Правовое положение главы крестьянского фермерского хозяйства. Крестьянское фермерское хозяйство. Группировка затрат по элементам

В настоящее время в сфере предпринимательства действует два типа крестьянских (фермерских) хозяйств:

КФХ, созданные на основании Закона РСФСР “О крестьянских (фермерских) хозяйствах” до введения в действие первой части ГК РФ;

КФХ, образованные после введения в действие первой части ГК РФ.

КФХ первого типа признаются юридическими лицами, независимо от того, что подобная организационно-правовая форма не предусмотрена действующим законодательством.

КФХ второго типа не являются юридическими лицами. Совместным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ указано следующее: “Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Вместе с тем, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, и соответственно к его предпринимательской деятельности применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений”. Из этого следует, что субъектом предпринимательской деятельности является глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Само КФХ второго типа не является субъектом предпринимательской деятельности.

Однако, КФХ независимо от даты их образования в учебной литературе по аграрному праву относят к коммерческим организациям и рассматривают как обособленные формирования. КФХ производят, перерабатывают, реализуют сельскохозяйственную продукцию, вступают в различные правоотношения с другими субъектами предпринимательской деятельности именно от лица КФХ. Этому способствует отчасти и то, что КФХ продолжают создаваться и регистрироваться в качестве таковых. Регистрация сама по себе не влечет признания КФХ субъектом предпринимательства. Созданные после 1 января 1995 года, и, не являясь субъектом предпринимательской деятельности, КФХ от своего имени занимается таковой. И такое положение дел, как ни странно, не настораживает иных участников предпринимательской деятельности. Попытки привлечь в качестве ответчика само КФХ, образованное после вступления в действие части первой ГК РФ, для многих оборачивались неудачей. Судебные органы четко следуют “букве закона” и привлекают в качестве надлежащих ответчиков только глав КФХ, обладающих статусом предпринимателя.



Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, признается предпринимателем (индивидуальным) с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. К предпринимательской деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, применяются нормы гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Полномочия ИП

К основным полномочиям индивидуального предпринимателя можно отнести следующие:
- возможность от своего имени заключать гражданско-правовые сделки, в том числе хозяйственные договоры;
- самостоятельность в уплате налогов;
- возможность использовать труд наемных работников;
- возможность защищать свои права в суде

Преимущества ИП

К преимуществам индивидуальной предпринимательской деятельности относятся:
1) процедура регистрации в качестве индивидуального предпринимателя несложна и не занимает много времени и средств;
2) индивидуальный предприниматель применяет упрощенный (по сравнению с предприятиями) порядок ведения учета и отчетности, который не требует специального бухгалтерского образования;
3) в сфере потребительского рынка и услуг с правовой точки зрения индивидуальный предприниматель выступает на равных с юридическими лицами (п. 3 ст. 23 ГК РФ). Индивидуальный предприниматель имеет право, в частности, иметь свой расчетный счет в банке, личную печать, заключать сделки и подписывать договоры, получать банковский кредит;
4) ставки налогообложения для индивидуального предпринимателя значительно ниже, чем у юридических лиц;
5) индивидуальный предприниматель уплачивает минимальное (по сравнению с предприятиями) количество налогов;
6) предприниматель как физическое лицо имеет ряд налоговых льгот, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
7) взыскание имущества и денежных средств предпринимателя производится только в судебном порядке.

Ответственность за неисполнение ИП своих обязательств

Гражданское законодательство

Индивидуальные предприниматели отвечают по своим обязательствам всем имуществом (ст. 24 ГК РФ). В состав имущества входит и личное имущество, за исключением предметов первой необходимости (ст. 446 ГПК РФ). Это, как правило, единственное жилье, земля под ним, предметы домашней обстановки и обихода, одежда, обувь, продукты.

Трудовое законодательство

Если индивидуальный предприниматель использует наемный труд, то он является работодателем и должен соблюдать требования трудового законодательства.

ИП несет материальную ответственность перед своими работниками. ИП обязан возместить работнику его неполученный заработок в случае незаконных отстранения от работы и увольнения, задержки выдачи трудовой книжки (ст. 234 ТК РФ). Кроме того, за такие действия работник может потребовать возмещение морального вреда (ст. 237 ТК РФ). А если работодатель нанес ущерб имуществу работника, то предприниматель должен возместить ему урон в полном объеме по рыночным ценам, действующим на момент компенсации (ст. 235 ТК РФ). Речь идет об имуществе, не только используемом работником для выполнения трудовых функций, но и о его личных вещах, находящихся в офисе в рабочее время.

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) – организационно-правовая форма ведения предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства. Правовой основой функционирования первых таких предприятий в современной России стал Закон РСФСР «О КФХ» №348-1 от 22.11.90 (утратил силу). На основании п. 3 заключительных положений 74-ФЗ, созданные согласно закону РСФСР хозяйства не обязаны приводить учредительные документы в соответствие с новым законодательством вплоть до 2021 года.

Профильным нормативным актом в рассматриваемой сфере выступает 74-ФЗ «О КФХ» от 11.06.03. Согласно ст. 1 упомянутого закона, КФХ представляет собой объединение граждан, связанных семейными узами . Установлено, что его члены совместно владеют активами и занимаются производством, хранением, переработкой и реализацией с/х продукции. Приведенное определение нужно воспринимать критично:

  • понятие «гражданин» подлежит расширенному трактованию, хозяйства могут создавать и иностранцы;
  • условие о наличии семейных уз весьма условно, члены КФХ могут состоять в достаточно далеком родстве и принадлежать к трем разным семьям, при этом пятеро из них могут не доказывать свое родство вовсе (ст. 3 74-ФЗ);
  • признается возможность реализации не только перечисленных, но и других видов деятельности при условии, что они непосредственно связаны с сельским хозяйством.

Особенности правовой регламентации согласно 74-ФЗ

  • Работа без создания юр. лица (п. 3 ст. 1).
  • Применение к КФХ предписаний ГК РФ, регламентирующих деятельность коммерческих структур.
  • Хозяйство может быть создано одним человеком, признающимся его главой.
  • Хотя его деятельность связана с с/х, оно по умолчанию не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, но может обрести такой статус.
  • Для целей взаимодействия с кредитными учреждениями и госструктурами к КФХ применимо законодательство о малом предпринимательстве (п. 1 ст. 2).
  • Взаимные права и обязанности участников регламентируются соглашением о создании КФХ.

Требования к организационной форме

Ныне действующим законодательством оговорено, что возможно два варианта:

  • КФХ осуществляет деятельность как юридическое лицо (ст. 86.1 ГК);
  • оно может не быть юр. лицом (п. 5 ст. 23 ГК).

Многочисленные законодательные изменения вынесли некоторую путаницу в вопрос допустимой организационной формы фермерских хозяйств. Рассмотрим вопрос в хронологическом аспекте:

  • с 90-х до 2003 года все КФХ – юр. лица;
  • с 2003 по 2013 все вновь созданные предприятия не имеют статуса юр. лица;
  • с 2013 года вновь созданные организации могут быть или не быть юр. лицами – выбор организационной формы находится в компетенции основателей;
  • до 2021 года просуществуют КФХ с учредительной документацией, соответствующей законодательству 90-х годов.

Человек, хозяйствующий на земле единолично, стоит перед выбором. Он вправе:

  • встать на учет в ИФНС по месту регистрации как ИП;
  • создать и возглавить хозяйство – юридическое лицо, в котором будет одновременно руководителем и единственным работником.

Если КФХ лишено статуса юр. лица, а его руководитель является ИП, возникают дополнительные сложности. В единой структуре предприятия параллельно существуют два субъекта хозяйствования, созданных без образования юридического лица:

  • фермерское хозяйство;
  • его глава.

Между ними устанавливаются гражданские правоотношения. Хозяйство имеет фирменное наименование, расчетные счета, печать, несет ответственность, самостоятельно выступает истцом и ответчиком в судопроизводстве. Оно осуществляет производственную деятельность. Его глава, будучи ИП, вступает в хозяйственные правоотношения от имени и в интересах предприятия.

Все нюансы регистрации данного объединения рассмотрены на следующем видео:

Регламентация по Гражданскому кодексу

Долгое время статус таких объединений регламентировался только 74-ФЗ. ГК РФ лишь признавал за гражданами право вести производственную деятельность в области с/х на основании соглашения о создании КФХ без создания юридического лица,.

30.12.12 был принят 302-Ф3, дополнивший §2 «Коммерческие корпоративные организации» главы 4 «Юрлица» новым разделом 3.1. «КФХ». Он содержит всего одну одноименную статью – 86.1. Однако ею внесены принципиальные изменения в регламентацию положения хозяйств. Начиная с 2013 года, отечественные фермеры сами решают: нужно им создавать юридическое лицо или нет .

Согласно дефиниции ст. 86.1 ГК, КФХ — это добровольное объединение граждан для хозяйственной деятельности в с/х сфере. Оно зиждется на принципах:

  • добровольного членства;
  • обязательного трудового участия в деятельности;
  • объединения имущественных вкладов.

Примечательно следующее:

  • Хозяйство названо «добровольным объединением». В других случаях эта характеристика применяется законодателем исключительно в отношении некоммерческих организаций. Однако структурное отнесение ст. 86.1. к §2 ГК исключает сомнения касательно его коммерческой природы.
  • Его члены являются одновременно его учредителями и работниками. Это создает для них дополнительные права в отношении участия в управлении (общие сборы – основной руководящий орган) и накладывает специфические обязательства в виде субсидиарной ответственности по долгам.
  • ГК не упоминает о родственных связях. Существует парадокс: члены хозяйства без статуса юр. лица должны быть родственниками, а члены КФХ-организации – нет.

Правовой режим активов

Режим имущества объединения без статуса юр. лица регламентирован 74-ФЗ. Имущество такого субъекта хозяйствования принадлежит его членам (п. 3 ст. 6). Нужно учесть, что данное предприятие не владеет общегражданской правосубъектностью. Оно является не самостоятельным субъектом права, а лишь объединением нескольких субъектов. Поэтому право собственности на активы (земельный участок, мелиоративные системы, хозяйственные сооружения, скот, оборудование, транспорт, инвентарь и т. п.) не может принадлежать хозяйству даже теоретически.

По общему правилу имущество КФХ принадлежит его участникам на праве общей совместной собственности.

В случае раздела имущества такие доли признаются номинально равными (ст. 244, 253 ГК). Примечательно, что названный режим по умолчанию применяется только к общенажитому имуществу супругов и считается неприменимым для коммерческой деятельности.

В соглашении о создании хозяйства его участники могут предусмотреть применение к активам предприятия режима общей долевой собственности. Никаких других вариантов не предусмотрено. Поскольку это объединение самостоятельных субъектов, к его имуществу применим исключительно режим общей (совместной или долевой – на выбор учредителей) собственности.

Сложность разрешения имущественных споров между участниками определяется тем, что в деятельности сосуществуют активы с разным правовым режимом, например:

  • общее имущество членов;
  • общенажитое имущество супругов, один или оба из которых – участники КФХ;
  • личное имущество членов.

В деле о разводе членов хозяйства исковое требование о разделении общенажитого имущества подлежит выделению в отдельное судопроизводство. К его слушанию в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлекаются все другие участники, поскольку вердикт суда затронет их интересы.

В случае юридического лица, оно наделено обычной общегражданской правосубъектностью. Согласно п. 2 ст. 86.1 ГК, имущество КФХ принадлежит ему на праве собственности. Примечательно, что ГК не определил минимальный уставный капитал, как это сделано в отношении АО или . Вместе с тем, будучи производственным предприятием, оно может успешно работать только при условии создания значимой материально-технической базы.

Плюсы и минусы

Выбор такой организационно-правовой формы обусловлен возможностью участия в федеральных и муниципальных госпрограммах под­держ­ки, суб­си­ди­ро­ва­ния и развития фермерства. Ими среди прочего может быть оговорен льготный порядок предоставления земли. По умолчанию (ст. 39.18 Земельного кодекса РФ) он таковым не является.

КФХ принципиально не подходит инвесторам, которые не видят себя сотрудниками с/х предприятия. Эта организационная форма предполагает обязательное личное участие в работе своего детища. Согласно п. 3 ст. 86.2 ГК, человек может быть членом только одного хозяйства со статусом юридического лица. Таким образом, лицам, заинтересованным в управлении субъектов хозяйствования через наемного управляющего, следует создавать ООО или АО.

Объедение со статусом юр. лица схоже с любыми другими коммерческими структурами. Преимуществом его создания является отсутствие минимального учредительного капитала. Однако эта медаль имеет и обратную сторону. Его учредители несут по долгам субсидиарную ответственность (п. 4 ст. 86.2 ГК). Если имущества предприятия не хватает для удовлетворения требований кредиторов, возможно взыскание личного имущества в недостающей части.

КФХ без статуса юр. лица — весьма проблемная форма ведения бизнеса. Таким структурам недоступны некоторые масштабные виды деятельности, например – племенное животноводство.

Сложны отношения хозяйства и его руководителя – ИП. В случае нетрудоспособности, старости или смерти главы возникает проблема правопреемства. Если ИП умер, то предприятие придется закрыть, а потом заново регистрировать на другого человека.

Объедение без статуса юр. лица может управляться только авторитарно при условии, что все другие члены всецело доверяют и полагаются на главу. 74-ФЗ предписывает последнему действовать добросовестно и разумно, не ущемляя интересы предприятия и его членов (ст. 16). Очевидно, что эта расплывчатая формулировка не поможет в разрешении споров.

Как ИП глава хозяйства отвечает по предпринимательским долгам всем личным имуществом.

Права и обязанности

КФХ вправе:

  • самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • реализовывать право собственности на посевы, посадки с/х культур, произведенную продукцию (касается предприятий, имеющих статус юр. лица);
  • с разрешения властей возводить хозяйственные постройки;
  • использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые (торф) и водные ресурсы;
  • проводить мелиоративные работы, создавать искусственные водоемы;
  • в случае изъятия земельного участка получить компенсацию расходов на повышение плодородия;
  • требовать установления/прекращения земельного сервитута;
  • передавать участок или его часть в аренду.

Оно обязано:

  • обеспечить целевое использование земель;
  • осуществлять мероприятия по их охране;
  • вносить плату за землю;
  • не посягать на права других землевладельцев, арендаторов;
  • своевременно рассчитываться с бюджетами всех уровней и коммерческими контрагентами.

Налоги и отчетность

Выбор системы бухучета, отчетности и налогообложения зависит от базовых факторов:

  • наличие/отсутствие статуса юридического лица;
  • наличие/отсутствие наемного персонала, не являющегося членами КФХ.

С зарплаты наемных сотрудников налоги и взносы во внебюджетные фонды уплачиваются так же, как и в отношении других нанимателей. Главы хозяйств платят фиксированную сумму взносов в ПФР за себя и участников.

Выбор системы налогообложения достаточно широк. Позволительно применение:

  • обычной традиционной схемы (ОСНО);
  • одного из вариантов ;

Последний вариант наиболее выгодный, а потому часто используемый. Предполагает применение ставки 6% от доходов, сокращенных на величину расходов.

Вновь зарегистрированное предприятие обязано уведомить территориальную инспекцию ФНС о выборе ЕСХН или УСН на протяжении 30 суток с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.3 Налогового кодекса). Это важно, поскольку по умолчанию применяется . Если 30-дневный срок пропущен, изменить схему уплаты налогов можно только перед началом нового налогового периода.

Учет доходов/расходов на ЕСХН ведется кассовым методом. Налоговый учет ведется на основании сведений бухучета.

Отчетность КФХ на ЕСХН при отсутствии наемного персонала включает:

  • подачу декларации по ЕСХН в ИФНС до 31.03 года, следующего за отчетным;
  • ведение в бумажном или электронном виде (до 2013 года она прошивалась в ИФНС, сегодня проверяется только при налоговых проверках);
  • подачу отчета формы РСВ-2 в территориальное отделение ПФР до 01.03 года, следующего за отчетным.

Оплата налогов и взносов:

  • не позднее 25 суток по окончании каждого полугодия отчисляется платеж по ЕСХН;
  • уплата с дохода до 300 тыс. руб. в 2016 году производится до 31.12.16 г.

Взносы по желанию могут уплачиваться ежемесячно или ежеквартально. Уплата взносов при годовом доходе более 300 тыс. руб. производится не позднее 01.04.17.

Предпринимательское право. Шпаргалки Антонов А. П.

106. Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства

Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства определяется нормами ГК РФ и специальным законодательным актом – Законом РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 20 ноября 1990 г. с изменениями от 27 декабря 1990 г., 24 июня 1992 г., 28 апреля 1993 г., от 24 декабря 1993 г.

Крестьянское хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представляет собой равноправное звено экономической системы наряду с государственными, коллективными, индивидуальными и другими предприятиями и организациями.

Члены хозяйства производят товарную продукцию и являются сельскохозяйственными товаропроизводителями. С другой стороны, ведение такого хозяйства – это определенный образ жизни, который не ограничивается только товаропроизводственной деятельностью. Именно этими особенностями объясняется особый правовой режим имущества хозяйства.

К имуществу хозяйства, которое принадлежит на праве общей собственности членам хозяйства, отнесено не только имущество, участвующее в производственной деятельности в виде средств производства, но и жилой дом, хозяйственные постройки.

В ст. 15 настоящего закона закреплено право главы хозяйства на распоряжение имуществом. Здесь же указывается, что основные средства не подлежат разделу при выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его состава, а причитающаяся ему доля компенсируется денежными средствами.

Специальный правовой режим установлен на земельный участок, предоставленный главе хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения или в собственность.

Гражданин, имеющий такой участок земли, имеет право самостоятельно хозяйствовать на земле, обменять участок, сдавать его в аренду, передавать по наследству, получить возмещение затрат и убытков в случае принудительного изъятия земельного участка.

Решение о прекращении деятельности крестьянского хозяйства принимается районным органом местного самоуправления. Споры о прекращении деятельности крестьянского хозяйства решаются арбитражным судом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Гражданский кодекс РФ. Часть первая автора Законы РФ

Статья 257. Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства 1. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.2. В совместной собственности членов

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Аграрное право автора Завражных Максим Львович

30. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства Фермерское хозяйство– это деловое предприятие, в бизнес-менеджменте которого присутствуют и сочетаются маркетинг, компетентное управление ресурсами (в том числе природными, финансовыми, техническими и человеческими),

Из книги Аграрное право: конспект лекций автора Завражных Максим Львович

35. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства Правовой режим имуществавыражен в законодательном закреплении правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом крестьянского хозяйства. Особенность правового режима имущества

Из книги Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства Крестьянские (фермерские) хозяйства в России ведут свое начало со столыпинских аграрных реформ, суть которых состояла в том, чтобы каждому крестьянину царским Указом от 9 ноября 1906 г. было разрешено выйти из общины со своим

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

4. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства Правовой режим имущества выражен в законодательном закреплении правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом крестьянского хозяйства. Особенность правового режима имущества

Из книги Постатейный комментарий к Федеральному закону от 11 июня 2003г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" автора Калинин Н И

§ 3. Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства Статья 217. Основания для признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом Основанием для признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом является его неспособность удовлетворить

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

Статья 221. Конкурсная масса крестьянского (фермерского) хозяйства 1. В случае признания арбитражным судом крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и открытия конкурсного производства в конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства включаются

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Статья 257. Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства 1. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.2. В совместной собственности членов

Из книги Наследственное право России: учебник автора Гуреев Владимир Александрович

Статья 258. Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства 1. При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным статьями 252 и 254

Из книги автора

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства 1. Пункты 1, 2, 3 статьи 1 содержат новое определение фермерского хозяйства, позволяют выделить ряд признаков, характеризующих крестьянское (фермерское) хозяйство как особую организационно-правовую форму ведения

Из книги автора

СТАТЬЯ 257. Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства 1. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.2. В совместной собственности членов

Из книги автора

СТАТЬЯ 258. Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства 1. При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным статьями 252 и 254

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

§ 1 Общая характеристика крестьянского (фермерского) хозяйства Понятие «крестьянское (фермерское) хозяйство» не ново для российского законодательства. Так, Закон РСФСР от 22 ноября 1990?г. № 348–1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» оно определялось как самостоятельный

Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

Крестьянское фермерское хозяйство - это объединение физических лиц, которые имеют в общей собственности имущество и осуществляют хозяйственную или производственную деятельность. Такова организационно-правовая форма этого объединения.

Правовое положение организации регулирует гражданское законодательство.

Если у хозяйства имеется несколько участников, то все они в установленном порядке вносят определенную сумму вклада. Так происходит формирование имущества организации, которым ее члены будут владеть на общих правах.

Организация крестьянского фермерского хозяйства имеет свои особенности.

Порядок создания и состав крестьянского (фермерского) хозяйства

Образование и развитие крестьянского хозяйства имеет свои нюансы, о которых обязательно нужно знать.

Право создавать фермерские хозяйства имеют только дееспособные граждане РФ, лица, не имеющие гражданства и иностранцы.

Это объединение может организовать только один человек, он же чаще всего становится председателем хозяйства.

В состав крестьянского хозяйства также входят родственники основателя, которые вместе трудятся для производства сельскохозяйственной продукции. В первую очередь это супруги, дети, родители и другие близкие члены семьи. Участвовать в крестьянском хозяйстве можно с 16 лет.

В состав объединения может входить не более 5 человек. Если участники хозяйства работают в нем по трудовому договору, то по закону они не признаются полноправными членами организации.

Если хозяйство решают организовать несколько основателей, то они обязаны составить специальное соглашение. Для единоличного создания крестьянского хозяйства этого не требуется.

Договор должен содержать:

  • данные обо всех участниках хозяйства;
  • их права и обязанности;
  • порядок, согласно которому формируются права владения и пользования имуществом;
  • порядок, согласно которому будет осуществляться прием и выход из членства хозяйства;
  • распределение всех полученных от данной деятельности доходов.

Регистрация осуществляется в течение 5 дней. Происходит оформление свидетельства о регистрации и других документов. Кроме этого, председатель хозяйства обязан подать заявление на налог, необходимый в случае ведения сельскохозяйственной деятельности.

Права и обязанности крестьянского (фермерского) хозяйства

Создание этого объединения подразумевает наличие как прав, так и обязанностей у его членов.

Среди прав фермерского хозяйства основными являются:

  • право осуществлять деятельность хозяйства по своему усмотрению;
  • использовать все имеющиеся на территории хозяйства полезные ископаемые;
  • строить любые сооружения и производственные объекты, необходимые для нужд организации;
  • по своему усмотрению распоряжаться всеми посадками и посевами;
  • проводить все необходимые мелиоративные работы;
  • требовать от государства возмещения убытков в случаях, установленных законом.

Помимо этого, немаловажными являются и обязанности КФХ:

  • использование земельных участков в сроки, которые были предусмотрены соглашениями;
  • брать на себя ответственность за деятельность, направленную на охрану земель;
  • во время платить за аренду земли;
  • использовать природные ресурсы для производства сельскохозяйственной продукции в порядке, установленном законом;
  • согласовывать сооружение зданий и другие виды работ с соответствующими государственными учреждениями.

Имущественные правоотношения крестьянского (фермерского) хозяйства

Субъекты имущественных правоотношений - это имущество, которое используется для ведения фермерской деятельности. В понятие «имущество» входит собственность основателя крестьянского хозяйства. Это земля, дома, сельскохозяйственные постройки, транспортные средства, скот, птица, семена, а также продукция и все доходы.

Все это имущество имеет государственную защиту, так же как и другая собственность. Кроме того, ведение сельского хозяйство часто нуждается в дополнительной помощи.

В данном случае лучшим выходом может стать государственная поддержка. Существует большое количество программ, направленных именно на оказание помощи фермерам. Они подразумевают не только экономические вливания, но и перспективы развития организации.

Владение имуществом, которое принадлежит крестьянскому хозяйству, осуществляется всеми его участниками.

Основания для этого - взаимная договоренность между ними. Организация имеет право распоряжаться собственностью на правах владельца, то есть продавать, обменивать, сдавать в аренду и т. д.

Кроме этого, фермерское хозяйство может покупать и брать в аренду собственность третьих лиц. Все имущественные споры члены хозяйства решают в судебном порядке.

Деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства

Образование крестьянского хозяйства осуществляется с целью получения прибыли. При этом организация самостоятельно занимается своей деятельностью. А потому члены хозяйства покрывают расходы из своих средств и сами определяют направление деятельности. При этом крестьянское хозяйство обязано соблюдать все законы.

Организация самостоятельно определяет виды деятельности, отвечает за развитие в выбранной сфере, ищет экономические пути, заключает договора, в том числе и с иностранными инвесторами, распоряжается всей произведенной продукцией и нанимает дополнительных сотрудников.

Глава фермерского хозяйства несет ответственность за безопасную работу всех участников организации и наемных работников. Это касается и норм техники безопасности, гигиены и санитарии, и т. д.

Прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства

Любая организация может прекратить свое существование. При этом для прекращения существует несколько причин:

  • отказ главы хозяйства от использования земельного участка, взятого в аренду;
  • совместное решение членов фермерского хозяйства;
  • большое количество нанятых работников;
  • незаконно использование земли, что привело к ее загрязнению или истощению природных ресурсов;
  • отказ от оплаты аренды за землю, технические средства и т. д.
  • простой земли в течение одного календарного года со дня ее аренды крестьянским хозяйством;
  • банкротство;
  • отсутствие наследников.

Ликвидация крестьянского хозяйства происходит на основаниях, предусмотренных законодательством. Решение об этом принимается государственными органами или судом.

Вся собственность фермерского хозяйства, в том числе и доходы от производства, в случае ликвидации, используется для погашения задолженностей.

"Налоговый вестник", N 6, 2000

Крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества, находящегося в его пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.

В соответствии со ст.1 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" [далее - Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"] ведение хозяйства осуществляется на основе пользования земельным участком. Земельный участок может находиться у членов хозяйства в собственности как на праве аренды, так и на других законных основаниях: в пожизненном наследуемом владении или в собственности.

1. Выделение земельного участка

Работники колхозов и совхозов, а также сельские пенсионеры имеют право на земельную долю (пай) согласно Положению о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 N 708. Согласно п.16 названного Положения в случае выхода из коллективных хозяйств они вправе требовать выделения земельного участка в натуре. Что касается негосударственных кооперативов, созданных после реорганизации колхозов и совхозов, следует руководствоваться нормами Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", согласно которому уставом сельскохозяйственного кооператива может быть предусмотрено право выходящего участника на получение земельного участка.

Для получения земли с целью создания фермерского хозяйства необходимо направить заявление в адрес общего собрания указанных организаций с просьбой о выделении участка. Размер земельного участка, предоставляемого выходящему участнику, не должен превышать размера земельной доли или земельного участка, который этот участник передал кооперативу при вступлении в него. Земельный участок бывшему члену колхоза, совхоза выделяется в соответствии с его долей в сельскохозяйственных угодьях этого коллективного хозяйства.

2. Получение земельного участка

Право на создание крестьянского хозяйства и на получение для этого земельного участка имеет любой дееспособный гражданин, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве, сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку. В случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. Для некоторых категорий граждан: ветеранов Великой Отечественной войны, руководителей и специалистов сельскохозяйственных органов местного самоуправления, сельскохозяйственных специалистов, проработавших в колхозе или в совхозе не менее пяти лет, многодетных и приемных семей - законодательство устанавливает специальные преимущества в получении участков.

Для получения земельного участка с целью ведения фермерского хозяйства необходимо обратиться с заявлением к главе местной администрации. В случае если претендентов на получение окажется несколько, при отборе граждан, пожелавших вести крестьянское хозяйство, местная администрация вправе провести конкурс. Местной администрации также предоставлено право в определении конкретных условий, на которых будет выделен земельный участок. Предельная норма предоставления земли устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации.

После этого администрация рассматривает заявление гражданина в месячный срок и выносит постановление о предоставлении или отказе в предоставлении земли.

3. Аренда земли

Наиболее часто применимым способом для получения земельного участка является получение земли на праве аренды посредством заключения договора аренды с собственником земли либо с арендатором, у которого есть право субаренды. При этом собственником земли может быть государство, организация (предприятие, учреждение) либо частное лицо. При заключении договора аренды земельного участка особенно тщательно необходимо подойти к его изложению и содержанию, оговорив при этом следующие условия: определение месторасположения участка, его границ; арендную плату; государственную регистрацию договора аренды.

Работы по определению границ участка выполняются районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству либо специализированными землеустроительными организациями, а также физическими лицами, имеющими лицензии на право выполнения таких работ. Выполненный план границ участка прикладывается к договору и является его неотъемлемой частью.

В обязательном порядке необходимо пройти государственную регистрацию договора аренды, которая осуществляется в учреждениях юстиции, а в тех субъектах Российской Федерации, где такие учреждения еще не созданы, можно обратиться в районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Без такой регистрации в соответствии с нормами ст.ст.164, 165 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) сделка признается недействительной.

4. Правовой статус фермерских хозяйств

До принятия и введения в действие части первой ГК РФ крестьянские (фермерские) хозяйства образовывались как юридические лица в соответствии с Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который наделял крестьянские (фермерские) хозяйства правами юридического лица, осуществляющего производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в его пользовании земельных участков, хотя хозяйство и было представлено отдельным гражданином, семьей или группой лиц.

Согласно названному Закону членами хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.

Крестьянское (фермерское) хозяйство регистрировалось органом местного самоуправления после выдачи государственного акта на право пожизненного наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка. Органы местного самоуправления заводили на каждое крестьянское (фермерское) хозяйство регистрационную карточку и вносили его в похозяйственную книгу.

Имущество хозяйства принадлежало его членам на праве общей долевой собственности. При единогласном решении членов хозяйства имущество могло находиться в общей совместной собственности. Члены хозяйства осуществляли пользование общим имуществом по взаимной договоренности. Сделки по распоряжению таким имуществом имел право совершать глава хозяйства без особой на то доверенности либо доверенное лицо. При выходе одного из членов хозяйства из его состава основные средства производства разделу не подлежали, а часть имущества (вклад, доля, пай) могли компенсироваться деньгами. Порядок раздела имущества и выплаты компенсации устанавливались по взаимной договоренности всех членов хозяйства, а при ее отсутствии - судом, при этом срок выплаты компенсации не должен был превышать пяти лет.

Наследование имущества крестьянского хозяйства производится по правилам ст.27 и в соответствии с ч.3 ст.15 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а наследование земельного участка и права аренды земельного участка - по правилам ст.ст.61 и 62 Земельного кодекса РСФСР.

С введением в действие части первой ГК РФ правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с п.1 ст.257 названного Кодекса определяется с иных позиций: оно принадлежит членам хозяйства на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. Таким образом, правовая модель, которая была закреплена в Законе "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в ГК РФ приобрела иной смысл. Если члены хозяйства желают использовать организационно - правовую форму юридического лица, то они должны создать для этого хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Общим имуществом хозяйства являются также плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности хозяйства и используемые членами хозяйства по взаимной договоренности. Доли членов крестьянского (фермерского) хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.

При выходе из хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, разделу не подлежат. В то же время вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей совместной собственности на это имущество. Указанные правила подлежат применению и тогда, когда после смерти одного из членов хозяйства открывается наследство.

В соответствии с п.5 ст.6 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации до 1 июля 1999 г. подлежали индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными объединениями, благотворительными фондами, и другие, не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения. Крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные до введения в действие части первой ГК РФ в соответствии с положениями Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", под действие указанного положения не подпадают.

Положениями ГК РФ предусмотрены две возможные формы существования крестьянских (фермерских) хозяйств со дня введения в действие гл.4 ГК РФ. Согласно ст.23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Кроме того, в соответствии со ст.259 ГК РФ на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. При этом правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных до введения в действие гл.4 ГК РФ, подлежит приведению в соответствие с указанными нормами.

Однако ни Федеральным законом от 30.11.1994 N 52-ФЗ, ни иными федеральными законами не установлены предельные сроки для приведения правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствие с положениями ГК РФ. Решение данного вопроса в настоящее время во многом зависит от местных властей. Следовательно, членам крестьянского (фермерского) хозяйства необходимо помнить, что в связи с тем, что конкретные сроки и порядок приведения правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств законами не определены, изменение статуса скорее является правом членов хозяйства, чем обязанностью.

Таким образом, до тех пор пока в законодательстве не будут установлены предельные сроки для приведения правового статуса, хозяйства могут продолжать заниматься деятельностью в качестве юридических лиц.

Для изменения правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного до введения в действие части первой ГК РФ, его главе необходимо подать заявление на имя главы администрации района с просьбой о регистрации изменения. На основании заявления глава администрации издает распоряжение о регистрации изменения правового статуса хозяйства. С момента регистрации все права и обязанности прежнего хозяйства - юридического лица переходят к крестьянскому (фермерскому) хозяйству без статуса юридического лица, которому выдается новое свидетельство о регистрации хозяйства.

После регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства глава хозяйства обязан получить в регистрационной палате свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В части первой Налогового кодекса РФ (НК РФ) дано экономическое определение термина "индивидуальный предприниматель" - это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

После этого необходимо пройти процедуру постановки на учет в налоговых органах, внебюджетных фондах, органах статистики. Глава хозяйства приобретает статус индивидуального предпринимателя, а само хозяйство является особой формой предпринимательства и предполагает в своем составе наличие и других членов, которые также получают доход от деятельности.

Участники хозяйства договариваются о том, каким образом будет использоваться имущество хозяйства. Так, по общему правилу имущество хозяйства принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, то есть без определения доли каждого из собственников в соответствии со ст.257 ГК РФ. Каждый член хозяйства вправе совершать сделки по распоряжению этим имуществом, если соглашением между ними не установлен другой порядок. Если же члены хозяйства желают заранее определить долю каждого в общем имуществе, они вправе составить и подписать соответствующее соглашение. Можно также договориться о том, как будут распределяться и использоваться плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности хозяйства.

При замене правового статуса крестьянского хозяйства - юридического лица на статус крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица с регистрацией главы в качестве индивидуального предпринимателя происходит передача имущества от собственника крестьянского хозяйства - юридического лица в собственность индивидуального предпринимателя - физического лица. Такая передача не означает изменения или утраты имущественных прав членов хозяйства.

5. Налоговый учет

В соответствии с п.1 ст.83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики - физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физических лиц, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Глава хозяйства, получивший свидетельство индивидуального предпринимателя, в течение 10 дней после государственной регистрации обязан подать заявление в налоговый орган по месту жительства о постановке на учет. Заявление о постановке на учет подается по форме N 12-2-1, утвержденной Приказом Госналогслужбы России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц". К документам, обязательным к предъявлению и подтверждающим сведения Заявления, относятся:

  • свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Кроме документов, необходимых для постановки на учет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства дополнительно представляет в налоговый орган документы, подтверждающие право владения землей и о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

При постановке на учет по месту жительства каждому налогоплательщику - физическому лицу присваивается единый по всем видам налогов и сборов на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

После завершения процедуры постановки на учет главе хозяйства выдается свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства, что служит основанием в подтверждении факта постановки на учет в налоговом органе.

В случае если глава хозяйства намерен осуществлять свою деятельность не по месту жительства, он обязан заполнить заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства. В дальнейшем налоговый орган по месту жительства направит заверенную копию заполненного заявления в налоговый орган по месту осуществления деятельности и уведомит главу хозяйства о необходимости явки в налоговый орган по месту осуществления деятельности.

В налоговом органе по месту осуществления деятельности глава хозяйства предъявляет свидетельство о государственной регистрации; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; документы, подтверждающие право владения землей и о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

6. Совместная деятельность

Для достижения результата, а также эффективного решения общих проблем путем объединения совместных усилий в практической деятельности крестьянские (фермерские) хозяйства очень часто применяют такую форму договорных отношений с другими участниками хозяйства, как договор простого товарищества (договор о совместной деятельности). Создание и ликвидация простого товарищества происходят без государственной регистрации.

Договоры простого товарищества заключаются в соответствии с гл.55 ГК РФ, когда двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключенного для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели.

При заключении договора простого товарищества должны быть решены вопросы, касающиеся денежной оценки вкладов; обязанностей товарищей по содержанию общего имущества и пользованию им; собственности; порядка возмещения расходов, связанных с выполнением этих обязанностей. Очень четко и конкретно необходимо также прописать и установить порядок ведения общих дел, ответственности товарищей по общим обязательствам, порядок распределения доходов и покрытия расходов и другие вопросы, необходимые для выполнения договора.

Ведение общих дел простого товарищества и учета доходов и расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов. Участники, ведущие общие дела, ведут учет доходов и расходов в одной Книге учета как по совместной деятельности, так и по деятельности, не связанной с выполнением работ по договору простого товарищества. Учет доходов и расходов в Книге ведется раздельно с тем, чтобы по окончании года можно было четко разграничить, какие доходы или произведенные расходы относятся к совместной деятельности, а какие к основной.

Доля дохода, причитающаяся каждому участнику простого товарищества, определяется исходя из общего дохода по данным учета за минусом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением дохода от совместной деятельности. Доход, полученный в результате совместной деятельности, распределяется между участниками до налогообложения в соответствии с условиями договора.

По окончании года в декларации о доходах глава хозяйства отражает валовой совокупный годовой доход, полученный хозяйством в целом по основной и по совместной деятельности, аналогично подлежат отражению расходы, связанные с получением этих доходов от основной и совместной деятельности, произведенные хозяйством в целом.

Для выполнения работ, связанных с осуществлением совместной деятельности, простым товариществом могут привлекаться иные физические лица либо члены колхозного (фермерского) хозяйства. Поскольку простое товарищество не является юридическим лицом, следовательно, оно не может являться работодателем для этих граждан, но на участниках договора лежит ответственность по удержанию и перечислению в бюджет подоходного налога с заработной платы и вознаграждений и взносов во внебюджетные фонды. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, полученные в виде начисленной заработной платы, учитываются в расходной части декларации каждого в отдельности главы хозяйства в соотношении, предусмотренном в договоре о совместной деятельности.

7. Налогообложение доходов крестьянских (фермерских) хозяйств

Порядок налогообложения доходов крестьянских (фермерских) хозяйств, главы которых зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, аналогичен порядку, установленному для индивидуальных предпринимателей, с учетом особенностей, связанных с ведением сельскохозяйственной деятельности.

7.1. Подоходный налог

Объектом налогообложения глав крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, является совокупный доход, полученный в отчетном календарном году, уменьшенный на сумму установленных Законом РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" вычетов и льгот, а также расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода от деятельности.

Учет полученных доходов и произведенных расходов, связанных с осуществлением деятельности хозяйства, производится в Книге учета доходов и расходов на основании соответствующих документов.

Книга в виде тетради, блокнота приобретается главой хозяйства и должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена печатью налоговой инспекции по месту учета. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью главы хозяйства и оттиском печати налоговой инспекции. В Книге учета доходов и расходов в хронологической последовательности на основании первичных документов отражаются хозяйственные операции, осуществленные в отчетном периоде.

В соответствии с пп."ш" п.1 ст.3 названного Закона в течение пяти лет (начиная с года образования хозяйства) не подлежат налогообложению доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, полученные в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятельности. Указанная льгота также предоставляется членам крестьянского (фермерского) хозяйства при регистрации главы хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

Доходы, полученные членами крестьянского (фермерского) хозяйства от несельскохозяйственной деятельности, облагаются налогом в общеустановленном порядке.

В случае если в крестьянском (фермерском) хозяйстве не ведется раздельного учета личных доходов членов этого хозяйства, полученных от сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности, разделение общего дохода каждого члена хозяйства для целей налогообложения производится по проценту, исчисленному как соотношение общего дохода крестьянского хозяйства к доходу от несельскохозяйственной деятельности.

Вышеуказанная льгота предоставляется членам крестьянских (фермерских) хозяйств по доходам от сельскохозяйственной деятельности, полученным от такого хозяйства, которое действует как самостоятельный хозяйствующий субъект, и не распространяется на доходы, полученные от ассоциаций, кооперативов и других предприятий, учреждений и организаций.

Годом образования крестьянского (фермерского) хозяйства является год государственной регистрации хозяйства.

По истечении пяти лет после регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства налогообложение главы хозяйства производится в порядке, установленном для индивидуальных предпринимателей, но в декларации о доходах глава хозяйства отражает доходы, полученные хозяйством, и фактические расходы, непосредственно связанные с получением этих доходов и произведенные хозяйством в целом.

Кроме того, глава хозяйства вместе с декларацией о доходах представляет в налоговую инспекцию отчет по форме 5-КХ для правильного расчета налогооблагаемого дохода, в котором отражаются результаты деятельности крестьянского хозяйства и учитываются соответствующие хозяйственные операции, связанные с производством сельскохозяйственной продукции.

Подоходным налогом облагается совокупный годовой доход, полученный хозяйством, который представляет собой разницу между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода. Состав расходов, связанных с извлечением дохода, определяется применительно к Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552.

Налог уплачивается авансовыми платежами (15 июля, 15 августа и 15 ноября) равными долями от годовой суммы налога, исчисленной за истекший год, а по вновь образованным хозяйствам - от предполагаемой суммы дохода за текущий год. Уплата подоходного налога и авансовых платежей налога производится на основании платежного уведомления, вручаемого плательщику налоговым органом, исчислившим этот налог. В налоговом уведомлении указываются размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также сроки уплаты налога.

Пересчет по фактически полученному совокупному доходу за истекший год должен быть закончен налоговыми органами не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. На суммы доплат по подоходному налогу, выявленному по результатам камеральной проверки, налоговым органом направляется главе хозяйства требование об уплате соответствующей суммы подоходного налога и пени.

7.2. Группировка затрат по элементам

В целях упорядочения учета и в соответствии с их экономическим содержанием главам крестьянских (фермерских) хозяйств затраты следует группировать по следующим элементам:

материальные затраты;

амортизация основных средств, малоценных предметов и нематериальных активов;

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

прочие затраты.

Рассмотрим подробнее составные части каждого элемента затрат.

7.2.1. Материальные затраты

Стоимость потребленных на производство продукции предметов труда (материалов) (в отличие от основных средств) полностью включается в затраты на производство продукции. В процессе производства материалы играют различную роль: одни, входя в продукт, составляют его основу, другие способствуют образованию продукта. Поэтому все материалы делятся на сырье, основные материалы и вспомогательные материалы.

В составе материальных затрат отражаются:

стоимость приобретенных материалов и сырья, которые входят в состав изготавливаемой продукции (товаров) или используются при проведении работ, оказании услуг;

стоимость покупных изделий (в том числе полуфабрикатов, комплектующих изделий, тарных материалов), используемых в процессе производства продукции (товаров, работ, услуг) и для упаковки продукции (товаров);

стоимость находящихся в эксплуатации средств и предметов труда, МБП, которые списываются в расход по мере их отпуска в производство или эксплуатацию и включаются в состав расходов путем начисления износа;

вспомогательные материалы, которые содействуют созданию продукции.

Материальные затраты следует отражать по фактической цене приобретения; их стоимость должна быть подтверждена документально.

Документами, подтверждающими материальные затраты, являются товарные чеки, счета, торгово - закупочные акты, накладные на отпуск товара с учетом кассовых чеков или корешков приходных кассовых ордеров, подтверждающих оплату данного товара, банковские документы, подтверждающие их безналичную оплату, свидетельствующие о фактически произведенных расходах.

Готовая продукция отражается по фактической стоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, нематериальных активов, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на ее производство.



Поделиться