Каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины. Закон Московской области «О классных чинах лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих муниципальных образований Московской области Как получить классный чин муниципальн

Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статьей 13 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" определяется порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - классные чины) федеральным государственным гражданским служащим (далее - федеральные гражданские служащие).

2. Статьей 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлены следующие классные чины, соответствующие группам должностей федеральной государственной гражданской службы (далее - должности гражданской службы):

Классные чины

Группы должностей гражданской службы

Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

младшая группа

Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

старшая группа

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

ведущая группа

Государственный советник Российской Федерации 3 класса

Государственный советник Российской Федерации 2 класса

Государственный советник Российской Федерации 1 класса

главная группа

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса

высшая группа

3. Старшинство классных чинов определяется последовательностью их перечисления в пункте 2 настоящего Положения.

4. Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

5. Классный чин может быть первым или очередным.

Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы и замещающему должность гражданской службы, по которой производится присвоение классных чинов гражданской службы. При этом в соответствии с пунктом 22 настоящего Положения учитываются воинское или специальное звание, классный чин юстиции, классный чин прокурорского работника, присвоенные федеральному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы Российской Федерации.

6. Первыми классными чинами (в зависимости от группы должностей гражданской службы, к которой относится должность гражданской службы, замещаемая федеральным гражданским служащим) являются:

а) для младшей группы должностей гражданской службы - секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

б) для старшей группы должностей гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

в) для ведущей группы должностей гражданской службы - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

г) для главной группы должностей гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 3 класса;

д) для высшей группы должностей гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

7. Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы.

8. Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

9. Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:

а) в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса - не менее одного года;

б) в классных чинах советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса - не менее двух лет.

10. Для прохождения гражданской службы в классных чинах действительного государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса, как правило, устанавливается срок не менее одного года.

11. Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса и государственного советника Российской Федерации 1 класса сроки не устанавливаются.

12. Срок гражданской службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина.

13. При назначении федерального гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок, установленный пунктом 9 или настоящего Положения для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что для этой должности гражданской службы предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

При назначении федерального гражданского служащего на должность гражданской службы, которая относится к более высокой группе должностей гражданской службы, чем замещаемая им ранее, указанному служащему может быть присвоен классный чин, являющийся в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения первым для этой группы должностей гражданской службы, если этот классный чин выше классного чина, который имеет федеральный гражданский служащий. В указанном случае классный чин присваивается без соблюдения последовательности и без учета продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине.

Классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему в соответствии с настоящим пунктом после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после его назначения на должность гражданской службы.

14. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий (за исключением федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, а также федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, и федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации), классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Классные чины действительного государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом Российской Федерации.

а) в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, - по представлению руководителей этих органов, в иных федеральных органах исполнительной власти - по представлению Правительства Российской Федерации;

б) в иных федеральных государственных органах или их аппаратах - по представлению руководителей этих органов.

17. Классные чины государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим:

а) в федеральных органах исполнительной власти - Правительством Российской Федерации;

б) в иных федеральных государственных органах - руководителями этих органов.

18. Классные чины советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса, секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя федерального государственного органа либо представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации.

19. Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим соответственно актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководителя федерального государственного органа или представителя указанного руководителя.

Чин - служебный разряд военных и гражданских служащих, с которым связаны определенные права и обязанности, характеризующие степень, уровень их квалификации. Петром I были введены чины 1-14 классов, которые присваивались согласно Табели о рангах.

В российском законодательстве о государственной и муниципальной службе в постсоветский период использовались различные по звучанию, но схожие по смыслу и назначению термины «классный чин» и «квалификационный разряд». Термин «квалификационный » происходит от латинских слов quails - какого качества и facere - делать. Их общее значение можно определить как определение чьей-либо пригодности в рамках той или иной деятельности и соответствие необходимым знаниям, навыкам и умениям.

Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» была введена практика присвоения квалификационных разрядов на государственной службе. Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» также предполагалось существование на муниципальной службе квалификационных разрядов, которые должны были определяться законодательством субъектов РФ.

Реформа государственной службы Российской Федерации и выделение такого вида государственной службы, как гражданская, привели к возвращению российской традиции на государственную службу. Законом № 79-ФЗ было введено понятие классных чинов. Вместе с тем Закон № 25-ФЗ достаточно долго никаким образом не регламентировал существование на муниципальной службе классных чинов или квалификационных разрядов в законодательстве субъектов РФ. На практике в связи с этим сложились разные подходы к процедуре присвоения классных чинов (квалификационных разрядов) на муниципальной службе. В некоторых субъектах Федерации, согласно законам этих субъектов РФ, муниципальным служащим стали присваиваться квалификационные разряды (Амурская, Смоленская области и др.). В частности, Законом Амурской области от 31 августа 2007 г. № 364-03 «О муниципальной службе в Амурской области» было утверждено Типовое положение

0 присвоении квалификационных разрядов в целях установления единого подхода к условиям прохождения государственной и муниципальной службы в области, определения статуса муниципальных служащих, стимулирования муниципальных служащих к повышению уровня их профессиональной подготовки. А в некоторых субъектах РФ, например в Саратовской области, квалификационные разряды были вообще упразднены.

Статьей 9.1 Закона 25-ФЗ (введена Федеральным законом от 25 ноября 2008 г. № 219-ФЗ) установлено, что законом субъекта РФ могут быть предусмотрены и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы. Классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

Порядок присвоения классных чинов муниципальным служащим устанавливается в связи с этим законом соответствующего субъекта РФ. При этом в субъектах РФ имеют место различные подходы к решению вопросов правового регулирования порядка присвоения и сохранения классных чинов на муниципальной службе. В частности, Законом Смоленской области от 29 ноября 2007 г. № 109-з «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области» установлен порядок присвоения и сохранения классных чинов на муниципальной службе Смоленской области, который определяется приложением к этому Закону. Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена муниципальным служащим и порядке оценки его знаний, навыков и умений (профессионального уровня) утверждается указом губернатора Смоленской области".

В настоящее время классные чины присваиваются муниципальным служащим в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы. Соответствие классных чинов группам должностей муниципальной службы устанавливается законами субъектов РФ. Старшинство классных чинов определяется последовательностью их перечисления. Классные чины присваиваются муниципальным служащим персонально, с соблюдением последовательности, с учетом профессионального уровня, продолжительности муниципальной службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности муниципальной службы.

Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин муниципальной службы присваивается муниципальному служащему, не имеющему классного чина муниципальной службы. При этом учитываются классный чин (квалификационный разряд) государственной гражданской службы, классный чин (квалификационный разряд) муниципальной службы, присвоенные муниципальному служащему на прежнем месте службы.

Первый классный чин присваивается муниципальному служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения муниципального служащего на должность муниципальной службы.

Очередной классный чин присваивается муниципальному служащему по истечении срока, установленного для прохождения муниципальной службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность муниципальной службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый муниципальному служащем)". В частности, частями 1-5 ст. 2.1 Закона Ульяновской области от 7 ноября 2007 г. № 163-30 «О муниципальной службе в Ульяновской области» классные чины дифференцированы по группам должностей муниципальной службы, а ч. 12 определены сроки прохождения муниципальной службы в соответствующих им классных чинах, которые в общем виде представлены в табл. 11.2.

Для прохождения муниципальной службы в классных чинах секретаря муниципальной службы 1 класса, референта муниципальной службы 1 класса, советника муниципальной службы 1 класса, муниципального советника 1 класса сроки не устанавливаются.

Первые и очередные классные чины присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена, который в Ульяновской области проводится по мере необходимости при присвоении классного чина по замещаемой должности муниципальной службы не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.

Положение о порядке проведения квалификационного экзамена муниципального служащего и формах оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) утверждается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Квалификационный экзамен муниципального служащего проводится в установленных формах оценки его знаний, навыков и умений (профессионального уровня) конкурсной или аттестационной комиссией.

Таблица 11.2

Классные чины муниципальной службы по группам должностей муниципальной службы и сроки прохождения муниципальной службы в присвоенном классном чине (ст. 2.1 Закона Ульяновской области

Группа должностей муниципальной службы

Классные чины муниципальной службы

Сроки прохождения муниципальной службы в классном чине (лет)

Высшая группа

  • 1 класса;
  • - действительный муниципальный советник
  • 2 класса;
  • - действительный муниципальный советник
  • 3 класса
  • - не менее 1 года
  • - не менее 1 года

Главная группа

  • - муниципальный советник
  • 1 класса;
  • - муниципальный советник
  • 2 класса;
  • - муниципальный советник
  • 3 класса
  • - не менее 2 лет
  • - не менее 2 лет

Ведущая группа

  • - советник муниципальной службы 1 класса;
  • - советник муниципальной службы 2 класса;
  • - советник муниципальной службы 3 класса
  • - не менее 2 лет
  • - не менее 2 лет

Старшая группа

  • - референт муниципальной службы 1 класса;
  • - референт муниципальной службы 2 класса;
  • - референт муниципальной службы 3 класса
  • - не менее 1 года
  • - не менее 1 года

Младшая группа

  • - секретарь муниципальной службы 1 класса;
  • - секретарь муниципальной службы 2 класса;
  • - секретарь муниципальной службы 3 класса
  • - не менее 1 года
  • - не менее 1 года

Для рассмотрения вопроса о присвоении классного чина муниципальный служащий подает представителю нанимателя заявление о допуске его к сдаче квалификационного экзамена, который после рассмотрения передает заявление в конкурсную (аттестационную) комиссию. Процедура подготовки и проведения квалификационного экзамена аналогична порядку, определенному для государственной гражданской службы Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111 (ред. от 1 июля 2014 г.). Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена в порядке, установленном законодательством. Муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы с ограничением срока полномочий, классные чины, как правило, присваиваются без проведения квалификационного экзамена. При решении вопроса о присвоении классного чина муниципальному служащему важное значение имеет учет соотношения ранее присвоенных им классных чинов (квалификационных разрядов) муниципальной или государственной гражданской службы, которое устанавливается законом субъекта РФ. В Ульяновской области такое соотношение классных чинов определено ч. 21 ст. 2.1 этого Закона (Приложение 9 к Закону), что в общем виде представлено в табл. 11.3.

Таблица 11.3

Соотношение классных чинов муниципальных служащих, классных чинов государственной гражданской службы Ульяновской области, квалификационных разрядов государственных служащих Ульяновской области (введено законом Ульяновской области от 4 мая 2011 г. № 64-30)

Классные чины муниципальных служащих

Секретарь

муниципальной службы 3 класса

Секретарь государственной гражданской службы Ульяновской области 3 класса

Референт

Секретарь

муниципальной службы 2 класса

Секретарь государственной гражданской службы Ульяновской области 2 класса

Референт

Секретарь

муниципальной службы 1 класса

Секретарь государственной гражданской службы Ульяновской области 1 класса

Референт

Классные чины муниципальных служащих

Классные чины государственной гражданской службы Ульяновской области

Квалификационные разряды государственных служащих Ульяновской области

Референт

муниципальной службы 3 класса

Референт государственной гражданской службы Ульяновской области 3 класса

Советник

государственной службы 3 класса

Референт

муниципальной службы 2 класса

Референт государственной гражданской службы Ульяновской области 2 класса

Советник

государственной службы 2 класса

Референт

муниципальной службы 1 класса

Референт государственной гражданской службы Ульяновской области 1 класса

Советник

государственной службы 1 класса

Советник

муниципальной службы 3 класса, муниципальный советник 3 класса

Советник государственной гражданской службы Ульяновской области 3 класса

Советник 3 класса

Советник

муниципальной службы 2 класса, муниципальный советник 2 класса

Советник государственной гражданской службы Ульяновской области 2 класса

Советник 2 класса

Советник

муниципальной службы 1 класса, муниципальный советник 1 класса

Советник государственной гражданской службы Ульяновской области 1 класса

Советник 1 класса

Действительный муниципальный советник 3 класса

Государственный советник Ульяновской области 3 класса

Г осу дарственный советник 3 класса

Действительный муниципальный советник 2 класса

Государственный советник Ульяновской области 2 класса

Г осу дарственный советник 2 класса

Действительный муниципальный советник 1 класса

Государственный советник Ульяновской области 1 класса

Г осу дарственный советник 1 класса

Установление соотношения классных чинов гражданской службы и классных чинов муниципальной службы имеет смысл как с точки зрения организации государственной и муниципальной службы, так и с точки зрения защиты социального статуса государственных и муниципальных служащих. Присвоение классных чинов муниципальным служащим производится правовым актом руководителя органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования. Соответствующая запись о присвоении муниципальному служащему классного чина вносится в его трудовую книжку и личное дело.

  • Амурская правда. 2007.14 сент.
  • Вестник Смоленской областной думы и администрации Смоленской области. 2007.№11.ч. II. Стр. 6.
  • Ульяновская правда. 2007.9 нояб.
Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" закреплен широкий перечень гарантий для муниципального служащего. Так, муниципальному служащему гарантируются: условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей; денежное содержание и иные выплаты. Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации; ежегодный оплачиваемый отпуск. Муниципальному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Для отдельных категорий муниципальных служащих федеральными и региональными законами устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными и региональными законами, дополнительный оплачиваемый отпуск; медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию; пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей. На муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными и региональными законами. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Федерации соотношением муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного служащего по соответствующей государственной должности. В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с муниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом федеральным законом; обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей; защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей. В случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные законодательством Российской Федерации о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников. Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего. Поощрение муниципального служащего. Виды поощрений муниципального служащего и порядок их применения устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными и региональными законами. Как правило, за безупречную и эффективную муниципальную службу применяются следующие виды поощрения и награждения: объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; награждение почетной грамотой органа местного самоуправления с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; иные виды поощрения и награждения органа местного самоуправления; выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. В случаях, установленных законодательством, муниципальный служащий может быть награжден государственной наградой, почетным званием или ему может быть присвоен почетный статус. Понятие денежного содержания муниципальных служащих В соответствии с положениями ТК РФ – «Заработная плата(оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)». При этом в отношении государственных и муниципальных служащих федеральный законодатель использует понятие «денежное содержание», которое является идеографическим синонимом «заработной платы», отличающийся оттенком значения, фактически «денежное содержание» – это специальный термин для обозначения оплаты труда государственных и муниципальных служащих. У денежного содержания муниципального служащего одна правовая природа с заработной платой, одинаковые функции и гарантии. Денежное содержание, как и заработная плата, выплачивается систематически за производимую работу (служебную деятельность). Денежное содержание, как и заработная плата, делится на основную и дополнительную части. Удержания из вознаграждения за труд муниципального служащего возможны лишь по основаниям, указанным в ТК РФ. В ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» дается следующее определение денежного содержания муниципального служащего – это «оплата труда муниципального служащего, которая состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации». Денежное содержание муниципального служащего является основой его стимулирования и должно обеспечивать ему и его семье качество жизни, соответствующее уровню развития общества и государства. Денежное содержание должно соотноситься на рынке труда с заработной платой работников соответствующей специальности и квалификации негосударственного (коммерческого) сектора экономики, обеспечивая привлекательность муниципальной службы и конкурентоспособность муниципального образования как работодателя. В соответствии с нормами действующего федерального законодательства неотъемлемыми составными частями денежного содержания муниципального служащего являются: должностной оклад, ежемесячные выплаты и иные дополнительные выплаты. При этом федеральный законодатель определил в ТК РФ, что «оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат». Если рассматривать структуру денежного содержания муниципальных служащих через структуру заработной платы работника в трудовом праве, то денежное содержание можно разделить на две части: основную и дополнительную. Основная часть включает в себя выплаты, на которые имеет право любой муниципальный служащий без наличия каких-либо условий. Эти выплаты отражают уровень квалификации, условия службы муниципального служащего и носят, как правило, компенсационный характер: должностной оклад, надбавки за особые условия муниципальной службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, доплаты за работу в особых климатических условиях, за совмещение должностей. Дополнительная часть оплаты труда муниципального служащего включает выплаты стимулирующего характера, отражающие личное отношение к службе муниципального служащего: надбавки за выслугу лет, за почетные звания РФ и субъектов РФ, за ученую степень, премии. Законодательство, регулирующее порядок оплаты труда муниципальных служащих В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» № 25-ФЗ: «Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты». В этом же Законе федеральный законодатель особо оговорил, что «на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом». Таким образом, можно говорить, что базовыми законодательными актами, регулирующими вопросы оплаты труда муниципальных служащих, являются федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие нормы трудового права, и в первую очередь Трудовой кодекс РФ. Трудовым кодексом РФ урегулирован общий порядок установления заработной платы, в соответствии с положениями ст. 135 Трудового кодекса РФ «Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права». В Федеральном законе № 25-ФЗ в отношении муниципальных служащих содержатся нормы, определяющие особенности установления заработной платы для этой категории лиц. Так, в соответствии с положениями п. 2 ст. 22 данного Федерального закона «Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации». При этом самостоятельность органов местного самоуправления в части установления размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих ограничена для тех муниципальных образований, которым предоставляются дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности в случаях и порядке, установленных федеральными законами. В подобных муниципальных образованиях размер оплаты труда муниципальных служащих устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с предельными нормативами, предусмотренными законами субъекта РФ. Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования. 2. Муниципальные правовые акты, издаваемые представительным органом, в части определения размера и условий оплаты труда муниципальных служащих, должны соответствовать законодательству РФ и законодательству субъекта РФ. 3. Заработная плата конкретному муниципальному служащему устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей в данном муниципальном образовании системой оплаты труда. 4. Органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право законами устанавливать предельные нормативы размера оплаты труда муниципальных служащих для тех муниципальных образований, которые являются получателями дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности. 5. Органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право законами устанавливать перечень ежемесячных и иных дополнительных выплат, являющихся составными частями денежного содержания муниципальных служащих соответствующего субъекта РФ. Подводя итог можно сказать, что после вступления в силу Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» федеральным законодателем произведено уточнение полномочий различных органов власти в части установления размера оплаты труда муниципальных служащих. Базовым законодательным актом, устанавливающим общие принципы и порядок оплаты труда муниципальных служащих в РФ является Трудовой кодекс РФ, а полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части установления размера и условий оплаты труда муниципальных служащих, разграничены Федеральным законом «О муниципальной службе в РФ».

Классный чин

  1. секретарь муниципальной службы 3, 2, 1 класса - муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы младшей группы;
  2. референт муниципальной службы 3, 2, 1 класса - муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы старшей группы;
  3. советник муниципальной службы 3, 2, 1 класса - муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы ведущей группы;
  4. муниципальный советник 3, 2, 1 класса - муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы главной группы;
  5. действительный муниципальный советник 3, 2, 1 класса - муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы высшей группы.

Отношения, связанные с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», но он не устанавливает конкретные классные чины. В Московской области классные чины регулируются Законом Московской области № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области»

  1. референт муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса - муниципальным служащим, замещающим младшие должности муниципальной службы;
  2. старший референт муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса - муниципальным служащим, замещающим старшие должности муниципальной службы;
  3. советник муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса - муниципальным служащим, замещающим ведущие должности муниципальной службы;
  4. муниципальный советник муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 - муниципальным служащим, замещающим главные должности муниципальной службы;
  5. действительный муниципальный советник Московской области 3, 2, 1 класса - муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы.

См. также

  • Воинские звания в Вооружённых Силах Российской Федерации

Источники

  • ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ
  • Указ Президента РФ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» от 01.02.2005 г. № 113

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Классный чин" в других словарях:

    КЛАССНЫЙ ЧИН - вид специальных званий (см.: Звание специальное), которое присваивается работникам прокуратуры, органов юстиции и аппаратов судов, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, государственным нотариусам, а также работникам с учетом их заслуг,… … Энциклопедический словарь конституционного права

    - (воен.) Звание это, соответствующее званию К. на классную должность, получают военные неклассные художники (по граверной и фотографической частям), выполнившие все условия для производства в классные военные художники, но остающиеся без… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ЧИН КЛАССНЫЙ - КЛАССНЫЙ ЧИН … Юридическая энциклопедия

    Толковый словарь Ушакова

    - [асн], классная, классное. 1. Принадлежащий, относящийся к классу (во 2, 3, 4, 7, 8 и 9 знач.). Классная доска. Классный чин. Классный вагон (пассажирский вагон в отличие от товарных, служебных и т.п.). 2. Относящийся к высокому классу (в 6… … Толковый словарь Ушакова

    - [асн], классная, классное. 1. Принадлежащий, относящийся к классу (во 2, 3, 4, 7, 8 и 9 знач.). Классная доска. Классный чин. Классный вагон (пассажирский вагон в отличие от товарных, служебных и т.п.). 2. Относящийся к высокому классу (в 6… … Толковый словарь Ушакова

Раздел 4. Классные чины муниципальных служащих

1. Классные чины муниципальной службы присваиваются муниципальному служащему по результатам квалификационного экзамена и подтверждают соответствие уровня профессиональной подготовки муниципального служащего квалификационным требованиям, предъявляемым к лицам, замещающим должности муниципальной службы соответствующей группы.

2. Муниципальным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:

1) секретарь муниципальной службы 3-го, 2-го, 1-го класса - служащим, замещающим младшие должности муниципальной службы;

2) референт муниципальной службы 3-го, 2-го, 1-го класса - служащим, замещающим старшие должности муниципальной службы;

3) муниципальный советник 3-го, 2-го, 1-го класса - служащим, замещающим главные должности муниципальной службы.

Старшинство классных чинов определяется последовательностью их перечисления.

3. Муниципальному служащему может быть присвоен классный чин не выше классного чина, установленного по замещаемой им должности.

4. Присвоенный классный чин муниципальных служащих сохраняется за муниципальным служащим при переводе на иные должности муниципальной службы, при увольнении с муниципальной службы, а также при поступлении на муниципальную службу вновь.

4.1. Если классный чин, присвоенный ранее, ниже классного чина, соответствующего должности, на которую назначен муниципальный служащий, классный чин сохраняется до присвоения классного чина, соответствующего новой замещаемой должности.

5. Квалификационные разряды, присвоенные лицам, замещающим должности муниципальной службы до вступления в силу настоящего Порядка, считаются соответствующими классными чинами, установленными настоящим Порядком.

6. Споры, связанные с присвоением классных чинов и их сохранением, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Адыгея.

Порядок присвоения классного чина муниципальному служащему

7. Классные чины муниципальным служащим присваиваются руководителем органа местного самоуправления.

8. Запись о присвоении классного чина муниципальному служащему вносится в трудовую книжку. Документы о присвоении классного чина приобщаются к личному делу муниципального служащего.

9. Лицу, впервые принятому на муниципальную службу, не имеющему классного чина муниципальной службы и замещающему должность муниципальной службы по которой производится присвоение классных чинов, присваивается самый низкий классный чин 3-го класса, установленный по замещаемой им должности.

10. Первый классный чин присваивается муниципальному служащему после успешного завершения испытания и сдачи квалификационного экзамена, а если испытание не устанавливалось, то на следующий день по окончании трехмесячного срока после назначения муниципального служащего на должность муниципальной службы.

11. Очередной классный чин присваивается муниципальному служащему на следующий день по истечении срока, установленного для прохождения муниципальной службы в предыдущем классном чине.

11.1. Для прохождения муниципальной службы в классных чинах муниципальных служащих устанавливаются следующие сроки:

1) 1 год - в классных чинах муниципальных служащих секретаря муниципальной службы 3-го, 2-го класса и референта муниципальной службы 3-го и 2-го класса;

2) 2 года - в классных чинах муниципальных служащих муниципального советника 3-го и 2-го класса.

11.2. Для прохождения муниципальной службы в классных чинах муниципальных служащих 1-го класса, установленной по замещаемой должности, срок не устанавливаются.

12. В срок прохождения муниципальной службы в соответствующем классном чине муниципальных служащих не засчитываются период временной нетрудоспособности муниципального служащего, другие периоды (за исключением ежегодного оплачиваемого отпуска), когда он не исполнял должностные, но за ним в соответствии с действующим законодательством сохранялась замещаемая им должность муниципальной службы, а также период применения к муниципальному служащему дисциплинарного взыскания.

13. В качестве меры поощрения муниципальному служащему может быть присвоен классный чин в соответствии с законодательством Республики Адыгея.

14. Муниципальным служащим устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин со дня его присвоения в размерах, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Республики Адыгея.



Поделиться