Прекращение действия международного договора. Международные договоры. Делимость международных договоров

Международные договоры могут заключаться как на четко определенный, так и на неопределенный срок. В практике современных международных отношений неоднократно были случаи, когда государства в обоснование своих позиций по тому или иному вопрос ссылались на договоры, заключенные несколько сот лет назад. При рассмотрения в 1953 г. Международным Судом ООН спора между Францией и Великобританией о принадлежности некоторых островов в Ла-Манше Франция вполне правомерно применила франко-английский договор 1259 есть договор, который на момент рассмотрения действовал на протяжении почти 700 лет. Приведенный пример, на наш взгляд, красноречиво свидетельствует о важности и необходимости выяснения оснований прекращения договоров или приостановлении их действия. С прекращением международный договор теряет свою обязательную силу для его участников. Он освобождает их от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязанности или юридическое положение участников, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.

Договор может прекращаться по различным причинам: из-за окончания его действия, денонсации, нарушения, появление новой нормы jus cogens, ее выполнения и т.п.. Всего основания прекращения международных договоров можно разделить на неправомерные и правомерны.

К неправомерным принадлежит прекращения (приостановления действия) международного договора из-за нарушения. Есть сторона может прекратить договор или приостановить его действие, если считает, что вторая сторона (другие стороны) привела его нарушение.

Неправомерное нарушение противоречит одному из основных принципов международного права - Принципу добросовестного выполнения международных обязательств (pacta sunt servanda). На протяжении многих веков этот принцип существовал в форме международно-правового обычая и только с середины XX в. приобрел договорного закрепления. Согласно п. 2 ст. 2 Устава ООН «все члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по действующему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации ". Венская конвенция 1969 г. в ст. 26 гласит: «Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. "

Принцип pacta sunt servanda побуждает стороны договора соблюдать правомерных средств прекращения международных договоров. Неправомерное прекращение международного договора является одним из видов международного правонарушения и поэтому влечет международно-правовую ответственность. В то же время ст. 60 Венской конвенции 1969 г., которая закрепляет право прекращать договор через его нарушение, уточняет, что она должна быть существенным. Пункт 3 ст. 60 определяет существенное нарушение как: а) такую отказе от договора, который не допускается настоящей Конвенцией б) нарушение положения, имеющего существенное значение для осуществления объекта и целей договора ».

Правомерное прекращение международного договора может происходить только в соответствии с положениями договора или в любое время с согласия его участников. Если договор содержит нормы, которые четко устанавливают срок его действия и не определяют возможность удлинение, этот договор прекращается автоматически при наступлении календарной даты, что в нем указана. Денонсация - это заявление стороны договора о прекращении настоящего договора или выход из него (если договор является многосторонним). Денонсация возможна лишь в том случае, если сам договор ее предусматривает. В противном случае односторонняя заявление государства о выходе из международного договора и отказ от дальнейшего выполнения предусмотренных им обязанностей рассматриваться как неправомерна и влечет за собой ответственность. В Украине условия денонсации международных договоров определяются разделом V Закона Украины «О международных договорах Украины ».

Государство имеет право прекратить договор, если со времени его заключения состоялась коренное изменение обстоятельств (rebus sic stantibus). Венская конвенция 1969 p. справедливо рассматривает эту возможность скорее как исключение, чем как правило. В Иначе ссылкой на коренное изменение обстоятельств можно было бы оправдывать любое невыполнение своих обязанностей по договору (ст. 62).

Одной из односторонних оснований прекращения договора является дальнейшая невозможность его выполнения. Иногда она может совпадать с прекращением в связи с коренной изменением обстоятельств, но вообще имеет самостоятельное значение. Дальнейшая невозможность выполнения международного договора прежде всего касается случаев гибели или исчезновение объекта договора (ст. 61).

Приостановление действия договора отличается от прекращения тем, что оно предусматривает лишь временный перерыв в выполнении договора. Сам договор при этом не теряет юридической силы. Приостановление действия международного договора возможно только в соответствии с положениями договора или в любое время с согласия всех его участников (ст. 57 Венской конвенции 1969 p.). Договор, остановлен на некоторое время, может быть как прекращен, так и обновлен. При этом обновления может происходить автоматически, если, например, устранены определенные обстоятельства, препятствовавшие его исполнению.

Статья 72 Венской конвенции 1969 г. предусматривает юридические последствия остановки действия договора: во-первых, остановлен договор освобождает участников от обязательства выполнять договор в течение периода приостановления, во-вторых, не влияет на правовые отношения между участниками, установленные договором. В период приостановления участники должны воздерживаться от действий, препятствующих возобновлению действия договора.

Прекращение договора, т.е. утрата им юридической силы, или выход из пего участника могут иметь место в соответствии с положениями договора или в любое время с согласия его участников.

Прекращение договора может происходить в результате истечения срока его действия, исполнения договора, возникновения новой нормы jus cogens, денонсации на условиях, предусмотренных договором, и т.д.

Последующий договор может прекратить действие предшествующего, если они заключены по одному и тому же вопросу. Однако такое прекращение возможно, когда последующий договор прямо предусматривает, что он заменяет предшествующий договор. Участники таких договоров могут также установить, что вопрос, являющийся объектом обоих договоров, будет регулироваться последующим договором. Последующий договор может прекратить действие предшествующего в том случае, когда оба договора настолько несовместимы друг с другом, что их невозможно применять одновременно.

Если одним из участников существенно нарушен двусторонний договор, другой участник имеет право прекратить или приостановить действие этого договора. Существенное нарушение многостороннего договора одним из его участников дает право другим участникам приостановить действие договора в отношениях с государством, нарушившим договор, либо в отношениях между всеми участниками. Существенным нарушением является, в частности, нарушение положений договора, которые имеют особое значение для осуществления объекта и цели договора.

Для прекращения договора чаще всего используется денонсация или выход из договора, т.е. уведомление о расторжении договора. Денонсация или выход могут осуществляться лишь на условиях, предусмотренных самим договором. Если договор не предусматривает денонсации или выхода из него, то договор не может быть денонсирован либо расторгнут путем выхода. Также невозможна денонсация или выход из договора, если установлено, что его участники нс допускают возможность денонсации или выхода.

В международно-правовой литературе денонсация или выход из договора иногда обозначают терминами "отмена" и "аннулирование". Под отменой понимается прекращение договора по соглашению между участниками. Аннулирование означает односторонний отказ государства от договора, например, в случае существенного нарушения договора другим участником. Однако и отмена, и аннулирование осуществляются путем денонсации или выхода из договора.

Необходимо отметить, что аннулирование означает, в сущности, процедуру признания договора недействительным. Как уже указывалось выше, недействительность договора может устанавливаться лишь на основании международного права.

Государство может также прекратить действие договора по отношению к себе, когда произошло коренное изменение обстоятельств (клаузула rebus sic stantibus). На коренные изменения обстоятельств можно ссылаться, когда наличие таких обстоятельств составляло существенное основание соглашения участников и когда изменение обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств.

Однако клаузула о неизменности обстоятельств не может применяться в отношении договоров, устанавливающих границу. На эту клаузулу участник не может ссылаться как на основание прекращения договора, если коренное изменение произошло в результате нарушения им своих обязательств по договору.

В том случае, если безвозвратно исчез или уничтожен объект, необходимый для выполнения договора, участник может ссылаться на это обстоятельство как на основание для прекращения или выхода из договора. Однако указанное обстоятельство может выступать в качестве основания для прекращения договора только тогда, когда оно возникло не в результате нарушения таким участником своего обязательства по договору либо иного международного обязательства по отношению к любому другому участнику договора.

Договор прекращает свое действие и в том случае, если на момент действия договора возникла новая императивная норма общего международного права (jus cogens).

Разрыв дипломатических или консульских отношений не влияет на правовые отношения, установленные международным договором между его участниками. Однако если дипломатические или консульские отношения являются необходимым условием для выполнения договора, то такой договор в случае разрыва указанных отношений прекращает свое действие.

Венские конвенции 1969 и 1986 гг. предусматривают возможность приостановления действия договора. Это означает, что действие договора может прекратиться на какой-то промежуток времени. В то же время приостановление действия договора не влияет на правовые отношения, установленные договором.

Приостановление действия договора возможно лишь в соответствии с положениями самого договора либо с согласия его участников. Два или несколько участников многостороннего договора могут заключить соглашение о временном приостановлении действия его положений только в отношениях между собой, если такая возможность предусмотрена самим договором либо им не запрещается. При этом такое приостановление не должно влиять на пользование другими участниками своими правами, вытекающими из данного договора, и не должно быть несовместимым с объектом и целями договора. Существенное нарушение договора одним из его участников дает основание участнику, особо пострадавшему от этого нарушения, приостановить действие договора в целом или в части между собой и нарушившим договор.

Во время приостановления действия договора стороны должны воздерживаться от действий, которые могли помешать возобновлению действия такого договора.

В Российской Федерации Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" содержит положения, касающиеся порядка прекращения и приостановления действия договоров (ст. 35–40). Закон, например, предусматривает, что прекращение и приостановление действия международного договора осуществляется в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права тем органом, который принимал решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации. Если решение о согласии на обязательность договора принималось в форме федерального закона, то и прекращение либо приостановление действия договора также осуществляется в форме федерального закона. В частности, Конституция РФ предусматривает, что федеральные законы о денонсации подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.

Прекращение действия договора означает, что договор утрачивает с определенной даты свою юридическую силу. Прекращение может иметь место в соответствии с положениями договора или в любое время по инициативе и с согласия его участников.

Основаниями, предусмотренными в самом договоре, являются: истечение срока действия договора; исполнение договора; денонсация договора; наступление предусмотренных в договоре событий или условий (например, сокращение числа участников договора ниже установленного договором).

Основаниями, вызванными действиями участников договора, являются : согласие участников на прекращение договора; аннулирование договора; существенное нарушение условий договора одним или несколькими участниками; прекращение существования объекта или субъекта договора; заключение нового договора по данному объекту, возникновение новой императивной нормы международного права; коренное изменение обстоятельств; война.

Способами прекращения действия договора являются денонсация и аннулирование.
Денонсация договора - это правомерный односторонний отказ государства от договора, сделанный на условиях и в сроки, предусмотренные в самом договоре . Правовые отношения и последствия действия договора для участников, возникшие до момента денонсации, признаются законными. Денонсация договора, как правило, осуществляется в том же порядке и теми же органами, что и выражение согласия на его обязательность договора, включая ратификацию.
Аннулирование договора означает одностороннее расторжение договора одним из участников, которое осуществлено в противоречии с положениями самого договора. Такое расторжение часто бывает внезапным или осуществляется в сжатые сроки, что создает для других участников определенные сложности и проблемы.

Аннулирование договора может быть правомерным и противоправным.

Правомерным аннулирование является тогда, когда является вынужденной мерой для данного государства. Например, договор изначально был для этого государства неравноправным, при его заключении были нарушены основные принципы международного права, государство было введено в заблуждение относительно цели и результатов действия договора и т.д. это может быть и реакция данного государства на противоправные действия других участников договора, которые своими действиями или бездействием лишают смысла участие этого государства в договоре.

Противоправным аннулирование является в том случае, когда является результатом внутригосударственных событий или изменением внешнеполитических позиций.

Венская конвенция о праве международных договоров // Действующее международное право в 3-х томах. Т.1. М., 1996. С. 344

Можно проиллюстрировать договорную практику государств на примере российского законодательства и практики. Федеральный закон о международных договорах 1995 г. в п. 2 статьи 3 закрепляет следующую классификацию международных договоров России с иностранными государствами и с международными организациями:

а). межгосударственные договоры - заключаются от имени Российской Федерации;

Примеры:

- Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива (Керчь, 24 декабря 2003 г.) начинается со слов:

...»

Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Москва, 24 мая 2002 г.) начинается со слов:

«Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки, ниже именуемые Сторонами …»

Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 г.) начинается со слов:

«Государства - участники настоящей Конвенции (далее - Стороны),

…договорились о нижеследующем ...»

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (о. Корфу, 24 июня 1994 г.), начинается со слов:

и Королевство Бельгия, Королевство Дании, Федеративная Республика Германия, Греческая Республика, Королевство Испания, Французская Республика, Ирландия, Итальянская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Королевство Нидерландов, Португальская Республика, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Договаривающиеся стороны Договора, учреждающего Европейское сообщество, Договора, учреждающего Европейское объединение угля и стали, и Договора, учреждающего Европейское сообщество по атомной энергии, далее именуемые "государства-члены",

и Европейское сообщество, Европейское объединение угля и стали и Европейское сообщество по атомной энергии, далее именуемые "Сообщество", с другой стороны,

…договорились о нижеследующем ...»

Протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, учитывающий присоединение Чешской Республики, Эстонской Республики, Республики Кипр, Венгерской Республики, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Мальта, Республики Польша, Республики Словения и Словацкой Республики к Европейскому союзу (Люксембург, 27 апреля 2004 г.)

Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (Париж, 27 мая 1997 г.) начинается со слов:

«Российская Федерация, с одной стороны, и Организация Североатлантического договора и ее государства-члены, с другой стороны, именуемые в дальнейшем Россия и НАТО, … будут совместно строить прочный и всеобъемлющий мир в Евроатлантическом регионе на принципах демократии и безопасности, основывающейся на сотрудничестве ».

б). межправительственные договоры - заключаются от имени Правительства Российской Федерации;

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о транзите нефти по территории Украины (Сочи, 18 августа 2004 г.) начинается со слов:

Правительство Российской Федерации и Кабинет Министров Украины, далее именуемые Сторонами,

…договорились о нижеследующем ...»

Договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о поощрении и взаимной защите капиталовложений (София, 8 июня 1993 г.) начинается со слов:

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Болгарии, именуемые в дальнейшем "Договаривающиеся Стороны",

…договорились о нижеследующем ...»

Договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об аренде объектов и боевых полей 929 Государственного летно-испытательного центра Российской Федерации, расположенных на территории Республики Казахстан (Москва, 18 октября 1996 г.) начинается со слов:

«Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Казахстан, именуемые в дальнейшем соответственно Арендатором и Арендодателем или Сторонами,

…договорились о нижеследующем ...»

Соглашение в форме обмена письмами между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом, устанавливающее систему двойного контроля без количественных ограничений в отношении экспорта некоторых изделий из стали из Российской Федерации в Европейское сообщество (Москва, 30 июля 2003 г.)

- Рамочное соглашение между Российской Федерацией и Европейским инвестиционным банком, регулирующее деятельность Банка в Российской Федерации (Москва, 6 декабря 2002 г.), начинается со слов:

«Совершено между Российской Федерацией, представленной Министерством финансов Российской Федерации, и представленном Первым заместителем Министра финансов Российской Федерации…, нижеименуемой "Российская Федерация", с одной стороны, и

Европейским инвестиционным банком, представленным… Президентом,

нижеименуемым "Банк", с другой стороны,

…договорились о следующем …»

- См. также : Акт Международной конференции по Вьетнаму (Париж, 2 марта 1973 г.) начинается со слов:

«Правительство Союза Советских Социалистических Республик, Правительство Канады, Правительство Китайской Народной Республики, Правительство Соединенных Штатов Америки, Правительство Французской Республики, Временное революционное правительство Республики Южный Вьетнам, Правительство Венгерской Народной Республики, Правительство Республики Индонезии, Правительство Польской Народной Республики, Правительство Демократической республики Вьетнам, Правительство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Правительство Республики Вьетнам, в присутствии Генерального секретаря Организации Объединенных Наций,

имея в виду… гарантировать прекращение войны, поддержание мира во Вьетнаме,

…согласились о следующих положениях и обязуются уважать и выполнять их …»

в). договоры межведомственного характера - заключаются от имени федеральных органов исполнительной власти.

Соглашение между Министерством транспорта Российской Федерации и Комитетом по морским делам при Правительстве Турецкой Республики о взаимном признании дипломов членов экипажей морских судов (Москва, 25 февраля 2004 г.) начинается со слов:

«Министерство транспорта Российской Федерации и Комитет по морским делам при Правительстве Турецкой Республики, именуемые в дальнейшем Сторонами,

»

Соглашение между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины о регулировании поставок в Российскую Федерацию оцинкованного проката, страной происхождения которого является Украина (Киев, 23 января 2004 г.), начинается со слов:

«Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, которые в дальнейшем именуются "Сторонами",

…желая обеспечить стабильность и предсказуемость взаимной торговли, согласились о нижеследующем… »

Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Латвийской Республики о сотрудничестве в сфере борьбы с организованной преступностью (Рига, 26 апреля 1996 г.) начинается со слов:

«Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство внутренних дел Латвийской Республики, далее именуемые "Сторонами",

…принимая во внимание Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанный в Риге 3 февраля 1993 года, и Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Латвийской Республики, подписанное в Риге 28 августа 1992 года,

…согласились о нижеследующем… »

Совместное заявление Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства иностранных дел Королевства Нидерландов по двусторонним договорным отношениям (Гаага, 1 октября 1997 г.)

«Министерство иностранных дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Королевства Нидерландов, действуя по поручению своих правительств,

отмечают с удовлетворением, что во взаимных интересах обоих государств договоры, заключенные между Союзом Советских Социалистических Республик и Королевством Нидерландов, перечисленные в приложении, продолжают оставаться в силе в отношениях между Российской Федерацией и Королевством Нидерландов,

согласились в случае необходимости как можно скорее провести практические корректировки для выполнения этих двусторонних договоров,

Соглашение в форме обмена письмами между первым заместителем Министра внешних экономических связей и торговли Российской Федерации и заместителем Министра внешней торговли и экономического сотрудничества КНР о продлении срока действия Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР о торгово-экономическом сотрудничестве в 1997 году (Москва, 16 февраля 1998 г.)

Договоренность (между Министерством иностранных дел РФ и Государственным департаментом США ) в форме обмена письмами о деактивации некоторых стратегических носителей ядерного оружия от 26 сентября 1997 г.

Венская конвенция о праве международных договоров

Статья 65
Процедура, которой следует придерживаться в отношении
недействительности договора, прекращения договора, выхода из него
или приостановления его действия

1. Участник, который в соответствии с положениями настоящей Конвенции ссылается на порок в своем согласии на обязательность для него договора или на основание для оспаривания действительности договора, для прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия, должен уведомить других участников о своем требовании. В уведомлении должны быть указаны меры, которые предполагается принять в отношении договора, а также их обоснования.

2. Если по истечении определенного периода, который, за исключением случаев особой срочности, должен составлять не менее трех месяцев с момента получения уведомления, ни один участник не выскажет возражения, то направивший уведомление участник имеет право в порядке, установленном статьей 67, осуществить предусмотренные им меры.

3. Если, однако, последует возражение со стороны любого другого участника, то участники должны добиваться урегулирования с помощью средств, указанных в статье 33 Устава Организации Объединенных Наций.

4. Ничто в предыдущих пунктах не затрагивает прав или обязательств участников в рамках любых действующих положений, являющихся обязательными для участников в отношении урегулирования споров.

5. Без ущерба для статьи 45 то обстоятельство, что государство не направило ранее уведомления, предписанного в пункте 1, не мешает ему направить такое уведомление в ответ другому участнику, требующему выполнения договора или заявляющему об его нарушении.

Статья 66
Процедура судебного разбирательства, арбитража и примирения

См. оговорку СССР, сделанную при подписании настоящей Конвенции

Если в течение 12 месяцев после даты, когда было сформулировано возражение, не было достигнуто никакого решения в соответствии с пунктом 3 статьи 65, то применяется следующая процедура:

a) любая из сторон в споре о применении или толковании статей 53 или 64 может передать его путем письменного заявления на решение Международного Суда, если только стороны не договорятся с общего согласия передать этот спор на арбитраж; b) любая из сторон в споре о применении или толковании любой другой статьи части V Конвенции может начать процедуру, указанную в Приложении к настоящей Конвенции, обратившись с соответствующей просьбой к Генеральному Секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья 67
Документы об объявлении договора недействительным, о прекращении
договора, о выходе из него или о приостановлении его действия

1. Уведомление, упоминаемое в пункте 1 статьи 65, должно делаться в письменной форме.

2. Любой акт, имеющий целью объявление договора недействительным или прекращение договора, выход из него или приостановление его действия в соответствии с его положениями или положениями пунктов 2 или 3 статьи 65, оформляется в виде документа, препровождаемого другим участникам. Если такой документ не подписан главой государства, главой правительства или министром иностранных дел, представителю государства, передающему этот документ может быть предложено представить полномочия.

Статья 68
Отзыв уведомлений и документов, предусмотренных статьями 65 и 67

Уведомление или документ, предусмотренные статьями 65 и 67, могут быть отозваны в любой время до вступления их в силу.

Прекращение действия международного договора означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать права и обязанности между ними. Прекращение договора или выход из него могут иметь место в соответствии с положениями договора или в любое время с согласия всех участников по консультации с другими договаривающимися сторонами.

1. Истечение срока, на который был заключен договор. В этом случае договор автоматически утрачивает силу. Например, Соглашение между Правительством Республики Беларусь об условиях размещения Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь и Генерального консульства Российской Федерации в г. Бресте от 17 ноября 1997 г. заключено на 99 лет. Однако договор может быть автоматически продлен на последующие десятилетние периоды.

2. Исполнение международного договора. По ряду договоров (например, о торговле, оказании техпомощи, о товарообороте) исполнение предусмотренных мероприятий исчерпывает обязательства, вытекающие из таких договоров, и они прекращают свое действие.

3. Денонсация договора означает правомерный отказ государства от договора на условиях, предусмотренных соглашением сторон в самом договоре. Не подлежит денонсации договор, не содержащий положений о прекращении действия или выходе из него. При этом исключением являются следующие два случая: а) если не установлено, что участники намеревались допустить возможность денонсации или выхода; б) если характер договора не подразумевает права денонсации или выхода. Во втором случае уведомление о намерении денонсировать договор направляется не менее чем за 12 месяцев.

Денонсация международных договоров осуществляется тем органом государства, которому это право предоставлено законодательством этой страны. В Российской Федерации таким правом наделены Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания (ст. 106 Конституции).

4. Аннулирование международного договора – односторонний отказ государства от заключенного договора. Правомерными основаниями аннулирования международного договора являются: существенное нарушение контрагентом обязательств по договору, недействительность договора, коренное изменение обстоятельств, прекращение существования контрагента и т. д. В Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» (раздел V) определены основания прекращения и приостановления действия международных договоров.

5. Наступление отменительного условия. В настоящее время имеются многосторонние и двусторонние договоры, которые заключены под отменительным условием. В этих договорах содержатся условия, при наступлении которых прекращается действие договора. Например, ст. ХХП Соглашения между Правительством Российской Федерации и ООН об учреждении в Российской Федерации объединенного представительства ООН от 15 июня 1993 г. гласит, что это Соглашение остается в силе на такой дополнительный период, который может быть необходим для упорядоченного прекращения деятельности ООН и разрешения каких-либо споров между сторонами.


6. Прекращение существования государства или изменение его статуса. В данном случае международные договоры могут прекратить свое действие автоматически или в силу специального заявления. Как гласит ст. 16 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.: «Новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства государств этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств».

7. Сокращение числа участников многостороннего договора, в результате которого оно становится меньше числа, необходимого для вступления договора в силу. Так, в соответствии со ст. XV Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г. Конвенция прекратит действие, если число участников станет менее шестнадцати государств.

8. Возникновение новой императивной нормы общего международного права (jus cogens). Как известно, императивная норма является высшей нормой, и, естественно, при ее возникновении любые противоречащие ей нормы подлежат отмене, а сам договор – пересмотру или аннулированию.

9. Коренное изменение обстоятельств (rebus sic stantibus).В соответствии со ст. 62 Венской конвенции 1969 г. при прекращении договора лишь в двух случаях можно ссылаться на коренное изменение обстоятельств:

а) если наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согласия участников на обязательность для них договора;

б) если последствие изменения обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по договору.

Государства довольно редко прибегают к этой клаузуле (rebus sic stantibus). Одним из последних примеров является заявление, сделанное правительством Франции в 1966 г., о выходе ее из военной организации НАТО.

На клаузулу rebus sic stantibus нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора или выхода из него, если: а) договор устанавливает границу; б) такое коренное изменение, на которое ссылается участник договора, является результатом нарушения этим участником либо обязательства по договору, либо иного международного обязательства, взятого на себя по отношению к любому другому участнику договора.

10. Приостановление действия договора. Приостановление действия договора есть временный перерыв в действии договора под влиянием различных обстоятельств. Оно освобождает участников от обязанности выполнять договор в течение всего периода. Приостановление международного договора может быть возобновлено автоматически, без подписания дополнительного соглашения, но после устранения обстоятельств, вызвавших приостановку договора.

Приостановление действия договора в отношении всех участников или в отношении какого-либо отдельного участника возможно в соответствии с положениями самого договора или в любое время с согласия всех участников, если возможность такого приостановления предусматривается или не запрещается договором; приостановление не влияет ни на пользование другими участниками своими правами, вытекающими из данного договора, ни на выполнение ими своих обязательств; приостановление не противоречит объекту и целям договора.

Приостановление действия договора имеет следующие последствия (если участники не согласились об ином):

а) освобождает участников, во взаимоотношениях которых приостанавливается действие договора, от обязательства выполнять его в течение периода приостановления;

б) не влияет на другие установленные договором правовые отношения между участниками (ст. 72 Венской конвенции 1969 г.).

Государство, заявляющее о своем желании приостановить действие договора, должно придерживаться определенной процедуры, изложенной в самом договоре или в ст. 65 Венской конвенции 1969 г. и в ст. 65 Венской конвенции 1986 г.

Для того чтобы отношения были стабильными, соглашения должны прекращаться только в соответствии с нормами международного права. Международный договор может быть прекращен по взаимному согласию его участников. Так, 1 июля 1991 г. был подписан Протокол о прекращении действия Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1955 г. и Протокол о его пролонгации от 26 апреля 1985 г. государствами - участниками этого Договора. Выход из договора или его прекращения также возможны в соответствии с положениями договора. Чаще всего юридическим основанием прекращения договора выступают окончания срока действия договора или его исполнения. Во многих договорах предусматривается возможность их денонсации, то есть одностороннего правомерного прекращения договора на условиях, указанных в нем. Обычно договоры обязывают, чтобы заявление о денонсации была направлена депозитария или другому участнику за 6-12 месяцев. Когда в договоре нет формального положения о возможности его денонсирование, однако характер договора предусматривает право на это, или было установлено, что участники намеревались предусмотреть возможность денонсации, в таком случае уведомление о денонсации должно быть направлено не менее, чем за 12 месяцев (ст. 56 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).

Аннулирование международного договора означает одностороннее правомерное прекращение договора на условиях, которые в нем не предусмотрены. Основаниями для аннулирования международного договора является существенное нарушение его положений другими участниками, невозможность исполнения договора, коренное изменение обстоятельств, возникновение новой императивной нормы общего международного права (jus cogens). Однако, обеспечивая стабильность международных отношений, международное право способствует сохранению в силу договоров, в связи с чем и основания для аннулирования международных соглашений не принято толковать расширительно: когда в ходе разбирательства в Суде ООН дела в отношении проекта Габчиково - Надьмарош (Венгрия против Словакии) Венгрия представила пять аргументов в поддержку правомерности ее уведомления о прекращении действия Договора (наличие крайней необходимости, невозможность исполнения Договора, коренное изменение обстоятельств, существенное нарушение Договора Чехословакией и появление новых норм международного экологического права), Суд в решении от 25 сентября 1997 г. указал, что даже если и будет установлено наличие крайней необходимости, она не является основанием для прекращения договора. На нее можно ссылаться только с целью освобождения от ответственности государства, что не выполнила положения любого договора. Рассмотрев остальное аргументов, Суд ООН также отверг их принадлежность и сделал вывод, что, несмотря на то, что ни Венгрия, ни Чехословакия не смогли выполнить свои обязательства по Договору 1977 p., их обоюдно противоправное поведение не положила конец действия Договора и не привела к его прекращению.

Таким образом, следует подчеркнуть, что для аннулирования международного договора не достаточно простого его нарушения со стороны других участников, оно должно быть существенным. Существенным оно будет в случае отказа от договора, который не допускается международным правом, и при нарушении положения, имеющего существенное значение для достижения цели договора. Ссылки на невозможность выполнения договора будет правомерным, если безвозвратно исчезнувший или уничтоженный объект, необходимый для выполнения договора. Однако нельзя ссылаться на это обстоятельство, если такая невозможность является результатом нарушения самим участником договора обязательств по договору, либо иного международного обязательства, взятого им на себя в отношении любого другого участника договора.

Международные договоры действуют на условии rebus sic stantibus (неизменности обстоятельств). При этом простая смена обстоятельств не влечет правовых последствий для участников договора.

Только коренное изменение обстоятельств и только при условии, что наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согласия участников на обязательность для них договора или последствия изменения обстоятельств коренным образом изменяют сферу действия обязательств, подлежащих исполнению, дает право на аннулирование международного договора. Однако на коренное изменение обстоятельств нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора или выхода из него, если договор устанавливает границу, или если такое коренное изменение обстоятельств, на которое ссылается участник, является следствием нарушения им обязательств по договору, либо иного международного обязательства, взятого этим участником на себя в отношении любого другого участника договора. При появлении новой императивной нормы общего международного права любой существующий договор, что противоречит этой норме, считается недействительным и прекращается.

Прекращение международного договора освобождает его участников от дальнейшего исполнения обязательств по ним. Однако прекращение не затрагивает прав и обязательств, появившихся вследствие выполнения договора.

Приостановление международного договора означает временное прекращение его действия и может осуществляться как в отношении всех участников договора, так и относительно какого-то отдельного участника в соответствии с положениями договора или с согласия всех участников. Кроме того, два или несколько участников многостороннего договора могут заключить соглашение о прекращении его действия в отношениях между собой, если такое прекращение предусматривается договором или им не запрещается, а также если оно не влияет на реализацию прав и обязанностей других участников и не является несовместимым с целью и объектом договора.

Участники международных договоров должны соблюдать правила естопеля. Согласно этого правила участник договора теряет право ссылаться на основания прекращения, приостановления или недействительности международного договора. Происходит это тогда, когда участник договора, зная о наличии таких оснований, определенно или молчаливо согласился (за его поведение) с тем, что договор в зависимости от случая, действителен, сохраняет силу или остается в действии (ст. 45 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).

На практике применения естопеля - сложное и противоречивое, поскольку понятие "поведение государств" имеет весьма широкую интерпретацию заинтересованными участниками договора.

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. не дает определенного ответа на вопрос о влиянии войны на действие международных договоров. В ст. 73 Конвенции говорится: "Положения настоящей Конвенции не предусматривают никаких правил по вопросам, которые могут возникнуть в отношении договора... с начала военных действий между государствами"1. Однако в результате анализа договорной практики и обычного права можно сделать некоторые выводы относительно этой проблемы. Так, двусторонние политические соглашения (о дружбе и сотрудничестве, о ненападении, о создании союза, о дипломатических и консульских сношениях и др.), что были в силе на момент начала войны, прекращают свое действие. Приостанавливают действие договора экономические и со специальных вопросов (научно-техническую, культурную и другие виды сотрудничества). После окончания войны государства принимают решение об их возобновлении или прекращении. Многосторонние договоры с началом войны между некоторыми участниками этих договоров продолжают в целом действовать, однако с приостановлением действия во взаимоотношениях воюющих государств до окончания войны. В нейтральных взаимоотношениях участников договора и воюющих участников такие договоры сохраняют свою силу. Некоторые международные договоры, заключенные на случай войны, начинают применяться с началом боевых действий.



Поделиться