Мясищев в м психология отношений. В. Н. Мясищев и психология отношений. Философское и психологическое обоснование понимания оценки как формы отражения отношений

Антоненко Елена

1 группа, 3 курс

Краткий анализ жизни и деятельности В.Н.Мясищева и его школы.

Интерес студента-медика В.Н.Мясищева к психологии был несомненным. Уже в 1914 г. появилась его первая научная работа «Научно-характерологический анализ литературных типов», выполненная под руководством А.Ф.Лазурского и опубликованная в издававшемся тогда журнале «Вестник психологии».

Заметим, что В.Н.Мясищев оставался верен изучению индивидуальной типологии личности или характерологии, и в этом огромная заслуга А.Ф.Лазурского, который еще до создания медицинского факультета и лаборатории стал читать впервые разработанный им доцентский курс «медицинской психологии» в Женском медицинском институте (ныне, как известно, это Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова).

В период бурного становления медицинской психологии В.Н.Мясищев является студентом медицинского факультета Санкт-Петербургского психоневрологического института, после окончания которого в 1919 г. работает в ряде научных медицинских и педагогических учреждений Петербурга. В 1921 г. по приглашению самого В.М.Бехтерева он начинает постоянно работать в институте. Именно с психоневрологическим институтом оказалась связанной вся его последующая долгая жизнь. В 1939 г. В.Н.Мясищев стал директором института и оставался им более 20 лет.

В 20-е годы работы в области бехтеревской «паторефлексологии», были для В.Н.Мясищева основными. Именно тогда были опубликованы его статьи «О типичных вариациях» сочетательно-двигательных рефлексов у человека (1925 г.), «О соотношении внешней и внутренней реакции» (1926 г.), «О, так называемом, психогальваническом рефлексе и его значении в исследовании личности» (1929 г.).

Возможно, что доминирование в то время физиологического подхода к изучению психики в значительной степени определило место, которое в своих научных работах В.Н.Мясищев уделял психофизиологическому направлению в исследованиях типологии личности, полагая, что это направление находится на стыке изучения высшей нервной деятельности и психологии личности. Психофизиологический метод, в частности исследование кожно-гальванического рефлекса, развивающегося в ответ на предъявление эмоционально значимых для испытуемого стимулов, позволял, по мнению В.Н.Мясищева, органично подойти к изучению проблемы личностной значимости событий жизни испытуемых и содержания переживаний, в особенности при неврозах. Это направление в работах В.Н.Мясищева привело к постепенному сосредоточению его научных интересов на проблеме личности и ее роли в развитии различных форм нервно-психической патологии, а в связи с этим и к уточнению предмета и методов в психологии.

«Характер и прошлое» (к вопросу о методике анамнеза)", в которой обсуждаются вопросы «объективного» и «субъективного» анамнеза, ценности методов наблюдения и эксперимента, анализа прошлого для понимания «скрытых причин» поведения личности в настоящем. Так закладывалось убеждение В.Н.Мясищева, что личность надо изучать в историческом, генетическом аспекте, сочетая анамнез и экспериментальные методы (психодиагностику, как сейчас сказали бы мы). Уже тогда ученый подчеркивал значение экспериментального метода в психологии, который, по его мнению, имеет огромное преимущество в области точного измерения и анализа, но он должен сочетаться с анализом «генезиса человеческой личности». Это положение тем более важно, если вспомнить, что В.Н.Мясищев как врач-психиатр и психотерапевт работал преимущественно в им же основанном отделении неврозов в психоневрологическом институте.

В период памятных многим ожесточенных дискуссий конца 60-70-х годов прошлого века о приоритете в психодиагностике патопсихологических или тестовых методик, В.Н.Мясищев поддерживал необходимость внедрения тестов, в том числе личностных, однако неизменно подчеркивая необходимость «исторического» метода в психологии. Об этом он писал и в одной из своих последних работ в 1971 г.

В 1933 г. опубликована работа В.Н.Мясищева «Задачи психофизиологического эксперимента в клинике нервных и душевных болезней». Здесь понятие «психофизиологический эксперимент» - дань времени. По существу же речь идет о концептуальном подходе к экспериментальному исследованию личности в целях патогенетической диагностики. Говоря о том, что исследователь имеет дело не со статической функцией, а с динамикой целостного процесса (скорее всего, здесь имелся в виду процесс развития и формирования личности), В.Н.Мясищев писал: "… Следует не столько даже констатировать, диагностировать, сколько стремиться к переделке личности, а сама постановка диагноза проверяется на результатах мероприятий". Такая позиция виделась ему более трудной для исследователя, но и более перспективной. По существу это предтеча развернутых уже в наши дни представлений о системной клинико-психологической деятельности врачей и психологов, в частности в процессах психотерапии и реабилитации больных.

С середины 30-х годов появляются первые статьи, в которых В.Н.Мясищев формирует свои научные представления о психологическом отношении как фундаментальной категории общей и медицинской психологии, а следовательно, и психотерапии.

Возвратил в научный обиход психологическую категорию «отношение» как базовый элемент построения теории личности В.Н.Мясищев, обосновав концепцию, которая в наше время является одной из наиболее востребованных в отечественной научной психологии в целом, а в медицинской психологии и психотерапии в особенности.

В.Н.Мясищев подчеркивал: «Личность человека рассматривается и характеризуется нами в первую очередь с точки зрения ее сознательных отношений к окружающей действительности, в отличие от обычного понимания, рассматривающего ее как систему функций». Таким образом, к середине 30-х годов В.Н.Мясищевым была в общих чертах сформулирована концепция психологии личности и методов воздействия на нее в целях лечения и воспитания. Можно с уверенностью сказать, что это - методологическая основа, потенциал многих последующих исследований в области психологии личности в общей, медицинской, социальной и педагогической психологии.

Заслуга В.Н.Мясищева прежде всего в том, что посредством концепции «отношений» он во многом способствовал сохранению в научной психологии категории личности. Раскрывая смысл этой категории, он сделал ее доступной для поколений отечественных психологов, врачей и педагогов, из сознания которых она вымывалась идеологически нагруженными психологическими текстами, когда приоритет при рассмотрении социальной природы человека отдавался коллективу, а не личности. В.Н.Мясищев развивал свою концепцию, сохраняя понятие личности, определял человека как активного субъекта отношений, деятельности и познания. Такое понимание личности, как показало время, является основополагающим и плодотворным при изучении и разрешении психологических проблем больного человека;

В.Н.Мясищев не только говорил о центральном месте понятия личности в медицине, но и развивал теоретическую и методологическую основу и экспериментальный контекст для ее изучения, в частности, при анализе нарушений психического здоровья (неврозов как модели исследования) и психотерапии как метода коррекции нарушенной системы отношений личности. Создание патогенетической теории неврозов и психотерапии, теоретической базой которой является теория отношений личности, является еще одной заслугой В.Н.Мясищева. Еще в середине 20-х годов он стоял у истоков образования в Психоневрологическом институте клиники неврозов и психотерапии, получившей затем широкую известность далеко за пределами нашей страны.

Многолетний опыт, накопленный В.Н.Мясищевым при исследовании и лечении больных неврозами, позволил ему сформулировать этиопатогенетическую концепцию неврозов и на этой основе развить свою психотерапевтическую систему. Невроз согласно этой концепции понимался как болезнь личности, как противоречия в системе особо значимых психологических отношений. Проблема требовала разработки таких понятий, как психогении, конфликты и др., а также способы и методы психологической диагностики личности. Большое значение для развития медицинской психологии имело то, что патогенетическая концепция неврозов и психотерапии содержала в скрытом виде понятие бессознательного и психодинамического конфликта, который в публикациях В.Н.Мясищева назывался внутриличностным противоречием. Психогенетическое понимание невроза предполагало в качестве его причины не столько психотравму (отдельное событие), сколько историю формирования его системы отношений и ее нарушений.

В.Н.Мясищев уже во 2-й половине 50-х годов, в период так называемой оттепели, одним из первых не только по достоинству оценил, но и открыто поддержал в печати и в выступлениях преимущества тестовых методов исследования личности. В институте им. В.М.Бехтерева, Ленинградском университете, а затем и в других учреждениях страны во многом благодаря В.Н.Мясищеву появились известные тестовые методики (ТАТ, тесты Векслера, Роршаха и др.), начались работы по их адаптации.

В.Н.Мясищев считал нужным подчеркнуть необходимость комбинирования стандартизованных и нестандартизованных методов исследования личности, сочетания экспериментального и клинико-психологического подходов. В целом можно констатировать, что психологические тесты вернулись в нашей стране в научные исследования и практическую работу клинических психологов во многом благодаря деятельности лаборатории медицинской (клинической) психологии института им. В.М.Бехтерева, которую В.Н.Мясищев создал и бережно опекал в последние 10 лет своей жизни.

Таким образом, даже краткий анализ жизни и деятельности В.Н.Мясищева и его школы показывает плодотворное влияние, которое он оказал на развитие отечественной медицинской (клинической) психологии и психотерапии. Это влияние сказывается в настоящем и, можно полагать, будет сказываться в будущем. И настоящее, и будущее содержат такие стороны развития клинической психологии, которых не знало прошлое. И настоящее, и будущее будут испытывать «теорию отношений», концепцию этиопатогенеза неврозов и систему патогенетической психотерапии В.Н.Мясищева в конкурентных взаимоотношениях с другими теориями личности и методами психотерапии. Сегодня «экологическая ниша» отечественных персонологических теорий, конечно, утратила ту изолированность от внешних теорий-«пришельцев», которая обеспечивалась покровом идеологических «занавесов». Произошла и происходит в настоящее время интеграция множества теорий, но далеко не все из них имеют такой же мощный теоретический и практический потенциал, доказанный временем, как теория отношений личности.

Теория Отношений

Раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро - и микробытия, в котором он живет.

Это макро - и микробытие, по-разному способствуя формированию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает в каждом случае ту субъективную «призму», через которую неповторимо, своеобразно в каждом случае преломляются все воздействия, которым подвергается живой, действующий человек.

Восприятие им действительности, его память, его мышление, его воображение, его внимание, хотя и фиксируют всегда особенности объективного мира, но на всех этих его психических процессах постоянно лежит печать отношения его к разным сторонам мира, частицей которого он является.

Меняется мир, в котором живет и действует человек, изменяется его роль и положение в этом мире, и, как их следствие, неотвратимо более или менее значительно перестраиваются имеющаяся у него «картина мира» и его отношение к разным сторонам этого мира.

Не отрицая великую роль деятельностей, которые постоянно выполняет живущий человек, для формирования его как знатока своего дела, умельца-мастер а, В.Н. Мясищев вместе с тем неоднократно указывал на то, что сама по себе деятельность - игра, учение, труд - для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного «подкрепления» хода деятельности провоцированием взаимоотношении, побуждающих к нравственным поступкам.

В.Н. Мясищев для подтверждения этой своей научной позиции любил опираться на проверенные громадным практическим опытом мысли А.С. Макаренко о том, что выключить личность, изолировать ее, выделить ее из отношений невозможно и что «дефектные» отношения, в которые оказывается включенной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и, наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности.

Одной из центральных проблем в научном наследии В.Н. Мясищева является проблема развития личности, которую он с успехом разрабатывал многие годы.В.Н. Мясищев считал, что отношения личности - ее потребности, интересы, склонности - являются не продуктом каких-то абстрактных исторических условий, а прежде всего результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности - и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми.

В связи с этим источником нарушений в личности, многих форм ее патологии (и прежде всего при неврозах) являются опять же совершенно конкретные общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие коллизии, которые человек переживает в своей жизни и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно значимых для него целей и т.д.

Таким образом, по В.Н. Мясищеву, личность - не некое застывшее, однажды сформированное и неизменяющееся с определенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, социальным воздействиям изменяющееся формирование. Истинные отношения человека к действительности, не раз подчеркивал в своих работах В.Н. Мясищев, до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях.

В.Н. Мясищева опять же в неразрывной связи с отношениями глубоко интересовала и проблема общения людей. В ряде своих работ он последовательно раскрывал взаимозависимости, которые связывают познание людьми друг друга - обращение их друг с другом, когда им приходится совместно трудиться, учиться, отдыхать и просто вместе жить. И он показал, насколько непростыми в реальной жизни оказываются эти взаимозависимости, иногда, например, один человек испытывает по отношению к другому человеку безоглядную любовь или с трудом подавляемую ненависть или когда он, скажем, совсем неадекватно оценивает себя.

Одним из фундаментальных трудов В.Н. Мясищева является его исследование во всей ее сложности проблемы характера. До настоящего времени в отечественной психологической литературе не имеется более глубокого и емкого освещения данной проблемы. Раскрывая сущность такого сложного психического образования, каким является характер, В.Н. Мясищев убедительнейшим образом показал, что характер - это устойчивая в каждой личности система отношений к разным сторонам действительности, проявляющаяся в типичных для личности способах, выражения этих отношений в ее повседневном поведении. Он с большой научной аргументированностью предложил основы типологии и классификации характеров. Привлекая огромный фактический материал, В.Н. Мясищев психологически тонко и разносторонне проанализировал конкретные разновидности формирования человеческого характера, постоянно сопрягая обнаруживающиеся в них различия с действием политических, экономических, идеологических, общекультурных, национальных и иных факторов, которые всегда проецируются на конкретные условия повседневного, будничного бытия человека, опосредованно определяя становление его характера.

Мясищев Владимир Николаевич (1893-1973) - отечественный психиатр, психотерапевт, психолог, специалист по проблемам психофизиологии и клиники нервно-психических расстройств. Биография. В 1919 г. окончил медицинский факультет Петроградского психоневрологического института. Ученик В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского . С 1919 по 1921 год работал в лаборатории труда Института мозга. С 193.9 г. - директор Ленинградского научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева. Член-корреспондент АПН СССР. Исследования. Разработал теорию личности на основе ее отношений. При этом отправной точкой его исследований стали работы А. Ф. Лазурского. В противоположность рассмотрению субъекта в самом себе, в изоляции его психики от окружающей среды, которое характерно для интроспективной психологии, предложил понимание неразрывной связи субъекта с объективной действительностью. В основу его концепции отношений личности был положен тезис о связях личности с социальной действительностью, образующих опосредованную и избирательную систему, структурированную по уровням обобщенности (Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологических отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., 1960 ). Именно отношения, будучи сознательной, основанной па опыте избирательной психологической активностью, выступают общим принципом психологии, которая в соответствии с этим определяется как наука о человеке в его отношениях к действительности. Отношения выражаются в действиях, переживаниях, реакциях, предопределяя степень интереса, силу эмоций, желаний и выступая тем самым в качестве движущей силы развития личности. Отношения могут быть квалифицированы прежде всего но соотношению рационального и иррационального, рационального и эмоционального, адекватного и неадекватного, сознательного и бессознательного, устойчивого и неустойчивого, а также по уровню активности и но степени широты. Вся психическая деятельность человека в значительной мере определяется его отношением к объектам и процессам действительности, к другим людям, к самому себе, что и составляет его личность. При этом наибольшую роль играют отношения с людьми, формирующиеся в онтогенезе и носящие отпечаток определенных социально-исторических, экономических и бытовых условий. В рамках этих отношений получает свое место самооценка, проявляющая себя как самононимание, собственно самооценка, саморегуляция. Кроме отношений в структуре личности выделяются: психический уровень человека (способности, уровень психического развития), динамика реакций и переживаний личности (темперамент), интегративный уровень, объединяющий все психические свойства (архитектоника личности). Степень интегрированности личности определяется по пропорциональности свойств психики, доминированию тех или иных отношений, в частности выраженности идейно-общественных побуждений, их гармоничности, широте и глубине. По мере того как отношения приобретают особую устойчивость, они становятся чертами характера. Проводил исследования психофизиологических и социально-педагогических аспектов психотерапии. Так, с позиций психологии отношений, когда невроз рассматривается как заболевание личности, им и его сотрудниками была разработана психогенетическая психотерапия, основанная на личностном и реконструирующем подходе к пациенту. Первой задачей ставится проведение этиопатогенетического анализа, который позволяет понять сущность невротического конфликта, обусловленного как противоречиями в тенденциях и возможностях пациента, так и требованиями и возможностями, предъявляемыми к нему действительностью. Так, в частности, при истерии конфликт может быть обусловлен претензиями личности и возможностями среды, при неврастении - требованиями среды и возможностями личности, при обсессивном синдроме - внутренним конфликтом желаемого и морально допустимого. На этой основе строится психотерапия, прежде всего рациональная.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 361-362.

Сочинения:

Работоспособность и болезненные личности, 1936; Психические особенности человека. Характер, способности. Т. 1-2, 1957 (совм. с А. Г Ковалевым); Личность и неврозы. Л., 1960; Введение в медицинскую психологию. 1966 (совм. с М. С. Лебедевым); Работоспособность и болезни личности // Хрестоматия по патопсихологии / Сост. Б. В. Зейгарник, А. П. Корнилов, В. В. Николаева. М.: Изд-во МГУ, 1981.

Введение

Глава 1. Истоки становления концепции психологии отношений В.Н. Мясищева

Глава 2. Концепция теории отношений В.Н. Мясищева. Отношения и личность

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Возглавляя в 20-е годы лабораторию индивидуальной рефлексологии, Мясищев открыл важные закономерности становления индивидуального стиля деятельности, выделил и описал несколько типов личности. Он доказывал, что психология личности должна основываться на данных типологии и дифференциальной психологии.

Во время Великой Отечественной войны Мясищев возглавил цикл анатомо-физиологических исследований микроструктурных изменений головного мозга, изучая последствия мозговых травм и ранений, их связь с нарушениями психической деятельности.

Не прекращались и его исследования психологии личности. Мясищевым был предложен новый подход, названный им психологией отношений. При этом отношения понимались им как сознательные, избирательные связи человека с окружающим миром и с самим собой, которые влияют на его личностные качества и реализуются в деятельности. Такой цельный подход к личности, по мнению Мясищева, обеспечивал динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта. В последних работах Мясищев развивал важную мысль о том, что настоящее, превращаясь постоянно в прошлое, в опыт, одновременно становится потенциалом будущего поведения личности.

У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личности, согласно типам их отношений к окружающей действительности. Основное положение заключается в том, что личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней. Психология, отношения человека в развитом виде выступают как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личности с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.

Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером, сознательностью. Важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе. Отношения связаны с разными подструктурами личности. Так, с точки зрения Мясищева, динамические индивидуально-психологические свойства темперамента являются на уровне развитого характера "снятой" формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы. Характер это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции человека, выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию. Способности человека находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность это не что иное, как потребность в определенном виде деятельности, или избирательно-положительное отношение к ней, Положения Психологии отношений. легли в основу разработанной Мясищевым патогенетической концепции неврозов. Невроз трактуется как болезнь личности, вызванная обстоятельствами значимости в системе ее личностных отношений. Эта концепция имела большое научное и практическое значение, оказав влияние на всю последующую теорию и практику психотерапии неврозов.

Глава 1. Истоки становления концепции психологии отношений В.Н. Мясищева

Вопрос о свойствах ставился в психологии обычно в плане свойств характера или личности. Свойства обнаруживаются в процессах, в отношениях и в состояниях человека. Поэтому в вопросе о свойстве личности пересекаются разные планы психологических категорий. Так, свойство устойчивости - неустойчивости относится к отношениям, к состояниям, к характеру деятельности. Свойства отношений, состояний и деятельности выступают как свойства личности. Это, с одной стороны, подчеркивает центральный характер понятия личности, а с другой стороны, требует, чтобы понятие психологических свойств применялось с достаточной точностью и определенностью.

Существуют различные виды отношений, вернее, стороны единого предметного отношения, определяемые многосторонней возможной реакцией человека и многосторонностью объектов. Отношение как связь субъекта с объектом едино, но в многообразии отношений выступают то более, то менее отчетливо отдельные компоненты, которые можно назвать частичными отношениями, или сторонами отношения, или видами его. Эти стороны тесно связаны с характером жизненного взаимодействия, включающего различнейшие моменты от обмена веществ до идейного общения.

Основные стороны отношения глубоко коренятся в филогенетическом и историческом прошлом человека. Они прежде всего различаются положительным и отрицательным характером активных реакций человека, представляющим основу избирательной объективной направленности его психической активности. От самого простого положительного или отрицательного хемотаксиса через инстинкты до сложных влечений и потребностей человека мы устанавливаем качественное многообразие этих жизненных тенденций. В этом ряде эволюционных ступеней советская психология подчеркивает их качественное различие и общественно-историческую, а не просто биологическую природу потребностей человека.

Потребности представляют одну сторону основного отношения. Скорее всего ее можно определить как конативную (от латинского слова "сопаге" - стремиться, домогаться) тенденцию овладения.

Понятие потребности давно существует и имеет, как известно, значение не только для психологии. Мы относим это понятие к отношениям потому, что основными, так сказать, конституирующими компонентами этого понятия являются:

а) субъект, испытывающий потребность

б) объект потребности

в) своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определенную функциональную нейродинамическую структуру, проявляющуюся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им.

Как известно, потребности одними авторами рассматривались как самостоятельная категория, другими относились к волевым проявлениям, третьими включались в систему характеристики личности. Все это имело частичное основание, но наиболее правильно рассматривать потребности в системе отношений к действительности.

На ранних (примитивных) стадиях развития отношения носят еще недифференцированный характер. В процессе развития на уровне еще не сознаваемых отношений высокоорганизованного животного (собака, обезьяна) вычленяется вторая сторона эмоционально-волевого отношения - эмоциональное отношение. У человека оно проявляется в привязанности, любви, симпатии и их противоположностях - неприязни, вражде, антипатии.

Эмоциональная сторона отношения, наиболее ярким примером которой является любовь и вражда, относилась в психологии к категории чувств. Однако надо учесть, что область чувств (или эмоций) охватывает три разнородных группы явлений - эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувством, но это до сих пор еще не уяснено и генетически достаточно не освещается.

Наиболее отчетливое выражение эмоциональная реакция имеет в аффектах гнева, страха, тоски. Физиологической базой эмоций является деятельность подкорковой области, физиологической же основой чувств - корковые процессы. Понятно, что эта идея подлежит дальнейшей разработке. К примеру, так называемые высшие чувства: интеллектуальные, эстетические и моральные. Очевидно, назвать их просто эмоциями в смысле гнева или страха или просто чувствами подобно чувству удовлетворения или неудовлетворения было бы значительным упрощением этих сложных богатых и содержательных психических фактов. Очевидно, вместе с тем, что дружба и любовь или неприязнь и ненависть не могут быть отнесены к вышеуказанным двум группам явлений. Хотя в житейской речи чувством называют и состояние удовольствия и неудовольствия и вместе с тем отношения любви и вражды, но это лишь житейски неразборчивое словоупотребление, путающее разные понятия. Вместе с тем это житейское выражение не случайно: оно объединяет разные факты по общему им обоим категориальному признаку эмоциональной компоненты. Старое психологическое деление (так называемая триада Тетенса) утверждало самостоятельность трех основных сторон, или элементов, душевной деятельности - ума, чувства и воли. Отрицание этой триады с позиции целостности, однако, не исключало фактического наличия трех аспектов - познавательного, волевого и эмоционального. Поэтому в каждом психологическом факте в той или иной степени включены эти три стороны, три аспекта, или три компонента, а в различных видах процессов психической деятельности, состоянии и отношений они выступают различно. Выпадение каких-либо звеньев в этой структуре придает психической деятельности патологический характер - такова слепая ярость и слепая страсть, лишенные разума, такова же патологическая эмоциональная тупость или бездейственно-абулическое мышление. Ошибка гештальтистов заключается не в принципе структурного и целостного изучения, но в одностороннем отрицании роли анализа и в формализме.

Соответственно только что сказанному одной из важных проблем психологии вообще, и психологии отношений, в частности, является дальнейшая разработка системы понятий и вопросов структуры в области психических образований, в частности, в области отношений.

Глава 2. Концепция теории отношений В.Н. Мясищева. Отношения и личность

Раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро - и микробытия, в котором он живет.

Это макро - и микробытие, по-разному способствуя формированию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает в каждом случае ту субъективную "призму", через которую неповторимо, своеобразно в каждом случае преломляются все воздействия, которым подвергается живой, действующий человек.

Восприятие им действительности, его память, его мышление, его воображение, его внимание, хотя и фиксируют всегда особенности объективного мира, но на всех этих его психических процессах постоянно лежит печать отношения его к разным сторонам мира, частицей которого он является.

Меняется мир, в котором живет и действует человек, изменяется его роль и положение в этом мире, и, как их следствие, неотвратимо более или менее значительно перестраиваются имеющаяся у него "картина мира" и его отношение к разным сторонам этого мира.

Не отрицая великую роль деятельностей, которые постоянно выполняет живущий человек, для формирования его как знатока своего дела, умельца-мастер а, В.Н. Мясищев вместе с тем неоднократно указывал на то, что сама по себе деятельность - игра, учение, труд - для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного "подкрепления" хода деятельности провоцированием взаимоотношении, побуждающих к нравственным поступкам.

В.Н. Мясищев для подтверждения этой своей научной позиции любил опираться на проверенные громадным практическим опытом мысли А.С. Макаренко о том, что выключить личность, изолировать ее, выделить ее из отношений невозможно и что "дефектные" отношения, в которые оказывается включенной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и, наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности.

Одной из центральных проблем в научном наследии В.Н. Мясищева является проблема развития личности, которую он с успехом разрабатывал многие годы.В.Н. Мясищев считал, что отношения личности - ее потребности, интересы, склонности - являются не продуктом каких-то абстрактных исторических условий, а прежде всего результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности - и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми.

В связи с этим источником нарушений в личности, многих форм ее патологии (и прежде всего при неврозах) являются опять же совершенно конкретные общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие коллизии, которые человек переживает в своей жизни и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно значимых для него целей и т.д.

Таким образом, по В.Н. Мясищеву, личность - не некое застывшее, однажды сформированное и неизменяющееся с определенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, социальным воздействиям изменяющееся формирование. Истинные отношения человека к действительности, не раз подчеркивал в своих работах В.Н. Мясищев, до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях.

В.Н. Мясищева опять же в неразрывной связи с отношениями глубоко интересовала и проблема общения людей. В ряде своих работ он последовательно раскрывал взаимозависимости, которые связывают познание людьми друг друга - обращение их друг с другом, когда им приходится совместно трудиться, учиться, отдыхать и просто вместе жить. И он показал, насколько непростыми в реальной жизни оказываются эти взаимозависимости, иногда, например, один человек испытывает по отношению к другому человеку безоглядную любовь или с трудом подавляемую ненависть или когда он, скажем, совсем неадекватно оценивает себя.

Одним из фундаментальных трудов В.Н. Мясищева является его исследование во всей ее сложности проблемы характера. До настоящего времени в отечественной психологической литературе не имеется более глубокого и емкого освещения данной проблемы. Раскрывая сущность такого сложного психического образования, каким является характер, В.Н. Мясищев убедительнейшим образом показал, что характер - это устойчивая в каждой личности система отношений к разным сторонам действительности, проявляющаяся в типичных для личности способах, выражения этих отношений в ее повседневном поведении. Он с большой научной аргументированностью предложил основы типологии и классификации характеров. Привлекая огромный фактический материал, В.Н. Мясищев психологически тонко и разносторонне проанализировал конкретные разновидности формирования человеческого характера, постоянно сопрягая обнаруживающиеся в них различия с действием политических, экономических, идеологических, общекультурных, национальных и иных факторов, которые всегда проецируются на конкретные условия повседневного, будничного бытия человека, опосредованно определяя становление его характера.

Заключение

Авторитетной теорией в отечественной психологии является теория отношений В.Н. Мясищева. Он исходил из того, что главным принципом изучения природы в целом является принцип изучения ее объектов в процессе взаимоотношений с окружающим миром. Сложнейшие отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности. В этих отношениях человек выступает в роли субъекта, деятеля, лица, сознательно преобразующего действительность. Отношения человека в развитом виде представляют систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Система отношений - психологическое "ядро" личности. Через это понятие в теории Мясищева оказалось возможным рассмотрение различных психических явлений. Так, мотив выступает в этой теории как выражение отношения к объекту действия; воля проявляется в достижении цели, являющейся объектом активного отношения; черты характера - превращенные отношения и т.д. Через противоречивые отношения Мясищев рассматривал неврозы.

Отношения понимались им как сознательные, избирательные связи человека с окружающим миром и с самим собой, которые влияют на его личностные качества и реализуются в деятельности, что обеспечивает динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта. Развивал мысль о том, что настоящее, превращаясь постоянно в прошлое, в опыт, одновременно становится потенциалом будущего поведения личности.

Таким образом, он открыл важные закономерности становления индивидуального стиля деятельности, выделил и описал несколько типов личности. Доказывал, что психология личности должна основываться на данных типологии и дифференциальной психологии.

Список используемой литературы

    Бахтин М.М. Гиппенрейтер Ю.Б. Джеймс У. Леонтьев А.Н. Мамардашвили М.К. Роджерс К. Рубинштейн С.Л. Тиллих П. Франкл В.Э. Цапкин В.Н. Психология личности - М.: АСТ Астрель, 2009.

    Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика: Избранные труды - СПб.: Питер, 2008.

    Мананикова Е.Н. Психология личности: учебное пособие для вузов. - М.: Дашков и К, 2007.

    Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды (под ред. Бодалева А. А) - М.: Модэк МПСИ, 2004.

    Левченко Е.В. История и теория психологи отношений - М.: Алетейя, 2003.

    Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии: Монография - М.: МГППУ Смысл, 2003.

    Яковлева А.А. Основные принципы психологии отношений в ранних трудах В.Н. Мясищева: Отв. ред. А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев. - М.: ИП РАН, 2002.

    Нартова-Бочавер С.В. Психология личности и межличностных отношений. - М.: Эксмо-пресс, 2001.

    теории личностиКурсовая работа >> Психология

    ... теорию отношений В.Н. Мясищева , теорию установки Д.Н. Узнадзе, дистанционную теорию личности, структуру личности К.К. Платонова, теорию интегральной индивидуальности. Эти теории ...

  1. Философское и психологическое обоснование понимания оценки как формы отражения отношений

    Реферат >> Философия

    Некоторых видов отношений . 2. Категория отношения в философии и анализ некоторых видов объективных отношений «Отношение» , как... К.К. Платонов специально подчеркивал, что «недостатком теории отношения В.Н. Мясищева является не очень четкое разграничение...

  2. Теория личности по Мясищеву

    Контрольная работа >> Психология

    Всю последующую теорию и практику психотерапии неврозов. 2. Понятийное поле концепции В.Н. Мясищева Отношение - это... будут испытывать "теорию отношений" , концепцию этиопатогенеза неврозов и систему патогенетической психотерапии В.Н. Мясищева в конкурентных...

В. Н. МЯСИЩЕВ

ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ

ББК 88.5 М99

Печатается по решению Редакционно - издательского совета Московского психолого-социального института. Рецензент: Академик АПСН, доктор психологических наук, профессор А. А. Деркач

Мясищев В. Н.Психология отношений / Под редакцией А. А. Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева. - М.: Издательство «Институт практической психоло­гии», Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 368 с. (Серия «Психологи отечества»).

В данную книгу избранных трудов видного" психолога, психоневролога, психотерапевта включены работы, раскрывающие актуальные проблемы отношений, взаимоотношений людей, место и роль этих отношений в структуре нормальной и аномальной личности. Рассматриваются взаимосвязи между характеристиками отношений человека и особенностями его психических процессов. Книга предназначена для психологов, педагогов, врачей и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.

ISBN 5-89112-046-1 (Институт практической психологии) ISBN 5-89395-096-8 (НПО «МОДЭК»)

© Издательство "Институт практической

психологии", 1998. ©НПО "МОДЭК", оформление, 1998.

В. Н. Мясищев и психология отношений.......................................5

Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека....................15

Понятие личности в аспектах нормы и патологии.......................39

О соотношении биологического и социального в психике человека...68

Проблема личности и ее роль в вопросах соотношения психологии и физиологии…..83

Теория отношений и принцип доминанты в психофизиологической деятельности человека....95

О связи проблем психологии отношения и психологии установки................. 106

Психические функции и отношения...........................................113

Проблема потребностей в системе психологии....................... 134



Социальная психология и психология отношений.................... 160

О взаимосвязи общения, отношения и обращения как проблемы общей и социальной психологии................. 170

Личность и труд аномалийного ребенка................................... 172

Личность, отношения и реакции (Психологическое значение блокадного опыта).. 196

Личность и неврозы.................................................„...............201

Проблема отношений в психологии индивидуальных различий........208

Принципы и методы исследования характера...........................220

Характер и прошлое (к вопросу о методике анамнеза).......................................258

Проблемы способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи........285

Способности и потребности......................................................295

О связи склонностей и способностей.......................................316

Методы исследования способностей и одаренности...............330

Составление характеристики личности на основе принципов теории отношений...........342

Личность и отношения человека (вместо заключения)..........347

ПРИЛОЖЕНИЕ (литературные источники).............................359

В. Н. Мясищев и психология отношений

Видный отечественный психолог, психиатр, психотерапевт Владимир Николаевич Мясищев родился 11 июля 1893 года в Латвии в семье мирового судьи. После смерти отца семья пере­ехала в Николаев, где прошли школьные годы будущего учено­го. Раннее и глубокое увлечение литературой, изобразитель­ным искусством, музыкой способствовало формированию у него интереса к человеку, к его мыслям, чувствам, душевным переживаниям. Не случайно поэтому выбор будущей профес­сии у В. Н. Мясшцева оказался связанным с профессией врача, и уже в годы обучения в основанном В. М. Бехтеревым Психо­неврологическом институте он проявлял устойчивую склон­ность глубоко вникать в психологию больного и здорового че­ловека. В годы гражданской войны и разрухи в полной мере у В. Н. Мясшцева стали проявляться те черты будущего ученого и педагога, которые впоследствии нашли полное отражение в его научной и практической деятельности, пронизанной идеа­лами гуманизма, добра, справедливости.

Весь жизненный и творческий путь В. Н. Мясищева связан с разработкой важнейших научных проблем психологии, меди­цинской психологии, психиатрии и психотерапии. Мировос­приятие В, Н. Мясищева формировалось под непосредствен­ным влиянием прогрессивных ученых второй половины XIX в. и начала нынешнего столетия. Идеями С.П.Боткина, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других прогрессивных ученых и общественных деятелей проникнуты многие страницы трудов В. Н. Мясищева.

Непосредственным воспитателем и учителем В. Н. Мяси­щева был ученик и ближайший сотрудник В. М. Бехтерева Александр Федорович Лазурский, который в полной мере сформировал как научное мировоззрение В. Н. Мясищева, так и личность вдумчивого исследователя и заботливого, проница­тельного врача. Тесное сотрудничество В. Н. Мясищева с

А. Ф. Лазурским, основателем психологической теории отно­шений 1 , продолжалось до последних дней жизни видного уче­ного. Не случайным поэтому является тот факт, что после без­временной смерти своего талантливого ученика А. Ф. Лазурс-кого (1917 г.) В. М. Бехтерев поручил руководство одной из лучших в то время психологических лабораторий своему уче­нику и единомьштленнику - молодому ученому В. Н, Мясище-ву. Вместе они работали до смерти В. М. Бехтерева (1927 г.). Выбор Мясищевым конкретного научно-исследовательского направления в психологии и медицине в значительной степени обусловлен тем, что он (совместно с М. Я. Басовым) завершил и подготовил к печати незаконченный труд А. Ф. Лазурского «Классификация личностей» (1921). Работа над научным насле­дием этого крупного психолога поставила перед В. Н. Мясище­вым ряд важных, перспективных проблем в области изучения личности, над решением которых он работал до конца своей

Центральной научной проблемой, на многие годы привлек­шей внимание, творческую энергию и вдохновение В. Н. Мя­сищева, явилась проблема целостной личности здорового и больного человека. Понимание человека как единства организ­ма и личности побудило В. Н. Мясищева в своих научных ис­следованиях использовать объективные физиологические и психофизиологические характеристики состояния индивида для объяснения субъективных, психологических особенностей человека, его чувств, испытываемых состояний, воли. Одной из первыхкрупных работ, явившихся результатом многолетне­го упорного труда, стала работа В. Н. Мясищева о психологи­ческом значении электрокожной характеристики человека. Ве­ликолепное методическое решение проблемы и высокий уро­вень теоретического обобщения полученных результатов по­зволили В. Н. Мясищеву представить свой труд в качестве док­торской диссертации «Электрокожные показатели нервно-пси­хического состояния у человека» (1944). Прогрессивный, новаторский характер этой работы в те годы состоял в том, что

1 См.: МясщцевВ.Н., Журавель В,А. На пути создания психологической теории

личности. (К 100-летию со дня рождения А.Ф. Лазурского)// Вопросы психо­логии. 1974.№2.С.32-42.

В. Н. Мясищев убедительно показал возможность исследова­ния тонких переживаний не только с точки зрения их количе­ственных, интенсивностных характеристик, но и оценки их каче­ства, т.е. степени значимости для субъекта. Эта работа открыла одно из самых важных направлений в деятельности В. Н. Мяси­щева - изучение системы отношений личности человека. Зна­чение этой работы особенно велико в настоящее время, когда преодолевается разрыв между изучением организма человека и исследованиями его как личности, субъекта деятельности, ин­дивидуальности.

В. Н. Мясищев сформулировал одно из важнейших в совет­ской психологии принципиальных положений теории личнос­ти. Он подчеркивал, что система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные от­ношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе яв­ляется наиболее специфической характеристикой личности, бо­лее специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких, как характер, темперамент, способности.

Раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В. Н. Мясищев указывална то, что психологический смысл от­ношения состоит в том, что оно является одной из форм отра­жения человеком окружающей его действительности. Форми­рование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений обще­ства в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет.

Это макро- и микробытие, по-разному способствуя форми­рованию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает в каждом случае ту субъективную «призму», через которую неповторимо, своеобразно в каждом случае преломляются все воздействия, которым подвергается живой, действующий человек.

Восприятие им действительности, его память, его мышле­ние, его воображение, его внимание, хотя и фиксируют всегда особенности объективного мира, но на всех этих его психичес-

ких процессах постоянно лежит печать отношения его к разным сторонам мира, частицей которого он является.

Меняется мир, в котором живет и действует человек, изме­няется его роль и положение в этом мире, и, как их следствие, неотвратимо более или менее значительно перестраиваются имеющаяся у него «картина мира» и его отношение к разным сторонам этого мира.

Не отрицая великую роль деятельностей, которые постоян­но выполняет живущий человек, для формирования его как зна­тока своего дела, умельца-мастер а, В. Н. Мясищев вместе с тем неоднократно указывал на то, что сама по себе деятель­ность - игра, учение, труд - для формирования основных пси­хических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее учас­тниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не проис­ходит постоянного «подкрепления» хода деятельности прово­цированием взаимоотношении, побуждающих к нравственным поступкам.

В. Н. Мясищев для подтверждения этой своей научной по­зиции любил опираться на проверенные громадным практичес­ким опытом мысли А. С. Макаренко о том, что выключить лич­ность, изолировать ее, выделить ее из отношений невозможно и что «дефектные» отношения, в которые оказывается включен­ной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и, на­оборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности.

Одной из центральных проблем в научном наследии В. Н. Мясищева является проблема развития личности, кото­рую он с успехом разрабатывал многие годы. В. Н. Мясищев считал, что отношения личности - ее потребности, интересы, склонности - являются не продуктом каких-то абстрактных исторических условий, а прежде всего результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает про­стор для проявления и развития его индивидуальности - ив предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми.

В связи с этим источником нарушений в личности, многих форм ее патологии (и прежде всего при неврозах) являются опять же совершенно конкретные общественные, производ­ственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие кол­лизии, которые человек переживает в своей жизни и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно значимых для него целей и т.д.

Таким образом, по В. Н. Мясищеву, личность - не некое застывшее, однажды сформированное и неизменяющееся с оп­ределенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, со­циальным воздействиям изменяющееся формирование. Истин­ные отношения человека к действительности, не раз подчерки­вал в своих работах В. Н. Мясищев, до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляют­ся в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях.

В. Н. Мясищева опять же в неразрывной связи с отношени­ями глубоко интересовала и проблема общения людей. В ряде своих работ он последовательно раскрывал взаимозависимос­ти, которые связывают познание людьми друг друга, отноше­ния, которые они при этом испытывают, и обращение их друг с другом, когда им приходится совместно трудиться, учиться, от­дыхать и просто вместе жить. И он показал, насколько непрос­тыми в реальной жизни оказываются эти взаимозависимости, иногда, например, один человек испытывает по отношению к другому человеку безоглядную любовь или с трудом подавляе­мую ненависть или когда он, скажем, совсем неадекватно оце­нивает себя.

Одним из фундаментальных трудов В. Н. Мясищева явля­ется его исследование во всей ее сложности проблемы характе­ра. До настоящего времени в отечественной психологической литературе не имеется более глубокого и емкого освещения данной проблемы. Раскрывая сущность такого сложного психи­ческого образования, каким является характер, В. Н. Мясищев убедительнейшим образом показал, что характер - это устой­чивая в каждой личности система отношений к разным сторо­нам действительности, проявляющаяся в типичных для личное-

та способах, выражения этих отношений в ее повседневном по­ведении. Он с большой научной аргументированностью предложил основы типологии и классификации характеров. Привлекая огромный фактический материал, В. Н. Мясищев психологически тонко и разносторонне проанализировал конк­ретные разновидности формирования человеческого характера, постоянно сопрягая обнаруживающиеся в них различия с дей­ствием политических, экономических, идеологических, обще­культурных, национальных и иных факторов, которые всегда проецируются на конкретные условия повседневного, буднич­ного бытия человека, опосредованно определяя становление его характера.

Представляя психологические отношения человека как це­лостную систему индивидуальных избирательных, сознатель­ных связей личности с различными сторонами действительно­сти, В, Н. Мясищев очень настойчиво подчеркивал их громад­ное значение для проявления и развития способностей челове­ка - тех характеристик его индивидуальности, от которых за­висит успех при выполнении им многочисленных видов дея­тельности, участником которых он является - игры, учения, труда, направленного на создание новых технических уст­ройств, произведений искусства, на открытия в науке. В связи с этим он всесторонне проанализировал зависимости, которые связывают способности с потребностями человека, с его склон­ностями, с качествами, которые доминируют в его характере 1 .

Не умаляя роли природных задатков и других наследствен­но обусловленных качеств человека в том, чтобы его способно­сти «состоялись», В. Н. Мясищев постоянно показывал значе­ние благоприятной психологической атмосферы, учета при организации жизнедеятельности человека наиболее подходя­щих для развития его способностей сенситивных периодов, со­здания условий для настоящего творчества.

Как уже говорилось выше, В. Н. Мясищев был не только психолог, но и психиатр и психотерапевт.

О сущности вклада В. Н. Мясищева в освещение проблем характера и способностей см. в написанных им главах двухтомного труда «Психические особенности человека»,созданного им в сотрудничестве с А. Г. Ковалевым (первый том «Характер» вышел в свет в 1957 г., второй - «Способности» - в

Основные положения концепции В. Н. Мясищева о личнос­ти и связи ее нарушенных отношений с отклонениями в состоя­ниях этой личности изложены в монографии «Личность и не­врозы» (1960), переведенной на ряд иностранных языков и не потерявшей ценности до настоящего времени.

Через всю эту монографию красной нитью проходит мысль: объектом психофизиологического, невро-психиатрического, психосоматического, медико-психологического и медико-пе­дагогического исследования, а также психокоррекционного, психотерапевтического, лечебно-восстановительного и воспи­тательного воздействия является лишь целостный человек и прежде всего личность, понимаемая как «ансамбль отноше­ний».

Одной из важнейших проблем, над которой В. Н. Мясищев работал в последние десятилетия своего творческого пути, яв­лялась проблема нормы и патологии. Нет необходимости гово­рить о сложности этой проблемы и о том, что до настоящего времени она не решена. В существующей литературе вопросы, связанные с разграничением нормы и патологии, и даже сами понятия «психическая норма» и «психическая патология» не получили достаточно продуктивного освещения. Одна из са­мых больших сложностей в разрешении этой проблемы заклю­чается в том, что организм и личность в своем многообразии проявлений и характеристик развиваются гетерохронно. Это обусловливает неодинаковую зрелость отдельных подсистем организма человека и неодинаковый функциональный уровень развития подсистем в психической системе человека на каж­дом возрастном этапе. Наиболее остра проблема нормы и пато­логии в пограничных дисциплинах, к которым относится и ме­дицинская психология. Медицинскому психологу приходится иметь дело не только с лицами, имеющими явные отклонения в психической деятельности, но и с людьми практически здоро­выми, но имеющими ту или иную форму скрытой, скрываемой, а иногда даже и заметной, но не влияющей на трудовую дея­тельность патологии. Особенно сложным является решение вопроса о состоянии психического здоровья человека, когда имеют место компенсированные, стертые, латентно протекаю­щие формы пограничной психической патологии, состояния, характеризующиеся такими отклонениями, которые не замена-

ются «невооруженным» глазом и могут быть диагностированы лишь при применении специальных, тонких, сенсибилизирован­ных методов психологического исследования. Эта проблема важна и потому, что очень большое количество (если не все) форм не только психических, но и соматических заболеваний проходит в своем развитии на начальных этапах, не замечаемые врачами, так называемые доклинические стадии заболевания. В этой связи уместно привести замечание Б. Г. Ананьева - сото­варища В. Н. Мясищева по научной школе В. М. Бехтерева - о том, что только уточненная, высокочувствительная психологи­ческая диагностика может выявить те патопсихологические симптомы, которые в самом начале заболевания не могут быть замечены клиницистами. Следует подчеркнуть, что Б. Г. Анань­ев, делая это замечание, основывался на предположении о том, что в аномальных условиях жизни и деятельности индивида са­мые первые признаки нарушения здоровья следует ожидать со стороны наиболее сенситивной и наиболее тонко реагирующей на изменения внешних условий системы - со стороны психики человека. В. Н. Мясищев не только полностью разделял эту точку зрения, но и всячески побуждал своих учеников разраба­тывать методы сверхранней диагностики психических отклоне­ний.

И сам он в такой важный раздел психологии, как психоди­агностика, внес очень заметный вклад. Помимо вышеуказан­ных принципиальных положений о значении психодиагностики в решении вопросов отграничения нормы и патологии В. Н. Мясищев много и плодотворно работал над созданием методического инструментария, который необходим для конк­ретных общепсихологических и медико-психологических об­следований.

В конце 50-х - начале 60-х гг. В. Н. Мясищев один из пер­вых в отечественной психологии ввел в практику повседневной научно-исследовательской психодиагностической работы ис­пользование новых методов изучения личности, в том числе и тех, которые были разработаны за рубежом. В. Н. Мясищев не только допускал применение зарубежных методик, но в ряде случаев считал их использование необходимым. Отношение В. Н. Мясищева к экспериментально-психологическому иссле­дованию строилось с учетом понимания имеющихся возмож-

ностей и ограничений применения различных методов, особен­но тогда, когда в одном случае речь шла о здоровом, а в другом - о больном человеке. В. Н. Мясищев строго предостерегал от произвольного и не всегда правомерного перенесения мето­дов общей психологии на исследование больных, и наоборот. Он также категорически возражал против того, чтобы экспери­ментально-психологическое обследование личности проводи­лось людьми, не имеющими глубокой теоретической профес­сиональной подготовки по психологии, а интерпретация резуль­татов осуществлялась специалистами, не владеющими научны­ми знаниями о человеке как индивиде, субъекте деятельности, личности, индивидуальности. Наибольшее же значение, приори­тет в изучении личности В. Н. Мясищев отдавал мастерству психолога в использовании им биографического, анамнести­ческого и социально-клинического исследования, а также уме­лому применению метода наблюдения за поведением этой лич­ности. Он настойчиво подчеркивал, что при профессиональных попытках проникнуть в индивидуально неповторимое своеоб­разие той или иной личности как тестовые, так и объективные психофизиологические методики являются лишь дополнением к методам психобиографии, анамнеза и наблюдения. И сам он как врач-психиатр, как психолог, как психотерапевт блестяще владел всеми этими методами. Ему был органически присущ редко встречаемый глубокий и постоянно проявляющийся ин­терес не вообще к человечеству, а к каждому конкретному че­ловеку, с которым сводила его жизнь. И он чувствовал его бы­тие столь же сильно, как бытие собственного «Я». Он умел смотреть на мир не только собственными глазами, но и глаза­ми этого человека, безошибочно определял, какое отношение вызвал у него к себе. А так как В. Н. Мясищев исходил всегда из гуманистической установки помощи людям, он, неся в себе уникальный склад теоретика-человековеда и крупного практи­ка, постоянно удивительно успешно помогал всем обращав­шимся к нему со своими сокровенными проблемами людям - больным неврозами, супругам, запутавшимся в своих семей­ных делах, казалось, безнадежно одиноким людям, испытыва­ющим травмирующие их трудности в общении, не верящим в свои способности молодым и старым профессионалам и про-

сто всем своим коллегам, когда замечал, что им трудно. При этом он проявлял себя непревзойденным мастером межличнос­тного диалога, дающего психотерапевтический эффект. Он умел, завязав, что называется, «на равных» предельно искрен­нюю беседу с другим человеком, заставить зазвучать в нем мо­тивы, которые делают его сильнее и, наоборот, ослабить или совершенно затормозить в нем отношения, которые ослабляют у него волю, побуждают видеть в искаженном свете действи­тельность и себя в ней, вызывают непоследовательность в по­ведении.

Возглавляя более 20 лет Ленинградский научно-исследова­тельский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, заведуя долгое время кафедрой психологии в Ленинградском университете и знакомя через свои лекционные курсы вступаю­щую в большую науку молодежь с закономерностями и меха­низмами формирования и развития таких сложных психичес­ких образований, как личность и ее отношения, как характер и способности, В. Н. Мясищев не только глубоко понимал, что усиление психологической грамотности всех слоев населения нашей страны - одно из условий гармонизации взаимоотно­шений между людьми, снижения конфликтности и напряжен­ности при их взаимодействии, но и постоянно работал над тем, чтобы психология как наука в своем развитии не стояла на мес­те, а все более эффективно проникала в еще не познанные глу­бины внутреннего мира человека.

Этот труд В. Н. Мясищева, прерванный его кончиной 4 ок­тября 1973 года, сейчас успешно продолжают его многочислен­ные ученики и последователи из созданной им научной школы.

Мясищев В. Н.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Стоимость полной версии книги 29,95р. (на 30.03.2014).

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картойами или другим удобным Вам способом.

Психология отношений:

Под редакцией А, А, Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева.

М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.

В данную книгу избранных трудов видного психолога, психоневролога, психотерапевта включены работы, раскрывающие актуальные проблемы отношений, взаимоотношений людей, место и роль этих отношений в структуре нормальной и аномальной личности. Рассматриваются взаимосвязи между характеристиками от ношений человека и особенностями его психических процессов. Книга предназначена для психологов, педагогов, врачей и студентов готовящихся к психолого-педагогической деятельности.


Видный отечественный психолог, психиатр, психотерапевт Владимир Николаевич Мясищев родился 11 июля 1893 года в Латвии в семье мирового судьи. После смерти отца семья переехала в Николаев, где прошли школьные годы будущего ученого. Раннее и глубокое увлечение литературой, изобразительным искусством, музыкой способствовало формированию у него интереса к человеку, к его мыслям, чувствам, душевным переживаниям. Не случайно, поэтому выбор будущей профессии у В. Н. Мясищева оказался связанным с профессией врача, и уже в годы обучения в основанном В. М. Бехтеревым Психоневрологическом институте он проявлял устойчивую склонность глубоко вникать в психологию больного и здорового человека. В годы гражданской войны и разрухи в полной мере у В. Н. Мясищева стали проявляться те черты будущего ученого и педагога, которые впоследствии нашли полное отражение в его научной и практической деятельности, пронизанной идеалами гуманизма, добра, справедливости.

Весь жизненный и творческий путь В.Н. Мясищева связан с разработкой важнейших научных проблем психологии, медицинской психологии, психиатрии и психотерапии. Мировосприятие В. Н. Мясищева формировалось под непосредственным влиянием прогрессивных ученых второй половины XIX в. и начала нынешнего столетия. Идеями С. П. Боткина, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других прогрессивных ученых и общественных деятелей проникнуты многие страницы трудов В. Н. Мясищева.



Непосредственным воспитателем и учителем В. Н. Мясищева был ученик и ближайший сотрудник В. М. Бехтерева Александр Федорович Лазурский , который в полной мере сформировал как научное мировоззрение В. Н. Мясищева, так и личность вдумчивого исследователя и заботливого, проницательного врача. Тесное сотрудничество В. Н. Мясищева с А. Ф. Лазурским, основателем психологической теории отношений , продолжалось до последних дней жизни видного ученого Не случайным поэтому является тот факт, что после безвременной смерти своего талантливого ученика А.Ф. Лазурского (1917 г.) В. М. Бехтерев поручил руководство одной из лучших в то время психологических лабораторий своему ученику и единомышленнику - молодому ученому В.Н. Мясищеву. Вместе они работали до смерти В. М. Бехтерева (1927 г.). Выбор Мясищевым конкретного научно-исследовательского направления в психологии и медицине в значительной степени обусловлен тем, что он (совместно с М. Я. Басовым) завершил и подготовил к печати незаконченный труд А Ф. Лазурского «Классификация личностей» (1921) . Работа над научным наследием этого крупного психолога поставила перед В. Н. Мясищевым ряд важных, перспективных проблем в области изучения личности, над решением которых он работал до конца своей жизни

Центральной научной проблемой, на многие годы привлекшей внимание, творческую энергию и вдохновение В. Н. Мясищева, явилась проблема целостной личности здорового и больного человека. Понимание человека как единства организма и личности побудило В. Н. Мясищева в своих научных исследованиях использовать объективные физиологические и психофизиологические характеристики состояния индивида для объяснения субъективных, психологических особенностей человека, его чувств, испытываемых состояний, воли. Одной из первых крупных работ, явившихся результатом многолетнего, упорного труда, стала работа В. Н. Мясищева о психологическом значении электрокожной характеристики человека. Великолепное методическое решение проблемы и высокий уровень теоретического обобщения полученных результатов позволили В. Н. Мясищеву представить свой труд в качестве докторской диссертации «Электрокожные показатели нервно-психического состояния у человека» (1944) . Прогрессивный, новаторский характер этой работы в те годы состоял в том, что В. Н. Мясищев убедительно показал возможность исследования тонких переживаний не только с точки зрения их количественных, интенсивностных характеристик, но и оценки их качества, т е. степени значимости для субъекта. Эта работа открыла одно из самых важных направлений в деятельности В. Н. Мясищева - изучение системы отношений личности человека Значение этой работы особенно велико в настоящее время, когда преодолевается разрыв между изучением организма человека и исследованиями его как личности, субъекта деятельности, индивидуальности.

В.Н Мясищев сформулировал одно из важнейших в советской психологии принципиальных положений теории личности. Он подчеркивал, что система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формируют его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более; специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких, как характер, темперамент, способности.

Раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет

Это макро- и микробытие, по-разному способствуя формированию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает в каждом случае ту субъективную «призму», через которую неповторимо своеобразно в каждом случае преломляются все воздействия, которым подвергается живой, действующий человек.

Восприятие им действительности, его память, его мышление, его воображение, его внимание, хотя и фиксируют всегда особенности объективного мира, но на всех этих его психических процессах постоянно лежит печать отношения его к разным сторонам мира, частицей которого он является.

Меняется мир, в котором живет и действует человек, изменяется его роль и положение в этом мире и как их следствие неотвратимо более или менее значительно перестраиваются имеющаяся у него «картина мира» и его отношение к разным сторонам этого мира.

Не отрицая великую роль деятельностей, которые постоянно выполняет живущий человек, для формирования его как знатока своего дела, умельца-мастера, В. Н. Мясищев вместе с тем неоднократно указывал на то, что сама по себе деятельность - игра, учение, труд - для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного «подкрепления» хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам.

В. Н. Мясищев для подтверждения этой своей научной позиции любил опираться на проверенные громадным практическим опытом мысли А. С. Макаренко о том, что выключить личность, изолировать ее, выделить ее из отношений невозможно и что «дефектные отношения, в которые оказывается включенной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и, наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности.

Кстати, очевидно, и поэтому одной из центральных проблем в научном наследии В. Н. Мясищева является проблема развития личности , которую он с успехом разрабатывал многие годы. В. Н. Мясищев считал, что отношения личности - ее потребности, интересы, склонности - являются не продуктом каких-то абстрактных исторических условий, а, прежде всего результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности - и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми.

В связи с этим источником нарушений в личности, многих форм ее патологии (и, прежде всего при неврозах) являются опять же совершенно конкретные общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие коллизии, которые человек переживает в своей жизни и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно значимых для него целей и т. д.

Таким образом, по В. Н. Мясищеву, личность - не некое застывшее, однажды сформированное и неизменяющееся с определенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, социальным воздействиям изменяющееся формирование. Истинные отношения человека к действительности, не раз подчеркивал в своих работах В. Н. Мясищев, до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях.

В. Н. Мясищева опять же в неразрывной связи с отношениями глубоко интересовала и проблема общения людей. В ряде своих работ он последовательно раскрывал взаимозависимости, которые связывают познание людьми друг, друга, отношения, которые они при этом испытывают, и обращение их друг с другом, когда им приходится совместно трудиться, учиться, отдыхать и просто вместе жить. И он показал, насколько непростыми в реальной жизни оказываются эти взаимозависимости, иногда, например, один человек испытывает по отношению к другому человеку безоглядную любовь пли с трудом подавляемую ненависть или когда он, скажем, совсем неадекватно оценивает себя.

Одним из фундаментальных трудов В. Н. Мясищева является его исследование во всей ее сложности проблемы характера . До настоящего времени в отечественной психологической литературе не имеется более глубокого и емкого освещения данной проблемы. Раскрывая сущность такого сложного психического образования, каким является характер, В. Н. Мясищев убедительнейшим образом показал, что характер - это устойчивая в каждой личности система отношений к разным сторонам действительности, проявляющаяся в типичных для личности способах выражения этих отношений в ее повседневном поведении . Он с большой научной аргументированностью предложил основы типологии и классификации характеров. Привлекая огромный фактический материал, В. И. Мясищев психологически тонко и разносторонне проанализировал конкретные разновидности формирования человеческого характера, постоянно сопрягая обнаруживающиеся в них различия с действием политических, экономических, идеологических, общекультурных, национальных и иных факторов, которые всегда проецируются на конкретные условия повседневного, будничного бытия человека, опосредованно определяя становление его характера.

Представляя психологические отношения человека как целостную систему индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности, В. Н. Мясищев очень настойчиво подчеркивал их громадное значение для проявления и развития способностей человека - тех характеристик его индивидуальности, от которых зависит успех при выполнении им многочисленных видов деятельности, участником которых он является - игры, учения, труда, направленного на создание новых технических устройств, произведений искусства, на открытия в науке. В связи с этим он всесторонне проанализировал зависимости, которые связывают способности с потребностями человека, с его склонностями, с качествами, которые доминируют в его характере 1 .

Не умаляя роли природных задатков и, других наследственно обусловленных качеств человека в том, чтобы его способности «состоялись», В. Н. Мясищев постоянно показывал значение благоприятной психологической атмосферы, учета при организации жизнедеятельности человека наиболее подходящих для развития его способностей сенситивных периодов, создания условий для настоящего творчества.

Как уже говорилось выше, В. Н. Мясищев был не только психолог, но и психиатр и психотерапевт.

Основные положения концепции В. Н. Мясищева о личности и связи ее нарушенных отношений с отклонениями в состояниях этой личности изложены в монографии «Личность и неврозы» (1960) , переведенной на ряд иностранных языков и не потерявшей ценности до настоящего времени.

Через всю эту монографию красной нитью проходит мысль: объектом психофизиологического, невропсихиатрического, психосоматического, медико-психологического и медико-педагогического исследования, а также психокоррекционного, психотерапевтического, лечебно-восстановительного и воспитательного воздействия является лишь целостный человек и прежде всего личность, понимаемая как «ансамбль отношений».

Одной из важнейших проблем, над которой В. Н, Мясищев работал в последние десятилетия своего творческого пути, являлась проблема нормы и патологии. Нет необходимости говорить о сложности этой проблемы и о том, что до настоящего времени она не решена. В существующей литературе вопросы, связанные с разграничением нормы и патологии, и даже сами понятия «психическая норма» и «психическая патология» не получили достаточно продуктивного освещения.

Одна из самых больших сложностей в разрешении этой проблемы заключается в том, что организм и личность в своем многообразии проявлений и характеристик развиваются гетерохронно. Это обусловливает неодинаковую зрелость отдельных подсистем организма человека и неодинаковый функциональный уровень развития подсистем в психической системе человека на каждом возрастном этапе.

Наиболее остра проблема нормы и патологии в пограничных дисциплинах, к которым относится и медицинская психология. Медицинскому психологу приходится иметь дело не только с лицами, имеющими, явные отклонения в психической деятельности, но и с людьми практически здоровыми, но имеющими ту дли иную форму скрытой, скрываемой, а иногда даже и заметной, но не влияющей на трудовую деятельность патологии. Особенно сложным является решение вопроса о состоянии психического здоровья человека, когда имеют место компенсированные, стертые, латентно протекающие формы пограничной психической патологии, состояния, характеризующиеся такими отклонениями, которые не замечаются «невооруженным» глазом и могут быть диагностированы лишь при применении специальных, тонких, сенсибилизированных методов психологического исследования. Эта проблема важна и потому, что очень большое количество (если не все) форм не только психических, но и соматических заболеваний проходит в своем развитии на начальных этапах, не замечаемые врачами, так называемые доклинические стадии заболевания. В этой связи уместно привести замечание Б. Г. Ананьева - сотоварища В Н. Мясищева по научной школе В. М. Бехтерева - о том, что только уточненная, высокочувствительная психологическая диагностика может выявить те патопсихологические симптомы, которые в самом начале заболевания не могут быть замечены клиницистами. Следует подчеркнуть, что Б. Г. Ананьев, делая это замечание, основывался на предположении о том, что в аномальных условиях жизни и деятельности индивида самые первые признаки нарушения здоровья следует ожидать со стороны наиболее сенситивной и наиболее тонко реагирующей на изменения внешних условий системы - со стороны психики человека. В. Н. Мясищев не только полностью разделял эту точку зрения, но и всячески побуждал своих учеников разрабатывать методы сверхранней диагностики психических отклонений.

И сам он в такой важный раздел психологии, как психодиагностика, внес очень заметный вклад. Помимо выше указанных принципиальных положений о значении психодиагностики в решении вопросов отграничения нормы и патологии В. Н. Мясищев много и плодотворно работал над созданием методического инструментария, который необходим для конкретных общепсихологических и медико-психологических обследований.

В конце 50-х - начале 60-х гг. В. Н. Мясищев один из первых в отечественной психологии ввел в практику повседневной научно-исследовательской психодиагностической работы использование новых методов изучения личности, в том числе и тех, которые были разработаны за рубежом. В. Н. Мясищев не только допускал применение зарубежных методик, но в ряде случаев считал их использование необходимым. Отношение В. И. Мясищева к экспериментально-психологическому исследованию строилось с учетом понимания имеющихся возможностей и ограничений применения различных методов, особенно тогда, когда в одном случае речь шла о здоровом, а в другом - о больном человеке. В. Н. Мясищев строго предостерегал от произвольного и не всегда правомерного перенесения методов общей психологии на исследование больных, и наоборот. Он также категорически возражал против того, чтобы экспериментально-психологическое обследование личности проводилось людьми, не имеющими глубокой теоретической профессиональной подготовки по психологии, а интерпретация результатов осуществлялась специалистами, не владеющими научными знаниями о человеке как индивиде, субъекте деятельности, личности, индивидуальности.

Наибольшее же значение, приоритет в изучении личности В. Н. Мясищев отдавал мастерству психолога в использовании им биографического, анамнестического и социально-клинического исследования, а также умелому применению метода наблюдения за поведением этой личности. Он настойчиво подчеркивал, что при профессиональных попытках проникнуть в индивидуально неповторимое своеобразие той или иной личности как тестовые, так и объективные психофизиологические методики являются лишь дополнением к методам психобиографии, анамнеза и наблюдения. И сам он как врач-психиатр, как психолог, как психотерапевт блестяще владел всеми этими методами. Ему был органически присущ редко встречаемый глубокий и постоянно проявляющийся интерес не вообще к человечеству, ак каждому конкретному человеку, с которым сводила его жизнь. И он чувствовал его бытие столь же сильно, как бытие собственного «Я». Он умел смотреть на мир не только собственными глазами, но и глазами этого человека, безошибочно определял, какое отношение вызвал у него к себе. А, так как В.Н. Мясищев исходил всегда из гуманистической установки помощи людям, он, неся в себе уникальный склад теоретика-человековеда и крупного практика, постоянно удивительно успешно помогал всем обращавшимся к нему со своими сокровенными проблемами людям - больным неврозами, супругам, запутавшимся в своих семейных делах, казалось, безнадежно одиноким людям, испытывающим травмирующие их трудности в общении, не верящим в свои способности молодым и старым профессионалам и просто всем своим коллегам, когда замечал, что им трудно.

При этом он проявлял себя непревзойденным мастером межличностного диалога, дающего психотерапевтический эффект. Он умел, завязав, что называется, «на равных» предельно искреннюю беседу с другим человеком, заставить зазвучать в нем мотивы, которые делают его сильнее и, наоборот, ослабить или совершенно затормозить в нем отношения, которые ослабляют у него волю, побуждают видеть в искаженном свете действительность и себя в ней, вызывают непоследовательность в поведении.

Возглавляя более 20 лет Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, заведуя долгое время кафедрой психологии в Ленинградском университете и знакомя через свои лекционные курсы вступающую в большую науку молодежь с закономерностями и механизмами формирования и развития таких сложных психических образований, как личность и ее отношения, как характер и способности, В. Н. Мясищев не только глубоко понимал, что усиление психологической грамотности всех слоев населения нашей страны - одно из условий гармонизации взаимоотношений между людьми, снижения конфликтности и напряженности при их взаимодействии, ад и постоянно работал над тем, чтобы психология как наука в своем развитии не стояла на месте, а все более эффективно проникала в еще не познанные глубины внутреннего мира человека.

Этот труд В. Н. Мясищева, прерванный его кончиной 4 октября 1973 года, сейчас успешно продолжают его многочисленные ученики и последователи из созданной им научной школы.



Поделиться