Дима минаев. Минаев дмитрий дмитриевич. Дмитрий Дмитриевич Минаев

Родился в семье офицера, Дмитрия Ивановича Минаева, поэта, переводчика «Слова о полку Игореве». В 1847-1851 годах обучался в Дворянском полку (курса не окончил).

В 1852 году сдал экзамены на первый классный чин и около трёх лет служил в Симбирской губернской казенной палате. В 1855 году переехал в Петербург, где устроился чиновником Министерства внутренних дел.

В 1857 году ушёл в отставку и занялся только литературной работой. В начале Минаев печатается во второстепенных петербургских журналах и газетах, выступая с лирическими, а затем и сатирическими стихотворениями и переводами. В 1859 году выпустил сборник литературных пародий «Перепевы. Стихотворения обличительного поэта». Сотрудничал в демократических журналах, в том числе в «Современнике», «Русском слове», «Искре», где развернулось дарование Минаева как поэта-сатирика.

В 1862 году несколько месяцев редактировал сатирический журнал «Гудок». Примыкая к некрасовской школе, в своих стихах занимал левые радикально-демократические позиции, выражал сочувствие угнетённой деревне, «обличал» (применительно к поэтам-сатирикам его круга «обличительство» и «обличительная литература» стали в критике того времени почти терминологическими) либералов, бюрократов, консервативную печать и цензуру; высмеивал и пародировал поэтов-сторонников «чистого искусства» (А. А. Фета , А. Н. Майкова , Н. Ф. Щербину , В. В. Крестовского и других). Приобрёл известность как «король рифмы», мастер эпиграммы, пародии, фельетона в стихах и особенно каламбура.

После каракозовского выстрела , в конце апреля 1866 года, Минаев был арестован за сотрудничество в журналах, «известных своим вредным социалистическим направлением, в особенности „Современнике“ и „Русском слове“», и просидел в Петропавловской крепости около четырёх месяцев.

В конце 1887 года Д. Д. Минаев с женой приезжает в Симбирск, где на Нижне-Солдатской улице, около реки Свияги, покупает дом с флигелями и садом. Скончался поэт 10 (22) июля 1889 года в Симбирске, после тяжёлой болезни.

Память

21 июня 1899 года, на собранные по всенародной подписке средства в Симбирске был открыт памятник поэтам - отцу и сыну Минаевым. В этом же году улица Солдатская была переименована в Минаевскую (ныне ул. Минаева). В 1954 году, в связи со строительством Куйбышевского водохранилища и затоплением кладбища, прах Минаевых и памятник были перенесены на новое кладбище. Дом Д. Д. Минаева сохранился.

Минаев Дмитрий Дмитриевич родился 21.Х(2.XI).1835 г. в Симбирске в небогатой дворянской семье - поэт-сатирик, драматург, переводчик.

Дед его из солдат выслужился в офицеры и получил дворянство.

Отец был знаком с Чернышевским, разделял взгляды Петрашевского и Иринарха Введенского, писал стихи.

В 1847 семья переехала в Петербург, и Дмитрий Дмитриевич был определен в военно-учебное заведение - Дворянский полк, где учился В. С. Курочкин, с семьей которого, и особенно его братом Николаем, Минаев близко сошелся.

В 1852, окончив курс учения, был выпущен в чине XIV класса.

В 1852-55 начал службу в Симбирской казенной палате, затем переехал в Петербург, где служил в земском отделе министерства внутренних дел.

С 1857, выйдя в отставку, Дмитрий Дмитриевич целиком посвящает себя литературной деятельности.

Печататься Минаев начал во второстепенных журналах («Иллюстрация», «Ласточка», «Развлечение» и других), помещая в них как оригинальные стихотворения (лирические и сатирические), так и переводы.

В 1859 выходит первый сборник пародий Минаева «Перепевы. Стихотворения Обличительного поэта. Выпуск 1».

В 1860 издает первую по времени научную биографию В. Г. Белинского написанную с позиций революционеров- демократов.

В 1861 недолго сотрудничает в журнале братьев Достоевских «Время», где продолжает отстаивать имя Белинского от «ученейших оппонентов» С. Шевырева, М. Погодина и других.

В 1862 некоторое время редактирует журнал «Гудок» (14 номеров), которому старается придать прогрессивное направление. Постоянное сотрудничество в «Современнике» (1860-66), «Русском слове» (1861-64), «Будильнике» (1865 - начале 70 гг.) и особенно «Искре» (1860-74) принесло Минаеву в 60-е гг. известность сатирического поэта, близкого к идеологии революционных демократов, что привлекло внимание к нему III отделения.

В 1864, считая позицию «Русского слова» в полемике с «Современником» по поводу «Отцов и детей» для себя неприемлемой, он выходит из журнала и пишет сатирическую поэму «Евгений Онегин нашего времени», в которой поднимает ряд социальных вопросов (выступает как против писаревской трактовки Пушкина, так и против нигилизма Базарова).

В 1866 создает несколько сатирических стихотворений в связи с «Муравьевской одой» Некрасова .

В 1866 Минаев Д. Д. был привлечен по делу Каракозова. Находясь под следствием в Александро-Невской части, покушался на самоубийство. Освобожден через два месяца после ареста.

В творчестве Дмитрия Дмитриевича 1870-80-х гг. появляются мотивы усталости, отчаяния и скорби, сменяющиеся (70-е гг.) мотивами более мажорными. Он сотрудничает в «Деле» (1868-73), «Отечественных записках» (1868-75), продолжает публиковаться в «Искре».

С середины 1870-80-х гг. поэт вынужден сотрудничать в либеральных газетах «Петербургский листок», «Петербургская газета» и других, писать на заказ. Не ограничиваясь банальными сатирами на «злых жен» и «мужей-рогоносцев», Минаев и в эти годы пытается сохранить и продолжить сатирические традиции «Искры». Отвергая как неверное положение, что Минаев в 70-80-е гг. отказался от прежних демократических воззрений, следует подчеркнуть, что его творчество этих лет при общей демократической сущности противоречиво, непоследовательно и нередко пессимистично. Поэт не видит ближайших обнадеживающих перспектив общественного преобразования в России.

В 1887 больной Дмитрий Дмитриевич (болезнь почек) возвратился в Симбирск «лечиться воздухом родины» и умер через два года, одинокий и забытый.

Дмитрий Дмитриевич наиболее известен как поэт-сатирик (псевдоним: Обличительный поэт, Темный человек, Дм. Свияжский, Отставной майор Михаил Бурбонов, Литературное домино, Аноним, Общий друг, Перекати-поле, Иван Кисточкин и многие другие).

Сатира Минаева обличает дореформенные, крепостные порядки и направлена против буржуазно-помещичьего строя России. Выступая против социальных зол России, поэт, как правило, противопоставляет им идеалы автора, образы революционеров-демократов («Лунная ночь», «Две судьбы»). В своих сатирических произведениях он мгновенно откликается на политические и литературные события, актуально и политически остро реагируя на факты, существенные для данного исторического момента и социальной среды: идет «по горячим следам событий». В этом - сильная сторона его поэзии. Минаев - поэт некрасовской школы. В его творчестве можно выделить как использование некрасовских тем, мотивов и образов, так и близость к самой поэтической манере Некрасова. Но его нельзя считать эпигоном поэта-демократа: принимая дух и принципы некрасовской поэзии, Минаев, опираясь на них, создавал свои, оригинальные произведения.

Одним из ведущих жанров сатирического творчества поэта был фельетон, в котором он сумел соединить вместе литературную пародию, эпиграмму, сатирические сценки, стихотворные перепевы, иронические рецензии на литературные произведения и художественные выставки. Фельетонные обозрения под названием «Дневник Темного человека» занимали важное место в идейном строю журнала «Русское слово» (1861-64) и были продолжены поэтом в журнале «Дело» (1868-73) под названием «С невского берега» (подписывались «Аноним»). Фельетон Дмитрия Дмитриевича представлял собой многожанровое сатирическое произведение, в котором сочетались прозаические и стихотворные элементы, а также другие жанры сатиры.

В конце жизни, печатаясь в газетах, поэт создает стихотворный газетный фельетон на злобу дня. Этот жанр, родоначальником которого является Дмитрий Дмитриевич, занял с конца XIX в. постоянное место на страницах столичной и провинциальной прессы.

Для сатиры Минаева Д. Д. характерно обилие намеков, создание, как и у других «искровцев», литературных масок (наиболее удачная - Отставной майор Михаил Бурбонов - тупой и глупый солдафон, прямолинейно и самодовольно высказывающий свои взгляды на жизнь и искусство) и прием использования в новых целях художественных образов, созданных классической литературой прошлого. (По этому принципу построены и некоторые поэмы Минаева: «Юлий Цезарь», «Евгений Онегин нашего времени» и другие) он широко использовал грибоедовские образы (Молчалин, Репетилов), лермонтовский (Демон) и другие. Изменял обстановку и переносил эти образы в новые социальные условия, чем достигал определенного сатирического эффекта. В пародиях Минаев вскрывал идейные тенденции, эстетические принципы, пародировал литературную манеру поэтов «чистого искусства», особенно Фета. Однако у Минаева иногда при этом отсутствовал второй план, необходимый в пародии, и стихотворение становилось подражательным. Минаев Д. Д. - мастер каламбура и рифмы.

Он обладал изумительной способностью находить новые, неожиданные рифмы, сопоставлять, казалось бы, несопоставимые явления и вещи, владел гибкостью и непринужденностью стиха, даром импровизации.

В конце 60-х - начале 70-х гг. Минаев обращается к жанру сатирической сказки (наиболее удачные сказки помещены в «Искре» под названием «Старые сказки на новый лад»).

Как драматург Дмитрий Дмитриевич выступил в «Искре» с драматическими сценками сатирического характера. В 70-е гг. написал комедии «Либерал», «Спетая песня» (получил Уваровскую премию) и совместно с С. Худековым пьесу «Кассир». Пьесы Минаева малоудачны, в них нет остроты социального конфликта.

Переводы Дмитрия Дмитриевича поэм Байрона («Дон-Жуан», «Чайльд Гарольд», «Манфред» и другие), Гейне («Германия»), Данте («Божественная комедия») и другие малохудожественны: в них не передано своеобразия мыслей и стиля подлинника. Однако познавательное их значение бесспорно.

Лирика Минаева, претерпевшая эволюцию от некрасовских мотивов к надсоновским, в своей основе подражательна; поэт нередко впадает в риторику, в мало удающийся ему патетический тон.

Творчество Дмитрия Дмитриевича далеко не равноценно. Стихотворениям его часто свойственна поверхностность, выдвижение на первый план незначительных фактов (больше смеха ради смеха, чем сатиры, каламбур, игра слов, трудная и какая-нибудь особенно фокусная рифма всегда соблазняли его настолько, что заслоняли собою подчас мысль). Интересный мастер стиха, Минаев не был большим поэтом, но он, бесспорно, имеет свое поэтическое лицо. Создатель жанра стихотворного сатирического фельетона, блестящий пародист, «король рифмы», искусный эпиграмматист, Дмитрий Дмитриевич в лучших своих произведениях отстаивал демократические идеалы 60-х гг., оказал влияние и на дальнейшую русскую сатирическую поэзию.

Умер 10(22).VII.1889 г. в Симбирске.

(02.11(21.10).1835, Симбирск, — 22(10).07.1889, Симбирск), поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик.

Родился в семье офицера. В 1847-1851 гг. обучался в петербургском Дворянском полку (курса не окончил). В 1852 г. сдал экзамены на первый классный чин и два года служил в губернской казенной палате. Под влиянием произведений В.Г. Белинского, Н.А. Некрасова у Минаева сформировались демократические взгляды, он начал заниматься литературным творчеством, одним из первых было его сатирическое стихотворение (1854), в котором высмеивал привилегированную прослойку симбирского общества. Летом 1855 г. переехал в Петербург, где устроился чиновником земского отдела МВД, но уже в 1857 г. в чине коллежского регистратора ушёл в отставку и целиком отдался литературному творчеству.

В 1859 г. в Петербурге вышел сборник пародий Д.Д. Минаева “Перепевы. Стихотворения обличительного поэта”, и в 1860 г. — очерк “В.Г. Белинский” (под псевдонимом “Д. Свияжский”). В 1860-1861 гг. Минаев являлся постоянным сотрудником “Современника”, “Русского слова” и “Искры”, в которых публиковал острые политические фельетоны. С января 1862 г. редактировал журнал “Гудок”, в котором опубликовал обличительную поэму , изобразив в ней симбирских чичиковых, ноздрёвых, плюшкиных и др.

Д.Д. Минаев издал десятки книг и был известен всей читающей России как “король рифмы”, талантливый сатирик, драматург и переводчик. В конце 1887 г. приехал с женой Е.Н. Худыковской в . На Нижне-Солдатской улице, невдалеке от реки Свияги, Минаев приобрёл деревянный дом с флигелями, садом и огородом.

В числе немногих людей, с которыми Д.Д. Минаев поддерживал знакомство, были: писатель , поэт , бывший революционный народник А.С. Бутурлин, доктор медицины А.А. Кадьян и врач-демократ И.С. Покровский. Минаев постоянно трудился и его охотно печатали “Петербургская газета”, “Неделя” и другие издания. Часто посещал Симбирскую и подарил ей три тома роскошного издания “Божественной комедии” А. Данте в своём переводе.

Скончался Д.Д. Минаев в Симбирске в результате тяжёлой болезни. Некрологи, статьи, воспоминания о Минаеве опубликовали почти все крупные газеты и журналы России.

Спустя десятилетие на собранные по подписке деньги 21 июня 1899 г. был открыт памятник поэтам отцу и сыну Минаевым. Тогда же Солдатская ул. была переименована в . В связи со строительством Куйбышевского водохранилища прах Минаевых и памятник в 1954 г. были перенесены на новое кладбище (ныне ул.К. Маркса). Дом, в котором Д.Д. Минаев жил в 1887-1889 гг. увековечен мемориальной доской.

Библиография:

Минаев Д. Д. Собрание стихотворений / вступ. ст., ред. и примеч. И. Ямпольского. - М. : Советский писатель, 1947. - 490 с. : портр. - (Библиотека поэта).

Минаев Д. Д. Стихотворения / ред., вступ. ст. и примеч. И. Ямпольского. - Куйбышев: ОГИЗ, 1947. - 334 с. : портр.

Минаев Д. Д. Стихотворения / вступ. ст., ред. и примеч. И. Г. Ямпольского. - М. : Советский писатель, 1948. - 423 с. - (Библиотека поэта. Малая серия).

Минаев Д. Д. Избранное : стихи; надписи; экспромты; эпиграммы; поэмы / сост., авт. вступ. ст. и примеч. В. Н. Болдырев. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1986. - 288 с.

Минаев Д. Д. Избранное / сост., подгот. текста, вступ. ст., примеч. И. Ямпольского. - Л. : Художественная литература, 1986. - 400 с.

О нём:

Бейсов П. С. Минаев и Симбирск // Мономах. - 2005. - № 4. - С. 44-45.

Геллер Т. А. Архивные документы об издательской деятельности Д. Д. Минаева // Вопросы источниковедения русской литературы второй половины XIX века. - Казань, 1983. - С. 61-72.

Дмитрий Дмитриевич Минаев : библиогр. указ. / Обл. науч. б-ка - Дворец книги им. В. И. Ленина; сост. В. Н. Болдырев, Н. И. Никитина. - Ульяновск, 1985. - 26 с.

Кулешов В. И. Дмитрий Дмитриевич Минаев (1835 - 1889) // Кулешов В. И. Русская демократическая литература: 50-60-х годов XIX века. - М., 1989. - С. 76-83.

/ авт. карт. В. Ф. Зунузин // Галерея портретов знаменитых симбирян-ульяновцев: [изоматериал]. - Ульяновск, 2008. - 26 отд. л. в обл.

// Мастера пера Симбирска-Ульяновска: биобиблиогр. указ. / УлГТУ; сост. Ю. С. Лесняк. - Ульяновск, 2015. - С. 41-43.

//Почётные граждане города Ульяновска; Золотая книга почёта города Ульяновска / Ульян. гор. Дума. - Ульяновск, 2008. - С. 36-37: портр.

Сапченко Л. С. Способы создания иронии в поэме Д. Д. Минаева «Губернская фотография» // Симбирский текст русской культуры: проблемы реконструкции: сб. материалов конф. / УлГУ; сост. Л. А. Сапченко. - Ульяновск, 2011. - С. 136-141.

Трофимов Ж. А. Д. Д. Минаев и Симбирск. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1989. - 49 с.

Трофимов Ж. А. «Губернская фотография» Д. Д. Минаева // Трофимов Ж. А. Симбирск и симбиряне: исторические и литературные поиски. - Ульяновск, 1997. - С. 200-212.

Трофимов Ж. А. К творческому портрету Д. Д. Минаева // Трофимов Ж. А. Симбирск литературный: поиски, находки, исследования. - Ульяновск, 1999. - С. 269-283.

Известный поэт юморист и переводчик (1835 1889), сын Д.И. Минаева. Воспитывался в Дворянском полку. Недолго служил в Симбирской казенной палате и в земском отделе министерства внутренних дел. Стихи Минаева стали появляться в печати с 1857 г.… … Биографический словарь

- (1835 89) русский поэт сатирик. Сотрудник демократических журналов 60 х гг. 19 в. (Искра и др.). Злободневные эпиграммы, стихи, фельетоны, пародии … Большой Энциклопедический словарь

Русский поэт. Родился в семье военного чиновника, литератора. В 1852 окончил военно учебное заведение в Петербурге. В 1857 оставил службу и занялся только литературной работой.… … Большая советская энциклопедия

Большая биографическая энциклопедия

- (1835 1889), русский поэт сатирик. Сотрудник демократических журналов 60 х гг. XIX в. («Искра» и др.). Злободневные эпиграммы, стихи, фельетоны, пародии. * * * МИНАЕВ Дмитрий Дмитриевич МИНАЕВ Дмитрий Дмитриевич (1835 89), русский поэт сатирик.… … Энциклопедический словарь

Дмитрий Дмитриевич Минаев Дата рождения: 21 октября (2 ноября) 1835 Место рождения: Симбирск Дата смерти: 10 (22) июля 1889 Место смерти: Симбирск Гражданство … Википедия

МИНАЕВ Дмитрий Дмитриевич - (1835—89), русский поэт. Фельетонное обозрение «Дневник Тёмного человека» (1861—64), сатирич. стихи, эпиграммы. Пародии (циклы «Лирич. песни с гражданским отливом», «Лирич. песни без гражданского отлива», оба — 1863). Сб. «Перепевы … Литературный энциклопедический словарь

Минаев Дмитрий Дмитриевич - (1835 1889) поэт сатирик, переводчик. Постоянный сотрудник Искры, Русского слова и Современника. Печатался также в Будильнике, Гудке, Времени и др. В 1861 г. Достоевский поручил Минаеву написать для первого номера Времени фельетон, но не был… … Словарь литературных типов

- (1835 1889) известный поэт, симбирский уроженец. Учился в дворянском полку, служил в 50 х гг. в симбирской казенной палате и в земском отделе министерства внутренних дел. М. писал стихи еще на школьной скамье; в печати они стали появляться с 1857 …

- (1835 1889) известный поэт, симбирский уроженец. Учился в дворянском полку, служил в 50 х гг. в симбирской казенной палате и в земском отделе министерства внутренних дел. М. писал стихи еще на школьной скамье; в печати они стали появляться с 1857 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Дми́трий Дми́триевич Мина́ев (21 октября (2 ноября) 1835, Симбирск - 10 (22) июля 1889, там же) - русский поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик.

Родился в семье офицера, Дмитрия Ивановича Минаева, поэта, переводчика «Слова о полку Игореве». В 1847-1851 годах обучался в Дворянском полку (курса не окончил).
В 1852 году сдал экзамены на первый классный чин и около трёх лет служил в Симбирской губернской казенной палате. В 1855 году переехал в Петербург, где устроился чиновником Министерства внутренних дел.
В 1857 году ушёл в отставку и занялся только литературной работой. В начале Минаев печатается во второстепенных петербургских журналах и газетах, выступая с лирическими, а затем и сатирическими стихотворениями и переводами. В 1859 году выпустил сборник литературных пародий «Перепевы. Стихотворения обличительного поэта». Сотрудничал в демократических журналах, в том числе в «Современнике», «Русском слове», «Искре», где развернулось дарование Минаева как поэта-сатирика.
В 1862 году несколько месяцев редактировал сатирический журнал «Гудок». Примыкая к некрасовской школе, в своих стихах занимал левые радикально-демократические позиции, выражал сочувствие угнетённой деревне, «обличал» (применительно к поэтам-сатирикам его круга «обличительство» и «обличительная литература» стали в критике того времени почти терминологическими) либералов, бюрократов, консервативную печать и цензуру; высмеивал и пародировал поэтов-сторонников «чистого искусства» (А. А. Фета, А. Н. Майкова, Н. Ф. Щербину, В. В. Крестовского и других). Приобрёл известность как «король рифмы», мастер эпиграммы, пародии, фельетона в стихах и особенно каламбура.
В своей литературной деятельности Минаев много занимался переводческой работой. Он перевёл Дж. Байрона («Дон Жуан», «Чайльд Гарольд», «Беппо», «Манфред» и «Каин»), Данте («Божественная комедия»), Гейне («Германия»), А. Мицкевича («Дзяды» (польск.)русск.), П. Б. Шелли («Освобождённый Прометей»), стихотворения и пьесы Гюго, Барбье, Виньи, Мольера, Сырокомлю, Ювенала и многих других. Заслугой Д. Д. Минаева является знакомство русской читающей публики с произведениями европейской литературы.
После каракозовского выстрела (попытки покушения Д.В.Каракозова на царя Александра ІІ) , в конце апреля 1866 года, Минаев был арестован за сотрудничество в журналах, «известных своим вредным социалистическим направлением, в особенности „Современнике" и „Русском слове"», и просидел в Петропавловской крепости около четырёх месяцев.
В конце 1887 года Д. Д. Минаев с женой приезжает в Симбирск, где на Нижне-Солдатской улице, около реки Свияги, покупает дом с флигелями и садом. Скончался поэт 10 (22) июля 1889 года в Симбирске, после тяжёлой болезни.

По материалам из Википедии и Библиографического словаря "Русские писатели"

ПРОВИНЦИАЛЬНЫМ ФАМУСОВЫМ

Люди взгляда высшего,
Книг вы захотите ли!
Пусть для класса низшего
Пишут сочинители.
Для чего вам более
Всё людское знание?
Не того сословия -
Чтоб читать издания!

Нынче - травля славная,
Завтра - скачка тройками;
То обед, где - главное -
Угостят настойками.
То к родне отправишься,
С дворнею - мучение...
Ясно, что умаешься, -
Тут уж не до чтения.

Пусть зубрят приказные
Те статьи ученые,
Где идеи разные
Очень развращенные.
Мы ж, допив шампанское,
Спросим с удивлением:
Дело ли дворянское
Заниматься чтением?

ДЕТЯМ

Розги необходимы как энер-
гические мотивы жизни.

П. Юркевич

Розог не бойтеся, дети!
Знайте - ученым игривым
Прутья ужасные эти
Названы жизни мотивом.

Пусть вырастают березы,
Гибкие отпрыски ивы, -
Вы, улыбаясь сквозь слезы,
Молвите - это мотивы!

Если ж случится вам ныне
С плачем снести наказанье -
Что ж? и мотивы Россини
Будят порою рыданья.

Дети! отрите же слезы!
Можете строгость снести вы:
Прежде терпели ж вы лозы,
Так и стерпите мотивы!..

1860 или 1861

ЮМОРИСТАМ

Юмористы! смейтесь все вы,
Только пусть ваш стих,
Как улыбка юной девы,
Будет чист и тих.
Будьте скромны, как овечка,
Смейтесь без тревог,
Но от желчного словечка
Сохрани вас бог!..

Без насмешки, без иголок,
Весело для всех,
Смейтесь так, чтоб не был колок
Безобидный смех;
Чтоб ребенок в колыбели
Улыбнуться мог...
От иной гражданской цели
Сохрани вас бог!..

Смейтесь... ну хоть над природой -
Ей ведь нет вреда,
Над визитами, над модой
Смейтесь, господа;
Над ездой в телеге тряской
Средь больших дорог...
От знакомства с свистопляской
Сохрани вас бог!..

Пойте песнь о стройном фронте,
О ханже, хлыще,
Только личностей не троньте,
Смейтесь - вообще...
И от кар, от обличений
Вдоль и поперек,
От новейших всех учений -
Сохрани вас бог!..

1862 или 1863

СОВЕТ

В собственном сердце и уме
человека должна быть внутрен-
няя полиция...

Н. Павлов

От увлечений, ошибок горячего века
Только "полиция в сердце" спасет человека;

Только тогда уцелеет его идеал,
Если в душе он откроет бессменный квартал.

Мысль, например, расшалится в тебе не на шутку -
Тотчас ее посади ты в моральную будку;

В голову ль вдруг западет неприличная блажь -
Пусть усмирит ее сердца недремлющий страж;

Кровь закипит, забуянит в тебе через меру -
С ней не стесняясь, прими полицейскую меру,

Стань обличителем собственной злобы и лжи
И на веревочке ум свой строптивый держи.

Знайте ж, российские люди, и старцы и дети:
Только "с полицией в сердце" есть счастье на свете.

От германского поэта
Перенять не в силах гений,
Могут наши стихотворцы
Брать размер его творений.

Пусть рифмует через строчку
Современный русский Гейне,
А в воде подобных песен
Можно плавать, как в бассейне.

Я стихом владею плохо,
Но - клянусь здесь перед всеми -
Напишу я тем размером
Каждый вечер по поэме,

Каждый вечер по поэме,
Без усидчивой работы,
Где сплетутся через строку
Вместе с рифмами остроты.

Начинающим поэтам
Я могу давать уроки,
Как писать стихотворенья
В незначительные сроки,

Как писать такие песни
(Изучил я ту науку),
Чтоб читатель был доволен
И редактор сжал вам руку.

Превосходная манера!..
Учит нас прием готовый
Вместо шляпы Циммермана
Надевать венок лавровый.

Я постиг отлично тайну,
Как писать оригинально:
Стих начну высокопарно,
А окончу - тривиально.

Запою я песню звездам,
Вспомню лилий, незабудок,
А потом замечу кстати,
Что расстроил я желудок.

Расскажу я в песне "к деве",
Как мои объятья жарки, -
И при этом ей напомню
Про горячие припарки.

Фимиам куря природе,
Я воскликну вдруг: о россы!
Все по улицам столицы
Курят нынче папиросы.

Заведу я речь о неграх,
О Жюль Симоне, Жюль Фавре,
А потом перескачу я
Хоть к своей кухарке Мавре.

Неожиданно сближая
Всевозможные предметы,
Я уверен - о читатель! -
Что талант найдешь во мне ты!..

А затем, чтоб журналисты
Поднесли мне лист похвальный,
Оскорблять я их не стану
Эпиграммою нахальной.

Мимоходом не надену
Я на них колпак дурацкий,
Чтоб они меня не звали
"Голью нравственной кабацкой".

Целый ряд живых событий
Обходя небрежно мимо,
Буду брать сюжет из мифов
Древней Аттики иль Рима.

И тогда согласным хором
Посреди журнальной свалки
Запоют мне песню славы
Все скворцы, стрижи и галки.

Поэт понимает, как плачут цветы,
О чем говорит колосистая рожь,
Что шепчут под вечер деревьев листы,
Какие у каждой капусты мечты,
Что думает в мире древесная вошь.
Он ведает чутко, что мыслит сосна,
Как бредит под раннее утро, со сна,
И только поэт одного не поймет:
О чем это думает бедный народ?

СМЕХ

Всегда неподкупен, велик
И страшен для всех без различья,
Смех честный - живой проводник
Прогресса, любви и величья.

Наивно-прямой, как дитя,
Как мать - многолюбящий, нежный,
Он мудрости учит шутя,
Смягчает удел безнадежный.

Струясь, как по камням вода,
Как чистый фонтан водоема,
Торжественный смех иногда
Доходит до грохота грома,

Сливаясь в густых облаках
В немолчное, грозное эхо,
И тот, кто забыл всякий страх,
Дрожал от подобного смеха.

Смиряя рыданья порыв
И гордую скорбь гражданина
Под маской шута затаив,
Запрятав под плащ арлекина,

Стремление к лучшей судьбе
Родит он в груди всего мира
И с гидрой пороков в борьбе
Сверкает и бьет, как секира;

Он сонную мысль шевелит
И будит во мраке глубоком:
Плясал вкруг ковчега Давид,
Но был и царем и пророком.

ЖИТЕЙСКАЯ ИЕРАРХИЯ

Строго различаем мы с давнишних пор:
Маленький воришка или крупный вор.

Маленький воришка - пища для сатир,
Крупный вор - наверно, где-нибудь кассир;

Маленького вора гонят со двора,
Крупного сажают и в директора;

Маленький воришка сцапал и пропал,
Крупный тоже сцапал - нажил капитал;

Маленький воришка угодил в острог,
Крупному же вору - впору всё и впрок;

Маленьким воришкам - мачеха зима,
Крупных не пугает и сама тюрьма,

И они спокойно ждут законных кар...
Там, где шмель прорвется, берегись комар!.

У ВХОДА В ПРЕССУ

"Кто там?" - "Я истина". - "Назад!
В вас наша пресса не нуждается".
- "Я честность!" - "Вон!" - "Я
разум!" - "Брат,
Иди ты прочь: вход запрещается".
- "Ты кто такая?" - "Пропусти
Без разговоров. Я - субсидия!.."
- "А, вы у нас в большой чести:
Вас пропущу во всяком виде я!"

ИСТОРИЯ ОДНОГО РОМАНИСТА

Коротенькие мысли, коротенькие строчки,
Клубничные намеки от точки и до точки,
Широкие замашки и взгляд мещански узкий,
Язык преобладающий - не русский,
а французский;
Легко всё очень пишется и без труда читается,
И из голов читателей тотчас же испаряется.

Публикацию подготовила Л.Цай



Поделиться