Маргинал примеры людей. Маргинал: значение и примеры

Читая бумажные или интернет-издания, можно нередко встретить слова, значение которых бывает непонятно. Эмбарго, мейнстрим, гендер, коллапс, гаджет, паттерн, ритейл, хэдлайнер, тренд, фейк... Что означают некоторые из них, можно догадаться по общему смыслу текста, но не всегда это удаётся легко. Задача упрощается, когда слово в настоящий момент времени используется СМИ настолько часто, что прочно запоминается, и читателю ничего другого не остаётся, кроме как узнать или догадаться о значении того или иного термина.

«Непонятные понятия»

Сложнее всего обстоит дело со словами, которые не используются ежедневно в речи большого числа журналистов. К таким относятся, например, «оферта» или «маргинал». Значение слова порой бывает трудно угадать по его звучанию. А если слово это иностранное, то задача становится практически невыполнимой. Приходится обращаться к толковым словарям, чтобы установить происхождение непривычного для уха термина.

Кто же такой маргинал? Значение слова особенно трудно установить по нескольким причинам. Во-первых, не все толковые словари дают полное количество значений. Во-вторых, сам смысл этого слова претерпел несколько кардинальных изменений, что сделало его довольно размытым и нечётким. Лишь проследив всю историю, можно разобраться в этом вопросе.

Прежде всего, маргинал - это не математическое понятие, не растение и не предмет гардероба. Это человек. А вот какой человек, что его отличает от всех остальных и за что он получил отдельный статус - все эти вопросы являются предметом подробного разговора.

Маргиналы начала XX века

Сам термин был сформулирован в 1928 году американским социологом Робертом Парком, с тех пор в своём значении претерпел значительные изменения. Первоначально Р. Парк, основоположник психологии городского образа жизни, считал, что маргинал - это тот, кто находится в неопределённом положении между сельским жителем и урбанизированным. Его привычная культура была разрушена, а в новую он не вписался. Такого человека можно назвать дикарём в каменных джунглях, настолько его поведение является неприемлемым в социальной среде города.

Термин был образован от латинского margo - «край». Таким образом, маргиналами называют людей, живущих на границе различных социальных стихий, но не вписывающихся в нормы ни одной из них.

Маргинальная личность по Роберту Парку

Значение слова с самого начала было достаточно негативным. Как лучше ответить на вопрос о том, Сам профессор Р. Парк так определял основные черты характера подобной личности: беспокойство, агрессивность, честолюбие, обидчивость и эгоцентричность. Обычно так называли разного рода асоциальные элементы: беднейших мигрантов, бродяг, бездомных, пьяниц, наркоманов, преступников. В общем, представителей социального дна. Пограничное состояние, в котором находятся эти люди, налагает отпечаток на их психику.

В любом обществе существуют свои писаные и неписаные правила, устои, традиции. Маргинал это всё отвергает, не чувствуя своего долга по отношению к обществу, не разделяя принятых в нём норм. По мнению Р. Парка, такие личности испытывают сильную потребность в одиночестве и уединённом образе жизни.

Классификация

Согласно современной социологической классификации, выделяются несколько групп людей, которых по ряду объединяющих черт можно назвать маргиналами.

В числе таких групп:

  • этнические маргиналы (потомки от смешанных браков, мигранты);
  • биологические маргиналы (люди с ограниченными физическими или умственными возможностями, лишённые внимания и заботы социума);
  • возрастные маргиналы (поколение, связь которого с большей частью общества оказалась разорвана);
  • социальные маргиналы (люди, не вписывающиеся в ту или иную социальную структуру в силу своего образа жизни, мировоззрения, профессии и т. п.);
  • экономические маргиналы (безработные и беднейшие слои населения);
  • политические маргиналы (те, кто использует непринятые в данном обществе методы политической борьбы);
  • религиозные маргиналы (верующие, не придерживающиеся определённой конфессии);
  • криминальные маргиналы (преступники, по меркам данного общества).

В современном обществе

В силу такой широкой классификации и постепенного расширения смысла понятия «маргинал», примеры можно найти в самых разных областях жизни:

  • бродяга, у которого нет ни жилья, ни работы;
  • человек, уехавший искать смысл жизни в Индию или Тибет;
  • хиппи, отрицающий социальную иерархию;
  • кругосветный путешественник, живущий в дороге;
  • наркоман;
  • отшельник, асоциальный человек;
  • фрилансер и любой «свободный художник», не связанный корпоративными условностями;
  • грабитель банков, нарушающий законы и вынужденный скрываться;
  • мультимиллионер, чей образ жизни значительно отличается от подавляющего большинства представителей социума.

Одним словом, все, кто не вписываются в так называемое «правильное» социальное поведение, могут называться маргиналами. Со временем значение этого термина значительно изменилось.

От социального дна до особой группы

К концу XX в. термин утратил своё первоначальное, резко негативное значение. В печатных, телевизионных и интернет-СМИ стали появляться такие словосочетания, как «маргинальная литература», «маргинальная тема», «маргинальная культура», «маргинальное движение», «маргинальное мировоззрение». В этих, на первый взгляд, весьма странных смысловых сочетаниях проявляется изменённое значение слова.

Теперь во многих случаях маргинал - это человек, чей образ жизни отличается от общепринятого. Причём это может быть как отличие со знаком «минус» (бездомный, пьяница), так и со знаком «плюс» (монах-отшельник, миллиардер).

Также нередким стало употребление этого слова в значениях: «принадлежащий к меньшинству», «малоизвестный», «маловлиятельный», «непонятный, неблизкий большей части общества».

Из-за преобразования смысла этого термина становится всё труднее дать однозначный ответ на вопрос о том, кто такой маргинал. Это слово постепенно лишается своей первоначальной, однозначно негативной окраски, приближаясь к нейтральному звучанию. Маргинал - тот, кто (по своей воле или нет) не вписывается в традиционный уклад своего социального окружения.

Маргинальные свойства предметов

Кроме значения, относящегося к человеческой личности или социальным группам, этот термин выражает определённые свойства материального мира. Например, в толковых словарях описываются следующие значения прилагательного «маргинальный»:

  • несущественный, второстепенный;
  • незначительный, неосновной;
  • написанный на полях (книги, рукописи и т. д.).

Иностранные слова с непонятными значениями окружают нас повсюду, но разобраться в них помогают современные словари. Так и с понятием «маргинал», значение которого разнообразно и нередко меняется в зависимости от ситуации употребления.

от лат. marginalis – находящийся на краю) – состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием и социальной стратификацией на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАРГИНАЛЬНОСТЬ

лат. margo - край, граница) - понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни. Категория М. была введена американским социологом Р. Парком с целью выявления социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условиям городской среды. В ситуации М. оказываются т.наз. "культурные гибриды", балансирующие между доминирующей в обществе группой, полностью никогда их не принимающей, и группой, из которой они выделились. Философское понятие М. характеризует специфичность различных культурных феноменов, часто асоциальных или антисоциальных, развивающихся вне доминирующих в ту или иную эпоху правил рациональности, не вписывающихся в современную им господствующую парадигму мышления и тем самым довольно часто обнажающих противоречия и парадоксы магистрального направления развития культуры. К представителям культурной М. принято относить таких мыслителей, как Ф. Ницше, маркиз де Сад, Л. фон Захер-Мазох, А. Арто, Ж. Батай, С. Малларме и др.

Проблема культурной М. приобретает особое значение в философии постструктурализма и постмодернизма ("шизо-анализ" Делеза и Гваттари, "генеалогия власти" Фуко, "деконструкция" Деррида и т.д.). Интерес к феномену М. обострил французский структурализм, использовавший понятия "маргинальный субъект", "маргинальное пространство", "маргинальное существование", возникающие в "просвете", "зазоре" между структурами и обнаруживающие свою пограничную природу при любом изменении, сдвиге или взаимопереходе структур. Однако их функция в синхроничной перспективе бинарных оппозиций минимальна, ибо их присутствие, а точнее, заполнение пространства между последними является лишь индикатором нормального функционирования структурно упорядоченного универсума. В постструктурализме понятие "М." претерпевает значительные изменения, подрывающие его самотождественность. Благодаря идее децентрации Деррида - не просто меняющей местами привилегированный и подчиненный объекты, а уничтожающей саму идею первичности, отстаивающей идею "различения", "инаковости", сосуществования множества не тождественных друг другу, но вполне равноправных инстанций, - традиционное разграничение значимого и незначимого, обоснованного и эпифеноменального снимаются. Отсутствие центра структуры (по Деррида, мысль о структуре исключает мысль о центре) предполагает отсутствие и главного, трансцендентального априорного означаемого. Уничтожается также представление об абсолютном смысле. С исчезновением "центра", являвшегося средоточением и символом власти, исчезает и понятие господствующей, доминантной "высокой" культуры (эта установка "доминирует" в постмодернистском искусстве). Режим "деспотического означающего" уступает место принципу детерриториализации, в результате чего изменяется маргинальное положение "носителя желания" в территориализованном пространстве. Наиболее адекватно передает новый образ постмодернистского пространства понятие "ризома". Для Р. Барта М. синонимична стремлению к новому на пути отрицания всевозможных культурных стереотипов и запретов, унифицирующих власть всеобщности, "безразличия" над единичностью и уникальностью, легитимации наслаждения и удовольствия, реабилитации культурной традицией субъекта желания, - и является важным моментом в борьбе с тиранией дискурса власти. Фуко полагает, что невозможно рассуждать о подлинной М. в рамках бинарной оппозиции, ибо идентифицировать ее как таковую можно лишь в отсутствии всякой нормы и авторитарного образца. Так, анализируя антитезу норма-патология и структуру властных отношений, он показывает, что аутсайдеры, "социальное дно", психически больные, иначе говоря, все девианты не являются маргиналами в собственном смысле слова, поскольку их существование обусловлено наличием нормы, а опыт маргинального существования не может быть вписан внутрь институциональных стратегий. Таким образом, в плюралистичном, ризомном постмодернистском мире стираются границы структур, а маргинальное пространство, существующее вне этих структур, но между их границами, меняет свой пограничный статус, размывая семантику М. и утрачивая специфику своего паракультурного функционирования.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Кто такие маргиналы, в каком значении допустимо употреблять этот термин — об этом в нашей статье.

Понятие маргинальности встречается довольно часто, но может трактоваться по-разному, неся зачастую негативный окрас.

Маргинал: определение

  • Маргинал – это человек, мировоззрение, принципы и образ жизни которого не соответствуют порядкам и нормам, принятым в обществе.
  • Маргиналами называют также людей, которые по тем или иным причинам утратили социальные функции — отрицают законы культуры, религии, морали своей нации, страны или общности, но при этом не примыкают к другим социальным группам, находясь вне классов и объединений людей.
  • Наряду с этим определением в наши дни «маргинальная личность» – это модное понятие, затрагивающее идею свободы и независимости, нахождения человека вне системы, за пределами законов, навязанных сложившейся социальной структурой.

Термин «маргинал» происходит от латинского «margo», что в переводе означает край. Изначально слово «маргиналии» означало рукописные пометки на полях книг, относящиеся к содержанию. В 1928 году американский социолог Р. Парк ввел этот термин для описания поведения личности, находящийся за пределами существующих социальных групп.

Маргиналы — люди, избегающие социальных контактов

Значение слова маргинал в толковом словаре

В социологии: тот, кто утратил прежние социальные нормы поведения и не приспособился к новым условиям жизни (обычно о представителях национальных меньшинств, мигрантах, выходцах из деревни). В общем смысле: тот, кто не признает общепринятых моральных норм и правил поведения.

Маргинал: значение слова простыми словами

  • В 30-х годах маргиналами называли жителей сельских районов, приехавших в большие города для заработка, но так и не получивших работу, эмигрантов, не сумевших прижиться на новой родине, а также людей, оставшихся без работы или крыши над головой. Позднее термин получил более широкое значение.
  • Маргиналы – люди, потерявшие связь с обществом, в котором они живут. Не следует воспринимать маргиналов, как людей второго сорта. Просто их поведение заметно отличается от устойчивого большинства, принятых традиций и устоев.


В словаре можно найти общее определение термина «маргинал»

Слово маргинал: примеры употребления

В современном русском языке слово маргинал имеет следующие синонимы: неформал, изгой, индивидуал. Приведем несколько цитат использования слова маргинал в литературе:

Любое наше общество устроено таким образом, что в нем масса и маргиналы распределяют между собой обязанности и дополняют друг друга. Вера в чудо оказывается оправданной и житейски более перспективной, чем неверие, загоняющее человека в маргиналы, в пьянку, в наркоту.

Кто такие маргиналы?

Некоторые современные психологи и социологи считают, что маргинальный тип личности является более интеллектуальным и развитым, открытым к изменениям, независимым от ограничивающих факторов и двойственных стандартов общества. К маргиналам можно отнести совершенно разных людей с непохожими жизненными ситуациями, которые по сложившимся обстоятельствам становятся изгоями общества:

  • Люди с какими-либо физическими недостатками.
  • Люди, страдающие заболеваниями психики.
  • Представители нетрадиционных религиозных течений и сект.
  • Отшельники, намеренно противопоставляющие свои убеждения нормам общественного мнения.
  • Люди, оказавшиеся за чертой бедности, которые при этом не стремятся к улучшению своего положения.
  • Люди, занимающиеся преступной деятельностью.

Отличительными чертами характера маргиналов являются:

  • Негативное отношение к окружающим
  • Отказ от социальных контактов и желание уединения
  • Эгоцентризм
  • Неудовлетворенные амбиции
  • Тревожные состояния и фобии


Внешний вид маргиналов зачастую отличается от принятых норм

Типы маргиналов

Среди всех типов изгоев общества можно выделить 4 основные группы маргиналов:

Экономические

Этот тип маргинальности зависит от изменений в материальной сфере – потеря работы, привычных источников дохода, денежных накоплений или собственности. Все эти факторы приводят к переоценке ценностей, поиску новых способов заработка, а зачастую – к озлобленности и отказу от привычного круга общения. Самым тяжелым видом экономической маргинальности является падение самооценки вследствие невозможности повысить благосостояние, алкоголизм, наркомания, разрушение личности.

Социальные

Социальная маргинальность связана с желанием достичь более высокого социального статуса, попасть в другую социальную группу – переход на более престижную работу или высокооплачиваемую должность, выгодный брак. Если такое улучшение социального статуса длится недолго или заканчивается неудачей, человек теряет связи с прежним окружением, и оказывается в положении изгоя.

Политические

Политическая маргинальность проявляется на фоне политических кризисов, недоверия к власти и снижения гражданского сознания. Такие люди намеренно противопоставляют себя обществу с существующим политическим строем, выступают против общественного мнения, норм и законов.

Этнические

К такому типу относятся люди, по каким-либо причинам сменившие место проживания и оказавшиеся среди представителей другой народности или этноса. В таких случаях помимо языкового барьера у мигрантов возникают трудности восприятия чуждой культуры и традиций. Особенно это выражено в тех случаях, когда новая среда значительно отличается от привычной – религией, образом жизни, особенностями менталитета. Этническая маргинальность является самой труднопреодолимой, поскольку основана на факторах, которые человек не в силах изменить – внешность, религиозная принадлежность, обычаи и традиции.


Вынужденная маргинальность связана с исключением себя из существующего социума

Видео: Кто такие маргиналы?

Слово латинского происхождения “маргинал” переводится как “находящийся на краю” . Оно характеризует отдельных людей, которые по каким-то причинам оказались за пределами социума.

Причины этому могут быть самые различные. Несоответствие личного мировоззрения и образа жизни общепринятым нормам. Не принятие религии и культуры общества. Такие люди находятся в обществе, но находятся вне классов и социальных групп, не поддерживают установленную систему законов и морали.

Кто может быть маргиналом?

Маргинальные личности, это не обязательно асоциальные индивидуумы, не занимающиеся полезным трудом. Они могут быть весьма состоятельными, но из-за утраты своего прежнего положения не признаются обществом. В группу маргиналов они попадают после того, как вышли из своей социальной группы, но не присоединились к другой.

Это могут быть люди, прошедшие войну, беженцы , которые не смогли принять новые социальные условия и непривычные законы современного общества. Люди, имеющие ограниченные возможности, лица, находящиеся в межэтнических и межрасовых браках.

Все человечество разделилось на различные группы, каждая из них имеет свои культурные признаки, устои, законодательство. Личность, не сумевшая вписаться ни в одну из таких групп, становится маргиналом. На это не влияет ее доход или интеллектуальные способности. В основе лежит ее личное неприятие.

К числу первых представителей маргинального типа историки называют Диогена , неординарную личность, признанного философа и мудреца Греции. На личном примере аскетического образа жизни, он пытался донести до людей ценность обычных человеческих радостей, жизни без излишеств и путаницы ненужных норм и условностей.

Российские маргиналы разных эпох – П. Чаадаев, Сахаров, Бродский, Столыпин.

Маргиналы современной России

Процесс маргинализации России усилился в период смены социально-экономической системы. Время характеризуется массовыми перемещениями населения в поисках подходящей социальной инфраструктуры, снижением уровня доходов, изменениями в традиционных нормах и ценностях.

Многие люди не смогли принять новые нормы и социальные стереотипы, образуя огромную маргинальную массу населения. Представители этого типа не могут определить свою принадлежность ни к одной из существующих групп – рабочих, работников с/хозяйства, интеллигенции, предпринимателей.

Современная Россия переживает процесс роста маргинализации. В ее социальной структуре происходят изменения. Переселение сельского населения в города в поисках работы, приток беженцев из зон межнациональных конфликтов, рост безработной части населения, освобождение осужденных лиц из мест заключения ведет к дезорганизованности общества.

В стране увеличивается количество социальных статусов и общественных групп. Растет роль критерия личной собственности и уровня доходов. Усиливается связь между политическим весом индивидуума с размером его капитала.

В верхних слоях общества отчетливо просматривается неразрывная связь с криминалом и теневой экономикой. Растет разрыв между статусами субэлиты и уровнем жизни средних и нижних слоев.

Развитие социальной маргинальности обусловлено неудачей получения высокого социального статуса, получением престижной должности, стабильного заработка.

Отдельные личности и целые группы населения оказываются за пределами своего места в системе. Невозможность найти новую нишу существования и острое ощущение неустроенности чаще всего приводит к миграции. Расширение границ нищеты среди наименее социально защищенной части населения ведет к увеличению части социума, попавшего в социальные изгои.

Для групп с высоким социальным уровнем усилилась роль профессионального и культурного фактора, на фоне снижения его значения для основной части населения. Существенные изменения в материальной сфере, связанные с потерей привычного источника дохода приводят к экономической маргинальности средних и низших слоев.

Невозможность наладить собственное благополучие зачастую сопровождается алкоголизмом и наркоманией, ведущим к разрушению личности. В отличие от неблагополучной и безработной части населения, статус экономического маргинала получают и сверхбогатые люди, ведущие замкнутый образ жизни и оторванные от общества.

Маргинализация – это и плюсы и минусы общества . Гибкость и неординарное мышление маргинала позволяет внести в общество новые и прогрессивные идеи. Отрицательная сторона, это снижение уровня жизни, радикальный подход к изменениям структуры общества, связанный с реформами и революциями, снижение безопасности населения.

Реализация в социуме – одна из психологических потребностей человека. Личность, выпадающую из социума, называют маргинальной, однако это не означает, что такой человек обязательно беден и ведет саморазрушающий образ жизни. Узнав, кто такие маргиналы, можно с удивлением обнаружить их и среди знакомых.

Кто такой маргинал - определение

По информации социологического толкового словаря, маргинальная личность – это человек, находящийся в пограничном состоянии между двумя или несколькими социальными группами, системами, культурами. Что значит, маргинал – асоциальный субъект, но не обязательно неблагополучный, аморальный или страдающий от патологических привязанностей. Считается, что первыми маргиналами были освобожденные от рабства люди, которые вышли из привычной среды, но стать полноценными членами общества смогли не сразу.

Если маргиналы в обществе не выполняют общественно полезные функции, значит создают разнообразные проблемы. Маргиналы способны сбиваться в группы и устраивать беспорядки. В европейских странах нередко такое явление как бунт мигрантов. Эти люди, которых приняли в чужой стране, обеспечили жильем и питанием, могут приносить множество проблем законопослушным коренным жителям. Несколько реже встречаются безобидные маргиналы, как пример можно привести представителей национальных меньшинств, модного движения дауншифтеров и т.д.

Статус «маргинал» может быть предписан человеку обществом или принят индивидом самостоятельно. «Клеймение» и «навешивание ярлыков» нестандартным людям может произойти в рабочем коллективе, в больнице, в школе. Такого рода вытеснениям часто подвергаются меньшинства – национальные, сексуальные и т.д. Это является нарушением прав человека. Осознать собственную маргинальность индивид может и сам. В данном случае он должен решить – «возвращаться к нормальности» или жить со статусом «маргинал».

Кто такие маргиналы и люмпены?

Термин «люмпен» был введен К. Марксом, к этой группе он относил бродяг, нищих, бандитов. По мнению обывателей - люмпены и маргиналы представляют собой одну группу людей со схожими интересами и образом жизни. Это не совсем так. Люмпен – деклассированный, физически и морально опустившийся элемент, «отброс общества», являющийся частью маргинальной группы, но при этом маргинальная личность далеко не всегда является люмпеном.

Признаки маргиналов

Основным признаком маргиналов социологи называют разрыв экономических, социальных и духовных связей, существующих в «домаргинальной» жизни. В основном маргиналами становятся мигранты, беженцы. Оказаться на краю социальных групп может бывший военный, уволенный со службы, но еще не нашедший себя в гражданском обществе. Связи с прошлым при увольнении разорвались, а новых еще нет, а в особо неблагополучных условиях – и не будет. Тогда человек может деклассироваться – т.е. опуститься на самое «дно» жизни.

Другие признаки маргинальности:

  • мобильность – возникает при отсутствии жилья, привязанностей;
  • психические проблемы – появляются вследствие невозможности найти свое «место под солнцем»;
  • выработка собственных ценностей, иногда враждебность к существующему обществу;
  • достаточная легкость вовлечения в противоправную деятельность.

Типы маргиналов

При позитивном развитии событий период маргинальности у человека длится не слишком долго – адаптировавшись, трудоустроившись, влившись в общество, он теряет статус маргинала. Исключение составляют люди, ставшие маргиналами вынуждено (беженцы) или те, кто сознательно избрал такой образ жизни (бродяги, радикалы, экстремисты, революционеры). Социологи так разделяют основные виды маргиналов: политические, этические, религиозные, социальные, экономические, биологические.

Политические маргиналы

Чтобы понять кто такой политический маргинал, значение этого термина, можно вспомнить период прихода к власти Фиделя Кастро на Кубе, сопровождающийся кровавыми репрессиями. «Остров свободы» стал невыносимым для жизни порядка 2 млн человек, которые сбежали в другие страны, став, по сути, политическими маргиналами – людьми, которых не устраивает существующий политический режим, его законы.

Этнические маргиналы

К людям, на которых распространяется этническая маргинальность, обычно относят индивидов, рожденных от представителей разных национальностей. Не любой межнациональный брак порождает маргиналов, это происходит лишь тогда, если ребенок не соотносит себя ни с одной национальностью родителей – его в таком случае нигде и не принимают. Еще один ответ на вопрос кто такие этнические маргиналы – это национальные меньшинства, представители крайне малочисленных народностей, живущие среди других национальностей.

Религиозные маргиналы

Основная масса людей в обществе или придерживается определенной конфессии, или вообще не верит в бога. Религиозными маргиналами называют индивидов, которые верят в существование высшей силы, но не могут назвать себя представителями ни одной существующей религии. Среди таких индивидов (пророков) можно встретить тех, кто собрал единомышленников и создал собственную церковь.


Социальные маргиналы

Такое явление как социальная маргинальность развивается в обществе, переживающем катаклизмы: перевороты, революции и т.д. Целые группы людей в меняющимся социуме теряют свое место и не могут найти его в новой системе. Такие социальные маргиналы зачастую становятся мигрантами, как пример можно вспомнить представителей дворянского сословия, уехавших из России после революции 1917 года.

Маргинал экономический

Ответ на вопрос, кто такой экономический маргинал, в основном сводится к безработице и сопутствующей этому явлению бедности. Экономические маргиналы вынуждено или намеренно теряют возможность зарабатывать и живут за чужой счет – получая помощь окружающих, пособия от государства, подаяние и т.д. В современном обществе к экономическим маргиналам причисляют и свехбогатых людей, которые также оторваны от общества.

Биомаргиналы

Идеальная общественная организация подразумевает заботу о тех, кто оказался в сложной ситуации из-за проблем со здоровьем, поэтому вопроса кто такой маргинал биологический не должно и возникать. На деле те, кто не имеет ценности для общества из-за нездоровья, оказываются полностью незащищенными. К биомаргиналам относят инвалидов, хронически больных, стариков, ВИЧ-инфицированных, и т.д.

Плюсы и минусы маргинальности

Изначально негативное значение термина «маргинал» уже изменилось и не всегда несет отрицательную нагрузки. Быть вне «стада», отличаться от многих – это модно и даже престижно, но положительные стороны маргинальности можно найти даже в классическом значении этого явления:

  • маргиналы более мобильны, чем обычные люди, им легче переехать в экономически более благополучный район, найти более высокооплачиваемую работу, сменить профессию;
  • благодаря своей несхожести с другими членами общества, некоторые маргиналы могут построить на этом свой бизнес, например, этнический маргинал может открыть магазин с товарами, которые производит его народ;
  • благодаря своей гибкости маргиналы часто привносят в общество что-то новое, прогрессивное.

К отрицательным моментам маргинальности можно отнести тот факт, что это явление в основном связано с радикальными изменениями структуры общества – реформами, революциями. В целом общество всегда страдает от таких изменений – государство беднеет, его покидают перспективные личности. Еще один минус маргинализации общества – в снижении уровня жизни и безопасности из-за люмпенизации большого количества маргиналов.

Отрицательна маргинальность и в случае, когда ее искусственно создают. При длительных революциях, войнах, число маргиналов растет в геометрической прогрессии, в результате гибнут и опускаются «на дно» невинные люди. Примерами вынужденной маргинализации являются холокост еврейской нации, устроенный фашистской Германией и сталинские репрессии, в результате которых были сосланы, переселены, лишены работы и жилья сотни тысяч людей.

Маргинальность и бедность

Поскольку в современном обществе ответ на вопрос кто такие маргиналы сильно изменился, далеко не всегда последствия маргинальности – бедность, лишение свободы или даже жизни. Маргиналами, как уже упоминалось, могут быть и очень богатые люди, которые в силу своей обеспеченности более свободны, чем другие члены общества. И нередки случаи, когда успешные бизнесмены уходят от дел и уезжают из больших городов в провинцию, в деревни.

В рамках такого явления как маргинальность стоит упомянуть и о не так давно появившихся дауншифтерах. С рождения индивид развивается в двух противоположных направлениях – как социальная и как индивидуальная личности. В идеале эти силы должны быть уравновешены, но в реальности одно из этих направлений зачастую перевешивает. При усилении социализации рождается конформист, а при усилении индивидуализации может родиться дауншифтер.

Дауншифтер – это человек, избравший жизнь вне общества или сильно ограничивший общение с людьми вне своей семьи. Это маргинал, которого вполне устраивает его нахождение в пограничном состоянии, когда он свободен передвигаться по миру, жить полностью независимо. Чаще всего дауншифтеры предпочитают заниматься искусством – рисуют, пишут книги и т.д. И их творчество почти всегда востребовано, т.к. автор обладает сильной энергетикой и .



Поделиться