Архивное дело на современном этапе. Архивное дело в россии на современном этапе Работа архивов в современных условиях

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Логачева А.В.

АРХИВНОЕ ДЕЛО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Архивное строительство в России имеет длительную историю. Архивное дело представляет собой отрасль деятельности человеческого общества, охватывающую все теоретические, правовые и практические аспекты, являющихся частью исторической памяти о прошлом. Значительный вклад в изучение истории архивного дела и создание концепции отечественного архивоведения внесли отечественные ученые: Н.В. Калачов, Д.Я. Самоквасов, А.С. Лаппо-Данилевский, С.Н. Валк, В.В. Максаков, И.Л. Маяковский, М.Н. Покровский, А.В.Чернов, В.Н. Автократов, В.Н. Старостин, Е.В. Старостин, В.П. Козлов и др. (1).

Составной частью истории архивного дела страны является история архивного дела на Ставрополье, которая ведет свой отсчет со второй половины XVIII в. Именно тогда, в период освоения северокавказских земель, в результате деятельности различных правительственных учреждений и организаций, стали формироваться уникальные по составу и содержанию архивные фонды. Их документы сегодня позволяют воссоздать историю заселения южных земель Российской империи в конце XVIII - XIX вв. Поворотным событием в истории архивного дела Ставрополья стало создание, в 1906 г., Ставропольской ученой архивной комиссии.

В государственных архивах территориально-административных образований, ныне входящих в Южный федеральный округ, сосредоточено почти 12 млн. единиц хранения (9% от общего объема документов госархивов субъектов Российской Федерации), а в муниципальных архивах - около 4 млн. ед. хр. (11% от общего объема документов этого звена). Наиболее объемные архивные фонды имеют Ставропольский край и Ростовская область, их государственные архивы входят в число так называемых архивов-миллионников. Эти территории обладают и наиболее развитой сетью муниципальных архивов. В Ставропольском крае действуют Государственный архив Ставропольского края (более 1 млн. ед. хр.), Государственный архив новейшей истории Ставропольского края (668204 ед. хр.) и 33 архива с переменным составом документов, которые хранят около 370 тыс. ед. хр. В фондах этих архивов хранятся богатейшие источники, которые по ценности, полноте и объему информации не уступают материалам центральных архивохранилищ страны.

В начале XXI столетия архивоведение стало самостоятельной, касающейся всех и каждого сферой практической и научной деятельности, занимающей важнейшее место в системе научных дисциплин и в общественной жизни. Современное архивоведение занимается не только изучением ретроспективной информацией, но и проникает в суть процессов, происходящих с документами в современной системе управления.

Одной из актуальных проблем отечественного архивоведения является разработка вопросов архивного законодательства. Архивное дело, как и любая другая сфера жизни общества, имеет свою правовую форму - общественные отношения, которые регулируются архивным законодательством. Главной задачей архивного законодательства является создание законодательной базы, которая позволила бы, решая проблему правового регулирования отношений граждан, общества и государства в сфере архивного дела, обеспечить сохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннее использование Архивного фонда Российской Федерации, как важнейшей части ее национального и культурного достояния.

В 2004 г. в России была проведена масштабная административная реформа, в результате которой федеральные органы исполнительной власти в зависимости от выполняемых ими функций были разделены на министерства (с правоустанавливающими функциями), службы (с контрольно-надзорными функциями) и агентства (с правоприменительными функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом). Согласно этим изменениям Федеральная архивная служба России была преобразована в Федеральное архивное агентство, подведомственное Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В 2004 г. был принят Федеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации» (2), который сегодня регулирует отношения в сфере организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других документов независимо от их форм собственности. Закон регулирует и отношения управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.

Принципиально важными положениями Закона, отличающими его от других законодательных актов, в архивной сфере являются: его более широкая сфера применения; отсутствие деления на государственную и негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации; внимание к муниципальному архивному звену; разработка понятийного аппарата современной архивной сферы; четкое разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в области архивного дела; четкое определение состава Архивного Фонда Российской Федерации; обозначение особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности Российской Федерации; указание особенности гражданского оборота документов Архивного Фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности; провозглашение принципов, связанных с комплектованием, хранением, учетом и организацией использования документов Архивного Фонда Российской Федерации; полная регламентация всего управления архивным делом. В отдельных главах Закона прописаны вопросы доступа к архивным документам и их использованию, а также вопросы международного сотрудничества.

Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» явился первым федеральным законом принятым в архивной сфере, который несмотря на свой прогрессивный характер все-таки содержит определенные противоречия и изъяны. Принятие закона обострило проблему, заложенную еще в Основах архивного законодательства 1993 года (3). Тогда, с учетом изменения государственного строя и появления частной собственности в стране, архивные документы были разделены на государственные и негосударственные. Последствия такого решения еще долго будет сказываться в текущей архивной деятельности учреждений и организаций, т.к. в результате колоссальное количество документов (особенно по личному составу ликвидированных коммерческих структур) уже утрачено и продолжает утрачиваться ежегодно. Реальных рычагов, которые бы позволили изменить ситуацию в лучшую сторону, до сих пор не найдено.

С принятием нового закона единый Архивный фонд Российской Федерации был разделен на три части: федеральные архивные документы, региональные архивные документы и муниципальные архивные документы. Разделяя собст-венность на документы, не предусмотрели изменение системы комплектования и хранения документов, существовавшей еще с советского времени. Напротив, в статье 21 закона было введено положение, которое сохраняло существующий порядок: «Документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов, федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут передаваться в государственные архивы субъекта Российской Федерации на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела» (4).

В результате остро встал вопрос о судьбе документов территориальных подразделений федеральных органов власти, таких, как суды, прокуратуры, налоговые органы, органы службы безопасности, таможенные органы, комиссариаты, органы статистики, управления федерального казначейства, контрольные и надзорные службы, службы занятости населения, отделения Пенсионного фонда, федеральные государственные учреждения и унитарные предприятия, учреждения культуры и образования и т.д. Согласно нового закона вся их документация является федеральной собственностью и должна быть принята на хранение в федеральные архивы, возможности которых ограничены. И подобных проблем немало.

На IV Всероссийском съезде российского общества историков-архивистов руководитель Федерального архивного агентства, член-корреспондент РАН В.П. Козлов отмечал, что за последние 15 лет при чрезмерной централизации организационного, нормативного и методического обеспечения архивного дела, по нему были нанесены ощутимые удары (5). Федеральные архивы были отделены от региональных, региональные - друг от друга. Получила законодательное оформление отгороженность от государственной архивной службы архивных служб ряда ведомств, возникли проблемы во взаимодействии государственных архивных служб субъектов РФ и муниципальных архивных служб этих субъектов. На федеральном уровне произошло дробление функций, когда-то сконцентрированных в едином федеральном органе исполнительной власти архивного дела, на функции политические и законотворческие. В результате административной реформы 2004 г. осталась «ничьей» функция контроля за организацией ведомственных, архивных и делопроизводственных служб, особенно на федеральном уровне.

На сегодняшний день создана и правовая основа государственного учета. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету.

Организована разработка и внедрение в практику работы архивных учреждений страны программных комплексов - «Архивный фонд» и «Фондовый каталог», в основе которых - обеспечение преемственности с традиционными формами и методами учета, базирующееся на единстве учетных показателей в электронном и традиционном форматах; возможность тиражирования программного обеспечения для организации его использования не только на объектах архивной отрасли, но и в хранилищах Архивного фонда Российской Федерации любой ведомственной принадлежности.

Важное значение для расширения работ по созданию системы автоматизированного государственного учета имело принятие Правительством Российской Федерации подпрограммы «Архивы России» федеральной целевой программы «Культура России (2001-2005 годы)» (6). В ходе ее реализации выделялись определенные средства на приобретение компьютерной техники для государственных и муниципальных архивов, которая используется, главным образом, для ведения баз данных «Архивный фонд» и «Фондовый каталог».

Примечания:

1. Чернов А.В. История и организация архивного дела в СССР: Краткий очерк. М., 1940; Максаков В.В. История и организация архивного дела в СССР (1917-1945 гг.). М., 1969; Автократов В.Н. Теоретические проблемы отечественного архивоведения. - М., 2001; Самошенко В.Н. История архивного дела в дореволюционной России. М., 1989; Старостин Е.В. Зарубежное архивоведение: проблемы истории, теории и методологии. М., 1997; Козлов В.П. Российское архивное дело. - М., 1999; Его же: Теоретические основы археографии с позиций современности // Отеч. архивы. - 2001. - № 1.

2. Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» // Отеч. Архивы. - 2005. - № 1.

3. Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах // Отеч. Архивы. - 1993. - № 5.

4. Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» // Отеч. Архивы. - 2005. - № 1.

5. Информационный бюллетень «Вестник архивиста»// www.vestarhiv.ru/index16.php 18.05.2007г.

6. ПЦПИ-Публичные центры правовой информации// www.pcpi.ru/manage/page?tid 18.05.2007г.

Логачева Алла Викторовна соискатель кафедры археологии и региональной истории

Подобные документы

    Особенности науки архивоведения и ее место в системе других наук. Современное законодательство в области архивного дела. Организация документов Архивного фонда страны. Проблемы, стоящие перед организацией архивного дела на современном этапе его развития.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2010

    Характеристика общих положений Архивного фонда Российской Федерации. Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле и ответственность за его нарушение. Особенности и сущность международного сотрудничества России в области архивного дела.

    дипломная работа , добавлен 17.12.2008

    Изучение современного архивного законодательства РФ и нормативной базы деятельности архивов. Отражение общественно-политических изменений на архивное дело современной России. Государственные архивы федерального уровня. Государственный архив древних актов.

    курсовая работа , добавлен 14.07.2010

    Основные документы по регулированию делопроизводства и архивного дела в Республики Казахстан. Делопроизводство на государственном языке. Нормативная база Единой системы электронного документооборота Республики Казахстан.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2007

    Организация работы архивного учреждения. Местоположение, внутреннее и наружное оформление архива. Задачи, функции архива. Отбор документов, подлежащих архивному хранению. Порядок передачи документов в архив на постоянное хранение. Комплектование архива.

    отчет по практике , добавлен 13.10.2008

    Архивы правительственных учреждений, значение исторических архивов в конце XIX- начале ХХ века. Обзорная характеристика и история развития и преобразования ряда основных архивов России того времени. Уничтожение архивных дел, подготовка архивных кадров.

    реферат , добавлен 02.06.2010

    Основные составляющие теории и методики архивоведения. Становление архивного дела. Принятие основ законодательства РФ и его основные идеи и принципы реализации. Классификация архивного фонда РФ. Комплектование архивов.

    шпаргалка , добавлен 03.06.2008

    Сущность использования документов Архивного фонда Российской Федерации в информационных целях. Виды архивов федеральной и муниципальной собственности. Главные направления использования документов. Основные сроки и формы хранения архивной документации.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2008

    Место электронного документа в делопроизводстве. Характеристика типов носителей электронного документа, электронные технологии в делопроизводстве, электронный документооборот в организации. Электронный архив Госбанка, принципы архивного хранения.

    курсовая работа , добавлен 01.09.2009

    Сущность, виды и особенности коммерческой тайны на предприятии. Документы, составляющие коммерческую тайну. Унифицированные системы документации. Перечень сведений, составляющих закрытую документацию предприятия. Архивное хранение коммерческих документов.

Органы управления архивами и их функции. Современный состав Архивного Фонда и его классификация. Федеральная архивная служба Российской Федерации. Федеральные государственные архивы. Органы управления архивным делом субъектов Российской Федерации. Современная нормативно-правовая база работы архивов.

ЛИТЕРАТУРА

Автократов В.Н. Из истории централизации архивного дела в России (1917 – 1918 гг.).//Отечественные архивы, 1993, №3,4.

Артизов А.Н. Архивное законодательство России: система, проблемы и перспективы: К постановке вопроса.//Отечественные архивы, 1996, №6.

Гримстед П.К. Российские архивы в переходный период.//Новая и новейшая история, 1994, №1.

Козлов В.П. Российское архивное дело: Архивно-источниковедческие исследования. М., 1999.

Объединенные ведомственные архивы СССР: 1919 – 1980 гг. М., 1984.

Пшеничный А.П. Из истории управления архивным делом в СССР: 1918 – 1941 гг.//Советские архивы, 1988, №3.

Пшеничный А.П. Организация ведомственного хранения документов в 1918 – 1938 гг.//Советские архивы 1983, №6.

Савин В.А. Формирование государственного архивного фонда СССР в 1920-1959-х гг.//Советские архивы, 1991, №1.

Самошенко В.Н. История архивного дела в дореволюционной России. М., 1989.

Сорокин В.В. Архивы учреждений СССР: 1917 – 1937 гг. М., 1982.

Сорокин В.В. Ведомственные архивы СССР: 1938 – 1958 гг. М., 1983.

Сорокин В.В. Ведомственные архивы СССР: 1959 – 1980 гг. М., 1985.

Хорхордина Т.И. История Отечества и архивы: 1917 – 1980 гг. М., 1994.

Цаплин В.В. Послевоенные руководители советского архивного дела: Их влияние на его развитие: Впечатление архивиста.//Отечественные архивы, 1995, №5.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что вы знаете о первых архивах в Древнерусском государстве?

2. Как повлияло формирование приказного делопроизводства на развитие архивного дела в Московском царстве?

3. Перечислите основные моменты деятельности Петра I в области организации архивного дела в России.

4. Охарактеризуйте архивную деятельность в годы царствования Екатерины II.

5. Каковы были основные направления развития и организационные формы архивного дела в Российской империи XIX – начала XX вв.?

6. Какие изменения произошли в структуре архивных органов и организации их деятельности в первые годы советской власти.

7. Перечислите положительные и отрицательные моменты передачи архивного ведомства в систему НКВД.

8. Назовите центральные государственные архивы СССР

9. Каковы компетенция и полномочия Федеральной архивной службы Российской Федерации?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. К какому времени относиться первая опись, дошедшая до нас?
1) 1288 г.; 3) 1497г.;
2) 1325 г.; 4) 1526г.;
2. Где хранились документы Московского княжества и присоединённых к нему земель?
1) на казённом дворе; 3) в монастыре;
2) в церкви; 4) у частных лиц.
3. Каким документом предусматривалась обязательная передача документов из канцелярий в архивы?
1) Судебником Ивана IV; 3) Соборным уложением Алексея Михайловича.
2) Генеральным регламентом 1720 г.;
4. Когда возник в России первый исторический архив?
1) 1689 г.; 3) 1797 г.;
2) 1724 г.; 4) 1856 г.
5. Какой архив занимает ведущее место среди других архивных учреждений во второй половине XIX века?
1) Московский дворцовый архив. 3) Государственный архив МИД;
2) Московский архив министерства юстиций; 4) Межевой архив;
6. Первый историк отечественного архивного дела
1) Г.Ф. Миллер; 3) Н.В. Калачёв;
2) Н.М. Карамзин; 4) Д.Я. Самоквасов.
7. Центральный архив РСФСР (Центрархив), созданный в 1922 г., находился в ведении
1) ВЦИК Всероссийского съезда Советов; 3) Народного Комиссариата Внутренних Дел;
2) Совета Народных Комиссаров; 4) Политбюро ЦК ВКП (б).
8. В 1966 г. при Главархиве СССР для проведения исследований в области архивоведения и документоведения был создан
1) Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД); 3) Московский государственный историко-архивный институт (МГИАИ);
2) Институт архивоведения; 4) Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)

Модуль III . «Организация документов и дел Архивного Фонда Российской Федерации».

Комплексная цель: знать общие черты и различия между государственными и ведомственными архивами, иметь представление об уровнях организации архивных документов.

Организационная структура государственных архивов и их функции

Сеть государственных архивов. Государственные архивы с постоянным составом документов: федеральные государственные архивы (РГА), ЦГА республик, входящих в РФ и их филиала, ГА краев и областей и их филиалы. Государственные архивы с переменным составом документов. Комплекс работ по организации приема документов и обеспечению их сохранности. Работы по обеспечению использования документов архива.

Ведомственные архивы и их функциональные особенности

Определение понятия «ведомственный архив». Разновидности ведомственных архивов. Центральные отраслевые архивы. Центральные архивы министерств. Объединенный ведомственный архив. Объединенный межведоственный архив. Типовое положение о ведомственных архивах. Состав документов, хранящихся в ведомственных архивах. Основные правила работы ведомственных архивов. Единая государственная система делопроизводства. Функция комплектования архива. Функция подготовки документов к передаче на государственное хранение. Функция использования документов. Функция контроля и оказания помощи делопроизводственным службам организации документов в делопроизводстве. Функция контроля и методической помощи архивам подведомственных организаций.

Организация документов внутри архивных учреждений

Архивный фонд Российской Федерации. Организация документов и дел в пределах Архивного фонда Российской Федерации (первый уровень организации документов). Классификация архивных документов и дел а Государственном архивном фонде СССР. Классификация архивных документов и дел в Архивном фонде Российской Федерации. Государственная часть Архивного фонда Российской Федерации. Негосударственная часть Архивного фонда Российской Федерации.

Организация документов и дел в пределах архивов (второй уровень организации документов). Организация документов и дел в пределах архивного фонда (третий уровень организации документов). Предварительные этапы работы по фондированию. Определение границ архивного фонда. Определение фондовой принадлежности документов.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П., Бурова Е.М., Осичкина Г.А. Архивоведческие аспекты в делопроизводстве: организация документов и дел Архивного фонда Российской Федерации.// Секретарское дело, 2000, №3.

Артизов А.Н. и другие. Основы законодательства Российской Федерации об Архивном Фонде РФ и архивах: идеи, принципы, реализация.//Отечественные архивы, 1993, №6.

Архив фирмы (негосударственной организации). М., 1998.

Банасюкевич В.Д. Формирование Архивного Фонда Российской Федерации. Современный этап.//Отечественные архивы, 1998, №3.

Еремченко В.А. Ведомственное хранение документов в современных условиях.//Отечественные архивы, 1992, №5.

Еремченко В.А. Делопроизводство и ведомственное хранение документов в условиях административной реформы: основные проблемы.//Отечественные архивы, 1999, №1.

Еремченко В.А. Основные проблемы формирования Архивного Фонда Российской Федерации в современных условиях.//Отечественные архивы, 1996, №6.

Основные правила работы ведомственных архивов. М., 1986.

Основные правила работы государственных архивов СССР. М., 1984.

Положение об «Архивном Фонде Российской Федерации»//Отечественные архивы, 1994, №3.

Савин В.А. Государственный архивный фонд России: генезис понятия.//Отечественные архивы, 1999, №1.

Шабанова Т.Е. О некоторых проблемах фондирования документов Архивного фонда.//Отечественные архивы, 1994, №2.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перечислите комплекс работ государственных архивов по организации приема документов и обеспечению их сохранности.

2. Назовите работы, которые проводят государственные архивы по обеспечению использования документов.

3. Что такое «ведомственный архив»?

4. Какие бывают разновидности ведомственных архивов?

5. По каким уровням осуществляется организация документов и дел архивного Фонда страны?

6. Что собой представляет негосударственная часть Архивного фонда Российской Федерации?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

7. В основе современной организации документов и дел лежит деление АФ РФ на
1) государственную и негосударственную части; 3) документы, находящиеся на постоянном хранении и документы, находящиеся на временном хранении.
2) архивные документы на бумажных носителях и кинофотофонодокументы, видеофонограммы, машинописные (электронные) документы;
8. Совокупность отдельных документов, образовавшихся в процессе деятельности различных фондообразователей и объединенных по одному или нескольким признакам, называется
1) архивный фонд; 3) единица хранения;
2) архивная коллекция; 4) архивное дело.
9. Классификация документов в пределах архива предполагает их организацию по
1) фондам и коллекциям; 3) архивным фондам и архивным делам;
2) фондам и единицам хранения; архивным делам и коллекциям.
10. Совокупность документов, образующихся в процессе деятельности какого-либо фондообразователя, называется
1) архивный фонд; 3) архивный фонд личного происхождения;
2) объединенный архивный фонд; 4) архивная коллекция.
11. Временное хранение документов – это
1) хранение документов архивного фонда до их передачи на постоянное хранение в учреждения Федеральной архивной службы РФ; 3) хранение документов в госархиве до поступления а АФ РФ.
2) сохранение документов архивного фонда до их уничтожения;
12. Фондообразователем называется
1) учреждение или лицо, в деятельности которого отложился архивный фонд; 3) учреждение, берущее на хранение документы фонда;
2) архивное учреждение, формирующее документы в архивный фонд; 4) вообще любое учреждение или лицо;

Модуль IV . «Комплектование и экспертиза ценности документов».

Комплексная цель: ознакомить с задачами экспертизы ценности документов, системой экспертных органов, нормативно-методическими пособиями по экспертизе ценности документов, методикой отбора.

Архивное дело в Российской Федерации

1. Место архивоведения в системе других наук

2. Архивное дело сегодня

3. Современное законодательство в области архивного дела

4. Автоматизация архивного дела

Заключение

2. Архивное дело сегодня

Архивное дело – отрасль деятельности, охватывающая вопросы хранения и использования архивных документов.

Весь комплекс архивных документов именуется архивным фондом. Архивный фонд Российской Федерации представляет собой совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, социальное, экономическое, политическое или культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации.

Организация документов Архивного фонда страны осуществляется на трех уровнях:

В пределах АФ РФ в целом;

В пределах архива;

В пределах архивного фонда.

Организация документов на первом этапе, т.е. на уровне Архивного фонда РФ, лежит в основе построения сети государственных хранилищ.

Сеть государственных хранилищ образуют все федеральные архивы субъектов федерации, музеи, библиотеки, отраслевые фонды. В эту сеть архивисты должны «поймать», по возможности, все документы, представляющие ценность для общества и исторической науки.

Откуда же берутся архивы?

Одни возникают на наших глазах вместе с новыми учреждениями, фирмами, органами управления, в деятельности которых неизбежно создаются документы. Другие складывались в течение столетий. Третьи были созданы в связи с появлением новых систем документации и носителей информации.

К 1991 году Государственный архивный фонд СССР насчитывал 356 млн. ед. хр. (дел), хранившихся в 3268 государственных архивах и более в 213 тыс. ведомственных архивах.

С распадом СССР количество государственных архивов РФ сократилось. Согласно Указу Президента РСФСР от 24 августа 1991 года «О партийных архивах», в связи с тем, что КПСС была частью государственного аппарата и образовавшиеся в ее деятельности документы подлежат государственному хранению, сеть центральных и местных партийных архивов была присоединена к сети государственных архивов.

К концу 1997 года сеть государственных архивов РФ насчитывала 2267 архивных учреждений, из них: федеральных - 18; краевых - 16; областных - 134; городских и районных - 2060; органов управления архивами - 78.

Учеными были выработаны научные принципы организации документов на уровне Архивного фонда страны, которые окончательно были сформулированы в конце 1950-х годов. Они оказали влияние на формирование сети современных государственных архивов.

Современными признаками организации документов Архивного фонда Российской Федерации являются:

1. Организация архивных фондов и архивных документов по формам собственности:

Архивные фонды и архивные документы государственной части Архивного фонда РФ;

Архивные фонды и архивные документы, отнесенные к федеральной собственности и находящиеся в исключительном ведении РФ;

Архивные фонды и архивные документы, находящиеся в ведении муниципальных органов;

Архивные фонды и архивные документы негосударственнойчасти Архивного фонда РФ.

2. Организация архивных фондов и архивных документов по видам носителей, способам и технике закрепления информации:

Архивные письменные и графические документы на бумажных носителях;

Кинофотофонодокументы, видеофонограммы, машинописные (электронные) документы.

3. Организация архивных фондов и архивных документов по срокам хранения:

Архивные фонды и архивные документы, находящиеся на постоянном хранении в архивах;

Архивные фонды и архивные документы, находящиеся на временном хранении в течение установленных сроков в ведомственных архивах;

Архивные фонды и архивные документы, находящиеся на временном и депозитарном хранении в ведомственных архивах и отраслевых депозитарных фондах;

Архивные фонды и архивные документы негосударственной части Архивного фонда.

Архивный фонд Российской Федерации делится на две большие части - государственную и негосударственную. Хранение государственной части архивного фонда РФ осуществляется государственными и ведомственными архивами. Государственные архивы подразделяются на федеральные и муниципальные. Федеральные архивы осуществляют хранение документов в строгом соответствии с профилем архива и списками источников комплектования. Вот эти архивы:

1. Государственный архив РФ;

2. Российский государственный архив древних актов;

3. Российский государственный архив экономики;

4. Российский государственный исторический архив;

5. Российский государственный военно-исторический архив;

6. Российский государственный военный архив;

7. Российский государственный архив военно-морского флота;

8. Российский государственный архив научно-технической документации;

9. Российский государственный архив социально-политической истории;

10.Российский государственный архив новейшей истории;

11.Российский государственный архив литературы и искусства;

12.Российский государственный архив Дальнего Востока;

13.Российский государственный архив кинофотодокументов;

14.Российский государственный архив фонодокументов.

Принципиально новый этап в архивном деле в России наступил в годы горбачевской перестройки и особенно после провала августовского путча 1991 года.

Демократизация общества, все большая его открытость имели своим результатом и расширение доступа к информации, в том числе к архивным документам. Несмотря на неослабевающие финансовые и административные проблемы, происшедшие в архивном деле перемены, небывалый рост интереса к отечественной истории XX века способствовали повышению престижа архивистов. Появилось огромное количество газетных и журнальных публикаций в российской и зарубежной прессе, посвященных архивам постсоветской России. Государство, в свою очередь, стало уделять больше внимания реформированию архивной системы. Символично даже само размещение Главархива на Ильинке, в здании бывшего ЦК ВКП(б).

Новое руководство страны, стремясь подорвать основы власти КПСС и силовых структур, охранявших ее, постаралось, прежде всего, овладеть их архивами. Уже 24 августа 1991 г. Президент Российской Федерации подписал указы "Об архивах Комитета государственной безопасности" и "О партийных архивах". Если первый документ фактически так и остался на бумаге, то передача партийных архивов в ведение Главархива в большей своей части была реализована (правда, ряд важнейших материалов Политбюро ЦК ВКП(б)-КПСС по-прежнему остается в Архиве Президента РФ). В июне 1992 г. Президент РФ санкционировал своим указом рассекречивание всех документов, связанных с массовыми репрессиями и посягательствами на права человека. Тем не менее и сегодня часть из них остается на закрытом хранении, например: документация Комиссии по судебным делам Политбюро ЦК ВКП(б) за 1939 и последующие годы, некоторые материалы НКВД и ГУЛАГа, приказы по конвойным войскам и часть других дел из фондов конвойных батальонов и полков и т. д.

В 1994 году создана Государственная архивная служба России (Росархив). В 1998 г Правительством РФ было принято постановление "Об утверждении Положения о Федеральной архивной службе России", законодательно оформившее ее роль и место в системе государственных учреждений РФ. Федеральная архивная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием Архивного фонда РФ.

В связи с проводимой в России административной реформой, произошли изменения и в организации управления архивном делом в стране. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная архивная служба России переименована в Федеральное архивное агентство в составе Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 года № 290 было утверждено Положение "О Федеральном архивном агентстве". По этому положению Федеральное архивное агентство утрачивает функции нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Современная система архивов России представлена четырьмя типами: государственные архивы, ведомственные архивы, негосударственные архивы, муниципальные архивы. Каждый из этих типов архивов в свою очередь представлен неким множеством, составляющие которого формально и неформально имеют не только общие черты, но и существенные различия.

Государственные архивы представлены двумя видами: архивы федерального уровня и архивы субъектов Российской Федерации.

Федеральные государственные архивы включают исторические, т.е. некомплектующиеся архивы и комплектующиеся специализированные архивы. Государственные архивы субъектов Федерации в целом также представлены аналогичными подвидами архивов. Ведомственные архивы оформились в три вида: текущие архивы собственно ведомств, текущие архивы учреждений, организаций, предприятий, входящих в состав ведомственных систем, и специализированные отраслевые ведомственные фонды с централизованной организацией хранения исторических и оперативных документальных комплексов.

Государственные архивы - это специализированные государственные учреждения, основное звено системы учреждений архивной службы России.

В целях постоянного (вечного) хранения вверенной им государственной части Архивного фонда Российской Федерации они осуществляют учет архивных документов, обеспечивают их сохранность, комплектуются документами государственных организаций и передаваемыми им документами негосударственных организаций и физических лиц; создают и совершенствуют научно-справочный аппарат к архивным документам и информационные технологии; обеспечивают условия для использования архивных документов юридическими и физическими лицами, осуществляют информационное обслуживание органов государственной власти и самостоятельное использование архивных документов в интересах укрепления российской государственности, обеспечения общественных потребностей в ретроспективной документной информации. Формируя, храня и организуя использование архивных документов, государственные архивы тем самым участвуют в сборе, обработке, накоплении, хранении, поиске и распространении архивной информации. Они представляют собой особую информационную систему, выступают в качестве субъектов информационных процессов. При этом архивные документы и информационные технологии государственных архивов являются объектом отношений физических и юридических лиц, государства, объектом права собственности, авторского и других прав, и защищаются законом.

Негосударственные архивы включают не менее шести видов: архивы приватизированных предприятий, архивы банков и других коммерческих структур, архивы партий, профсоюзов и общественных движений, архивы официально зарегистрированных частных фондов, архивы творческих объединений, архивы религиозных конфессий.

Муниципальные (районные и городские) архивы представлены архивами органов местного самоуправления и кооперированными архивами, в основном концентрирующими документы местных учреждений, организаций, предприятий по личному составу.

Все четыре названных типа архивов в той или иной степени в настоящее время испытывают воздействие нескольких факторов.

Первый фактор - это законодательное регулирование их деятельности. В наибольшей мере он коснулся государственных и ведомственных архивов. Применительно к решению задач управления, главными последствиями воздействия этого фактора стали федерализация системы государственных архивов и обособление архивных служб отдельных государственных структур (Президента Российской Федерации, "силовых ведомств", МИД, Госфильмофонда и др.) в системе организации ведомственных архивов.

Второй фактор - это организационная перестройка экономической, политической, социальной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности российского общества. Он способствовал бурному росту различных видов негосударственных архивов, ограничению полномочий государственной и ведомственных архивных служб в отношении контроля за негосударственными архивами, породил известные трудности в решении вопросов, связанных с судьбами архивных документов негосударственного происхождения. Третий фактор - изменение ценностных ориентиров жизнедеятельности общества, подчас противоречивое, что особенно характерно для переходных периодов, - привел к снижению общественного статуса государственных, местных и отчасти ведомственных архивов и одновременно способствовал повышению престижа отдельных подвидов негосударственных архивов. Четвертый фактор - финансовый - болезненно отразился на управлении прежде всего государственных архивов. Пятый фактор - концептуальная неготовность архивистов к пересмотру сложившихся, имевших давние традиции профессиональных представлений в новых политических и социально-экономических условиях.

Говоря об органах управления архивным делом субъектах РФ, следует обратить внимание на то, что они не имеют сейчас характерного для советского периода единообразия статуса и наименований - есть архивные отделы, есть управления, есть комитеты. Объясняется это тем, что в соответствии с действующим законодательством субъекты федерации самостоятельно решают вопросы архивного дела, кроме тех, которые отнесены к исключительному ведению РФ или совместному.

Несмотря на различие статуса архивных органов субъектов РФ их задачи и функции в основном одинаковые, абсолютное большинство из них входит в утвержденные региональным законодательством структуры органов исполнительной власти. По мере унификации этих структур уточняются и приводятся в соответствие с масштабом деятельности статус архивных органов, а так же их наименования. Органы государственного управления архивным делом субъектов Федерации полномочны определять и решать самостоятельно широкий круг проблем. В их компетенцию полностью входит решение кадрового, финансового, материального обеспечения деятельности подведомственных архивов, изменение (с соблюдением соответствующих процедур) системы архивов субъектов Федерации, их профилей, текущих задач комплектования, обеспечения сохранности, использования архивных документов.

Белуха С.А.

Государственная бюджетная организация среднего профессионального образования

Колледж сферы № 3, г. Москва

olga 1-92@ mail . ru

Архивное строительство в России имеет длительную историю. Архивное дело представляет собой отрасль деятельности человеческого общества, охватывающую все теоретические, правовые и практические аспекты, являющихся частью исторической памяти о прошлом. Значительный вклад в изучение истории архивного дела и создание концепции отечественного архивоведения внесли отечественные ученые: Н.В. Калачов, Д.Я. Самоквасов, А.С. Лаппо-Данилевский, С.Н. Валк, В.В. Максаков, И.Л. Маяковский, М.Н. Покровский, А.В.Чернов, В.Н. Автократов, В.Н. Старостин, Е.В. Старостин, В.П. Козлов и др.

На сегодняшний день создана и правовая основа государственного учета. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету.

Архивные документы являются важнейшим источником достоверной информации практически обо всех возможных аспектах развития общества. К архивным источникам постоянно обращаются как отечественные, так и зарубежные исследователи. Вопросами комплектования архивов, а также хранения и использования архивных документов занимается наука архивоведение. Основное отличие архивоведения от документоведения состоит в том, что архивоведение занимается информацией, не актуальной в настоящий момент времени. Весь комплекс архивных документов именуется архивным фондом. Архивный фонд Российской Федерации представляет собой совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, социальное, экономическое, политическое или культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации.

Современными признаками организации документов Архивного фонда Российской Федерации являются: организация архивных фондов и архивных документов по формам собственности; организация архивных фондов и архивных документов по видам носителей, способам и технике закрепления информации; организация архивных фондов и архивных документов по срокам хранения.

Архивный фонд Российской Федерации делится на две большие части - государственную и негосударственную. Хранение государственной части архивного фонда РФ осуществляется государственными и ведомственными архивами. Негосударственную часть Архивного фонда РФ составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности негосударственных объединений и физических лиц.

В 2004 году был принят Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации». В законе детально проработаны вопросы организации архивной работы по всем направлениям. О хранении, комплектовании, учете и использовании архивных документов в Закон входят три самостоятельных раздела: «Хранение и учет архивных документов», «Комплектование архивов архивными документами», «Доступ к архивным документам и их использование». Новый закон более чем в два раза расширяет содержание, определения, термины и характеристики различных вопросов работы с архивными документами по сравнению с Основами законодательства. Одним из факторов, определяющих способность архивов полно и точно удовлетворять все возрастающую потребность в ретроспективной информации, является степень автоматизации архивных технологий, охватывающих процессы комплектования архивных фондов, учета и обеспечения их сохранности, работы с научно-справочным аппаратом, выполнения информационных запросов и учета использования фондов.

Разработкой и внедрением автоматизированных архивных технологий и информационно-поисковых систем занимаются специалисты отдела автоматизированных архивных технологий и информационно-поисковых систем, которой входит в структуру Росархива.

В практику работы архивных учреждений внедрены программные комплексы – «Архивный фонд» и «Фондовый каталог», в основе которых - обеспечение преемственности с традиционными формами и методами учета, базирующееся на единстве учетных показателей в электронном и традиционном форматах; возможность тиражирования программного обеспечения для организации его использования не только на объектах архивной отрасли, но и в хранилищах Архивного фонда Российской Федерации любой ведомственной принадлежности.

Список использованных источников:

1.Алексеева, Е.В. Архивы и право: современное состояние и перспективы развития/ Е.В. Алексеева // Делопроизводство. - 2013. -№2. - С. 77-84.

2. Алексеева, Е.В. Архивный фонд Российской Федерации: организация документов по архивам /Е.В. Алексеева // Делопроизводство. - 2012. - №2. - С. 66-74.



Поделиться