Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. Видеоурок по химии «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности Знакомство с химической посудой и лабораторными приборами

Сегодня нам предстоит выполнить первую практическую работу «Лабораторное оборудование и приёмы работы с ним. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии»

Инструкция (план) выполнения работы:

В этой работе вам будет необходимо:

1.Изучить содержание лекции;

2.Познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории;

3.Изучить основные виды образцов лабораторной посуды и оборудования, а также их назначение;

4.Изучить устройство спиртовки и строение пламени, а также правила обращения со спиртовкой;

5. Поработать с тренажёрами.

6.Оформить и отправить учителю электронный отчёт о проделанной работе.

I. Правила техники безопасности:

Вещества бывают разные:

Едкие и взрывоопасные

Бывает, что они сами воспламеняются

А есть, такие, которыми отравляются.

Если ты не хочешь получить ожог

Или надышаться ртутными парами,

Эти правила безопасности внимательно прочитай

И в химическом кабинете их никогда не забывай!

1.

При работе с веществами не берите их руками

И не пробуйте на вкус,

Реактивы не арбуз:

Слезет кожа с языка

И отвалится рука

2.

Задавай себе вопрос,

Но не суй в пробирку нос:

Будешь плакать и чихать,

Слёзы градом проливать.

Помаши рукой ты к носу –

Вот ответ на все вопросы

3.

С веществами неизвестными

Не проводи смешивания неуместные:

Незнакомые растворы ты друг с другом не сливай

Не ссыпай в одну посуду, не мешай, не поджигай!

4.

Если ты работаешь с твёрдым веществом,

Не бери его лопатой и не вздумай брать ковшом.

Ты возьми его немножко –

Одну восьмую чайной ложки.

При работе с жидкостью каждый должен знать:

Мерить надо в каплях, ведром не наливать.

5.

Если на руку тебе кислота или щёлочь попала,

Руку быстро промой водой из-под крана

И, чтоб осложнений себе не доставить,

Не забудь учителя в известность поставить.

6.

В кислоту не лей ты воду, а совсем наоборот

Тонкой струйкой подливая,

Осторожненько мешая,

Лей в водичку кислоту –

Так отвадишь ты беду.

II. "Лабораторное оборудование и посуда"


Образец

Название


ПРОБИРКОДЕРЖАТЕЛЬ

Необходим для безопасного нагревания пробирки при проведении химической реакции

ФАРФОРОВАЯ ЧАШКА

Для выпаривания (кристаллизации)


КОЛБЫ

Для приготовления растворов, проведения реакций


ШТАТИВ ЛАБОРАТОРНЫЙ



МЕРНЫЙ ЦИЛИНДР


ПРОБИРКА


АСБЕСТОВАЯ СЕТКА

Используется для равномерного распределения тепла на дно стеклянной посуды

Образец

Название


ШТАТИВ ДЛЯ ПРОБИРОК

СПИРТОВКА


ХИМИЧЕСКИЙ СТАКАН

ФАРФОРОВАЯ СТУПКА С ПЕСТИКОМ

Для измельчения твердых веществ

ВОРОНКА

ДЕЛИТЕЛЬНАЯ ВОРОНКА

Разделение смесей жидкостей с разными плотностям

III. Правила работы со спиртовкой



  1. Зажигать только спичкой, запрещается зажигать от другой спиртовкой.
  2. Перед тем, как зажечь, нужно расправить фитиль, а диск должен плотно прилегать к горлышку.
  3. Нельзя переносить спиртовку во время работы в зажжённом виде с одного стола на другой.
  4. Тушить только колпачком – не дуть!

Это должен каждый знать:
Спирт в спиртовке поджигать
Спичкой только можно
И очень осторожно.
Чтобы пламя погасить
Спиртовку следует закрыть.
И для этого, дружок,
У неё есть колпачок.

IV. Устройство спиртовки


1 - стеклянный резервуар, заполнен на 3/4 спиртом;

2 - металлическая трубка с диском, удерживает фитиль, предохраняет от испарения и воспламенения спирта.

3 - фитиль;

4 - колпачок.


V. Строение пламени

Проведите небольшой домашний эксперимент, с помощью которого изучим строение пламени.

Зажгите свечу и внимательно рассмотрите пламя. Вы заметите, что оно неоднородно по цвету. Пламя имеет три зоны (рис.)

Темная зона 1 находится в нижней части пламени. Это самая холодная зона по сравнению с другими. Темную зону окаймляет самая яркая часть пламени 2. Температура здесь выше, чем в темной зоне, но наиболее высокая температура – в верхней части пламени 3.

Чтобы убедиться, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно провести такой опыт. Поместите спичку в пламя так, чтобы она пересекала все три зоны. Вы увидите, что лучинка сильнее обуглилась там, где она попала в зоны 2 и 3. Значит, пламя там более горячее.

Несмотря на то, что язычки пламени в каждом случае отличаются формой, размерами и даже окраской, все они имеют одинаковое строение – те же три зоны: внутреннюю темную (самую холодную), среднюю светящуюся (горячую) и внешнюю бесцветную (самую горячую).

Следовательно, выводом из проведенного эксперимента может быть утверждение о том, что строение любого пламени одинаково. Практическое значение этого вывода состоит в следующем: для того чтобы нагреть в пламени какой-либо предмет, его надо вносить в самую горячую, т.е. в верхнюю, часть пламени.

Практическая работа № 1

Знакомство с лабораторным оборудованием

Цель: ознакомление с лабораторным оборудованием, правилами работы в лаборатории; развитие внимания, наблюдательности; воспитание интреса к предмету.

Тип урока: практическая работа

Ход урока

Организационный этап

Инструктаж по ТБ

Выполнение практич. работы

Цель: ознакомиться с химическим оборудованием, его назначением и правилами работы с ним, изучить строение лабораторного штатива и принципы работы с ним.

Оборудование: стеклянная и фарфоровая химическая посуда, лабораторное оборудование, лабораторный штатив.

Правила техники безопасности :

Работа со стеклянной посудой;

Работа с лабораторным штативом.

Ход работы:

1. Рассмотрите выданную вам стеклянную посуду. Определите ее название и назначение, воспользовавшись текстом в учебнике на странице 19-21.

2. Определите виды выданных вам колб.

3. Выберите из выданного вам оборудования мерную посуду. Как она называется? Для чего используется? 4. Как правильно работать со стеклянной посудой? Какие меры безопасной работы нужно соблюдать при работе с ней?

5. Рассмотрите выданную вам фарфоровую посуду. Определите ее название и назначение, воспользовавшись текстом в учебнике на странице 21.

6. Как правильно работать с фарфоровой посудой? Какие меры безопасной работы нужно соблюдать при работе с ней?

7. Рассмотрите выданное вам лабораторное оборудование. Определите его название и назначение, воспользовавшись текстом учебника на странице 23-24.

8. Изучите строение лабораторного штатива, воспользовавшись текстом учебника на странице 22. Соберите штатив, закрепите на стержне кольцо и лапку. В лапке штатива зафиксируйте пробирку или колбу. На кольцо штатива поставьте фарфоровую чашку. Оформление результатов работы:

9. Заполните таблицу:

Название посуды

схематический рисунок

Назначение посуды

Пробирка

Выполнение самых разнообразных опытов с малым количеством реактивов

Коническая колба

Выполнение самых разнообразных опытов

Мерный химический стакан

Для приготовления растворов, выполнения самых разнообразных опытов

Мерный цилиндр

Отмеривание определенного объёма жидкости

Отмеривание необходимого объема жидкости

Фарфоровая чашка

Для нагревания и выпаривания жидкостей

10. Зарисуйте лабораторный штатив, обозначьте его составные части.

На основании проведенной работы сформулируйте вывод , ответив на вопросы:

1. Какие меры безопасности нужно соблюдать при работе со стеклянной и фарфоровой посудой? 2. Почему для изготовления химической посуды наиболее часто используют стекло? 3. Для чего используется лабораторный штатив? Почему детали штатива изготовлены из металла?








Посуда Для чего предназначена Рисунок 1. Пробиркаработа с малым количеством веществ (не более 2 см высотой) 2. Стаканработа с большим количеством веществ 3. Колбаработа с большим количеством веществ 4. Воронкафильтрование, переливание жидкостей 5. Стеклянная палочка для перемешивания веществ в стакане 6. Стеклянная трубочка для забора небольшого количества жидкости (пипетка) 7. Чашка для выпаривания Для выпаривания растворов (не более 1/3 объёма чашки)


Знакомство с лабораторным оборудованием В процессе выполнения практических работ используются лабораторный штатив и нагревательные приборы Ознакомьтесь с их устройством и основными приёмами обращения с ними Сделайте рисунки приборов и пламени, подпишите составные части


Устройство и работа штатива Подставка – придаёт штативу устойчивость 2. Стержень – служит для укрепления лапки и кольца 3. Муфты – укрепляют лапку и кольцо на стержне 4. Лапки – служат для укрепления пробирок 5. Кольца - служат для размещения стакана, колбы, чашки для выпаривания


Устройство и работа спиртовки Резервуар (сосуд) – служит для заливания спирта 2. Колпачок – служит для тушения спиртовки 3. Диск с трубкой – служит для закрепления фитиля и закрывает отверстие сосуда 4. Фитиль – подводит спирт к отверстию сосуда


Строение пламени Нижняя, тёмная, холодная, состоит из паров спирта 2.Средняя, яркая, светящаяся, более горячая, состоит из раскалённых частичек углерода 3.Верхняя, бесцветная, самая горячая, состоит из раскалённых паров воды


Выполните тест: Вариант I. 1. Штативу придаёт устойчивость: а) лапка; б) подставка; в) зажим. 2. Кольцо штатива служит для того, чтобы поместить на него: а) пробирку; б) чашку для выпаривания; в) спиртовку. 3. Чтобы загасить спиртовку необходимо: а) задуть её; б) полить водой; в) накрыть сбоку колпачком. 4. Перемешивать раствор в стакане необходимо: а) постукиванием по сосуду; б) совершая круговые движения сосудом; в) стеклянной палочкой. 5. Для выпаривания растворов используют: а) колбу; б) стакан; в) чашку для выпаривания. Вариант II. 1. Для укрепления частей химических установок при выполнении опытов служит: а) штатив; б) спиртовка; в) пробирка. 2. Лапка закрепляется на стержне штатива с помощью: а) подставки; б) кольца; в) муфты. 3. Спиртовку зажигают: а) горящей спичкой; б) от другой спиртовки; в) зажигалкой. 4. Горючим веществом для спиртовки является: а) вода; б) спирт; в) керосин. 5. Для переливания жидкости из посуды с широким горлом в посуду с узким горлом используют: а) воронку; б) стакан; в) пробирку.

Цель работы – изучить имеющуюся в лаборатории химическую посуду, освоить технику работы с ней.

Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения: ознакомиться с техникой выполнения эксперимента, провести опыт, записать наблюдения, составить уравнения реакций

Общая постановка задачи: выполнить эксперимент и оформить отчет о проделанной работе

Теоретическая часть:

Химическая посуда делится на стеклянную и фарфоровую . Основными требованием, предъявляемым к стеклянной посуде , является ее химическая устойчивость. Химическая устойчивость – это свойство стекла противостоять разрушающему действию растворов щелочей, кислот и других веществ. Термическая устойчивость – способность посуды выдерживать резкие колебания температуры

Вся посуда по назначению делится на несколько групп:

Общего назначения (используется для выполнения нескольких химических операций): пробирки, стаканы, плоскодонные, конические и круглодонные колбы, колбы Вюрца (круглодонные с газоотводной трубкой), кристаллизаторы, воронки, часовые стекла, бюксы;

Мерная посуда: цилиндры, мензурки, пипетки Мора и градуированные пипетки, мерные колбы;

Посуда специального назначения: осушительные склянки (Тищенко, Вульфа, Дрекселя), аппарат Киппа, установка для фильтрования под вакуумом, которая состоит из колбы Бунзена, воронки Бюхнера, склянки-ловушки и водоструйного насоса;

Посуда из фарфора и других материалов: шпатели, ступки, выпарительные чашки, тигли.

Посуда общего назначения
Пробирки: а) химическая – для проведения химических реакций; б) мерная – для отмеривания объема жидкости
Воронки а) химическая– для переливания жидкости; б) капельная – для добавления определенного объема жидкости по каплям; в) делительная – для разделения несмешивающихся жидкостей;
Стакан – для осуществления разнообразных химических процессов (фильтрование, нагревание, разбавление, ориентировочное отмеривание объема жидкости)
Колба круглая плоскодонная– для хранения растворов, осуществления химических процессов (фильтрование, нагревание, разбавление, ориентировочное отмеривание объема жидкости)
Колба коническая -для титрования
Кристаллизатор – для охлаждения веществ
Колба круглодонная –входит в состав перегонных установок.
Эксикатор – для медленного высушивания и для сохранения веществ, легко поглощающих влагу. В качестве водопоглощающих средств (сорбента) применяют следующие вещества: сухой хлорид кальция, оксид алюминия, серную кислоту (концентрированную), силикагель.
Капельница – для добавления нескольких капель какого-либо реактива
Бюкс ­ -для хранения сухих веществ, высушивания их в сушильном шкафу, взвешивания
Мерная посуда
Цилиндр ­– для отмеривания объема жидкости
Колба мерная –для приготовления растворов с точной концентрацией (молярных или нормальных), а также для отмеривания точного объема жидкости.
Пипетки –для точного отмеривания определенного объема жидкости
Бюретки –для отмеривании точных объемов жидкости (например, при титровании)
Посуда из фарфора и других материалов
Ступка с пестиком – для измельчения сухих веществ
Фарфоровая чашка – для выпаривания
Проволочный треугольник с фарфоровыми трубками– приспособление для осуществления процессов выпаривания и прокаливания на открытом пламени.
Тигель – для прокаливания веществ в муфельной печи и озоления в открытом пламени.
Тигельные щипцы –для захватывания крышек тиглей.
Пинцет –для удерживания небольших предметов.

Получить у лаборанта химическую посуду для проведения экспериментальной работы.

Пример выполнения работы

Правила работы с пипеткой. Для наполнения нижний конец пипетки опускают в жидкость до дна сосуда. С помощью груши набирают жидкость, следя, чтобы кончик пипетки все время находился в жидкости. Жидкость набирают так, чтобы она поднялась на 2-3 см выше метки, затем быстро закрывают верхнее отверстие указательным пальцем, придерживая в то же время пипетку большим и средним пальцами. Затем ослабляют нажим указательного пальца, в резуль­тате чего жидкость медленно вытекает из пипетки; как только нижний мениск жидкости опустится до метки, палец снова прижи­мают. Если на конце пипетки остается капля, ее следует осторожно удалить. Введя пипетку в сосуд, в который нужно перенести жид­кость, отнимают указательный палец и дают жидкости стечь по стенке сосуда. После того как жидкость стечет, пи­петку держат еще несколько секунд прислоненной к стенке сосу­да, слегка поворачивая ее. Выдувать жидкость из пипетки не сле­дует, так как пипетка отградуирована с учетом оставшейся в ней капли.

Правила работы с бюреткой . Бюретку заполняют жидкостью через воронку, при этом должен быть запол­нен и стеклянный капилляр. Для выте­кания жидкости резиновую трубку оттягивают от бусины. Если в капилляре остается пузырек воздуха, резиновую трубку изгибают так, чтобы кончик капилля­ра был направлен вверх, и вытесняют жидкостью весь воздух. Перед началом работы уровень жидкости в бюретке должен быть установлен на нулевом делении. Для этого наливают жидкость в бюретку на 2-3 см выше нулевого деления, а затем снимают воронку и сливают избыток жидкости.

Уровень прозрачных растворов устанавливают по нижнему краю мениска, непрозрачных - по верхнему. При отсчете по бюретке глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости.

Фильтрование

Фильтрование - процесс механического разделения твердых и жидких компонентов смеси. Сущность фильтрования состоит в том, что жидкость с нахо­дящимися в ней частицами твердого вещества пропускают через фильтр, задерживающий твердую фазу. Наиболее распространенными являются бумажные фильтры. Когда целью фильтрования является выделение твердого осадка, фильтрование проводят через простой (гладкий) фильтр.

Простой фильтр готовят из квадратного куска фильтровальной бумаги, перегибая его дважды: сначала по одной, а затем по другой пунктирной линии. Образовавшийся малый квадрат обрезают ножницами по дуге с таким расчетом, чтобы готовый фильтр был на 3-4 мм меньше воронки. Приготовленный фильтр развертывают в конус и помещают его в воронку так, чтобы он плотно прилегал к стенкам воронки. Затем воронку помещают в кольцо штатива, подставляют под нее стакан, наливают в воронку немного дистиллированной воды и дают ей стечь

При фильтровании, не взмучивая осадка, сливают жидкость по стеклянной палочке на фильтр. В стакан с осадком вливают не­большое количество чистого растворителя, перемешивают с осадком и снова осторожно сливают жидкость по палочке на фильтр. Такая операция называется декантацией. После нескольких декантаций последнюю порцию растворителя перемешивают с осадком и сливают по палочке на фильтр. Когда вся жидкость стечет, промы­вают осадок на фильтре 2-3 раза чистым растворителем.

Если целью фильтрования является получение жидкости, освобожденной от механических примесей, то применяют складчатый фильтр. Для его изготовления простой фильтр раскрывают и складывают по радиусу то в одну, то в дру­гую сторону так, чтобы получилась гармоника, которую расправ­ляют и вставляют в воронку.

При фильтровании сливают взмученную жидкость вместе с осадком по стеклянной палочке на фильтр.

Мытье и сушка посуды

Посуда, употребляемая для опытов, должна быть чистой, ее моют водопроводной водой с помощью специальных щеток - ер­шиков, а затем несколько раз ополаскивают дистиллиро­ванной водой. Если посуда очень загрязнена, к воде прибавляют немного соляной кислоты или моют ее «хромовой смесью» (смесь дихромата калия с концентрированной серной кислотой). Если необходимо быстро высушить посуду, ее помещают в сушильный шкаф. Мерную посуду моют тотчас же после употребления.

Контрольные вопросы и упражнения

1. Перечислить основные правила техники безопасности работы в химической лаборатории.

2. Правила оформления лабораторного журнала.

3. Перечислить виды химической посуды.

4. Перечислить стеклянную мерную посуду.

5. Перечислить фарфоровую посуду и ее назначение.

6. Правила работы со спиртовкой.

7. Правила работы с пипеткой.

8. Правила работы с бюреткой.

9. Изготовление фильтра.

10. Мытье и сушка посуды.

Способ оценки результатов

Работа оценивается исходя из следующих критериев:

допуск (включает устный ответ студента по технике выполнения экспериментальной части);

выполнение (включает практическое выполнение экспериментальной работы и оформление результатов в лабораторном журнале);

защита (включает сдачу коллоквиума по теории и выполнение практических манипуляций с химической посудой по индивидуальному заданию преподавателя)

Лабораторная работа №2 Основные классы неорганических веществ

Целью работы является получение и исследование свойств наиболее распространенных соединений.

Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения: ознакомиться с техникой выполнения эксперимента, провести опыт, записать наблюдения, составить уравнения реакций

Общая постановка задачи: выполнить эксперимент и оформить отчет о проделанной работе

Теоретическая часть: проработать теорию конспекта лекций по теме 2 раздела « важнейшие классы и номенклатура неорганических веществ».

Список индивидуальных данных: получить у лаборанта реактивы и химическую посуду для проведения экспериментальной работы.

Пример выполнения работы

Опыт 1. Получение и свойства оксидов

1. Получение оксида магния. Серебристо-белый легкий металл магний при 500 .С вспыхивает и быстро сгорает ослепительно ярким пламенем. Горение сопровождается излучением света и выделением большого количества тепла. На сильном выделении света при горении магния основано его применение для изготовления осветительных ракет и в фотографии (магниевая вспышка). Образующийся оксид MgO (жженая магнезия) применяется в медицине как средство от изжоги, как сорбент и катализатор, он входит в состав огнеупорных изделий.

Взять щипцами небольшой кусочек стружки магния и поджечь его пламенем спиртовки. Горящий магний держать над фарфоровой чаш-кой. В чашку с образовавшимся оксидом магния добавить несколько миллилитров воды, размешать стеклянной палочкой и определить среду раствора индикатором фенолфталеином или универсальной индикаторной бумагой.

Уравнения реакций

2. Получение оксида хрома (III) разложением соли.

Темно-зеленый оксид хрома Cr 2 O 3 получают разложением гидроксида хрома (III) или хромосодержащих солей. Он применяется в качестве пигмента, катализатора, полирующего материала, вводится в стёкла для их окраски.

В фарфоровую чашку поместить небольшой горкой кристаллический дихромат аммония и ввести в центр горки горящую спичку. Наблюдать разложение соли, которое вначале идет медленно, а затем ускоряется. Схема реакции:

(NH 4) 2 Cr 2 O 7 → Cr 2 O 3 + N 2 + H 2 O

Описать опыт и указать, какое природное явление он напоминает в уменьшенном масштабе. Переписать схему реакции, составить к ней электронные схемы окисления и восстановления, определить стехиометрические коэффициенты перед веществами и тип реакции.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Получение оксида меди.

а) Тонкую медную пластинку зажать щипцами и внести в пламя спиртовки. Нагреть до почернения. Составить уравнение реакции.

б) Получить в пробирке голубой осадок гидроксида меди(П) Сu(ОН) 2 взаимодействием нескольких капель раствора CuSO 4 с раствором щелочи. Осторожно нагреть полученный осадок. Как изменяется цвет осадка? Составить уравнения реакций.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Получение СО 2 в аппарате Киппа. Оксид углерода (IV) – углекислый газ – содержится в небольшом количестве в атмосфере (0,03 %) и в растворенном виде в некоторых минеральных источниках. В технике его получают прокаливанием известняка по реакции:

CaCO 3 CaO + CO→T 2 ,

а в лабораториях – разложением мрамора соляной кислотой в аппарате Киппа по уравнению:

CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O + CO 2

Главным потребителем углекислого газа является пищевая промышленность: производство сахара, пива, газированной воды. Он применяется также в качестве хладоагента (сухой лед), для тушения пожаров и в качестве нагнетающего газа для перекачки легковоспламеняющихся жидкостей. В химической промышленности диоксид углерода используется при получении кальцинированной соды – карбоната натрия Na 2 CO 3 .

В течение примерно трех минут большую пробирку наполнять углекислым газом из аппарата Киппа, затем внести в неё 10–15 капель раствора NaOH, тотчас закрыть пробирку смоченным водой большим пальцем и встряхнуть, после чего пробирка свободно повисает на пальце. Углекислый газ взаимодействует со щелочью, в результате чего в пробирке образуется вакуум и внешнее давление прочно прижимает ее к пальцу. Эту реакцию применяют в промышленности для удаления СО 2 из газовых смесей.

Углекислый газ тяжелее воздуха, поэтому его можно «переливать», как воду. В течение примерно трех минут заполнять углекислым газом химический стакан емкостью 100 мл. Затем «перелить» газ во второй стакан и опустить в него горящую лучинку. Пламя гаснет, так как углекислый газ не поддерживает горения.

Написать уравнение реакции получения углекислого газа и его взаимодействия с NaOH. Сделать вывод о химической природе этого оксида.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт 2. Свойства щелочей.

Гидроксиды-основания подразделяются на растворимые и нерастворимые. Растворимые основания – это гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов. Они называются щелочами.

а) В трех пробирках испытать действие индикаторов - фенолфталеина, лакмуса, метилового оранжевого - на раствор щелочи. Записать наблюдения.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Налить в стакан немного раствора щелочи, прибавив к раствору 2-3 капли фенолфталеина. Добавлять по каплям раствор кислоты (помешивая стеклянной палочкой) до исчезновения окраски индикатора. Составить уравнение реакции нейтрализации.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт 3. Получение и исследование свойств малорастворимых

Оснований

Большинство металлов, кроме щелочных и щелочно-земельных, образуют малорастворимые в воде основания. Они применяются как сорбенты, катализаторы, красители и как исходные вещества при получении солей, оксидов и других соединений.

а) Получить осадок гидроксида никеля(П) Ni(OH) 2 , прибавляя к 2-3 каплям раствора соли никеля(П) избыток раствора щелочи. Испытать действие кислоты на полученный осадок. Что наблюдается? Составить уравнение реакции.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Поместить в пробирку 6-8 капель раствора соли свинца(П) Pb(N0 3) 2 или Рb(СН 3 СОО) 2 . Прибавлять по каплям раствор щелочи до образования осадка. (После прибавления каждой капли щелочи пробирку встряхивать.) Отметить цвет осадка и написать уравнение реакции. Нагреть его в пламени горелки. Как изменяется цвет осадка? Записать наблюдения и составить уравнение реакции.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт 4. Получение кислот.

Положить в пробирку немного кристаллов ацетата натрия CH 3 COONa и прибавить несколько капель H 2 SO 4 . Определить по запаху, какое вещество образовалось. Написать уравнение реакции.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт 5. Свойства кислот.

а) В трех пробирках испытать действие индикаторов - лакмуса, метилового оранжевого, фенолфталеина - на разбавленный раствор любой кислоты. Записать наблюдения.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) В четырех пробирках испытать действие разбавленного раствора серной или соляной кислоты на магний, железо, цинк и медь. При необходимости нагреть содержимое пробирок. В каких случаях наблюдается химическая реакция? Написать уравнения реакций. Отметить положение указанных металлов в электрохимическом ряду напряжений.

Уравнения реакций

в) Испытать действие соляной или разбавленной серной кислоты на осадки гидроксидов меди(П) Си(ОН) 2 и марганца(П) Мn(ОН) 2 , предварительно получив их в двух пробирках по реакции обмена между растворами солей меди(П), марганца(П) и NaOH. Записать наблюдения и составить уравнения реакций.

Наблюдения_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) Поместить в пробирку кусочек карбоната кальция СаСO 3 . Приливать по каплям соляной или разбавленной азотной кислоты. Что наблюдается? Написать уравнение реакции.

Наблюдения_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Всем привет, это мой первый пост в научно-популярном жанре, поэтому я с удовольствием выслушаю вашу критику и учту все ошибки.

В лаборатории чаще всего используется стеклянная посуда: пробирки, колбы, воронки, стаканы, мерные цилиндры, чашки Петри. Ещё одна разновидность химической посуды - керамическая. Существует ещё пластиковая посуда, но её обсуждения я касаться не буду, так как она является безопасным аналогом стеклянной.

Стеклянная посуда:


Самой первой стеклянной посудой, которую новичок берёт в руки в лаборатории является пробирка. Пробирка представляет собой сосуд цилиндрической формы. Дно либо плоское, либо коническое. В ней можно смешивать, растворять, разбить её или сделать из нее ёлочную игрушку, но ей категоически нельзя отмерять объемы, так как на ней нет значка, который бы упоминал о классе точности.

Вот здесь он есть.

На этой мерной колбе объемом 50 мл указан 2 класс точности. Такой посудой можно измерять объемы.

Так как я начал разговор про мерные колбы его стоит продолжить.

  1. Мерные колбы

Мерные колбы очень полезная и незаменимая вещь в лаборатории, когда необходимо быстро получить раствор в 50 или 100 мл воды. При наличии под рукой такой колбы не нужно старательно отмерять мензурой по 10 мл пять раз подряд, потом сливать в стакан и растворять сухое вещество с помощью шпателя. С мерной колбой всё довольно просто: засыпаем сухое вещество, наливаем воду и закрываем пробкой. Растворяем, переворачивая колбу несколько раз. Раствор готов.

Кстати, мерная кобла имеет одну важную особенность - шлиф.

Шлиф это матовая область, в которую вставляется пробка. Вот ещё один пример наличия у химической посуды шлифа.

Эта колба, кстати, не является мерной, так как объем, который указан на ней является ориентировочный. Она коническая или как её ещё называют колба Эрленмейера.

  1. Мерные цилиндры

Продолжая разговор о мерной хической посуде стоит упомянуть и про мерные цилиндры (мензурки). С их помощью в лаборатории отмеряют необходимое количество жидкости. Такая посуда, как правило, имеет шкалу, значок класса точности и носик. Наличие у такой посуды носика уменьшает вероятность того, что при использовании вы прольёте часть жидкости.

  1. Химические стаканы

Ещё одним видом химической посуды, который имеет носик является химический стакан (лабораторный стакан). Стакан как и пробирка играет роль сосуда, в котором происходит приготовление растворов сложного состава. Также стакан используется для фильтрования и выпаривания. Наличие белого или желтого квадратиков на такой посуде говорит о том, что в ней можно нагревать растворы. Объём такой посуды может быть разнообразным, но он везде приблизителен.

  1. Чашка Петри

Чашку Петри изобрели во второй половине XIX века и назвали в честь бактериолога Юлиуса Рихарда Петри. Чашки Петри очень любят микробиологи, так как она прекрасно подходит для выращивания колоний микроорганизмов, но и химики взяли этот вид посуды себе в лабораторию.

Чаще всего в химической лаборатории чашки используются для выращивания кристаллов чего-либо. Это весьма удобно, потому что накрыв крышкой мы исключаем контакт с окружающей средой.

  1. Пестик и ступка

Перечислив несколько видов стеклянной посуды пришло время поговорить о керамической.

Здесь всё довольно просто. Ступка - ёмкость для измельчения, а пестик - иструмент, с помощью которого измельчают. Данный вид посуды незаменим в ситуации, когда из чего-то твёрдого необходимо получить однородный порошок. Например, измельчить таблетки гидроперита. В сыпучем виде пероксид мочевины быстрее прореагирует с чем-либо.

Пока это всё, что я хотел рассказать вам о химической посуде. Кое-что так и не вспомнил, что-то не упомянул, чего-то не дописал, поэтому могу продолжить свой рассказ в следующих публикациях.



Поделиться