Изменение нормативно-правовой базы в отношении инвалидов с умственной отсталостью. Основные подходы к решению проблемы образования детей-инвалидов с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в современной России Может ли открыть ИП инвалид

Умственно-отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди.

Умственно-отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности.

Умственно-отсталое лицо имеет право на материальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни. Оно имеет право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей.

В тех случаях, когда это возможно, умственно-отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи или с приемными родителями и участвовать в различных формах общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случаях необходимости помещения такого человека в специальное заведение, необходимо сделать так, чтобы новая среда обитания как можно меньше отличалась от условий обычной жизни.

Умственно-отсталое лицо имеет право пользоваться квалифицированными услугами опекуна в тех случаях, когда это необходимо для защиты его личного благосостояния и интересов.

Умственно-отсталое лицо имеет право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения. В случае судебного разбирательства в связи с каким-либо деянием, оно должно иметь право на должное осуществление законности, полностью учитывающее степень умственного развития.

Если вследствие серьезного характера инвалидности умственно-отсталое лицо не может надлежащим образом осуществлять все свои права, или же возникает необходимость в ограничении или в аннулировании некоторых или всех таких прав, то процедура, применяемая в целях такого ограничения или аннулирования, должна предусматривать надлежащие правовые гарантии от любых злоупотреблений. Эта процедура должна основываться на оценке квалифицированными специалистами общественно-полезных возможностей умственно-отсталого лица, а также предусматривать периодический пересмотр и право апелляции в высшие инстанции.

Провозглашена резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 года. Статья 1 гласит: «умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди». Особенности прав, отмеченные в Декларации: умственно отсталое лицо имеет право пользоваться квалифицированными услугами опекуна в тех случаях, когда это необходимо для защиты его личного благосостояния и интересов; Умственно отсталое лицо имеет право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения, а в случае судебного преследования в связи с каким–либо деянием оно должно иметь право на должное осуществление законности, полностью учитывающее степень умственного развития; если вследствие серьезного характера инвалидности умственно отсталое лицо не может надлежащим образом осуществлять все свои права или же возникает необходимость в ограничении или аннулировании некоторых или всех таких прав, то процедура, применяемая в целях такого ограничения или аннулирования, должна предусматривать надлежащие правовые гарантии от любых злоупотреблений. Эта процедура должна основываться на оценке квалифицированными специалистами общественно полезных возможностей умственно отсталого лица, а также предусматривать периодический пересмотр и право апелляции в высшие инстанции.

^ Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН 20 декабря 1993 года. Разработаны на основе опыта, приобретенного в ходе проведения Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций (1983 - 1992 годы). Политической и моральной основой настоящих Правил являются Международный билль о правах человека. В преамбуле отмечается, что хотя Правила не являются обязательными, они могут стать нормами международного обычного права, когда они будут применяться большим числом государств, выразивших желание соблюдать международное право.

Правила предполагают взятие государствами серьезных моральных и политических обязательств в отношении обеспечения равенства возможностей для инвалидов. В Правилах предусматриваются принципы, касающиеся ответственности, принятия мер и обеспечения сотрудничества. В них указываются также области, имеющие решающее значение для обеспечения качества жизни, всестороннего участия в жизни общества и равенства. Правила являются основой, на которой инвалиды и их организации могут вырабатывать свою политику и строить свою деятельность. Они создают основу для технического и экономического сотрудничества между странами, в том числе через посредство Организации Объединенных Наций и других международных организаций.

Цель Правил заключается в обеспечении такого положения, при котором девочки, мальчики, мужчины и женщины, являющиеся инвалидами, как члены общества имели бы те же права и обязанности, что и другие лица. Отмечается, что во всех странах мира существуют препятствия, которые не позволяют инвалидам осуществлять свои права и свободы и осложняют их полное участие в общественной жизни. Обязанность государств заключается в том, чтобы принимать необходимые меры для устранения этих препятствий. Инвалиды и их организации должны играть активную роль в этом процессе как полноправные партнеры. Особое внимание, как отмечено, следует обратить на следующие группы населения: женщины, дети, престарелые, бедные слои населения, рабочие - мигранты, лица, страдающие двумя или несколькими видами инвалидности, коренные жители и национальные меньшинства, беженцев - инвалидов с особыми потребностями, требующими внимания.

В Правилах сформулированы основные концепции политик в отношении инвалидо (вкл. целевые области для создания равных возможностей, аспект национального контроля и оценки программ, технической и экономической международное сотрудничество и т.д.).

^ 2.14. Коренные народы:

Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (Конвенция 169). Принята 27 июня 1989 года Генеральной конференцией Международной организации труда на ее семьдесят шестой сессии. Вступила в силу 5 сентября 1991 года. В разделе I определяется общая политика и сфера распространения Конвенции: a) на народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия которых отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями или специальным законодательством; b) на народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты.

В статье 1 п.2. подчеркивается, что «указание самих народов на их принадлежность к числу коренных или ведущих племенной образ жизни рассматривается как основополагающий критерий для определения групп, на которые распространяются положения настоящей Конвенции».

Статья 2 определяет, что Правительства несут ответственность за проведение, с участием соответствующих народов, согласованной и систематической деятельности по защите прав этих народов и установлению гарантий уважения их целостности. Эта деятельность включает меры, направленные на: a) обеспечение того, чтобы лица, принадлежащие к соответствующим народам, пользовались на равных основаниях правами и возможностями, которые предоставляются национальным законодательством остальному населению страны; b) содействие полному осуществлению социальных, экономических и культурных прав этих народов при уважении их социальной и культурной самобытности, их обычаев и традиций и их институтов; с) содействие лицам, принадлежащим к соответствующим народам, в ликвидации различий в социально-экономических условиях, которые могут существовать между коренными и другими членами национального сообщества, методами, соответствующими их стремлениям и образу их жизни. Статья 3 в п.2 заявляет: никакие формы применения силы или принуждения не используются в нарушение прав человека и основных свобод соответствующих народов.

Раздел II посвящен вопросам землепользования и в ст.13 подчеркивает, что при применении положений данного раздела Конвенции правительства учитывают особую важность для культуры и духовных ценностей соответствующих народов их связи с землями или территориями - или с тем и другим, в зависимости от обстоятельств, - которые они занимают или используют иным образом, и в особенности важность коллективных аспектов этой связи.

Раздел III посвящен вопросам найма и условиям занятости (набор трудовых и социального обеспечения прав) и определяет меры, которые необходимо принять для обеспечения: a) чтобы трудящиеся, принадлежащие к соответствующим народам, включая сезонных и временных трудящихся и трудящихся-мигрантов, занятых сельскохозяйственной и другой работой, а также тех, кто нанят вербовщиками, пользовались защитой, предоставляемой национальным законодательством и национальной практикой для других таких трудящихся в тех же секторах, и чтобы они получали полную информацию об имеющихся у них правах по трудовому законодательству и о средствах защиты их прав; b) чтобы трудящиеся, принадлежащие к соответствующим народам, не ставились в условия, представляющие опасность для их здоровья, в частности в связи с воздействием пестицидов и других токсических веществ; c) чтобы трудящиеся, принадлежащие к соответствующим народам, не были объектом систем принудительного найма, включая кабальный труд и другие формы долговой зависимости; d) чтобы трудящиеся, принадлежащие к соответствующим народам, пользовались равными для мужчин и женщин возможностями и равным обращением в занятости и были защищены от попыток склонения к сожительству.

Особое внимание обращается на создание компетентных служб инспекции труда в тех районах, где работают по найму трудящиеся, принадлежащие к соответствующим народам, в целях обеспечения соблюдения положений данного раздела настоящей Конвенции. Раздел IV посвящен профессиональной подготовке, кустарным промыслам и сельским ремеслам. Раздел V рассматривает вопросы здравоохранения и социального обеспечения. Раздел VI сконцентрирован на образовании и средствах общения. Раздел VII определяет международные контакты и сотрудничество. В завершении, раздел VIII, посвященный вопросам управления, в статье 33 подчеркивает, что правительственные органы, ответственные за вопросы, охватываемые настоящей Конвенцией, обеспечивают наличие учреждений или других соответствующих механизмов для управления программами, затрагивающими интересы соответствующих народов, и обеспечивают наличие средств, необходимых для должного выполнения ими возложенных на них функций.

Инфо: Со всеми официальными документами ООН, приведенными и не приведенными в данной публикации, можно также ознакомиться в режиме онлайн с помощью системы официальной документации ООН. Универсальный указатель документов по правам человека (сокращенно «Указатель») представляет собой электронный информационно-справочный инструмент, действующий в режиме он-лайн и предназначенный, главным образом, для поиска и получения документов по тематике прав человека, разработанных договорными органами ООН, а также по специальным процедурам Совета ООН по правам человека. На этом сайте (зайти на который можно через веб-сайт УВКПЧ) размещены все заключительные замечания, сформулированные договорными органами начиная с 2000 г., а также заключения и рекомендации, принятые в рамках специальных процедур Совета по правам человека в отношении конкретных стран начиная с 2006 г.

^ При подготовке пособия использованы материалы (помимо отмеченных в ссылках):

1. Справочник по документации ООН на русском языке: http://www.un.org/russian/dhl/resguide (тематический блок «Права человека»: http://www.un.org/russian/dhl/resguide/spec.htm ) Справочник подготовлен и обновляется Библиотекой им. Дага Хаммаршельда при содействии Секции информационных технологий Департамента общественной информации ООН

2. Декларации и Конвенции ООН (на русском): http://www.un.org/russian/documen/declarat/hr.html

3. Как работать по программе ПЧ ООН – справочник для гражданского общества: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/ngohandbook_ru.pdf

4. Информационный портал по правам человека в РФ: http://www.hri.ru/

5. С.В.Максимов. Защита авторских прав творческих работников в вопросах и ответах. Пособие. - Пермь: Пермский региональный правозащитный центр, 2002. - 50 с. В Интернет: http://www.prpc.ru/booklet2/index.shtml

6. Справочное пособие для сотрудников исправительных учреждений, часть I. Международные принципы и стандарты правоприменения в работе сотрудников пенитенциарных учреждений. Составители: Исаев С.В., Дорофеева Е.А. Пермский региональный правозащитный центр, 2006 г. Ссылка на размещение в Интернет: http://www.prpc.ru/prison/handbook/index.shtml#sod

7. Электронная библиотека международных документов по правам человека: http://www.hri.ru

8. Библиотека Общества «Мемориал»: http://lib.memo.ru

Приложение из источника № 6.

1 В 2007 г. вышли две первые брошюры серии: Селюков А.И. Перипетии судеб: Избранное. / Под ред. А.Ю.Сунгурова. Серия «Библиотека Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ». Выпуск 1. – Ставрополь-СПб.: Норма, 2007 и Организация работы аппарата Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ с жалобами и обращениями граждан. Учебное пособие. / Под ред. Г.Л. Бардиер и А.Ю. Сунгурова. Серия «Библиотека Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ». Выпуск 2.- СПб.: Норма, 2007. В 2008 г. вышли еще две брошюры: Календарь основных событий, связанных с развитием института Уполномоченного по правам человека в регионах России в 1996-2008 гг. / Под ред. Н.А.Цымбаловой. Серия «Библиотека Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ». Выпуск 3.- СПб.: Норма, 2008 и Ева Лентовска. Очерки. / Сост. Г.Л.Бардиер. Серия «Библиотека Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ». Выпуск 4.- СПб.: Норма, 2008. Пятая и шестая брошюры этой серии были опубликованы в 2009 году. Это Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и судебная система / под ред. О.В.Матюхина и А.Ю.Сунгурова. Серия «Библиотека Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ». Выпуск 5.- СПб.: Норма, 2009 и Гражданско-правовое образование / под ред. А.Ю.Сунгурова. Серия «Библиотека Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ». Выпуск 6.- СПб.: Норма, 2009. В 2010 году уже опубликованы седьмая восьмая брошюры. Это Права человека / Под ред. А.Ю.Сунгурова. Серия «Библиотека Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ». Выпуск 7. - СПб.: Норма, 2010 и Институт Уполномоченного по правам человека: в поисках критериев эффективности / Под ред. А.Ю.Сунгурова. Серия «Библиотека Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ». Выпуск 8. - СПб.: Норма, 2010.

23 сентября 2013 года Генеральной ассамблеей ООН по вопросам инвалидности была принята последняя на сегодняшний день резолюция с очень интересным названием «Путь вперед: охватывающая проблему инвалидности повестка дня в области развития на период до 2015 года и далее».

Эта резолюция призвана обеспечить инвалидам весь спектор прав , которые им гарантированы международными документами, созданными за последнее тысячелетие.

Несмотря на активную работу ООН в данной сфере, интересы инвалидов, к сожалению, нарушаются во всем мире. Количество международных документов, которые регулируют права инвалидов несколько десятков. Основными из них являются:

  • Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года;
  • Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года;
  • Международные пакты о правах человека от 26 июля 1966 года;
  • Декларация социального прогресса и развития от 11 декабря 1969 года;
  • Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 года;
  • Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 года;
  • Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Отдельно хотелось бы остановиться на Декларации о правах инвалидов от 1975 года . Это первый документ, подписанный на международном уровне, который посвещен не отдельной группе инвалидам, а охватывает все группы инвалидности.

Это сравнительно небольшой документ, состоящий всего из 13 статей. Именно этот документ лег в основу подписания в 2006 году Конвенции о правах инвалидов.

Декларация дает весьма общее определение понятию «инвалид», это “любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного”.

Позже в Конвенции данное определение было уточнено – это «лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

Смотрите обсуждение этого на видео:

Оба этих определения являются расширительными, каждая страна-участница ООН вправе давать более точное определение инвалидности с разграничением ее на группы.

В России в настоящее время существуют 3 группы инвалидности , а также отдельная категория , которая дается несовершеннолетним гражданам, имеющим любую из трех групп инвалидности.

Федеральное учреждение медико-социальной экспертизы осуществляет признание лица инвалидом.

Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидом признается человек, имеющий нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, которое обусловлено заболеваниями или последствиями травм, или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его .

Ратификация конвенции о правах инвалидов

Конвенция о правах инвалидов представляет собой непосредственно текст Конвенции и Факультативный протокол к ней, которые были подписаны ООН 13 декабря 2006 года в Нью-Йорке. 30 марта 2007 года Конвенция и Протокол были открыты для подписания странами-участницами ООН.

Страны-участницы Конвенции делятся на 4 категории:

Россия является страной, которая подписала и ратифицировала только Конвенцию без Факультативного Протокола. 3 мая 2012г. текст Конвенции распространяется на наше государство, физических и юридических лиц.

Что же такое ратификация, это выражение согласия России на обязательность для нее данной Конвенции в виде утверждения, принятия, присоединения (ст.2 ФЗ РФ от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ). Согласно Конституции РФ , любое подписанное и ратифицированное со стороны РФ международное соглашение по силе стоит выше чем любой внутринациональный закон, в том числе и выше Конституции.

К сожалению, наша страна не подписала и как следствие не ратифицировала факультативный Протокол к Конвенции, а это означает, что в случае наличия нарушения Конвенции частные лица не могут обратиться в специальный Комитет по правам инвалидов со своими жалобами после исчерпания в России всех внутренних средств защиты.

Права и льготы инвалидов в России

Может ли открыть ИП инвалид?

Базовые права и льготы для инвалидов предусмотрены главой IV ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». К ним относятся:

  • Право на получение образования;
  • Обеспечение медицинской помощи;
  • Обеспечение беспрепятственного доступа к информации;
  • Участие инвалидов по зрению в осуществлении операций с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи;
  • Обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры;
  • Обеспечение жилой площадью;
  • Обеспечение занятости инвалидов, право на труд;
  • Право на материальное обеспечение (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты, установленные законодательством РФ);
  • Право на социально-бытовое обслуживание;
  • Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Различными субъектами РФ могут быть предусмотрены дополнительные права для инвалидов и детей-инвалидов.

Частым вопросом является, может ли инвалид зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя . Специальных ограничений для инвалидов не существует, однако, имеются общие ограничения, которые препятствуют получению ИП. К ним относятся:

  1. Если инвалид ранее регистрировался в качестве ИП и данная запись не утратила силу;
  2. Если в отношении инвалида судом принято решение о его несостоятельности (банкротстве), при условии, что не истек год признания его таковым со дня принятия судом решения.
  3. Не истек срок, установленный судом, лишения инвалида права заниматься предпринимательской деятельностью.
  4. Если инвалид имеет или имел судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Более подробно о правах инвалидов 1, 2, 3 группы в России читайте в .

Права опекуна недееспособного инвалида

Опекун — совершеннолетний дееспособный гражданин, назначаемый органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке.

Не могут быть опекунами граждане, лишенные родительских прав , а также имеющие на момент установления опеки судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Заключение

Государству и обществу предстоит большая работа по организации и упрощении условий жизни для инвалидов. Нередки случаи прямой дискриминации инвалидов по внешнему признаку, что приводит к изоляции инвалидов. Вместе с тем инвалиды такие же люди, как и все, только требуют со стороны всех нас чуть большей заботы и внимания.

Глубокие изменения в обществе в последнее десятилетие XX в. в России, вызванные коренной перестройкой экономики, появлением различных форм собственности, не могли не сказаться на развитии законодательной базы в от­ношении инвалидов, втом числе с умственной отсталостью. Особенно значим факт изменения отношения государства к лицам с нарушениями в развитии. Права детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности регулиру­ются отечественным законодательством и международными конвенциями и соглашениями.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, каждый десятый житель планеты - инвалид.

«Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстрой­ством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вы­зывающее необходимость его социальной защиты» (Закон о социальной за­щите инвалидов в РФ, 1995).

«Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам ус­ловия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятель­ности и направленных на создание им равных с другими гражданами возмож­ностей участия в жизни общества» (там же, 1995).

Основным правовым актом в России является принятая в декабре 1993 г. Конституция Российской Федерации (РФ).

В главе «Права человека» Конституции закреплены отвечающие духу и бук­ве международных договоров и соглашений, заключенных Россией, демокра­тичные и подлинно гуманистичные положения, призванные обеспечить защиту прав всех слоев населения.

Среди принципиально важных законодательных решений в области защи­ты прав человека в Российской Федерации за последние годы можно выделить следующие:

1) закрепление прав детей в главных сферах их жизнедеятельности в соот­ветствии с Конвенцией ООН о правах ребенка (Конституция Российской Фе­дерации. Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании», Указ Пре­зидента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жиз­недеятельности», Федеральная программа «Дети России»);

2) разработка мер по улучшению здоровья населения, в том числе инвали­дов и детей-инвалидов, их физического, умственного, психического развития (Основы Законодательства РФ об охране здоровья граждан, законы РФ «О со­циальной защите инвалидов». Федеральная программа «Социальная поддер­жка инвалидов», «О внесении дополнений и изменений в Закон РФ «Об обра-

зовании», Указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и право­нарушений несовершеннолетних, защите их прав». Указ Президента РФ «О гарантиях прав граждан на получение образования», Семейный кодекс Рос­сийской Федерации, постановление Правительства РФ и парламента «О не­отложных мерах по экономической и социальной защите системы образова­ния», послание Президента РФ парламенту «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов»);

3) определение через государственные и общественные институты систе­мы компенсаций, в том числе семьям, имеющим детей-инвалидов (Указ Пре­зидента РФ «О совершенствовании системы государственных социальных по­собий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», Закон РФ «О социальной защите инвалидов»);

4) поддержка приемных семей, детей, лишившихся родительского попече­ния, решение ряда вопросов усыновления детей (Семейный кодекс Российс­кой Федерации, Положение о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой);

5) преодоление генетически обусловленных заболеваний, снижение рож­даемости улиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией («Основы законо­дательства РФ об охране здоровья граждан», Указ Президента РФ «О неотлож­ных мерах по обеспечению здоровья населения РФ», Федеральная программа «Дети России»);

6) формирование и реализация государственной политики в интересах де­тей и других незащищенных слоев населения (постановления Правительства РФ «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной деклара­ции об обеспечении выживания, защиты и развития детей», Закон РФ «О со­циальной защите инвалидов», Указ Президента РФ «О научном и информаци­онном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов»).

В 1980- 1990-е гг. Россия приняла участие в разработке и подписала ряд меж­дународных документов:

1. Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка (1989), где в статье 23 сказано: «Государства-участники признают, что неполноцен­ный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полно­ценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоин­ство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества».

2. Всемирную Декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Президентом Российской Федерации был издан Указ № 543 от 01.06.1992 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспече­нии выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», где проблема выжива­ния, защиты и развития детей признана приоритетной.

3. Декларацию Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, где определено, что выражение «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить, полностью или частично, потребности нормаль­ной личности или социальной жизни в силу недостатка, врожденного или при­обретенного, его или ее физических или умственных способностей».

Некоторые права инвалидов:

□ Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства.

О Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица.

□ Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность.

Рассмотрим некоторые права умственно отсталых лиц.

Статья 1. Умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуще­ствимости те же права, что и другие лица.

Статья 2. Умственно отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинс­кое обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восста­новление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему разви­вать свои способности и максимальные возможности.

Статья 4...Семьи, где имеется умственно отсталый, должны получать по­мощь и, если умственно отсталое лицо находится в специальном заведении, «среда и условия жизни» должны «как можно меньше отличаться от условий обычной жизни».

В 1995 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят и одоб­рен Советом Федерации «Федеральный Закон о социальной защите инвали­дов в Российской Федерации».

С принятием Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995 г.), «Положения о признании лица инвалидом» (1996 г.) и ряда других документов, трактовка понятия «инвалидность» претерпела радикальные из­менения, так как Закон и Положение ввели новое понятие в характеристику инвалидности - «ограничение жизнедеятельности». В настоящее время инва­лидность рассматривается как социальная недостаточность вследствие нару­шения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловившее ограничение жизнедеятельности и необходимость социальной защиты.

В Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов» (по состоянию на 01.11.2002) инвалид определяется как «...лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятель­ности и вызывающее необходимость его социальной защиты» (Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов» по состоянию на 1 ноября 2002 г.).

Инвалидность у детей - это значительное ограничение жизнедеятельнос­ти, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потере контроля над своим поведением, а также способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудо­вой деятельности в будущем.

□ нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

П ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, само­стоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

□ необходимость осуществления мер социальной защиты.

(«Положение о признании лица инвалидом», п. 3 и 14. Утверждено постановлением Правительства РФ от 13.08.96 № 965 (вред. Постановления Правительства РФ от 21.09.2000 № 707)).

Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995) опре­деляет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, .целью которой является обеспечение инвалидам рав­ных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, полити­ческих и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нор­мами международного права и международными договорами Российской Фе­дерации. В этом законе сказано:

В статье 18 этого Закона сказано о том, что «образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, фи­зической культуры и спорта обеспечивают воспитание и образование, соци­ально-бытовую адаптацию детей-инвалидов».

Статья 19. Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Статья 28. Социально-бытовое обслуживание инвалидов, условия пребы­вания инвалидов в стационарном учреждении социального обслуживания дол­жны обеспечить возможность реализации инвалидами их прав и законных ин­тересов в соответствии с настоящим Законом и содействовать в удовлетворении их потребностей.

В Законе Российской Федерации «Об образовании», принятом Государ­ственной Думой Российской Федерации 12.07.1995 и одобренном Советом Федерации 05.01.1996, в статье 2 говорится об общедоступности образования и его адаптивности к уровню и особенностям развития и подготовки обучаю­щихся воспитанников. Закон РФ «Об образовании» дал возможность выбора родителям детей с отклонениями в развитии различных форм обучения.

Правительством РФ (12.03.1997 № 288) принято «Типовое положение о спе­циальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», согласно которому дети с откло­нениями в умственном и физическом развитии содержатся в специальных уч­реждениях

Специальные (коррекционные) учреждения, в зависимости от вида, реали­зуют образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и начального профессионального образования.

Специальное (коррекционное) учреждение несет ответственность за жизнь воспитанников, за реализацию прав на получение бесплатного образования в пределах государственного образовательного стандарта. Оно обеспечивает ус­ловия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интегра­ции в общество детей с отклонениями в развитии.

В соответствии со ст. 114 Закона РСФСР от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РСФСР», детям с ограниченными возможностями в возрасте до 16 лет назначается социальная пенсия, равная минимальной пенсии по старости. Материальное положение семей, имеющих детей, поддерживается системой социальных пособий и компенсационных выплат, адресной натуральной по­мощью.

Резолюция 2856 (ХХVI) Генеральной Ассамблеи ООН, 20 декабря 1971 г., Генеральная Ассамблея, сознавая обязательство, взятое на себя государствами - членами Организации Объединенных Наций в соответствии с Уставом, действовать как совместно, так и индивидуально в сотрудничестве с Организацией в целях содействия повышению уровня жизни, полной занятости и обеспечению условий для прогресса и развития в экономической и социальной областях, вновь подтверждая веру в права человека и основные свободы, а также в принципы мира, достоинства и ценности человеческой личности и социальной справедливости, провозглашенные в Уставе, ссылаясь на принципы Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о правах человека. Декларации прав ребенка и на нормы социального прогресса, уже провозглашенные в конституционных актах, конвенциях, рекомендациях и резолюциях Международной организации труда, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда Организации Объединенных Наций и других заинтересованных организаций, подчеркивая, что в Декларации социального прогресса и развития провозглашается необходимость зашиты прав, обеспечения благосостояния и восстановления трудоспособности людей, страдающих физическими и умственными недостатками, учитывая необходимость оказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей в различных областях деятельности и содействия по мере возможности включению их в обычную жизнь общества, сознавая, что некоторые страны на данном этапе своего развития могут приложить лишь ограниченные усилия в этих целях, провозглашает настоящую Декларацию о правах умственно отсталых лиц и просит принять меры в национальном и международном плане с тем чтобы Декларация служила общей основой и руководством для защиты этих прав:

  1. Умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди.
    ----
  2. Умственно отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности.
  3. Умственно отсталое лицо имеет право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень. Оно имеет право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей.
  4. В тех случаях, когда это возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи или с приемными родителями и участвовать в различных формах жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо сделать так, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.
  5. Умственно отсталое лицо имеет право пользоваться квалифицированными услугами опекуна в тех случаях, когда это необходимо для защиты его личного благосостояния и интересов.
  6. умственно отсталое лицо имеет право на защиту от эксплуатации злоупотреблений и унизительного обращения. В случае судебного преследования в связи с каким-либо деянием оно должно иметь право на должное осуществление законности, полностью учитывающее степень умственного развития.
  7. Если вследствие серьезного характера инвалидности умственна отсталое лицо не может надлежащим образом осуществлять все свои права или же возникает необходимость в ограничении или аннулировании некоторых или всех таких прав, то процедура, применяемая в целях такого ограничения или аннулирования, должна предусматривать надлежащие правовые гарантии от любых злоупотреблений. Эта процедура должна основываться на оценке квалифицированными специалистами общественно полезных возможностей умственно отсталого лица, а также предусматривать периодический пересмотр и право апелляции в высшие инстанции.


Поделиться