Каталогизация предметов снабжения и продукции для федеральных государственных нужд. Каталогизация продукции Каталогизация военной продукции предприятий

В настоящее время каталогизация продукции , то есть внесение ее в федеральный каталог и получение ФНН (федерального номенклатурного номера), является одним из основных признаков качества продукции, ее соответствия современным стандартам. Начало процессу было положено еще во времена СССР, однако серьезный толчок к его развитию дало не слишком давнее Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором были сформулированы основные положения создания федеральной системы каталогизации. Постановление Правительства Российской Федерации № 436 от 02.06.2001 г. «О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд» определило группы каталогизируемой продукции и соответствующие федеральные органы. Список последних включает ряд министерств и ведомств, начиная от Министерств обороны и внутренних дел и заканчивая Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии. Соответственно, и каталогизация предметов снабжения для федеральных нужд затрагивает разнообразные обширные группы продукции - от подшипников и лекарств до вооружения и боеприпасов.

Само слово «каталогизация» означает создание и обеспечение функционирования каталога любых предметов. Ранее оно применялось, в основном, при формировании каталогов библиотек. Каталогизация продукции имеет аналогичный смысл и выполняется сходным образом. Однако есть и существенное отличие - для того, чтобы то или иное изделие попало в федеральный каталог, его производитель должен доказать необходимый уровень качества своей продукции. Большое значение также имеет стандартизация продукции и ее описаний, то есть - единообразное представление документации.

Предусматривает создание их каталожного описания в стандартном формате, создаваемого в соответствии с нормативными документами по каталогизации. Каталогизация продукции использует специально разработанные информационные технологии сбора, идентификации, представления, классификации, регистрации, кодирования, хранения, обработки и распределения данных о продукции.

Каталогизация предметов снабжения и продукции производится в соответствии с утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти перечнями. Каталогизация продукции происходит также согласно планам каталогизации или в рамках опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.

Каталогизация предметов снабжения имеет целью решение следующих важных задач:

  • учет существующей продукции, точное определение потребностей в новой продукции;
  • фиксирование взаимозаменяемых предметов снабжения и комплектующих;
  • выявление морально устаревшей продукции и ее замена;
  • создание единых, удобных и понятных идентификаторов и описаний продукции.

Поэтому каталогизация продукции и создание федерального каталога - процесс кропотливый, требующий определенных навыков в подготовке документов.

Федеральные органы исполнительной власти являются заказчиками продукции для федеральных государственных нужд, или государственными заказчиками. По их решению каталогизация предметов снабжения сопровождается включением в федеральный каталог образцов техники, комплексов и систем. В первую очередь каталогизация продукции затрагивает изделия для нужд обороны страны и ее внутренней безопасности.

Каталогизация продукции в РФ соответствует принципам, принятым в аналогичной мировой практике. Каждому изделию или предмету снабжения присваивается определенный номенклатурный номер, состоящий из 13 разрядов. Существует распределенный автоматизированный банк данных, позволяющий получать многоуровневый доступ к информации. Доступ регламентируется государственными заказчиками, а система каталогизации является федеральным информационным ресурсом.

Каталогизация предметов снабжения выполняется в соответствии с правовыми актами по защите государственной тайны. Государственные заказчики используют федеральный каталог при размещении заказов на поставки предметов снабжения на конкурсной основе.

Сегодня ни один поставщик продукции для федеральных государственных нужд не может нормально взаимодействовать с заказчиком, если у него не выполнена каталогизация продукции. Поэтому данная работа очень важна и ответственна.

Мы располагаем штатом аттестованных специалистов высокой квалификации, сферой работы которых является каталогизация продукции и предметов снабжения для федеральных государственных нужд. Среди наших клиентов - производители материальных средств и техники для Вооруженных сил России.

Мы оказываем следующие основные услуги в этом направлении:

  • составление номенклатурных перечней комплектующих изделий, составных частей и материалов, подлежащих каталогизации;
  • разработка КО - каталожных описаний продукции различных отраслей промышленности;
  • юридическое сопровождение КО при их утверждении и согласовании в соответствии с положениями федеральной системы каталогизации;
  • юридическое сопровождение документов в процессе включения продукции в тот или иной раздел федерального каталога с присвоением ФНН.

Мы работаем компетентно, оперативно и до получения результата! Наши услуги по каталогизации подтвердят, что Ваша продукция достойна занять место в федеральном каталоге!

Компания Регул-Сервис по праву считается признанным лидером на рынке оказания услуг по каталогизации предметов снабжения!

Модуль 2 - без ошибок

Как называется деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определённой области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач?
Стандартизация

Как называется стандартизация в одном конкретном государстве?
Национальная стандартизация

Как называется деятельность по стандартизации, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран мирового сообщества?
Международная стандартизация

Кем утверждаются стандарты организаций?
Организациями самостоятельно

Как называется документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процесса производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или услуг?
Стандарт

Как называется расположение объектов стандартизации в определённом порядке и последовательности?
Систематизация

Как называется пригодность одного изделия, процесса или услуги для использования вместо другого изделия, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований?
Взаимозаменяемость

Как называется деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира?
Региональная стандартизация

Что называется каталогизацией продукции?
Процесс составления перечней производимой, экспортируемой и импортируемой продукции с её описанием

Кем утверждается международный (региональный) стандарт?
Международной (региональной) организацией по стандартизации

Кем утверждается национальный стандарт Российской Федерации?
Национальным органом РФ по стандартизации

Как в стандартизации называется разделение множества объектов на подмножество по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами?
Классификация

Как называется выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров?
Унификация

Как называется метод стандартизации, применяемый для создания объектов производства с последующей эксплуатацией
Агрегатирование

Добавлено через 15 минут
Тренинг 3 - 1 ошибка

Кто является участником процесса сертификации?
Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти России - ошибка

Какая основная цель сертификации?
Содействие потребителям в компетентном выборе продукции

Что подразумевает оценка качества продукции?
Выбор номенклатуры показателей качества, по которым она будет проводиться, определение их значений и сопоставление с аналогичными показателями, принятыми за базу для сравнения

Что называют сертификацией?
Форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров

Какие основные функции органа по сертификации?
Рассматривает заявки, принимает решения на проведение сертификации, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия

Что называют подтверждением соответствия?
Процедуру, результатом которой является документальное свидетельство, дающее уверенность в том, что продукция, процесс или услуга соответствуют установленным требованиям

Добавлено через 44 минуты
Тренинг 4. 2 ошибки - хватает на отлично.

Как называется совокупность функционально объединенных средств измерений и вспомогательных устройств, предназначенных для выработки сигналов измерительной информации в форме, удобной для непосредственного восприятия наблюдателя и расположенных в одном месте?
Измерительная установка

Как называется метод измерения, в котором измеряемая величина и величина, воспроизводимая мерой, одновременно воздействуют на прибор сравнения, с помощью которого устанавливается соотношение между этими величинами?
Метод противопоставления

Какой измерительный прибор автоматически вырабатывает дискретные сигналы измерительной информации?
Цифровой

Какой метод измерения характеризуется тем, что значение измеряемой величины определяется непосредственно по отсчетному устройству измерительного прибора, заранее градуированного в единицах измеряемой величины?
Метод непосредственной оценки

Показания какого измерительного прибора являются непрерывной функцией измеряемой величины?
Аналогового

Как называются производимые одновременно измерения двух или нескольких неодноименных величин, значения которых находят решением системы уравнений?
Совокупное измерение - НЕПРАВИЛЬНО

Как называется измерение, при котором значение измеряемой физической величины находят непосредственно из опытных данных
Прямое измерение

Как подразделяются измерения по числу измеряемых мгновенных значений в заданном интервале времени измерения?
Дискретные, непрерывные

Как называется часть области измерений, имеющая свои особенности и отличающаяся однородностью измеряемых величин?
Вид измерений

Как называются измерения, при которых значение искомой величины находят на основании известной зависимости между этой величиной и величинами, подвергаемыми прямым измерениям?
Косвенные измерения

Как подразделяются измерения по способу нахождения численного значения физической величины?
Прямые, косвенные, совокупные, совместные

Для чего предназначены образцовые средства измерений?
Для поверки по ним как рабочих, так и образцовых средств измерений менее высокой точности

Для чего предназначена мера?
Для воспроизведения физической величины заданного размера

Как называется метод измерения, в котором разность между измеряемой величиной и величиной, воспроизводимой мерой, измеряют, используя совпадение отметок шкал или периодических сигналов?
Метод совпадений

Для чего предназначены рабочие средства измерений?
Для измерений, не связанных с передачей размера единиц

Как называется метод измерений, в котором известную величину сравнивают с величиной, воспроизводимой мерой?
Метод сравнения с мерой

Как подразделяются измерения по характеру зависимости измеряемой величины от времени?
Статические, динамические

Как подразделяются измерительные приборы по виду выдаваемой информации?
Аналоговые, цифровые

Как называется совокупность средств измерений и вспомогательных устройств, предназначенных для выработки сигналов измерительной информации в форме, удобной для автоматической обработки, передачи и использования в автоматических системах управления?
Измерительная установка - НЕПРАВИЛЬНО

Как подразделяются измерительные приборы по способу выдачи измерительной информации?
Показывающие и регистрирующие

Что называют дискретными измерениями?
Измерения, при которых на заданном интервале времени число измеряемых мгновенных значений конечно

Как называется метод измерения, в котором на измерительный прибор (обязательно прибор сравнения) воздействует разность измеряемой величины и известной величины, воспроизводимой мерой, причем эта разность не доводится до нуля, а измеряется измерительным прибором прямого действия?
Дифференциальный метод

Как называется метод измерения, в котором результирующий эффект воздействия величин на прибор сравнения доводят до нуля?
Нулевой метод

Как называются производимые одновременно измерения нескольких одноименных величин, при которых искомые значения величин находят решением системы уравнений, получаемых при прямых измерениях различных сочетаний этих величин?
Совокупное измерение

Что называют относительными измерениями?
Измерения отношения величины к одноименной величине, играющей роль единицы, или измерения величины по отношению к одноименной величине, принимаемой за исходную

ГОСТ Р 51725.18-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд

НОМЕНКЛАТУРНЫЕ ПЕРЕЧНИ

Требования и порядок разработки

Catalogization of products for federal state needs. Nomenclature list. Requirements and the procedure of working out


ОКС 45.240.30

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным бюджетным учреждением "Федеральный центр каталогизации" (ФБУ "ФЦК")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 430 "Каталогизация продукции"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 ноября 2014 г. N 1671-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к номенклатурным перечням предметов снабжения для федеральных государственных нужд и порядок их разработки.

Положения стандарта применяют при проведении работ по каталогизации продукции, поставляемой для федеральных государственных нужд.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51725.0 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Комплекс нормативных документов по каталогизации. Общие положения

ГОСТ Р 51725.1 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Федеральная система каталогизации продукции для федеральных государственных нужд. Основные положения

ГОСТ Р 51725.2 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Термины и определения

ГОСТ Р 51725.3 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Правила идентификации и классификации продукции. Общие положения

ГОСТ Р 51725.4 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Стандартные форматы описания предметов снабжения. Правила разработки, утверждения, ведения и применения

ГОСТ Р 51725.10 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Порядок каталогизации продукции по требованиям контрактов и договоров на поставку (закупку) продукции

ГОСТ Р 51725.12 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Порядок регистрации разработчиков, изготовителей и поставщиков продукции для федеральных государственных нужд

ГОСТ Р 51725.19 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Формирование и обслуживание данных федерального каталога продукции. Общие положения

ГОСТ Р 51725.20.1 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Перечень утвержденных наименований предметов снабжения. Том 1

ГОСТ Р 51725.21 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Порядок проведения работ по каталогизации продукции

ГОСТ 2.201 Единая система конструкторской документации. Обозначение изделий и конструкторских документов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины и соответствующие им определения по ГОСТ Р 51725.2 .

3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

ГЗ - государственный заказчик;

ЗИП - запасные части, инструменты и принадлежности;

КО - каталожное описание ПС;

НП - номенклатурный перечень ПС;

ОКР - опытно-конструкторская работа;

ПС - предмет снабжения;

СФО - стандартный формат описания ПС;

ТЗ - техническое задание;

ТУ - технические условия;

ФКП - Федеральный каталог продукции;

ФНН - федеральный номенклатурный номер ПС;

ФСКП - Федеральная система каталогизации продукции для федеральных государственных нужд;

ФЦК - Федеральный центр каталогизации;

ЦК - центр каталогизации государственного заказчика.

4 Общие положения

4.1 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд осуществляется в соответствии с НП.

4.2 НП является документом ФСКП, содержащим сведения о номенклатуре ПС, подлежащих включению в ФКП.

4.3 НП разрабатывают в целях каталогизации продукции при ее создании, производстве или эксплуатации.

4.4 НП разрабатывает головной исполнитель ОКР по созданию (модернизации) продукции и/или изготовитель (поставщик) продукции.

К разработке НП по решению головного исполнителя ОКР по созданию (модернизации) продукции или изготовителя (поставщика) продукции могут быть привлечены другие заинтересованные организации. Участие других организаций в работах по разработке НП должно осуществляться на основе договоров, заключаемых с головным исполнителем ОКР по созданию (модернизации) продукции или с изготовителем (поставщиком) продукции.

5 Требования к номенклатурным перечням предметов снабжения

5.1 В НП включают продукцию, не имеющую ФНН, отвечающую следующим признакам:

- изделие (финальное изделие) является объектом разработки в выполняемой ОКР, создается по отдельному ТЗ или ТУ, имеет обозначение (индекс ГЗ, децимальный номер и т.п.) и документ, по которому осуществляется ее изготовление;

- изделие отличается конструктивной сложностью и содержит несколько сборочных единиц, имеет самостоятельное эксплуатационное (функциональное) назначение, перспективу применения в других изделиях и на него оформлен отдельный комплект документации;

- изделие (его составные части, запасные части, инструменты, принадлежности, в том числе части, входящие в состав ЗИП, горюче-смазочные и другие материалы, необходимые для применения, обслуживания, хранения и ремонта финального изделия) является функционально законченным устройством (материалом);

- изделие является продукцией, на которую имеются стандарты или которая включена в ограничительные перечни, согласованные с ГЗ;

- изделие включено в другие каталоги;

- изделие подлежит каталогизации по требованию ГЗ.

5.2 НП должен содержать сведения обо всех включенных в него ПС.

Одинаковые (идентичные) ПС включают в НП один раз.

5.3 В состав сведений о ПС включают:







- обозначение составной части (изделия), в которой применяется ПС (входимость);

- сведения о разработчике, изготовителе и поставщике;

- код утвержденного наименования ПС;

- код класса по ЕКПС , к которому отнесен ПС;

- код СФО, по которому описывается ПС;

- рекомендуемый метод описания ПС по ГОСТ Р 51725.3 .

5.4 НП должен иметь следующую структуру:

- титульный лист;

- перечень ПС, подлежащих каталогизации;

- приложение (при необходимости).

5.5 На титульном листе НП размещают подписи должностных лиц от организаций, осуществляющих разработку и согласование НП, а также при необходимости подпись должностного лица со стороны ГЗ, утверждающего НП.

Допускается применять НП без утверждающей подписи должностного лица со стороны ГЗ, если работы по каталогизации продукции предусмотрены контрактом на разработку (поставку) продукции для федеральных государственных нужд, а также в иных случаях по решению ГЗ.

Форма титульного листа НП приведена в приложении А.

5.6 НП при необходимости разбивают на части в соответствии с установленным в закреплением групп продукции за федеральными органами исполнительной власти применительно к каждому ГЗ.

Каждая часть НП при необходимости может быть разделена на подразделы, содержащие разрабатываемые или существующие ПС.

5.7 В приложении к НП при необходимости приводят дополнительные данные (сведения) о ПС, в том числе материалы по его согласованию.

6 Порядок разработки номенклатурных перечней предметов снабжения

6.1 НП разрабатывают при выполнении работ по каталогизации продукции в соответствии с ГОСТ Р 51725.21 или ГОСТ Р 51725.10 .

6.2 Для установления порядка разработки НП должны быть заданы состав выполняемых работ, состав исполнителей работ и их функции.

6.3 Типовой состав работ по формированию НП включает:

- сбор и подготовку исходных данных о ПС;

- идентификацию ПС, т.е. выделение каждого ПС из их множества по правилам, установленным в ФСКП;

- классификацию ПС, т.е. отнесение каждого ПС к классу Единого кодификатора предметов снабжения;

- экспертизу НП.

6.4 В типовой состав исполнителей работ по формированию НП входят:

- разработчик (изготовитель, поставщик) ПС;

- центр каталогизации государственного заказчика;

- Федеральный центр каталогизации.

6.5 В состав исходных данных для разработки НП включают предварительный перечень ПС, планируемых для каталогизации в соответствии с 5.1, сведения о каждом ПС, сведения о разработчике (изготовителе, поставщике) каждого ПС и данные сопоставительного анализа этого перечня и сводной части ФКП.

6.6 В предварительный перечень ПС, планируемых для каталогизации, включают:

- наименование ПС, присвоенное разработчиком или изготовителем в конструкторской документации;

- обозначение ПС по конструкторской документации;

- нормативный документ, регламентирующий обозначение ПС;



- наименование организации-разработчика, изготовителя и поставщика ПС.

К указанному перечню ПС могут быть приложены дополнительные данные:

- назначение ПС (если оно может быть непонятно из его наименования и обозначения);

- иллюстрации (фотографии, чертежи, рисунки, схемы и др. материалы).

6.7 Сопоставительный анализ предварительного перечня ПС, планируемых для каталогизации, и сводной части ФКП проводят для установления факта наличия (отсутствия) регистрации каждого ПС в ФКП на более ранних стадиях жизненного цикла ПС.

Данные сопоставительного анализа предварительного перечня ПС, планируемых для каталогизации, и сводной части ФКП содержат сведения о регистрации каждого ПС в ФКП, включающие:

- ФНН ПС;

- наименование ПС, присвоенное разработчиком или изготовителем;

- обозначение ПС по конструкторской документации;

- нормативный документ, регламентирующий обозначение ПС;

- обозначение составной части образца продукции, в которой применяется ПС (входимость);

- наименование организации-разработчика (изготовителя, поставщика);

- утвержденное наименование ПС, присвоенное при каталогизации в ФСКП;

- код СФО, в соответствии с которым ПС был описан в ФКП.

6.8 На основании полученных данных сопоставительного анализа формируют перечень ПС, подлежащих каталогизации, путем исключения ПС, по которым выявлено наличие регистрации в ФКП, из предварительного перечня ПС, планируемых для каталогизации.
_______________
Если при анализе предварительного перечня ПС выявлено, что отдельные ПС уже каталогизированы (имеют ФНН), но другими изготовителями (поставщиками), то эти ПС из предварительного перечня не исключают. В примечании к ним указывают действующие ФНН и предложения по изменению (дополнению) данных о разработчике, изготовителях и поставщиках по ГОСТ Р 51725.12 .


Примечание - В случае выявления в процессе сопоставительного анализа сводной части ФКП ошибок или неточностей в ФКП в части описания ПС или данных о разработчике (изготовителе, поставщике) в адрес ЦК, ответственного за его каталогизацию, направляют заявку по ГОСТ Р 51725.19 .

6.9 К ПС, вошедшим в перечень ПС, подлежащих каталогизации, применяют процедуру идентификации. Каждому ПС присваивают утвержденное наименование по ГОСТ Р 51725.20 и выбирают соответствующий СФО, который применяют при подготовке КО.

Метод описания ПС (ссылочный, ссылочно-описательный, описательный) устанавливают по ГОСТ Р 51725.3 с учетом требований ГЗ в контрактном документе на разработку (поставку) продукции.

6.10 Каждому ПС в перечне ПС, подлежащих каталогизации, присваивают код класса по ЕКПС .

6.11 Для каждого ПС в перечне ПС, подлежащих каталогизации, приводят наименование разработчика, изготовителя и поставщика по ГОСТ Р 51725.12 .

6.12 Подготовленный НП (или его составные части) направляют вместе с необходимыми дополнительными данными на рассмотрение и согласование в ЦК соответствующего ГЗ.

Часть НП, содержащую ПС, отнесенные к группам продукции, не закрепленным в за федеральными органами исполнительной власти, направляют на рассмотрение и согласование в ФЦК.

Форма НП приведена в приложении Б.

6.13 Работы по 6.5-6.12 выполняет разработчик НП.

6.14 ЦК/ФЦК рассматривает соответствующую часть НП и при отсутствии замечаний согласовывает ее. Представленный на согласование НП должен быть рассмотрен не позднее, чем через месяц со дня его поступления.

6.15 ЦК/ФЦК при рассмотрении НП проверяет:

- наличие регистрации ПС в сводной части и в разделах ФКП;

- правильность выбора утвержденных наименований ПС по ГОСТ Р 51725.20 ;

- правильность классификации ПС по ЕКПС ;

- правильность определения конкретных СФО;

- наличие сведений о разработчике, изготовителе и поставщике ПС;

- целесообразность присвоения ФНН ПС.

6.16 Результаты рассмотрения НП ЦК/ФЦК оформляет в виде заключения, которое направляет разработчику НП.

6.17 Разработчик НП дорабатывает его в соответствии с полученным заключением и повторно направляет на согласование в ЦК/ФЦК.

Согласованный НП разработчик НП при необходимости направляет на утверждение ГЗ.

Приложение А (обязательное). Форма титульного листа номенклатурного перечня предметов снабжения

Приложение А
(обязательное)

Федеральная система каталогизации продукции для федеральных государственных нужд

УТВЕРЖДАЮ*

СОГЛАСОВАНО

должность, государственный заказчик

должность, ЦК

подпись, инициалы, фамилия

подпись, инициалы, фамилия

НОМЕНКЛАТУРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДМЕТОВ СНАБЖЕНИЯ,

подлежащих включению в Федеральный каталог продукции при выполнении

наименование работы и реквизиты контракта на ее выполнение

Часть N

должность, организация - головной разработчик НП

подпись, инициалы, фамилия

_______________
* Оформляют в случаях, указанных в 5.5 настоящего стандарта.

** Указывают, если НП состоит из двух и более частей.

Приложение Б (рекомендуемое). Форма номенклатурного перечня предметов снабжения, подлежащих каталогизации

(пример представления перечня продукции, классифицированной по классам ЕКПС)

Наиме-
нование ПС

Обозначение по конструкторской документации (ТУ, ГОСТ, ОСТ и т.п.)

Нормативный документ, регламен-
тирующий обозначение ПС (ТУ, ГОСТ, ОСТ и т.п.)

Обозначение составной части изделия, в которой применяется ПС (входимость)

Разработчик ПС

Изготовитель ПС

Поставщик ПС

Код утвержденного наименования ПС

Код класса по ЕКПС

Рекомен-
дуемый метод описания ПС

Примечание

Фильтр масляный

ОАО "КАМАЗ"

ОАО "КАМАЗ"

Насос топливный

Требуется разработать

Генератор

ОАО "КАМАЗ"

ОАО "КАМАЗ"

ОАО "КАМАЗ"

ОАО "ЗИЛ"

Примечания

1 Принятые обозначения: ОН - отраслевая нормаль; СО - ссылочно-описательный метод описания ПС; С - ссылочный метод описания ПС.

2 При заполнении таблицы указывают:

В графе "Наименование ПС" - полное фактическое (заводское) наименование ПС, взятое из основного конструкторского документа.

Полное фактическое (заводское) наименование ПС должно быть указано на русском языке.

Не допускается использовать в наименовании ПС сокращенное написание отдельных слов, а также символы (буквы) национальных алфавитов, кроме русского и латинского;

В графе "Обозначение ПС по конструкторской документации" - условное обозначение ПС (марка, модель, тип, исполнение, артикул и др.), взятое из основного конструкторского документа (чертежа или спецификации), либо из технических условий (стандарта), на основе данных которых заполняется КО ПС.

Обозначение ПС может быть также взято из эксплуатационной документации (формуляр, паспорт, этикетка, руководство по эксплуатации, каталог деталей и сборочных единиц).

Обозначение ПС должно соответствовать требованиям ГОСТ 2.201 .

В обозначении ПС не должно содержаться слов из наименования изделия, аббревиатур наименования и ссылочных документов (например, Болт M6-6g*14.36.019 (S10) ГОСТ 7798-88). Вместе с тем указание ссылочного документа обязательно для стандартизованных изделий.

Во всех обозначениях знак умножения следует указывать символом * (звездочка). Сокращения не допускаются;

В графе "Нормативный документ, регламентирующий обозначение ПС" - полное условное обозначение нормативного или конструкторского документа, содержащего требования к ПС, на основе которого заполняется КО.

ТУ 4311-182-38576434-92*

Чертеж АВГБ.061341.021

ФАЯВ 560.000.003ТО;

В графе "Обозначение составной части (изделия), в которой применяется ПС (входимость)" - полное заводское наименование изделия (узла, агрегата), в состав которого непосредственно входит (применяется) ПС;

В графе "Разработчик ПС" - сокращенное наименование организации - разработчика ПС, присвоенное ей в Уставе организации;

В графе "Изготовитель ПС" - сокращенное наименование организации - изготовителя ПС, присвоенное ей в Уставе организации. В случае если изготовитель одновременно является разработчиком ПС, - повторно указывают сокращенное наименование организации-разработчика;

В графе "Поставщик ПС" - сокращенное наименование организации - поставщика ПС, присвоенное ей в Уставе организации. В случае если поставщиком ПС является разработчик или изготовитель ПС, - повторно указывают сокращенное наименование организации-разработчика или организации-изготовителя;

В графе "Код утвержденного наименования ПС" - пятиразрядный цифровой код утвержденного наименования, к которому отнесен описываемый ПС при идентификации в соответствии с документом "Перечень утвержденных наименований предметов снабжения" по ГОСТ Р 51725.20 ;

В графе "Код класса по ЕКПС" - четырехразрядный цифровой код класса ЕКПС, к которому отнесен ПС по ;

В графе "Код СФО" - обозначение стандартного формата описания (четырехразрядный буквенно-цифровой код), к области распространения которого отнесен ПС. При необходимости - записывают предложение разработать СФО;

В графе "Рекомендуемый метод описания ПС" - метод описания, установленный в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51725.3 или контрактными документами;

В графе "Примечание" - дополнительные сведения о ПС, разработчике (изготовителе, поставщике) ПС и иные необходимые сведения для каталогизации ПС.

________________
* ТУ не приводятся. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке . - Примечание изготовителя базы данных.

Библиография

УДК 025.3:001.4:006.354

ОКС 45.240.30

Ключевые слова: Федеральная система каталогизации продукции для федеральных государственных нужд, Федеральный каталог продукции, каталогизация, идентификация, классификация, кодирование, регистрация



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2018

Создание суверенной Российской Федерации и переход ееэкономики к рыночным отношениям выдвигают перед органами управления всех уровней, перед предприятиями и организациями всех форм собственности в числе множества других проблему получения информации о выпускаемой продукции. Указанная информация приобретает высокую значимость в условиях нарушения сложившихся хозяйственных связей между предприятиями бывшего Союза и необходимости поиска и налаживания новых - и в России, и за ее пределами.

Существовавшая ранее система централизованного распределения ресурсов через Госплан, Госснаб, отраслевые министерства и ведомства была обеспечена системой централизованной информации, которая включала номенклатурные справочники продукции (каталоги), выпускавшиеся органами снабжения, номенклатурные каталоги на группы однородной продукции, издававшиеся отраслевыми министерствами и ведомствами.

В автоматизированных системах управления в качестве единого языка представления информации о конкретной продукции использовался Общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП), который посредством десятиразрядных кодов обеспечивал идентификацию конкретных типов, марок, исполнений продукции. Действовала централизованная система присвоения и ведения (актуализации) кодов ОКП, которую обеспечивали головные и базовые организации, выделенные в каждом министерстве и ведомстве.

По мере перехода к рыночным отношениям в значительной степени увеличивается экономическая самостоятельность предприятий, утрачивает силу и влияние централизованный механизм распределения материальных ресурсов и, как следствие, изменяются потоки информации о продукции. В настоящее время выпуск номенклатурных каталогов органами снабжения практически прекращен, выпуск отраслевых каталогов (справочников) сведен до минимума, и они практически не находят спроса у потребителей. ОКП используется только как классификатор продукции, систематизирующий ее по видам, и не обеспечивает идентификацию конкретных изделий.

В этих условиях одной из актуальнейших проблем, без решения которой не может быть налажена нормальная работа промышленности, является проблема сбора, обработки и доведения до потребителей оперативной информации о выпускаемой товарной продукции . Потребители этой информации - прежде всего предприятия-изготовители, которым нужны данные о сырье и материалах, комплектующих изделиях, оборудовании, инструментах и т.д., а также о предприятиях, их производящих. Необходима она органам государственного и местного управления при заказе и закупке продукции для государственных и местных нужд, да и отдельным гражданам.



Изучение и анализ отечественного и зарубежного опыта сбора, обработки и представления информации о продукции показали, что в современных условиях наиболее эффективной является система каталогизации продукции с использованием стандартных машинно-ориентированных форм сбора информации , на основе которых при помощи персональных ЭВМ создаются базы данных о продукции (опыт США, стран НАТО, Франции, Индии, Болгарии).

Каталогизация может быть условно разделена на каталогизацию производителя, которая носит, как правило, информационный характер (выпуск каталогов) и направлена на доведение информации о выпускаемой продукции до потребителя, и каталогизацию потребителя, которая наряду с информационной функцией включает и аналитическую - решение задач управления номенклатурой потребляемых изделий и их составных частей, совместимости и взаимозаменяемости, а также распределения и перераспределения запасов продукции.

Каталогизация потребителя разрабатывается в первую очередь в системе такого мощного потребителя, как Вооруженные Силы, потребляющие разнообразные виды продукции - от военной до предметов личной гигиены. И это не случайно, поскольку такая каталогизация способна обеспечить решение указанных выше задач, так как является более полной и включает информацию производителя, дополненную фактографическими данными в части расширения номенклатуры характеристик изделия, сроков и мест хранения, количества единиц в хранении и т. д.

Каталогизация основывается на идентификации продукции , обеспечивающей отличие однотипных изделий друг от друга. Известны два основных метода идентификации - ссылочный и описательный, которые дополняются промежуточным - ссылочно-описательным.

Ссылочный метод - это описание предмета снабжения с помощью указания его наименования, ссылок на обозначение и (или) документ, утвержденный и учтенный в установленном порядке, а также на предприятие - изготовитель предмета.

Описательный метод - описание предмета снабжения с помощью фотографических данных, определяющих его конфигурацию, физические и эксплуатационные свойства, однозначно отличающие его от других однотипных предметов одного утвержденного наименования.

Ссылочно-описательный метод реализует различные комбинации первых двух.

Основными целями создания Государственной системы каталогизации продукции (ГСКП) являются:

· автоматизированный учет номенклатуры производимой в стране и регионах продукции;

· обеспечение органов государственного и местного управления аналитической информацией о производимой продукции и ее основных характеристиках;

· обеспечение предприятий и других потребителей оперативной информацией об основных характеристиках продукции, ее изготовителях и нормативных документах, по которым она выпускается.

Информация, представляемая ГСКП потребителям, позволяет решать следующие задачи:

· оценить конкурентоспособность разрабатываемой и выпускаемой продукции;

· проводить маркетинговые исследования и определять возможные рынки сбыта;

· формировать кооперации предприятий - поставщиков составных частей, комплектующих изделий и материалов, необходимых для производства конечной продукции, с учетом минимизации номенклатуры приобретаемых изделий и материалов и затрат на их транспортировку;

· проводить работы по стандартизации продукции с учетом передовых достижений;

· осуществлять контроль за выполнением обязательных требований стандартов по безопасности и охране окружающей среды;

· представлять информацию о конкретной продукции, под лежащей обязательной сертификации.

Анализ структуры и функций органов государственного и местного управления показал, что органы Госстандарта России обладают наибольшими возможностями для решения проблемы создания ГСКП в силу следующих причин:

· обладают исходной информацией о продукции в виде за регистрированных, хранимых и актуализированных нормативных и технических документов (ГОСТ, ОСТ, СТП, ТУ и др.), содержащих основные характеристики продукции;

· осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи, использования, хранения, транспортирования) и утилизации;

· проводят работу по установлению оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства.

При этом центры стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМС) получают возможность: создавать территориальные (региональные) базы данных продукции; обслуживать органы местного и государственного управления информацией о продукции, выпускаемой местными предприятиями и организациями, а последних - оперативной информацией; представлять информацию о продукции своего региона в базу данных «Продукция России»; анализировать основные данные о продукции предприятий в целях их соответствия стандартам.

Создаваемая система каталогизации может быть квалифицирована как описательно-ссылочная, так как содержит фотографическую информацию об основных потребительских характеристиках продукции и ссылки на нормативные или технические документы, что позволяет:

· оценить технический уровень продукции и ее конкурентоспособность;

· унифицировать номенклатуру основных показателей на группу однородной продукции;

· определить взаимозаменяемую продукцию;

· выявить продукцию с наиболее прогрессивными потребительскими характеристиками.

Таким образом, в стране впервые создается информационная база для развития практической стандартизации продукции на основе методов систематизации, унификации, симплификации и пр.

Анализ отечественного и зарубежного опыта показал, что наиболее точная и оперативная информация о продукции может быть получена непосредственно от предприятия-изготовителя без каких-либо посредников (головных, базовых, ведущих организаций, как было ранее).

В этой связи предложена упрощенная и более надежная схема сбора информации о продукции, включающая предприятие-изготовитель как первоисточник, центр стандартизации и метрологии (ЦСМ), формирующий базу данных о продукции территории (региона) и центральная база данных «Продукция России». Схема организации работ по созданию и функционированию Государственной системы каталогизации продукции приведена на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Организация работ по созданию и функционированию ГСКП

Предприятия-изготовители непосредственно после принятия решения о выпуске

конкретной продукции, требования к которой представлены в нормативном или техническом документе, заполняют каталожный лист продукции (КПП) и представляют его в территориальные органы Госстандарта России (ЦСМ) для контроля и регистрации.

Каталожный лист продукции представляет собой машинно-ориентированный документ (рис. 4.2), содержащий единый набор реквизитов, позволяющих получить сведения о конкретной продукции: наименовании, обозначении, предприятии-изготовителе, нормативном документе (ТУ, ТО, чертеж и др.), в соответствии с требованиями которого ее поставляют, а также о ее основных потребительских характеристиках.

В число реквизитов КЛП входит «Код ОКП», позволяющий систематизировать всю продукцию по классификационным группировкам, что значительно облегчает поиск и аналитическую обработку информации об однородной продукции.

Реквизит «Код КГС» - это код классификатора государственных стандартов, обеспечивающий возможность поиска нормативных и технических документов и отвечающий на соответствующие запросы пользователей, которых интересует не только наличие технических условий на конкретную продукцию, но и наименование и адрес держателя подлинника документа.

Код предприятия-изготовителя по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций обеспечивает идентификацию конкретного предприятия, наименование, адрес и средства связи которого представлены в виде реквизитов каталожного листа.

В КЛП указываются также даты введения в действие нормативного или технического документа и начала выпуска продукции. Последняя позволяет потребителю сориентироваться, как давно выпускается продукция, либо заранее узнать о том, что продукция будет выпускаться в ближайшем будущем.

Реквизит «Характеристика продукции» содержит сведения о назначении продукции, области ее применения, а также основные потребительские характеристики в количестве не более десяти, что вполне достаточно для идентификации конкретных типов, марок, исполнений и т.д.

Номенклатура основных характеристик, представляемых в КЛП, должна соответствовать номенклатуре характеристик этой продукции, регламентированной государственными стандартами типа «Общих технических условий», а также стандартами Системы показателей качества продукции (СПКП). Каждая характеристика сопровождается единицей измерения и натуральным ее значением или диапазоном натуральных значений.

Территориальные органы Госстандарта России осуществляют контроль и регистрацию каталожных листов продукции, выпускаемой предприятиями региона, формируют региональные банки данных о продукции, поддерживают их в актуальном состоянии и осуществляют справочно-информационное обслуживание органов местного управления, предприятий и других пользователей. Кроме того, они направляют информацию, представленную в зарегистрированных КЛП, во ВНИИстандарт для формирования банка данных «Продукция России».

Из банка данных «Продукция России» информация о конкретной продукции поставляется органам федерального управления, территориальным органам Госстандарта России и далее предприятиям, организациям и другим пользователям в виде ответов на их разовые запросы или в виде абонентского обслуживания.

Одной из традиционных форм представления информации потребителям является выпуск номенклатурных каталогов, включающих наименование и обозначение конкретной продукции, обозначение нормативного или технического документа, наименование изготовителя, его адрес и средства связи. Систематизация продукции в каталоге осуществляется по кодам ОКП. Фрагмент номенклатурного каталога без указания потребительских характеристик продукции показан на рис. 4.3, а фрагмент номенклатурного каталога, содержащего основные потребительские характеристики продукции с указанием единиц измерения и значений этих показателей - на рис. 4.4.

На основе информации, имеющейся в банке данных «Продукция России», издаются ежемесячные и годовые информационные указатели технических условий (ИУТУ). Фрагмент ИУТУ представлен на рис. 4.5.

Особое место занимает каталогизация предметов снабжения Вооруженных Сил, поскольку главной ее целью является сокращение затрат на материально-техническое обеспечение армии и экономия средств налогоплательщиков. Эта цель достигается благодаря созданию единой системы сбора, обработки и доведения до пользователей информации о продукции, признанной предметом снабжения армии. При этом информация о продукции используется прежде всего для решения следующих задач:

· сокращение номенклатуры продукции однофункционального назначения, обладающей близкими или одинаковыми потребительскими характеристиками (симплификация);

· выявление изделий и их составных частей, способных в полной мере заменить другие изделия и составные части (взаимозаменяемость и совместимость);

· управление запасами изделий и составных частей, рациональное их распределение и перераспределение по территориальным складам и базам.

Эффективность деятельности в данной области обеспечивается путем создания банков данных о продукции и доведения информации до субъектов, принимающих управленческие решения.



380000 Оборудование металлообрабатывающее и деревообрабатывающее

381000 Станки металлорежущие

381100 Станки токарной группы

381200 Станки сверлильно-расточной группы

Рис. 4.3 Фрагмент номенклатурного каталога


Код ОКП Наименование продукции Обозначение документа Предприятие-изготовитель Наименование показателя, единицы измерения Значение
Аппарат лазерный терапевтический ТУ 9444–001–17946460–95 ТОО “НИИ системного анализа” 103305, Москва, Зеленоград, к. 158, кв. 118 Размеры аппарата, мм Масса, г (не более) Напряжение питания, В Частота сети, Гц Частота повторения импульсов при работе «Вектор-1» дискретная, Гц 30x200 200,0 125, 250, 500 1000,2000 4000,800
Время облучения дискретное: «Вектор», мин Длина волны лазерного излучения, нм Мощность оптического излучения «Вектор-1» в импульсе, Вт Средний срок службы, год (не менее) Гарантийный срок эксплуатации, год 0,5; 2-7 810-950
Аппарат для термокоагуляции инфракрасный ТУ 9444-002-17655745-95 МП «НТЦ «Экос» 123182, Москва, пл. Академика Курчатова, 1 Частота сети переменного тока питания аппарата, Гц Напряжение питания аппарата. В Мощность, потребляемая от сети, ВА (не более): в постоянном режиме: в режиме ИК-излучения Площадь облучаемой поверхности на вы­ходе световода, см Масса, кг (не более) 50+0,5 220+22 5; 250 0,8+0.3 2,0
Аппарат лазерный двух канальный ТУ 9444-001-34611264-95 ТОО «Азор» 123181, Москва, Нахимовский Пр-т, 11 Количество каналов, шт Время экспозиции, с Длина волны излучения, мкм Мощность, Вт (не менее) Длительность импульса, нс Габаритные размеры, мм Масса, кг (не более) Напряжение питания, В Частота сети, Гц Потребляемая мощность, Вт 8,16,32,64,128 0,89 3,5 70-100 200x60x30 1,5

Рис. 4.4.Фрагмент номенклатурного каталога


В. МЕТАЛЛЫ И МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ В05 1272-001-01411411-94. Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки марки МИС-1. - Введ. 94.08.01; АО «ВНИИ-монтажспецстрой». Лаборатория сварочных материалов; 111141, г. Мо­сква, 2-й пр. Перова Поля, 9. 1272-002-17360331-94. Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки марки ВРМ-29. - Введ. 94.07.20; ТОО «Смит»; 111141, г. Москва, 2-й пр. Перова Поля, 9. 1272-003-17360331-94. Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки марки МР-ЗМ. - Введ. 94.11.15; ТОО «Смит»; 111141, г. Москва, 2-й пр. Перова Поля, 9. 1272-078-00187197-94. Электроды покрытые металлические для ручной дуговой наплавки марки ОЗН-7М. - Введ. 94.11.20; Москов­ский опытный сварочный завод; 109316, г. Москва, 2-я ул. Машино­строения, 16. 1272-079-00187197-95. Электроды покрытые металлические марки ОЗШ-7. - Введ. 95.04.10; Московский опытный сварочный за­вод; 109316, г. Москва, ул. 2-я Машиностроения, 16. 1272-080-00187197-95. Электроды покрытые металлические марки ОЗН/ВСН-9. - Введ. 95.04.10; Московский опытный свароч­ный завод; 109316, г. Москва, ул. 2-я Машиностроения, 16.

Рис. 4.5.Фрагмент информационного указателя технических условий

Контрольные вопросы

1. Каковы основные цели и задачи каталогизации продукции?

2. Что каталогизация дает изготовителям?

3. Что каталогизация дает потребителям?

4. Как организуется работа по созданию и взаимодействию банков данных о продукции?

5. Каковы состав и содержание каталожного листа продукции?

6. Для чего необходима унификация номенклатуры показателей однородной продукции?

7. Перечислите виды и формы представления информации в системе каталогизации.


Глава 5

Идентификация, классификация и кодирование объектов

Одним из важнейших направлений стандартизации является разработка стандартов в области представления и обмена информацией. Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения информационной совместимости, являются обязательными для соблюдения их государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности. Без такой совместимости практически невозможно информационное взаимодействие между многочисленными участниками процесса сбора, обработки и представления пользователям данных о различных объектах.

С развитием компьютерных систем вопросы информационной совместимости приобретают особо актуальный характер, так как связаны с унификацией и стандартизацией информационного обеспечения, направленных в первую очередь на разработку единых принципов идентификации, классификации и кодирования информации о различных объектах.

Ниже приведены основные термины и определения, необходимые для понимания материала, излагаемого в данной главе.

Идентификация - присвоение объекту уникального наименования, номера, знака, условного обозначения, признака или набора признаков и т.п., позволяющих однозначно выделить его из других объектов.

Идентификатор - наименование, номер, знак, условное обозначение, признак или набор признаков, т.е. то, что придает объекту уникальность и выделяет его из множества других объектов.

Условное обозначение - набор составленных по определенным правилам букв, цифр и других знаков, обеспечивающий идентификацию объекта.

Классификация - разделение множества объектов на классификационные группировки по их сходству или различию на основе определенных признаков в соответствии с принятыми правилами.

Иерархическая классификация - последовательное разделение множества объектов на подчиненные подмножества (классификационные группировки).

Фасетная классификация - параллельное разделение множества объектов на независимые подмножества (классификационные группировки).

Код - знак или совокупность знаков, присваиваемых объекту с целью его идентификации.

Кодирование - образование и присвоение объекту уникального кода.

Классификатор - официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов объектов классификации.

Ведение классификатора - поддержание классификатора в достоверном состоянии путем внесения в него изменений.

Сокращение необоснованных государственных затрат на приобретение продукции и ее обслуживание в процессе эксплуатации чрезвычайно важная и актуальная государственная задача. Одним из эффективных путей ее решения является каталогизация продукции на основе создания единого автоматизированного банка данных о технических характеристиках изделий, условиях эксплуатации, производителях, цене и других необходимых сведениях.

Каталогизация закупаемой и эксплуатируемой продукции обеспечивает осуществление эффективной государственной технической и ценовой политики в области принятия решений по оптимизации системы заказов, материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта техники. Кроме того, она позволяет: исключить закупку различными государственными заказчиками дублирующей продукции и необоснованное завышение цен, резко сократить время доставки запасных частей в эксплуатирующие организации и значительно сократить затраты на их хранение.

Как показывает зарубежный опыт, стремление поставщика к включению в каталог продукции, допущенной для государственных поставок, мощное средство развития конкуренции в среде производителей и поставщиков.

Известно, что мировая практика торговли вооружением и военной техникой (ВВТ) предполагает широкое использование принципов каталогизации при подготовке и передаче покупателю документации на проданное изделие. Международная система каталогизации продукции охватывает более 50 стран мира. В этой связи отечественные субъекты международного военно-технического сотрудничества сталкиваются в практической деятельности с существенными затруднениями, связанными с отсутствием на предприятиях промышленности информации о международных правилах кодирования экспортируемой оборонной продукции, а также с нерешенностью правовых вопросов использования Россией документов международной системы каталогизации. Это приводит к значительным валютным потерям для нашей страны. Участие России в международном сотрудничестве в области каталогизации облегчит проведение единой государственной политики в сфере военно-технического сотрудничества с зарубежными странами и повысит эффективность продажи отечественных вооружения и военной техники на мировом рынке оружия.

В настоящее время в стране различными ведомствами проводятся работы по созданию локальных систем каталогизации продукции. Так, Минобороны России совместно с оборонными отраслями промышленности формирует первую очередь системы каталогизации предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации. Аналогичные работы проводятся в МВД России, а Госстандарт России создает на основе системы каталогизации народнохозяйственной продукции автоматизированный банк данных Продукция России. По требованиям инозаказчиков ГК Росвооружение организует работы по каталогизации совместно с предприятиями экспортерами ВВТ.

До настоящего времени указанные работы были недостаточно скоординированы между собой. Это снижало потенциальные возможности каталогизации как перспективного средства государственного управления номенклатурой и качеством продукции в рыночных условиях, затрудняло использование мировой теории и практики каталогизации.

Эти обстоятельства послужили основанием для обращения Госстандарта России, Минобороны России, МВД России и ГК Росвооружение в Правительство Российской Федерации с предложением о необходимости координации деятельности по каталогизации продукции для федеральных государственных нужд.

Комиссия Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам, рассмотрев данную проблему, согласилась с предложением Госстандарта России, а также признала целесообразным создание в установленном порядке Федерального центра каталогизации.

На образованное в системе Госстандарта России государственное учреждение Федеральный центр каталогизации были возложены работы по реализации указанного решения и дальнейшие организационно-методические работы по созданию, развитию и обеспечению функционирования ФСКП.

Первым результатом деятельности центра стала разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации о создании ФСКП, который был согласован в установленном порядке с 17-ю заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и 7-ю крупнейшими отечественными экспортерами ВВТ. После принятия постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. 26 работы по каталогизации приобрели федеральный статус и далее будут развиваться в направлении гармонизации с международными и региональными системами каталогизации продукции.

ФСКП представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов (федерального каталога продукции, единого кодификатора предметов снабжения для федеральных государственных нужд, стандартных форматов описания продукции, каталожных описаний продукции, нормативных документов по каталогизации, утверждаемых Госстандартом России и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции) и информационных технологий представления, сбора, классификации, идентификации, кодирования, регистрации, обработки, хранения и распределения информации о продукции.

Основными задачами ФСКП определены: создание Федерального каталога продукции (далее Федеральный каталог); учет существующей продукции и потребностей в новой продукции; выявление взаимозаменяемой продукции и подготовка предложений о замене дублирующей и морально устаревшей продукции; обеспечение единства описания и идентификации продукции; обновление Федерального каталога путем включения новой, более совершенной и перспективной продукции, исключения дублирующей и морально устаревшей продукции.

Принципы классификации, идентификации и кодирования информации о продукции в ФСКП гармонизируются с принципами, принятыми в международной практике каталогизации продукции (схема 1). Работы по каталогизации продукции проводятся в тесной взаимосвязи с работами по стандартизации и сертификации этой продукции.



Поделиться