санкционированием нормального функционирования машин, механизмов, оборудования, транспорта, систем коммуникаций, энергоснабжения, коммунально-бытовой сферы, производственных сооружений, зданий и т.п. Аварии могут сопровождаться взрывами, пожарами, обрушениями, выбросами радиоактивных, химических веществ, однако в пределах, не вызывающих масштабных человеческих и материальных потерь.

Катастрофа – событие с трагическими последствиями, связанными с гибелью людей, значительными материальными потерями, такие как крушение поездов, гибель самолетов, водного транспорта, взрывы и пожары, зданиях социального и культурного назначения, прорывы гидротехнических сооружений, террористические акты и т.п.

Опасное природное явление – явление природного генеза, которое является достаточно распространённой реальностью жизнедеятельности, но в силу своего плохого предсказуемого и неожиданного воздействия на человека и окр. среду, может стать причиной аварии либо катастрофы. к ним можно отнести грозу, ливень, град, сильный снегопад, гололёд, ранний ледостав, лавины, оползни, сели.

Стихийное бедствие – опасное явление или процесс геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения, которое вызывает катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей.

Разновидностью стихийного бедствия является экологическая катастрофа. Экологическая катастрофа – крупное производственное, транспортное, иная крупная катастрофа, катаклизм, которые могут принести чрезвычайно неприятные изменения обитания, массовую гибель организмов, растительного мира, нанести значительный материальный ущерб, поставить под угрозу жизнь всего человечества. Для правильной оценки происшествий или явлений существуют критерии для отнесения к чрезвычайной.

Тип критерия и описания:

1. Временной. Характеризуется внешней внезапностью, неожиданностью, быстрым развитием событий.

2. Социально-экологический критерий. Характеризуется человеческими жертвами, эпидемиями, эпизоотией, выводом части природных ресурсов, сельхоз угодий и культур.

3. Социально-психологический критерий. Стрессовое состояние, паника.

4. Социально-экономический критерий. Взрывоопасность, усиление внутриполитической напряжённости.

5. Экономический критерий. Значительный ущерб в денежном выражении, выход из строя целых инженерных систем, сооружений. Необходимость больших денежных затрат.

6. Организационно-управленческий критерий. Характеризуется неопределенностью ситуации, сложностью прогнозирования хода событий, принятия решения.

Важнейшим условием возникновения ЧС является действия факторов риска. В их основе лежит накопление и последующее высвобождение различной энергии, накопление противоречий, перерастание их в кризисную ситуацию. В развитии действий факторов риска выделяют следующие стадии:

1. Накопление факторов риска, которое происходит в самом источнике риска. Внутренние магматические процессы, тектоническое движение плит, коллизия предпосылок и т.п.

2. Инициирование чрезвычайного события. Факторы риска достигают состояние, когда невозможно сдержать внешнее проявление. Например – сильный дождь прорывает дамбу.

3 . Процесс самого ЧС. Воздействие высвободившихся факторов риска на людей и их окружение. Продолжительность и последствия трудно предсказуемы, не всегда правильно можно оценить обстановку. Примеры – землетрясение.

4. Стадия затухания источника опасности. Локализация ЧС и ликвидация её последствий. В мировой практике общепринята общая хронологическая последовательность фаз. Угроза-предупреждение-воздействие-оценка обстановки-проведение спасательных работ-оказание помощи-восстановление. Существует географическое разделение территории, которая подверглась ЧС.

Делится на зону удара, зона фильтрации, зона оказания общественной помощи. В результате ЧС любого происхождения, возникают факторы, которые могут оказать плохое воздействие на социум. Их принято называть поражающими факторами. Это – ударная волна, аэрогидродинамические удары, температурное поражение (высоко и назко температурное), ионизирующее излучение (АЭС), заражение окружающей среды биологически активными бактериологическими веществами (бывает от нескольких факторов), психологическое воздействие.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

AM. Баринов, аспирант кафедры конституционного и администра-

тивного права ЮУрГУ"

Промышленные, транспортные и другие крупномасштабные катастрофы и аварии, стихийные бедствия, т.е. все то, что создает для человека чрезвычайные ситуации, происходят ежегодно в различных странах мира, вызывая человеческие жертвы и принося колоссальный материальный ущерб.

Применительно к чрезвычайным ситуациям, возникающим в процессе хозяйственной и иной деятельности человека, общество заинтересовано в том, чтобы своевременно оценить социальную, экологическую и иную опасность такой деятельности, устранить или предотвратить ее, принять необходимые меры к тому, чтобы защитить население, обеспечить охрану окружающей среды и хозяйственных объектов, компенсировать людям вред и восстановить благоприятное состояние окружающей природной среды. В отношении стихийных бедствий задача состоит прежде всего в том, чтобы предугадать эти события, а также своевременно подготовиться к тому, чтобы избежать человеческих жертв и материального ущерба либо минимизировать их.

Уяснение смысла понятия «чрезвычайные ситуации» помогает законодателю избежать нечетких и неясных формулировок, не допустить пробелов в разрабатываемом нормативном акте. В свою очередь точно сформулированный нормативный акт создает необходимые условия исполнителям для определения их места и роли, характера, степени и пределов использования соответствующих сил и средств в конкретной ситуации.

В действующем российском законодательстве используются различные термины для определения чрезвычайных ситуаций, такие, как «чрезвычайное положение»", «угроза безопасности», «угроза интересам Российской Федерации»2, «чрезвычайная экологическая ситуация»3.

Отметим и отсутствие единого подхода в понимании чрезвычайных ситуаций среди ученых и практических работников. Так, например, В.В. Гущин чрезвычайную ситуацию определяет как опосредованную риском совокупность опасных для личности, общества и

государства негативных последствий, требующих для своего урегулирования введения специальных правовых режимов4. В этом определении названы в качестве признака негативные последствия (возможность их наступления), но без указания на то, что они касаются жизненно важных интересов общества, поэтому теряются основания введения специальных правовых режимов. Ничего не сказано о причинах, вызывающих риск наступления опасных последствий. Да и сам термин «риск» в юридической науке пока не нашел точного определения.5 Например, А.И. Иойрыш в условиях чрезвычайных ситуаций предлагает рассматривать риск для людей через категории индивидуального риска, определяемого как возможность того, что каждый человек будет испытывать определенное вредное воздействие в ходе своей деятельности, и социального риска, определяемого как соотношение между числом людей, погибших от одной аварии, и вероятностью того, что это число возрастет6.

Аналогично, т.е. через последствия, пытается определить чрезвычайную ситуацию Б.Н. Порфирьев: «Чрезвычайную ситуацию

можно определить как внешне неожиданную, внезапно возникшую обстановку, характеризующуюся неопределенностью, острокон-фликтностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экологичес-ким и экономическим ущербом, прежде всего человеческими жертвами, необходимостью быстрого реагирования (принятия решения), крупными людскими, материальными и временными затратами на проведение эвакуационноспасательных работ, сокращение масштабов и ликвидацию многообразных негативных последствий (разрушений, пожаров и т.д.)»7.

Следует отметить, что неожиданность, внезапность возникновения как признак нельзя назвать достаточно определенным, поэтому он необязателен. Многочисленные факты свидетельствуют, что чрезвычайной ситуации предшествует довольно значительный подготовительный этап, как, например, при террористическом акте.

Вестник ЮУрГУ, № 9, 2007

Баринов А.М.

Понятие и сущность чрезвычайных ситуаций

Посредством объектов опасности пытаются раскрыть чрезвычайную ситуацию М.П. Киреев, А.П. Коротков, Ю.Ю. Соковых.

«Ситуации, угрожающие суверенитету и основам конституционного строя государства, жизни и безопасности его граждан, нормальной деятельности государственных институтов и требующие принятия от общества и государства энергичных, экстренных, чрезвычайных организационно-правовых мер по их устранению»8. По мнению А.П. Короткова и Ю.Ю. Соковых, поскольку любая кризисная ситуация усиливает потребность в четком, жестко определенном поведении, направленном на преодоление ее отрицательных сторон, такой механизм должен давать конкретные ответы на вопросы: кто, что, когда, в каком порядке и в каком объеме должен предпринимать на том или ином этапе развития кризиса.

Содержанием любого понятия является совокупность существенных признаков, отличающих его от всех прочих. Представляется, что одним из основных признаков чрезвычайной ситуации является общественная опасность этой ситуации. Причем общественная опасность в чрезвычайной ситуации носит комплексный характер и отличается одновременным существованием угроз личности, обществу и государству во всех сферах жизнедеятельности.

Второй признак - тяжелые общественно опасные последствия: человеческие жертвы, эпидемии, эпизоотии, массовый падеж скота, вывод из воспроизводства значительной части природных ресурсов, сельскохозяйственных угодий и культур, стрессовое состояние пострадавших (страх, депрессии, психосоматические симптомы, фобии, паника), усиление внутриполитической напряженности, широкий внутриполитический резонанс, усиление международной напряженности, широкий международный резонанс, значительный экономический ущерб в денежном и натуральном выражении.

Третий признак - необходимость быстрого реагирования, принятия организационноуправленческих решений, а, значит, и невозможность со стороны местных властей адекватно оценивать ситуации, принимать правильные решения обычными средствами и контролировать их исполнение. Необходимость привлечения большого числа разных организаций и специалистов.

Проанализировав различные точки зрения, мы предлагаем свое понятие чрезвычайной ситуации. Чрезвычайная ситуация - это система общественно опасных критических условий и обстоятельств, сложившихся на определенной территории, внезапно и одновременно возникающих в политической, экономической, социальной сферах человеческой жизнедеятельности, вызванных хозяйственной деятельностью, общественно опасными действиями населения или стихийными бедствиями, и угрожающих жизненно важным интересам личности, общества, государства, а также возможностью наступления общественно опасных последствий, и требующих необходимого уровня подготовки населения и органов управления для принятия экстренных мер.

Данное определение (несмотря на его развернутую форму) не отражает всего многообразия и сложности реально существующих ситуаций. С методологической же точки зрения важно, что сформулированное определение позволяет разграничить ординарные и чрезвычайные ситуации, чрезвычайные ситуации и происшествия обычного порядка.

1 Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. - 2001. - № 23. - Ст. 2277.

2 Федеральный закон «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - ЛЬ 15. - Ст. 769.

3 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. - 2002. - ЛЬ 2. - Ст. 133.

4 Гущин В.В. Правовые и организационные основы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях: дис. ... д-ра юрид. наук.-М., 1998.-С. 85.

5 Ларичев О.И. Проблемы принятия решения с учетом факторов риска и безопасности II Вестник АН СССР. -1987. - ЛЬ 11; Рудашевский В.Д. Конфликт и неопределенность в процессе принятия решений // Вопросы психологии. - 1974. - № 27,

6 Иойрыш А.И. Управление экологическим риском. Право и чрезвычайные ситуации. - М., 1992. - С. 12.

7 Порфирьев Б.Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. - М., 1991. - С. 36.

8 Коротков А.П.. Соковых Ю.Ю. Правовые средства управления кризисными ситуациями: сравнительный анализ международно-правового и внутригосударственного регулирования // Государство и право. - 1997. -№ 10.-С. 66.

Серия «Право», выпуск 10

МОУ СОШ № 64

РЕФЕРАТ

Опасные и чрезвычайные ситуации

Выполнил Алексеев Дмитрий

ученик 10 «А» класса

Самара 2010 г.

Введение. 4

1.Понятие чрезвычайной ситуации. 5

2.Классификация чрезвычайных ситуаций. 7

3.Заключение. 9

4.Список использованной литературы. 10

Введение.

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. На рубеже XXI века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают так называемые "Чрезвычайные Ситуации" (ЧС), это сообщения в средствах массовой информации о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной аварии, военного конфликта или акта терроризма. Количество ЧС растет лавинообразно и за последние 20 лет возросло в 2 раза. А это значит, растёт число жертв и материальный ущерб, как в промышленности, так и на транспорте, в быту, в армии и т.д. Но наибольшую опасность представляют крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические бедствия. В результате вызываемые ими социально–экологические последствия сопоставимы с крупномасштабными военными конфликтами. Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они ведут к гибели людей и создают в свою очередь социально политическую напряженность (пример - Чернобыльская авария). На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле жизнь.

  1. Понятие чрезвычайной ситуации.

В Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определяется как "обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей".

Чрезвычайная ситуация - это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и природной среде.

Под источником чрезвычайных ситуаций понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего происходит или может произойти ЧС.

Всякому чрезвычайному событию предшествует те или иные отклонения от нормального хода какого-либо процесса. Характер развития события и его последствия определяются дестабилизирующими факторами различного происхождения. Это может быть и природное, антропогенное социальное или иное воздействие нарушающее функционирование системы.

В каждом конкретном случае ЧС обусловливается оперативной обстановкой. Оперативная обстановка в районе чрезвычайной ситуации - это характеристика зоны ЧС, полученная на определенный момент времени и содержащая сведения о ее состоянии, поступивших для нее требуемых ресурсах, проведенных работах, а также о различного рода внешних факторах, относящихся к данному событию. Целесообразно также оценивать обстановку на той или иной территории, где существует угроза возникновения ЧС.

В понятийном аппарате чрезвычайных ситуаций важное место занимают термины "авария", "катастрофа", "бедствие".

Авария - чрезвычайное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений

Производственная или транспортная катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия

Опасное природное явление - стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) - чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд. Экологические бедствия часто сопровождаются необратимыми изменениями природной среды.

  1. Классификация чрезвычайных ситуаций.

Если брать всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций, то их целесообразно первоначально разделить на конфликтные и бесконфликтные. К конфликтным прежде всего могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, противостояние разведок, терроризм, разгул уголовной преступности, широкомасштабная коррупция и др. Бесконфликтные ЧС могут быть классифицированы (систематизированы) по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств.

В частности, можно построить классификационные структуры по типам и видам чрезвычайных событий, лежащих в основе ЧС, масштабу их распространения, сложности обстановки и тяжести последствий, масштабу и уровням привлекаемых для их ликвидации органов управления, сил и средств.

Чрезвычайные события, лежащие в основе ЧС, в свою очередь можно классифицировать (систематизировать) по сущности и характеру базовых явлений и процессов, важнейшим признакам проявления (типам и видам); характеру поражающих факторов или источников опасности (тепловые, химические, радиационные, биологические и т.д.); месту возникновения или принадлежности; основным причинам возникновения (конструктивные, производственные, эксплуатационные, погодные, геофизические и др.); интенсивности протекания; масштабам воздействия (поражения); характеру воздействия на основные объекты поражения (разрушение, заражение, затопление и др.); содержанию и характеру последствий; долговременности и обратимости последствий и т.д.

Для практических нужд общую классификацию ЧС лучше всего построить по типам и видам лежащих в их основе чрезвычайных событий. Она будет наиболее обобщающей, так как раскрывает сущность явлений, происходящих при чрезвычайных событиях и в значительной мере определяющих складывающиеся ЧС.

Важной является также классификация, построенная по масштабу распространения чрезвычайных событий. При этом следует иметь в виду, что учитываются не только размеры территории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но и возможные ее косвенные последствия. Это, скажем, тяжелые нарушения организационных, экономических, социальных и других существенных связей, действующих на значительных расстояниях. Кроме того, принимается во внимание тяжесть последствий, которая и при небольшой площади ЧС порой может быть огромной и трагичной.

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих Факторов чрезвычайных, ситуаций.

  1. Заключение.

Чрезвычайные ситуации, как правило, затрагивают большие массы населения на обширных территориях, и велика вероятность появления большого числа пораженных, нуждающихся в экстренной помощи. В этой ситуации предотвращению жертв может способствовать только комплекс мероприятий по медицинской защите населения, включающий в себя лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. При этом эти мероприятия должны выполняться в максимально сжатые сроки и специальными, профессионально подготовленными формированиями, которыми и являются формирования медицинской службы гражданской обороны. Но кроме этого большую роль в оказании помощи пострадавшим играет само население пораженных территорий (само- и взаимопомощь), поэтому возрастает необходимость в обучении населения основам гражданской обороны

Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи: одно из них может повлечь за собой другое.

Все указанные причины ЧС могут существовать как отдельно, так и быть связанными друг с другом, а также дополнять друг друга.

Для обеспечения безопасности, в частности на производстве, во многих странах разрабатываются специальные законодательные акты, директивы, стандарты, регламентирующие правила и мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций.

Во всех высокоразвитых странах в последние годы уделяется все большее внимание совершенствованию системы подготовки кадров, особенно руководителей высоко рискованных производств, разнообразных служб безопасности, экспертизы и страхования.

Человечество на протяжении всей своей истории постоянно сопровождают неблагоприятные и опасные природные явления и процессы, которые изменяют состояние природной среды, оптимальной для жизни человека и ведения хозяйства. С течением времени, с развитием цивилизации появляются опасности, которые стал создавать сам человек.

Количество и разнообразие видов этих природных явлений растёт по мере усложнения производства и проникновения человека в районы с непривычной природной обстановкой. Они создают неудобства, угрожают непредвиденными потерями, порождают чрезвычайные ситуации, в том числе стихийные бедствия.

По данным Всемирной конференции по природным катастрофам, состоявшейся в Йокогаме, величина ущерба от опасных природных явлений увеличивается ежегодно на 6%. Только за четыре года последнего десятилетия экономический ущерб от землетрясений, наводнений, оползней составил около 200 млрд. долларов США.

Понимание механизмов зарождения и развития экстремальных явлений в опасных природных процессах (ОПП) является основой эффективного прогноза и смягчения последствий их проявления. Первым шагом на пути такого понимания обычно является систематизация опасных природных явлений.

Стихийное явление природы - явление, не зависящее от человека, выходящее за рамки повседневных и средних состояний природы по интенсивности, продолжительности и масштабу проявления, но позволяющее без затруднения адаптироваться к нему всем природным и социальным системам. Например, северное сияние, «слепой» («грибной») дождь и т.д.

При нормальных стихийных явлениях природные воздействия не вызывают дискомфорта и остаются незамеченными для большинства населения в психологическом плане. Появление дискомфорта создает угрозу поражения системы, т.е. возникает опасность, риск.

Опасность - понятие, под которым понимается любое явление, угрожающее жизни и здоровью человека, природной среде и материальным ценностям. Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа.

Опасности по своей природе классифицируют:

вероятностные (т.е. случайные);

потенциальные (т.е. скрытные);

перманентные (т.е. постоянные, непрерывные);

тотальные (т.е. всеобщие всеобъемлющие).

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Стихийное бедствие - быстрое нарушение привычной, нормальной обстановки жизни и хозяйственной деятельности в каком-либо регионе, вызванное опасным природным явлением и приводящее к значительному социальному и экономическому ущербу. Эти явления не зависят от влияния человека, обладают большой интенсивностью и, как следствие, поражающими факторами. Поражающие факторы наносят существенный (необратимый) ущерб социальным и природным системам, в связи с невозможностью последних успеть адаптироваться к экстремальным (большое отклонение от среднего значения) явлениям.

По степени воздействия «процессов» и «природных явлений» учёные выделяют «опасные», включая катастрофические и неблагоприятные. К природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например, землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, штормы, цунами, туманы, космические излучения, космические тела и многие другие явления. Являясь естественными феноменами (редкими, необычными) жизни и развития среды, они в то же время воспринимаются человеком как аномальные (отклонение от общих норм, неправильное).

Катастрофа - это существенное воздействие на систему поражающими факторами, ведущее к необратимой потере системой устойчивости (либо быстрая гибель, либо неконкурентоспособность в борьбе за существование и, как следствие, медленная гибель системы).

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

В практической деятельности важна номенклатура опасностей.

Номенклатура - совокупность или перечень названий, употребляющихся в какой-либо отрасли науки, искусства, техники и т.д.

Процедура составления номенклатуры имеет профилактическую направленность.

Выделяют несколько уровней номенклатуры: общая, локальная, отраслевая, местная (для отдельных объектов) и другие уровни.

В общую номенклатуру в алфавитном порядке включаются все виды опасностей: алкоголь, аномальная температура воздуха, аномальное барометрическое давление, аномальное освещение, вакуум, взрыв, вибрация, вода, газы, гербициды, глубина, гиподинамия, гололёд, дождь, дым, едкие вещества, замкнутый объём, избыточное давление в сосудах, инфракрасное излучение, искры, качка, молнии (грозы), огонь, оружие, пар, перегрузка машин и механизмов, пожар, психологическая несовместимость, радиация, резонанс, скорость движения и вращения, ускорение, утомление и т.д.

При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных объектов (производств, цехов, рабочих мест, процессов и т.д.). Значение номенклатур состоит в том, что они содержат полный перечень потенциальных опасностей и облегчают процесс идентификации.

Таксономия опасностей. Таксономия (от гр. taxis - расположение по порядку) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии и т.д.). Термин «таксономия» предложил швейцарский ботаник О. Декандоль в 1813 г.

Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасности. Следует заметить, что полная таксономия опасностей пока не разработана.

Современные классификации

В настоящее время приняты следующие классификации:

I. Классификация опасных природных процессов (ОПП) по генезису (происхождению)

Космогенные ОПП:

гелиомагнитные (электромагнитные, корпускулярные);

вещественные и импактные (метеорные потоки, ударное, ударно-взрывное и взрывное кратерирование);

гравитационные.

Космогенно-климатические ОПП:

климатические циклы;

длительные колебания уровня Мирового океана;

кратковременные колебания уровня океана;

современное потепление климата;

проблема озоновых дыр.

3. Атмосферные ОПП:

метеогенные воздействия:

атмосферные фронты, циклоны, антициклоны, пассаты, муссоны, западные ветры и вихри (бури, штормы, ураганы, торнадо, смерчи, шквалы, местные ветры, затяжные и интенсивные ливни, грозы, град, туманы);

опасные природные явления в атмосфере зимнего времени: сильный снегопад, метель, ледовые явления (гололед, гололедица, мороз, обледенение); опасные природные явления в атмосфере летнего времени: жара, засухи, суховеи).

4. Метеогенно-биогенные ОПП:

природные пожары (лесные, степные, подземные).

5. Гидрологические и гидрогеологические ОПП:

гидрологические опасности во внутренних водоемах (наводнения: половодья, паводки);

ледовые опасные явления: заторы, зажоры, наледи, подземные льды, сплошной ледяной покров в портах, оледенение судов и портов сооружений;

ветровые гидрологические воздействия: тайфуны, сильные волнения на море, ветровой нагон, волновая абразия берегов морей и океанов;

цунами и опасные явления у побережий: цунами, сильный тягун в портах;

подземные воды и их воздействие: колебания уровня грунтовых вод, колебания уровня вод закрытых водоемов.

6. Геологические ОПП:

эндогенные опасные природные процессы:

тектонические (землетрясения, горные удары, длительные колебания уровня Мирового океана, разжижение грунта);

геофизические (геопатогенные);

геохимические (ореолы месторождений).

7. Экзогенные опасные природные процессы:

выветривание;

склоновые процессы (обвалы, камнепады, осыпи, курумы, оползни, сели, лавины, пульсирующие ледники, эрозия склонов, эрозия речных берегов);

ветровая эрозия почв (пыльные бури).

8. Инфекционная заболеваемость людей:

групповые случаи опасных инфекционных заболеваний;

эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний;

эпидемия;

пандемия;

инфекционные заболевания людей невыявленной этиологии.

9. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных:

единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;

энзоотии;

эпизоотии;

панзоотии;

инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных невыявленной этиологии.

10. Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями:

прогрессирующая эпифитотия;

панфитотия;

болезни сельскохозяйственных растений невыявленнойэтиологии (причины);

массовое распространение вредителей растений.

II. Классификация ОПП по площади проявления

точечные;

линейные (овраги, оползни, сели, лавины);

площадные (землетрясения, вулканы, наводнения);

объемные (магнитные бури, атмосферные явления).

III. Классификация ОПП по продолжительности

мгновенные (секунды, минуты) - землетрясения;

кратковременные (часы, дни) - шквалы, атмосферные явления, паводки;

долговременные (месяцы, годы) - космогенные, климатические;

вековые (десятки, сотни, лет) - космогенные, климатические.

IV. Типизация ОПП на основе анализа чрезвычайных ситуаций (ЧС) по тяжести последствий для территориальных комплексов населения и хозяйств (ТКНХ) приведена в таблице 1.

Таблица 1. Типизация ОПП на основе анализа чрезвычайных ситуаций (ЧС) по тяжести последствий для территориальных комплексов населения и хозяйств (ТКНХ)

Восстановимость потерь

Характер последствий ЧС. Максимальное число прямых жертв в наиболее населенных районах мира

Вероятностное количество ЧС в России в год

Полнота восстановл.

Обычные сроки восстановл.

ЧС - 1, легчайшие

Полностью

До 3 суток

Нарушения работы коммуникаций. Число жертв - nx 10. Повреждения посевов, сооружений малы и для ТКНХ практически неощутимы

ЧС - 2, легкие, слабые

Полностью

Повреждения коммуникаций, предприятий, населенных пунктов, потери урожая и т.п. Число жертв - nx 102 - nx 103

ЧС - 3, средние

Полностью

Повреждения и разрушения предприятий, населенных пунктов, потери урожая и т.п. без существенного ущерба для природной основы ТКНХ. Число жертв - nx 104 - nx 105

ЧС - 4, тяжелые, сильные

Не полностью

Более 5-7 лет

Разнообразный ущерб, в котором наиболее существенны потери природной среды ТКНХ и (или) населения. Число жертв - nx 105 - nx 106

ЧС - 5, уничтожающие

В экономически обозримые сроки потери невосстановимы

Разнообразный ущерб с практически полной потерей природной основы ТКНХ, ведущий к прекращению его существования

V. Классификация ОПП по характеру воздействия:

оказывающие преимущественно разрушительное действие (ураганы, тайфуны, смерчи, землетрясения, нашествие насекомых и др.);

оказывающие преимущественно парализующее действие для движения транспорта (снегопад, ливень с затоплением, гололед, гроза, туман и др.);

оказывающие истощающее воздействие (снижают урожай, плодородие почв, запас воды и других природных ресурсов);

стихийные бедствия, способные вызвать технологические аварии, - природно-технические катастрофы (молнии, гололед, обледенение, биохимическая коррозия и др.).

Некоторые явления могут быть многоплановыми. Например, наводнение может быть разрушительным для города, парализующим - для затопленных дорог и истощающим - для урожая.

По характеру воздействия на человека опасности разделяют на 5 групп:

механические;

физические;

химические;

биологические;

психофизиологические.

Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.

По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействиями простых.

Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные признаки (следы) опасностей.

Потенциальный (скрытый) характер опасностей диктует необходимость умения их идентифицировать.

Под идентификацией опасностей понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.

В процессе идентификации выявляются:

номенклатура опасностей;

вероятность их проявления;

пространственная локализация (координаты);

возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или навсегда. Поэтому в какой-то мере можно говорить о разной степени идентификации более или менее полной, приближенной, ориентировочной и т.п.

Актуализация опасностей происходит при определенных условиях - причинах.

Причинами стихийных бедствий могут служить:

быстрое перемещение веществ (землетрясения, оползни);

высвобождение внутриземной энергии (вулканическая деятельность, землетрясения, цунами);

повышение уровня рек, озёр и морей (наводнения, цунами);

воздействие необычайно сильного ветра (ураганы, торнадо, циклоны);

ударно-взрывное воздействие (астероиды, кометы, метеориты);

резкие перепады давления, температуры или их устойчивое экстремальное значение (заморозки, засуха, устойчивые морозы, пожары);

биовоздействия (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, массовое распространение вредителей лесного или сельского хозяйства);

химические воздействия (смог, кислотные дожди).

Некоторые стихийные бедствия (пожары, оползни, обвалы) могут возникать и в результате деятельности человека.

Иными словами, причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб.

Формы ущерба или нежелательные последствия разнообразны:

травмы различной тяжести;

заболевания, определяемые современными методами;

урон окружающей среде и др.

Опасность, причины, следствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация и т.д. Триада «опасность - причина - нежелательные следствия» - это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в ущерб (последствие). Как правило, этот процесс включает в себя несколько причин и, следовательно, является многопричинным. Одна и та же опасность может реализоваться в нежелательное событие через разные причины. В основе профилактики несчастных случаев, по существу, лежит много причин.

Социально-психологический отклик на ЧС зачастую бывает непредсказуемым не только в социальном, но и в историческом плане.

В Древнем Китае многовековые династии в одночасье свергались после крупнейших землетрясений, т.к. считалось, что император как наместник Бога на Земле должен был защитить народ от такой катастрофы, а раз не справился со своей основной задачей - должен уйти.

В том же Китае благодаря стихийному бедствию - разливу реки Хуанхэ в 1350-1351 гг. - было свергнуто почти столетнее монгольское иго: наводнением были охвачены гигантские территории нынешних провинций Хэнань, Хэбэй и Шаньдун. Монгольский правитель Тогон-Тимур приказал согнать население на возведение защитных дамб; в ответ в различных местах вспыхнули народные волнения, переросшие затем в знаменитое восстание «красных повязок», результатом которого стало изгнание монгольских завоевателей и образование в Китае новой правящей династии Мин.

Некоторые стихийные бедствия (пожары, обвалы, оползни) могут возникать в результате деятельности человека, но чаще первопричиной стихийных бедствий служат силы природы. Последствия стихийных бедствий бывают весьма тяжёлыми. Наибольший вред приносят наводнения (40% общего урона), ураганы (20%), землетрясения и засухи (по15%), 10% общего уровня приходится на остальные виды стихийных бедствий.

Специалисты, приводя данные о потерях при стихийных бедствиях, предполагают, что в будущем, в связи с ростом и концентрацией населения, число жертв от стихийных катастроф увеличится в десятки раз. За последние 20 лет минувшего ХХ века в мире от стихийных бедствий пострадало в общей сложности более 800 млн. человек, т. е. свыше 40 млн. человек в год, погибло более 140 тыс. человек.

VI. Чрезвычайные ситуации в лесах подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию в лесах муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы одного муниципального образования, при этом в лесах на указанной территории не локализованы крупные лесные пожары (площадью более 25 гектаров в зоне наземной охраны лесов и более 200 гектаров в зоне авиационной охраны лесов) или лесной пожар действует более 2 суток;

б) чрезвычайная ситуация в лесах регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы территории 1 субъекта Российской Федерации, при этом значения 2 и более из следующих показателей, определяемых на конкретную календарную дату в течение периода пожарной опасности, для данного субъекта Российской Федерации на 50 процентов или более превышают их средние значения за предыдущие 5 лет на эту же календарную дату для данного субъекта Российской Федерации:

количество лесных пожаров в расчете на 1 млн. гектаров площади земель лесного фонда;

доля крупных лесных пожаров в общем количестве возникших лесных пожаров;

средняя площадь одного пожара;

доля площади, пройденной лесным пожаром, в общей площади земель лесного фонда;

в) чрезвычайная ситуация в лесах межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории 2 и более субъектов Российской Федерации, при этом на территории каждого из субъектов Российской Федерации введен режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера;

г) чрезвычайная ситуация в лесах федерального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории 2 и более федеральных округов, при этом на территории каждого из федеральных округов введен режим чрезвычайной ситуации в лесах межрегионального характера.



Поделиться