Мир в 30 е годы. Единственный выход: установление

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ СТРАН МИРА В 20-30-е ГОДЫ XX ВЕКА

20-30-е гг. XX века занимают свое вполне определенное место в мировой и отечественной истории. Именно в это время складывается новая геополитическая и экономическая ситуация в Европе, происходит окончательный выбор модели общественного развития СССР. Крупнейший за всю историю капитализма экономический кризис (1929-1933) породил активный теоретический и практический поиск новых форм экономических и социальных отношений. А в результате прихода к власти в Германии фашистского режима формируется механизм для подготовки к новой мировой войне. история кризис европа СССР

Политическую и экономическую ситуацию в Европе после окончания первой мировой и гражданской войны в России определяли такие основные составляющие, как экономическая разруха в большинстве европейских государств и условия Версальского мирного договора 1919 г., закрепившего результаты первой мировой войны.

В соответствии с договором, Германия передавала часть территории соседним государствам, лишалась всех своих колоний, а также прав и привилегий в Китае. Вооруженные силы Германии были ограничены 100-тысячной сухопутной армией, комплектуемой на основе добровольного найма, и не имеющей современных вооружений; всеобщая воинская повинность была отменена. Германия обязывалась возместить в форме репараций убытки, понесенные правительствами стран Антанты.

Составной частью Версальского мирного договора стал Устав Лиги Наций - международной межправительственной организации. Целью организации провозглашалось развитие сотрудничества между народами и гарантия их мира и безопасности. Реально же она была призвана охранять послевоенную систему устройства мира. Система послевоенных международных отношений, основанная на диктате стран-победительниц, по признанию политических деятелей того времени, должна была породить новые войны и новые социальные потрясения. Дело в том, что Версальский мирный договор лишь временно ослабил коренные противоречия в мире и в то же время выявил острые разногласия среди стран-победительниц. Явно обделенной чувствовала себя Италия. Сенат США отказался ратифицировать договор из-за нежелания США связывать себя участием в Лиге Наций (где преобладало влияние Англии и Франции). Версальская система в значительной степени была направлена против Советской России, на западных рубежах которой возник так называемый "санитарный кордон". Он включал в себя группу государств с антисоветскими режимами (Польша, Венгрия, Румыния и др.), которой предполагалось играть роль барьера, отделявшего очаг "красной опасности" от европейских демократий.

В экономическом плане в 20-е годы происходит стабилизация мировой экономики, которая характеризовалась значительным ростом промышленного производства. Особенно быстро развивалась экономика США и Франции, в то время как Англия топталась на месте. Возрождение экономики Германии произошло на основе принятого в 1924 г. плана Ч. Дауэса. Этот план предусматривал предоставление Германии займа в 200 млн. долларов. Приток иностранного (в основном американского и английского) капитала дал Германии возможность уже к 1927 г. по важнейшим экономическим показателям обогнать Англию и Францию, регулярно выплачивать репарации. К 1929 г. уровень мирового промышленного производства по сравнению с 1913 г. увеличился в полтора раза.

Существенные изменения произошли в структуре производства. Бурно развивались, новые отрасли: химическая, автомобильная, авиационная. Широко распространялась конвейерно-поточная система производства, давшая возможность резко повысить производительность труда.

Однако достигнутые успехи были непрочными. Быстрый подъём экономики привел к её "перегреву". Рынок товаров оказался перенасыщенным, а финансовая система не готовой к быстро изменившимся условиям. В результате к концу 20-х гг. разразился мировой экономический кризис, имевший долговременные последствия.

Характеризуя международную обстановку в 20-е гг. следует также отметить, что, несмотря на враждебность мировых держав к советскому государству, уже отмеченная противоречивость их интересов препятствовала созданию действенной антисоветской коалиции и, тем более, осуществлению военной интервенции. Хотя меры экономического и дипломатического давления советскому государству приходилось ощущать постоянно. Кроме того, уже с начала 20-х гг. советскому руководству пришлось отказаться от надежды на скорую всемирную социалистическую революцию и помощь мирового пролетариата. Необходимо было искать и использовать внутренние возможности выхода из острого кризиса, охватившего практически все стороны экономической и политической жизни советского общества к началу 20-х гг. и являвшегося следствием разрухи и дезорганизации производства, возникших в результате первой мировой и гражданской войн, и, отчасти, определенным итогом политики "военного коммунизма".

Было уничтожено около четверти национального богатства, большая часть промышленности парализована. Деревня открыто выражала недовольство политикой продразверстки, всевозможными реквизициями. Недовольство крестьянских масс проявилось в 1920-1921 гг. многочисленными антисоветскими выступлениями (особенно на Украине, Тамбовщине, Сибири). Экономический кризис привел к сокращению продовольственных пайков в январе 1921 г., за которыми доследовали забастовки на ряде промышленных предприятий, в том числе в Москве и Петрограде. 1 марта 1921 г. восставший гарнизон Кронштадта. В основе этого выступления лежало не только недовольство продразверсткой, но и в целом политикой правящей партии. Матросы выдвигали лозунги: "Власть Советам, а не партиям", "Да здравствуют Советы, но без коммунистов". Кризис поразил и РКП (б). Появились течения, критиковавшие сложившуюся в партии линию к преобладанию военных, бюрократических, недемократических методов руководства.

Кризис формирующейся советской системы угрожал большевикам потерей власти: он требовал коренного изменения социально-экономической политики, отказа от "военного коммунизма", перехода от гражданской войны к общенациональному согласию.

Обсуждение проблем выхода из кризиса, перехода экономики на нормальные условия развития началось уже в 1920 г. На Х съезде РКП (б) (март 1921 г.) принимается решение о замене продразверстки продовольственным налогом - первый шаг к новой экономической политике (НЭП). Как социально-экономическое явление, НЭП представлял собой комплекс мер, направленных на демократизацию экономической политики партии и проявившихся в изменении отношения к деревне, в поощрении торговли и обмена, в стабилизации финансово-денежной системы, в восстановлении производства, в придании ему большего динамизма и эффективности.

Как реальный хозяйственный курс, НЭП обрел форму во второй половине 1921 г. Были изданы декреты, которые стимулировали развитие кустарной и мелкой промышленности. Происходила частичная денационализация мелкой промышленности. Экономически реформа заключалась также в попытке изменения отношения к управлению национализированной промышленностью на принципах хозяйственного и коммерческого расчета, расширения самостоятельности и инициативы предприятий, ослабления централизации. Чрезвычайно важным событием явилось проведение в 1922-24 гг. финансовой реформы и появление в стране твердой денежной единицы (червонца). В ходе реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит.

В целях скорейшего восстановления сельского хозяйства было разрешено применять наемный труд, сдавать землю в аренду. На селе стали возрождаться различные формы кооперации.

На базе НЭПа, в целом, успешно проходило восстановление народного хозяйства, производство продукции тяжелой промышленности в 1925 г. достигло 50 % довоенного уровня и в 1927г. превзошло его. В этом же году сельское хозяйство произвело продукции больше, чем до воины. Наполнился потребительский рынок, улучшилась жизнь людей, отступил голод. НЭП позволил стабилизировать ситуацию политически: прекратились мятежи и восстания, произошел переход от гражданской войны к миру.

С переходом к НЭПу происходит определенная либерализация политического режима. Были значительно сокращены (в 10 раз) вооруженные силы, ослабла система принуждения, происходило "оживление" Советов, которые в годы гражданской войны превратились в простых исполнителей партийных решений. Однако процесс этот не был последовательным. Допустив многообразие форм деятельности в экономике, правящие силы попытались компенсировать это в общественно-политической сфере.

Сохранились конституционные положения о лишении политических прав, права участия в выборах отдельных категорий граждан. Крайне негативным было отношение руководителей страны к существованию политической оппозиций. На Х съезде РКП (б), в самом начале НЭПа, был специально поставлен вопрос об усилении борьбы с меньшевиками, эсерами, анархистами. Их обвиняли в организации "эсеро-кулагдкого бандитизма", в Кронштадском мятеже и т.д. Летом 1922 г. в Москве прошел открытый судебный процесс над лидерами эсеров, участились случаи арестов меньшевиков. В целом, по мнению специалистов по этой проблеме, эсеры в 1923 г. и меньшевики в 1924 г. на территории СССР перестали существовать как организованная политическая сила. К 1928 г. относится факт ликвидации последней группы анархистов на территории страны.

Руководство большевиков боролось не только против оппозиционных партий - оно не хотело мириться и со свободомыслием беспартийной творческой интеллигенции, считая её распространительницей буржуазных взглядов. Так, осенью 1922 г. за границу эмигрировали около 200 видных представителей русской науки и культуры.

Большое влияние на общественно-политическое развитие страны в 20-е годы оказывала внутрипартийная борьба, которая включала в себя два основополагающих момента: 1) личное соперничество руководства большевиков за власть (особенно после смерти в январе 1924 г. В. И. Ленина), 2) разное понимание ими проблем строительства нового общества.

В руководстве РКП(б) (с 1925 г. - ВКП(б)) в 20-е гг. существовало три приблизительно равных по влиянию течения. Левые, (сторонники Троцкого), считали, что полное построение социалистического общества в СССР, отсталой в технико-экономическом отношении стране, возможно лишь в результате победы социалистической революции на Западе. После её свершения пролетариат Запада поможет осуществить индустриализацию в России и на её основе построить социализм. В социально-экономической области левые выступали за усиление централизованного планирования, за более быстрые темпы развития промышленности (во многом за счет сельского хозяйства), за ограничение частного капитала.

Правые (лидер - Бухарин) полагали, что возможно построение социализма в одной стране. Чтобы добиться этого необходимо было не обострять отношения с крестьянством; более терпимо относиться к мелкому частному капиталу; плановая политика, по их мнению, не должна быть чрезмерно жесткой; крестьян следовало вовлекать в социализм через сбытовозакупочную кооперацию и не спешить с кооперацией производственной (колхозы).

Сталин лавировал между этими двумя течениями в зависимости от ситуации в партии и в стране. На протяжении 1921-1926 гг. Сталин поддерживал социально-экономическую линию правых. А со второй половины 20-х гг. он начинает все больше склоняться к левым позициям.

В практическом плане Сталину, опиравшемуся на партийный аппарат и использовавшему закулисные интриги, обман, демагогию, удалось сначала при активной помощи Каменева и Зиновьева дискредитировать Троцкого, затем, опираясь на Бухарина и Рыкова, оттеснить Каменева и Зиновьева, а к концу 20-х гг. при помощи Орджоникидзе, Куйбышева, Ворошилова и других победить правых. В стране устранялись последние препятствия на пути к авторитарному режиму.

Характеристика общественно-политического развития страны в 20-е годы была бы неполной без анализа проблем национально-государственного строительства и отношений страны с внешним миром.

К концу гражданской войны и иностранной военной интервенции формируется территория связанных военно-политическим союзом советских республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская советские республики, а также Бухарская и Хорезмская народные советские республики. В большинстве этих государственных образований у власти находились национальные коммунистические партии, входившие в состав единой РКП(б). В 1921-1922 гг. началось экономическое и политическое объединение советских государств в федеративный союз. Оно проходило в форме заключения соглашений и союзных договоров между РСФСР и другими республиками. Однако эта система оказалась недостаточно эффективной.

В августе 1922 г. ЦК РКП(б) создал специальную комиссию для подготовки предложений по вопросу о федеративных отношениях между РСФСР и другими советскими государствами. Комиссия под руководством Сталина предложила включить советские государства в состав РСФСР на правах автономных республик (план "автономизации"). Это предложение было холодно встречено руководством большинства республик, не желавшим лишаться реальной власти. В этих условиях Ленин отверг сталинский проект и настоял на принятии образования федерации равноправных советских государств и соблюдения их суверенных прав.

В декабре 1922 г. на I съезде Советов РСФСР, Белоруссия, Закавказская Федерация (объединившая в марте 1922 г. Азербайджан, Армению, Грузию), Украина, подписав Союзный договор, образовали СССР. В 1922-24 гг. продолжалась разработка основ государственного устройства СССР, которые после многочисленных дискуссий были зафиксированы в Конституции СССР, принятой 31 января 1924 г.

Оценивая процесс нормирования СССР, нельзя сказать, что было найдено лучшее из всех возможных решений. Далеко не все вопросы национально-государственного строительства удалось решить так, чтобы удовлетворить всех. Немало поспешного, недостаточно взвешенного проявилось и в вопросах о формах государственного устройства тех или иных народов, в решении территориальных вопросов. В результате СССР стал больше походить на унитарное государство, нежели на союз суверенных республик, как задумывалось первоначально.

Наряду с решением внутренних задач партийно-государственное руководство пыталось развивать отношения и с внешним миром. В течение 20-х гг. Советский Союз сумел, в основном, преодолеть дипломатическую изоляцию, добился дипломатического признания со стороны большинства развитых индустриальных государств. Из великих держав только США не установил в этот период дипломатических отношений с СССР, отказываясь вести какие-либо переговоры до выплаты долгов и компенсации за национализированное имущество. В 20-е гг. СССР стал проводить всё более активную политику в отношении азиатских стран, прежде всего, пограничных. Были подписаны договоры о дружбе, а также различные экономические соглашения с Афганистаном, Ираном, Турцией. В мае 1923 г. устанавливаются дипломатические и консульские отношения с пекинским (центральным) правительством Китая.

В то же время необходимо отметить, что советскую внешнюю политику в 20-е гг. определяли два противоречивых фактора. С одной стороны, национальные интересы требовали мирного сосуществования с зарубежными государствами; с другой - советское руководство, направляя деятельность Коминтерна, продолжало думать (хотя и не так явно, как раньше) о мировой революции, что затрудняло контакты с мировым сообществом, вызывало его недоверие (1924 г. -разрыв дипломатических отношения с Англией; 1929 г. - советско-китайский конфликт).

Таким образом, общественно-политическое развитие советского государства в 20-е гг. не было адекватно экономическим преобразованиям. Экономическая реформа не сопровождалась глубокой реформой советской "военно-пролетарской" политической системы, не произошло и подлинной демократизации, правящая партия продолжала властвовать методами командования, подавления инакомыслия. А вхождение СССР в мировое сообщество было неполным и непрочным.

Завершение к концу 20-х гг. восстановительных процессов, остро поставило вопрос о путях последующего развития, а в конечном итоге - и о дальнейшей судьбе НЭПа. К этому времени начали ясно вырисовываться противоречия нэповской модели общественного развития. Прежде всего, из-за недостатка капиталовложений становилось невозможным поддержание высоких показателей развития промышленности. В результате нарастало экономическое, а соответственно, и военное отставание СССР от передовых западных стран. Поэтому уже с середины 20-х гг. советское руководство пошло по пути все большей централизации имевшихся в стране финансовых и материальных ресурсов для развития, прежде всего тяжелой промышленности. С этого времени набирает силу политика вытеснения частного капитала из промышленности и торговли при помощи налогового пресса, повышения ставок кредитной платы, судебных преследований. В экономике боролись рыночные и командно-административные тенденции. Естественно, что длительное лавирование между рынком и директивой было невозможным.

Падение хлебного экспорта (3 млн. т в 1926/27 гг., 344 тыс. т в 1927/28 гг. и почти ничего в 1929 г.) было чревато сокращением ввоза оборудования, которое закупали за границей в основном на доходы от экспорта. Поскольку ставка на индивидуальные крупно товарные хозяйства отвергались, то у власти оставалась один путь - развертывание товарных коллективных хозяйств. В коллективизации было и еще одно привлекательное для власти обстоятельство: десятки тысяч колхозов было проще поставить под административный контроль, чем миллионы индивидуальных крестьянских хозяйств, легче изъять "излишки" для проведения индустриализации.

Нарастало также неприятие НЭПа со стороны многих рядовых членов партии (особенно рабочих "от станка"), крестьянской бедноты, партийных и советских функционеров.

Указанные противоречия нэповской модели в конечном итоге привели к слому - НЭПа в конце 20-х гг. и осуществлению стратегии форсированной индустриализации в 30-е годы.

В третье десятилетие XX в. мир вошел в условиях самого сильного, затяжного и разрушительного кризиса, который начался в 1929г. и закончился в 1933 г. Его всеобщий характер проявился в том, что он поразил все без исключения капиталистические страны, и охватил все сферы хозяйства. Кризис отбросил капиталистическую экономику к началу XX в. Общее сокращение промышленного производства составило 38 %, в сельском хозяйстве - 1/3, в торговле - 2/3. Выход из кризиса затрудняли монополии, резко сократившие производство ради сохранения высоких цен на продукцию. Это вызвало уменьшение спроса на сырье и оборудование, снижение платежного спроса населения, небывало высокий уровень безработицы. В начале 30-х гг. рабочий класс пережил не только относительное, но и абсолютное обнищание. Общее число полностью безработных составляло 26 млн. человек, что вызвало во всех ведущих странах движение безработных. Одновременно усилилось демократическое и национально-освободительное движение. В рядах буржуазии возросло стремление к сильной власти. Ореол неограниченной свободы частной инициативы и предпринимательства несколько померк. Определяющим направлением стало усиление государственного вмешательства в экономику и социальные отношения, причем конкретный вариант государственно-монополистического регулирования определялся спецификой развития страны. Наиболее яркими оказались альтернативные курсы Рузвельта и Гитлера. Франклин Рузвельт опирался на теорию английского экономиста Кейнса, предлагавшего поддерживать эффективный спрос и полную занятость за счет увеличения государственных расходов на расширение общественных работ, инфляционной налоговой политики, балансирования бюджета, ограничения заработной платы рабочих, регулирования занятости.

США начали выходить из кризиса на основе "нового курса". Рузвельт объявил себя сторонником простых американцев и стал осуществлять политику смелого экспериментирования и решительных действий. Он запретил вывоз золота, серебра и бумажных денег из страны; ввел мораторий на задолженность фермеров, доведенных до отчаяния; расширил социальное страхование; ввел дешевое гражданское строительство; отменил сухой закон и ввел большой федеральный налог на продажу алкоголя. Энергичные меры были предприняты для помощи, безработным и голодающим "казна выделила для специально созданной службы ФЕРА 500 млн. долларов. "Мозговой трест" нового президента видел выход из кризиса в перераспределении доходов, в защите народа от верхушки общества.

Центральное место в системе реформ "нового курса" занял Закон о восстановлении промышленности - НИРА, нацеленный на контроль экономики и трудовых отношений. Регулирование промышленности во имя всеобщего блага осуществлялось с помощью кооперации между предпринимателями; сотрудничества между рабочими и работодателями; выработки норм производства и сбыта, минимальной заработной платы и максимальной продолжительности рабочего дня; определения уровня товарных цен и условий коммерческого кредита; устранения разрушительной конкуренции, ведущей к сокращению инвестиций и занятости.

Беспрецедентная в истории США серия реформ оживила хозяйственную деятельность. Экономика страны прошла фазу кризиса: число банкротств промышленных кампаний в 1934 г. снизилось вдвое по сравнению с 1929 г.; увеличилось количество рабочих мест; по сравнению с 1933 г. на 1/4 вырос национальный доход; различные слои населения, хотя и не все одинаково, испытали материальное облегчение, произошло ослабление монополий вследствие создания множества мелких предприятий и банков. В обществе был создан психологический перелом, позволивший пережить еще один кризис в 1937-1938 гг. А усиление и расширение среднего класса обеспечило Рузвельту победу на очередных президентских выборах, несмотря на то, что проблем в США в конце 30-х гг. не стало меньше.

Если вмешательство Рузвельта в экономику носило ограниченный характер, так как основную долю американской собственности составлял частный сектор, то вмешательство нового рейхсканцлера Германии Гитлера приобрело всепоглощающий характер. Победив на демократических выборах в условиях недовольства общества, Гитлер стал осуществлять огосударствление всех сторон общественной жизни, сверхцентрализацию в управлении страной. "Новый порядок" Гитлера, в отличие от "нового курса" Рузвельта, ориентировался на милитаризацию экономики, поддержку монополий, жесткое социальное нормирование и протекал на фоне ярого шовинизма, расизма, в рамках однопартийной системы.

В течение 1933-1934 гг. в Германии шел процесс консолидации нацистской системы. Правительство было выведено из-под контроля парламента (рейхстага). Оно получило право издавать законы, в том числе изменяющие конституцию. Были распущены или само ликвидировались все нефашистские организации и политические партии, унифицирована и поставлена под контроль пресса. Местные органы власти превратились в послушный инструмент фашистской диктатуры. Завершающим актом в реорганизации политической, юридической и административной структуры страны стало сосредоточение после смерти Гинденбурга 2 августа 1934 г. функций президента в руках Гитлера.

Эти процессы облегчили централизацию экономической мощи в руках государства и верхушки монополистического капитала. В принудительном порядке объединялись предприятия различных отраслей, делившиеся на 7 главных имперских групп: промышленности, энергетики, ремесла, торговли, транспорта, банковского и страхового дела. Имперские группы, как и окружные экономические палаты, назначались министром экономики из числа крупнейших промышленников и банкиров. Новые органы управления создавали и распускали промышленные объединения, регулировали распределение заказов, кредитов, сырья, объемы производства и уровень цен. Причем, 80 % всех инвестиций направлялось в военные отрасли. Огромные средства государство направляло на исследования в области синтетического горючего, каучука, алюминия в целях создания собственной базы сырья.

В милитаризации экономики фашистский режим видел не только основу для реванша итогов первой мировой войны, но и важнейший фактор своей стабилизации. Как и другие фашистские страны, Германия избежала второго мирового экономического кризиса в 30-е гг. Директивное планирование, сверхцентрализованное управление дали результаты: к 1935 г. тяжелая промышленность Германии достигла до кризисного уровня, а в 1939 г. превзошла его почти в 1,5 раза. Военные расходы возросли в 10 раз и составляли 58 % бюджета. В 1936 г. был объявлен "четырехлетний план" подготовки экономики и армии к войне. Его генеральный уполномоченный Г. Геринг получил диктаторские права: его распоряжения имели силу закона.

В то же время, производство предметов потребления не достигло уровня 1928 г., так как предприятия, не попавшие в число "решающих" и "важных", переживали серьезные трудности. Хозяйственная структура страны была деформирована. В то время, как США и другие западные страны насыщали с середины 30-х гг. потребительский рынок приемниками, автомобилями, мотоциклами, первыми холодильниками и стиральными машинами. Германия первой наладила производство металлического урана, продвинулась далеко вперед на пути открытия ядерной цепной реакции.

Важные сдвиги произошли в структуре германского общества. Значительная часть буржуазии, не связанная с военными наказами, стала играть второстепенную роль в жизни страны. Не осуществились обещания нацистов "оздоровить среднее сословие". Подавляющая масса трудящихся лишилась завоеванных многолетней борьбой демократических прав и свобод. Сложилась система внеэкономического принуждения, лишавшая квалифицированных рабочих свободы передвижения и трудоустройства, увеличившая накануне войны рабочий день до 10-14 часов. Для юношей и девушек 18-25 лет была введена трудовая повинность. Общим итогом 30-х гг. для Германии явился механизм тоталитарной диктатуры, подготовившей общество к агрессивной войне в целях мирового господства.

При всем различии политических курсов Франклина Рузвельта и Адольфа Гитлера их объединяют два направления - антисоветизм и антикоммунизм, активно внедрявшиеся в идеологические конструкции не только этих, но и других западных стран. Этому способствовали нашумевшие в мире политические процессы, проходившие в СССР.

В 30-е гг. наша страна много строила, готовила кадры, вкладывала средства в развитие фундаментальной науки. Благодаря таланту ученых, инженеров, рабочих были быстро спроектированы и построены такие гиганты, как Магнитогорский и Кузнецкий угольно-металлургические комбинаты. Запорожский "Азовсталь", Московский метрополитен, признанный лучшим в мире. В 1932 г. в СССР началось крупномасштабное производство синтетического каучука - на 6 лет раньше, чем в Германии, опережавшей в этом направлении другие страны. Был налажен массовый выпуск самолетов, грузовых и легковых автомобилей, тракторов, комбайнов.

В период довоенных пятилеток (1929-1941) СССР совершил такой рывок в создании тяжелой промышленности, который позволил создать потенциал одного уровня с самыми развитыми странами по отраслевой структуре, техническому оснащению, возможностям производства всех видов продукции. СССР обеспечил свою экономическую самостоятельность, заложил основу для победы в экономическом противоборстве с фашистской Германией в годы второй мировой войны.

В конце 30-х гг. СССР занимал по абсолютным объемам промышленного производства второе место в мире, уступая лишь США. Значительно сократилось отставание от индустриальных стран по производству промышленной продукции на душу населения. Более однородной стала социальная структура общества, в 1928-1940 гг. были достаточно высокими по сравнению с другими странами мира реальные темпы развития промышленности, хотя они оказались ниже, чем в годы НЭПа. В то же время, не получили должного развития легкая и пищевая отрасли. Индустриализация достигалась высокой ценой - уровень жизни населения оставался низким в сравнении с развитыми странами, хотя и несколько вырос к концу 30-х гг.

В 30-е гг. решались многие вопросы не только хозяйственного, но и культурного строительства, образования и здравоохранения, ликвидации безработицы, поощрялся добросовестный, самоотверженный труд, распространялся передовой опыт. В середине десятилетия активно разрабатывались различные формы морального и материального стимулирования передовиков. Это совпало с отменой карточной системы и появлением товаров в магазинах.

Однако достижения во всех сферах жизни советского общества могли быть значительно выше, если бы не режим личной власти Сталина, который формировался на протяжении предшествующего десятилетия. Будучи Генсеком РКП (б) с 1922 г., Сталин занимался кадровыми вопросами и получил возможность опираться на средний слой партийных работников - секретарей обкомов и крайкомов партии. Помогли создать культ личности Сталина непосредственные исполнители его воли - Молотов, Мехлис, Микоян, Хрущев, Ворошилов, Ежов и др. Большую роль в восхождении Сталина на вершину пирамиды власти сыграла пропаганда его образа как непогрешимого вождя, сопровождавшая советских людей с детских лет до старости.

Обеспечивая себе место вождя в советской стране, Сталин настойчиво эксплуатировал социалистическую идею и авторитет Ленина. Он присвоил право популяризировать ленинские идеи, искажая и упрощая их до уровня катехизисных догматов. С помощью Зиновьева, Каменева и других, Сталин "замолчал" отрицательные характеристики Ленина в свой адрес и его предложение переместить Генсека на другой, менее значимый пост. После смерти Ленина в результате массовых призывов изменился количественный и качественный состав партии, так как её размывали изнутри случайные, карьеристки настроенные люди. Немаловажную роль в формировании режима личной власти Сталина сыграли карательные органы советского государства, юридические основы для работы которых были созданы в конце 20-х гг. Введение в действие первой главы 58 статьи Уголовного кодекса РСФСР "Преступления государственные" в 1927 г. позволило организовать политические процессы. Первым стал шахтинский в 1928 г. Он вписался в начавшуюся работу по свертыванию НЭПа. Затем последовала серия процессов - над Промпартией в 1930 г., над меньшевиками в 1931 г., над специалистами фирмы "Метрополитен -Виккерс" в 1933 г. Общими чертами политических процессов являлись: отсутствие доказательств вины подсудимых, ссылки на их собственное признание; инициирование процессов органами ОГПУ; обвинение, в основном, технической и научной интеллигенции. Эти черты проявились и при проведении московских процессов "в 1935-1938 гг., направленных против большевистского руководства, военных кадров, руководителей народного хозяйства, общественных организаций и т.д.

Рискуя не только свободой, но и жизнью, часть членов партии критиковала и осуждала Сталина за насильственные методы коллективизации и завышенные темпы индустриализации, за ничем не оправданные человеческие жертвы. Недоверие Генсеку выразили 270 делегатов XVII съезда партии при голосовании за список Центрального Комитета. Были и отдельные группы недовольных партийцев, например "союз марксистов-ленинцев" под руководством М.Н. Рютина, открыто призывавший к свержению Сталина; группа советских и партийных работников во главе с С.И. Сырцовым и В.В. Ломинадзе; группа наркомов - А.А. Смирнова, Г.В. Толмачева, Н.В. Эйсмонта. На июньском (1937 г.) Пленуме ЦК ВКП(б) член ЦК И.А. Пятницкий и нарком здравоохранения Г.Н. Каменский потребовали прекращения репрессий и смещения Сталина. К мировому общественному мнению взывали дипломаты Ф.Ф. Раскольников и А.Г. Бармин, не вернувшиеся на Родину.

Большое мужество проявили отечественные ученые, выступавшие с объективными оценками экономики страны. В 30-е гг. в ЦСУ СССР велась работа по сравнению достижений США и СССР, которая выявила отставание СССР в 4,5 раза. Лишь к началу 40-х гг. удалось вывести сельскохозяйственное производство на уровень 1928 года. Тяжелое состояние отрасли объясняется тем, что в годы второй пятилетки завершилась сплошная коллективизация, подорвавшая устойчивость сельского хозяйства. Другая причина кризиса связана с форсированной индустриализацией, которая, как и при С.Ю. Витте в конце XIX - начале XX в., в значительной мере осуществлялась за счет деревни.

Кульминация репрессий пришлась на 1937-й год, когда уже была принята Конституция СССР, содержавшая положения о построении социалистического общества и полной ликвидации эксплуататорских классов. Об отсутствии организованной оппозиции в партии и стране Сталин заявлял и раньше, на XVII съезде РКП (б). Однако сразу после съезда и особенно после убийства С.М. Кирова 1 декабря 1934 г. начались массовые расстрелы коммунистов и беспартийных.

Многие советские люди стремились сделать для своей страны как можно больше полезного, искренне веря в чистоту моральных устоев нового общества и стойко преодолевая трудности в построении социализма. Сталин использовал это настроение общества для реализации своего тезиса об обострении классовой борьбы в условиях строительства социализма. Расправляясь с инакомыслящими, он опирался на широкую поддержку масс, убежденных в виновности "врагов народа".

Масштабы политических репрессий точно не установлены. Официальные цифры колеблются от 3,8 млн. до 4,2 млн. человек. Исследования статистических данных тюрем и лагерей показывают, что число арестованных в СССР доходило до 1 % населения в год и за все годы Советской власти через лагеря прошли 12 млн. человек. Альтернативные подсчеты расходятся в очень большом диапазоне. Называют от 6-8 до 80 млн. - последняя цифра вошла в книгу Гиннесса. Она стала результатом анализа всей демографической ситуации в стране и учитывает не только прямые потери населения в мирное время, но и недорождаемость в результате войн, эпидемий, стихийных бедствий. В любом случае нельзя умалить ужаса репрессий, унесших жизни людей разных сословий и политических взглядов - служащих, интеллигентов, рабочих, крестьян; коммунистов, эсеров, меньшевиков, кадетов и др.

Все процессы в советском обществе протекали противоречиво. Одновременно с репрессиями против старых кадров проявлялась забота о подготовке ученых, инженеров, педагогов, творческой интеллигенции. Шло приобщение народа к отечественной и мировой культуре. Открывались музеи, библиотеки, кинотеатры. Страна боролась с неграмотностью - в 1934 г. было введено всеобщее начальное образование. Партийные организации воспитывали в каждом коллективе энтузиазм, интерес к общественным делам, высокие нравственные черты, чувство патриотизма. В то же время, двойная мораль разлагала партийное и государственное руководство.

Конституция 1936 г. являлась по оценкам юристов, самой демократической конституцией того времени. Однако она носила во многом декларативный характер. Социализм, который должен был раскрепостить личность, в сталинском варианте государственного социализма привел к её де индивидуализации. В 30-е гг. произошло попятное движение в сравнении с 20-ми гг. в государственном строительстве: заметно ослабла роль Советов; усилились бюрократические методы в государственном руководстве; партия окончательно превратилась в государственную структуру. Тормозом в развитии страны явился отказ от демократических элементов общественной жизни - оппозиции, дискуссии, многопартийности. В конечном итоге социализм оказался сродни тоталитаризму, при котором государство осуществляет полный контроль над всеми областями жизни общества.

Внешнюю политику советское руководство строило исходя из общих тенденций международного развития, сложившихся в начале 30-х гг. обострения международной обстановки, нарастания сил реваншизма и войны, движения мира к новой войне. В этих условиях СССР проводил активную деятельность, направленную на борьбу с фашистской агрессией и создание системы коллективной безопасности в Европе. Практическими шагами на этом пути явилось установление в 1933-1935 гг. дипломатических отношений с США, Испанией, Уругваем, Венгрией, Румынией, Чехословакией, Болгарией, Албанией, Бельгией, Люксембургом и Колумбией. Все это свидетельствовало об укреплении международного авторитета СССР и создавало благоприятные условия для активизации его внешнеполитической деятельности.

В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций, а в следующем году были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимопомощи. В 1936 г. был заключён договор с Монгольской Народной Республикой, а в 1937 г. - договор о ненападении между СССР и Китаем.

Серьёзным фактором, осложнившим положение СССР, явилось складывание блока агрессивных государств на основе Антикоминтерновского пакта и подписание Мюнхенского соглашения. Ещё раньше при попустительстве стран Запада стали возможны ремилитаризация Рейнской области, война в Испании и победа в ней фашистского режима, аншлюс Австрии и оккупация Германией территории Чехословакии. В этих условиях, не продвинувшись в переговорах со странами западной демократии, СССР подписал 23 августа 1939 г. пакт с Германией о ненападении. "При всем различии оценок, сложившихся по поводу этого договора, очевидно, что он предотвратил возможность создания единого антисоветского фронта. СССР удалось отодвинуть границы от своих жизненно важных центров. В 1939-1940 гг., уже в ходе второй мировой войны, в его состав вошли Западная Украина, Западная Белоруссия, Бессарабия, Латвия, Литва и Эстония.

На Дальнем Востоке СССР пришлось военным путем, в сражениях на озере Хасан и в районе Халхин-Гола предотвратить японскую агрессию, имевшую антисоветскую направленность.

Закончилась победой и советско-финская война, длившаяся 105 дней, с 30 ноября 1939 г. по 12 марта 1940 г. Она позволила усилить стратегические позиции СССР на северо-западе, отодвинуть границу от Ленинграда. Однако, эта война нанесла нашей стране политический и моральный ущерб, подорвала её авторитет на международной арене: по требованию ряда стран 14 декабря 1939 г. СССР был исключен из Лиги Наций.

Итак, внешнеполитическая деятельность СССР в 20-30-е гг. носила противоречивый характер. Методы её осуществления находились в прямой зависимости от изменений международной обстановки и стремления советского руководства любой ценой оттянуть войну. На этом пути Советскому Союзу удалось достичь ряда крупных успехов: выйти из дипломатической изоляции, установить партнерские и дружественные отношения с пограничными государствами, заключить двусторонние договоры о торговле, ненападении, нейтралитете или взаимопомощи со многими странами мира. Однако многие задачи, связанные с обеспечением безопасности страны, решить в полной мере не удалось.

И для мира в целом, второе и третье десятилетия оказались неспокойным временем. Определенная стабилизация, достигнутая в 20-е гг. после первой мировой войны, осталась позади уже в конце десятилетия. Во весь рост встали вопросы, которые приобрели долговременный характер. Начался поиск оптимального решения социальных проблем, эффективных хозяйственных механизмов, формирования национальных, идей, адекватных изменяющимся условиям и т.д. Каждая страна выбирала свой путь, ориентируясь на достигнутый уровень развития, специфику и традиции, а также на требования общества. В то же время в 30-е гг. в мире действовала общая тенденция усиления роли государства во всех сферах жизни общества. В капиталистических странах это была реакция на экономические кризисы в СССР, на сложность задач построения нового общества.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЕ СТРАН МИРА В 20 - 30-е ГОДЫ XX ВЕКА

20 - 30-е гг. XX века занимают свое вполне определенное место в мировой и отечественной истории. Именно в это время скла­дывается новая геополитическая и экономическая ситуация в Европе, происходит окончательный выбор модели общественного развития СССР. Крупнейший за всю историю капитализма экономический кризис (1929-1933) породил активный теоретический и практический поиск новых форм экономических и социальных отношений. А в ре­зультате прихода к власти в Германии фашистского режима форми­руется механизм для подготовки к новой мировой войне.

Политическую и экономическую ситуацию в Европе после окончания первой мировой и гражданской войны в России определя­ли такие основные составляющие, как экономическая разруха в большинстве европейских государств и условия Версальского мирно­го договора 1919 г., закрепившего результаты первой мировой войны.

В соответствии с договором, Германия передавала часть терри­тории соседним государствам, лишалась всех своих колоний, а также прав и привилегий в Китае. Вооруженные силы Германии были ог­раничены 100-тысячной сухопутной армией, комплектуемой на ос­нове добровольного найма, и не имеющей современных вооружений; всеобщая воинская повинность была отменена. Германия обязыва­лась возместить в форме репараций убытки, понесенные правитель­ствами стран Антанты.

Составной частью Версальского мирного договора стал Устав Лиги Наций - международной межправительственной организации. Целью организации провозглашалось развитие сотрудничества меж­ду народами и гарантия их мира и безопасности. Реально же она была призвана охранять послевоенную систему устройства мира. Система послевоенных международных отношений, основан­ная на диктате стран-победительниц, по признанию политических деятелей того времени, должна была породить новые войны и новые социальные потрясения. Дело в том, что Версальский мирный дого­вор лишь временно ослабил коренные противоречия в мире и в то же время выявил острые разногласия среди стран-победительниц. Явно обделенной чувствовала себя Италия. Сенат США отказался ратифицировать договор из-за нежелания США связывать себя уча­стием в Лиге Наций (где преобладало влияние Англии и Франции). Версальская система в значительной степени была направлена про­тив Советской России, на западных рубежах которой возник так на­зываемый "санитарный кордон". Он включал в себя группу госу­дарств с антисоветскими режимами (Польша, Венгрия, Румыния и др.), которой предполагалось играть роль барьера, отделявшего очаг "красной опасности" от европейских демократий.

В экономическом плане в 20-е годы происходит стабилизация мировой экономики, которая характеризовалась значительным ростом промышленного производства. Особенно быстро развивалась экономика США и Франции, в то время как Англия топталась на мес­те. Возрождение экономики Германии произошло на основе принято­го в 1924 г. плана Ч. Дауэса. Этот план предусматривал предоставле­ние Германии займа в 200 млн. долларов. Приток иностранного (в ос­новном американского и английского) капитала дал Германии воз­можность уже к 1927 г. по важнейшим экономическим показателям обогнать Англию и Францию, регулярно выплачивать репарации. К 1929 г. уровень мирового промышленного производства по сравне­нию с 1913 г. увеличился в полтора раза.

Существенные изменения произошли в структуре производства. Бурно развивались, новые отрасли: химическая, автомобильная, авиа­ционная. Широко распространялась конвейерно-поточная система производства, давшая возможность резко повысить производитель­ность труда.

Однако достигнутые успехи были непрочными. Быстрый подъ­ём экономики привел к её "перегреву". Рынок товаров оказался пере­насыщенным, а финансовая система не готовой к быстро изменив­шимся условиям. В результате к концу 20-х гг. разразился мировой экономический кризис, имевший долговременные последствия.

Характеризуя международную обстановку в 20-е гг. следует также отметить, что, несмотря на враждебность мировых держав к советскому государству, уже отмеченная противоречивость их инте­ресов препятствовала созданию действенной антисоветской коалиции и, тем более, осуществлению военной интервенции. Хотя меры эко­номического и дипломатического давления советскому государству приходилось ощущать постоянно. Кроме того, уже с начала 20-х гг. советскому руководству пришлось отказаться от надежды на скорую всемирную социалистическую революцию и помощь мирового про­летариата. Необходимо было искать и использовать внутренние воз­можности выхода из острого кризиса, охватившего практически все стороны экономической и политической жизни советского общества к началу 20-х гг. и являвшегося следствием разрухи и дезорганиза­ции производства, возникших в результате первой мировой и граж­данской войн, и, отчасти, определенным итогом политики "военного коммунизма".

Было уничтожено около четверти национального богатства, большая часть промышленности парализована. Деревня открыто вы­ражала недовольство политикой продразверстки, всевозможными реквизициями. Недовольство крестьянских масс проявилось в 1920-1921 гг. многочисленными антисоветскими выступлениями (особен­но на Украине, Тамбовщине, Сибири). Экономический кризис привел к сокращению продовольственных пайков в январе 1921 г., за кото­рыми доследовали забастовки на ряде промышленных предприятий, в том числе в Москве и Петрограде. 1 марта 1921 г. восставший гарнизон Кронштадта. В основе этого выступления лежало не только недоволь­ство продразверсткой, но и в целом политикой правящей партии. Матросы выдвигали лозунги: "Власть Советам, а не партиям", "Да здравствуют Советы, но без коммунистов". Кризис поразил и РКП (б). Появились течения, критиковавшие сложившуюся в партии ли­нию к преобладанию военных, бюрократических, недемократических методов руководства.

Кризис формирующейся советской системы угрожал большеви­кам потерей власти: он требовал коренного изменения социально-экономической политики, отказа от "военного коммунизма", перехо­да от гражданской войны к общенациональному согласию.

Обсуждение проблем выхода из кризиса, перехода экономики на нормальные условия развития началось уже в 1920 г. На Х съезде РКП (б) (март 1921 г.) принимается решение о замене продразверстки продовольственным налогом - первый шаг к новой экономической политике (НЭП). Как социально-экономическое явление, НЭП пред­ставлял собой комплекс мер, направленных на демократизацию эко­номической политики партии и проявившихся в изменении отноше­ния к деревне, в поощрении торговли и обмена, в стабилизации фи­нансово-денежной системы, в восстановлении производства, в при­дании ему большего динамизма и эффективности.

Как реальный хозяйственный курс, НЭП обрел форму во второй половине 1921 г. Были изданы декреты, которые стимулировали раз­витие кустарной и мелкой промышленности. Происходила частичная денационализация мелкой промышленности. Экономически реформа заключалась также в попытке изменения отношения к управлению национализированной промышленностью на принципах хозяйствен­ного и коммерческого расчета, расширения самостоятельности и инициативы предприятий, ослабления централизации. Чрезвычайно важным событием явилось проведение в 1922-24 гг. финансовой ре­формы и появление в стране твердой денежной единицы (червонца). В ходе реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит.

В целях скорейшего восстановления сельского хозяйства было разрешено применять наемный труд, сдавать землю в аренду. На селе стали возрождаться различные формы кооперации.

На базе НЭПа, в целом, успешно проходило восстановление на­родного хозяйства, производство продукции тяжелой промышленно­сти в 1925 г. достигло 50 % довоенного уровня и в 1927г. превзошло его. В этом же году сельское хозяйство произвело продукции больше, чем до воины. Наполнился потребительский рынок, улучшилась жизнь людей, отступил голод. НЭП позволил стабилизировать ситуа­цию политически: прекратились мятежи и восстания, произошел пе­реход от гражданской войны к миру.

С переходом к НЭПу происходит определенная либерализация политического режима. Были значительно сокращены (в 10 раз) во­оруженные силы, ослабла система принуждения, происходило "оживление" Советов, которые в годы гражданской войны преврати­лись в простых исполнителей партийных решений. Однако процесс этот не был последовательным. Допустив многообразие форм дея­тельности в экономике, правящие силы попытались компенсировать это в общественно-политической сфере.

Сохранились конституционные положения о лишении полити­ческих прав, права участия в выборах отдельных категорий граждан. Крайне негативным было отношение руководителей страны к суще­ствованию политической оппозиций. На Х съезде РКП (б), в самом начале НЭПа, был специально поставлен вопрос об усилении борьбы с меньшевиками, эсерами, анархистами. Их обвиняли в организации "эсеро-кулагдкого бандитизма", в Кронштадском мятеже и т.д. Летом 1922 г. в Москве прошел открытый судебный процесс над лидерами эсеров, участились случаи арестов меньшевиков. В целом, по мнению специалистов по этой проблеме, эсеры в 1923 г. и меньшевики в 1924 г. на территории СССР перестали существовать как организованная политическая сила. К 1928 г. относится факт ликвидации последней группы анархистов на территории страны.

Руководство большевиков боролось не только против оппозиционных партий - оно не хотело мириться и со свободомыслием беспартийной творческой интеллигенции, считая её распространительницей буржуазных взглядов. Так, осенью 1922 г. за границу эмигрировали около 200 видных представителей русской науки и культуры.

Большое влияние на общественно-политическое развитие страны в 20-е годы оказывала внутрипартийная борьба, которая включала в себя два основополагающих момента: 1) личное соперничество руководства большевиков за власть (особенно после смерти в январе 1924 г. В. И. Ленина), 2) разное понимание ими проблем строитель­ства нового общества.

В 20-е годы Советский Союз признали ведущие державы мира. В 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Великобританией, Фран-цией, Италией. В 20-е гг. активно развивалось экономическое сотрудничество с Германией. С приходом к власти в Германии фашисткой партии политика СССР претерпела изменения. В конце 1933 г. был разработан план коллективной безопасности. С этого времени и до августа 1939 г. со-ветская внешняя политика имела явную антигерманскую направленность, что подтвердили дого-воры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией, заключенные в 1935 г. Тогда же 1935 г. СССР осудил нападение Италии на Эфиопию, а в 1936 г. поддержал Испанскую Республику в борьбе против генерала Франко.

Западные страны (прежде всего Англия, Франция, США) проводили политику «умиротворе-ния агрессора» и стремились направить его захватнические действия против СССР. Так, в сентяб-ре 1938 г, в Мюнхене Англия и Франция согласились на передачу Германии Судетской области Чехословакии.

Напряженной была ситуация и на Дальнем Востоке. В 1928 г. произошел конфликт СССР с Китаем на Китайской восточной железной дороге (КВЖД), который был быстро урегулирован. Но здесь на Востоке Советскому Союзу противостояла Япония. В августе 1938 г. произошло крупное столкновение с японскими войсками в районе озера Хасан у Владивостока, а летом 1939 г. на реке Халхин-Гол. Японские войска были разгромлены.

Агрессивные действия фашистской Германии в Европе побудили Англию и Францию весной и летом 1939 г. вести переговоры с СССР о противодействии агрессору, но к августу 1939 г. эти переговоры зашли в тупик. Тогда СССР 23 августа 1939 г. подписал пакт о ненападении с Герма-нией (пакт Риббентропа – Молотова) сроком на десять лет. К нему был приложен секретный про-токол о разделе сфер влияния в Европе. В советскую сферу вошли часть Польши (Западная Ук-раина и Западная Белоруссия), Прибалтика (Литва, Латвия, Эстония), Бессарабия, Финляндия.

Подписав пакт, фашистская Германия 1 сентября 1939 г. напала на Польшу. Англия и Фран-ция, имея договоры о взаимопомощи с Польшей, объявили войну Германии. Так 1 сентября 1939г. началась Вторая мировая война. 17 сентября 1939г. Красная Армия перешла границу Польши и установила контроль над Западной Украиной и Западной Белоруссией, которые были включены в состав УССР и БССР. 28 сентября 1939 г. между СССР и Германией был подписан договор о дружбе, который уточнял разграничение сфер влияния в Европе. В сентябре-октябре 1939 г. были подписаны договоры о взаимопомощи между СССР, с одной стороны, Эстонией, Латвией и Лит-вой, с другой. В августе 1940 г. Эстония, Латвия и Литва были включены в состав СССР. После тяжелой советско-финской войны (ноябрь 1939 – март 1940 гг.) часть территории Финляндии (весь Карельский перешеек с г. Выборгом) отошла СССР. В июне 1940 г. правительство СССР по-требовало от Румынии возвращения Бессарабии и Северной Буковины. Румынские власти вынуж-дены были удовлетворить эти требования.

Германия тем временем, оккупировав почти все страны Европы, усиленно готовилась к напа-дению на СССР.

Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом - межправительственное соглашение, подписанное 23 августа 1939 года главами ведомств по иностранным делам Германии и Советского Союза. Со стороны СССР договор был подписан наркомом по иностранным делам В. М. Молотовым, со стороны Германии - министром иностранных дел И. фон Риббентропом.

Стороны соглашения обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и соблюдать нейтралитет в случае, если одна из них становилась объектом военных действий третьей стороны. Участники соглашения также отказывались от участия в группировке держав, «прямо или косвенно направленной против другой стороны». Предусматривался взаимный обмен информацией о вопросах, затрагивающих интересы сторон.

К договору прилагался секретный дополнительный протокол о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе на случай «территориально-политического переустройства». Протокол предусматривал включение Латвии, Эстонии, Финляндии, восточных «областей, входящих в состав Польского государства и Бессарабии в сферу интересов СССР, Литву и запад Польши - в сферу интересов Германии.

65.Идеологические основы развития советского общества. Массовые репрессии. «Культ личности» И.В.Сталина.

Прошло уже почти 20 лет с начала перестройки и 12 лет после распада СССР и все это время идет болезненный, но необходимый процесс осмысления произошедшего российскими интеллектуалами.

Советская официальная идеология формировалась на основе учений Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и в общих чертах была закончена в 30-е годы. Хотя затем она и подвергалась определенной модернизации. Вплоть до 50-х годов идеология советского марксизма воспринималась подавляющим большинством советского общества как нерушимая, абсолютная истина. Люди могли критически относиться к какому-либо партийному и советскому деятелю, но им и в голову не приходило сомневаться в истинности самой марксистской идеологии. Более того, негативно воспринимаемых политиков как раз подозревали не в чем ином как в отходе от марксизма. Начиная с 60-х годов эта официальная идеология стала сдавать свои позиции, сначала в среде интеллигенции, затем и более широких слоях советского общества. Согласно этой идеологии, Источник исторического процесса – материальное производство, осуществляемое коллективами трудящихся. Именно этим трудом создаются новые производительные силы, порождающие новые экономические формы и общественные отношения. Это вызывает необходимость перемены устаревших политических и идеологических форм. В ХХ веке возникло первое государство, где трудящиеся – городские рабочие и беднейшие крестьяне, то есть деревенский пролетариат победили в результате социалистической Революции и выгнали или уничтожили капиталистов, помещиков, купцов, дворян. Таким образом, Советский Союз есть государство рабочих и крестьян, свободно трудящихся, созидающих новое общество и идущих к коммунизму.

Сталинские репрессии - массовые репрессии, начавшиеся в СССР в конце 1920-х и проходившие до 1950-х годов включительно, и обычно связываемые с именем И. В. Сталина.

Многие историки рассматривают сталинские репрессии как продолжение политических репрессий со стороны большевиков в Советской России, которые начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. При этом жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой или просто заложники. Репрессии проводились также по социальному признаку против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, а также бывших помещиков и предпринимателей.

Выражение «культ личности Сталина» получило широкое распространение после появления в 1956 в докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях». Именем Сталина и его ближайших соратников назывались города, заводы, колхозы, военная техника. Образ Сталина стал одним из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты. Тема Сталина постоянно присутствовала в советской живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное. К концу сталинской эпохи из истории революции и Гражданской войны исчезли практически все деятели, реально игравшие видные роли; их действия были приписаны Сталину. Партия большевиков представлялась единственной революционной силой; революционная роль остальных партий отрицалась; реальным лидерам революции приписывались «предательские» и «контрреволюционные» действия, и так далее. В целом созданная таким образом картина носила даже не искажённый, а просто мифологический характер.

Короткий период относительной экономической стабильности и благополучия сменился в 1929 году кризисом. Кризисы в экономическом развитии промышленных стран случались в среднем каждые 10 лет. Но кризис, начавшийся в 1929 году, оказался во многих отношениях уникальным. Промышленное производство не просто сократилось, оно было отброшено к уровню начала века. Это вызвало резкий рост безработицы, она стала массовой и длительной. Вторая особенность кризиса — его масштаб. Он стал глобальным. Третья особенность кризиса — его продолжительность. Он начался в 1929 году и продолжался до 1932 года. Но и после того, как спад прекратился и в 1933 году появились признаки оживления, экономика вплоть до начала второй мировой войны так и не достигла прежнего уровня. Ни один кризис не порождал столь масштабных экономических последствий. Не случайно 30-е годы вошли в историю как Великая депрессия.

Рыночная экономика развивается циклически. Подъем сменяется спадом, кризисом, который, в свою очередь, оживлением, подъемом и так далее. Кризис можно сделать менее болезненным, но избежать его было невозможно в условиях рыночного хозяйства. Почему данный кризис оказался таким глубоким и длительным?

В значительной мере это было следствием удара, нанесенного мировому хозяйству войной и действиями держав-победительниц после нее. Традиционные хозяйственные связи были нарушены, мировая экономика была перегружена долговыми обязательствами. Война породила беспрецедентный рост американской экономики и превратила США в мирового кредитора. Вся мировая экономика стала зависеть от благополучия американских финансовой системы, но именно она оказалась весьма хрупкой. На Нью-Йоркской фондовой бирже — крупнейшей в мире — воцарилась в 20-х годах невиданная горячка: повышение курса акций в течение нескольких лет привлекло на рынок ценных бумаг громадные капиталы. Все стремились купить акции лишь для того, чтобы затем их перепродать. Когда же этот спекулятивный бум достиг своего предела, началось обвальное падение. В «черный вторник» 29 октября 1929 года падение курсов акций обернулось потерей 10 миллиардов долларов. С этого момента зашаталась вся финансовая система США, а с ней и финансы остального мира. Американские банки прекратили выдачу кредитов европейцам, Германия перестала платить репарации, Англия и Франция — долги. Банки становились неплатежеспособными, прекращали денежные операции. Денег в обращении становилось все меньше, а экономическая активность — все ниже.

Правительства западных стран оказались совершенно неподготовленными к такому развитию событий, т.к. в обществе господствовало представление о том, что вмешательство государства в экономику оправдано только в годы войны, а не в мирное время. Кризис ударил и по государственным финансам: налоговые поступления стали сокращаться, появился дефицит бюджета. Все правительства начали дружно сокращать расходы, увольняя служащих, экономя на социальных затратах. Эти действия усугубляли кризис.

Кризис был мировым, и было бы естественно, если правительства попытались бы скоординировать свои действия. Однако произошло как раз наоборот — каждое государство, стремясь отгородиться от этого бедствия на свой страх и риск, возводило новые таможенные барьеры. В итоге мировая торговля упала втрое, усугубив перепроизводство в каждой из стран.

Социальные последствия кризиса. Безработица

Кризис такой глубины и длительности не мог не вызвать тяжелейших социальных последствий. Число безработных приблизилось к 30 миллионам, что составило от 1/5 до 1/3 рабочей силы. Пособия по безработице выплачивались лишь в немногих странах. Основная масса потерявших работу, исчерпав сбережения, вскоре оказалась без средств к существованию. Благотворительные организации, созданные для оказания помощи обездоленным, были не в состоянии обеспечить всех нуждающихся. В самой богатой стране мира — США — безработные могли рассчитывать, самое большее, на тарелку супа.

Кризис ухудшил положение фермеров и крестьян. Упал спрос на продовольствие, снизились цены на него и, соответственно, доходы сельских товаропроизводителей. Многие хозяйства становились убыточными и разорялись. Подобная участь постигла мелких торговцев и ремесленников, особенно многочисленных в Европе. Под угрозой оказалось существование и среднего класса — служащих, врачей, юристов, преподавателей. Они могли лишиться того, что совсем недавно было предметом их гордости: собственного дома, квартиры, автомобиля. Итогом кризиса стала массовая бедность. Миллионы людей кочевали с места на место, перебивались случайными заработками, жили в сколоченных из жести и картона клетушках, озабоченные только хлебом насущным. Рушились сложившиеся социальные связи, семьи, традиционные жизненные ценности.

Изменение настроений в обществе. На смену относительной умиротворенности, утвердившейся в 20-х годах, вновь, как и после первой мировой войны, пришло недовольство. Длительность кризиса породила настроения безысходности. Одни впадали в апатию, их охватывало полное безразличие, другие оказались подвержены приступам слепой ярости, проявляли готовность к насилию. Вновь, как и после первой мировой войны, возникло разочарование в существующем порядке. Этими настроениями воспользовались коммунисты и фашисты.

Политическая нестабильность и поиск путей выхода из кризиса. Установившаяся в 20-х годах относительная политическая стабильность стран Запада ушла в прошлое. В ряде стран началась частая смена правительств, в Испании в ходе революции была свергнута монархия. Политические партии, стремясь преодолеть нестабильность, пытались создать более широкие коалиции. В других странах правительства начинали управлять страной, игнорируя парламент и издавая чрезвычайные декреты. Но все эти политические маневры не снимали с повестки дня вопрос: как выйти из кризиса, разрядить социальную напряженность. Во всех странах шли активные поиски ответа на него.

Кризис в Азии, Африке и Латинской Америке

Страны Латинской Америки, Азия и Африка, будучи поставщиками сырья для промышленно развитых держав, также стали жертвами кризиса. Для них он означал сокращение спроса на производимое продовольствие и сырье и, как следствие, падение цен. Пытаясь стабилизировать цены, многие страны шли на крайние меры — уничтожение излишков продукции. В Аргентине зерном топили топки паровозов и пароходов. В океан было выброшено 11 миллионов мешков первоклассного бразильского кофе. Массовая безработица и разорение крестьян стали в 30-х годах причиной острой социальной и политической борьбы. Развитие стран Латинской Америки, имевших давнюю историю политической независимости, отличалось от ситуации в Азии и Африке, поделенных на колонии европейских государств. Но повсеместно кризис стал толчком к росту движения за освобождение от иностранной зависимости.

Кризис и международные отношения

Кризис сказался и на международных отношениях. Страны Запада предпочли перекладывать его тяготы друг на друга, вместо того чтобы искать совместные пути выхода. Это обострило отношения между великими державами и парализовало их способность поддерживать ими же установленный мировой порядок. Раньше всех этим воспользовалась Япония, открыто нарушившая договоренности относительно Китая, достигнутые на Вашингтонской конференции. В 1931 году она оккупировала Маньчжурию (Северо-Восточный Китай) и превратила ее в базу для подготовки дальнейшей агрессии против Китая и СССР Робкие попытки Лиги Наций призвать Японию к порядку привели к ее демонстративному выходу из этой организации. В итоге действия агрессора оказались безнаказанными. В Германии в 1933 году к власти пришли фашисты с их программой ревизии Версальского договора и пересмотра границ. Итальянские фашисты выдвинули план экспансии в Африке и Средиземноморье. Все это создало очевидную угрозу Версальско-Вашингтонской системе. Экономический кризис привел, в конечном счете, к формированию очагов новой мировой войны.

Кредер А.А. Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997

В первой половине 20-х годов главная задача внутренней политики состояла в восстановлении разрушенной мировой и гражданской войнами экономики, создании материально-технической базы для перехода к строительству социализма.

Главная задача внешней политики заключалась в преодолении политической, экономической и культурной изоляции РСФСР со стороны Запада, к которой он перешел после провала гражданской войны и иностранной интервенции.Послевоенная экономика России находилась в тяжелейшем состоянии. Население уменьшилось на 10,9 млн. человек. Во время военных действий особенно пострадали Донбасс, Бакинский нефтяной район, Урал и Сибирь. Из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы, фабрики. Прекратилось движение на 30 железных дорогах. Безудержно нарастала инфляция. Квалифицированные рабочие покидали города и уезжали в деревню, спасаясь от голода. Это вело к сужению базы диктатуры пролетариата. Так, например, Петроград потерял 60% рабочих, когда закрылись Путиловский, Обуховский и другие предприятия, Москва – 50%.

Внешняя политика СССР в 20-30 гг. развивалась в направлении установления официальных дипломатических отношений с другими государствами и нелегальных попыток транспортирования революционных идей. С приходом понимания невозможности немедленного осуществления мировой революции большее внимание стало уделяться укреплению внешней стабильности режима.

В начале 20-х гг. СССР добился снятия экономической блокады. Положительную роль сыграл декрет СНК о концессиях от 23 ноября 1920 г. Подписание торговых соглашений с Англией, Германией, Норвегией, Италией, Данией и Чехословакией означало фактическое признание Советского государства. 1924-1933 - годы постепенного признания СССР. За один только 1924 год установлены дипломатические отношения с тринадцатью капиталистическими странами. Первыми советскими наркомами иностранных дел были Г.В.Чичерин и М.М.Литвинов. Они добились больших успехов в деле международного становления советского государства благодаря блестящему образованию и манерам, полученным в царской России. Именно их усилиями возобновились отношения с Англией, подписаны мирные и торговые договоры с Францией, Финляндией, Литвой, Латвией, Эстонией, и тем самым снят заградительный кордон между Советским Союзом и Европой.

В конце 20-х годов произошло резкое ухудшение международного положения СССР. Причиной этому стала поддержка советским правительством национально-освободительного движения в Китае. Произошел разрыв дипломатических отношений с Англией из-за попыток материальной поддержки бастующих английских рабочих. К крестовому походу против советской России призывали религиозные лидеры Ватикана и Англии.

Политика советского государства менялась адекватно изменению политической обстановки в мире. В 1933 г. после прихода к власти в Германии диктатуры национал-социалистов Советский Союз стал проявлять заинтересованность в создании системы коллективной безопасности в Европе.

В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций.

В 1935 г. СССР заключил договор с Францией о взаимопомощи в случае агрессии в Европе. Гитлер рассмотрел это как антигерманский шаг и использовал для захвата Рейнской области.

В 1936 г. начинается интервенция Германии в Италию и Испанию. СССР оказал поддержку испанским республиканцам, посылая технику и специалистов. Фашизм начинал расползаться по Европе.

В марте 1938 г. Германия захватила Австрию. В сентябре 1938 г. в Мюнхене прошла конференция с участием Германии, Англии, Франции и Италии, общим решением которой Германии отдана Судетская область Чехословакии.

СССР осудил это решение.

Германия захватывает Чехословакию и Польшу.

Напряженная обстановка сохранялась на Дальнем Востоке. В 1938-1939 гг. произошли вооруженные-столкновения с частями японской Квантунской армии на озере Хасан, реке Халхин-Гол и на территории Монголии. СССР добился территориальных уступок.

Предприняв несколько безуспешных попыток создания системы коллективной безопасности в Европе, советское правительство взяло курс на сближение с Германией.

Основная цель этой политики заключалась в стремлении избежать преждевременного военного конфликта.

В августе 1939 г. были подписаны пакт о ненападении между Германией и СССР (Молотов-Риббентроп) и секретный протокол о разграничении сфер влияния. Германии отошла Польша, СССР - Прибалтика, Восточная Польша, Финляндия, Западная Украина, Северная Буковина. Были разорваны дипломатические отношения с Англией и Францией.

30 ноября 1939 г. началась советско-финская война, которая нанесла огромный финансовый, военный и политический ущерб стране.



Поделиться