23 сентября 2013 года Генеральной ассамблеей ООН по вопросам инвалидности была принята последняя на сегодняшний день резолюция с очень интересным названием «Путь вперед: охватывающая проблему инвалидности повестка дня в области развития на период до 2015 года и далее».
Эта резолюция призвана обеспечить инвалидам весь спектор прав , которые им гарантированы международными документами, созданными за последнее тысячелетие.
Несмотря на активную работу ООН в данной сфере, интересы инвалидов, к сожалению, нарушаются во всем мире. Количество международных документов, которые регулируют права инвалидов несколько десятков. Основными из них являются:
- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года;
- Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года;
- Международные пакты о правах человека от 26 июля 1966 года;
- Декларация социального прогресса и развития от 11 декабря 1969 года;
- Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 года;
- Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 года;
- Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.
Отдельно хотелось бы остановиться на Декларации о правах инвалидов от 1975 года . Это первый документ, подписанный на международном уровне, который посвещен не отдельной группе инвалидам, а охватывает все группы инвалидности.
Это сравнительно небольшой документ, состоящий всего из 13 статей. Именно этот документ лег в основу подписания в 2006 году Конвенции о правах инвалидов.
Декларация дает весьма общее определение понятию «инвалид», это “любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного”.
Позже в Конвенции данное определение было уточнено – это «лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».
Смотрите обсуждение этого на видео:
Оба этих определения являются расширительными, каждая страна-участница ООН вправе давать более точное определение инвалидности с разграничением ее на группы.
В России в настоящее время существуют 3 группы инвалидности , а также отдельная категория , которая дается несовершеннолетним гражданам, имеющим любую из трех групп инвалидности.
Федеральное учреждение медико-социальной экспертизы осуществляет признание лица инвалидом.
Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидом признается человек, имеющий нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, которое обусловлено заболеваниями или последствиями травм, или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его .
Ратификация конвенции о правах инвалидов
Конвенция о правах инвалидов представляет собой непосредственно текст Конвенции и Факультативный протокол к ней, которые были подписаны ООН 13 декабря 2006 года в Нью-Йорке. 30 марта 2007 года Конвенция и Протокол были открыты для подписания странами-участницами ООН.
Страны-участницы Конвенции делятся на 4 категории:
Россия является страной, которая подписала и ратифицировала только Конвенцию без Факультативного Протокола. 3 мая 2012г. текст Конвенции распространяется на наше государство, физических и юридических лиц.
Что же такое ратификация, это выражение согласия России на обязательность для нее данной Конвенции в виде утверждения, принятия, присоединения (ст.2 ФЗ РФ от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ). Согласно Конституции РФ , любое подписанное и ратифицированное со стороны РФ международное соглашение по силе стоит выше чем любой внутринациональный закон, в том числе и выше Конституции.
К сожалению, наша страна не подписала и как следствие не ратифицировала факультативный Протокол к Конвенции, а это означает, что в случае наличия нарушения Конвенции частные лица не могут обратиться в специальный Комитет по правам инвалидов со своими жалобами после исчерпания в России всех внутренних средств защиты.
Права и льготы инвалидов в России
Может ли открыть ИП инвалид?
Базовые права и льготы для инвалидов предусмотрены главой IV ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». К ним относятся:
- Право на получение образования;
- Обеспечение медицинской помощи;
- Обеспечение беспрепятственного доступа к информации;
- Участие инвалидов по зрению в осуществлении операций с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи;
- Обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры;
- Обеспечение жилой площадью;
- Обеспечение занятости инвалидов, право на труд;
- Право на материальное обеспечение (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты, установленные законодательством РФ);
- Право на социально-бытовое обслуживание;
- Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Различными субъектами РФ могут быть предусмотрены дополнительные права для инвалидов и детей-инвалидов.
Частым вопросом является, может ли инвалид зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя . Специальных ограничений для инвалидов не существует, однако, имеются общие ограничения, которые препятствуют получению ИП. К ним относятся:
- Если инвалид ранее регистрировался в качестве ИП и данная запись не утратила силу;
- Если в отношении инвалида судом принято решение о его несостоятельности (банкротстве), при условии, что не истек год признания его таковым со дня принятия судом решения.
- Не истек срок, установленный судом, лишения инвалида права заниматься предпринимательской деятельностью.
- Если инвалид имеет или имел судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
Более подробно о правах инвалидов 1, 2, 3 группы в России читайте в .
Права опекуна недееспособного инвалида
Опекун — совершеннолетний дееспособный гражданин, назначаемый органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке.
Не могут быть опекунами граждане, лишенные родительских прав , а также имеющие на момент установления опеки судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.
Заключение
Государству и обществу предстоит большая работа по организации и упрощении условий жизни для инвалидов. Нередки случаи прямой дискриминации инвалидов по внешнему признаку, что приводит к изоляции инвалидов. Вместе с тем инвалиды такие же люди, как и все, только требуют со стороны всех нас чуть большей заботы и внимания.
Глубокие изменения в обществе в последнее десятилетие XX в. в России, вызванные коренной перестройкой экономики, появлением различных форм собственности, не могли не сказаться на развитии законодательной базы в отношении инвалидов, втом числе с умственной отсталостью. Особенно значим факт изменения отношения государства к лицам с нарушениями в развитии. Права детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности регулируются отечественным законодательством и международными конвенциями и соглашениями.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения, каждый десятый житель планеты - инвалид.
«Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» (Закон о социальной защите инвалидов в РФ, 1995).
«Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества» (там же, 1995).
Основным правовым актом в России является принятая в декабре 1993 г. Конституция Российской Федерации (РФ).
В главе «Права человека» Конституции закреплены отвечающие духу и букве международных договоров и соглашений, заключенных Россией, демократичные и подлинно гуманистичные положения, призванные обеспечить защиту прав всех слоев населения.
Среди принципиально важных законодательных решений в области защиты прав человека в Российской Федерации за последние годы можно выделить следующие:
1) закрепление прав детей в главных сферах их жизнедеятельности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка (Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании», Указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности», Федеральная программа «Дети России»);
2) разработка мер по улучшению здоровья населения, в том числе инвалидов и детей-инвалидов, их физического, умственного, психического развития (Основы Законодательства РФ об охране здоровья граждан, законы РФ «О социальной защите инвалидов». Федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов», «О внесении дополнений и изменений в Закон РФ «Об обра-
зовании», Указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». Указ Президента РФ «О гарантиях прав граждан на получение образования», Семейный кодекс Российской Федерации, постановление Правительства РФ и парламента «О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования», послание Президента РФ парламенту «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов»);
3) определение через государственные и общественные институты системы компенсаций, в том числе семьям, имеющим детей-инвалидов (Указ Президента РФ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», Закон РФ «О социальной защите инвалидов»);
4) поддержка приемных семей, детей, лишившихся родительского попечения, решение ряда вопросов усыновления детей (Семейный кодекс Российской Федерации, Положение о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой);
5) преодоление генетически обусловленных заболеваний, снижение рождаемости улиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией («Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», Указ Президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ», Федеральная программа «Дети России»);
6) формирование и реализация государственной политики в интересах детей и других незащищенных слоев населения (постановления Правительства РФ «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей», Закон РФ «О социальной защите инвалидов», Указ Президента РФ «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов»).
В 1980- 1990-е гг. Россия приняла участие в разработке и подписала ряд международных документов:
1. Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка (1989), где в статье 23 сказано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества».
2. Всемирную Декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Президентом Российской Федерации был издан Указ № 543 от 01.06.1992 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», где проблема выживания, защиты и развития детей признана приоритетной.
3. Декларацию Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, где определено, что выражение «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить, полностью или частично, потребности нормальной личности или социальной жизни в силу недостатка, врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных способностей».
Некоторые права инвалидов:
□ Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства.
О Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица.
□ Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность.
Рассмотрим некоторые права умственно отсталых лиц.
Статья 1. Умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие лица.
Статья 2. Умственно отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности.
Статья 4...Семьи, где имеется умственно отсталый, должны получать помощь и, если умственно отсталое лицо находится в специальном заведении, «среда и условия жизни» должны «как можно меньше отличаться от условий обычной жизни».
В 1995 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят и одобрен Советом Федерации «Федеральный Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
С принятием Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995 г.), «Положения о признании лица инвалидом» (1996 г.) и ряда других документов, трактовка понятия «инвалидность» претерпела радикальные изменения, так как Закон и Положение ввели новое понятие в характеристику инвалидности - «ограничение жизнедеятельности». В настоящее время инвалидность рассматривается как социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловившее ограничение жизнедеятельности и необходимость социальной защиты.
В Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов» (по состоянию на 01.11.2002) инвалид определяется как «...лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» (Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов» по состоянию на 1 ноября 2002 г.).
Инвалидность у детей - это значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потере контроля над своим поведением, а также способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
□ нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
П ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
□ необходимость осуществления мер социальной защиты.
(«Положение о признании лица инвалидом», п. 3 и 14. Утверждено постановлением Правительства РФ от 13.08.96 № 965 (вред. Постановления Правительства РФ от 21.09.2000 № 707)).
Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, .целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В этом законе сказано:
В статье 18 этого Закона сказано о том, что «образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают воспитание и образование, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов».
Статья 19. Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
Статья 28. Социально-бытовое обслуживание инвалидов, условия пребывания инвалидов в стационарном учреждении социального обслуживания должны обеспечить возможность реализации инвалидами их прав и законных интересов в соответствии с настоящим Законом и содействовать в удовлетворении их потребностей.
В Законе Российской Федерации «Об образовании», принятом Государственной Думой Российской Федерации 12.07.1995 и одобренном Советом Федерации 05.01.1996, в статье 2 говорится об общедоступности образования и его адаптивности к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников. Закон РФ «Об образовании» дал возможность выбора родителям детей с отклонениями в развитии различных форм обучения.
Правительством РФ (12.03.1997 № 288) принято «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», согласно которому дети с отклонениями в умственном и физическом развитии содержатся в специальных учреждениях
Специальные (коррекционные) учреждения, в зависимости от вида, реализуют образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и начального профессионального образования.
Специальное (коррекционное) учреждение несет ответственность за жизнь воспитанников, за реализацию прав на получение бесплатного образования в пределах государственного образовательного стандарта. Оно обеспечивает условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с отклонениями в развитии.
В соответствии со ст. 114 Закона РСФСР от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РСФСР», детям с ограниченными возможностями в возрасте до 16 лет назначается социальная пенсия, равная минимальной пенсии по старости. Материальное положение семей, имеющих детей, поддерживается системой социальных пособий и компенсационных выплат, адресной натуральной помощью.
Резолюция 2856 (ХХVI) Генеральной Ассамблеи ООН, 20 декабря 1971 г., Генеральная Ассамблея, сознавая обязательство, взятое на себя государствами - членами Организации Объединенных Наций в соответствии с Уставом, действовать как совместно, так и индивидуально в сотрудничестве с Организацией в целях содействия повышению уровня жизни, полной занятости и обеспечению условий для прогресса и развития в экономической и социальной областях, вновь подтверждая веру в права человека и основные свободы, а также в принципы мира, достоинства и ценности человеческой личности и социальной справедливости, провозглашенные в Уставе, ссылаясь на принципы Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о правах человека. Декларации прав ребенка и на нормы социального прогресса, уже провозглашенные в конституционных актах, конвенциях, рекомендациях и резолюциях Международной организации труда, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда Организации Объединенных Наций и других заинтересованных организаций, подчеркивая, что в Декларации социального прогресса и развития провозглашается необходимость зашиты прав, обеспечения благосостояния и восстановления трудоспособности людей, страдающих физическими и умственными недостатками, учитывая необходимость оказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей в различных областях деятельности и содействия по мере возможности включению их в обычную жизнь общества, сознавая, что некоторые страны на данном этапе своего развития могут приложить лишь ограниченные усилия в этих целях, провозглашает настоящую Декларацию о правах умственно отсталых лиц и просит принять меры в национальном и международном плане с тем чтобы Декларация служила общей основой и руководством для защиты этих прав:
- Умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди.
---- - Умственно отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности.
- Умственно отсталое лицо имеет право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень. Оно имеет право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей.
- В тех случаях, когда это возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи или с приемными родителями и участвовать в различных формах жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо сделать так, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.
- Умственно отсталое лицо имеет право пользоваться квалифицированными услугами опекуна в тех случаях, когда это необходимо для защиты его личного благосостояния и интересов.
- умственно отсталое лицо имеет право на защиту от эксплуатации злоупотреблений и унизительного обращения. В случае судебного преследования в связи с каким-либо деянием оно должно иметь право на должное осуществление законности, полностью учитывающее степень умственного развития.
- Если вследствие серьезного характера инвалидности умственна отсталое лицо не может надлежащим образом осуществлять все свои права или же возникает необходимость в ограничении или аннулировании некоторых или всех таких прав, то процедура, применяемая в целях такого ограничения или аннулирования, должна предусматривать надлежащие правовые гарантии от любых злоупотреблений. Эта процедура должна основываться на оценке квалифицированными специалистами общественно полезных возможностей умственно отсталого лица, а также предусматривать периодический пересмотр и право апелляции в высшие инстанции.
До недавнего времени в России существовала практика разделения детей на «обучаемых» и «необучаемых.
Права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций (ООН):
Всеобщей декларацией прав человека
Декларацией о правах инвалидов
Декларацией о правах умственно отсталых лиц
Конвенцией о правах ребенка
Конституцией Российской Федерации.
Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.):
...Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
...Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности... и стать полезным членом общества.
1. Умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди.
2. Умственно отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности.
3. Умственно отсталое лицо имеет право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень. Оно имеет право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей.
…2. Инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его или ее семье.
3. Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной.
…6. Инвалиды имеют право на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, профессиональную ремесленную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции или реинтеграции...
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.):
Статья 2
1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
Статья 23
1. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
2. Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.
3. В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется по возможности бесплатно, с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
Статья 28
1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:
а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование...
2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией....
… Статья 29
1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:
а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме...
б) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия...
2. Никакая часть настоящей статьи или статьи 28 не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством...
Статья 31
1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха...
Статья 39
Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной интеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и интеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. (резолюция 48/96):
Правило 6. Образование
Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Им следует обеспечивать, чтобы образование инвалидов являлось неотъемлемой частью системы общего образования.
1. Ответственность за образование инвалидов в интегрированных структурах следует возложить на органы общего образования. Следует обеспечить, чтобы вопросы, связанные с образованием инвалидов, являлись составной частью национального планирования в области образования, разработки учебных программ и организации учебного процесса.
2. Обучение в обычных школах предполагает обеспечение услуг переводчиков и других надлежащих вспомогательных услуг. Следует обеспечить адекватный доступ и вспомогательные услуги, призванные удовлетворять нужды лиц с различными формами инвалидности...
4. В тех государствах, где образование является обязательным, его следует обеспечивать для детей обоего пола с различными формами и степенями инвалидности, включая самые тяжелые формы.
8. В случаях, когда система общего школьного образования все еще не удовлетворяет адекватным образом потребностям всех инвалидов, можно предусмотреть специальное обучение. Оно должно быть направлено на подготовку учащихся к обучению в системе общего школьного образования. Качество такого обучения должно отвечать тем же стандартам и целям, что и обучение в системе общего образования, и должно быть тесно с ним связано. Для учащихся-инвалидов следует, как минимум выделять ту же долю ресурсов на образование, что и для учащихся, не являющихся инвалидами. Государствам следует стремиться к постепенной интеграции специальных учебных заведений в систему общего образования. Как известно, в настоящее время специальное обучение, возможно, является в ряде случаев наиболее приемлемой формой обучения некоторых учащихся инвалидов.
Право «особого» ребенка на школьное обучение регламентировано Российским законодательством вполне определенно и твердо. Это право, помимо признанных Россией международных документов, определяется, прежде всего Конституцией РФ:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования…
Прямым гарантом права «особого» ребенка на школьное обучение выступает Закон «Об образовании».
…10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Либерализация российского общества конца 80-х - начала 90-х годов привела к коренному изменению законодательной базы в области социальной помощи детям с особенностями развития. К настоящему моменту в значительной степени подготовлены необходимые условия (законодательная основа) для постепенной интеграции детей с особенностями развития в общество. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: прогрессивные изменения законодательства оказались невостребованными и почти не коснулись практики.
А что же на самом деле?Всех ли детей обучают?Всем ли детям созданы условия? Для всех ли разработаны программы обучения? Коллеги детских домов для умственно-отсталых детей, отзовитесь!
Умственно-отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди.
Умственно-отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности.
Умственно-отсталое лицо имеет право на материальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни. Оно имеет право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей.
В тех случаях, когда это возможно, умственно-отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи или с приемными родителями и участвовать в различных формах общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случаях необходимости помещения такого человека в специальное заведение, необходимо сделать так, чтобы новая среда обитания как можно меньше отличалась от условий обычной жизни.
Умственно-отсталое лицо имеет право пользоваться квалифицированными услугами опекуна в тех случаях, когда это необходимо для защиты его личного благосостояния и интересов.
Умственно-отсталое лицо имеет право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения. В случае судебного разбирательства в связи с каким-либо деянием, оно должно иметь право на должное осуществление законности, полностью учитывающее степень умственного развития.
Если вследствие серьезного характера инвалидности умственно-отсталое лицо не может надлежащим образом осуществлять все свои права, или же возникает необходимость в ограничении или в аннулировании некоторых или всех таких прав, то процедура, применяемая в целях такого ограничения или аннулирования, должна предусматривать надлежащие правовые гарантии от любых злоупотреблений. Эта процедура должна основываться на оценке квалифицированными специалистами общественно-полезных возможностей умственно-отсталого лица, а также предусматривать периодический пересмотр и право апелляции в высшие инстанции.