Сергей михайлович федосеев. Значение успенский александр иванович в краткой биографической энциклопедии

Вильгельм Август Лай

Немецкий педагог Вильгельм Август Лай (1862-1926) был видным представителем буржуазной реформаторской педагогики конца XIX - начала XX в. Основываясь на данных биологии и экспериментальной педагогики , он попытался создать так называемую педагогику действия, которая характеризовалась чрезмерной биологизацией воспитательно-образовательного процесса.

Лай исходил из того, что в основе воспитания и обучения должны лежать реакции-действия: ребенок испытывает влияния извне; умственно их перерабатывает и сложившиеся представления выражает с помощью различных средств (слово, рисунок, эксперимент, работа на школьном участке, в мастерской и т. п.). Главное место в этой триаде - восприятие, переработка, выражение. Лай отводил особую роль третьему компоненту - выражению, которое и является собственно реакцией, действием, направленным на приспособление ребенка к окружающим условиям среды, в том числе и социальным.

Из такой трактовки воспитания и обучения у Лая вытекает известная переоценка педагогической роли различных видов деятельности школьников. Весьма ценные в педагогическом отношении разнообразные практические и творческие работы, драматизация и иллюстрирование литературных произведений, игры и спорт у Лая нередко приобретают самодовлеющее значение и ведут к нарушению систематичности научного образования.

Для того чтобы ребенок научился правильно реагировать на окружающую обстановку, Лай считал необходимым организовать в стенах школы такую социальную микросреду, которая вынуждала бы учащихся согласовывать свои действия с законами природы и с волей данного сообщества людей. Школа, по его мнению, должна готовить лояльных граждан буржуазного государства, важное место в этом гражданском воспитании Лай отводил религии.

Биографическая справка приводится по изд.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И, Пискунов. М., 1981, с. 501.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Новгородский государственный университет

имени Ярослава Мудрого"

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра педагогики

Представитель зарубежной реформаторской педагогики Вильгельм Август Лай

Выполнила:

Махаева Елена Павловна

Великий Новгород - 2013 г.

Введение

Основная часть

1 Биография

2 Педагогические идеи

3 "Школа действия"

4 Особенности восприятия трудов В. Лая в "советское" время

Введение

Реформаторская педагогика в Европе и США начинает развиваться с последней четверти XIX в. Она представлена именами десятков выдающихся деятелей. Благодаря их деятельности разрабатываются новые науки и новые направления в педагогике: педология, философия образования, социальная педагогика, возрастная и педагогическая психология, специальные направления педагогики, экспериментальная педагогика и психология, теории свободного, трудового, эстетического и т.д. воспитания.

Наиболее видными представителями психолого-педагогической мысли в Германии были: Фриц Гансберг (1871-1950), Гуго Гаудиг (1860-1923), Людвиг Гурлит (1855-1931), Густав Виникен (1875-1964), Вильгельм Вундт (1832-1920), Георг Кершенштейнер (1854-1932), Вильгельм Август Лай (1867-1926). Один из основоположников экспериментальной педагогики. Создатель принципиально нового педагогического учения - педагогики действия

Вильгельм Август Лай педагог Германии. Один из педагогов, о котором раньше писали мало. В ряде зарубежных учебных книг конца XIX - начала XX веков по истории педагогики его имя почти или совсем не упоминается.

Лай окончил политехнический институт и Фрейбургский университет, работал сначала учителем, а затем преподавателем учительской семинарии, усердно занимался наукой и литературной деятельностью. Взяв за основу данные биологии и экспериментальной педагогики, он попытался создать "педагогику Действия".

В советской педагогике Лай за стремление соотнести воспитательный процесс с биологией причислялся к вульгаризаторам педагогической науки. Ныне же к его идеям обращаются значительно чаще, возможно потому, что наступает их время.

В целом же в рамках реформаторской педагогики сложился целый ряд психолого-педагогических наук: педология, философия и социология образования, экспериментальная педагогика и психология, возрастная и педагогическая психология и т.д.; был обоснован целый ряд новых концепций воспитания и образования: свободное воспитание, школа творчества, педагогика действия и т.д.; теоретически обоснованы и экспериментально отработаны новые концепции образования и воспитания; введены новые предметы обучения; и может быть, главная заслуга реформаторской педагогики состоит в разработке множества более эффективных технологий, и особенно методов обучения.

1. Основная часть

1 Биография

Лай, Вильгельм Август (нем. Wilhelm August Lay)- немецкий педагог.

Лай считал что "школа действия" способна изменить социальную действительность Германии, а экспериментальная педагогика - синтезировать все педагогические искания начала ХХ века. В реальной жизни "Школа действия" - осталась только теоретической моделью.

В области "экспериментальной педагогики" Лай сделал попытку построить экспериментальную дидактику, в которой, однако, он не столько исследует экспериментально действительный процесс обучения, сколько подгоняет его под свою механистическую надуманную триаду. Л. считает, что всякий жизненный акт любого организма происходит по триединой схеме: восприятие - переработка - изображение (или выражение, действие). Л, критикует старую школу за то, что последнему, самому важному элементу - действию (или выражению) - в процессе обучения эта школа уделяла крайне мало места. Так, Л. приходит к требованию "школы действия" (Tatschule). "Деятельность", которую Л. выдвигает как основной педагогический принцип, у него сводится к двигательным реакциям, а "школа действия" - к иллюстративной школе. Лаевская теория "школы действия" является для советской школы неприемлемой, так как Лай биологизирует воспитание, крайне переоценивает двигательные реакции, сводя к ним почти всю деятельность человека (по Л., даже память, внимание, воображение и пр. сводятся к двигательным реакциям). Весь процесс воспитания Лай, универсализируя свою надуманную схему, механически сводит к двигательным реакциям. Его иллюстративная школа, уделяя много времени различным видам изобразительной деятельности, ослабляет внимание к развитию у учащихся абстрактного мышления, суживает объем общеобразовательных знаний <#"justify">1.4 Особенности восприятия трудов В. Лая в "советское" время

В. Лай относился к педагогам, признававшим наличие природных способностей учащихся (в т.ч. к обучению и к труду), их заметное разнообразие и стремившийся неким образом учесть этот факт в учебном процессе. Поскольку близкие к нему в этом отношении педологи, как и вся педология <#"justify">Вывод

Практически идея педагогического действия Лай означала следующее. Поскольку ведущую роль в воспитании, по Лай, играет реакция, т.е. быстро приспособление к внешней среде, то нужно, чтобы воздействие исходили от правильно организованной среды. Пусть для начала это будет социальная микросреда в школе. Тогда выработка правильной реакции пойдет по пути, свойственному всем живым организмам: восприятие - переработка - выражение или изображение. Значит, основа всего - двигательная реакция, и на ней следует строить обучение. Главное внимание нужно обращать на учебные предметы, активнее других вызывающих реакцию: рисование, черчение, музыка, лепка, пение и т.д. И искать пути насыщения подобными реакциями других учебных предметов, всего процесса воспитания, в том числе и социального. Школа, по Лайю, должна готовить добропорядочных, законопослушных граждан.

Вредная сторона педагогики Лай заключается не только в этой биологизации педагогического процесса, но и в глубоко реакционных политических установках Лайя, как проповедника того реакционного "закона" антинаучной буржуазной педологии, который стремится доказать "особую одарённость и особые права на существование эксплоататорских классов и "высших рас" и, с другой стороны, - физическую и духовную обреченность трудящихся классов и "низших рас"

Ценным в работах Лайя довоенного периода следует признать его требование, чтобы педагоги сами исследовали экспериментально процесс обучения (а не предоставляли это изучение только психологам), чтобы дидактический эксперимент возможно больше приближался к обычной практике преподавания. Лай разработал экспериментально методику преподавания арифметики, преподавания орфографических навыков, причем экспериментально показал большое значение списывания при обучении правописанию.

За сложностью формулировок Лай в его социальной части педагогики просматривается здравая идея: опереться в воспитательном процессе и обучении на природное стремление ребенка к постоянной и разносторонней деятельности. Заметим, что к ней обращались и другие педагоги (Песталоцци, Фребель, Ушинский, Дьюи, Шацкий). Но Лай показал, что педагогика действия обязывает педагога, учителя быть сведущим во многих науках о живой природе, человеке, обществе. Прогрессивна сама ориентация на такое разностороннее знание. То, что по схеме В. Лайя, серьезная образовательная работа в школе уходила на второй план, скорее всего объясняется трудностями выявления и введения нужных действий в основные учебные предметы. Такой поиск продолжается. Следовательно, педагогика действия не исчезла, она воспринята другими педагогами, в иных вариантах, всегда обращенных к активности школьника, уходу от вербального обучения. Идеи В. Лайя способствовали развитию экспериментальной педагогики.

Список используемых источников

1.В.А. Лай. Экспериментальная дидактика. Пер. под ред. Нечаева. 1906 г.

.Его же Экспериментальная педагогика. Пер. Воскресенской. Изд. второе.

.Проф. Эрнст Мейман. Лекции по экспериментальной педагогике. Т. 1, 2 и 3. Изд. Т-ва Мир.

.Нечаев А. Очерк психологии для учителей и воспитателей. Ч. 1, изд. 1903 г.

.Его же. Очерк психологии для учителей и воспитателей. Ч. 2. Изд. 1908г.

.Проф. И.А. Сикорский. Душа ребенка. Изд. 1909 г.

.Его же. Памятная книжка для студенток Киевского Фребелевского педагогического института. Изд. 1908 г.

.Георг Кершенштейнер. Основные вопросы школьной организации. Изд. Сытина, 1911 г.

.Наторп. Культура народа и культура личности. Пер. Рубингатейна. Изд. 1912 г.

.Эллен Кей. Век ребенка. Пер. Залога и Шахно. Изд. 1906г.

.В.Б. Друммонд. Дитя, его природа и воспитание. Изд. Век 1902 г. М. В.

.О. Ши. Роль активности в жизни ребенка. Пер. под ред. Виноградова.

.Эд. Клапаред. Психология ребенка и экспериментальная педагогика, 1911 г. Громбаха.

.Фр. Кейра. Характер и нравственное воспитание. Изд. Павленкова, 1897 г.

.П. Лесгафт. Семейное воспитание ребенка. Изд. второе, 1893 г.

.М. Прево. Письма к Франсуазе. Пер. Соколовой. Изд. 1903г.

.Т. Рибо. Психология чувств. Изд. Иогансона.

.Джемс Селли. Основы общедоступной психологии и ее применения к. воспитанию. Пер. под ред. Л.Е. Оболенскаго. Изд. 1902 г.

.М. Гюйо. Воспитание и наследственность. Пер. Нахамкиса. Изд. 1900 г.

.П. Соколов. История педагогических систем. Изд. 1913 г.

.

.



Поделиться