Ликвидация юр лица понятие виды основания. Ликвидация юридических лиц: понятие, формы, правовые последствия. В чем заключается разница между реорганизацией и ликвидацией

Ликвидация, равно как и рассмотренная выше реорганизация, влечет за собой прекращение юридического лица, но без правопреемства. Все нрава и обязанности ликвидируемого юридического лица прекращаются в момент внесения сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ.

Так же как и реорганизация, ликвидация - это определенная в своей последовательности совокупность действий (процедура), совершаемая с установленной законодателем целью.

В зависимости от лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, данную процедуру можно классифицировать на 1) добровольную и 2) принудительную.

Отдельно находится ликвидация в результате банкротства, поскольку в данном случае она может быть проведена как в добровольном, так и в принудительном порядке.

К первой группе отнесена ликвидация, осуществляемая:

1) по решению учредителей или органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором в хозяйственных товариществах) на принятие решения по такому вопросу;

Судебная практика

В постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 № 06АП-2377/2014 по делу № А73-14977/2013 суд отметил, что но смыслу ст. 61 ГК во взаимосвязи со ст. 62-64 ГК решение о ликвидации юридического лица принимается его участниками исключительно по их волеизъявлению и не требует наличия каких-то иных оснований для его принятия.

Судебная практика

В п. 23 постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленуме ВАС РФ № 8 от 01.07.1996, п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84, Постановлении КС РФ от 18.07.2003 № 14-П, указано, что организация может быть ликвидирована в принудительном порядке только при констатации таких неоднократных и грубых нарушений норм права, при которых ликвидация являлась мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов иных лиц.

данных кредиторов считается наступившим с момента принятия решения о ликвидации.

Последовательность действий, составляющих исследуемую процедуру, также является общей для принудительной и добровольной ликвидации и представляет собой следующие этапы.

Первый этап. Лицо, принявшее решение о ликвидации, обязано сообщить о данном решении в установленном порядке в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, по месту нахождения ликвидируемого юридического лица путем направления соответствующего уведомления в письменной форме с приложением решения о ликвидации юридического лица. Данное уведомление должно соответствовать по форме, установленной приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, и неограниченному кругу лиц путем опубликования данного сообщения в СМИ.

Для исполнения данной обязанности установлен предельный срок - не более трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации организации.

Судебная практика

В постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 № 7075/11 отмечено, что необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

регистрации юридического лица, сообщение о ликвидации организации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (который не может составлять минимум два месяца с момента данного опубликования).

Также ликвидационная комиссия должна уведомить каждого известного (выявленного) кредитора в письменной форме о ликвидации юридического лица.

Этот этап характеризуется не только сбором соответствующей информации, но и совершением действий, направленных на получение имущества от должников ликвидируемого юридического лица.

Основные функции ликвидационной комиссии, определенные в законе подтверждены также и судебной практикой.

Судебная практика

В определении ВАС РФ от 17.06.2013 № ВАС-7583/13 по делу № Л41-20591/2012 указано, что предусмотренная нормами ст. 61-64 ГК процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - п. 4 ст. 61, ст. 65 ГК). При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.

вать такого удовлетворения в судебном порядке. Данные исковые требования кредитор может заявить на любом этапе процедуры ликвидации, но до утверждения ликвидационной комиссией ликвидационного баланса (в нашем случае до шестого этапа). Если суд примет решение в пользу истца, то данный кредитор займет свое место в установленной очередности исходя из характера обязательств.

Дальнейшие действия по проведению ликвидации юридического лица зависят от того, хватает ли определенного имущества для удовлетворения требований кредиторов.

В первую очередь определяется достаточность денежных средств. При отрицательном результате продаже в установленном порядке подлежит иное имущество юридического лица. Реализация осуществляется с торгов, за исключением объектов стоимостью не более 100 тыс. руб. (данная стоимость определяется по утвержденному промежуточному ликвидационному балансу).

Следует учитывать, что в случаях, установленных законом, при недостаточности у ликвидируемого учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

Если ликвидируемое юридическое лицо не сможет удовлетворить требования кредиторов, то дальнейшие этапы, свойственные процедуре ликвидации, не применяются.

Поскольку данные обстоятельства свидетельствуют о наличии признаков несостоятельности, то ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве данного юридического лица. Дальнейшие действия осуществляются только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Если имущества для расчетов с кредиторами ликвидируемого юридического лица достаточно, то возникает следующий этап в процедуре ликвидации.

Пятый этап. Расчеты с кредиторами. Все расчеты осуществляются в определенной последовательности, которая определяется сформированными очередями. Принадлежность к соответствующей очереди определяется главным образом характером обязательства, а следовательно, и личностью кредитора.

Следует учитывать, что независимо от характера обязательств, связывающих ликвидируемое юридическое лицо и кредитора

(кредиторов), их исполнение в пользу последних будет единым - посредством выплаты денежной суммы.

Исходя из требований ст. 64 ГК во внеочередном порядке погашаются требования, связанные с проведением самой ликвидации. Сюда относятся расходы и самой ликвидационной комиссии и тех лиц, деятельность которых связана с проведением того или иного этапа ликвидации (например, адвокатов по взысканию дебиторской задолженности ликвидируемого юридического лица) и пр. Конкретный состав кредиторов и характер обязательств, учитываемый вперед сформированных очередей, законодателем не определен. Главный критерий для этой ситуации - расходы должны быть связаны с проводимой ликвидацией.

Затем определяются и собственно очереди, которые включают в себя только требования кредиторов ликвидируемого юридического лица. Всего данных очередей четыре.

Первая очередь представлена требованиями деликтных обязательств, кредиторами которых выступают физические лица, а объектом возмещения - их жизнь и здоровье.

Вторая очередь состоит из работников ликвидируемого юридического лица, а требования сформированы в рамках трудовых правоотношений, но также и в гражданско-правовых - по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третьей очереди находятся публичные субъекты, в чью пользу следует производить налоговые и иные обязательные платежи.

Четвертая очередь состоит из всех остальных кредиторов.

Следует отметить, что требования указанных очередей включают в себя только право на взыскание основного долга по соответствующему обязательству. Эти же лица (физические лица с требованиями о возмещении вреда здоровью, работники, бюджетные фонды и т.д.) е требованиями о взыскании штрафных санкций, упущенной выгоды будут отнесены к кредиторам, чьи требования подлежат удовлетворению после названных четырех очередей. Таким образом, например, требование о взыскании заработной платы работник вправе заявить в порядке второй очереди, а проценты за неправомерное удержание данной заработной платы за весь период просрочки - только после удовлетворения требований кредиторов четвертой очереди.

Каждая из указанных очередей может состоять из нескольких кредиторов. Но в каком порядке удовлетворять их требования при ликвидации, законодатель не поясняет.

Привлечение кредиторов последующей очереди возможно только после удовлетворения всех требований кредиторов предыдущей очереди. Исключение составляют кредиторы, права которых обеспечены залогом имущества ликвидируемого юридического лица. Если такой кредитор-залогодержатель по характеру своих основных требований относится к четвертой очереди, то наличие сформированного в его пользу залога переносит его в третью очередь.

Кроме надлежащего исполнения в пользу кредитора путем перечисления денежных средств требования считаются погашенными, если:

  • - ликвидационная комиссия не признала требования кредитора, а он не обратился с иском в суд;
  • - суд отказал такому кредитору в удовлетворении его требований;
  • - требования кредиторов не смогли быть удовлетворены в силу недостаточности имущества как самого ликвидируемого юридического лица, так и лиц, несущих субсидиарную с ним ответственность по заявленным требованиям. Но данное правило действует только в отношении тех юридических лиц, которые не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в силу законодательного установления.

Шестой этап . Завершив указанные на предыдущем этапе расчеты, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, в котором подводятся итоги погашения требований кредиторов и остатка (при его наличии) имущества ликвидируемого юридического лица. Баланс подлежит утверждению лицом, принявшим решение о ликвидации.

Данный этап имеет место при условиях, если у ликвидируемого юридического лица после расчетов со всеми кредиторами остается имущество, и если участники (учредители) имеют вещные права на данное имущество либо корпоративные права к юридическому лицу.

В этом случае оставшееся имущество передается участникам (учредителя) в размере, определяемом соразмерно размерам их долей участия в данном юридическом лице. Данная передача осуществляется как в натуре, так и посредством передачи денежной компенсации. Последнее имеет место при возникновении между участниками спора в отношении передачи той или иной вещи. Тогда эта вещь подлежит продаже с торгов.

Иная правовая судьба у имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами у ликвидируемой некоммерческой организации. В силу специальной правоспособности, определяемой целями и задачами создания некоммерческого юридического лица, оставшееся в этом случае имущество должно быть направлено на указанные цели (задачи), но не его участникам (учредителям).

Седьмой этап. Завершающий этап ликвидации опосредуется внесением сведений о прекращении юридического лица в ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. С момента совершения данной записи юридическое лицо считается ликвидированным, а процедура ликвидации завершенной.

В регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица должны быть представлены следующие документы:

  • - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Заявитель подтверждает, что соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
  • - ликвидационный баланс;
  • - документ об уплате государственной пошлины;
  • - документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с поди. 1-8 и. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Допустима ситуация, когда после ликвидации юридического лица обнаруживается имущество этого субъекта. Если данное обнаружение произошло в течение пяти лет с момента совершения записи о прекращении юридического лица в ЕГРЮЛ, то любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. Суд может назначить процедуру распределения при наличии следующих условий:

  • - достаточно средств, для осуществления данной процедуры;
  • - есть возможность распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

Для проведения данной процедуры суд назначает арбитражного управляющего.

В качестве отличного от принудительной или добровольной ликвидации следует рассматривать прекращение недействующего юридического лица, предусмотренное ст. 64.2 ГК. В данном случае для прекращения организации нет воли ни ее участников (учредителей), ни воли иных, в том числе публичных, лиц.

Ликвидация по данному основанию означает правовое закрепление фактически прекратившего существование юридического лица. Если юридическое лицо в течение обусловленного срока, предусмотренного для сдачи отчетности (12 месяцев), не предоставляет отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и нс осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету, то данное юридическое лицо считается недействующим. В этом случае такая организация подлежит исключению из ЕГРЮЛ с правовыми последствиями, характерными для ликвидированных юридических лиц. Такое исключение не требует ни судебного решения, ни решения учредителей (участников).

Для защиты прав учредителей, кредиторов недействующего юридического лица и иных заинтересованных юридических лиц законодатель обязывает регистрирующий орган опубликовать принятое решение о предстоящем исключении в течение трех дней с момента принятия такого решения, а также сведения о порядке и сроках направления заявлений лицами, чьи права п законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Имеют место особенности ликвидации унитарного предприятия или государственного или муниципального учреждения по основанию изъятия у него учредителем-собственником имущественного комплекса для внесения в уставный капитал иных организаций (АО, учреждения, государственной корпорации). Основанием внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении соответствующего юридического лица является решение о государственной регистрации организации, получившей указанное имущество. В этом случае должны быть представлены следующие документы:

  • - заявление о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении унитарного предприятия или учреждения в связи с передачей его имущества;
  • - решение об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия или решение органа государственной власти, на основании которого осуществлены внесение имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в уставный капитал АО либо передача указанных имущественного комплекса или имущества в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации;
  • - копия документа, подтверждающего государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Что такое реорганизация юридического лица?
  • 2. Назовите формы реорганизации.
  • 3. Какой порядок реорганизации?
  • 4. Какие последствия проведения реорганизации в соответствующей форме?
  • 5. Что такое ликвидация юридического лица?
  • 6. Какие основания определены для проведения ликвидации?
  • 7. Определите порядок ликвидации.
  • 8. Укажите моменты завершения реорганизации и ликвидации.
  • в связи с истечением срока создания юридического лица,определенного в учредительных документах;
  • но достижении цели, определенной в учредительных документах и ради которой было создано юридическое лицо. Ликвидация по последним двум основаниям осуществляетсяв случаях, если учредители (участники) или уполномоченныйорган юридического лица примут такое решение. Принудительная ликвидация возможна только по решениюсуда и при наличии оснований, предусмотренных законом. Исходяиз требований п. 3 ст. 61 ГК определить основания для принудительной ликвидации в уставных документах невозможно. В этомслучае решения, принятые учредителями (участниками) в качестве положений устава (учредительного договора), рассматриваются как основания для добровольной ликвидации. Основания для принудительной ликвидации, определенныезаконодателем, определяются наличием существенных нарушенийтребований закона. При этом ключевое значение для такой ликвидации имеет именно существенность нарушений.

В соответствии с п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация – это прекращение юридического лица при отсутствии правопреемства в его правах и обязанностях.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.

Добровольная ликвидация осуществляется:

По решению его учредителей (участников);

Либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае:

Допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер,

Либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом,

Либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов,

Либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

А также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

Требование о ликвидации юридического лица в принудительном порядке может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (например, антимонопольным органом).

Порядок ликвидации. Ликвидация юридического лица включает в себя несколько этапов

1 этап. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

2 этап. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о его ликвидации, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.



Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3 этап. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов.

4 этап. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса РФ. В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.



При ликвидации банков, привлекающих средства физических лиц, в первую очередь удовлетворяются также требования физических лиц, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением требований физических лиц по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций и требований физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или требований адвокатов, нотариусов, если такие счета открыты для осуществления предусмотренной законом предпринимательской или профессиональной деятельности указанных лиц), требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов физических лиц в банках и Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с законом.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях.

Ликвидация может осуществляться добровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или с достижением целей, для которых оно создавалось.

Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением. Основаниями для нее являются осуществление юридическим лицом своей деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов, а также противоречие этой деятельности законодательным запретам. Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут предусматриваться только Гражданским кодексом.

Особым случаем ликвидации юридического лица является его банкротство.

Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению имеющихся у кредиторов требований. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреждены о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации и осуществляет расчеты со своими кредиторами, имея решение прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны незамедлительно письменно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр. С момента внесения данных сведений к наименованию юридического лица обязательно добавляются слова в ликвидации.

Ликвидация должна проходить под контролем органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица.

Ликвидация начинается с назначения лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, специальной ликвидационной комиссии или единоличного ликвидатора, к которым и переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, включая выступление в суде от его имени. Такая комиссия (или единоличный ликвидатор) назначается по обязательному согласованию с регистрирующим органом. Перечисленные действия составляют первый этап процесса ликвидации. Главной задачей ликвидкома является выявление всех долгов юридического лица и осуществление расчетов с его кредиторами.

Поэтому на втором этапе ликвидком обязан опубликовать извещение о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами и письменно уведомить о ликвидации всех известных ему кредиторов.

По истечении срока для предъявления требований кредиторами ликвидком должен составить промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения о фактическом составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения. Данный баланс утверждается лицами или органами, принявшими решение о ликвидации, также по согласованию с регистрирующим органом. Названными действиями завершается вторая стадия ликвидации.

Если по данным промежуточного баланса у ликвидируемого юридического лица недостаточно денежных средств для удовлетворения заявленных кредиторами требований, ликвидком продает его имущество с публичных торгов. При недостатке и этого имущества в некоторых случаях возможно обращение с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества учредителя либо участников юридического лица. В таком случае кредитор не связан сроками утверждения ликвидационного баланса и работы ликвидационной комиссии. В этом состоит третий этап ликвидации.

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса начинаются расчеты с кредиторами юридического лица, составляющие четвертый этап его ликвидации. Они производятся в порядке очередности, установленной законом. В соответствии с ним предусмотрены четыре последовательно удовлетворяемых очереди привилегированных кредиторов, требования которых удовлетворяются преимущественно перед другими кредиторами. Имеется также пятая очередь, куда включены требования всех остальных (непривилегированных) кредиторов, выплаты которым начинаются лишь по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

В первую очередь включены требования граждан к ликвидируемому юридическому лицу по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, а во вторую очередь - требования по оплате труда и вознаграждений по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования залоговых кредиторов. В четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет (налоги) и во внебюджетные фонды (пенсионный и т.п.). Все остальные требования относятся к пятой очереди.

При отказе ликвидкома в удовлетворении конкретного требования кредитора последний вправе обратиться с соответствующим иском в суд.

Последний, пятый этап ликвидации начинается после завершения всех расчетов с кредиторами. Ликвидком составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим органом. Остаток имущества передается учредителям или участникам юридического лица, а при ликвидации некоторых некоммерческих организаций используется на цели, предусмотренные законодательством и их учредительными документами.

Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование с момента внесения записи об этом в государственный реестр.

Ликвидацией юридического лица называется его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК). Как и реорганизация, ликвидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.

По общему правилу право принятия решения о ликвидации юридического лица принадлежит его учредителям (участникам) - добровольная ликвидация. Необходимость ликвидации может возникнуть, в частности, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, или с достижением цели, ради которой оно создано. Право участников юридического лица ликвидировать его добровольно и самостоятельно может быть ограничено лишь в силу прямого указания закона. Например, согласно п. 2 ст. 119 ГК фонды могут ликвидироваться только по решению суда, принятому по заявлению заинтересованных лиц.

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда, принятому по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому право заявлять такое требование предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК).

Основания для принудительной ликвидации указаны в п. 2 ст. 61 ГК, а именно:

в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

при осуществлении юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;

а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Статья 65 ГК предусматривает, что юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

ПРОЦЕДУРА ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Ликвидация юридического лица представляет собой довольно длительную процедуру, несмотря на простоту составляющих ее процедур и довольно подробно описанный и регламентированный порядок.

Так, ст. 20 Закона о государственной регистрации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принимавшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Принятие учредителями (участниками) юридического лица решения о его ликвидации является основанием для направления в регистрирующий орган Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

В случае нарушения вышеуказанного срока учредители юридического лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере 50 МРОТ.

Лицом, уполномоченным подписывать Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по установленной форме, является учредитель (участник) юридического лица, принявший решение о ликвидации, либо орган, принявший решение о его ликвидации.

На основании Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица, представленного в регистрирующий орган, вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации и выдаются (направляются) по месту нахождения юридического лица Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по установленной форме и выписка из ЕГРЮЛ. В выписке указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

С момента внесения вышеуказанной записи не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

21 Несостоятельность (банкротство) юридического лица: понятие, признаки, правовое регулирование, процедуры банкротства (общая характеристика).+ Закон РФ от 19 ноября 1992 года "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"

Несостоятельность (банкротство) юридического лица. Общие положения

Выступление любого предпринимателя в гражданском обороте предполагает доверие к нему и осуществляемым им действиям. Особенно это относится к юридическим лицам, поскольку контрагент и тем самым потенциальный кредитор знает, что по общему правилу тот, кто стоит за юридическим лицом (собственник имущества, учредитель, участник), нести ответственность за его действия не будет. В этой связи законодатель предусматривает необходимые меры, направленные на то, чтобы риск кредиторов юридического лица оказался наименьшим. Данной цели служит, в частности, включенный в 1992 году в российское право институт несостоятельности (банкротства) <91>.

У указанного института есть и своя, специальная задача. Она состоит в том, что, коль скоро потери кредиторов оказались неизбежными, эти потери должны быть распределены между ними наиболее справедливым образом.

Основу соответствующего института, помимо комментируемой статьи 65, составляют Закон РФ от 19 ноября 1992 года "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"<92>, а также ряд изданных в его развитие актов. Эти акты, адресованные, судя по их наименованию, только предприятиям, распространяются и на некоторые другие виды юридических лиц. Банкротство служит одним из оснований для ликвидации юридического лица. Процедура, связанная с ликвидацией по указанному основанию, может применяться только в отношении определенных юридических лиц. В это число входят прежде всего те, кто отнесен п. 2 ст. 50 к коммерческим организациям, то есть хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным предприятиям. Наряду с ними могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и некоторые некоммерческие организации. Имеются в виду потребительские кооперативы и благотворительные организации либо иные фонды (далее в тексте по отношению ко всем этим юридическим лицам используется термин "предприятия").

Казенные предприятия обладают одновременно признаками, присущими и коммерческим, и некоммерческим организациям. Учитывая, что за действия казенных предприятий несет субсидиарную ответственность собственник (Российская Федерация), признано невозможным применение к ним процедуры банкротства.

Действующее законодательство содержит и еще одно ограничение: указанная процедура может быть применена только в случаях, когда общая сумма заявленных кредиторами требований составляет не менее 500 минимальных размеров оплаты труда.

Банкротом признается юридическое лицо, которое не в состоянии удовлетворить требования кредиторов в связи с тем, что его обязательства превысили стоимость принадлежащего ему имущества и соответственно структура его баланса оказалась неудовлетворительной. Закон от 19 ноября 1992 года формализовал это общее требование, признав, что речь идет о случаях, когда предприятие приостановило текущие платежи, при этом не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев с момента наступления срока исполнения соответствующих обязательств.

Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 года N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий"<93>, изданное в развитие Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий"<94>, устанавливает систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособного предприятия. Эта система включает три коэффициента: "текущей ликвидности", "обеспеченности собственными средствами" и "восстановления (утраты) платежеспособности".

Первый из них характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременность погашения срочных обязательств предприятием. Второй - наличие у предприятия собственных оборотных средств для его финансовой устойчивости, а третий - наличие или отсутствие возможности восстановить неплатежеспособность в течение определенного времени. При этом названы контрольные размеры первых двух коэффициентов.

В принципе если хотя бы один из коэффициентов окажется ниже указанной величины, это может служить основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако окончательный вывод зависит от учета третьего по счету коэффициента. Это объясняется тем, что при определенных его значениях, указанных в постановлении от 20 мая 1994 года, предприятие может быть признано платежеспособным или по крайней мере имеющим реальную возможность восстановить свою платежеспособность, если даже первый или второй коэффициенты либо оба вместе отклонились от контрольных значений<95>.


Как известно термин ликвидация происходит от латинского liquidatio, что значит окончание дела. В тоже время современные словари русского языка дают указанному понятию несколько значений. Прежде всего, под ликвидацией, как и в латинском языке, понимается прекращение какой-либо деятельности (например, ликвидация дел). С другой стороны, под ликвидацией понимается и прекращение существования объекта или субъекта (например, ликвидация оружия массового поражения, ликвидация кулачества, ликвидация предприятия).

Переходя к определению юридического значения понятия ликвидации следует остановится на одном весьма немаловажном обстоятельстве. Поскольку ликвидация является объектом гражданско-правового регулирования, то логично будет предположить, что ликвидация – это совокупность каких-либо общественных отношений, которые будучи урегулированными правом приобретают качество правоотношений. С другой стороны, эти правоотношения сами по себе являются причиной наступления определенных последствий, а именно прекращения существования субъекта права – юридического лица. Следовательно, ликвидацию можно рассматривать и как определенный юридический факт, с наличием которого связаны определенные юридические последствия.

Указанную дефиницию нельзя в полной мере признать определением понятия ликвидации, поскольку в ней указывается не на то, что есть сама ликвидация юридического лица, а на то, что влечет ликвидация юридического лица, то есть на последствия ликвидации, причем эти последствия определяются через отрицание, и поэтому легче ответить на вопрос чего не наступает при ликвидации юридического лица, чем на вопрос о том, что же всё-таки происходит.

Ликвидация – это процедура, направленная на прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК). Законодатель, формулируя понятие "ликвидация", таким образом, под отсутствием правопреемства имел в виду отсутствие не любого, а только универсального правопреемства, поскольку процедура ликвидации сама по себе не исключает сингулярное (частичное) правопреемство, т.е. переход отдельных прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица к другим лицам. Так, права ликвидируемого юридического лица могут переходить к его кредиторам в результате расчетов с ними. Что же касается его учредителей (участников), они также в ряде случаев могут "наследовать" как его права (получая остаточное имущество, т.е. имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, - так называемую ликвидационную стоимость, или квоту), так и его обязанности (отвечая в субсидиарном порядке по его обязательствам перед кредиторами). Таким образом, именно отсутствие универсального правопреемства принципиально отличает ликвидацию от любой формы реорганизации.

Существует два вида ликвидации юридических лиц:

Ø добровольная - по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа, в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой создано;

Ø или недобровольная - по инициативе уполномоченных государственных или муниципальных органов и по решению суда в случае грубых и неустранимых нарушений закона, допущенных при его создании, либо осуществления деятельности без лицензии, либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также при систематическом осуществлении некоммерческой организацией (в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом) деятельности, противоречащей ее уставным целям, и, кроме того, в других случаях, предусмотренных ГК (см., например, ст. 81, 86).

Суд может возложить обязанности по ликвидации на учредителей (участников) данного юридического лица или на его орган. При осуществлении указанными лицами возложенной на них обязанности ликвидация является вынужденной, во всех иных случаях суд назначает ликвидатора сам, а ликвидация в таком случае является принудительной (п. 2, 3 ст. 61 ГК).

Сущность и смысл ликвидации сводится к следующему. Субъект, принявший решение о ликвидации, обязан письменно сообщить об этом в регистрирующий (налоговый) орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК, п. 1 ст. 22 Закона о регистрации). С этого момента его правоспособность претерпевает ограничения: не допускается регистрация изменений в учредительные документы, регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает данное юридическое лицо, или которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации). Субъект, принявший решение о ликвидации, обязан назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), установить порядок и сроки ликвидации, уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора (п. 3 ст. 20 Закона о регистрации). С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица, она же выступает от его имени в суде (п. 2, 3 ст. 62 ГК, п. 4 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях), и только некоторые полномочия сохраняются за прежними органами (абз. 2 п. 2, п. 5 ст. 63 ГК).

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) последовательно осуществляет ряд действий:

Ø публикует информацию о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (данный срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации);

Ø ведет работу по выявлению кредиторов ликвидируемого юридического лица и получению дебиторской задолженности (т.е. долгов других лиц перед ликвидируемым юридическим лицом);

Ø письменно уведомляет кредиторов о предстоящей ликвидации;

Ø по окончании срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс и уведомляет об этом регистрирующий орган;

Ø исходя из соотношения объема требований кредиторов юридического лица к объему его имущества решает вопрос о проведении общей процедуры ликвидации или о возбуждении процедуры банкротства и открытии конкурсного производства;

Ø осуществляет (по итогам промежуточного ликвидационного баланса и при достаточности общей имущественной массы ликвидируемого юридического лица) расчеты с кредиторами вначале деньгами юридического лица, а при их недостаточности - средствами от продажи его имущества с публичных торгов;

Ø составляет (по итогам расчетов с кредиторами) окончательный ликвидационный баланс;

Ø распоряжается согласно закону остаточным (после расчетов с кредиторами) имуществом юридического лица;

Ø уведомляет регистрирующий орган о завершении ликвидации и представляет для регистрации в связи с ликвидацией необходимые документы.

Ликвидация юридического лица завершается внесением в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи, юридическое лицо считается прекратившем существование с момента ее внесения (ст. 63 ГК).

Закон устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов (п. 1 ст. 64 ГК), исходя из принципа приоритетности одних требований перед другими.

Очевидное преимущество имеют выплаты, носящие социальный характер и имеющие своим адресатом граждан. Так, наиболее приоритетными, а потому подлежащими удовлетворению в первую очередь признаются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей (п. 2 ст. 1093 ГК), а также по требованиям о компенсации морального вреда.

Специальное правило о первоочередном удовлетворении требований кредиторов закон устанавливает для случаев ликвидации банка, привлекающего средства граждан: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ним договорам банковского вклада и (или) банковского счета, а также требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов граждан в банках и Банке России.

Во вторую очередь выплачиваются выходные пособия и заработная плата лицам, работающим (а также работавшим) по трудовому договору, а также вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности. Привилегированность данной категории кредиторов объясняют тем, что из-за ликвидации они: а) теряют основной, а подчас - единственный источник средств существования; б) обычно являются кредиторами единственного должника (а значит, теряют все, включая рабочее место), прочие же кредиторы, имея многих должников, рискуют потерять разве что одно требование из многих имеющихся; в) "авансируя" своим трудом юридическое лицо (поскольку заработная плата выплачивается по завершении работы), не имеют при этом никаких гарантий своего "кредита"

В третью очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (в частности, долги по налогам и т.п.).

В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Кредиторы первых двух очередей получают причитающиеся им выплаты начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди производятся по истечении одного месяца со дня его утверждения (п. 4 ст. 63 ГК).

Закон исходит из принципа последовательности и исключает возможность одновременного удовлетворения требований кредиторов разных очередей: требования каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, а если имущества юридического лица недостаточно, оно по общему правилу (если иное не установлено законом) распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению (пп. 2, 3 ст. 64 ГК). Таким образом, имущества ликвидируемого юридического лица может быть достаточно для удовлетворения требований кредиторов только некоторых очередей, в этом случае кредиторы последующих очередей остаются без удовлетворения.

Если же имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов в рамках одной очереди, закон исходит из принципа пропорциональности.

Закон устанавливает только четыре очереди кредиторов ликвидируемого юридического лица. Поскольку никаких других очередей не существует, все те, кто не попал в три первые очереди, являются кредиторами последней, четвертой, очереди и имеют среди кредиторов этой очереди равные условия получения удовлетворения. Тем не менее, особым статусом в иерархии кредиторов обладают так называемые залоговые кредиторы, т.е. кредиторы, требования, по обязательствам которых обеспечены залогом имущества ликвидируемого юридического лица. Прежде они были самостоятельными и единственными представителями третьей очереди, но теперь "уступили" ее бюджету и внебюджетным фондам (которые ранее следовали за ними в списке очередников и имели соответственно четвертую очередь). Согласно общему правилу в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом (абз. 1 п. 1 ст. 334 ГК). Как раз такое изъятие и формулирует п. 1 ст. 64 ГК: требования залоговых кредиторов не имеют преимущества перед кредиторами первой и второй очереди, если их права требования возникли до заключения договора залога (а потому до полного удовлетворения этих требований залоговые кредиторы не могут обратить взыскание на заложенное имущество), однако перед всеми остальными кредиторами (в том числе перед бюджетом, внебюджетными фондами, а также всеми теми, кому закон отводит четвертую очередь) требования залоговых кредиторов признаются преимущественными. Требования залоговых кредиторов удовлетворяются из стоимости заложенного имущества (за счет средств от продажи предмета залога), соответственно те их требования, которые не были удовлетворены за счет средств от продажи предмета залога, уже не имеют никаких преимуществ и удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди, т.е. после требований бюджета и внебюджетных фондов и одновременно со всеми остальными кредиторами на равных условиях (п. 2 ст. 64 ГК).

При отказе ликвидационной комиссии удовлетворить требования кредитора (или уклонении от их рассмотрения) они могут быть удовлетворены по решению суда до утверждения окончательного ликвидационного баланса за счет остаточного имущества юридического лица. Требования кредиторов, заявленные после истечения установленного ликвидационной комиссией срока для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Поскольку ликвидация влечет прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей к другим лицам (правопреемства), требования кредиторов ликвидируемого юридического лица, не удовлетворенные из-за недостаточности его имущества, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых судом было отказано (пп. 4-6 ст. 64 ГК).

Стоит также упомянуть о судьбе остаточного имущества, т.е. имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после расчетов с кредиторами.

Согласно п. 7 ст. 63 ГК, если речь идет о той значительной части юридических лиц, в отношении которых или в отношении имущества которых их учредители (участники) сохраняют имущественные - обязательственные или вещные - права (п. 2 ст. 48 ГК), такое имущество по общему правилу (если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица) передается учредителям (участникам) как ликвидационная стоимость (квота). Именно так обстоит дело в унитарных предприятиях, учреждениях, хозяйственных товариществах и обществах, кооперативах. Между тем во всех этих организациях механизм распределения остаточного имущества между участниками неодинаков и имеет свои особенности.

Поскольку Закон о предприятиях не решает вопрос о судьбе остаточного имущества унитарного предприятия, оно в силу п. 7 ст. 63 ГК передается учредителю (собственнику).

Остаточное имущество автономного учреждения (в том числе имущество, на которое не может быть обращено взыскание по его обязательствам) также без каких-либо вариантов передается учредителю (собственнику) (п. 3 ст. 19 Закона об автономных учреждениях), а остаточное имущество частного учреждения передается его учредителю (собственнику) только в том случае, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами РФ или учредительными документами такого учреждения (п. 3 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).

Остаточное имущество в производственном кооперативе делится между его членами в порядке, предусмотренном не законом, а уставом кооператива или соглашением членов кооператива (п. 5 ст. 27 Закона о производственных кооперативах).

Остаточное имущество в потребительском кооперативе (обществе) делится между его членами, если иное не предусмотрено уставом, но, во всяком случае, имущество неделимого фонда подлежит передаче другому (другим) кооперативам на основании решения общего собрания ликвидируемого потребительского общества (пп. 4, 5 ст. 30 Закона о потребительской кооперации).

В обществах с ограниченной (и дополнительной) ответственностью в первую очередь выплачивается распределенная, но не выплаченная прибыль, во вторую - прочее имущество делится между всеми участниками пропорционально их долям в уставном капитале (с п. 1 ст. 58 Закона об ООО).

Более сложен механизм распределения остаточного имущества в акционерных обществах, где учитывается наличие акций, подлежащих выкупу, а также привилегированных акций, в том числе с фиксированным размером ликвидационной стоимости (квоты) (см. п. 1 ст. 23 Закона об АО).

Иное дело - общественные и религиозные организации (объединения), фонды, объединения юридических лиц, автономные некоммерческие организации. Поскольку учредители (участники) этих юридических лиц не имеют в отношении них никаких имущественных прав (см. п. 3 ст. 48 ГК, абз. 2 п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях), они не имеют и права на ликвидационную квоту. Остаточное имущество этих организаций направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).

В отношении некоторых форм юридических лиц и вовсе установлены специфические варианты. Так, имущество некоммерческого партнерства, оставшееся после расчетов с кредиторами, может "вернуться" члену партнерства в виде ликвидационной квоты, по общему правилу (если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства), только в части, а именно - не более, чем в размере его имущественного взноса в данное партнерство. Остальное имущество из числа остаточного опять-таки идет на те цели, ради которых партнерство создавалось и (или) на благотворительные цели, либо (при невозможности его использования в соответствии с учредительными документами) обращается в доход государства (п. 3 ст. 8, п. 2 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).

Судьбу имущества ликвидируемой государственной корпорации должен определять соответствующий закон (абз. 2 п. 3 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях).



Поделиться