Управление элементами политической системы бжд. Группа стандартов. Управление в ЧС

В Российской Федерации комплексная система управления без­опасностью жизнедеятельности отсутствует. Однако имеются развет­вленные структуры, осуществляющие управление экологической безопасностью, производственной безопасностью и охраной тру­да, а также безопасностью в чрезвычайных ситуациях. Управлен­ческие структуры по указанным трем направлениям функциони­руют автономно и имеют высшую подчиненность Президенту РФ.

Основными направлениями государственной политики в обла­сти безопасности жизнедеятельности являются:

Признание приоритета жизни и здоровья работников над ре­зультатами производственной деятельности организации;

Координация деятельности по обеспечению безопасности и здо­рового образа жизни с экономической и социальной политикой;

Государственный надзор и контроль за соблюдением соответ­ствующего законодательства и нормативных актов;

Международное сотрудничество при решении важнейших про­блем;

Выявление опасностей, оценка риска и прогнозирование чрез­вычайных ситуаций;

Повышение эффективности защиты населения и территорий страны;

Государственное регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий техногенных аварий и стихийных бедствий;

Развитие и совершенствование сил и средств ликвидации чрез­вычайных ситуаций.

Реализация этих направлений, отражающих стратегию и сущ­ность задач государства в данной области, позволит повысить эф­фективность системы безопасности жизнедеятельности.

Современная Концепция национальной безопасности Россий­ской Федерации, принятая в 2000 г., требует перенесения акцен­та на превентивные мероприятия, т.е. на прогнозирование и пре­дупреждение чрезвычайных ситуаций. По расчетам зарубежных экспертов, деятельность по прогнозированию и обеспечению го­товности к чрезвычайным ситуациям требует примерно в 15 раз меньше средств, чем работы, связанные с ликвидацией послед­ствий природных и техногенных аварий и катастроф.

Управление безопасностью жизнедеятельности включает в себя:

Разработку нормативно-правовой базы безопасности жизне­деятельности;

Планирование мероприятий по повышению экологической, производственной и социальной безопасности;

Организацию неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

Надзор и контроль за исполнением законодательства по без­опасности жизнедеятельности.

Перечисленные вопросы входят в компетенцию законодатель­ной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти, каждая из которых имеет свои органы на федеральном, регио­нальном и местном уровнях (рис. 1.1).

Законодательная власть в лицеГосударственной Думы осущест­вляет разработку законов и подзаконных актов, в том числе по безопасности жизнедеятельности, действующих на территории всей страны. Она утверждает федеральные целевые программы. В их числе

Рис. 1.1. Структурная схема управления безопасностью жизнедеятельности в РФ

программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера в Россий­ской Федерации до 2005 года*, в качестве основных целевых пока­зателей которой предусмотрены снижение аварийности в 7-10 раз, уменьшение человеческих потерь на 30 ...40 96, сокращение затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в 10-15 раз.

Утверждены и реализуются также межгосударственная целевая программа развития Корпуса сил СНГ для ликвидации послед­ствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера на период до 2010 г., межгосударственная программа совмест­ных научных исследовании государств - членов СНГ в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2030 г.». «Безопасность населения и народно-хозяй­ственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф» и др. Республиканские, красные и област­ные думы дополняют законодательство правилами и нормами, распространяющимися на территорию в пределах административ­ного подчинения. Основной целью разработки нормативных до­кументов является оптимальная организация жизнедеятельности. Совет Федерации, являющийся верхней палатой Федерально­го Собрания РФ, обеспечивает процедуру согласования общена­циональных и региональных интересов, в том числе по вопросам безопасности, участие субъектов РФ в законодательном процессе на федеральном уровне и принятии наиболее важных политичес­ких решений. Он объективно является институтом, содействую­щим стабильному функционированию и преемственности госу­дарственной власти. В распоряжении Совета Федерации имеются достаточные конституционные полномочия, которые могут быть сведены к трем важнейшим блокам:

Обеспечение национальной безопасности и территориальной целостности России;

Решение вопросов, связанных с кадровыми назначениями;

Участие в законодательном процессе; рассмотрение проектов федеральных законов, принимаемых Государственной Думой.

Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ. а также территориальные структуры - правительства субъектов Федера­ции. Они обеспечивают реализацию государственной политики и государственных программ. Правительству РФ подотчетна деятель­ность министерств и ведомств. Среди федеральных органов испол­нительной власти, в сферу полномочий которых входит управле­ние безопасностью жизнедеятельности, основными являются:

Министерство природных ресурсов РФ, ведающее вопроса­ми рационального природопользования, использования водных, минеральных ресурсов, внедрения безопасных производственных технологий. Оно ответственно за разработку документации по го­сударственному экологическому контролю, обеспечение -.эколо­гической информацией населения, в частности о террторпях, неблагоприятных или представляющих опасность для проживания людей, о степени загрязнения атмосферы, воды, почвы и пр.;

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвы­чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которое реализует государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, согласовывает работу в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создан­ной в стране. Министерство осуществляет координацию деятель­ности уполномоченных организаций в этой области на государственном уровне (Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ведомственные комиссии по чрезвычайным стуациям в федеральных органах исполнитель­ной власти), региональном и местном уровнях. В МЧС России ве­дется разработка системы нормативов приемлемого природного и техногенного рисков возникновения чрезвычайных ситуаций па основе проведения комплексной оценки риска для населения и территорий РФ;

Министерство здравоохранения и социального развития РФ, осуществляющее разработку норм, правил и требований безопас­ною труда в организациях всех отраслей, контроль за совершен­ствованием медицинского и лечебно-профилактического обслу­живания работников.

Эти министерства имеют региональные структуры, выполляюпшс аналогичные функции на низших уровнях. В частности, ре­гиональные органы Министерства природных ресурсов РФ, рас­полагающие информацией о загрязнении окружающей природной среды и результатах проверок природоохранной работы в органи­зациях, осуществляют конIроль за устранением нарушении зако­нодательства в этой области и наличием экологических экспертиз строящихся объектов. МЧС России руководит региональными цент­рами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, которым подчиняются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов ис­полнительной власш субъектов РФ.

Поддержанием и обеспечением безопасности занимаются так­же Министерство внутренних дел. Федеральная служба безопас­ности, Министерство обороны и Государственный таможенный комитет РФ. Соответствующие подразделения, отвечающие за без­опасность и охрану труда и окружающей среды, имеются в Ми­нистерстве сельского хозяйства и рыболовства, Министерстве промышленности и энергетики, а также Министерстве транспор­та РФ. Эти подразделения контролируют состояние техники безо­пасности, охраны труда и окружающей среды в организациях своей отрасли и ведут работу но обучению и аттестации специалистов, оформлению и регистрации несчастных случаев, разрабатывают мероприятия по их предотвращению.

Особое место в структуре управления безопасностью жизнеде­ятельности занимают специально уполномоченные на то органы государственного надзора. Они не подчиняются руководству фе­деральных органов власти и проводят в подконтрольных органи­зациях независимые экспертизы оборудования, технологических процессов и внедряемых проектов. Органы государственного над­зора, имеющие право применять административные санкции к руководству организаций и в необходимых случаях передавать рас­смотрение дел в прокуратуру, функционируют в основных отрас­лях экономики.

Федеральный горный и промышленный надзор (Госгортехнадзор) России собирает информацию об авариях, связанных с раз­работкой полезных ископаемых, проводит проверки надежности оборудования и безопасного веления работ. Он осуществляет над­зор за готовностью проверяемых организаций, горно-спасательных, газоспасательных и прошвофонтанных служб и формирова­ний к локализации и ликвидации последствий возможных аварий на опасных производственных объектах, согласовывает нормати­вы создания, показатели готовности и табель оснащения горно­спасательных служб.

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной без­опасности (Госатомнадзор России) ведет учет всех радиологичес­ких объектов, имеющих ядерные реакторы, контролирует соблю­дение норм и правил радиационной безопасности. Он следит за проектированием, строительством, ремонтом и реконструкцией радиологических объектов, включая суда, имеющие ядерные ре­акторы, информирует органы государственной власти и населе­ние об аварийно-опасных ситуациях на радиологических объектах и о неблагоприятных изменениях радиационного фона.

Государственная противопожарная служба МЧС России осу­ществляет надзор за соблюдением правил противопожарной без­опасности хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами и разрабатывает нормативы пожарной безопаснос­ти. До 2001 г. эта служба находилась в подчинении МВД России, а с 1 января 2002 г. была переподчинена МЧС России. При этом кардинального изменения функций службы не произошло: она продолжает заниматься ликпидаиией возникающих пожаров и проведением связанных с ними аварийно-спасательных работ.

Главное управление Государственного энергетического надзора Министерства промышленности и энергетики РФ (Гдавгос-энергонадзор России) контролирует соблюдение правил эксплу­атации электроустановок потребителей, технической эксплуата­ции и техники безопасности, знание этих правил персоналом, обслуживающим электроустановки, а также использование элек­трической и тепловой энергии.

Государственная сашпарно-эпидемиологическая служба РФ (Госсанэпиднадзор России) осуществляет санитарную охрану тер­ритории страны для предупреждения проникновения и распро­странения опасных инфекционных заболеваний. На основании его решения в пунктах пропуска через Государственную границу РФ вводится санитарно-карантинный контроль. Госса нэп ид надзор России следит за соблюдением санитарного законодательства орга­низациями, должностными лицами и гражданами, за санитар­ным состоянием мест обезвреживания и захоронения хозяйствен­но-бытовых и производственных отходов, ведет расследование и учет случаев профзаболеваний (отравлений) и т.д. Этот орган осуществляет также организацию и координацию работ по проведе­нию санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприя­тий в зонах чрезвычайных ситуаций.

Федеральная инспекция труда (Рострудинспекпия) ведет над­зор за соблюдением трудового законодательства РФ. Ее деятель­ность распространяется на организации всех форм собственности. На нее возложены специальные функции: осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде, запраши­вать у органов исполнительной власти, субъектов РФ, местного самоуправления и отдельных организаций необходимые докумен­ты и объяснения в пределах своей компетенции. Она может нала­гать на виновных руководителей и должностных лиц штрафы и другие санкции, давать работодателям и прочим должностным лицам предписания об устранении нарушений законодательства о труде и т.п.

Российская транспортная инспекция (РТИ) Министерства транспорта РФ осуществляет контроль в сферах автомобильного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, дорож­ного хозяйства и промышленного железнодорожного транспорта. Она контролирует выполнение требований, предъявляемых к меж­дународным перевозкам. В составе РТИ имеется свыше 80 отделе­ний, 326 филиалов и представительств, более 140 пунктов про­пуска через государственную границу, свыше 100 пунктов транс­портного контроля на федеральных автодорогах России.

Противодействие чрезвычайным природным и техногенным угрозам является задачей как государства, так и местных властей. Их взаимодействие при выполнении этой задачи способствует осу­ществлению комплекса мер по предупреждению возникновения подобных угроз и смягчению экономических и социальных по­следствий их реализации.

.Судебная, ветвь власти обеспечивает безопасность жизнедеятель­ности через прокурорский надзор. Прокуратура РФ контролирует исполнение законов органами исполнительной власти, управле­ния и контроля, представительными местными органами, поли­тическими и общественными объединениями, юридическими и должностными лицами. Она обязана осуществлять функции коор­динации правоохранительных органов в борьбе с преступностью, вести работу по профилактике нарушений законодательства, в том числе по охране труда, сохранению чистоты вод, земель и атмос­ферного воздуха, осуществлять надзор за исполнением междуна­родных обязательств России в решении проблем безопасного су­ществования человечества и устойчивого развития.

В системе органов прокуратуры РФ действуют специализиро­ванные и территориальные прокуратуры. К специализированным прокуратурам относятся военные, транспортные, природоохран­ные и др. Они поддерживают государственное обвинение в территориальных судах поделай, за расследованием которых осуществ­ляли надзор. При этом обеспечивается координация работы спе­циализированных и территориальных прокуратур.

Помимо государственной структуры управления безопаснос­тью жизнедеятельности этими вопросами занимаются обществен­ные организации и движения (например, «Гринпис»), Обществен­ный контроль за соблюдением законных прав и интересов работ­ников в области безопасности труда на производстве проводится профессиональными союзами или уполномоченными на то вы­борными представителями коллектива работников. Они осуществ­ляют надзор за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда, проводят независимую экспертизу условий тру­да и обеспечения безопасности работников, участвуют в рассле­довании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве. При возникновении чрезвычайных ситуаций акти­визирует свою работу Российский фонд помощи «Защита». Он представляет собой самоуправляемую, добровольную, обществен­но-государственную благотворительную организацию, созданную в целях вовлечения российской и зарубежной общественности в практическую работу по спасению людей и выживанию населе­ния во время стихийных бедствий, техногенных аварий и катаст­роф, а также проведения спасательных работ при экстремальных ситуациях в экспедициях и путешествиях. Фонд имеет возможность оказывать материальную помощь пострадавшим.

1.3. Организационно-правовые и технико-экономические основы безопасности жизнедеятельности

Государственные органы власти выполняют обязанности по повышению безопасности потенциально опасных объектов посред­ством принятия эффективных мер политического, организацион­ного, технического и экономического характера. Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти га­рантирует право граждан на безопасное существование. Такое су­ществование обеспечивается благодаря разработке и исполнению правовых норм, а также экономического механизма, предупреж­дающих возникновение опасностей, проведению ремонта и заме­ны изношенного оборудования и коммуникаций.

Между тем в современных условиях финансовой нестабильно­сти государственная система регулирования экологической, техногенной и социальной безопасности окончательно несформи­ровалась и малодейственная. Законодательное обеспечение безопас­ности опасных производств развивается медленно. Отсутствует полный свод законов по обеспечению безопасности жизнедеятель­ности. В настоящее время действуют следующие правовые доку­менты по данному вопросу: ";" "

Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ (ч. 1), от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ч. 2), от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ:; (ч. 3);

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 де­кабря 2001 г. № 195-ФЗ;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний»;

Ряд других федеральных законов, касающихся финансовых и. технических аспектов безопасности, и законов, в которых определяется роль региональных органов власти в обеспечении без­опасности.

Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ в ред. от 30 июня 2003 г. «О чрезвычайном положении» порядок регулирования режима чрезвычайного положения при­веден в соответствие с требованиями Конституции РФ. Данный Закон стал центральным правовым документом системы феде­ральных конституционных законов, обеспечивающих стабильность основ конституционного строя, соблюдение прав и свобод лич­ности.

Для реализации вышеперечисленных законов приняты норма­тивные акты, в числе которых постановления Правительства РФ от 28 марта 2001 г. № 241 «О мерах по обеспечению промышлен­ной безопасности опасных производственных объектов на тер­ритории Российской Федерации», от 18 декабря 2001 г. № 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения», от 15 января 2001 г. N9 31 «Об утверждении Положения о государственном кон­троле за охраной атмосферного воздуха» и др.

Однако проблемы законодательного обеспечения безопаснос­ти только усилиями федеральных органов власти не решить - требуются правовые решения территориальных органов. Напри­мер, в Москве наряду с опасными производствами федерального значения существует множество потенциально опасных объектов городского подчинения, не подпадающих под федеральное зако­нодательство, поэтому Правительство Москвы приняло ряд по­становлений, касающихся безопасности жизнедеятельности. В столи­це реализуется Комплексная научно-техническая программа «Без­опасность Москвы», которая носит научно-прикладной характер и включает в себя проекты по различным аспектам устойчивого функционирования отраслей городского хозяйства. Программа вы­полняется в соответствии с постановлениями Правительства Мос­квы, а также Концепцией безопасности Москвы, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 22 августа 2000 г. № 654.

Генеральной целью Комплексной научно-технической програм­мы «Безопасность Москвы» являются разработка и научное обо­снование первоочередных мер по повышению безопасности насе­ления и потенциально опасных объектов городского хозяйства (зашита от геологических и геоэкологическнх явлений, техногенных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, в том числе эпидемии и кризисов, обусловленных недостатком продо­вольствия, питьевой воды или нарушениями в системах жизне­обеспечения городского хозяйства). Программа выполняется по­этапно. После завершения этапа 1999 - 2001 гг. начато осуществле­ние следующего этапа Программы, охватывающего 2002 - 2004 гг.

Некоторые направления деятельности требуют совместной раз­работки правовых документов на уровне РФ и субъектов Федера­ции. К ним, в частности, относится определение мер по борьбе с катастрофами. В настоящее время органы законодательной пласта в регионах не имеют собственного законодательства по вопросам техногенной безопасности и вынуждены опираться на систему федеральных законов, требующую доработки. Законодательные ос­новы безопасности жизнедеятельности должны поддерживаться ре­ализацией технико-экономических мероприятий в этой области.

Важной задачей является формирование финансовых средств для обеспечения безопасного труда и отдыха населения и ликви­дации последствий чрезвычайных ситуаций. Экономика России на современном этапе не позволяет в должной мере финансировать за счет средств бюджета все мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Как правило, средства выделяются целевым образом в минимальном объеме на ликвидацию последствий аварий и катастроф. Поэтому для допол­нительного финансирования целесообразно привлекать внебюд­жетные источники. В отраслях экономики применяют различные схемы внебюджетного финансирования. Например, экологические организации используют льготы по налогу на прибыль. Акку­мулирование средств может происходить и за счет предпринима­тельской деятельности.

Таким образом, финансирование мероприятий по охране гру­да и окружающей среды и мер по восстановлению нормального функционирования объектов, пострадавших в результате возник­новения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осущест­вляется за счет федерального, республиканских, областных и мест­ных бюджетов, средств организаций, общественных и страховых фондов и других источников. Реализация задачи финансирования зависит также от развития системы платежей за различные виды негативного воздействия на жизнедеятельность. Намечается вве­дение платежей за загрязнение окружающей природной среды (моря, поверхностные и подземные воды, атмосфера), радиоак­тивное и электромагнитное загрязнение, выбросы диоксида углерода стационарными и передвижными источниками, исгюльзование ионизирующих веществ и размещение отходов. Предпола­гается введение налогов на экологически вредную продукцию. Указанные источники новых поступлений финансовых средств дополнят действующую систему финансирования безопасности жизнедеятельности.

Проведение аффективной налоговой политики должно стимулировать создание здоровых и безопасных условий труда, разра­ботку безопасных приемов и технологий, средств коллективной и Р индивидуальной зашиты работников. Организации обязаны выделять финансовые средства на приобретение специальной одежды, 1& обуви, средств коллективной и индивидуальной защиты, лечеб­но-профилактическое питание, а также выплачивать компенсации и устанавливать льготы за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, неустранимыми при современном тех­ническом уровне производства и организации труда. В целях соблюдения нормативных требований по технике безопасности и $,"охране труда применяются экономические (штрафные) санкции к нарушителям - организациям и работникам.

ОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ «ПРИРОДА-ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО»

2.1. Виды и характер воздействия опасностей

В процессе жизнедеятельности человека постоянно сопровож­дают опасности. Они возникают в окружающей внешней среде к в самом человеке.

Опасность представляет собой угрозу или возможность воз­никновения вреда при определенных обстоятельствах. Под опас­ностью чаше всего понимают угрозу природной, техногенной, социальной, военной, экономической и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья или смерти человека, а также нанесению ущерба окру­жающей среде.

По масштабам распространения опасности варьируются от угрозы отдельному человеку до опасности глобальных катастроф. К основным показателям опасности относятся интенсивность и риск.

Интенсивность опасности - степень ее напряжен­ности, которая выражается скоростью возможного наступления угрожаемого события, сю количественной и качественной харак­теристиками. Количественная характеристика включает в себя повторяемость угроз за определенный период и масштабы их про­явления. Качественная оценка состоит в силе разрушительного воздействия ожидаемого события.

Риск - вероятность наступления опасности с конкретными последствиями и неопределенной величиной ущерба. Например, существует риск заболевания, получения травмы и т.л.

Ущерб - это убыток, урон экономического, социального, экологического или смешанного характера, определяемый как условные средние потери за соответствующий период. Ожидае­мый ущерб в ситуациях, связанных с риском, отличается неопре­деленностью его величины.

В настоящее время активно развивается теория рисков, кото­рая положена в основу новой науки - рискологии. Ее становление связано со снижением безопасности человека из-за возросшей агрессивности среды его обитания. Несмотря на достижения науч­но-технического прогресса, совершенствование технологии про­изводственных процессов, способствующее повышению безопас­ности, возникают новые виды опасностей, которые по своим по­следствиям превосходят ранее существовавшие. Это обусловлено:

Структурными и технологическими сдвигами в экономике, связанными с развитием принципиально новых производств, распространением микроэлектроники, робототехники, освоением космического пространства и др.;

Ростом потребления всех видов энергии и природных ресур­сов;

Глобальными изменениями природной среды (потепление кли­мата, образование «озоновых дыр» в атмосфере);

Увеличением концентрации загрязнителей, возникновением их новых видов, в частности высокотоксичных химических соеди­нений, мутагенных и канцерогенных органических веществ и др., а также новых форм нарушения качества окружающей среды;

Информационным давлением на психику человека, приводя­щим к распространению психических расстройств;

Появлением новых заболеваний (наркомания, СПИД и др.);

Усилением военного противостояния в локальных и межнаци­ональных конфликтах и обострением криминогенной обстановки.

В результате существования перечисленных опасностей увели­чиваются масштабы и число видов риска. Признано, что челове­честву суждено жить в условиях риска, поэтому управление рис­ками становится одной из актуальных и сложных проблем.

Понятия опасности и риска являются основными в концепции безопасности жизнедеятельности человека в обществе, производ­ственной и природной среде. Эта концепция базируется на необ­ходимости достижения допустимых на данном этапе уровней рис­ка и безопасности.

Виды рисков. Существует ряд классификационных признаков природных, социальных, финансовых, предпринимательских и прочих рисков, позволяющих свести их в определенные группы. Ниже приводятся вилы рисков, относящихся к безопасности жиз­недеятельности.

По масштабам распространения различают риски, приходящие­ся на отдельного человека, группу людей, население региона, нацию и все человечество.

С позиции целесообразности риск бывает обоснованным и не­обоснованным (безрассудным).

": По волеизъявлению риск подразделяют на вынужденный и до­бровольный.

По отношению к сферам человеческой деятельности выделяют экономический, социально-бытовой, политический и техноло­гический риски, а также риск в природопользовании.

По степени допустимости риск бывает пренебрежимый, при­емлемый, предельно допустимый и чрезмерный. Пренебрежи­мый риск имеет настолько низкий уровень, что он находится в пределах допустимых отклонений естественного (фонового) уровня. Приемлемый риск характеризуется таким уровнем, с кото­рым мирятся, учитывая технико-экономические и социальные воз­можности общества на данном этапе развития. Предельно допустимый риск предсташтяет собой максимальный риск, ко­торый не должен превышаться независимо от ожидаемой выгоды. Чрезмерный риск отличается исключительно высоким уровнем и в подавляющем большинстве случаев приводит к негативным

последствиям.

На практике достичь нулевого уровня риска невозможно. Прснебрежимый риск в настоящих условиях также не может быть обеспечен, так как отсутствуют технические и экономические пред­посылки для этого. Поэтому современная концепция безопасности жизнедеятельности исходит из приемлемого риска.

Величину приемлемого риска можно определить, используя затратный механизм, который позволяет распределять между при­родной, техногенной и социальной сферами расходы общества на достижение заданного уровня безопасности. Необходимо поддер­жание сбалансированных затрат на указанные сферы, поскольку нарушение соотношения в пользу одной из них резко увеличивает риск, и его уровень выходит за границу приемлемого. Так, сокра­щение расходов на охрану окружающей среды в пользу техноген­ной л социальной сфер вызывает деградацию природы и сниже­ние качества жизни человека. Это происходит в результате загряз­нения атмосферы, воды, почвы и связанного с ним изменения состава пищи, роста заболеваемости, ухудшения комфортности условий жизни и т.д. В свою очередь, недостаток средств на под­держание и развитие техногенной сферы приводит к отсталости производственных технологий, росту травматизма и общему па­дению объемов производства. Снижается также уровень обороно­способности страны. Сокращение затрат на социальную сферу пря­мо влияет на жизнеобеспечение людей и повышает риск в связи с обнищанием и криминализацией общества.

Для определения минимального значения общего риска не­обходимо построение трехмерной модели, которая отображает зависимости уровней рисков, возникающих в природной, техно­генной и социальной сферах, от величины вложений в эти сферы. Упрощенной графической иллюстрацией приведенных рассужде­ний могут служить зависимости уровней рисков в природной и техногенной сферах К т и социальной сфере Д. от суммарных вло­жений в природную и техногенную сферы К т и социальную сфе­ру А" с. Выражение У^щ = К т + Д. является целевой функцией, экстремальное значение которой соответствует минимальному об­щему риску Й П1 |„ и оптимальному выбору величины вложений К„„ во все сферы жизнедеятельности (рис. 2.1). Полученное минималь­ное значение общего риска представляет собой величину прием­лемого риска.

Определение величины риска (по материалам ). Научные проблемы оценки рисков при возникновении катастроф природ­ного и техногенного характера приобрели особую актуальность на рубеже XX-XXI вв. Величину риска Я в жизнедеятельности чело­века рассчитывают как отношение числа л свершившихся собы­тий с негативными последствиям» к максимально возможному числу Л" событий с негативными последствиями за конкретный

Временной период:

Формула (1. 1) позволяет определить величину общего и груп­пового риска. При оценке общего риска величина /Vозначает максимальное число всех событий, а при оценке группового риска - максимальное число событий в конкретной группе, выбранной 1 из их общего числа по определенному признаку. В частности, в, группу могут входить события с негативными последствиями для 1 людей одной профессии, пола, возраста; группу могут составлять ] также события с негативными последствиями для подвижного 1 состава одного типа, одного класса субъектов хозяйственной дея­тельности и т.д.

Характерным примером определения общего риска служит рас­чет численного значения общего риска гибели человека в дорожно-транспортном происшествии (ДТП) в РФ. Показателем риска гибели служит доля погибших водителей, пассажиров и погибших граждан, случайно оказавшихся на месте транспортного проис­шествия, от общего числа людей, которые могли стать потенци­альными участниками происшествия. Согласно статистическим данным ежегодно в стране в результате ДТП погибают примерно " 31 тыс. человек, т.е. и = 3,1 -10 4 человек. Риску попасть в ДТП под­вергается практически все население страны, т.е. /У= 1,45" IО 11 чело­век. Отсюда определяется численное значение общего риска:

Этот показатель характеризует степень риска для жителя стра­ны стать жертвой дорожно-транспортного происшествия. Если про­цессы в транспортной системе носят установившийся характер и не принимаются кардинальные меры по изменению ситуации, то значение общего риска существенно не изменится в будущем.

Для сравнения приведем расчетные значения общего риска ги­бели человека по видам транспорта в США:

Автомобильный........................................................... 3- 1СН

Водный......................................................................... 9-Ю- 6

Воздушный.................................................................. 9-10~*

Железнодорожный...................................................... 4- Ю~ б

Общий совокупный риск........................................ 3,2- 1СН

Наряду с показателем риска гибели человека в ДТП в статис­тике дорожно-транспортной аварийности используются и другие показатели риска (табл. 2.1), рассчитываемые по формуле (2.1).

Значения риска гибели людей в ДТП по всем рассматриваемым показателям в России существенно выше, чем в странах с высо­ким уровнем автомобилизации - США, Германии и Франции.

Расчетные значения риска гибели человека в транспортных про­исшествиях целесообразно рассматривать в сопоставлении с рис­ком его гибели в различных сферах жизнедеятельности, который в развитых странах составляет (в год):

Природная сфера............................................................. 10~ 5

Техногенная сфера.......................................................... 10~ 3

Социальная сфера........................................................... 10" 4

Безопасность - это свойство системы "человек- среда обитания" сохранять условия взаимодействия с минимальной возможностью возникновения ущерба людским, природным и материальным ресурсам.

Под управлением безопасностью жизнедеятельности понимается организованное воздействие на систему "Человек - Среда" с целью достижения желаемых результатов.

УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Тема 2

Управлять безопасностью жизнедеятельности - это значит осознанно переводить объект из одного состояния (опасного) в другое (безопасное, менее опасное), при условии соблюдения экономической и технической целесообразности.

Управление безопасностью жизнедеятельности в Российской Федерации строится на действии многоуровневой системы законодательных, подзаконных и нормативно-правовых актов, а также директивной документации организаций. В структуре управления безопасностью жизнедеятельности равноправное место занимает система профилактики и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Для практической реализации основных функций управления необходимо знание особенностей объекта управления, методов и приемов эффективного воздействия на него с целью обеспечения комфортных или допустимых условий жизнедеятельности.

Взаимодействие человека с техносферой может быть :

· комфортным с оптимальными условиями жизнедеятельности;

· допустимым, гарантирующим невозможность возникновения и развития негативных процессов у человека и в среде обитания;

· опасным, вызывающим при длительном воздействии заболевания и (или) приводящие к деградации природной среды;

· чрезвычайно опасным, способным за короткий период времени нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушение природной среды.

При управлении безопасностью жизнедеятельности можно выделить такие стадии :

· анализ и оценка состояния объекта;

· прогнозирование и планирование мероприятий для достижения целей управления БЖД;

· формирование управляемой и управляющей систем;

· контроль за ходом управления безопасностью;

· определение эффекта от запланированных мероприятий;

· стимулирование участников управления творчески решать проблемы управления.

Безопасная жизнедеятельность может быть обеспечена только при комфортном (или допустимом) состояниях взаимодействия человека со средой обитания (опасное и чрезвычайное опасное - недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды). Управление безопасностью жизнедеятельности строится на действии многоуровневой системы законодательных, подзаконных и нормативно-правовых актов, а также директивной документации организаций. Схема управления организацией безопасности жизнедеятельности приведена на рис.1.



Рис. 1 Схема управления безопасностью жизнедеятельности (по Федосееву В.Н., 2001)

На федеральном уровне оно осуществляется Федеральным собранием, Президентом, Правительством РФ и специально уполномоченными на то органами.

К ним относятся Министерство природных ресурсов (МПР РФ), Министерство здравоохранения и социального развития (Минздрав РФ) и Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ).

На региональном уровне управления охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения РФ. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования.

На промышленных объектах для управления охраной окружающей среды создаются отделы охраны природы (охраны окружающей среды) либо их функции выполняет какое-либо подразделение предприятия (например, отдел главного механика). Во всех случаях негативные воздействия на атмосферу, гидросферу и почвы должны ограничиваться и необходимо вести постоянный производственный контроль за состоянием этих сред.

2. Правовые основы управления качеством окружающей среды. Законы и нормативы.

Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в области охраны природы. Управление охраны окружающей среды базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды.

Упрощенно существующую иерархию в правовом пространстве управления БЖД можно представить следующим образом.

Высший уровень иерархии представлен Конституцией Российской Федерации. Конституция РФ включает ряд статей, посвящённых охране труда, природы и здоровья человека (Приложение 1)

Кодексы законов и отдельные законы РФ. Указы и распоряжения Президента РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ;

Система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.

Инструкции, правила, памятки, руководства, методические указания и т.п.

Высшая судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.

Надзор за исполнением законности осуществляет институт прокуратуры РФ.

3. Управление качеством окружающей среды

Мониторинг окружающей природной среды, состояния объектов народного хозяйства и государственный надзор по вопросам природной и техногенной безопасности – важнейшие составляющие управления охраной окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности человека.

Основой управления качеством окружающей среды является информация, получаемая системой мониторинга окружающей среды. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями окружающей среды, а также за естественной малоизмененной природой.

Сама система экологического мониторинга не включает непосредственную деятельность по управлению качеством окружающей среды, а лишь дает информационную базу, она - важнейший этап при разработке управленческих стратегий, поскольку экологический мониторинг можно считать информационной системой обеспечения экологической безопасности .

2.1. Общие аспекты управления.

Управление БЖД - это комплекс управляющих действий по подготовке, принятию и реализации решений, направленных на обеспечение безопасности человека в сфере производства и быта как в нормальных, так и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Управление БЖД имеет правовой, социально-экономический, технический, организационный, медицинский, экологический, психологический и этический аспекты.

1. Правовой аспект заключается в разработке и обязательном выполнении законодательных и нормативных актов.

2. Социально-экономический аспект заключается в целенаправленном финансировании комплекса мер безопасности во всех сферах деятельности человека.

3. Технический - в проектировании и строительстве коммуникаций, внедрении технологий, материалов или проектов, которые ориентированы на сохранение здоровья и безопасности человека.

4. Организационный - в создании аппарата управления, надзора и контроля за безопасностью жизнедеятельности и обеспечении его функционирования на всех уровнях.

5. Медицинский аспект связан с:

комплексной оценкой влияния всех окружающих факторов, трудовой деятельности и сопутствующих им социально-экономических факторов на здоровье человека;

 гигиенической регламентацией и государственной регистрацией любых опасных факторов;

 профессиональным отбором;

 проведением медосмотра, медико-социальной, судо-медицинской и санитарно-гигиенических экспертиз.

6. Экологический аспект заключается в обеспечении благоприятных биологических условий жизни человека и других компонентов биосферы, в уменьшении антропогенного влияния на окружающую среду.

7. Психологический аспект связан с психологическими травмами, нанесенными каждым несчастным случаем, аварией или катастрофой.

8. Этический (моральный) аспект связан со взглядами, представлениями и нормами, которые регулируют безопасное поведение людей.

Управление БЖД должно осуществляться на этапах проектирования, строительства, эксплуатации, реконструкции и ликвидации всех народно хозяйственных объектов.

2.6. Главные задачи и функции системы управления БЖД.

Система управления БЖД - это совокупность безопасности жизнедеятельности и элементов управления ее состоянием.

Задачи и функции системы управления:

1. Планирование работ.

2. Информационное обеспечение

3. Принятие (отмена) нормативных актов.

4. Профессиональный отбор.

5. Обучение по БЖД.

6. Регламентация трудового процесса.

7. Аттестация рабочих мест по условиям труда, паспортизация объектов.

8. Регистрация и учет.

9. Экспертиза.

10.Обеспечение санитарно-бытового, лечебно-профилактического и медицинского обслуживания.



11.Расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий.

12.Научное обеспечение.

13.Международные сотрудничества

и другие функции системы

39 Руководство АСДНР

Общее руководство организацией и проведением АСДНР на объекте (территории) осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) объекта (территории).

Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС, определенные планами или назначенные для этих целей. Они несут ответственность за организацию и проведение АСДНР, безопасность людей участвующих в АСДНР.

Руководители аварийно-спасательных служб, формирований, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия штатных руководителей ликвидации ЧС (лица, определенные законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации ЧС, назначенные органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций), к полномочиям которых отнесена ликвидация данных ЧС.

Решения руководителей ликвидации ЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС.

Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации ЧС при руководстве работами по ликвидации ЧС, не иначе, как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
Руководитель АСДНР обязан:

· произвести разведку и оценить обстановку в месте проведения АСДНР;

· поставить задачи подразделениям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;

· непрерывно следить за изменениями обстановки в ходе АСДНР и принимать соответствующие решения, при необходимости вызывать дополнительные силы и средства и организовать их встречу и расстановку;

· создать резерв сил и средств, организовать посменную работу подразделений, питание и отдых;

· назначить ответственного за соблюдение мер безопасности;

· организовать пункты сбора пострадавших и медицинской помощи;

· по окончании работ заслушать командиров подразделений, при необходимости, лично убедиться в завершении работ на отдельных участках (секторах);

· определить порядок убытия с места АСДНР подразделений и взаимодействующих служб.

В случае крайней необходимости руководители ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:

О проведении эвакуационных мероприятий;

Об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;

О проведении АСДНР на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;

Об организации доступа людей в зоны ЧС;

О разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;

Об использовании средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;

О принятии других неотложных мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации;

О привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в эти формирования, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСДНР.

Руководители ликвидации ЧС обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.

При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель АСДНР должен учитывать:

· динамику развития чрезвычайной ситуации, воздействие определенных факторов до введения в действие вызванных сил и средств;

· требуемое количество сил и средств для проведения работ по спасению людей, вскрытия и разборки конструкций зданий и эвакуации имущества;

· необходимость привлечения специальных служб и средств.

При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении АСДНР руководитель аварийно-спасательных работ должен принять решение о перегруппировке и довести его до руководителей подразделений, указав, кому, куда и как проводить перегруппировку.

Вопрос 40-41

Понятие об управлении БЖД

При этом объективно соблюдаются условия экономической и технической целесообразности соблюдения затрат и получения выгод. Система управления БЖД - это совокупность органов управления, реализующее определенными методами функции управления в целях достижения заданного социально приемлимого уровня безопасности. С точки зрения кибернетики система управления БЖД представляет собой совокупность управляющей части (субъекта управления) и управляемой части (объекта управления), которые связаны каналами передачи информации.

Конечная цель управления БЖД - это обеспечение заданного уровня безопасности система человек-среда обитания.

Эта цель подразделяется на две подцели:

· Обеспечение безопасности среды обитания

· Обеспечение безопасности человека

Можно также выделить следующие направления СУБЖ (Система управления безопасности жизнедеятельности):

· Обеспечение безопасности производственной деятельности

· Обеспечение безопасности деятельности в непроизводственной сфере

· Обеспечение экологической безопасности

· Предотвращение снижения риска возникновения и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций

Достижение целей и решение задач СУБЖ обеспечивается в результате выполнения субъектов управления комплекса необходимых повторяющихся действий, которые называются функции управления .

Управление БЖД состоит из следующих функций:

1. Учет, анализ и оценка состояния безопасности в системе человек-среда обитания

2. Прогнозирование условий жизнедеятельности

3. Планирование мероприятий для достижения целей и решения задач управления

4. Организация, координация выполнения работ и оперативное управление

5. Активизация и стимулирование обеспечения высокого уровня безопасности

6. Определение эффективности мероприятий

7. Контроль состояния безопасности и функционирования СУБЖ

Функции управления реализуются посредством методов управления , т.е. способов целенаправленного воздействия на управляемый объект, с помощью которых осуществляется управленческая деятельность и достигается нужный результат.


К Средствам управления БЖД относятся:

1. Образование (подготовка) населения

2. Воспитание культуры безопасного поведения

3. Профессиональное обучение

4. Профессиональный отбор

5. Медицинский отбор

6. Рационализация режимов труда и отдыха

7. Средства коллективной защиты

8. Средства индивидуальной защиты

9. Средства мотивации и стимулирования

СУБЖ строится на общих принципах управления. К основным общесистемным принципам относятся:

1. Комплексность - реализуется путём построения системы управлении, охватывающий все области деятельности, все функции управления, все уровни организационной структуры, все стадии жизненного цикла, все этапы производственного процесса.

2. Делимость - реализуется путём последовательного деления структуры системы управления на элементы, т.е. на подсистемы, функции управления, задачи управления и т.д.

3. Иерархичность - реализуется путём формирования многоуровневой организационно-функциональной структуры СУ (системы управления).

4. Целенаправленность - реализуется путём формирования целевых подсистем в соответствии с основными сферами деятельности и целями СУБЖ.

5. Замкнутость цикло управления - реализуется путём осуществления СУБЖ полного управленческого цикла.

В рамках СУБЖ формируются самостоятельные целевые подсистемы:

1. Управление безопасностью труда

2. Управление экологической безопасностью и охраны окружающей среды

3. Управление в чрезвычайных ситуациях

В каждом из этих направлений соответствующее законодательство включает в себя определенные виды нормативно правовых актов. Это федеральные законы, которые принимаются Федеральным Собранием РФ и региональные, которые принимаются представительными органами субъектов федерации. Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющий порядок их исполнения. Подзаконными актами являются постановления правительства РФ и правительства субъектов РФ, а также постановления, приказы, распоряжения специально уполномоченных органов в области управления БЖД.

Реализация требований правовых актов законодательством РФ возложено на соответствующие органы исполнительной власти всех уровней, а также на руководство объектов экономики (т.е. на работодателей).

Законодательные и нормативно правовые основы управления БЖД.

Охрана труда

В области охраны труда основными законодательными актами являются конституция РФ, трудовой кодекс РФ, гражданский кодекс РФ, федеральные законы пожарной безопасности, санитарно и педимологические благополучие населения, об основном социально обязательном страховании и др. законы.

Среди подзаконных актов основными являются:

· Постановление правительства РФ. 1) О нормативно правовых актах, содержащие требований охраны труда. 2) Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве

· Постановление Минздрава и Минтруда. 1) об утверждении рекомендаций по организации рабочей службы по охране труда фирмы 2) об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и др.)

Целями трудового, а также гражданского, административного и уголовного и иного в части норм, связанных с охраной труда законодательства, являются:

· установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан

· Создание благоприятных условий труда

· Защита прав и интересов работников и работодателей. Обеспечение их социальной и производственной безопасности.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по следующим направлениям:

1. Организация труда и управление трудом

2. Трудоустройство данного работодателя

3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников непосредственно у данного работодателя

4. Социальное партнерство, ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашение

5. Участие работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применение трудового законодательства, предусмотренным законом случая

6. Материальная ответственность работодателей и работников в сфере труда

7. Надзор и контроль за соблюдение трудового законодательства

8. Разрешение трудовых споров

В соответствии с Конституцией РФ каждый работник имеет право на безопасное и безвредное условие труда или на отказ от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья. При приеме на работу или смене её характера в рамках своих прав работник должен быть проинформирован о существующем риске повреждения здоровья, проинструктирован и обучен безопасным методам и приёмам труда, застрахованным от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Ст.212 Трудового Кодекса РФ регламентированы обязанности работодателя.

Работодатель обязан соблюдать законодательство о труде, об охране труда, т.е. обеспечить:

1. Режим труда и отдыха соответствующий действующим нормам

2. Обучение и инструктаж работников безопасным методам и приёмам труда

3. Предварительные и периодические медицинские осмотры работников

4. Выдачу специальной одежды, средств индивидуальной защиты, в том числе моющих и обезвреживающих средств

5. Информирование работников об условиях труда с указанием их в трудовом договоре, а также полагающихся льгот и компенсаций за вредные условия труда..

Законодательством устанавливается дисциплинарное административное материальное и уголовная ответственность за нарушение правил техники безопасности или невыполнения мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда, если это нарушение или неисполнение обязанностей могло повлечь или повлекло за собой несчастные случаи с людьми в зависимости от опасности нарушения и наступивших последствий.

В области защиты окружающей среды

Законодательство в этой области основана на конституции РФ и состоит из кодексов (лесной,водной и др.) федеральных законов об окружающей среды, о недрах, об отходах производства и потребления, об атмосферном воздухе и др.), а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативно правовых актов РФ, законов и иных нормативно правовых актов субъектов РФ.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающее сбалансированное решение социально-экономических задачи, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области окружающей среды и обеспечение экологической безопасности устанавливает федеральный закон об охране окружающей среды!

Законом устанавливается:

· основные принципы охраны окружающей среды

· Основы управления в области охраны окружающей среды

· Права и обязанности граждан

· В области окружающей среды

· Требования в области окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

· Порядок определения зон экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций

· Организацию экологического контроля и ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

Механизм реализации данного закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, платы за загрязнение окружающей среды.

Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения.

Основными принципами охраны окружающей среды являются:

1) Приоритет обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения

2) Научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества

3) Учет законов природы и возможностей самовосстановления и самоочищения её ресурсов

4) Недопущение необратимых последствий для природной среды и здоровье человека

5) Право населения и общественных организаций на своевременную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательным воздействии на неё и здоровье людей различных производственных объектов

6) Неотвратимость ответственности за нарушении требований природоохранного законодательства

3) Законодательстве в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и их последствий

Вопросы о защите населения и тер. От ЧС нашли отражение в Конституции РФ. Согласно пункта М п.71 в Конституции в ведении РФ находится оборона и безопасность, а в соответствии пункта З. части 1 ст.72 осуществлении мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Нахождение в ведении РФ означает, что нормой творчеством занимаются исключительно федеральные органы государственной власти.

Закон РФ о безопасности даёт определение безопасности как состояние жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Закон также определяет субъекты безопасности и пути её достижения.

Определения общих для РФ организационно правовых норм в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства всего земельного, водного и воздушного пространства РФ, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных происшествий (ЧС) природного и техногенного характера дано в федеральном законе о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (номер и дата принятия!)

Федеральный закон об аварийно спасательных службах и статусе спасателей

Федеральный закон о гражданской обороне.

О пожарной безопасности

Об обороне

О чрезвычайно положении

О военном положении и ряд др. законов

Управление в области охраны труда.

Управление охраны труда осуществляется на федеральном и на объектном уровнях. В соответствии со статьёй 216 ТК РФ государственного управления охраны труда, осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющей функцию по нормативно правовому регулированию в сфере труда и другими федеральными органами исполнительной власти.

Государственное управление охраны и труда осуществляется Министерством охраны и труда и его территориальными органами, представители которых наделены широкими полномочиями по контролю за условиями и охраной труда по предупредительному надзору за строительство новых объектов и выполнение законодательства по охране труда. Особое положение в системе органов осуществляющих контроль за соблюдение законодательства об охране труда занимает государственная инспекция труда , которая в соответствии со статьёй 354 ТК РФ выполняет роль координатора надзорно - контрольных государственных и общественных органов.

Государственная инспекция труда выполняет следующие основные функции:

1. Осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдение законодательства РФ о труде и охране труда посредством проверок, обследований, выдаче обязательного для исполнения предписаний об устранении нарушений, составление протоколов об административных правонарушений в пределах полномочий подготовки других материалов, документов о привлечении винновых к ответственности в соответствии с законодательством.

2. Расследует в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализирует причины их возникновения и разрабатывает предложения о предупреждениях в таких случаях.

3. Рассматривает в соответствии с законодательством дела об административных правонарушениях.

4. Участвует в работе по правовому воспитанию, распространению знаний в области соблюдения законодательства РФ о труде и охране труда.

5. Обобщает опыт применения законодательства РФ о труде и охране труда.

6. Ведёт приём населения, рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушении их трудовых прав.

(Самостоятельно структура министерства труда и государственной инспекции труда РФ)

Статьёй 50 закона РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что государственные санитарные врачи Роспотреб надзора РФ по исполнению своих служебных обязанностей имеют право:

1. Получать от предприятий документированную информацию по вопросам обеспечения Сан-Эпид благополучия

2. Проводить санитарно- эпид.расследование, посещать территорию и помещение объектов, подлежащих государственному сан-эпид надзору в целях проверки соблюдения организации санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно профилактических мероприятий

3. Составлять протоколы о нарушениях санитарного законодательства. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний должностные лица осуществляющие государственный сан-эпид надзор имеют право давать предприятиям предписания, обязательное для исполнения ими в установленные сроки.

Обязанность по созданию на предприятиях службы охраны труда, установленной статьёй 217 ТК РФ. В организации с численностью более 50 работников создаётся служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку и опыт работы в этой области. На предприятиях с численностью 50 и менее работников решение о создании службы или введение должности специалиста по охране труда принимается руководителем с учетом специфики своей производственной деятельности. Руководитель предприятия может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (обязательно с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

При отсутствии на предприятии службы или специалиста по охране труда, оно в праве заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Эти организации подлежат обязательной аккредитации, а перечень услуг для оказания которых необходима аккредитация устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно правовому регулированию в сфере труда. Служба охраны труда организации предприятия создаётся её руководителем в форме самостоятельного структурного подразделения и подчиняется непосредственно руководителю.


иметь представление:
- об основных законодательных и нормативных актах РФ в области БЖ;
знать:
- отражение требований законодательных и нормативных актов в области БЖ в должностных инструкциях специалистов различных категорий;
уметь:
- пользоваться документацией по БЖ, применяемой на предприятиях;
- проводить инструктаж по охране труда и технике безопасности при работе со средствами измерений в сфере профессиональной деятельности.

Тема 2.1. Социально-экономические факторы обеспечения БЖ.
Экономический и социальный ущерб от последствий воздействия опасных и вредных факторов техносферы на жизнедеятельность человека.
Виды затрат на обеспечение БЖ на производстве и в бытовой среде.
Социальная и экономическая эффективность обеспечения БЖ.
Методические указания
Изучая тему, студент должен хорошо представлять, что все сферы общественно-производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождаются появлением и широким распространением различных природных (наводнения, оползни, природные пожары, землетрясения и т. д.), биологических (эпидемии, эпизоотии), техногенных (пожары, взрывы, обрушения зданий, выбросы радиоактивных веществ, аварии на системах жизнеобеспечения), экологических (аномальные загрязнения атмосферы, засоление почв, опустынивание земель), антропогенных (вследствие ошибочных действий людей) и других опасностей. Они вызывают тяжелые экономические последствия (нарушения в сферах промышленного производства, строительства, транспорта, жилищно-коммунальной сфере, сельском хозяйстве, лесном хозяйстве), которые требуют не только умения определять и осуществлять комплекс эффективных мер защиты от их неблагоприятного воздействия на безопасность жизнедеятельности человека, но и произведения определенных материальных затрат на обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Тема 2.2. Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения БЖ.
Отражение проблем БЖ в Конституции РФ, Основах законодательства об охране труда, кодексе законов о труде. Общегосударственные и ведомственные правила и нормы по технике безопасности, охране труда и противопожарной защите в производственной и бытовой среде.
Организационные мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности в производственной и бытовой среде.

Методические указания
Изучая эту тему, студент должен обратить особое внимание на вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах. Трудовое законодательство регламентирует основные и общие нормы ведения трудовых процессов. Необходимо знать, что нормативно-техническая документация подразделяется на единую, межотраслевую, предприятия, организации.
Необходимо представлять задачи и назначение санитарных норм и правил, инструкций по технике безопасности, систем стандартов безопасности труда (ССБТ).
Надо изучить и знать закон по охране окружающей среды, а также законодательные акты по чрезвычайным ситуациям.
Особое внимание следует обратить на контроль за выполнением законов, норм и правил, на ответственность за соблюдение нормативных требований по безопасности труда и по воздействию на окружающую среду.

Тема 2.3. Ответственность должностных лиц за соблюдение норм и
правил БЖ.
Распределение обязанностей административного и технического персонала предприятий (организаций и учреждений) по обеспечению БЖ.
Типовые положения и инструкции должностных лиц различных категорий по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности и гражданской обороне. Ответственность за нарушение правил и норм БЖ.
Методические указания
Студент должен знать основные обязанности администрации по охране труда, указанные в отраслевых правилах охраны труда. Контролирует проведение мероприятий по созданию безопасных условий труда руководитель предприятия, отдел безопасности или инженер по технике безопасности, который подчинен главному инженеру предприятия.
Необходимо знать задачи управления охраной труда, уметь осуществлять планировании мероприятий по охране труда и контроль условий труда.
Надо четко уяснить ответственность за нарушение правил и норм БЖ и какие инструктажи проводятся на предприятиях (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой), какая должна осуществляться профессиональная подготовка и обучение персонала правил безопасности.
Практическое занятие
Проведение инструктажа по технике безопасности.

Раздел 3. Обеспечение БЖ в опасных и чрезвычайных
ситуациях (ЧС)

В результате изучения раздела студенты должны:
иметь представление:
- об основных целях, задачах и принципах организации Единой государственной системы предупреждения и действий в ЧС;
- об организации работ по ликвидации последствий ЧС;
- о мероприятиях гражданских властей при возникновении ЧС;
знать:
- причины возникновения ЧС мирного времени;
- особенности протекания техногенных аварий на производствах, связанных с профессиональной деятельностью выпускников;
- методы и средства повышения устойчивости функционирования технических систем и бытовых объектов в условиях ЧС;
- принципы организации и функционирования гражданской обороны в регионах Российской Федерации и на предприятиях;
уметь:
- разрабатывать планы ликвидации последствий аварий;
- действовать в составе подразделений гражданской обороны при эвакуации в случае возникновения ЧС, оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ожогах и ранениях.

Тема 3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
Основные цели, задачи и принципы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидаций ЧС (РСЧС). Силы и средства ликвидации ЧС.
Методические указания
Необходимо уяснить Российскую систему предупреждения и ликвидации ЧС, ее предназначение, структуру и задачи, роль и место гражданской обороны (ГО) по защите населения в чрезвычайных ситуациях.
В целях зашиты населения, природной среды осуществляется комплекс мероприятий: создание благоприятных условий жизнедеятельности, комфортных условий труда, защита природных сред и рациональное природопользование, защита населения и территорий от ЧС, оповещение и информирование населения об опасности по местному телевидению и по местному радио, приведение в готовность средств защиты, проверка готовности систем и средств управления, подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики, проведение санитарных и противоэпидемических мероприятий, подготовка к эвакуации, а при необходимости проведение эвакуации из районов и участков, которым угрожает опасность.
Для оповещения населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий применяют сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства, которые передают сигналы оповещения гражданской обороны "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!".

Тема 3.2. Функционирование технических систем и бытовых объектов в условиях ЧС.
Классификация и причины возникновения ЧС мирного времени. Протекание ЧС на производствах с применением ядовитых веществ, при производстве продовольственных товаров, на транспорте, на электростанциях при транспортировании, хранении и эксплуатации различной продукции (в том числе средств измерений) и их последствия для человека, производственной и бытовой среды.
ЧС военного времени и их последствия для человека, производственной и бытовой среды.
Травмирующие и вредные факторы технических систем и бытовой
среды при возникновении ЧС. Характеристика очагов поражения. Структура и размеры зон действия опасных и вредных факторов.
Факторы, определяющие стабильность функционирования технических систем и бытовых объектов в условиях ЧС. Требования к устойчивости функционирования технических систем в машиностроении, энергетике, химическом производстве, пищевой промышленности, производстве потребительских товаров, на транспорте, в бытовой среде и др.
Методы и средства повышения устойчивости функционирования бытовых и технических объектов. Прогнозирование ЧС, их последствий и профилактика их возникновения. Системы непрерывного контроля. Меры по защите персонала. Обеспечение аварийной надёжности на этапахпроектирования и строительства. Резервирование бытовых и технических объектов. Повышение устойчивости технических и бытовых систем и их управления. Аварийный режим работы технических и бытовых систем.
Методические указания
В этой теме студент должен разобраться, в чем особенности аксиомы о потенциальной опасности производственных процессов и технических систем. Уяснить, что такое требования безопасности технических средств и технологических процессов, риск (вероятность реализации опасности в зоне пребывания человека), допустимый риск, суть которого в стремлении к такой малой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени, и методы его определения (технические, организационные, административные, экономические).
Всякое место в системном исследовании опасных и вредных факторов на технике принадлежит формализации и моделированию условий их проявления и воздействия.
Необходимо уяснить, что прогнозирование – это совокупность действий, которые позволяют вынести суждения относительно поведения технических систем и определяются естественными процессами и воздействия на них человечества в будущем. Прогнозирование отвечает на вопрос "Что будет, если…?"
Необходимо детально изучить экологический паспорт промышленного предприятия, уяснить, что экологическая экспертиза техники, технологий, материалов – это рассмотрение документации (или образцов) новой продукции. Целью экологической экспертизы является предупреждение возможного превышения допустимого уровня вредного воздействия на окружающую среду в процессе ее производства, эксплуатации, использования, переработки или уничтожения.
Будущему технику необходимо знать, как проводится освидетельствование и испытание компрессоров, грузоподъемных машин, какие установки подлежат регистрации в органах Госпромтехнадзора, правила их регистрации, знать периодичность технических освидетельствований, виду и сроки испытаний.

Тема З.З.Система гражданской обороны на предприятиях
(в организациях).
Организация гражданской обороны (ГО) в регионах РФ и на
предприятиях. Порядок создания, обучения и оснащения формирований
ГО. Действия формирований ГО при возникновении ЧС и ликвидации их
последствий. ГО на экологически- и аварийноопасных объектах.
Методические указания
Гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий, имеющих целью не допустить неблагоприятного воздействия последствий чрезвычайных ситуаций или максимально ослабить степень их воздействия, порядок оповещения и информирование населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий.
На предприятиях создаются добровольные формирования: противопожарные звенья, звено охраны общественного порядка, звено проведения АСДНР, обслуживания укрытий и убежищ, связи и т.д.
Для оповещения населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий применяют сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства, которые передают следующие сигналы оповещения гражданской обороны: "Внимание всем", "Воздушная тревога" - предупреждает о непосредственной опасности поражения противником данного города.
"Радиационная опасность". Передается в населенных пунктах и районах, по направлению к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при взрыве ядерного боеприпаса. "Химическая тревога". Передается при угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериологического нападения.
Студентам необходимо подробно ознакомиться с назначением и видами защитных сооружений (убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ), простейшие укрытия), с их устройством и оборудованием, с подвальными приспособлениями и другими заглубленными помещениями по ПРУ для зашиты населения. Надо изучить порядок заполнения защитных сооружений, правила размещения и поведения в них.

Тема 3.4. Обеспечение БЖ в чрезвычайных ситуациях мирного и
военного времени.
Мероприятия гражданских властей при возникновении ЧС. Оповещение о ЧС. Оценка обстановки и определение границ и площадей зон поражения. Оказание первой помощи пострадавшим. Эвакуация из районов, подвергшихся разрушениям и действию вредных и опасных факторов. Санитарная обработка. Организация снабжения продовольствием. Обеспечение функционирования систем водо-, газо- и теплоснабжения, транспорта, связи и др. Обеспечение деятельности бытовых и технических объектов. Меры поддержания правопорядка.
Разработка планов и организация восстановительных работ. Участие специалистов со средним профессиональным образованием по обеспечению безопасности жизнедеятельности, организации и проведению работ при возникновении ЧС и ликвидации их последствий.
Методические указания
В этой теме студент должен разобраться в классификации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного происхождения и военного времени (стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы на транспорте, применение в случае войны различных видов оружия), причинах аварий и катастроф на промышленных объектах (вследствие воздействия внешних, природных факторов, в том числе стихийных бедствий, проектно-производственных дефектов сооружений, нарушения технологических процессов производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов, нарушение правил техники безопасности).
Следует рассмотреть чрезвычайные ситуации естественного происхождения - стихийные бедствия и способах защиты от них, разобраться в методах защиты атмосферного воздуха от токсичных примесей, методах защиты гидросферы, недр и почвенного покрова. При изучении темы необходимо представлять, какое значение имеет охрана природы на современном этапе. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов - одна из важнейших экономических и социальных задач государства. Необходимость охраны природы закреплена в Конституции РФ.
Изучить средства индивидуальной и коллективной защиты от опасных и вредных факторов. СИЗ:
- изолирующие костюмы;
- средства защиты органов дыхания;
- специальная одежда;
- специальная обувь;
- средства защиты головы;
- средства защиты, лица;
- средства защиты глаз;
- средства защиты органов слуха.
Необходимо уяснить, что к техногенным катастрофам и авариям относятся аварии на промышленных объектах, строительстве, а также на транспорте в результате которых образовались пожары, разрушения.
Разобраться в особенностях радиоактивного заражения местности, воздуха и воды при авариях на РОО и основных способах защиты.
Следует уточнить, что из себя представляет ядерное оружие, как наиболее мощное оружие среди современных средств поражения, которое способно наносить большие потери живой силе и боевой технике, разрушать различные сооружения и железные дороги на обширных территориях.
К поражающим факторам ядерного оружия относятся:
- ударная волна - основной поражавший фактор. Она представляет собой область сильно сжатого воздуха, движущегося со сверхзвуковой скоростью;
- световое излучение. Источником светового излучения является светящаяся область ядерного взрыва, состоящая из раскаленных газообразных продуктов взрыва;
- проникающая радиация. Свойственна только ядерному
оружию и представляет собой поток гамма-лучей и нейтронов,
образующихся в результате мгновенного ядерного взрыва заря-
да; .
- радиоактивное заражение местности распространяется вдоль движения радиоактивного облака (по ветру).
Необходимо изучить, что из себя представляет химическое оружие. Основа его - это отравлявшие вещества (0В), представляющие собой ядовитые (токсичные) соединения, применяемые для снаряжения химических боеприпасов.
Отравляющие вещества классифицируются:
- нервнопаралитического действия - группа летальных 0В;
- отравляющие вещества общеядовитого действия - группа быстродействующих летучих 0В;
- отравляющие вещества удушающего действия;
- отравляющие вещества кожно-нарывного действия;
- отравляющие вещества психогенного действия;
- сильнодействующие ядовитые вещества.
К зонам химического заражения 0В относятся территории, подвергнутые непосредственному воздействию химического оружия, и территории, над которыми распространилось облако, зараженное отравляющими веществами с поражающими концентрациями.
Необходимо детально изучить воздействие бактериологического (биологического) оружия. К нему относятся:
- чума, острое инфекционное заболевание людей и животных;
- холера, острое инфекционное заболевание;
- сибирская язва, острое инфекционное заболевание;
- ботулизм, тяжелое заболевание, которое вызывается ботулиническим токсином;
- туляремия.
Необходимо разобраться в современных обычных средствах поражения: осколочные, шариковые, фугасные, вакуумные, огнеопасные боеприпасы.
В этой теме необходимо рассмотреть основы организации спасательных и других неотложных работ:
- устройство проездов и проходов для тушения пожаров;
- спасение людей из разрушенных и заваленных объектов;
Следует изучить, какие работы проводятся по ликвидации чрезвычайных ситуаций: при землетрясениях, наводнениях, селевых потоках и оползнях, лавинах, заносах и обледенениях, бурях, ураганах, крупных авариях и катастрофах.
Практические занятия
Оповещение о ЧС. Эвакуация персонала и населения из зоны ЧС.
Использование инженерных сооружений для защиты персонала предприятий и населения от ЧС.
Получение и применение средств индивидуальной защиты в ЧС. Функционирование пунктов первой медицинской помощи.

Тема 3.5. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Здоровье человека и здоровый образ жизни. Составляющие здорового образа жизни. Питание, двигательная активность и закаливание организма. Режимы труда и отдыха, правила личной гигиены.
Факторы, формирующие и разрушающие здоровье. Профилактика злоупотребления вредными и опасными психоактивными веществами.
Ситуации, при которых необходима первая медицинская помощь. Виды ран и травм. Первая медицинская помощь при ранениях и травмах.
Методические указания
В этой теме студент должен уяснить, как оказать первую медицинскую помощь себе и пострадавшему при ранениях, при кровотечениях, переломах костей, электротравмах, утоплении, повреждении головы и позвоночника, повреждении грудной клетки.
Ознакомиться с основами ЗОЖ, составляющими ЗОЖ, факторами разрушающими здоровье. Простейшими способами реанимации: искусственное дыхания, массаж сердца…
Практические занятия
Первая медицинская помощь при травмах, ожогах, ранениях. Транспортирование пострадавших в укрытие.


Похожая информация.




Поделиться