Сунниты и шииты страны. Сунниты и шииты: в чём разница? История и суть конфликта

Шиизм и суннизм – два самых больших течения в исламе. На протяжении столетий они неоднократно втягивались в противостояние друг с другом, и не только из-за религиозных разногласий.

Согласно Всемирной христианской энциклопедии ислам исповедуют 1,188 миллиарда человек (19,6 % населения планеты); из них суннитов – 1 миллиард (16,6 %); шиитов - 170,1 миллиона (2,8 %); хариджитов - 1,6 миллиона (0,026 %).

Две ветви

Раскол в исламе произошел вскоре поле смерти пророка Мухаммеда в 632 году, когда мусульманский Восток охватила волна вероотступничества. Арабы погрузились в пучину смут и раздора. Среди последователей пророка возник спор, кому должна принадлежать духовная и политическая власть в Арабском халифате.

Ключевой фигурой в разделении мусульман стал двоюродный брат и зять Мухаммеда праведный халиф Али ибн Абу Талиб. После его убийства часть верующих считала, что только потомкам Али принадлежит право стать наследными халифами, так как их связывают кровные узы с пророком Мухаммедом. В итоге победило большинство, которое выступало за выборных халифов.

С тех пор за первыми закрепилось название «шиитов» («приверженцы Али»). Вторые стали именоваться «суннитами» (следующие священному преданию – «суннам»).

Это коренным образом повлияло на распределение сил: сунниты на протяжении столетий доминировали на арабском Востоке, в том время как шииты вынуждены были оставаться в тени.

Сунниты - это в первую очередь история таких могущественных государств как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя. Шииты – их извечная оппозиция, подчиняющаяся принципу «такия» («благоразумие» и «осмотрительность»). Вплоть до конца XX столетия взаимоотношения двух ветвей ислама обходились без серьезных вооруженных столкновений.

Противоречия

Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам.

Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность приобретают сунны – свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда.

По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина.

Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды.

Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие как ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, согласно которой шииты называют своих аятолл (религиозный титул) посланниками Аллаха.

Сунниты не признают непогрешимость людей, в то время как шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, принципах и вере.

Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами согласно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда.

В настоящее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура.

Расходятся сунниты с шиитами и в оценке временного брака. Сунниты считают, что временный брак разрешил пророк Мухаммед во время одного из своих военных походов, однако вскоре его же и отменил. Но шиитские проповедники, ссылаясь на один из аятов, признают временные браки и не ограничивают их количество.

Течения

Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет множество течений, заметно разнящихся друг от друга.

Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики – почитание умерших учителей – или концепции ­– растворения суфия в Боге – и вовсе признаны противоречащими исламу.

Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты. В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире.

Большинство мусульманских богословов называют ваххабизм радикальным крылом ислама. Борьба последних за очищение ислама от «чуждых примесей» зачастую выходит за рамки истинного учения и приобретает откровенно террористический характер.

Без радикальных сект не обошелся и шиизм. Однако в отличие от ваххабизма они не несут сколь-нибудь серьезной угрозы обществу. Например, гурабиты верят, что двоюродные братья Мухаммед и Али были внешне похожи друг на друга, и поэтому ангел Джабриль ошибочно дал пророчество Мухаммеду. А дамийты и вовсе утверждают, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.

Более значимым течением в шиизме является исмаилизм. Его последователи придерживаются концепции, согласно которой Аллах вселял свою божественную сущность в земных пророков – Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Приход седьмого мессии, по их убеждениям, принесет миру всеобщую справедливость и благоденствие.

Одной из отдаленных ветвей шиизма считают алавитов. В основе их догматов просматриваются самые разные духовные традиции – доисламских религий, гностического христианства, греческой философии, астральных культов. К алавитам принадлежит семья действующего президента Сирии Башара Асада.

Эскалация конфликта

Исламская революция 1979 года в Иране коренным образом повлияла на взаимоотношения суннитов и шиитов. Если в 50-е и 60-е годы XX столетия вслед за обретением арабскими странами независимости был взят курс на их сближение (к примеру, браки между суннитами и шиитами считались нормой), то теперь арабы оказались втянуты в открытое вооруженное противостояние.

Революция в Иране способствовала росту религиозного и национального самосознания шиитов, которые заметно укрепили свои позиции в Ливане, Ираке и Бахрейне.

В последние годы Ближний Восток стал ареной значимых мировых событий. «Арабская весна», крушение диктатур, войны и непрекращающееся противостояние между влиятельными игроками в регионе стали важнейшими темами международных отношений. Недавно стало о самых масштабных потерях арабской коалиции с начала боевых действий в Йемене. Политические и военные баталии зачастую оттесняют на второй план один из основных аспектов многовековых противоречий - религиозную рознь. Лента.ру постаралась выяснить, какое влияние на ситуацию в регионе оказывает раскол между суннитами и шиитами и в чем его причины.

Шахада

«Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед - Пророк Аллаха», - так звучит шахада, «свидетельство», первый столп ислама. Эти слова известны каждому мусульманину, в какой бы стране мира он ни жил и на каком бы языке ни говорил. В Средневековье троекратное произнесение шахады «с искренностью в сердце» перед официальным лицом означало принятие ислама.

Противоречия между суннитами и шиитами начинаются уже с этой краткой декларации веры. В конце своей шахады шииты добавляют слова «…и Али - друг Аллаха». Правоверный халиф Али ибн Абу Талиб - один из первых руководителей молодого исламского государства, двоюродный брат пророка Мухаммеда. Убийство Али и гибель его сына Хусейна стали прологом к гражданской войне внутри мусульманского сообщества, расколовшей единую общину - умму - на суннитов и шиитов.

Сунниты полагают, что халифа нужно избирать голосованием уммы среди наиболее достойных мужчин племени курейшитов, из которого происходил Мухаммед. Шииты, в свою очередь, выступают за имамат - форму руководства, при которой высший руководитель является и духовным, и политическим лидером. Имамом, по мнению шиитов, могут быть только родственники и потомки пророка Мухаммеда. Кроме того, по словам президента Института религии и политики Александра Игнатенко, шииты считают Коран, использующийся суннитами, фальсифицированным. По их мнению, оттуда убраны аяты (стихи), в которых говорится о необходимости назначения Али преемником Мухаммеда.

Фото: Unknown / Brooklyn Museum / Corbis / EastNews

«В суннизме запрещены изображения в мечетях, а в шиитских "хусейниях" очень много изображений Хусейна, сына Али. В шиизме даже есть течения, последователей которых заставляют поклоняться самим себе. В их мечетях вместо стен и михраба (ниша, которая указывает направление на Мекку - прим. «Ленты.ру» ) установлены зеркала», - рассказал Игнатенко.

Эхо раскола

На религиозные разногласия наложились этнические: суннизм в первую очередь является религией арабов, а шиизм - персов, хотя существует множество исключений. Не раз убийства, грабежи и погромы объяснялись стремлением наказать еретиков. В XVIII веке, к примеру, сунниты-ваххабиты захватили священный шиитский город Кербелу и устроили там массовую резню. Это преступление до сих пор не прощено и не забыто.

Фото: Morteza Nikoubazl / Zuma / Global Look

Сегодня оплотом шиизма является Иран: аятоллы считают защиту шиитов всего мира своим долгом и обвиняют суннитские страны региона в их притеснении. 20 арабских стран - за исключением Бахрейна и Ирака - преимущественно суннитские. Суннитами же являются в основном и представители многочисленных радикальных течений, воюющих в Сирии и Ираке, в том числе боевики «Исламского государства».

Возможно, если бы шииты и сунниты жили компактно, ситуация была бы не столь запутанной. Но в шиитском Иране, к примеру, есть нефтеносный район Хузестан, населенный суннитами. Именно там шли основные бои в ходе восьмилетней ирано-иракской войны. Аравийские монархии называют этот регион не иначе как «Арабистан» и не собираются прекращать борьбу за права суннитов Хузестана. С другой стороны, иранские лидеры порой публично называют арабский Бахрейн провинцией Ирана, намекая на то, что шиизм там исповедует подавляющее большинство населения.

Йеменский кризис

Но самой горячей точкой на линии суннитско-шиитского противостояния остается Йемен. Когда началась «Арабская весна», диктатор Али Абдалла Салех добровольно ушел в отставку, президентом стал Абд-Раббо Мансур Хади. Мирный переход власти в Йемене стал излюбленным примером западных политиков, которые доказывали, что авторитарные режимы Ближнего Востока можно в одночасье сменить на демократические.

Однако вскоре обнаружилось, что спокойствие это мнимое: на севере страны активизировались шииты-хоуситы, которых забыли учесть при заключении сделки между Салехом и Хади. Ранее хоуситы неоднократно воевали с президентом Салехом, но все конфликты неизменно заканчивались вничью. Новый лидер показался хоуситам слишком слабым и неспособным противостоять радикальным суннитам из «Аль-Каиды на Аравийском Полуострове» (АКАП), активно действовавшим в Йемене. Шииты решили не ждать, пока исламисты возьмут власть и перережут их как вероотступников-муртадов, и нанести удар первыми.

Фото: Khaled Abdullah Ali Al Mahdi / Reuters

Их операции развивались успешно: хоуситские отряды объединились с войсками, верными Салеху, и стремительно прошли страну с севера на юг. Пала столица страны - Сана, и бои развернулись за южный порт Аден, последний оплот Хади. Президент и правительство бежали в Саудовскую Аравию. Суннитские власти нефтяных монархий Залива разглядели в происходящем иранский след. Тегеран не стал отрицать, что сочувствует делу хоуситов и поддерживает их, но при этом заявил, что действия повстанцев не контролирует.

Напуганный успехами шиитов в Йемене, Эр-Рияд при поддержке других суннитских стран региона в марте 2015 года масштабную воздушную кампанию против хоуситов, попутно поддерживая силы, верные Хади. Целью было провозглашено возвращение к власти бежавшего президента.

К концу августа 2015 года техническое превосходство арабской коалиции позволило ей у хоуситов часть захваченных земель. Министр иностранных дел правительства Хади заявил, что наступление на столицу начнется в течение двух месяцев. Однако этот прогноз может оказаться слишком оптимистичным: до сих пор успехи суннитской коалиции достигались в основном за счет значительного численного и технического превосходства, и если Иран всерьез решит помочь единоверцам вооружением, ситуация может измениться.

Разумеется, объяснять конфликт между хоуситами и властями Йемена исключительно религиозными причинами было бы неверно, однако они играют значительную роль в новой «большой игре» в Заливе - столкновении интересов шиитского Ирана и суннитских стран региона.

Союзники поневоле

Еще одно место, где суннитско-шиитские противоречия во многом определяют политический ландшафт, - это Ирак. Исторически в этой стране, где большинство населения составляют шииты, правящие посты занимали выходцы из суннитских кругов. После свержения режима Саддама Хусейна во главе страны наконец встало шиитское правительство, не желавшее идти на уступки суннитам, оказавшимся в меньшинстве.

Неудивительно, что когда на политической арене появились радикалы-сунниты из «Исламского государства» (ИГ), им без особых проблем удалось захватить провинцию Анбар, населенную в основном их единоверцами-суннитами. Чтобы отбить Анбар у ИГ, армии пришлось прибегнуть к помощи шиитского ополчения. Это пришлось не по вкусу местным суннитам, включая тех, которые до того сохраняли лояльность Багдаду: они считали, что шииты хотят захватить их земли. Сами шииты о чувствах суннитов особо не беспокоятся: так, операцию по освобождению города Рамади ополченцы назвали «Служим тебе, Хусейн» - в честь сына праведного халифа Али, убитого суннитами. После критики из Багдада ее переименовали в «Служим тебе, Ирак». Нередко отмечались случаи мародерства и нападений на местных суннитов при освобождении населенных пунктов.

США, которые оказывают поддержку иракским частям с воздуха, относятся к участию в операциях шиитского ополчения без особого восторга, настаивая на его полной подконтрольности багдадским властям. США опасаются усиления влияния Ирана. Хотя в борьбе против ИГ Тегеран и Вашингтон оказались по одну сторону баррикад, они старательно делают вид, что никак не контактируют друг с другом. Тем не менее американские самолеты, удары по позициям ИГ, заслужили среди суннитов прозвище «шиитской авиации». А идея о том, что США выступают на стороне шиитов, активно используется в исламистской пропаганде.

При этом показательно, что до момента американского вторжения в Ирак конфессиональная принадлежность играла в стране второстепенную роль. Как отмечает директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО(У) Вениамин Попов, «во время ирано-иракской войны солдаты-шииты фактически воевали друг с другом, на первом месте стоял вопрос гражданства, а не веры». Уже после того как офицерам-суннитам армии Саддама Хусейна запретили служить в вооруженных силах нового Ирака, они массово начали вступать в ряды исламистов. «До этого времени они вообще не задумывались, сунниты они или шииты», - подчеркнул Попов.

Ближневосточный клубок

Сложность политики Ближнего Востока не исчерпывается противостоянием между суннитами и шиитами, однако оно оказывает существенное влияние на происходящее, и без учета этого фактора невозможно составить полное представление о ситуации. «Можно говорить о переплетении противоречий - религиозных, политических, исторических и геополитических конфликтов, - отмечает Игнатенко, - в них нельзя найти начальную нить, и разрешить их невозможно». С другой стороны, нередко звучат мнения о том, что религиозные разногласия - лишь ширма для прикрытия истинных политических интересов.

Пока политики и духовные лидеры пытаются распутать клубок ближневосточных проблем, конфликты региона выплескиваются за его пределы: 7 сентября стало известно, что в Европу под видом беженцев до четырех тысяч боевиков ИГ (террористической группировки «Исламское государство», деятельность которой запрещена на территории России).

Ислам разделяется на два крупнейших течения - суннизм и шиизм. На данный момент сунниты составляют около 85–87% мусульман, а количество шиитов не превышает 10%. О том, как ислам раскололся на эти два направления и чем они отличаются.

КОГДА И ПОЧЕМУ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ИСЛАМА РАСКОЛОЛИСЬ НА СУННИТОВ И ШИИТОВ?

Мусульмане раскололись на суннитов и шиитов по политическим причинам. Во второй половине VII века после окончания правления халифа Али* в Арабском халифате** возникли споры о том, кто займёт его место. Дело в том, что Али был зятем Пророка Мухаммеда***, и часть мусульман считала, что власть должна перейти именно его потомкам. Эту часть стали называть «шиитами», что в переводе с арабского значит «власть Али». В то время, как другие последователи ислама ставили под сомнение исключительную привилегированность этого рода и предлагали большинством мусульманской общины выбрать другую кандидатуру из потомков Мухаммеда, объясняя свою позицию выдержками из сунны - второго после Корана**** источника исламского права, отчего стали называться «суннитами».

КАКОВЫ РАЗЛИЧИЯ В ТОЛКОВАНИИ ИСЛАМА У СУННИТОВ И ШИИТОВ?

Сунниты признают исключительно пророка Мухаммеда, шииты же равно почитают как Мухаммеда, так и его двоюродного брата Али.

Сунниты и шииты по-разному выбирают высшую власть. У суннитов она принадлежит избираемым или назначаемым духовным лицам, а у шиитов представитель высшей власти должен быть исключительно из рода Али.

Имам. Для суннитов это духовное лицо, которое заведует мечетью. Для шиитов это духовный лидер и потомок пророка Мухаммеда.

Сунниты изучают весь текст сунны, а шииты только ту её часть, которая рассказывает о Мухаммеде и членах его семьи.

Шииты верят, что однажды в лице «скрытого имама» придёт мессия.

Могут ли сунниты и шииты вместе совершать намаз и хадж?

Последователи различных течений ислама могут совершать намаз (ежедневное пятикратное чтение молитв) вместе: в некоторых мечетях это активно практикуется. Кроме того, сунниты и шииты могут осуществлять совместный хадж - паломничество в Мекку (священный город мусульман на западе Саудовской Аравии).

В каких странах большие шиитские общины?

Больше всего последователей шиизма живёт в Азербайджане, Бахрейне, Ираке, Иране, Ливане и Йемене.

*Али ибн Абу Талиб - выдающийся политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять пророка Мухаммеда; первый имам в учении шиитов.

**Арабский халифат - исламское государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII–IX вв. Располагалось на территории современных Сирии, Египта, Ирана, Ирака, юга Закавказья, Средней Азии, севера Африки и юга Европы.

***Пророк Мухаммед (Мухаммад, Магомед, Мохаммед) - проповедник единобожия и пророк ислама, центральная фигура в религии после Аллаха.

****Коран - священная книга мусульман.

***************

РАССЕЛЕНИЕ ШИИТОВ И СУННИТОВ

Подавляющее большинство мусульман на планете составляют сунниты. Антипатии между общинами внутри ислама более распространены, чем между самим исламом и другими религиозными верованиями и их сторонниками. В некоторых странах теологические и культурные различия между суннитами и шиитами приводят к насилию.

Выходящий в Лондоне журнал «Джейн» пишет, что шииты составляют большинство в Азербайджане, Иране и Бахрейне. В Ираке шииты составляют больше половины населения. В Саудовской Аравии шиитов уже только около 10 процентов.

Преобладание суннитов наблюдается в Афганистане, Пакистане, Кувейте и Объединенных Арабских Эмиратах. В Индии, с общим количеством в более чем один миллиард жителей, абсолютное большинство процентов мусульман принадлежат к общине суннитов.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

После смерти пророка Мухаммеда в 632 году нашей эры, в среде его последователей возникло разногласие по поводу того, кто должен стать его преемником. Те, кто склонялся к идее избрания преемника через согласие, полученное в Халифате, стали называться суннитами.

Меньшинство же предпочитало видеть преемником пророка Мухаммеда избранного по семейному родству с пророком. Они выбрали своим имамом двоюродного брата пророка - Али. Это меньшинство стало известно под названием Шиит Али, то есть группой сторонников имама Али.

В 680 году в Кербале в Ираке был убит суннитами сын имама Али – Хуссейн, и это ещё больше обострило противоречия между суннитами и шиитами.

Разногласия между шиитским и суннитским Исламом отражаются на всех аспектах Исламского закона. В странах со значительным и влиятельным мусульманским населением эти различия влияют на государственные законы, особенно касающиеся семьи и общества. Это приводит не только к дискуссиям, но во многих случаях ведет к репрессиям со стороны правящих элит...

ГЛАВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Исламский свод законов, безотносительно практики суннитов или шиитов, базируется на Коране, суннах (обычаях пророка Магомета), соотносясь с хадитами (высказываниями Пророка и его сторонников), джияс (подобиями, аналогами) и понятием «ижтихад» (личными умозаключениями).

Именно от них произрастает Исламский закон (шариа), который не систематизируется, но подвергается истолкованию советом компетентных личностей (улема). Источники истолкования Исламского закона (Шариа) не устанавливают различия между Исламом шиитов и суннитов. Но различия между двумя течениями возникают как следствие интерпретации хадитов (высказываний Пророка и его сподвижников).

В случае шиитов в истолкование включены высказывания имамов. В шиитском Исламе имамы являются не просто ведущими молитв, но и носителями сверхъестественных знаний и обладателями бесспорного авторитета. Это является главной причиной их расхождения с суннитами.

ВОПРОСЫ БРАКА

Различия в интерпретации суннитами и шиитами исламского закона - шариата - стали ещё более разительными. Как отмечает британский журнал «Джейн», в Южной Азии и на Ближнем Востоке это часто приводило и продолжает приводить к насилию.

Власть каждого из основных течений ислама в странах этого региона часто создавала проблемы, влияющие на исламский закон. Например, шииты не придерживаются суннитского правила считать развод состоявшимся с момента провозглашения его стороной мужа. В свою очередь, сунниты не принимают шиитскую практику временного супружества.

В Индии в 2005 году шииты отказались следовать распоряжениям, исходящим от Всеиндийского мусульманского совета в вопросах замужества, развода и получения наследства. Шииты заявили, что Совет, в котором большинство составляли сунниты, в своих решениях склонялся к суннитским истолкованиям вопросов брака.

РОСТ ПРОТИВОСТОЯНИЯ

Иранская революция 1979 года вызвала встревоженность возможным распространением влияния шиитов в Персидском заливе и Пакистане.

Британский журнал «Джейн» акцентировал внимание на том, что в своих жёстких интерпретациях Корана ваххабиты призывают к действиям против неверующих и особенно шиитов, которых они считают отъявленными еретиками.

Саудовская Аравия энергично поддерживала суннитскую доктрину щедрыми субсидиями лидеров на местах, таких как пакистанский президент Мухаммед Зия уль-Хак, с целью противостоять влиянию шиитов путём расширения сети исламских школ - медресе. Саудовцы стремились к тому, чтобы эти школы симпатизировали суннитскому исламу и поддерживали ваххабитское его истолкование.

Акции имели очевидный успех. Быстрый рост суннитского радикализма способствовал вербовке боевиков для движения сопротивления в Афганистане против советской оккупации. Позднее это активизировало движение «Талибан» и сторонников Усамы бен Ладена.

Так что государственные лидеры уже сталкиваются с необходимостью находить пути, на которых обе общины - и суннитская и шиитская - смогут нормально функционировать и мирно сосуществовать.

Конфликты между шиитами и суннитами случаются до сих пор, но в наше время они чаще носят политический характер. За редким исключением (Иран, Азербайджан, Сирия) в странах, населенных шиитами, вся политическая и экономическая власть принадлежит суннитам. Шииты чувствуют себя обиженными, их недовольством пользуются радикальные исламские группировки, Иран и западные страны, давно освоившие науку стравливания мусульман и поддержки радикального ислама ради «победы демократии». Шииты активно боролись за власть в Ливане, а в прошлом году восстали в Бахрейне, протестуя против узурпации суннитским меньшинством политической власти и нефтяных доходов.

В Ираке после вооруженной интервенции США шииты пришли к власти, в стране началась гражданская война между ними и прежними хозяевами - суннитами, а светский режим сменился мракобесием. В Сирии противоположная ситуация - там власть принадлежит алавитам, одному из направлений шиизма. Под предлогом борьбы с засильем шиитов в конце 70-х годов террористическая группировка «Братья-мусульмане» развязала войну против правящего режима, в 1982 году мятежники захватили город Хама. Мятеж был подавлен, погибли тысячи людей. Сейчас война возобновилась - но только теперь, как и в Ливии, бандитов именуют повстанцами, их открыто поддерживает все "прогрессивное" западное человечество во главе с США.

В бывшем СССР шииты живут в основном в Азербайджане. В России их представляют те же азербайджанцы, а также небольшое число татов и лезгин в Дагестане.

Серьёзных конфликтов на постсоветском пространстве пока не наблюдается. Большинство мусульман весьма смутно представляют себе разницу между шиитами и суннитами, а азербайджанцы, живущие в России, за неимением шиитских мечетей нередко посещают суннитские.

В 2010 году случился конфликт между председателем президиума Духовного управления мусульман европейской части России, председателем Совета муфтиев России, суннитом Равилем Гайнутдином и главой Управления мусульман Кавказа, шиитом Аллахшукюром Пашазаде. Последнего обвинили в том, что он шиит, а большинство мусульман России и СНГ - сунниты, следовательно, шиит не должен управлять суннитами. Совет муфтиев России пугал суннитов «шиитским реваншем» и обвинял Пашазаде в работе против России, поддержке чеченских боевиков, излишне тесных отношениях с Русской православной церковью и притеснении суннитов в Азербайджане. В ответ Управление мусульман Кавказа обвинило Совет муфтиев в попытке срыва Межрелигиозного саммита в Баку и в разжигании розни между суннитами и шиитами.

Эксперты полагают, что корни конфликта - в состоявшемся в 2009 году учредительном съезде Консультативного совета мусульман СНГ в Москве, на котором Аллахшукюр Пашазаде был избран главой нового альянса традиционных мусульман. Инициатива получила высокую оценку президента России, а демонстративно бойкотировавший её Совет муфтиев оказался в проигрыше. В разжигании конфликта подозревают и западные спецслужбы.

Анализ внутриполитической обстановки в Ираке, сложившейся к середине апреля 2004 года, не позволяет квалифицировать недавнее вооруженное сопротивление некоторых шиитских группировок как массовое восстание иракских шиитов против оккупационных сил международной коалиции. Однако, вне всякого сомнения, это знаковое явление, которое можно рассматривать как обострение внутрииракской борьбы за власть и как результат влияния на ситуацию в этой стране третьих стран.

Последователей шиизма в исламском мире всего десять процентов. В Ираке шииты составляют более 60% населения. Однако в течение столетий верховная власть в этой стране принадлежала суннитам. Так было и во времена турецкого владычества, и продолжалось после появления в начале 20-х годов ХХ века на политической карте мира государства Ирак. Причем именно в последние десятилетия в эпоху правления диктатора-суннита Саддама Хусейна иракские шииты подвергались особо жестоким репрессиям.

В Сирии и Ливане, напротив, шиитское меньшинство имеет огромное влияние и власть. Шиитские общины активно действуют в Саудовской Аравии, Бахрейне, Йемене, а также Афганистане, Пакистане и Индии. Шиитами являются большинство населения Азербайджана.

Но главный оплот шиизма в мире – это, безусловно, Иран, где около 90 процентов граждан исповедуют шиитское направление ислама. Однако не только конфессиональный состав населения определяет роль Ирана в исламской цивилизации.

25 лет назад в результате исламской революции к власти в этой стране пришло шиитское духовенство, которое и создало новое государственное образование — Исламскую Республику Иран (ИРИ). В ИРИ в наиболее конституциональном виде проявляется шиитский фактор, оказавший формообразующее влияние на государственное устройство, юриспруденцию, политику, военное строительство, на все стороны жизни иранского общества.

В современном Иране официально господствует конституционно закрепленная идеология шиизма, которую можно определить как –«панисламский неошиизм Хомейни». При этом следует отметить, что шиизм в современном Иране не только религия, но и политика. Как утверждают сами иранские богословы, «наша политика — то же самое, что наша религия, а наша религия — то же, что наша политика».

В рамках учения Хомейни, на базе его основополагающих концепций формируются национальные (государственные) интересы не только Ирана, но и значительной части мусульманской цивилизации, прежде всего, ее шиитской части.

Именно здесь явственно проявляется главный политический стержень официальной идеологии ИРИ — концепция «экспорта исламской революции». И эта концепция имеет не только идеологический смысл, но и юридический, так как она закреплена в Конституции ИРИ и определяет основное направление военно-политической доктрины ИРИ.

Так, например, политическая составляющая военно-политической доктрины Ирана пронизана принципом экспорта исламской революции. Вся государственная машина Исламской Республики Иран, включая и военные, и гражданские институты, призвана осуществлять политику верхушки иранского шиитского духовенства по экспорту исламской революции по иранскому образцу в другие страны. Эта политика осуществляется, условно говоря, тремя методами: «мирным» (пропагандистским), «полувоенным» (подрывным, диверсионно-террористическим) и «военным».

«Военный» метод экспорта исламской революции по иранскому образцу с момента разработки аятоллой Хомейни доктринальных концепций был основным, и он активно использовался на практике в течение восьми лет в войне против Ирака, в войне, которая была навязана режимом Саддама Хусейна.

Однако из войны Исламская Республика вышла другой. Скончался лидер исламско-шиитской революции аятолла Хомейни. К власти пришли прагматики во главе с президентом Али Акбар Хашеми Рафсанджани. Он инициировал экономические рыночные реформы, позволившие открыть границы, раскрепостить иранский бизнес и выйти из послевоенного кризиса. Нынешний президент Мохаммад Хатами с 1997 года продолжил реформаторский курс, в который он внес свои коррективы. Исламско-шиитская революция в Иране эволюционирует.

Историческая наука утверждает, что любая революция изменяется в своем развитии и в итоге заканчивается. В современном Иране проходят аналогичные процессы. Как возглавляемые президентом-реформатором Хатами, так и его консервативные оппоненты во главе с Рафсанджани, добившиеся успеха на последних парламентских выборах, демонстрируют способность понять тенденции и динамику современного развития своего общества и мировых социально-экономических процессов и скоординировать внутри и внешнеполитические векторы. Не в последнюю очередь речь идет о существенном изменении взглядов иранских идеологов и политиков на пути и методы осуществления «экспорта исламской революции».

Но это отнюдь не означает, что Иран отказывается от идеи региональной гегемонии, которую начал претворять в жизнь еще сорок лет назад свергнутый радикальными шиитами шах Мохаммад Реза Пехлеви. Напротив, утопическая идея всемирной исламской р-р-революции трансформировалась в более реальную идею доминирования персо-шиитов на региональном уровне, то есть, прежде всего, на Ближнем и Среднем Востоке. Причем религиозная составляющая этой идеи прагматично переплелась с националистической. Постепенно прагматизм в государственной политике Тегерана стал превалировать над идеологическими соображениями, прежде всего в сфере безоговорочной поддержки единоверцев-шиитов. Это выразилось не только в отказе от силового экспорта идей исламской революции и прямолинейной пропаганды исламского фундаментализма, но и в корректировке внешней политики ИРИ. (Пример – проармянская позиция Ирана в азербайджано-армянском конфликте).

При всем этом для достижения своих региональных целей Иран продолжает использовать шиитские инструменты для формирования своей политики на Ближнем и Среднем Востоке. Тегеран оказывает поддержку афганским шиитам, спонсирует ливанскую экстремистскую группировку «Хезболла». На Иран традиционно ориентируется представители шиитского духовенства в Ираке.

Ирак – это постоянная головная боль Тегерана.

С приходом в VII веке на территорию современного Ирака арабов между двумя странами существовали и продолжают существовать серьезные разногласия и противоречия, уходящие корнями глубоко в историю. В 1979 году к ним добавились идеологические, возникшие сразу же со сменой режимов в Ираке и Иране. Одновременный взрывообразный рост политических амбиций в этих странах, базирующийся на взаимоисключающих идеолого-политических и военных доктринах, оплодотворенных исторически сложившейся неприязнью, а также личной ненавистью аятоллы Хомейни и Саддама Хусейна привели в 80-м году к долгой и кровопролитной войне, которая юридически еще не закончилась, так как с 1988 года – года прекращения военных действий – мирный договор между двумя странами так и не подписан.

Более того, на протяжении всех 15 лет с момента прекращения боевых действий Иран активно использовал шиитский фактор, готовя у себя на территории «пятую колонну» против своего заклятого врага Саддама Хусейна. Так, с одобрения и под патронажем военно-политического руководства ИРИ лидер иракских шиитов верховный аятолла Мухаммад Бакр аль-Хаким, будучи в изгнании в Иране, создал и возглавлял группировку – Высший совет исламской революции Ирака (ВСИРИ). ВСИРИ – это не только политическая организация. Под ее руководством действует мощное вооруженное формирование корпус «Бадр», которое по западным источникам, имеет под ружьем более 30 тыс. боевиков, а также современное вооружение и боевую технику.

За это время иранцы осуществили целую серию тайных и явных операций против саддамовского режима с применением своего главного оружия – иракских шиитов. Причем, следует отметить, что в силу того, что правящая элита в Иране не монолитна, различные политические и финансовые группировки этой страны имели своих собственных «подопечных» среди шиитской общины Ирака. Соответственно, иранские радикалы поддерживали иракских, а иранские либералы — своих единомышленников в Ираке. Зачастую, этот патронаж осуществлялся вне рамок официальной государственной политики Тегерана. Важную роль играли (и играют) различные исламские фонды, действующие в Иране. На их мощные военно-политические и финансовые плечи был переложен основной груз поддержания иракских шиитских группировок в постоянной готовности к сопротивлению официальному Багдаду.

Естественно, в Иране с удовлетворением восприняли свержение ненавистного режима Саддама Хусейна. Но проблема для Тегерана заключалась в том, что уничтожение этого антишиитского режима было осуществлено руками коалиционных сил во главе с США – главным политико-идеологическим противником ИРИ. Поэтому с самого начала Иран, заняв официально нейтральную позицию, выступал против присутствия войск США в Ираке и за передачу всей полноты власти иракцам. Имея в виду тот факт, что шииты Ирака представляют собой большинство населения – то по всем демократическим нормам, насаждаемым, кстати, самими американцами, шииты должны пользоваться властными привилегиями. Но это, конечно, не входит в планы Вашингтона. Там хорошо понимают степень влияния Тегерана на иракских шиитов.

И действительно. На протяжении долгих лет саддамовской тирании шииты находили понимание в соседнем Иране, где в политической, можно сказать, эмиграции находились сотни тысяч иракцев. Как было уже сказано, лидер иракских шиитов Верховный аятолла Мухаммад Бакр аль-Хаким много лет провел в Иране, возглавляя ВСИРИ и координируя антисаддамовскую борьбу иракских шиитов. Вернувшись из иранской эмиграции в Ирак в мае 2003 года, Мухаммад Бакр аль-Хаким был убит в результате теракта.

После его смерти формальным лидером иракских шиитов стал аятолла Али ас-Систани — иранец по происхождению. Он является авторитетом для шиитов не только в Ираке, но и в Иране и Ливане. Однако известно, что шииты – неконсолидированная общность, поделенная на последователей различных религиозных лидеров. Вокруг каждого из них группируются их последователи, почитатели, иногда носящие на груди автоматы Калашникова.

Сегодня в Ираке кроме ас-Систани все большую силу набирает Муктада ас-Садр. Примечательно, что оба религиозных деятеля не входят во Временный управляющий совет Ирака.

Следует отметить, что взгляды двух лидеров иракских шиитов диаметрально противоположны.

Али ас-Систани, ныне, возможно, один из самых умеренных шиитских религиозных авторитетов в Ираке — здравомыслящий и открыто аполитичный человек. Он – традиционалист, заявляющий, что роль шиитского духовенства должна быть исключительно духовной. Воспринимая Иран как оплот шиизма, он не приемлет основной принцип государственного устройства исламской республики «Велаяте Факих». В силу этого его поддержка из Тегерана не столь сильна. В отличие от Муктада ас-Садра – сторонника иранского революционного пути по заветам аятоллы Хомейни.

Именно поэтому, по мнению политологов, Муктада ас-Садр получает все более мощную поддержку со стороны сторонников жесткой линии в Иране. В отличие от аятоллы ас-Систани, Муктада разделяет взгляды иранского лидера аятоллы Али Хаменеи и главы судебной власти ультраконсерватора Махмуда Хашеми Шахруди, с которыми он поддерживает постоянные контакты и, как считают иностранные наблюдатели, не только духовные. Полагают, что он напрямую финансируется из Тегерана, чтобы обеспечить осуществление двойной стратегии – борьбы с шиитскими традиционалистами и умеренными клерикалами, а также для достижения главной цели — установление исламистского режима в Ираке, наподобие иранского.

Хотя, конечно, в Тегеране прекрасно понимают, что шансы на создание в Ираке шиитской государственности по лекалам ИРИ чрезвычайно малы.

Через год после свержения Саддама Хусейна становится все более очевидным, что в стране образовался вакуум власти. Американцы не смогли решить проблемы перехода от диктатуры к демократии. Более того, у американской администрации в Ираке не оказалось четкого плана послевоенного устройства страны. Белый дом настаивает на передаче власти в Ираке переходному правительству в намеченный срок – 30 июня, однако ни структуры новых властей, ни их полномочия до сих пор не объявлены. Такое положение инициирует усиление борьбы за власть в Ираке не только на уровне всех этнических и конфессиональных групп страны, но и внутри шиитской общины. Все хотят иметь свой кусок власти 1 июля.

Совершенно очевидно, что иранцы пытаются использовать возникшую ситуацию для создания в этом иракском властном хаосе плацдарма для расширения собственного влияния в будущем постоккупированном Ираке.

Благо для этого у Ирана есть все возможности.

Известно, что Иран был первым государством региона, официально признавшим после свержения режима Саддама Хусейна Временный управляющий совет Ирака. При этом следует отметить, что в свою очередь официальный Багдад в лице всех шиитских делегатов ВУСИ (составляющие в нем большинство), в том числе светский деятель Ахмед Чалаби, смотрят в сторону Тегерана.

Тегеран в течение года много сделал для интенсификации ирано-иракских межгосударственных отношений. На официальном высоком уровне состоялись взаимные визиты. Произошла активизация экономических связей между двумя странами. Так, достигнуты соглашения о строительстве двух железнодорожных веток, одна из которых будет проложена по маршруту Багдад – Касре-Ширин – Керманшах – Тегеран, а другая по маршруту Басра – Шаламче – Хорремшехр. До конца 2004 года начнется строительство нефтепровода из Ирака в Иран. Насосные станции смогут перекачивать около 400 тыс. баррелей нефти в день в иранский порт Абадан. Коммерческий и Экспортный банки Ирана открыли свои филиалы в иракской провинции Сулеймания. Резко возросла торговля между двумя странами, в том числе и региональная. На некоторых участках ирано-иракской границы товарообмен увеличился в два раза.

Однако этими официальными мероприятиями не ограничивается влияние Ирана на Ирак.

Как считают иностранные аналитики, апрельские вооруженные выступления группировки радикального ас-Садра, являющиеся попыткой заявить о себе как реальном претенденте на видное (если не первое) место в будущем руководстве Ирака, полностью отвечают интересам Ирана в этой стране. Конечно, речь не идет о личности этого молодого и амбициозного шейха. Вряд ли Тегеран уж очень желает видеть его в высших властных структурах нового Ирака. Бывший президент ИРИ Рафсанджани, по-прежнему являющийся политиком первого плана, даже назвал ас-Садра «амбициозным юнцом, подающим слишком громкий голос». Не очень-то лестное высказывание по адресу религиозного деятеля. Но через ас-Садра Тегеран дает однозначный сигнал Вашингтону. Сигнал, который ясно показывает, кто правит бал в Ираке, кто незаменимый игрок на иракском поле.

В Ираке Ираном задействованы самые различные «шиитские рычаги». Одновременно Тегеран, как и подобает опытному игроку, ведет многоходовую сложную игру по линии Ирак – США.

Глава внешнеполитического ведомства Ирана Камаль Харрази подтвердил, что по просьбе США его страна готова оказать посреднические услуги по урегулированию кризиса, вызванного вооруженными выступлениями ас-Садра. Он сказал, что большую роль в налаживании непрямых контактов между Ираном и США по этому вопросу сыграло посольство Швейцарии в Тегеране (представляющее в ИРИ интересы американцев).

И уже 14 апреля делегация иранского МИД во главе с высокопоставленным дипломатом Хосейном Садеги прибыла в Ирак с целью содействия урегулированию конфликта между силами коалиции и сторонниками радикального шиитского имама Муктады ас-Садра, а также поиска вместе с иракскими высокопоставленными лицами путей урегулирования кризиса в этой стране.

Иранская делегация провела встречи и переговоры с высшими религиозными деятелями Ирака, прежде всего, с шиитским духовным лидером великим аятоллой Али ас-Систани, с мятежным ас-Садром, а также представителями Временного управляющего совета и политическими лидерами этой страны.

Тегеран пытается не допустить осквернения шиитских святынь в случае военной операции сил коалиции с целью ареста Муктады ас-Садра и ликвидации созданной им «Армии Махди». По совету иранцев ас-Садр согласился покинуть мечеть имама Али в Наджафе и переместился в безопасное место в обмен на прекращение осады шиитских районов. Кроме этого, он выразил готовность превратить «Армию Махди» в политическую партию. Ас-Садр согласился также участвовать в судебном расследовании его предполагаемой причастности к убийству умеренного шиитского богослова аятоллы Абдель Маджида аль-Хои в Наджафе 10 апреля прошлого года. Однако встречаться с иракскими органами правосудия будет не сам ас-Садр, а его представитель.

В целом, как уже было отмечено, иракцы-шииты с надеждой взирают на своих иранских единоверцев. В отличие, естественно, американцев, понимающих цену, которую придется заплатить своим противникам-иранцам за их усилия по умиротворению мятежников. Хотя и в администрации США бытуют разные мнения. Так, госсекретарь США Колин Пауэлл отметил, что Иран «старается помочь» преодолеть вооруженное противостояние с лидером радикальных шиитских кругов Ирака Муктадой ас-Садром.

В то же время официальный представитель госдепартамента Ричард Баучер охарактеризовал посреднические усилия Ирана как неуместные и непрошеные. По словам Баучера, Тегеран заранее не ставил администрацию Буша в известность о своем намерении выступить посредником в урегулировании ситуации вокруг ас-Садра. Как заявил Баучер, американская сторона исходила из того, что делегация МИД Ирана ограничится посещением Багдада, переговорами с представителями Великобритании в оккупационных властях, на которых присутствовал и американский чиновник, а также встречами с членами Временного управляющего совета Ирака. Однако иранцы расширили свои полномочия.

Роль Ирана в Ираке возрастает не по дням, а по часам. Как пишет Жан-Пьер Перрен в Liberation «Тегерану нравится выступать в роли советчика ослабленного «большого Сатаны». Как заявил Рафсанджани, «США увязли в трясине и должны выбрать такую политику, которая поможет им из нее выбраться… Нужно, чтобы все мусульмане, иракские религиозные деятели и мы сами сообща советовали американцам, чтобы они не ударились в авантюризм и встали на путь, который позволит иракцам, региону и самим американцам избежать новых страданий».

Аналогичную точку зрения разделяет и президент ИРИ Мохаммад Хатами. Он заявил: «Иран не может быть безразличным к кризису и хаосу в соседнем Ираке, в котором беззащитный иракский народ в течение нескольких последних лет находился под давлением диктатуры власти, а сегодня наблюдает у себя на родине оккупантов…Тегеран с самого начала кризиса использовал все свои возможности для решения кризисной ситуации, прекращения роста ее напряженности, но, к сожалению, неверная и политика и стратегия США не позволила Ирану, соседним странам и мировому сообществу достигнуть необходимых результатов».

Иранский президент констатировал: «Необходимо, чтобы США изменили свое отношение к народу Ирака, отказались от практики массовых убийств населения и передали административное управление страной в руки народа».

Итак, сбываются пессимистические прогнозы о возможных последствиях раскола среди иракских шиитов, а также радикализации шиитского движения в целом. Это, вне всякого сомнения, дорого обходится и самим иракцам и коалиционным силам.

За год после свержения Саддама Хусейна США со своими союзниками не смогли обеспечить безопасность и мир, организовать нормальную жизнь миллионов иракцев в постсаддамовском Ираке. Именно это стало главной причиной недовольства шиитской общины и в целом перманентного роста напряженности в стране.

Но все это результат непоследовательной, нечеткой политики Вашингтона, не представившего конкретный развернутый план переустройства Ирака после десятилетий саддамовской диктатуры, устраивающий большинство шиитов, суннитов, курдов, то есть большинство граждан этой страны. Образовавшийся в результате недальновидной политики США вакуум власти инициировал внутриполитическую борьбу в стране за влияние в будущих властных структурах.

Наиболее радикальные участники этой борьбы – такие как ас-Садр – предприняли вооруженный мятеж, чтобы прежде всего доказать свою силу и сделать заявку на престижное место во власти.

Как и предполагали аналитики, складывающаяся ныне ситуация, связанная с мятежом ас-Садра, в определенной степени парализовала деятельность иракских государственных органов, прежде всего, Временного управляющего совета, а также временного правительства, одновременно внесла смятение в ряды коалиции и, прежде всего, американцев.

США поставлены перед сложной альтернативой: или жестко подавить вооруженные выступления сторонников ас-Садра, что, вне всякого сомнения, вызовет массовые протесты иракских шиитов, до настоящего времени придерживающихся нейтральных позиций в противостоянии Америка – ас-Садр, а также соглашающихся с доводами молодого ас-Садра, но не одобряющих его методы, или признать свое поражение.

При первом варианте американцам придется вести настоящую войну против сотен тысяч людей, теряя при этом тысячи своих солдат. При втором — же повторить «вьетнамский вариант» — с позором уйти из Ирака. Как справедливо отметил российский политолог профессор Георгий Мирский, «оба эти варианта для Буша младшего неприемлемы».

Складывающаяся в середине апреля внутриполитическая и военная ситуация в Ираке минимизирует возможности по налаживанию нормальных деловых отношений между американской администрацией в Ираке и иракскими шиитами. США лишаются тонкой ниточки, которая связывала американцев с шиитским большинством.

Этим не мог не воспользоваться активный игрок на Ближнем и Среднем Востоке – Иран.

Взорванный мост между американцами и иракскими шиитами готовы наладить иранские шииты. Вопрос – сколько будет стоить этот мост?

Ясно одно, что влияние Ирана в Ираке существенно, и оно будет возрастать. Вне зависимости от того, какие силы в ИРИ стремятся использовать внутриполитическую ситуацию в Ираке в своих интересах, разрешить кризис в этой стране мирным путем и отвести ее от края пропасти гражданской войны и раскола Соединенным Штатам, коалиции, всему международному сообществу без участия Ирана невозможно.

Американцы своими руками создали условия, при которых Иран стал основной фигурой в многоходовой шахматной партии на иракской доске.

Почему произошло разделение на суннитов и шиитов? May 26th, 2015

Больно читать новости, где который уже раз сообщается о том, что боевики «Исламского государства» (ИГ) захватывают и разрушают древнейшие памятники культуры и истории, которые пережили тысячелетия. Помните еще давнюю историю про разрушение . Потом из наиболее значимых было разрушение памятников древнего Мосула . И вот недавно они захватили сирийский город Пальмира, в котором находятся уникальные античные развалины. А ведь это красивейшая ! А виной всему религиозные войны.

Разделение мусульман на шиитов и суннитов восходит к ранней истории ислама. Сразу после смерти пророка Мухаммада в VII веке возник спор о том, кто должен возглавить мусульманскую общину в Арабском халифате. Часть верующих выступала за выборных халифов, а другие - за права любимого зятя Мухаммеда Али ибн Абу Талиба.

Так впервые разделился ислам. Вот что было потом …

Было и прямое завещание пророка, согласно которому его преемником должен был стать Али, но, как это нередко бывает, авторитет Мухаммада, непоколебимый при жизни, после смерти не сыграл решающую роль. Сторонники его завещания полагали, что руководить уммой (общиной) должны «назначенные Богом» имамы - Али и его потомки от Фатимы, и считали, что власть Али и его наследников - от Бога. Сторонники Али стали именоваться шиитами, что дословно и означает «сторонники, приверженцы».

Их оппоненты возражали, что ни в Коране, ни во второй по важности Сунне (дополняющем Коран своде правил и устоев, основанных на примерах из жизни Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы его сподвижниками) ничего не сказано об имамах и о божественных правах на власть рода Али. Ничего не говорил об этом и сам пророк. Шииты отвечали, что предписания пророка подлежат толкованию - но только теми, кто имеет на это особое право. Оппоненты считали подобные воззрения ересью и говорили, что следует воспринимать Сунну в том виде, в каком ее составили сподвижники пророка, без каких-либо изменений и толкований. Это направление сторонников строгого следования Сунне получило название «суннизм».

Для суннитов шиитское понимание функции имама как посредника между Богом и человеком - ересь, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам - с их точки зрения, обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет богословскими познаниями, руководитель мечети, а институт духовенства у них лишен мистического ореола. Сунниты почитают первых четырех «праведных халифов» и не признают династию Али. Шииты признают только Али. Шииты почитают высказывания имамов наряду с Кораном и Сунной.

Различия сохраняются и в интерпретации суннитами и шиитами шариата (исламского закона). Например, шииты не придерживаются суннитского правила считать развод состоявшимся с момента провозглашения его со стороны мужа. В свою очередь, сунниты не принимают шиитскую практику временного супружества.

В современном мире сунниты составляют большую часть мусульман, шииты - чуть более десяти процентов. Шииты распространены в Иране, Азербайджане, некоторых районах Афганистана, Индии, Пакистана, Таджикистана и в арабских странах (за исключением Северной Африки). Главным шиитским государством и духовным центром этого направления ислама является Иран.

Конфликты между шиитами и суннитами случаются до сих пор, но в наше время они чаще носят политический характер. За редким исключением (Иран, Азербайджан, Сирия) в странах, населенных шиитами, вся политическая и экономическая власть принадлежит суннитам. Шииты чувствуют себя обиженными, их недовольством пользуются радикальные исламские группировки, Иран и западные страны, давно освоившие науку стравливания мусульман и поддержки радикального ислама ради «победы демократии». Шииты активно боролись за власть в Ливане, а в прошлом году восстали в Бахрейне, протестуя против узурпации суннитским меньшинством политической власти и нефтяных доходов.

В Ираке после вооруженной интервенции США шииты пришли к власти, в стране началась гражданская война между ними и прежними хозяевами - суннитами, а светский режим сменился мракобесием. В Сирии противоположная ситуация - там власть принадлежит алавитам, одному из направлений шиизма. Под предлогом борьбы с засильем шиитов в конце 70-х годов террористическая группировка «Братья-мусульмане» развязала войну против правящего режима, в 1982 году мятежники захватили город Хама. Мятеж был подавлен, погибли тысячи людей. Сейчас война возобновилась - но только теперь, как и в Ливии, бандитов именуют повстанцами, их открыто поддерживает все прогрессивное западное человечество во главе с США.

В бывшем СССР шииты живут в основном в Азербайджане. В России их представляют те же азербайджанцы, а также небольшое число татов и лезгин в Дагестане.

Серьезных конфликтов на постсоветском пространстве пока не наблюдается. Большинство мусульман весьма смутно представляют себе разницу между шиитами и суннитами, а азербайджанцы, живущие в России, за неимением шиитских мечетей нередко посещают суннитские.

В 2010 году случился конфликт между председателем президиума Духовного управления мусульман европейской части России, председателем Совета муфтиев России, суннитом Равилем Гайнутдином и главой Управления мусульман Кавказа, шиитом Аллахшукюром Пашазаде. Последнего обвинили в том, что он шиит, а большинство мусульман России и СНГ - сунниты, следовательно, шиит не должен управлять суннитами. Совет муфтиев России пугал суннитов «шиитским реваншем» и обвинял Пашазаде в работе против России, поддержке чеченских боевиков, излишне тесных отношениях с Русской православной церковью и притеснении суннитов в Азербайджане. В ответ Управление мусульман Кавказа обвинило Совет муфтиев в попытке срыва Межрелигиозного саммита в Баку и в разжигании розни между суннитами и шиитами.

Эксперты полагают, что корни конфликта - в состоявшемся в 2009 году учредительном съезде Консультативного совета мусульман СНГ в Москве, на котором Аллахшукюр Пашазаде был избран главой нового альянса традиционных мусульман. Инициатива получила высокую оценку президента России, а демонстративно бойкотировавший ее Совет муфтиев оказался в проигрыше. В разжигании конфликта подозревают и западные спецслужбы.

Давайте еще вспомним, как произошел , а так же . Вот вам еще история про и что такое и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -



Поделиться